Содержание

Разнообразие рельефа Земли

Разнообразие рельефа Земли далее

Поверхность земной коры как на суше, так и на дне морей и океанов неровная: горы, равнины, впадины. далее

Только благодаря неровностям на Земле существует суша и жизнь на ней. Если бы поверхность планеты была бы плоской, то она оказалась бы покрытой океаном глубиной 2450 метров. далее

Все неровности поверхности суши и дна морей и океанов называются РЕЛЬЕФОМ. Задание № 19 в рабочей тетради на стр: 56. Рельеф изучает географическая наука ГЕОМОРФОЛОГИЯ. далее

Любая неровность поверхности земли представляет собой форму рельефа, которая имеет высоту, площадь и очертания. Выпуклые формы рельефа называют положительными (+) : это горы, возвышенности, холмы на суше и дне океанов. Вогнутые формы рельефа котловины морей и озёр, овраги, балки – это отрицательные (-) формы рельефа.

Выполнить задание № 21 в рабочей тетради на стр: 56. Выпуклые знаком (+). Вогнутые (-) Гиперссылка — далее

Крупнейшие формы рельефа: Выступы Впадины материков океанов Крупнейшие формы рельефа Земли. Р. т. № 22 далее

Формы рельефа Крупнейшие формы рельефа: Горы – это обширные участки Равнины – это обширные земной участки поверхности, приподнятые над земной поверхности с ровной равнинами и имеющие или слабоволнистой большие перепады высот поверхностью. (более 200 м). Горы Равнины далее

Крупные формы рельефа: • Хребты и впадины в горах. Низменности и возвышенности на равнинах. далее

Гора – это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200 м. 1. Вершина Каждая гора имеет подошву, склон, вершину. 2. Склон 3. Подошва горы далее

Горный хребет – горы, расположенные одна за другой в ряд. Горные долины – понижения между соседними хребтами. далее

Средние и мелкие формы рельефа: • Овраги, холмы, балки, дюны, барханы. далее

Причины разнообразия рельефа: Внутренние Внешние (эндогенные) силы (экзогенные) силы земли. • Источник энергии внутренних сил – внешних сил – тепло, образующееся солнечная энергия. в недрах планеты. далее

Внутренние силы. Внешние силы. Это вода, ветер, ледник, Это медленные человек. движения земной коры, землетрясения и вулканизм. • Опускают и • поднимают, растягивают и Внешние процессы не только разрушители, сжимают поверхность. но и созидатели. Сминают в складки Разрушая крупные формы рельефа, они горные породы. создают средние и Благодаря этим силам мелкие неровности. возникают крупнейшие и многие Задание № 23 на крупные формы стр: 57 в рабочей рельефа. тетради. далее

Рельеф дна Мирового океана Рельеф дна морей и океанов очень разнообразен. Как и на поверхности материков, здесь есть и равнины, и горы, и вулканы, и хребты, и впадины. 1 Срединно- Подводная окраина океанические материков Переходная зона Ложе океана хребты • Шельф (1) • Островные дуги (6) • Котловины (3) • Срединно- • Материковый океанические склон (2) • Желоба (5) хребты (4) далее

Процессы, образующие рельеф дна Рельефообразующие Мирового океана факторы Действуют постоянно и Внутренние силы одновременно Внешние силы Внутренние силы особенно Медленные Внезапные Внешние процессы в океане отличаются от Образование сильно проявляются в разрывы и движения земной смещения внешних процессов на суше. В океане нет осадочных горных коры переходной зоне и в срединно- ветров, нет перепадов температуры, пород животные океанических хребтах. и растения мало изменяют рельеф дна. q обломочные q вертикальные q вулканизм q органические q горизонтальные q землетрясения q разрывные далее

Вопросы и задания: учебник стр: 89, № 5 • По карте полушарий определите самую высокую вершину суши и самую глубокую океаническую впадину. Вычислите разницу высот. далее

Решение: гора Джомолунгма (Эверест) 8 848 м, Марианская впадина 11 022 м – 8 848 м = 2 174 • Можно ли спрятать самую высокую горную вершину в самую глубокую океаническую впадину. далее

Домашнее задание: • Параграф § 23, пересказ. Рабочая тетрадь № 19 — № 23 на стр: 56 — 57. далее

Рефлексия (итог урока) «… тогда суди себя сам, — сказал король. – Это самое трудное… Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» . Я доволен своей работой. Урок был полезен для меня. Пользы от урока я получил мало и не смог проявить себя. далее

Потапова Татьяна Николаевна учитель географии МОУ Гимназии № 1 Центрального района города Волгограда

Технологическая карта по географии 7 класс Рельеф Земли

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

I. Мотивация к учебной дея­тельности

Совместная с обучающи­мися постановка целей и задач урока, подготовка к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обуча­ющихся внутренней потребности включения н учебную деятельность, уточняет тематические рамки

Обдумывают тему урока, обсуждают цели урока пытаются самостоятельно из сформулировать

Фронтальная

работа

 

II. Актуализа­ция знаний

Беседа содержащая задания на проверку знания фактического материала и терминов темы прошлого урока

Организует беседу для проверки качества усвоения знаний по теории литосферных плит и сейсмическим поясам

Отвечают на вопросы, работают с картой

Фронтальная работа

Устные ответы

III. Изучение нового мате­риала

Работа с учебником и презентацией

Организует работу с текстом учебника и презентацией по составлению схемы «Формы рельефа»

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, чертят в тетрадях схемы, обсуждают новую информацию, выполняют задания

Индивидуаль­ная и фронтальная работа

Устные и письменные ответы

Работа с презентацией «Схемы образования гор»

Организует работу по изучению схем образования гор,

Работа с атласами и текстом учебника

Предлагает учащимся, работая с физической и тектонической картами, привести примеры древних, средних и молодых гор

Работа с текстом учебника с. 29-31 и слайдами презентации «Внутренние и внешние силы Земли»

Организует работу по составлению схемы «Внутренние и внешние силы Земли» (шаблон схемы нарисован на доске или в презентации)

Составляют схему по шаблону, работая с текстом учебника и презентации

Индивидуальная работа

Письменные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Практическая работа в к/к

Организует работу обучающихся в к/к. Дает задание отметить в контурных картах тектонические структуры и формы рельефа соответствующими цветами.

Выполняют задание учителя

Фронтальная работа

Письменные ответы

V. Итоги уро­ка. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Определяет задания

Выполняют задания

Индивидуаль­ная работа

Оценивание ра­боты учащихся на уроке

Домашнее

задание

§ 5, выучить записи в тетради

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуаль­ная работа

 

Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия.

Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности. Различают две главные формы рельефа: равнины и горы. Равнины — это форма рельефа с небольшими (до 200 м) перепадами относительных высот. Горы — это форма рельефа с большими (более 200 м) перепадами относительных высот. Относительная высота — превышение одной точки земной поверхности над другой, в то время как абсолютная высота — это высота места над уровнем моря.

Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу.

На формирование рельефа оказывают влияние внутренние и внешние силы. В первую очередь главные формы рельефа зависят от тектонического строения территории. Для платформенных областей — древних Русской и Сибирской платформ или молодой Западно-Сибирской плиты — характерны равнины: Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье и Западно-Сибирская равнина соответственно. На территории древних платформ могут встречаться все виды равнин: низменности, возвышенности и плоскогорья, а на территории молодых платформ преобладают низменности.

Низменность — это вид равнин с абсолютными высотами до 200 м (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская равнина, Северо-Сибирская, Колымская низменности).

Возвышенность — это вид равнин с абсолютными высотами от 200 до 500 м (Среднерусская, Смолепско-Московская, Валдайская, Приволжская, Ставропольская).

Плоскогорье — это вид равнин с абсолютными высотами более 500 м (Среднесибирское плоскогорье).

Если кристаллический фундамент древних платформ выходит на поверхность (щиты), то возникают возвышенные формы рельефа — возвышенности (Среднерусская возвышенность на Воронежском массиве), плоскогорья (на Анабарском щите — Анабарское плато) или даже платформенные горы (Хибины на Балтийском щите и Алданское нагорье на Алданском щите).

Крупнейшими равнинами России являются Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье.

Складчатым областям (геосинклиналям) соответствует горный рельеф.

По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.
Низкие горы — это горы с абсолютными высотами ниже 2000 м (Хибины, Уральские горы, Бырранга).

Средние горы — это горы с абсолютными высотами от 2000 до 5000 м (Алтай, Саяны, Алданское и Чукотское нагорья, Верхоянский хребет, хребет Черского, Сихотэ-Алинь).

Высокие горы — это горы с абсолютными высотами более 5000 м (Большой Кавказ).

Для древних гор (байкальская, каледонская и герцинская складчатости), как правило, характерны низкие горы (Урал), областям средней (мезозойской) складчатости соответствуют средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь), а для молодых гор (кайнозойская, альпийская или тихоокеанская складчатости) характерны высокие горы (Кавказ). Для областей молодой складчатости характерны активные проявления сейсмичности и вулканизма (Камчатка и Курильские острова), где и расположены все действующие вулканы России — Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Толбачик, Шивелуч, Тятя и другие.

Особую группу образуют обновлённые (или возрождённые) горы: эти горы имеют древний возраст, но в своей истории они испытали дополнительные поднятия и достигают довольно больших абсолютных высот: горы Южной Сибири — Алтай, Саяны, Становое нагорье и другие.

Самыми высокими горами России является Большой Кавказ, высшая точка которого — потухший вулкан Эльбрус — 5642 м. На Камчатке находится самый высокий по высоте конуса действующий вулкан мира— Ключевская Сопка (4688 м).

Самая низкая точка России — уровень Каспийского моря: -28 м.

Основными внешними силами рельефообразования являются деятельность ледников, ветра, текучих вод и человека.

В результате древнего оледенения возникли моренные (ледниковые) формы рельефа — «бараньи лбы» в Карелии, моренные холмы и гряды (Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская возвышенность, Северные Увалы, Сибирские Увалы).

В результате деятельности ветра образуются эоловые формы рельефа — барханы в пустынях и останцы (например, Красноярские столбы или гора Кольцо в районе Кисловодска).

Под воздействием текучих вод образуются овраги и балки, характерные для южной части Русской равнины, а также оползневые и карстовые формы рельефа.

Под воздействием хозяйственной деятельности человека образуются терриконы (горные отвалы) и карьеры в местах добычи полезных ископаемых, а также курганы и др.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: Поиск по сайту:

Конспект урока по географии: «Рельеф Земли», 7 класс

География 7  класс

Урок № …..

Тема урока: Рельеф Земли.

 

Дата проведения…………….

 

Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.

2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

3. Продолжить формирование навыков работы с картой.

Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.

 

Ход урока

 

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного материала

Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.

·     Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?

·     Что такое сейсмический пояс?

·     Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

·     Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?

·     Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.

3. Изучение нового материала

 1). Понятие рельефа

Вопросы к учащимся:

— Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.

— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске.

Ученики заполняют схему в тетради.

2). Образование равнин и гор

А) Образование равнин.

Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.

Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.

Б) Образование гор.

Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.

Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д.)

 

Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).

 

Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.

 

4. Внутренние и внешние силы Земли

Вопросы к учащимся:

·      Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)

·      Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).

·      Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).

·      Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.

С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.

Факторы, влияющие на образование форм рельефа

    Рельеф

               Внешние силы

Внутренние силы

—    процессы движения литосферы

—    внедрение мантии в земную
кору

—    излияние мантии на поверх
ность

—    действуют на поверхности Земли       

—     выветривание

—    работа текучих вод

—    подземных вод

—    ледников

—    морского прибоя

  — деятельность человека

 

Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.

 

Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа

Причины возникновения процессов

Проявление деятельности этих процессов

Результат действий процессов на формы рельефа

Перепады температур.

С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед.

. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой.

Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.

 

Активное воздействие растительных и животных организмов

Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания

Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, — химическое.

. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.

Реки и Мировой океан

 

река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.

 

Пляж

Ветер.

 

 

заполняет углубления и трещины,вразрушает горную породу

дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки.

Хозяйственная деятельность человека

Человек добывает полезные ископаемые

в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).

Овраги, карьеры

5. Закрепление пройденного материала

Практическая работа №2

 Тема: Сопоставление карт геология — рельеф

 1.Определите какие формы рельефа, соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей, разломам, заполнив таблицу:

Геологическая структура

Форма рельефа

Пример

Платформа

 

 

Щит

 

 

Складчатая область

 

 

2. Дать описание гор и равнин по картам атласа.

6. Домашнее задание. П.5

Урок географии в 7-м классе «Рельеф Земли». Выполнение практической работы

Класс: седьмой (гимназический).

Тип урока: изучение новой темы в ходе выполнения практической работы.

Технология урока: комплексная (подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков анализа географических карт при их сопоставлении).

Цель урока: Сформировать знания о разнообразии рельефа Земли и закономерностях их размещения.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Сформировать представления о размещении основных форм рельефа на поверхности Земли.
  • Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов Земли.

Практическая: Развивать практические умения чтения и анализа карты.

Общепредметные:

  • Воспитывать интерес к предмету в ходе освоения географической темы и размышления над её содержанием.
  • Развивать память, логическое мышление (при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации), географически грамотную речь.
  • Формировать умения самостоятельно пополнять знания при составлении и анализе карт.

Оборудование: физическая карта мира и карта строения земной коры.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного

На прошлом уроке мы говорили о теории литосферных плит.

Какую связь эта теория имеет с гипотезой дрейфа материков? — Назовите основные постулаты теории. — Давайте посмотрим на внешний облик нашей планеты с точки зрения теории. Как вы считаете, очертания современных берегов и океанов неизменны? Менялись ли они в прошлом? А изменятся ли в будущем? — Вы уже сказали, что основные геологические процессы происходят на границах литосферных плит. Получив карточки, опишите механизм и результат взаимодействия литосферных плит. (см. приложение).

III. Изучение нового материала

— Давайте вспомним, что такое рельеф? — Какие две основные формы рельефа вы знаете? — Поговорим о равнинах. На какие группы делятся равнины по высоте?

Посмотрим на карту литосферных плит, найдем на ней своеобразные ядра материков — платформы.

Запись в тетрадь:

Платформы — относительно устойчивые и самые древние тектонические структуры.

— В основе практически каждого материка залегает одна платформа. Есть ли исключения? — Как вы считаете, почему в составе Евразии сразу несколько платформ? (Из-за её площади).

Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу «Взаимосвязь равнин с тектоническими структурами».

В процессе совместной работы заполняется таблица.

Карта «Строение земной коры» Физическая карта
Форма рельефа Абсолютная высота
Северо-Американская платформа    
Южно-Американская платформа    
   
Восточно-Европейская платформа    
Сибирская платформа    
Китайско-Корейская платформа    

— Какому выводу мы с вами можем прийти? (Древние платформы в рельефе соответствуют равнинным областям).

— Давайте вспомним о второй основной форме рельефа — о горах. Какие виды гор вы знаете?

Постепенно, в ходе геологического развития нашей планеты к платформам присоединялись тектонические структуры, которые называются областями складчатости.

— Посмотрите в легенду карты строения земной коры и скажите, почему существует несколько видов областей складчатости. (Они имеют разный возраст, поскольку образовались в разное время).

Сопоставим физическую карту мира и карту строения земной коры, заполнив таблицу «Взаимосвязь гор с тектоническими структурами».

Горы Возраст Преобладающие высоты; м Максимальная высота; м
Анды      
Кордильеры      
Аппалачи      

— Какому выводу после заполнения таблицы мы с вами можем прийти? (Чем выше горы, тем они моложе).

Итак, мы с вами говорил о формировании крупных (основных) форм рельефа. — Какие процессы их формируют?

Но мы помним и внешние силы, действующие на Земле. — Все вместе их можно отнести к процессам: (выветривания).

— Вспомним, какое бывает выветривание? (физическое, химическое, биологическое).

— Как действуют на рельеф процессы выветривания?

IV. Итоги урока

— Итак, какой же главный вывод мы с вами можем сделать в конце сегодняшнего урока?

— Чему вы сегодня научились?

Домашнее задание: :, повторить записи в тетради, основные постулаты теории литосферных плит.

Презентация.


Приложение

Карточки для проверки домашнего задания

Вариант 1.

 

Вариант 2.

Литература

  1. Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы. — М.: Эксмо, 2008
  2. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. — М.: АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007

5. Рельеф Земли

1. Что такое рельеф? В чем причины его разнооб­разия?

Определение понятия рельеф вы най­дете в учебнике (с. 29).

Для ответа на второй вопрос необходи­мо представлять, как формируется рель­еф, какие силы способствуют возникнове­нию неровностей на поверхности Земли, как внутреннее и внешнее воздействие при формировании рельефа различаются от места к месту по поверхности Земли. В отдельных районах Земли кора при­поднята на высоту более 8000 м, а в дру­гих районах в земной коре образуются глубокие трещины, которые заполняются водой и образуют глубоководные озера (например, озеро Байкал). В течение дли­тельного времени внешние силы сглажива­ют рельеф, разрушая поднятия, заполняя впадины и трещины. Различные воздейст­вия рельефообразующих сил в простран­стве и во времени приводят к разнообра­зию рельефа на поверхности Земли.

2. Подумайте, можно ли утверждать, что внеш­ние и внутренние силы действуют одинаково и на суше, и на дне океана.

Опираясь на наши рассуждения, вы сможете самостоятельно выполнить зада­ние и определить, что это утверждение не­верно.

На дне океана могут образовываться и образовываются горные хребты, в рифтовых зонах на границах литосферных плит под давлением внутренних сил даже обра­зуется из магмы новая океаническая зем­ная кора. Воздействие внешних сил под толщами воды существенно ослабевает и сводится в основном к выравниванию рельефа за счет заполнения впадин и тре­щин различными видами осадков. На формирование рельефа дна океанов влия­ет и то, что океаническая земная кора зна­чительно тоньше материковой за счет от­сутствия гранитного слоя.

3. Приведите примеры, подтверждающие зако­номерности, изложенные в тексте.

Изучив физическую карту и карту стро­ения земной коры, можно определить за­кономерность в размещении таких круп­ных форм рельефа суши, как горы и рав­нины. Горные системы расположены в основном на границах литосферных плит, а равнины находятся на участках мало­подвижных платформ.

Для доказательства этой закономернос­ти заполните таблицу, в которой укажите соответствие между тектоническим стро­ением и формами рельефа.

Таблица 1. Закономерности размещения основных форм рельефа
Строение земной корыСоответствующие формы рельефа
Древние платформы:

а) Восточно-Европейская;

б)

Равнины:

а) Восточно-Европейская;

б   )…………………

в)……………….

в)………………. 
Области складчатости:

а) Альпийско-Гималайская;

б   )…………………

в)

Горы:

а) Альпы, Гималаи, Памир, Тянь-Шань;

б   )…………………

в)……………….

  

 

5. Рельеф Земли

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • приведите примеры подтверждающие закономерности изложенные в тексте
  • влияние внутренних и внешних сил на рельеф земли таблица 6 класс
  • подумайте можно ли утверждать что внешние и внутренние силы
  • приведите примеры подтверждающие закономерности
  • что такое рельеф земли определение

Сохрани к себе на стену!

Рельеф — Британская геологическая служба

«Рельеф» — это термин, используемый для обозначения разницы высот от места к месту на поверхности земли, и на него сильно влияет подстилающая геология. Рельеф зависит от твердости, проницаемости и структуры породы.

Влияние твердости породы на рельеф

Некоторые горные породы твердые и устойчивые к выветриванию и эрозии, в то время как другие более мягкие и легко изнашиваются. Там, где твердая порода, такая как песчаник, находится рядом с мягкой породой, такой как глина, первая образует возвышенности, а вторая — низменности.

Магматические породы могут быть очень твердыми. Гранит, например, очень устойчив к атмосферным воздействиям и эрозии и поэтому образует высокие суровые ландшафты, такие как Бодмин-Мур в Корнуолле или Дартмур в Девоне. В конечном итоге гранит разрушается в результате химического выветривания.

Более твердые скалы прочно стоят на ландшафте, разрушенном стихией. В конце концов, эти камни тоже выветриваются. БГС © УКРИ.

Горные породы, погребенные глубоко в земной коре или сжатые движением Земли и на границах плит, изменятся и затвердеют в процессе, известном как «метаморфизм».Например, при сильном сжатии глина превращается в сланец. Глина должна была быть мягкой и восприимчивой к эрозии, но после превращения в сланец она становится твердой и устойчивой к эрозии.

Горы Озерного края и Уэльса состоят из сланца. Западное нагорье Шотландии сформировано из породы, называемой гнейс, которая является еще одним типом метаморфической породы.

Разница между выступающими твердыми камнями холмов и более мягкими камнями долины.Озерный район. БГС © УКРИ

Осадочные породы могут быть достаточно твердыми, чтобы образовать холмы и горы. Некоторые осадочные породы, такие как песчаники Эксмура в Девоне, очень тверды и устойчивы к выветриванию и эрозии.

Известняки также образуют невысокие холмы там, где они располагаются рядом с аргиллитами. Котсуолдс, например, представляет собой твердые известняки, возвышающиеся над аргиллитами.

Клив-Клауд, член известняковой формации Бердлип, Челтнем, Глостершир.БГС © УКРИ.

Влияние проницаемости горных пород на рельеф

Термин проницаемость относится к тому, может ли вода течь через горную породу и каким образом. Проницаемость камня важна, потому что даже довольно мягкие камни могут образовывать холмы, если вода не может легко течь по ним. Большая часть мела в южной Англии, например, не очень твердая, но осадки просачиваются через него очень быстро, и вода не может течь по его поверхности. Вот почему мел плохо поддается эрозии и образует цепочки холмов.

Меловой морской утес между Бичи-Хед и Берлинг-Гэп, Восточный Суссекс. © Авторские права Короны.

Глины, найденные в Уилде, Долине Бельвуар, Трентской Долине и Долине Эйлсбери, непроницаемы. Дождевая вода не может просочиться, поэтому она течет по поверхности в виде ручьев и рек, вызывая эрозию. Глина не только изнашивается, потому что она мягкая, но изнашивается еще быстрее, потому что она также непроницаема.

Влияние структуры горных пород на рельеф

Иногда строение горных пород играет важную роль в определении рельефа.Примерно между 15 и 35 миллионами лет назад, когда Африканская плита столкнулась с Европейской плитой, во Франции, Швейцарии, Австрии и Италии поднялась высокая горная цепь Альпы. Эта «альпийская» фаза горообразования не привела к образованию больших гор в Британии (сталкивающиеся плиты были слишком далеко), но она деформировала меловые скалы на юге Англии. Северный и Южный Даунс первоначально образовывали один плоский пласт мела, протянувшийся через юго-восточную Англию. Однако альпийское горообразование вытолкнуло его в большую складку, называемую антиклиналью.Ослабленный мел в антиклинали был размыт, оставив две цепи холмов по ее сторонам (Северный и Южный холмы).

Влияние структуры на рельеф.

1 Значение процессов на поверхности Земли | Ландшафты на краю: новые горизонты для исследований земной поверхности

1.2


ПРИМЕРЫ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Климат, тектоника и поверхностные процессы

Взаимосвязанные процессы на поверхности Земли связаны с процессами внутри Земли различными способами, которые охватывают тысячелетние и более длительные временные масштабы. Например, высота и форма возвышающихся гор влияют на региональные погодные условия, которые влияют на скорость эрозии через количество и тип осадков. Поскольку реки и ледники, питаемые топографически контролируемыми осадками, глубоко врезаются в приподнятые скальные породы в тектонически активных районах, их концентрированная эрозия поднимает еще больше горных пород из-за эффекта разгрузки (рис.2). Пространственные вариации эрозии в горном поясе из-за климатических различий могут влиять на характер восходящего и бокового движения горных пород к поверхности Земли. В то время как объем породы, втянутой в горный пояс, зависит от процессов на поверхности Земли, состав породы также изменяется, и это изменение может повлиять на климат. Химическое выветривание горных пород, недавно обнажившихся в быстро поднимающихся горах, влияет на химический состав воды, стекающей с гор, и может поглощать углекислый газ из атмосферы, тем самым влияя на климат в течение относительно длительных периодов геологического времени.

Даже в этих геологических временных масштабах биота играет решающую роль в динамических процессах в горных поясах. Биотические процессы опосредуют скорость разрушения горных пород (выветриванием), развитие почвы и эрозию склонов холмов и сильно влияют на количество, размер и состав наносов, поступающих в реки. Затем этот осадок влияет на скорость разреза коренных пород, геометрию и динамику русла, а также на экосистемы, населяющие территорию.

Динамика человека и ландшафта

В основном за последние 3 тысячелетия люди удалили и заменили растительный покров, ускорили эрозию возвышенных почв и увеличили поступление наносов в реки в результате эрозии возвышенностей во многих частях мира (рис. 1.3). Однако во всем мире перекрытие рек увеличило время захвата и пребывания наносов, что значительно сократило доставку наносов к побережьям и дельтам. Хотя плотины приносят существенные социальные выгоды, включая уменьшение наводнений, гидроэлектроэнергию и воду для орошения, их воздействие на перенос наносов привело к разрушению речных экосистем и истощению берегов от наносов, что привело к непредвиденному опусканию дельты, потере водно-болотных угодий и усилению береговой эрозии. .

Почти каждый процесс на поверхности Земли был изменен в результате деятельности человека, что усилило потребность в новых исследованиях динамики человека и ландшафта и в большей способности прогнозировать реакции процессов на влияние человека.Ученые, изучающие земную поверхность, имеют уникальную и своевременную возможность использовать новые инструменты и комплексные подходы для улучшения понимания и прогнозирования будущих изменений. Что еще более важно, они могут перевести свои

Почему Земля так биологически разнообразна? Горы держат ответ — ScienceDaily

Что определяет глобальные закономерности биоразнообразия, было загадкой для ученых со времен фон Гумбольдта, Дарвина и Уоллеса. Тем не менее, несмотря на два столетия исследований, этот вопрос остается без ответа.Глобальная картина горного биоразнообразия и, в частности, необычайно высокое богатство тропических гор задокументировано в двух сопутствующих обзорных статьях Science на этой неделе. В документах основное внимание уделяется тому факту, что высокий уровень биоразнообразия в горах выходит далеко за рамки того, что можно было бы ожидать, исходя из преобладающих гипотез.

«Проблема заключается в том, что, хотя очевидно, что большая часть глобального разнообразия биоразнообразия так явно обусловлена ​​необычайным богатством тропических горных регионов, именно это богатство современные модели биоразнообразия, основанные на современном климате, не могут объяснить: горы просто слишком богаты видами, и мы не можем объяснить глобальные горячие точки биоразнообразия», — говорит профессор Карстен Рахбек, ведущий автор обеих обзорных статей, опубликованных в журнале Science .

Чтобы ответить на вопрос, почему горы так биологически разнообразны, ученые из Центра макроэкологии, эволюции и климата (CMEC) Института GLOBE Копенгагенского университета работают над синтезом понимания и данных из разрозненных областей макроэкологии и эволюционной биологии. , наук о земле и геологии. К ученым CMEC присоединились отдельные сотрудники из Оксфордского университета, Кью-Гарденс и Университета Коннектикута.

Часть ответа, как показывают эти исследования, заключается в понимании того, что климат труднопроходимых тропических горных регионов принципиально отличается по сложности и разнообразию от соседних равнинных регионов.Уникально неоднородный горный климат, вероятно, играет ключевую роль в создании и поддержании большого разнообразия.

«Люди часто думают о горном климате как о холодном и суровом, — говорит один из руководителей исследования Майкл К. Боррегаард. «Но самый богатый видами горный регион в мире, Северные Анды, охватывает, например, примерно половину типов климата в мире в относительно небольшом регионе — намного больше, чем захватывает близлежащая Амазонка, регион, который более в 12 раз больше».

Подчеркивая еще одну уникальную особенность горного климата, Майкл поясняет: «Тропические горы, расположенные в плодородных и влажных экваториальных низменностях и простирающиеся в климатические условия, внешне сходные с арктическими, охватывают градиент среднегодовых температур всего на несколько километров в такой большой, как найденный на расстоянии более 10 000 км от тропических низменностей на экваторе до арктических регионов на полюсах. Если подумать, это довольно удивительно.»

Другая часть объяснения высокого биоразнообразия некоторых гор связана с геологической динамикой горообразования. Эти геологические процессы, взаимодействующие со сложными изменениями климата во времени, предоставляют широкие возможности для действия эволюционных процессов.

«Глобальная картина биоразнообразия показывает, что биоразнообразие гор демонстрирует видимые следы прошлых эволюционных процессов.Горы с их уникальными сложными природными условиями и геологией позволили сохраниться древним видам, глубоко укоренившимся на древе жизни, а также стали колыбелью, где новые виды возникали с гораздо большей скоростью, чем в низинах, даже в районах, удивительно биологически разнообразны, как тропические леса Амазонки», — говорит профессор Карстен Рахбек.

От океанической коры, вулканизма и коренных пород до биоразнообразия гор

Другое объяснение горного богатства, говорится в исследовании, может заключаться во взаимодействии между геологией и биологией. Ученые сообщают о новом и удивительном открытии: большое разнообразие в большинстве тропических гор тесно связано с геологией коренных пород, особенно в горных районах с обволакенной древней океанической корой. Чтобы объяснить эту связь между геологией и биоразнообразием, ученые предлагают в качестве рабочей гипотезы, что горы в тропиках с почвой, происходящей из океанической коренной породы, обеспечивают исключительные условия окружающей среды, которые вызывают локальные адаптивные изменения в растениях. Специальные приспособления, которые позволяют растениям выживать в этих необычных почвах, в свою очередь, могут вызывать каскады видообразования (видообразование одной группы, ведущее к видообразованию в других группах) вплоть до животных и, в конечном счете, способствовать формированию глобальных моделей биоразнообразия.

Наследие фон Гумбольдта — его 250-летие

Эти два документа являются частью Науки , посвященной 250-летию со дня рождения Александра фон Гумбольдта. В 1799 году Александр фон Гумбольдт отправился в 5-летнее 8000-километровое путешествие научных открытий по Латинской Америке. Его путешествие через Анды, запечатленное на его знаменитой фигуре зонирования растительности с изображением горы Чимборасо, канонизировало место гор в понимании биоразнообразия Земли.

Признавая вклад фон Гумбольдта в наше понимание живого мира, профессор Карстен Рахбек, один из ученых-основателей недавно созданного междисциплинарного института GLOBE при Копенгагенском университете, говорит:

«Наши статьи в Наука являются свидетельством работы фон Гумбольдта, которая поистине произвела революцию в наших представлениях о процессах, определяющих распространение жизни. Наша работа сегодня стоит на плечах его работы, сделанной столетия назад, и следует его подход к интеграции данных и знаний различных научных дисциплин в более целостное понимание мира природы.Это наш небольшой вклад уважения к наследию фон Гумбольдта».

Как поверхность Земли влияет на культуру?

Вы когда-нибудь были в другой стране? Как насчет большого города с большим культурным разнообразием? Если вы делали что-то из этого, вы, вероятно, почувствовали, насколько разными могут быть люди из разных уголков мира.

Культура — это слово, которое мы используем для описания всех образов жизни, характерных для определенной группы людей.На Земле насчитывается более семи миллиардов человек, и существуют тысячи различных культур, каждая из которых вносит свой особый вклад в удивительное разнообразие Земли.

Почему на Земле так много разных культур? Если вы немного подумаете об этом, вы поймете, что есть так много способов, которыми люди могут быть разными. Эти факторы, называемые культурными компонентами, включают, среди прочего, язык, религию, кухню, технологии, искусство, музыку, одежду, образование, экономику, правительство и географию.

География? Да! Хотя в этом есть смысл, многие люди не задумываются о том, как то, где они живут, влияет на их культуру. Есть даже ученые, изучающие это явление, известное как культурная география. Культурная география — это изучение культурных компонентов и того, как они соотносятся с географией мест, где люди живут и путешествуют.

Современные передовые технологии и простота путешествий привели к такому уровню глобализации, который позволяет культурным компонентам путешествовать по всему миру. Культуры, которые когда-то были скрыты от остального мира, теперь могут быть изучены и оценены остальным миром.

Те, кто изучает культурную географию, давно поняли тесную связь между культурами и физической географией среды, в которой развиваются эти культуры. Сначала определенные культуры развиваются из-за физического ландшафта. Со временем эти культуры оказывают свое влияние на окружающий их ландшафт.

Так как же география влияет на культуры, которые развиваются вокруг нее? Эксперты указывают на влияние определенных физических особенностей, таких как формы рельефа, климат и естественная растительность.Давайте подробнее рассмотрим, как каждая из этих особенностей может повлиять на культуру.

Формы рельефа могут включать в себя физические элементы, такие как горы или океаны. Если вы живете в горах, у вас, скорее всего, разовьется особая культура, которая приспосабливается к жизни на большой высоте. Например, вы можете носить более тяжелую одежду и становиться физически сильнее в результате частого лазания. С другой стороны, жизнь рядом с океаном может означать, что вы носите более легкую одежду и в значительной степени включаете плавание и рыбалку в свою культуру.

Климат тоже может сильно влиять на культуру. Сравните инуитов Аляски с кочевниками Северной Африки, обитавшими в пустыне. Эти две культуры очень сильно отличаются во многих отношениях, и большинство из них, вероятно, можно проследить до различий в климате. Жаркая погода заставляет одну группу регулярно путешествовать в поисках воды и других предметов первой необходимости, в то время как холодная погода не позволяет другой группе путешествовать большую часть года.

Естественная растительность влияет на развитие культуры с точки зрения кухни и экономики.Доступны ли сельскохозяйственные угодья и продуктивны ли они? Если это так, растительная диета может быть очень популярной, и сельскохозяйственная экономика может процветать. Если нет, другие продукты могут стать доминирующими, в то время как другие типы экономики возьмут верх.

Даже если вы никогда не задумывались об этом раньше, культура, с которой вы себя отождествляете, была разработана и сформирована физическими особенностями земель, на которых вы живете. Когда вы хотите изучить свои корни, вы можете быть удивлены, узнав, что физические корни, которые уходят глубоко в поверхность Земли, во многом связаны с тем, как развивались ваши культурные корни!

Если бы Земля остановилась

Если бы Земля остановилась

Моделирование отсутствия центробежной силы

Витольд Фрачек, Esri

Эта статья в формате PDF.

Нижеследующее не является футуристическим сценарием. Это не научная фантастика. Это демонстрация возможностей ГИС по моделированию результатов чрезвычайно маловероятного, но интеллектуально увлекательного вопроса: что произойдет, если Земля перестанет вращаться? ArcGIS использовался для выполнения сложного растрового анализа и объемных вычислений, а также для создания карт, визуализирующих эти результаты.

Мир, каким мы его знаем. Очевидная демаркация суши и океана обозначена контуром нулевой отметки.

Более длинная экваториальная ось земного эллипсоида более чем на 21,4 км (или 1/3 процента) длиннее полярной оси. Уплощение эллипсоида, показанное на этой карте, было намеренно преувеличено.

Наиболее важной характеристикой любой карты, на которой изображена хотя бы часть земного океана, является пространственная протяженность этого водоема. Как правило, мы не обращаем особого внимания на очертания моря, потому что они кажутся настолько очевидными и постоянными, что мы не осознаем, что они являются основой географии и основой нашего восприятия физического мира.

Линия, отделяющая океаны от континентов, очерчивающая пространственную протяженность суши и воды, является наиболее фундаментальным контуром. Это нулевая высота, потому что она означает уровень моря. Почему уровень моря находится там, где мы его сейчас наблюдаем? Что контролирует уровень моря? Насколько стабильны силы, определяющие уровень моря? В этой статье речь идет не об изменении климата и потенциальном повышении уровня воды в мировом океане, а скорее о геометрии земного шара и мощных геофизических энергиях, определяющих расположение океанов.

Уровень моря находится — и всегда был — в равновесии с гравитацией планеты, которая притягивает воду к центру масс Земли, и внешней центробежной силой, возникающей в результате вращения Земли. После нескольких миллиардов лет вращения Земля приняла форму эллипсоида (который можно представить как сплющенную сферу). Следовательно, расстояние до центра масс Земли самое большое вокруг экватора и самое короткое за полярными кругами. Текущая разница между средним уровнем моря, наблюдаемым вдоль экватора, и расстоянием до центра масс Земли от уровня моря на полюсах составляет около 21.4 километра (км).

Гравитация неподвижной земли наиболее сильна в полярных регионах (показаны зеленым цветом). Он промежуточный в средних широтах и ​​самый слабый на больших высотах Анд, ближе к экватору.

Когда глобальное вращение остановится, массовая миграция океанических вод прекратится, и уровень моря окажется в другом месте, что полностью изменит географию мира.

Что произойдет, если вращение Земли замедлится и, наконец, перестанет вращаться в течение нескольких десятилетий? ArcGIS позволяет нам моделировать последствия этого сценария, выполняя расчеты и оценки и создавая серию карт, показывающих влияние отсутствия центробежной силы на уровень моря.

Если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси, но продолжала бы вращаться вокруг Солнца, а ее ось вращения сохраняла бы тот же наклон, продолжительность года осталась бы прежней, но день длился бы столько же, сколько год.В этом вымышленном сценарии последовательное исчезновение центробежной силы вызовет катастрофические изменения климата и катастрофические геологические изменения (выражающиеся в виде разрушительных землетрясений) в трансформирующемся эквипотенциальном гравитационном состоянии.

Отсутствие центробежного эффекта привело бы к тому, что гравитация Земли была бы единственной существенной силой, контролирующей размеры океанов. Выдающиеся небесные тела, такие как Луна и Солнце, также будут играть роль, но из-за их удаленности от Земли их влияние на размеры мировых океанов будет незначительным.

Если бы только земное притяжение было ответственно за создание новой географии, огромная выпуклость океанических вод, высота которой на экваторе сейчас составляет около 8 км, мигрировала бы туда, где стационарное земное притяжение было бы самым сильным. Эта выпуклость объясняется центробежным эффектом вращения Земли с линейной скоростью 1667 км/час на экваторе. Существующая экваториальная выпуклость воды также раздувает эллипсоидальную форму самого земного шара.

Показана протяженность гипотетического северного циркумполярного океана над территорией Северной Америки.Оранжевым цветом обозначены районы с высотой более 3000 метров над уровнем северного океана. Красные точки представляют некоторые из крупнейших городов континента.

Выпуклость определяет окончательную форму земного шара, устанавливая единый уровень моря в гравитационном равновесии, который используется в качестве стандартной точки отсчета для описания формы Земли. Именно геометрию этой самой формы геодезисты пытались рассчитать более века. Их усилия завершились принятием международным сообществом в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1984 году эллипсоида, именуемого Всемирной геодезической системой 1984 года (WGS84). предложенный.

Если бы Земля стояла на месте, океаны постепенно мигрировали бы к полюсам и вызвали бы появление суши в экваториальной области. Это в конечном итоге привело бы к огромному экваториальному мегаконтиненту и двум большим полярным океанам.Линия, очерчивающая области, гидрологически влияющие на тот или иной океан, проходила бы по экватору, если бы Земля была идеальным эллипсоидом. Однако из-за значительного рельефа как континентов, так и дна океана гипотетический глобальный водораздел между областями, гидрологически вносящими вклад в тот или иной океан, значительно отклоняется от экватора. По аналогии с хорошо известным континентальным водоразделом США, это будет граница, разделяющая два гигантских полусферических водораздела новых циркумполярных океанов.Интересно, что самая высокая точка на этом глобальном водоразделе не будет самой высокой точкой на всем земном шаре. Самая высокая высота глобального водораздела в колумбийских Андах будет около 12 280 метров, тогда как высота знаменитых экваториальных вулканов Чимборасо (Эквадор) и Килиманджаро (Танзания) будет 13 615 и 12 786 метров соответственно. Оба вулкана оказались не на глобальной разделительной линии. Самая низкая точка новой глобальной разделительной линии на высоте 2760 метров будет расположена к юго-западу от острова Кирибати в западной части Тихого океана.

Из-за уникального рельефа земной поверхности в начале замедления наиболее значительные изменения очертания суши по сравнению с водой произойдут в высоких широтах северного полушария, где океанская зыбь быстро распространится на плоскую и обширную территории северной Сибири и северной Канады. В то же время изменения континентальных очертаний в низких широтах будут едва заметны, поскольку (за редким исключением) экваториальные воды глубоки, а понижение уровня воды на несколько десятков метров не вызовет появления больших участков суши. К концу периода замедления, когда основные географические особенности океанов и суши уже приспособились к эллипсоидальной форме земного шара и новому распределению силы тяжести, произошли относительно небольшие изменения. Это можно объяснить эллипсоидальной формой земного шара, которая подавляет эффект разнообразия земного географического рельефа.

Сегодня все три мировых океана соединены. Это создает глобальный океан с практически одним уровнем моря. Вследствие замедления вращения очертания мирового океана будут постоянно претерпевать резкие изменения.Экваториальные воды будут двигаться к полярным областям, первоначально вызывая значительное уменьшение глубины при заполнении полярных бассейнов, которые имеют гораздо меньшую емкость. По мере того, как регионы в высоких широтах северного полушария будут затоплены, площадь северного циркумполярного океана будет быстро расширяться, охватывая обширные низменности Сибири и северные части Северной Америки. Мировой океан останется одной единицей до тех пор, пока вращение Земли не уменьшится до скорости, при которой произойдет разделение океана. Взаимодействие между инерцией огромных водоемов и уменьшающейся центробежной силой было бы очень сложным. Вследствие неуклонного замедления вращения Земли мировой океан постепенно разделится на два океана. Очевидно, что последнее соединение будет разорвано в самой низкой точке глобальной разделительной линии, расположенной к юго-западу от островов Кирибати. Поскольку нынешняя западная часть Тихого океана представляет собой плоскость, суша появится быстро, потому что не будет никаких шансов на обмен водой между двумя циркумполярными океанами после первоначального разделения.Районом окончательного разделения двух океанов было бы одновременное всплытие и высыхание территории протяженностью в сотни километров.

В то время как гравитация притягивает больше воды к Северному Ледовитому океану, низменности Сибири и северной Канады будут затоплены. Соответствующее перемещение воды из экваториальной области в сочетании с мелководными водами континентального шельфа к юго-востоку от Азии и к северу от Австралии вызовет появление суши.

Углубление Северного Ледовитого океана приведет к дальнейшему распространению воды над северными равнинами Азии, Европы и Северной Америки.Гренландия и Антарктида, несмотря на их большую высоту, стали бы значительно меньше в размерах. Новые архипелаги появляются из южных морей. Великие американские озера, самые большие пресноводные резервуары в мире, растворяются в океане.

Замедление продолжится после разделения двух океанов и вызовет дальнейшую миграцию океанской воды к полюсам. Удивительно (несмотря на возвышенность Антарктиды), южный полярный бассейн имеет большую емкость, чем северный.Учитывая фиксированный объем воды в обоих полушариях, более вместительный бассейн южного полюса привел бы к общему более низкому уровню моря, чем северный океан. Согласно объемному расчету, выполненному с помощью расширения ArcGIS 3D Analyst, разница между уровнями двух океанов должна составлять 1407 метров. Однако точность данных не гарантирует такого уровня точности, поэтому разница высот между уровнем моря двух использованных океанов составила 1400 метров.

Серия карт, иллюстрирующих эту статью, изображает прерывистые этапы миграции земных океанов и изменения протяженности суши, топографической высоты и батиметрической глубины, вызванные уменьшением скорости вращения Земли.Эти карты демонстрируют промежуточные этапы перехода географии от вращающегося к неподвижному миру. Они показывают эффекты постепенного снижения центробежной силы с ее нынешнего уровня до нуля, в результате чего гравитация остается единственной силой, контролирующей размеры океана.

Фактическое замедление вращения Земли было замечено, измерено, рассчитано и теоретически объяснено. По мере разработки новых методологий и создания более точных инструментов точная скорость замедления может варьироваться в зависимости от некоторых источников.Отражая это очень постепенное замедление, атомные часы должны быть приспособлены к солнечному времени, время от времени добавляя дополнительные секунды. Первая дополнительная секунда была добавлена ​​в 1956 году.

В этот момент вся Антарктида окажется под водой. Северные полярные воды и вода над обширными, недавно затопленными территориями в Сибири и Канаде будут углубляться. В то же время экваториальные воды будут становиться все более мелкими.

Большие участки земли вблизи экватора продолжают расти и соединяться друг с другом.К настоящему времени почти вся Канада, Европа и Россия покрыты северным циркумполярным океаном.

Большинство ученых согласны с тем, что солнечные сутки (относительно скорости вращения) постоянно удлиняются. Это минимальное увеличение продолжительности дня связано главным образом с океаническим приливным трением. Когда предполагаемая скорость замедления была спроецирована на прошлые геологические эпохи, оказалось, что продолжительность дня была на несколько часов короче, чем сегодня.

Следовательно, в девонский период (400 миллионов лет назад) Земля за один оборот вокруг Солнца совершила примерно на 40 оборотов больше, чем сейчас. Поскольку с того времени континенты значительно дрейфовали, трудно оценить очертания суши по сравнению с океаном для той эпохи. Тем не менее, мы можем быть уверены, что в прошлом экваториальная выпуклость океанической воды была намного больше, чем сегодня, при более высокой скорости вращения. Точно так же эллипсоидальное сплющивание Земли также было более значительным.

Эта анимация изображает периодические этапы миграции земных океанов и изменения протяженности суши, топографической высоты и батиметрической глубины, вызванные уменьшением скорости вращения Земли.Он показывает последствия постепенного уменьшения центробежной силы с ее нынешнего уровня до нуля, в результате чего гравитация остается единственной силой, контролирующей размеры океана.

Влияние скорости вращения Земли оказывает доминирующее влияние на геометрию земного шара с точки зрения общей формы земного шара, а также на очертания глобального океана. Физический рельеф Земли — лишь второстепенный фактор, определяющий оконтуривание океанов. Замедление вращения Земли будет продолжаться 4 миллиарда лет — столько, сколько мы можем себе представить.Замедление бесконечно мало, но неуклонно меняет геометрию земного шара и делает его динамичным. Конечным результатом этих динамических корректировок является то, что Земля постепенно все больше и больше становится похожей на сферу. Однако потребуются миллиарды лет, прежде чем Земля перестанет вращаться, и гравитационный эквипотенциал создаст средний уровень моря, представляющий собой идеальную сферу.

Об авторе

Витольд Фрачек — давний сотрудник Esri, который в настоящее время работает в лаборатории прототипов приложений.Он получил докторскую степень в области применения ГИС в лесном хозяйстве в Сельскохозяйственном университете и степень магистра в области гидрологии в Варшавском университете, Польша, и дистанционное зондирование в Университете Висконсина, Мэдисон.

%PDF-1.4 % 55 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 55 158 0000000016 00000 н 0000003509 00000 н 0000004294 00000 н 0000004505 00000 н 0000006362 00000 н 0000006401 00000 н 0000006450 00000 н 0000006498 00000 н 0000007079 00000 н 0000007372 00000 н 0000007864 00000 н 0000008157 00000 н 0000008210 00000 н 0000008259 00000 н 0000008308 00000 н 0000008357 00000 н 0000008378 00000 н 0000009410 00000 н 0000009431 00000 н 0000010189 00000 н 0000010210 00000 н 0000010936 00000 н 0000010957 00000 н 0000011704 00000 н 0000011725 00000 н 0000012503 00000 н 0000012805 00000 н 0000013258 00000 н 0000013280 00000 н 0000014391 00000 н 0000014413 00000 н 0000015805 00000 н 0000015827 00000 н 0000017154 00000 н 0000029530 00000 н 0000030081 00000 н 0000030174 00000 н 0000040908 00000 н 0000040999 00000 н 0000041520 00000 н 0000042095 00000 н 0000042390 00000 н 0000045090 00000 н 0000053246 00000 н 0000053917 00000 н 0000054294 00000 н 0000054529 00000 н 0000055168 00000 н 0000055473 00000 н 0000055895 00000 н 0000056188 00000 н 0000056803 00000 н 0000057102 00000 н 0000057504 00000 н 0000057794 00000 н 0000058193 00000 н 0000058486 00000 н 0000058890 00000 н 0000059180 00000 н 0000059578 00000 н 0000059980 00000 н 0000060375 00000 н 0000060662 00000 н 0000061051 00000 н 0000061337 00000 н 0000061720 00000 н 0000062116 00000 н 0000062503 00000 н 0000062884 00000 н 0000063168 00000 н 0000063450 00000 н 0000063795 00000 н 0000064277 00000 н 0000064661 00000 н 0000065040 00000 н 0000065328 00000 н 0000065612 00000 н 0000065900 00000 н 0000066296 00000 н 0000066589 00000 н 0000066881 00000 н 0000067174 00000 н 0000067468 00000 н 0000067767 00000 н 0000068068 00000 н 0000068370 00000 н 0000068924 00000 н 0000069382 00000 н 0000069975 00000 н 0000070557 00000 н 0000071104 00000 н 0000071639 00000 н 0000072057 00000 н 0000072475 00000 н 0000073111 00000 н 0000073529 00000 н 0000074119 00000 н 0000074531 00000 н 0000074911 00000 н 0000075341 00000 н 0000075727 00000 н 0000076162 00000 н 0000076554 00000 н 0000077221 00000 н 0000077619 00000 н 0000078069 00000 н 0000078473 00000 н 0000078920 00000 н 0000079330 00000 н 0000079623 00000 н 0000080029 00000 н 0000080322 00000 н 0000080708 00000 н 0000081223 00000 н 0000081622 00000 н 0000081918 00000 н 0000082339 00000 н 0000082576 00000 н 0000082832 00000 н 0000083121 00000 н 0000083425 00000 н 0000083747 00000 н 0000084087 00000 н 0000084438 00000 н 0000084800 00000 н 0000085174 00000 н 0000085473 00000 н 0000085903 00000 н 0000086301 00000 н 0000086735 00000 н 0000087037 00000 н 0000087684 00000 н 0000087992 00000 н 0000088648 00000 н 0000088923 00000 н 0000089300 00000 н 0000089746 00000 н 00000

00000 н 0000090548 00000 н 0000091231 00000 н 0000091860 00000 н 0000092219 00000 н 0000092895 00000 н 0000093319 00000 н 0000093669 00000 н 0000094110 00000 н 0000094538 00000 н 0000094879 00000 н 0000095323 00000 н 0000095957 00000 н 0000096286 00000 н 0000096585 00000 н 0000096893 00000 н 0000097183 00000 н 0000097444 00000 н 0000097940 00000 н 0000003602 00000 н 0000004272 00000 н трейлер ] >> startxref 0 %%EOF 56 0 объект > эндообъект 211 0 объект > ручей H|OhA−;) 1MlwCEb ПК*б`ПИ-И( AEP!^ăf>~{7

Особенности дна океана | Национальное управление океанических и атмосферных исследований

Восхождение на самую высокую гору на земле приведет вас не к горе. Эверест, а Мауна-Кеа на Большом острове Гавайев. Хотя этот пик достигает всего 13 803 футов над уровнем моря, гора простирается еще на 19 700 футов ниже поверхности, в общей сложности 33 500 футов от основания до вершины. На высоте 29 035 футов гора Эверест достигает самой высокой точки на Земле, но если измерять ее от уровня моря до вершины, она почти на милю короче, чем частично затопленная Мауна-Кеа.

Подводные формы рельефа

Под гладкой поверхностью океана простирается подводный ландшафт, столь же сложный, как и все, что вы можете найти на суше.Хотя средняя глубина океана составляет 2,3 мили, форма и глубина морского дна сложны. Некоторые особенности, такие как каньоны и подводные горы, могут показаться знакомыми, в то время как другие, такие как гидротермальные жерла и выбросы метана, уникальны для глубин.

На этом рисунке показано несколько особенностей дна океана в масштабе от 0 до 35 000 футов ниже уровня моря. Следующие объекты показаны в примерах глубин в масштабе, хотя каждый объект имеет значительный диапазон, в котором он может проявляться: континентальный шельф (300 футов), континентальный склон (300–10 000 футов), абиссальная равнина (> 10 000 футов), абиссальный холм. (3000 футов от абиссальной равнины), подводная гора (6000 футов от абиссальной равнины), океанская впадина (36000 футов) и вулканический остров (над уровнем моря).(Управление образования NOAA)

Континентальный шельф

Начиная с суши путешествие по океанскому бассейну по морскому дну начиналось бы с пересечения континентального шельфа. Континентальный шельф — это область относительно мелководья, обычно глубиной менее нескольких сотен футов, которая окружает сушу. В некоторых местах он узкий или почти отсутствует; в других она простирается на сотни миль. Воды вдоль континентального шельфа обычно продуктивны как за счет света, так и за счет биогенных элементов апвеллинга и стока.

Абиссальные равнины

Продолжая свой путь через бассейн океана, вы спускаетесь по крутому континентальному склону к бездонной равнине. На глубине более 10 000 футов и покрывая 70% дна океана, абиссальные равнины являются самой большой средой обитания на земле. Солнечный свет не проникает на морское дно, что делает эти глубокие и темные экосистемы менее продуктивными, чем экосистемы вдоль континентального шельфа. Но, несмотря на свое название, эти «равнины» не являются однородно плоскими. Они прерываются такими особенностями, как холмы, долины и подводные горы (подводные горы, которые также являются очагами биоразнообразия).

Срединно-океанический хребет

Поднявшись с абиссальной равнины, вы столкнетесь с срединно-океаническим хребтом, подводным горным хребтом длиной более 40 000 миль, поднимающимся на среднюю глубину 8 000 футов. Огибая мировой океан, эта система подводных вулканов образует самую длинную горную цепь на Земле.

Океанские впадины

Поднявшись по срединно-океаническому хребту и преодолев от сотен до тысяч миль абиссальных равнин, вы можете столкнуться с океанской впадиной.Марианская впадина, например, является самым глубоким местом в океане на высоте 36 201 фут.

Наконец, вы подниметесь на десятки тысяч футов вверх по континентальному склону и пересечете континентальный шельф. Ваше путешествие по океанскому бассейну закончится на берегу другого континента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *