5 класс. Биология. Ткани растений — Ткани растений
Комментарии преподавателя
Не все клетки растения одинаковы. Рассматривая под микроскопом срезы различных органов растений, учёные замечали, что клетки расположены упорядоченно, они как будто образуют узор. Так были открыты ткани.
Ткань
Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции. Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.
Многие ткани включают клетки нескольких типов. Однако общее происхождение всех этих клеток и единая функция, выполняемая ими, позволяют говорить о единстве ткани.
Обычно растительный организм включает несколько тканей каждого типа. Так, различные участки тела растения могут быть покрыты первичной покровной тканью, состоящей из одного слоя клеток, и многослойными вторичными и третичными покровными тканями. Рис. 1.
Рис. 1.
Покровная ткань
Покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мертвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев. Оболочки клеток могут пропитываться специальными веществами, которые делают их более прочными или усиливают их изолирующие свойства.
Механическая ткань
Механические ткани придают прочность растениям. Они также образованы группами клеток с утолщенными оболочками. Рис. 2. У некоторых клеток оболочки одревесневают – пропитываются специальным веществом – лигнином.
Рис. 2.
Проводящие ткани образованы живыми или мертвыми клетками, которые имеют вид трубок или сосудов. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества. Рис. 3.
Рис. 3.
Основная ткань
Основные ткани занимают всё пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Их различают несколько видов в зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки. Рис. 4. Основная их функция – синтез и запасание различных веществ.
Рис. 4.
Секреторными называются ткани, выделяющие некие вещества. Они весьма разнообразны. Железистые волоски служат для выведения ненужных веществ из организма растения, иногда для защиты (вспомните, например, крапиву). Рис. 5. Нектарники служат для выделений сахаристой жидкости. Нектар служит средством привлечения опылителей. Также секреторной тканью выделяются эфирные масла (ими пахнут многие цветы и пряные растения) и млечный сок.
Рис. 5. Железистые волоски
Воздухоносная ткань, или аэренхима, встречается у водных и болотных растений. Рис. 6. Это вместилище запасов воздуха для потребностей дыхания. Иногда выделительную и воздухоносную ткани относят к основным.
Рис. 6.
Образовательная ткань
Клетки образовательных тканей имеют небольшие размеры, тонкую оболочку и относительно крупное ядро. Они делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани. Клетки остальных тканей часто настолько специализированы, что не могут делиться.
Гистология
Два выдающихся натуралиста XVII в. – итальянец Мальпиги и англичанин Грю – являются основоположниками науки о тканях – гистологии. Исследуя под микроскопом стебли, листья, почки и плоды растений, они, кроме клеток, которые описал Р. Гук, нашли множество простых и спиральных трубочек, а также волокон, свидетельствующих о сложности строения растений.
Покровные ткани
Они защищают ткани от высыхания, температурных повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Эпидерма – первичная покровная ткань, состоит из одного слоя живых клеток, плотно примыкающих друг к другу.
Пробка – вторичная покровная ткань, состоит из нескольких слоев отмерших клеток.
Корка – третичная покровная ткань, несколько слоев пробки. Рис. 7.
Рис. 7.
источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/tkani-tkani-rasteniy-prodolzhenie?seconds=0&chapter_id=2398
источник презентации — http://ppt4web.ru/biologija/tkani-rastenijj.html
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=Qbqyfiqer9g
источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=pZedKjQXXtw
http://infourok.ru/prezentaciya-tkani-rasteniy-klass-425765.html
www.kursoteka.ru
2 (5-7 мин) | Актуализация знаний Итак, ребята, у вас на партах лежат конверты, возьмите их и посмотрите, что там лежит? Что это такое? Как мы называем общим словом эти кусочки? Совершенно верно, это разные ткани. Как вы думаете, почему эти ткани оказались у нас сегодня на уроке? Как они будут связаны с биологией? Чтобы нам стало понятно, давайте найдем в толковых словарях, какое значение имеет слово ткань? Итак, в животных и растительных организмах это системы или группы одинаковых клеток. Но организмы у нас состоят из большого количества клеток. Мы можем сказать, что все клетки организма, например растения, будут одинаковые? В листьях у нас одни клетки, в корне другие, следовательно, и ткань у нас будет не одна, а… С помощью словаря мы подтвердили то, что ткань может быть не только на нас в виде одежды, но и внутри и являться частью любого организма, в том числе и растения. А так как растения, это те объекты, которые мы изучаем в этом году, то и тема нашего урока будет связана с ними. Итак, тема нашего урока будет звучать… Совершенно верно, записываем тему урока в вашу технологическую карту. | Достают различные кусочки ткани Варианты ответов детей (материал, тряпочки, ткани) Затруднение ТКАНЬ, -и, ж. I. Изделие, изготовленное тканьем (см. ткать в 1 знач.). 2. Общее название для тканых, трикотажных и нек-рых нетканых материалов 3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т: рассказа. 4. В животных и растительных организмах: система однородных клеток. Нет несколько Ткани растения | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию | 3 (5-10 минут) | Целеполагание Тему мы с вами определили. Скажите, пожалуйста, этот материал вам знаком?Вы знаете какие ткани есть у растений? Значит, какова цель нашего урока? Давайте определим маршрут нашей работы на уроке. Вашему вниманию предлагаются задачи, которые нам предстоит решить, но они перепутаны местами. Вам нужно поставить их в том порядке, который поможет достичь цели урока. | Определить цель Нет Сегодня на уроке мы познакомимся со строением растительных тканей. Изучить особенности строения тканей растения в учебнике Вспомнить правила работы с микроскопом Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах Сделать вывод о многообразии и значении тканей для растения | Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы | 4 (15 мин) | Операционно-технологический этап Приступаем к работе, что у нас первое по плану? Чтобы знакомиться с тканями растений, нам нужно четко понимать, что это такое. Для этого я предлагаю вам заполнить ваши технологические карты, возьмите листочки. Первое задание у вас найти и записать определение, что такое ткань. Для этого вы воспользуетесь своими учебниками: параграф 10, стр. 46. После этого вы просматриваете параграф и выписываете в схему названия тканей, которые есть в учебнике. Не забывайте, после задания нужно сделать вывод о том, какое количество тканей есть в растительном организме. Как только вы справились с работой, вы показываете зелёный кружок, затем мы ждем остальных и проверяем. Все выполнили задание, давайте проверять. Поменяйтесь листочками. Ваша задача заключается в следующем: на слайде представлен правильный ответ, сверяясь по нему вы должны выставить оценку своему товарищу. Если все правильно вы закрашиваете весь кружок, если есть неточности или сделано не все задание, закрашиваете половинку, если задание не сделано, оставляете кружок пустым. Проверили, хорошо верните назад листочки. У кого все правильно поднимите зелёный кружок, у кого есть недочеты, покажите желтый кружок, кто не справился, покажите красный. Таких ребят у нас нет, молодцы! Теперь оцените свою работу в этом задании! Если все сделал быстро и правильно зелёный, у кого задание вызвало затруднение – желтый, кто не понял задание – красный. Замечательно, идём дальше. Теперь мы знаем, что такое ткань, и какие бывают ткани. Когда вы выписывали названия, у вас возникали какие-нибудь образы, связанные с названиями тканей? Хорошо, то есть названия нам с вами помогут разобраться со значением тканей для растения. Рассказ учителя о тканях: (с показом видеофрагментов) Образовательная: ткань состоит из мелких клеток, которые очень быстро делятся и потом превращаются в клетки других тканей. Как вы думаете, где располагаются эти ткани? Чем растет растение? Это и будут места расположения этих тканей. А тогда главное значение ткани? Покровная ткань: клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу. По названию, вы можете определить, где она находится? И что делает? Но ребята, если эта ткань будет плотной и цельной как пленка, то растение сможет получать питательные вещества? Что потребуется? Такие отверстия существуют и называются они устьица (записать на доске слово) Механическая (опорная) ткань: длинные клетки с плотными стенками. Что они делают? Без них растение смогло бы подняться и вынести к свету цветы и плоды? Проводящая ткань: ткань, которая проводит вещества по растению, клеточки будут в виде трубок. Но мы с вами привыкли, что клетки в организме живые, в этой ткани будут и живые и мертвые клетки. Живые – ситовидные трубки – проводят органические вещества, мертвые – сосуды – проводят воду и минеральные вещества. Основная ткань: составляет основу растения, заполняет пространство между другими тканями. Существует много видов основных тканей, но главная их функция будет производство и запасание питательных веществ. Мы рассмотрели 5 видов растительных тканей, и теперь вам предстоит работа в группах: объединяемся по 2 парты, просто повернитесь друг к другу. У каждой группы на столе лежит конверт желтого цвета, откройте его. Перед вами листок с центральным словом, у каждой группы свое слово. Это название одной из тканей. Так же в конверте у вас лежат разные картинки, связанные с темой нашего урока. Вам нужно, используя эти картинки, свои знания о тканях и, возможно, какие-то дополнительные надписи, составить по стрелочкам схему, которая будут наглядно показывать, что это за ткань. На выполнение работы вам дается 7 минут, как только группа справилась с работой, она дает опознавательный знак, вся группа поднимает руки в центре. Когда все группы будут готовы, один представитель рассказывает, что у них получилось. Остальные по окончании ответа оценивают работу группы. Сравнивая ее с примером на доске и поднимая зелёный кружок, если все правильно, желтый, если есть недочеты, красный, если неправильно. Молодцы, все справились. Оцените свою работу: активно принимал участие в решении проблемы – зелёный кружок, не участвовал в работе – красный кружок. Хорошо, ребята, давайте проверим, какие задачи мы с вами в ходе этой работы выполнили? Правильно, но теперь мы немножко отдохнем! | Знакомство с тканями растения Да, проводящая – проводит, опорная – опирает, покровная — покрывает Верхушка стебля, кончик корня, в толщину. Рост растения Снаружи Защищает Нет, отверстия Опора, прочность В конвертах, картинки с изображениями клеток разных тканей (выбирают необходимое), картинки с местоположением (выбирают), и картинки со значением (выбирают) Изучить особенности строения тканей растения | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | 6 (10 мин) | Первичное закрепление и Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Итак, теоретические знания о тканях вы получили самостоятельно, теперь давайте проверим, сможете ли вы распознать их по описаниям на микропрепаратах. Но для этого нам нужно вспомнить, как правильно работать с микроскопом. Сейчас вы работаете в парах и устанавливаете микроскоп в рабочее положение. Как только вы будете готовы, поднимите вместе зелёный кружок. Я вижу, все готовы. Итак, у вас на партах есть подносики с микропрепаратами, ваша задача рассмотреть все микропрепараты и определить, к какому виду тканей относится данный препарат, используйте ваши знания о тканях. Так как этот материал мы только прошли, вам будет немножко трудно, поэтому можно пользоваться подсказкой, которая размещена на слайде. (фотографии микропрепаратов и подписи к ним). Но обязательно помним правила работы с оборудованием! Приступаем к работе. Я вижу, все ребята справились, давайте проверим, что у вас получилось. На слайде выведен правильный ответ, посмотрите, если все правильно, полностью закрашиваем кружок, если есть 1-2 ошибки – половинку, если больше 2, то оставляем кружок пустым — с работой не справился. Оцените эту работу: все получилось – зелёный кружок, были затруднения – желтый, не получилось – красный. Теперь посмотрите на доску, какие задачи мы выполнили с вами? Что у нас осталось? Правильно, сделать вывод о значении тканей для растения. Для этого мы с вами выполним третье задание из вашей технологической карты. Вам предложена табличка, где в 1-ом столбике представлены названия тканей, во 2-ом столбике указано значение, которое выполняет определённая ткань, но в табличке все перепуталось, и теперь каждой ткани соответствует не то значение. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы протянуть стрелочки от названия ткани к функции, которую она выполняет. Сначала, выполняем самостоятельно, а затем, кто-нибудь выйдет к доске и покажет свой вариант решения. Когда закончите, поднимаете зелёный кружок. Приступаем к работе. Итак, …выйди к доске и расставь, пожалуйста, стрелочки. Ребята, кто согласен с ней, поднимите зелёные кружки, кто не согласен? Почему? (выйти исправить). Оцените свою работу в этом задании: все правильно – зелёный кружок, есть недочеты – желтый, много ошибок – красный. Хорошо, давайте, сделаем вывод о значении тканей для растения: обратите внимание на слайд. Вам представлен текст, где пропущены важные слова, это и есть наш вывод, но он не полный, давайте попробуем его сформулировать правильно. Группы клеток, сходные по строению, называются___________. В растении существует ______видов тканей, это покровные,_______, механические, _______,образовательные. Все они выполняют определённые _________, которые будут обусловлены строением этой ткани. | Устанавливают микроскоп Вспомнить правила работы с микроскопом Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах | Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Ответ § 10. Ткани — Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Пасечник В.В.
36) Закончите определение.
-
Ответ:
Тканью называют – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняемые функции.
37) Заполните схему.
-
Ответ:
38) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Название ткани
Выполняемая функция
Особенности строения клеток
Основная
Синтез
Запас различных веществ
Живые клетки
Покровная
Защитная
Живые или мертвые клетки с утолщенными оболочками
Механическая
Опорная
Утолщенные, одревесневшие оболочки
Проводящая
Транспорт органических и минеральных веществ
Живые или мертвые клетки в виде трубок
Образовательная
Образование новых клеток
Рост растения
Крупное ядро
Тонкая оболочка
Небольшие размеры
39) Решите кроссворд № 2.
-
Ответ:
По горизонтали:
- Пластиды, содержащие хлорофилл.
- Структура растительной клетки, отделяющая ее от окружающей среды.
- Часть микроскопа.
- Мелкие тельца, находящиеся в цитоплазме клетки.
- Группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции
- Межклеточные пространства.
- Бесцветное вязкое вещество, находящееся внутри клетки.
- Основная составная единица всех живых организмов.
По вертикали:
- Плотное тельце в цитоплазме клетки.
- Полость, заполненная клеточным соком.
- Тельца в ядре клетки, передающие наследственные признаки.
- Зрительная трубка микроскопа.
- Образование внутри ядра.
- Простейший увеличительный прибор.
- Подставка, к которой крепятся части микроскопа.
- Увеличительный прибор.
Тренировочные задания
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1) Хлоропласты имеют окраску
-
Ответ:
1) Желтую
2) Зеленую
3) Красную
4) Бесцветную
А2) Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микроскопом, соответствует
-
Ответ:
1) Сумме увеличений объектива и окуляра
2) Увеличение, которое обеспечивается окуляром
3) Произведению увеличений объектива и окуляра
4) Увеличение, которое обеспечивается объективом
А3) В растительной клетке пластиды находятся в
А4) В растительной клетке вакуоли находятся в
А5) В растительной клетке хромосомы находятся в
А6) Хромосомы
-
Ответ:
1) Переносят питательные вещества в клетке
2) Накапливают питательные вещества
3) Образуют органические вещества
4) Передают наследственные признаки
А7) Ткань – это
-
Ответ:
1) Группа клеток, расположенных рядом в теле растений
2) совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции
3) все клетки, образующие данный орган растений
4) Вещество, выделяемое клетками для защиты растений
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1) Пластиды могут быть
-
Ответ:
1) синими
2) белыми
3) черными
4) зелеными
5) бесцветными
6) красными, желтыми или оранжевыми
В2) К растительным тканям, в состав которых входят только живые клетки, относятся
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
В3) Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при ее делении.
-
Ответ:
А) Удвоение хромосом
Б) Деление клетки на две дочерние
В) Ядерная оболочка разрушается, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки
Г) Хромосомы расходятся к полюсам клетки
Д) Оформляются два ядра
tetrab.ru
Ответ §5. Строение клетки. Ткани
1) Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зелёным цветом отметьте органоиды, имеющие зелёную окраску.
-
Ответ:
2) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Строение клетки
Органоид
Значение в клетке
Ядро
Хранение наследственной информации
Цитоплазма
Связь между органоидами
Мембрана
Защита клетки
Вакуоль
Хранение продуктов обмена
Хлоропласты
фотосинтез
3) Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток.
-
Ответ:
Клетка
Сходство
Различие
Животная
Имеют цитоплазму и ядро
Животная клетка не имеет больших вакуолей, не способна к фотосинтезу ( отсутствуют хлоропласты), а так же не имеет клеточной стенки
Растительная
Имеет большие вакуоли, клеточную стенку и хлоропласты
4) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Ткани животных
Ткань
Особенности строения
Значение
эпителиальная
Почти не имеет межклеточного вещества
Защищает внутренние органы, предохраняет организм от различных повреждений и проникновения ненужных и чужеродных веществ внутрь
нервная
Состоит из нейронов
Проводит нервные импульсы
соединительная
Имеет много межклеточного вещества
Образует кости, хрящи, которые выполняют в организме немаловажные функции
мышечная
Способность сокращаться, некоторые виды тканей содержат многоядерные клетки
Образуют мышцы тела, которые участвуют в движении
5) Заполните таблицу.
-
Ответ:
Ткани растений
Ткань
Особенности строения
Значение
образовательная
Мелкие клетки с крупными ядрами без вакуолей
Отвечает за рост растений
основные
Основная ткань, находящаяся в листьях содержит хлорофилл
Запасающая, фотосинтезирующая
покровная
Клетки плотно соприкасаются друг с другом, имеют плотные оболочки
защита
проводящая
Клетки напоминают сосуды и трубы
Осуществляет перемещение питательных веществ по растению
механическая
Мертвые клетки с уплощенными и одревесневевшими оболочками
опора
6) Выполните задание 1 лабораторной работы 2 «Знакомство с клетками растений»
а) Зарисуйте клетки кожицы лука, которые вы увидели под микроскопом. Укажите увеличение, при котором вы рассматривали микропрепарат.
-
Ответ:
б) Укажите, в чем отличие внешнего вида клеток кожицы лука малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.
в) Укажите тип растительной ткани, к которой принадлежит кожица лука. Обоснуйте свой ответ.
с) Объясните, зачем нужны предметные и покровные стёкла.
-
Ответ: На предметное стекло кладут препарат, покровным стеклом его фиксируют, чтобы избежать смещение препарата.
tetrab.ru
§5. Строение клетки. Ткани Рабочая тетрадь Биология Корнилова Николаева Симонова 5 класс
Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь Биология Корнилова Николаева Симонова 5 класс Задание 1. Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зеленым цветом отметьте органоиды, имеющие зеленую окраску.Задание 2. Заполните таблицу.
Задание 3. Укажите черты сходства и различия в строении растительной и животной клетки.
Задание 4. Заполните таблицу.
Задание 5. Заполните таблицу.
Задание 6. Выполните задание 1 лабораторной работы №2 «Знакомство с клетками растений»
1. Зарисуйте клетки кожицы лука, которые вы увидели под микроскопом. Укажите увеличение, при котором вы рассматривали препарат.
2. Укажите, в чем отличие внешнего вила клеток кожицы лука при малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.
При большом увеличении видны ядра клеток и органоиды.
3. Укажите тип растительной ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ обоснуйте.
Покровная. Покрывает лук, клетки плотно соприкасаются друг с другом
4. Объясните, зачем нужны предметные и покровные стекла.
На предметное стекло кладут препарат, покровным его фиксируют, чтобы не произошло смещение.
§4. Увеличительные приборы§6. Химический состав клетки
dourokov.ru
Презентация к уроку «Ткани растений». Биология 5 класс.
Презентация к уроку «Ткани растений». Биология 5 класс.
УМК: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов
Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Ткани растений». Биология 5 класс.»
- Ткани растений
5 класс
Чернецова Н.И.
учитель биологии
- Проверка знаний
- ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛЕТКИ
ЯДРО
ЦИТОПЛАЗМА
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
- ОБРАЗОВАНИЯ В КЛЕТКЕ: органоиды
ВАКУОЛЬ
ЯДРО
ХЛОРОПЛАСТЫ
ПОРЫ
РИБОСОМЫ
КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА
- Проверка знаний
- Вопросы из учебника:
- §9, стр.45
- Основные этапы деления клетки:
- Как происходит деление клетки?
- Докажите, что клетка – самостоятельная живая система.
- Почему клетки имеют постоянное число хромосом?
- Клеточное строение – это особенность всех живых организмов.
- Все ли клетки растений одинаковые?
- От чего это зависит?
- Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции, называют тканью.
— группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, соединённых межклеточным веществом.
- Межклеточное вещество
- Виды тканей растений
- Образовательная
- Образовательная ткань
- группа одинаковых по строению клеток,
интенсивно делящихся, сохраняющих
физиологическую активность на протяжении
всей жизни и обеспечивающих непрерывное
нарастание массы растения.
- Зона роста корня
- Конус нарастания верхушки побега
- Основная ткань
- это ткань, составляющая основную массу
различных органов растения.
- Основная ткань выполняет различные функции:
- осуществляет фотосинтез,
- служит для отложения запасных веществ ,
- осуществляет всасывание воды..
- Фотосинтезирующая ткань листа
- Зона всасывания корня
- Проводящие ткани
- это ткани растений, служащие для
перемещения по растению питательных
веществ и продуктов жизнедеятельности
растения, растворенных в воде.
- Сосуды древесины (мертвые клетки)
- Ситовидные трубки коры (живые клетки)
- Механическая ткань
- опорная ткань, придающая прочность
растительному организму.
- Древесные и лубяные волокна
- Покровные ткани
- наружные ткани растения , защищающие его органы от:
- высыхания,
- действия высоких и низких температур,
- механических повреждений
- неблагоприятных воздействий окружающей среды.
- Поперечный срез листа- синтез тканей
- Верхняя кожица – покровная ткань
- Основная фотосинтезирующая ткань (столбчатая ткань)
- Проводящие ткани – сосуды и ситовидные трубки
- Нижняя кожица- покровная ткань
- Волокна — механическая ткань
- ТКАНИ РАСТЕНИЙ
МЕХАНИЧЕС
КАЯ
ПРОВОДЯ
ЩАЯ
ОСНОВНАЯ ТКАНЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ
ПОКРОВ
НАЯ
Конус нарастания стебля
Древесинные волокна
Ситовидные трубки
Хлорофильная
Кожица
Зона роста корня
Запасающая
Пробка
Сосуды
Лубяные волокна
17
- В рабочей тетради заполните таблицу
«Ткани растений», используя текст учебника.
№
Название ткани
1
Выполняемая функция
2
Особенности строения клеток
3
4
5
- Ткани растений выполняют различные функции,
- они тесно взаимодействуют друг с другом,
- обеспечивая существование и развитие организма.
- Взаимопроверка
- Соотнесите виды тканей и их функции
1. Образовательная
А. придает прочность растениям
2. Основная
Б. Образование новых клеток
3. Проводящая
В. Защитная функция
4. Механическая
Г. Синтез и запас веществ
5. Покровная
Д. По ним передвигаются растворенные в воде питательные вещества
- 1 – Б;
- 2 – Г;
- 3 – Д;
- 4 – А ;
- 5 – В.
- «5» – 5 ответов
- «4» — 4 ответа
- «3» — 3 ответа
- Домашнее задание:
- § 10,
- Вопросы : № 1-4 (устно), стр. 49.
- Повторить: § 6-10;
- Прочитать: краткое содержание главы, стр. 49-50
multiurok.ru
1. Основная и механическая ткани
Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции.
Основная ткань
Основная ткань заполняет пространство между другими тканями. На поперечном сечении стебля растения видно, что основная ткань заполняет пространство между покровной и проводящей тканями.
Клетки основной ткани живые и имеют тонкие клеточные стенки. В клетках основной ткани происходит создание питательных веществ, они участвуют в газообмене, осуществляют накопление веществ.
Мякоть картофеля состоит из клеток основной ткани, в которых накапливается крахмал | Основная ткань мякоти картофеля под электронным микроскопом |
Механическая ткань
Механическая ткань придаёт растениям прочность. Она находится во всех органах растения. Много механической ткани расположено в стволе и прожилках листа. Механическая ткань удерживает ствол и сучья деревьев в вертикальном положении.
У клеток механической ткани толстые клеточные стенки, у некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон. Клетки механической ткани могут погибнуть, но твёрдые, толстые клеточные стенки сохраняются.
Скорлупа орехов состоит из механической ткани.
www.yaklass.ru