Абсолютизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2015; проверки требуют 49 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 декабря 2015; проверки требуют 49 правок.

Абсолютизм  — это государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время[1], при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).

Термин абсолютная монархия, понимаемая как неограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле[1].

Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «

L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.

Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий»[1]. В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (

ru.wikipedia.org

Абсолютизм как вид монархического правления

Преобладающее число современных государств когда-то подчинялось одному человеку, признанному воплощением божественной власти на земле, то есть было монархиями.

Монархии, наделявшие своего правителя безграничной или абсолютной властью, во многом способствовали историческому прогрессу. Они преодолевали феодальную раздробленность, вводили единые законы, создавали сильное централизованное государство с развитой экономикой, торговлей и промышленностью, тем самым формируя нацию.

Определение и сопутствующие понятия

Абсолютизм – это разновидность монархического режима, при котором вся власть в стране, включая законодательную, исполнительную, судебную, военную и в некоторых случаях религиозную, принадлежит одному лицу – монарху. Поэтому этот режим также называют абсолютной монархией.

Абсолютную монархию следует отличать от авторитарной и автократической форм правления.

Автократия – форма отношения к власти, основанная на ничем не ограниченных полномочиях правителя. Тогда как абсолютизм часто имеет ряд скрытых ограничений со стороны наследственной аристократии и др.

Примером автократии могут служить деспотические монархии Древнего Востока.

Авторитаризм – система управления государством, при которой власть, сконцентрированная в руках одного человека или управляющего органа, в определенной степени ограничена. В отличие от монархического режима, при авторитаризме правитель не определяется по наследственному принципу, а провозглашает себя сам.

Любая революция ведет за собой авторитаризм.

Признаки абсолютизма

К основным чертам, характеризующим абсолютную монархию, относят:

Абсолютизм в истории

Через абсолютизм прошли в своем развитии все европейские государства. В каждом из них он имел свои особенности.

Так наиболее ярко абсолютная монархия проявила себя во Франции XVII века.

В Англии расцвет абсолютизма произошел при Елизавете I (XVI век), хотя он и значительно отличался от классического определения: королева делила власть с парламентом, отсутствовала постоянная армия.

В Германии, в силу ее территориальной раздробленности, абсолютизм развивался не как единая для всей страны система, а в рамках отдельных княжеств.

В целом, пик абсолютной монархии в Западной Европе пришелся на XVII—XVIII вв. Россия же отставала от нее почти на два века. Абсолютизм в России просуществовал в форме самодержавия, главной отличительной чертой которого стала слабость национальной буржуазии.

Современные абсолютные монархии

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько государств с абсолютной монархией, среди них: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия – в Азии, Ватикан – в Европе.

Примечательно, что монархия в Ватикане не только абсолютная, но и теократическая, то есть им правит духовное лицо — Папа Римский. Абсолютизм в Саудовской Аравии и Брунее тоже характеризуется подобной ситуацией.

Отдельное место занимает княжество Андорра со своим особым режимом правления. Там уже более 700 лет государство возглавляют два лица (князя), одним из которых по традиции является правитель Франции. Таким образом, Андорра совмещает в себе феодальные и капиталистические черты.

histerl.ru

Определение абсолютизма. Становление абсолютизма, его особенности

Большинство учебников истории предлагают приблизительно одинаковое определение абсолютизма. Этот политический строй сформировался в большинстве европейских стран XVII-XVIII вв. Он характеризуется единоличной властью монарха, которую не ограничивает ни один государственный институт.

Основные черты абсолютизма

Современное определение абсолютизма было сформулировано в середине XIX века. Этот термин заменил выражение «старый порядок», которое описывало французскую государственную систему до Великой революции.

Монархия Бурбонов была одним из главных столпов абсолютизма. С усилением королевской власти произошел отказ от сословно-представительных органов (Генеральных штатов). Самодержцы перестали советоваться с депутатами и оглядываться на общественное мнение во время принятия важных решений.

Король и парламент в Англии

Схожим образом сформировался абсолютизм и в Англии. Средневековый феодализм не давал государству эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. Становление абсолютизма в Англии осложнилось конфликтом с парламентом. Это собрание депутатов имело длительную историю.

Династия Стюартов в XVII веке попыталась умалить значение парламента. Из-за этого в 1640-1660 гг. страну сотрясала гражданская война. Против короля выступила буржуазия и большая часть крестьянства. На стороне монархии были дворяне (бароны и другие крупные землевладельцы). Английский король Карл I потерпел поражение и в итоге был казнен в 1649 году.

Еще через 50 лет сформировалась Великобритания. В этой федерации — Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии — парламент был поставлен в противовес монархии. С помощью представительного органа свои интересы смогли отстаивать коммерсанты и простые жители городов. Благодаря установившейся относительной свободе начался подъем экономики. Великобритания стала главной морской державой мира, контролирующей колонии, разбросанные по всему свету.

Английские просветители XVIII века дали свое определение абсолютизма. Для них он стал символом ушедшей эпохи Стюартов и Тюдоров, во время которой монархи безуспешно пытались заменить собственной персоной все государство.

Усиление царской власти в России

Российский век абсолютизма начался во время правления Петра Великого. Однако предпосылки этого явления прослеживались еще при его отце — царе Алексее Михайловиче. Когда династия Романовых пришла к власти, важную роль в государственной жизни играла боярская дума и земские соборы. Именно эти институты помогли восстановить страну после Смуты.

Алексей инициировал процесс отказа от прежней системы. Изменения отразились в главном документе его эпохи – Соборном уложении. Благодаря этому своду законов титул российских правителей получил дополнение «самодержец». Формулировка была изменена не случайно. Именно Алексей Михайлович перестал созывать Земские соборы. Последний раз это произошло в 1653 году, когда было принято решение о воссоединении России и левобережной Украины после успешной войны с Польшей.

В царскую эпоху место министерств занимали приказы, каждый из которых охватывал ту или иную сферу деятельности государства. Во второй половине XVII века большая часть этих учреждений перешла под единоличный контроль самодержца. Кроме того, Алексей Михайлович учредил приказ тайных дел. В его ведении были самые важные государственные дела, а также получение челобитных. В 1682 году была проведена реформа, отменившая систему местничества, по которой ключевые должности в стране распределялись между боярами согласно их принадлежности к знатному роду. Теперь назначения зависели напрямую от воли царя.

Борьба государства и церкви

Политика абсолютизма, проводимая Алексеем Михайловичем, натолкнулась на серьезное сопротивление православной церкви, желавшей вмешиваться в государственные дела. Главным оппонентом самодержца стал патриарх Никон. Он предложил сделать церковь независимой от исполнительной власти, а также делегировать ей некоторые полномочия. Никон аргументировал свою правоту тем, что патриарх, по его словам, являлся наместником Бога на земле.

Апогеем могущества патриарха стало получение титула «великого государя». Фактически это ставило его в равное положение с царем. Однако триумф Никона был недолгим. В 1667 году церковный собор лишил его сана и отправил в ссылку. С тех пор не было никого, кто мог бы оспорить власть самодержца.

Петр I и самодержавие

При сыне Алексея Петре Великом власть монарха еще более укрепилась. Старые боярские роды были репрессированы после тех событий, когда московская аристократия попыталась свергнуть царя и посадить на трон его старшую сестру Софью. В то же время из-за начавшейся Северной войны на Балтике Петр начал великие реформы, которые охватывали все стороны деятельности государства.

Для того чтобы сделать их эффективнее, самодержец полностью сосредоточил власть в своих руках. Он учредил коллегии, ввел табель о рангах, с нуля создал тяжелую промышленность на Урале, сделал Россию более европейской страной. Все эти перемены были бы ему не по зубам, если ему противостояли консервативные бояре. Аристократы были поставлены на место и на время превратились в обычных чиновников, делавших свой маленький вклад в успехи России во внешней и внутренней политике. Борьба царя с консерватизмом элиты иногда приобретала анекдотические формы – чего стоит только эпизод с отрезанием бород и запретом старых кафтанов!

Петр пришел к абсолютизму, потому что эта система давала ему необходимые полномочия для всестороннего реформирования страны. Он также сделал церковь частью государственной машины, учредив Синод и отменив патриаршество, благодаря чему лишил духовенство возможности заявить о себе как об альтернативном источнике власти в России.

Власть Екатерины II

Эпоха, когда абсолютизм в Европе достиг своего расцвета, пришлась на вторую половину XVIII века. В России в этот период правила Екатерина 2. После нескольких десятилетий, когда в Санкт-Петербурге регулярно происходили дворцовые перевороты, ей удалось подчинить мятежную элиту и стать единоличной правительницей страны.

Особенности абсолютизма в России заключались в том, что власть опиралась на самое верное сословие – дворянство. Эта привилегированная прослойка общества в правление Екатерины получила Жалованную грамоту. В документе были подтверждены все те права, которые были у дворянства. Кроме того, представители его освобождались от несения военной службы. Первоначально дворяне получали титул и землю именно за годы, проведенные в армии. Теперь это правило осталось в прошлом.

Дворяне не вмешивались в политическую повестку, диктуемую троном, но всегда выступали его защитником в случае возникновения опасности. Одной из таких угроз стало восстание под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг. Бунт крестьян показал необходимость реформ, в том числе изменений, связанных с крепостным правом.

Просвещенный абсолютизм

Годы правления Екатерины II (1762-1796) пришлись еще и на время возникновения буржуазии в Европе. Это были люди, достигшие успеха на капиталистическом поприще. Предприниматели требовали реформ и гражданских свобод. Особенно заметным напряжение оказалось во Франции. Монархия Бурбонов, как и Российская империя, была островком абсолютизма, где все важные решения принимались только правителем.

В то же время Франция стала родиной таких великих мыслителей и философов как Вольтер, Монтескье, Дидро и т. д. Эти писатели и ораторы стали основоположниками идей Эпохи Просвещения. В их основе лежало свободомыслие и рационализм. В Европе стал модным либерализм. Об идее гражданских правах знала и Екатерина 2. По происхождению она являлась немкой, благодаря чему была ближе к Европе, чем все ее предшественники на российском престоле. Позже сочетание либеральных и консервативных идей Екатерины было названо «просвещенным абсолютизмом».

Попытка реформ

Самым серьезным шагом императрицы на пути изменения России стало учреждение Уложенной комиссии. Входившие в нее чиновники и юристы должны были разработать проект реформы отечественного законодательства, основой которого все еще было патриархальное «Соборное уложение» 1648 года. Работе комиссии помещали дворяне, которые видели в переменах угрозу собственного благополучия. Екатерина не решилась идти на конфликт с помещиками. Уложенная комиссия закончила свою работу, не добившись никаких фактических преобразований.

Пугачевское восстание в 1773-1775 гг. не на шутку напугало Екатерину. После него начался период реакции, а слово «либерализм» превратилось в синоним предательства трона. Неограниченная власть монарха осталась и просуществовала весь XIX век. Она была отменена после революции 1905 года, когда в России появился аналог конституции и парламент.

Старый и новый порядок

Консервативный абсолютизм в Европе был ненавистен многим так же, как и угнетаемым крестьянам российских губерний, поддержавших Емельяна Пугачева. Во Франции государственное засилье мешало развиваться буржуазии. Обнищание сельских жителей и периодические экономические кризисы также не приносили Бурбонам популярности.

В 1789 году вспыхнула Великая французская революция. Тогдашние парижские либеральные журналы и сатирики давали самое смелое и критическое определение абсолютизма. Политики называли старый порядок причиной всех бед страны – от нищеты крестьянства до поражения в войнах и неэффективности армии. Наступил кризис самодержавной власти.

Великая французская революция

Началом революции стал захват восставшими горожанами Парижа знаменитой тюрьмы Бастилии. Скоро король Людовик XVI согласился на компромисс и стал конституционным монархом, чья власть была ограничена представительными органами. Однако его неуверенная политика привела к тому, что монарх решил бежать к верным роялистам. Король был схвачен на границе и предан суду, который приговорил его к смертной казни. В этом судьба Людовика похожа на конец другого монарха, попытавшегося сохранить старый порядок – Карла I из Англии.

Революция во Франции продолжалась еще несколько лет и закончилась в 1799 году, когда после государственного переворота к власти пришел амбициозный полководец Наполеон Бонапарт. Еще до этого европейские страны, в которых абсолютизм был основой государственного строя, объявили войну Парижу. Среди них была и Россия. Наполеон одержал победу над всеми коалициями и даже начал интервенцию в Европе. В конце концов, и он потерпел поражение, главной причиной которого стала его неудача в Отечественной войне 1812 года.

Конец абсолютизма

С наступлением мира в Европе восторжествовала реакция. Во многих государствах вновь установился абсолютизм. Кратко список этих стран включал Россию, Австро-Венгрию, Пруссию. На протяжении XIX века было еще несколько попыток общества противостоять самодержавной власти. Самой заметной стала общеевропейская революция 1848 года, когда в некоторых странах пошли на конституционные уступки. Тем не менее окончательно абсолютизм канул в Лету после Первой мировой войны, когда были разрушены почти все континентальные империи (Российская, Австрийская, Германская и Османская).

Демонтаж старой системы привел к закреплению гражданских прав и свобод – вероисповедания, голосования, собственности и т. д. Общество получило новые рычаги для управления государством, главным из которых стали выборы. Сегодня на месте бывших абсолютных монархий находятся национальные государства с республиканским политическим строем.

fb.ru

Значение слова АБСОЛЮТИЗМ. Что такое АБСОЛЮТИЗМ?

Абсолютизм — это государственный строй, установившийся в ряде западноевропейских стран в Новое время, при котором верховная власть (как правило, монархическая) не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности (в конституционных государствах).

Термин абсолютная монархия, понимаемая как не ограниченная власть государя, имеет более широкое значение, однако термин абсолютизм совпадает по значению с термином абсолютная монархия, понимаемом в узком, строго научном смысле.

Абсолютизм был в европейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIII веков господствующей государственной формой, которой благоприятствовали богословы, приписывающие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, систематически осуществлявшем своё знаменитое «L’Etat c’est moi» (государство — это я). Как исторический термин абсолютизм сменил понятие «старый порядок» (Ancien regime) в середине XIX века.

Социальная опора различных абсолютных монархий неодинакова. Абсолютные монархии в Европе Нового времени были дворянскими государствами, в которых сохранялось «общество привилегий». В советской историографии возникновение абсолютизма было принято связывать с классовой борьбой — дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин) или крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев). В настоящее время распространена точка зрения, согласно которой укреплению абсолютизма способствовал ряд экономических, социальных и культурных процессов. Так, усиление государственной власти связывают с частыми войнами (в связи с чем возникла потребность в усиленном налогообложении), развитием торговли (появилась необходимость в протекционистской политике), ростом городов и социальными изменениями в них (распад социального единства городской общины, сближение знати с монархией).

Государственный абсолютизм в смысле централизации существовал, например, во Франции как при конституционной монархии Луи-Филиппа, так и при военном деспотизме Наполеона I и Наполеона III.

kartaslov.ru

Абсолютизм — «Энциклопедия»

АБСОЛЮТИЗМ (от латинского absolutus — безусловный, неограниченный), государственный строй в странах Западной Европы на позднем этапе доиндустриальной эпохи, характеризующийся отказом от сословно-представительных учреждений и предельной концентрацией власти в руках монарха. Наряду с понятием абсолютизма в литературе бытует первичное по отношению к нему понятие «абсолютная монархия», употребляемое в широком (ничем не ограниченная власть государя), а также в узком, строго научном, смысле, совпадающем с понятием абсолютизма.

Абсолютизм как историческое понятие. Термин «абсолютизм» получил распространение с середины 19 века, однако то, что этот строй представлял собой целостное явление, включавшее не только институты власти, но в значительной степени и социальные отношения, осознавалось уже накануне Великой французской революции. Тогда суть этого явления выражало понятие «старый порядок» (Ancien regime).

В 18 веке получили распространение также термины «деспотизм» и «феодальный порядок» — приблизительные синонимы «старого порядка». Понятие абсолютизма сложилось для обозначения уходящего в прошлое строя и для борьбы с ним, затянувшийся на весь 19 век. В нём была заложена идея исторического развития — от угнетения и невежества к свободе и просвещению, от самовластья к конституционному строю. Благодаря А. де Токвилю («Старый порядок и революция», 1856) абсолютизм стал рассматриваться также и в социологическом контексте не только как централизация власти, но и как способ нивелирования сословных (социальных) различий.

Реклама

Генезис и формирование политических теорий абсолютизма. Понятие абсолютной монархии как формы организации власти гораздо древнее, чем понятие абсолютизма как эпохи европейской истории. Оно восходит к римскому праву, к формуле юриста 2 века Ульпиана: princeps legibus so- lutus (или absolutus) est (государь не связан законами). Оно употреблялось в средние века и широко распространилось в 16 веке, став фактически самоназванием абсолютистских режимов. Фоном для развития теорий абсолютной монархии в 15-17 веках было формирование понятия государства. В античной и средневековой политической мысли господствовала восходившая к Аристотелю синкретическая модель: социальный, политический, этический, правовой и религиозный уровни организации общества не вполне различались. На учение Аристотеля об идеальном государстве опирались концепции «раздельного суверенитета» (Ф. де Комин, К. Сейссель и др.), объединявшие некоторые черты монархии, аристократии и демократии при приоритете сильной королевской власти, противополагаемой тирании. В 15-16 веках в связи с освобождением политики от религии и морали развивается и понятие государства (особую роль сыграл трактат Н. Макиавелли «Государь», 1532 год). К концу 16 века слово «государство» (stato, etat, state, Staat) начинает обозначать не сословие или «положение» короля, но некоторую абстрактную сущность, воплощение публичной власти.

Важнейший этап в развитии представлений о государстве — создание французским юристом Ж. Боденом теории нераздельности суверенитета («Шесть книг о республике», 1576 год), то есть высшей государственной власти, которая целиком принадлежит монарху, при этом предполагалось, что абсолютная монархия совместима с правами и свободами подданных и не может посягать на их собственность. Абсолютная монархия противопоставлялась восточным деспотиям, где государь произвольно распоряжается жизнью и имуществом подданных. Даже самые последовательные приверженцы её, не исключая кардинала Ришелье, считали, что нарушать права подданных правитель имеет право только в крайних случаях, во имя спасения государства (теория «государственного интереса»). Таким образом, абсолютизм практически развивался как система чрезвычайного управления, связанного, прежде всего с войнами, вызывавшими потребность в увеличении налогов. В то же время в абсолютизме отражался и характерный для эпохи образ мысли: люди 16-17 веков воспринимали вселенную как иерархию идеальных сущностей, в которой король и привилегированные слои образовывали континуум, а человеческая воля была ограничена рамками богоустановленного порядка. В идеологии абсолютизма наряду с рационалистическими политическими теориями большое место занимала идея Божественного происхождения власти.

Оппозиционные абсолютизму политические теории. Теориям абсолютной монархии противостояли идеи тираноборчества и общественного договора. В эпоху Реформации 16-17 веков политические конфликты часто принимали религиозную форму. Верность истинной религии (наряду с правом собственности) противники абсолютизма, прежде всего в протестантских кругах, считали основой общественного договора, нарушение которого королём даёт подданным право на восстание. Абсолютизм не устраивал и «ультрамонтанскую оппозицию»: мысль о том, что король получает власть не непосредственно от Бога, а из рук народа, руководимого мудрыми пастырями,- важнейший тезис кардинала Р. Беллармина. Трагический опыт гражданских войн породил представление о том, что верность религии вторична по отношению к общественному порядку. Отсюда — идея абсолютного индивида (то есть индивида, взятого до вхождения в социальные группы, в том числе и в церковь) как основы общества.

Решающий вклад в её разработку внёс английский философ Т. Гоббс («Левиафан», 1651 год). По Гоббсу, абсолютные индивиды пребывают в состоянии «войны всех против всех». Подавленные страхом смерти, они решают передать абсолютную власть государству. Гоббс дал наиболее радикальное обоснование абсолютизма, но вместе с тем заложил фундамент либерализма как политической и экономической теории. Идея абсолютного индивида разрушала образ вселенной как иерархии идеальных сущностей, а вместе с ним и интеллектуальные основы абсолютизма. В конце 17 века английский философ Дж. Локк использовал идеи Гоббса уже для обоснования конституционного строя.

Абсолютизм как государственный строй. Абсолютные монархии пришли на смену сословно-представительским монархиям. В 13-14 веках в Европе сложилась система органов сословного представительства (парламент в Англии, генеральные и провинциальные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги и ландтаги в Германии). Эта система позволяла королевской власти получать поддержку знати, церкви и городов в проведении политики, на которую не хватало её собственных сил. Принципом сословной монархии была формула: что касается всех, должно быть одобрено всеми (quod omnes tangit, ab omnibus debet approbari).

Резкое усиление королевской власти начинается во 2-й половине 15 — начале 16 веков, прежде всего в Испании, Франции и Англии. В Италии и Германии, где национальные государства сформировались только в 19 веке, тенденция к усилению государственной власти реализовалась преимущественно в отдельных княжествах («региональный абсолютизм»). Своеобразные абсолютные монархии сложились также в Скандинавии (с сохранением некоторых сословно-представительских институтов) и в Восточной Европе (с неразвитостью сословных прав и крепостничеством). Развитие абсолютизма состояло в формировании государственного аппарата, росте налогов и становлении постоянной наёмной армии при одновременном упадке средневековых сословий. В Англии, однако, постоянная армия почти не получила развития, а парламент сохранил контроль над налогами. В то же время укреплению абсолютистских тенденций в этой стране способствовало присвоение монархом функций главы своей церкви.

Причины возникновения абсолютизма. Абсолютизм и общество. В советской историографии возникновение абсолютизма объяснялось классовой борьбой крестьянства и дворянства (Б. Ф. Поршнев) или дворянства и буржуазии (С. Д. Сказкин). Сейчас историки всё больше предпочитают видеть в абсолютизме результат социальных и культурных трансформаций эпохи генезиса капитализма, не сводимых к единой формуле. Так, развитие торговли рождало потребность в протекционистской политике, находившей своё обоснование в идеях меркантилизма, а рост городской экономики — в перераспределении доходов от неё в пользу знати. И то и другое, а также огромные расходы на войны, вызывавшие усиленное налогообложение, — всё это требовало сильной государственной власти. Дворянство стало больше зависеть от королевской службы, распад социального единства городской общины побуждал новые городские элиты к сближению со знатью и к отказу от городских вольностей в пользу монархии, а возникновение национальных государств ставило церковь под контроль монархии. Абсолютизм, рождённый из распада средневековых сословий, до конца оставался дворянским государством, частично модернизированным, но связанным с архаичным для 16 века «обществом привилегий».

Абсолютизм и культура. Абсолютные монархи поощряли развитие культуры и науки и одновременно стремились к контролю над ними. К эпохе абсолютизма восходит государственная институционализация культуры и науки (создание королевских академий, научных обществ). Культурная политика была важным средством укрепления королевской власти и «одомашнивания» дворянства, которое «дисциплинировалось» благодаря придворному этикету. Совместно с церковью абсолютизм добивался усиления контроля над массой населения, подавляя традиционную народную культуру и прививая народу элементы культуры образованных элит. Между развитием абсолютизма и складыванием современного типа личности, рационально контролирующей собственное поведение, а также современной пенитенциарной системы, существовала несомненная связь. Абсолютизм участвовал в формировании менталитета и ценностных ориентаций человека Нового времени (представление о долге и ответственности перед государством и др.).

Кризис абсолютизма. Просвещённый абсолютизм. Хотя во 2-й половине 17 века абсолютизм продолжал укреплять свои позиции в ряде европейских стран (Скандинавские государства, Бранденбург-Пруссия), с середины 17 века появились первые признаки его кризиса. Наиболее заметным его симптомом стала Английская революция, а в 18 веке он стал очевиден почти повсеместно. Абсолютные монархи попытались приспособиться к развитию экономики и светской культуры с помощью политики так называемого просвещённого абсолютизма — заигрывания с «философами», отмены наиболее экономически вредных привилегий (реформы Тюрго во Франции в 1774-76 годов), а иногда отмены крепостного права (Иосифом II Габсбургом в Богемии, а затем и в других провинциях Австрии). Эта политика дала лишь кратковременный эффект. Буржуазные революции и конституционные реформы конца 18-19 веков привели к смене абсолютизма конституционными монархиями и буржуазными республиками. О форме власти в России, родственной европейскому абсолютизму, смотри Самодержавие.

Лит.: Кареев Н.И. Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII вв. СПб., 1908; Поршнев Б.Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой (1623- 1648). М.; Л., 1948; Mousnier R. La venalite des offices sous Henri IV et Louis XIII. 2 ed. Р., 1971; Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973. С. 341-356; Anderson Р. Lineages of the absolutist state. L., 1974; Duchhardt Н. Das Zeitalter des Absolutismus. Munch., 1989; Konocoe Н.Е. Высшая бюрократия во Франции XVII в. Л., 1990; Малов В. Н. Ж.-Б. Кольбер: Абсолютистская бюрократия и французское общество. М., 1991.

Н.Е. Копосов.

knowledge.su

АБСОЛЮТИЗМ это что такое АБСОЛЮТИЗМ: определение — Право.НЭС

АБСОЛЮТИЗМ

от лат. absolutus – неограниченный, безусловный) – политический режим, не ограниченный каким-либо законодательным актом самодержавной власти, соответствующий форме правления абсолютной монархии, при которой вся верховная власть безраздельно принадлежит одному лицу – монарху. Участие в законодательной деятельности или контроле за управлением каких бы то ни было представительных органов исключается.

К историческим формам А. относят в России – самодержавие конца 16–17 в. В современном мире элементы А. сохраняются в Саудовской Аравии, Брунее, Бахрейне и др.

Оцените определение:

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

АБСОЛЮТИЗМ

фр. аЬзо1и11зте, от лат. аЪ$о1иШ$ — безусловный, неограниченный) — политический режим не ограниченной каким-либо законодательным актом самодержавной власти, соответствующий форме правления — абсолютной монархии, при которой вся верховная власть безраздельно принадлежит одному лицу — монарху. Участие в законодательной деятельности или контроле за управлением каких бы то ни было выборных представительных органов исключается. В конституционной теории А. (абсолютная монархия) обычно противопоставляется конституционной монархии (см. в ст. Монархия). К историческим формам А. относят правление Людовика XIII (1624-42) и Людовика X IV (1643-1719) во Франции, правление Елизаветы Тюдор в Англии (1558—1603), политические режимы испанской и германской монархий 16—17 вв., а также А. в России — самодержавие конца 16—20 вв. В современном мире элементы А. сохраняются в Саудовской Аравии, Брунее, Бахрейне, Омане и др. Для А. характерна высокая степень централизации государственного управления, разветвленный и неподотчетный никому, кроме абсолютного монарха, бюрократический аппарат. Как классический, так и современный А. допускают существование консультативных органов при монархе. А. И. Ковлер

Оцените определение:

Источник: Юридическая энциклопедия

Абсолютизм

обозначение в ист. литературе типа гос. власти, складывавшегося в разл. странах в периоды их перехода от феод., сословного к капит., гражданскому обществу. Отличался от более ранних форм деспотий и более поздних форм авторитарной и тоталитарной государственности. В русской историч. литературе XVIII — XIX вв., посвящ. России, чаще употреблялся термин » самодержавие «. В.Н.Татищев, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и др. наделяли термины » самодержавие «, » самодержавная монархия » всеми основными признаками абсолютизма. ( В настоящее время вопрос о синонимичности терминов » самодержавие » и » А.» подвергается сомнению). Типология А. включает в себя след. осн. черты : сосредоточение законодат., исп. и суд. власти в руках наследств. монарха; наличие обширного разветвленного чиновничьего аппарата; централизация, унификация и регламентация гос. и местного управления, терр. деления; наличие постоянных армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий. Гос. власть получает значит. самостоятельность по отношению к обществу. Форсированное оформление А. в России относится к кон. XVII — 1-й четв . XVIII вв. Подвергшийся значит. буржуазной модернизации в ходе реформ XIX в., русский А., тем не менее сохранил мн. черты организации и деятельности гос. аппарата крепостнич. эпохи. 2.03.1917 г. А. В России был ликвидирован в ходе Февральской революции и отречения от престола Николая II Романова.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь историко-правовых терминов (проект КЮИ МВД РК)

АБСОЛЮТИЗМ

лат. absolutus — неограниченный, независимый) — формально неограниченная монархия, самодержавие. Одна из форм правления феодального государства, при которой юридически верховная власть (законодательная, исполнительная и судебная) в полном ее объеме принадлежит монарху и в государстве отсутствует орган, который бы юридически ограничивал его полновластие. Государственный аппарат централизован, армия является регулярной в основном наемной. Церковь подчинена светской власти.

В Европе А. возник в конце XV- XVI вв., в период, когда в обществе после окончательного преодоления периода феодальной раздробленности завершился процесс образования централизованных государств. Кроме этого, зарождался капитализм, наметился упадок дворянства и формировалась буржуазия, еще не готовая к борьбе за государственную власть, но уже способная отстаивать перед дворянством свои коренные экономические интересы. Монархия, используя противоречия между дворянством и буржуазией, получила относительную самостоятельность по отношению к обоим классам, выступая при этом как некий арбитр. С финансовой помощью буржуазии монархия создала подчиненные ей армию и полицейско-административный аппарат. Основная часть дворянства, нуждаясь в сильном централизованном механизме подавления крестьянства, поддержала эти изменения.

Сыграла роль и заинтересованность дворян в централизованной феодальной ренте (монарх передавал им часть собранных налогов в виде пенсий, пожалований и т.д.).

Основные черты А. наиболее отчетливо проявились во Франции и России. Вначале А. играл прогрессивную роль. Он выступал против феодального распада страны; содействовал развитию национальной промышленности, проводя политику меркантилизма. Когда же капитализм достиг уровня, исключающего его дальнейшее эффективное развитие в недрах феодализма, А. был уничтожен в ходе революций (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.). А. в других странах превратился в буржуазно-помещичьи конституционные монархии, большинство которых было уничтожено в ходе революций XX в. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия, Оман).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия юриста

АБСОЛЮТИЗМ

неограниченная монархия, самодержавие) – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) монарху (царю, королю, императору), который «…издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. Самодержавие есть поэтому самовластие чиновников и полиции и бесправие народа» (Ленин В. И., Соч., т. 4, стр. 243).

Юридическая неограниченность абсолютного монарха создавала видимость надклассовости его власти. Это было использовано апологетами А. для создания легенды о том, что А. действует во имя «всеобщего блага». Классики марксизма-ленинизма до конца разоблачили вредный миф о надклассовости А. Так, характеризуя русское самодержавие, В. И. Ленин писал, что А. – это «помещичья монархия», «диктатура крепостника-помещика» (см. Соч., т. 17, стр. 222). Царь являлся главой господствующего класса крупных землевладельцев. Абсолютный монарх не имел возможности итти против воли придворной камарильи и верхушки чиновников, выражавших интересы господствующего класса феодалов, ибо он сам – лишь представитель и защитник интересов этого класса. Однако классовый характер царской монархии нисколько не устранял громадной независимости и самостоятельности царской власти и бюрократии.

Возникновение А. в каждой стране имело свои особенности, однако всюду это происходило лишь по достижении такого уровня развития производительных сил, при котором создавались необходимые экономические, социальные и политические предпосылки замены сословно-представительной монархии (см.) абсолютизмом. А. возникает в переходные эпохи, когда в недрах феодализма усиливается развитие капиталистических отношений, «…когда старые феодальные сословия разлагаются, а средневековое сословие горожан складывается в современный класс буржуазии…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 5, стр. 212), когда происходит резкое обострение классовой борьбы, прежде всего борьбы между крепостным крестьянством и феодалами.

Рост торговли и промышленности, порождая новые источники доходов монарха, приводит к усилению его финансовой независимости от органов сословного представительства – Земских соборов (см.) в России, Генеральных штатов (см.) во Франции и т. п. Став самостоятельным в финансовом отношении, монарх получает возможность создать разветвленный, мощный, только ему подчиненный бюрократический аппарат управления и постоянную армию, находящуюся в его непосредственном распоряжении. Таким путем ликвидируется зависимость монарха от ограничивавших его власть органов сословного представительства, и он перестает их созывать. Опираясь на поместное дворянство и используя нарождающуюся буржуазию, которые кровно были заинтересованы в укреплении централизованного государства, А. наносит удар старинной феодальной знати и сводит на нет влияние ее орудия – феодальной курии (в России – боярской думы). Л. – высший этап в развитии феодальной монархии, последняя форма феодального (крепостнического или полукрепостнического) государства.

В 16–18 вв. А. имел место почти во всех странах Европы. Особенно ярко он развился во Франции, в Испании и в России. По мере развития в недрах феодализма капиталистического уклада происходят изменения роли и характера А. В начальный период своего развития А. играл прогрессивную роль, содействуя развитию мануфактурной промышленности, внутренней и внешней торговли, а также дальнейшей централизации государства. Затем А. выступает в крайне реакционной роли. Вместо покровительства торговле, промышленности А. стал чинить препятствия их развитию, чтобы этим помешать ставшему для него опасным росту могущества буржуазии. К ликвидации А. приводила, как правило, буржуазная революция, руководимая либо буржуазией в эпоху, когда пролетариат еще не выступил самостоятельно на политическую арену, либо пролетариатом.

В России А. зародился во второй половине 17 в. и окончательно утвердился при Петре I. В своем развитии он прошел ряд этапов в направлении превращения России в буржуазную монархию.

В 17 в. А. – это самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Монарх добился известной самостоятельности в финансовом отношении, имеет в своем распоряжении постоянное войско, мощный бюрократический аппарат: в центре приказы (см.), на местах воеводско-приказное управление.

Однако сохранились еще остатки сословно-представительной монархии: боярская дума и боярская аристократия, совещания царя с представителями сословий.

А. 18 в. в России – чиновничье-дворянская монархия. Для А. этого периода характерны развитая бюрократия и служилое сословие. Уже полностью вытравлены следы сословно-представительной монархии. А получил при Петре I законодательное закрепление (см. Воинские артикулы) и идеологическое обоснование.

А. первой половины 19 в. (до буржуазных реформ 60-х гг.) характеризуется вынужденными уступками развивающимся буржуазным отношениям. Одновременно в ответ на усиление классовой борьбы крестьянства, на движение декабристов Николай I еще более централизует и бюрократизирует управление, нити которого сходились в собственней канцелярии царя с ее «третьим отделением».

В период с 1861 по 1904 гг. А. сделал первый наиболее крупный шаг по пути превращения России в буржуазную монархию Развитие капиталистических отношений и рост крестьянского движения вынудили самодержавие, ослабленное поражением в Крымской войне, отменить крепостное право и вслед за этим провести ряд буржуазных реформ (реформы в области суда, управления, местного самоуправления и т. п.).

А. после революции 1905–07 гг. – это А., вынужденный прикрываться лжеконституционными формами. Столыпинская аграрная реформа (см.) явилась вторым наиболее крупным шагом по пути превращения А. в буржуазную монархию.

Конец этому последнему этапу в развитии русского А. положила февральская буржуазно-демократическая революция, гегемоном которой был русский пролетариат, руководимый Коммунистической партией.

Оцените определение:

Источник: Советский юридический словарь

determiner.ru

Абсолютизм — это… Что такое Абсолютизм?

абсолютная монархия (от лат. absolutus — неограниченный, независимый, безусловный) — форма правления и гос. устройства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. А. — последняя стадия развития феод, государства. Возник в период угасания феодализма и зарождения капиталистич. отношений, т.е. в период Позднего Средневековья. Складывался в странах Зап. Европы с конца XV в., достиг апогея в период Нового времени, в XVII в.

Признаки а.:

1) сосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно-представительных учреждений;

2) наличие разветвленного бюрократич. аппарата, благодаря которому монарх управляет страной;

3) наличие постоянной армии. Монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско;

4) утрата сеньорами суд. и адм. власти, их политику осуществляет государство. Государство достигает высшей степени централизации, поскольку законодательство, налоговая и внешняя политика являются прерогативой центр, власти.

5) Иногда королев, власть подчиняет себе церковь.

Социальной основой а. являлось прежде всего дворянство, хотя возник а. в результате компромисса между дворянством и буржуазией. Так, в интересах буржуазии а. вел торговые войны, проводил политику меркантилизма и протекционизма, использовал методы внешнеэкономич. принуждения.

А. сложился в ряде стран Зап. Европы: во Франции, в Англии, Испании. Наиболее законченную форму он приобрел во Франции, где встречаются все характерные особенности а. Основы а. во Франции были заложены при Людовике XI (первый король абсолютистского типа), его преемниках Карле VIII, Людовике XII, Франциске I.

В период расцвета (во Франции и в Англии) а. сыграл прогрессивную роль в развитии экономики, завершении полит, централизации. Был ликвидирован в большинстве стран Европы в ходе буржуазных революций.

Лит.: Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. СПб., 1902; Сказкин СД. Проблемы абсолютизма в Западной Европе // Из истории средневек. Европы. М., 1957.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.

middle_age_world.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *