Содержание

Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова

В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.

Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

-кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения — -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

-клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения — -о-.

-скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

-мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.

Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

 

xn—-7sbfhivhrke5c.xn--p1ai

Корни с чередованием гласных — Правило

Упражнения к правилу

Слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы по способу проверки:

Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, например: морской — мо́ре, мясной — мя́со, грибы — гри́б.

Слова с непроверяемыми написаниями, которые нужно сверять по словарю и запоминать, например: соба́ка, ветера́н, неде́ля.

Перечень корней с чередованием и условий выбора гласной в них

Выбор гласной в корне в зависимости от согласной

лаг — лож

излагать — изложение, возлагать — возложение

раст (ращ) — рос

подрастать — подросли, приращение — приросли

Слова-исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, но отрасль.

скак — скоч

прискакать — подскочил, обскакал — проскочил

Слова-исключения: скачок, скачу.

Выбор гласной зависит от ударения

га́р — гор (без ударение о, под ударением а)

зага́р — загорать, га́рь — горелка

зар — зо́р (без ударения а, под ударением о или а)

заря — зо́ри, зарница — зо́рька

Слово-исключение: зоревать.

клан — клон (без ударения о, под ударением о или а)

приклони́ть — кла́няться, склоне́ние — покло́н

Выбор гласной зависит от наличия суффикса -а-

бира — бер

убирать — уберу, собирать — соберу

дира — дер

выдирать — выдернуть, раздирать — раздеру

пира — пер

запирать — запереть, упираться — упереться

тира — тер

вытирать — вытерли, затирать — затереть

мира — мер

умирать — умереть, замирать — замереть

блиста — блест

блистать — блестеть, заблистать — заблестеть

стила — стел

подстилать — подстелить, перестилать — перестелить

жига — жег (жечь)

выжигать — выжегший, прижигать — прижечь

чита — чет

вычитать — вычесть, подсчитать — подсчёт

каса — косн

прикасаться — прикоснуться, касательная — коснётся

Выбор гласной зависит от значения слова

равн — ровн

равн → в словах со значением «равный», «одинаковый»
уравнение, поравняться, наравне

ровн → в словах со значением «ровный», «прямой», «гладкий»
выровнять, заровнять, разровнять

мак — мок

мак → в словах со значением «погружать в жидкость»
макать хлеб в мёд, обмакнуть кисть в краску

мок → в словах со значением «пропускать жидкость»

вымокнуть под дождём, замочить бельё


Примечание.
К корням с чередованием также относятся корни ча — чин, мя — мин, жа — жим, ня — ним, кля — клин.
Буква и в них пишется, если после корня находится суффикс -а-.

начать — начинать, примять — обминать, нажать — отжимать, принять — занимать, заклятие — проклинать

Примечание.
В корнях плав — плов всегда пишется плав: плавить, плавать, поплавок, выплавка.

Корень плов пишется в словах-исключениях: пловец, пловчиха, пловцы.

Примечание.
В корнях твар — твор всегда пишется твор: творить, творец, творение.

Корень твар пишется в словах-исключениях: тварь и утварь.

www.rusyaz-online.ru

ТЕОРИЯ. Задание № 9.Безударные гласные в корнях слов.

ТЕОРИЯ. Задание № 9.Безударные гласные в корнях слов.

 

Правописание безударных гласных в корнях слов.

В корнях слов безударные гласные бывают трёх типов.

  • Проверяемые безударные гласные.

Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.

Пример: весёлый- вЕсело.

 

  • Непроверяемые безударные гласные.

Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).

Например: алфавит, огромный, сирень.

 

  • Чередующие безударные гласные.

Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то

О; то Е, то И. Главное: такие гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу; слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.

Таки корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.

Даю таблицу. Запоминайте.

Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся, ведь вам нужно будет вставить пропущенную орфограмму.

 

Корни с чередующимися гласными.
О-А (11 корней)Е-И (9 корней.А , Я – ИМ, ИН
Без ударения — О.

гар — гор

твар — твор

клан — клон

 

Без ударения А.

зар- зор

плав-плов

 

См. на конечную согласную в корне.

лаг-лож

раст-, ращ-

рос-

скак-скоч

 

кас — (есть суффикс А)

кос-  (нет)

 

См. на значение.

равн-(одинаковый) ровн- (ровный)

 

мак-(окускать в жидкость),

мок- (пропускать жидкость)

Правило:

И- есть суффикс А

Е- нет суффикса А.

 

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер-пир

тер-тир

 

блест- блист

стел-стил

 

жег-жиг

чет-чит

 

занять- занимать

начать -начинать

пожать — пожинать

понять – понимать

примять -приминать

проклясть- проклинать

распять -распинать

сжать – сжимать

снять -снимать

 

 

 

 

 

Запомните слова- исключения.
О-АО-АЕ-И
зоревать

зорянка

 

пригарь

выгарки

изгарь

утварь

полог

 

росток

ростовщик

Ростов

Ростислав

отрасль

скачок

скачу

 

пловец

пловчиха

плывуны

 

уровень

ровесник

равнина

равняйсь

равнение(направо)

сочетать

сочетание

чета

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

 

testy-klass.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Безударные гласные в корнях слов.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Правописание безударных гласных в корнях слов.

 

 

 

Ребята, что-то задержались мы с вами с заданием № 7, правда? Да, многовато в нём правил, случаев. Но, я думаю, вы хорошо поняли все темы, сможете верно выполнить задание № 7.

Пора двигаться вперёд. Нужно немного ускорить движение. Наш экспресс мчится к следующей станции. А она тоже непростая. Ведь задание № 8 связано с правописанием корней слов, а именно в корнях частенько вы допускаете ошибки. Я помогу вам вспомнить правила, дам алгоритм ответа, и тогда это здание не будет для вас таким трудным.

Хочу напомнить, что в задании даны слова с пропущенными безударными согласными в корне, это сокращает нам теоретический материал, с пропусками согласных слов нет.

Сложность данного задания заключается в том, что необходимо не только найти слово, но и верно записать его, не допустить ошибку.

 

 

Задание № 8.  

Правописание безударных гласных в корнях слов.

В корнях слов безударные гласные бывают трёх типов.

  • Проверяемые безударные гласные.

Проверяемые гласные в корне можно проверить ударением, изменив форму слова или подобрав однокоренное слово, чтобы на эту букву падало ударение.

Пример: весёлый- вЕсело.

 

  • Непроверяемые безударные гласные.

Непроверяемые гласные в корне слова нельзя проверить, их надо запомнить, это словарные слова (чаще всего иноязычные).

Например: алфавит, огромный, сирень.

 

  • Чередующие безударные гласные.

Чередующиеся— гласные, которые чередуются в корне, то есть пишется то А, то О; то Е, то И. Главное: такие гласные нельзя проверять ударением, пишутся они только по правилу; слова с такими гласными в корне всегда однокоренные, то есть имеют близкий по значению корень.

Таки корней не так и много. Их вполне можно запомнить, выучить, вызубрить, наконец.

Даю таблицу. Запоминайте.

Важно! Запоминайте не только корни с чередованием, но и то, как они пишутся, ведь вам нужно будет вставить пропущенную орфограмму.

 

Корни с чередующимися гласными.

О-А (11 корней)

Е-И (9 корней.

А , Я – ИМ, ИН

Без ударения — О.

гар — гор

твар — твор

клан — клон

 

Без ударения А.

зар- зор

плав-плов

 

См. на конечную согласную в корне.

лаг-лож

раст-, ращ-

 рос-

скак-скоч

 

кас — (есть суффикс А)

 кос-  (нет)

 

См. на значение.

 равн-(одинаковый) ровн- (ровный)

 

мак-(окускать в жидкость),

мок- (пропускать жидкость)

Правило:

И- есть суффикс А

Е- нет суффикса А.

 

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер-пир

тер-тир

 

блест- блист

стел-стил

 

жег-жиг

чет-чит

 

занять- занимать

начать -начинать

пожать — пожинать

понять – понимать

примять -приминать

проклясть- проклинать

распять -распинать

сжать – сжимать

снять -снимать

 

 

 

 

Запомните слова- исключения.

О-А

О-А

Е-И

зоревать

зорянка

 

пригарь

выгарки

изгарь

утварь

полог

 

росток

ростовщик

Ростов

Ростислав

отрасль

скачок

скачу

 

пловец

пловчиха

плывуны

 

уровень

ровесник

равнина

равняйсь

равнение(направо)

сочетать

сочетание

чета

 

Алгоритм выполнения задания № 8.

Безударные гласные в корне слова.

  • Найдите корень слова. Для этого подберите самое короткое слово с данным корнем.
  • Если пропущенную гласную можно проверить ударением, то это проверяемая гласная.

Пример.

Удивительный – диво.

  • Если пропущенную гласную нельзя проверить ударением, то это непроверяемая гласная в корне.

Примеры.

Ноябрь, хокеей, алгоритм.

 

  • Если корень, как вам кажется, является одним из чередующихся (см. таблицу), то подберите к нему слову с таким же корнем, но с другой гласной в нём. Помните, что слова с чередующимися гласными — это однокоренные слова, имеющие близкие по значению корни. Не путайте с похожими на них проверяемым гласными.

Примеры.

Примирять друзей – мир (проверяемая гласная).

Примерять костюм- мерить (проверяемая гласная)

Замирать-замереть (чередующаяся гласная, есть пара с другой буквой)

 

 

Таков алгоритм выполнения задания №8.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

 

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Тест по теме «Безударные гласные в корне»

Вначале немного несложной теории. Безударные гласные в корнях слов подразделяются на три типа: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Проверяемые безударные гласные для правильного написания нуждаются в проверке, то есть в подборе однокоренного слова, в котором безударный гласный звук становится ударным, а значит, произносится чётко. Например, безударный гласный в слове трава можно проверить, если подобрать родственное слово, в котором звук а будет ударным, — травка.

Непроверяемые безударные гласные пишутся в словах, написание которых подлежит запоминанию. Если возникают затруднения в написании таких слов, обращаемся к орфографическому словарю. К словам с непроверяемыми безударными гласными, относятся, например, горизонт, рисунок, квартира.

Правописание чередующихся безударных гласных подчиняется определённым закономерностям и требует применения соответствующих правил. К примеру, в слове касаться в корнеас- пишется буква а, потому что за корнем следует суффикс -а. В слове коснуться в корнеос- пишется о, потому что суффикса -а в слове нет. В слове макать (хлеб в молоко) пишется а в корне, так как корень имеет значение «погружать в жидкость»; а в слове промокать (под дождём) пишем о в корне со значением «пропускать жидкость».  О корнях с чередованием и их правописании мы ещё расскажем на нашем сайте

А пока предлагаем выполнить интерактивный тест.

Безударные гласные в корне

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Вы выполнили тест Безударные гласные в корне. Ваш результат %%SCORE%% из %%TOTAL%%. %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Если вы закончили, то нажмите кнопку ниже. Все вопросы, на которые вы не ответили будут отмечены знаком «Ошибка». Выводы

Количество оставшихся вопросов: 8.

bacenko.ru

«Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»

Тема «Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях слова»

Цели урока:

— Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о правописании безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные), а также закрепить правописные навыки узнавания, анализа и выбора соответствующей буквы.

— Развивать умение видеть и находить, правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

— Включить каждого школьника в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе. Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», учебник «Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС». Авторы : Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин и др..

Ход урока.

I.Орг. момент.

II. Подготовка к повторению и систематизации изученного материала.

А) Ребята, сегодня мы с вами повторим и обобщим некоторые орфографические правила.

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

         Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не возникнет.

Б) Давайте назовем известные нам орфограммы в корнях.

                        Гласные                                                          

Проверяемые     Непроверяемые   Чередующиеся      

(подобрать проверочное  слово)   (запомнить)  (запомнить причину  чередования)                

— Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

 — А вот правописанию корней с чередующимися гласными мы и посвятим большую часть нашего урока.

— Существует 4 причины чередования гласных в корнях (Работа со справочным материалом)

1) написание зависит от  ударения в слове;

2) написание зависит от  согласной в корне;

3) написание зависит от  суффикса -а, следующего за корнем;

4) написание зависит от  лексического значения слова.

(Обратите внимание на слова-исключения. Часто именно они включены в задания ЕГЭ!)

III. Тренировочные упражнения.     

1.Распределить слова по группам, вставить пропущенные буквы и подобрать, если это необходимо, проверочные слова. В корнях с чередованием графически объяснить выбор гласной. (Коллективная работа)

Безударные гласные корня,

проверяемые ударением

чередующиеся

не проверяемые ударением

глота’ть – гло‘тка

убирать

кастрюля

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: гл.тать, уб.рать, к.стрюля, д.ректор, х.лодный, заг.рать, р.сток, в.кзал, г.довалый, оц.нить, предл.гать, апп.рат.

2. Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

С чередующимися гласными в корнях

С проверяемыми гласными корня

 

 

Слова для выбора

Соб.ру ко.екцию, сп_шу на работу, зап.вать водой, пост.лить простыню, раст.реть в порош.к, бл.стеть на со?нце, выб.раю ка.ету, выт.реть п.тно, изб.рательная к.мпания, бл.стящий ответ, ум.рать от нет.рпения, прим.рять к.стюм, прим.рить поссорившихся друзей, соб.ратель марок, зап.вать песню, сп.шу задачу, ч.стота пульса, ч.стота комнаты, посв.тить фонарем, посв.тить стихи маме, разв.вать память, разв.ваться на ветру, быть ст.рожилом, ст.рожить дачу, ув.дал Петю, ув.дал цветок, ст.ранные дж.нсы, зап.реть в кл.довке, зап_вать л_карство, зап.рать на ключ, зам.реть от ужаса, соб.рать грибы, бл.снуть умом, мета.ическая заж.галка, ож.г руку, расст_лать постель, ож.г руки, ст.лить ц.новку, выт.райте ноги, поп.рчить суп, п.ровать на свежем воздухе, вып.рает лопатка, какая-то неразб.риха, скр.петь зубами, скр.пить подписью, выж.чь знак, выж.гание по дереву.

3.Дифференцированные задания.

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль, отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

IV. Выполните тесты (2 варианта.). Самопроверка.

V. Итог урока.

— Над чем мы сегодня работали на уроке?

— Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

— Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

Выводы. Рефлексия.

Домашнее задание.

  1. Создать лингвистическую сказку. / Презентация «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)» (на выбор)

  2. Подобрать текст, в котором встречаются орфограммы «Гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)». (К тексту подобрать задания аналогичные заданиям в демоверсии).

  3. Упр. № 107 (учебник) + &19-20.

Лингвистическая сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жили — были братья -близнецы -ГАР- и -ГОР- (загар, загореть), жили дружно, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горе и гора спокойствию братьев и решили разрушить их покой.

«Мы твои истинные братья, — нашептывали они корню –ГОР-. Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горевать, горец. Бери нас в свою семью, а корень –ГАР — гони подальше».

Засомневался корень -ГОР-:и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?

— Помогите корню -ГОР-! (ответы учащихся) Может ли корень -гор-принять в свою семью слова горевать, горец? Почему? (Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)

— Вывод: какое основное значение имеет корень -ГОР- с чередующейся гласной? (Поддаваться огню, уничтожаться огнем).

В корне пропущена безударная проверяемая гласная или чередующаяся?

1)прикоснуться к стеклу,

2) косой взгляд,

3) касаться горячей плиты,

4) касаться этого вопроса,

5) острая коса,

6) коснуться ногами дна реки,

7) касательная линия,

8) неосторожные прикосновения,

9) русая коса,

10) лучи, касавшиеся деревьев

kopilkaurokov.ru

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне:

Виды орфограмм в корне:

— проверяемые произношением гласные и согласные;

— непроверяемые произношением гласные и согласные;

— чередующиеся гласные;

— гласные после шипящих.

Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.

Для проверки нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: примерять – мéрить, примирять – мир, запевать – петь, запивать – пить.

В безударном корне пишется Е, если в проверочном слове под ударением Ё: гнездится – гнёзда.

Безударные А-О в сочетаниях ра-ла нельзя проверять соответствующими сочетаниями оро-оло: облако – оболочка, брадобрей – борода.

Нельзя проверять слова иноязычного происхождения, т.к. в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения: аккомпанемент – аккомпанировать (суффикс —емент французского происхождения, а суффикс —ирова— — немецкий), дезинфекция – дезинфицировать.

Непроверяемые гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: вагон, вестибюль, диапазон, инициатива, колибри, корова, манипуляция, нигилизм, обоняние, палитра, президиум, резюме, собака, фюзеляж, эксперимент, эстакада.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

Добавить новость и получить деньги

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

uchilegko.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *