Содержание

биография, личная жизнь, картины с названиями и описаниями, цитаты

Когда в разговоре или тексте возникает слово «сюрреализм», первые ассоциации, которые приходят в голову, — это «живопись» и «Сальвадор Дали». Для многих олицетворением модного в первой половине прошлого века направления является именно великий мистификатор. Однако сюрреализм начался, скорее, с поэзии, а затем уже получил развитие и в живописи. Основоположником же направления считается Андре Бретон. Художник, писатель и поэт создал идеологию сюрреализма. И всю свою жизнь был его центром.

Андре Бретон: биография от рождения до Первой мировой

На свет французский писатель появился в 1896 году (19 февраля) в Нормандии. Родители мечтали о том, что их сын получит прибыльную профессию и станет уважаемым человеком. Андре отучился в церковной школе, затем в колледже в Париже и, наконец, поступил в Сорбонну на медицинский факультет. И хотя Андре Бретон врачом так и не стал, зародившийся примерно в то время интерес к психиатрии он пронесет через всю жизнь. Выводы и идеи, возникшие у него в процессе изучения и осмысления трудов Шарко, а затем Фрейда, в будущем станут одной из основ идеологии сюрреализма.

Поворотные моменты

Уже во время учебы Андре начал заниматься литературой. Во время Первой мировой он служил санитаром и в госпитале познакомился с Гийомом Аполлинером, известным поэтом, который несколько позже придумает слово «сюрреализм». Затем последовала встреча с Филлипом Супо. После возвращения в Париж по окончании войны Андре, Филипп, а также их товарищ Луи Арагон занялись активной литературной деятельностью, которая вылилась в создание нового стилистического направления.

После войны

Андре Бретон после демобилизации с головой окунулся в мир поэзии. Он восхищался произведениями Аполлинера, с удовольствием читал У. Блейка и Лотреамона, а параллельно продолжал изучать психиатрию.

В 1919 году Андре вместе с Флиппом Супо и Луи Арагоном открыл журнал «Литература». В это же время Бретон начинает участвовать в деятельности пропагандистов дадаизма, авангардистского течения, своей главной идеей считавшего планомерное разрушение любой эстетики. Он знакомится с основателем движения, Тристаном Тцара. Однако довольно быстро Андре «перерос» дадаизм. К 1922 он отошел от этого направления и продолжил создание собственного стиля. В этом же году Андре Бретон, личная жизнь которого пестрила удачными и многообещающими событиями, в Вене встретился с Зигмундом Фрейдом. На поэта произвели большое впечатление опыты создателя психоанализа в области гипнотических снов. Свое осмысление трудов Фрейда Бретон затем использует при разработке идеологии сюрреализма.

Новое направление

Первый сборник стихов Андре Бретон выпустил в 1923 году. Назывался он «Свет земли». А в следующем, 1924-м, он стал во главе группы, объединяющей художников и поэтов-сюрреалистов. В число приверженцев нового течения входили Пабло Пикассо, Франсис Пикабиа, Макс Эрнст, Поль Элюар и, конечно, Арагон и Супо, а также еще многие молодые деятели искусства. К этому времени большая часть элементов сюрреализма уже сложилась, но новому направлению не хватало некоторой стройности и четкости. Андре с товарищами поражал публику драками и скандалами на выставках и в банкетных залах, эпатажными презентациями своего искусства. Бретон, однако, достаточно быстро осознал бесперспективность художественного течения, в основе которого лежат такие способы самовыражения.

Манифест сюрреализма

Основные идеи нового художественного направления были изложены в первом Манифесте сюрреализма, который в 1924 году написал Андре Бретон. Цитаты документа обязательно и сегодня сопровождают любой текст об истории или программе этого течения.

Сюрреализм в переводе с французского — «сверхреальность». Бретон определил его цель в своем Манифесте как возможно более тщательное устранение границы между сном и реальностью (и тут сложно не заметить созвучие идеям Фрейда). Несколько позже, в очерке «Сюрреализм и живопись», Андре утвердит за новым направлением звание не художественного стиля, но образа жизни и мыслей, свободного от навязчивых и искусственных принципов логики и морали, присущих культуре того времени.

Главный метод

Бретон предложил своим товарищам и новый способ создания художественного произведения, прежде всего стихов и прозы. Им стало «автоматическое письмо» — метод свободного выражения мыслей без сдерживающего и ограничивающего контроля разума, эстетики или морали. С его помощью еще в 1920 году Андре Бретон совместно с Филиппом Супо написал «Магические поля», изданные в журнале «Литература».

В своем полном выражении «автоматическое письмо» должно было представлять собой творчество, не подверженное влиянию вкусовых предпочтений, субъективного восприятия, сиюминутного настроения. Оно свободно от внутренних и внешних воздействий, являет чистую мысль, без примесей и ограничений.

Идеолог сюрреализма смог преобразовать «автоматическое письмо» и для нужд изобразительного искусства. Андре Бретон картины в некотором смысле уподобил тексту. Под влиянием его идей знаменитые на весь мир и сегодня художники создавали свои шедевры.

У Бретона картин в привычном смысле этого слова практически нет. Можно вспомнить «Парацельса», игральную карту с изображением двух осминогов, созданную Андре перед отъездом в США, или «Surrealist landscape», написанный в период его увлечения дадаизмом. Однако самые интересные графические работы автора — это так называемые стиховещи, воплощающие в себе синтез визуального искусства и поэзии. Слова в них заменялись на конкретные предметы. После многих экспериментов Бретон пришел к выводу, что образы гораздо лучше передают смысл. Правда, свои стиховещи автор всегда снабжал словесными коментариями.

Авторитарный лидер

Бретон не отличался покладистым характером. Многие его соратники бунтовали против жесткости диктатуры лидера и покидали движение. На смену им всегда приходили новые. Так, Арагон и Супо уступили место Бунюэлю и Дали. К тому времени (30-е годы прошлого столетия) журнал «Литература» получил новое название «Сюрреалистическая революция», в свет вышел роман Бретона «Надя», иллюстрированный автором (1928, одно из самых известных произведений автора), и уже упоминавшийся очерк «Сюрреализм и живопись» (1928), а также опубликовано эссе «Революция сначала и навсегда» (1925). Сюрреализм как непривычный, «свежий» стиль жизни и способ осмысления реальности стал распространяться во всем мире.

Новые адепты направления приносили с собой дополнительные силы и идеи. Влияние сюрреализма в целом и, в частности, Бретона на искусство только усиливалось. Значение Андре особенно ярко иллюстрирует тот факт, что после его смерти направление просуществовало сосем недолго, буквально несколько лет.

Последние годы

Во время Второй мировой войны Бретон жил в США, где продолжал творить и утверждать сюрреализм. Вместе с Дюшаном и Эрнстом он открыл Международную выставку искусств. В Йельском университете прочитал лекцию о сюрреализме. В 1945 году Бретон вернулся во Францию. Здесь он активно стремился воссоздать былое движение, однако попытки оказались тщетными.

После возвращения во Францию Андре участвовал в Парижских выставках, написал немало прозаических и поэтических произведений («Аркан 17», «Ода Шарлю Фурье», «Лампа в часах», «Поэмы» и так далее). Биографы также отмечают повышенный интерес идеолога сюрреализма в последние двадцать лет жизни к оккультизму. В 1966 году (28 сентября) он умер от воспаления легких.

Влияние

Легко понять, чем в первую очередь потомкам запомнился Андре Бретон. Картины с названиями и иллюстрации мастера найти не так уж и просто. Сегодня Бретон — прежде всего основоположник сюрреализма, поэт и прозаик, мастер слова. Его влияние заметно во многих литературных течениях середины и конца прошлого столетия. Однако в работах мастера черпало вдохновение и продолжает делать это до сих пор большое количество художников.

Все, что создал Андре Бретон: картины, описание основных идей главного художественного направления первой половины 20 века, публицистические и поэтические произведения, — воплощало в жизнь принципы сюрреализма. Бретон организовал новое течение, соединив настроения и тенденции культуры своей эпохи, и тем самым дал мощный творческий заряд для искусства будущего. Сюрреализм и сегодня вдохновляет большое число людей на создание новых работ в самых разных направлениях искусства, от живописи и кино до прозы и музыки.

fb.ru

Андре Бретон, основатель сюрреализма |

19 февраля 1896 года родился Андре Бретон, французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма.

Несколько лет назад на аукционе Сотбис был выставлен на продажу довольно необычный лот. Двадцать с лишним страниц, исписанных тревожным почерком. Изобилующих зачёркиваниями и неровностями и озаглавленных «Manifeste du surrealisme» («Манифест Сюрреализма»). Писано в 1924-ом году. Автор – некий Андре Бретон. Как вы понимаете, француз. Причем француз, замечу, рода далеко не знатного – не из Меровингов или Ламарков, а совсем наоборот – сын не то жандарма, не то конторщика, да еще и нормандца. В общем, событие сие можно бы было и не упоминать вовсе, если бы не одно «но»: начальная стоимость лота – пол миллиона евро.

Вот тут, на этом самом месте следовало бы пустить барабанную дробь, да не просто старательно вывести на бумаге именно это словосочетание – «барабанная дробь», а должным образом материализовать написанное, то есть, учитывая контекст современных технологий, в предыдущий абзац должен быть вживлён, например, звуковой файл, активизирующийся курсором мыши. Таким образом мы занялись бы подменой того, что, по сути, уже подменено. Бодрийяр, другой знаменитый француз, социолог, культуролог и философ-постмодернист, называл подобный подменённый объект – симулякром.

Мнимую образность действа (в данном случае речь идёт о барабанной дроби), которую читатель воссоздал бы совершенно моторно, без усилий и анализа, просто прочитав предложение, мы, вставив этот звук, вынесли бы за скобки и представили в форме более жесткого, хлёсткого, безапелляционного симулякра, произведённого сложной машиной. Избежав при этом пространных описаний, метафор и всего того, что Рембо (являющийся, кстати, одним из вдохновителей Бретона) метко называл «писаниной». Таким образом, симулякр канонического литературного свойства мы заменили бы симулякром эпохи постмодерна.

К чему это всё? К тому, что подобного рода трюки – частица удивительного метода, метафизического «ноу-хау», изобретённого Бретоном. Например, в романе «Надя» Бретон, как бы это не было атипично для романиста, опускает описания событийного ряда, взамен щедро сдабривая страницы своего непутёвого текста иллюстрациями. Вот это и есть тот самый, скажем так, «приём барабанной дроби».

Непременно прочтите этот роман – он удивительно хорош и реален, а новые формы, адаптированные автором, делают его даже сверхреальным. Сверхреальность по-французски есть surrealisme, сюрреализм, а автор романа (он же и автор упомянутой брошюры) доводится сюрреализму родителем – создателем и главным идеологом.

Вы можете возразить, что был-де и другой француз, месье Гийом Аполлинер, впервые употребивший данный термин – surrealisme. Сделал он это ещё в 17-ом году, в манифесте «Новый Дух», написанном к балету «Парад», к которому приложили руки Жан Кокто (автор сценария) и Пабло Пикассо (художник постановки). Да, все эти знаковые художники тоже внесли неоспоримый вклад в выхолащивание движения, однако вакантное место отца-основателя (как и вакансии вождя пролетариата или там дуче фашистов, свойственные тому периоду) – ждало лишь одного героя. В данном случае, пальма первенства досталась Андре Бретону, этому дуче сюрреализма. И Бретону, как дуче, несомненно, были присущи авторитаризм и вождизм, проявившиеся позднее и приведшие к расколу и склокам в среде французской группы сюрреалистов.

За время практики ясновиденья Рембо написал… нет, это уже нельзя назвать стихами… – поэтическое произведение под названием «Озарения». Это чувства, образы, музыка с разбросанными осколками смысла и логики – «неясное о неясном». Просто чувственные зарисовки. «Я протянул струны от колокольни к колокольне; гирлянды от окна к окну; золотые цепи от звезды к звезде, – и я пляшу».

Впрочем, в наши дни сюрреализм ассоциируется в первую очередь с Сальвадором Фелипе Хасинто Дали, художником переоцененным и ангажированным, однако мастерски сумевшим (и этого у него не отнять!) систематизировать, а позднее и облагородить эстетику и поэтику автора Манифеста Сюрреализма.

Манифест Сюрреализма, говоря откровенно, произведение сумбурное. Хоть и небольшое, но максимально утяжеленное массой нагромождений, цитат и ссылок на вещи, неискушенному читателю непонятные и неизвестные. Тут и сентенция о неком господине Поле Валери, и ворох фамилий, частью известных (Фрейд, Паскаль, Стендаль), а частью совершенно не. Какие-то глубоко личностные, практически эпистолярные вкладки, спиритизм, бульварщина, психоанализ. Короче, полнейший хаос и кавардак, но, как и в любом хаосе, в манифесте проявляется структура – нечто важное, попытка обуздать бессознательное, ограничить безграничное. Есть в этом тексте и что-то глубоко ницшеанское, есть и просто инфернальное, достойное пера одного из предтечей Бретона – неугомонного графа Лотреамона, злого гения и идола сюрреалистов.

Манифест Сюрреализма – это инструкция по приданию формы вечности, предназначенная творящим. В первую очередь творящим словом. Им Бретон предлагает совершенно новый радикальный способ – «Автоматическое письмо».

«Автоматическое письмо» – это действенный и работающий метод освобождения поэта от мира условного и материального. Создавая его, Бретон синтезировал многие источники: как наработки ранних предтеч сюрреалистов – символистов, так и психоанализ Фрейда, с которым он был прекрасно знаком (Бретон проходил обучение в Центре Неврологии в Нанте), а также гегельянство, эстетику революционного террора и бунта. Многое перенял он и из Дадаизма, приверженцем и адептом которого он и сам был на заре своей творческой жизни. Однако Бретон, ассимилируя методы эпатажа и бунта в искусстве, отметает дадаистское нивелирование текста как смыслового объекта. Поэт-сюрреалист это медиум, ретранслятор, блаженный у городской ратуши. При этом в отличие от Дада, тексты, созданные посредством «Автоматического письма», ни в коем разе не являются «потоком сознания» или абсурдизмом; продукт сюрреалиста не просто осмысленный, он сверх-осмысленный, гипер-осмысленный.

Метод давал превосходные результаты. Чтобы понять это, достаточно ознакомиться хотя бы с поэтическими работами соратников Бретона – Элюара и Арагона. При явном влиянии романтической, упаднической школы Бодлера, Рембо, Верлена, нечто совершенно новое, принципиально новое, живое, бретоновское присутствует в поэтике сюрреалистов.

Впрочем, мало кто сегодня помнит об их поэзии, когда существует громадное живописное наследие сюрреализма. Это и Эрнст, Миро, Де Кирико, и, конечно, этот воистину столп сюрреализма, человек в котелке – Рене Магритт, да и многие другие.

Бретон проделал воистину титаническую работу, адаптировав основные концепции «Автоматического письма» под нужды художников, перенеся магию письма в сферу визуальную, где форма имеет совершенно иное значение, нежели в сюрреалистической словесности. При этом вкусы самого Бретона в изобразительном искусстве простирались в совсем иных плоскостях: мэтр предпочитал примитивизм и трайбализм. Так, одну из первых галерей сюрреалистов (открытую в 1926-ом году) украшали скульптуры Океании из личной коллекции Бретона.

Стоит добавить, что влияние Бретона не ограничивалось литературой и живописью. Тут и кино, и фотография, высоко оценённая Бретоном как прогрессивная форма самовыражения, и даже театр, не особо им жалуемый.

Достаточно легко вычленить актуальность Бретона сегодня. В случае с кинематографом, например. В качестве хрестоматийного сюрреалистического полотна обычно превозносят «Андалузского пса» Бунюэля, сценарий к которому написал вездесущий Сальвадор Фелипе Хасинто, однако посмотрите какое огромное количество современных кинематографистов адаптировали сюрреалистический метод, творили и творят в соответствии с метафизикой и алхимией Бретона. Это и Годар, и Поланский, и Бергман. Хичкок, Тарковский, Линч, Гондри… – список можно было бы продолжать бесконечно.

Интересна фигура Бретона и в политическом контексте. Как и подавляющее большинство западных интеллектуалов того времени, он был отъявленным леваком. И Ленин был для него – абсолютным авторитетом. Отношение Бретона к Ленину было отчасти даже ницшеанским apriori, сюрреалист буквально превозносил вождя мирового пролетариата, считал его воплощенным сверхчеловеком, боготворил, наделял мистическими качествами и характеристиками.

Характерно для Бретона и неприятие сталинизма с его репрессивным аппаратом и имперской государственностью. Занятна и короткая коллаборация Бретона с Львом Троцким, они даже пишут вместе потрясающий текст о роли искусства в революции.

В целом публицистика Бретона, ныне незаслуженно забытая, актуальна и сегодня. Он обладал особым чутьем выдающегося критика и публициста, предвосхищая и препарируя новейшие тенденции и веяния в искусстве и социуме.

Как каждый бунтарь и фрондер, Бретон был неисправимым романтиком. Его поэтика глубоко лирична, и хоть слог его – ломанный, так называемая «стихопроза», но – влияние Верлена на его творчество крайне заметно. Вот, например, фрагмент одного из стихотворений:

… Там, в окне лавки на Нотр-Дам-де-Лорет,
Две чудные скрещенные ножки, обтянутые длинными чулками
Огнем горят в сердцевине клевера белого
Там шелковая лестница ползет плющем
Там
Ведет нас к пропасти
Твоего присутствия и отсутствия же твоего в безнадежном слиянии
Раскрываю секрет
Любви к тебе
Всегда в первый раз

Он любил посещать родительский дом в Бретани, вообще очень любил Бретань, прибрежные равнины северо-запада Франции. Во время одного такого посещения в 1966-ом году Бретон заболевает и скоропостижно умирает. Не дожив всего ничего до известных событий во Франции 1968-ого года. Как говорили потом парижские студенты – «Бретон пропустил свою главную вечеринку». Умирает он в долгах, так и не решив свои финансовые неурядицы. Совершенно не предполагая, что по прошествии нескольких десятилетий его работы будут перекупаться за баснословные деньги столь ненавистными ему буржуа.

Текст подготовлен для «Частного Корреспондента»

www.peremeny.ru

Андре Бретон — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма: краткая биография, самые известные работы :: SYL.ru

Обсудим жизнь и творчество замечательного писателя и поэта из Франции, которого считают родоначальником сюрреализма, – Андре Бретона. Познакомимся с моментами из его жизни, а также узнаем, как он пришел к своему успеху.

Детские годы

Андре Бретон был рожден зимой 1896 года. Он появился на свет в Нормандии, в городке Теншебре в семье буржуазных родителей. Отец мальчика некоторое время работал в канцелярии жандармерии. Эта работа приносила не слишком много денег, а семью содержать надо было. Именно поэтому отец сменил работу в государственном секторе на частную. Он устроился и получил хорошее место, поэтому семья зажила лучше. Андре Бретон был единственным ребенком в семье. Его любили безмерно, поэтому маленькому сыну старались давать самое лучшее. Родители сделали все, чтобы дать ребенку классическое образование. Мальчик получал лучшие учебники, лучших учителей, по мере возможности, конечно.

Сначала мальчик обучался в церковной школе. После этого он поступил в один из колледжей Парижа, где показал себя примерным учеником. Поступление в колледж было необходимо для того, чтобы по окончании курса поехать учиться в Сорбонну. Как видим, цели у парня были серьезные. Ему удалось поступить туда на медицинский факультет. Гордости и радости родителей не было предела.

В будущем Андре не судьба была стать врачом, однако именно во время обучения в нем возникло непреодолимое влечение к психиатрии, которое было с ним всю жизнь. Большое влияние на него оказали труды Фрейда и Шарко. Считается, что они могли подтолкнуть парня к созданию идей сюрреализма.

Время войны

Жизнь Андре Бретона, краткую биографию которого мы рассматриваем, война не обошла стороной. Мы прекрасно понимаем, что в 1915 году жизнь каждого французского гражданина кардинально изменилась. Андре забрали на фронт Первой мировой войны. Так как он учился на медицинском факультете, его взяли санитаром.

Судьбоносная встреча

Именно благодаря войне Андре познакомился с человеком, который изменил всю его жизнь. Речь идет о знакомстве с Гийомом Аполлинером. Благодаря этой встрече молодой человек многое понял и осознал. Особенно важно это общение было для него с точки зрения психологии. Именно Гийом Аполлинер познакомил мужчину с Филиппом Супо, который в будущем стал близким другом и помощником Бретона. Годы войны были поистине удивительными для Бретона. Он познакомился со многими нужными людьми, а также повстречал тех, кто сумел оказать на него влияние, полностью меняющее жизнь. Армейский товарищ Луи Арагон открыл для Бретона творчество Лотреамона.

Первые пробы пера

Французский писатель не сразу обнаружил в себе талант. Ему нравилось что-то сочинять, но он не позволял себе относиться к этому серьезно. Только благодаря армейским товарищам он осознал себя как писателя, и даже решился на первые пробы. После возращения с фронта Бретон посвятил себя литературе и психиатрии.
Именно с Филиппом Супо они написали первый рассказ, который назывался «Магнитные поля». Для Бретона было очень важно найти не просто человека, любящего писать, а того, кто разделил бы с ним его психологические идеи. Таким человеком и стал Супо, ведь их книга была создана совершенно новым уникальным методом – методом автоматического письма. Считается, что именно эта первая совместная работа стала предвестником того, что появился сюрреализм. Некоторые художественные особенности письма Бретона проявились уже в том же году.

Нарастающая популярность

Мы уже знаем немного, каким был Андре Бретон. Сюрреализм, создателем которого его потом назовут, он воспринимал как возможность выразить себя. И очень скоро он обнаружил, что не он один такой, просто именно он нашел возможность самовыражения для сложных, творческих людей. С каждым днем Бретон становился все более популярным, но в определённых кругах. Вокруг него собралось небольшое общество эпатажистов, причем довольно талантливых. Стоит назвать такие имена: Тристан Тцара, Поль Элюар, Луи Арагон. С 1920 года, обретя поддержку друг в друге, молодые люди стали очень активными. Регулярно они устраивали шокирующие всех выставки своих работ, громкие драки, яркие скандалы. Конечно, это не могло остаться без внимания публики. Она все с большим опасением наблюдала за становлением молодых поэтов.

Манифест сюрреализма («Растворимая рыба»)

Андре хорошо понимал, что для того, чтобы создать стоящую художественную платформу, экстравагантных выходок будет недостаточно. В 1924 году он опубликовал Первый Манифест сюрреализма, который обозначил для сторонников движения их программу. Создателем сюрреализма стал Бретон, хотя само слово придумал его давний друг Г. Аполлинер. В буквальном переводе с французского языка оно означает «сверхреальность». Стоит отметить, что множество цитат этой работы Бретона до сих пор используются во всех значительных трудах по сюрреализму. В Манифесте Бретон дал определение сюрреализму как стирание границы между сном и явью. Стоит отметить, что это очень напоминает идеи З. Фрейда, которыми наш герой увлекался во время учебы в Сорбонне. Сам Бретон считал, что он создает не художественное направление, а образ мыслей и жизни. Жизнь сюрреалиста освобождена от предрассудков, стереотипов, навязанных идей, логики, морали и т. д.

Метод автоматического письма

Чем еще увлекался Андре Бретон? Стихи он писал довольно часто, но только не так, как все остальные. Именно он предложил своим друзьям попробовать новый метод создания трудов. Метод автоматического письма предполагает написание чего-либо без контроля процесса со стороны мозга, то есть без фильтрации информации. Ценность метода была в том, чтобы творить без каких-либо предпочтений, убеждений и настроений. Бретон считал, что автоматическое письмо позволяет «родить» ясную мысль, без ограничений и навязанных идей.

Со временем Бретон становился все заносчивее. Ни для кого не было секретом, что назвать Андре покладистым трудно. У него был сложный характер, из-за чего многие его соратники покидали его. Но старых заменяли новые. Когда Супо и Арагон больше не могли выдерживать нрав Бретона, они ушли, но на их место пришли Дали и Бунюэль.

Второй Манифест

Второй Манифест сюрреализма оказал большое влияние на творчество Дали. Он включал в себя много репродукций его работ. Второй Манифест вышел в свет в 1929 году. В нем автор затрагивал вопросы идеологии. Кстати, к тому времени Бретон и несколько его товарищей вступили в Коммунистическую партию Франции. Манифест содержал попытки связать воедино идеи коммунистов и сюрреалистов, однако это было довольно нелепо. Считается, что распад в кругу движения Бретона начался именно из-за того, что он начал сближаться с коммунистами и переносил их идеи в круг друзей. Многие покинули Бретона, потому что видели сюрреализм по-своему. Некоторые даже создавали свои «манифесты».

Сам Андре был членом партии с 1927 по 1933 года, пока не случился конфликт с Ильей Эренбургом. Известно, что у Бретона была личная встреча в Мексике со Львом Троцким.

Андре Бретон: лучшие творения

Мы уже говорили выше, что Андре придумал метод автоматического письма. Со временем он стал использовать его не только для письменных работ, но и для написания картин. Именно под влиянием идей Андре в мире появились работы известнейших сюрреалистов, которые позволили себе «выключить» мозг и писать то, что говорило им их сознание.

Андре Бретон, картины которого не были картинами в прямом смысле слова, не боялся быть странным. Среди самых известных его творений стоит отметить «Парацельса». На картине изображена игральная карта, которая показывает двух осьминогов. Написал эту картину Андре перед отъездом в США.

И все же стоит упомянуть самые известные творения Бретона, а это вовсе не картины. Речь идет о стиховещах — творениях, которые соединяли в себе визуальное искусство и поэзию. Слова творец заменял на определенные предметы. Через некоторое время Бретон пришел к выводу, что картинки передают идеи и мысли гораздо лучше. Однако сам писатель все свои работы комментировал.

Литературный талант был силен в Андре. Самое известное его творение – роман «Надя», написанный в 1928 году. Автор самостоятельно проиллюстрировал его изображениями. Особенностью романа есть то, что Бретон, не слишком следя за сюжетом, предлагает читателю картинки для лучшего понимания. Нельзя обойти вниманием памфлет под названием «Труп», в котором Андре Бретон и его товарищи открыто радовались смерти Анатоля Франса, которого они считали «последним стариком французской литературы».

Поздние годы

С началом Второй мировой войны Бретон переехал в США, где продолжал заниматься любимым делом. Совместно с Эрнстом и Дюшаном он открыл Международную выставку искусств. Читал лекции о сюрреализме в Йельском университете. Участвовал в полемике с Дали, который поддерживал режим Франко. Его возмутило заявление Дали, который сказал следующее: «Сюрреализм – это я». В 1946 году публиковал множество трудов, организовывал много выставок. Последние годы своей жизни посвятил борьбе за то, чтобы его движение было независимо.

Известно, что Бретон сотрудничал с анархо-синдикалистами из Анархисткой федерации. Однако он отказывался принять чью-либо сторону. Андре был ярым противником колониальной политики, выступал против войн в Алжире и Индокитае. Он подписал «Манифест 121», который поддержали многие известные деятели Франции. Он касался обличения политики Франции в Алжире, которая была направлена на подавление освободительного движения.

Умер создатель сюрреализма в 1966 году, 28 сентября. Причиной смерти стало заболевание дыхательной системы. Известного человека похоронили на кладбище Батиньоль.

Подводя итоги статьи, хочется отметить еще несколько ярких произведений французского писателя: «Сообщающиеся сосуды», «Безумная любовь», «Фата Моргана», «Лампа в часах». Андре Бретон был необычайном человеком. Его трудный характер оправдывает то, что он сумел пойти против общепринятых норм и повести людей за собой. Для этого необходима сила и твердость, которой не хватало многим очень талантливым творцам. Огромная заслуга Бретона в том, что он не тихо создавал нечто иное, а рассказывал об этом всему миру.

www.syl.ru

Биография и книги автора Бретон Андре

Андре Бретон (фр. André Breton) — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма.

Бретон родился 19 февраля 1896 г. в нормандском городе Тиншебрей в буржуазной семье. Его отец некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако, работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому вполне предсказуемо, родители постарались дать своему единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где Андре стал студентом медицинского факультета.

В 1915 г. юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определенные коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

В 1919 г. в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919 г.

Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920 г. они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов.

Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы. После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924 году, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.

Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».

Лидерство Бретона приобретало все более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо. Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.

Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х он призывал сюрреалистов вступать в Партию Ублюдков, в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.

Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я».

В 1946 г. Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников.

Андре Бретон умер 28 сентября 1966 г. во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.

Самые известные работы
* «Магнитные поля», совместно с Филиппом Супо, 1919 (пер.1994)
* «Манифест сюрреализма», 1924 (пер.1986)
* «Надя», 1928—1963 (пер. 1994)
* «Второй манифест сюрреализма», 1929 (пер.1994)
* «Безумная любовь», 1937 (пер.2006)
* «Аркан 17», 1945
Библиография
* André Breton: Surrealism and Painting — edited and with an introduction by Mark Polizzotti.
* Manifestoes of Surrealism by André Breton, translated by Richard Seaver and Helen R. Lane. ISBN 0-472-06182-8
* Mauriac C., André Breton, P., [1949];
* A. Breton (1896—1966) et le mouvement surréaliste, «La Nouvelle revue francaise», 1967, avr., No 172;
* Carrouges М., A. Breton et les données fondamentales du surréalisme, [P., 1967].
* Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм/ Пер. с франц. Сергея Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002 (по указателю)
Публикации на русском языке
* Магнитные поля, Надя. Пер. Е. Гальцовой; Второй манифест сюрреализма. Пер. С. Исаева // Антология французского сюрреализма 20-х годов. Составление, комментарии, перевод С.Исаева и Е.Гальцовой. М.: ГИТИС, 1994. С. 12-60, 190—246, 290—342.
* Антология черного юмора [1940] // Сост., комментарии, вступ. статья С.Дубина. М.: Carte Blanche, 1999
* Поэзия французского сюрреализма. СПб: Амфора, 2003, с.17-46, 347—388
* Безумная любовь // Пер. и послесловие Там. Балашовой. М.: Текст, 2006

www.rulit.me

«Уж лучше жизнь» (Андре Бретон)

                                                                     АНДРЕ  БРЕТОН

 

                                                        

       Рассказывая о французской поэзии я, конечно же, не могу обойти молчанием это имя. Один из самых выдающихся поэтов Франции, основоположник сюрреалистического течения в литературе, Андре Бретон родился в городке Тиншебрей 19 февраля 1896 года в семье преуспевающего буржуа.

      У Андре не было братьев и сестер, поэтому родители дали своему единственному сыну лучшее классическое образование. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей. По окончании курса отправился в Сорбонну, где стал студентом медицинского факультета. Изучал медицину, предполагая заниматься в дальнейшем психиатрией, однако вскоре занялся литературным творчеством, стал писать стихи. Учителями он считал Стефана Малларме и своего друга Поля Валери.

       В 1915 году был мобилизован и на фронте познакомился с Аполлинером – поистине, судьбоносная встреча. Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

      После демобилизации возвращается в Париж и включается в литературную жизнь. Он входит в окружение Гийома Аполлинера, чью поэзию высоко ценит. В 1919 году сближается с Тристаном Тцара и другими дадаистами, переехавшими во Францию из Швейцарии (движение зародилось в Цюрихе.). Вместе с друзьями участвует в эпатажных дадаистских манифестациях.

      В 1924 году Бретон возглавил группу молодых поэтов и художников (Луи Арагон, Филипп Супо, Поль Элюар, Бенжамен Пере, Робер Деснос, Макс Эрнст, Пабло Пикассо и др.), которые стали называть себя сюрреалистами, пользовался у них непререкаемым авторитетом. В том же году опубликовал первый «Манифест сюрреализма» («Manifeste du surrealisme»), где сюрреализм определялся как «чистый психический автоматизм, при помощи которого предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом передавать реальное функционирование мысли», как «диктовка мысли вне всякого контроля разума, вне каких-либо эстетических и нравственных соображений». Бретон требовал полного разрушения всех существовавших до того психических механизмов и замены их механизмом сюрреалистическим, единственно возможным для постижения высшей реальности и для решения кардинальных вопросов бытия.

      Как основатель сюрреализма, Андре Бретон оказал огромное влияние не только на поэтов и писателей, но и на художников того периода. Так, в течение нескольких десятилетий молодые живописцы Франции, да и других стран, создавали художественные полотна, основываясь на теории сюрреализма.

      Характер поэта был непростым и авторитарным, и именно по этой причине многие ученики из его окружения со временем отдалились от него. Но эти изменения только придавали сюрреализму новые силы: место ушедших от Бретона Луи Арагона и Филиппа Супо заняли Бунюэль и Дали. Бретон вообще всегда был очень активен в социальной жизни, участвовал в различных радикальных движениях, и даже одно время был членом компартии Франции, вступив в нее в 1927 году вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром (был исключен из нее в 1933 году, в том числе и за критику замалчивания сталинских репрессий). Во время Второй мировой войны эмигрировал в США, по окончании вернулся во Францию и продолжал литературную деятельность, кроме того, увлекался алхимией и оккультными науками.

 

     Литературными шедеврами поэта по праву считаются книга «Сообщающиеся сосуды» (1932 г.), таинственный роман «Надя» (1928 г.), патетические дилогии «Магическое искусство» (1957 г.), а также книги «Бешеная любовь» (1937 г.) и «Аркан 17» (1945 г.)

     Сюрреализм Андре Бретона привлекает и подкупает своего рода уличной дерзостью, жесткой критикой помпезной эстетики и этики буржуазного общества — общества «спектакля». Его поразительный талант говорить не так, как все, делает его одной из самых значимых фигур французской литературы двадцатого века.

    Умер Андре Бретон 28 сентября 1966 года во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.

    Я приведу здесь три известных стихотворения Бретона, которые, благодаря удачным переводам, ярко характеризуют его стиль. А мое самое любимое – «Все школьницы разом».

 

 

                                                   Уж лучше жизнь

 

 Уж лучше жизнь чем плоские эти призмы кричащие краски

 Чем эти смутные времена и жуткие эти машины

                            в которых бьётся холодный пламень

 Чем перезрелый камень

 Уж лучше сердце — опасная бритва

 Чем бормочущий пруд

 Чем растекающийся по воздуху и по земле белый туман

 Чем брачный благовест который окрутит меня со вселенской суетой — 

    Уж лучше жизнь

 

 Уж лучше жизнь с путаницей простыней

 С рубцами побегов

 Уж лучше жизнь уж лучше круглый витраж над могилой моей

 Жизнь и рядом другой человек просто рядом другой человек

 Чтобы звучало ТЫ ЗДЕСЬ и в ответ раздавалось ТЫ ЗДЕСЬ

 Увы меня здесь в сущности нет

 но все же пускай мы и смерть превратим в игру —

 Уж лучше жизнь уж лучше жизнь достопочтенное Детство

 Лента которую из кармана тянет факир

 Похожая на рельсу по которой куда-то пятится мир

 Даже если солнце — просто обломок затонувшего корабля

 Все равно оно похоже на женское тело

 И мыслишь провожая взглядом всю траекторию

 Или просто закрыв глаза на таинственную грозу что зовется твоею рукой —

    Уж лучше жизнь

 

 Уж лучше жизнь с ее залами ожидания

 Где знаешь что все равно тебя не допустят внутрь

 м чем эти хоромы для омовений

 Где тебя окрутят под видом услуги и неги

 Уж лучше жизнь бесприютная длинная

 Чтобы книги запирались на самых надежных полках

 Чтобы там было лучше легче вольнее —

    Уж лучше жизнь

 

 Уж лучше жизнь презрительная подоплека

 Этой разительной красоты

 Как противоядие совершенству которое так желанно и так жестоко

 Жизнь это девственные листы подорожной

 Городишко навроде онт-а-Муссона

 и поскольку сказалось все раз навсегда —

    Уж лучше жизнь     

 

 

 

               Совершенно белые мужчина и женщина

 

 Я вижу волшебных проституток укрывшихся под зонтами

 Их платья древесным цветом слегка поджелтил фонарь

 Они гуляют а рядом свисают лохмотья обоев

 Сердце щемит как посмотришь на этот полуразрушенный дом

 На беломраморную раковину слетевшую с каминной доски

 На смутные вереницы вещей в зеркалах вставших за ними

 Кварталом где бродят они овладевает

 Великий инстинкт сгоранья

 Они подобны опаленным цветам

 Далекий их взгляд взвивает камни вихрем

 Но сами они неподвижны и пропадают

 В сердцевине этого смерча

 Для меня ничто не сравнится со смыслом их вялых мыслей

 Свежестью ручья куда они окунают тень своих остроносых

 ботинок

 Плотностью летучих клочков сена их затмивших скрывших из

 виду

 Я вижу их груди последние капельки солнца в глубоком мраке

 Они опадают вздымаются и этот ритм единственная

 Точная мера жизни

 Я вижу их груди и это звезды

 Качающиеся на волнах

 Их груди внутри которых всегда рыдает незримое синее

 молоко

 

 

 

                                            Все школьницы разом

 

Часто ты вонзая в землю каблук говоришь как если бы

На кусте раскрывался цветок дикого

Шиповника кажется целиком слитого из росы

Говоришь Все море и все небо ради одной

Детской счастливой сказки в стране пляски а лучше ради

Одного объятия в тамбуре поезда

Летящего в тартарары сквозь пальбу на мосту а еще лучше

Ради одной бешеной фразы из уст

Глядящего на тебя в упор

Окровавленного человека чье имя

В отдалении перелетает с дерева

На дерево то появляясь то исчезая среди

Нескончаемых снежных птиц

Одной фразы Где же всё где

И когда ты так говоришь все море и все небо

Рассыпаются брызгами словно

Стайка девочек по двору интерната

С очень строгими правилами поведенья

После диктанта в котором они быть может

Вместо «вещее сердце»

Написали «вещи и сердце»

 

corrente-1.livejournal.com

Бретон. Дуче сюрреализма :: Частный Корреспондент

 

 

Мнения

Николай Подосокорский
Виртуальная дружба

Тенденции коммуникации в Facebook

Дружба в фейсбуке – вещь относительная. Вчера человек тебе писал, что восторгается тобой и твоей «сетевой деятельностью» (не спрашивайте меня, что это такое), а сегодня пишет, что ты ватник, мерзавец, «расчехлился» и вообще «с тобой все ясно» (стоит тебе написать то, что ты реально думаешь про Крым, Украину, США или Запад).

Марат Гельман
Пособие по материализму

«О чем я думаю? Пытаюсь взрастить в себе материалиста. Но не получается»

Сегодня на пляж высыпало много людей. С точки зрения материалиста-исследователя, это было какое-то количество двуногих тел, предположим, тридцать мужчин и тридцать женщин. Высоких было больше, чем низких. Худых — больше, чем толстых. Блондинок мало. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Четверть — молодежь. Пытливый ученый, быть может, мог бы узнать объем мозга каждого из нас, цвет глаз, взял бы сорок анализов крови и как-то разделил бы всех по каким-то признакам. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.

Дмитрий Волошин, facebook.com/DAVoloshin
Теория самоневерия

О том, почему мы боимся реальных действий

Мы живем в интересное время. Время открытых дискуссий, быстрых перемещений и медленных действий. Кажется, что все есть для принятия решений. Информация, много структурированной информации, масса, и средства ее анализа. Среда, открытая полемичная среда, наработанный навык высказывать свое мнение. Люди, много толковых людей, честных и деятельных, мечтающих изменить хоть что-то, мыслящих категориями целей, уходящих за пределы жизни.

facebook.com/ivan.usachev
Немая любовь

«Мы познакомились после концерта. Я закончил работу поздно, за полночь, оборудование собирал, вышел, смотрю, сидит на улице, одинокая такая. Я её узнал — видел на сцене. Я к ней подошёл, начал разговаривать, а она мне «ыыы». Потом блокнот достала, написала своё имя, и добавила, что ехать ей некуда, с парнем поссорилась, а родители в другом городе. Ну, я её и пригласил к себе. На тот момент жена уже съехала. Так и живём вместе полгода».

Михаил Эпштейн
Симпсихоз. Душа — госпожа и рабыня

Природе известно такое явление, как симбиоз — совместное существование организмов разных видов, их биологическая взаимозависимость. Это явление во многом остается загадкой для науки, хотя было обнаружено швейцарским ученым С. Швенденером еще в 1877 г. при изучении лишайников, которые, как выяснилось, представляют собой комплексные организмы, состоящие из водоросли и гриба. Такая же сила нерасторжимости может действовать и между людьми — на психическом, а не биологическом уровне.

Лев Симкин
Человек из наградного листа

На сайте «Подвиг народа» висят наградные листы на Симкина Семена Исааковича. Моего отца. Он сам их не так давно увидел впервые. Все четыре. Последний, 1985 года, не в счет, тогда Черненко наградил всех ветеранов орденами Отечественной войны. А остальные, те, что датированы сорок третьим, сорок четвертым и сорок пятым годами, выслушал с большим интересом. Выслушал, потому что самому читать ему трудновато, шрифт мелковат. Все же девяносто.

 

Календарь

Олег Давыдов
Колесо Екатерины

Ток страданий, текущий сквозь время

7 декабря православная церковь отмечает день памяти великомученицы Екатерины Александрийской. Эта святая считалась на Руси покровительницей свадеб и беременных женщин. В её день девушки гадали о суженом, а парни устраивали гонки на санках (и потому Екатерину называли Санницей). В общем, это был один из самых весёлых праздников в году. Однако в истории Екатерины нет ничего весёлого.

Ив Фэрбенкс
Нельсон Мандела, 1918-2013

5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Когда он болел, Ив Фэрбенкс написала эту статью о его жизни и наследии

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Молот ведьм. Существует ли колдовство?

5 декабря 1484 года началась охота на ведьм

5 декабря 1484 года была издана знаменитая «ведовская булла» папы Иннокентия VIII — Summis desiderantes. С этого дня святая инквизиция, до сих пор увлечённо следившая за чистотой христианской веры и соблюдением догматов, взялась за то, чтобы уничтожить всех ведьм и вообще задушить колдовство. А в 1486 году свет увидела книга «Молот ведьм». И вскоре обогнала по тиражам даже Библию.

Александр Головков
Царствование несбывшихся надежд

190 лет назад, 1 декабря 1825 года, умер император Александра I, правивший Россией с 1801 по 1825 год

Александр I стал первым и последним правителем России, обходившимся без органов, охраняющих государственную безопасность методами тайного сыска. Четверть века так прожили, и государство не погибло. Кроме того, он вплотную подошёл к черте, за которой страна могла бы избавиться от рабства. А также, одержав победу над Наполеоном, возглавил коалицию европейских монархов.

 

Интервью

«Музыка Земли» нашей

Пианист Борис Березовский не перестает удивлять своих поклонников: то Прокофьева сыграет словно Шопена – нежно и лирично, то предстанет за роялем как деликатный и изысканный концертмейстер – это он-то, привыкший быть солистом. Теперь вот выступил в роли художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли», где объединил фольклор и классику. О концепции фестиваля и его участниках «Частному корреспонденту» рассказал сам Борис Березовский.

Андрей Яхимович: «Играть спинным мозгом, развивать анти-деньги»

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян — известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа — нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов: «Как только я найду Бога – умру, но для меня это будет счастьем»

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

www.chaskor.ru

Список книг и других произведений Андре Бретон Сортировка по году написания

Андре́ Брето́н (фр. André Breton, 19 февраля 1896, Теншебре, Франция — 28 сентября 1966, Париж) — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма.

Краткая биография
Бретон родился 19 февраля 1896 года в нормандском городе Теншебре в буржуазной семье. Его отец некоторое время прослужил в канцелярии жандармерии, однако, работа в государственном секторе была непродолжительной: вскоре он устроился в частную контору. У Андре не было братьев и сестер, поэтому вполне предсказуемо, родители постарались дать своему единственному сыну классическое образование, открывающее дорогу к престижной и доходной профессии. Бретон окончил церковную школу, затем учился в одном из парижских колледжей, чтобы по окончании курса отправиться в Сорбонну, где Андре стал студентом медицинского факультета.

В 1915 году юный врач был мобилизован: Первая мировая война вносила определенные коррективы в жизнь каждого француза. Уже на фронте Андре, служивший санитаром, познакомился с известным поэтом Гийомом Аполлинером. Эта встреча стала поистине судьбоносной для начинающего психолога Бретона: Аполлинер представил его Филиппу Супо, который впоследствии станет ближайшим соратником Андре. Луи Арагон, еще один фронтовой товарищ Бретона, открыл для него творчество Лотреамона.

В 1919 году в одном из литературных журналов было опубликовано сочинение Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля», написанное с применением нового метода творчества — автоматического письма. Именно эта работа стала предвестником сюрреализма: многие элементы этого художественного направления проявились уже в 1919 году.

Вокруг Бретона сформировался кружок талантливых эпатажистов: Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Начиная с 1920 года они стали устраивать шокирующие презентации своих работ, регулярные драки на банкетах, многочисленные скандалы. Буржуазная публика с опасениями следила за приключениями молодых поэтов.

Бретон отлично понимал, что стихийность и перманентное бунтарство не смогут стать фундаментом новой художественной платформы. После публикации первого Манифеста сюрреализма, состоявшейся в 1924 году, движение сюрреалистов обрело ясную программу, декларативно изложенную в документе, и вождя, которым стал Андре Бретон.

Затем последовал памфлет «Труп», в котором Бретон и товарищи радовались смерти Анатоля Франса, которого они называли «последним стариком французской литературы».

Лидерство Бретона приобретало все более авторитарный характер: скандалы и склоки затронули сюрреалистический кружок. Группу покинули ближайшие соратники Бретона Роже Витрак и Филипп Супо. Однако творческая деятельность становилась все более продуктивной: в доме Бретона на улице Фонтэн было открыто Бюро сюрреалистических исследований, стали издаваться многочисленные сюрреалистические журналы. Идеи движения стали поистине интернациональными: кружки, подобные бретоновским, стали открываться в других европейских столицах.

Интересно отметить, что постоянная ротация состава, столь характерная для окружения Бретона, приносила свои плоды. Молодая кровь, казалось, придавала сюрреализму новые силы: место Арагона и Супо заняли Бунюэль и Дали.

Бретон принимал участие в политической жизни: в 1920-х годах он призывал сюрреалистов вступать в Французскую коммунистическую партию (членом которой был с 1927 года до исключения в 1933 году и последовавшего конфликта с Ильёй Эренбургом на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году), в 1930-х — встречался со Львом Троцким в Мексике. Андре устраивает по всему миру выставки сюрреалистического искусства, в США представления были чрезвычайно успешны — многие искусствоведы утверждают, что поп-арт вырос из зерна, брошенного выставкой сюрреалистов 1942 года.

Во время Второй мировой войны Андре Бретон жил в США, где продолжал литературное творчество, вступил в полемику с поддержавшим режим Франко Сальвадором Дали после того, как испанский художник заявил: «Сюрреализм — это я».

В 1946 году Бретон опубликовал во Франции множество своих работ, организовал ряд выставок. Все последующие годы он боролся за независимость движения от различных внутренних и внешних источников. Одновременно он с единомышленниками и после войны продолжал участвовать в леворадикальном движении, сотрудничая с рядом троцкистских групп, а также анархо-синдикалистами и платформистами из Анархистской федерации (носившей с 1953 года название Федерации либертарных коммунистов), отказываясь примыкать к какой-то одной стороне в многочисленных расколах и дроблениях. Бретон выступал активным противником колониализма, войн в Индокитае и Алжире, в частности, подписал «Манифест 121», в котором известные французские интеллектуалы обличали подавление Францией освободительного движения в Алжире.

Андре Бретон умер 28 сентября 1966 года во время обострения болезни дыхательных путей. Похоронен на кладбище Батиньоль.

Самые известные работы:

«Магнитные поля», совместно с Филиппом Супо, 1919 (пер.1994)
«Манифест сюрреализма: Растворимая рыба», 1924 (пер.1986)
«Надя. Женщина, преобразовавшаяся в книгу», 1928—1963 (пер. 1994)
«Второй манифест сюрреализма», 1929 (пер.1994)
«Сообщающиеся сосуды» (1932)
Сборник эссе «Рассвет» (1934)
«Безумная любовь», 1937 (пер.2006)
поэма «Фата Моргана» (1940, запрещена во Франции правительством Виши)
«Пролегомены к третьему манифесту сюрреализма, или Нет» (1942)
«Аркан 17», 1945
«Лампа в часах» (1948)

librebook.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *