Содержание

Проверяемые безударные гласные в корне слова (40 примеров)

Проверяемые без­удар­ные глас­ные — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ния грам­ма­ти­че­ской фор­мы сло­ва.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без уда­ре­ния:

  • соло́ма
  • украше́ние
  • при́городный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой мор­фе­мы:

1. при­став­ки

  • на́дпись
  • о́тсвет
  • вы́линять

2. суф­фик­са

  • отпили́ть
  • свежо́
  • удивле́ние

3. окон­ча­ния

  • золото́й
  • трава́
  • морско́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся уда­ре­ни­ем.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом.

Правило

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая в том же сло­ге высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если подо­брать к нему род­ствен­ное сло­во или изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • входи́ть — вход;
  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;
  • раздели́ть — разде́л;
  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • накорми́ть — нако́рмит;
  • хвали́ть — хва́лит;
  • нога́ — но́ги;
  • зализа́ть рану — ли́жет.

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;
  • часто­та́ — ча́стый;
  • накали́ть — накал;
  • испаре́ние — пар;
  • сократи́ть — кра́ткий;
  • плати́ть — опла́та, пла́тный.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим уда­ре­ни­ем:

  • наколи́ бабоч­ку — ко́лет;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • угрожа́ть — угро́за;
  •  умолять — мо́лит;
  • вышколи́ть — шко́ла.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми:

  • навева́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • обежа́ть дом — бег;
  • вперёд — спе́реди;
  • прореди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • потеря́ть — поте́ря;
  • освеще́ние — свет.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • обижа́ть малы­ша — оби́да;
  • примири́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прожива́ть в доме — жить;
  • чисто­та́ в кухне — чи́стый;
  • списа́ть сло­ва — пи́шет.
Предлагаем прой­ти тест на тему «Правописание без­удар­ных глас­ных в корне сло­ва».

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные в корне сло­ва — это неуда­ря­е­мые глас­ные, напи­са­ние кото­рых про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы.

Чтобы понять, что такое без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва, нач­нем с того, что сло­ва рус­ско­го язы­ка про­из­но­сят­ся с выде­ле­ни­ем голо­сом глас­но­го зву­ка одно­го из его сло­гов.

Понаблюдаем:

  • кра-со-та́
  • о-кно́
  • бле-сти́т

Выделение глас­но­го зву­ка в сло­ге силой голо­са, повы­ше­ни­ем его тона и дол­го­той зву­ча­ния — это уда­ре­ние в сло­ве.

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние явля­ет­ся одной из фоне­ти­че­ских при­мет слов. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет лек­се­мы:

  • и́рис и ири́с;
  • за́пах и запа́х.

Что такое безударные гласные корня?

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние может нахо­дить­ся на глас­ных зву­ках раз­ных частей сло­ва:

  • в при­став­ке

вы́пустить, на́пуск, ро́зыгрыш;

посо́л, ле́пка, со́лнечный;

убега́ть, отрази́ть, горячо́

  • в окон­ча­нии

мольба́, дож­дево́й, вет­ряно́й.

Когда в сло­ве голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный звук любой дру­гой мор­фе­мы, кро­ме кор­не­вой, тогда глас­ный кор­ня ока­зы­ва­ет­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, из-за чего слы­шит­ся неяс­но. Такой глас­ный кор­ня назы­ва­ет­ся без­удар­ным.

Безударные глас­ные кор­ня — это глас­ные зву­ки, кото­рые не выде­ля­ют­ся голо­сом и тре­бу­ют про­вер­ки для пра­виль­но­го напи­са­ния.

Русская орфо­гра­фия осно­вы­ва­ет­ся на мор­фо­ло­ги­че­ском прин­ци­пе пись­ма. Суть его состо­ит в том, что неза­ви­си­мо от зву­ча­ния в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. Если исхо­дить из это­го прин­ци­па, то без­удар­ные глас­ные кор­ня пишут­ся все­гда оди­на­ко­во, то есть так же, когда они нахо­дят­ся под уда­ре­ни­ем и, соот­вет­ствен­но, слы­шат­ся чет­ко и ясно.

А как узнать, какую бук­ву в корне сло­ва сле­ду­ет напи­сать в без­удар­ном поло­же­нии?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные глас­ные в корне, сле­ду­ет подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром сомни­тель­ный глас­ный ока­жет­ся в силь­ной фоне­ти­че­ской пози­ции — под уда­ре­ни­ем.

Понаблюдаем:

  • закрепи́ть — кре́пкий;
  • посоли́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва
1. Один — мно­го
волна — во́лны
1. Большой — малень­кий
ковёр — ко́врик
2. Много — один
паруса — па́рус
2. Маленький — боль­шой
площад­ка — пло́щадь
3. По вопро­су:
Где?
моря — в мо́ре
Что делал?
Что дела­ет?
писал — пи́шет
3. Назови лас­ко­во
зима — зи́муш­ка
4. Какой? — Что?
зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что?
плясал — пля́ска

Безударные глас­ные кор­ня мож­но про­ве­рить дву­мя спо­со­ба­ми:

1. подо­брать одно­ко­рен­ные сло­ва

  • подари́ть — дар, пода́рок;
  • поглоща́ть — гло́тка;
  • зелёный — зе́лень;

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва

  • писа́ть — пи́шет;
  • большо́й — бо́льше;
  • страна́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать одно­ко­рен­ное сло­во.

Примеры

  • сиде́ть — си́дя;
  • посвяти́ть — свя́тость;
  • посвети́ть — свет;
  • скрипе́ть — скрип;
  • весе́нний — вёс­ны;
  • полоска́ть рот — поло́щет;
  • поласка́ть ребен­ка — ла́ска;
  • сторожи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • умоля́ть — мо́лит;
  • умали́ть зна­че­ние, роль — ма́лый;
  • о́зимь — зи́мний;
  • о́земь — о зе́млю.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют без­удар­ные глас­ные в корне слов, про­ве­ря­е­мые и не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В неко­то­рых сло­вах без­дар­ные глас­ные в корне невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем,  даже если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать к ним одно­ко­рен­ные сло­ва.

Понаблюдаем:

  • воображе́ние — дам волю воображе́нию, маль­чик с раз­ви­тым воображе́нием, пого­во­рим о воображе́нии;
  • воображе́ние — вообрази́ть, вообража́ть, вообража́емый, вообража́ла.

Сделаем вывод, что в сло­ве «вооб­ра­же­ние» и род­ствен­ных лек­се­мах име­ет­ся орфо­грам­ма «непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва».

Это так назы­ва­е­мые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния. Среди таких слов име­ют­ся искон­но рус­ские сло­ва, но в боль­шин­стве сво­ем эти сло­ва при­шли из дру­гих язы­ков. Их орфо­гра­фия зафик­си­ро­ва­на в сло­ва­рях.

Слова с непро­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне явля­ют­ся сло­вар­ны­ми.

Правописание наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных слов сле­ду­ет про­сто запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

Примеры

  • або­ри­ген, аро­мат;
  • баг­ро­вый, бор­до­вый, бор­дюр;
  • ватруш­ка, вине­грет, вести­бюль, вир­ту­оз;
  • гори­зонт, гар­мо­ния, гастро­ли;
  • деле­га­ция, диа­па­зон, дис­ци­пли­на;
  • ини­ци­а­ти­ва, ини­ци­а­лы;
  • ковар­ный, ката­стро­фа, кок­тейль, ком­по­нент, кон­фор­ка, кобу­ра;
  • ладонь, лазур­ный;
  • мат­рос, моло­ко, медаль;
  • нава­жде­ние, него­до­вать;
  • оба­я­ние, обо­ня­ние, оран­же­вый
  • палит­ра, пали­сад­ник, пано­ра­ма, поли­кли­ни­ка, пара­метр, при­ви­ле­гия;
  • ста­кан, ста­ди­он, сто­ляр;
  • табу­рет, тро­туар;
  • фон­тан
  • элик­сир, эти­кет­ка.

Видеоурок

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Безударные гласные в корне слова: проверяемые и непроверяемые

Слова, содержащие безударную гласную в корне, можно разделить на три группы:

  1. Слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
  2. Слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
  3. Слова с чередующимися гласными.

Проверяемые безударные гласные

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова проверяется ударением.

Безударные гласные могут вызывать затруднения в правописании потому, что произносятся нечётко и неясно. Безударные гласные можно проверить с помощью ударения, так как в безударном слоге пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном.

Рассмотрим способы проверки безударных гласных в корне слов:

  1. Изменение формы слова, например:

    окно́ — о́кна, леса́ — лес

    Изменить форму слова можно несколькими способами:
    • Изменение числа у существительных:

      окно́ — о́кна, лиса́ — ли́сы

    • Изменение падежа:

      дожде́й — дождь, вода́ — во́ду

    • Изменение рода у глаголов прошедшего времени:

      трясла́ — тряс, рвала́ — рвал

    • Изменение времени глаголов:

      ползёт — полз, боро́лся — бо́рется

    • Образование краткой формы прилагательного:

      криво́й — крив, косо́й — кос

  2. Подбор однокоренного слова, например:

    слеза́ть — зале́зть, коню́шня — конь

В некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой

е, проверяется словом с буквой ё:

темно́ — тёмный, лете́ть — полёт

Следовательно, если в корне под ударением пишется буква ё, то без ударения в корне будет е.

Примечание: при подборе проверочного слова следите за значением корня. Будьте внимательны с неродственными словами, имеющими сходное звучание, но разное значение. Например:

увидать (ви́деть) — увядать (вя́нуть)

старожил (ста́рый) — сторожил (сто́рож)

примерять (ме́рить) — примирять (ми́рить)

леса (лес) — лиса (ли́сы)

Обратите внимание что нельзя проверять безударную гласную ударением если:

  1. Корень содержит чередующиеся гласные:

    заго

    ра́ть — зага́р, зо́ри — заря́

  2. Глагол несовершенного вида содержит суффикс -ыва- (-ива-), а проверить нужно безударную гласную в глаголе совершенного вида:
  3. опозда́ть (по́здно) — опа́здывать

Непроверяемые безударные гласные

Безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. Существует много слов с непроверяемыми безударными гласными, например:

собака, шаблон, яблоко, легальный

Правописание таких слов следует запомнить. Если у вас возникнут сомнения, какую букву надо написать, то следует смотреть правописание в словаре.

naobumium.info

Безударные гласные — Проверяемые безударные гласные в корне

Комментарии преподавателя

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: гора  (горы, горный), набрать  (набранный), земляной (овсяный), в доме   (в столе).

 

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

 

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

например: вода  (воды, водный), сады  (сад, садик), свинья (свиньи), яйцо  (яйца ), говорить  (говор, разговор

), молодой  (молод, молодость, молоденький), жара  (жар, жаркий), шалун  (шалость).

 

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам. Так, безударные неполногласные сочетания рала (врата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные орооло (ворота, короткий, борозды, голова, волочить).

 

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная опроверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

 

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -ементфранцузского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий. Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

 

 

 

При выборе написания о   или а   в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-  (-ива-).

 

 

 

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголовбросать, топтать, смотреть, молчать  следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать  и т. п.).

 

 

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

 

Сравните  попарно слова: частота  (частый) и чистота (чистый), поласкать  (ласка) и полоскать  (полощет), пары  (мн. ч., ср.пар ) и до поры  (ср. до сих пор), леса  (мн. ч., ср. лес) и лиса  (ср. лисы, лисонька), посидеть  (сидя) и поседеть  (сед , кр. ф. от седой), развивать (развить) и развевать  (веять), разрядить  (разряд) и разредить (редкий), осветить  (свет, осветит) и освятить  (свят, святость),примерять  (мерить) и примирять  (м. р.).

 

 Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о  (на письме ё). Сравните: белить (белый) и вела  (вёл), село  (сёла  и сельский ), шелестеть  (шелест ) ишелка  (шёлк), жемчуга  (жемчуг ) и желудей  (жёлудь).

www.kursoteka.ru

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: водаводный, воды.

О,А

1.В…ренье, в…лчата, к…чели, скв…рцы, гл…зной, г…ра, др…зды, г…стинец, В…-лентин, гр…ница, г…рняк, д…вно, д…ле-ко, д…рить, д…ждливый, Д…ЛЖНИК, до­машний, д…чурка, ж…рища, В…рвара,з..-л…тистый, к…тушка, к…злёнок, н…га, ч..-сы, оп… дают, нав…днение, исп…ряют.

2. К…нюшня, к…шачий, с.рняк, н…винка, н…сишко, н…чник, за…стрить, п…стух, кр…льчиха, Гл…фира, п…рное, пл…до­родный, упр.,.влять, п…чтальон, р…ди-тели, В…силий, р…беть, с.довник, ск…-

зать, скворечник, см…треть, п…рник, к…менистая, р…дник, ст…рик, т…йник.

  1. С.лонка, Ан…стасия, ст…ловая, к…- мок, тр…па, под н…гами, стр…ение, т..н- цевать, б…бры, с.сновый, зап…х, тр…- винкаэ похв…ла, тр…стинка, вых…д, х…- ровой, пл…тина, хр…брец, хл…пушка, оч…рование, ч…стокол, прош…гать, ст…- рожка, х…рек, спл…шная, спр…сил.

  2. В…лить, ск-.-листый, нак…лол, хв…инки, т…нул, охр…няют, в.-.лосок, д…ска, по- пр…вляют, лош…дь, зат…ился, …зера, стр…на, хл…п…тливые мур…вьи, пов…р, нап…лняет, к…тать, зв…нок, п…хучие, к…ньки, пл…щадка, погл…дать к…ру, Ек…терина, к…ссир, в…жак, зн…чок.

  3. Пож…лей, сп…сает, м…стерят, зав…лил, кр…савица, к…лючки, б…льной, т…ека­ ли, выс.хли, ут…пают, кр…снеет, п…ле­ вая, Н…талья, п…хали, сп…сение, м…л- чат, м…хнатый, дог…дались, ст…ит, по кр…ям, ж…ра, г…рбы, …куньки, в б…ру, г…ревать, в…лчата, тр…стники, т…щил, сл…мался, Константин, к…чать.

  4. На пл…тах, Н…дежда, пл…та, зл…дей, д…лёкий, дост…ют, нак…пают, с.жают, л…шадка, л…екает, кл…довая, д…брота,

сп…дает, пос.ди, д…мишко, хл…почут, ч…совщик, к…ток, к…силка, В…лерия, зас.рять, м…кушка, м…шкара, л…пата, х…л…да, к…рмушки, спр…ведливыи, бо­лезнь, б…евик, ч…родейка, хв…сты.

  1. К…вер, б…льшой, ус.дил, вр…чи, п…ра, л…дошки, ухв…тились, в…лнушки, п…ют, к…лючие к…мочки, см…ла, г…л…ва, к…- за, к…зался, м…лыши, под…рить, ш…р- фы, ск…льзить, п.-.ляны, П…лина, гр…- чи, кр…ты, ст…лбы, дв…ры, уп…лзал, Ст…нислав, жур…влиный к…сяк, р…са, ч…совой, хр…брец, зав…рил, р…дился.

  2. Голодный, бр…дить, выск…чила, м…ря, уг…стили, р…дная, п…роход, пол…вить, пол…екать, пол…екать, разн…сить, сл…- ва, др…чливый, с.виный, Т…тьяна, по- к…залась, тр…ва, сч…стливый, нев…д, покр…шить, х…теть, х…дули, тр…вяной, уст…реть, расп…шонка, х…лмы, п…ясок, н…чевать, …вчина, М…рия, зв…нить.

Е,И,Я

1.Гр…бной, в…сна, р…бина, оз…ро, л…док, с.стра, л…сной, д…ла, зв…рьки, ч…сло, гн…здо, б…льчата, стр…жи, Л…онид, ч…-тыре, стр…ла, цв…тной, св…ча, м…сной, ш…рокий, д…твора, уш…вать, ч…тать,

поч…рк, ч…стота, ц…почка, оц…нить, з…рносклад, з…ркальныи, з…мля, ц…ркач, тр…щит, Т…ПЛО, приц…пил.

  1. Ц…нтральныи, цв…тник, нат…нул, т…- жёлый, з.-.мля, Ал…ксей, потрясение, с.нева, с.дит, тр…скотня, т…шина, т…чение, п…тье, …довитый, т…енота, р…довой, т…рпеть, ст…кло, сн…гирь, сл…дить, в…ртеть, л…стопад, с.рдечко, л…дник, кр…чать, кл…вать, з…мовщик, Гр..торий, зел…нь.

  2. Разъ…дать, с.лач, св…стун, Св…тлана, ч…нить, л…жачий, св…нина, св…тлеть, св…рло, передв…гают, по…с, с.довник, осв…щали, л…нейка, п…так, з…мной, обл…тела, р…чистый, л…пили, раз­ виться, выр…зать, П…ТНИСТЫЙ, задр…- мал, пч…линый, выпр…мить, взгл…нул, зв…ринец, ж…на, на б…р..ту р…чушки.

  3. Пл…сать, пл…чистый, п…сатель, п…вец, созр…вает, н…зина, сп…шат, л…стопад, нар…дились, С…мен, дов…рять, прип…- кает, оп…риться, од…ночество, кор…нь, м…ровая, об…зательно, в…зание, раз- д…валка, м…довый, л…карство, ул…та­ ют, л…сник, изв…нять, об…жать, зм…я, про..трать, п…лить, п…тёрка.

5. Д…сяток, выд…ржкат д…нек, разглядеть, гн…здиться, вр…дитель, вр…мена, ч…- жи, в…ртеть, повстр…чали, М…хаил, по- в…зжать, в…сеть, в…щица, в…черний, изв…щать, тр…скучий, л…нивая, в…т- вистый, в…ршина, дов…рять, гр…да, на- с.комое, в…с..лить, в…снушки, в…зан-

ки, зв…здопад, осв…тил.

6. Заб…вать, б…лить, в…шневый, св…нья, нап.-.сал, д…ржал, см…льчак, св…зать, Л…НИВЫЙ, кл…новый, заскр…пели, пор…- дел, л…жит, л…дяной, выв…ла, л…дя- ная, зам…рзает, гр…знить, р…веть, sa­ il^. ..щать, объ…снил, проч…тал, л…сточ­ ки, Ел…завета, стр…жи, ж…лток, прож…- вать, проживать, при…зжать, ст…на.

7.Ч…рвяк, р…бина, скр…пучий, от…желе-ли, р…бит, скр…пач, пол…лись, по с.лу, уд…вительно, выгл…нет, вып…л, р…ка, в ст….пи, сн…га, шм…ли, л…ства, ст…на, в л…су, приближение, ср…зать, с.няк, т..-нистая, В…ктория, по…вилось, изм…ни-лось, св…тает, переливалась, подг…ба­ют, зам…чание, пр…мая, ж…лой, дл…на.

8. Расп…вают, м…тель, б…гут, пт…нец, п…-рина, оч…щают, п…рнатые, ст…ловая, прил…пила, в…сят на в…твях, т…мнота, осв…жает, ж…льё, передв…гает, в…дны

л…са, н…беса, З…наида, д…тишки, р…чная, м…стечко, п…щат, л…сичка -с.стричка, ш…рокая, л…зала, св…ча, зар…дить, гр…бок, согр…вает.

9.0ж…вают, Ш…ПОВНИК, закр.-.пили, на щ..-ках, ч…рника, по…вилась, кл…сты, за-цв…тает,сб…гают, б…дняга, б…лить, с…-неет, прибл…жаться, ч…татель, б…дняк, б…лобровый, тр…щание, сн…жинка, от-т…пель, ст…колыцик, сн…говик, сл…до-пыт, св…нья, вып…чка, л…докол.

Ю.Св.-.стит, пров…рять, св…тлячок, Ст…-пан, л…чить, обл…гчить, подз…мелье, зв…здолет, прив…дение, в…сенний, до-в…рять, прибл…жается, П…трович, за-п…вал, зап…вал, пос.дел, пос.дел, от-в…рить, отв…рить, прос.ка, подт…нули, пл…скались, пригр…вает, взъ…решен­ный, разъ…ренный.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ

studfiles.net

Карточки с заданиями по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Карточка №1.

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

4) Видит око далеко, а ум ещё дальше.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

________________________________________________________________________________________________

Карточка№2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. за б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

е и я а о

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

_______________________________________________________________________________________________

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

_______________________________________________________________________________________________

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

doc4web.ru

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

_______________________________________________________________________

  1. В каждой строчке найдите буквы В и З.

  1. «Знаешь ли ты правило»? Вставь пропущенные гласные в однокоренные слова.

  1. Самостоятельная работа. Спиши, вставь безударную гласную (в скобках запиши проверочное слово), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные х_л_да ( ). Снег завалил с_довые ( ) дорожки . Птицы з_мой ( ) г_л_дают ( ). Дети устроили для птиц к_рмушки ( ). Девочки насыпали пш_на ( ). Г_лодные ( ) птицы быстро скл_вали ( ) весь корм. Как хор_шо ( ), что у птиц есть настоящие друзья!

  1. Исправь ошибки!

Зема  ухадить не хочет. Прячет  последний  снижок  в лису.  Воздух   день от дня типлее.  Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила  трапинки.  Звенит висёлая копель.

Вот и верба нарядилась в белые  сирёжки.  На солнечной палянке появилась  молодая трова.

  1. К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

  1. Исправь ошибки. Почему они вызывают смех ?

Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя все слизал.

Мама отварила дверь.

  1. Поднимись в гору и спустись с нее, подбирая проверочные слова и вставляя буквы в свободные клетки. Составь предложения с каждым проверочным словом.

  1. Из предложенных трёх слов выбери одно — проверочное, предварительно поставив ударение во всех словах. Проверочное слово подчеркни.

Садовый — садовник, сады, садик.

Лиса — лисичка, лисонька, лисята.

Лесник — лесок, лесоруб, лес.

Снежок — снег, снегирь, снежинка.

Вода — водяной, водичка, водный.

Гроза — грозовой, грозы, грозит.

Трава — травушка, травинка, травяной.

Вязать — вязание, вязаный, вязала.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *