Русско-японская война — причины и ход войны между Российской и Японской империями 1904-1905 гг.
Дата | 9 февраля (27 января) 1904 года — 5 сентября (23 августа) 1905 года |
Место | Маньчжурия, Жёлтое море, Японское море, остров Сахалин |
Причина | Столкновение зон влияния Российской и Японской империй в Корее и Маньчжурии |
Итог | Победа Японской империй, Портсмутский мирный договор |
Изменения | Аннексия Японией полуострова Люйшунь и Южного Сахалина |
Противники
Россия[1] | Япония |
Командующие
Силы сторон
Флот:
Наземные силы:
| Флот:
Наземные силы:
|
Потери
Личный состав:
Флот:
| Личный состав:
Флот:
|
После окончания Крымской войны 1853-1856 годов, из-за невозможности дальнейшей экспансии на юг и запад в европейской части страны и Средней Азии, внимание России сосредоточилось на Дальнем Востоке, где сильный до этого Китай был ослаблен после сокрушительных поражений в опиумных войнах в 1840—1860 годах. Это помогло Российской империи заключить Айгунский договор в 1858 году, который зафиксировал передачу ей территорий современного Приморского края, где в 1860 году был основан пост, а затем увеличившийся до крепости Владивосток.
С другой важной региональной державой, Японией, в 1855 году был заключён Симодский трактат, согласно которому Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России, а Сахалин объявлялся совместным владением двух стран. Но в 1875 году Петербургский договор зафиксировал передачу Сахалина России в обмен на передачу Японии всех 18 Курильских островов. Благодаря этим действиям Россия значительно упрочила свои позиции на Дальнем Востоке.
В Японии после Реставрации Мэйдзи появились собственные колониальные устремления. И первой пробой новой армии и флота была Японо-китайская война 1894-1895, которую она быстро и победоносно завершила. По итогам мирного договора Япония получала в свои владения Ляодунский полуостров, чему воспротивились Россия с Францией и Германией. И Японию была вынуждена отказаться от этой части китайской территории.
Японская империя после этой войны утвердила свое влияние в Корее, но в 1896 году под давлением вынуждена была согласиться с установлением совместного русско-японского протектората над Кореей. Но по факту Россия являлась единоличным правителем на Корейском полуострове.
В 1897 году Россия приступила к строительству Китайско-Восточной железной дороги в Манчжурии. И под предлогом охраны железнодорожного строительства ввела туда свои войска, тем самым начав фактически оккупацию китайской территории.
А в 1898 году Российская империя получила от Китая в длительную аренду (на 25 лет) южную часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром. Этот незамерзающий порт был очень важен для развития Дальнего Востока страны. С марта 1898 года Порт-Артур стал базой для Тихоокеанской эскадры российского флота.
Все эти действия не могли не оказывать негативного влияния на отношения с Японией, которая сама имела виды на Корею и северные территории Китая. Все нарастающие противоречия между империями уже не могли быть решены мирным путем.
Хотя страны в 1903 году еще пытались урегулировать спорные вопросы мирным путем, Япония в 1903 году предложила проект взаимного соглашения о Корее, который предусматривал, что Япония получает исключительные права в Корее. Ответным письмом Россия соглашалась, но потребовала для себя исключительные права на Квантунский полуостров и право на охрану железных дорог в Манчжурии. Это не входило в планы Японии, которая к тому моменту уже активно готовилась к войне. Но и царскому правительству России в то время была нужна быстрая и победоносная война, дабы ослабить набиравшую обороты подготовку к революции. И как итог переговоры ни к чему не привели.
В октябре 1903 года Россия так и не вывела свои войска из Манчжурии, хотя это было согласовано договором с Китаем от 8 апреля 1902 года. В ответ на это Япония начала протестовать против российских мероприятий в Корее.
Россия, придя в Манчжурию, ставила перед собой цель обеспечить себя незамерзающим портом для круглогодичной торговли со странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья.
В то же время Япония, пройдя экстенсивный путь модернизации, нуждалась все в большем и большем количестве ресурсов, как людских, так и промышленных, для дальнейшего роста. А это она могла получить только на материке.
Большую роль в развязывании войны сыграли правительства США и европейских держав, которые вели двойственную политику по отношению к участникам будущей войны, пытаясь всячески ослабить своих конкурентов на Дальнем Востоке с тем, чтобы самим хозяйничать в Юго-Восточной Азии. И усиление двух империй, Российской и Японской, им было не нужно. Также помогая в подготовке к войне сразу обеим противоборствующим сторонам они не плохо заработали на строительстве кораблей и поставках военных товаров.
В итоге имперские амбиции и агрессивная колониальная политика обеих государств, подогреваемая помощью европейских держав и США, стали причиной Русско-японской войны 1904-1905 годов.
Россия
Броненосный крейсер «Россия».Согласно кораблестроительной программе 1895-1898 годов было решено к 1903 году сосредоточить в Тихом океане 10 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 крейсеров-разведчиков водоизмещением 5–6 тыс. тонн, 10 крейсеров 3-го класса по 2–2,5 тыс. тонн, один-два минных транспорта по 8 тыс. тонн (носители миноносок), два минных заградителя и 36 эскадренных миноносцев (часть последних могла быть заменена миноносцами). Для достижения указанного состава по особой программе «Для нужд Дальнего Востока» в 1898–1902 годах предстояло построить не менее половины из необходимых кораблей. На практике же сроки сдачи кораблей сдвинулись на два года, на 1905 год.
В 1903 году тогдашний министр финансов С. Ю. Витте из-за экономического кризиса, добравшегося до России, настоял на переводе кораблей в состояние так называемого «вооруженного резерва», что должно было сэкономить немалые средства, но при этом чрезвычайно ослабляло готовность флота. К тому же военно-морские силы были рассредоточены по двум главным базам на Тихом океане.
К началу 1904 года у России на Дальнем Востоке было две стратегически исключительно удобно расположенных военно-морские базы: во Владивостоке и в Порт-Артуре. Во Владивостоке находились крейсера первого класса «Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь» и еще несколько небольших кораблей. Так же к Владивостоку были приписаны крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Но они находились в корейском порту Чемульпо в качестве стационеров.
Основные же силы Российского флота находились в почти совсем необорудованном Порт-Артуре, где не было ни мастерских, ни доков для устранения даже самых незначительных повреждений кораблей, и включали в себя: семь линейных кораблей, шесть крейсеров, двадцать миноносцев и 16 малых кораблей.
По общему количеству основных (броненосцев и крейсеров) кораблей русский флот не сильно уступал японскому, но, в отличие от флота противника, он строился очень разнородным. Он был, по мнению многих историков, скорее, не оперативно-стратегическим объединением, а собранием ценной и зачастую новейшей военной техники, которую использовать поодиночке было опасно и недопустимо, а эффективно вместе — затруднительно.
Броненосный крейсер «Громобой».Обширный театр действий и чреватая военными конфликтами дальневосточная политика европейских держав требовали от кораблей напряженной дипломатической службы в качестве стационаров в главнейших портах Китая, Кореи, Японии и в роли посыльных и разъездных кораблей. Все это отрицательно сказывалось на их боевой подготовке. Совместные маневры, учения и стрельбы в составе эскадры проводились крайне редко: обычно такое удавалось лишь во время специально планировавшегося летнего сбора крупных кораблей во Владивостоке.
Командир крейсера «Диана», вице-адмирал Светлейший князь Александр Александрович Ливен, после войны откровенно писал:
… прицельные стрельбы на русских кораблях проводились «крайне редко», а военно-морскими силами надеялись не выиграть войну у вероятного противника, а сохранить с ним «мирные отношения»… А. Ливен |
Еще очень красноречиво о подготовке в России к войне говорят слова, написанные Владимиром Александровичем Апушкиным в его книге «Русско-японская война 1904–1905 г.»[3]:
… За 2 года до начала войны командующий тихоокеанской эскадрой доносил в Петербург о некомплекте личного состава. Не доставало: офицеров — от 16 до 39%, инженеров-механиков — от 25 до 29%, минеров — от 17 до 20%, кондукторов — до 76%, артиллеристов — от 11 до 31%, машинистов — 16%. Не доставало также огромного количества снарядов:
В. А. Апушкин |
Япония
Флагман японского флота — эскадренный броненосец IJN Mikasa.Сразу же после окончания войны с Китаем в 1895 году в Японии была утверждена программа ускоренного развития вооруженных сил. В 1897 – 1899 годах на строительство военного флота было выделено до трети государственного бюджета. Планировалось утроить численность сухопутных войск и вчетверо увеличить тоннаж военно-морского флота. Оба этих плана были успешно выполнены до начала войны с Россией.
По программе планировалось построить следующее число боевых кораблей:
- 4 эскадренных броненосца в Англии;
- 6 броненосных крейсеров 1-го класса в Англии, Германии и Франции;
- 3 легких крейсера в США;
- 3 легких крейсера на собственных верфях в Японии;
- 14 эскадренных миноносцев в Англии и 6 в Японии;
- 20 миноносцев водоизмещением в 150 тонн во Франции и Японии;
- 35 миноносцев водоизмещением 75 – 115 тонн в Германии, Франции и Японии.
При столь обширной программе инонационального морского строительства, японцы не упустили из вида задач по коренной модернизации собственной корабельной индустрии. Накопленный опыт помог в будущем почти полностью отказаться от масштабных закупок военной техники за рубежом.
Таким образом, за период с 1898 по 1903 года японцы создали однородный и высококачественный броненосный флот, перевооружили армию, организовали и обучили значительные резервы. Все это совершенно ускользнуло от внимания руководства русской разведки.
Расстояния между главными портами в Желтом и Японском морях | |
---|---|
Японские порты | |
Порты | Расстояние |
Сасебо — Гензан | 300 миль |
Сасебо — Чемульп | 220 миль |
Сасебо — Фузан | 140 миль |
Симоносеки — Фузан | 100 миль |
Симоносеки — Гензан | 300 миль |
Русские порты | |
Порты | Расстояние |
Порт — Артур — Сасебо | 660 миль |
Порт-Артур — Симоносеки | 680 миль |
Владивосток — Пролив Соя | 450 миль |
Владивосток — Пролив Цугару | 430 миль |
Владивосток — Мадзуру | 470 миль |
Владивосток — Симоносеки | 370 миль |
Владивосток — Сасебо | 600 миль |
Морским театром военных действий были Желтое и Японское моря, разделенные Корейским полуостровом. А два главных морских порта России были расположены по его разные стороны. Японские же острова тянутся полукольцом от южной оконечности Кореи до острова Сахалин. Из-за такого благоприятного расположения Япония легко контролировала все пути проходящие между морями. Япония располагала рядом хороших портов, расстояние между которыми и портами Кореи не превышало 300 миль. В то время как русские порты Владивосток и Порт-Артур были удалены на 400-600 миль от корейских и японских портов, что сильно затруднило бы десантные операции против японцев.
К ноябрю 1903 года в состав Постоянной японской эскадры вошли все крупные корабли и все новые миноносцы. В декабре эскадра была реорганизована в Соединённый флот, сосредоточенный в Сасебо. Командующим флотом японский император назначил самого авторитетного из своих адмиралов — вице-адмирала X. Того, который поднял флаг на броненосце IJN Mikasa. Соединённый флот, предназначенный для действий на главном театре — в Жёлтом море, — состоял из 1-й и 2-й эскадр. А 3-я японская эскадра под командованием вице-адмирала С. Катаока, предназначалась для действий в районе Корейского пролива и южного побережья Кореи.
Русский флот для решения поставленных перед ним задач был разделен — основные силы были сосредоточены, после регулярных изменений состава, в Порт-Артуре. Эти корабли рпедназанчались для завоевания господства в Желтом море. А отдельный крейсерский отряд в составе крейсеров «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» базировался во Владивостоке. Он получил задачу нарушения японских морских коммуникаций и отвлечения части сил японского флота с главного театра военных действий.
Ниже в таблице приведены данные по соотношению морских сил на Тихоокеанском театре военных действий на момент начала войны. В них не учитываются корабли ВМС России находившиеся на Балтике, в Средиземном море и других морях не Тихого океана.
Театры военных действий | Жёлтое море | Японское море | ||
---|---|---|---|---|
Типы кораблей | Русская эскадра в Порт-Артуре | Японский Соединённый флот (1-я и 2-я эскадры) | Владивостокский отряд крейсеров | Японская 3-я эскадра |
Эскадренные броненосцы | 7[4] | 6[5] | 0 | 0 |
Броненосные крейсера | 1[6] | 6[7] | 3[8] | 0 |
Большие бронепалубные крейсера (свыше 4000 тонн) | 3[9] | 4[10] | 2[11] | 4[12] |
Малые бронепалубные крейсера | 2[13] | 4[14] | 0 | 7[15] |
Минные крейсера и минные заградители | 4[16] | 2 | 0 | 0 |
Мореходные канонерские лодки | 7[17] | 2 | 3[18] | 7[19] |
Эскадренные миноносцы | 22 | 19 | 0 | 0 |
Миноносцы | 0 | 16 | 17[20] | 12[21] |
С 3 по 5 февраля (21 по 23 января)[33] 1904 года на совещаниях членов высшего японского правительства было решено начать военные действия против России без объявления войны, внезапным нападением на порт-артурскую эскадру и на отдельные ее корабли. И уже на следующий день, 6 февраля (24 января) 1904 года, Япония официально объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией. Незамедлительно по приказу командующего Соединённым флотом Японии вице-адмирала Х. Того 55 боевых кораблей вышли в море к берегам Кореи и Китая.
Война началась внезапной атакой японских миноносцев на корабли русской эскадры, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура, в ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года.
Основные морские сражения
Бой при Чемульпо
Утром 9 февраля (27 января) 1904 года В. Ф. Руднев, командир крейсера «Варяг», получил ультиматум японского адмирала Уриу с предложением покинуть порт и сдаться. Иначе японская эскадра атакует российские корабли прямо на рейде. Руднев отверг ультиматум японского адмирала и принял решение вместе с «Корейцем» с боем прорываться в Порт-Артур.
Бой начался в 11 часов 45 минут огнем с японского крейсера IJN Asama и продолжался до 12 часов 45 минут. За это время на «Варяге» было потеряно десять из двенадцати 152-мм орудий, поврежден руль, получено две больших пробоины по левому борту и множество мелких, 33 человека убито и 190 ранено. Исчерпав возможности к дальнейшему сопротивлению было принято решение корабли затопить, а экипажам укрыться на иностранных кораблях, находящихся на рейде Чемульпо.
В 15 часов 35 минут на «Варяге» открыли кингстоны. Корабль не стали взрывать, так как это могло повлечь повреждения стоявших на рейде Чемульпо иностранных кораблей. В 16 часов 5 минут был взорван «Кореец». В 18 часов 10 минут крейсер «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой.
Оборона Порт-Артура
Оборона Порт-Артура — это самое продолжительное сражение Русско-японской войны. Сражения за крепость начались с первого дня войны (9 февраля 1904 года) и завершились сдачей гарнизона 2 января 1905 года.
Героическая оборона русской армии и флота в Порт-Артуре продолжалась 329 дней, из них 155 дней шла непосредственная борьба за крепость на сухопутном фронте. В борьбе за крепость японцы потеряли свыше 110 тысяч человек и 15 боевых кораблей, еще 16 кораблей получили тяжелые повреждения и надолго вышли из строя. Потери гарнизона Порт-Артура убитыми и ранеными составили около 27 тысяч человек и 28 боевых кораблей.
Бой в Жёлтом море
Корабли 1-й эскадры флота Тихого океана под командованием контр-адмирала В. Витгефта начали выходить из Порт-Артура для прорыва во Владивосток 10 августа (28 июля) 1904 года в 8 часов 30 минут. Весь бой эскадры с Объединённым флотом Японии под командованием адмирала Х. Того можно разделить на две части.
Первая началась с огня с японских кораблей в 12 часов 20 минут и продолжался до 14 часов 30 минут. В ходе первой части боя ни один из кораблей противников не был потоплен. У русских от огня японских кораблей больше всего пострадали «Цесаревич», «Полтава» и «Аскольд»; а в японском флоте получили повреждения IJN Mikasa и IJN Nisshin.
Второй этап сражения начался в 16 часов 45 минут и продолжался до наступления темноты в 20 часов 20 минут. В этой части сражения также , как и в первой, не было потоплено ни одного корабля. Однако многие корабли, как у русских, так и у японцев, получили серьезные повреждения. Во время сражения был убит контр-адмирал В. Витгефт со всем штабом. Из-за этого в русской эскадре нарушилось управление и основные силы отошли обратно в Порт-Артур.
Бой в Корейском проливе
14 августа 1904 года рано утром в 4 часа 50 минут четыре японских броненосных крейсера (IJN Izumo, IJN Tokiwa, IJN Azuma и IJN Iwate) вице-адмирала Камимуры обнаружили три русских крейсера («Россия», «Рюрик» и «Громобой») контр-адмирала К. Иессена, которые шли на встречу прорывающейся эскадре из Порт-Артура, в Корейском проливе у острова Ульсан.
Сражение между отрядами началось в 5 часов 20 минут. Во время боя на помощь японским силам подошли еще два крейсера IJN Naniwa и IJN Takachiho. Завершился бой в 10 часов 30 минут.
В результате сражения был потоплен русский крейсер «Рюрик», а другие два вынуждены были с повреждениями отходить во Владивосток. Японские крейсера, так же получив повреждения, вернулись к себе в порт для ремонтных работ.
Бой у Корсаковского поста
20 августа (7 августа) 1904 года около Корсаковского поста у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose. Хотя непосредственно в сражении, из японских крейсеров, принимал участие только IJN Tsushima.
В 6 часов утра крейсер «Новик», совершивший прорыв из Порт-Артура и поход вокруг Японских островов по Тихому океану, бросил якорь на рейде Корсаковского поста для пополнения запасов угля. В 14 часов 30 минут радиотелеграф крейсера перехватил переговоры японских крейсеров. И в 16 часов «Новик» снялся с якоря, взяв направление на юг.
В 17 часов японский крейсер IJN Tsushima обнаружил «Новик». Через 10 минут оба крейсера открыли огонь. Бой завершился в 18 часов. Оба крейсера получили серьезные повреждения. Поврежденный «Новик» вернулся на Корсаковский рейд. Во время боя на нем было убито 2, тяжело ранено 2 и легко ранено 14 членов экипажа.
Ввиду серьезности повреждений командир крейсера М. Шульц принял решение затопить корабль. В 21 час, после своза экипажа на берег, на «Новике» были открыты кингстоны. В 23 часа 30 минут крейсер лег на дно на глубине 9 метров, накренившись на правый борт до 30°. Корма скрылась под водой, а на поверхности остались трубы, мачта и значительная часть верхней палубы.
Цусимское сражение
14 (27) мая — 15 (28) мая 1905 года в Цусимском проливе около острова Цусима произошло генеральное сражение между Японским соединенный флот под командованием адмирала [[|Х. Того и русской 2-й Тихоокеанской эскадрой под командованием вице-адмирала Рожественского.
Российский флот перед боем.Дневной бой 14 мая начался в 13 часов 49 минут и завершился с наступлением темноты в 20 часов. В результате дневного боя были потоплены четыре из пяти лучших русских броненосцев; «Орёл», «Сисой Великий», «Адмирал Ушаков» получили серьёзные повреждения, отразившиеся на их боеспособности. Японцы одержали победу в этом бою во многом благодаря своей тактике: общей и применения артиллерии (концентрация огня на головных кораблях русской эскадры, высокая точность стрельбы).
Ночью русская эскадра подверглась атакам японских миноносцев, от которых в основном пострадали уже повреждённые корабли. В целом, русские корабли успешно отразили минные атаки (возможно, из-за неприменения прожекторов и отличительных огней). От огня русских кораблей погибли два японских миноносца (№34 и №35), ещё 4 японских корабля были серьёзно повреждены.
Днём 15 мая почти все русские корабли, пытавшиеся самостоятельно достигнуть Владивостока к югу от острова Дажелет подверглись атакам превосходящих сил японского флота.
Сражение закончилось полным разгромом 2-ой эскадры Тихоокеанского флота. Из 17 её кораблей 1 ранга 11 погибли, 2 были интернированы, а 4 попали в руки противника. Из крейсеров 2 ранга два погибли, один разоружился и только один (яхта «Алмаз») достиг Владивостока, куда пришли также всего два эскадренных миноносца из девяти. Из 14 334 русских моряков — участников сражения — 5015 человек, в том числе 209 офицеров и 75 кондукторов, были убиты, утонули или скончались от ран. Многие раненые, включая командующего эскадрой (всего 6106 офицеров и нижних чинов) попали в плен.
22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США. Которые завершились 5 сентября (23 августа) подписанием мирного договора. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.
Итоговые, подписанные, условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира, поэтому в Японии этот мирный договор был встречен с откровенным недовольством. Что вылилось в беспорядки в столице Японии городе Токио.
Европейские державы и США были довольны заключением договора. Франция и Англия рассматривали Россию в качестве возможного союзника против усиливающейся Германии. А Германия надеялась использовать Россию в своих целях. США же считали, что добились своей цели на Дальнем Востоке — ослабив одновременно и Россию, и Японию.
За все время войны Япония потеряла всего 20 боевых кораблей, а Россия — более 60.
- ↑ Так же официально войну Японии объявила Черногория, которая этим шагом выразила свою благодарность за достижение Россией её дипломатическими усилиями независимости страны по итогам русско-турецкой войны 1877—1878. Но из-за большой отдалённости Черногории от театра боевых действий она не смогла сколько нибудь существенно помочь России.
- ↑
wiki.wargaming.net
Японское командование в русско-японской войне
Ойяма (Ояма) Ивао (1842 — 1916) — японский фельдмаршал. В конце 60-х годов — военный агент в Пруссии. Находился при прусской армии во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. и присутствовал при окружении и пленении французской армии при Седане. Последователь немецкой оперативно-стратегической школы. В 1885-1896 гг. был военным министром. В 1899-1904 гг. — начальник Генштаба.
Участвуя в реорганизации японской армии, с помощью приглашенных им германских инструкторов насаждал германскую военную доктрину. С начала русско-японской войны 1904-1905 гг. — главнокомандующий японскими армиями. В японо-китайской войне 1894-1895 гг. был назначен главнокомандующим второго армейского корпуса японской армии, который штурмом захватил крепости Порт-Артур и Вейхавэй. 1907 г. получил от императора титул принца за победу в русско-японской войне.
Того Хейхатиро (27.1.1848 – 30.5.1934) – японский адмирал и маршал, окончил морское училище в Токио (1872 г.), продолжил образование в Англии (7 лет): в морском колледже в Гринвиче; в Королевской военно-морской академии в Портсмуте. В японо-китайской войне 1894-1895 гг. командовал крейсером «Нанива», отличился в бою у реки Ялу.
Адмирал и маршал Того
В 1900 г. во время Ихэтуаньского восстания в Китае командовал японской экспедиционной эскадрой, затем был назначен начальником военно-морской базы в Майдзуру. С 1903 г. командовал Объединённым флотом Японии. Во время русско-японской войны добился полного господства на море японского флота, блокировал крепость Порт-Артур с моря, разгромил в Цусимском сражении 2-ю и 3-ю русские Тихоокеанские эскадры.
За победу был назначен начальником Главного морского штаба. С 1909 г. состоял членом Высшего военного совета. Во время Первой мировой войны участвовал в принятии важнейших решений по флоту, затем вышел в отставку. Получил титул маркиза (1934 г.)
Куроки Тамэмото (3.5.1844 – 3.2.1923) — японский генерал. Существует несколько версий о его происхождении. По одной из них отцом Куроки считается поляк Куровский, бежавший в 1831 г. из России в Париж, а затем в Японию.
Во время японо-китайской войны 1894-1895 гг. командовал дивизией, отличился при взятии Вейхавэя. В 1903 г. был назначен членом императорского Военного совета.
С началом русско-японской войны (1904-1905 гг.) был назначен командующим 1-й японской армией, с которой участвовал в сражении на р. Ялу, в Ляоянском, Шахэйском и Мукденском сражениях. Я. Гамильтон, биограф Куроки, писал: «Его истинное достоинство состоит в том, что он не переступает границы ответственности, пока все идет своим порядком. В крайнем же случае он способен принимать рискованнейшие решения, которые могут повлечь за собой самую тяжелую ответственность». (Ян Гамильтон «Записная книжка штабного офицера во время русско-японской войны», Спб., 1906-1907). Уволен в отставку в 1909 г.
Нодзу (ок. 1840 г. — после 1914) — японский маршал, командующий 4-й японской армией в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Принадлежал к касте самураев (военно-феодальному сословию дворян). Участвовал в реформировании японской армии. Отличился во время японо-китайской войны 1894-1895 гг., командуя дивизией. Отличный наездник, охотник, борец, Нодзу пользовался большой популярностью в армии.
Ноги Марязуке Китен (1.11.1849 – 13.9.1912) — японский маршал. Потомок древней самурайской фамилии. Службу в армии начал в 20 лет. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. командовал 3-й армией, осаждавшей Порт-Артур. Командовал 3-й армией в Мукденском сражении. Во время одного из многочисленных штурмов погибли два его сына. Ноги жил на войне, как простой солдат.
Верный слуга императора Мутсихито, согласно древней традиции самураев, после смерти своего государя покончил жизнь самоубийством (харакири). Этот поступок закрепил за ним прозвище «последнего самурая».
Оку Ясуката (1850 — после 1914) — японский генерал, командующий 2-й японской армией во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Принадлежал к сословию самураев и с молодости отличался энергией и редкой храбростью. В Ляоянском сражении 2-я армия Оку действовала против Южной группы. Войска Оку отличились в боях у Цзиньчжоу. В 1894 г. возглавлял военную миссию во Франции. В японо-китайскую войну 1894-1895 гг. командовал дивизией.
Уриу Сотокити (2.1.1854 – 11.11.1937) – японский адмирал. Учился в японской морской академии, совершенствовал знания в Военно-морской академии США. В 1892-1896 был морским атташе Японии во Франции. В период русско-японской войны в чине контр-адмирала командовал боем у Чемульпо, участвовал в Цусимском сражении, получил чин вице-адмирала. Полный адмирал с 1909 г.
voynablog.ru
Русско-японская война
Маленькая победоносная.
Эти два слова слышали многие, они стали, своего рода, девизом Русско-Японской войны. Получив упрек со стороны противников каких-либо военных действий на Востоке Российской Империи, Вячеслав Плеве ответил: «Вы внутреннего положения России не знаете. Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Конечно, существуют мнения, что таких слов российский министр внутренних дел не произносил. Однако, в книге «Исход российской революции 1905 г. и правительство Носаря», которая подвергла Плеве критике, слова о необходимости войны произносятся именно им.
Но не будем углубляться в такие мелочи, интересные разве что историкам и тем немногим, кто всегда жаждет докопаться до самой сути. Перейдем к самой войне.
С чего все начиналось?
Из названия конфликта может показаться, что участников всего лишь двое – это Российская и Японская Империи, но, на самом деле, все далеко не так просто, как кажется. К этой войне сумели приложить свои длинные руки США, Франция, Германия и, бесспорно, Великобритания. Некоторые из них поддерживали одну из враждующих сторон, а кто-то умудрялся оказываться по обеим сторонам баррикад. Так, например, Франция изначально, войдя в состав Тройственной интервенции, выказывала свою симпатию русским идеям, но во время острой стадии конфликта она же поставляла пехотное снаряжение и предоставляла кредиты для Японии.
Что касательно Тройственной интервенции, то это совместное заявление Германии, России и Франции к Японии об отказе от аннексии Ляодунского полуострова. Страна восходящего солнца вынуждена была принять условия ультиматума, чем поспешила воспользоваться Российская Империя, арендовав у законного владельца полуострова – Китая, эти земли. Понимание того, что русские, по сути, отобрали у Японии Ляодунский полуостров, вызвало новую волну милитаризации восточной страны и ухудшение взаимоотношений между двумя соседями.
Такая политика России на Азиатской арене обосновывалась желанием Николя II укрепиться на Востоке, используя, как дипломатическую силу, так и силу оружия. Он считал, что эта задача «именно его правления», открыто заявляя об этом всему миру. Поэтому на начало XX века русские заключили ряд договоров с Австрийской и Германской Империями, дабы обезопасить западную границу, пока все внимание страны будет сосредоточено в Азии. Организованная постройка железной дороги через Сибирь и усиление флота позволяли Российской Империи смело двигаться к желаемому. Единственным возможным препятствием на пути могла стать Японская Империя, но Николай был уверен, что последняя не рискнет открыто вступить в противостояние с Россией, испугавшись ее силы и могущества.
В 1901 году в Японии к власти пришли личности, настроенные более конфронтационно к Российской Империи. Отправив предложение в Петербург о разделении сфер влияния, они получили отказ, поэтому японским правительством было принято решение о заключении альтернативного договора с Великобританией, который бы позволил Японии агрессивно действовать в отношении России, не боясь поддержки ее союзников. Англия обещала вступить в войну на стороне Японии, если в противостояние на Дальнем Востоке вмешается кто-либо еще. Цепочка этих и нескольких других событий привела к неотвратимому концу решения конфликта двух Империй – к войне.
Армия и флот на момент начала войны.
Российская Империя.
Россия, обладая значительным перевесом в численности, могла противопоставить врагу действительно сильную армию. Однако, на Дальнем Востоке находилось всего лишь 150 -160 тысяч солдат, большая часть из которых была занята охраной границы и сибирской железной дороги, поэтому для активных действий Николай II мог использовать не более полусотни тысяч русских солдат. Значительные проблемы в инфраструктуре Сибири и Дальнего Востока также давали о себе знать, позволяя перебрасывать из центральных регионов в месяц не более одного армейского корпуса (около 30 тысяч солдат).
Дела с флотом обстояли куда лучше. Эскадра, состоящая из нескольких броненосцев, миноносцев и крейсеров была отправлена в Порт-Артур еще до начала войны, а на момент первых выстрелов адмирал А.А. Вирениус находился на полпути к Корее, где и происходили сражения с противником. Тузом в рукаве для России являлась возможность снарядить еще одну крупную эскадру, отправив ее в любой момент.
Японская Империя.
По данным военной разведки Япония в состоянии была выставить армию численностью в 375 тысяч человек с учетом мобилизации. На деле же ее реальная сила составила более 440 тысяч солдат. Вкупе с более точным и легким стрелковым вооружением, японцы значительно превосходили русских на суше.
6 броненосцев и 6 крейсеров, составляющих основу флота, были заложены в Европе и преобладали по многим показателям относительно русских кораблей. Корабельная артиллерия японцев также превосходила врага по скорострельности и массе одного снаряда. Однако, мощность снарядов оказалась обоюдно острым копьем, часто взрываясь в стволе орудия, снаряды наносили ущерб сравнимый с повреждениями, получаемыми от залпов русских орудий.
Ход войны.
Начало войны было ознаменовано сражением в корейском порту Чемульпо, где японский флотоводец Урио Сотоки в уважительной форме заблаговременно предупредил экипаж русского крейсера «Варяг» о том, что собирается атаковать. Урито заявил, что не имеет никаких личных претензий, но раз «наши правительства имеют разногласия», то он вынужден начать бой с русским крейсером. Весьма благородное поведение японского командира напоминает нашего древнерусского князя Святослава, который перед каждым боем отправлял гонца в стан противника со словами «Иду на вы!». Задачей Урио Сотоки было преградить путь крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец», находящихся в нейтральном порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. На следующий день Варягу выдвинули ультиматум, по условиям которого русский крейсер должен был покинуть корейский порт, тем самым сдав его под контроль Японской Империи. Тем не менее, командир крейсера «Варяг» В.Ф. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неуспеха дерзкой попытки прорыва взорвать корабли: свой и канонерку «Кореец». Бой длился более часа, за это время русские герои сумели потопить миноносец и один крейсер, двум крейсерам нанесли серьезные повреждения. Сам «Варяг» получил около десятка попаданий, что послужило причиной прекращения боя с последующим подрывом корабля. В своем рапорте Руднев утверждал, что крейсер был в критическом состоянии и не мог продолжать вести сражение. С этих событий началась Русско-Японская война.
Оборона Порт-Артура.
Пожалуй, самое значимое и продолжительное сражение войны, в ходе которого использовали новейшее вооружение того времени: пулеметы, колючая проволка, ручные гранаты, новые мортиры и скорострельные гаубицы. Существует предположение, что именно при обороне крепости Порт-Артур были придуманы и применены минометы.
Первый бой произошел 25 июля 1904 года за передовые укрепления, в результате которого русские части вынужденно отступили вглубь оборонительных сооружений. Через 12 дней, после тщательного артиллерийского обстрела, японцы пошли на первый штурм. Потеряв около 20 тысяч солдат, атакующие оставили безуспешные попытки прорвать русские укрепления и устроили осаду крепости, которая продлилась около пяти месяцев с периодическими попытками овладеть ей штурмом. Все закончилось 20 декабря 1904 года, когда генерал А.М. Стессель, вопреки мнению Военного совета крепости, сдал позиции японцам. Неоднозначный поступок вызвал бурю критику в его адрес, ибо большинство источников утверждало, что Порт-Артур смог бы продержаться еще два месяца, хотя есть и альтернативные заявления, говорящие о том, что внутри крепости была почти полностью утеряна дисциплина и контроль над армией, а сдача позиций – единственный выход из сложившейся ситуации.
Героическая оборона русского солдата в очередной раз доказала всему миру, чего стоит связываться с Россией. Потери Японский Империи в битве за Порт-Артур составили 110 тысяч человек и около 10 тысяч офицеров – это было критической цифрой для страны. К тому же крепость сумела сковать действия японского флота и заставить полностью сконцентрировать внимание командования Японии на себе, что позволило остальной армии Российской Империи организовать оборону Маньчжурии, поэтому подвиг на Ляодунском полуострове принято считать ключевым во всей Русско-Японской войне.
А что дальше?
Сдача Порт-Артура позволила японцам перебросить крупные соединения к Манчжурии. Солдаты, воодушевленные недавней победой над непобедимой крепостью, спешно перебрасывались на новый военный театр действий, где их вновь ожидала смерть. Ряд крупных сражений все сильнее и сильнее изматывал обе стороны. В итоге, русские смогли стянуть на Дальний Восток к концу войны около 500 тысяч солдат, были получены новые партии пулеметов, гаубиц , а железная дорога, пролегающая через Сибирь, была значительно расширена. Но проблема была в нерешительности командования действовать , к тому же, ситуацию ухудшала революция, стремительно набиравшая силу. Со стороны японцев активных действий тоже уже никто не предпринимал – экономика страны была полностью истощена и усталость солдат заметно сказывались в каждом новом сражении.
Нерешительность русского командования была вполне оправдана и очевидна. Дело в том, что Россия за всю войну несла исключительно большие потери и поражения раз за разом. На протяжении всех сражений русская армия не смогла одержать ни одной крупной победы. Конечно, героическая оборона Порт-Артура и несколько других битв говорят нам о силе и величестве русского оружия, но, тем не менее, на деле армия была не готова к войне.
Николай II второй был уверен, что для продолжения войны понадобятся большие денежные и людские затраты, а с ними и год войны, поэтому изъявил соглашение сесть за стол мирных переговоров с Японией. Те же, в свою очередь, к тому времени предлагали подписать мирный договор дважды. Мирная конференция проходила в Соединенных Штатах в городе Портсмут, в ходе которой Россия хоть и являлась проигравшей стороной, но могла действовать с позиции силы, так как имела все возможности для продолжения войны. Дипломатом Российской Империи был С.Ю. Витте, который сумел добиться поистине отличных условий мирного договора для своей Родины.
9 августа 1905 года был подписан мирный договор, ознаменовавший конец Русско-Японской войны. Содержание документа более склонялось к требованиям российской стороны, чем японской. Это вызвало массу недовольств внутри Японии, приведя к массовым беспорядкам в столице и других крупных городах. По условию этого договора Японская Империя получала часть Сахалина и отменяла право аренды Ляодунского полуострова Россией, также Корея становилась их зоной исключительного влияния (что позже способствует ее формальной аннексии в 1910 году). Правительство Японии желало получить контрибуции и весь Сахалин, но на их желания был дан отказ. Отказали им и в демилитаризации Владивостока, а также в ряде других условий. Результаты переговоров вынуждали обоюдно вывести свои войска из Манчжурии, использовать железные пути только в коммерческих целях и не препятствовать мирной торговли и мореплаванию населения.
Так закончилась маленькая победоносная война, ставшая настоящим кошмаром для ее участников. Новые виды вооружений в очередной раз показали человечеству, на что они способны, убив и покалечив сотни тысяч солдат. Огромные денежные и человеческие затраты привели к кризису экономик обеих стран. А могущество двух Империй осталось лишь внешней ширмой, прикрывающей внутреннюю разруху.
Эта война могла стать важным уроком для Императора и всего российского правительства, как стала Крымская война, после событий которой Александр II принялся отменять крепостное право. Однако, Николай II ничего для себя, судя по всему, не вынес, за что поплатился сполна в последствии.
www.istmira.com
Всеволод Федорович Руднев — герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота.
Все́волод Фёдорович Ру́днев (1855 — 1913) — герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота, командир крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо. В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца — в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.Биография
Семья
Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.
Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.
Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.
Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.
Учёба и служба
15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.
С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат «Петропавловск», и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.
Командир «Петропавловска» в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.
16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер «Африка», направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.
6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге «Кругосветное путешествие крейсера «Африка» в 1880-1883 гг.» (Спб., 1909).
В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году — в заграничном плавании, а в 1887 году — снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.
В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.
С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере «Адмирал Корнилов», в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем «Котлин», портовым пароходом «Работник», а затем назначается старшим офицером броненосца «Гап-гут».
28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I», который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце «Император Николай I» держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а позже — миноносца «Выборг».
В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки «Гремящий», которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны «Чародейка». В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец «Скат» и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.
В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт — Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.
Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.
Командир крейсера «Варяг»
В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.
крейсер «Варяг» по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Вместе с тем крейсер «Варяг» имел ряд серьезных недостатков. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Построенный на американском заводе фирмы «В. Крамп и К°» в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.
25 февраля 1902 года «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.
В декабре 1903 г. крейсер «Варяг» по приказу царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адмирала Е. И. Алексеева был направлен из базы русского флота в Порт-Артуре в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в столице Кореи Сеуле и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде. В подчинение В. Ф. Руднева также поступил другой русский корабль – канонерская лодка «Кореец».
Последний бой «Варяга»
26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли — крейсер «Варяг», мореходная канонерская лодка «Кореец» и товарно-пассажирский пароход «Сунгари», а также иностранные военные корабли — английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.
Рано утром 27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой на нейтральном рейде в порту Чемульпо.
Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». В. Ф. Руднев принимает решение прорываться из залива. Он объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: «Безусловно, — сказал он, — мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю…»В ответ прогремело дружное троекратное «Ура!», все заняли свои боевые места.
В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.
Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился к якорной стоянке в Чемульпо чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Командир «Варяга» В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.
Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины — Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.
Окончание службы и последние годы жизни
10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца «Андрей Первозванный».
В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.
Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).
7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.
Дальнейшая судьба семьи Руднева
Рудневы воспитали троих сыновей — Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.
После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.
Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.
Руднев и филателия
Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой — часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.
В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:
25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник — И. Дубасов).
22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).
7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».
Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»
Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.
30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.
9 августа 1992 года в селе Савино был открыт надгробный памятник В. Ф. Рудневу.
9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.
К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».
23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).
В Москве есть улица Адмирала Руднева.
В Липецке есть переулок Руднева.
В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.
Во Владивостоке есть улица Руднева.
В Хабаровске есть улица Руднева.
В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.
Образ в искусстве и медиа (книги, кино, сериалы, музыка, игры и т.п.)
Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая — «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая — самая популярная — «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).
В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».
Литература и источники
Труды В. Ф. Руднева
Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. — СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. — 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. — Тула: Гриф и К, 2003. — 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)
Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880—1883 годах. — СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. — 169 с.
Словари и энциклопедии
Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. — М, 1969. — Т.12. — Стб. 243—244.
Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. — М., 1977. — Т.22. — С. 349—350.
Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. — М., 1979. — Т.7. — С. 156.
Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. — Тула, 1996. — Т.2. — С. 145—146. — Библиогр. в конце ст.
Другие источники
Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855—1913) // Гордость земли Тульской. — Тула, 1982. — Т. 1. — С. 221—228.
Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. — 1995. — № 8. — С. 3.
Боть В. И. Подвиг и слава // Позиция. — 1995. — 26 авг.—1 сент.
Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. — 2004. — № 1. — С. 2.
Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник — 2000. — 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.
Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. — Тула: Кн. изд-во, 1960. — 247 с.: ил.
Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». — Тула, 1996. — С. 23—26. — Библиогр. в примеч.
Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. — Тула, 1997. — С. 37—43.
Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман — М, 1997. — Кн. 2. — С. 231—232.
Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904—1905 гг.
Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»
100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. — № 4. — С. 44.
Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. — 2004. — № 3. — С. 26—30: ил.
Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. — 2001. — 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)
Мизь Н., Стратиевский О. Автором русской песни «Варяг» был немецкий поэт Грейц // Владивосток. — 2004. — № 1520. — 10 марта.
Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. — Тула, 1981. — С.78—80.
Библиография
130 лет со дня рождения (1855—1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. — Тула, 1985. — С. 22. — Библиогр.: 7 назв.
Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. — Тула, 1989. — Библиогр.: с. 33—34.
Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. — Тула, 2003. — С.73—78. — Библиогр.: 34 назв.
Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. — 2004. — 15 янв. — С. 12—15
В. Ф. Руднев — контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. — Тула, 1965. — С.48—49, фото. — Библиогр.: 7 назв.
Галерея изображений
Руднев, Всеволод Фёдорович
wiki.wargaming.net