Содержание

Прощание с Матёрой — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Прощание с Матёрой» — повесть Валентина Распутинa, издана в 1976 году.

Сюжет

Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноименном острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи — Андрей, или её соседка — Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек», дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Центральные персонажи книги

  • Дарья Пинигина
  • Андрей Пинигин
  • Богодул
  • Воронцов
  • Егор Карпов
  • Катерина
  • Колька
  • Листвень
  • Матера
  • Настасья Карпова
  • Павел Пинигин
  • Петруха
  • Сима
  • Соня Пинигина
  • Хозяин острова

Экранизации и использование повести как литературной основы

Инсценировки

Напишите отзыв о статье «Прощание с Матёрой»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Прощание с Матёрой

– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А?
Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.
– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали.
– Что? – сказал командир.
В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади.
Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.
К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.
– Наделали дела! – проговорил он. – Вот я вам говорил же, Михайло Митрич, что на походе, так в шинелях, – обратился он с упреком к батальонному командиру. – Ах, мой Бог! – прибавил он и решительно выступил вперед. – Господа ротные командиры! – крикнул он голосом, привычным к команде. – Фельдфебелей!… Скоро ли пожалуют? – обратился он к приехавшему адъютанту с выражением почтительной учтивости, видимо относившейся к лицу, про которое он говорил.
– Через час, я думаю.
– Успеем переодеть?
– Не знаю, генерал…
Полковой командир, сам подойдя к рядам, распорядился переодеванием опять в шинели. Ротные командиры разбежались по ротам, фельдфебели засуетились (шинели были не совсем исправны) и в то же мгновение заколыхались, растянулись и говором загудели прежде правильные, молчаливые четвероугольники. Со всех сторон отбегали и подбегали солдаты, подкидывали сзади плечом, через голову перетаскивали ранцы, снимали шинели и, высоко поднимая руки, натягивали их в рукава.
Через полчаса всё опять пришло в прежний порядок, только четвероугольники сделались серыми из черных. Полковой командир, опять подрагивающею походкой, вышел вперед полка и издалека оглядел его.

wiki-org.ru

Остров — деревня на Ангаре | ИРКИПЕДИЯ

До возведения каскада гидроэлектростанций на Ангаре насчитывалось, по сведениям из разных источников, 430-450 больших и малых островов, многие из которых были обитаемы. На участках суши, окруженных со всех сторон водой, располагались целые деревни, жителей которых не пугали ни наводнения, ни оп​ределенная оторванность от Большой земли. С введением в строй ГЭС русло некогда стремительной Ангары стало походить скорее на цепочку водохранилищ, которые навсегда скрыли сотни островов. Лишь немногие из участков суши, расположенные преимущественно в низовьях реки, сохранились, например Бурнин. Этот остров длиной 15, шириной 6 километров находится недалеко от Братска. Его площадь позволяла без притеснений сосуществовать двум деревням. Их угодья располагались на двух соседних островах — Гладком и Зуй. На Гладком располагались сенокосы. Остров Зуй был богат древесиной, сам Бурнин славился пашнями. Деревня прекратила свое существование в 1965 году. Подобная участь постигла десятки населенных пунктов. Селение, о котором пойдет речь в нашем материале, так и называлось — Остров.

Возвращение в детство

Несколько лет назад в деревню Малышовку, находящуюся в Усть-Удинском районе, один за другим прибыли три легковых автомобиля из Иркутска. Машины неспешно проследовали по центральной улице поселка и на его окраине свернули к берегу Ангары. Погода в тот день стояла прекрасная, и людям, утомившимся после долгого пути, естественно, хотелось подвигаться и подышать свежим воздухом. Группу приезжих возглавлял Владимир Ильич Преловский.

Цель необычной экспедиции от Иркутска до распадка в семи километрах от Малышовки была вполне определенной: Владимиру Ильичу захотелось посетить малую родину и показать своим близким все, что от нее осталось. Осталось немного: кусты черемухи, березы, поля земляники да воспоминания об Острове, оставшемся на дне Ангары.

— Примерно там находился Остров, — говорил Владимир Ильич, обращаясь к детям и внукам и условно обозначая расположение своей малой родины на глади водохранилища. — Тогда от Острова до берега было метров сто. Я даже мальчишкой запросто переплывал. Взрослые на лодках возили необходимые грузы, ходили за ягодой. Оттуда наши корни — с Острова.

Сегодня Владимир Ильич Преловский — председатель совета ветеранов войны и труда Правобережного округа города Иркутска. Когда он отмечал 70-летний юбилей, то неоднократно вспоминал свое далекое детство.

— Я родился в крестьянской семье, которая по тем временам, не говоря уже о нынешних, считалась многодетной: я был девятым ребенком. Мы жили на одном из ангарских островов, относящихся к Балаганскому району. Не исключено, что горькая судьба именно нашего Острова легла позднее в основу получившей мировую известность повести русского писателя Валентина Распутина «Прощание с Матерой».

Бурятский родоначальник

Среди многочисленных ангарских островов тот, на котором располагалась одноименная деревня, считался одним из самых больших — его площадь составляла более 35 квадратных километров. Он располагался между деревней Малышовкой и старым Балаганском. По острову текли две речушки, шумел лес, водились дикие звери. В сельскохозяйственном отношении это был настоящий рай. До поздней осени огородники могли не беспокоиться за свои культуры: поднимавшийся от реки пар не позволял ранним заморозкам тронуть огурцы и помидоры.

Первыми на Острове поселились буряты. Произошло это в незапамятные времена. Они освоили половину территории, по большей части его степную часть. Здесь было разбито три поселения. Скотоводы умудрялись вести кочевой образ жизни даже на ограниченном пространстве. Самое крупное из сел, Хадахан, перед затоплением переместилось на другое место, где существует и поныне. Два других — Эмкей и Бурунтай — хоть и представляли собой крупные стойбища, но не сумели перебраться на материк. Островные буряты жили не бедно, держали большие отары овец и стада крупнорогатого скота. Женщины сплошь носили серебряные и золотые украшения, что свидетельствовало о достатке в их семьях. Примерно в 1760 году богатый скотовод Халматов взял себе в жены русскую девушку Евдокию. Их сын Иван получил фамилию по матери — Преловский, и отчество… Иванович. Кто являлся инициатором этого — неизвестно. Иван был крещен, считался полностью обрусевшим, или, как тогда говорили, ясашным. От этого Ивана и пошел род Преловских, которых, по подсчетам одного из современных исследователей, сейчас насчитывается более четыречсот.

Особый уклад

Русские землепашцы осваивали верхнюю часть острова. Выкорчевав участок леса, основали деревню Остров. От правого берега Ангары мини-государство отделяла протока, а от левого — основное русло, по которому ходили пароходы. В Малышовку можно было добраться на лодке, а в более отдаленный Балаганск приходилось снаряжаться по-особому. Лодку грузили на подводу, доезжали до берега, который звался матерой, и затем переправлялись на Большую землю. Когда же пустили паромную переправу, эта процедура во многом упростилась.

Жизнь в деревеньке Остров текла наособицу: отрезанные от остальных водной преградой, островитяне без надобности особенно и не стремились на чужую сторону. Только детей отправляли в Малышовку на учебу. Жили при лучинах, по праздникам при керосиновых лампах. Носили одежду из полотна. Питались тем, что добывали в лесу, на реке; значительным подспорьем являлось собственное хозяйство. По праздникам гуляли только деревенской компанией, пили чистейший как слеза самогон. Ездили погостить в Хадахан и радушно принимали гостей из бурятских улусов.

Знаменитые калачи

Полный георгиевский кавалер Илья Преловский вернулся в родную деревню в 1919 году. Позади остались окопы Первой мировой. На Острове его ждали жена Мария с детьми, земля, дом, хозяйство. Пришлось вновь привыкать к мирному труду. Илья стал людей призывать объединиться, чтобы легче было хозяйство вести или, в случае надобности, обороняться. Время было тревожное: по уезду рыскали белые банды, по ночам свистели пули.

Среди односельчан Илья пользовался большим авторитетом. Фронтовику верили, на него надеялись, с ним связывали будущее деревни. Поверила кавалеру и новая советская власть: Преловского назначили председателем колхоза «Остров».

Числилось в том колхозе чуть более 30 дворов. Выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо, коноплю. Из конопли давили масло, вили веревки, ткали полотно. Никакой механизации на острове не существовало, потому что трактору или комбайну здесь просто негде было развернуться. Пахотный клин колхоза состоял из небольших разрозненных участков, которые обрабатывали дедовским способом. Основная тягловая сила — лошади. Тем не менее в хорошие годы островитяне собирали по 30—35 центнеров пшеницы с гектара. Председатель старался вовсю, помимо основных обязанностей занимался селекцией, хотел вывести стойкий сорт пшеницы — и добился своего.

До и после войны деревенька Остров славилась на всю округу своими калачами. Хлеб выпекали из муки хорошей островской пшеницы. У нее была высокая клейковина, и когда калачи ставили в русскую печку, то при выпечке у них сбоку образовывался небольшой выступ. Местные его называли почему-то титькой.

За особую форму хлеба над островитянами слегка подсмеивались жители деревень на Большой земле. Но товар раскупали охотно. Стоило хлебопекам появиться на базаре в Балаганске, как за калачами выстраивалась очередь. Островской калач приравнивался к гостинцу, его вкушали и нахваливали.

Взрослые и дети

Калачи пекли больше по праздникам, а обыденная жизнь колхозника — это нелегкая работа от зари и до зари. Нужно было сдавать бестиям-уполномоченным из райцентра налог на мясо, яйца, молоко, птицу, шкуры, сено и солому или натурой, или деньгами. В конце года рассчитавшись с государством, крестьянин оставался почти ни с чем. Приходилось жить за счет огородов, рыбалки на Ангаре и потаенных посевов.

 Жизнь заставляла председателя колхоза «Остров» Преловского обманывать государство. Пашни у колхоза были маленькие, в среднем по два-три гектара. Чтобы выкроить на пропитание односельчанам, Илья Преловский в своих отчетах указывал какую-нибудь пашню как пары. А на самом деле площадь тайно засевали, собирая неучтенную пшеницу. Собранное зерно делили на 30 дворов. Не дай Бог, если бы кто-нибудь из местного начальства доложил наверх по инстанциям о проделках председателя колхоза — судили бы и председателя, и местное начальство. Поэтому-то и молчали.

Как ни трудна жизнь, а крестьянину было где на Острове раскрепоститься душой. Его окружала почти не тронутая цивилизацией природа. Тайга и река кормили, поили и утешали. А что уж говорить о деревенских ребятишках — в проблемы взрослых они еще не вникали, жили в своем, особом мире. В нескольких десятках метров от деревеньки находился небольшой островок, на котором обитали тысячи птиц. Из промысловых дикие гуси гнездились, высиживая яйца. А когда во время весенне-осенних перелетов садились лебеди, то острова и река становились белее снега. Прилетали журавли и цапли. На Острове раздавались трели двух видов соловьев. С первыми весенними проталинами ребятня начинала играть в лапту. С мая и до поздней осени бегали босиком. Копали саранки и солодковый корень, который казался слаще сахара. Жевали свежие тальниковые прутики, по вкусу напоминающие огурец.

Рисковое занятие островской детворы — разорять вороньи гнезда. Чтобы показать свою ловкость и силу перед сверстниками, пацаненок должен был забраться на сосну (шиком считалось, если дерево было без нижних веток), достать из гнезда вороньи яйца, положить их в рот и, обдирая живот о кору, спуститься на землю. Еще соревновались, кто нырнет с лодки в Ангару и достанет со дна больше всех белых камней. Рекорд равнялся 12 камням за одно подводное погружение длительностью более минуты.

Ничто не исчезает бесследно

Девятерых детей народили и вывели в люди председатель колхоза «Остров» Илья Лаврентьевич и жена его, Мария Григорьевна. Всякое в жизни их долгой бывало, но первая забота всегда о детях. Воспитывали их в строгости, хотя ни разу и пальцем не тронули. При этом старших слушали беспрекословно. Илья Лаврентьевич не позволял детворе толкаться просто так, они всегда были заняты делом, сызмальства приобщались к крестьянскому труду и выполняли разные виды работ — пахали, боронили, косили траву, перевозили копны сена. Мама, Мария Григорьевна, была женщина добрая, при этом на все смотрела глазами мужа, всегда и во всем с ним соглашалась.

По-разному сложилась судьба братьев и сестер Владимира Ильича Преловского: Пелагеи, Марии, Анны, Ольги, Матрены, Павла, Григория и Георгия. Все они родились на Острове, а когда повзрослели, разъехались по стране.

Старшая сестра, Пелагея, еще до войны вышла замуж. В 1942 году получила похоронку на мужа и одна воспитывала двоих детей. Похоронена на кладбище в Балаганске, рядом с могилами отца и матери. Вторая сестра, Мария, 50 лет проработала преподавателем, жила в Москве. Сестра Анна — участница Великой Отечественной войны, проходила службу на Восточном фронте ветеринарным фельдшером. Сестра Ольга живет в Иркутске. Младшая сестра, Матрена, трудилась на АНХК и до сих пор живет в Ангарске. Григорий окончил горный техникум в Черемхово и уехал на Сахалин, работал в шахте. После закрытия шахты переехал в город Орехово-Зуево, где и провел последние годы своей жизни. Георгий работал в ангарском тресте «Востоксибэнергоремонт».

В 1943 году ушел на фронт старший брат Павел. Воевал хорошо, а похоронка пришла в мирное время. Он погиб в 1958 году в бою с бандеровцами под городом Ровно в Западной Украине. Слегла тогда от горя Мария, а Илья Лаврентьевич собрался в дальнюю дорогу. Надел китель с четырьмя Георгиевскими крестами, старую фуражку и поехал. С воинскими почестями хоронили Павла, среди крестов католического кладбища высоко поднялся белый обелиск с красной звездочкой… Самый младший в семье, Владимир Ильич Преловский, в 1955 году окончил Малышевскую среднюю школу, а затем — Ангарский строительный техникум и Новосибирский институт экономики и права. Работал на всесоюзной комсомольской стройке по возведению корпусов алюминиевого завода в Шелехове. Прошел все ступени руководителя-строителя: мастер, прораб, старший прораб, главный инженер управления и в 29 лет — главный инженер треста совхозов.

В 1970 году на съезде кооператоров его избрали заместителем председателя правления Иркутского облпотребсоюза. Проработал он в этой должности 28 лет (избирался семь раз), до 1998 года. Потом четыре года работал директором комбината кооперативной промышленности. Около трех лет был председателем ветеранской организации облпотребсоюза. В 2008 году Владимир Ильич был избран председателем ветеранского совета Правобережного округа города Иркутска.

P. S.

Давно нет родной деревеньки на Ангаре. Простилась с ней семья Преловских, когда зашумело Братское море. Все ушло на дно. Но однажды, как рассказывает Владимир Ильич, на водохранилище уровень воды упал до минимума, и он увидел, как выступил на ее поверхности небольшой клочок суши с двумя голыми соснами. Это был его Остров.

 Длина Ангары составляет 1853 километра. До строительства каскада гидроэлектростанций максимальная ширина реки составляла около километра, максимальная глубина — 6 метров. После завершения строительства ГЭС река превратилась практически в цепочку водохранилищ, самое большое из которых Братское, его протяженность свыше 500 километров.

Называя острова, на которых жили, люди нередко исходили из внешних признаков территории. Так появились Круглый остров, Корабль-остров, Горелый, Еловый остров. Иногда сказывалось наличие птиц или животных, встречавшихся на кусочках суши. Отсюда — Лосенок-остров, Лисий, Лебяжий, Тайменский, Конский острова.

Фотографии из архива Владимира Ильича Преловского

irkipedia.ru

краткое содержание. «Прощание с Матерой» Распутина В.: особенности, анализ и характеристики :: SYL.ru

Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина позволяет узнать особенности этого произведения советского писателя. По праву оно считается одним из лучших, что удалось создать Распутину за свою карьеру. Книга впервые была издана в 1976 году.

Сюжет повести

Краткое содержания «Прощания с Матерой» Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.

Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.

Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.

Главная героиня

Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина знакомит читателей с главной героиней по имени Дарья Пинигина. Несмотря на то, что избу через несколько дней собираются сносить, она ее белит. Отказывается от предложения сына перевезти ее в город.

Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.

В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.

Завязка повести

Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина начнем с описания величественной реки Ангары, на которой стоит деревня Матера. Буквально на ее глазах прошла немалая часть российской истории. Казаки поднимались вверх по реке, чтобы ставить острог в Иркутске, постоянно на острове-деревне останавливались торговые люди, сновавшие туда и обратно с товаром.

Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге. На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.

На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.

Особая гордость деревни — собственная церковь, которая стоит на высоком берегу. В советское время ее приспособили под склад. Также есть своя мельница и даже мини-аэропорт. Два раза в неделю «кукурузник» садится на старом пастбище и отвозит жителей в город.

Плотина для ГЭС

Кардинальным образом все меняется, когда власти принимают решение строить плотину для Братской ГЭС. Электростанция важнее всего, а значит, несколько окрестных деревень будут затоплены. Первая на очереди — Матера.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.

Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу. Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин «Прощание с Матерой». Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.

Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.

Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.

Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.

Деревня погибает

Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.

При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.

Дарья прощается с избой

У Распутина в «Прощании с Матерой», читать краткое содержание вы можете в этой статье, старожилы прощаются со своими домами по-особому.

Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.

Распутин в произведении «Прощание с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывает страдания ее соседки Настасьи, которая не может взять с собой кошку. Животных не разрешают брать с собой на лодку. Поэтому она просит Дарью подкормить ее, не задумываясь, что и сама Дарья уезжает всего через несколько дней. Причем насовсем.

Для жителей Матеры все вещи, домашние животные, с которыми они провели столько лет бок о бок, становятся будто живыми. В них отражается вся жизнь, проведенная на этом острове. А когда приходится окончательно уехать, то нужно обязательно тщательно прибраться, как убирают и прихорашивают покойника, перед тем, как отправить на тот свет.

Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.

Санитарная бригада

Подробно у Валентина Распутина в «Прощании с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.

Дарья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.

Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.

Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.

Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.

Развязка повести

На последних страницах повести сын Дарьи Павел признает свою неправоту. Краткое содержание рассказа Распутина «Прощание с Матерой» нельзя заканчивать без того, что конец произведения заостряет внимание на монологе этого героя.

Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду. Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.

Самое простое — не задаваться этими вопросами, а плыть по течению, как можно реже задумываясь, почему все так происходит и как устроен окружающий мир. Но ведь как раз желание докапываться до истины, выяснять, почему так, а не иначе, и отличает человека от животного, — заключает Павел.

Прототипы Матеры

Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.

Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.

www.syl.ru

Деревня Матера истоки человеческой жизни

В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие «матера». Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа. Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последнюю правду, потому что «истинный человек, – как пишет Распутин, – высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните».

А в повести не один человек, здесь целая жизнь деревни и ее жителей. Она оборвалась бы неслышно, если бы не памятливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина. Такие, как она, в каждом селе объединяют строгих и справедливых, под защиту которых «стягиваются слабые и страдательные». Пинигина из «ранешных» людей, которые «совесть сильно различали» и считали, что «жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай. Одну бы только Матеру?!».

Другая жительница деревеньки – Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете – это лишить его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!».

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать. Ее принес Бого-дул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры. Живет он на острове, одному богу известно сколько лет. Выйдя к сидящим за самоваром старухам, он сказал: «Мертвых грабют». Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда добрались старики до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградни и, кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек». Ее поддерживает вся деревня.

Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. -Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», – писал еще Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья. Об этом, подхватывая ее правду, не устает говорить автор. Всей уходящей деревенской жизнью Распутин напоминает нам, что мы – только звено в цепи существования Вселенского мира.

Размышляя об этом, автор показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память – это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая. А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. Что ему придется ответить когда-нибудь своим предкам? Об этом думает Дарья. Она переживает за своего внука и жалеет его.

Еще хуже с совестью у таких, как Петруха. Он поджег собственный дом, для того чтобы получить денежную компенсацию. Его устраивает то, что за разрушения платят деньги.

Новый поселок, куда должны перебраться сельчане, сработан красиво: домик к домику. Но поставлен он как-то несуразно, не полюдски. Наверное, и прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.

Да, Дарья видит, что уход деревни неизбежен. Но старуху тревожит, как легко прощаются с Матерой люди, как бесцеремонны с могилами, за которыми вековая жизнь и память. Академик Дмитрий Лихачев писал на полях «Прощания»: «Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим».

Все оставшиеся до затопления дни Дарья собирает историю Матеры. Старуха торопится обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по-человечески, не уронив себя. Дарья хочет, чтобы весь опыт Матеры остался в памяти: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Знает это и Распутин, потому он показывает, что деревня Матера – это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.

tvory.br.com.ua

Характеристика героя Матера (Прощание с Матерой Распутин В.) :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Характеристики героев / Распутин В. / Прощание с Матерой / Матера

    Матера – остров и деревня. Название означает «мать», «материнская земля». Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т.д. В повести показаны те времена, когда деревня «повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода». Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на «большую землю», в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: «…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке». В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли «вписаться » в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.



/ Характеристики героев / Распутин В. / Прощание с Матерой / Матера


Смотрите также по произведению «Прощание с Матерой»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Матера, Италия: древний пещерный город

В одном из наиболее самобытных регионов Италии, в солнечной Базиликате, находится маленький городок, привлекающий внимание своей необычной историей и уникальной архитектоникой. Древний город Матера, выскобленный в скале, является центром одноименной провинции и с 1993 года находится под защитой ЮНЕСКО, став первым культурно-археологическим памятником южной Италии, внесенным в Список Всемирного Наследия.
Трудно себе представить, но еще несколько десятилетий назад пещеры Матеры были обитаемы! Сегодня же, это место представляет собой уникальнейший экземпляр городской экосистемы, редчайший архитектурно-ландшафтный ансамбль, увековечивший своим естеством значительные моменты в истории человечества: от первобытных пещерных жилищ, высеченных в скале, до сложных городских сооружений, построенных на поверхности земли и интегрированных с природным ландшафтом. Исключительную радость доставляет тот факт, что Матера в 2019 году станет культурной столицей Европы!

Матера: история возникновения

История Матеры уходит далеко вглубь столетий. Одной из самых необычных особенностей этого города является тот факт, что территория Матеры была беспрерывно заселена с эпохи палеолита вплоть до наших дней. Считается, что этот удивительный город является одним из древнейших в мире.

В пещерах, разбросанных вдоль Матеранского ущелья, были найдены различные объекты, свидетельствующие о том, что поселение в этом месте существовало еще со времен палеолита. Согласно заключениям археологов, первые деревни в этих местах начали появляться в период неолита. От жилищ этого временного отрезка до сих пор сохранились углубления для бревен, выскобленные в скальных породах, а также цистерны для воды, хранения зерна и даже древние гробницы.

Большое влияние на развитие города произвела греческая культура. Практически с уверенностью можно сказать, что Матера представляет собой истинно греческий город. Это предположение подтверждается и изображением на его гербе быка – типичного символа Великой Греции. Другие исследователи считают, что этот бык – эмблема древнего греческого города Метапонто, жители которого были вынуждены бежать в Матеру после того, как их родной город был разрушен римлянами. Кроме этого, колоски зерна, украшающие все тот же герб Матеры, являются неотъемлемой частью античных греческих монет.

В период позднего средневековья, уже после падения Западной Римской Империи, Матера переживала сложнейшие и беспокойнейшие времена, переходя под контроль то лангобардов, то византийцев, то сарацинов, пока в 867 году не стала жертвой кровопролитной битвы Людовика II, объединившегося с лангобардами против войск сарацинов. Относительно спокойный период для Матеры начался в XI веке с приходом норманнов.

С первой половины XVI века город начал борьбу за собственную автономию. Началом этому послужили события 1514 года, когда матеранцы восстали против тиранской политики Джован Карло Трамонтано, установившего неслыханно высокие налоги для населения.

Во второй половине XVII века Матера, находясь под контролем Испании, стала главным городом Базиликаты и одновременно местом заседаний Королевского Суда. Это послужило толчком к демографическому росту и строительному буму, однако привело и к социальному упадку. Резкое увеличение населения заставило матеранцев селиться в помещениях, использовавшихся ранее в индустриальных целях, а на улицах начали процветать беспорядки.

В 1927 году Матера стала административным центром одноименной провинции. Только в 1952 году началось строительство новых жилых кварталов и матеранцы стали покидать свои пещерные жилища. На тот момент в гротах Матеры проживали порядка 15000 человек. Последние «пещерные жители» Матеры были переселены только в 70-х годах 20-го века. В 1986 году Сасси ди Матера, остававшиеся заброшенными на протяжении нескольких десятков лет, начали постепенно восстанавливать, а в 1993 году этот удивительный город был внесен в Список Всемирного Наследия.

Мать-Земля или все-таки Звездное небо

Пещерный город Матера, название которого звучит довольно мужественно и бесстрашно, настолько древний, что проследить возникновение этого названия довольно не просто. Относительно истоков его происхождения имеется много любопытных предположений, хотя и доподлинно неизвестно, как древние жители именовали данное поселение в доисторические времена.


Согласно некоторым исследователям город Матера в античности именовался Mateola, а данное название происходит от греческого Mataios olos, что обозначает «Все пустое». Данная теория весьма оправдана, учитывая тот факт, что город представляет собой, по сути, полую скалу.

Другое предположение относится к важному историческому событию периода эллинизма, когда в I веке до нашей эры данное поселение приняло беженцев из разрушенных римлянами греческих городов Метапонто (Metaponto) и Эраклея (Heraclea), названия которых и послужили образованию нового топонима Met+Hera.
Не исключено, что Матера происходит от слова Mather, то есть Madre Terra, что в переводе с итальянского означает «Мать Земля».


Помимо перечисленных гипотез, есть и более романтичная интерпретация происхождения слова Матера. Некоторые исследователи утверждают, будто название города происходит от греческого Metèoron, что в переводе означает «звездное небо». Эта версия вполне имеет право на существование. Ведь если себе представить Матеру в древние времена, когда в темное время суток у жилищ матеранцев горели осветительные лампы, город, переливающийся многочисленными огнями, издалека становился похож на настоящее звездное небо.

Город Матера – уникальный жилой комплекс

На сегодняшний день Матера является настоящим сокровищем Базиликты, исключительным и самобытным, привлекающим внимание многочисленных туристов со всего мира. Сасси ди Матера – так именуется сегодня исторический центр города – состоит из трех фракций: Сассо «Кавеозо», Сассо «Баризано» и район «Чивита», расположенный на возвышенности.

Старые кварталы Матеры представляют собой сеть узких переулков и крутых лестниц, арок и подземных галерей. Помимо пещерных жилищ бедняков, здесь можно увидеть и дворцы зажиточных горожан с балконами и широкими террасами, а также многочисленные церкви, которые, как и все остальные единицы городской архитектуры, вырыты в туфе.

Многоуровневая структура города оборудована уникальной системой водоснабжения, функционирующей за счет многочисленных цистерн, приспособленных для сбора атмосферных осадков. Даже в самый жаркий период вода в системе оставалась свежей и прохладной.

Жилища матеранцев выскоблены в туфе – уникальной горной пористой породе, являющейся легкой в обработке и в тоже время довольно прочной. Из туфовой массы, оставшейся после вырытого в скале пространства для будущего жилья, выкладывали фронтальную стену, оставляя место для входной двери и окна – единственного источника естественного освещения. Излишки туфа продавали более состоятельным жителям, которые могли себе позволить достраивать на поверхности дополнительные помещения, увеличивая, таким образом, площадь собственного жилья. Перед гротом, как правило, находился огород, обустроенный на крыше расположенного уровнем ниже дома другого жителя.

В каждой обитаемой ячейке имелась собственная цистерна с водой, куда поступала жидкость с верхних, более крупных накопителей, а также с небольших водосборных желобов, предусмотренных для каждого отдельного грота. Цистерны соединены между собой, поэтому вода равномерно распределялась между всеми домами.
Жидкость, поступавшая в накопители, отстаивалась и становилась пригодной для употребления. Поскольку цистерны располагались в подвальном помещении дома, то доступ к воде осуществлялся через специальное отверстие в полу жилища.

Пещерный город Матера: устройство жилища

В разные исторические периоды число жителей Матеры достигало 15 тысяч человек. На довольно ограниченной площади грота должны были уживаться несколько поколений. Сложно поверить, но в туфовых пещерах помимо самих хозяев, жили и их животные. Конечно, наличие кошек и собак в доме ни у кого не вызывает удивления, однако в гротах Матеры вместе с людьми находились кролики, куры, ослы и даже лошади! Электричество было проведено в город только в третьем десятилетии 20-го века. Бедные семьи могли себе позволить приобрести всего одну лампочку.

Кроме этого, в домах бедняков находилась, как правило, всего одна кровать: широкая и высокая, а также один стол, за который могли поместиться только два человека. Под кроватью хранили запасы дров или сена, там же помещали наседку. Высота лежанки могла достигать одного метра, на ней спали взрослые. Самых маленьких укладывали в люльки, дети постарше и подростки располагались на больших сундуках с зерном или одеждой.

Пищу матеранцы готовили на небольших дровяных плитах, а вот хлеб выпекали в общественных пекарнях. Говорят, чтобы не было путаницы, каждая хозяйка ставила на своем изделии соответствующие фамильные метки.
Общими в Матере были и прачечные. Вместо стирального порошка в древние времена использовали золу.

Отели в Матере

Booking.com

Матера, Италия: древний пещерный город

Средняя оценка 5 Проголосовало 10

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Похожие записи

unitalia.ru

Матера, как символ жизни в повести «Прощание с Матерой»

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца.

Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению». Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть «Прощание с Матерой». Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести.

«Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит…», конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь». Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.

Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «детей». «Отцы» — это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.

«Дети» — это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «отцов» резко отличаются от взглядов «детей», поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).

Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки».

Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно приравнять к жестокому убийству.

Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.

Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно. Красоту края, очарование природы мы можем оценить, исходя из воспоминаний самого Валентина Распутина: «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес — больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».

Склонность Распутина к глубинному созерцанию природы, способность чувствовать окружающий мир, несомненно, черпается из опыта общения с природой в избранные моменты проникновенного с ней контакта.

Всю эту необыкновенную красоту первозданной природы и необычайную грусть при расставании с ней отражает Распутин в повести «Прощание с Матерой».

Распутинское «Прощание с Матерой» одновременно и идейный гребень и итог целого направления нашей литературы шестидесятых — семидесятых годов.

Повесть «Прощание с Матерой» не случайно начинается со слов: «И опять…» Это не просто описание какой-то конкретной весны, а обобщающий взгляд на то, что «бывало много раз», внутри чего всегда находилась Матера: опять ледоход, зелень,’ возвращение птиц, первые дожди, начало сева.

Глазами Дарьи производит Распутин смотр острова, его природного ландшафта. «От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера».

Деревня, обитающая на этом острове, повидала на своем веку многое. Знала войну, наводнение, и пожар, и голод, и разбой. Была в деревне и церквушка, как положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и с другой протоки.

Худо-бедно жила деревня, отделенная от внешнего мира быстротечной водой Ангары.

Здесь росли ребятишки, гуляли молодые, доживали свой век старые.

Но вот страшное известие сотрясло мирную деревушку: строившаяся поблизости гидроэлектростанция вскоре затопит деревню Матера. Любой разговор, о чем бы он ни был, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним: подступающим затоплением Матеры и скорым переездом.

Конечно, власти позаботились о жителях и выделили каждой семье дом в новом поселке городского типа и в скором времени все должны были переселиться. Но хотели ли переезжать жители? На этот вопрос каждый отвечал по-разному.

Одни были рады предстоящей смене обстановки и не скрывали этого. Клавка Стригунова так и говорила: «Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — средь воды… как лягушки».

Конечно, в большинстве своем молодежь была рада переселению, ведь не было у них за плечами тех лет жизни на острове Матера, как, например, у старшего поколения.

Самая старая в деревне — старушка Дарья. Характер видения Дарьи поражает редкой конкретностью и точностью, она настоящий «философ», со своей глубоко оригинальной мировоззренческой интуицией и системой ценностей.

Ты не просто человек, творящий себя с нуля или которого с того же нуля формирует жизнь, ты — сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе все: само существование, оставили в наследство навыки, умения, средства. Таково внутреннее, неизымаемое ощущение Дарьи. Отсюда и ее глубоко личная тема ответственности перед умершими. Поэтому переселение для нее смерти подобно.

Часто с Дарьей проводит время Настасья, а также Сима с внуком Колей, который «смотрел на старух с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием». Заходил и Богодул, ‘«ступая медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда». Старухи Бо-годула любили. Неизвестно, чем он их привораживал, чем брал, но только заявлялся он на порог к той же Дарье, она бросала любую работу и кидалась к нему встречать, привечать.

Они привыкли друг к другу, любили бывать вместе. Безусловно, для них жизнь вдали друг от друга не представляет интереса. Кроме того, они слишком любили свою Матеру. «Тут все знакомо, обжито, проторено, тут даже и смерть среди своих виделась собственными глазами ясно и просто — как оплачут, куда отнесут, с кем рядом положат».

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

www.uznaem-kak.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *