Конспект «Правописание личных окончаний глаголов»
Орфограмма: правописание личных окончаний глаголов. Личные окончания глаголов — окончания форм настоящего и простого будущего времен глагола, а также глаголов в повелительном наклонении. Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и простого будущего времен различается в зависимости от типа спряжения глаголов:
Алгоритм определения окончания глаголов
1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:
- Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения
- Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.
- Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.
2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)
- II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению ), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).
- I спряжение: все остальные глаголы, а также глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!
- веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
- клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.
Конспект урока «Правописание личных окончаний глаголов».
Следующая тема: «Правописание суффиксов причастий».
Разделы: «Орфография» и «Глагол»
Правописание личных окончаний глаголов
5 (100%) 1 voteuchitel.pro
Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов
Documents войти Загрузить ×- Искусство и гуманитарные
- Письмо
- Написание
Related documents
Урок русского языка в 6 классе
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме «Глаголы
Урок русского языка в 4 классе по учебно
Практическая работа Ц е л ь: отработать навык правописания
Document 4709984
Изменение глаголов по лицам и числам
План-конспект урока русского языка в 4 классе:
Русский язык. УМК «Гармония», 4 класс. (DOC, 35 Кб)
Глаголы-исключения и группы риска
Глагол
Помогаешь другим – учишься сам.
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе.
Тема: Изменение глаголов по числам
studydoc.ru
Тест: Глагол. Спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями
Тест проверяет умения определять спряжение глагола, умение правильно писать безударные личные окончания глаголов.
Русский язык 4 класс | Автор: Индюкова Римма Юрьевна | ID: 1990 | Дата: 8.4.2014
«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;}; if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;}; } }о прохождении теста
testedu.ru
Правописание глаголов | интернет проект BeginnerSchool.ru
Ранее, мы научились определять спряжения глаголов по их личным окончаниям. Поговорим подробнее о написании личных окончаний глаголов, а также об употреблении мягкого знака после шипящих на конце глагола.
С ударными окончаниями глаголов все понятно. Буква под ударением и является проверочной:
Слова кипеть, кипишь, следишь и так далее – ударные окончания. Они пишутся так же, как произносятся (слышатся).
В безударных окончаниях глаголов правописание букв е и и определяются по неопределенной форме этих глаголов:
Глаголы оканчивающиеся на –ить относятся ко II спряжению: помнить, гладить.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению, а именно глаголы в неопределенной форме оканчивающиеся на
-ать, -оть,
-ять, -ыть
-еть, -уть.
Но существуют глаголы – исключения, относящиеся ко II спряжению, которые надо запомнить. Легче всего их запомнить с помощью стишка:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть,
Вы запомните друзья,
Их на –е спрягать нельзя.
Составим таблицу безударных окончаний глаголов:
I спряжение | II спряжение |
-е- -ут, -ют (в 3-м лице мн.ч) | -и- -ат, -ят (в 3-м лице мн.ч) |
2 глагола – исключения на -ить:
глаголы в неопределенной форме, с окончаниями на -ать, -оть, -уть, -ять, -еть, -ыть стирать колоть и т.д. | глаголы в неопределенной форме на –ить: служить, крушить и т.д. 7 глаголов – исключений на –еть:
4 глагола – исключения на –ать:
|
Есть разноспрягаемые глаголы, например, глаголы – бежать и хотеть. Давайте рассмотрим их окончания:
Я хочу, бегу
Ты хочешь, бежишь
он хочет, бежит
Мы хотим, бежим
Вы хотите, бежите
Они хотят, бегут
В русском языке есть глаголы, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа.
Например, глагол победить. Вместо первого лица единственного числа, говорят:
Я хочу победить или я постараюсь победить.
Итак, для того, чтобы проверить правильность написания окончания глагола, следует рассуждать следующим образом:
1. Определяем окончание глагола (ударное или безударное).
Если ударное, то это и есть проверка. Если безударное, рассуждаем дальше.
2. Ставим глагол в неопределенную форму и проверяем его окончание:
Если глагол оканчивается на –ить, то это глагол II спряжения – пишем в окончании –и, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ат или –ят.
В противном случае рассуждаем дальше:
3. Проверяем, не входит ли глагол в список исключений на –ать и –еть.
Если входит, то это глагол II спряжения, в окончании пишем –и:
ненавидеть – ненавидишь – ненавидит.
Если не входит, то это глагол I спряжения, в окончании пишем –е, а если глагол в 3 лице множественного числа, то пишем –ут или –ют.
Например:
Закрут..шь.
Этот глагол стоит в будущем времени, во 2-м лице и в единственном числе:
- Окончание безударное.
- В неопределенной форме – закрутить – окончание –ить – это II спряжение, в окончании пишем –и: закрутишь.
Завис..т.
Этот глагол в настоящем времени, в 3 лице, множественного числа:
- Окончание безударное.
- В неопределенной форме – зависеть – окончание –еть.
- Глагол входит в список исключений – это II спряжение, глагол в 3 лице, множественного числа, окончание –ят: зависят.
Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице, в единственном числе оканчивается на шипящий –ш. В этом случае после –ш пишется мягкий знак:
бежишь, кричишь, поёшь.
Мягкий знак пишется и перед –ся:
смотришься, завиваешься.
Следует запомнить, что для употребления мягкого знака после шипящих можно не определять формы глаголов, так как:
Мягкий знак после шипящих на конце глаголов пишется ВСЕГДА, он сохраняется и перед –ся и –те:
кричишь
беречь – беречься
режь – режьте.
Спасибо, что Вы с нами.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Если на окончание глагола падает ударение, то в нём пишется та гласная, которая слышится, например:
несёт, сиди́шь, стои́т
В безударных личных окончаниях глаголов обычно невозможно определить на слух, какая гласная в нём пишется, например:
пи́шут, слы́шат
Чтобы определить, какую гласную надо написать в безударном личном окончании глагола, надо поставить глагол в неопределённую форму и определить его спряжение. От спряжения глагола и будет зависеть правописание безударного личного окончания.
Число | Лицо | Окончания | |
---|---|---|---|
1 спряжение | 2 спряжение | ||
Единственное | 1-е – я | -у (-ю) | -у (-ю) |
2-е – ты | -ешь (-ёшь) | -ишь | |
3-е – он, она, оно | -ет (-ёт) | -ит | |
Множественное | 1-е – мы | -ем (-ём) | -им |
2-е – вы | -ете (-ёте) | -ите | |
3-е – они | -ут (-ют) | -ат (-ят) |
Ко второму спряжения относятся глаголы, у которых неопределённая форма заканчивается на -ить:
бесить, сносить, любить
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению:
гадать, бросать, тянуть
Примечание: не забывайте про глаголы исключения 1 и 2 спряжения и разноспрягаемые глаголы.
Рассмотрим безударные личные окончания глаголов скакать и варить. Сначала определим их спряжение: глагол скакать оканчивается на ать – это 1 спряжение, глагол варить оканчивается на ить – 2 спряжение. Проспрягаем оба глагола и выделим их личные окончания:
Число | Лицо | Окончания | |
---|---|---|---|
скакать | варить | ||
Единственное | 1-е – я | скачу | варю |
2-е – ты | скачешь | варишь | |
3-е – он, она, оно | скачет | варит | |
Множественное | 1-е – мы | скачем | варим |
2-е – вы | скачете | варите | |
3-е – они | скачут | варят |
Обратите внимание на глагол стлать (постлать, разостлать и т.п.), он имеет ещё одну форму – стелить (постелить, расстелить и т.п.). Личные окончания употребляются только от формы стлать, то есть 1 спряжения:
стелю, стелешь, стелют, стелем и т.д.
naobumium.info
Правописание безударных личных окончаний глагола
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Какие глаголы относятся к первому и ко второму спряжению?
· Как быть, если личное окончание глагола стоит не под ударением?
· Как определить спряжение глагола?
Мы помним, что спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
Глаголы могут относиться к первому или ко второму спряжению.
Глаголы первого спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
Глаголы второго спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Иногда мы легко определяем, какая гласная должна стоять в окончании глагола.
Потому что окончание глагола может стоять под ударением.
Например, в глаголах говоришь, живёте, решим, уснёт мы сразу же понимаем, какие буквы нужно писать. Нам достаточно прислушаться! Ударение падает на нужную гласную в окончаниях глаголов, и у нас не возникает никаких проблем.
Но иногда окончание глагола определить не так-то просто.
И потому, когда мы сталкиваемся с такими словами, мы задаём себе вопросы: а что тут вообще нужно писать? Ведь ударение в этих глаголах падает не на окончание. Получается, что бывают глаголы с безударными личными окончаниями. Так как же определить спряжение таких глаголов?
Если окончание глагола безударное, то определить спряжение можно по неопределённой форме.
Посмотрим на неопределённую форму: жалеешь – жалеть. Пишете – писать. Пилим – пилить. Ходит – ходить.
В неопределённой форме у нас под ударением находятся гласные, которые стоят перед -ть. Это е и и. И почему-то а тоже. Как же тут определить спряжение?
К I спряжению мы отнесём глаголы, в неопределённой форме которых перед -ть или -ти мы видим букву е.
В личных окончаниях таких глаголов тоже пишется е. Это просто.
Беднеть – беднеешь, посвежеть – посвежеет, владеть – владеем.
В третьем лице множественного числа такие глаголы будут иметь окончание -ут или -ют.
Желтеть – желтеют.
Если в неопределённой форме пишется а или я, то перед нами тоже глагол I спряжения.
В личных окончаниях, конечно, будет писаться е, как и всегда в глаголах первого спряжения. Выглядит это так. Читать – читаешь, сказать – скажешь, сочинять – сочиняем.
А в форме третьего лица множественного числа у нас – окончание -ут, -ют. Бросать – бросают.
К I спряжению относятся и глаголы, у которых в неопределённой форме мы видим о.
Но в личных окончаниях всё равно пишется е. Таких глаголов сравнительно немного.
Молоть – мелешь. Прополоть – прополет.
Трудности обычно вызывает написание третьего лица множественного числа таких глаголов.
Бороться – борются.
Колоть – колют. В обоих случаях – окончание -ют.
Наконец, если в неопределённой форме глагола пишется –у – это все равно глагол I спряжения. И в личных окончаниях у него будет писаться е.
Согнуть – согнёшь. Натянуть – натянет. Обмануть – обманем.
И только в третьем лице множественного числа будет окончание -ут (ют). Вскинуть – вскинут
Но какие же глаголы тогда относятся ко II спряжению?
К нему относятся глаголы, в неопределённой форме которых пишется и.
В личных окончаниях таких глаголов тоже пишется и.
Например: кормить – кормишь, любить – любит, откусить – откусим.
А в третьем лице множественного числа у таких глаголов будет окончание –ат или –ят. Возить – возят.
Вернёмся теперь к словам, которые вызвали у нас проблемы.
Теперь мы можем определить спряжение и правильно написать глагол.
К первому спряжению относятся глаголы, в которых перед -ть пишется -е, -а (я), -о, -у.
Ко второму спряжению относятся глаголы, в которых перед -ть пишется -и.
Однако некоторые глаголы являются исключениями.
Например, глаголы брить и стелить относятся к I спряжению, несмотря на то, что в неопределённых формах у них пишется –и перед -ть.
Брить – бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.
Стелить – стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.
В личных окончаниях этих глаголов будет писаться е, как и всегда в глаголах первого спряжения. А в третьем лице множественного числа – ю.
Особое внимание нужно обратить на глагол «стелют». При его написании часто делаются ошибки.
А вот ко II спряжению относятся глаголы смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть. А ещё – глаголы слышать, гнать, держать, дышать.
Получается семь глаголов на -еть и четыре глагола – на -ать. В неопределённой форме они выглядят как глаголы первого спряжения, но на самом деле относятся ко второму спряжению.
Поэтому нужно помнить, как пишутся личные окончания таких глаголов.
Вам могут встретиться такие формы.
Видишь, ненавидите, зависят, вертим, терпишь, держишь, обидит, слышим, гоним, вертят. Или другие. И везде будет и или я в окончаниях, как и должно быть у глаголов второго спряжения.
Для запоминания глаголов-исключений можно выучить вот такой стишок.
Так как же нам определить спряжение глагола?
К первому спряжению относятся глаголы, в которых перед -ть или -ти пишется е, а (я), о или у.
А также глаголы брить и стелить.
Ко второму спряжению относятся глаголы, в которых перед –ть или –ти пишется -и.
И ещё 11 глаголов: смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, терпеть, зависеть, вертеть, слышать, гнать, дышать, держать.
А теперь послушаем историю.
Как-то ребята изучали тему «Спряжение глаголов». Сеня и Таня решили проверить – как правильно пишется глагол «кле…т».
– Писать нужно «клеют»! – решили ребята.
– Потому что в неопределённой форме пишется «клееть», – прибавил Сеня.
– Нет, потому что в неопределённой форме пишется «клеять»! – заспорила с ним Таня.
– Вообще-то, – скромно вставил Вениамин Ложкин. – Правильно – клеят, через я.
Потому что в неопределённой форме – клеить. Это глагол второго спряжения.
– Но как ты это узнал?! – поразились ребята. – Ведь кажется, нужная нам гласная никогда не бывает в этом глаголе под ударением.
Клеить, клеишь, клеит, клеим, клеите, клеят… Личные ударения не под ударением, но и в неопределённой форме мы ясно гласную не слышим! Что же нам делать, если мы не знаем, что пишется в неопределённой форме?
– Это самое сложное, – вздохнул Вениамин. – Тут нам приходится рассчитывать только на память и смекалку.
Как я рассуждал?
У меня есть несколько вариантов – клееть, клеять, клеить. Я попытался выбрать вариант, который звучит и выглядит наиболее правильно. Первые два варианта выглядят странно. Просто я помню, что нужно писать клеить, с и. И тогда у меня получаются вот такие личные окончания, тоже с и.
И вам тоже это лучше запомнить.
– А ведь если подумать, — заметил Сеня, – то таких глаголов довольно много, правда?
Глаголы строить, стоить, успокоить – II спряжения. А глаголы веять, лаять, сеять – первого спряжения. И у них тоже выделенные гласные – безударные.
– И мы должны знать, как они пишутся! – добавила Таня. – Иначе мы запутаемся с правописанием.
– Немного облегчает нам задачу, – сказал Вениамин, – то, что приставки не меняют спряжение глагола. Нам могут встретиться глаголы построить, повеять или, например, залаять. Но они будут писаться так же, как и глаголы без приставок. И будут того же спряжения.
А вот на вид стоит обратить особое внимание.
Нельзя путать глаголы разного вида при определении личных окончаний!
Посмотрим на глагол бросишь. Нам так и хочется проверить его через неопределённую форму – бросать. Бросать – первое спряжение… Но постойте-ка. Этот глагол отвечает на вопрос что делать? А глагол бросишь – совершенного вида и отвечает на вопрос что сделать? Значит, наши рассуждения неверны. Нам нужен глагол бросить. Он отвечает на вопрос что сделать? и он тоже совершенного вида. И это глагол второго спряжения. Значит, в окончании глагола мы напишем и.
Получается, что мы чуть не сделали ошибку, потому что пытались проверить спряжение глаголом не того вида. Вид личной формы и неопределённой формы глагола должен всегда совпадать.
Нужно быть внимательными и с правописанием форм глаголов третьего лица множественного числа. В этих формах делается много ошибок, и неудивительно. Даже в анекдотах нам может встретиться неприветливая старушка, которая бормочет «Ходют тут, ходют…»
А на самом деле грамотно – ходят. Клеят, строят, стелют и так далее.
Нужно помнить, что глаголы первого спряжения в этой форме имеют окончание -ут или -ют. А глаголы второго спряжения — -ат или -ят.
Помните также и о том, что глаголы-исключения по-разному пишутся в прошедшем и в настоящем временах.
Посмотрим на глагол видеть. Это глагол-исключение. В настоящем времени мы учитываем, что глагол – второго спряжения. И напишем, например, видит.
Но когда мы образуем глагол прошедшего времени, то перед суффиксом остаётся та же буква, что и в неопределённой форме. Видел.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
videouroki.net
«Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов»
Тема урока: Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.
Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи; повторить правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов; закреплять умения определять спряжение; развивать устную и письменную речь учащихся, воображение; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Ход урока
Организация класса:
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Орфограммы выделили.
— Сегодня наш урок будет необычным, сказочным. А вот с автором, каких сказок снова встретимся, вы узнаете, когда я прочитаю отрывок из его произведения.
Свет наш, солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу,
Сводишь зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь над собой.
Аль откажешь мне в ответе?
— Как называется эта сказка? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
— Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и послушайте……(Музыка: «Шум волн».)
— Что же вы представили? А теперь давайте посмотрим, как об этом говорит
А.С. Пушкин? Прочитайте шёпотом.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
— Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
— Назовите пропущенные орфограммы…….
— Прочитайте слова с выделенными орфограммами. (Гуляет, подгоняет, бежит.)
— К какой части речи относятся эти слова? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол н.ф.?
— Докажите написание окончаний глагола.
Вспомним алгоритм.
— Как определить спряжение глагола? 1. Ударение
2. н.ф.
3. Исключения
4. Окончания
— Все ли глаголы нужно ставить в н.ф.? Давайте докажем?
Гуляет – ударение, н.ф., не на – ить, не искл., I спр., окончание – ет.
Подгоняет – подгонять – I спр.
Бежит – ударное личное окончание, II спряжение.
— Нужно ли ударное окончание ставить в неопределённую форму глагола?
II. Сообщение темы и цели урока:
Вывод: У глаголов с ударным окончанием можно сразу определить спряжение, не ставя в н.ф., а у глаголов с безударным окончанием определяем спряжение.
— Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
(Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.)
— Списываем с комментированием. Выделите орфограммы. У глаголов с выделенными окончаниями определите спряжение.
— Назовите, какие глаголы относятся ко II спр.?
(Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить – I спр., 7 гл., оканчивающиеся на – еть и 4 на – ать. Гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть, и вертеть. Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к Iспряжению.)
III. Упражнения на закрепление изученного
– Послушайте следующий отрывок.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые…
— Кто продолжит? Назовите название произведения. Кто запомнил глаголы? Можно сразу определить спряжение? (Поёт, грызёт.)
— Послушайте следующий отрывок, он посложнее. Вы должны назвать произведение и главного сказочного героя. (Гвидон)
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
— Прочитаю ещё раз. Назовите глаголы. (Ломит, сгибает.)
— Записываем в столбик глаголы:
ломить – ломит – II спр.
сгибать – сгибает – I спр.
IV. Физминутка.
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
V. Восстановление текста
– А сейчас очень трудное задание.
— Вспомните, как вы описывали действие волны, шум моря. А теперь прочитайте, как описывает действие волны А.С. Пушкин:
Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли.
— Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Давайте попробуем восстановить. Кто догадался, какой глагол я пропустила…Называем орфограмму. Вы сейчас будете списывать, с безударными гласными вы должны справиться самостоятельно. Как понимаете слово: гульлива?
— Послушайте первое предложение:
Ты волна моя, волна! Что заметили? (Пауза после местоимения моя)
— Почему выделено запятой? (Это обращение.)
VI. Итог урока:
— Какие произведения А.С. Пушкина вспомнили?
— Какие знания и умения закрепили?
— Вот и сказке конец, а кто слушал …
Рефлексия. – Ребята, если вы считаете, что мы хорошо поработали и наш урок был сказочным, похлопайте в ладоши!
kopilkaurokov.ru