даль — в чём? в дали

В кон­тек­сте у суще­стви­тель­но­го обя­за­тель­но долж­но быть зави­си­мое сло­во в виде согла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния (при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, при­ча­стие, поряд­ко­вое чис­ли­тель­ное) или несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния  (суще­стви­тель­ное в дру­гой падеж­ной фор­ме, гла­гол, дее­при­ча­стие и пр.), например:

Кучевые обла­ка сте­ли­лись по небу в дали гор.

В дали чьей? гор.

Существительное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «гор» явля­ет­ся несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем (име­ет фор­му дру­го­го паде­жа), то есть пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное «в дали», кото­рое с пред­ло­гом «в» напи­шем раз­дель­но.

Рассмотрим дру­гой пример:

В дали, сумрач­ной и зага­доч­ной, неяс­но про­смат­ри­ва­лись силу­эты дере­вьев, обли­тые зыб­ким лун­ным светом.

В дали к

акой? сумрач­ной и загадочной. 

В этом пред­ло­же­нии упо­треб­ле­ны согла­со­ван­ные опре­де­ле­ния, кото­рые мож­но вста­вить меж­ду пред­ло­гом и существительным:

в сумрач­ной и зага­доч­ной дали.

Все эти при­е­мы дока­зы­ва­ют, что перед нами существительное.

Существительное «в дали», име­ю­щее зави­си­мое сло­во, пишет­ся раз­дель­но с пред­ло­гом «в».

Содержание

Наречие «вдали»

От суще­стви­тель­но­го обра­зу­ет­ся про­из­вод­ное наре­чие «вда­ли», кото­рое, как неиз­ме­ня­е­мая часть речи, не может иметь зави­си­мых слов в виде определений.

Вдали курил­ся туман, как лег­кое снеж­ное облачко.

Курился где? вдали.

Наречие зави­сит от глагола-сказуемого и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. Как видим, оно пишет­ся слит­но.

Правописание наречий, образованных от существительных

Вспомним попут­но, что наре­чия, обра­зо­ван­ные от суще­стви­тель­ных с пространственно-временным зна­че­ни­ем даль, низ, верх, перед, зад, глубь, ширь, высь, нача­ло, конец, век пра­виль­но пишут­ся слит­но с любы­ми при­став­ка­ми, например:

  • вдали
  • издали
  • навер­ху
  • поверх
  • спере­ди
  • позади
  • ввысь
  • снача­ла.

Издали лес казал­ся ост­ров­ком сре­ди обшир­но­го поля пшеницы.

Наверху что-то гре­ме­ло и стреляло.

Спереди при­шей пуговицу.

Позади быст­ро бежал лох­ма­тый пёс.

Обращаем вни­ма­ние, что­бы в кон­тек­сте у таких наре­чий не было зави­си­мых слов. Если они есть, зна­чит, это суще­стви­тель­ное, кото­рое пишет­ся раз­дель­но с предлогом.

Сравним:

Сначала поду­май, а потом отвечай.

С нача­ла года  мы выпол­ни­ли боль­шую часть месяч­но­го плана.

Скачать ста­тью: PDF

Вдали или в дали — как правильно пишется слово

Данное слово является достаточно распространённым, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “вдали”, где слово пишется слитно,
  • “в дали”, где слово пишется раздельно.

Как правильно пишется: “вдали” или “в дали”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Давайте разберемся в каких случаях пишется слитно, а в каких пишется раздельно.

вдали – это наречие

в дали – существительное с предлогом “в”

вдали

Мы пишем слово слитно, если оно в предложении играет роль наречия.

Почему наречие “вдали” пишется слитно?

В русском языке существует правило, которое регламентирует данный случай:

“Слитно пишутся наречия, которые образованы от существительных, имеющих пространственное и временное значение”. 

В нашем случае наречие “вдали” образовано с помощью приставки “в-” и существительного “даль”, которое имеет пространственное значение. Следовательно, руководствуясь правилом выше, мы пишем слитно.

в дали

Мы пишем слово раздельно, если в предложении оно играет роль существительного с предлогом.

В этой омонимичной форме существительное “дали” употребляется в своем прямом значении.

В данном случае существительное имеет зависимое прилагательное или существительное.

Например:

  • в дали деревни (где “деревни” – это зависимое слово)
  • в дали огорода (где “огорода” – это зависимое слово)
  • в дали сумрачной (где “сумрачной” – это зависимое слово)

Также, если “в дали” – это существительное с предлогом, то между предлогом и существительным можно вставить слово.

Например:

  • в дали деревни и в туманной дали деревни
  • в дали огорода и в бескрайней дали огорода

Примеры для закрепления:

  • Он что-то увидел вдали и не мог поверить своим глазам!
  • Вдали от всех он жил спокойно и безмятежно.
  • Она знала, что вдали от родителей сможет стать более самостоятельной.

«Вдали» или «в дали»: как правильно?

На чтение 4 мин Просмотров 370 Опубликовано

В русском языке есть такие слова, которые при живом общении звучат одинаково. Однако когда приходит время употреблять эти сочетания на письме, не все из нас знают, какими правилами руководствоваться. Один из частых вопросов: слитно или раздельно пишутся словосочетания «вдали» или «в дали»? Ниже выясним, какой из представленных вариантов является нормативным.

Слитно или раздельно?

Согласно правилам орфографии современного русского языка, кодифицированным считается как слитное, так и раздельное написание – «вдали» и «в дали».

Чтобы узнать, какое из рассматриваемых слов грамотно писать в конкретном предложении, для начала нужно проанализировать контекст. После чего необходимо определить, к какой части речи относится анализируемое сочетание – это наречие или существительное с предлогом?

Слитное написание слова «вдали» (наречие)

Выберем слитный вариант написания – «вдали», если лексема в тексте выступает наречием. Это объясняется таким несложным правилом: те наречия, которые образованы от существительных со значением пространства и времени, следует писать в одно слово с приставками (например, «спереди», «ввысь» и подобные).

 

Доказать то, что мы имеем дело именно с наречием, можно с помощью вопроса «где?». Из-за того, что это неизменяемая часть речи, она не имеет зависимых слов (определений). В предложении всегда подчинено глаголу-сказуемому.

Примеры предложений

Чтобы лучше закрепить информацию, приведём примеры контекстов с наречием «вдали»:

  1. Вдали виднелись соломенные крыши старых домов, цветущий сад и ухоженный огород.
  2. Семён думал, что вдали от непутёвых приятелей ему будет лучше.
  3. Елена с интересом посмотрела в окно, вдали просматривалась старая пасека.
  4. До совершеннолетия я жил вдали от родных, поэтому сейчас хочу поближе узнать их.
  5. В лесу отец испугался, услышав вдали странный пронзающий звук.
  6. Вдали за зелёной поляной игралась ребятня, а на реке купались взрослые.

Раздельное написание слова «в дали» (существительное с предлогом)

Это слово происходит от неодушевлённого существительного женского рода – «даль». С предлогом «в» лексема употребляется в форме предложного падежа (в чём?). По правилам грамматики русского языка, во всех случаях пишем его раздельно с предлогом – «в дали».

 

В тексте у анализируемой фразы всегда есть зависимое слово, выраженное согласованным или несогласованным определением. В таких предложениях существительное выступает в своём прямом значении – «место, которое находится в удалённости от говорящего, локации» или «место, расположенное далеко, но ещё видимо глазами».

Примеры предложений

Понять, когда необходимо использовать существительное с предлогом «в дали», помогут приведённые контексты:

  1. В дали, туманной и от этого немного зловещей, виднелись рыбаки.
  2. Дождевые тучи покрыли небо в дали заката.
  3. В дали кристального озера вырастали небольшие хижины.
  4. Мы с друзьями встречали рассвет в дали бесконечной улицы.
  5. В дали зелёного сада стояла красивая беседка.
  6. Незнакомец скрылся в дали ночных дорог.

Неправильное написание слов «вдали» и «в дали»

Два варианта «вдали» или «в дали» могут не отвечать орфографической норме, если будут использованы в неподходящем контексте: если слитное написание будет неправильно заменяться раздельным.

Синонимы слова «вдали»

Заключение

Таким образом, два рассмотренных слова являются нормативными. Тем не менее, люди часто употребляют одну форму вместо другой, что делает написанное некорректным. Чтобы понять, как грамотно писать: «вдали» или «в дали», необходимо в первую очередь изучить контекст. В зависимости от значения, которое выражает слово в предложении, выбираем подходящий вариант – наречие или существительное с предлогом.

Запомним:

  • если у лексемы нет зависимого слова и к ней можно поставить вопрос «где?», то перед нами наречие, которое требует слитного написания, – «вдали»;
  • если у лексемы есть зависимое определение – значит перед нами сочетание предлога «в» и существительного «дали», которое всегда пишется в два слова – «в дали».

Как пишется «вдали / в дали» ‒ правильное написание слова

Наречие вдали пишется слитно: «Там, вдали за рекой, засверкали огни»;

Существительное даль

в предложном падеже пишется раздельно: «Я смотрел в голубую даль леса».

«В дали, не загороженной островами, тревожа ночь, ползали над сонным океаном, как хвосты комет, отблески прожекторов со сторожевых судов.»

А. Новиков-Прибой «Цусима»

«Вдали показались красные огни. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его шум. Мои мысли были так горьки, что мне казалось, что я мыслил вслух, что стон телеграфа и шум поезда передают мои мысли.»

А. Чехов «Шампанское»

«Я возвращался с охоты в тряской тележке и, подавленный душным зноем летнего облачного дня (известно, что в такие дни жара бывает иногда еще несноснее, чем в ясные, особенно когда нет ветра), дремал и покачивался, с угрюмым терпением предавая всего себя на съедение мелкой белой пыли, беспрестанно поднимавшейся с выбитой дороги из-под рассохшихся и дребезжавших колес, – как вдруг внимание мое было возбуждено необыкновенным беспокойством и тревожными телодвижениями моего кучера, до этого мгновения еще крепче дремавшего, чем я. Он задергал вожжами, завозился на облучке и начал покрикивать на лошадей, то и дело поглядывая куда-то в сторону. Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства;

вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам, и на одной из них, которой в пятистах шагах впереди от нас приходилось пересекать нашу дорогу, различил я какой-то поезд. На него-то поглядывал мой кучер.»

 

И. Тургенев «Записки охотника»

«Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь»: пять картин Сальвадора Дали

Широко известно такое высказывание Сальвадора Дали: «Правду говорят только дураки. А так как я очень умный, я никогда не говорю правду». Потому и жизнь его, и творчество такие неоднозначные: в интервью он мог сказать одно, а его друзья могли говорить о нем совсем другое; на публике у него был одно мнение, а в его книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» чуть ли не противоположное.

На эту тему

Он не любил объяснять свои картины, давать им интерпретации. По его же словам, ему было абсолютно все равно, что говорят о нем критики, люди, коллеги. Его даже мало волновало то, что Андре Бретон, один из основоположников сюрреализма, потребовал исключить Дали из кругов единомышленников. На собрание он пришел одетый в тысячи слоев одежды и вел себя довольно вызывающе, например, на обвинение в симпатии к Гитлеру падал на колени и кричал, что просто поддерживал бедных рыбаков. Все это вызывало смех у собравшихся и негодование Бретона, но в кружке сюрреалистов художник остался.

Он смело и провокационно высказывался обо всех вокруг, реагировал на социальные, политические события. Дали не страдал от скромности — он считал, что его имя (которое означает «Создатель») — это знамение того, что он должен спасти искусство от разрушения. Он считал себя уникальным, избранным, о чем он пишет в своем «Дневнике одного гения», добавляя: «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь.» Он безумно любил свою единственную женщину и жену — Галу, которая была не просто его возлюбленной и музой. Она вела его бухгалтерию, занималась всеми его делами, продвигала его искусство. Кажется, что это был единственный близкий человек рядом с ним. Единственный человек, который знал настоящего Дали.

Сальвадор Дали и его жена Гала, 1951 год

© AP Photo/JH

Конец 20-х и начало 30-х были расцветом творчества и жизни Дали. Он встречает Галу, примыкает к группе сюрреалистов, впервые посещает США. В 1934 году влюбленные узаконили свои отношения, хотя отец художника испытывал глубокую неприязнь к девушке. Из-за бесконечных скандалов и довольно холодного отношения к Гале его семьи Дали даже сделал неприятную надпись на одном из своих холстов, оскорбив память умершей матери. На почве этого отношения с отцом прекратились вообще.

«Постоянство памяти» (1931)

Это одна из наиболее популярных картин автора и хранится она в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Многие работы Дали обросли легендами, а эта — еще и альтернативными названиями. Например, «Профиль времени», «Утекающее время», «Мягкие часы», «Твердость памяти», «Стойкость памяти».

Для самого художника это была особая работа — он гордился ею до конца своих дней и утверждал, что идея написать ее пришла ему во время завтрака, когда Гала намазывала масло на хлеб. В книге «Тайная жизнь» есть такая фраза: «Механизм изначально был моим вечным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать». Вечность у него представлялась какой-то текучей субстанцией, а значит, она могла быть везде, проникать во все уголки Вселенной и нашей жизни. Это один из ключей к пониманию картины.

Репродукция картины «Постоянство памяти»

© Mario Tama/Getty Images

На картине изображен вечер, сумерки. Заходящее солнце освещает часть берега и мыс, который словно врезается в воду. Дали использует темные, коричневые цвета, создавая общее меланхоличное настроение. Спящая голова стала отсылкой к мигреням, во время которых Дали писал эту картину.

«Женщина с головой из роз» (1935)

Картина хранится в Музее изобразительного искусства в Швейцарии. Как и все работы Дали, она наполнена скрытыми символами и смыслами. Например, наделяя одну из героинь, которая примеряет новый наряд, головой из цветов, автор подчеркивает ее красоту, очаровательность и женственность. А яйцо на втором плане в данном случае говорит о хрупкости девушек. Кстати, несмотря на сюрреалистичные масштабные фигуры на переднем плане, центр композиции — одинокий мужчина вдали. Он внимательно, задумчиво рассматривает голову собаки, на морде которой застыло выражение ужаса.

Фоном картины служит рассвет, который только-только начинается на горизонте. Мужчину страшит излишняя преданность и забота, которая порой превращается в преграду на пути (голова собаки и скалы). Но с приходом солнца все монстры и пугающие тени исчезнут, а чудовища окажутся обычными предметами, искаженными ночным мраком.

С приходом войны Дали и Гала покидают Европу и отправляются в Америку, где проведут восемь лет. Там художник пишет свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали», сотрудничает с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, занимается различными опытами в сфере искусства и пробует новое.

«Искушение святого Антония» (1946)

Иероним Босх — представитель Северного Возрождения, один из любимейших художников Сальвадора Дали. В картинах испанца очень часто можно усмотреть фигуры, написанные по одной схеме с его старшим товарищем. Например, животные, выпрыгивающие из пасти другого животного, которое тоже выпрыгивает из пасти рыбы, которая выпрыгивает, например, из граната (так было в картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»). Поэтому неудивительно, что он обратился к триптиху Босха, который носит такое же название.

«Искушение святого Антония» на выставке в Мадриде

© REUTERS/Sergio Perez

Святой Антоний — это христианский подвижник, отшельник, который жил в пустыне. Сатана, искушая его, посылал к нему всяческие склоняющие к греху вещи. Он даже сам явился к нему в виде обнаженной прекрасной девы, именно она и стоит на высоком подиуме на спине одного из слонов. Слоны в этой картине — тоже часть сюжета библейской истории. Все грехи человечества они несут на себе, на своих тонких паучьих ножках. Стоит чуть-чуть расслабиться, как страшные провинности обрушатся на землю.

Кстати, одно из первых появлений таких слонов на тонких ножках у Дали было в картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Тогда художник пытался изобразить тип долгого осмысленного сна, который описывал Фрейд. Немецкий философ рассуждал, что во сне все кажется преувеличенным, даже иголка может стать гильотиной.

Вернувшись в Испанию, чета Дали поселилась в Каталонии и спустя десять лет брака обвенчалась. В эти годы Дали занимался не только живописью — его интересовало киноискусство, он даже снял несколько короткометражных фильмов, в качестве актера выступил в рекламных кампаниях.

Сальвадор Дали на открытии его хроно-голографической выставки

© Keystone/Getty Images

К концу жизни отношения Сальвадора и Галы совсем разладились: его любовь была похожа на стихию, страсть, ее же не была лишена расчетливости и понимания, что она вышла замуж за гения. Гала следила за ним, держала в порядке его дела, помогала ему как только могла, но между тем всегда имела отношения на стороне. В итоге Дали даже купил ей отдельный замок, который он мог посещать лишь по разрешению супруги.

«Портрет моего покойного брата» (1943)

У художника был старший брат, который умер в двухлетнем возрасте, за год до рождения Дали. Но в своей книге «Тайная жизнь» тот писал, что брат умер в возрасте семи лет. Он всегда чувствовал с братом мистическую связь (они были очень похожи и даже носили одно и то же имя) на протяжении всей своей жизни, поэтому, будучи зрелым человеком, изобразил его юношей — в том возрасте, до которого он дожил лишь в сердце художника.

Прием, который тут использовал Дали для изображения лица своего брата, был популярен в 60-е в поп-арте (он применяется, например, при создании фонов в комиксах). Автор же хотел придать образу призрачные, ирреальные черты. Так он изгонял дух брата из своей жизни, который преследовал его с рождения. Поэтому на голове у мальчика летящий ворон — символ смерти.

На эту тему

В этой работе есть отсылка к картине французского живописца Жан-Франсуа Милле «Анжелюс», которая, согласно мемуарам сестры Дали Аны-Марии, висела в классной комнате маленького мальчика и часто привлекала его внимание. В 1933 году испанский художник создал картину «Архитектонический «Анжелюс» Милле», которая является вольной интерпретацией оригинала. Сам художник считал, что с помощью рентгеновского луча на полотне можно найти гроб младенца (которого невооруженным глазом не видно).

«Тайная вечеря» (1955)

Конечно, эта работа испанского художника так или иначе напоминает о фреске Леонардо да Винчи. Пожалуй, главным ее отличием является объемность — посадив героев вокруг стола, Дали будто бы придает ей 3D-эффект. Действие библейского сюжета перенесено в современное пространство — над столом и головами персонажей возвышается стеклянный купол, а сами участники вечери похожи на людей из ХХ века. Все ученики Христа склонили головы. Виден только лик Мессии, обращенный в молитве к Отцу.

Если приглядеться, то можно понять — картина дотошно рассчитана. У нее идеальная симметрия, абсолютно идентично расположены половинки хлеба, ученики сидят зеркально по отношению к своим братьям с другой стороны.

Как и всегда, узнать, что на самом деле хотел сказать Дали этой работой, невозможно. Некоторые исследователи считают, что художник просто «игрался» религиозными сюжетами и фигуры на полотне у него не молятся, а спят.

Кадрия Садыкова

30 лет назад скончался испанский художник Сальвадор Дали

Ровно 30 лет назад, 23 января 1989 года, ушел из жизни один из самых ярких и неординарных художников XX века Сальвадор Дали. Он успел войти в историю не только как талантливый живописец, стоявший у истоков зарождения сюрреализма, но и как график, скульптор, креативный рекламщик и оригинальный постановщик.

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в каталонском Фигерасе, где прожил большую часть своей жизни. По собственным воспоминаниям, в детстве он был сообразительным, но довольно непослушным и заносчивым ребенком: мог без причины затевать драки со сверстниками и вступать в перепалки. Кроме того, юного Дали постоянно одолевали многочисленные комплексы и фобии. В своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» он писал, что больше всего на свете боялся кузнечиков, из-за чего часто становился посмешищем для школьных товарищей.

«Тяжелый неуклюжий скок этой зеленой кобылки повергает меня в тоскливое оцепенение. Всю жизнь это преследует меня как наваждение, терзает, сводит с ума», — рассказывал художник.

Кроме того, Дали не скрывал, что долгое время испытывал отвращение к сексу. В своем дневнике он рассказывал, что в детстве прочел книгу о венерических болезнях, принадлежащую его отцу. Так, слишком наглядные иллюстрации вызвали в мальчике ужас и страх, что нашло отражение в его знаменитой картине «Великий мастурбатор».

Интерес к изобразительному искусству проявился у Дали в раннем возрасте. Сначала он обучался в муниципальной художественной школе, а затем с 1914 по 1918 годы воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1919-м Сальвадор вместе с четырьмя товарищами начал выпускать журнал «Студиум», в котором публиковал статьи о гениях живописи: Гойе, Эль Греко, Дюрере, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Веласкесе.

В 1922 году Дали поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде. Проживая в известной Студенческой резиденции, он познакомился с выдающимися людьми своего поколения — с поэтом Федерико Гарсиа Лорка и талантливым режиссером Луисом Бунюэлем, с которым впоследствии снял два фильма в соавторстве («Андалузский пес» и «Золотой век»).

По слухам, Дали и испанского поэта Федерико Лорка связывало нечто большее, чем просто дружба. Некоторые утверждали, что Лорка пытался соблазнить художника, хотя сам он это всячески отрицал. Федерико, восхищенный гением живописца, даже опубликовал целый сборник «Оды к Сальвадору Дали». Подозрения в интимной связи закрались и у их общего друга Бунюэля, который, в письме писателю Пепину Белло писал: «Бесчестный Гарсиа! Надо освободить Сальвадора от его влияния. Дали — настоящий мужчина и очень талантлив».

В студенческом возрасте Дали увлекался теорией психоанализа Зигмунда Фрейда. По признанию художника, для него мир идей Фрейда означал столько же, сколько мир Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии для эпохи Возрождения.

Примечательно, что ранние работы Дали выполнены в импрессионистской манере. Виды Кадакеса, изображение природы, портреты близких — отца, сестры, художника Элена Пишо — одни из его излюбленных сюжетов в то время. Впоследствии Дали много экспериментировал с методами кубизма и дадаизма. Однако поворотным моментом в его творчестве стал 1929 год, когда он примкнул к группе художников-сюрреалистов, организованной французским писателем Андре Бретоном.

Из-за откровенного эгоцентризма и провозглашения абсолютного превосходства над всеми художниками и мыслителями того времени Дали быстро снискал дурную славу у товарищей по цеху. В 1934-м из-за серьезных расхождений во взглядах, в частности на политику, его исключили из группы. Будучи аполитичным человеком, Дали отказался принимать позицию коммунистов, которая была распространена среди сюрреалистов.

В ответ на претензии бывших товарищей Дали создал несколько провокационных работ. В картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933) он изобразил любимца сюрреалистов Владимира Ленина в чрезвычайно странном образе: с длинной ягодицей, которую подпирает костыль. Работа была выставлена на обозрение в Салоне Независимых и, по воспоминаниям, повергла художников в гнев. Посчитавшие картину карикатурой на вождя, они даже предприняли попытки сорвать ее и уничтожить.

Дали продолжал эпатировать публику не только посредством искусства, но и в обычной жизни. Известно, что в качестве домашних питомцев он содержал оцелота и муравьеда и предпочитал прогуливаться с экзотичными животными по улицам Барселоны.

Помимо живописи и кинематографа Дали успел поработать и со скульптурой. В 1973-м его работы были отлиты в бронзе и разошлись по всему миру. Одна из самых популярных скульптур художника — «телефон-лобстер» была продана за £853 тыс. Кроме того, он попробовал себя и в рекламе, придумав дизайн леденцов Чупа-чупс.

Огромную главу в биографии Дали занимают отношения с его музой и возлюбленной Галой, ставшей единственной женской моделью (если не считать младшую сестру Сальвадора Анну Марию), которую писал художник. Она позировала для многих полотен художника в образе Богоматери, Елены Прекрасной, Леды и Градивы.

Несмотря на то, что отношения с супругой были достаточно сложными — в поздние годы они часто ссорились, а сама Гала с гордостью отмечала, что имеет отношения на стороне — Дали до последних дней отмечал, что считал ее главным человеком в жизни.

«Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал художник в своем дневнике.

После ее смерти в 1982 году Дали впал в глубочайшую депрессию, что отразилось в его творчестве. Картины художника заметно упростились, и главной темой на долгое время стал мотив скорби. К тому же стремительно развившаяся болезнь Паркинсона мешала ему рисовать.

После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошел пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь, однако в попытках доползти к выходу он потерял сознание и получил тяжелые ожоги. В январе 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность».

Художник скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Сальвадор завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело живописца замуровано в пол в одной из комнат музея Дали в городе Фигерас.

История любви: Сальвадор Дали и Гала | Vogue Ukraine

Елена Дьяконова, более известна миру как просто Гала, была женой французского поэта Поля Элюара и  любовницей немецкого художника Макса Эрнста. Но прославилась она благодаря отношениям с испанцем Сальвадором Дали, которому она стала второй женой, моделью и музой. В день рождения Галы, 7 сентября, вспоминаем великую историю любви между ней и легендарным сюрреалистом. 

Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, начало 1930-х

«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».

Это первые строчки книги «Дневник одного гения» Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70. Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах. О самой знаменитой паре в истории искусства 20 века  (наряду с Диего Риверой и Фридой) сказано много, но дневник Дали и его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали», написанные пышно и сочно – один из немногих источников более-менее достоверной информации о том, что представляли собой их отношения.

Гала на съемке для американского Vogue, 1943

Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма «Андалузский пес» и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в «Тайной жизни» очень смешно.

«Ее удивила стройность моих рассуждений, и тут же, под плантаном, она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго. В самом деле, от мадридского периода у меня осталось пристрастие к фатовству. У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок, нафабривал волосы и брился с маникальной тщательностью. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. По вечерам я надевал расписанные мною шелковые рубашки с очень открытым воротом и пышными рукавами, что делало меня похожим на женщину».

Сохранилось очень много фотографий Галы. Она была худая, стильная и строгая, а ее биографы любят писать о страстном темпераменте девушки и о том, что у нее всегда было множество любовников, в том числе и во время замужества с Дали, в том числе и намного младше самой Галы. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, – пишет Дали в своих дневниках. – Линия плеч –почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».

Вообще, как бы ни старались многочиленные биографы Галы, лучшие тексты о ней написал Сальвадор Дали. «Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя».

Один из первых портретов Галы, написанных Дали

Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась («Дети меня не очень-то интересовали» – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество «Зодиак», которое платило Дали гонорар и поддерживало его.

«Галарина», 1945

Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – «Мадонна из Порт-Лигата», «Галарина» «Атомная Леда». На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как  к Деве Марии.  При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию «Сон Венеры». Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты  полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.

Дали и Гала были вместе больше 50 лет. «У нас с Гала словно медовый месяц, — пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».

Замок в Пуболе

И ждать не пришлось долго. В 1969 году Дали, щедрый на красивые жесты, подарил своей жене средневековый замок. Замок Пуболь или замок Галы – готический дворец в небольшой деревне в каталонской провинции Жирона, который был построен в 11 веке. К 70-м годам 20-го века он прошел много испытаний и был в плачевном состоянии, но Дали его трещины только вдохновляли. Художник провел тщательную реставрацию замка, собственноручно расписал стены  и подарил его жене. «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», –писал позже художник. Гала действительно здесь жила, а после ее смерти в этом месте обустроили дом-музей Галы.

К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова. Галой (с ударением на втором слоге) ее назвал Поль Элюар – с французского это слово переводилось как «праздник». Символично.

сокращений — Как правильно записать расстояние?

аббревиатуры — Как правильно записать расстояние? — Обмен английским языком и использованием стека
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Подписаться

English Language & Usage Stack Exchange — это сайт вопросов и ответов для лингвистов, этимологов и серьезных энтузиастов английского языка.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 5к раз

На этот вопрос уже есть ответы здесь :

Закрыт 9 лет назад.

Возможный дубликат:
Когда уместно использовать неразрывные пробелы?

Если я пишу «Я пробежал расстояние X», должен ли я оставить пробел между значением и сокращенным расстоянием, или лучше объединить их вместе:

а) «Пробежал 5км»

б) «Пробежал 5 км»

Создан 02 окт.

квадратная лягушка

11111 серебряный знак44 бронзовых знака

0

Условные обозначения в техническом контексте могут быть разными, но моя собственная практика заключается в том, чтобы вставить пробел после числа и показать, что оно множественное: Я пробежал 5 км .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.