Содержание

Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера |LITERATURUS: Мир русской литературы

Семья Мелеховых.
Художник С. Корольков
Донская казачка Дарья Мелехова является одной из ярких второстепенных героинь романа «Тихий Дон» Шолохова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон»: описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера


Полное имя героини — Дарья Матвеевна Мелехова:
«Кланяется тебе брат Петр Пантелеевич с супругой Дарьей Матвеевной…»
Дарья Мелехова является женой казака Петра Мелехова (брата Григория Мелехован):
«…Петрова жена Дарья с малым дитем…» 
«Останется Дашка с дитем…»
О внешности Дарьи известно следующее:
«Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров.» 
«Прошла через кухню Дарья, поиграла тонкими ободьями бровей…» 
«Дарья — в малиновой шерстяной юбке, гибкая и тонкая, как красноталовая хворостинка, — поводя подкрашенными дугами бровей, толкала Петра. » (Дарья на свадьбе Григория и Натальи) 
«Румянится да брови чернит…» 
«…ломались в смехе черные дуги ее подкрашенных бровей.» 
«Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее: высокая, тонкая, гибкая в стану, как красноталовая хворостина, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами, на окрики мужа посмеивалась: под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы.»
«…пошла к печке, неуловимо поводя плечами, всем своим тонким небабьим станом.»
«Дарья, медленно переставляла по жнивью черные, потертые чириками ноги.» 
«…гибкая, переламывалась надвое, рассматривала перед зеркалом расшивной подол новой бледно-голубой юбки.» 
«…хохотала Дарья, розовея и дрожа крутыми дугами бровей.» 
«Дарья смешливо косилась на нее, кусая губы мелкими злыми зубами…» 
«…она ежила плечи, крутые черные дуги бровей дрожали…»
«…гладил большим обкуренным пальцем писаные дуги ее бровей, радовался.»  
«…выступила женщина, нарядно покрытая белым пуховым шарфом…» 
«…неуловимо поводя плечами, тонким, не бабьим станом. И еще, не различая лица, по этой вьющейся легкой походке Петро угадал жену.»
«И смешливо поиграла полукружьями подведенных, как нарисованных тушью, бровей.» 
 
«По-прежнему была она тонка, нарядна. Сухую, красивую ногу ее туго охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный; малиновая сборчатая юбка была туго затянута, безукоризненной белизной блистала расшитая завеска.» (внешность Дарьи в 1918 г.) 
«Столб солнечных лучей валился ей на розовое, намазанное жировкой лицо. Она щурила глаза, недовольно снижала блестящие на солнце черные ободья бровей.» 
«Даже усталая после дороги и любовных приключений она была дьявольски хороша! Не тронутые загаром бледные щеки резче оттеняли жаркий блеск прищуренных ищущих глаз, а в своевольном изгибе накрашенных бровей и в складке улыбающихся губ таилось что-то вызывающее и нечистое.» 
У Дарьи легкая, скользящая походка:
«…все той же вьющейся, легкой походкой направилась к печке.»  
«За ее легкой, скользящей походкой внимательно следили все уставшие от речей и церемоний офицеры.»

У Дарьи озорная, лукавая улыбка:

«…в этой улыбке, озорной и лукавой, на секунду Наталья увидела прежнюю Дарью.»

У Дарьи Мелеховой и ее мужа Петра есть грудной ребенок (в начале романа, в 1912 г.). В марте 1914 г. ребенок умирает:

«Дарья с ребенком на руках пошла следом.» 
«Дарье нельзя, могет груди застудить…»
«Мы все живы и здоровы, а дите у Дарьи померло, о чем сообщаем.»

Дарья — неверная, «непутевая» жена:

«Ну, скажу, дружечка мой, Петро Пантелевич, принимай свою непутевую жену!»»

Дарья изменяет мужу Петру, когда тот уезжает куда-либо из дома:

«Только и нашего, пока мужьев нету, — озорничала, подмигивая, Дарья…» 
«…Дарья, изменявшая живому мужу…»
 
Когда Петро служит на фронте, Дарья изменяет ему с другими казаками, в том числе со Степаном Астаховым, бывшим другом Петра:
«Петро писал чаще Григория и в письмах, адресованных Дарье, грозил ей и просил бросать баловство, — видно, слухи о вольном житье жены доходили и до него.» 
«С одного лишь края являла Петрова жизнь неприглядную щербатину: ходили по хутору дурные про жену слухи. Степан Астахов был в отпуске осенью этого года и, вернувшись в полк, бахвалился перед всей сотней о том, что славно пожил он с Петровой жалмеркой.» 
За распутное поведение Дарью называют «жалмеркой» («жалмерками» назывались гулящие жены казаков):
«…пожил он с Петровой жалмеркой.»
Дарья Мелехова — циничная женщина:
«Она с циничной откровенностью расспрашивала Наталью…»
««…А генералик ничего из себя, подходящий», — со свойственным ей цинизмом думала она в этот момент.»
«И с обычной для нее циничной шутливостью добавила…»
Дарья Мелехова — ленивая, нерадивая работница. Она любит наряжаться и краситься, но не любит работать:
«Ильинична, скрыто недолюбливавшая старшую сноху — нарядницу Дарью…» 
«Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная…»
«…как нерадива в уходе за скотом…» 
«Знал Пантелей Прокофьевич, что не будет за быками хозяйского догляда, но делать было нечего, — снарядил в поездку старшую сноху.»
Дарья — легкомысленная женщина. У нее на уме только игрища и развлечения:
«У ней только что на уме — игрища да улица.» 
«…зная, как охоча она до веселого времяпровождения и как нерадива в уходе за скотом…»
«Она от работы хоронится, как собака от мух, а сама все норовит сладкий кусок сожрать да увеяться на игрища.» 

Дарья — боевая женщина. Она не уступает своего и не лезет за словом в карман:

«На том разговор и кончился. Воистину, не такая была Дарья, чтобы уступить свое, убоявшись стариковского гнева.»  
«Дарья, как и всегда, за словом в карман не лазила…»

Дарья — разбитная, развязная женщина:

«…указывали друг другу на разбитную вдову…»

Дарья признается, что не может жить без мужской ласки, поэтому изменяет мужу:

«Мне без этого нельзя… Мне казак нужен, а не хочешь — я найду себе, а ты помалкивай!»

Дарья склонна к нечистоплотным любовным увлечениям:

«Она всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости.» 

В 1919 г. Дарья остается вдовой после гибели Петра Мелехова от рук большевиков. Вскоре на хутор пригоняют казаков, участвовавших в расправе над Петром. Дарья нападает на Ивана Алексеевича и расправляется с ним:

«Вы — вдова убитого в марте хорунжего Мелехова?» 
«…это стонет Иван Алексеевич, принявший смерть от ее руки.» 
«…она сама убила Ивана Алексеевича… стрельнула в него…» 

После этого Дарья получает Георгиевский орден за борьбу с большевиками (на самом деле ее расправу над Иваном Алексеевичем нельзя назвать геройским поступком):

«Он взял из рук адъютанта медаль на георгиевской ленточке, неумело действуя пальцами, приколол ее к Дарьиной кофточке на левой стороне груди…»
После смерти Петра Дарья продолжает вести беспорядочный образ жизни и встречается с разными мужчинами:
«…вне дома чувствовала себя несравненно свободнее. Ей каждая поездка приносила развлечение и радость. Вырвавшись из-под свекровьиного присмотра, она могла и с бабами досыта посудачить, и — как она говаривала — «на ходу любовь покрутить» с каким-нибудь приглянувшимся ей расторопным казачком…»

Дарья — неунываяющая, веселая, жизнелюбивая женщина. Кажется, никакое горе не может сломить ее:

«…недавно шутила и смеялась и так любила жизнь.» 
«А вот Дарья была все та же. Кажется, никакое горе не было в силах не только сломить ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка: гибкая, красивая и доступная.»  
«Такая уж она была, Дарья. С этим, пожалуй, ничего нельзя было поделать. Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности…» 
Однажды овдовевшая Дарья заражается сифилисом. Она не хочет лечиться в больнице, так как боится, что весь хутор будет над ней смеяться:
«А вот что: захворала я… У меня — дурная болезня… Вот как ездила в этот раз и зацепила… Наделил проклятый офицеришка!» 
«Догулялась… И сказать нечего, и жаловаться не на кого… Слабость моя… Подсыпался проклятый, улестил. Зубы белые, а сам оказался червивый… Вот я и пропала теперь.»  
«У меня — сифилис. Это от какого не вылечивают. От какого носы проваливаются.» 
Больная сифилисом Дарья считает себя конченным человеком:
««…а я — конченый человек. Издохну — никто и ох не скажет», — думала Дарья…» 
«…беспрестанно думать о своей пропащей жизни и так жестоко страдать?»
В 1919 г. больная Дарья Мелехова кончает жизнь самоубийством — топится в реке:
«Не успели похоронить Наталью, как уж снова запахло ладаном и васильками в просторной мелеховской горнице. Через полторы недели после отъезда Григория на фронт утопилась в Дону Дарья.» 
 
«Похоронили Дарью, как и полагается, на кладбище, рядом с Петром.» 

Это был цитатный образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе «Тихий Дон» Шолохова: описание внешности и характера в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману «Тихий Дон»

www.literaturus.ru

​Дарья Мелехова — жена Петро из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (1925-1940) — Персонажи и идеи в кино и литературе

Роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» эта трагичная история нескольких человеческих судеб на фоне исторических событий и потрясений. Особая роль отведена автором одной из второстепенных героинь Дарье Матвеевне Мелеховой, супруге Петро. Именно этот женский образ в романе добавляет рельефности в описания характеров Аксиньи и Натальи.

Дарья красивая женщина — высокая, стройная, моложавая и всегда разодетая. Даже получив Георгиевскую награду за смерть мужа, она долго подбирает к ней подходящий наряд. Но красива эта женщина лишь внешне. В характере её нет ни чувственной страстности, ни человеколюбия, свойственных многим другим героиням романа. Если говорить об основных характеризующих её чертах, то порочность напрашивается в первую очередь. Дарье ничего не стоила измена мужу, затем она открыто сожительствовала со Степаном Астаховым, заигрывала с Григорием и потешалась над Натальей, когда та не разделила её желания поразвлечься в гуляниях, пока законных мужей нет дома. В домашних и хозяйственных делах жена Петро ленива и нерасторопна. По жизни Дарья пытается идти без особых усилий или раздумий, но её участи вряд ли кто позавидует.

У Дарьи и Петро был ребёнок, но он умер ещё в младенчестве. Больше детей героиня не родила. Замужество Дарью не сгубило, не измотало. Несмотря на то, что она изменяла супругу где и когда того желала, а потом могла спокойно смотреть на него «честными» глазами, Петро был ей не чужим человеком. Его гибель стала реальной потерей для Дарьи. Но убивалась по мужу она не долго, с его смертью женщину словно «подхлестнуло» — ей захотелось ещё больше «жить» во всех смыслах этого слова. Любовь к разгульной жизни отдалит Дарью от семьи, она станет циничнее, безразличнее, равнодушнее. Даже во внешней красоте её теперь отчётливо видится читателю что-то недоброе и угрожающее — злая улыбка, прищуренные глаза и своевольный изгиб бровей. Пантелей Прокофьевич ругает сноху за беспутность и угрожает ей поркой. Наталья относится к пристрастию Дарьи «погулять» с брезгливостью и жалостью. Но мнение близких людей молодую женщину не волнует.

Она без тени сомнения за отданное колечко вызывает Григория из семьи на свидание с Аксиньей, нанеся тем самым большую обиду Наталье. Растрата нравственной чистоты и душевная опустошённость приводят Дарью к жестокому поступку, который Мелеховы не смогут ей простить. Она убивает избитого до полусмерти и беззащитного Ивана Котлярова, желая отомстить за смерть Петро. Из жизни Дарья уходит по собственной воле, бросившись в реку. Многочисленные любовные похождения заканчиваются для неё сифилисом в крови. Испугавшись медленной, болезненной и позорной смерти, женщина решает свою судьбу. Она осудит себя сама и по всей строгости. 

fandea.ru

Образ и характеристика Дарьи Мелеховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен. Дарья является женой донского казака Петра Мелехова. Личность этой необычной женщины неоднозначна и противоречива.

Дарья очень красива, обладает стройной и подтянутой фигурой, высокая. Её внешность производит приятное впечатление, поэтому очень часто Дарья носит привлекательные и яркие наряды, чем вызывает восхищение у представителей сильного пола. Её легкая, виляющая походка, черные брови и кокетливая улыбка, также не оставляют равнодушным ни одно мужское сердце станицы.

Характер Дарьи Мелеховой очень своеобразен и кардинально отличается от характера других героинь романа. Порочность —  черта этой женщины. Будучи замужем, она с легкостью изменяет мужу, когда тот уезжает из дома. О легком поведении Дарьи знает вся станица, но эта ее мало заботит. Помимо этого, она  цинична и ленива: часто отказывается работать даже тогда, когда это очень необходимо. Для неё не характерны душевные переживания и страсть. Жизнь Дарьи — это существование для себя, где она удовлетворяет свои эгоистичные потребности, зачастую забывая про совесть и супружеский долг. Данный персонаж особо ни о чем «не заморачивается», идет по жизни легко, не испытывает угрызений совести, обделен чувством ответственности.

Судьба Дарьи Мелеховой трагична. Сначала она теряет мужа, затем заражается болезнью, передающейся половым путем, что не удивительно, ведь героиня всегда вела разгульную жизнь. В свои последние дни Дарья вдруг ощущает всю прелесть жизни, и даже переосмысливает свои принципы и убеждения. Ей хочется повернуть время вспять и многое поменять. Осознав, что её ожидает не совсем приятный конец, Дарья совершает суицид.

Образ героини  противоречивый. Несмотря на то, что поначалу Дарья вызывает  лишь отрицательные эмоции, к концу романа читателю  становится её жаль. Конечно, за легкомысленное и непристойное для казацкой жены поведение, Дарью постигла тяжелая участь. Однако, цена расплаты, была слишком высока, даже для такой героини как Дарья Мелехова.

Вариант 2

«Тихий дон» Шолохова – это величайшее произведение, описывающее сложную и трагическую судьбу простого народа.

Дарья Мелехова, являющаяся хоть и не главным, но запоминающимся персонажем – это страстная, легкомысленная женщина, не отличающаяся человеколюбием. Внешне Дарья привлекательна, стройна, любит красиво одеваться и поэтому подолгу выбирает подходящий наряд. Пользуется популярностью среди мужчин и при любом удобном моменте заигрывает с ними.

Женщина легко идет на связь с другими мужчинами, несмотря на то, что она замужняя дама. Она не скрывает любовных отношений со Степаном Астаховым. В некоторых ситуациях даже заигрывает с братом, своего супруга, Григорием. Больше всего Дарья не любит работать и находит разные предлоги, чтобы избежать ее.

Но с другой стороны, в некоторых моментах женщина оказывается сильной и решительной. Она без «капли сожаления» стреляет в своего кума, учувствовавшего в поимке ее мужа, и убивает его. Но самый страшный поступок, на который она решается, заразившись «неизлечимой болезнью» — это самоубийство.

Шолохов, в своем произведении «Тихий Дон» показывает Дарью как легкую и поверхностную особу. Все вроде бы в ее жизни просто и непринужденно. Она не задумывается над собственным поведением, правильностью своих поступков, ей чужды страдания и душевные переживания.

Но в жизни не может быть все так просто. Сложности начинаются после гибели супруга, Петра. Она искренне переживает некоторое время, но потом снова «берется за старое». И только тяжелая болезнь, осознание собственной беспомощности и неизбежности мучительной смерти, раскрывает ей глаза. К ней приходит осознание неправильного поведения, Дарья сожалеет о прошлых поступках. Женщина, на какой-то момент задумывается о том, как бы сложилась ее жизнь, если бы можно было бы все начать сначала?

Жизненный путь Дарьи заканчивается так же трагично, как и у большинства героев романа. Она идет на реку Дон будто бы искупаться, а сама решает покончить с собой и тонет.

Ее образ поначалу противоречивый и не вызывает симпатии у большинства читателей. Но, постепенно проникаясь в суть романа, Дарью становится искренне жаль. Она оказывается несчастной женщиной, поздно осознавшей неправильность своих поступков. Несомненно, всегда приходится расплачиваться за совершенные ошибки. Но иногда цена за это бывает слишком высокой.

Сочинение про Дарью Мелехову

Эпопею «Тихий Дон» называют совокупностью историй, связанных с нелегкими человеческими жизнями, которые выпали на историческое событие под названием революция. Не большая, но все же значимая роль была отдана такой второстепенной героине как Мелеховой Дарье, жене Петра Мелехова. Роль образа Дарьи заключается в том, что он более рельефен, по сравнению с образами Аксиньи и Натальи.

Внешний вид Дарьи на протяжении всего романа прекрасен. Она стройна, высока, молода, постоянно красиво наряжена. Даже когда ее муж погиб, она долго не могла решить, к какому наряду подойдет его награда. Эта деталь доказывает, что внутренний мир героини не такой расчудесный, как внешний. Она не отличается не особой страстью, ни любовью к живым существам (не смотря на то, будь это люди или животные), ни интересом к чему-либо. Можно сказать, что ее главная черта характера – порочность. Она легко могла изменить супругу, одно время, не скрывая, жила с Астаховым, даже кокетничала с Гришей и подтрунивала над Натальем, что та не хочет «погулять», пока мужа нет дома. Помимо этого Дарья совсем не пригодна в хозяйстве – они ленивая и неуклюжая. Дарья живет одним днем, ни о чем не думая, но все же ее нелегкая участь вызывает у нас (читателей) страх, боль и сострадание.

У Дарьи и Петра был ребенок, который умер, будучи младенцем. Других детей она не смогла завести. Как бы то ни было, но супружеская жизнь не повлияла негативно на Дарью. Даже тот факт, что она изменяет мужу, когда душе угодно, а затем как ни в чем не бывало разговаривает с ним, глядя ему «искренне» в глаза, не говорит о том, что она ненавидит Петра. Она, наоборот, считает его родным человеком. Она действительно горевала, когда его убили. Правда, совсем недолго… Спустя некоторое время, в Дарью будто вселяется бес, и она с удвоенной силой начинает свои гуляния, объясняя это тем, что очень любит жизнь и не хочет упускать ни единого ее шанса. Такая жизнь в итоге отдаляет Дарью от родственников, она становится злее, нервознее и аморальнее. Удивительно, но даже ее красота изменилась – она стала какой-то отталкивающей со своей злой гримасой и вечно нахмуренными бровями.

Отец семейства, Пантелей, не рад беспутности своей снохи и грозит, что рано или поздно устроит ей порку. Наталья ничего, кроме отвращения и небольшой жалости, к Дарье не питает. Однако мнение семьи не особо-то ее и заботит.

Даже из жизни она уходит трусливо, покончив жизнь самоубийством. Ее веселая жизнь закончилась в итоге тем, что у Дарьи обнаружили сифилис. Не желая, чтобы вся деревня узнала об этом, не желая долгой и мучительной смерти, Дарья прыгает в реку, тем самым осуждая себя за свои грехи.

Другие сочинения:

Образ и характеристика Дарьи в романе Тихий Дон Шолохова

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сыновья Тараса Бульбы 7 класс

    Знаменитая и даже героическая повесть знаменитого русского писателя Николая Гоголя Тарас Бульба — это уникальнейшее произведение, в котором рассказывается о знаменитом и известном народе — казаках

  • Иванов А.А.

    Потомственный художник, с самого детства начинает обучаться рисованию, как у своего отца-художника, так и в Императорской Академии. Сразу обнаруживает немалый талант и получает награды – две золотые медали.

  • Сочинение на тему Моя младшая сестра

    Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.

  • Сочинение по картине Решетникова Мальчишки 5 класс (описание)

    Творчество замечательного советского художника Федора Павловича Решетникова позволяет каждому полностью погрузиться в прекрасный мир детства, вне зависимости от возраста зрителя. Самой известной из его картин является

  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс описание и рассказ от имени мальчика

    Говорят что настоящую дружбу нельзя купить за деньги. Исключение из этого правила — щенок, которого купил новый хозяин. Собака, пожалуй, единственное живое существо, которое не предаст своего хозяина.

sochinite.ru

Трагедия жизни Дарьи Мелеховой

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Трагедия жизни Дарьи Мелеховой!!! =>>>

Крупным планом образ Дарьи показан спустя два месяца после мобилизации ее мужа Петра на войну. С циничной шутливостью говорит она Наталье об игрищах, о своем желании «побаловаться» и подтрунивает над ней, «тихонюшкой». Слова, движения, мимика Дарьи так органично сочетаются, что перед нами встает поистине живой человек.

 Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе и появляется затем во второй, третьей четвертой, восьмой и девятой главах первой части романа, нов них еще нет изображения характерных дарьиных черт. Если, например, при первом появлении в романе «Тихий Дон» генерала Николая Александровича Листницкого изображаются его лицо, фигура, одежда — все характерное, что живо бросилось в глаза Григорию Мелехову, — то появление Дарьи дано совсем иначе. При первом ее появлении упоминаются лишь «икры белых ног».

«Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности».

Шолохов постепенно раскрывает ее характер и делает это по мере развития сюжета. Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям.

— Цветешь? — спросил Григорий».

«Мастерство изображения движений и мастерство диалога одинаково основываются у Шолохова на прикосновении в индивидуальный мир переживаний человека.

«…Совсем не та стала Дарья… Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни…»

У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная: вьющаяся, скользкая, смелая, развязная, виляющая, быстрая. В различные конкретные моменты эта походка по-разному связана с другими движениями Дарьи, выражением ее лица, ее словами, настроениями, переживаниями. Например, в том, как после бурного столкновения со свекром в мякиннике, она идет «влияющей быстрой походкой» и скрывается, не оглянувшись, сказываются вызывающая наглядность, злоба, неуравновешенности Дарьи.

В четырнадцатой главе, рассказывая о возвращении Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров». В следующей пятнадцатой главе снова упоминаются брови Дарьи («тонкие ободья бровей»), которыми поиграла, оглядывая Григория, собравшегося ехать к Коршуновым сватать Наталью. Когда на свадьбе Григория и Натальи дядя Илья шепчет Дарье непристойности, она суживает глаза, подрагивает бровями и посмеивается. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное.

С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняшки и других героев «Тихого Дона», «а вот Дарья была все та же». Это подчеркивает изменчивость характера Григория: «Нет, нет, Григорий положительно стал не тот!… «Ох, и постарел же ты, братушка! — сожалеюще сказала Дуняшка, — серый какой-то стал, как бирюк».

Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «… с ленцой баба, спорченная… румянится да брови чернит…». Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины. «Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами, под розовой рубашкой, с засученными под локоть рукавами, трепыхались маленькие груди. Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее — высокая, тонкая, гибкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы».

Детали одежды и такие детали, как черные дуги бровей, значительны для раскрытия скользкого характера Дарьи, которую Пантелей Прокофьевич назвал «заразей липучей».

Хотя характер Дарьи мало изменяется, он противоречив. Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт. Однако, приехав, «со слезами искренней радости обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами»89. Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. «Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани. — Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань!». Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично. Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза. Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. «Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, — и тоска тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом».

Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером. Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается. Так, например, она «раз пять переодевалась, примеряя к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка…»

Существенную роль в изображении ее портрета играют косвенные характеристики. «От работы хоронится, как собака от мух», «совсем отбилась от семьи», — говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Сравнение Дарьи с красноталой хворостинкой выражает сущность характера Дарьи, а также эмоциональное отношение к ней автора. «А вот Дарья была все та же. Кажется никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталая хворостинка: гибкая красивая и доступная.

Сочинение опубликовано: 18.12.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Трагедия жизни Дарьи Мелеховой

www.getsoch.net

Трагедия жизни Дарьи Мелеховой (Тихий Дон Шолохов)

Крупным планом образ Дарьи показан спустя два месяца после мобилизации ее мужа Петра на войну. С циничной шутливостью говорит она Наталье об игрищах, о своем желании «побаловаться» и подтрунивает над ней, «тихонюшкой». Слова, движения, мимика Дарьи так органично сочетаются, что перед нами встает поистине живой человек.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе и появляется затем во второй, третьей четвертой, восьмой и девятой главах первой части романа, нов них еще нет изображения характерных дарьиных черт. Если, например, при первом появлении в романе «Тихий Дон» генерала Николая Александровича Листницкого изображаются его лицо, фигура, одежда – все характерное, что живо бросилось в глаза Григорию Мелехову, – то появление Дарьи дано совсем иначе. При первом ее появлении упоминаются лишь «икры белых ног».

«Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности».

Шолохов постепенно раскрывает ее характер и делает это по мере развития сюжета. Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям.

— Цветешь? – спросил Григорий».

«Мастерство изображения движений и мастерство диалога одинаково основываются у Шолохова на прикосновении в индивидуальный мир переживаний человека.

«…Совсем не та стала Дарья… Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни…»

У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная: вьющаяся, скользкая, смелая, развязная, виляющая, быстрая. В различные конкретные моменты эта походка по-разному связана с другими движениями Дарьи, выражением ее лица, ее словами, настроениями, переживаниями. Например, в том, как после бурного столкновения со свекром в мякиннике, она идет «влияющей быстрой походкой» и скрывается, не оглянувшись, сказываются вызывающая наглядность, злоба, неуравновешенности Дарьи.

В четырнадцатой главе, рассказывая о возвращении Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров». В следующей пятнадцатой главе снова упоминаются брови Дарьи («тонкие ободья бровей»), которыми поиграла, оглядывая Григория, собравшегося ехать к Коршуновым сватать Наталью. Когда на свадьбе Григория и Натальи дядя Илья шепчет Дарье непристойности, она суживает глаза, подрагивает бровями и посмеивается. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное.

С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняшки и других героев «Тихого Дона», «а вот Дарья была все та же». Это подчеркивает изменчивость характера Григория: «Нет, нет, Григорий положительно стал не тот!… «Ох, и постарел же ты, братушка! – сожалеюще сказала Дуняшка, – серый какой-то стал, как бирюк».

Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «… с ленцой баба, спорченная… румянится да брови чернит…». Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины. «Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами, под розовой рубашкой, с засученными под локоть рукавами, трепыхались маленькие груди. Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее – высокая, тонкая, гибкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы».

Детали одежды и такие детали, как черные дуги бровей, значительны для раскрытия скользкого характера Дарьи, которую Пантелей Прокофьевич назвал «заразей липучей».

Хотя характер Дарьи мало изменяется, он противоречив. Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт. Однако, приехав, «со слезами искренней радости обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами»89. Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. «Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани. – Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань!». Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично. Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза. Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. «Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, – и тоска тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом».

Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером. Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается. Так, например, она «раз пять переодевалась, примеряя к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка…»

Существенную роль в изображении ее портрета играют косвенные характеристики. «От работы хоронится, как собака от мух», «совсем отбилась от семьи», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Сравнение Дарьи с красноталой хворостинкой выражает сущность характера Дарьи, а также эмоциональное отношение к ней автора. «А вот Дарья была все та же. Кажется никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталая хворостинка: гибкая красивая и доступная.

www.allsoch.ru

Дарья мелехова. трагедия ее бесплодной жизни

5. Дарья Мелехова. Трагедия ее бесплодной жизни.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе и появляется затем во второй, третьей четвертой, восьмой и девятой главах первой части романа, нов них еще нет изображения характерных дарьиных черт.

Если, например, при первом появлении в романе «Тихий Дон» генерала Николая Александровича Листницкого изображаются его лицо, фигура, одежда – все характерное, что живо бросилось в глаза Григорию Мелехову, — то появление Дарьи дано совсем иначе. При первом ее появлении упоминаются лишь «икры белых ног».1

В четырнадцатой главе, рассказывая о возвращении Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи: «Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров».2

В следующей пятнадцатой главе снова упоминаются брови Дарьи («тонкие ободья бровей»), которыми поиграла, оглядывая Григория, собравшегося ехать к Коршуновым сватать Наталью. Когда на свадьбе Григория и Натальи дядя Илья шепчет Дарье непристойности, она суживает глаза, подрагивает бровями и посмеивается. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное.

Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней: «… с ленцой баба, спорченная… румянится да брови чернит…».1

Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины. «Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами, под розовой рубашкой, с засученными под локоть рукавами, трепыхались маленькие груди. Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее – высокая, тонкая, гибкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы».2

Крупным планом образ Дарьи показан спустя два месяца после мобилизации ее мужа Петра на войну. С циничной шутливостью говорит она Наталье об игрищах, о своем желании «побаловаться» и подтрунивает над ней, «тихонюшкой». Слова, движения, мимика Дарьи так органично сочетаются, что перед нами встает поистине живой человек.

Шолохов постепенно раскрывает ее характер и делает это по мере развития сюжета. Война по-особому повлияла на эту женщину: почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям.

«Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности».1

«…Совсем не та стала Дарья… Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни…»2

Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером.

Дарья – щеголиха, поэтому огромную роль играет здесь детали одежды. Мы видели разбитую Дарью, «принаряженной»3, «нарядной»4, «одетой богато и видно»5, «разнаряженной, словно на праздник»6. Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и новые детали дарьиной одежды: малиновую шерстяную юбку, бледно-голубую юбку с расшивным подолом, добротную и новую шерстяную юбку и т.д.

Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается. Так, например, она «раз пять переодевалась, примеряя к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка…»7

Детали одежды и такие детали, как черные дуги бровей, значительны для раскрытия скользкого характера Дарьи, которую Пантелей Прокофьевич назвал «заразей липучей»2.

У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная: вьющаяся, скользкая, смелая, развязная, виляющая, быстрая. В различные конкретные моменты эта походка по-разному связана с другими движениями Дарьи, выражением ее лица, ее словами, настроениями, переживаниями. Например, в том, как после бурного столкновения со свекром в мякиннике, она идет «влияющей быстрой походкой» и скрывается, не оглянувшись, сказываются вызывающая наглядность, злоба, неуравновешенности Дарьи.

Существенную роль в изображении ее портрета играют косвенные характеристики. «От работы хоронится, как собака от мух», «совсем отбилась от семьи»3, — говорит о ней Пантелей Прокофьевич.

Сравнение Дарьи с красноталой хворостинкой выражает сущность характера Дарьи, а также эмоциональное отношение к ней автора. «А вот Дарья была все та же. Кажется никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталая хворостинка: гибкая красивая и доступная.

— Цветешь? – спросил Григорий».1

С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняшки и других героев «Тихого Дона», «а вот Дарья была все та же»2. Это подчеркивает изменчивость характера Григория: «Нет, нет, Григорий положительно стал не тот!… «Ох, и постарел же ты, братушка! – сожалеюще сказала Дуняшка, — серый какой-то стал, как бирюк»3.

Хотя характер Дарьи мало изменяется, он противоречив. Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт. Однако, приехав, «со слезами искренней радости обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами»4. Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. «Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани. – Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань!»5. Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично. Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза. Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. «Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, — и тоска тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом».1

«Мастерство изображения движений и мастерство диалога одинаково основываются у Шолохова на прикосновении в индивидуальный мир переживаний человека. Герои Шолохова говорят иногда улыбками, выражением своих глаз и различными движениями больше, чем словами. Иной раз в одной фразе действующего лица появляется все, что выражают его лицо и движения, — так что портретные детали оказываются тога излишними. Поскольку же и за художественными деталями и за словами, которые произносят персонажи, скрываются сложные, противоречивые развивающие чувства и настроения, детальное изображение движений и диалог естественно дополняют друг друга и как бы сливаются воедино.

Яркость диалога или внутреннего монолога сказывается в романе Шолохова на изображении движений, а яркость изображения движений отражается на диалоге или на внутреннем монологе…»2.

Так, например, цинизм Дарьи не только в том, как, она, «молча улыбалась», «без особого стеснения» разглядывала генерала, выдавшего ей денежную награду и медаль, но и в том, как она думает в этот самый момент: «Дешего расценили моего Петра, не дороже пары быков… А генералик ничего себе, подходящий…»1

Цинизм ее проявляется и в том, как охотно она шутит «непотребными словами», колко отвечает на расспросы, смущает и озадачивает окружающих. Чем быстрее разрушается мелеховская семья, тем легче Дарья нарушает моральные нормы. Шолохов добивается этого нагнетанием характерных деталей. Так, например, убив Ивана Алексеевича Котлярова, она обычным жестом поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы – все это подчеркивает ее мстительность, злость и то, что Дарья не осознала свой поступок. Затем после убийства Шолохов описывает женщину глазами Григория для того, чтобы передать чувство отвращения. «…Наступил кованным каблуком сапога на лицо Дарьи, черневшие полудужьями высоких бровей, прохрипел: «Ггггадю-ка».2

После того как Дарья рассказала Наталье о «прилипчивой болезни», ее «поразила перемена, происшедшая с дарьиным лицом: щеки осунулись и потемнели, на лбу наискось залегла глубокая морщина, в глазах появился горячий тревожный блеск»3. Все это не шло в сравнение с тем, каким циничным тоном она говорила, поэтому это очень ярко передавало настоящее душевное состояние героини.

«Чем многогранней и глубже характер героя и чем более яркой и напряженной жизнью он живет, тем более широко использует Шолохов изображение окружающего мира для раскрытия образа. Отсюда сочетание реализма с самым тонким лиризмом…»1

Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, других героев раскрывается через восприятие ими природы, этого нельзя сказать о Дарье. И это не случайно, так чувство природы не играло роли в ее переживаниях. Но после случившейся беды она обращает на нее внимание: «Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну – господи, красота-то какая! А я ее и не примечала»2. Через этот монолог ощущается дарьина драма, бесплодность ее жизни. Дарья со всей непосредственностью проявляет в этой речи светлые, человеческие чувства, которые таились в ее душе. Шолохов показывает, то эта женщина все-таки обладает способность ярко воспринимать мир, но оно появляется только после осознания безысходности своего горя.

Шолохов неоднозначно относится к своей героине, через художественную деталь, через прямую авторскую речь, через диалоги он показывает цинизм, внутреннюю пустоту этой женщины, но вместе с тем Дарья Мелехова подкупает своим озорством, чувством юмора, жизнелюбием.

6. Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой.

Наталья – это верная, покорная, но нелюбимая жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной.

Воспитанная в стародавних казачьих традициях она, несмотря на предостережения своего отца, выходит замуж за Мелехова. «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду», — решительно она, и никакие уговоры не могли повлиять на нее».1

Провожая Григория, приехавшего проведать свою невесту, «Наталья отворила ворота, из-под ладони глядела вслед: «Григорий сидел по-калмыцки, слегка свесившись на левый бок, ухарски помахивая плетью. «Одиннадцать ден осталось», — высчитала в уме Наталья и засмеялась»2. В этой внутренней речи автор выразил все нетерпение, радость ожидания замужества.

Но действительность оказывается совсем иной, безрадостной. Вскоре после свадьбы муж признается ей: не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…»3

Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано или поздно вернется к ней. Прощает ему все, ждет его. Все хуторские сплетни и пересуды вызывают на ее сердце тупую, ноющую боль, но и это она сносит терпеливо. Любовь ее смиренно-страдальческая. Достаточно вспомнить ее письмо мужу: «Григорий Пантелеевич! Пропиши мне, как мне жить, и навовсе или нет потерянная моя жизня? Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила… Думала, сгоряча ты ушел, и ждала, что возвернешся, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши…»1

После оскорбительного ответа Наталья решает покончить жизнь самоубийством и только чудом выживает, изуродовав себя на всю жизнь.

После выздоровления она сделает попытку вернуть Григория, выпросить Аксинью «отдать» ей мужа. Но Аксинья только глумится над ней, а из колыбели «…глянули на нее с лица ребенка угрюмовато – черные глаза Григория».2

В те же короткие периоды, когда Мелехов возвращался к ней и жил с ней, она никогда и нив чем не упрекала его, боясь чем-нибудь нарушить его покой.

В образе Натальи Шолохов подчеркнул наиболее обаятельные ее черты: целомудренную чистоту, стыдливость, робость.

Так, например, для нее характерна сдержанная улыбка. Когда Григорий, приехавший в дом Коршуновых сватать Наталью, взглянул на нее, он увидел, как на ее « упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглугобокая розовая ямка».3

Иначе улыбается Наталья своей несмелой улыбкой много лет спустя, пережив глубокую душевную драму.

«- А ты гладкая, как будто и не хворала», — ласково говорит Григорий, выздоравливающей после тифа Наталье. – Поправилась… Мы бабы, живучие, как кошки. – Сказала она, несмело улыбаясь и наклоняя голову».1

От улыбки Натальи веет домом, уютом, и Григория невольно тянет к ней. Замужняя женщина, она остается такой же сдержанной и стыдливой, как в девичестве. Сцена родов передает самую сущность Натальи. Почувствовав приближение предродовых схваток, Наталья поспешно уходит из куреня за хутор, ложится в зарослях дикого терна и рожает. «Я от стыда ушла… Батю не смела… Я чистая, маманя, и их искупала… Возьмите…»2

А вот Шолохов описывает роды Аксиньи: «Аксинья отползла в сторону, стала на четвереньки, воткнув голову в ворох пыльного ячменя, выплевывая изжеванные от муки колючие колосья. Она распухшими чужими глазами непонимающе уставилась на подбежавшего Григория и, застонав, въелась зубами в скомканную занавеску, чтобы рабочие не слышали ее безразборного животного крика».3

Автор подчеркивает в Аксинье чувственное, звериное начало, в Наталье же – ее целомудренность, чистоту.

В образе Натальи одна из наиболее обаятельных черт – пафос материнства. Всю свою любовь, всю силу нерастраченной женской ласки она перенесла на своих детей, в заботах о них забывала свои обиды и горести. В те же недолгие дни, когда Григорий был рядом с ней, не переставая страдать, чувствовала себя все же счастливой. В четвертой книге романа есть такая сцена: Григорий вместе с Прохором Зыковым на рассвете приехали в хутор Татарский, чтобы повидаться со своими. «Полуодетая Наталья вышла зачем-то в сенцы. При виде Григория заспанные глаза ее вспыхнули таким ярким брызжущим светом радости, что у Григория дрогнуло сердце, и мгновенно и неожиданно увлажнились глаза. А Наталья молча обнимала своего единственного, прижималась к нему всем телом, и потому, как вздрагивали ее плечи, Григорий понял, что она плачет».1 Но когда прошли первые, всегда необычные минуты встречи, и в семье все пришло в свое обычное состояние, Наталья расцвела. «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо. Торопливо накинув платок, чтобы не было видно, как безобразна стала ее голова после болезни, слегка склонив голову набок, сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая, какой-то чистой внутренней красотой… Могучая волна нежности залила Григория. Он хотел сказать ей, что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и молча, притянув ее к себе, поцеловал белый лоб и скорбные глаза. Нет, раньше никогда не баловал он ее лаской. Аксинья заслоняла всю его жизнь. Потрясенная этим проявлением чувства со стороны мужа и вся вспыхнувшая от волнения, она взяла его руку, поднесла к губам».2 Эта сцена лучше каких бы то ни было комментариев раскрывает возвышенные и благородные качества души Натальи. Аксинья здесь, всю жизнь заслонявшая от Натальи Григория, отходит на второй план.

Может быть, Наталья многого не понимает в муках Григория, в его метаниях. Григорий искренен, открыт в самооправданиях перед женой. Он признает, что ему трудно жить «без забытья»: трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли…» У Натальи один ответ – с позиции семьи: «Напакостил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие-то»1. В этом видна искренность и человечность ее борьбы за свое достоинство. Ей безумно трудно: ей противостоит не только Аксинья, но и война, забирающая Григория.

Наталью ранят отношения Григория с Аксиньей, связь с другими женщинами. Она не хотела прощать человеку, которому отдала все. Измены его были оскорбительны для нее, матери его детей, и Наталья восставала против них всем своим существом.

Так, например, дошли до нее слухи о гулянках Григория, и она в день его приезда стелет себе постель отдельно от него. Этим Наталья показала, что Григорий, замаравший себя случайными связями, не мог быть ее мужем. «За что же ты меня опять мучаешь? – упрекала она Григория. – Дети у тебя уж вон какие!»2

Наталья долгое время таила в себе все свои переживания, старалась забыться в работе, но все это прорывается в ней и выплескивается наружу. В каком-то полубезумном состоянии она проклинает Григория, насылая на него смерть.

Она, «повернувшись лицом на восток, молитвенно сложив мокрые от слез ладони, скороговоркой, захлебываясь, прокричала:

— Господи! Всю душеньку мою он вымотал» Нету больше силы так жить! Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!…

Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нет со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибая отягощенные семечкам шляпки подсолнухов.

Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки.

Несколько секунд Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху. На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».1

В этой сцене выразилось все отчаяние Натальи, жизнь, для которой без верности и любви Григория, не имела смысла. Гроза же передает всю глубину душевного потрясения Натальи.

«Нету больше силы так жить!» — кричит она. Но Возвращаясь домой с Ильиничной, Наталья говорит: «смерти я ему не хочу… Сгоряча я там все говорила… из сердца его не вынешь, но и так жить тяжелехонько!»1

Гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от Григория, нарушившего верность. После аборта, сделанного неумелой повитухой, она умирает.

Но и умирая, она думала только о нем: «Маманя, вы меня оденьте в зеленую юбку, в энту, какая с прошивкой на обороте… Гриша мой любил, как я надевала».2

Прощаясь с детьми, она передает сыну свою последнюю просьбу: «- Мамынька, когда лежала в горнице.. Когда она ишо живая была, подозвала меня и велела тебе так: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас»3. И в этом слышится отголосок любви к Григорию, раскаяние в своем порыве мстить, надежда на доброе воспоминание о себе.

«…Прощание и примирение Натальи – результат огромного нравственного потрясения, внушений борьбы и страданий. Это один из пленительных образов мировой литературы».4

7. Аксинья – тип настоящей русской женщины.

Аксинья – одна из замечательных героинь романа. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь.

Любовь Аксиньи к Григорию – это протест против горькой доли. «За всю жизнь за горькую отлюблю!… А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»1 — в каком-то исступлении кричит она Пантелею Прокофьевичу.

Роман между Аксиньей и Григорием Мелеховым начат просто и прямо. Зашел Григорий к соседям: «В кухне на разостланной полости спит Степан, под мышкой у него голова жены. В поредевшей темноте Григорий видит взбитую выше колен Аксиньину рубаху, березове-белые, бесстыдно раскинутые ноги. Он секунду смотрит, чувствуя, как сохнет во рту, и в чугунном звоне пухнет голова»2. Аксинья просыпается: «Осталось на подушке пятнышко уроненой во сне слюны; крепок зоревый бабий сон».3

Все начато с самого простого. Аксинья описывается Шолоховым без всякой поэтизации. При второй встрече – «Ясно вылегла под рубахой продольная ложбинка на спине. Григорий видел бурые круги слинявшей под мышками от пота рубахи».4 После такого введения героини в роман рассказывается ее предыстория. Автор ничего не утаивает из жизни Аксиньи: ни то, что ее, шестнадцатилетнюю, изнасиловал пьяный отец, ни того, что потом бил муж. Молодость ее была смята надругательством отца и истязаниями мужа. Любовь для героини – это своеобразный выход из беспросветного прошлого, вот почему вся отдается своему чувству: «…Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь.

С лугового покоса переродилась Аксинья. Будто кто отметину сделал на ее лице, тавро выжег. Бабы при встрече с ней ехидно ощерялись, качали головами вслед, девки завидовали, а она гордо высоко несла свою счастливую, но срамную голову».1

Аксинья чувственно любит Григория, и в первой книге отношения между ними описываются очень сурово: «Он упорно, бугаиной настойчивостью ее обхаживал. И это-то упорство и было страшно Аксинье»2. Сближение их дано по-звериному: «Рывком кинул ее Григорий на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу»3. Утолив свое звериное желание, Григорий легко отказывается от этой женщины, оскорбляя ее при этом похабной пословицей: «Сучка не захочет – кобель не вскочит»4. Но не само оскорбление важно – важно его равнодушие.

Аксинья же, своенравная и безоглядная в своей страсти, готова на все, даже на убийство мужа.

Григорий начинает: «Надумал я, давай с тобой прикончим…» Аксинья додумывает про себя страшные слова: «…прикончим Степана, — но «он досадливо облизнул губы…» — и добавляет «прикончим эту историю. А?»1

История не приканчивается, хотя главный герой сосватан ненравящейся, но привлекательной и хорошей женщиной. Он любит Аксинью. Для него она пахнет не только знакомым запахом пота, но и цветком-дурнопьяном, запахом зимнего ветра и свежего степного сена.

«На губах Григория остается волнующий запах ее губ, пахнущих то ли зимним ветром, то ли далеким, неуловимым запахом степного, вспрыснутого майским дождем сена…»2 Все это предает свежесть, здоровье, чистоту героини. Но писатель также подчеркивает ее «порочную и манящую красоту», ее губы «бесстыдно жадные, пухловатые», глаза вспыхивающие «балованным отчаянным огоньком», улыбку.

Когда Аксинья узнает о решении Мелехов уйти из хутора и жить вместе с ней, «на губах ее, скрытая от глаз Григория, дрожала радостная, налитая сбывшимся счастьем улыбка».3

В ее улыбке отражаются самые противоречивые чувства. Так, например, давняя боль и тоска, удивление и нежность отразились в улыбке Аксиньи, когда она после долгой разлуки встретила Григория на берегу Дона, у пристани: «Она улыбнулась такой жалкой, растерянной улыбкой, так не приставшей ее гордому лицу, что у Григория жалостью и любовью дрогнуло сердце…»1

Чуткость, поэтичность натуры ее сказываются иногда в улыбке: «Проглянувший сквозь туман клочек чистого неба ослепил ее холодной синевой; запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен, что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ».2

Шолохов не один раз говорит о своей героине, что она — гордая. У нее «гордое лицо», презирая сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову»3. После ссоры с Мелеховым она не здоровается с ним, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо…»4 Несколько раз повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых главных черт характера героини. Но Аксинья не гордится своей яркой, волнующей красотой, гордость ее проявляется в отстаивании своего человеческого достоинства. Оно определяет правдивость, искренность и прямоту Аксиньи. «Ну люб мне Гришка, — с вызовом говорит она Пантелею Прокофьевичу. – Ну? Вдаришь, что ль?… Мужу пропишешь?… Пиши хуть наказному атаману, а Гришка мой!»1 Вернувшемуся из лагеря мужу со страхом и тоской прямо и открыто говорит: «Не таюсь – грех на мен. Бей, Степан!»2

Аксинья не может солгать, извернуться, обмануть, как может это сделать Дарья. Лицемерие ей противно. Когда Наталья пришла ней поговорить о Григорие, который по слухам встречался с соседкой, Аксинья пытается отклониться от ответа. Но достаточно было Наталье упрекнуть ее, как Астахова, вспыхнув, гордо и резко подтверждает предположения обманутой жены.

Правдивость и прямоты были в ее характере. Вот например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья Отказывается:

«- Ты же знаешь…

— Я зараз все знаю… Ну, не за разлуку! За здоровье дорого гостя, Григория Пантелеевича.

— За его здоровье выпью! – звонко сказал Аксинья и выпила стакан залпом»3. И в этом порыве вся главная героиня, свободно и бесстрашно выражающая свои чувства. Если Наталья никла под ударом судьбы, укоряла себя за то, что не могла изменить, ход событий, то Астахова встречала опасность с высоко поднятой головой, вступала в борьбу за счастье.

Отдавшись любви она готова ради Григория пожертвовать всем. Это ведь она первая уговаривает своего любимого: «Гриша, дружечка моя… родимый, давай уйдем. Милый мой! Кинем все уйдем. И мужа и все кину, лишь бы ты был… на шахты уйдем, далеко. Кохать тебя буду, жалесть»1. Она выносит бессердечный отказ Григория покинуть с ней хутор, побои мужа, насмешки, позор, но решает отнять его «…у счастливой, ни горя, ни радости не выдавшей Натальи Коршуновой…»2 Причем она уверена в правильности и нравственности своего решения. Позднее она окажет Наталье: «Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он не жил со мной, зачем замуж шла?»3

Через всю жизнь героиня пронесла любовь к Григорию. На ее долю много выпало тяжелого, страшного, постыдного. Потеряв ребенка, по-прежнему любя Григория, она отдается Листницкому, «со всей душой, давно забытой страстью», потом ненавидит его. («Не подходи, проклятый!») «Через три дня ночью Евгений пришел в половину Аксиньи, и Аксинья его не оттолкнула».4

Героиня стыдилась своей связи с Листницким. Так, например, Степан, вернувшийся из плена, спрашивает:

«- Слыхал, будто с панским сыном… Правда?

— Щеки Аксиньи жгучие, до слез, проступивших под веками отягощенных стыдом глаз, крыла кровь.

— Живу теперь с ним. Верно».1

Она отвечает правдиво, но сколько горечи в ее признании! Комментарий же автора лаконичен: «Свои, неписанные законы диктует людям жизнь»2. «Жизнь» – главное слово в романе, объясняющее все, что происходит с героями.

Эта женщина, много испытавшая на своем веку, сумела сохранить и пронести через всю свою жизнь чистоту и силу своих чувств к Григорию. В самом начале из романа она страшится свой любви. «Тоскую по нем, родная бабунюшка. На своих глазенках сохну… Пройдет мимо база, а у меня на сердце закипает… упала б наземь, следы б его целовала… Может присушил чем? Пособи бабунюшка!»3 — умоляет она знахарку бабку Дроздиху. Аксинья осознает, что она не в силах противиться своему чувству, поэтому прибегает к последнему средству, но и оно бессильно перед беспредельной женской любовью.

Вот Аксинья встречает Григория у Дона. Это была их первая встреча после возвращения Степана из лагеря. На спине Мелехова «трепыхается клочек свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела. Аксинья целовала глазами этот крохотный, когда-то ей принадлежавшей кусочек любимого тела; слезы падали на улыбавшиеся, побледневшие губы»1. Она ласкает след от ноги своего любимого. Не каждая женщина способна на такие проявления любви!

Любовь Аксиньи к Григорию похожа на пламя, и силу ее переживаний сравнивает Шолохов с «полымем».

Так на луговом покосе в тот день, когда они в первый раз сблизились, Григорий прижимает к себе Аксинью, «послушную, полыхающую жаром»2. Или вот, например, «Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом, но в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть приметно тлел уголек, оставшийся от зажженного Гришкой пожара…»3

Всякий раз при мысли о нем, при встрече с ним она словно бы загорается. Вот Аксинья увидела Григория, и «жаром осыпала кровь виски»4. В лесу, при Петре и Аникушке, она останавливает Мелехова, недавно женившегося, отзывает в сторону. «Стыд и радость выжигали ей щеки, сушили губы»5. Или вот другой раз она встретилась с ним, осыпая его поцелуями, «у нее на щеках все сильнее проступал полыхающий жаром румянец, и словно синим дымком заволакивались зрачки»6. Постаревшая Аксинья после возвращения Григория из Красной армии глядит в зеркало и с удивлением видит свой «молодые, с огоньком глаза»1. Счастье встречи с любимым так велико, что оно как — будто возвращает ей молодость. Сравнение с огнем, «полымем» отражает всю силу неостывающей любви к Григорию.

Внутренне богатство Аксиньи Михаил Александрович выражает при помощи сравнений, сопоставлений с природой. При помощи таких сопоставлений он передает не только прекрасное в образе, но и изменения, происходящие с героиней.

Так постаревшая, много выстрадавшая героиня сравнивается с увядшим, но еще прекрасным ландышем. Аксинья присела отдохнуть под кустом боярышника и «уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив рукой, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми поникшими чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертельный тлен: две нижних чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка – вся в искрящихся слезинках росы – вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизны.

И почему-то за этот короткий миг… вспомнилось Аксинье молодость и вся ее долгая жизнь. Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?»2

Писатель создает глубоко психологический образ постаревшей героини. В описании гибнувшего цветка («листья его умирали, чашечек коснулся смертельный тлен») есть указание на трагическое будущее Аксиньи.

Героиня меняется не только внешне, меняется ее внутренний мир. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временим соединяется с материнской нежностью: «Аксинья испытывала к нему еще большую любовь и почни материнскую нежность»1. Свою материнскую любовь она переносит на детей Григория, после смерти Натальи она заменяет им мать, и это еще больше возвышает и облагораживает героиню.

В четвертом томе книги в Аксинье пропадает то «порочное», что неоднократно подчеркивается писателем. Она доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чет бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих была около Григория, — говорит писатель об Аксинье, — Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо…»2

Ничего в мире не хотела видеть Аксинья кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория: «Ну? Едешь? – она отвечает: «А как бы ты думал?… Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!»1 Видя ее опухшие от слез но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал: «Собралась и пошла, как-будто в гости… Ничего ее не страшит, вот молодец баба…»2

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства.

refdb.ru

Дарья Мелехова в романе Тихий Дон сочинение

Знаменитая эпопея в лице её автора – Михаила Шолохова, гласит о непростой ситуации, сложившейся в царской, а затем и большевистской России. Основной сюжет разворачивается вокруг казацких поселений, сложившихся на Дону.

Произведение считается одним из знаковых, его успех пришёлся на середину XX века. Последний четвёртый том романа «Тихий Дон», вышел как раз незадолго до Великой Отечественной войны – в 1940 году. За свою деятельную работу, Михаил Шолохов был удостоен Нобелевской премии.

В романе-эпопее «Тихий Дон», можно найти много сюжетных линий, связанных со стремлением русского народа – переосмыслить свою культуру, быт, традиции и т. д. Хронологические события проскальзывают то тут, то там. Например, названия станиц, имена участников боевых действий – всё это было взято Михаилом Шолоховым из реалий. Не обошлось, правда, и без ряда вымышленных действий. Боль и трепет, горечь и слёзы – вот с чем сталкивается читатель в романе «Тихий Дон».

Главные герои в подобном произведении – это всего лишь один знаковый персонаж, в то же время самый яркий и запоминающийся, а зовут его Григорий Мелехов. В нём сложился образ служилого, который пребывал любовью к своему народу и отечеству. Среди других сюжетных персонажей, можно отметить и вполне обыденных людей, например – Дарью Мелехову, которая приходилась женой Петра – старшего брата Гришки Мелехова. Она, безусловно, нецентральная фигура в романе эпопее «Тихий Дон», а лишь второстепенная её героиня, но и о ней вполне есть что сказать.

По внешности она красавица, румяна и весьма привлекательна собой. Как отмечает автор, на её лице вырисовывается компанейская натура. При этом – губы злостные, зубы многократные, а что до бровей – то они словно дуги. Именно на них и делается основной акцент во всём произведении. Она ими словно – играет. Дарья Мелехова – человек, с тонкой натурой. Насмешки с чувством излюбленности над другими, делают её беспрекословной. Присущая ей озорная и в то же время лукавая улыбка, приводит многих в замешательство.

Особый уклад Дарьиной жизни – модно и с изяществом принаряжаться. По сюжету романа, на ней можно увидеть – то шерстяную юбку малинового фасона, то одежду с бледно-голубым цветом и т. д. При всём этом, она обладает грациозной походкой, и от каждой ситуации варьирует её с успехом. Пожалуй, самое неприятное, что есть в этом человеке – это характер Дарьи Мелеховой. Порочные чувства заставляют её цинично относиться к жизни и окружающим.

Измена мужу и всеобщая страсть к мужчинам, доводят её саму порой до отчаяния. Дарья никогда не испытывала интереса к работе, ей казалось это излишеством, а легкомысленность была присуща в целом. Из-за своего темперамента, она даже пошла на убийство родного человека, а в конце произведения – и сама лишилась жизни, утопившись в реке Дон.

Образ этой героини своевластен – одни её ни в коей мере не жалеют, а другие ей сполна сочувствуют.

Дарья Мелехова в романе Тихий Дон Сейчас читают:
  • Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе Война и мир сочинение

    «Война и мир» Льва Николаевича Толстого – книга, которая показывает читателю многие аспекты жизни людей. В них входят романтические и любовные отношения. Толстой анализирует такое понятие как любовь. Автор показывает любовь не только в приятном

  • Сочинения на свободную тему
  • Образ Савелия богатыря святорусского в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Великий русский поэт Некрасов Н.А, затронул самые глобальные проблемы общества, объединив их в одной поэме «Кому на Руси жить хорошо». Трудно не выделить главных героев поэмы, на которых строится повествование. Наблюдая за жизнью обычного народа

  • Сочинение по картине Шишкина «Парк в Павловске» 7 класс

    Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году.

  • Образ и характеристика Самсона Вырина в повести станционный смотритель

    Кто такой Самсон Вырин? «Почтовой станции диктатор». Так определяет этих людей, станционных смотрителей, Вяземский в эпиграфе к одной из повестей Ивана Петровича Белкина. Александр Сергеевич Пушкин,

  • Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение

    Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в двух временных линиях и в двух разных городах – в древнем Ершалаиме и в советской Москве 30-х годов. Действия, проходящие в Ершалаиме – это события, описываемые Мастером в своем романе.

uchim-klass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *