Что такое живая и неживая природа
Конспект образовательной деятельности
«Что такое живая и неживая природа»
для детей подготовительной к школе группы
Александрова Нина Юрьевна,
воспитатель МАДОУ № 16,
г. Кировск Мурманской обл.
Задачи: Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.
Материал: Мольберт с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; коллекция камней.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе. Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).
— Природа — это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).
Воспитатель: Всю природу нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на мольберт).
— Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники — это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо — цыпленок), растут (цыпленок — курица).
— Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.
— Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.
— Дети, что же нужно для того чтобы жила живая природа. (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).
— Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (Ответы и рассуждения детей).
Воспитатель: Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем,
Крылья мы сложим назад.
— Человек часть живой природы. Оказывается, человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?
— Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.
— Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой природе, то дети поднимают руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).
Воспитатель: Да, дети, благодаря своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.
— Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь — душ, пол — почва, ветер – вентилятор.
— Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).
Воспитатель: Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа? (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).
— Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)
— Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.
— А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).
— Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.
— Что вы делали зимой для этого? (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).
— Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!»
Если деньги накопить
Можно многое купить.
Дом, одежду и завод
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…
Кто свою природу любит…
(Зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают)
Тот край свой не погубит.
на Ваш сайт.
detstvogid.ru
Конспект НОД «Живая и неживая природа» с использованием ИКТ в старшей группе
Итоговое занятие
«Живая и неживая природа».
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе.
Задачи:
-продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе,
-умение классифицировать явления и предметы живой и неживой природы, — правильно называть явления природы, изображённые схематично, развивать умение самостоятельно делать выводы,
-развивать наблюдательность,
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
— схемы живой и неживой природы;
— картинки живой и неживой природы.
Ход занятия:
-Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.
– Ребята улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.
«Яркое солнце
и голубое небо,
равнины, леса.
Вода и песок
и вокруг все живое.
Как все это называем мы друзья?»
(Природа)
А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.
Воспитатель: ребята послушайте стихотворение.
«Яркое солнце
и голубое небо,
горы, океаны,
равнины, леса.
Вода и песок
и вокруг все живое.
Как все это называем мы друзья?»
(Природа)
А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.
Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.
Всю природу можно разделить на два огромных мира: Подумайте, как можно разделить природу на две группы?
Назовите признак живой природы:
Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).
Помогите решить задачу
Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?
Неживой.
Почему? Ведь был один камень, стало много.
Нет признаков живой природы.
Да, ребята. Камень — это тело природы. Тела в природе могут изменяться.
Текучая вода в реке — это объект живой природы?
Нет.
Но ведь вода в реке движется?
Вода движется потому что, что земля круглая.
Игра на внимание «Что лишнее?» А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой.
Беседа: Дерево — объект живой природы, а бревно?
Объект неживой природы.
Почему? А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?
Нет.
А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?
Из природы.
Вывод: Человек для своего блага берёт как из живой, так и из неживой природы.
Неживой — песок — стекло,
вода в кране.
Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы, для своего удобства.
Физминутка: Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше”.
– О каком живом объекте природы мы говорили?
– О дереве.
– Докажите, что дерево относится к живой природе.
– Оно имеет все признаки живой природы. Оно рождается (появляется росток), растет, дышит, питается, размножается, умирает.
На примере растений, мы рассмотрим как развивается живой организм. Начнём с того какие растения бывают. (Строение растения.)-корень –главный орган растения.
Объясните схему: семечка- корень- росток- растение- почка- цветок- плод- семечка.
А все ли растения размножаются семенами?
(картофель, клубника, тюльпан).
На примере картофеля рассмотрим все сезонные изменения
Ребята, а куда необходимо посадить росток, чтоб он смог вырасти? ( в почву)
Что такое почва? (земля откуда растут растения).А почему?
Питательные вещества.
Что необходимо для роста растений.
Воздух, солнце и вода.
А воздух для чего нужен живым существам, в том числе и нам с вами.
А чем дышат растения?
И без воздуха всё живое не может обойтись.
Вы, сказали, что растению необходим свет. Откуда они его берут? (Солнце)
Зачем им нужен свет? Что произойдёт, если солнце исчезнет? (Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.)
Для чего нужна вода? (Ответы детей). Чтоб жить
А как растение пьёт воду из земли?
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух, вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать.
Вывод: Живая и неживая природа связаны между собой.
Психогимнастика « Я растение».
« Представьте, что вы растения-малыши. Вас посадили в чёрную, а значит, плодородную землю. Вы ещё маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи- то добрые руки поливают вас, вытирают пыль, рыхлят землю, чтоб ваши корни дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепесточки подросли, стебель становится крепким, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами».
В природе существует 4 времени года.
В природе существуют природные явления
В неживой природе
Отгадывание загадок.
1.Без рук, без ног, а ворота отворяет. /Ветер/.(движение воздуха)
2.Мочит рощу, лес и луг. Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч – он вождь, Ты ведь знаешь, это — …
(это не просто вода, а самое настоящее чудо, созданное самой природой! )
3.Красное коромысло, через речку повисло. /Радуга/. (солнце играет с капельками воды).
В живой природе.
1.Ветер листьями играет, Их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат — Это значит … . (листопад)
2.Раскалённая стрела, дуб свалила у села. /Молния/.
Гроза — бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Прекрасное, но в то же время, пугающее природное явление.
В природе существует много природных явлений.
Вывод: Природа она очень красива и беззащитна
Мы, часто к сожалению причиняем ей боль.
И спасти её может только человек.
А как человек может её спасти.
Природу нужно уважать,
Она нам всем – родная мать.
Она заботится о нас.
Всегда спасает в трудный час.
Мы все должны её хранить,
Беречь, любить и не забыть,
Да, не забыть в недобрый час
Что лишь одна она у нас.
Наша с вами задача «Любить и охранять природу»
infourok.ru
Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей
Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.
Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.
Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.
Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.
В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.
Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).
Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.
К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.
- К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
- К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?
Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.
Из каких царств состоит мир природы?
Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств
А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.
Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»
Материал к игре
- Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
- Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
- Две куклы или другие игрушки.
Ход игры
Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.
Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.
- Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
- А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
- Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.
Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
Скачать картинки к игре «Живое и неживое»
Скачать картинки к игре «Живая и неживая природа» бесплатно можно по этой ссылке.
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Скачать картинки к игре
Картинки к игре «Природа и рукотворный мир», подготовленные Мариной Анатольевной, можно скачать бесплатно по этой ссылке.
Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».
Популярные статьи:
— Какие бывают самолеты? Зачем нужны самолеты? Познавательная сказка в картинках, развивающие задания для детей.
— Грибы в познавательных сказках, рассказах, картинках и развивающих заданиях для детей.
— История утюга в загадках, картинках, стихах и видео для детей.
— Сказка о зимующих и перелетных птицах.
— Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
rodnaya-tropinka.ru
Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему: Презентация на тему: «Живая и неживая природа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему:»Живая и неживая природа «Конспект занятия на тему:»Живая и неживая природа «…
Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВЕСНОЙ».Воспитывать интерес и любовь к природе….
Интегрированное занятие в старшей группе. Тема «Живая и неживая природа»— Познакомить с понятием: «Круговорот воды в природе»- Упражнять в различение понятий «природа» и «не природа».- Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые»- Акти…
Презентация на тему «Живое — неживое»Данная презентация содержит иллюстрационный материал по теме «живое — неживое» + Дидактическую игру по данной теме «Четвертый лишний»…
Конспект НОД в старшей группе на тему:»Живая и неживая природа»Развивать познавательные способности, положительное отношение к природе, раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования….
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Живая и неживая природа»План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Живая и неживая природа"…
Презентация по ознакомлению с окружающим миром по теме «Живая и неживая природа» в старшей группе детского сада.Эта презентация поможет педагогу дать детям понятие о живой и неживой природе, ее роли в жизни человека….
nsportal.ru
План-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Живая и неживая природа»
Тема: Что такое природа? Человек.
Цель: дифференциация живой и неживой природы.
Задачи:
- научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;
- сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия (НОД)
I Организационный момент
Педагог читает стихотворение.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
(Л. Дайнеко)
II Основная часть
- Педагог: Вы знакомы со словом природа? А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Педагог: А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)
Педагог: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)
Педагог: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
Природа – это то, что существует без помощи человека, а неприрода – это все то, что сделано руками человека.
- Педагог: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу».
Вертолёт похож на стрекозу
Подводная лодка – на кита.
(Дети продолжают этот ряд)
- Педагог: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается.
Педагог раздает детям картинки. Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая).
Если неприрода, то почему они так думают (потому что создано руками человека).
- Игра «Живая и неживая природа»
Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте (кролик, липа, мышь, берёза).
Педагог: А какой природе относится человек?
Педагог: Да! Правильно! Молодцы!
Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.
Педагог: Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?
Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.
Педагог: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.
Человеку надо бережно относиться к природе.
III Заключительная часть
Педагог:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащий,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьев лиц?
Когда поймешь, ты наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец.
(С. Кирсанов)
Педагог: На этом мы с вами закончим. Что мы сегодня узнали нового? Понравились ли вам тема, которую мы сегодня прошли. Мне тоже. Молодцы!
В течение дня дети отражают свои впечатления в рисунках. На прогулке также организуется игра «Живая, неживая природа» (с мячом живая – ловят, неживая – отталкивают) и т.д.
nsportal.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Живая и неживая природа»
ЧОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» г. Пермь
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
« Живая и неживая природа»
Воспитатель: Добрякова Н.Н.
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1) Развивающие
— развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
— развивать творческое воображение, умение фантазировать;
— развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
— способствовать развитию познавательных интересов;
— приобщать к действенному отношению к природе.
-формировать коммуникативные УУД; развитие умения сравнивать, сопоставлять;
2) Образовательные
— расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
— учить отгадывать загадки;
— учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
— учить решать проблемные задачи;
— закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
— рассказать о дыхании растений и условиях для роста.
-формировать регулятивные УУД (самоконтроль, планирование предстоящей работы, прогнозирование деятельности)
3) Воспитательные
— учить способам самостоятельного познания;
— продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
— воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость.
— формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.
— формировать личностные УУД (самопознание, самосовершенствование)
Методы и материалы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Оборудование: предметные картинки, настольно-печатные игры, стаканчики для посадки лука ,презентация, раздаточный материал.
Ход занятия:
Воспитатель:— Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
-Я сейчас прочту вам стихотворение, а вы прослушав его догадайтесь о чём мы сегодня будем говорить. (Презентация стихотворения слайды с 1 по 11)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг….(природа)
— О чём мы сегодня будем говорить? (о природе)
— Что вы знаете о том, что такое природа? (все, что нас окружает и не сделано руками человека) (слайд 12)
— Давайте вспомним, что мы знаем о природе? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с предметными картинками.
— Разделитесь на две группы, а теперь посмотрите, что необходимо сделать в этой игре?
Подгрупповая игра: «Найди лишнее»
Картинки: живое — человек, дерево, животные, птицы, луна;
неживое — камень, дождь, солнце, море, насекомое;
(Звучит музыка, дети работают под музыку)
Воспитатель:
-На какие две группы вы разделили все картинки? Можете сказать?
— Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (живая и неживая природа)
— Аня расскажет, что относится к живой природе: (слайд 13)
Ребёнок 1: — Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается.
Воспитатель: — Савва расскажет нам о неживой природе.
Ребёнок 2:- Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .
Определить на слух:
— Молодцы ребята, а сейчас послушайте звуки природы и определите звуки живой природы (пение птиц, дельфина звуки и т.д. и неживой, шум дождя, моря и т. д.)
Игра «Живая и неживая природа» Применение знаний на практике.
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.
Ворона, снег, дождь, заяц, гора, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, бабочка. А теперь все бабочки взмахнули крылышками и присели на цветочек!
Молодцы вы справились с заданием и отдохнули!
Мотивация:
Воспитатель:
— Ребята, а вы знаете, что со мной сегодня произошло утром? Я хочу рассказать вам одну историю. Утром ехала в автобусе и стала свидетелем одного разговора. Мамы и ребёнка , которые спорили, что дерево живое или неживое. Мама говорила, что дерево живое, а ребёнок говорил, что неживое. Но мне нужно было выходить. И я не смогла услышать, чем же закончился у них разговор, давайте мы им поможем.
-А что нам нужно знать, чтобы доказать живое дерево или не живое? Нам необходимо знать признаки живого.
— Кто мне их назовёт?
-Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание.
(показывает алгоритм на доске : рождение, рост, дыхание, питание.)
— А теперь мы по этим признакам докажем, что дерево живое или нет?
1.Рождение:
Воспитатель:
— Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок.
-Мама курица высиживает яйцо, потом из яйца появляется цыпленок, он рождается? (да).
— дерево рождается? Посадим семечко оно проклёвывается и появляется маленький росточек. Значит, оно рождается? (да). Значит оно живое? (да, живое).
— А камень рождается? Что с ним происходит? ( Нет). Он остается камнем. И признака живого у него нет. Камень не рождается, а значит он не живой.
(Ребёнок под деревом ставит схему обозначающую признак живого). (маленький и большой!)
2. Рост:
Воспитатель:
-А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок? надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом.
-Цыплёнок, растёт? (да). Как он растёт? (Из маленького цыплёнка он превращается в курочку и потом становится взрослой курицей. )
-А дерево, растёт? ( Да). Вначале появляется маленький росток, потом всё выше и выше. Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. И вырастает в Большое дерево!
-А камень растёт? – нет. Признака живого у него нет.
(Ребёнок под деревом выкладывает алгоритм.)
3.Дыхание:
Воспитатель:
— Цыплёнок или взрослая курочка, дышат?- (Да.) Чем они дышит? Кислородом. Как и человек!
-Дерево дышит? (Да). А как дерево дышит?
-Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, а что такое углекислый газ – это, то, что выдыхают люди и животные. А выдыхают кислород- это то чем дышит человек и животные . Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище — там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их). Значит дерево живое?
-А камень может дышать? (Нет.) Значит неживое.
(Ребёнок под деревом выкладывает алгоритм.)
Питание:
Воспитатель:
— Цыплёнок как питается и чем? (Зерном и водой). Значит он живой? (Да).
— А чем дерево питается? Оно питается так же, как и цыплёнок? (нет)
Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Оказывается, растения питаются не так, как животные. Питаясь растения, выделяют в воздух кислород.
-Дерево дышит, значит, оно живое.
-Значит, камень относиться к неживому, а дерево относиться к живому, почему? (оно рождается, дышит, растёт, питается).
Вывод: Какой сделаем вы вывод доказали, что дерево живое? Т.к. У него есть все признаки живого. Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух. (слайд 14)
Молодцы ребята!
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже.
Работа в парах:
Игра «Разложить последовательность»
Воспитатель:
-А теперь объединитесь в пары и выполните следующее задание.
Вы должны выложить последовательно картинки и определить, какой признак живой природы? Итак, какой признак вы определили? (Рождение и рост)
Молодцы у вас всё правильно получилось!
Игра «Живое – неживое»
-Сейчас я загадаю вам загадки. Внимательно слушайте и постарайтесь отгадать.
— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица (Град)
4. Поднялись ворота — всему миру красота (Радуга)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит (Гром)
7.Рук нет, а дом себе построит (птица, муравей)
8. Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (речка).
9. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка).
Взаимосвязь: (схема взаимосвязи) (слайд 15)
Вывод:
Воспитатель: — Ребята, а может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? (ответы детей).
-Без чего не сможет прожить дерево?
Дерево без солнца, сможет? – ( нет ). Без – воды? –(нет.) Без — питания? -(нет). Червяк, сможет существовать без земли, а рыба без воды? (нет)
— Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать. Живые организмы не могут существовать без неживой природы.
Воспитатель:
Опыт:
-Ребята, мы не сможем сегодня посадить дерево, но сможем посадить растение и впоследствии за ним понаблюдать, что же с ним произойдет.
— Сейчас мы вместе с вами подойдем к моему столу и посадим лук. Но посадим разными способами — в землю, в воду. А третью луковицу, мы завернём в бумагу и понаблюдаем, что же с ней произойдёт! И в последующие дни будем наблюдать за ростом нашего лука. И отмечать в дневнике наблюдения, его развитие. Что должно появиться? (луковое пёрышко).
Вывод:
Воспитатель:
— Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, и я хочу вам раздать листочки разных деревьев, чтобы вы там нарисовали, какое у вас осталось настроение. Нарисуйте смайлик. Если вы хорошо работали — красный, а если вы не очень старались – синий, зелёный – если вы не постарались.
.
infourok.ru
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: «Живая и неживая природа»
НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа).
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа — это наш общий дом.
Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей.
2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
3.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно — следственные связи.
4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.
Социализация: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
2. Познание: расширять и уточнять представление об окружающем мире.
3. Коммуникация: развивать и поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми .
4.Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Раздаточный: фломастеры (красный, оранжевый, желтый),цветные карандаши, картинки- силуэты.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Словарная работа: живая и неживая природа
Ход занятия:
Ребята , мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.
Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.
Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Ребята в доме природы, что является крышей (стенами, полом, потолком)?
В доме природы крышей будет небо.( горы,почва,облака)
— Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?
-Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.
Как вы думаете, что относится к живой природе?
-Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.
Давайте обратимся к нашей Мудрой Сове. Пусть нас рассудит кто из нас прав.
Открыть и прочитать:
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.
Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод : Животные — живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы , выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?
Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень,песок, вода.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Физминутка:
Раз- два обернись и в солнце превратись — руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись — покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.
Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»
Поспорили как-то Вода, Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.
– Я, — сказала Вода, — самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.
— Подумаешь, — засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, — я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.
— А как же я? – сказала Почва, — я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода, во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.
— Как же так, сказала Вода, все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?
Задумались Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили – кто.
К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети:Все живое погибнет.
Как мы должны относиться к природе?
Дети:Природу мы должны любить, охранять и приумножать
-Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.
Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?
nsportal.ru