Содержание

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Наверное, одним из самых популярных и самых неразрешимых вопросов человечества является вопрос о смысле жизни. Все мы каждый день погружаемся в будничную суматоху: работа, дом, учёба. И в этом вихре нам некогда размышлять над вечными вопросами бытия. Но стоит нам остановиться на миг, оглянуться вокруг, как эти самые вопросы встают перед нами неразрешимой громадой. Ощущения человека, который пытается постичь природу мироздания и тайну своей судьбы, прекрасно передал великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин, в своём произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было создано поэтом в 1829 году. К этому времени автору исполнилось 30 лет. Уже состоявшийся как художник слова, Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни. Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. Всё чаще Александр Сергеевич начал обращаться к философской проблематике. И 1829 год богат на произведения такого рода.

Напечатано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» в 1830 году в «Литературной газете». В первой редакции произведение носило более прямой посыл. Автор писал, что мысль о смерти его преследует, где бы он ни находился. В заключительном варианте мотив неизбежной смерти смягчён, автор дал место светлым чувствам вечности жизни, ведь поэт живет в сердцах людей столетиями.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» относится к философской лирике. Здесь автор затрагивает вечные вопросы жизни и смерти. Жанр произведения, характерный для направления «романтизм», в русле которого отчасти творил Пушкин, — элегия. В тексте мы видим глубоко личные переживания и размышления героя, проникнутые мотивом грусти.

Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передаётся через ритмический строй произведения. А.С. Пушкин использует перекрёстный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. Размер произведения – четырёхстопный ямб с пиррихием. Подобный «строй» стиха помогает читателю погрузиться во внутренний мир лирического героя, действуя на него как некий транс.

Композиция

Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.

Состоит стихотворение из восьми четверостиший:

  1. В первых четырёх катренах лирический герой рассказывает, что при любом действии, где бы он не находился, его мучит один вопрос – конечность всего живого, в первую очередь конечность его жизни.
  2. Во второй части, последние четыре катрена, герой как бы смиряется с неизбежной смертью. Он уже думает о том, как и где это произойдёт. Его успокаивает то, что жизнь сама по себе продолжится дальше, она бесконечна, а значит — сильнее смерти.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет.  Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Темы и проблемы

  • Философская тематика произведения заставляет читателя задуматься о многом. Мы начинаем иначе осмыслять свою жизнь. Основная тема стихотворения — вопрос о бытие и смерти, который лирическим героем разрешается в пользу первого. Все мы найдем продолжение в своих потомках, ничто и никто не пройдет бесследно.
  • Кроме темы бесконечности жизни, в произведении автор затрагивает и проблему судьбы. Так, лирический герой гадает, где же ему суждено найти смерть. То есть человеческое будущее — потёмки, ты никогда не знаешь, что будет с тобою завтра. Отсюда вытекает тема тайны будущего, которую каждый человек хочет, но не может узнать.
  • Также автор обращается к теме родины. Лирический герой смиряется со смертью, но у него есть одно единственное желание, чтобы вечным сном он заснул в своей стране. Это говорит о том, каким патриотом был сам автор. Несмотря на напряженные отношения с властью, откровенную враждебность царя и неприятие социальной действительности самим поэтом, Александр Пушкин любил отечество и болел за него душой.

Идея

Главная мысль стихотворения заключается в том, что бытие не имеет конца. В глобальном смысле смерть — лишь этап смены одного поколения другим. Жизнь бесконечна, как бесконечна природа, её красота, как бесконечно само человечество. Старое дерево отмирает, но на его месте вырастают новые деревца, которые вытянулись из его семян.

Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.

Средства художественной выразительности

Поэт раскрывает сложную тему жизни и смерти с помощью различных средств художественной выразительности. Одним из ключевых становится антитеза: смерть противопоставляется  жизни, внешняя сторона бытия героя — его внутренним переживаниям, конечность человеческой жизни — бесконечности природного мира.

Кроме того, автор использует такое синтаксическое средство, как риторические вопросы, что характерно для философской лирики. Так как именно вопросы заставляют лирического героя размышлять, приходить к какому-либо выводу.

Также поэт включает в своё произведение метафоры («патриарх лесов»), олицетворения («равнодушная природа»), эпитеты («многолюдный храм», «вечны своды»). Всё это помогает передать контраст между внешней и внутренней жизнью героя.

Автор: Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Александра Пушкина

  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Александр Пушкин
  3. Брожу ли я вдоль улиц шумных

К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.

Сам Пушкин, впрочем, придерживался иного мнения, так как разгульная жизнь требовала достаточно огромных средств, которыми поэт не располагал. Этот факт доставлял ему массу неудобств и вынуждал каждый день ходить на службу, которая вызывала у Пушкина отвращение. Задумываясь над тем, что успех в литературе не является залогом благосостояния, поэт искал пути укрепления своего финансового положения и нередко задумывался над тем, что его жизнь сложилась совсем не так, как ему этого бы хотелось. Накануне своего 30-летия поэт написал стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», в котором попытался в очередной раз найти ответ на вопрос, зачем же он живет.

Впрочем, поэт не стал вдаваться в философские размышления и решил принять то, что получил в дар от судьбы, как должное. При этом Пушкин отмечает, что, чем бы они ни занимался, мысли его витают очень далеко. «Я предаюсь моим мечтам», — написал поэт. В своем воображении он видел себя богатым, успешным, избалованным вниманием женщин. Однако реальность постоянно возвращала его не грешную землю, где он был самым обычным человеком. Понимая это, Пушкин отмечает, что «мы все сойдем под вечны своды», подразумевая, что смерть уравняет и бедных, и богатых. При этом поэт не боится смерти. Более того, он осознает ее неизбежность и очень надеется, что «у гробового входа младая жизнь будет сиять». Тем самым Пушкин словно бы уступает свое место новому поколению, без зависти и грусти наблюдая за тем, как оно приходит ему на смену.

Поэт не знает, какая смерть ему уготована, и не хочет гадать, как и когда он умрет. Однако его мечта заключается в том, чтобы быть похороненным «ближе к милому пределу», то есть на родине, а не на чужбине. Именно это поэт считает наиболее важным после смерти, совсем не беспокоясь о своем литературном наследии, деньгах и долгах. Тем самым автор подчеркивает бренность собственного существования, отмечая, что жизнь коротка, и лишь «равнодушная природа» будет «красою вечною сиять», встречая и провожая каждое новое поколение.

Анализы других стихотворений


* * *

 

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

 

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей–нибудь уж близок час.

 

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

 

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю;

Мне время тлеть, тебе цвести.

 

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

 

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

 

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

 

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

 

1829


  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Александр Пушкин
  3. Брожу ли я вдоль улиц шумных

45parallel.net

анализ элегии А.С. Пушкина :: SYL.ru

Человеку свойственно задумываться над тем, для чего он пришёл в этот мир, о своём предназначении в нём, что значат жизнь и смерть, что стоит там, куда мы не можем заглянуть. У А. С. Пушкина эти вопросы в произведениях повторяются многократно. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ которого будет предложен ниже, не составляет исключения.

История создания

В 1929 году 26 декабря было создано новое произведение поэта. Оно начиналось с других строф: «Кружусь ли я в толпе мятежной…». Лирический герой в ней говорил, что везде его преследуют мысли о неизбежной смерти. Затем автор переписал его, и в окончательной редакции оно стало звучать так, как мы знаем его теперь: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Анализ его мы и начинаем. Оно было опубликовано в 1930 году в «Литературной газете», и в нем нет подобной прямоты. Он только утверждает, что везде предаётся мечтам.

Литературное направление

Рассмотрим подробнее произведение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Анализ его с неизбежностью указывает на то, что жанр, в котором написаны эти строки, – элегия, поскольку это стихотворение является эмоциональным итогом философских рассуждений о неизбежности смерти и бренности бытия. Пять строф посвящены этим раздумьям, которые в конце концов примиряют лирического героя с неотвратимостью. Поэтическая мысль приводит его, еще молодого человека, которому ещё не исполнилось 30 лет, во время рождественских праздников (отсюда и улицы многолюдны), к предопределенности смерти, с которой надо смириться.

Композиция, основная мысль, тема и лирический герой элегии

Стихотворение состоит из восьми строф, и его можно разделить на две равные части. Лирический герой в первой части элегии нигде не может отвлечься от мыслей о смерти. Всё, что он видит: толпы людей на шумных улицах, их множество в храмах, беспечных юношей, среди которых он сидит, – всё ему говорит, что их мир закономерно подойдет к концу и чей-то час уже близок. Только вековой дуб переживет всех, или младенец, которому жизнь пока улыбается, имеет надежды на её продолжение. Каждый вновь родившийся малыш и могучее древо являются залогом жизни на Земле. Лаская младенца, лирический герой размышляет о том, что ему самому суждено истлеть, а ребёнку – время расти и цвести. Именно об этом печальная элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных …», анализ которой — наша цель.

Во второй части, которая начинается с пятой строфы, лирический герой рассказывает нам, что каждый год он привык провожать мыслью о смерти, которая непременно настанет. Для него остро стоит вопрос: где именно? Произойдет ли это в странствиях по суше или по морю? А может быть, в бою или даже в соседней долине? Где подстерегает его смерть? Какое место примет его прах?

В седьмой и восьмой строфах оказывается, что лирическому герою это совсем небезразлично. Он хотел бы почить только на милой Родине: пусть тленное тело к этому безучастно, как и вечно прекрасная равнодушная природа. Мы продолжаем проводить анализ по плану.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» — элегия А. Пушкина, темой которой служит рассуждение о неизбежности смерти. Печально и безотрадно, что жизнь каждого конкретного человека имеет свой предел, но главная мысль состоит в том, что этот конец не означает торжество смерти. Жизнь никогда не закончится. Она продолжится в новых поколеньях, которые придут на смену старым, и в красоте природы, которая продолжит равнодушно всем сиять. Размышления о смерти только подчеркивают прелесть жизни для лирического героя.

Стихотворный размер

Проводя анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», нельзя не остановиться на средствах художественной выразительности, которые использовал автор. Для написания элегии А. Пушкин использовал четырехстопный ямб с пиррихиями и перекрёстной рифмой. Благодаря этим средства мы видим стремление поэта обрести душевный покой и гармонию.

Художественные образы

В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами. К жизни можно отнести следующие: «шумные» улицы, храм «многолюдный», «бездумные» юноши, «уединённый» дуб, предел «милый», «младая жизнь», вечная краса, «милый» младенец. Метафорой жизни является обращение к младенцу: ему – время цвести, а лирическому герою – тлеть. Для смерти использованы другие эпитеты: «вечные» своды, «забвенный» век, «охладелый» прах, тело «бесчувственное», вход «гробовой», природа «бесчувственная».

Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.

Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.

На этом можно закончить разбор стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Анализ кратко был нами произведен.

www.syl.ru

«Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На третьем  десятке своей жизни Пушкин в очередной раз  задумывается о бренности бытия.  Пройдена, казалось бы,  половина  жизненного пути, отпущенного человеку.   В этой жизни были  потери близких, дорогих сердцу людей. А подобные переживания неизбежно наводят на мысли о быстротечности собственной жизни и возможной смерти.  Итогом этих размышлений стало стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

Стихотворение  было написано в декабре в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствует пометка, сделанная рукой поэта. И уже менее  чем через месяц эта философская элегия была опубликована в «Литературной Газете», первый номер которой увидел свет 1января 1830 года. Ее издателем был близкий  друг Пушкина А.А. Дельвиг.  Поэт с воодушевлением участвовал в издании этой газеты и даже был редактором  нескольких ее номеров.

Критики неоднозначно отнеслись к стиху.  Особенно немало споров вызвала его фраза о равнодушной природе. В чем ее равнодушие? Может быть она неподвластна смерти? Но тогда она и жизни тоже не подчинена.  Природа вечна.

 

poetpushkin.ru

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения – элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится. Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырёх лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определённое место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей (на улицах, в храмах, в обществе) наводит на мысль об их смертности. Дуб переживёт лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям о времени (пятая строфа), месте (шестая строфа) смерти. Последние две строфы – раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задаёт риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии – рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна. Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчёркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырёхстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к чёткой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений. Данная элегия – способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрёстная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть, тебе цвести». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный, юноши безумные, дуб уединенный, младенец милый, предел милый, жизнь младая, краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный, охладелый прах, бесчувственное тело.

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости (Пушкину 30 лет) юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека – соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчёркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчёркивая эпитеты-определения.

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел – родина, гробовой вход – могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдём под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлёт судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

Метафора патриарх лесов (дуб) тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живёт, он радуется и не думает о смерти. Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни. С точки зрения смертного человека природа вечна.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич


goldlit.ru

Анализ Стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было на­писано А.С. Пушкиным в 1829 году. Напечатано в «Литератур­ной газете» в 1830 году.

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — элегия.

Композиционно стихотворение построено на основе анти­тезы жизни и смерти. Жизнь человеческая конечна, бренна, но природа и мир вечны — в этом заключена основная мысль сти­хотворения. Оно построено в виде внутреннего монолога лири­ческого героя. В начале стихотворения его мысли о смерти абст­рактны:

Мы все сойдем под вечны своды,

И чей-нибудь уж близок час.

Затем эти размышления конкретизируются, тема смерти обо­значается яснее, герой думает уже о собственной судьбе:

И где мне смерть пошлет судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

Заканчивается стихотворение мотивом противостояния об­реченности человеческой судьбы и вечной жизни природы:

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа Красою вечною сиять.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («юношей бе­зумных», «дуб уединенный», «век забвенный», «милому преде­лу», «равнодушная природа»), метафору и риторический воп­рос: («И где мне смерть пошлет судьбина?»,), инверсию («Мой примет охладелый прах»).

Мы можем рассматривать это произведение в контексте фи­лософской лирики поэта — стихотворений «Телега жизни», «Вновь я посетил…», «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Дар напрасный, дар случайный…», «Пора, мой друг, пора! по­коя сердце просит…», «Стою печален на кладбище…». В этих произведениях поэт размышляет о времени и о себе, о жизни и смерти, о смысле существования.

Здесь искали:
  • брожу ли я вдоль улиц шумных анализ
  • анализ стихотворения брожу ли я вдоль улиц шумных
  • по какому поводу было написано стихотворение брожу ди я вдоль улице шумных

sochineniye.ru

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Разное Пушкин А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

    Творческое наследие А.С. Пушкина велико и многообразно. Оно включает в себя поэтические произведения, посвященные различной тематике: мотивам свободолюбия, назначения поэта и поэзии, любви и дружбы. Огромное место в творчестве Пушкина занимает философская проблематика.

    В лирике поэта 20 – 30-ых годов наблюдается борьба двух настроений: грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. У Пушкина оптимистические ноты неизбежно побеждают. Именно на этот период приходится расцвет реалистической лирической поэзии А.С. Пушкина.

    В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) героем овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но размышления поэта заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта.

    С этой элегией переплетаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь полна горя, забот и страданий, но он полон оптимистической веры в будущее. Сам поэт называет свою печаль «светлой».

    Жанр стихотворения «Брожу ли вдоль улиц шумных…» — элегия, то есть грустные размышления о жизни, судьбе, своем месте в мире. Основная тема этого произведения – тема бренности жизни:

    Я говорю: промчатся годы,

    И сколько здесь не видно нас,

    Мы все сойдем под вечны своды –

    И чей-нибудь уж близок час.

    Стихотворение построено как монолог лирического героя. На это указывает форма глагола в 1 лице единственного числа («гляжу», «говорю», «мыслю»).

    В этом произведении есть противопоставление: «улиц шумных» — «дубу уединенному». Образ «уединенного дуба» — один из главных в стихотворении и соотносится с внутренним миром лирического героя и самого поэта. «Дуб уединенный» — это метафора божественной сути природы и человека. Кроме эпитета «уединенный», поэт использует метафору «патриарх лесов», который «…переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…»

    Стихотворение построено на связи внутреннего мира героя с его ощущением внутренней отрешенности. Главный вопрос, который занимает главного героя:

    И где мне смерть пошлет судьбина?

    В бою ли, в странствиях, в волнах?

    Или соседняя долина

    Мой примет охладелый прах?

    Герой пытается угадать знаки судьбы во время прогулок «вдоль улиц шумных», при посещении «многолюдных храмов», во время мечтаний и размышлений.

    Все произведение проникнуто глубоким пониманием жизни, хотя авторская позиция не всегда бывает ясна:

    Младенца ль милого ласкаю

    Уже я думаю: прости!

    Тебе я место уступаю.

    Мне время тлеть, тебе цвести.

    Лирического героя не радует вид младенца, его это настраивает на грустные мысли о смерти. Но в этих строках поэт передает и ощущение вечности жизни, он придает жизни движение, в которой и заключен смысл бытия.

    Хочется отметить, что Пушкин почти всегда в своем творчестве писал про себя, про свою жизнь. Это ярко проявилось и в данном стихотворении, которое можно назвать духовным завещанием поэта:

    И пусть у гробового входа

    Младая будет жизнь играть

    И равнодушная природа

    Красою вечною сиять.

    Хотя поэт и называет природу «равнодушной», в этих строках он утверждает ценность красоты, поэтому стихотворение, окрашенное в грустные тона, все же в финале оказывается светлым.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *