Содержание

Работа мышц

Мышцы
способны сокращаться. При сокращении мышца перемещает кость, к которой она
прикреплена, и производит механическую работу. В момент сокращения мышца
укорачивается, становится толще и сближает связанные с ней кости. Таким образом,
мышцы производят перемещение тела или его частей в пространстве, а также другие
движения.

Среди
мышц, которые обеспечивают движения, выделяют мышцы-сгибатели
и разгибатели, приводящие и отводящие сустав и мышцы, вращающие кость в
одном направлении.

Самые
активные мышцы в теле человека – глазные, они сокращаются до 100 000 раз в
день.

Работа
мышцы зависит от её длины и диаметра. Чем больше диаметр мышцы, тем она
сильнее
, и тем большую работу может осуществлять. Также, чем длиннее
мышечные волокна, образующие мышцу, тем больше они способны укорачиваться.

Одна
и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе. Движения в любом
суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами, действующими в
противоположных направлениях
. Такие мышцы называются антагонистами,
например, мышцы-сгибатели и разгибатели.

Когда
происходит сокращение мышцы-сгибателя, например, двуглавой мышцы
плеча, то мышца-разгибатель, в данном случае это трёхглавая мышца плеча,
расслабляется. При сокращении трехглавой мышцы,
расслабляется двуглавая и не мешает разгибать руку.

В
одном направлении, например при сгибании, могут
действовать не одна, а несколько мышц. В таком случае их называют синергистами.
Они работают согласованно.

Мышцы-антагонисты
и синергисты могут находиться в расслабленном состоянии, например, когда руки
висят вдоль тела.

Когда
человек держит тяжесть в вытянутых руках, мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели
(в данном случае двуглавая и трёхглавая мышцы) сокращаются
одновременно, прижимая кости друг к другу. Здесь они действуют как синергисты.

Вы
уже знаете, что к скелетным мышцам подходят нервы. В мышцах, а также в
сухожилиях, суставах и коже находится большое количество нервных окончаний
рецепторов.

Они
воспринимают раздражения и доставляют информацию по отросткам чувствительных
нейронов в спинной и головной мозг. По отросткам двигательных нейронов
информация из центральной нервной системы поступает к мышце. Мышца способна
сокращаться только после того, как получит нервный сигнал от двигательного
нейрона, находящегося в центральной нервной системе. Там осуществляются
процессы управления движениями. Регулирует работу скелетных мышц соматический
отдел нервной системы.

Поперечно-полосатые
мышечные волокна
никогда не находятся в состоянии полного
расслабления. Они всегда слегка напряжены. Это состояние называют мышечным
тонусом
. Благодаря ему мышца всегда готова начать сокращаться.

При
любой мышечной работе происходит потребление энергии. Источником энергии в
организме служат вещества, которые образуются при распаде органических
соединений, в основном углеводов (чаще всего глюкозы) и жиров. Мышцы нуждаются
в постоянном их притоке, поэтому хорошо снабжаются кровью. Чем интенсивнее
работает мышца, тем лучше она снабжается кровью, и тем быстрее в ней происходит
обмен веществ. Интенсивность обмена веществ в работающей мышце возрастает от
100 до 1000 раз.

В
результате распада органических веществ образуется много энергии, а также
углекислый газ и вода, которые уносятся кровью из клеток.

В
разных жизненных ситуациях одни и те же мышцы человека могут выполнять разную
работу. При динамической работе происходит перемещение тела или груза в
пространстве. Статическая работа связана с удержанием определённой позы
или груза.

К
статическим усилиям относятся
, например, стояние,
удержание головы в вертикальном положении или груза на вытянутой руке. При
выполнении некоторых гимнастических упражнениях (на кольцах, при удержании
поднятой штанги) статическая работа требует одновременного сокращения почти
всех мышечных волокон, которые составляют мышцу. Поэтому она не может быть
продолжительной, так как наступает утомление. Для организма статическая работа
утомительна ещё и потому, что при длительном напряжении, мышцы сдавливают
проходящие в них кровеносные сосуды.

Это
ведёт к ухудшению снабжения мышц кислородом и питательными веществами, а также
к накоплению в них конечных продуктов распада.

При
динамической работе
различные группы мышц сокращаются
поочерёдно, более того, по очереди сокращаются мышечные волокна одной мышцы.
Всё это даёт возможность мышце совершать работу длительное время.

Работа
мышц – необходимое условие их жизнедеятельности. При длительном бездействии
происходит потеря мышечного тонуса.

Тренировка
мышц способствует увеличению их объёма, силы и работоспособности, что положительно
влияет на физическое состояние всего организма.

В
результате длительной работы происходит снижение работоспособности мышц.

Это явление временное и называется утомлением.

Скорость
наступления утомления зависит от количества накопленных в мышцах продуктов
обмена (например, молочной кислоты), снижения в крови запасов
кислорода и питательных веществ, состояния нервной системы.

Известно,
что неинтересная работа быстрее вызывает утомление. При выполнении ритмичной
работы утомление наступает позднее, так как в промежутках между сокращениями
работоспособность мышц частично восстанавливается. В то же время мышечная
деятельность, совершаемая в высоком ритме, приводит к быстрому развитию
утомления. Быстрее всего оно развивается при больших физических нагрузках.

Влияние
физической нагрузки на работоспособность и наступление утомления мышц впервые
изучил русских физиолог Иван Михайлович Сеченов. Он установил, что
мышечная работоспособность достигает максимального уровня при умеренном ритме и
средней величине нагрузки.

Для
отдыха большое значение имеет смена видов деятельности. Активный отдых полезнее
и эффективнее пассивного. Так как время восстановления утомлённых мышц
уменьшается, если в период отдыха работают другие группы мышц.

Физиологическое
утомление
– нормальное биологическое явление. После
отдыха работоспособность не только восстанавливается, но какое-то время даже
превосходит исходный уровень.

Вспомним,
что в состав стенок внутренних органов (желудка, кишечника, кровеносных сосудов
и мочевого пузыря) входят гладкие мышцы. Они сокращаются медленно
– в течение десятков секунд. Но благодаря этому тратится меньше энергии.
Гладкие мышцы могут длительное время находиться в состоянии сокращения, и
утомление в них практически не развивается. Например, мышцы стенок артерий
находятся в сокращённом состоянии всю жизнь.

Итог
урока.
При сокращении мышцы совершают работу: сгибают или
разгибают кости в суставе, отводят или приводят их друг к другу, вращают.
Мышцы, действующие в одном направлении, называются синергистами, а в
противоположных направлениях – антагонистами. Различают статическую и
динамическую работу. Статическая работа более утомительна, чем динамическая.
Наибольший эффект динамической работы достигается при средних нагрузках и
среднем ритме.

 

videouroki.net

Работа мышц. Видеоурок. Биология 8 Класс

Тема: Опорно-двигательная система

Урок: Работа мышц

Существуют различные типы мышц, в зависимости от того, где они располагаются на теле и какую работу выполняют.

Различают мышцы – сгибатели и разгибатели, мышцы, приводящие и отводящие кость в суставе, мышцы, выполняющие круговые движения (по часовой или против часовой стрелки).

Мышца может сокращаться, увеличиваясь или уменьшаясь в размере, а также тянуть за собой кость. Но мышца не способна толкать кость, поэтому в суставе необходимо, как минимум, 2 мышцы, чтоб он мог сгибаться и разгибаться.

Мышцы-антагонисты – мышцы, которые выполняют противоположные движения (см. Рис. 1).

Рис. 1.

Мышцы-синергисты – мышцы, которые вместе выполняют одно и то же движение.

Разберем работу мышц-антагонистов на примере бицепса и трицепса (см. Рис. 2).

Когда бицепс сокращается, увеличивается его объем и укорачивается его длина. Сухожилье бицепса тянет за лучевую кость и поднимает предплечье. В это время трицепс находится в расслабленном и удлиненном состоянии.

Рис. 2. Поднимание руки

Для опускания руки трицепс сокращается, увеличивая свой объем, его сухожилие тянет за локтевую кость. В это время бицепс находится в состоянии покоя и удлинения.

При удержании тяжести на вытянутой руке бицепс и трицепс напряжены одновременно (см. Рис. 3). В данном случае они работают как синергисты.

Рис. 3. Держание предмета на вытянутой руке

Работа мышц руководится нервной системой. Обычно 1 нервное волокно связано с несколькими нервными волокнами и образует двигательную единицу, которая называется мотонейрон.

Функционирование мышц на клеточном уровне обеспечивается сократительными белками: актином и миозином (см. Рис. 4). Американский цитолог Хаксли доказал, что эти 2 типа волокон образуют маленькие пучки, которые располагаются в определенной последовательности в миофибриллах мышечного волокна. Нити актина и миозина накладываются друг на друга и могут двигаться относительно друг друга.

Рис. 4.

Когда волокна актина и миозина двигаются, миофибриллы становятся короче. Таким образом, мышечное волокно сокращается.

Для работы мышечного волокна необходима энергия. Поэтому там происходит окисление органических веществ, в первую очередь, глюкозы, в результате чего и выделяется энергия (см. Рис. 5).

Рис. 5.

33% энергии расходуется на работу мышц, а 67% передается с кровью окружающим тканям и используется для поддержания температуры тела. Поэтому, когда человек замерзает, у него начинается дрожь. Эти мелкие мышечные сокращения способствуют дополнительной выработке тепла, таким образом, человек согревается.

Утомление – это неспособность мышцы какое-то время выполнять привычную для нее работу. Оно возникает при слишком долгой работе мышц. Иногда может возникать тремор (небольшая дрожь). Во время отдыха кровь уносит из мышц вредные вещества, они восстанавливаются и снова могут выполнять свою работу.

Мышцы могут выполнять 2 типа работы:

1. Динамическую – попеременное сокращение.

2. Статическую – пребывание в постоянном напряжении.

Во время динамической работы мышцы устают медленнее, чем во время статической. Это связано с тем, что мышцы работают попеременно, в то время как при статической работе все мышцы находятся в постоянном напряжении.

При выполнении физической работы важно соблюдать оптимальный ритм и объем нагрузок. Эти параметры связаны с возрастом и физическим состоянием человека.

Сеченов разработал теорию утомления. Он обратил внимание, что если правая рука устала, то она отдыхает намного быстрее, если при этом левая рука работает. Поэтому физическую нагрузку необходимо чередовать со сменой деятельности (чередовать разные типы нагрузки).

 

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. –  М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Medkurs.ru (Источник).

2. BioSense (Источник).

3. MEDUNIVER (Источник).

 

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 72, задания и вопрос 3.

2. Как взаимодействуют мышцы-антагонисты?

3. Опишите функционирование мышцы на клеточном уровне.

4. Подготовьте небольшое сообщение о том, какие мышцы и каким образом сокращаются при ходьбе, письме или другом действии на ваш выбор.

interneturok.ru

Группы скелетных мышц — урок. Биология, Человек (8 класс).

В зависимости от расположения и функций в организме человека выделяют следующие основные группы скелетных мышц:

  • Мышцы головы: жевательные и мимические.

Жевательные мышцы приводят в движение нижнюю челюсть. С одной стороны они прикреплены к костям черепа, а с другой — к нижней челюсти.

Мимические мышцы открывают и закрывают рот и глаза,изменяют выражение лица, отвечают за речевую артикуляцию. Как правило, одним концом они прикреплены к лицевой части черепа, а другим — к внутренней поверхности кожи лица. Однако круговые мышцы рта и глаз к костям не прикрепляются.

  • Мышцы шеи поддерживают и приводят в движение шею и голову, опускают нижнюю челюсть.
  • Мышцы спины обеспечивают поддержание вертикального положения тела. Также с их помощью осуществляются движения головы и шеи, лопаток и рук (руки приподнимаются и опускаются), а также ребер при дыхании.
  • Мышцы груди участвуют в движении костей плечевого пояса и рук, ребер при дыхании.
  • Мышцы живота обеспечивают повороты и наклоны туловища, участвуют в дыхательных движениях. К этой группе мышц относят и диафрагму, которая отделяет грудную и брюшную полости и участвует в дыхательных движениях. Мышцы брюшного пресса также выполняют защитную функцию.
  • Мышцы плечевого пояса и руки приводят в движение верхнюю конечность и ее отделы, обеспечивают сложнейшие перемещения и точность их движений.
  • Мышцы тазового пояса и ноги  приводят в движение нижнюю конечность и ее отделы. Движение бедра обеспечивают тазовые мышцы и мышцы бедра. Мышцы бедра участвуют в движениях  голени, а мышцы голени — в движениях стопы. Мышцы стопы обеспечивают сгибание и разгибание пальцев ног.

 

 

 

Источники:

Иллюстрации:
http://school-collection.edu.ru

www.yaklass.ru

Мышцы. Биология 8 класс Сонин, Сапин



Вопрос 1. Что является активной частью опорно-двигательного аппарата?

Активная часть опорно-двигательного аппарата — это мышцы.

Вопрос 2. Как устроена поперечно-полосатая мышца?

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно — это многоядерная цилиндрическая клетка. Диаметр этих клеток колеблется от 5 до 100 мкм, длина достигает 10—12 см. Внутри волокна находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы. Миофибриллы образованы двумя видами сократительных белков — актином и миозином. Эти белки расположены в миофибриллах упорядочений, так что молекулы миозина заходят в промежутки между молекулами актина. Поэтому в миофибрилле чередуются темные и светлые участки. Отсюда и название скелетных мышц— поперечно-полосатые.

Вопрос 3. Каким образом мышцы крепятся к костям?

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим — ниже сустава.

Вопрос 4. На какие группы можно разделить скелетные мышцы?

В зависимости от расположения мышцы можно разделить на следующие большие группы: мышцы головы и шеи, мышцы туловища и мышцы конечностей.

Вопрос 5. В чем анатомические особенности мимических мышц?

Мимические мышцы отличаются от всех скелетных мышц тем, что одним концом они прикреплены к костям черепа, а другим — к коже. Поэтому при их сокращении изменяется форма и глубина кожных складок. Мимические мышцы в основном располагаются вокруг отверстий — ротового, глазных, ушных, носовых и анатомически независимы друг от друга. Сокращаясь, мимические мышцы способны отражать психическое состояние, настроение человека. У животных мимические мышцы развиты гораздо слабее, чем у человека.

Вопрос 6. Какие функции выполняют мышцы туловища?

К мышцам туловища относятся мышцы грудных стенок, живота и спины. Рассмотрим функции некоторых из них.

Межреберные мышцы и диафрагма, изменяя объем грудной клетки, играют важную роль в дыхании. Большая и малая грудные, передняя зубчатая, прикрепляющиеся и к ребрам, и к лопатке, плечевой кости, участвуют в движениях руки и в дыхании.

Мышцы живота образуют стенки брюшной полости, в которой находятся многие внутренние органы. Сокращаясь, эти мышцы участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. Например, они участвуют в опорожнении кишечника, выведении мочи, способствуют движению крови по венам.

В области спины мышцы расположены в несколько слоев. Большинство из них участвует в движении позвоночника назад (разгибании) и в стороны. Это глубокие мышцы спины. Поверхностные мышцы туловища (например, трапециевидная, широчайшая мышца спины) участвуют в движениях головы, верхних конечностей и грудной клетки.

Вопрос 7. Какие мышцы сгибают и разгибают руку в локте?

Двуглавая мышца (бицепс) сгибает руку в локтевом суставе, трехглавая мышца (трицепс) плеча — разгибает.

Вопрос 8. Назовите самую длинную мышцу нашего тела.

Самая длинная (до 50 см) мышца человеческого тела — портняжная, она располагается на бедре.

Вопрос 9. Какую функцию выполняет четырехглавая мышца бедра?

Четырехглавая мышца бедра разгибает голень в коленном суставе, в то же время она участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе.

ПОДУМАЙТЕ

Почему на плече находятся крупные мышцы, а на предплечье — много мелких мышц?

Мышцы плеча отвечают за движение всей руки, как вперед-назад, влево-вправо, так и за круговое движение. К тому же дельтовидные мышцы являются мощными мышцами стабилизаторами, поэтому и сила этих мышц должна быть существенная.

Мышцы предплечья отвечают за каждый палец в отдельности, за все запястье в целом и за координированное движение всеми пальцами одновременно (сжатие-разжатие кулака), поэтому они небольшие по величине, но очень прочные и сильные из-за большого количества связок.

resheba.me

Работа мышц по предмету биология за 8 класс.

Биология, 8

Класcы

  • 1 класс

  • 2 класс

  • 3 класс

  • 4 класс

  • 5 класс

  • 6 класс

  • 7 класс

  • 8 класс

  • 9 класс

  • 10 класс

  • 11 класс

  • ЕГЭ

Предметы

  • Алгебра

  • Геометрия

  • Математика

  • Информатика

  • Обществознание

  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Урок по биологии 8 класс » Мышцы, их строение и функции.»

Мышцы, их строение и функции»

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп, препараты мышечной ткани

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году? Ответ : Организм человека.

Н

ОРГАНИЗМ

а доске появляется карточка:

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма

Ответ сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. 1 слайд

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А

ОРГАНИЗМ

что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:

СКЕЛЕТ

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конеч­ностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: — Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. 2 слайд Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). Какую часть опорно — двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную)

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы.

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

3слайд Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» — Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

4 слайд И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться

5 слайд А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.

6 слайд Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани 8 слайд

Рассмотрим Как устроены мышцы: Лабораторная работа

9 слайд Макроскопическое строение мышц то можно увидеть Сухожилие. Брюшко, головка, хвост, сухожилия.

10 слайд Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Лабораторная работа

11 слайд Микроскопическое строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов — толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

12 слайд Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Вот оно какое — твое работящее сердце!

10 слайд Но , кроме скелетных мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних органов – это гладкие мышцы

Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью — в желудке, мочевом пузыре. микроскоп

11 слайд Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

— кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

13 слайд В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы ,

мышцы туловища и мышцы конечностей.

14 слайд Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую — напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки —напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

15 слайд У вас на столе лежит раздаточный материал Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы головы. Проверим себя 16 слайд 17 слайд

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы туловища и конечностей. Проверим себя. 18 слайд

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,

20 слайд А теперь давайте вспомним. Закрепление :

1.Какую часть опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

21 слайд Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника. стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Определение пропорций фигуры

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г — Т):(2Н — Б),
    Г – обхват груди,
    Т — обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.

  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя — рост сидя) : (рост сидя)) х 100%

  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, — не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры — какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) — 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) — 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) — 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) — (4000 : Р) — для женщин,
В = 4/5хР — 70 — для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

Мышцы, их строение и функции»

Задачи урока:

1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц

2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Оборудование: доска, карточки таблицы, презентация, микроскоп, препараты мышечной ткани

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году? Ответ : Организм человека.

Н

ОРГАНИЗМ

а доске появляется карточка:

Что такое организм?

Ответ : Это единая система органов, взаимодействующих между собой.

Какой орган самый важный в организме человека?

Ответ Его нет, в организме важны все органы.

Из чего же состоит организм?

Ответ Из клеток.

Что такое клетка?

Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.

Деятельность организма

Ответ сумма жизнедеятельности отдельных клеток.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. 1 слайд

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

А в м/ф перед нами действительно были мышцы?

Нет, это был скелет.

А

ОРГАНИЗМ

что такое скелет?

Скелет — это часть организма.

На доске:

СКЕЛЕТ

Из каких частей состоит скелет?

(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конеч­ностей + скелет нижних конечностей.?

Какие Функции выполняет скелет?

ответ: — Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..

Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой , а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»

А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку в верх, кто знает ответы на эти вопрос, и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку в верх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. 3 щечка

Какую систему человека составляют кости скелета. их соединения и мышцы. ( опорнро –двигательную систему). щечок

Какую часть опорно — двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную) щечок

Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. щечк

Мышц в организме человека 600 они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.

Щечок Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» — Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!

Дадим определение: (записываем в тетрадь)

Щечок Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)

Щечок И сегодня на уроке нам предстоит узнать : Какие мышцы есть в организме? Как они устроены? Где расположены? Кто знает мне поможет, а кто не знает попробуем разобраться

Щечок А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.

Щечок Мышцы выполняют функцию движения. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают мимику и образование звуков. Мышцы вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии и перемещают в пространстве. Защищают внутренние органы.

Существует несколько видов мышечной ткани 8 слайд 6 щечков

Рассмотрим Как устроены мышцы: Лабораторная работа

Щечок Макроскопическое строение мышц то можно увидеть Сухожилие. Брюшко, головка, хвост, сухожилия.

Щечок Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.

Щечок

Лабораторная работа

Щечок Микроскопическое строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечно-полосатой мышечной тканью. Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно-полосатых мышечных волокон.. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

Каждое мышечное волокно –это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити — миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов — толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белок- актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани : поперечно-полосатая. Давайте рассмотрим поперечно полосатую мышцу под микроскопом.

Щечок Поперечно полосатая мышца сердца – это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. Сердце – «неутомимый мотор» Щечок За одну минуту через сердце проходит более 5 литров крови. При выполнении тяжелой работы или при беге этот объем может увеличиться в четыре раза! Щечок У взрослого человека в организме около 6 литров крови, поэтому сердцу ежедневно приходится перекачивать около 7000 литров. Щечок Вот оно какое — твое работящее сердце!

Щечок Но , кроме скелетных мышц, внутри в организме тоже имеются мышцы ,которые руководят работой внутренних органов – это гладкие мышцы

Они располагаются в соединительной ткани в виде одиночных клеток. В некоторых местах они собраны в пучки.. Они все время, незаметно для нас, работают Много гладких мышц в коже, в глазу вокруг зрачка: при ярком освещении -сужают зрачок, а в темноте сокращаются -мышцы и зрачок расширяется. Гладкие мышцы пищевода, сокращаясь, проталкивают комок пищи или глоток воды в желудок. Сложные сплетения гладких мышечных клеток образуются в органах с широкой полостью — в желудке, мочевом пузыре. микроскоп

Щечок Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым

— кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.

рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц

Щечок В зависимости от расположения мышцы можно разделить мышцы головы ,

мышцы туловища и мышцы конечностей.

Щечок Это большие группы которые делятся на : мышцы головы жевательные и мимические,

мышцы туловища мышцы груди, мышцы спины, мышцы живота

мышцы конечностей.

Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.

Физминутка.

1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения

Напрягается жевательная мышца.

2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.

3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.

4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую — напрягается дельтовидная мышца.

5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки —напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.

6 упр Перекаты сноска на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.

7 упр Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.

Спасибо тихонечко садитесь и продолжим наш урок.

Щечок У вас на столе лежит раздаточный материал Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы головы. Проверим себя Щечок

Щечок

Продолжим работу Пользуясь учебником и карточкой найдите и выпишите в тетрадь под номерами мышцы туловища и конечностей. Проверим себя.

Как работаю мышцы, об этом вы узнаете на следующем уроке,

21 слайд А теперь давайте вспомним. Закрепление :

1.Какую часть опорно-двигательной системы. мы рассмотрели на уроке?

2. Из какой ткани состоят мышцы.?

3. Какие виды мышечной ткани вы знаете.?

4. Какие группы мышц можно выделить?

5.Какие функции выполняют мышцы.?

22 слайд Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома текст учебника. стр 116-121 и ответить на вопросы на стр 121.

У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела.

Оценки за урок

Щечок

Определение пропорций фигуры

П = Б:(Н+Р+Ш),

Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.

  • Изящество можно определить по формуле:
    И =(Г — Т):(2Н — Б),
    Г – обхват груди,
    Т — обхват талии.
    Показатели должны быть такими:
    для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
    для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.

  • Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
    П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
    П = ((рост стоя — рост сидя) : (рост сидя)) х 100%

  • Еще одна формула пропорциональности телосложения:
    П = ((окружность талии) : (рост))х100%
    В норме 45% +/- 5%.

Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, — не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!

Формула стройной фигуры — какой вес считать оптимальным?

Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.

Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:

Вес (в кг) = росту (в см) — 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) — 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) — 110 (при росте свыше 176см

Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.

Определить необходимый вес можно и по такой формуле:

B = (Р : 2) — (4000 : Р) — для женщин,
В = 4/5хР — 70 — для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.

Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:

В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240

infourok.ru

Конспект урока по биологии на тему «Общий обзор мышц» (8 класс)

28 ноября 2011 г.

Тема: Мышцы. Общий обзор.

Цель:

1. Ознакомить учащихся со строением мышц, основными группами мышц.

2. Формировать знания в области биологии.

3.Развивать память, воображение.

4.Воспитывать интерес к окружающему миру, строению своего организма.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Потише, пожалуйста, успокойтесь! Меня зовут Елена Игоревна. Давайте сделаем перекличку. Урок биологии сегодня у вас буду вести я.

II. Сообщение темы и цели урока.

Итак, внимание, ребята! Сегодня тема нашего урока «Общий обзор мышц». Мы рассмотрим строение мышц и познакомимся с основными группами мышц. Вы узнаете, какие функции выполняют мышцы, как устроена поперечно-полосатая мышца и как мышцы крепятся к костям.

III. Изучение нового материала.

1).Мышцы — активная часть опорно-двигательного аппарата. Всё, что бы ни делал человек — шёл, стоял, писал — совершается при участии скелетных мышц. У человека насчитывается более 600 скелетных мышц. Они образованы поперечно-полосатой мышечной тканью.

2).Строение мышц.

Каждая мышца состоит из пучков поперечно-полосатых мышечных волокон. Каждый пучок окружён оболочкой. И вся мышца снаружи тонкой оболочкой из соединительной ткани. Она защищает мыщцу. Каждое мышечное волокно — это многоядерная цилиндрическая клетка длиной до 10-12 см. Внутри этой клетки, или мышечного волокна, находятся сократительные нити — миофибриллы. Они образованы двумя видами белков — актином и миозином. Эти белки чередуются, образуя темные и светлые участки. Отсюда и название скелетной мышечной ткани поперечн-полосатая. Когда электрический сигнал поступает из нервной системы к мышце, молекулы этих сократительных белков начинают взаимодействовать, и мышцы сокращается и утолщается.

Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами. К костям мышцы крепятся при помощи сухожилий, которые срастаются с надкостницей. Одним концом мышца крепится выше сустава, другим ниже. Таким образом, приводятся в движение мышцы в суставах.

3). Основные группы мышц.

В зависимости от расположения все мышцы можно разделить на мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей. Мышцы головы по функциям делятся на жевательные мышцы. Т.е., они участвуют в процессе переработки пищи, и мимические мышцы. Они находятся вокруг отверстий — ротового, глазных, ушных, носовых. Отражают психическое состояние, настроение человека. У животных они развиты меньше, чем у человека.

Мышцы шей удерживают голову в равновесии, участвуют в движениях головы и шеи, а также в процессах глотания и произнесения. К мышцам туловища относятся мышцы грудных стенок, живота и спины. Межрёберные мышцы и диафрагма участвуют в процессе дыхания. Мышцы живота участвуют в сгибании позвоночника, в дыхательных движениях, влияют на работу внутренних органов. Например, участвуют в опорожнении кишечника, выведении мочи. В области спины мышцы располагаются в несколько слоёв. Большинство из них участвует в движении позвоночника назад и в стороны. Мышцы конечностей участвуют в движении рук и ног.

IV. Закрепление.

Итак, ребята! Что было не понятно? Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1). Какие функции выполняют мышцы?

2). Из чего состоит мышца?

3). Что такое актин, миозин?

4). На какие группы делятся мышцы?

5). Назовите функции мыщц туловища.

Замечательно! Молодцы, ребята!

V. Домашнее задание.

А сейчас откройте дневники и запишите задание на дом: с.106 – 111(белый учебник), уметь отвечать на вопросы на страницах110-111, с.116 – 122 (белый учебник).(Объявляю оценки).

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о