Содержание

Явления живой и неживой природы — зимой, весной, летом и осенью

Окружающий нас мир находится в постоянном движении и все время изменяется: после зимы наступает весна, после дождя появляется радуга, с наступлением холодов птицы улетают на юг и т. д. Все эти хорошо знакомые нам изменения, которые мы воспринимаем как самые обычные и естественные, называются явлениями природы. Рассмотрим явления неживой и живой природы в зависимости от сезона года, а также познакомимся с некоторыми удивительными явлениями, которые случаются довольно редко.

Явления природы осенью

Неживая природа

В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.

Живая природа

Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.

Явления природы зимой

Неживая природа

С приходом самого холодного времени года явления неживой природы дают о себе знать очень ощутимо. Температура воздуха существенно понижается, увеличивается количество морозных дней. Землю покрывает снег, и он продолжает падать весь сезон. Нередко случаются снежные бури, вьюги и метели. На водоёмах устанавливается сплошной ледяной покров. Всё чаще возникают гололед и гололедица, на многих зданиях образуются опасные сосульки. На земле, деревьях и различных уличных предметах появляется иней, на окнах можно увидеть необычные узоры.

Живая природа

Живой мир на время зимы также изменяется. Растения погружаются в состояние покоя, отдыхают, чтобы набраться сил к следующему вегетационному периоду. У кустарников и деревьев замедляется обмен веществ и прекращается видимый рост. Некоторые животные впадают в спячку, например, медведи и ежи, другие — продолжают вести активный образ жизни, но добывать пищу им становится все сложнее. Многие оседлые птицы, не улетающие зимовать в тёплые страны, в поисках корма временно перебираются в города, среди них сороки, снегири и синицы.

Явления природы весной

Неживая природа

С приходом весны преображается всё, даже неживой мир. День становится значительно длиннее, все сильнее греет Солнце. Наступает долгожданное потепление, температура атмосферы повышается до положительных значений. Такое явление называется оттепель. Снег начинает активно таять, становится рыхлым, а к концу весны от него не остаётся и следа. На реках начинается ледоход, вызывая половодье. В некоторых населенных пунктах, расположенных на берегах рек, сильное повышение уровня воды, может привести к наводнениям. Также весной начинают лить дожди, возникают первые грозы.

Живая природа

Явления живой природы, происходящие весной, можно охарактеризовать одним словом — оживление. Всё вокруг начинает просыпаться и наполняться жизнью. У деревьев и кустарников возобновляется движение соков, набухают почки, чуть позднее происходит активное цветение и появляются первые листья. Повсюду расцветает мать-и-мачеха, в лесах зацветают и другие многолетние травянистые растения. Появляются летающие насекомые, возвращаются птицы, пробуждаются те, кто впадал в зимнюю спячку. Пушистые животные снова линяют, меняя зимний мех на летний. У многих зверей в это время года проявляется потомство.

Явления природы летом

Неживая природа

Неживая природа в это время года радует жаркой, сухой погодой. Сильно греет Солнце, температура воздуха повышается до максимальных значений. Дожди и грозы также случаются, иногда возникает град. После выпадения осадков на небе часто можно наблюдать радугу. Ближе к утру в тихую погоду на земле, растениях и различных предметах, находящихся на улице, образуется роса.

Живая природа

В живой природе летом также происходят изменения. У растений наступает время активного цветения и плодоношения. В конце лета приходит пора грибов и ягод, в лесах созревают орехи. Животные в это время года растят свое потомство, учат детенышей добывать себе пропитание и защищаться в случае опасности. Насекомые летом очень активны, некоторые из них (комары, мухи, мошки и другие) начинают досаждать людям. Также активизируются и опасные паукообразные, в том числе ядовитые пауки и энцефалитные клещи.

Другие удивительные явления природы

В мире иногда происходят необычные и порой загадочные явления природы. Приведем примеры некоторых из них.

Шаровая молния

По свидетельствам очевидцев, это редкое явление представляет собой некий светящийся шар, перемещающийся в воздухе по непредсказуемой траектории. В научном мире до сих пор нет единого мнения, что такое шаровая молния и каким образом она возникает.

Северное сияние

Это явление характерно не только для Земли, оно происходит и на других планетах Солнечной системы, обладающих магнитосферой. Люди воспринимают его как быстро изменяющееся разноцветное свечение в небе в темное время суток. Образуется оно в результате взаимодействия верхних слоёв атмосферы с заряженными частицами солнечного ветра.

Снежная гроза

Это необычное явление происходит в холодное время года. Чаще наблюдается у морского побережья или над крупным озером, изредка случается в городе. Для него характерно выпадение осадков в виде сильного снега или ледяного дождя, при этом процесс сопровождается громом и молниями.

Смерч

Данное разрушительное природное явление возникает в грозовом облаке. Столб воздуха, совершая вихревые движения и образуя воронку, спускается к земле. Его диаметр может составлять десятки и даже сотни метров. В нижней части смерча всегда наблюдается облако из пыли, грязи и предметов, поднятых с земли, либо водяные брызги, если торнадо образовался над водой.

Цветущая пустыня Атакама в Чили

Это место считается одним из самых засушливых на Земле. Но раз в несколько лет на эту территорию обрушиваются ливневые дожди, благодаря которым пустыня покрывается цветущими травами. Учёные насчитали здесь примерно 200 видов растений, немалая часть которых — эндемики. В период бурного цветения пустыни наблюдается также активное размножение ящериц, птиц и насекомых.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

natworld.info

Признаки зимы в живой природе

Всем привет. Листья опали с деревьев, на лужах хрустящий ледок, не слышно щебетания птиц – эти главные признаки зимы в живой природе говорят, что скоро зима. Хотите узнать, что происходит в природе на пороге зимы? Как готовятся к зиме деревья, птицы, звери, насекомые, рыбы? Удивить своих друзей знаниями о живой природе?

 

Как часто кто-нибудь спрашивает: — Когда же наступит зима? Надоела эта осенняя слякоть…

 

Процитируйте из Пушкина: — В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа…, ответьте — На самом деле приметы зимы уже повсюду в природе.

 

Уметь определить наступление зимы в природе, можно лишь наблюдая, за изменениями в природе, где все взаимосвязано — зима и лето, весна и осень.

Признаки зимы в неживой природе

Первые признаки зимы могут определить все живые существа.

 

Еще далеко до холодов и нет снега с морозами, но уже понятно, что зима на пороге.

 

  1. День становится короче, ночи длиннее и холоднее, косые лучи солнца не могут прогреть землю днем.
  2. Облака свисают низко, становятся тяжелыми, печально-серыми, заполняют все небо.
  3. Воздух влажный и холодный.
  4. На лужах появляется ледяная корка.

Как встречают зиму растения

Основные признаки близкой зимы демонстрируют деревья и кустарники. В ожидании холодной зимы, деревья не только сбрасывают листву, под их корой к зиме уплотнилась и прибавилась за лето пробковая ткань, которая держит внутри ствола тепло, как двойной стеклопакет.

 

Сбрасывают листву, заботясь о себе: под покровом из прошлогодней листвы корни будут меньше мерзнуть. Деревья зимой и кустарники «засыпают», чтобы не тратить силы и питательные вещества на жизнедеятельность.

 

Какие признаки приближающейся зимы видны в травянистых растениях?

 

  • — Однолетние растения отмирают, сбрасывая семена в землю. Будущей весной, в прогретой земле, семена, пролежавшие всю зиму под снегом, вновь дадут растению жизнь.
  • — Многолетние растения все лето запасают питательные вещества в корневищах. Желтеет и тускнеет их яркая летняя зелень. Некоторые травы сохраняют цвет, даже плоды (брусника и клюква).

Как готовятся птицы к холодам

Нелегко птицам в холода, не хватает кормов. Чтобы выстоять и пережить мороз, птице нужно съедать столько еды, сколько весит она сама.

 

Смолкают птичьи разговоры в лесах, тихо и безжизненно без их гомона. Разлетелись пернатые на юга в поисках богатых едой угодий. Многие зимующие птицы перемещаются поближе к домам людей (синицы и снегири).

 

«Опушились» и заготовили корма морозостойкие виды птиц.

 

Ночуют и ищут корм в холода птички стаями и стайками, зимой пташке одной нельзя: вместе и от хищников проще оберегаться и пропитание искать.

 

 Что делают звери в преддверии морозов

Самые характерные признаки происходят в мире животных, ожидающих наступление морозов. Зная о наступлении зимы, многие животные впадают в зимнюю спячку — это приспособительный механизм некоторых видов животных и растений во время зимы и морозов. Способ не умереть с голода.

 

Во время спячки или оцепенения температура тела животных снижается, пищеварение прекращается, ритмы сердца редкие, дыхание слабое. Медведи устраивают себе теплые и уютные берлоги. В спячку впадают и другие животные: барсуки и ежи, еноты и бурундуки, хомяки и сони, летучие мыши и змеи, лягушки и ящерицы.

 

Кто меняет цвет, утепляет шубку? Кто из зверей не ждет теплой погоды зимой?

 

  1.  Заяц меняет цвет шкурки с серой на белую теплую обновку.
  2.  Белки надевают зимние наряды: их летние рыжие сарафаны легко рассмотреть на серых стволах деревьев, потому они сереют, таким способом маскируются от хищников.
  3.  И хищники маскируются, защитный окрас позволит успешнее охотиться. Песцы из темно-серых становятся белоснежными. Горностаи и ласки белеют.

 

Шубы у зверей становятся богаче не только в плане окраски, но растет к зиме, ближе к коже, густой короткий подшерсток, он и греет в зимние морозы.

Как выживают зимой насекомые

Наступления зимы дожидаются и насекомые, готовятся к ней еще с лета.

 

Глубоко под землей спрятались муравьи, закрыли входы в дом, не видно их. Муравьи сбиваются в кучки и экономно поедают летние запасы еды, пережидая зиму.

 

Осы и пчелы запечатывают соты, сбиваются в рои, закрывают воском все щели гнезд. Питаются запасом меда.

 

Мухи, бабочки и жуки только почуют: зимние признаки — прячутся под кору деревьев, забиваются в щели, пережидают морозы в состоянии подобной спячке зверей, это состояние еще называют анабиоз.

 

 Как живут подо льдом рыбы и подводные обитатели

Температура воды в реках и водоемах с каждым днем понижается, намерзает лед – понятно подводным жителям: наступает по времени года зима. Под слоем льда становится темно и не хватает кислорода. Все обитатели выработали рефлексы, помогающие пережить зимнюю пору.

 

Раки роют норы в берегах рек и ведут малоактивный образ существования, а самки раков еще и вынашивают в это время икру.

 

Наступления зимы ждут все водные обитатели. Все лето накапливают рыбы жир, а зимой экономно его расходуют.

 

  •  — Есть такие виды рыб (карп и линь, сом и карась), которые отправляются в это время в зимовальные ямы, где бок о бок греются, находясь в полусонном состоянии.
  •  — Активные хищники (щука, окунь и судак), образа жизни не меняют и в зимнее время.

Как человек встречает зиму

Человек тоже объект живой природы, поэтому готовятся и ждут наступления зимы люди, стараются наблюдать и учится у природы.

 

  1. Приобретают и одевают подходящую одежду.
  2. Дома и окна утепляют различными способами.
  3. Запасы еды и дров заготавливают.

 

Приметы зимы друг другу в поговорках передают:

 

  • Год кончается, а зима начинается.
  • Шубка зимой не шутка.
  • В ноябре зима с осенью борется.

 

Зима — трудное время для всего живого в природе. Морозы, труднодоступные корма, короткий световой день, — все это заставляет животных, птиц, насекомых приспосабливаться и выживать.

 

Известно, что в особенно трудные времена животные жалеют друг друга. К примеру, травоядные рыбы сбиваются в стаи и стоят бок о бок в зимовальных ямах все холодное время, а хищные рыбы не трогают их, таков закон природы.

 

Люди тоже заботятся о меньших собратьях: устраивают кормушки у своих домов для птичек и в лесах для зверей, бурят в озерах лунки, чтоб рыбам был приток кислорода. Тогда и летом будет веселее под птичий гомон и рыбалка удачнее.

 

Надеюсь вам понравился мой краткий обзор самых главных признаков зимы в живой природе. Напишите пожалуйста какие еще признаки зимы вы знаете в комментариях. Мне будет очень интересно о них узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

 

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

bytrina11.ru

Явления природы зимой в окружающем нас мире

Доброго всем дня, в самые первые дни, наступившего Нового года, друзья я хочу рассказать вам, какие замечательные явления природы зимой можно наблюдать в это прекрасное время.

На севере нашей огромной страны русская зима – суровый период года, а на юге — она не всегда бывает со снегом и, как правило, редко бывает с морозами.

Однако самые распространенные зимние явления природы можно наблюдать повсеместно во всех уголках нашей страны.

Самые характерные явления природы зимы

С наступлением зимы температура воздуха резко падает, поэтому осенние атмосферные осадки сменяются постоянными зимними осадками, главным из которых является выпавший снег.

Многочисленные белые снежинки, падающие с неба, легко опускаются на землю, где постепенно скапливаясь, образуют толстый снежный покров, напоминающий своей белизной мягкое теплое покрывало.

И стоит подняться лишь легкому ветерку, как весь этот снежный настил мгновенно подчиняется дующему направлению воздушных масс, меняя ровный снежный ландшафт, в высокие шапки причудливых сугробов.

С усилением мороза и ночным снижением температуры снежный покров, замерзая, становится жестким, поэтому часто хрустит под ногами, а на оконном стекле возникают причудливые узоры.

Если выпал мокрый снег или прошел ледяной дождь, то из-за разности температур на поверхности снега образуется ледяная корка в виде скользкой гололедицы. Такие опасные явления неживой природы зимой как:

  • поверхностная гололедица и сильный мороз,
  • гололедные осадки и обильный снегопад,
  • сильная пурга и свирепая вьюга,
  • снежная буря и завывающая метель,
  • степной буран и морозная изморозь,
  • суровая стужа и снежный наст,
  • теплая оттепель и острые ледяные сосульки,

могут принести значительный вред, как здоровью человека, так и всему окружающему вокруг, создав непредвиденную ситуацию.

В такие редкие дни аномальных морозов и скользких автодорог зимняя аномалия заставляет дорожные службы, и службы спасения находиться на боевом посту, предотвращая аварийные ситуации.

И только редкое дневное солнце позволяет повысить хоть на малое время дневную температуру —

  1. уменьшив зимнюю гололедицу,
  2. снизив крепкий мороз,
  3. растопив опасно свисающие сосульки.

Пригревающие лучи дневного солнца растапливают замерзший снег со льдом, буквально на глазах заставляя его заметно таять и медленно стекать. Но вот дневное солнце уходит за серые тучи, а низкая зимняя температура дает о себе знать.

В этот самый момент постепенно спадающие капли воды застывают, превращаясь в острые пики замерзающих конусовидных кусков льда.

Масса таких острых сосулек порой настолько огромна, что под тяжестью собственного веса они часто падают на землю, где разлетаются на мелкие осколки.

Сколь прелестна природа зимой

Безусловно, снежная и морозная зима одно из красивейших времен года в природе, ведь именно в это зимнее время любители зимних видов спорта да и просто обычная ребятня со взрослыми с огромным удовольствием катаются по скользкому льду и глубокому снегу:

  • на коньках и лыжах,
  • санках и сноубордах,
  • снегокатах и снегоходах,

правда если глубина выпавшего снега и толщина замершего льда позволяет им это делать.

А как прекрасна в это время окружающая природа в зимнем лесу или высоко в горах, где количество выпавшего снега играет важную роль в жизни живой природы.

Под толстым настилом снега создается своеобразным микроклимат дающий живым и заснувшим на время растениям и животным достаточный запас тепла, чтобы пережить самый лютый мороз, ведь под таким снежным покрывалом намного теплее.

Снежный настил в виде большого толстого сугроба и для почвенного покрова создает огромный запас влаги, прекрасным образом питая землю в последующее после зимы время.

Такие явления живой природы зимой, в окружающем мире как:

  1. зимняя спячка теплокровных животных и птиц,
  2. живые растения спрятались на отдых под теплым снегом,
  3. пушное зверье меняет цвет меховой окраски и густоту шерстяного покрова,
  4. к сытным кормушкам прилетают зимующие птицы,
  5. простые люди утепляются, одевая, зимний наряд,


все эти ежегодные сезонные явления можно наблюдать только в это холодное время, когда температурный градусник находится на отметке намного ниже нуля, а зимние холодные ночи, сковывают замерзшим льдом все водоемы в округе.

Вот мы с вами и узнали, какие явления живой и неживой природы наблюдаются в наших краях зимой.

Волшебная снежная сказка зимы

Зимой природа так красива, что будто находится в состоянии вечного сна волшебной сказки, где вся замирает под тяжестью белоснежного ковра, отдыхая и набираясь новых жизненных сил.

Все деревья и кустарники стоят, будто околдованные, покрытые красивым пушистым нарядом. Вся поверхность земли покрывается толстым слоем снежного покрывала.

Видимо поэтому во все времена приход загадочной красавицы зимы на Руси ознаменовывался зимними забавами и удалым весельем с сооружением снежной крепости и играми в снежки.

Веселые многолюдные катания на санях с тройкой запряженных лошадей были главным развлечением состоятельных людей.

Не отставал от них и простой люд, катающийся на санках и коньках, и спускающийся с дружным весельем и радостным смехом, на чем только придется с длинных, залитых водой скольких горок.

Именно в это веселое время православный народ играл шумные свадьбы и отмечал традиционные светлые праздники, такие как:

  • встреча Нового Года,
  • православное Рождество Иисуса Христа,
  • святочные вечера с гаданием и колядками,
  • великое Крещение с водоосвящением,
  • раздольная Масленица – проводы зимы,

сочиняя многочисленные загадки о зиме, и отражая в рукописных писаниях народные приметы волшебницы зимы.

Считалось, что пасмурное небо с низкими тучами и сильно промерзшая земля с большим количеством снега и леденящего инея являются предвестниками хорошего урожая. А прилет снегирей и громовые раскаты, говорили о том, что будет морозная зима.

Зимнее небо с ярко сверкающими звездами указывало на сильные морозы и на то, что зима не будет такой длинной. А появление нависающих тусклых облаков предсказывало ближайшую оттепель.

Все эти наблюдения за изменениями в природе указывали на то, что снежная зима не вечна и на смену ей обязательно придет долгожданная красавица весна с красотою первых распустившихся цветов и многоголосьем ранних весенних песен.

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие интересные явления природы можно наблюдать зимой в окружающем нас мире.

Уверена, что и вам приходилось их наблюдать в дикой природе, где вы восхищались их красотой и разнообразием, напишите о ваших чувствах в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек.

Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

bytrina11.ru

Явления живой природы осенью в окружающем нас мире

Доброго всем дня, сегодня друзья я расскажу вам какие явления живой природы осенью можно увидеть в окружающем нас мире, приведу самые распространенные примеры из мира живой природы и расскажу о сезонных явлениях.

Все, что окружает обычного человека и не создано им самим называется природой или естественной средой обитания, где большинство происходящих изменений, принято называть природными явлениями, а каждое время года, будь то зима или лето, весна или осень зовется сезоном.

Именно об одном из таких прекрасных сезонов в живой природе – сказочно чарующей лучезарной поре золотой осени и пойдет сегодня речь.

Многочисленные примеры живой природы

В самом начале я напомню вам, что же можно назвать живой природой – это, несомненно, живые объекты, которые:

  1. рождаются и дышат,
  2. питаются и растут,
  3. движутся и умирают

и которые, не представляют свою жизнь без:

  • воды и пищи,
  • воздуха и тепла.

Примерами живых объектов являются многочисленные:

  1. растения, вырабатывающие органические вещества – деревья и кустарники, цветы и травы, мхи, папоротники и лианы,
  2. животные – звери и птицы, насекомые и рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, иглокожие и членистоногие, моллюски и черви, губки и простейшие,
  3. древние простейшие организмы – грибы и водоросли, лишайники, бактерии и микробы.

Окружающий мир даров осени

Осень прекрасное время года, поскольку характеризуется тем, что в этот период уже нет такой духоты и жары как летом, солнышко хоть еще и радует умеренным теплом, но дни все короче, а долгие ночи нескончаемо длинны, темнее и холоднее летних ночей.

Именно в эту прекрасную пору бабьего лета окружающий мир осени дарит нам большинство полезных овощей и вкуснейших фруктов, наливающихся питательным ароматным соком.

В это теплое время в садах и огородах происходит сбор урожая сочных плодовых культур:

  • яблоки и груши,
  • гранаты и инжир,
  • хурма и айва,
  • виноград и помидоры,
  • лимоны и мандарины.

На полях убирают сезонные овощи с максимальным количеством питательных веществ:

  1. картофель и кукурузу,
  2. капусту и тыкву,
  3. лук и чеснок,
  4. морковь и свеклу,
  5. кабачки и баклажаны,
  6. патиссоны и огурцы,

осуществляют сбор сезонных орехов и ягод,

содержащих максимум витаминов и микроэлементов для укрепления иммунитета:

  • кедровые и грецкие орехи,
  • буковые орешки и лесной фундук,
  • облепиха и шиповник,
  • боярышник и бузина,
  • калина и кизил,
  • барбарис и рябина,

и непременный сбор даров леса – вкуснейших калорийных грибов:

  1. белые грибы и осенние опята,
  2. красавцы подосиновики и подберезовики,
  3. разноцветные сыроежки и строгие моховики,
  4. волнистые грузди и рыжики,
  5. симпатичные лисички и маслята,
  6. пластинчатые рядовки и вешенки,
  7. тяжелые волнушки и зеленушки.

Как видите, разнообразие даров осени не просто радует, но и поражает, поэтому главной задачей трудолюбивого труженика и сборщика урожая — человека в эту прекрасную пору является грамотная обработка и закладка всего выращенного и собранного урожая на длительное хранение.

В это же хлопотное осеннее время происходит обрезка деревьев и кустарников с опрыскиванием от вредителей, распашка и перекапывание плодородной почвы с внесением органических удобрений, происходит посадка озимых культур и утепление многолетних растений.

Завершение всех осенних сельскохозяйственных работ трудолюбивые люди ознаменовывают проведением замечательного праздника урожая.

На многочисленных прилавках осенних базаров представлен огромный выбор недорогих натурально витаминизированных даров осени из свежих собранных овощей и фруктов, грибов и ягод, регулярное питание которыми так просто создаст устойчивый иммунитет и укрепит до следующего урожая ваше здоровье и самочувствие.

Эта чудесная пора осеннего царства вызывает позитивные эмоции и создает сказочное настроение и многих людей, видимо, поэтому это красивое и богатое время года считается идеальным для молодых любящих сердец, планирующих после окончания осенних работ, добровольное заключение брака.

Осенние явления в жизни растений

Пожалуй, самым величественным и красочным явлением, происходящим в живой природе можно назвать осенний листопад, когда растения сбрасывают не только листву, но вместе с ней – и насекомых вредителей, укрывшихся в ней. Правда, под корой деревьев еще прячутся и продолжают спать их личинки.

Процесс опадения листвы у деревьев, кустарников и травянистых растений связан с уменьшением в них полезных веществ и повышением вредных веществ, поэтому древесные и травянистые растения и освобождаются от вредных продуктов обмена.

Но некоторые питательные вещества концентрируются в корнях и корневищах, клубнях и луковицах растений, где сохраняются про запас до теплого времени года.

Это время глубокого отдыха и покоя всего живого является обязательным условием для будущего роста растения в вегетационный период его роста и развития, подготовки растений к следующему сезонному периоду зимы.

Однако невидимый рост растений полностью не останавливается, а лишь замедляется обмен веществ.

В этот период замедления жизнедеятельности в растении осуществляется зарождение зачатков вегетативных почек, из которых в теплый весенний период активного оживления, появляются первые склеенные зеленые листочки и бело-розовые ароматные соцветия.

Как известно для полноценной жизни растений требуется достаточное количество:

  1. дневного света,
  2. солнечного тепла
  3. и живительной влаги.

Недостаток любого из этих природных факторов вызывает в растении биологические изменения, к приостановке и дальнейшему прекращению внутри растения всех жизненных физиологических процессов. С изменением погоды и резким изменением температуры осенью:

  • жизнедеятельность растений и движение жидкостей в них прекращается, ведь световой день уменьшается,
  • солнечные лучи уже не так согревают землю,
  • а количество влаги в почве заметно уменьшается.

Именно в этот период года жизненный цикл живых растений, находящихся в естественных природных условиях завершается и идет подготовка к встрече зимы, как и отдельные виды животных, впадая в зимнюю спячку.

Этот процесс приспособления растений вызван недостатком основных источников жизни – света, тепла и влаги.

С приходом осени листья и травы растений вступают в процесс увядания, где сильно меняются, начиная окрашиваться в различные цветовые оттенки: золотистые и желтые, красные и оранжевые, сбрасывая с себя все ненужное, поэтому цветной яркий наряд у растений сохраняется не надолго. Первыми начинают терять листву:

  1. белоствольные березы и душистые липы,
  2. остролистные клены и обыкновенные ясени,
  3. вековые дубы и колючий боярышник,
  4. стройные тополя и трепещущие осины.

Причиной таких кардинальных перемен является потеря зеленого пигмента хлорофилла, так необходимого для процесса фотосинтеза в клетках растений, а также для совокупного биоценоза всех живых организмов населяющих жизненное пространство.

Цветной ковер листьев растений покрывших землю естественным образом разлагается, что прекрасно отражается на состоянии почвы, удерживая дождевую и паводковую воду, тем самым регулируя необходимый растениям водный режим и защищая корни растений от вымерзания и дальнейшего разрушения.

Однако не все растения сбрасывают свои листья, к ним относятся некоторые хвойные и покрытосеменные растения торфяников:

  • сосна, ель и пихта,
  • брусника и багульник,
  • андромеда, вереск и кассандра,

зимующие листья, которых сохраняются в скрученном виде до появления новых весенних листочков.

Осенняя пора в живой природе ознаменовывается завораживающей волшебной красотой изумительно живописных пейзажей, раскрашенных в нереально фантастические красочно цветные тона, вызывающие безмерный восторг и неописуемое восхищение.

Осенние изменения в мире животных

Яркая осень – чудесное время отдыха всего живого на земле, подготавливающее всех и вся к холодной зиме. С наступлением осени в окружающем мире происходят существенные изменения, появляются такие признаки погодного ненастья, в виде твердых и жидких атмосферных осадков, выпадающих из облаков и из воздуха, таких как:

  1. резкая перемена климата и часто меняющейся погодой,
  2. густые туманы с похолоданием и снежный иней,
  3. сильные холодные порывы ветра и дождевые облака,
  4. жидкая грязная слякоть и промозглая ветреная непогода,
  5. снежная роса и гололедная изморось,
  6. мокрый снег и градовые частицы льда.

Все эти погодные изменения заставляют животный мир проявлять защитную реакцию на влияние окружающей среды. Так большинство пернатых, а это 2/3 перелетных птиц, совершают регулярно сезонные миграции:

  • скворцы и соловьи,
  • ласточки и грачи,
  • лебеди и гуси,
  • дрозды и журавли,

собираются в многочисленные стаи, где усиленно кормятся и подготавливаются к длительным перелетам на новые кормовые угодья теплых стран. Сроки отлета перелетных птиц в значительной степени зависят от ухудшения погоды и появления первых заморозков.

Осенние перелеты птиц различаются по продолжительности, скорости движения и времени суток. Общая продолжительность, которых может быть в пределах нескольких месяцев, а средняя скорость, с которой они осуществляются около 30 километров в день.

По времени суток одни виды птиц, а именно мелкие насекомоядные совершают их в дневное время, другие же виды – в ночное время. Вот и летят в осеннем небе вереницы и косяки мигрирующих пернатых:

  1. птичий клин — журавлей и гусей,
  2. прямая цепочка-шеренга – гусей, уток и чирков,
  3. беспорядочно скученная стая – скворцов, куликов и дроздов, врановые и мелкие воробьиные.


Во время совершения таких длительных, порой непрерывных перемещений птицы испытывают огромное физическое напряжение, поэтому нередко совершают кратковременные остановки на богатых пропитанием местах, где с невероятной прожорливостью, активно питаются, накапливая питательный подкожный жир.

Остальные же зимующие птицы:

  • тетерева, клесты и снегири,
  • дятлы, сойки и чечетки,
  • пищухи, чижи и совы,
  • кукши, свиристели и пополни,

ведут кочевой образ жизни, питаясь в лесах дикоплодовыми остатками осеннего урожая. Некоторые виды птиц:

  1. голуби, воробьи и вороны,
  2. сороки, синицы и щеглы

концентрируются возле многочисленных городов и небольших деревень, где пернатым в холодное зимнее время легче всего прокормиться и выжить.

Многие беспозвоночные членистоногие насекомые, такие как:

  • жужжащие комары, мухи и жуки короеды,
  • крылатые бабочки, стрекозы и кузнечики,
  • трусливые пауки и трудолюбивые муравьи,
  • труженицы пчелы, божьи коровки и древесные клопы,

заползают под одеревеневшую теплую кору и корни деревьев, а также в трещины старых пней, в теплый мох и опавшую листву кустарников, прячутся на зимовку в уютных щелях и расщелинах растений и в укромных сухих местах, где скручиваясь, впадают в оцепенение, резко снижая свою жизненную активность.

Холоднокровные животные с переменчивой температурой тела и несовершенной системой терморегуляции важных жизненных процессов:

  1. ящерицы и змеи,
  2. лягушки, амфибии и рептилии,

засыпают в укромных местах, так как не могут в холодное осеннее время поддерживать постоянную температуру тела из-за чего их активная жизненная деятельность прекращается.

Дикие пушные животные с приближением холодов усиленно питаются, съедая огромное количество пищи, отчего сильно прибавляют в весе и даже набирают излишний жир.

Другие интенсивно запасаются кормом, натаскивая в подземные кладовые: норы, хатки и дупла — лесные орехи и шляпочные грибы, плоды, семена и зерна растений, лесные ягоды и личинки насекомых.

У большинства животных осенняя пора это период очередной сезонной линьки, когда постепенно меняется их маскировочный камуфляж, оставаясь незаметными на охоте — цвет меха, шерсти и перьев:

  • лисы и волки,
  • олени и рыси,
  • зайцы и белки,
  • песцы и горностаи,
  • совы и ласки.

Летнюю темную цветовую окраску меняют на зимнюю — светлую окраску, усиливая плотный подшерсток и густой подпушек меха и перьев, которые с каждым днем становятся длиннее и жестче, обильнее и теплее.

Именно осенью происходят удивительные метаморфозы, связанные с глубоким преобразованием живого организма, от чего он сильно меняется. Так отсутствие постоянной кормовой базы заставляет отдельных млекопитающих животных:

  1. бурых медведей и обыкновенных барсуков,
  2. летучих мышей и полосатых бурундуков,
  3. обыкновенных ежей и многочисленных грызунов – суслики и сурки, хомяки и сони,

усиленно питаться и накапливать максимальный вес, необходимый им в период зимней спячки, где накопленная жировая прослойка постепенно расходуется на длительный обогрев и скудное резервное питание.

Осенью у многих животных – лосей и кабанов, медведей и рысей начинается брачный период, чтобы уже ранней весной появились на свет новорожденные малыши, ведь осенние мотивы пробуждают самые прекрасные искренние чувства любви и созерцания природы.

Вот мы и познакомились с вами с чудесно завораживающими явлениями живой природы осени.

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие замечательные явления живой природы осенью можно наблюдать в окружающем нас мире. Уверена, что и вам приходилось их наблюдать в дикой природе, где вы восхищались их красотой и разнообразием, напишите о ваших чувствах в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

bytrina11.ru

Конспект урока «В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.»

Тема: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой.

Задачи урока:

Образовательные: провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знания детей о природных связях; познакомить ребят с особенностями неживой и живой природы в зимний период.

Развивающие: расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, памяти и связной устной речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :

— экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

— презентация к уроку.

— Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

— раздаточный материал.

  1. Организационный момент.

— Ребята, встали, подравнялись, приготовились к уроку.

— Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь соседу по парте. Тихонько сядьте.

— Давайте, передадим друг другу свое тепло и с хорошим настроением приступим к работе!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку: слайд 1,2

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

— Я вас приглашаю в гости к зиме.

— Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) слайд 3

— Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни — неживая природа. Растения, животные, человек — живая природа.)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

  1. Актуализация знаний.

— Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

— Назовите признаки зимы?

Обобщение признаков зимы Слайд 4

4. Зимние месяцы. Слайд 5 — 8

А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

— В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль — «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

Ребята, а какие народные приметы вы знаете?

Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой — к морозу.

  • Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.

  • Дым столбом — к морозу.

  • Кошка на печи — к стуже, кошка на полу – к теплу.

  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

  • Холодная зима – жаркое лето.

5. Неживая природа зимой. Слайд 9

— Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения уч-ся.)

— По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите

— Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?

Какой цвет использует художник больше и почему?

(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?

Учитель. А из чего же состоит снег?

Ученик 1.

Какими бывают снежинки? Слайд 10

— Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

— Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

— Рассмотрите разнообразные снежинки.

— Как образуется снег, расскажет ученица.

Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

6. Работа по учебнику

А сейчас поработаем по учебнику.

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

Беседа по прочитанному.

— Какие явления в неживой природе происходят?

Природные явления зимой. Слайд 11,12,13.

  • оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

  • гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

  • снегопад (выпадение снега из облаков).

  • метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

  • изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).

— А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Ребята, а чем отличается вьюга от метели?

Метель — метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга — это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.

— Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.

Гимнастика для глаз

7. Игра «Хлопки».

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.

Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

8. Зимняя жизнь растений.

–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) (Слайд 14)

-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 15)

-Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 16)

-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений — тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.) .

Физкультминутка. (Проектор отключается)

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Учащиеся выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)

9. Секреты животного мира.

  1. –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 17)

— О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

— Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка) (Cлайд 18, по щелчку появляется отгадка и картинка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд 19)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Загадка:

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса ) (Слайд 20)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц) (Слайд 21)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

(Cлайд 25)

Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

Рассказ учителя о зимней жизни зверей: мышь, ласка, волк, кабан, лось. (Слайды 22-24)

Это интересно!

  • Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

  • Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

  • Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

  • Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

10. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 25)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Учащиеся выполняют задание в парах, используя раздаточный материал (приложение 1). Выполненное задание коллективно проверяется.

11. Жизнь птиц зимой. . . (Слайды26- 27)

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

— Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

— Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

— Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

— А на какие группы делятся зимующие птицы? (оседлые и качующие)

Назовите перелетных птиц? (иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)

-Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Давайте вспомним оседлых и кочующих птиц.

Рассказ учеников о клестах и синицах. (Слайд 28)

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало. Обсудите. Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?

-Чем питаются птицы зимой?

• Пшено, просо, овёс, пшеница;

  • Семена подсолнечника;

  • Ягоды рябины, боярышника;

  • Семена клёна, ясеня;

  • Шишки, жёлуди, орехи;

  • Хлеб, хлебные крошки.

-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

— Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

— Что произойдёт, если не будет птиц?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой .

А теперь давайте проверим , как хорошо вы усвоили материал, выполните тест.

1. Тест «Природа зимой»

Что животным страшнее зимой?

1) холод

2)голод

2. Зимой температура:

1)Ниже нуля

2)Выше нуля

3. Чем питаются зимующие птицы в лесу?

1)Комарами

2)Мухами

3)Почками деревьев и ягодами растений

4. Какую птицу ты не сможешь увидеть зимой у своей кормушки?

1)Снегирь

2)Ласточка

3)Синичка

5. Узнай птицу по описанию

Клюв крестообразной формы, использует клюв для лазания. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это дневная, шумная и подвижная птица. Она питается семенами шишек, хвойными тлями, семенами подсолнуха, боярышником, рябиной.

1)Клест

2)Дятел

3)Снегирь

4)Синичка

Проверка производится с помощью учителя. Коррекция ошибок.

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

— Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

  • Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимите снежинку синего цвета.

  • Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимите снежинку голубого цвета.

  • Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимите снежинку белого цвета.

— Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт. (Слайд 36)

Домашнее задание.

  1. Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

  2. Нарисовать рисунок «Зима»

infourok.ru

Признаки зимы в живой и неживой природе

Зима — это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнцестояния. После этого дня отсчет идет в обратную сторону, день начинает увеличиваться, а ночь стремительно сокращается.

Первые признаки зимы в неживой природе могут появиться и в ноябре, и в декабре. Облака нависают над землей, они становятся серыми и тяжелыми, так как воздух переполнен влагой. Летом они легкие и кучные, а вот с приходом холодов заполняют все небо, отчего на улице ощущается влажность и свежесть. Такие тучи обсыпают землю снегом, после чего могут появиться метровые сугробы.

Только в зимний период выпадает снег, накрывая покрывалом все вокруг. Это позволяет небольшим животным и растениям спрятаться. От низкой температуры снег становится более рыхлым, он не так хрустит, жесткий при прикосновениях.

Если на улице нет ветра, то снег сыплется большими снежинками. Если ветер становится сильнее, появляется метель. Это суровое природное явление в этот период года. От порыва ветра снежный покров поднимается, несется в разные стороны. Метель бывает 2 видов:
  • низовая;
  • верховая.

Зависит она от перераспределения воздуха. Сильные метели чаще всего можно заметить в середине зимы. Кстати, это явление создает снежный ландшафт, придает сугробам интересные формы.

Гололедица

Существуют и другие признаки зимы в неживой природе. Например, гололедица. После того как температура резко изменилась, стало морозно, поверхность земли покрывается ледяной коркой. Провоцируют это явление мокрый снег или дождь перед изменением температуры ниже нуля. Гололедица способна превратить в лед мелкие ручейки, для этого не обязательно выпадать осадкам.

При сильных зимних морозах, которые продолжаются длительный период, сковываются разные водоемы, даже самые глубокие. Низкая температура провоцирует замерзание на большую глубину. От этого судоходство может прекратить свою деятельность на время, так как лед не позволяет передвигаться по воде. Чтобы такая гололедица на водоемах пропала, требуется длительное прогревание на солнце.

Морозы

В признаки зимы входит и морозная температура. Это опасное явление, которое может продолжаться длительное время, переходя в антициклон. Низкая температура способна навредить сельскому хозяйству, перерасти в чрезвычайную ситуацию, к которой коммунальные службы всегда готовы.

Сосульки

Признаки наступления зимы дополняют сосульки. Этот кусок льда свисает с домов, зданий и других плоскостей. Он имеет форму в виде конуса. Из-за того что солнце прогревает снег, он тает, а в ночное время мороз заставляет его замерзать, образовывая сосульки. Появление их связано с количеством растаявшего снега. Ледяной конус обрушивается, когда становится слишком тяжелым, а от падения на землю рассыпается.

Постепенно после зимы приходит весна. Начинают таять сосульки, температура поднимается, пропадают морозные узоры.

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее — на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:
  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется «Самодельное лото». Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову «зима» и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра «Что надеть». Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в живой и неживой природе с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

fb.ru

Зимние изменения в неживой и живой природе

Этап урока Ход урока Деятельность учащихся Примечания
1 Подготовка к началу урока. Выравниваются, проверяют свои рабочие места.  
2

— Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

На прошлом уроке мы ходили в гости к зиме, рассматривали её наряды, знакомились с сюрпризами. Расскажите, что мы увидели интересного.

Дети загадывают загадки про название зимних месяцев, располагают их в правильном порядке.

“Году конец, а начало зиме!”
Вот так загадку загадали мне.
Морозы и вьюга, и снег во дворе,
К нам в гости приходит зима в …
-По счёту первый он идёт,
С него начинается новый год,
Открой скорее календарь,
Читай, написано…
-Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он …

Презентация 1

Изображение зимних пейзажей.

  -Какова продолжительность зимних месяцев?

-Почему в феврале бывает 28 или 29 дней?

— Как животные готовятся к зиме?

-Что приносит зима людям?

31, 31, 28 (29).

-Рассуждения о годовом движении Земли вокруг солнца по орбите.

-Рассказы о подготовке животных к зимовке.

-Рассказы о зимних забавах людей.

Презентация 1

Порядок зимних месяцев.

Презентация 1

Зимние забавы у людей.

  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приложение 4.  
3 -Вот сколько интересного бывает зимой. А на сегодняшнем уроке мы рассмотрим,

какие изменения произошли зимой в природе и почему. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока. Всё занятие мы будем заполнять таблицу (приложение 3) основных положений урока, она поможет нам лучше разобраться и всё запомнить. Для начала давайте вспомним, какая бывает природа?

Постановка проблемного вопроса.

 

 

-Неживая и живая.

 
4 -Что относится: к неживой природе?, к живой?

-Что первое мы замечаем с приходом зимы?

— В чём причина изменения температуры?

Рассуждения детей.

-Похолодание.

Рассуждения детей о положении планеты относительно Солнца с учётом угла наклона Земной оси.

Презентация 1

Схема положения Земли относительно Солнца зимой.

  -Какая температура зимой? -Ниже нуля. Приведение примеров.

-Изменение осадков, рассказ о снежинках.

Презентация 1

Образование снежинок.

  -С изменением температуры связаны и другие составные части природы.

— С изменением осадков можно наблюдать зимние явления. Прочитайте текст на странице 40- 41, выпишите название зимних явлений природы.

(работа в группах приложение 3)

-Заслушиваются ответы.

-Снегопад, гололёд, метель, вьюга, пурга, изморозь, оттепель.  
  Давайте посмотрим и определим, что это за зимние явления.   Презентация 1

Демонстрация зимних явлений.

  -Всю землю укрыл снег, а что же под ним? -Рассуждения о промерзании почвы.  
  -Замёрзла почва, а что стало с растениями и животными? -Рассуждения о состоянии покоя в растительном и животном мире.  
  -Давайте сначала посмотрим на растения. Какие бывают растения?

Просмотрим сюжет о состоянии растений в зимний период и сделаем выводы.

(работа в группах приложение 3)

-Деревья, кустарники и травянистые растения. Презентация 1

Демонстрация растений и их плодов в зимний период.

  — Что произошло с деревьями зимой? -Сбросили листву лиственные деревья, у них почки, висят ягоды. Продолжают зеленеть хвойные деревья, у них шишки.  
  -Какие стоят кустарники? -Они без листьев, остались плоды.  
  -Как проводят зиму травянистые растения? -На земле много семян, у некоторых растений наземная часть отмирает, а корень или луковица продолжает жить, только спит.  
  — С растениями понятно, а что же произошло с животными?

(работа в группах приложение 3)

— Многие животные спят, некоторые продолжают бодрствовать. Некоторые птицы улетели в тёплые края.  
  -Чем связаны эти изменения у животных?

- Какие животные уснули на зиму?

-Чем питаются те животные, которые не впали в спячку?

Давайте посмотрим фильм о животных.

-Нехватка пищи.

-Медведи, суслики, насекомые, ежи.

— Семенами, веточками, корой деревьев.

Презентация 1

Перелётные птицы.

Звери в период зимней спячки.

Зимующие животные.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Приложение 4.  
  -Как помогают люди животным прозимовать? -Делают кормушки.  
  — На уроке труда мы тоже делали с вами кормушки, осталось только сделать крепёж, чтобы их повесить. Вот сейчас мы и доделаем их. А после уроков развесим на улице. Изготовление кормушек.  
6 -Вот сколько нового и интересного мы узнали на уроке. И прежде чем подвести итог урока, давайте закрепим наши знания и ответим на некоторые вопросы. Самостоятельная работа.

Приложение 2.

 
7 — В начале урока перед нами встал вопрос: какие изменения произошли зимой в природе и почему? Как на него ответить?

-Выставление оценок за работу на уроке.

Ответы детей, запись.

приложение 3

 
8 — Дома вы почитаете то, о чём говорили сегодня на уроке в учебнике на страницах 40 – 43. Запись домашнего задания.  
  Сделаете задание в тетради “Проверь себя” на странице 25.
  • Что было на уроке не понятно?
  • Что понравилось больше всего?
  • Когда мы проведём подобный урок?

Урок окончен. Всем спасибо!

??? Презентация 1

Титры фильма “До встречи весной!!!”

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *