даль — в чём? в дали
В контексте у существительного обязательно должно быть зависимое слово в виде согласованного определения (прилагательное, местоимение, причастие, порядковое числительное) или несогласованного определения (существительное в другой падежной форме, глагол, деепричастие и пр.), например:
Кучевые облака стелились по небу в дали гор.
В дали чьей? гор.
Существительное в форме родительного падежа множественного числа «гор» является несогласованным определением (имеет форму другого падежа), то есть поясняет существительное «в дали», которое с предлогом «в» напишем раздельно.
Рассмотрим другой пример:
В дали, сумрачной и загадочной, неясно просматривались силуэты деревьев, облитые зыбким лунным светом.
В дали к
В этом предложении употреблены согласованные определения, которые можно вставить между предлогом и существительным:
в сумрачной и загадочной дали.
Все эти приемы доказывают, что перед нами существительное.
Существительное «в дали», имеющее зависимое слово, пишется раздельно с предлогом «в».
Наречие «вдали»
От существительного образуется производное наречие «вдали», которое, как неизменяемая часть речи, не может иметь зависимых слов в виде определений.
Вдали курился туман, как легкое снежное облачко.
Курился где? вдали.
Наречие зависит от глагола-сказуемого и отвечает на обстоятельственный вопрос. Как видим, оно пишется слитно.
Правописание наречий, образованных от существительных
Вспомним попутно, что наречия, образованные от существительных с пространственно-временным значением даль, низ, верх, перед, зад, глубь, ширь, высь, начало, конец, век правильно пишутся слитно с любыми приставками, например:
- вдали
- издали
- наверху
- поверх
- спереди
- позади
- ввысь
- сначала.
Издали лес казался островком среди обширного поля пшеницы.
Наверху что-то гремело и стреляло.
Спереди пришей пуговицу.
Позади быстро бежал лохматый пёс.
Обращаем внимание, чтобы в контексте у таких наречий не было зависимых слов. Если они есть, значит, это существительное, которое пишется раздельно с предлогом.
Сравним:
Скачать статью: PDFСначала подумай, а потом отвечай.
С начала года мы выполнили большую часть месячного плана.
Вдали или в дали — как правильно пишется слово
Данное слово является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “вдали”, где слово пишется слитно,
- “в дали”, где слово пишется раздельно.
Как правильно пишется: “вдали” или “в дали”?
Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Давайте разберемся в каких случаях пишется слитно, а в каких пишется раздельно.
вдали – это наречие
в дали – существительное с предлогом “в”
вдали
Мы пишем слово слитно, если оно в предложении играет роль наречия.
Почему наречие “вдали” пишется слитно?
В русском языке существует правило, которое регламентирует данный случай:
“Слитно пишутся наречия, которые образованы от существительных, имеющих пространственное и временное значение”.
В нашем случае наречие “вдали” образовано с помощью приставки “в-” и существительного “даль”, которое имеет пространственное значение. Следовательно, руководствуясь правилом выше, мы пишем слитно.
в дали
Мы пишем слово раздельно, если в предложении оно играет роль существительного с предлогом.
В этой омонимичной форме существительное “дали” употребляется в своем прямом значении.
В данном случае существительное имеет зависимое прилагательное или существительное.
Например:
- в дали деревни (где “деревни” – это зависимое слово)
- в дали огорода (где “огорода” – это зависимое слово)
- в дали сумрачной (где “сумрачной” – это зависимое слово)
Также, если “в дали” – это существительное с предлогом, то между предлогом и существительным можно вставить слово.
Например:
- в дали деревни и в туманной дали деревни
- в дали огорода и в бескрайней дали огорода
Примеры для закрепления:
- Он что-то увидел вдали и не мог поверить своим глазам!
- Вдали от всех он жил спокойно и безмятежно.
- Она знала, что вдали от родителей сможет стать более самостоятельной.
«Вдали» или «в дали»: как правильно?
На чтение 4 мин Просмотров 370 Опубликовано
В русском языке есть такие слова, которые при живом общении звучат одинаково. Однако когда приходит время употреблять эти сочетания на письме, не все из нас знают, какими правилами руководствоваться. Один из частых вопросов: слитно или раздельно пишутся словосочетания «вдали» или «в дали»? Ниже выясним, какой из представленных вариантов является нормативным.
Слитно или раздельно?
Согласно правилам орфографии современного русского языка, кодифицированным считается как слитное, так и раздельное написание – «вдали» и «в дали».
Чтобы узнать, какое из рассматриваемых слов грамотно писать в конкретном предложении, для начала нужно проанализировать контекст. После чего необходимо определить, к какой части речи относится анализируемое сочетание – это наречие или существительное с предлогом?
Слитное написание слова «вдали» (наречие)
Выберем слитный вариант написания – «вдали», если лексема в тексте выступает наречием. Это объясняется таким несложным правилом: те наречия, которые образованы от существительных со значением пространства и времени, следует писать в одно слово с приставками (например, «спереди», «ввысь» и подобные).
Доказать то, что мы имеем дело именно с наречием, можно с помощью вопроса «где?». Из-за того, что это неизменяемая часть речи, она не имеет зависимых слов (определений). В предложении всегда подчинено глаголу-сказуемому.
Примеры предложений
Чтобы лучше закрепить информацию, приведём примеры контекстов с наречием «вдали»:
- Вдали виднелись соломенные крыши старых домов, цветущий сад и ухоженный огород.
- Семён думал, что вдали от непутёвых приятелей ему будет лучше.
- Елена с интересом посмотрела в окно, вдали просматривалась старая пасека.
- До совершеннолетия я жил вдали от родных, поэтому сейчас хочу поближе узнать их.
- В лесу отец испугался, услышав вдали странный пронзающий звук.
- Вдали за зелёной поляной игралась ребятня, а на реке купались взрослые.
Раздельное написание слова «в дали» (существительное с предлогом)
Это слово происходит от неодушевлённого существительного женского рода – «даль». С предлогом «в» лексема употребляется в форме предложного падежа (в чём?). По правилам грамматики русского языка, во всех случаях пишем его раздельно с предлогом – «в дали».
В тексте у анализируемой фразы всегда есть зависимое слово, выраженное согласованным или несогласованным определением. В таких предложениях существительное выступает в своём прямом значении – «место, которое находится в удалённости от говорящего, локации» или «место, расположенное далеко, но ещё видимо глазами».
Примеры предложений
Понять, когда необходимо использовать существительное с предлогом «в дали», помогут приведённые контексты:
- В дали, туманной и от этого немного зловещей, виднелись рыбаки.
- Дождевые тучи покрыли небо в дали заката.
- В дали кристального озера вырастали небольшие хижины.
- Мы с друзьями встречали рассвет в дали бесконечной улицы.
- В дали зелёного сада стояла красивая беседка.
- Незнакомец скрылся в дали ночных дорог.
Неправильное написание слов «вдали» и «в дали»
Два варианта «вдали» или «в дали» могут не отвечать орфографической норме, если будут использованы в неподходящем контексте: если слитное написание будет неправильно заменяться раздельным.
Синонимы слова «вдали»
Заключение
Таким образом, два рассмотренных слова являются нормативными. Тем не менее, люди часто употребляют одну форму вместо другой, что делает написанное некорректным. Чтобы понять, как грамотно писать: «вдали» или «в дали», необходимо в первую очередь изучить контекст. В зависимости от значения, которое выражает слово в предложении, выбираем подходящий вариант – наречие или существительное с предлогом.
Запомним:
- если у лексемы нет зависимого слова и к ней можно поставить вопрос «где?», то перед нами наречие, которое требует слитного написания, – «вдали»;
- если у лексемы есть зависимое определение – значит перед нами сочетание предлога «в» и существительного «дали», которое всегда пишется в два слова – «в дали».
Как пишется «вдали / в дали» ‒ правильное написание слова
Наречие вдали пишется слитно: «Там, вдали за рекой, засверкали огни»;
Существительное даль
в предложном падеже пишется раздельно: «Я смотрел в голубую даль леса».«В дали, не загороженной островами, тревожа ночь, ползали над сонным океаном, как хвосты комет, отблески прожекторов со сторожевых судов.»
А. Новиков-Прибой «Цусима»
«Вдали показались красные огни. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум. Мои мысли были так горьки, что мне казалось, что я мыслил вслух, что стон телеграфа и шум поезда передают мои мысли.»
А. Чехов «Шампанское»
«Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, – как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновенным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону. Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства;
И. Тургенев «Записки охотника»
«Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь»: пять картин Сальвадора Дали
Широко известно такое высказывание Сальвадора Дали: «Правду говорят только дураки. А так как я очень умный, я никогда не говорю правду». Потому и жизнь его, и творчество такие неоднозначные: в интервью он мог сказать одно, а его друзья могли говорить о нем совсем другое; на публике у него был одно мнение, а в его книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» чуть ли не противоположное.
На эту тему
Он не любил объяснять свои картины, давать им интерпретации. По его же словам, ему было абсолютно все равно, что говорят о нем критики, люди, коллеги. Его даже мало волновало то, что Андре Бретон, один из основоположников сюрреализма, потребовал исключить Дали из кругов единомышленников. На собрание он пришел одетый в тысячи слоев одежды и вел себя довольно вызывающе, например, на обвинение в симпатии к Гитлеру падал на колени и кричал, что просто поддерживал бедных рыбаков. Все это вызывало смех у собравшихся и негодование Бретона, но в кружке сюрреалистов художник остался.
Он смело и провокационно высказывался обо всех вокруг, реагировал на социальные, политические события. Дали не страдал от скромности — он считал, что его имя (которое означает «Создатель») — это знамение того, что он должен спасти искусство от разрушения. Он считал себя уникальным, избранным, о чем он пишет в своем «Дневнике одного гения», добавляя: «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь.» Он безумно любил свою единственную женщину и жену — Галу, которая была не просто его возлюбленной и музой. Она вела его бухгалтерию, занималась всеми его делами, продвигала его искусство. Кажется, что это был единственный близкий человек рядом с ним. Единственный человек, который знал настоящего Дали.
Сальвадор Дали и его жена Гала, 1951 год
© AP Photo/JHКонец 20-х и начало 30-х были расцветом творчества и жизни Дали. Он встречает Галу, примыкает к группе сюрреалистов, впервые посещает США. В 1934 году влюбленные узаконили свои отношения, хотя отец художника испытывал глубокую неприязнь к девушке. Из-за бесконечных скандалов и довольно холодного отношения к Гале его семьи Дали даже сделал неприятную надпись на одном из своих холстов, оскорбив память умершей матери. На почве этого отношения с отцом прекратились вообще.
«Постоянство памяти» (1931)
Это одна из наиболее популярных картин автора и хранится она в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Многие работы Дали обросли легендами, а эта — еще и альтернативными названиями. Например, «Профиль времени», «Утекающее время», «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти».
Для самого художника это была особая работа — он гордился ею до конца своих дней и утверждал, что идея написать ее пришла ему во время завтрака, когда Гала намазывала масло на хлеб. В книге «Тайная жизнь» есть такая фраза: «Механизм изначально был моим вечным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать». Вечность у него представлялась какой-то текучей субстанцией, а значит, она могла быть везде, проникать во все уголки Вселенной и нашей жизни. Это один из ключей к пониманию картины.
Репродукция картины «Постоянство памяти»
© Mario Tama/Getty ImagesНа картине изображен вечер, сумерки. Заходящее солнце освещает часть берега и мыс, который словно врезается в воду. Дали использует темные, коричневые цвета, создавая общее меланхоличное настроение. Спящая голова стала отсылкой к мигреням, во время которых Дали писал эту картину.
«Женщина с головой из роз» (1935)
Картина хранится в Музее изобразительного искусства в Швейцарии. Как и все работы Дали, она наполнена скрытыми символами и смыслами. Например, наделяя одну из героинь, которая примеряет новый наряд, головой из цветов, автор подчеркивает ее красоту, очаровательность и женственность. А яйцо на втором плане в данном случае говорит о хрупкости девушек. Кстати, несмотря на сюрреалистичные масштабные фигуры на переднем плане, центр композиции — одинокий мужчина вдали. Он внимательно, задумчиво рассматривает голову собаки, на морде которой застыло выражение ужаса.
Фоном картины служит рассвет, который только-только начинается на горизонте. Мужчину страшит излишняя преданность и забота, которая порой превращается в преграду на пути (голова собаки и скалы). Но с приходом солнца все монстры и пугающие тени исчезнут, а чудовища окажутся обычными предметами, искаженными ночным мраком.
С приходом войны Дали и Гала покидают Европу и отправляются в Америку, где проведут восемь лет. Там художник пишет свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали», сотрудничает с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, занимается различными опытами в сфере искусства и пробует новое.
«Искушение святого Антония» (1946)
Иероним Босх — представитель Северного Возрождения, один из любимейших художников Сальвадора Дали. В картинах испанца очень часто можно усмотреть фигуры, написанные по одной схеме с его старшим товарищем. Например, животные, выпрыгивающие из пасти другого животного, которое тоже выпрыгивает из пасти рыбы, которая выпрыгивает, например, из граната (так было в картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»). Поэтому неудивительно, что он обратился к триптиху Босха, который носит такое же название.
«Искушение святого Антония» на выставке в Мадриде
© REUTERS/Sergio PerezСвятой Антоний — это христианский подвижник, отшельник, который жил в пустыне. Сатана, искушая его, посылал к нему всяческие склоняющие к греху вещи. Он даже сам явился к нему в виде обнаженной прекрасной девы, именно она и стоит на высоком подиуме на спине одного из слонов. Слоны в этой картине — тоже часть сюжета библейской истории. Все грехи человечества они несут на себе, на своих тонких паучьих ножках. Стоит чуть-чуть расслабиться, как страшные провинности обрушатся на землю.
Кстати, одно из первых появлений таких слонов на тонких ножках у Дали было в картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Тогда художник пытался изобразить тип долгого осмысленного сна, который описывал Фрейд. Немецкий философ рассуждал, что во сне все кажется преувеличенным, даже иголка может стать гильотиной.
Вернувшись в Испанию, чета Дали поселилась в Каталонии и спустя десять лет брака обвенчалась. В эти годы Дали занимался не только живописью — его интересовало киноискусство, он даже снял несколько короткометражных фильмов, в качестве актера выступил в рекламных кампаниях.
Сальвадор Дали на открытии его хроно-голографической выставки
© Keystone/Getty ImagesК концу жизни отношения Сальвадора и Галы совсем разладились: его любовь была похожа на стихию, страсть, ее же не была лишена расчетливости и понимания, что она вышла замуж за гения. Гала следила за ним, держала в порядке его дела, помогала ему как только могла, но между тем всегда имела отношения на стороне. В итоге Дали даже купил ей отдельный замок, который он мог посещать лишь по разрешению супруги.
«Портрет моего покойного брата» (1943)
У художника был старший брат, который умер в двухлетнем возрасте, за год до рождения Дали. Но в своей книге «Тайная жизнь» тот писал, что брат умер в возрасте семи лет. Он всегда чувствовал с братом мистическую связь (они были очень похожи и даже носили одно и то же имя) на протяжении всей своей жизни, поэтому, будучи зрелым человеком, изобразил его юношей — в том возрасте, до которого он дожил лишь в сердце художника.
Прием, который тут использовал Дали для изображения лица своего брата, был популярен в 60-е в поп-арте (он применяется, например, при создании фонов в комиксах). Автор же хотел придать образу призрачные, ирреальные черты. Так он изгонял дух брата из своей жизни, который преследовал его с рождения. Поэтому на голове у мальчика летящий ворон — символ смерти.
На эту тему
В этой работе есть отсылка к картине французского живописца Жан-Франсуа Милле «Анжелюс», которая, согласно мемуарам сестры Дали Аны-Марии, висела в классной комнате маленького мальчика и часто привлекала его внимание. В 1933 году испанский художник создал картину «Архитектонический «Анжелюс» Милле», которая является вольной интерпретацией оригинала. Сам художник считал, что с помощью рентгеновского луча на полотне можно найти гроб младенца (которого невооруженным глазом не видно).
«Тайная вечеря» (1955)
Конечно, эта работа испанского художника так или иначе напоминает о фреске Леонардо да Винчи. Пожалуй, главным ее отличием является объемность — посадив героев вокруг стола, Дали будто бы придает ей 3D-эффект. Действие библейского сюжета перенесено в современное пространство — над столом и головами персонажей возвышается стеклянный купол, а сами участники вечери похожи на людей из ХХ века. Все ученики Христа склонили головы. Виден только лик Мессии, обращенный в молитве к Отцу.
Если приглядеться, то можно понять — картина дотошно рассчитана. У нее идеальная симметрия, абсолютно идентично расположены половинки хлеба, ученики сидят зеркально по отношению к своим братьям с другой стороны.
Как и всегда, узнать, что на самом деле хотел сказать Дали этой работой, невозможно. Некоторые исследователи считают, что художник просто «игрался» религиозными сюжетами и фигуры на полотне у него не молятся, а спят.
Кадрия Садыкова
30 лет назад скончался испанский художник Сальвадор Дали
Ровно 30 лет назад, 23 января 1989 года, ушел из жизни один из самых ярких и неординарных художников XX века Сальвадор Дали. Он успел войти в историю не только как талантливый живописец, стоявший у истоков зарождения сюрреализма, но и как график, скульптор, креативный рекламщик и оригинальный постановщик.
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в каталонском Фигерасе, где прожил большую часть своей жизни. По собственным воспоминаниям, в детстве он был сообразительным, но довольно непослушным и заносчивым ребенком: мог без причины затевать драки со сверстниками и вступать в перепалки. Кроме того, юного Дали постоянно одолевали многочисленные комплексы и фобии. В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» он писал, что больше всего на свете боялся кузнечиков, из-за чего часто становился посмешищем для школьных товарищей.
«Тяжелый неуклюжий скок этой зеленой кобылки повергает меня в тоскливое оцепенение. Всю жизнь это преследует меня как наваждение, терзает, сводит с ума», — рассказывал художник.
Кроме того, Дали не скрывал, что долгое время испытывал отвращение к сексу. В своем дневнике он рассказывал, что в детстве прочел книгу о венерических болезнях, принадлежащую его отцу. Так, слишком наглядные иллюстрации вызвали в мальчике ужас и страх, что нашло отражение в его знаменитой картине «Великий мастурбатор».
Интерес к изобразительному искусству проявился у Дали в раннем возрасте. Сначала он обучался в муниципальной художественной школе, а затем с 1914 по 1918 годы воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1919-м Сальвадор вместе с четырьмя товарищами начал выпускать журнал «Студиум», в котором публиковал статьи о гениях живописи: Гойе, Эль Греко, Дюрере, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Веласкесе.
В 1922 году Дали поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде. Проживая в известной Студенческой резиденции, он познакомился с выдающимися людьми своего поколения — с поэтом Федерико Гарсиа Лорка и талантливым режиссером Луисом Бунюэлем, с которым впоследствии снял два фильма в соавторстве («Андалузский пес» и «Золотой век»).
По слухам, Дали и испанского поэта Федерико Лорка связывало нечто большее, чем просто дружба. Некоторые утверждали, что Лорка пытался соблазнить художника, хотя сам он это всячески отрицал. Федерико, восхищенный гением живописца, даже опубликовал целый сборник «Оды к Сальвадору Дали». Подозрения в интимной связи закрались и у их общего друга Бунюэля, который, в письме писателю Пепину Белло писал: «Бесчестный Гарсиа! Надо освободить Сальвадора от его влияния. Дали — настоящий мужчина и очень талантлив».
В студенческом возрасте Дали увлекался теорией психоанализа Зигмунда Фрейда. По признанию художника, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии для эпохи Возрождения.
Примечательно, что ранние работы Дали выполнены в импрессионистской манере. Виды Кадакеса, изображение природы, портреты близких — отца, сестры, художника Элена Пишо — одни из его излюбленных сюжетов в то время. Впоследствии Дали много экспериментировал с методами кубизма и дадаизма. Однако поворотным моментом в его творчестве стал 1929 год, когда он примкнул к группе художников-сюрреалистов, организованной французским писателем Андре Бретоном.
Из-за откровенного эгоцентризма и провозглашения абсолютного превосходства над всеми художниками и мыслителями того времени Дали быстро снискал дурную славу у товарищей по цеху. В 1934-м из-за серьезных расхождений во взглядах, в частности на политику, его исключили из группы. Будучи аполитичным человеком, Дали отказался принимать позицию коммунистов, которая была распространена среди сюрреалистов.
В ответ на претензии бывших товарищей Дали создал несколько провокационных работ. В картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933) он изобразил любимца сюрреалистов Владимира Ленина в чрезвычайно странном образе: с длинной ягодицей, которую подпирает костыль. Работа была выставлена на обозрение в Салоне Независимых и, по воспоминаниям, повергла художников в гнев. Посчитавшие картину карикатурой на вождя, они даже предприняли попытки сорвать ее и уничтожить.
Дали продолжал эпатировать публику не только посредством искусства, но и в обычной жизни. Известно, что в качестве домашних питомцев он содержал оцелота и муравьеда и предпочитал прогуливаться с экзотичными животными по улицам Барселоны.
Помимо живописи и кинематографа Дали успел поработать и со скульптурой. В 1973-м его работы были отлиты в бронзе и разошлись по всему миру. Одна из самых популярных скульптур художника — «телефон-лобстер» была продана за £853 тыс. Кроме того, он попробовал себя и в рекламе, придумав дизайн леденцов Чупа-чупс.
Огромную главу в биографии Дали занимают отношения с его музой и возлюбленной Галой, ставшей единственной женской моделью (если не считать младшую сестру Сальвадора Анну Марию), которую писал художник. Она позировала для многих полотен художника в образе Богоматери, Елены Прекрасной, Леды и Градивы.
Несмотря на то, что отношения с супругой были достаточно сложными — в поздние годы они часто ссорились, а сама Гала с гордостью отмечала, что имеет отношения на стороне — Дали до последних дней отмечал, что считал ее главным человеком в жизни.
«Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал художник в своем дневнике.
После ее смерти в 1982 году Дали впал в глубочайшую депрессию, что отразилось в его творчестве. Картины художника заметно упростились, и главной темой на долгое время стал мотив скорби. К тому же стремительно развившаяся болезнь Паркинсона мешала ему рисовать.
После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошел пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь, однако в попытках доползти к выходу он потерял сознание и получил тяжелые ожоги. В январе 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность».
Художник скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Сальвадор завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело живописца замуровано в пол в одной из комнат музея Дали в городе Фигерас.
История любви: Сальвадор Дали и Гала | Vogue Ukraine
Елена Дьяконова, более известна миру как просто Гала, была женой французского поэта Поля Элюара и любовницей немецкого художника Макса Эрнста. Но прославилась она благодаря отношениям с испанцем Сальвадором Дали, которому она стала второй женой, моделью и музой. В день рождения Галы, 7 сентября, вспоминаем великую историю любви между ней и легендарным сюрреалистом.
Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, начало 1930-х«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».
Это первые строчки книги «Дневник одного гения» Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70. Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах. О самой знаменитой паре в истории искусства 20 века (наряду с Диего Риверой и Фридой) сказано много, но дневник Дали и его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали», написанные пышно и сочно – один из немногих источников более-менее достоверной информации о том, что представляли собой их отношения.
Гала на съемке для американского Vogue, 1943Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма «Андалузский пес» и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в «Тайной жизни» очень смешно.
«Ее удивила стройность моих рассуждений, и тут же, под плантаном, она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго. В самом деле, от мадридского периода у меня осталось пристрастие к фатовству. У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок, нафабривал волосы и брился с маникальной тщательностью. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. По вечерам я надевал расписанные мною шелковые рубашки с очень открытым воротом и пышными рукавами, что делало меня похожим на женщину».
Сохранилось очень много фотографий Галы. Она была худая, стильная и строгая, а ее биографы любят писать о страстном темпераменте девушки и о том, что у нее всегда было множество любовников, в том числе и во время замужества с Дали, в том числе и намного младше самой Галы. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, – пишет Дали в своих дневниках. – Линия плеч –почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».
Вообще, как бы ни старались многочиленные биографы Галы, лучшие тексты о ней написал Сальвадор Дали. «Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя».
Один из первых портретов Галы, написанных Дали
Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась («Дети меня не очень-то интересовали» – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество «Зодиак», которое платило Дали гонорар и поддерживало его.
«Галарина», 1945Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – «Мадонна из Порт-Лигата», «Галарина» «Атомная Леда». На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как к Деве Марии. При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию «Сон Венеры». Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.
Дали и Гала были вместе больше 50 лет. «У нас с Гала словно медовый месяц, — пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».
Замок в ПуболеИ ждать не пришлось долго. В 1969 году Дали, щедрый на красивые жесты, подарил своей жене средневековый замок. Замок Пуболь или замок Галы – готический дворец в небольшой деревне в каталонской провинции Жирона, который был построен в 11 веке. К 70-м годам 20-го века он прошел много испытаний и был в плачевном состоянии, но Дали его трещины только вдохновляли. Художник провел тщательную реставрацию замка, собственноручно расписал стены и подарил его жене. «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», –писал позже художник. Гала действительно здесь жила, а после ее смерти в этом месте обустроили дом-музей Галы.
К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова. Галой (с ударением на втором слоге) ее назвал Поль Элюар – с французского это слово переводилось как «праздник». Символично.
сокращений — Как правильно записать расстояние?
аббревиатуры — Как правильно записать расстояние? — Обмен английским языком и использованием стекаСеть обмена стеков
Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.
Посетить Stack Exchange- 0
- +0
- Авторизоваться Подписаться
English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация займет всего минуту.
Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществуКто угодно может задать вопрос
Кто угодно может ответить
Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх
Спросил
Просмотрено 5к раз
На этот вопрос уже есть ответы здесь :
Закрыт 9 лет назад.
Возможный дубликат:
Когда уместно использовать неразрывные пробелы?
Если я пишу «Я пробежал расстояние X», должен ли я оставить пробел между значением и сокращенным расстоянием, или лучше объединить их вместе:
а) «Пробежал 5км»
б) «Пробежал 5 км»
Создан 02 окт.
квадратная лягушка11111 серебряный знак44 бронзовых знака
0Условные обозначения в техническом контексте могут быть разными, но моя собственная практика заключается в том, чтобы вставить пробел после числа и показать, что оно множественное: Я пробежал 5 км .
Создан 02 окт.
Барри АнглияБэрри Англия13k1010 золотых знаков230230 серебряных знаков389389 бронзовых знаков
7 English Language & Usage Stack Exchange лучше всего работает с включенным JavaScriptВаша конфиденциальность
Нажимая «Принять все файлы cookie», вы соглашаетесь, что Stack Exchange может хранить файлы cookie на вашем устройстве и раскрывать информацию в соответствии с нашей Политикой в отношении файлов cookie.
Принимать все файлы cookie Настроить параметры
Формула расстояния
Вы знаете, что расстояние А B между двумя точками на плоскости с Декартово координаты А ( Икс 1 , у 1 ) а также B ( Икс 2 , у 2 ) дается следующей формулой:
А B знак равно ( Икс 2 — Икс 1 ) 2 + ( у 2 — у 1 ) 2
Формула расстояния на самом деле просто Теорема Пифагора в маскировке.
Чтобы рассчитать расстояние А B между точкой А ( Икс 1 , у 1 ) а также B ( Икс 2 , у 2 ) сначала нарисуйте прямоугольный треугольник с отрезком А B ¯ как его гипотенуза.
Если длины сторон равны а а также б , то по теореме Пифагора
( А B ) 2 знак равно ( А C ) 2 + ( B C ) 2
Решение на расстоянии А B , у нас есть:
А B знак равно ( А C ) 2 + ( B C ) 2
С А C горизонтальное расстояние, это просто разница между Икс -координаты: | ( Икс 2 — Икс 1 ) | .Сходным образом, B C это вертикальное расстояние | ( у 2 — у 1 ) | .
Поскольку мы все равно возводим эти расстояния в квадрат (а квадраты всегда неотрицательны), нам не нужно беспокоиться об этих знаках абсолютного значения.
А B знак равно ( Икс 2 — Икс 1 ) 2 + ( у 2 — у 1 ) 2
Пример:
Найдите расстояние между точками А а также B на рисунке выше.
В приведенном выше примере мы имеем:
А ( Икс 1 , у 1 ) знак равно ( — 1 , 0 ) , B ( Икс 2 , у 2 ) знак равно ( 2 , 7 )
так
А B знак равно ( 2 — ( — 1 ) ) 2 + ( 7 — 0 ) 2 знак равно 3 2 + 7 2 знак равно 9 + 49 знак равно 58
или примерно 7.6 единицы.
Определение нарративной дистанции (с примерами для писателей-фантастов) — Jericho Writers
Что такое дистанция повествования или психическая дистанция в художественной литературе? Эмма Дарвин рассказывает, что это такое и почему это важно.
Дебютный роман Эммы был номинирован как на лучшую первую книгу писателей Содружества, так и на награды «Роман года» Ассоциации романтических писателей. Она регулярно посещает Фестиваль письма, и ее блог используют для написания курсов и редакторы по всему миру.
Вы когда-нибудь поражались тому, сколько решений вам нужно принять и продолжать принимать, когда вы пишете свою историю?
Когда вы представляете сцену, какие ее аспекты вы помещаете на страницу? А сколько их? А как насчет того, чтобы показать и рассказать?
Как насчет точки зрения — и как перейти к другой точке зрения? А как насчет того, чтобы сравнивать «близких третьих» и «всеведущих» рассказчиков? А что, если вы все равно от первого лица?
И еще есть голос, то, что, по словам всех редакторов и агентов, они ищут — но что это значит для того, как вы пишете это предложение ?
Это все очень сбивает с толку.
Вот почему, когда я впервые натолкнулся на концепцию нарративной дистанции или психической дистанции в классике Джона Гарднера « Искусство фантастики », я вскрикнул от радости.
Он не только объединяет все эти разные вопросы в один простой, но и дает вам надежный способ убедиться, что читатели чувствуют себя причастными к вашим персонажам, в то время как вы также продолжаете рассказывать историю.
Итак, в наши дни это ключевая часть моего обучения.
Не в последнюю очередь на курсе «Самостоятельное редактирование романа», который я разработал и преподаю вместе с Деби Альпер в Jericho Writers.
Что такое дистанция рассказа или психическая дистанция?
Основная идея такова.
Нарратив романа вызывает не только внешние события, но и погружает читателя внутрь одного или нескольких персонажей, пробуждая мысли, чувства, восприятия и моментальные физические переживания.
Важно отметить, что это не бинарное решение внутри / снаружи, это спектр, в котором писатель контролирует, насколько глубоко мы чувствуем, что мы находимся внутри этого субъективного, индивидуального, крупного плана сознания персонажа.
И писатель также контролирует, насколько далеко продвигается повествование к объективному, широкому повествованию о тех событиях, которые выходят за рамки опыта любого персонажа.
- Была зима 1853 года. Из дверного проема вышел крупный мужчина.
- Генри Дж. Уорбертон никогда особо не беспокоился о метелях.
- Генри ненавидел метели.
- Боже, как он ненавидел эти проклятые метели.
- Под вашим воротником, под вашим ботинком, замораживая и забивая вашу несчастную душу.
Конечно, это всего лишь точки на спектре, но посмотрите, как они меняют восприятие читателем этого момента сцены:
- Уровень 1: Удаленный и объективный. Рассказчик — рассказчик — передает много информации о том, что происходит (Рассказывая, если хотите), но не вызывает в памяти непосредственного опыта этого человека. Это камера для дальнего плана, которая тоже широкоугольная.
- Уровень 2: Мы подходим немного ближе, потому что нам дана индивидуальная информация о нем.Его имя и его эмоции. Но это информация, переданная рассказчиком его голосом.
- Уровень 3: Генри начинает чувствовать себя кем-то, кого мы знаем, в то время как «ненависть» немного вызывает его эмоции, а не просто сообщает нам об этом.
- Уровень 4: Переход на свободный непрямой стиль. Голос рассказчика окрашен собственным голосом Генри, поэтому мы чувствуем себя намного ближе внутри личности Генри. Но поскольку мы все еще находимся в прошедшем времени повествования и в третьем лице, мы не порвали с его потоком.Показано много, но информации мало; это как крупный план лица Генри.
- Уровень 5: Генри получил непосредственный опыт. Писатель вызывает загрузку мозга — поток его сознания в этом — и рассказчик исчез. Этот доступ глубоко внутри персонажа уникален для художественной литературы, места, куда не может попасть кинокамера.
Обратите внимание, какие аспекты сцены вызывают воспоминания, в зависимости от точки зрения персонажа. Может быть, жена Генри Джейн любит метели.Ее уровень 4 может быть О, как она любила ощущать снежинки на носу , ее уровень 5 — это загрузка счастливых воспоминаний о снежном коме.
С другой стороны, сказка рассказчика «Джейн С. Уорбертон всегда любила метели» по голосу или точке зрения не отличается от аналога Генри.
Как узнать уровни расстояния повествования в любой момент
Если вы пишете от первого лица, ваш рассказчик или рассказчик повествует о событиях, частью которых они были, поэтому, чтобы осознать это, продолжайте думать о них как о двух разных сущностях.
Здесь Старый Хэл рассказывает историю своего детства:
- В далекие дни Утера Пендрагона ведьмы ходили по земле.
- В каждой деревне была своя ведьма, и мы боялись или советовались с ней в зависимости от того, насколько мы были в отчаянии.
- Когда я был ребенком, госпожа Маргит меня пугала, и когда она шла по улице, большие кричали: «А вот и старая Маргит!», А я прятался и перекрещивался.
- И вот подошла старая Маргит в своей оборванной одежде и с большим черным котом, и я вздрогнул и молился, потому что Святая Мария спасет меня, не так ли?
- Маргит идет, и ее плащ, как танцующие маленькие демоны, и что я буду делать — не попадитесь ей на глаза — спрячусь в канаве, холодный и мокрый, но Черный Питер увидит меня — Мать Мария, спаси меня, он посмотрит на тебя и тогда Маргит сможет заглянуть в ваш разум и посеять там демонов и…
Конечно, в реальном письме повествование не будет держаться на одном уровне надолго.
Он будет динамически перемещаться взад и вперед в зависимости от того, что правильно для повествования и персонажей в данный момент. Больше воспоминаний, демонстрации, субъективности, озвученности персонажа? Или больше информации, рассказа, объективности, ответственного рассказчика?
Все, что вам нужно сделать, это спросить себя: «Насколько близко я должен быть в этот момент?» и на все эти другие вопросы есть ответы.
Большинство популярных художественных произведений тратят большую часть своего времени на 3-4 области спектра.Только не забывайте, что далекие расстояния идеально подходят для создания сцены и передачи важной информации, которую нам нужно знать, прежде чем мы приблизимся.
И самые глубокие, поток сознания расстояния велики, когда персонаж точки обзора действительно теряет связь с обычной жизнью — крайним горем или радостью, сексом, насилием, наркотиками или выпивкой.
И, наконец, меняя точку зрения, заметили ли вы, как дальние уровни не отражают индивидуальный голос или точку зрения какого-либо персонажа? Рассказчик главный.
Итак, чтобы перейти от голоса и точки зрения Генри к точке зрения Джейн, просто двигайтесь от нее, поэтапно — 4, 3, 2 — в это нейтральное пространство рассказчика, затем идите внутрь, поэтапно — 2, 3, 4 — в Джейн.
И здесь у вас есть повествовательная или психическая дистанция в художественной литературе.
(Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, перейдите также к другим ресурсам в моем блоге!)
Психическая дистанция в творческом письме | Центр письменной и устной речи
Автор: Аарон Смейл
В творческом письме степень вовлеченности читателя в рассказ может усилить ясность, темп, напряженность и драматичность рассказа или, в качестве альтернативы, вывести читателя из сцены, которая имеет решающее значение для понимания повествования.Часто истории зависят от точки зрения конкретных персонажей, чтобы придать смысл и детали всей структуре истории, сюжету и другим амбициям.
В своей работе The Art of Fiction Джон Гарднер (1983) описывает «психическую дистанцию» как «дистанцию, которую читатель ощущает между собой и событиями рассказа» (стр. 111). С точки зрения точки зрения, большее психическое расстояние может представлять широкий контекст или большие дуги, которые не обязательно должны быть такими детализированными, в то время как более близкое психическое расстояние полезно для приближения читателя к сценам, где конкретные детали важны для взаимодействия с историей.
Психическая дистанция может рассматриваться как происходящая на разных уровнях дистанции, при этом наибольшая дистанция между читателем и событиями истории представлена как начальный «уровень» на уровне 1 . По мере того, как психическая дистанция между читателем и историей сужается, психическая дистанция увеличивается через уровней 2-5 , при этом уровень 5 представляет собой самое близкое расстояние между читателем и событиями истории. Это увеличение психической дистанции демонстрируется в следующем примере:
Уровень 1
В 1979 году в Лос-Анджелесе было лето.К кафе подъехала на велосипеде стройная женщина.
Пример предложения на этом уровне представляет широкие детали и обстановку, при этом читатель находится на большем расстоянии от событий рассказа. Несмотря на то, что женщина в этом предложении подъезжает к кафе на велосипеде, здесь не так много деталей, которые могли бы заинтересовать читателя. Зрителям показывают, где и когда происходит эта сцена, но мы не знаем более глубокого повествования, которое здесь происходит. Чтобы погрузиться в историю, читатель должен быть ближе к ее событиям.
Уровень 2
Джейн Ричардс предпочитала кататься на велосипеде по городу.
На уровне 2 психическая дистанция приближается и показывает аудитории больше о персонаже, предоставляя имя (Джейн Ричардс) и представление о предпочтениях персонажа (катание на велосипеде по городу). Несмотря на то, что теперь мы больше понимаем этого персонажа и читатель ближе к событиям в истории, мы все же можем быть ближе.
Уровень 3
Джейн презирала движение Лос-Анджелеса.
На уровне 3 ключевой глагол «презирал» дает нам лучшее представление о том, как Джейн эмоционально реагирует на движение. Кроме того, мы понимаем, почему Джейн ездит на велосипеде и как это может иметь отношение к ее внутреннему характеру и мотивам. Как читатели, мы начинаем задавать вопросы: почему Джейн презирает трафик Лос-Анджелеса?
Уровень 4
Боже, как она презирала этот ужасающий трафик в Лос-Анджелесе.
На уровне 4 подчеркивается эмоциональная мотивация Джейн, и читатель приближается к событиям самой истории.На этом этапе читатель также получает более сильное ощущение «голоса» Джейн благодаря использованию таких слов, как «доброта» и «ужасающий».
Уровень 5
Трафик. Отовсюду без причины ревут рога, заикающаяся процессия в конечном итоге никуда не денется, истощение душит ваши ноздри и ускользает в ваше сердце…
Наконец, на уровне 5 аудитории рассказывают о причинах и подробностях того, почему Джейн так думает о движении в Лос-Анджелесе. У зрителей есть возможность проникнуться чувствами этого персонажа, и они могут получить представление о конкретных деталях, чтобы конкретизировать сцену.В этот момент читатель настолько близко знакомится с душевным состоянием и точкой зрения персонажа, что чувствует себя вовлеченным в события истории. В отличие от первого предложения на уровне 1, которое просто устанавливает общие характеристики сюжета, это предложение на уровне 5 предоставляет уникальные детали, которые зависят от того, как персонаж представляет себя аудитории.
Психическая дистанция может быть эффективным инструментом в ведении читателя с разных точек зрения, но изменения в психической дистанции необходимо тщательно контролировать.Переход к деталям с большой психической дистанции может стать неприятным переживанием для вашего читателя и испортить эффект, которого вы пытаетесь достичь в своем повествовании. Как показывает практика, часто бывает полезно переходить между уровнями по одному, чтобы процесс сокращения дистанции между читателем и событиями истории был плавным и постепенным.
Номер ссылки
Гарднер, Джон. (1983). Художественная литература . Рэндом Хаус, Инк. Печать.
Какова формула определения расстояния?
Расстояние между двумя точками
Если вы вспомните теорему Пифагора, формула расстояния на самом деле является вариацией этой теоремы.
Две точки на плоскостиДавайте углубимся в это с помощью точек на графике выше. У нас есть две точки: одна в x1, y1, а другая в x2, y2. 2
Следовательно, если бы мы вставили точки (x1, y1) и (x2, y2), а затем переместили квадрат на другую сторону уравнения, чтобы он стал квадратным корнем, мы получим формулу для расстояние.
Какова формула расстояния?
d используется для обозначения расстояния в этом случае. Эта формула всегда верна и полезна, когда у вас есть два очка. Если вы знаете, где они находятся на графике, вы можете построить их, а затем нарисовать прямоугольный треугольник, который поможет вам найти длину его гипотенузы. Это использует теорему Пифагора, которую мы узнали еще при изучении геометрии. Гипотенуза — это расстояние, которое вы ищете между двумя точками! Теперь вы узнали, как работает формула расстояния.
При расчете расстояния следует помнить следующее: 1) Следите за тем, чтобы ваши значения x и y не совпадали. Убедитесь, что вы правильно сопоставили их в правильном порядке, так что если вы используете значение x в точке A, сопоставьте его со значением x в точке B при вычитании. Затем для второй части формулы убедитесь, что вы снова используете значение y из точки A, а затем вычитаете значение y из точки B. 2) Перед выполнением возведения в квадрат упростите то, что указано в скобках.Это правильный порядок при решении математических задач, и он верен в формуле расстояния. 3) Не забудьте записать символ квадратного корня. Это хорошая привычка, и если вы оставите ее до конца, вы можете забыть вернуть ее и получить неправильный ответ.
Примеры определения расстояния
Давайте воспользуемся формулой для расчета расстояния с примером вопроса.
Вопрос: какое расстояние между точками A (4,2) и B (6,8)?
Мы знаем, что будем использовать как значения x, так и значения y.Просто подставьте числа в формулу расстояния. Это будет выглядеть примерно так:
Этапы использования формулы расстоянияВыше мы рассматриваем B как точку 2 и последовательно используем координаты точки 2 перед A в формуле. Не забудьте возвести в квадрат разницу между X и Y, и вы получите число под квадратным корнем. Обязательно упростите ответ, чтобы некоторые числа можно было вынести из радикального символа.
Как насчет того, чтобы делать горизонтальные или вертикальные линии? Подойдет ли формула расстояния? Короткий ответ — будет.Однако есть более простой способ сделать это. При работе с горизонтальными линиями длина линии — это просто разница между координатами x двух точек. Аналогичным образом длину вертикальной линии можно найти, вычитая одну из координат y с другой. Вы можете свободно попробовать это самостоятельно с координатами по вертикальной или горизонтальной линии, и вы обнаружите, что получите тот же ответ, просто вычтя координаты и используя формулу расстояния.
Чтобы подытожить концепцию, вот хороший ресурс, который вы можете изучить.Если вы хотите поиграть с разными координатами и посмотреть, как работает формула расстояния, попробуйте ее на этой интерактивной диаграмме!
что это такое и как им пользоваться
Психическая дистанция — это концепция, которую Джон Гарднер исследует в своей книге Искусство фантастики , и я думаю, что она абсолютно важна, ее нетрудно понять и о которой почти не говорится. Вы также найдете его под названием «Расстояния повествования», потому что, в основном, речь идет о том, где находится повествование (и, следовательно, читатель) относительно персонажа.Третий термин, с которым вы можете столкнуться, — это эмоциональная дистанция, потому что другой способ думать о нем — это то, как далеко читатель зашел повествователем в голове персонажа. Гарднер разбивает это так:
- Была зима 1853 года. Из дверного проема вышел крупный мужчина.
- Генри Дж. Уорбертон никогда особо не беспокоился о метелях.
- Генри ненавидел метели.
- Боже, как он ненавидел эти проклятые метели.
- Снег. Под вашим воротником, в ваших ботинках, замораживая и забивая вашу несчастную душу
И поскольку иногда трудно понять, как это может быть одинаково хорошо применимо от первого лица и к менее реалистичному проекту, я сделал версию, которая делает и то, и другое. Посмотрите, как в этой версии по-прежнему присутствует чувство рассказчика и персонажа («действие-или», вы можете думать о них как о существе), но на этот раз они просто оказались одним и тем же персонажем:
- В далекие дни Утера Пендрагона ведьмы ходили по земле.
- В каждой деревне была своя ведьма, и мы боялись ее или советовались с ней в зависимости от того, насколько мы были в отчаянии.
- Когда я был ребенком, госпожа Маргит меня пугала, и когда она шла по улице, большие кричали: «А вот и старая Маргит!», А я прятался и перекрещивался.
- И вот подошла старая Маргит в своей оборванной одежде и с большим черным котом, и я вздрогнул и молился, потому что Святая Мария спасет меня, не так ли?
- Маргит идет, и ее плащ, как танцующие маленькие демоны, и что я буду делать — не попадись ей на глаза — спрячься в канаве, холодный и мокрый, но Черный Питер увидит меня — Мать Мария, спаси меня, он посмотрит на тебя и тогда Маргит сможет заглянуть в ваш разум и сажать туда демонов и…
Очевидно, что это действительно спектр, а не отдельные стадии, но вы же понимаете, о чем идет речь, не так ли?
1) удаленно и объективно. В нем есть приятное ощущение «когда-то давным-давно», но оно не дает нам никакого ощущения одного или нескольких конкретных персонажей в истории как человека с мыслями и чувствами: сознание. Рассказчик очень ответственен, он много говорит нам о том, где мы находимся и что происходит: все дело в информации и контексте.Но если он останется на этом уровне, нас могут не особо заботить люди, о которых нам рассказывает история, и это ограничивает возможности писателя в изучении того, как они воспринимают мир и самих себя. Это подзаголовок в начале фильма, который определяет местонахождение нас.
2) вносит некоторые подробности: рассказчик рассказывает нам (информирует нас) о месте, отдельной группе или человеке, а также что-то об их эмоциях или личности. Думайте об этом как о закадровом кадре или широкоугольном снимке деревни.
3) более конкретный, еще более индивидуальный: голос рассказчика начинает показывать нам (вызывать для нас) конкретного персонажа и его опыт. Это, если цитировать Джеймса Вуда Как работает художественная литература , «стандартный реалистический рассказ»: другими словами, преобладающий стиль подавляющего большинства художественной литературы: повествователь все контролирует, вводя нас в опыт этого мира и это отдельных персонажей и цитирование речи напрямую. Средний план, по которому мы можем идентифицировать людей.
4) начинает окрашивать голос рассказчика словарным запасом и точкой зрения персонажа. Сокращение для этого заключается в том, что мы углубляемся в голову персонажа, благодаря бесплатному непрямому стилю , изобретенному Джейн Остин: «Боже, как он ненавидел …» и «Святая Мария спасла бы меня, не стала бы. она?». Но, конечно, мы теряем связь со всем, что персонаж не видит и не думает, или с любыми другими способами выразить это. В фильме, который не может проникнуть в головы, мы могли видеть лицо и пытаться прочитать, что оно чувствует.
5) крупным планом и субъективно: почти загрузка мозга, с перемешанными мыслями и сенсорной информацией. По словам Вуда, это поток сознания . Голос персонажа присутствует полностью, а голос рассказчика затих. Это чрезвычайно выразительно для характера и ситуации этого человека. Но если мы останемся на этом уровне, мы, возможно, никогда не поймем, что происходит, и это ограничивает возможности писателя перемещаться между разными персонажами и их разным сознанием.
Чтобы увидеть несколько реальных примеров отличных писателей, работающих (очень вероятно, неосознанно) с разными уровнями психической дистанции, щелкните здесь . А чтобы изучить о преимуществах далеких расстояний, нажмите здесь.
Точка зрения Гарднера — , а не , что одно лучше другого или что вы должны придерживаться только одного. В самом деле, было бы ошибкой, если бы вы это сделали; это может сделать изделие очень однообразным, особенно если вы придерживаетесь конца PD1-2.Как в хороших романах есть ритм действия и размышлений, так и в них есть ритм близости и отстраненности.
Итак, я расширил концепцию Гарднера, чтобы думать в терминах психического диапазона произведения, от самого близкого до самого дальнего, которое оно охватывает. Вот почему так важно уметь определять (примерно) психическое расстояние в любой точке. Если вы понимаете возможности различных расстояний для контроля взаимодействия читателя с персонажем и историей, то вы не только тренируете свой инстинкт, когда нужно отступить, а когда приближаться, но и научитесь лучше выявлять и исправлять вещи, когда в первом черновике вы приняли не самое эффективное решение.
Мой собственный момент, когда я загорелся лампочкой, произошел, когда я увидел, что Психическое Расстояние Джона Гарднера прекрасно сочетается с Отображение и Рассказ (или, как я люблю его называть, Информирование и Вызывание): PD1 Гарднера скорее похож на Самый Говорящий Рассказ, его PD5 кажется самым ярким шоу. И оба они совпадают с анализом Джеймсом Вудом различных способов повествования и с другим увлекательным обсуждением Дэвида Яусса: « От дальних выстрелов до рентгеновских лучей » (это полная статья: прочтите ее.)
И также обратите внимание, что хотя голос персонажа начинает звучать по мере того, как мы приближаемся к его голове на более близких уровнях (скажем, PD4 и PD5), повествование имеет свой собственный голос, хотя и «далекий» дальний выстрел. Что может быть сильнее В далекие дни Утера Пендрагона ведьмы преследовали землю ? Я писал больше о голосе здесь : для этого поста важно понять, что художественная литература полноголосна.
Основная идея, если хотите, состоит в том, что разных голоса — рассказчика и персонажей — объединяются, чтобы создать повествование, взаимопроникая друг в друга в разной степени, в зависимости от решения писателя о наилучшей психической дистанции для этого момента в истории. .
Также полезно иметь в виду, что переход прямо, скажем, с PD1 на PD5, может оставить читателя позади. Если вы написали: Была зима 1853 года. Из дверного проема вышел крупный мужчина.Снег. Под вашим воротником, под вашими туфлями, замораживая и забивая вашу несчастную душу, нечего было бы сказать читателю, что человек, которого нам показали выходящим из дверного проема, такой же, как этот человек со снегом на его (ее? ) шея. Компетентные читатели сделают предположение, но все, что они читают до тех пор, пока их предположение не подтвердится, является как бы предварительным и означает, что они не могут быть настолько вовлечены в историю. Другие читатели, не чувствуя себя в безопасности в мире истории и сюжета повествования, могут сдаться.
Так что имейте в виду, что необходимо брать ридер с собой: либо прокладывайте свой путь поэтапно, скажем, от PD1 до PD3 к PD5, либо убедитесь, что вы дали читателю несколько опор для рук, чтобы вы всегда держали их при себе. . Вам может потребоваться всего лишь что-то вроде: … Из дверного проема вышел крупный мужчина. «Снег, — подумал он. Под воротником, под туфлями …
Понимание психической дистанции также ключ к работе с подвижной точкой зрения. Даже если вы ограничите свое повествование одной точкой зрения, то, насколько глубоко в голове вашего персонажа вы зайдете, читатель будет по-разному.Но если ваше повествование от третьего лица перемещается, скажем, между несколькими точками зрения внутри главы, вам нужно начать справляться с переходами. Многие начинающие писатели виноваты в «скачке головой», когда слишком часто и слишком резко меняются точки зрения. Но не обязательно, что переходы происходят слишком часто (хотя это может быть, и некоторые учителя и редакторы очень доктринерски относятся к этому), но что вы не справились с ними должным образом. Отнеситесь к ним должным образом, и вы обнаружите, что упомянутые учителя и редакторы могут даже не заметить, не говоря уже о том, чтобы не одобрить.Если вы хотите узнать больше, посмотрите мой пост о Moving Point of View , который является частью большой серии статей о Narrators и Point of View , а также конкретный пост, в котором перечислены десять способов перемещения точки обзора. -просмотр , и плюсы и минусы каждого.
Итак, в следующий раз, когда вы будете читать какую-нибудь художественную литературу, посмотрите, как автор справляется с психической дистанцией: какой диапазон они используют, и как и почему они перемещаются туда и обратно в пределах этого диапазона. Подумайте, как это повлияет на ваше восприятие произведения.Если это рассказывается с нескольких точек зрения, как переходы между разными точками зрения взаимодействуют с психической дистанцией? Это поможет вам тренировать интуицию в отношении этих вещей для вашей собственной работы. И если вам нужен пример прекрасной истории, которая является чистым потоком сознания, называйте это как хотите, выследите «Великий, великий удар мыла и воды» Джейн Гардам в ее коллекции The Sidmouth Letters : это чистая радость. Но это нелегкий трюк.
Психологическая дистанция в письме — Самостоятельная школа
Считаете ли вы, что вам трудно соединить своих читателей со своими персонажами? Ваш МС чувствует себя отстраненным и отстраненным? Возможно, вам придется поработать над своей психической дистанцией!
Психическая дистанция, также известная как дистанция повествования, является важным литературным элементом, влияющим на то, как ваш читатель относится к вашему персонажу.
Простое определение психической дистанции: насколько рассказ рассказа близок его персонажу.
Получайте пассивный доход полный рабочий день
От продажи книг
Класс творческого писателя: как написать и опубликовать художественную книгу
Обучается автором бестселлеров с ЛЕТНИМ опытом, делающим ТОЛЬКО ЭТО! Изучите новейшие фантастические маркетинговые тактики, подробное описание алгоритма Amazon, примеры из практики и многое другое.
Психическая дистанция в письменной форме Обзор
Есть несколько уровней психической дистанции. Вы можете иметь очень далекое, объективное представление о персонаже — возьмите предложение:
«Женщина бежит по лесу.”
Кто она? Что она делает? Что она думает? Мы не знаем! Мы ничего о ней не знаем. Поскольку это неизвестный персонаж, скорее всего, вступление, читателю уместно оторваться от нее.
На другой стороне этого спектра у вас может быть предложение вроде:
«Мох скользит под ногами, когда я бегаю по лесу».
В первом примере мы далекие, объективные наблюдатели за этой женщиной. У нас нет особого чувства срочности, и у нас нет сильной эмоциональной связи с ней.
Во втором примере мы — это женщина. Мы — часть сцены, мы знаем, что наша опора нестабильна, мы чувствуем себя более связанными с историей.
Это два конца спектра, поэтому точка посередине может быть:
«Кэрол бежит по лесу, поскользнувшись на мхе».
Это третье лицо, немного дальше, чем второй пример, но мы знаем ее имя. Знание имени Кэрол делает нас ближе к персонажу, чем если бы она была просто «женщиной».«Мы могли бы заботиться о ней немного больше. Мы не знаем ее мыслей и, очевидно, не она, но знаем ее имя.
Психическая дистанция — это спектр с бесконечными точками , и они варьируются от очень далеких от вашего персонажа до очень близких к вашему персонажу. Чтобы объяснить это немного проще, давайте выберем четыре точки или уровня на спектре психической дистанции.
Допустим, уровень 1 психической дистанции — это объективное наблюдение, уровень 2 — косвенное мышление, уровень 3 — прямое мышление, а уровень 4 — это поток сознания, исходящий непосредственно от вашего персонажа.
Вот пример абзаца с увеличением психической дистанции. Он начинается с объективного наблюдения, затем приближается к потоку сознания.
«Женщина идет в лес. Кэрол всегда любила деревья. Они такие тихие и бесхитростные, фильтруют резкое солнце до мягкого свечения, перерезают ветер до более мягкого бриза, вдыхают углекислый газ и выдыхают спокойствие ».
Психическое расстояние 1-го уровня: объективное наблюдение
«Женщина идет в лес» объективен.Мы не в ее мыслях — мы просто наблюдаем мир таким, какой он есть. Это расстояние отлично подходит для постановки сцены. Представьте себе начальную сцену телешоу или фильма: они начинаются с установочного кадра. Снаружи дома, панорама леса, может быть, даже города сверху. Объективное расстояние позволяет увидеть более широкий мир или увидеть персонажа, которого мы еще не знаем.
На этом уровне рассказчик главный. Примером, который полностью придерживается этой дистанции повествования, является Лемони Сникет в «Серии неудачных событий».Эти книги рассказывают ужасные истории о жестоком обращении с детьми и угрозах. Почему он предназначен для детей? Потому что психическая дистанция достаточно далека. Читатель рассматривает персонажей через Лемони Сникета так далеко, что это не так эмоционально, как могло бы быть при более близком рассмотрении. Представьте те же самые истории как рассказ от первого лица с точки зрения Вайолет. Он намного темнее и тяжелее, не так ли?
Держаться так далеко, очень сложно связать читателя с персонажем, но, как в приведенном выше примере, это можно сделать намеренно и хорошо послужить истории.
Психическая дистанция 2-го уровня: косвенная мысль«Кэрол всегда любила деревья» — косвенная мысль. У нас есть небольшой проблеск в голову Кэрол, но мы все еще находимся в отдельной точке зрения рассказчика. Это повествование ставит барьер между читателем и Кэрол.
Думайте об этом уровне как о закадровом тексте. Мы получаем инсайдерскую информацию о ситуации, но это происходит не в режиме реального времени или вблизи, поэтому это не так срочно, как могло бы быть.
Психическая дистанция 3-го уровня: прямая мысль«Они такие тихие и бесхитростные» — прямая мысль Кэрол.Теперь мы намного ближе к ней. С такого расстояния мы можем даже сделать некоторые выводы о ее точке зрения — почему она заметила, что деревья тихие и равнодушные? Может, в этом есть небольшой подтекст. У Кэрол был неприятный разговор с перешагивающим другом другом? Может, поэтому она гуляет по лесу.
Это наиболее частое расстояние, которое можно встретить в большинстве художественных произведений. Это стандартная повествовательная близость, которая, скорее всего, станет вашим значением по умолчанию.
Получайте пассивный доход полный рабочий день
От продажи книг
Класс творческого писателя: как написать и опубликовать художественную книгу
Обучается автором бестселлеров с ЛЕТНИМ опытом, делающим ТОЛЬКО ЭТО! Изучите новейшие фантастические маркетинговые тактики, подробное описание алгоритма Amazon, примеры из практики и многое другое.
Психическая дистанция 4-го уровня: поток сознанияИз «Они такие тихие и бесхитростные».
Уровень 4 полностью удалил голос рассказчика, и мы чувствуем то, что чувствует Кэрол. Ей нравятся эти деревья. Мы поняли, Кэрол.
Это максимально близко к нашему персонажу.Даже от третьего лица повествование может ускользать так близко, что мы становимся персонажем.
В этом примере абзаца мы начали широким и закончили узким. Что, если мы перевернем это?
«Деревья фильтруют резкое солнце до мягкого сияния, перерезают ветер до более мягкого бриза, вдыхают углекислый газ и выдыхают спокойствие. Деревья такие тихие и бесхитростные. Кэрол всегда любила их. Женщина уходит в лес ».
Как вам понравился этот абзац? Не так приятно, правда?
Обратный пример не способствует таким же отношениям между читателем и персонажем.Мы не вникаем в это, зная, что это Кэрол думает о деревьях, потому что у нас нет контекста для ее . Вы хотите, чтобы ваш читатель стал ближе к вашему персонажу, а не дальше. Вы не начинаете очень близко, а потом знаете меньше.
Вы можете увеличивать и уменьшать масштаб с расстоянием, на которое вы видите вашего персонажа, но вы не можете увеличивать и уменьшать масштаб с расстоянием, на котором вы знаете вашего персонажа.
Вы будете прыгать с психической дистанцией для своего повествования в целом, особенно если вы не от первого лица, но один аспект, который вы не должны изменять, — это близость , с которой вы однажды обращаетесь к своему персонажу вы ведете себя по имени.Это один из самых больших способов, с помощью которых начинающие писатели сбивают с толку психическую дистанцию - они изменяют свое отношение к своему персонажу.
Неопытные писатели часто называют персонажа по имени Дэвид , затем они используют синоним в следующем предложении, например, мужчина или проститутка . Мы уже знаем, что его зовут Дэвид, поэтому использование синонимов увеличивает и уменьшает близость читателя к персонажу без всякой причины.
Писатели, которые переключают психическую дистанцию при обращении к персонажам, часто пытаются сделать одно из двух:
- Избегайте повторения имени персонажа.
- Напомните читателю, что персонаж блондинка, назвав ее блондинкой .
Ни то, ни другое не является веской причиной для регресса на психическую дистанцию. Если вы чувствуете, что повторяете имя персонажа, неужели вам действительно нужно так часто использовать его имя? Вот видео Дженны Моречи о тегах диалога, которые могут дать вам некоторые идеи о том, как избежать слишком частого использования имени персонажа. И если вы хотите работать над описанием персонажа, просто опишите его естественным образом, вместо того, чтобы использовать синоним для его имени.
Если есть одно правило экстрасенсорной дистанции, так это то, как вы используете имя персонажа. Кроме того, психическая дистанция — это забавный инструмент, с которым можно поэкспериментировать для динамического повествования! Решите, какое расстояние будет наиболее эффективным для того, чего вы пытаетесь достичь в этом предложении или в этой сцене, и делайте это намеренно.
В качестве примера намеренного использования различных психических расстояний подумайте еще раз о том, как вы устанавливаете сцену. Вы начинаете с широкого, чтобы определить свой сеттинг: где мы, который час, какая погода, а затем мы приближаемся к тому, что делает персонаж.Широкая психическая дистанция используется для установления обстановки и контекста, более тесная — для того, чтобы приблизиться к нашему персонажу.
Как и в случае с любым советом по написанию, вы должны помнить, что нет точных и точных фактов о том, что делать, а что не делать, но вы должны знать правила, прежде чем нарушать их, иначе вы будете выглядеть идиотом. . Вы можете нарушать «правила», если знаете, что нарушаете их.
Подводя итог, осознавайте, где находится ваша психическая дистанция, используйте ее намеренно и используйте ее в своих интересах.И как только вы назвали своего персонажа, называйте его по имени. Один из самых быстрых способов обнаружить любителя — это когда он вызывает персонажа не по имени, а по другому дескриптору, после того как мы хорошо знакомы с персонажем. Так что берегись!
Раскрытие информации: некоторые из приведенных выше ссылок могут содержать партнерские отношения, а это означает, что без дополнительных затрат для вас Self-Publishing School может получать комиссию, если вы перейдете по ссылке, чтобы совершить покупку.
.