Диффузионная теория происхождения государства

 /   /   /  Диффузионная теория происхождения государства


Автором диффузионной теории происхождения государства был немецкий этнограф Фриц Гребнер, который отвергал исторические законы развития различных человеческих обществ.

Возникновение государства диффузионная теория объясняет как результат передачи опыта управления обществом от одних народов другим. Таким образом, такая форма управления обществом как государство распространилась и заняла доминирующую позицию, среди других форм управления обществом. Сторонники данной теории предполагали, что существует объективный процесс распространения опыта государственного строительства одного народа на другие народы. Различия между конечным результатом такого строительства они объясняли исключительно природными и экологическими факторами, которые оказывали существенное воздействие на процесс государственно-правового строительства.

Достоинства диффузионной теории Фрица Гребнера

Многие авторы отмечают, что Фриц Гребнер в своей диффузионной теории изложил последовательное и логичное понимание процессов происхождения государства. Так, они отмечают, что он обратил особое внимание на то, что любой народ движется к единой цели улучшение условий бытия и государство является одной из форм достижения данной цели. Однако разные народы, в первую очередь в силу экологических причин в разное время проходят этот путь (зарождение, формирование и развитие государства).

Недостатки диффузионной теории Фрица Гребнера

Основным недостатком диффузионной теории можно назвать тот факт, что она не объясняет первоисточник происхождения государства, в результате чего государство как форма достижения целей общества возникла впервые.

Кроме того, многие авторы отмечали, что диффузионная теория не раскрывает глубинные связи происхождения государства.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Вопрос 6. Классические теории происхождения государства

Причинами разнообразия теорий происхождения государства является то, что они отражают взгляды разных социальных групп, в разное время и в разных социально-политических условиях, а также разное понимание природы государства и права.

Основные теории происхождения государства:

  1. Теологическая теория.

Представители: Фома Аквинский, Август Аврелий, Жак Маритен

Основные положения: государство – результат проявления божественной воли, воплощение власти бога на земле, поэтому власть вечна и незыблема. Светская власть производна от власти церкви. Народ должен беспрекословно повиноваться государственной власти как продолжению божественной воли. По способу приобретения власть может быть и богопротивной. Теория двух мечей: бог дал церкви два меча для защиты, но один она отдала светской власти, а другой вложила в ножны.

Плюсы: поднимает авторитет власти и способствует большей духовности

Минусы: умаляет влияние объективных факторов и не дает видения путей развития государства

  1. Теория общественного договора

Представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо

Основные положения: государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие общественный договор. Люди свободны, равны и независимы. Чтобы подчинить людей политической власти, нужно заключить соглашение, где все участники подчиняются большинству. Люди передают часть своих прав государству, которое представляет их интересы и обязуется обеспечить права человека

Плюсы: демократическое содержание и признание естественных прав человека в политической сфере

Минусы: не учитывает объективные факторы и не объясняет причины, побуждающие людей заключить такой договор

  1. Теория насилия

Представители: Евгений Дюринг (внутреннее насилие), Людвиг Гумплович, Карл Кауцкий (внешнее насилие)

Основные положения: государственно-правовой порядок образовался путем насилия и укрепился путем военных успехов. Государство – результат воздействия (насилия) более сильного на более слабого. Насилие – это глобальное общественное явление, когда первично политическое насилие, а не экономические условия.

Плюсы: при образовании некоторых государств имели место элементы насилия

Минусы: умаляются социально-экономические и естественные факторы

  1. Патриархальная теория

Представители: Конфуций, Аристотель, Роберт Филмер, Н.К.Михайловский

Основные положения: государство – результат развития и разрастания семьи, стремления людей жить в коллективе. Отношения отца с членами семьи сходны с отношениями правителя и подданных: монарх заботится о подданных, а они подчиняются ему.

Плюсы: аналогия с семьей возможна, так как государство развивалось из более простых форм организации общества

Минусы: семья и государство возникли примерно в одно время, но имели разные функции

  1. Материалистическая теория

Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин

Основные положения: государство – надстроечное явление по отношению к экономическому базису. Государство призвано сгладить противоречия между классами, при этом оно представлено господствующим классом как аппарат для эксплуатации угнетенного класса.

Плюсы: социально-экономический фактор является определяющим для возникновения государства

Минусы: пренебрегает другими факторами, влияющими на возникновение государства, и не является универсальной

Другие теории происхождения государства:

  1. Органическая теория

Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Альберт Шеффле, Рене Вормс, П.Ф. Лилленфельд

Основные положения: государство – живой организм, результат социальной эволюции, в котором наиболее важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В социальных организмах в процессе борьбы складываются государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Каждый орган выполняет свои функции.

Плюсы: рассматривается влияние биологических факторов на образование государства

Минусы: в социальных организмах иные законы, нежели в биологических организмах

  1. Психологическая теория

Представители: Габриэль Гард, Н.М. Коркунов, Л.И.Петражицкий

Основные положения: государство – это результат разрешения психологических противоречий между инициативными личностями и пассивной массой. Государство возникает из-за потребности людей жить в коллективе и подчиняться.

Плюсы: в функционировании социальных институтов имеет значение психологический фактор

Минусы: психика формируется под воздействием внешних факторов, а не наоборот

  1. Либертарная теория

Представители: В.С.Нерсесянц, Д.Хэллоувэй

Основные положения: государство и право возникли, развиваются и существуют как две части единого способа бытия, осуществления свободы людей в социальной жизни. Государство необходимо для признания и защиты свободы.

Плюсы: признание за человеком присущей ему свободы

Минусы: не учитывается влияние социально-экономических факторов

  1. Расовая теория

Представители: Жозеф Гобино, Ф.Ницше

Основные положения: человеческие расы делятся на низшие и высшие. Высшие расы призваны господствовать, а государство – это средство для обеспечения господства.

Плюсы: неравенство людей и государств действительно существует, но объясняется объективными факторами, а не происхождением

Минусы: различия между людьми и государствами не дают одним права господствовать над другими

  1. Половая теория

Представители: Клод Леви-Стросс

Основные положения: государство появилось в результате запрета на кровосмешение. Требовалось создать аппарат для того, чтобы следить за соблюдением такого запрета и применять принуждение в случае отказа от соблюдения. Так появилась структура, не основанная на родстве.

Плюсы: табу на инцест – одна из причин возникновения государства, необходимость применения принуждения действительно существовала

Минусы: отказ от инцеста носил бессознательный характер; теория не учитывает социально-экономические факторы

  1. Спортивная теория

Представители: Ортега-И.-Гассет

Основные положения: человеку присуща двигательная активность, для принятия его в общество необходима инициация, что требует существования специальной организации. Через спортивные состязания в род принимались новые члены.

Плюсы: физическая сила является важным фактором при образовании государства

Минусы: теория не является универсальной и не учитывает экономический фактор

  1. Патримониальная теория

Представители: К.Ф. фон Геллер

Основные положения:

государство произошло из поземельной собственности, так как человеку присущ инстинкт территории. Из права владения землей власть распространилась на проживающих на ней лиц, появились вассально-ленные отношения.

Плюсы: значение института собственности в истории велико

Минусы: идеологизированность в сторону монархии, отсутствие объяснения процесса возникновения государства

  1. Экономическая теория

Представители: Платон, Сен-Симон

Основные положения: государство – результат исторического процесса, ядром которого являются экономические преобразования (разделение труда, смена экономического строя и т.д.)

Плюсы: логичность и обоснованность

Минусы: не учитывается духовный фактор

  1. Диффузная теория

Представители: Гребнер

Основные положения: государство возникает в результате передачи опыта управления обществом от одних народов к другим. Разность потенциалов народов – результат различия условий природной среды.

Плюсы: учитывается специфика государств (возникновение государства в разное время и по-разному) и возможность распространения государственности

Минусы: не разрешает вопрос возникновения государства и не учитывает, что народ должен дорасти до государственности

  1. Волюнтаристская теория

Представители: Мейтленд-Джонс

Основные положения: возникновение государства связано с волевой деятельностью сильной личности

Плюсы: подтвердилась при создании независимых государств в Африке

Минусы: не учитываются факторы, необходимые для возникновения государства

  1. Ирригационная теория

Представители: Карл Виттфогель

Основные положения: государство возникло из-за необходимости организовать общество для создания ирригационных сооружений

Плюсы: общая цель и принуждение могут быть факторами происхождения государства

Минусы: не является универсальной и не учитывает иные факторы, кроме естественных

  1. Теория специализации

Представители: Т.В.Кашанина

Основные положения: специализация – закон развития мира. В обществе существует экономическая, политическая и идеологическая специализация.

Плюсы: учитывает все факторы и представляет процесс развития государства.

studfiles.net

Основные теории возникновения государства по Т.В. Кашаниной, страница 6

Оценка теории: Плюсы – изменение форм трудовой деятельности повлияли на появление государства. Минусы – повлияли не только экономические факторы; государство обеспечивает интересы не только господствующего класса; государства, возникшие азиатским путем, образовались не за счет узурпирования средств производства, а в результате управления ими, поэтому выводы Маркса и Энгельса локальны.

12.  Психологическая теория.

Авторы: Г. Тард (франц., 19 век, соч. «Социальные законы») и Л. Петражицкий.

Суть теории: состоит в утверждении, что человеку психологически необходимо жить в рамках организованного общества, с чувством  необходимости коллективного взаимодействия. По своим психологическим качествам люди не равны, кто-то предпочитает подчиняться, другие любят повелевать – они и становятся лидерами общества, составляют государственный аппарат.

Оценка теории: Плюсы – указание на роль психологических факторов. Минусы – указание на чувство солидарности, но войны были всегда. Объединение под влиянием угрозы присуще и животным; забывают обо всех остальных факторах.

13.  Договорная теория.

Авторы: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо, Гольбах, Радищев в России.

Суть теории: государству предшествует естественное состояние человека (по Гоббсу – война всех против всех, у Руссо – «золотой век»). Никаких прав и гарантий не было, поэтому люди заключили договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Люди отказались от части своих прав ради спокойствия и стабильности. Это был первичный договор объединения. Люди передали часть своих прав государству, которое приобрело право издавать законы и использовать меры принуждения. Люди заключили договор с публичной властью, покорились общей воле. Это вторичный договор подчинения. Таким образом, государство – порождение разумной воли народа.

Оценка теории: Плюсы – теория носит демократический характер, где человек ценен сам по себе; теория порвала с религиозным представлением о происхождении государства. Минусы – естественное состояние предполагает анархию и хаос, а этого нет даже у животных; государство не было сознательным творением человека.

14.  Диффузионная теория.

vunivere.ru

Плюсы и минусы теорий происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы — теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя — естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.

Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.

Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей — значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.

Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.

Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

spravochnick.ru

Теории происхождения государства

Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Теория насилия. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические: различия между победителями и побежденными.

Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая — угнетенным и эксплуатируемым классом.

Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий люден и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свеет всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Ирригационная теория

Ее автором является К. Виттфогель.

Суть теории. В Древнем Египте, где вначале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью строительства каналов и водоподьемных устройств. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоемкими, требовали умелой организации. Ее стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии и стали государственными служащими. Таким образом, при создании государства главным оказался ирригационный фактор.

Патриархальная теория.

Данную торию основали Платон, Аристотель, развил Фильмер.

Суть теории. Государство — это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая «большая семья»? Являясь первоначальной формой организованного общения, семья затем делится, естественным образом размножается. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящая во власть государя, власть монарха.

Оценка теории. Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия, как «семья» и «государство», взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне.Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хороших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на основе учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. И наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до эры Рождения Христа, их знания об окружающей жизни были невелики, да, впрочем, в то время в Греции были сильны остатки родового строя и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности.

Теологическая теория.

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский ), идеологи ислама и современной католической и православной церкви. Особо широкое распространение божественная теория получила в средние века.

Суть теории. Смысл данной теории заключается в следующем: государство — это результат «божественного промысла»; оно вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно, так эта идея звучит в учениях различных религиозных деятелей (католических, православных, мусульманских и др.).

Оценка теории. Оценивая эту теорию, созданную в VI-XIII вв. надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознание людей, доминировавшим в те далекие времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и о закономерностях его развития. Справедливо ею отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок. Kpoме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освящалось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию откровенно стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние богословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

Расовая теория

Основателем этой теории считается Ж. Гобино. Большой вклад внес в нее Ф. Ницше, которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низшими по той причине, что они выгодно отличаются от других в выше перечисленных отношениях. Поэтому они могут претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, навязывать волю остальным группам людей, не относящихся к представителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господства. Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет никаких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Изменения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практического воплощения. Однако здесь не надо торопиться и постараться выяснить причину появления этой теории.

Справедливо указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризуются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отношением к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным народам в большей мере свойственна импульсивность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось «пережить» той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально «спрессовать» время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что существуют высшие и низшие расы? Ответ здесь однозначный дать нельзя, поскольку ребенок, когда вырастет, то может, что называется, заткнуть за пояс мудреца, с которым его сравнивают, в интеллектуальном отношении, не говоря уж о физическом.

Спортивная теория

Автор этой теории Ортега X. Гассет.

Суть теории. Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом. Физкультурно-тренировочный или эмоционально-возбудительный характер имеют распространенные охотничьи и военные танцы, исполняемые перед отправлением на охоту или в поход. Сама же охота и другие важные занятия требовали внимательного к себе отношения, а также определенных умений и навыков. Нередко перед тем как отправиться на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая эти магические действия, человек в то же время закалял свою волю, вырабатывал точность глаза и меткость руки и т.п. Развитие сознания первобытного человека привело к тому, что он стал осознавать важность своей физической силы и необходимость ее тренировки. С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.

Развитие производительных сил и расширение трудового опыта привели к усложнению воспитания людей вообще и появлению физического воспитания. Физическое воспитание в этих условиях выполняет функцию подготовки не только к трудовой деятельности, но и к военному делу.

У многих первобытных народов существовал своеобразный обряд с педагогической направленностью — инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя и т.д. Так создавалась специальная организация, в которую входили: организаторы инициации, люди, имеющие опыт их проведения, люди, обучающие молодежь, а также почетные члены рода, которые следили за правильностью проведения инициации. Возможно, что существовали специальные органы, которые применяли санкции к не прошедшим испытания. Отсюда — автор проводит параллель со структурой государства.

Таким образом, родовая и военная аристократия своим появлением обязана военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях юношей и зрелых мужчин. Постепенно рядовые члены племени все больше отстраняются от участия в общественной жизни, занятий физическими упражнениями и играми. Их уделом становится тяжелый физический труд и обслуживание аристократии. В этих условиях связь между физическим воспитанием и трудом утрачивается все больше и больше. Однако общество дифференцируется на две группы: управляющие и управляемые.

Оценка теории. Оценивая эту теорию, нельзя сказать, что она создана на пустом месте. Напротив, она опирается на достоверные факты, в частности на многочисленные факты проведения Олимпийских игр, традиция организации которых жива и поныне. Прав ее создатель и в том, что сила и ловкость имели в то далекое время большое, если не решающее, значение. Он также справедливо подчеркивает, что организаторы инициации, Олимпийских игр — это люди почтенного возраста, имеющие большой жизненный опыт, отличающиеся мудростью. С позиции прожитых лет они и оценивали состязания.

И все же… Греция — не единственный регион, где возникла государственность. В других же частях Земли мы не наблюдаем столь масштабных спортивных состязаний, как Олимпийские игры, хотя инициации встречаются повсеместно. Поэтому данная теория, даже если априорно признать ее правильность, не объясняет процесс возникновения государства во всех регионах земного шара. Это во-первых.

Во-вторых, спортивная теория не объясняет глубинных процессов образования государства. Это результат того, что ее сторонники берут для рассмотрения интересующего вопроса (вопроса о происхождении государства) всего лишь одну сторону жизни человечества — воспроизведение самого человека.

Экономическая теория

Авторами теории признаются Платон, Сен-Симон .

Суть теории. Истоки данной теории восходят к взглядам Платона, объяснявшего причины появления государства общественным разделением труда.

Согласно этой теории государство — это результат исторического прогресса. Именно изменения в области экономики приводят к образованию государства. Сен-Симон считал, что человеческое общество закономерно развивается по восходящей линии. Двигаясь от одной стадии к другой, оно стремится вперед к «золотому веку».

Возникновению государства предшествует присвоение человеком продуктов природы, а затем, используя самые примитивные орудия труда, человек переходит к производству продуктов для потребления. Собственно человеческий прогресс — это и есть прогресс в средствах производства. Начальная стадия развития сменяется теологической, охватывающей времена античности и феодализма, а затем наступает стадия метафизическая (по Сен-Симону, период буржуазного миропорядка). Вслед за ней начнется стадия позитивная, когда установится такой строй, который сделает «жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей». Если на первой стадии развития общества господство принадлежало старейшинам и вождям, на второй — священникам и феодалам, на третьей — юристам и метафизикам, то затем оно должно перейти к промышленникам и, наконец, ученым.

Оценка теории. Эта теория подтверждается многими историческими, этнографическими свидетельствами. Она стройна и логически безупречна.

Во-первых, экономическое развитие общества — важная характеристика человеческого развития, но не единственная. Это связано с тем, что человек — особое существо, отличающееся прежде всего наличием мыслительных способностей. С развитием общества эти способности все возрастают и приходит момент, когда духовные факторы уже начинают если не оспаривать «пальму первенства» у факторов экономических, то, по крайней мере, существенно на него влиять. Сегодня отчетливо осознаваемые отрицательные последствия для всего общества, связанные с безответственным отношением к природе, формируют более экономный способ потребления, влияя тем самым на характер и объем производства предметов, загрязняющих окружающую среду. Можно предположить, что и у первобытных людей значимы были не только экономические факторы, но и факторы политические (например, осознание того, что конфронтация друг с другом ослабляет обе стороны и ни к чему хорошему привести не может, а поэтому лучше обратиться к имеющимся органам политической власти за разрешением спора). Начинают приобретать особую важность и идеологические (религиозные) факторы и, наконец, психологические (например, чувство сплоченности перед внешней угрозой, осознание себя как единого целого образования). Эти факторы, наряду с экономическими, оказали прямое воздействие на процесс образования государства.

Одним словом, не только одной «экономикой» жив человек. И в этом состоит особенность человечества по сравнению с другими отрядами биологической сферы.

Договорная теория.

Ее авторами считают Г. Гроция , Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, П.Гольбаха. В России ее поддерживал А. Радищев.

Суть теории. Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека. Так согласно договорной теории, государство является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Как же люди заключили общественный договор?

Общественный договор сторонниками договорной теории мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего единого объединяющего всех центра

Оценка теории. Договорная теории носит демократический характер, поскольку исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы. Права и свободы важны для него настолько, что за них он должен бороться вплоть до свержения публичной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав.

Теория общественного договора создавалась шаг за шагом и в конце концов она подточила феодальные устои. Постепенно возникало понимание того, что люди сами, а не монарх или феодал, должны распоряжаться своей судьбой, ведь они равны с момента рождения и каждый из них ценен для общества.

Нельзя не отметить и еще одно достоинство договорной теории: она порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти. И наконец, достоинство теории общественного договора состоит и в том, что она опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер.

Однако при всей привлекательности договорной теории нельзя не видеть и недостатков, ей присущих.

Во-первых, являются спорными некоторые положения договорной теории. Так, в частности, Гоббс и Локк утверждают, что человек изначально (в «естественном состоянии») чувствует за собой право на свободу и собственность и хочет, чтобы они были защищены от посягательств, и в то же время — склонен посягать на свободу и собственность других. В результате возникает борьба всех против всех, а конечном счете анархия и хаос. Анархия и хаос не возникают даже у животных, у которых психика развита несравненно в меньшей степени. Возникают иерархические пирамиды.

Во-вторых, сторонники договорной теории, правильно обращая внимание на права и свободы личности, рассматривали человека как такового, как будто он существовал сам по себе. Но не было в природе человека, одиноко бродящего по белу свету, Человек всегда существовал только в общественных структурах, причем был с ними неразделен. Это были общины, семьи, роды, фратрии, племена, союзы племен и т.д. Человек — существо общественное и таковым он был с момента своего рождения. Именно эти общественные группы и есть реальные субъекты исторического процесса.

В-третьих, ее авторы справедливо указывают на то, что человеку изначально присуще желание быть свободным. Но что понимать под свободой? Если «свобода» — это возможность делать то, что хочется, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой свободы можно достигнуть, только заняв вершину иерархической пирамиды. Если свобода — это неучастие в иерархических стычках, то в соответствии с ней жить хотят не многие люди. Ведь она предполагает, что человек не только никому не подчиняется, но и никого не подчиняет себе. Это значит, что ему лучше не иметь дома, имущества, семьи и детей, поскольку, во-первых, их нужно защищать (но ведь это конфликты, стычки, а в них же нет желания участвовать!), а во-вторых, они сами по себе ограничивают свободу.

В-четвертых, для того, чтобы сознательно что-то создать, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Но ведь опыта государственно-правовой жизни не было, тогда могли ли люди сознательно создать такой механизм, как государство? Может им помогла все же интуиция, а не осознание?

В-пятых, если, предположим, согласиться, что общественный договор людьми все же заключен, то получается, он не носит юридического характера, поскольку в момент его заключения не существовало самого государства. Однако только государство может гарантировать, обеспечивать договоренность и придавать договору юридический характер.

Диффузионная теория

Автором диффузионной теории является Гребнер.

Суть теории. Государство, согласцо этой теории, возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим .или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался.

Сторонники диффузионной теории, в отличие от представителей расовой теории, отмечая процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты, не считают это основанием для деления народов на высшие и низшие, на умные и не отличающиеся в этом отношении народы. По их мнению, разность потенциалов народов — это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Возможно народы, перенявшие опыт, государственно-правовой жизни, будут полезны всем осталь ным народам в другом отношении.

Оценка теории. Ее автор уловил процесс, существующий объективно: разные народы проходят исторический опыт в разное время, движутся к единой цели (повышение благосостояния людей и качества их жизни) как бы с разной скоростью. Появление государственности — это одна из стадий человеческого развития или один из способов, используемый на пути достижения этой цели. Этот отрезок пути (назовем его условно «государственность») обязательно должны пройти все народы. Но подходят к этому отрезку пути народы разных континентов и регионов Земли в разное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одновременно создается материальная база для образования государства. Климатические, географические, природные условия проживания у разных народов могут существенно разниться и именно в этом заключаются причины разновременности перехода к государственности.

Однако эта теория обладает и недостатками. Во-первых, если согласиться с тем, что, действительно, многие народы построили свою государственность, используя государственно-правовой опыт других стран, то непонятно, как появилось государство впервые.

Во-вторых, отмечая научность, присущую диффузионной теории, нельзя не отметить, что глубинных причин возникновения государства она все же не раскрывает. С позиций данной теории нельзя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах Земли. Вероятно одного вмешательства развитых стран в ход развития отставших народов, пусть даже и доброжелательного и подкрепленного материальными средствами, недостаточно. Необходимо, чтобы остальные народы, пройдя определенную часть исторического пути и поднявшись на некоторую высоту, смогли воспринять «чужой опыт.

studfiles.net

Теории происхождения государства

  1. Патриархальная теория происхождения государства (Аристотель)

Аристотель считал, что государство возникает в результате естественного развития человеческого общества. Он называл человека – политическим животным. Человеком не становятся. Аристотель выделял 3 формы общности людей: семья — род (племя) –государство. Государство служит для достижения высшего блага.

Плюсы теории:Аристотель рассматривал государство как продукт

Минусы теории:в действительности семья возникает в результате разложения родоплеменной организации, а не наоборот.

  1. Теологическая теория происхождения государства

Все сущее на земле создано по воле Бога, а изменения в жизни людей происходят из-за того, что Бог либо награждает, либо наказывает их. Наиболее полно взгляды изложены у средневековых богословов – Августин Аврелий, Фома Аквинский (13 век).

Фома Аквинский систематизировал все взгляды церкви в 13 веке.

Работа Августина Аврелия «О граде Божьем» посвящена историческому событию — в 450 году готы сожгли Рим. Объяснял все следующим образом: Рим был разрушен за грехи. Государственная власть как бы могущественна она не была, всегда должна соблюдать божественную власть в противном случае его ждет наказание.

Фома Аквинский предложил различать природу государственной власти и формы ее реализации. Природа власти действительно божественна, т.е. одни люди должны подчиняться другим – бог так устроил. А вот форма реализации власти зависят от людей. Они могут плохо обращаться с божественным даром и тогда народ имеет право на восстание против тирании, но только с одобрения церкви.

  1. Договорная теория происхождения государства (17-18 вв.)

Представители: Джон Локк, Томас Гоббс, Ж. Руссо.

У Гоббса есть работа «Левиофан». Левиофан – это библейское чудовище. У Гоббса Левиофан – это государство, т.е. государство есть необходимое зло. В первобытном состоянии люди все равны – война всех против всех за обладание благами — хаос (беспорядок) — поиск безопасности – и как результат общественный договор между людьми, согласно которому они создают государство.

По мнению Гоббса, люди договариваются между собой, а тот кому они передают власть в договоре участие не принимает, а следовательно ответственности перед договаривающимися не несет. Таким образом, Гоббс обосновал существование абсолютной монархии.

А, по мнению Локка, заключая общественный договор люди договариваются не между собой, а с монархом, который не может нарушать их естественные права: жизнь, свободу и собственность. Государство не может вводить дополнительные налоги без одобрения людей (парламента).

Плюсы теории:Теория оказала огромное влияние на политическую практику. Способствовала демократизации государственной власти, утверждение прав человека, о равенстве людей.

Минусы теории:антиисторичность, т.е. нет исторической подоплеки. Если люди могли договориться между собой, то им не нужно было бы государство, ведь государство возникает и вступает в действие, когда люди утрачивают естественное согласие между собой.

  1. Ирригационная теория происхождения государства (Карл Витфогель)

Витфогель обратил внимание, что все первые государства возникли в долине рек и сделал предположение о необходимости создания ирригационных сооружений.

Плюсы теории:Теория опирается на историческую правду

Минусы теории:

  • данная теория не объясняет возникновение государства в других регионах, где не было крупных рек (например, в Европе)

  • исторически не можем однозначно утверждать, что государство возникло в результате необходимости строительства ирригационных сооружений

  1. Теория насилия

Возникла в Германии примерно в 19 веке. Представители: Гумплович, Карл Каутский.

По мнению Гумпловича, государство возникло в результате завоевания одного племени другого и для удержания своего господствующего положения возникал специальный аппарат – государство. В качестве примера приводилось возникновение государства у германских племен, которые возникли в 5-6 вв. в результате завоевания территории Римской империи, так англы и саксы создали государство в Англии, франки – во Франции.

Плюсы теории:фактор внешнего завоевания имеет место при возникновении государств, но он скорее всего является катализатором происходящих в обществе процессов. А не главной движущей силой. Завоевание германскими племенами территории Римской империи лишь ускорило процессы разложения родоплеменных организаций в германском обществе, т.е. усилилось расслоение германского общества.

Минусы теории:

  • Явное преувеличение роли военных завоеваний в процессе возникновения государства

  • В действительности трудно представить, что один народ длительное время удерживал в повиновении другой народ, не смешиваясь с ним

  • Известны случаи, когда завоеватели не создавали государства на завоеванных территориях

  1. Марксистская теория происхождения государства

С точки зрения этого подхода, государство возникает в результате изменений в экономики (еще называют экономическим детерминизмом). Таким образом, государство возникло в результате имущественного и социального расслоения внутри общества, что потребовало изменение организации общества. Родоплеменной строй уже не удовлетворял изменившиеся потребности общества, в результате возникло государство, которое стало орудием в руках экономически господствующего класса.

Плюсы теории:действительно, экономические процессы в значительной мере определяют политические изменения, но в тоже время нельзя все политические процессы свести к процессам, которые происходят в экономики.

Минусы теории:Гипертрофирование (преувеличение) роли экономического фактора и игнорирование тех процессов, которые не укладываются в заранее придуманную схему.

  1. Органическая теория происхождения государства (Герберт Спенсер)

Герберт спенсер пытался перенести на общество теория Дарвина. Спенсер считал. Что в жизни общества действуют те же законы. Что и во всей живой природе.

Плюсы теории:взгляд на естественный характер возникновения государства.

Минусы теории:произвольный перенос научных идей из одной области знаний в другую невозможно.

  1. Рассовая теория происхождения государства (Нитше)

Нитше разрабатывал теорию сверхчеловека. По мнению Нитше, человек не является венцом эволюции животного мира, потому что человек страдает множеством недостатков, т.е. венцом будет следующий за человеком вид – сверхчеловек, который будет лишен всех пороков и недостатков человека и сверхчеловек будет свободен по отношению от морали и обязательств к другим видам. По мнению Нитше, власть должна принадлежать сверх людям.

Минусы теории:это отвлеченная философская идея оказалась очень опасной при столкновении с практикой (легла в основу фашизма).

studfiles.net

Диффузная теория возникновения государства — доклад

Диффузная теория возникновения государства.

Гребнер — автор диффузионной теории. Она была выдвинута как результат осмысления процессов государствообразования, интенсивно развивавшихся в XIX — XX вв.

Суть теории.

Слово «диффузия» (лат. diffusio) означает распространение, растекание, рассеяние.

Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался.

Процесс смешения народов носит  объективный характер и идет все  более ускоренными темпами с развитием общества в целом. На это влияет:

1. совершенствование производительных сил общества и транспортных средств;

2. изменение производственных отношений;

3. возрастание личностного потенциала людей (в первую очередь интеллекта человечества, что позволяет увидеть в других людях не противников, а сообщников, партнеров и перенять то положительное, чего достигли другие народы).

Сторонники диффузионной теории отмечают процесс распространения опыта государственно-правовой жизни среди других народов и на другие континенты и не считают это основанием для деления народов на высшие и низшие.

Разность потенциалов народов — это результат различия условий природной среды, в которой им приходится проживать. Постепенно за передовыми в области организации общественной жизни народами подтянутся и другие народы.

Возможно народы, перенявшие опыт государственно-правовой жизни, будут  полезны всем остальным народам  в другом отношении. Таким образом от диффузионного процесса выиграют все.

Оценка теории.

Достоинства диффузионной теории.

1. Государственность — это труднопроходимая часть человеческого пути, и здесь не исключены ошибки. Народы, уже вступившие на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом (положительным и отрицательным, который надо стараться не повторять, а всячески избегать). Тем самым они помогают другим странам, идущим позади, преодолевать этот путь быстрее.

2. Сторонники диффузионной теории не отзываются уничижительно о народах, позднее вступивших или вступающих только сейчас на путь государственности.

3. Разные народы приобретают исторический опыт в разное время, движутся к единой цели с разной скоростью. Появление государственности — это одна из стадий человеческого развития на пути достижения цели. Этот отрезок пути обязательно должны пройти все народы. Но подходят к этому отрезку пути народы разных континентов и регионов земли в разное время: одни раньше, другие позднее, так как не у всех одновременно создается материальная база для образования государства. Причины разновременности перехода к государственности: климатические, географические, природные условия проживания.

Недостатки  диффузной теории.

1. Диффузная теория глубинных  причин возникновения государства  не раскрывает. С позиций данной  теории нельзя объяснить неудавшиеся попытки «введения» государственности во многих регионах: у австралийских племен (они до сих пор пребывают в первобытном состоянии), у многих африканских народов и т.д.

2. Если согласиться с тем,  что многие народы построили свою государственность, используя государственно-правовой опыт других стран, то не ясно, как появилось государство впервые. Тогда получается, что перенять опыт государственного управления было неоткуда и не у кого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что диффузионная теория при всех её несомненных достоинствах не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей.


yaneuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *