Содержание

Что такое живая и неживая природа

 Конспект образовательной деятельности

«Что такое живая и неживая природа»

для детей подготовительной к школе группы

 

Александрова Нина Юрьевна,

воспитатель МАДОУ № 16,

г. Кировск Мурманской обл.

 

Задачи: Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Материал: Мольберт с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; коллекция камней.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте  поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте стихотворение.

Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе. Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).

— Природа — это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).

Воспитатель: Всю природу  нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на мольберт).

— Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники — это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо — цыпленок), растут (цыпленок — курица).

— Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

— Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.

— Дети, что же нужно для того чтобы жила живая природа.  (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).

— Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (Ответы и рассуждения детей).

Воспитатель: Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.

Руки  подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

— Человек часть живой природы. Оказывается, человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?

— Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.

— Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой  природе, то дети поднимают  руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой  природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).

Воспитатель: Да, дети, благодаря своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.

— Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь — душ, пол — почва, ветер – вентилятор.

— Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).

Воспитатель: Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа?  (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).

— Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)

— Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.

— А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).

— Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.

— Что вы делали зимой для этого? (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).

— Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!»

Если деньги накопить

Можно многое купить.

Дом, одежду и завод

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…

Кто свою природу любит…

(Зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают)

Тот край свой не погубит.

 

 

на Ваш сайт.

detstvogid.ru

Конспект НОД "Живая и неживая природа" с использованием ИКТ в старшей группе

Итоговое занятие

«Живая и неживая природа».

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи:

-продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе,

-умение классифицировать явления и предметы живой и неживой природы, - правильно называть явления природы, изображённые схематично, развивать умение самостоятельно делать выводы,

-развивать наблюдательность,

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:
- схемы живой и неживой природы;
- картинки живой и неживой природы.

 Ход занятия:

-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

– Ребята улыбнитесь друг другу.

Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.

«Яркое солнце
и голубое небо,
горы, океаны,
равнины, леса.
Вода и песок
и вокруг все живое.

Как все это называем мы друзья?»
(Природа)

А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.

Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.

«Яркое солнце
и голубое небо,
горы, океаны,
равнины, леса.
Вода и песок
и вокруг все живое.
Как все это называем мы друзья?»
(Природа)

А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.

Всю природу можно разделить на два огромных мира: Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

Назовите признак живой природы:

Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

Помогите решить задачу

Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?

Неживой.

Почему? Ведь был один камень, стало много.

Нет признаков живой природы.

Да, ребята. Камень - это тело природы. Тела в природе могут изменяться.

Текучая вода в реке - это объект живой природы?

Нет.

Но ведь вода в реке движется?

Вода движется потому что, что земля круглая.

Игра на внимание «Что лишнее?» А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.

Беседа: Дерево - объект живой природы, а бревно?

Объект неживой природы.

Почему? А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Нет.

А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

Из природы.

Вывод: Человек для своего блага берёт как из живой, так и из неживой природы.

Неживой - песок - стекло,

вода в кране.

Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы, для своего удобства.

Физминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше”.

О каком живом объекте природы мы говорили?

– О дереве.

– Докажите, что дерево относится к живой природе.

– Оно имеет все признаки живой природы. Оно рождается (появляется росток), растет, дышит, питается, размножается, умирает.

На примере растений, мы рассмотрим как развивается живой организм. Начнём с того какие растения бывают. (Строение растения.)-корень –главный орган растения.

Объясните схему: семечка- корень- росток- растение- почка- цветок- плод- семечка.

А все ли растения размножаются семенами?

(картофель, клубника, тюльпан).

На примере картофеля рассмотрим все сезонные изменения

Ребята, а куда необходимо посадить росток, чтоб он смог вырасти? ( в почву)

Что такое почва? (земля откуда растут растения).А почему?

Питательные вещества.

Что необходимо для роста растений.

Воздух, солнце и вода.

А воздух для чего нужен живым существам, в том числе и нам с вами.

А чем дышат растения?

И без воздуха всё живое не может обойтись.

Вы, сказали, что растению необходим свет. Откуда они его берут? (Солнце)

Зачем им нужен свет? Что произойдёт, если солнце исчезнет? (Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.)

Для чего нужна вода? (Ответы детей). Чтоб жить

А как растение пьёт воду из земли?

Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух, вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать.

Вывод: Живая и неживая природа связаны между собой.

Психогимнастика « Я растение».

« Представьте, что вы растения-малыши. Вас посадили в чёрную, а значит, плодородную землю. Вы ещё маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи- то добрые руки поливают вас, вытирают пыль, рыхлят землю, чтоб ваши корни дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепесточки подросли, стебель становится крепким, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами».

В природе существует 4 времени года.

В природе существуют природные явления

В неживой природе

Отгадывание загадок.

1.Без рук, без ног, а ворота отворяет. /Ветер/.(движение воздуха)

2.Мочит рощу, лес и луг. Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч – он вождь, Ты ведь знаешь, это - ...

(это не просто вода, а самое настоящее чудо, созданное самой природой! )

3.Красное коромысло, через речку повисло. /Радуга/. (солнце играет с капельками воды).

В живой природе.

1.Ветер листьями играет, Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат - Это значит ... . (листопад)

2.Раскалённая стрела, дуб свалила у села. /Молния/.

  Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Прекрасное, но в то же время, пугающее природное явление.

В природе существует много природных явлений.

Вывод: Природа она очень красива и беззащитна

Мы, часто к сожалению причиняем ей боль.

И спасти её может только человек.

А как человек может её спасти.

Природу нужно уважать,
Она нам всем – родная мать.
Она заботится о нас.
Всегда спасает в трудный час.

Мы все должны её хранить,
Беречь, любить и не забыть,
Да, не забыть в недобрый час

Что лишь одна она у нас.

Наша с вами задача «Любить и охранять природу»

infourok.ru

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки  и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

В дидактических играх  не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что  предметы вокруг них  бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа. 

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы,  реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда  и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга? 

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа  и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение».  Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких  царств состоит мир природы? 

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы»  по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

 

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим  и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1.  «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

 Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы  закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок  и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.

 Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа,  и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар  в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

Скачать картинки к игре

Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать  бесплатно по этой ссылке.

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас». 

Популярные статьи:

— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей. 

— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей. 

— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей. 

— Сказка о зимующих и перелетных птицах. 

— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему: Презентация на тему: «Живая и неживая природа»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Живая и неживая природа "

Конспект занятия на тему:"Живая и неживая природа "...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВЕСНОЙ».

Воспитывать интерес и любовь к природе....

Интегрированное занятие в старшей группе. Тема «Живая и неживая природа»

- Познакомить  с понятием: «Круговорот воды в природе»- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».- Упражнять в назывании и классификации  объектов на «живые» и «неживые»- Акти...

Презентация на тему "Живое - неживое"

Данная презентация содержит иллюстрационный материал по теме "живое - неживое"  + Дидактическую игру по данной теме "Четвертый лишний"...

Конспект НОД в старшей группе на тему:"Живая и неживая природа"

Развивать познавательные способности, положительное отношение к природе, раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа"

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему "Живая и неживая природа&quot...

Презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме "Живая и неживая природа" в старшей группе детского сада.

Эта презентация поможет педагогу дать детям понятие о живой и неживой природе, ее роли в жизни человека....

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Живая и неживая природа"

Тема: Что такое природа? Человек.

Цель: дифференциация живой и неживой природы.

Задачи:

  1. научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;
  2. сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть природы;
  3. воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия (НОД)

I  Организационный момент

Педагог читает стихотворение.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

                                            (Л. Дайнеко)

II Основная часть

  1. Педагог:  Вы знакомы со словом природа? А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения  о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Педагог: А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)

Педагог: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)

Педагог: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

Природа – это то, что существует без помощи человека, а неприрода – это все то, что сделано руками человека.

  1. Педагог: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».

Вертолёт похож на стрекозу

Подводная лодка – на кита.

(Дети продолжают этот ряд)

  1. Педагог: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.

Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается.

Педагог раздает детям картинки. Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая).

Если неприрода, то почему они так думают (потому что создано руками человека).

  1. Игра «Живая и неживая природа»

       Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте (кролик, липа, мышь, берёза).

Педагог: А какой природе относится человек?

Педагог: Да! Правильно! Молодцы!

Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.

Педагог: Докажите, что человек – часть живой  природы? Как он связан с живой и неживой природой?

Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.

Педагог: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.

Человеку надо бережно относиться к природе.

III Заключительная часть

Педагог: 

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащий,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьев лиц?

Когда поймешь, ты наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец.

                               (С. Кирсанов)

Педагог: На этом мы с вами закончим. Что мы сегодня узнали нового? Понравились ли вам тема, которую мы сегодня прошли. Мне тоже. Молодцы!

В течение дня дети отражают  свои впечатления в рисунках. На прогулке также организуется игра «Живая, неживая природа» (с мячом живая – ловят, неживая – отталкивают) и т.д.

 

nsportal.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Живая и неживая природа»

ЧОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» г. Пермь

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

« Живая и неживая природа»

Воспитатель: Добрякова Н.Н.

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

-формировать коммуникативные УУД; развитие умения сравнивать, сопоставлять;

2) Образовательные

- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- учить отгадывать загадки;

- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

- рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

-формировать регулятивные УУД (самоконтроль, планирование предстоящей работы, прогнозирование деятельности)

3) Воспитательные

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость.

- формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

- формировать личностные УУД (самопознание, самосовершенствование)

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Оборудование: предметные картинки, настольно-печатные игры, стаканчики для посадки лука ,презентация, раздаточный материал.

Ход занятия:

Воспитатель:- Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

-Я сейчас прочту вам стихотворение, а вы прослушав его догадайтесь о чём мы сегодня будем говорить. (Презентация стихотворения слайды с 1 по 11)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг….(природа)

- О чём мы сегодня будем говорить? (о природе)

- Что вы знаете о том, что такое природа? (все, что нас окружает и не сделано руками человека) (слайд 12)

- Давайте вспомним, что мы знаем о природе? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с предметными картинками.

- Разделитесь на две группы, а теперь посмотрите, что необходимо сделать в этой игре?

Подгрупповая игра: «Найди лишнее»

Картинки: живое - человек, дерево, животные, птицы, луна;

неживое - камень, дождь, солнце, море, насекомое;

(Звучит музыка, дети работают под музыку)

Воспитатель:

-На какие две группы вы разделили все картинки? Можете сказать?

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (живая и неживая природа)

- Аня расскажет, что относится к живой природе: (слайд 13)

Ребёнок 1: - Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.

Воспитатель: - Савва расскажет нам о неживой природе.

Ребёнок 2:- Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .

Определить на слух:

- Молодцы ребята, а сейчас послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, дельфина звуки и т.д. и неживой, шум дождя, моря и т. д.)

Игра «Живая и неживая природа» Применение  знаний  на практике.

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.

Ворона, снег, дождь, заяц, гора,  гром, солнце, медведь,  обезьяна, облако, цапля, бабочка. А теперь все бабочки взмахнули крылышками и присели на цветочек!

Молодцы вы справились с заданием и отдохнули!

Мотивация:

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, что со мной сегодня произошло утром? Я хочу рассказать вам одну историю. Утром ехала в автобусе и стала свидетелем одного разговора. Мамы и ребёнка , которые спорили, что дерево живое или неживое. Мама говорила, что дерево живое, а ребёнок говорил, что неживое. Но мне нужно было выходить. И я не смогла услышать, чем же закончился у них разговор, давайте мы им поможем.

-А что нам нужно знать, чтобы доказать живое дерево или не живое? Нам необходимо знать признаки живого.

- Кто мне их назовёт?

-Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание.

(показывает алгоритм на доске : рождение, рост, дыхание, питание.)

- А теперь мы по этим признакам докажем, что дерево живое или нет?

1.Рождение:

Воспитатель:

- Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок.

-Мама курица высиживает яйцо, потом из яйца появляется цыпленок, он рождается? (да).

- дерево рождается? Посадим семечко оно проклёвывается и появляется маленький росточек. Значит, оно рождается? (да). Значит оно живое? (да, живое).

- А камень рождается? Что с ним происходит? ( Нет). Он остается камнем. И признака живого у него нет. Камень не рождается, а значит он не живой.

(Ребёнок под деревом ставит схему обозначающую признак живого). (маленький и большой!)

2. Рост:

Воспитатель:

-А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок? надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом.

-Цыплёнок, растёт? (да). Как он растёт? (Из маленького цыплёнка он превращается в курочку и потом становится взрослой курицей. )

-А дерево, растёт? ( Да). Вначале появляется маленький росток, потом всё выше и выше. Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. И вырастает в Большое дерево!

-А камень растёт? – нет. Признака живого у него нет.

(Ребёнок под деревом выкладывает алгоритм.)

3.Дыхание:

Воспитатель:

- Цыплёнок или взрослая курочка, дышат?- (Да.) Чем они дышит? Кислородом. Как и человек!

-Дерево дышит? (Да). А как дерево дышит?

-Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, а что такое углекислый газ – это, то, что выдыхают люди и животные. А выдыхают кислород- это то чем дышит человек и животные . Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их). Значит дерево живое?

-А камень может дышать? (Нет.) Значит неживое.

(Ребёнок под деревом выкладывает алгоритм.)

Питание:

Воспитатель:

- Цыплёнок как питается и чем? (Зерном и водой). Значит он живой? (Да).

- А чем дерево питается? Оно питается так же, как и цыплёнок? (нет)

Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Питаясь растения, выделяют в воздух кислород.

-Дерево дышит, значит, оно живое.

-Значит, камень относиться к неживому, а дерево относиться к живому, почему? (оно рождается, дышит, растёт, питается).

Вывод: Какой сделаем вы вывод доказали, что дерево живое? Т.к. У него есть все признаки живого. Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух. (слайд 14)

Молодцы ребята!

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все выше, выше,

Деревцо все ниже, ниже.

Работа в парах:

Игра «Разложить последовательность»

Воспитатель:

-А теперь объединитесь в пары и выполните следующее задание.

Вы должны выложить последовательно картинки и определить, какой признак живой природы? Итак, какой признак вы определили? (Рождение и рост)

Молодцы у вас всё правильно получилось!

Игра «Живое – неживое»

-Сейчас я загадаю вам загадки. Внимательно слушайте и постарайтесь отгадать.

- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.

1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается (Гриб)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает (Ветер)

3. Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто не подбирает:

Ни царь, ни девица,

Ни красная девица (Град)

4. Поднялись ворота - всему миру красота (Радуга)

5. Личный кран имеет он,

Чтоб полить свои шесть тонн (Слон)

6. Конь бежит, земля дрожит (Гром)

7.Рук нет, а дом себе построит (птица, муравей)

8. Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (речка).

9. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).

Взаимосвязь: (схема взаимосвязи) (слайд 15)

Вывод:

Воспитатель: - Ребята, а может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? (ответы детей).

-Без чего не сможет прожить дерево?

Дерево без солнца, сможет? – ( нет ). Без – воды? –(нет.) Без - питания? -(нет). Червяк, сможет существовать без земли, а рыба без воды? (нет)

- Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать. Живые организмы не могут существовать без неживой природы.

Воспитатель:

Опыт:

-Ребята, мы не сможем сегодня посадить дерево, но сможем посадить растение и впоследствии за ним понаблюдать, что же с ним произойдет.

- Сейчас мы вместе с вами подойдем к моему столу и посадим лук. Но посадим разными способами - в землю, в воду. А третью луковицу, мы завернём в бумагу и понаблюдаем, что же с ней произойдёт! И в последующие дни будем наблюдать за ростом нашего лука. И отмечать в дневнике наблюдения, его развитие. Что должно появиться? (луковое пёрышко).

Вывод:

Воспитатель:

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, и я хочу вам раздать листочки разных деревьев, чтобы вы там нарисовали, какое у вас осталось настроение. Нарисуйте смайлик. Если вы хорошо работали - красный, а если вы не очень старались – синий, зелёный – если вы не постарались.

.

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Живая и неживая природа"

НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа).

Тема: «Живая и неживая природа»


Цель: Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа - это наш общий дом.

Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей.

2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
3.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно - следственные связи.
4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.
Социализация: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
2. Познание: расширять и уточнять представление об окружающем мире.

3. Коммуникация: развивать и поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми .
4.Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Раздаточный: фломастеры (красный, оранжевый, желтый),цветные карандаши, картинки- силуэты.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Словарная работа: живая и неживая природа

Ход занятия:

Ребята , мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.

Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.

Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Ребята в доме природы, что является крышей (стенами, полом, потолком)?
В доме природы крышей будет небо.( горы,почва,облака)

- Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?

-Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.

Как вы думаете, что относится к живой природе?
-Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.

Давайте обратимся к нашей Мудрой Сове. Пусть нас рассудит кто из нас прав.
Открыть и прочитать:
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.

Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод : Животные - живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы , выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?

Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень,песок, вода.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Физминутка: 

Раз- два обернись и в солнце превратись - руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись - покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.

Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»

Поспорили как-то Вода, Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.

– Я, - сказала Вода, - самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.

- Подумаешь, - засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, - я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.

- А как же я? – сказала Почва, - я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода, во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.

- Как же так, сказала Вода, все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?

Задумались Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили – кто.


К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети:Все живое погибнет.

Как мы должны относиться к природе?
Дети:Природу мы должны любить, охранять и приумножать
-Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.

Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о