Биология, Животные (7 класс): уроки, тесты, задания
Зоология — наука о животных
-
Основные признаки животных
Простейшие
-
Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
-
Беспозвоночные животные (кроме Членистоногих)
-
Типы Кишечнополостные и Губки
-
Тип Плоские черви
-
Тип Круглые (Первичнополостные) черви
-
Тип Кольчатые черви (Кольчецы)
-
Итоговая проверка знаний по темам Плоские, Круглые и Кольчатые черви
-
Тип Моллюски
Тип Членистоногие
-
Классы Ракообразные и Паукообразные
-
Класс Насекомые. Основные отряды
Тип Хордовые
-
Подтипы Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
-
Надкласс Рыбы. Классы Хрящевые и Костные рыбы
-
Класс Земноводные, или Амфибии
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
-
Класс Птицы
-
Класс Млекопитающие, или Звери
Развитие животного мира
-
Эволюция строения органов и их систем
-
Многообразие видов как результат эволюции
В дальнейшем в этом разделе появятся…
www.yaklass.ru
Представители паразитов |
Хозяин |
Заболевание |
Локализация в организме |
Характер воздействия на организм |
Саркодовые:амеба дизентерийная |
Человек | Амебиаз (дизентерия) | Стенки тонкой киши | Вызывает язвы кишечника |
Жгутиковые:трипанасомы (гамбийская, родезийская) |
Человек, домашний скот. Переносчик: муха цеце | Сонная болезнь | Кровь, спинномозговая жидкость | Выделяют в кровь токсины, разрушающие эритроциты |
Трипанасома крузи |
Человек переносчик: клопы |
Болезнь Чагаса | Кровь, спинномозговая жидкость | Выделяют в кровь токсины, разрушающие эритроциты |
Трипанасома эванси |
Лошади, верблюды, слоны, собаки. Переносчик: кровососущие насекомые |
Суауру | Локализуется она в плазме крови, лимфоузлах, внутренних органах, нервной системе. | Выделяют токсические продукты их жизнедеятельности — трипанотоксины, которые и воздействуют на нервную и сосудистую системы больного организма, вызывая нарушение обменных процессов, а последнее и приводит к лихорадке и истощению животных. |
Трипанасома бруцеи |
Крупный рогатый скот. Переносчик: кровососущие насекомые
|
Нагана | Кровь, спинномозговая жидкость | Характеризуется лихорадкой и отёками. |
Трихомонады:трихомонас человеческий |
Человек | Трихоманадоз | Кишечник | Кишечная трихомонада создает человеку множество связанных с деятельностью кишечника проблем, среди которых колит, энтероколит, холецистит. |
Лямблия | Человек | Лямблиоз | Тонкий кишечник и желчные протоки | Вызывают раздражение слизистой оболочки кишечника. |
Лейшмании (3 вида) |
Человек Переносчик: москиты |
Лейшманиоз | Разлиные ткани (внутриклеточный паразит) |
Кожный лейшманиоз — поражение кожной и слизистых оболочек. Кала-азар — поражение внутренних органов |
Инфузории:балантидиум коли |
Человек Переносчик: крысы, свиньи |
Колит (балантидиоз) | Ткани кишечника | Заглатывает форменные элементы крови |
Споровики:малярийные плазмодии (4 вида) |
Человек Переносчик: комар анофелес |
Малярия | Клетки печени. кровь, селезенка | Разрушают эритроциты |
Токсоплазма Гондии | Кошка, мышь, человек | Токсоплазмоз | Внутриклеточный паразит органов и тканей | Поражает различные органы: мозг, глаза, лимфоузлы, печень и т. д. |
Тип | Саркомастигофора (Саркожгутиковые) | Инфузории | Споровики (Апикомплексы) | |
Класс | Саркодовые | Жгутиковые | ||
Количество видов | 25 тысяч | 7,5 тысяч | 4,5 тысячи | |
Представители | Свободноживущие — амеба обыкновенная, радиолярии, фораминифера Паразитические – амеба дизентерийная | Свободноживущие – эвглена зеленая Паразитические – лямблии, трипаносомы. | Свободноживущие – инфузория-туфелька, сувойки (неподвижный образ жизни), трубачи. Паразитические – инфузория балантидий. | Паразитические – малярийный плазмодий, токсоплазмы, кокцидии |
Местообитание | Пресные и соленые водоемы; организм человека и животных | Пресные и солоноватые водоемы; организм человека и животных. | Пресные и соленые водоемы, почва, мхи. | Беспозвоночные и позвоночные животные |
Форма тела | Непостоянная | Постоянная | ||
Органоиды движения | Ложноножки (псевдоподии) | Жгутики | Реснички | Жгутики (только на стадии гамет) |
Ядро | Одно | Одно | Два (большое – вегетативное, малое – генеративное) | Одно |
Дыхание | Всей поверхностью клетки | Нет специальных органелл | ||
Способ питания | Гетеротрофы | Гетеротрофы; миксотрофы (жгутиковые, имеющие хлоропласты на свету – автотрофы (фотосинтез), при недостатке света – гетеротрофы). | Гетеротрофы (захват пищи ресничками) | Гетеротрофы, осмотический способ питания |
Удаление непереваренной пищи | В любом месте клетки | Удаляются | Порошица | В любом месте клетки |
Выделение продуктов обмена | Сократительная вакуоль | Поверхность тела | ||
Бесполое размножение | Деление пополам | Деление материнской клетки в продольном направлении | Деление материнской клетки в поперечном направлении | Деление с помощью митоза, множественное деление (шизогония). При шизогонии происходит многократное деление ядра без цитокинеза. Затем вся цитоплазма разделяется на части, которые обособляются вокруг новых ядер. Из одной клетки образуется очень много дочерних. |
Половое размножение | Коньюгация (обмен генетическим материалом) | Перед половым процессом происходит образование мужских и женских половых клеток — гамет (гамонтов). Разнополые гаметы сливаются (зигота), которая превращается в цисту. В ней происходит спорогония — множественное деление с образованием клеток (спорозоитов). | ||
Особенности | При неблагоприятных условиях образуется циста | Есть клеточный рот, глотка, сократительные вакуоли с проводящими канальцами, порошица. | Многие — внутриклеточные паразиты | |
Паразиты | Амеба дизентерийная паразитирует в толстом кишечнике человека, вызывает колит. Источник заражения – цисты. | Лямблии – тонкий кишечник и желчные протоки печени человека и животных. Питаются клетками кишечника и печени. Источник заражения – цисты. Трипаносомы – кровь, спинномозговая жидкость позвоночных животных. Вызывают сонную болезнь. Питаются органическими веществами среды, в которой паразитируют. Источник заражения – переносчики (муха цеце, клопы, слепни и др.). | Инфузория балантидий – ткани и кишечник животных, человека. В тканях кишечника питается клетками крови, в просвете кишечника – крахмалом и остатками пищи. В каловых массах паразиты пожирают друг друга. | Бесполая фаза малярийного плазмодия: человек заражается при укусе комара спорозоитами – эритроциты крови – размножение, образование меразоитов – новые эритроциты крови – размножение, образование меразоитов (многократное повторение) – образование гаметоцитов – укус комаром больного человека. Половая фаза: гаметоциты в желудке комара – образование гамет – оплодотворение (зигота) – мейоз и многочисленные митозы – спорозоиты – слюна самки комара – укус комарм человека. |
studfiles.net
ТИП | КЛАСС | Представитель | Рисунок | Экология | Тело | Органы чувств | Покров Мышцы | |||||||
Простейшие | Саркомастиго-форы или Корненожки | Амеба пресноводная | Водные . Эндопаразит — дизентерийная амеба | Клетка подвижная, Форма тела непостоянная | Мембрана Таксисы | Мембрана Ложноножки | ||||||||
Жгутиковые | Эвглена зеленая | Водные. Эндопаразиты-лейшмании, трипаносомы | Клетка подвижная | Мембрана Стигма Таксисы | Мембрана Жгутик | |||||||||
Ресничные | Инфузории | Водные Эндопаразиты- балантидий | Клетка подвижная, два ядра | Мембрана Таксисы | Мембрана Реснички 12тыс. | |||||||||
Споровики | Малярийный плазмодий | Эндопаразиты клеток, тканей . | Клетка неподвижная | Коноид Роптрии-секрет растворения оболочек клеток хозяина | Мембрана Плотная оболочка | |||||||||
Кишечнополостные | Гидроидные | Пресноводная гидра | Водные Радиальная симметрия | Двуслойные Щупальца, подошва, тело | Стрекательные клетки на щупальцах | Эктодерма из кожно-мускульных клеток | ||||||||
Сцифоидные | Медузы | Водные Радиальная симметрия | Чашевидное, щупальца | Стрек. клетки Глазки Обонят.ямки Статоцисты | Эктодерма из кожно-мускульных клеток.Реактивное движение | |||||||||
Коралловые полипы | Актиния Полипы | Водные Радиальная симметрия | Мешко-видное, щупальца | Стрекательные клетки на щупальцах | Эктодерма из кожно-мускульных клеток,известковый скелет | |||||||||
Моллюски (мантийная полость и складка) | Брюхоногие | Прудовик (Катушка Слизни) | Наземные Водные | Голова, Туловище, Нога | Глаза щупальца Статоцист. | Раковина Двухслойная, одна. | ||||||||
Двустворчатые | Беззубка (Жемчужница, мидии, устрицы, морские гребешки) | Водные Биофильтры | Туловище нога | Осязательные клетки и статоцисты в ноге | Двустворчатая раковина, трехслойная | |||||||||
Головоногие | Кальмар (Осьминог Каракатица Морские ангелы) | Водные в морях с солёностью выше 33% | Голова «нога»+ 8рук и 2щупальца ,чернильный мешок,меняют цвет тела | Глаза с хрусталиком ,щупальца с присосками-вкус, статоцисты | Раковина редуцирована, реактивное движение | |||||||||
Иглокожие | Морские звезды | Морская звезда | Водные Радиальная симметрия | Звездчатая, дискообразная, шипы | Примитивные глазки | Кожа с амбулакральной системой и амбулакральными ножками. | ||||||||
Морские ежи | Морской ёж | Водные Радиальная симметрия | Шаровидное , известковые иглы | |||||||||||
Морские лилии | Морская лилия | Водные Радиальная симметрия | Червеобразная «цветок»- 5 перистых лучей | |||||||||||
Офиуры | Офиуры -змеехвостки | Водные Радиальная симметрия | Дисковидное с червеобразными лучами 5-10 | |||||||||||
Голотурии | Голотурия- морской огурец | Водные Радиальная симметрия | Бочонко-видное | |||||||||||
Мезодерма | Пищеварительная система | Дыхательная система | Кровеносная система Сердце | Выделительная система | Нервная система | Половая система | Развитие | |||||||
Нет | Фагоцитоз Пищеварительная вакуоль | Через мембрану | нет | Сократительная вакуоль | нет | Нет | Митоз -деление клетки пополам | |||||||
Фотосинтез- Хлоропласты, в темноте через мембрану. | Через мембрану | нет | Сократительная вакуоль | нет | нет | Митоз-деление пополам | ||||||||
Рот- Глотка –пищеварительная вакуоль—порошица | Через мембрану | нет | Две сократительные вакуоли | нет | Конъюгация – обмен малыми ядрами | Бесполое-митоз Половое-конъюгация | ||||||||
Осмотическим способом-через оболочку | Анаэробы | нет | Осмотическим способом-через оболочку | нет | Комар +слюна+спорозоид—- укус ПХ человек +печень+ шизогония =бесполое размножение –мерозоиды – в кровь= эритроциты +шизогония—гамонтимы. ———ОХ желудок комара + гаметы=зигота-оокинета –ооциста = спорозоиды—в слюну. | |||||||||
нет | Рот-кишечная полость-рот. Энтодерма: пищеварительные и железистые клети | Через эктодерму | нет | Сократительные вакуоли клеток | Диффузного типа | Гермафродиты | Вегетативно-почкование. Половое: зигота-планула-гидра | |||||||
Рот-кишечная полость-рот. Энтодерма:пищ., желез. клети | Через эктодерму | нет | Сократительные вакуоли клеток | Диффузного типа | Раздель-нополые | Медуза – Я+С-зигота-личинка-полип-медуза | ||||||||
Рот-кишечная полость-рот. Энтодерма:пищ., желез. клети | Через эктодерму | нет | Сократительные вакуоли клеток | Диффузного типа | Раздель-нополые | Полип-медузка-Я+С-зигота-личика-полип. Почкование | ||||||||
Вторичная полость — целом | Р+язык-терка-Г-П-Ж-К+печень-Анус | Легкое | Не замкнута Сердце двухкамерное | Одна почка-мочеточник-анус | Узлова- того типа | Гермафродиты | Яйца в студенистых шнурах-20дней-улитки | |||||||
Вводный сифон-Р-Г-П-Ж-К+печень-А-выводной сифон | Жабры | Не замкнута Сердце 3х-камерное (2 пред.,1ж) | Две почки-мочеточники-выводной сифон | Узлова- того типа | Разденль-нополые | Яйца –глохидии-рыба+20дн.-беззубки | ||||||||
Роговы челюсти-«клюв» во рту—глотка+ радула-пищевод-желудок-кишечник печень поджелудочная железе-анус | жабры | Замкнутая Гемоцианин –голубая кровь –медь Сердце 3х-камерное | 1 почка —-в мантийную полость | Разбросанно-узлова- того типа, «головной мозг» | Раздель-нополые, размножаются 1 раз в жизни, т.к. гаметы разрывают тело особи. | Оплодотворение в воде. Яйца—-маленький моллюск | ||||||||
Вторичная полость- целом | Рот-пищевод-выворачивающийся желудок-анус | Примитивные жабры | Не замкнута | Примитивного радиального типа | Раздельно-полые | Яйцо –———- Плавающая личинка с двусторонней симметрией- — Оседает на дно—-особь иглокожих | ||||||||
Рот + зубы -пищевод-желудок-анус | Примитивные жабры | Раздельно-полые | ||||||||||||
Рот -пищевод-желудок-анус | Через кожу | Раздельно-полые | ||||||||||||
Через кожу | Раздельно-полые | |||||||||||||
Водные легкие | Водные легкие | Некоторые гермафродиты | ||||||||||||
ТИП | КЛАСС | Представитель | Рисунок | Экология | Тело | Органы чувств | Покров Мышцы | |||||||
Плоские черви | Ресничные черви | Планария | Водные Наземные | Листовидное плоское 2см | Два глаза осязательные головные лопасти | Ресничный эпителий, Кожно-мускульный мешок | ||||||||
Ленточные | Цепни | Эндопаразиты кишечника | Лентовидное 4-10м , членистое , голова+ 4присоски, шейка, членики | Отсутствуют | Кожа с кутикулой, кожно-мускульный мешок | |||||||||
Сосальщики | Кошачья двуустка | Эндопаразит печени | Две присоски | Отсутствуют | Кожа с кутикулой, шипики | |||||||||
Круглые черви | Круглые черви | Аскарида | Эндопаразит кишечника | Червеобразное, нечленистое, рот с тремя губами | Осязательные бугорки и ямки-амфиды | Кожа с кутикулой кожно-мускульный мешок | ||||||||
Кольчатые черви | Малоще-тинковые | Дождевой червь | В почве | Членистое-180члеников ,на каждом членике 8 щетинок | Осязательные и светочувствительные клетки по телу | Кожа с кутикулой, слизистые и ядовитые железы | ||||||||
Многоще-тинковые -полихеты | Нереида | Свободно-живущие в морях | Змеивидной формы голова-туловище=метамерия- параподии со щетинками | 4 глаза , 2 щупика 2пальпы | Кожа с кутикулой | |||||||||
Пиявки | Медицинская пиявка | Водная | Тело черное 33 сегмента сегментировано снаружи, а внутри цельное. Две присоски,две красные линии | «Бокаловидные органы»- хеморецепторы, или превращаются в глазки | Кожа с кутикулой, слизистые железы | |||||||||
Членистоногие | Ракообраз-ные | Речной рак (краб,омар, дафнии, циклопы, криветки,) | Водная | Головогрудь , членистое брюшко, 5 пар ходильных ног, 1 пара-клешня, две пары усов. | Стебельчатые глаза, Короткие усы-обоняние, длинные усы-осязание, статоцисты | Хитиновый покров с углекислым кальцием. Линька | ||||||||
Паукообразные | Паук-крестовик (скорпион, клещи) | Наземные | Головогрудь ,цельное брюшко, 8 ног, хилицеры, пядипальпы | 8 простых глаз, пядипальпы и волоски -осязание | Хитиновый покров | |||||||||
Насекомые | Майский жук | Наземные | Голова, грудь, брюшко , 6 ног, 2 пары крыльев, одна пара усиков | Два сложных глаза, усики-обоняние, осязание и вкуса-щупики | Хитиновый покров | |||||||||
Мезодерма | Пищевари- тельная система | Дыхательная система Дыхание | Кровеносная система Сердце | Выделительная система | Нервная система | Половая система | Развитие | |||||||
паренхима | Рот –глотка- 3х ветвистый кишечник-рот | Отсутствует | нет | Звездчатые клетки- два канала-открываются порами на заднем конце тела | Лестничного типа | Герма-фродиты | Яйца –кокон —- планарии | |||||||
Отсутствует. Питательные в-ва через кожу. | Отсутствует | Нет | Выделительные трубочки- в два канала-открываются на последнем членике | Лестничного типа | Герма-фродиты | Яйца — ПХ *КРС +финка в мышцах—- ОХ *человек –кишечник +цепень | ||||||||
Рот-глотка-ветвистый кишечник, а также и через кожу | отсутствует | нет | Звездчатые клетки- два канала-открываются порами на заднем конце тела | Лестничного типа | Герма-фродиты | ОХ * человек, КРС——яйца- в воде мирацидий——ПХ*малый прудовик +церкарий- на траве—— ОХ человек сосальщики в печени | ||||||||
жидкость | Рот-кишечник- анус | Отсутствует | Нет | Два канала открываются на переднем конце тела | Кольцевая комис-сура | Раздельнополые | Яйца –почва ——- человек- кишечник +личинка-кровь-легкие-рот- в кишечнике человека аскариды | |||||||
Вторичная полость тела с жидкостью | Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анус | Через кожу | Замкнута Сердце — 5 передних колец | В каждом членике по две трубочки-метанефридии | Брюшная нервная цепочка- узловатый тип | Гермафродит | 1-3 Яйца в кокон-поясок —- в земле —черви | |||||||
Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анус | Через кожу, жабры | Замкнута Сердце — 5 передних колец | В каждом членике по две трубочки-метанефридии | Радельнополые 1 раз в жизни гаметы разрывают тело | Оплодотворение наружное- личинка –трохофора плавает ———-метаморфоз-червь | |||||||||
Рыхлой соеденительная ткань-паренхима | Передняя присоска Рот + 3 хитиновые «челюсти» -глотка+ слюна с гирудином- пищевод- средняя кишка-кишечник-анус | Через кожу | Атрофирована в систему лакун целома | В каждом членике по две трубочки-метанефридии | Герма-фродиты | 1-3 Яйца в кокон-поясок -черви | ||||||||
Смешанная полость тела | Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок(жевательный+хитин.зубцы,цедильный)-кишка +печень-анус | Жабры | Не замкнута Сердце пятиугольное | Две зеленые железы открываются у основания длинных усов | Раздель-нопо-лые | Яйца на брюшных ножках самки-рачата. | ||||||||
Рот+яд.железы-глотка-пищевод-желудок(сосательный)-кишка-+печень-анус ВНЕОРГАНИЗМЕННОЕ ПИЩЕВАРЕНИЕ | Легкое Трахея | Не замкнута Сердце -трубочка | Мальпигиевы сосуды-две слепые трубочки кишечника | Раздель-нополые | Самка+паутинные борадавки- Кокон с яйцами-паучата | |||||||||
Рот-глотка+слюнные железы-пищевод-зоб-желудок (жевательный+хитин.зубцы)-кишка-анус | Трахеи | Не замкнута Сердце –трубочка с порами | Мальпигиевы сосуды- до 200 слепых трубочек кишечника. Жировое тело | Раздельнополые | Яйцо-личинка-куколка-жук Метаморфоз –непрямое=полное развитие |
multiurok.ru
Латюшин, Ламехова 7 класс (ответы)
1. Назовите фамилию ученого, который первым описал группу простейших животных
Левенгук
2. Что является общим в строении простейших?
Весь организм состоит из одной клетки
3. Почему ученые утверждают, что у животных и растений были общие предки?
Потому что, животные и растения питаются одинаковыми веществами
4. Зарисуйте увиденных вами простейших и подпишите их названия под рисунками
5. Изучив текст учебника, впишите в схему ивестные вам систематические группы простейших
Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, жгутиконосцы, инфузории
6. Рассмотрите рисунки. Определите какие простейшие на них изображены, и поставьте номера рисунков против соответствующих названий простейших
Корненожка — 7
Формаминифера — 4
Радиолярия — 1
Вольвокс — 2
Хламидомонада — 5
Эвглена — 6
Инфузория — 3
7. Органы движения простейших
Простейшие Органы движения Амеба ложноножки Инфузория туфелька реснички Эвглена зеленая жгутики
8. Объясните, в каком смысле врачи часто используют выражение «болезни грязных рук». Приведите примеры болезней, к которым оно относится
Все болезни от грязных рук
Примеры: кишечная инфекция, пищевые отравления
9. Закончите предложения, вписав необходимые слова
Если банку с эвгленой подержать несколько дней в темном шкафу, то цвет их исчезнет. Эвглены станут светлыми, но не погибнут, так как в темноте они питаются как животные. На свету эвглены вновь станут зелеными и начнут питаться как растения
10. Вставьте пропущенные слова. Дайте определения понятий
Симбиоз — форма сотрудничества у живых организмов, где оба партнера получают выгоду от совместного существования
Колония — совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни
Раковина — внешний скелет простейшего, состоящий чаще всего из известняка и выполняющий функцию защиты
Циста — плотная защитная оболочка, выполняющая защитную функцию. Она образуется у простейших для перенесения неблагоприятных условий
11. Объясните, как связаны между собой способ питания и образ жизни простейшего
Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами, часто являются либо хищниками, либо всеядными. Они там, где есть обилие пищи, большинство живет в почве. Есть и паразиты. Примеры – инфузория, амеба дизентерийная и обыкновенная, лямблия. Автотрофные протисты обычно живут в водной среде, они фотосинтезируют и по образу жизни больше похожи на растения. Например, вольвокс
12. Верно ли утверждение: «У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа»? Докажите свою точку зрения
Утверждение верно, так как и пирамиды, и стены дворца, и мел построены либо состоят из известняка, или карбоната кальция. Сам известняк образован раковинами простейших, добытыми из океанов и морей
pobio.ru
Урок по биологии по теме «Значение простейших» (7 класс)
Зоология 7 класс
Обобщающий урок по теме:
«Одноклеточные животные».
Цель урока:
учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов;
знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т.д.) простейших, их значение в природе и жизни человека;
уметь классифицировать простейших по внешним признакам.
Оборудование: таблица «Одноклеточные» карточки, схема (презентация).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Затраченное время
1. Орг. момент
Направляет деятельность учащихся на чтение целей урока.
Каждый ученик читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу, выполнение которой он будет отслеживать себя в течение всего урока.
3 мин.
2. Актуализация опорных знаний.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам, добивается полных развёрнутых ответов от учащихся, отмечает ответы в своём журнале.
Отвечают на вопросы учителя.
12 мин.
3. Работа со схемой: «Значение простейших в природе».
Акцентрирует внимание на работе со схемой. Оказывает консультативную помощь, даёт разъяснения в случае необходимости.
Работают по схеме (слайды № 7-13)
5 мин.
4. Работа с учащимися по закреплению изученного.
Индивидуальная работа с учащимися. Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении работы.
Работают по карточкам, заполняют таблицу.
Задание №1 (карточки)
Задание № 2 (слайд № 15-16)
Задание № 3 (кроссворд)
Задание № 4 (слайд № 17)
15 мин
5. Заболевания, вызываемые простейшими.
Направляет работу учащихся.
Работают с буклетом
5 мин.
6. Подведение итогов.
Анализирует ответы учащихся, выставляет итоговые оценки.
Оценивают свою работу на уроке.
5 мин.
infourok.ru
Урок 10. Многообразие простейших | Поурочные планы по биологии 6-7 класс
Урок 10. Многообразие простейших
05.01.2015 2589 593Цели урока: расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека, совершенствовать умения работать с таблицами, рисунками, схемами.
Оборудование: таблица, рисунки, схемы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка усвоения материала прошлого урока.
1. Проверка умения выделять общие признаки простейших путем их сравнения (2 чел.)
О Заполни таблицу. Выдели общие признаки простейших. Используя данные таблицы, составь устный рассказ о процессах жизнедеятельности одноклеточных животных.
Сравнительная характеристика простейших
Процессы жизнедеятельности | Амеба | Эвглена зеленая | Инфузория- туфелька |
1. Движение | При помощи ложноножек | Активное, при помощи жгутика | Активное, при помощи ресничек |
2. Питание | Фагоцитоз ложноножки; пищеварительная вакуоль | Фотосинтез через оболочку | Рот, глотка, пищеварительные вакуоли |
3. Выделение | Сократительная вакуоль | Сократительная вакуоль | 2 сократительные вакуоли + порошица |
4. Дыхание | Через оболочку | Через оболочку | Через оболочку |
5. Размножение | Бесполое | Бесполое | Бесполое и половое |
6. Обмен веществ | Гетеротроф (сапротроф и голозой) | Фотосинтез (ав- тотрофное)+ гетеротрофное = миксотрофное | Гетеротроф (сапрот- роф+ голозой) |
7. Образование цист | Образуются | Образуются | Образуются |
2. Письменный опрос
| Вариант I | Вариант II |
Терминологический диктант | Циста, раздражимость, порошица, хлоропласты, обмен веществ. | Сократительная вакуоль, раздражитель, реснички, миксотрофное питание, фагоцитоз |
Ответ на вопрос | Какое значение в жизни одноклеточных имеют сократительные вакуоли? | Как дышат одноклеточные животные и каково значение дыхания в их жизни? |
Для более слабых учащихся можно предложить карточки.
Напишите названия животных, изображенных на рисунках. Подпишите названия органоидов.
3. Рассказ учащегося: общие признаки простейших.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net