Босх, Иероним — Википедия

Иерони́м Босх
нидерл. Jheronimus Bosch

Портрет Босха. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.
Имя при рождении Ерун Антонисон ван Акен
Дата рождения около 1450 года
Место рождения Хертогенбос, Бургундские Нидерланды
Дата смерти 9 августа 1516(1516-08-09)
Место смерти Хертогенбос, Габсбургские Нидерланды
Подданство Бургундские Нидерланды и Габсбургские Нидерланды
Стиль Северное Возрождение
Подпись
 Работы на Викискладе

ru.wikipedia.org

Босх - это... Что такое Босх?

(bosch) Хиеронимус (настоящее имя Хиеронимус ван Акен) (ок. 1450—60, Хертогенбос – 1516, там же), великий нидерландский живописец, один из основоположников пейзажной и жанровой живописи. В качестве псевдонима выбрал усечённое название родного города – Хертогенбоса (область Брабант, юг Нидерландов), где прожил всю жизнь. Наследие Босха, творившего на переломе от Средневековья к эпохе Северного
Возрождения
, загадочно и оригинально. Народные сатирические и нравоучительные мотивы причудливо сочетаются в его картинах с философской притчей, изощрённой средневековой фантастикой и мрачными демоническими образами. Босх щедро черпает своих героев из пословиц, поговорок, притч, площадного театра, поэтому символика его картин, понятная людям 15–16 вв., недоступна для современного зрителя. Учёные безуспешно ищут ключ к разгадке его произведений. В Босхе видят то алхимика, то члена тайной еретической секты, то гениального мыслителя, искавшего вдохновение в трудах мистиков более раннего времени, то объясняют его причудливые образы влиянием галлюциногенов.


Х. Босх. «Корабль дураков». 1475—80 гг. Лувр. Париж

 
Сведений о жизни Босха сохранилось крайне мало. Он принадлежал к роду потомственных художников; живописи обучался с раннего детства в семье, затем продолжил образование в Харлеме и Делфте. В 1480 г., приобретя необходимые навыки, возвратился в Хертогенбос, через год женился на богатой и знатной горожанке А. Г. ван дер Мервей. Брак обеспечил художнику положение в обществе, материальное благополучие и, как следствие, свободу творчества. В архивных документах сохранились упоминания о работе Босха по заказам герцогов Бургундских, об участии в украшении городского собора Св. Иоанна. Он состоял членом религиозного «Братства Богоматери», объединявшего элиту местного общества.

Современники и церковь высоко ценили его творчество. Многие из картин, включая «Сад земных наслаждений», были приобретены для королевского собрания в Испании. В 16 в. инквизиция попыталась объявить их еретическими, но обвинения были опровергнуты.


Х. Босх. «Блудный сын». 1500-е гг. Музей Бойманса – ван Бёнингена. Роттердам

 
Сохранилось немного произведений Босха; из них лишь семь подписаны и ни одно не датировано художником; годы создания его картин определяют предположительно, исходя из периодизации творчества: ранний (1475—80), средний (1480–1510) и поздний периоды (1510—16). Ранние произведения («Извлечение камня глупости», «Фокусник», «Корабль дураков») – жанрово-аллегорические сценки нравоучительного содержания, с любовно выписанными деталями и гладкой «эмалевой» поверхностью. Композиция «Семь смертных грехов» написана на круглой, как Всевидящее око Бога, столешнице; людские грехи представлены в виде жанровых сценок. В центре – фигура Христа и надпись: «Берегись, берегись, Бог видит».


Х. Босх. «Воз сена». Центральная часть триптиха. 1480–1510. Прадо. Мадрид

 
В «средний» период созданы наиболее знаменитые большие триптихи, украшавшие алтари церквей. В пространстве многих босховских картин отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как мудрый наблюдатель. Триптих «Воз сена» – первое произведение нидерландской живописи на сюжет народной поговорки: «Мир – воз сена, каждый тащит с него, сколько может». На левой створке Рай, на правой – Ад, в центре многолюдная процессия во главе с императором и Папой Римским сопровождает повозку с сеном, которую ужасные монстры влекут прямо в ад. Люди в ожесточении дерутся и убивают друг друга за клочок сена; Христос в облаках в отчаянии воздевает руки, созерцая погрязшее во зле человечество. Босх создаёт горькую

аллегорию жизни, тщеты земных стремлений как следствие проклятия рода человеческого, которое представлено в левой створке алтаря: искушение Змием и изгнание из Рая Адама и Евы. Художник неоднократно обращался к темам «Се Человек» (Христос перед Пилатом), «Венчание Христа терновым венцом», «Несение креста»: мучители со сладострастной жадностью наблюдают за страданиями Спасителя. Искажённые злобой людские лица в картинах Босха гораздо страшнее, чем морды адских тварей. Ещё один любимый сюжет – святые, искушаемые дьявольскими силами. В триптихе «Искушение св. Антония» (Лиссабон) призрачный зловещий свет молний озаряет скопище отвратительных тварей, обступающих погружённого в молитву святого. Победа добра и святости над злом представляется хрупкой и неокончательной. В знаменитом триптихе «Сад земных наслаждений» в центре представлен мир, где царят хаос и сладострастие, уводящие людей от пути спасения. Хрупкие, беззащитно-нагие человеческие фигурки оказываются во власти насекомых-монстров, хищных ягод, цветов и камней. Образы картины обладают убедительностью кошмарного сна. Не случайно сюрреалисты, считавшие Босха своим предтечей, нарекли художника «почётным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».
Триптихи позднего периода [ «Эпифания» (Богоявление) и «Искушение св. Антония», Прадо] отмечены чувством большего умиротворения. Новаторство искусства Босха, яркость народных типов, поражающие жизненной свежестью бытовые мотивы его картин подготовили почву для формирования нидерландской жанровой живописи; тающие, полные тонких красочных созвучий пейзажные фоны заложили основу для тональной живописи «малых голландцев». Его творчество проложило путь реалистическим поискам и в то же время оказалось востребовано в 20 в. мастерами, открывшими «поэтику абсурда» (от авангарда до постмодернизма).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Иероним Босх: произведения, биография, фото

Иероним Босх – один из самых загадочных художников, о котором известно крайне мало, но работы которого продолжают будоражить воображение.

Биография Иеронима Босха

О жизни художника Иеронима Босха, как ни странно, известно очень мало. Он происходит из семьи потомственных живописцев ван Акен. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям – около 1450 года). Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери, имел признание и много заказов. Поэтому одним из краеугольных камней остается вопрос, откуда столько драматизма в живописи Иеронима Босха? Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Босх превратил искусство в зеркало современного мира.

Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Когда и в какой момент в его голове начали возникать странные образы, которые впоследствии нашли отображения в картинах? В каких скрытых уголках сознания начал рождаться демонический мир, наполненный странными существами? На этот вопрос , наверное, никто уже не сможет ответить. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На первый взгляд кажется, что картины созданы религиозным человеком для устрашения грешников. Но исследователи пришли к выводу, что в полотнах, которые автор, кстати, никогда почему-то не подписывал, скрыт намного более глубокий смысл. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя.

Произведения Иеронима Босха

Большинство работ, созданных этим великим нидерландским мастером, к сожалению, утрачено. До нас дошли только некоторые картины Иеронима Босха с названиями, которые говорят сами за себя. Рассмотрим наиболее известные полотна, в которых заключена квинтэссенция мироощущения художника.

«Сад земных наслаждений»

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Этот уникальный триптих создан, предположительно, между 1500 и 1515 годами. Автор показал жизнь человечества, сделавшего выбор в пользу греха. Левая часть триптиха – картина рая, правая показывает ад. Центральная часть посвящена земной жизни, в которой человек теряет рай. Есть предположения, что художник изобразил себя в части ада.

«Страшный суд»

Иероним Босх «Страшный суд»

Еще один триптих, самый большой из уцелевших работ живописца. В левой части – образ рая, по центру – картина страшного суда, и на правой створке – страшная участь грешников в аду. Эта работа считается одной из самых пугающих картин адских мук. Современники Босха были убеждены, что автор воочию видел чудовищ преисподней.

«Корабль дураков» 

Иероним Босх «Корабль дураков»

Полотно «Корабль дураков» считают верхней частью одной из створок триптиха, который не уцелел. С нижней частью идентифицируют картину «Аллегория чревоугодия и сладострастия». В это работе, как и во многих других, автор обнажает и высмеивает человеческие пороки. Среди пассажиров корабля – представители различных общественных слоев, символизирующие тщеславие, пьянство, разврат и т.д.

«Извлечение камня глупости» 

Иероним Босх «Извлечение камня глупости»

Это достаточно странная картина, расшифровать значение которой пытаются до сих пор. На полотне изображена хирургическая операция, которая почему-то проводится под открытым небом. На голове врача – перевернутая воронка, а на голове монахини – книга. По одной из версий, эти предметы символизируют бесполезность знаний перед лицом глупости, по другой – шарлатанство.

«Воз сена» 

Иероним Босх «Воз сена»

В триптихе «Воз сена» снова повторяется любимая тема Босха – тема греха и человеческих пороков. Огромную повозку с сеном влекут семь монстров, символизирующих различные пороки – жестокость, жадность, гордыню и пр. А вокруг – множество людей, пытающихся ухватить сена для себя. Сверху за все этим на золотом облаке наблюдает Всевышний.

«Искушение святого Антония»

Иероним Босх «Искушение святого Антония»

Это одна из самых знаменитых работ Босха. Триптих выполнен на деревянных досках, где изображена хорошо известная история об искушении святого Антония во время пребывания в пустыне. Образы картины странны и непривычны, а главная идея – в вечной борьбе добра и зла, когда демоны пытаются сбить человека и истинного пути.

«Блудный сын» 

Блудный сын

Несмотря на название, к библейской притче о блудном сыне эта работа имеет лишь опосредствованное отношение, поэтому чаще используют название «Путник» или «Пилигрим». В основе сюжета – одна из любимых тем Босха – тема об искушениях на жизненном пути.

«Несение креста»

Иероним Босх «Несение креста»

Эта работа – одна из самых узнаваемых, своеобразная «визитная карточка» художника, в которой ему удалось показать истинную сущность человеческой натуры, то, какими люди являются на самом деле. Впрочем, по поводу этой картины идут споры, так как ряд исследователей считает, что Босх не является автором этого полотна.

«Фокусник» 

Иероним Босх «Фокусник»

Это произведение раннего периода творчества Иеронима Босха. Как и остальные работы великого мастера, эта картина полна символизма и загадок, а за незамысловатым сюжетом о шарлатане-«наперсточнике» кроется очень глубокий смысл.

«Семь смертных грехов» 

Иероним Босх «Семь смертных грехов»

Еще одна картина Босха, авторство которой ставят под сомнение, в связи с несовершенством выполнения. Из 11 фрагментов (изображение 7 грехов и 4 последних вещей), как считают исследователи, только два выполнены художником лично. Но то, что замысел картины принадлежит Босху, сомнений не вызывает.

«Поклонение волхвов»

Иероним Босх «Поклонение волхвов»

 Одна из немногих светлых работ Босха, которая, к тому же, прекрасно сохранилась. Триптих «Поклонение волхвов» был сделан на заказ бюргера из Хертогенбоса по поводу его венчания. И сам заказчик, и его невеста, а также их святые покровители – святой Петр и святая Агнесса – изображены на внешних створках.

«Блаженные и проклятые»

Иероним Босх «Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» — полиптих, состоящий из четырех картин: «Земной рай» и «Восхождение в эмпирей» по левой стороне и «Ад» по правой стороне. Предполагают, что центральная часть работы могла быть утеряна. Наиболее известен второй фрагмент, на котором ангелы выводят души праведников через конический туннель к вечному блаженству.

«Автопортрет»

Иероним Босх «Автопортрет»

Автопортрет Босха, написанный карандашом на сагнине, имеет небольшие размеры – всего 40 на 28 см. Хранится рисунок в муниципальной библиотеке в Аррасе во Франции.

Копии всех сохранившихся произведений великого живописца можно увидеть в его родном городе, где основан музей. В 2016 году здесь провели выставку, посвященную творчеству знаменитого земляка. История этой выставки столь же невероятна, как и жизнь художника. Именно она легла в основу фильма «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом».

Его работы продолжают исследовать, но, мне кажется, загадки Иеронима Босха вряд ли будут разгаданы, по крайней мене в ближайшее время.

 

Также интересно:

surzhyk.org

Картины Босха. 5 шедевров самого загадочного художника

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.

2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Знаете ли Вы Босха?»

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.

Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.

arts-dnevnik.ru

Список картин Иеронима Босха — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ниже перечислены картины нидерландского живописца Иеронима Босха.

Картина Название Год создания Техника Размеры (см) Галерея Прим.
Поклонение волхвов около 1475 года Дерево, масло 71 × 57 Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Концерт в яйце около 1475–1480 Холст, масло 108 × 126,5 Дворец изящных искусств, Лилль
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи около

ru.wikipedia.org

Мистический художник Иероним Босх - lioubasmir

 

   

 Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями.

Искусствоведы уверенно относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха  всего лишь 25 картин и 8 рисунков. Существует много подделок и копий.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу, — большие алтарные триптихи. До нашего времени сохранились также части триптихов.

После Босха многие художники  в живописи создавали полотна на сюжеты его картин(например,“Искушение святого Антония”).

 Иероним Босх родился в Нидерландах в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году.

            Его настоящее имя - Ерун Антонисон ван Акен. Художниками были дед Босха - Ян ван Акен и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

 Иероним взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.  Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Там он вступил в религиозное общество Братство Богоматери.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойарт ван дер Меервене. Она происходила из знатной Хертогенсбосской семьи. Благодаря её денежным средствам Босх становится в один ряд с богатейшими людьми своего родного города. После смерти всё состояние Алейт Гойартс перешло мужу. Детей у них не было.

 Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».

 Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность.

В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая - Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Антония» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.
Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века.

Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

 Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. 

Наиболее полное собрание произведений художника хранится в музее Прадо.

Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны, и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью».

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха.

 Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;

сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

Манеру живописи Босха много копировали, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ,

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония». Национальный музей древнего искусства, Лиссабон

В центральной части триптиха пространство буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами. Белая птица превращена в настоящий крылатый корабль, бороздящий небо.

Центральная сцена — совершение чёрной мессы.  Здесь изысканно одетые священники-женщины справляют кощунственную службу, их окружает разношёрстная толпа: вслед за калекой к нечестивому причастию спешит игрок на мандолине в чёрном плаще с кабаньим рылом и совой на голове (сова здесь — символ ереси).

Из огромного красного плода (указание на фазу алхимического процесса) появляется группа чудовищ во главе с бесом, играющим на арфе — явная пародия на ангельский концерт. Бородатый человек в цилиндре, изображённый на заднем плане, считается чернокнижником, который возглавляет толпу бесов и управляет из действиями. А бес-музыкант оседлал странное подозрительное существо, напоминающее огромную ощипанную птицу, обутую в деревянные башмаки.

Нижняя часть композиции занята странными судами. Под звуки пения беса плывёт безголовая утка, другой бес выглядывает из окошечка на месте шеи утки.

Еще одна из наиболее известных  картин Босха – это часть триптиха под названием «Корабль дураков».  Картина была верхней частью створки несохранившегося триптиха, нижним фрагментом которой ныне считается «Аллегория обжорства и сладострастия».

 

Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян. На развевающемся розовом флаге изображен не христианский крест, а мусульманский полумесяц, а из гущи листвы выглядывает сова. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.

Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» * начала XVI века — работа неизвестного последователя великого художника.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха — с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.

 

Человек-дерево. Перо, бистр. 27,3 х 21,1 см. Альбертина. Вена

Питер Брейгель Старший.Семь смертных грехов.

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью.
Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это было последнее произведение Босха.

Несение креста. 1490-1500. Музей изящных искусств. Гент

 

Увенчание терновым венцом. ок. 1510. Монастырь Сан-Лоренсо. Эскориал

Ecce Homo. 1480-1485. Штеделевский художественный институт. Франкфурт

Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг.), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха


Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид

 Фрагмент триптиха "Сад земных наслаждений". Прадо. Мадрид

Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. На картине » изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

Или так называемое меланхолическое чудовище: «ноги» состоят из древесных стволов, а «тело» представляет собой надколотое яйцо. В зияющем отверстии, как в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» – застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок.

 Первым расшифровать это произведение попытался один испанский монах в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Извлечение камня глупости. 1475-1480. Прадо. Мадрид


 

Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку(здесь она, скорее всего, служит символом обмана). По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода — шарлатанство. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».

 

«Блаженные и проклятые». 1504-1505. Дворец дожей. Венеция

 

Смерть скупца. ок. 1500. Национальная галерея искусства. Вашингтон

 

Могила художника, находящаяся в его родном городе в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450–1516. А над могилой – фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Особенное место в его творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили – его ждали. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше.  Они полагают,что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»…

 

 

lioubasmir.livejournal.com

Иероним Босх: жизнь и творчество художника

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Иеронима Босха

Творчество художника

Интересные факты из жизни Иеронима Босха

Картины Иеронима Босха

Библиография

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. 

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел. 

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом. 

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Творчество художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! — Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

   Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы.

Интересные факты из жизни

    • Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
    • Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
    • Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
    • Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
    • Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.

Библиография

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А.Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д.Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И.Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Х. Х. Зорилья. Босх. Aldeasa, 2001
  • Блинова О. В.Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. 2000. № 1. С. 82-127.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, nearyou.ru, all-biography.ru

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Иероним Босх: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Иероним Босх: жизнь и творчество художника

4.3 (85%) 4 голос(ов)

allpainters.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *