Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…: agni_8


Известная строка из стихотворения Тютчева «Цицерон».
Полностью оно звучит так:

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Когда-то я уже писала об этом стихотворении, года четыре назад. Тогда роковые минуты только предощущались. Теперь подступили вплотную.
Что имел в виду поэт? Ему-то выпало прожить долгую и достаточно успешную жизнь (за исключением личной драмы) во вполне вегетарианские времена.
Строчки звучат как вызов, как опровержение известного восточного проклятия — пожелания жить во времена перемен. В чем блаженство участников гражданских и мировых войн, пандемий чумы, планетарных катаклизмов?
Думаю, Тютчев имел в виду не всех, но меньшинство. Основной массе людей, простым обывателям, роковые времена несут несчастья и гибель. Другое дело, пассионарии: политики, полководцы, творцы.
Историческое цунами может взнести на самый гребень, подарить и власть, и славу.
Мечтала ли о столь громкой славе плохонькая поэтесса (стоит зайти в ее блог и почитать многочисленные любовный стишки) Анастасия Дмитрук, выкладывая в сеть декларацию рифмованной ненависти? В мирное время о ней бы никто никогда не услышал, но подвернулись времена роковые, и рифмованные строки упали на благодатную почву и загремели набатом на две огромные страны.

Но это только первый срез, внешний. Думаю, весть Тютчева глубже: если встретить времена роковые с открытыми глазами и незамутненным (не зомбированным, не охваченным паникой) рассудком, всеблагие и впрямь пригласят тебя на свой пир, где в непринужденной беседе поделятся планами спасения (или, наоборот, гибели) человечества.
Рождение в роковые времена может отбросить далеко назад — если испугался, сфальшивил, сделал неверный выбор.(Впрочем, сфальшивить и струсить и скатиться вниз по лестнице эволюции можно в любое время, даже самое мирное.)
И наоборот: жизнь в бурные времена идет за три. Можно многое успеть, многое сделать, многое понять.

И еще в такие времена происходит слом шаблонов.
Вот я, к примеру, в полном шоке: ни к черту и образование психолога, и многолетний опыт общения с самыми разными личностями. Ничегошеньки не понимаю в людях. Никак не ждала таких реакций ни от френдов (не случайных, а с кем активно общаюсь не один год), ни от «властителей дум», чье творчество вызывало искреннее уважение и восхищение (Улицкая, Акунин, рок-музыканты)…

agni-8.livejournal.com

Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые


Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые
Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые

Из стихотворения «Цицерон» (1836) Федора Ивановича Тютчева (1803— 1873):
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

«Всеблагие» — боги, вершители судеб людей и мира.
Смысл выражения: жить в эпоху перемен непросто, но именно в такое время человек может полностью реализоваться, лично увидев и поняв ход исторических событий.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

.

  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел

Смотреть что такое «Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые» в других словарях:

  • Тютчев — Федор Иванович (1803 1873) один из крупнейших русских поэтов. Происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи. Получил уже в юности широкое гуманитарное, в частности литературное, образование (домашнее под руководством Раича, затем в… …   Литературная энциклопедия

  • Тютчев, Федор Иванович — известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ., в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Марк Туллий Цицерон — В Википедии есть статьи о других людях с именем Марк Туллий. Марк Туллий Цицерон Marcus Tullius Cicero …   Википедия

  • посетить — сещу, сетишь; посещённый; щён, щена, щено; св. кого что. 1. Прийти или приехать куда л., к кому л. на некоторое время, побывать где л., у кого л. П. выставку, музей. П. больного, знакомого. Вы должны п. врача. Недавно посетил родные места. *… …   Энциклопедический словарь

  • посетить — сещу/, сети/шь; посещённый; щён, щена/, щено/; св. см. тж. посещать, посещаться, посещение кого что 1) Прийти или приехать куда л., к кому л. на некоторое время, побывать где л., у кого л. Посет …   Словарь многих выражений

  • Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… …   Сводная энциклопедия афоризмов

dic.academic.ru

апдейт_2012_Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!?

апдейт_2012_Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!?

апдейт_2012_Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!?

Напомню: эти известные практически всем две строки написал Федор Иванович Тютчев. Что следует дальше, уверен, большинство не помнит — не помнил до недавнего времени и я. Привожу для ясности весь короткий стих:

ЦИЦЕРОН

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал — и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так!.. Но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

 

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был —

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

<1829>, начало 1830-х годов

Теперь с утверждением Федора Ивановича все ясно. Аргументацию «блаженства» он привел вполне правдоподобную. Есть здесь, правда, один скрытый момент: в русском языке слово «блаженный» имеет еще один смысл. Сошедший с ума, юродивый и т.п. Это неявное противоречие из области диалектики живого языка оставим на потом.

Тютчев, как поэт, известен многим, сложено много чарующих романсов на его слова. Но он еще и один их выдающихся русских мыслителей эпохи Пушкина. Об этом говорят многие его стихи: необычайная глубина философского постижения сущности явлений. Правда, в этом качестве он, насколько мне известно, славянским научным сообществом не признан. О западном вообще молчу.

А вот что тогда делать с прямо противоположным выражением, ставшим афоризмом, который тоже знают многие: древнекитайским проклятием «чтоб вам жить в эпоху перемен»?

Очевидно, они, по сути, противоречат друг другу. И ни одно из них нельзя списать в расход — оба подтверждены нелегкой человеческой историей. Давайте разбираться…

Вернусь к началу: зачем вообще эта статья? Не только для установления истины во вроде бы чисто философском споре, кто же прав — это может быть ценно для науки о познании, гносеологии. Но, думаю, не менее важно — с чисто «психотерапевтическими» целями. (Хотя, судя по откликам читателей на мои работы, некоторые заявляют, что не уполномочили меня на оказание им, как я ее называю, консультативно-информационной помощи. Ну да ладно, не собираюсь быть насильно милым, и сторонников себе не вербую. Кому нужно — предложенную помощь примет. Или же: было бы вам предложено…).

Ведь выжить в сегодняшней Украине очень трудно. И не только из-за бедности или откровенной нищеты подавляющего числа простых тружеников и тех, кто уже или еще не может заработать себе на жизнь. Об этом сейчас знают все, разве что кроме горстки разномастных фанатиков, которые окончательно и опустили народ. Очень многие люди, находясь долгое время под запредельным стрессом, поставлены за эти пять лихих лет на грань психического спазма, депрессии, помешательства, самоубийства. Вот им-то справедливо бы помочь — суровым, но лечащим словом.

Человеческая жизнь коротка, это мы знаем. Радостей в ней, как правило, мало, горестей — больше. Так устроен человеческий мир, и с этим спорить бесполезно. Можно задавать вопросы «за что» — только умнее оставить их детям. А взрослым пристало спрашивать «почему». И пытаться разобраться, по каким законам природы. И, возможно, увидеть хоть эту каплю позитива и в тяготах наших дней …

Действительно, сегодняшний мир, уже весь, вошел в эпоху перемен — больших перемен. Не только меняющих его видимое всем лицо. Начала меняться сама его сущность — а это нечасто бывало. И оттого насколько успешно люди сумеют воспользоваться этими переменами, зависит его судьба. Это если без апокалиптических предсказаний, которых с седой древности было предостаточно. Так что поэзия и искусствоведение здесь не причем — разговор, как обычно сквозит в моих работах, о проблеме глобального выживания. Ответственные руководители государств сегодня справедливо заявляют, что это общий шанс на улучшение жизни на планете. И импульс к укреплению национальных государств, да и для всех активных людей, стимулирующих развитие общества. Спорить с этим не будем — справедливо. Только подчеркнем: главное — в чьих интересах будет на деле проводиться это развитие. Если в интересах большинства человечества — тогда большинство землян будут «за». И тогда есть шансы. Если же ситуацией сумеют, как обычно бывало, воспользоваться те силы, которые из-за кулис управляют миром, тогда дело кончится плохо. Для всех, и для них тоже — только пяти миллиардам от того будет не легче.

Но мы-то здесь ведем речь только о том, как воспринимать то, что мы все попали в эту эпоху. Как блаженство, т.е., счастье — как минимум, удачу. Или как горести, несчастье.

Конечно, подавляющее большинство людей воспринимают это как несчастье — и они правы. Ничего, кроме сложностей и неприятностей, им это не приносит. Так что китайцы тоже были правы! Тем более, что любая мудрость, даже древняя, относится, как правило, ко всему человеческому роду.

Исключение составляет только малая часть этого самого рода. Это активные люди — с высокодинамичной психикой, способные воспользоваться большими переменами как импульсом для реализации своих идей и жизненных планов. В любом обществе их, по различным оценкам, порядка 10%. Примерно столько же, в силу своей психофизиологии, вообще не могут приспособиться к этим радикальным переменам — и, в самом общем смысле, переходят в широкую категорию маргиналов. Людей, вытесненных процессом перемен на периферию общества. Или вообще за его пределы. Остальные, примерно 80%, с большим или меньшим успехом приспосабливаются. Огромное значение при этом имеет возраст — по понятным причинам, молодости легче воспринимать перемены и адаптироваться к ним. Более пластичная психика.

Вот и весь расклад. В этом смысле Тютчев и отнес именно наиболее активных к сонму «вседержителей» т.е., участвующих в определении судеб мира. И как раз здесь скрытая диалектика русских слов. От такого блаженства с непривычки можно и разума лишиться. Стать чем-то вроде юродивого.

Вот какой широкий спектр приспособительных реакций человеческого рода — и все это обусловлено обьективными законами человеческой природы. Без разделения по социальному статусу, уровню образования, профессии.

Есть несколько категорий «блаженных». Среди них особенно много людей из бизнеса, искусства, политики. Понятно, что большие и резкие перемены открывают перед ними исключительные возможности. И многим из них удается их реализовать. Примеры каждый может найти в изобилии в современной истории — тем более на наших славянских землях, за последние четверть века. Это тянет даже на статистику больших чисел, то есть на достоверность.

Особую группу составляют люди науки. Для них тоже действует это исключение. Конечно, не для всех. Преимущественно, для работающих в ее новых, пограничных и стыковых отраслях. И особенно для занятых проблемами человеческой природы и общества. Такие времена для многих из них — подарок судьбы.

Действительно, это возможность приблизиться к пониманию сущности вещей, как говорил еще Шекспир. Скрытая в спокойной обстановке, она требует для познания труда в течение долгих лет. И раскрывается именно в такие периоды времени. Ведь тут дело не только в таланте, страсти и трудолюбии ученого — «неустанном 20-летнем думании», как сформулировал это Павлов. Важны еще благоприятные моменты — именно время больших перемен. Своеобразное «окно глубинного познания».

С их позиций, попасть в такую эпоху, конечно, редкая и большая удача. Можно даже с большой натяжкой сказать, счастье. Только тяжелое. Помните, как в песне: «…Это радость со слезами на глазах…». Что-то вроде этого.

Плата за такую «удачу», таким образом, высока. Но «Париж стоит мессы», как повторяют с давних времен. Об этом Тютчев, как человек глубокого философского ума, несомненно, знал, но умолчал. Убежден, не по вредности или хитрости — так уж вышло. Чтоб ненароком не испугать без нужды особо чувствительных.

Я убежденный материалист и, понятное дело, не могу чувствовать себя попавшим «к небожителям на пир». Но исключительность этого периода, в том числе и в своей жизни, чувствую давно — занимаясь проблемой глобального выживания. Особенно начиная с середины 2008 г., когда закономерно грянул финансово-экономический кризис. Наступил, наконец, момент истины для всей цивилизации. У которой спрятать, как бывало раньше, голову в песок уже не получится. История не позволит — а она дама очень своевольная

(если сухим языком науки, обьективная). Идти поперек ее железной логики слишком дорого себе выйдет.

Вот и вся суть предлагаемого разрешения этого противоречия между российской и древнекитайской мудростью. Оно явно диалектическое — и существует согласно одному из трех законов диалектики: о единстве и борьбе противоположностей. И косвенно, еще одному: о всеобщей взаимосвязи. Причем это справедливо для природы любых вещей и явлений в природе. Мы это как раз сейчас и наблюдаем не только в нашей личной жизни, а и на всей планете. В предельно обостренном виде.

И снова о своем: ну а если говорить о нас, можно только с ужасом вспоминать о пяти пропащих годах жизни целой страны. Это, несомненно, только для не ведающих что творят, могло пахнуть блаженством. Но теперь, когда в Украине новый Президент, появились шансы на выживание. И появился смысл стараться, кто как может. И может, некоторая приятность (шучу) появится.

Сергей Каменский, 20 февраля 2010.

Одесса, Украина, планета Земля «под лучами звезды по имени Солнце»…

 

 

writercenter.ru

Блажен, кто посетил сей мир

Существуют люди, которые являются рабами от рождения — и остаются таковыми всю свою жизнь, до самой смерти, независимо от условий жизни и успехов в карьере. Они не нуждаются в свободе, боятся её, высмеивают и презирают её. Жизнь без пастухов с кнутами и палками, для таких рабов немыслима. Им можно подарить свободу, против их воли. Но эта свобода пойдёт им только во вред. Они будут её проклинать. И они будут сами искать себе ярмо на шею, сами будут выискивать себе хозяина.
Такие люди похожи на собак, которые будучи брошеными — срочно ищут себе новых хозяев. Потому что их жизнь, не посвящённая служению хозяину — теряет свой смысл и кажется им абсолютно пустой. Хозяин может баловать собаку, а может её бить, сажать на цепь, кастрировать, держать впроголодь — он всё равно остаётся для собаки хозяином, то есть существом высшего порядка, которому надо служить.


И существуют люди, которые от самого рождения и вплоть до смерти, остаются свободными — невзирая ни на какие условия жизни, или удары судьбы. Им не нужны пастухи, они всей душой презирают и ненавидят рабство — даже рабство сытое и необременительное. Их можно посадить за решётку — но они и там останутся свободными людьми, зачастую более свободными, чем их тюремщики-конвоиры.
Такие люди похожи на волков, которых, как известно, сколько ни корми — они всё в лес смотрят. Даже если в лесу холодно и голодно, сыро и опасно. Потому что для волка — свобода дороже сытости, тепла и комфорта, дороже всего на свете.

Волки и собаки — очень похожи друг на друга внешне. Они даже могут скрещиваться между собой. Но при этом между ними существует колоссальная, непреодолимая разница в их отношении к свободе.
Собака, даже обгулянная волком — не пойдёт к волкам в стаю. Она, обрюхаченная волком, вернётся к человеку — в рабство.
А волк, обгулявший собаку — не пойдёт с ней к людям. Он вернётся к себе в лес.

Люди рождённые свободными — порой сочувствуют тем, кто родился рабом. И пытаются рабу помочь стать свободным, пробуют освободить раба — не понимая того, что раба вполне устраивает его рабское состояние, он вовсе не горит желанием вырваться из рабства.
Да — раб может быть в обиде на конкретного, отдельно взятого хозяина. И от этого может возникнуть иллюзия, что раб недоволен своим рабским положением и протестует против рабства как такового.
Но это заблуждение.
Такому заблуждению поддаются те свободные, которые берутся спасать от рабства рабов. И в результате получают в ответ чёрную неблагодарность от «спасённых». Причём «спасённые» могут даже не осознавать того, что заплатили неблагодарностью своим спасителям. Им может казаться, что они поступили правильно и естественно — а потому к ним не может быть никаких претензий.

Если рабов освободить и отправить куда-нибудь на необитаемый остров, где неоткуда взяться рабовладельцам — рабы немедленно организуют самое беспощадное рабовладельческое общество, при этом прекрасно обойдутся в этом деле без пришлых рабовладельцев, исключительно собственными силами.

В своё время, в Соединённых Штатах было мощное движение аболиционистов — которые, движимые совестью и библейскими заповедями, освобождали негров и отправляли их в Африку, где купили для освобождённых землю. Там, для освобождённых негров было основана республика, само название которой переводится как «Свободия» — Либерия. Столицей республики стал город, названный в честь тогдашнего президента США, Монро, помогшего в этом деле — Монровия. Америка взяла эту республику под своё покровительство и оградила её от посягательств со стороны каких-либо европейских колониальных империй.
И что же сделали освобождённые негры, прибыв в созданную для них независимую Либерию?
Первым делом они загнали в резервации, огороженные заборами, местных негров. И установили жёсткий сегрегационный режим, в условиях которого местные негры даже помыслить не могли, встать на одну ступень с пришельцами.
Хотя эти самые пришельцы, в Соединённых Штатах, до своего освобождения — убирали сортиры за белыми и вообще выполняли самую черновую работу, вкалывали на плантациях под кнутами надсмотрщиков. А мало-мальски смазливых негритянок, белые хозяева пользовали как хотели, во все дыры.
Но прибыв в Африку, вчерашние рабы стали всячески подражать своим прежним хозяевам — даже в мелочах, например в одежде. Они носили совершенно неуместные в Африканском климате длиннющие шерстяные юбки и чёрные смокинги. А местными неграми помыкали так, как помыкали совсем недавно ими самими — а то и похлеще.
И такое разделение существовало больше столетия. Что в конце концов, привело Либерию к серии жестоких Гражданских войн и государственных переворотов…

А посмотрите на нашу страну, на территорию бывшего СССР.
Я понимаю, когда большевиков ругают за какие-то преступления те, кто как-то пострадал от их действий, у кого личные счёты с советской властью. И следует признать, что коммунисты постарались восстановить против себя немалую часть населения.
Однако среди ругателей навалом и тех, чьих предков коммунисты когда-то вытащили из грязи, отмыли, избавили от вшей, научили регулярно мыть морду и задницу, приучили к приличной одежде и нормальному жилью, к таким вещам как мебель и полноценная обувь, обучили грамоте, избавили от рабства, насилий и бесправия, от беспросветной нищеты и забитости.
И вот среди потомков этих отмытых и приведённых в божеский вид — тоже навалом тех, кто истошно ругает большевиков и поёт песни о благородных белогвардейцах.
Меня, в частности, всегда забавляло отношение к советской власти в Грузии — где население только под властью большевиков было отучено жить в пещерах и есть руками.
Грузия никогда в своей истории не жила так шикарно, и никогда уже не будет так жить — как при власти коммунистов.
Да и не только Грузия. Грузию я привёл для примера, навскидку.
Но послушайте как ругают советскую власть современные грузины!..

С другой стороны — посмотрите как тоскуют по колхозам и совхозам, по всей этой извращённой колхозно-совхозной системе даже те, кто отродясь в колхозе не жил и не работал.
Загони их сегодня палками в колхозы и совхозы — они вешаться начнут. Но при этом готовы с пеной у рта доказывать, что колхозная система — есть нечто передовое, прогрессивное и правильное…

Почему сегодня у президента России Владимира Путина такая серьёзная поддержка в среде общества?
Потому что эта поддержка идёт сразу с двух «флангов».
Один фланг — это свободные люди, которые надеются (всё ещё, как ни странно, надеются — таких ещё немало), что Россия под властью Путина встанет с колен, разогнёт спину, превратится в подлинно независимое, уважаемое в мире государство. И тогда наступит расцвет России, в том числе русской культуры, русского искусства, русской экономики, русской духовности.
А другой фланг — это прирождённые холопы, которые до усрачки обрадовались тому, что у них кажется появился хозяин, пастух, строгий но справедливый, с крепкой палкой в руках. И теперь за них есть кому думать и решать — а их дело тупо повиноваться и с радостно-благостными рожами маршировать куда прикажут.
Именно холопы любят ставить вопрос: «Кто если не Путин?», заведомо унижая этим вопросом сами себя, и сами обозначая себя ущербными недоумками, чьё место в углу на коврике.
У Путина хватило ума и хитрости мобилизовать оба фланга, подарив надежду тем и другим — одним на свободу и развитие, другим на кнут и хомут. И до тех пор пока одна из сторон не отвернётся от него решительно и бесповоротно — массовая поддержка ему обеспечена.

Правда, существует ещё и такая серьёзная величина (очень серьёзная в условиях России) как околокремлёвская «элита», которая (согласно многовековым российским традициям) способна на разные неожиданности и которая не слишком-то считается с общественным мнением. Прибавьте к этому «силовиков», влияние которых в последние годы очень сильно увеличилось, и которые постепенно становятся частью вышеупомянутой «элиты» — и тогда картина получается не столь уж однотонной…

Следует отметить, что все государства мира, всегда, условно делились на две части.
Первая часть — это те страны, где власть опиралась на элиту, состоящую из свободных людей, личностей, знающих себе цену.
А элита, на которую опиралась власть — уже держала в повиновении основную массу народа. В жёстком повиновении — которое всё же не было явным рабством.
Ярким примером страны такого типа, являлась Англия.
Вторая часть — это страны, в которых не было элитарной прослойки свободных людей, в которых ВСЕ были рабами. Включая представителей местной знати, жизнь и смерть которых была полностью в руках владыки.
Ярким примером страны такого типа, являлся дореволюционный Китай.
Как результат — маленькая Англия стремительно развивалась во всех отношениях, быстро превращаясь в Британскую империю, самую большую империю мира (её владения превосходили по совокупной площади даже Россию). Англичане захватывали колонии по всей планете, на всех материках, во всех частях света.
А громадный Китай — медленно загнивал и деградировал, превращаясь постепенно в посмешище и лёгкую добычу для самых разных хищников, включая тех же англичан.
Почему?
Потому что опора на свободных людей, на личности — это опора на твёрдый фундамент.
Да — уважающие себя люди, свободные личности, не станут пресмыкаться перед владыкой, ползать перед ним на брюхе и целовать его во все места. Но, повторюсь, такие люди — это прочный фундамент, на который можно опираться.
А ползающие на брюхе рабы — это большая куча жидковатого дерьма, на которую опираться невозможно.
И более того, тот владыка, который делает ставку на рабов — сам постепенно становится рабом, заложником своей же системы. Потому что нет более опасного соседа, чем сломанный морально раб и холуй, который в любой момент может сунуть тебе нож промеж рёбер. Соображения морального порядка — морального инвалида не остановят.

Сталин, который, как типично восточный хан, к тому же не видевший в своей жизни ничего кроме тюрем и ссылок — создал смесь тюрьмы и восточного ханства. Он попробовал опираться именно на рабов и холуёв.
В результате — чуть было ни профукал страну в 1941 году.
Именно его стремление опираться на кучу дерьма — обрекло нашу страну на многочисленные бедствия.

Сегодня я с тревогой замечаю, что, хотя кремлёвская власть и пытается сохранить некий баланс, хоть Путин и пытается держать равновесие между двумя «флангами» — в целом наблюдается дрейф в сторону восточной деспотии. То есть — идёт построение диктатуры восточного типа, в которой ставка делается именно на рабов и холуёв, на нерассуждающих холопов.
Медленно но верно, Россия превращается в большой Азербайджан.
Конечно, лично я — всего лишь странник в этом мире, случайный прохожий на этой планете. Который никогда и нигде не будет своим — в том числе и в России. В принципе — мне должно быть пофиг.
Но всё же как-то невесело сознавать себя свидетелем драмы, разыгрывающейся на твоих глазах. Драмы целого народа, который привык считать своим — и огромной страны, которую как-никак привык считать своей Родиной…

ogbors.livejournal.com

2015 г. от Р.Х. Время, когда делается История. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!???

2015 г. от Р.Х. Время, когда делается История. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!???

Для начала, — не для прикола, для пользы, — необычный (этакий эмоционально-интеллектуальный) аперитив. Придумал, я его, типа взбил в шейкере и подал на общий стол еще в 2010 – но по мотивам Поэта, давно чтимого мной и миллионами других из Русского мира. Правда, если бы он попал на машине времени в наш глобальный блудняк, такого бы не написал – постеснялся бы на фоне всеобщего горя. С совестью и честью у него было все в порядке…

А потом будет основное блюдо – оно займет немного места на тарелке, но оченно полезное, отвечаю. Особенно в это лихое время – и еда для разума и мягкий транквилизатор для души. Все продукты выращивал сам, готовил сам, личный санитарный контроль, туда-сюда…

(Извините, текст менять не стал: было бы не совсем честно. Да и ни к чему. Украина упомянута всего пару раз. А главные выводы относятся ко всему человеческому роду).

Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!???

Напомню: эти известные практически всем две строки написал Федор Иванович Тютчев. Что следует дальше, уверен, большинство не помнит – не помнил до недавнего времени и я. Привожу для ясности весь короткий стих:

ЦИЦЕРОН

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал — и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так!.. Но, прощаясь с римской славой,

С Капитолийской высоты

Во всем величье видел ты

Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был —

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил! ,

начало 1830-х годов

Теперь с утверждением Федора Ивановича все ясно. Аргументацию «блаженства» он привел вполне правдоподобную. Есть здесь, правда, один скрытый момент: в русском языке слово «блаженный» имеет еще один смысл. Сошедший с ума, юродивый и т.п. Это неявное противоречие из области диалектики живого языка оставим на потом.

Тютчев, как поэт, известен многим, сложено много чарующих романсов на его слова. Но он еще и один их выдающихся русских мыслителей эпохи Пушкина. Об этом говорят многие его стихи: необычайная глубина философского постижения сущности явлений. От сущности Бытия – до сущности Любви, Правда, в этом качестве он, насколько мне известно, славянским научным сообществом не признан. (О западном вообще молчу – за суровую оценку отвечаю, скрининг ведущих интеллектуальных сообществ я завершил. Делился результатами в прошлых эссе – все свои в курсе. Немногие исключения подтверждают общее нехорошее правило…).

А вот что тогда делать с прямо противоположным выражением, ставшим афоризмом, который тоже знают многие: древнекитайским заклинанием «Не дай вам Небо жить в эпоху перемен»?

Очевидно, они, по сути, противоречат друг другу. И ни одно из них нельзя списать в расход – оба подтверждены нелегкой человеческой историей, пусть и разной у наших цивилизаций. Так что давайте разбираться…

Вернусь к началу: зачем вообще эта статья? Не только для установления истины во вроде бы чисто философском споре, кто же прав — это может быть ценно для науки о познании, гносеологии. Но, думаю, не менее важно — с чисто «психотерапевтическими» целями. (Хотя, судя по откликам читателей на мои работы, некоторые заявляют, что не уполномочили меня на оказание им, как я ее называю, консультативно-информационной помощи. Ну да ладно, не собираюсь быть насильно милым, и сторонников себе не вербую. Кому нужно – предложенную помощь примет. Или же: было бы вам предложено. Стол у нас издавна «шведский», и все включено…).

Ведь выжить в сегодняшней Украине очень трудно. И не только из-за бедности или откровенной нищеты подавляющего числа простых тружеников и тех, кто уже или еще не может заработать себе на жизнь. Об этом сейчас знают все, разве что кроме горстки разномастных фанатиков, которые окончательно и опустили народ. Очень многие люди, находясь долгое время под запредельным стрессом, поставлены за эти пять лихих лет на грань психического спазма, депрессии, помешательства, самоубийства. Вот им-то справедливо бы помочь – суровым, горьким, но лечащим словом. Человеческая жизнь коротка, это мы знаем. Радостей в ней, как правило, мало, горестей – больше. Так устроен человеческий мир, и с этим спорить бесполезно. Можно задавать вопросы «за что» — только умнее оставить их подросткам. А взрослым пристало спрашивать «почему». И пытаться разобраться, по каким законам природы. И, возможно, увидеть хоть эту каплю позитива и в тяготах наших дней …

Действительно, сегодняшний мир, уже весь, вошел в эпоху перемен – Больших перемен. Не только меняющих его видимое всем лицо. Начала меняться сама его сущность – а это в истории очень редко бывало. И оттого насколько успешно люди сумеют воспользоваться этими переменами, зависит его судьба. Это если без апокалиптических предсказаний, которых с седой древности было предостаточно. Так что поэзия и искусствоведение здесь не причем – разговор, как обычно сквозит в моих работах, о проблеме глобального выживания. Ответственные руководители государств сегодня справедливо заявляют, что это общий шанс на улучшение жизни на планете. И импульс к укреплению национальных государств, да и для всех активных людей, стимулирующих развитие общества. Спорить с этим не будем – справедливо. Только подчеркнем: главное – в чьих интересах будет на деле проводиться это развитие. Если в интересах большинства человечества – тогда большинство землян будут «за». И тогда есть шансы. Если же ситуацией сумеют, как обычно бывало, воспользоваться те силы, которые из-за кулис управляют миром, тогда дело кончится плохо. Для всех, и для них тоже – только пяти миллиардам от того будет не легче.

Но мы-то здесь ведем речь только о том, как воспринимать то, что мы все попали в эту эпоху. Как блаженство, т.е., счастье – как минимум, удачу. Или как горести, несчастье.

Конечно, подавляющее большинство людей воспринимают это как несчастье – и они правы. Ничего, кроме сложностей и неприятностей, им это не приносит. Так что китайцы тоже были правы! Тем более, что любая мудрость, даже древняя, относится, как правило, ко всему человеческому роду.

Исключение составляет только малая часть этого самого рода. Это активные люди – с высокодинамичной психикой, способные воспользоваться большими переменами как импульсом для реализации своих идей и жизненных планов. В любом обществе их, по различным оценкам, порядка 10%. Примерно столько же, в силу своей психофизиологии, вообще не могут приспособиться к этим радикальным переменам – и, в самом общем смысле, переходят в широкую категорию маргиналов. Людей, вытесненных процессом перемен на периферию общества. Или вообще за его пределы. Остальные, примерно 80%, с большим или меньшим успехом приспосабливаются. Огромное значение при этом имеет возраст – по понятным причинам, молодости легче воспринимать перемены и адаптироваться к ним. Более пластичная психика.

Вот и весь расклад. В этом смысле Тютчев и отнес именно наиболее активных к сонму «вседержителей» т.е., участвующих в определении судеб мира. И как раз здесь скрытая диалектика русских слов. От такого блаженства с непривычки можно и разума лишиться. Стать чем-то вроде юродивого.

Вот какой широкий спектр приспособительных реакций человеческого рода – и все это обусловлено обьективными законами человеческой природы. Без разделения по этносу, возрасту, социальному статусу, уровню образования, профессии.

Есть несколько категорий «блаженных». Среди них особенно много людей из бизнеса, искусства, политики. Понятно, что большие и резкие перемены открывают перед ними исключительные возможности. И многим из них удается их реализовать. Примеры каждый может найти в изобилии в современной истории – тем более на наших славянских землях, за последние четверть века. Это тянет даже на статистику больших чисел, то есть на достоверность.

Особую группу составляют люди науки. Для них тоже действует это исключение. Конечно, не для всех. Преимущественно, для работающих в ее новых, пограничных и стыковых отраслях. И особенно для занятых проблемами человеческой природы и общества. Такие времена для многих из них – подарок судьбы. Действительно, это возможность приблизиться к пониманию сущности вещей, как говорил еще Шекспир. Скрытая в спокойной обстановке в их глубине, она требует для познания труда в течение долгих лет. И раскрывается именно в такие периоды времени. Ведь тут дело не только в таланте, страсти и трудолюбии ученого – «неустанном 20-летнем думании», как сформулировал это Павлов. Важны еще благоприятные моменты – именно время больших перемен. Своеобразное распахивающееся «окно глубинного познания». С их позиций, попасть в такую эпоху, конечно, редкая и большая удача. Можно даже с очень большой натяжкой сказать, счастье. Только шибко тяжелое. Помните, как в песне: «…Это радость со слезами на глазах…». Что-то вроде этого.

Плата за такую «удачу», таким образом, высока. Но «Париж стоит мессы», как повторяют с давних времен. Об этом Тютчев, как человек глубокого философского ума, несомненно, знал, но умолчал. Убежден, не по вредности или хитрости – так уж вышло. Чтоб ненароком не испугать без нужды особо чувствительных.

Я убежденный материалист и, понятное дело, не могу чувствовать себя попавшим «к небожителям на пир». Но исключительность этого периода, в том числе и в своей жизни, чувствую давно — занимаясь проблемой глобального выживания. Особенно начиная с середины 2008 г., когда закономерно грянул финансово-экономический кризис. Наступил, наконец, момент истины для всей т.н. Цивилизации. У которой спрятать, как бывало раньше, голову в песок уже не получится. История не позволит – а она дама очень суровая… (если сухим языком науки, обьективная). Идти поперек ее железной логики слишком дорого себе выходит – всегда!

Вот и вся суть предлагаемого разрешения этого противоречия между российской и древнекитайской мудростью. Оно явно диалектическое – и существует согласно одному из трех законов диалектики: о единстве и борьбе противоположностей. И косвенно, еще одному: о всеобщей взаимосвязи. Причем это справедливо для природы любых вещей и явлений в природе. Мы это как раз сейчас и наблюдаем не только в нашей личной жизни, а и на всей планете. В предельно обостренном виде.

И снова о своем: ну а если говорить о нас, можно только с ужасом вспоминать о пяти пропащих годах жизни целой страны. Это, несомненно, только для не ведающих что творят, могло пахнуть блаженством. Но теперь, когда в Украине новый Президент, появились шансы на выживание. И появился смысл стараться, кто как может. И может, некоторая приятность (шучу) появится.

Сергей Каменский, 20 февраля 2010. Одесса,

Украина, планета Земля «под лучами звезды по имени Солнце»…

——————————— ——————————— —————————  —————-    —————————   ————————    

Ну как, понравился аперитивчик? Если даже кому-то не очень, разок попробовать стоило – в других заведениях такого не подают, отвечаю…

Ну а теперь основное блюдо.Саммит в Минске – вид сверху очень крупным планом, типа того.

Как сегодняшние буквально «судьбоносные» для всех ныне живущих дни видятся издалека….

О главных участниках этого масштабного ДЕЙСТВА говорится ооочень много. О каждом из них, принимающих решения, все, что было нужно знать, сказали многие серьезные люди. Самые разные, отовсюду – но отвечающие за свои слова. Шушера из образованцев отовсюду не в счет, тьфу на них. Сказал все, что нужно, и я: кто есть ху…

Но сегодняшняя разговорная вакханалия особая. Весомых, правдивых слов наперечет. Лавина благоглупостей и словоблудия – ведь одни и те же слова могут быть и тем и другим, в зависимости от того, кто их говорит. Люди или Нелюди (тоже все очень разные) – расклад с ФИО дан в изобилии ранее.

Решается судьба мира. Повторю, война-то последняя. Не только на Украине, в мире. Но говорится еще больше и экспертами, политологами, журналистами (настоящими и самозваными) – и всеми, кто что-то знает, умеет говорить и/ или стучать по клаве. Сейчас это доступно всем – к счастью и к несчастью, — снова чистая диалектика. Классифицировать самых заметных и голосистых на условно «чистых и нечистых» сейчас не время, верно? Хотя «личное дело» практически на каждого есть.

Копирую позавчерашний пост в сетях: Сергей Каменский

Вопрос 18-летней читательницы в Мастерской писателей:

Геллер Ирина 6 февраля 2015, 15:47 А до ядерной войны дойдет?

– ответ в конце коментов, тоже копирую:

Покер-45. Сталин, Черчилль, Рузвельт… 2015. ФИНАЛЬНАЯ НЕигра. Победитель получает все: Мировое господство – или Новый мир http://maxpark.com/user/3471837089/content/3271477

Ответить ответить позже не буду отвечать Удалить

Ирочка, на вопросы такого типа ответить невозможно. Это всего лишь один из вариантов — самый худший. Будущее варится в котле мироздания по законам диалектики — недоступным чувствам и разуму. Отдельные исключения (якобы подтвержденных) предсказаний будущего нужно расматривать особо. Вокруг этого много тумана и мути… Наиболее вероятные варианты будущего мной описаны. Зайди по ссылке, глянь последние работы. Сейчас руководство России и все силы мира, ее поддерживающие, делают ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ для предотвращения этого. И действуют БЕЗУПРЕЧНО. Сознательно использую это обязывающее слово. Отвечаю лично — но и от имени многих старых и древних Учителей человечества, у которых я взял самое разное знание. Потому что сами они сказать этого уже не могут, все уже в Вечности — а я здесь, среди вас, ЛЮДЕЙ – хоть и где-то далеко в стороне. И обязан вам служить — как делали и большинство из них (поименный расклад честно приведен в точечных работах) ————

В завершение,

Прочного мира не будет — приказ Мировой Диктатуры тот же: ВОЙНА!

Но — Надо, Федя!! Потому что шансы Человечества на выживание сохраняются.

Главное: не допустить ядерной WW3 – что сейчас и делается.

И помните главные понятия: ЛЮДИ-НЕЛЮДИ — и БЛАГОГЛУПОСТИ-СЛОВОБЛУДИЕ.

Пару слов вдогонку. Как и раньше, никто даже намеком не упоминает главных персонажей из Тени, которые должны были бы сидеть за столом подобных переговоров. Речь о реальных Хозяевах мира, Мировой Диктатуре. Полномочные Представители 370 кланов (Ротшильды, Рокфеллеры, Меллоны, Варбурги, Барухи и т.д…) – против Полномочных Представителей Человечества.

Но это во всех смыслах нереально, верно? Так что приходится идти тем же тяжким путем…

Для справки, кто пропустил и не в курсе, матчасть:Трехсторонняя Комиссия «мирового Правительства»: персональный состав http://gidepark.ru/user/3471837089/article/253512

http://zhurnal.lib.ru/k/kamenskij_s_i/indexdate.shtml  -А здесь, оказалось, ее читать стали больше всех. ———-

И всем в утешение, на сон грядущий: Философская элегия о великом и ужасном роде Хомо Сапиенс, в ре-миноре. Апдейт 22 июня 2014. Маэстозо!!!. http://maxpark.com/user/3471837089/content/2818460

2015 г. от Р.Х. Время, когда делается История. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!???

http://maxpark.com/user/3471837089/content/3285596 … Стойкости вам, ЛЮДИ

maxpark.com

Глава двадцатая «БЛАЖЕН, КТО ПОСЕТИЛ СЕЙ МИР…». Луначарский

Глава двадцатая

«БЛАЖЕН, КТО ПОСЕТИЛ СЕЙ МИР…»

В Наркомпросе чернила в чернильницах с середины ноября нередко замерзали. В деятельности Наркомпроса участвовали многие литераторы и деятели культуры: в разное время здесь работали Блок, Мейерхольд, Булгаков, Федин, Брюсов, Иванов и другие. Здесь циркулируют сплетни, слухи, легенды. Главные из них — о смерти Блока (7 августа 1921 года) и о расстреле Гумилева (24 августа 1921 года).

Многие месяцы Блок голодал и мерз. Однажды в 1920 году он на Неве ломал барку на дрова. Хотя он и работал в Наркомпросе, но свой паек получал не всегда. Всю мебель и даже конторку, за которой его тесть Менделеев записал свою знаменитую периодическую систему, Блок изрубил на дрова. К тому же Блока, как и Ахматову, уплотнили еще в 1919 году. В апреле 1921 года здоровье Блока надорвалось.

29 мая 1921 года Горький написал письмо Луначарскому о тяжелом состоянии Блока и о необходимости срочно выхлопотать для поэта возможность выехать в санаторий в Финляндию. Лишь спустя 43 дня Луначарский обратился в ЦК к Ленину с ходатайством от своего имени и от имени Горького об отъезде Блока. Через 12 дней пришло разрешение. Однако в разрешение не было вписано имя жены Блока, а без нее невозможно было ехать смертельно больному поэту.

1 августа 1921 года Луначарский пишет в ЦК РКП(б) ходатайство о предоставлении Блоку возможности уехать на лечение вместе с женой.

Луначарский высоко оценил «Двенадцать» Блока, однако воспринимал его как поэта усадебно-дворянской и ресторанно-мистической культуры, у которого был отнят уют привычного барского быта, для Блока революция — музыка. Вместе с тем Луначарский ценил сотрудничество Блока с Наркомпросом «в условиях, — как он сам говорил, — упорного саботажа художественной интеллигенции». Блок писал рецензии не только для издательств, но и на рукописи, «самотеком» приходившие в Наркомпрос. Он посещал десятки коммунальных квартир, стараясь облегчить трудности быта людей, участвовал в строительстве культуры нового государства.

Луначарский с 11 июля по 7 августа 1921 года (день смерти Блока) дважды обратится в ЦК и лично к Ленину, пытаясь спасти поэта. В письме в ЦК РКП(б) от 1 августа 1921 года нарком просвещения пишет: «Прилагаю при сем срочную телеграмму М. Горького об отпущенном согласно решению ЦК РКП(б) А. Блоке. Очень прошу ЦК признать возможным выезд жены его и уведомить об этом решении Наркоминдел и ВЦК». Бюрократическая машина работала медленно, с перебоями, и — «погиб поэт…».

Нарумяненная, постаревшая после недавно перенесенной болезни, Зинаида Николаевна Гиппиус в переполненном трамвае встретилась с Блоком. Толпа прижала их друг к другу. У Блока лицо было вытянувшееся, сухое, темно-желтое. Глуховатым, бесстрастным, но внутренне напряженным голосом он сказал:

— Зинаида Николаевна.

Так обычно Блок здоровался: со спокойной утвердительной интонацией называя человека. Однако на сей раз, видимо, сочтя это недостаточным, он медленно, с внутренним усилием, прибавил:

— Здравствуйте. — И после паузы, словно преодолевая боль, спросил: — Вы подадите мне руку?

Наступила долгая тяжелая пауза. Из-за глухоты излишне громким голосом Зинаида Николаевна ответила:

— Как знакомому лично — подам, но как Блоку — нет.

Подслеповато щурясь, Гиппиус неспешно протянула руку, обтянутую белой перчаткой. Публика стала прислушиваться к громкому разговору и оборачиваться. Пожилая дама прокомментировала своей спутнице:

— Влюбленные ссорятся.

Блок же, несмотря на трамвайную тесноту, снял фуражку, молча наклонился, поцеловал руку Зинаиде Николаевне и, помолчав, сказал:

— Благодарю вас… — и после мучительной паузы спросил: — Вы, говорят, с Дмитрием Сергеевичем уезжаете?

Гиппиус не расслышала, переспросила. Блок повторил свой вопрос. Поправляя рыжие взбитые волосы парика, Зинаида Николаевна с горечью сказала:

— Что же, тут или умирать, или уезжать. Если, конечно, не быть в вашем положении культуртрегера, приближенного к Луначарскому — большевистскому вождю, руководящему культурой…

Блок долго и печально молчал, углубившись в себя. Потом вымолвил:

— Умереть во всяком положении можно… — и вновь замолчал. Затем неожиданно встрепенулся и радостным искренним тоном воскликнул: — Я ведь вас очень люблю!

Старушечье лицо Гиппиус на минуту посветлело, стало моложавым и красивым. Она ответила:

— Вы знаете, что и я вас люблю.

Они замолчали, понимая, что это признание ничего не изменит и не разрешит в их отношениях.

Пожилая дама в трамвае снова обратилась к своей спутнице:

— Слышишь? Говорит: любит. Милые бранятся — только тешатся.

На Невском много народу вышло, и в трамвае неожиданно стало просторно. Прерывая молчание, Гиппиус сказала:

— Мне скоро выходить. Вам далеко?

— Далеко, — ответил Блок. — Я на заседание в Наркомпрос еду к упомянутому вами Луначарскому. Он, между прочим, вполне просвещенный человек. Поверьте мне…

Искренность Блока и его напоминание о сотрудничестве с новой властью повергли Гиппиус в отчаяние. Округлив близорукие глаза, она страдальческим голосом сказала:

— Я не могу смириться: Блок — с Луначарским, Блок — с большевиками! Россия гибнет. Больше нет России. Мы все разочаровались в своем народе. Вокруг хамство. Неужели вы ничего не видите?! Как можно этого не видеть?! Тоска и ужас, покаяние без надежды.

Блок ответил:

— Вижу. Перед нами Россия, какою ее узрели в устрашающих и пророческих снах Гоголь и Достоевский. Однако надежда не утеряна.

— Я уже ни на что не надеюсь и ни во что не верю.

— Я верю в то, что должно свершиться. Пусть сейчас этого нет и еще долго не будет, однако жизнь отдаст нам это, ибо она прекрасна.

— Блок, вы глупый, избалованный ребенок. Ваш романтический бред… Ваши розовые иллюзии…

Непроворно выходя из трамвая, Зинаида Николаевна продолжала говорить еще что-то осуждающее, а может быть, даже бранное в адрес Блока, а он стоял бесстрастный и отрешенный и уже не слушал ее.

Блок проехал свою остановку и огорчился: он привык к аккуратности во всем и не любил опаздывать. Он сошел с трамвая и зашагал в обратную сторону.

Сегодня предстояло очередное заседание комиссии по изданию собраний сочинений классиков русской и мировой литературы. Совещание еще не началось. Луначарский запаздывал и по телефону просил его подождать. В кабинете наркома уже сидели Чуковский, Альтман, Лебедев-Полянский… Блок поздоровался, сел в углу и попытался сосредоточиться на вопросах предстоящего совещания. Речь должна была идти об издании полного собрания сочинений Некрасова. Однако сосредоточиться Блок не смог. Ему вдруг пришли в голову вовсе не некрасовские, а тютчевские строки. Они зазвучали в его душе так, словно он их сам сейчас сочинял:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые.

Его призвали всеблагие,

Как современника на пир…

Поспешно вошел Луначарский. Он обошел всех присутствующих, обменявшись с каждым крепким рукопожатием, и сказал:

— Начнем, пожалуй. Прошу извинить меня за опоздание…

За кулисами жанра: факты, слухи, ассоциации

Даже рассуждая о литературе, Троцкий мыслит не в эстетических, а в политических категориях и вносит в литературную критику на многие годы утвердившийся в ней внеэстетический термин — «попутчик». Он считает, что общая черта всех попутчиков — чуждость коммунистическим целям. Попутчик через голову рабочего глядит с надеждой на мужика. «Относительно попутчика, — говорил Троцкий, — всегда возникает вопрос: до какой станции? Этого вопроса нельзя сейчас, однако, предрешить и в самой приблизительной степени». Жизнь ответила на этот вопрос трагедией. Та группа писателей, которая именовалась попутчиками, ехала не дальше станции «37-й год». Клюев и Пильняк погибли в застенках и лагерях. Есенин еще раньше покончил с собой. Тихонов написал исторически ложную поэму «Киров с нами». Всеволод Иванов — недостойную его пера повесть о Пархоменко и многие годы безмолвствовал. Распались как группа и изменились в своем творческом лице Серапионовы братья и имажинисты. Они перестали существовать как литературное направление. Имажинист Гумилев был расстрелян еще до выхода книги Троцкого «Литература и революция».

* * *

Луначарский обратился к одному из литераторов:

— Мы решили поставить памятник Достоевскому. Что бы вы посоветовали написать на постаменте?

— «Достоевскому от благодарных бесов».

* * *

В гостиной Мережковского и Гиппиус Ремизов прочитал отрывок из «Слова о погибели Русской земли».

— Актуальное название, — заметил Философов.

— Однако вы предаете искусство, — упрекнул Ремизова Мережковский.

Сологуб его поддержал:

— Ремизов по примеру большевиков обращается к массам.

Ремизов подтвердил:

— Да, обращаюсь к массам. Хочу поставить литературу в услужение современной борьбе.

— Даже хорошая политика и даже справедливая борьба с советской властью разрушительны для поэзии, — заметил Мережковский.

* * *

Умирающий Блок написал Чуковскому: «Слопала-таки поганая, гугнивая родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Блажен, кто посетил сей мир…

В Рождественский сочельник 1971 года, я, впервые в жизни, оказался в Лондоне, и впервые в Успенском Соборе на Эннисмор Гарденс. За шесть месяцев до того окончательно и, казалось тогда, бесповоротно покинул СССР.

Пойти на утреню в другую, не Патриаршую, церковь не приходило в голову. Я родился и провёл юность в Париже, а потом двадцать пять лет, поневоле, в стране Советов, где «оформился» сознательным и, по мере слабых сил, деятельным антикоммунистом. За те же годы стал безмерно любящим Русскую церковь прихожанином. Я обязан Церкви духовным выживанием как в последние годы бытия т. Сталина, так и позднее, когда пребывал в исправительно-трудовых лагерях, и после, в бескислородный «застой».

Моя любовь-благодарность к Русской церкви не была слепой: в шестидесятые годы устроилось так, что многое во внутренней жизни и настроениях тогдашнего церковного руководства и приходов мне было известно. Так что, если бы рассказ шёл об удручающем, даже о страшном в истории подсоветской РПЦ, то боюсь, пришлось бы нарастить память компьютера…

Владыку Антония (Блума) лично я тогда практически не знал, несколько раз видел в Москве, но издалека.

Церковь на Эннисмор Гарденс была полна русскими «первыми» эмигрантами в двух поколениях и «второй волной», тоже два поколения. Понятие «новый русский» тогда не существовало и могло вызвать в то время лишь недоумение, границы ведь на замке! А обращение в православие англичан лишь начиналось, присутствия «оглашенных» совсем не ощущалось. Для меня это было первое Рождество после выезда из Москвы, в бытовой неустроенности, вдали от родителей – увидимся ли ещё? – и о чём молиться искать не приходилось… А сами церковь и служба – будто стою в родном приходе на Якиманке, у Иоанна Воина!

К концу службы Владыка Антоний стал оглашать Рождественское Послание Патриарха Пимена. Со смыслом праздника авторы Послания разделались быстро, и когда с третьего абзаца, со всеми подробностями, речь пошла «о ядерном разоружении и положении на Ближнем Востоке», мной овладело недоброе отчаяние. Оказался ли я в Британии – прямо сказать через риск и опасность второго лагерного срока – для того, чтобы в радостный праздник в Храме Божьем, снова подвергнуться мякине постылой пропаганды? И даже сейчас стыдно вспомнить интенсивность негативных чувств во мне тогда взбурливших. Вот, подумал я, и здесь «они» меня нагнали, и всюду «они» есть, и в Британии устами такого священнослужителя вещают… После прочтения официального поздравления из Москвы Владыка Антоний сказал: «Добавлю несколько слов от себя».

О яркости его проповедничества, о блеске его ораторского дара – уже много написано и рассказано. Но в тот момент получилось, будто митрополит Антоний почувствовал, что стоит среди прихожан один человек и злится услышанному, что ждёт другого.

Он построил свое слово на «трагичности» Рождественской ночи, объяснил, в чём «трагичность» Рождества и продолжил: «И в этом году мы переживаем трагическую ночь: в России пока мы с вами молимся и празднуем, очень многие в духе и плоти своей страдают в советских политических лагерях, подвергаются фармакологическим пыткам в советских спецпсихбольницах… в особенности, я думаю о Владимире Буковском… Очень многие лишены вообще возможности в эту ночь пойти в храм ».

Оцепенение от таких слов в устах «московского архиерея» – это мало сказать о моём состоянии. Объяснять почему – не приходиться.

Такие подвижники как Владыка Антоний, как Владыка Василий Брюссельский, многие другие, по вере, мужеству и наитию пошли даже на то, чтобы среди собратьев-эмигрантов прослыть «продавшимися Советам», пошли они и на подневольное чтение в церкви по сути не церковных текстов потому, что предугадывали: своим личным присутствием в Русской Церкви, своим свидетельством на Западе о подлинной вере русского народа, поездками в страну, они являют прообраз будущей, свободной церкви и может быть, ускоряют момент её возрождения. Так оно и свершилось.

Этим Рождественским словом покойный Владыка Антоний навсегда стал мне близким.

Было с ним потом у меня несколько бесед, и ощущение, что различение духов было в нём настолько глубоким, что чувствовал я себя рядом с ним почти неловко. Один раз он сам крестил новорожденную русскую лондонку, а я был восприемником. В то время я пребывал в тяжёлых внутренних перипетиях и позволил себе об этом Владыке рассказать. Данный им ответ был как рецепт, и я его применил, и благодарен за постепенный выход из мрака.

* * *

В церкви Трёх Святителей в Париже, зимой 2006 года, была устроена содержательная конференция, посвящённая жизни и духовному наследию Владыке Антония. С пользой для себя я слушал интереснейший рассказ иеромонаха Нестора (Сиротенко) о парижской молодости Владыки, госпожи Кирилловой о всём сделанном Владыкой в Лондоне и Преосвященного Василия (Осборна) о современном церковном строительстве. Тогда Владыка Василий рассказал о том, как митрополит Антоний, уже будучи тяжело болен, воскликнул «Наконец!», услышав прочтённое ему Послание Святейшего Патриарха Алексия II от 1 апреля 2003 г с предложением создать в Западной Европе единую Митрополию.

А незадолго до кончины, митрополит Антоний, рекомендуя епископа Василия Святейшему Патриарху Алексию, писал: «У него верность пастве без ограничения и он будет служить верой и правдой нашей родной Церкви» (март 2003). А чуть позднее, в июне, тоже о владыке Василии: «Он делает очень большую и сложную работу по восстановлению единства Сурожской епархии и её верности Московской Патриархии…». Чуть выше я говорил о даре «различения духов» у приснопамятного митрополита Антония. В данном случае как же он просмотрел? Поистине лишь Господь всеведущ!

После недавнего Светлого Воскресенья, Пасхальные поступки, слова, письма, заявления владыки Василия (Осборна) погрузили парижских (да и не только парижских!) русских православных в состояние изумлённого удручения. Омрачить негаданную радость подаренной промыслительным и долгожданным сближением между двумя ветвями русской церкви Вл. Василий, конечно, не в состоянии…

Слова, документы и заявления, в изобилии поступающие из Лондона путаны и противоречивы: сначала заверения в верности Русской церкви, спустя две недели – стремление под Константинопольский омофор, и наконец – мало почтительный сумбурный «вопросник-анкета», направленный постскриптумом самому Святейшему….

Непросто вникнуть в мотивы и логику явно не спокойного сознания Владыки Василия, когда читаешь его слова: «Я бы хотел ясно дать понять, что я полностью поддерживаю единство Русской Церкви в Западной Европе и считаю, что нынешний шаг является наилучшим способом достигнуть этой долгосрочной задачи».

Уважение к священному сану у меня есть! Сочувствие к человеку, раздираемому чуждыми, наверняка ему самому, силами – тоже.

Но при изучении противоречивых заявлений, не могу не вспомнить любимых мной слов Кавторанга Цезарю Моисеевичу из Солженицинского «Одного дня Ивана Денисовича»: «Удивляюсь и проклинаю!»

Что же получается? При железном занавесе спокойнее жилось? В составе делегаций, безопасно кататься в Москву и Загорск? А ответная делегация не такая уж многочисленная и не требующая хлопот? И на службе в Елоховском – старушек православных поодаль держат, а то от них ритуализмом и суеверием попахивает… И скромный малотиражный церковный календарь с Чистого переулка присылают! Сплошная тишь да гладь, и Потёмкину самому такие церковные деревни не мерещились!

А как стены берлинской с Куроедовской конторой не стало, тут неожиданно в Лондон старушек понаехало, девушек неприкрытых, и молодых мужчин с тяжёлыми золотыми крестами на груди, пиджак нараспашку… Тут по аглицки псалма спокойно не спеть, не поймут ни Флоренского, ни Бердяева.

Выходит освобождение России, обретение мощей преподобного Серафима, открытие монастырей, расцвет народной веры, православного книгоиздания, свободный приезд русских и не только их – всё пошло только на вред Церкви и в нарушение комфортной тёплой обжитости лондонцев и парижан? Не лучше ли вам, господа, досточтимые отцы, вспомнить о ваших предках погибших в Кубани, на Перекопе, и в подвалах чекистских…

А уж если говорить «о миссии», то, как её пришлось выполнять десяткам тысяч русских эмигрантов, шахтёрам в Лотарингии, тысячам русских офицеров загнанных в тропический Парагвай, в Тунис и Шанхай?

Не пройдёт и поколения как «новые русские», шокирующие нынешние «интеллигентские» приходы в странах Европейского Союза приведут к русскому православию своих однокурсников и соседей по Оксфорду.

Епископ Василий (Осборн)

Владыка Василий, по Ленину, предлагает «разъединиться, чтобы лучше объединиться»: «Вы, русские со своими обычаями по себе, а мы (как бы белая кость) – в Стамбул… (интервью Би-Би-Си 17-ого мая: «Нет, им /т.е. русским/ просто следует оставаться под юрисдикцией Московского Патриархата, у которого есть всё необходимое, чтобы окормлять эту паству – финансовые ресурсы, священники из России»).

Но ведь Владыка Василий и есть Московская Патриархия! Мне всегда казалось, что миссия пастыря не в завлечении овец «со стороны», а в содержании «своих» вместе!

Мне довелось быть заключённым в одном политлагере с будущим митрополитом Корнилием Таллинским и Эстонским (тогда молодым вологодским батюшкой). Не так давно, в Таллине, он мне рассказывал о мытарствах пережитых русской православной Церковью в Эстонии: с Божьей помощью закончилось объединительно.

«Блажен, кто посетил сей мир…» – Будем молиться, о том чтобы «лихие повороты» свершаемые сегодня Владыкой Василием (Осборном) закончились, и чтобы его маршрут вернулся бы на магистраль Москва – Сергиев Посад и Русское Православие, а мытарства Сурожские и Команские завершились тем, что свершится пожелание, выраженное Святейшим Патриархом 1-го апреля 2003 г. – Общеевропейской митрополией православных церквей русской традиции. Да сбудется!

www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *