Дидактический материал по русскому языку для 7 класса. Правописание НЕ с причастиями

Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________

Правописание НЕ с причастием

1 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) навидимый человек

  2. (не) уловимый взгляд

  3. (не) закрытая дверь

  4. (не) закрытая мною дверь

  5. (не) закрыта дверь

  6. (не) связанная кофта

  7. (не) связанная мамой кофта

  8. (не) рушимый союз

  9. (не) связанная, а сшитая кофта

  10. (не) доумевающий вид

  11. (не) убранный с поля хлеб

  12. (не) уставшая, а отдохнувшая

  13. письмо (не) отправлено

  14. (не) отправленное мною письмо

  15. (не) отправленное письмо

  16. (не) допитое молоко

  17. суп (не) сварен

  18. (не) сваренный суп

  19. (не) сваренный еще суп

  20. (не) прожарены котлеты

  21. (не) прожаренные котлеты

  22. (не) испечённый пирог

  23. пирог (не) испечен

  24. (не) испечённый в духовке пирог

  25. (не) додумавшийся до сути враг

2 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) доумевающий вид

  2. (не) пришедший вовремя

  3. (не) высказанная просьба

  4. (не) поверивший никому

  5. (не) услышавший ни слова

  6. (не) законченный разговор

  7. (не) проверенные факты

  8. (не) сказанное вслух слово

  9. (не) спящий, а бодрствующий кот

  10. (не) забытый мною ответ

  11. (не) согласившийся с ним

  12. (не) запертая дверь

  13. (не) запертая на ключ дверь

  14. (не) распустившиеся почки

  15. стихотворение (не) выучено

  16. (не) прочитанная книга

  17. (не) указанный на карте город

  18. (не) годующий голос

  19. (не) отправленное письмо

  20. (не) отправленное мною письмо

  21. письмо (не) отправлено

  22. (не) запертый, а открытый шкаф

  23. (не) открытая комната

  24. (не) любящий никого

  25. (не) скошена трава

14 – 17 бал. – «3»

18 – 21 бал. – «4»

22 – 25 бал. – «5»

Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________

Правописание НЕ с причастием

3 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) забываемый подвиг

  2. (не) пойманная птица

  3. (не) выполненное поручение

  4. поручение (не) выполнено

  5. (не) забываемое впечатление

  6. (не) забытая нами песня

  7. (не) отремонтированный телефон

  8. телефон (не) отремонтирован

  9. (не) пришедший на урок

  10. (не) вспаханное поле

  11. (не) вспаханное осенью поле

  12. (не) засеянное, а вспаханное поле

  13. поле (не) вспахано

  14. (не) выпитое молоко

  15. (не) выпитое еще молоко

  16. (не) допитое молоко

  17. молоко (не) выпито

  18. (не) выпитое, а пролитое молоко

  19. (не) годующий человек

  20. задание (не) выполнено

  21. (не) сорванные цветы

  22. (не) срезанные, а сорванные

  23. цветы (не) сорваны

  24. (не) читающий книг

  25. (не) читающий ребенок

4 вариант

Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

Слитно: _______________________

_______________________________

Раздельно: _____________________

_______________________________

  1. (не) успокоившийся ребенок

  2. (не) написанная песня

  3. песня (не) написана

  4. (не) скованный, а разорванный

  5. (не) начатый разговор

  6. (не) начатый, а законченный разговор

  7. (не) просеянная мука

  8. мука (не) просеяна

  9. (не) освещенное солнцем окно

  10. (не) освещенное окно

  11. (не) годующий человек

  12. дверь (не) заперта

  13. (не) запертая на ключ дверь

  14. (не) принесенные тетради

  15. тетради (не) принесены

  16. (не) отмеченная ошибка

  17. (не) отмеченная мною ошибка

  18. ошибка (не) отмечена

  19. (не) записанная в дневник

  20. (не) любящий всех

  21. письмо (не) получено

  22. (не) полученное письмо

  23. (не) полученное, а отправленное

  24. (не) воспитанный родителями

  25. разговор (не) закончен

14 – 17 бал. – «3»

18 – 21 бал. – «4»

22 – 25 бал. – «5»

infourok.ru

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями,
  • формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в причастии.

Задачи урока:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • обогащение словарного запаса учащихся,
  • работа над развитием речи учащихся,
  • формировать в сознании учащихся понятие об орфограмме и условии выбора правильного написания НЕ с причастиями,
  • развитие орфографической зоркости.

Тип урока — урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация Power Point к уроку;
  • Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик, Т.С.Тронина; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.

План урока


п/п

Этап урока

Электронное пособие «Не с разными частями речи»

Цель и содержание этапа

Время

1

Организационный момент

Главная страница

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

2 минуты

2

Усвоение новых знаний

Переход на слайд «Иллюстрация»

Работа с иллюстрацией. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией (работа в парах). Формулировка правила.

5 минут

3

Первичная проверка изученного

Переход по ссылке «Проверка»

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

4 минуты

4

Закрепление изученного

Переход по ссылкам «Упражнения» и «Тест 1»

Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Работа с упражнениями и тестами пособия «Не с разными частями речи».

30 минут

5

Осмысление домашнего задания

 

Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению

2 минуты

6

Подведение итогов урока, выставление оценок

 

Анализ, оценка знаний учащихся

2 минута

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы снова будем путешествовать вместе с частицей НЕ.

II. Усвоение новых знаний.

(Презентация 1. Слайды 3, 4)

Работа с иллюстрацией пособия. Самостоятельная работа учащихся с учебником и иллюстрацией пособия (работа в парах). Формулировка правила.

Учащимся предлагаем рассмотреть рисунок и подсказать всаднику НЕ, в какой усадьбе ему будут рады. Работают ученики в парах, используя подсказки-гиперссылки (деревья, жильцы усадьбы). Слабые ученики могут найти соответствующие рисункам пункты правила, воспользовавшись учебником.

Проверка задания.

III. Первичная проверка изученного.

(Презентация 1. Слайды 5-12)

Работа над формулировкой правила. Анализ примеров, иллюстрирующих правило. Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (слитно или раздельно), в виде алгоритма.

IV. Закрепление изученного.

(Переход по ссылке «Упражнения» к презентации 2)

Упражнение 1. (Презентация 2. Слайды 1-5)

Спишите, раскрывая скобки. Распространите причастия зависимыми словами. Запишите по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — не прочитанная мною книга

(не) выполненная работа —

(не) выспавшийся ребёнок —

(не) опубликованный очерк —

(не) состоявшееся выступление —

(не) греющее солнце —

(не) замерзающий ручей —

(не) выполненное задание —

(не) построенный дом —

(не) прочитанное письмо —

Упражнение 2. (Презентация 2. Слайды 6-10)

Спишите, изменяя словосочетания по образцу.

Образец. Непрочитанная книга — книга не прочитана.

(не) скошенные травы —

(не) написанная сказка —

(не) распаханный луг —

(не) слыханная тишина —

(не) созданный прибор —

(не) изученный параграф —

(не) вырытая яма —

(не) посеянные цветы —

(не) обработанное поле —

Упражнение 3. (Презентация 2. Слайды 11-14)

Спишите, вставляя вместо звёздочек антонимы.

Образец. (Не)спускающийся, а *** лифт. — Не спускающийся, а поднимающийся лифт.

(Не) расцветающие, а ********* растения.

(Не) уменьшенный, а ********* числа.

(Не) собранные, а ********* игрушки.

(Не) затемнённая, а ********* сцена.

(Не) удаляющийся, а ********* поезд.

Упражнение 4. (Презентация 2. Слайды 15-17)

  • Раскройте скобки, объясните значение фразеологизма.

Делить шкуру (не) убитого медведя.

(Распределять между собой прибыль от предполагаемого, но ещё не осуществлённого дела, предприятия.)

  • Составьте и запишите с фразеологизмом предложение.

Упражнение 5. (Презентация 2. Слайды 18-19) Для того чтобы «собрать яблоки», необходимо навести курсор мыши на анимационную картинку «яблоко». Действие осуществляется при однократном щелчке левой кнопкой мыши.

(Распределение слов по группам.)

Соберите в корзинку под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить.

негодующий

недоумевающий

ненавидевший

невзлюбивший

незамерзающий

нераспустившийся

непроверяемые

некрашеный

нерассказанная

непогасший

Упражнение 6. (Презентация 2. Слайды 20-22)

От глагола (не) истовствовать образуйте действительное причастие прошедшего времени. Объясните условие выбора написания НЕ с глаголом и причастием.

(Неистовствовать

  1. Находиться в крайне возбуждённом душевном состоянии.
  2. Несдержанно проявлять свои чувства.)

Рассмотрите картины И.К.Айвазовского. Составьте предложение с причастием неистовствовавший.

Тест 1.

(Презентация 2. Слайды 23. Переход по ссылке «Тест») После того, как работа с тестом закончена, изменения в нём не сохраняются.

Ключ к тесту 1: 1—4, 2—2, 3—1, 4—2, 5—2.

V. Осмысление домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

  1. Словарь русского языка в четырёх томах/ Академия наук СССР (АН СССР), Институт русского языка АН СССР. — 3-е изд., стереотипное. — М.: Русский язык,1987.
  2. Словарь морфем русского языка/ А.И.Кузнецова,Т.Ф.Ефремова. — М.: Русский язык,1986.
  3. Учебный этимологический словарь русского языка // Русский язык в школе, №1. — М.:1991. —С.112.
  4. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. — 3-е изд., перераб. М : Издательство Московского университета,1992.
  5. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. —М.: Высшая школа, 1992.
  6. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, И.И.Кулибаба.— 24-е изд. — М.: Просвещение, 2002.
  7. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. — 11-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2007.
  8. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 7 класс: Пособие для учащихся / Л.А.Ахременкова. — М.: Просвещение, 1999.
  9. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7кл.»/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. — М.:Дрофа, 2002.
  10. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя: Из опыта работы / Г.А.Богданова. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1991.
  11. Изучение частиц на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Г.П.Соколова. — М.: Просвещение, 1988.

3.04.2011

urok.1sept.ru

Тест по русскому языку (7 класс) по теме: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

 Вариант 1      Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

  1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

А) (не)годующий

Б) (не)написанная ещё книга

В) (не)полученная посылка

Г) (не)сваренный картофель

      2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

          А) дом  (не)отремонтирован          Б) (не)отремонтированный ещё дом

          В) (не)отремонтированный дом

         Г) совсем (не)отремонтированный дом

     3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ слитно.

         (1) (Не)кошеная трава;  никем (2) (не)кошеная трава;   (3)ещё (не)скошенная трава;  трава (4) (не)скошена;  (5) (не)доумевающий взгляд;  никем  (6) (не)рассказанная история;  (7) (не)законченная рукопись;  (8) (не)завершённое в срок строительство; хата (9) (не)выбелена; окно (10) (не)вымыто.

      А) 2,3,4,9        в) 5,6,7,8

     Б) 3,7,10        г)1,5,7

 4) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ  пишутся слитно.

  А) (не)сказано ни слова,  (не)видящий ничего,   (не)подготовленный к работе

 Б) (не)законченный эксперимент,  (не)законченный в срок эксперимент

В) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер

Г) эксперимент (не)закончен,  (не)прекращающиеся метели

5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

 А) рукопись (не)сдана,  (не)сданная вовремя рукопись

Б) (не)сданная рукопись, ещё (не)крашеная скамья

В) обстоятельства (не)выяснены,  (не)выясненные обстоятельства

Г) роман (не)закончен, (не)законченный роман

6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:  Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.

А) (Не)кошена —  пишется слитно, так как НЕ  с краткими причастиями всегда пишется слитно

Б)  (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно

В) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово

Г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно

7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении:  С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.

А) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно

Б) (Не)топленная –пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово

В) (Не)топленная –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово

Г) (Не)топленная –пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно

8) Укажите слово с ошибкой.

 А) неразвитый куст        В) ещё не развитый куст

 Б) куст неразвит        Г)  куст не развит

9) Укажите слово без ошибки.

А) не сминаемая ткань

Б) ткань не сминаема

В) несминаемая от длительной носки ткань

Г) не сминаемая синтетическая ткань

10) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

А) дом (не)построен

Б) (не)построенный дом

В) (не)построенный ещё дом

Г) (не)растраченные мной силы

ОТВЕТЫ: 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6б, 7в,8б, 9б, 10б

Вариант 2      Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

  1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

А) (не)доумевающий взгляд                        В) никем (не)разгаданная тайна

Б) ещё (не)разгаданная тайна                     Г) тайна (не)разгадана

2) Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно

А) окно (не)вымыто                                        В) (не)замеченная ошибка

Б) (не)отвеченное письмо                            Г) (не)мощеная улица

3) Укажите вариант ответа, в котором указаны все номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.

(1) (Не)прочитанный роман;  (2) (не)прочитанный мной роман;  (3) (не)сказано;  (4) (не)окрепший от болезни дедушка;  ещё (5) (не)окрепший от болезни;  (6) (не)годующий человек;  (7)  (не)замерзший пруд;  (8)  (не)замерзший к утру пруд;  в доме (9) (не)прибрано;  ещё  (10) (не)украшенная ёлка

А) 1,3,7,9                                                             В) 3,6,8

Б) 4,5,7,9,10                                                        Г) 2,3,4,5,8,9,10

4) Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.

А) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено

Б) (не)доумевающий взгляд, (не)зависимый ни от кого

В) (не)прекращающийся дождь,  (не)годующий человек

Г) (не)окрепший от удара, (не)затихающая буря

5) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.

А) дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история

Б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы

В) никем (не)принятое предложение, ещё (не)принятое предложение

Г) дело (не)закончено, (не)принятое решение

6) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:  Причины случившегося ещё  (не)установлены.

А) (Не)установлены –пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно

Б) (Не)установлены – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно

В) (Не)установлены – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово

Г) (Не)установлены –пишется слитно, так как причастие совершенного вида

7) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:  Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.

А) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как  НЕ с причастиями всегда пишется раздельно

Б) (Не)мигающим – пишется слитно, так как при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А

В) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово

Г) (Не)мигающий – пишется слитно, так как это причастие не употребляется без НЕ

8) Укажите вариант ответа с ошибкой.

А) невыращенный куст

Б) невыращенный к весне куст

В) куст не выращен

Г) нерастущий куст

9) Укажите вариант ответа без ошибки.

А) не тронутый морозом

Б) никем нетронутый

В) нетронут

Г) нетронутый морозом

10) Укажите вариант ответа со слитным написанием.

А) (не)спрятанные ценности

Б) никем (не)спрятанные ценности

В) ценности (не)спрятаны

Г) ещё (не)спрятанные ценности

ОТВЕТЫ: 1а, 2а, 3г, 4в, 5в, 6б, 7б, 8б, 9а, 10а

         

nsportal.ru

«Слитное и раздельное написание не с причастиями»

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями

Цель урока: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Задачи:

Обучающие:

· формировать умение правильного написания не с причастиями;

· формировать практические навыки, различать приставку не- и частицу не;

· формировать умение правильно ставить знаки препинания при причастном обороте

· формировать умения находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не- с разными частями речи.

· Развивающая:

· развивать умения аргументировать ответы, сравнивать, обобщать и классифицировать, логически излагать свои мысли

· Воспитательная:

· содействовать развитию познавательного интереса к предмету, воспитывать трудолюбие

Эпиграф к уроку:

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока…

Абу-ль-Фарадж

Ход урока

1. Оргмомент

Доброе утро, ребята. Я очень рада вас видеть. Садитесь. Давайте настроимся на плодотворную работу, улыбнёмся друг другу и отправимся в путь в страну знаний. Мы с вами продолжаем изучение слитного и раздельного написания не с причастиями. Откроем тетради, запишем дату и тему урока, определим цели нашего занятия. ( Определение целей урока)

Вопросы к классу:

  • Легко ли вам учиться?

  • Каких людей вы уважаете : ленивых или трудолюбивых?

  • С кем вы хотите дружить: с умным, много знающим человеком или невежественным, неграмотным?

  • Вы, наверно, уже догадались, что речь на сегодняшнем уроке мы поведём о вашей главной работе — об учёбе и труде, который нужно вложить, чтобы хорошо учиться. Посмотрим, как вы потрудились дома.

2.Проверка домашнего задания.

Упражнение 266

1 Свечи, не зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате.

2. Немало книжек выпущено мной, но все они умчались, словно птицы, и я остался автором одной, последней недописанной страницы. 3. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол. 4. В кабинете мирно висели неповреждённые сургучные печати на шкафах. 5 Спросил Варварушку старичок: «Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля, никогда не сеянная?» — «А вот тут, около озера,- отвечает Варварушка, — поляна, никогда не пахана, земля никогда не сеяна, цветёт она, чем засеется» 6. Во взгляде Фёдора было что- то не умоляющее о пощаде, а запоминающее. 7.Потревоженные весёлой рыбой, вздрагивали на воде несмелые, недвигающиеся, словно недоумевающие, речные лилии.

3. Обращение к эпиграфу. Чтение и обсуждение смысла высказывания. Запись в тетрадь.

— На доске записаны предложения: Неправильное знание хуже, чем незнание (А. Дистервег).

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться (Платон).

(Чтение предложений. Запись их в те­традь. Вывод о слитном написании не с при­лагательными. )

Обращение к тексту «Главное» (у каждого учащегося на парте лежит лист с отпечатанным текстом).

ГЛАВНОЕ

В учении главное не в том, чтобы получать высокие баллы, вызубрив заданный урок. Глав­ное — вникать в то, что ты изучаешь в школе, не оставлять непонятных мест в учебнике, спраши­вать себя, книги, учителей. Не оставляй за собой недопонятых вопросов.

Если ты чем-нибудь особенно интересуешься, иди дальше, переходи рамки школьной програм­мы, занимайся в кружках.

Самые интересные знания будут не упущены.

Помни, невежественный ученик — это буду­щий несведущий специалист. А ничем не заин­тересованные люди бездеятельны в жизни. Учи не только свой разум, но и руки. Не чурайся труда, даже самого простого. Кто сказал, что труд не знаменит? Он знаменит, ведь и самые известные учёные, артисты иной раз, поверь, берутся за молоток, паяльник и работают не хуже мастеров.

Таким образом, твои знания — это каждо­дневный неутомимый труд. Не ленись, будь хо­рошим хозяином своей судьбы, своей страны. За­боться о том, чтобы каждый день приносил новые плоды.

(Чтение текста вслух.)

— С каким словом тесно связано слово «учение»? (Труд.)

— Что для вас сейчас самое главное? (Хо­рошо учиться.)

— Что нужно для того, чтобы хорошо учиться? (Много работать, читать, внима­тельно слушать учителя и т. д.)

— Возвращаемся к эпиграфу. О каких двух пороках говорит Абу-ль-Фарадж? (Не­вежестве и лени.)

— Слова каких частей речи выделены в тексте?

— Объясните написание выделенных слов.

У вас на партах лежат рабочие листы. С рабочими листами вы будете работать в течение урока. Проверим, что вы знаете о написании не с другими частями речи.

4. Выборочный диктант «да-нет». Это слово пишется слитно. Ваш ответ «да» или «нет»

(не)красивый плащ да

(не)лепое поведение да

(не) веселый, а грустный напев нет

далеко (не)легкая задача нет

(не)кого спросить да

(не)дорогой, но красивый подарок да

(не)взлюбил с первого взгляда да

(не)сказал ни слова нет

Отвечающий ученик дает аргументированный ответ.

5.Теоретические сведения о правописании не с причастиями (сообщение учащегося)

6. Физкультминутка

— Научились ли мы правильно писать не с причастиями? Давайте проверим себя, а заодно и разомнёмся. Если не пишется слитно, вы поднимаете руки вверх, если раздельно – в стороны.

Незаконченная работа, несобранный портфель, не записанное вовремя домашнее задание, задача не решена, недовыполненное задание, недоумевающий взгляд; не проду­манное, а выбранное случайно решение; не­выученные уроки, недоработанное домашнее задание.

Вопросы к классу:

— Какого ученика могут характеризовать эти словосочетания? Ответ оформите пись­менно.

7. Работа в парах. Раскройте скобки. Объясните слитно — раздельное написание с причастиями.

(Не) взошедшее солнце, (не)выкрашенные скамейки, сено (не) убрано, телеграмма (не)отправлена, (не) подоспевшие вовремя люди, (не)написанная статья, (не)прочитанная отцом записка, книга (не)прочитана, (не)доумевающие по поводу поведения, трава (не)скошена.

Невзошедшее солнце, невыкрашенные скамейки, сено не убрано, телеграмма не отправлена, не подоспевшие вовремя люди, ненаписанная статья, не прочитанная отцом записка, книга не прочитана, недоумевающие по поводу поведения, трава не скошена.

8. Исправь ошибки. Расставь знаки препинания.

1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся вдоль не умолкающего ни на минуту моря. ( Песчаный берег, усеянный водорослями, тянулся вдоль не умолкающего ни на минуту моря)

2. Сборы незакончены вещи несобраны неувязаны. (Сборы не закончены, вещи не собраны, не увязаны.)

3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца. (Невысохшие капли росы блестели в лучах солнца)

4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше.

( Непрекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше)

5. Долина еще неосвещенная солнцем была подернута редким туманом.

(Долина, ещё не освещенная солнцем, была подёрнута редким туманом)

9. Тестовый контроль

1. Верно ли утверждение:

еще (не) прочитаннаяне следует писать отдельно, так как при полном причастии есть зависимое слово.

2. В каком примере не пишется слитно:

а) еще (не)скошенное поле

б) (не)решенная задача

в) (не) продуманное до конца решение

г) ответы (не)проверены

3. Верно ли утверждение:

дорожки (не) расчищены — причастие, краткое, не пишется раздельно.

4. В каком ряду все слова с не пишутся раздельно:

1. еще (не) решенная задача; (не)глубокая, но широкая речка; статья (не)написана.

2. (не)исправленная вовремя; вовсе (не)спавший; (не)потревоженные утки

3. (не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены; (не)скошенная, а вытоптанная трава.

4. очень (не)красивый поступок; книга (не)прочитана; далеко (не)легкое дело

5. Верно ли утверждение:

(не)распечатанный, а заклеенный конверт- не следует писать отдельно, так как есть противопоставление с союзом а

Ключ:

1.да

2.б

3.да

4.3

5.да

10. Домашнее задание. Из художественных произведений выписать 5 предложений с различным написанием не с причастиями.

11. Подведение итогов, выставление оценок

multiurok.ru

НЕ с причастиями. Проверочная работа

Проверочная работа «Не с причастиями» составлена на основе изученного в 6 классе материала и может быть использована в старших классах.

Просмотр содержимого документа
«НЕ с причастиями. Проверочная работа»

Проверочная работа по теме: «Не с причастиями»

Вариант 1.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле; никогда (не)знавшие страха; (не)останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не)исследованный вопрос; дорожки (не)расчищены; (не)подоспевшие вовремя на помощь; сочинение (не)написано; (не)исправленная работа по математике; вещи (не) собраны; (не)написанное сочинение по литературе; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; тропинка (не)освещена; (не)взволнованное, а успокоившееся море; далеко (не)решенный вопрос; (не)прекращающийся ливень; задача (не)решенная, а только начатая; (не)встреченный никем.

Проверочная работа по теме: «Не с причастиями»

Вариант 2.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

(Не)распечатанное письмо; (не)решенная задача по физике; (не)написанный, а отпечатанный текст; полы (не)покрашены; вовсе (не)продуманное решение; еще (не)заселенный дом; (не)покрашенные масляной краской; вода (не)пролита; (не)исправимый дефект; еще (не)засеянные поля;(не)знающий усталости; книга (не)прочитана; (не)заселенные дома на окраине; ( не)распечатанное отцом письмо; (не)прекращающийся ливень; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; (не)убранное поле; дорожки (не)расчищены; письмо (не)распечатано; далеко (не)решенный вопрос.

Проверочная работа по теме: «Не с причастиями»

Вариант 1.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

По (не)зависящим причинам; (не)решаемая задача; трава (не)скошена; (не)убранное поле; никогда (не)знавшие страха; (не)останавливающийся ни перед какой преградой; никем (не)исследованный вопрос; дорожки (не)расчищены; (не)подоспевшие вовремя на помощь; сочинение (не)написано; (не)исправленная работа по математике; вещи (не) собраны; (не)написанное сочинение по литературе; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; тропинка (не)освещена; (не)взволнованное, а успокоившееся море; далеко (не)решенный вопрос; (не)прекращающийся ливень; задача (не)решенная, а только начатая; (не)встреченный никем.

Проверочная работа по теме: «Не с причастиями»

Вариант 2.

Задание: Списать, раскрыть скобки.

(Не)распечатанное письмо; (не)решенная задача по физике; (не)написанный, а отпечатанный текст; полы (не)покрашены; вовсе (не)продуманное решение; еще (не)заселенный дом; (не)покрашенные масляной краской; вода (не)пролита; (не)исправимый дефект; еще (не)засеянные поля;(не)знающий усталости; книга (не)прочитана; (не)заселенные дома на окраине; ( не)распечатанное отцом письмо; (не)прекращающийся ливень; (не)доумевающий по поводу поведения одноклассника; (не)убранное поле; дорожки (не)расчищены; письмо (не)распечатано; далеко (не)решенный вопрос.

kopilkaurokov.ru

Не с причастиями.

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные:
    • закрепить навыки слитного и раздельного написания не с причастиями;
    • повторить правописание НЕ с разными частями речи.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию активной мыслительной деятельности;
    • развивать устную и письменную речь учащихся как форму мышления, наблюдения, обобщения.
  • Воспитательные:
    • формировать коммуникативные навыки, сплоченность, активное желание вместе учиться в группах, помогая друг другу.

Наглядность: раздаточный материал, таблица « Не с причастиями», распечатанное задание для каждой группы, использование ИКТ.

Технология: «Обучение в сотрудничестве»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, подготовка к уроку, сообщение темы, цели

2. Слово учителя: „Сегодня нам предстоит вновь поработать в группах по хорошо знакомой нам технологии „Обучение в сотрудничестве». Напоминаю, что, работая в группах, вы должны обучать друг друга, вместе решать любые проблемы, быть терпимыми к медлительности своего товарища, радуйтесь каждому правильному решению. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а непросто что-то выполнять вместе. Надеюсь, что урок сегодня пройдет в атмосфере взаимопонимания. А сейчас, ребята, предлагаю вам вспомнить основные положения нашей технологии (на экране проецируется Памятка № 1).

Памятка №1
  • Обучение в сотрудничестве – это работа в группе.
  • Работать надо активно, серьёзно относясь к порученному заданию
  • Вежливо и доброжелательно общайтесь с партнёрами
  • Испытывайте чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи партнёров, всего класса
  • Вы должны осознать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд
  • Каждый ученик группы владеет только частью общей информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи
  • Каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи. Данная зависимость может быть организована на уровне разделения труда, ролевых функций
  • На всех учащихся группы дан один комплект оборудования: один экземпляр текста, один лист бумаги
  • Все члены команды поощряются одинаково либо – никак

3. Актуализация знаний

Напоминание группам, что каждый правильный ответ оценивается жетоном, ученики могут дополнять ответы своих товарищей.

– Вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке…
– Расскажите о слитном написании НЕ с причастиями
– В каких случаях не с причастиями пишется раздельно

(Учащиеся приводят примеры, используя материал домашнего задания, аргументируют свои ответы, опираясь на таблицу «НЕ с причастиями»)

4. Работа по учебнику

Учитель предлагает обратиться к упр. 136, распределить роли, задания, выбрать редактора группы. Каждая группа имеет свое задание к этому упражнению, обращаясь к Памятке № 2 (проецируется на экране).

Памятка №2
  • При работе в малых группах, при совместной деятельности вы обмениваетесь информацией. В случае необходимости обращайтесь за помощью и к учителю
  • Учитесь сами видеть проблемы и находите способы их решения
  • Каждый должен понимать, что успех группы зависит не только от запоминания готовых заданий, данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения.
  • Формируйте собственную точку зрения, учитесь её аргументировать отстаивайте своё мнение
  • Учитесь общаться между собой, с учителями, овладевая коммуникативными умениями
  • Развивайте чувства товарищества, взаимопомощи

Учитель читает задание к тексту (упр.136), затем предлагает обратиться к его выполнению.

Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы в деревне. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не) забываемое вп..чатление остав..ла гроза в деревне. Нач..лась она вечером. Светлая з..ря еще (не) закрытая черной приближающ..ся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не) прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не) занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не) смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не) прекращавш..гося страха. Казалось, что какая (то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С.Аксаков)

Страшный, устрашающий, ужасающий, ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный

I ГРУППА определяет стиль текста, тип речи, его основную мысль; обращается к словам синонимам на стр. 67, записывает их в тетради, составляет словосочетания, чтобы расширить состояние страха, которое ощутили жители дома от грозы.
II ГРУППА выписывает в тетрадь слова с пропущенными орфограммами (кроме не), объясняя условия выбора.
III ГРУППА выписывает примеры НЕ со словами, объясняя условия выбора.
IV ГРУППА находит и объясняет предложение с причастным оборотом.
V ГРУППА производит морфологический разбор причастия непрекращавшегося страха

Заслушиваются ответы групп, за правильные ответы группа получает жетоны. Вывод по заданию.

5. Найдите соответствие «Не с разными частями речи»

(Группы вспоминают правописание НЕ с разными частями речи, используя распечатанные задания)

Задание выполняется учениками «по вертушке»

а) слитное написание существительного ____________________________________________
б) слитное написание прилагательного ____________________________________________
в) раздельное написание прилагательного ____________________________________________
г) краткое прилагательное _______________________________________________________
д) раздельное написание причастий _________________________________________________
е) слитное написание причастий ____________________________________________________
ж) слитное написание глагола ______________________________________________________
з) краткое причастие _____________________________________________________________

Набор: до конца (не) изученный; (не) обыкновенный случай; зачем его (не) волить; проблема (не) решена; рассказывать (не) былицы; проблема (не) решена; взгляд (не) добрый, а злой; небо здесь (не) южное; (не) возвращенная рукопись; цитаты (не) проверены; река (не) глубока; (не) высокий дом.

Правильный ответ оценивается жетоном. Учитель обращает внимание учеников на раздельное написание НЕ с краткими прилагательными: не должен, не рад, не готов, не обязан, не согласен, не способен. От каждой группы приводятся примеры словосочетаний с данными прилагательными.

6. Лексическая разминка (проецируется на экране)

Группам по очереди предлагается определить соответствующий синоним, если группа затрудняется с ответом, отвечают остальные, получая дополнительные жетоны.

  • Безграничный, безмерный (неисчерпаемый)
  • Постоянно светящийся, не утрачивающий своей силы, своего значения (немеркнущий)
  • Не знающий жизни, не имеющий опыта (неоперившийся)
  • То, что трудно описать словами (неописуемый)
  • Лишённый покрытия, кровли (непокрытый)
  • Запрещённый, недозволенный (неразрешённый)
  • Огнеупорный (несгораемый)
  • Поддерживающий собой что – либо неподвижное, служащий опорой чему – либо (несущий)
  • Имеющий плохую успеваемость, отстающий в занятиях (неуспевающий)
  • Постоянно бодрый и жизнерадостный (неунывающий)

Вывод по заданию (закрепляется навык правописания НЕ с причастиями)

– А когда данные причастия будут писаться раздельно? (ответы групп)

7. Контрольный срез. Буквенный диктант

1. невзрачный вид (с)
2. мед не липовый (р)
3. нетрудная задача (с)
4. не посеянный в срок (р)
5. работа не выполнена (р)
6. не надеялся (р)
7. полная неразбериха (с)
8. не готов к ответу (р)
9. невстреченный гость (с)
10. вовсе не интересный фильм (р)

8. Итог урока

Ученики дают оценку своей работе в группе.
Оценки за урок: общая оценка группе дается по количеству жетонов, индивидуальная – за контрольный срез.

9. Домашнее задание: параграф 24 упр. 135-137.

4.03.2011

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Практическая работа по правописанию Не с причастиями

Задание:

1)спиши, раскрывая скобки, графически объясни правописание слитное/раздельное НЕ с причастием

Ещё (не)ра(с,сс)таявший снег; (не)ра(с,сс)таявший снег; (не)мытые руки; давно (не)мытые руки; (не)опавшие осенью; листья, (не)опавшие осенью;(не)соле(н,нн)ый суп; (не)соле(н,нн)ый поваром суп; суп (не)соле(н,нн) ; (не)пр(и,е)дума(н,нн)ая история; (не)пр(и,е)дума(н,нн)ая автором история; история (не)пр(и,е)дума(н,нн)а; ботинки давно (не)чище(н,нн)ы; (не)чище(н,нн)ые ботинки; ботинки давно (не)чище(н,нн)ые; (не)организова(н,нн)ая эк(с,сс)кур(с,сс)ия; эк(с,сс)кур(с,сс)ия (не)организова(н,нн)а; (не)организова(н,нн)ая школой эк(с,сс)кур(с,сс)ия; (не)сломле(н,нн)ое врагом сопротивление; (не)сломле(н,нн)ое сопр(о,а)тивление; сопр(о,а)тивление(не)сломле(н,нн)о; (не)вылече(н,нн)ое заболевание; заболевание (не)вылече(н,нн)о; (не)вылече(н,нн)ое дома заболевание; (не)законче(н,нн)ая, а начатая работа; (не)бегущая, а стоящая вода; (не)полыхавший, а догоревший костер;

2) Спиши предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Графически обозначь причастный и деепричастный обороты и грамматические основы

Над склонами отражаясь от гор ра(з,с)н(о,а)силось ржание к(а,о)ней ещё (не)знавших узды. Этот дом (не)тронут войной. Образ старика (не)выдума(н,нн). Только одна деталь осталась (не)выясне(н,нн)ой: будет ли завтра дождь. (Не)отправле(н,нн)ые Надей письма лежали ра(с,сс)ыпавшись веером на столе.

Задание:

1)спиши, раскрывая скобки, графически объясни правописание слитное/раздельное НЕ с причастием

Ещё (не)ра(с,сс)таявший снег; (не)ра(с,сс)таявший снег; (не)мытые руки; давно (не)мытые руки; (не)опавшие осенью; листья, (не)опавшие осенью;(не)соле(н,нн)ый суп; (не)соле(н,нн)ый поваром суп; суп (не)соле(н,нн) ; (не)пр(и,е)дума(н,нн)ая история; (не)пр(и,е)дума(н,нн)ая автором история; история (не)пр(и,е)дума(н,нн)а; ботинки давно (не)чище(н,нн)ы; (не)чище(н,нн)ые ботинки; ботинки давно (не)чище(н,нн)ые; (не)организова(н,нн)ая эк(с,сс)кур(с,сс)ия; эк(с,сс)кур(с,сс)ия (не)организова(н,нн)а; (не)организова(н,нн)ая школой эк(с,сс)кур(с,сс)ия; (не)сломле(н,нн)ое врагом сопротивление; (не)сломле(н,нн)ое сопр(о,а)тивление; сопр(о,а)тивление(не)сломле(н,нн)о; (не)вылече(н,нн)ое заболевание; заболевание (не)вылече(н,нн)о; (не)вылече(н,нн)ое дома заболевание; (не)законче(н,нн)ая, а начатая работа; (не)бегущая, а стоящая вода; (не)полыхавший, а догоревший костер;

2) Спиши предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Графически обозначь причастный и деепричастный обороты и грамматические основы

Над склонами отражаясь от гор ра(з,с)н(о,а)силось ржание к(а,о)ней ещё (не)знавших узды. Этот дом (не)тронут войной. Образ старика (не)выдума(н,нн). Только одна деталь осталась (не)выясне(н,нн)ой: будет ли завтра дождь. (Не)отправле(н,нн)ые Надей письма лежали ра(с,сс)ыпавшись веером на столе.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *