Герои комедии «Горе от ума» Грибоедова: список персонажей
Меню статьи:
В комедии Грибоедова «Горе от ума», действуют много персонажей. Большинство из них использованы автором в качестве фона или подтверждения тех или иных принципов светского общества.
Главные герои комедии
Несмотря на всю многочисленность героев, основное действие в комедии сосредоточено вокруг четырех персонажей – Чацкого, Фамусова, Софьи, Молчалина.
Александр Андреевич Чацкий
Александр Чацкий
Это молодой дворянин, оставшийся сиротой в раннем возрасте. Его воспитанием занимался друг семьи – Фамусов. Повзрослев, Чацкий начинает самостоятельную жизнь.
Три года он пробыл за границей и после возвращения с поездки навещает своего воспитателя Фамусова и его дочку Соню, к которой он питает нежные чувства и с которой надеется сочетаться узами брака.
Предлагаем ознакомиться с “образом Чацкого в комедии “Горе от ума”, которую написал Александр Грибоедов.
Однако увиденная ним картина его крайне обескуражила – Фамусов был далек от того детского воспоминания о воспитателях.
Благодаря поездке за границу Чацкий сумел узнать об отличных взаимоотношениях между людьми и их целях в жизни, поэтому погрязшая в клише и пустых, бессмысленных действиях коррумпированная аристократия вызывает у Чацкого отвращение. Попытки объяснить свою позицию и убедить окружающих в обратном Чацкого не приводят к успеху – в конце произведения он уезжает из Москвы, ибо не видит другого выхода.
Павел Афанасьевич Фамусов
Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью. Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек. Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.
Софья Фамусова
Софья является дочкой Павла Афанасьевича Фамусова. В комедии она изображена уже взрослой – девушкой на выданье.
Несмотря на то, что она не настолько погрязла в аристократическом болоте, девушка все же является частично отрицательным персонажем – ее пренебрежение истинными чувствами отталкивает от этого персонажа.
Девушка любит, когда ей угождают, причем ее мало заботит тот факт, что такое поведение выглядит унизительным.
Алексей Степанович Молчалин
Молчалин – личный секретарь Фамусова, хотя официально он работник архива при государственном учреждении в котором работает Фамусов. Молчалин по происхождению простой человек, поэтому ради титула и права принадлежать к высшему обществу он готов на все. Молчалин всячески угождает Фамусову и его дочери, чтобы воплотить свою мечту в реальность. По факту это лицемерный, глупый и бесчестный человек.
Второстепенные персонажи
К этой категории причислены персонажи, которые имеют значительное влияние на формирование сюжета комедии, но при этом они не являются активными действующими лицами. К тому же, сюда относятся также герои, обладающие слишком обобщенными и размытыми чертами характера, как например, Лиза.
Репетилов
Репетилов является старым другом Фамусова. Во время своей молодости он вел распутную и бурную жизнь, придаваясь балам и светскому времяпровождению. Из-за рассеянности и несобранности он не смог обеспечить себе карьерный рост.
Предлагаем ознакомиться с “характеристикой фамусовского общества в комедии “Горе от ума”, написанной Александром Грибоедовым.
Сергей Сергеевич Скалозуб
Скалозуб – это богатый офицер. По своей природе он человек видный, но глупый и неинтересный. Скалозуб слишком зациклен на военной службе и своей карьере и не видит смысла больше ни в чем.
Лиза
Лиза – это молодая девушка, служанка в доме Фамусова. Она обладает привлекательной внешностью, что оборачивается в ее случае отрицательной чертой – к ней пристают Фамусов и Молчалин. Жизнь в доме Фамусова в случае Лизы усложняется еще и сложными отношениями с Софьей – дочь Фамусова время от времени втягивает Лизу в свои любовные интриги, из-за чего у последней могут возникнуть серьезные проблемы.
Третьестепенные персонажи
Наибольшее количество в комедии персонажей, чье действие занимает фрагментарный, эпизодический промежуток времени. Однако нельзя сказать, что их присутствие в тексте неоправданно – на самом деле, они выполняют очень важную роль. С их помощью происходит изображение основных типов личностей аристократического общества и основных негативных качеств представителей этой прослойки.
Антон Антонович Загорецкий
Загорецкий прославился в обществе как плут и обманщик – он имеет необыкновенную страсть к игре в карты, но всегда играет нечестным способом. К тому же, Антон Антонович предпочитает вести активную светскую жизнь – он постоянный человек в театрах, на балах и званых обедах.
Анфиса Ниловна Хлестова
Анфиса Ниловна приходится Фамусову родственницей. На момент повествования, она уже старуха. Хлестова когда-то была фрейлиной, но сейчас, на старости она стала никому не нужной.
Из-за такой неудовлетворенности жизнью старуха обзавелась скверным характером и является крайне неприятной личностью.
Ее дом полон молоденьких девушек, которых она взяла на воспитание и собак – такая компания позволяет ей казаться важной и нужной и развлекает старуху в часы уныния.
Платон Михайлович Горич
Не все представители аристократии – люди с нивелированными качествами. Примеров людей, сохранившим свой моральный облик, является Платон Михайлович Горич. Он добрый и искренний человек, обладающий здравым умом и способностью размышлять, однако он обладает слишком мягким характером, что сделало его уверенным подкаблучником.
Наталья Дмитриевна Горич
Наталья Дмитриевна приходится Платону Михайловичу женой. Женщина намного моложе своего мужа, и на противовес ему, обладает особой любовью к светской жизни, что ужасно тяготит мужа, но противостоять желаниям жены у Горича не получается.
Петр Ильич Тугоуховский
Фамилия Петра Ильича полностью соответствует его сути, а вернее физическому дефекту. Князь ужасно плохо слышит, что значительно затрудняет его жизнь. Проблемы со слухом стали причиной того, что Петр Ильич редко бывает на людях, а его жена стала командиром своего мужа и их жизни в целом.
Марья Алексеевна Тугоуховская
Марья Алексеевна приходится Петру Ильичу женой. У них в браке родилось 6 дочек. Все они незамужние девушки, на момент повествования. Князь с княгиней вынуждены постоянно появляться с дочками на людях, для того, чтобы удачно выдать дочек замуж, но пока что надежды этих дворян не были оправданы.
Графини Хрюмины
Под именем графинь Хрюминых скрываются бабушка и внучка. Основной акцент в комедии их них двоих сделан на внучке, которая осталась старой девой, а потому она вечно злая и обиженная на весь свет.
Графиня-бабушка – дряхлая старушка, которой званые обеды и балы уже не по силам, но она все равно старается их посещать, судя по всему, чтобы найти мужа для внучки.
Петрушка
Образ Петрушки хоть никоим образом и не связан с аристократами, так как этот персонаж – простой крестьянин по происхождению, но все же по его значимости в комедии Петрушку следует причислить к третьестепенным персонажам.
Петрушка работает буфетчиком в доме Фамусова – это бедный человек, но зато чистый душой. В него влюблена служанка Лиза.
Таким образом, в комедии Грибоедова «Горе от ума» мы можем видеть калейдоскоп разнообразных персонажей. В основном, автор не описывает детально их характеры, но это не мешает восприятию комедии и понимания сути произведения.
Герои комедии “Горе от ума” Грибоедова: список персонажей (действующих лиц)
5 (100%) 1 voter-book.club
Главные и второстепенные герои комедии «Горе от ума» (персонажи, действующие лица) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. Александрова |
В этой статье представлены материалы о том, какие герои являются главными и второстепенными в комедии «Горе от ума» Грибоедова.
Главные и второстепенные герои комедии «Горе от ума»
«Лица, составляющие сию пьесу, можно разделить на три разряда: первостепенные, второстепенные и третьестепенные. Это разделение основывается не на важности их относительно хода пьесы; ибо, говоря правду, все они принимают в нем равное участие, или лучше, равно не участвуют; но на большей и подробнейшей выработанности их характерных физиономий.
К первостепенным лицам относятся: Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна. <…>
К второстепенным лицам комедии мы причисляем: Скалозуба, Репетилова и Лизу; первых потому, что они привязаны слишком слабо к целому составу пьесы; последнюю потому, что физиономия ее заключает в себе слишком много общего и условного. <…>
Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и разъезжающиеся в четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы: ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества.»
(Н. И. Надеждин, ««Горе от ума»». Комедия в четырех действиях А. Грибоедова», 1831 г.)
«Кроме действующих лиц, появляющихся на сцене, в «Горе от ума» есть еще вереница образов, воссоздаваемых в беседах и монологах; без них не закончена была бы картина грибоедовской Москвы, не полон был бы идейный состав пьесы: мадам Розье, танцмейстер Гильоме, вельможный Максим Петрович, брат Скалозуба, московские старички и дамы, чахоточный «книгам враг», княгиня Ласова, Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, Лахмотьев Алексей и, наконец, держащая в страхе всю Москву «княгиня Марья Алексевна».(Н. К. Пиксанов, «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)
Это были материалы о том, какие герои являются главными и второстепенными в комедии «Горе от ума» Грибоедова.
www.literaturus.ru
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: персонажи и их характеристика
События, изображенные в пьесе, происходят в послевоенные годы (после войны 1812 года), когда начинает разворачиваться движение декабристов. Появляются два противоборствующих лагеря. Это передовые дворяне и консерваторы. В пьесе передовых дворян представляет Чацкий, а консерваторов – все фамусовское общество.
Конфликт
В частном конфликте отразился эпохальный конфликт. Но общественный не стал бы таким значимым, если бы он не был связан с конкретными лицами, пусть и вымышленными. Умный и честный, открытый молодой человек борется с порочным веком минувшим.
В произведении две сюжетных линии: любовная и общественная. Начинается комедия с любовной. Приезжает отсутствовавший три года Чацкий в дом Фамусова, его встречает дочь хозяина Софья. «Горе от ума» представляет любовный сюжет. Чацкий влюблен и ждет от девушки взаимности. Далее любовная линия переплетается с общественной.
Чацкий и Фамусов воплотили в себе два противоположных лагеря в обществе. Конфликт Александра Андреича с минувшим веком становится неизбежным, как только Чацкий переступает порог дома Фамусова. Он со своими честными взглядами и идеями наталкивается на порочность, затхлость и раболепство.
Речь героев и говорящие фамилии
Если говорить о речи персонажей комедии, она довольно ярко характеризует их особенности. Например, Скалозуб часто употребляет военный лексикон, что говорит о его профессии. Хлестова же использует богатую, насыщенную лексику. Главный герой Чацкий виртуозно владеет русской речью, чего стоят только его монологи, исполненные такой живости и красоты («А судьи кто?»). Чацкий не только влюбленный юноша, он в первую очередь ярый обличитель пороков фамусовского общества. Только словами и ничем больше клеймит правдолюб Чацкий окружающих. Многие фразы, вложенные в уста главного героя, стали крылатыми. Речь Чацкого, с одной стороны, близкая языку Радищева, с другой — была очень своеобразной. А.С. Грибоедов принципиально отказался в комедии в монологах главного персонажа от книжной речи и иностранных слов.
Фамилии персонажей можно смело назвать говорящими. Молчалин в комедии «Горе от ума» (от слова «молчать») – немногословный, тихий молодой человек. Этот список можно дополнить такими фамилиями, как Тугоуховский, Репетилов, Скалозуб.
Скалозуб
Главной задачей комедии считал писатель обрисовать образы фамусовского общества. В произведении нет лишних персонажей. Все образы важны для характеристики как главных персонажей, так и всего их окружения.
Скалозуб – грубый мужлан с характерными манерами и внешностью. В речи проявляется невежество, глупость и духовное обнищание этого человека. Этот типичный представитель фамусовского общества выступает против наук и образования как такового. Естественно, Сергей Сергеич Скалозуб является желанным гостем семьи Фамусова и ему подобных. Кроме того, именно в образе Скалозуба Грибоедов показывает тип карьериста, не гнушающегося никакими средствами при продвижении по карьерной лестнице.
Князь и княгиня Тугоуховские, Хлестова
В сатирическом ключе показаны Тугоуховские. Князь Тугоуховский — типичный подкаблучник своей жены. Он практически ничего не слышит и только беспрекословно подчиняется княгине. Князь представляет собой Фамусова в будущем. Его жена — обычная представительница окружающего общества: глупа, невежественна, отрицательно относится к образованию. К тому же оба сплетники, так как первыми разносят слухи о том, что Чацкий сошел с ума. Не зря критики подразделили всех второстепенных персонажей на три группы: Фамусов, кандидат в Фамусовы, Фамусов-неудачник.
Хлестова представлена неглупой барыней, однако и она подвержена общему мнению. По ее мнению, честность, интеллект человека напрямую зависят от социального статуса и богатства.
Репетилов и Загорецкий
Репетилов и есть тип Фамусова-неудачника в комедии «Горе от ума». Персонаж, не имеющий совершенно никаких положительных черт. Он достаточно глуп, безалаберен, любит выпить. Он – поверхностный философ, некая пародия на линию Чацкого. Из Репетилова автор сделал пародийного двойника главного персонажа. Он тоже пропагандирует общественные идеи, но это лишь следование моде и больше ничего.
Еще один Фамусов-неудачник – это Загорецкий А.А. В характеристиках, данных ему остальными героями, можно несколько раз увидеть слова-синонимы к термину «мошенник». Например, Горич говорит: «Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий». Однако все его мошенничество и вранье остается в пределах окружающего быта, в остальном же он вполне законопослушный гражданин. В Загорецком даже больше от Молчалина, нежели от Фамусова. Он нужен всем, несмотря на то, что сплетник и лгун. Не только подхватывает слух о сумасшествии Чацкого, но еще и дополняет его своими фантазиями.
Горич
Персонаж, к которому Грибоедов проявил чуточку сочувствия – это Горич. «Горе от ума» выводит на сцену друга Чацкого, прибывшего на бал к Фамусову вместе с женой. Он добрый человек, трезво оценивающий окружающую действительность. Он не включен автором ни в одну группу. Друг и соратник Чацкого раньше, теперь, услышав о его «болезни», не верит этому. Но и он не лишен недостатков. Имея мягкий характер, после женитьбы Горич стал подкаблучником жены и забыл свои убеждения. Его образ – образ мужа-слуги.
Другими словами, в комедии «Горе от ума» персонаж этот и еще ряд других олицетворяют век «минувший» с его правилами, идеалами и привычками. Все это ограниченные в своем развитии индивиды, которые категорически против всего нового, а самое главное, против открытой правды.
Отличие комедии от литературы 18 века
Огромное и принципиальное отличие комедии Грибоедова от произведений 18 века состоит в том, что в ней практически все герои – не просто положительные или отрицательные типы, они показаны многосторонне. В «Горе от ума» персонаж Фамусов обрисован не только как человек, который находится в духовном застое; Фамусов – хороший отец своего семейства, настоящий барин. Чацкий – очень пылкий и чувствительный, в то же время остроумный и интеллигентный.
Чацкий в комедии «Горе от ума» уезжает, разочаровавшись в предмете своей любви. На вопрос о том, кто он — победитель или побежденный, можно ответить так: Чацкий был сломлен количеством старой силы, но победил минувший век качеством силы новой.
Так проявляется социальная типизация персонажей. Если здесь автор отходит от классицизма, то в любовной интриге, наоборот, старается соблюсти законы именно этого направления. Есть героиня и два любовника, ничего не подозревающий отец и горничная, покрывающая свою хозяйку. Но в остальном сходства с классицистической комедией нет. На роль первого любовника не подходят ни Чацкий, ни Молчалин. В комедии «Горе от ума» героев-любовников из классицизма нет: первый — проигрывает, второй — не является положительным во всех отношениях героем.
Не может называться идеальной героиней и Софья. «Горе от ума» представляет нашему вниманию неглупую, но влюбленную в никчемного Молчалина девушку. Он ей удобен. Он – тот, кем можно будет всю жизнь помыкать. Она не желает слушать Чацкого и является первой, кто распустил слух о его сумасшествии.
Лиза в большей степени резонер, нежели субретка. Помимо всего прочего, в комедии прослеживается вторая, комическая любовная линия и третья, связанные с отношениями между Лизой, Молчалиным, Петрушей и Фамусовым.
Внесценические персонажи
Кроме главных и второстепенных персонажей, умелой рукой писателя в произведение были введены внесценические персонажи. Они нужны для того, чтобы увеличить масштабы конфликта двух веков. Эти персонажи воплощают как век минувший, так и нынешний.
Вспомнить хотя бы камергера Кузьму Петровича, который и сам богат, и на богатой был женат. Это Татьяна Юрьевна и Прасковья, недалекие иностранцы, приехавшие в Россию на заработки. Эти образы и еще ряд других подводят читателя к мысли о широкомасштабности конфликта, представленного ярко в пьесе «Горе от ума». Персонаж, который показывает читателю, что Чацкий не один, за ним есть те, кто будет продвигать солидарные ему идеи, тоже представлен, и не одним образом, а несколькими. Например, в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба из деревни, родственник княгини Тугоуховской.
Основная задача, которую выполнял писатель, изображая героев пьесы, показать их взгляды на общество, а не раскрыть их психологические особенности. Грибоедов в первую очередь писатель-просветитель, поэтому в каждом образе ярко вычерчивает те или иные нравственные качества или их отсутствие. Он типизирует черты и качества характера и тут же их индивидуализирует.
Чацкий перегнал свой век во всем. Именно поэтому он стал образцом искренности и благородства, а Фамусов и Скалозуб — символом пошлости и застоя. Так, на примере 20 лиц писатель отразил судьбу целого поколения. Взгляды Чацкого – это взгляды всего передового движения будущих декабристов. Чацкий и Фамусов – представители двух поколений, двух веков: века просвещенного и века отжившего.
fb.ru
| / Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия “Горе от ума” — величайшее произведение русской литературы. В ней поставлены чрезвычайно важные вопросы эпохи, наступившей после войны 1812 года, — времени зарождения и развертывания декабристского движения в стране.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Система персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | Смотрите также по произведению «Горе от ума»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Главные и второстепенные герои комедии Горе от ума (персонажи, действующие лица)
Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев в лице Скалозуба, Репетилова, Лизы, Загорецкого, госпожи Хлестовой, слуги Петрушки, а также внесценических персонажей, не появляющихся в комедии, а лишь упоминающихся в диалогах героев, но играющих немаловажную роль в понимании смысловой нагрузки пьесы.
Основным действующим лицом комедии является Александр Чацкий, представленный писателем в образе образованного молодого дворянина, отличающегося остротой ума, высокими помыслами и благородной душой. Молодой человек придерживается прогрессивных свободолюбивых взглядов, настроенный патриотично, и выступает в комедии в качестве положительного героя. Чацкий испытывает любовное чувство к дочери другого главного персонажа, Фамусова, однако, понимая, что девушку не трогает его любовь, она нежно относится к иному мужчине, Чацкий оставляет надежды на семейное благополучие с Софьей.
Фамусов является противоположным Чацкому ключевым героем комедии, придерживающимся традиционных принципов жизни, отличающийся раболепством и чинопочитанием. Главной заботой богатого помещика представляется сохранение положительного общественного мнения о собственной персоне и своей семье.
Дочь представителя века минувшего Софья Павловна Фамусова описывается в образе воспитанной, образованной девушки, обладающей силой воли и решительностью, однако неспособной понять и оценить искреннюю любовь Чацкого.
Одним из отрицательных героев пьесы представляет писателем Алексей Степанович Молчалин, являющийся холодным лицемером, беспринципным, расчетливым, глупым молодым человеком, мечтающим оказаться в высшем обществе. Именно поэтому он и пытается завязать отношения с Софьей Молчалиной, хотя на самом деле испытывает страсть к служанке Лизе.
Лиза является одним из ярких второстепенных героев пьесы, изображенная в качестве веселой, игривой девушки, помогающей Софье в любовной интрижке с Молчалиным, оказывающая знаки внимания буфетчику Петрушке.
Любовная сюжетная линия произведения дополняется еще одним второстепенным героем в образе обеспеченного полковника Скалозуба, которого Фамусов желает видеть в женихах своей дочери, отличающегося отсутствием ума, невероятной глупостью и фанатичной любовью к воинской службе, мечтая достичь генеральского чина.
Особое место среди второстепенных персонажей занимают образу Репетилова и Загорецкого, появляющихся в пьесе во время званого бала. Данные персонажи акцентируют авторское отношение к либеральным болтунам, выражающим вольнодумные мысли, при этом ничего в них не понимая. В образах Репетилова и Загорецкого писателем сатирически изображается современное столичное общество.
Для более точного и яркого понимания авторского замысла в произведении используются внесценические герои, помогающие дать полную характеристику фамусовскому обществу. Среди них выделяется дядя Фамусова Максим Петрович, о котором с великим почтением вспоминает племянник, а также многочисленные чиновники и вельможи в виде Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, княгини Марьи Алексеевны. Для лучшей оценки образа Чацкого писатель вводит в пьесу героев, близким ему по мировоззрению, в образах князя Федора, увлекающегося химией и ботаникой, а также двоюродного брата Скалозуба.
Отличительной особенностью комедии является отказ автора от разделения действующих лиц на отрицательных и положительных, наделяя и тех, и других как хорошими, так и негативными характерными качествами.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные и второстепенные герои комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
sochinimka.ru
Главные действующие лица в пьесе «Горя от ума». Современная литература
Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую сторону действительности — брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя. Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время — и теневых и светлых ее сторон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи — ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология. Фамусовщина — это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни.
Здесь пуще всего боятся молвы («грех — не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете». И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он — настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех.
Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, — о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно- политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее, нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.
Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда — и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.
«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.
Грибоедов не отступил в «Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в основу произведения конфликта, из столкновения страстей, мнений, характеров.
В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом — не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря — в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани. С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного реализма — проблему типичности.
Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе.
Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца — в типических обстоятельствах его исторического времени.
Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.
Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно- политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.
www.school-essays.info
Сочинение Фамусов и другие… / Горе от ума
Готовые Домашние ЗаданияГрибоедов был автором нескольких произведений, но только одна комедия “Горе от ума” принесла ему знаменитость. Эта пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав несправедливость положения русского народа, начали объединяться в тайные революционные организации. Эти люди понимали, что русский народ, победивший в войне 1812 года, не заслуживает такого жалкого существования. Назревает конфликт между прогрессивным дворянством и помещиками-крепостниками, борьба “века нынешнего” с “веком минувшим”. И комедия Грибоедова имеет такое большое значение потому, что она была написана именно в это время и отражает глобальные проблемы современности.
На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Пьеса имеет любовную линию и общественно-политическую, и эти две линии сложно переплетаются между собой, развивал идейный замысел. Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер, так как главный герой, Чацкий, приезжает в Москву из-за своей любимой девушки, Софьи. В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплен красотой Софьи, что даже не замечает ее холодности и отчуждения. Чацкий весело беседует с Софьей, рисует меткие язвительные карикатуры на их общих знакомых, большинство из которых приходятся родственниками Софьи. Девушка с трудом скрывает свое раздражение. Но когда Чацкий, перебрав всех общих знакомых, случайно заводит разговор о Молчали-не и нелестно отзывается о нем, Софья не выдерживает и бросает в сторону: “Не человек, змея!” Это была последняя капля, переполнившая чашу терпения девушки. Заметив же холодность Софьи, раздосадованный Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья. Он вступает в беседу с Фамусовым, во время которой между ними возникает спор на идеологической основе. Собственно здесь и происходит завязка общественно-политического конфликта. Чацкий, передовой человек того времени, стоит на позиции прогрессивного дворянства. Его идеалы отличны от идеалов фамусовского общества, где царят низкопоклонство, косность, ложь и лицемерие, где о человеке судят не по его достоинствам, а по его богатству и чину. Чацкому же все это чуждо, для него главное в жизни — приносить пользу России, служить родине. Идеалом же фамусовского общества является Максим Петрович, который низкопоклонством и лестью добился степеней известных и ради этого мог “отважно жертвовать замыслом”. Этим же идеалам следует и Молчалин, который поставил себе целью добиться повышения в чине и ради этого идет на подлость, притворяясь влюбленным в Софью. Чацкий же эти идеалы не приемлет, на этой почве и возникает общественно-политический конфликт. Одновременно Чацкий продолжает выяснять, кому же отдала сердце Софья. Здесь есть два претендента: Скалозуб либо Молчалин. Но Чацкий даже не может допустить мысли о том, что Софья любит Молчалина. Чацкий считает этого человека ничтожным и низким. Да и каким еще можно считать человека, который в жизни следует завещанию своего отца — “угождать всем людям без изъяна”? Но после того как Софья упала в обморок, увидев, как Молчалин упал с лошади, Чацкий начинает понимать, что избранником Софьи является Молчалин. Но он не хочет этому верить, он не может понять, как Софья, та девочка, с которой они вместе росли и имели много общего, может теперь любить Молчалина. Ведь Софья изначально была наделена хорошими качествами, любила читать и была достаточно образованна и умна, но, живя в этом жутком обществе, она постепенно нравственно деградировала, обществу подавило в ней все хорошее, что в ней было. Чацкий не может узнать свою Софью, с которой они раньше много беседовали и которая понимала его. Теперь Чацкому даже не о чем говорить с Софьей, но все же он ее любит. Софья деградировала до такой степени, что теперь то, что привлекает ее в Молчалине, отталкивает ее от Чацкого. Молчалин скромен, покладист, вежлив и старшим не перечит, а Чацкий вспыльчив, дерзок, открыто высказывает свое мнение. Решив отомстить Чацкому за нелестные отзывы о Молчалине, Софья распускает слух о его сумасшествии, господа же Г. Д. и Г. Н. моментально подхватывают эту сплетню, и вот уже вся гостиная говорит о сумасшествии Чацкого. Все гости с удовольствием верят этой клевете. Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума, образованности. “Ученье, вот чума, ученость, вот причина”, — восклицает Фамусов. Они не могут простить ему его передовых взглядов. В своем монологе о французике из Бордо Чацкий выступает против засилья иностранщины, против того поверхностного образования, которое давали иностранные учителя детям. И дети не получали глубокого русского образования, им не прививали любовь к России, к русской культуре. В монологе же “А судьи кто?” Чацкий высмеивает низкопоклонство и лицемерие, а также выступает против крепостничества и обличает бесчеловечное отношение помещиков к своим крестьянам. И этот положительно умный и честный человек вынужден нести “мильон терзаний”, и эти терзания удваиваются в связи с поражением Чацкого в любви. Зачинщицей его травли является его любимая девушка, которой он верил. Любовная линия пьесы разрешается сценой за колонной, случайным свидетелем которой стала Софья. Здесь Молчалин признается в любви Лизоньке и раскрывает ей свой коварный план. Софья обманута, ей достался свой “мильон терзаний”, тем более что невольным свидетелем этой сцены также был и Чацкий. Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная линия заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая — его отъездом из Москвы: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. Чацкий уезжает из Москвы. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”, — скажет о нем Белинский. Неудивительно, если Чацкий окажется в 1825 году на Сенатской площади, такое тоже можно предположить.
Сочинения по теме:
1soch.ru