Презентация — Дикой и Кабаниха исключение в русском купечестве или они типичны

Что представляют собой персонажи драмы Островского “Гроза” Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Точно так же ведет себя и Кабаниха Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: “Раз тебе сказал, два тебе сказал: “Не смей мне навстречу попадаться”; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?”.

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшею сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни?

Кудряш говорит: “Уж это у нас в купечестве такое заведение”. Он имеет в виду, что все купцы города Калинова, да и всей России ведут себя аналогичным образом. Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее в городе, ничем не отличается от Дикого. Кабанова прячется под маской благочестия. Как говорит о ней Кулигин: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Насколько фальшивым и лицемерным кажется радость странницы Феклуши: “Бла-але-пие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых”.

Можно ли назвать купечество благочестивым народом? Ни в коем случае, ведь в произведении из уст Кулигина ясно слышится разоблачение существования представителей купечества. Люди погрязли в чванстве, злобе, разврате и пьянстве. И считают это нормой жизни. Весь уклад жизни в городе таков, что находиться там непривычному человеку просто невозможно. Не случайно Борис рассказывает, что его мать не могла находиться с родней даже несколько дней. Она была дворянского происхождения, поэтому купеческие порядки ее совершенно не устраивали.

Дикого и Кабаниху, с одной стороны, можно назвать типичными представителями русского купечества. Ведь уклад жизни везде был одинаков, поэтому нет ничего удивительного в том, что все обладали схожими качествами и характеристиками. Поведение Дикого и Кабанихи никого не удивляет. И Дикой, и Кабанова стоят во главе собственного семейства. Именно поэтому они распоряжаются окружающими так, как считают нужным.

С одной стороны, можно констатировать тот факт, что все русское купечество XIX в. погрязло в пошлости, жестокости и тупости. Но сразу же вспоминается рассказ Бориса, отец которого “женился на благородной”, то есть женщине дворянского происхождения. А ведь отец Бориса являлся родным братом купца Дикого. О чем это говорит? Это говорит о том, что даже рожденные и воспитанные в одной семье люди могли существенно отличаться друг от друга Отец Бориса вырос в тех же условиях, что и купец Дикой. Но тем не менее он вел совсем иную жизнь, чем его родной брат. Значит, Дикой при всей похожести на других представителей своего сословия все же не может быть назван типичным.

То же самое можно сказать и о Кабановой. Она — мать семейства, но при этом так третирует свою семью, что ни о какой материнской любви и речь идти не может. Она изводит придирками и упреками не только Катерину, которая, в сущности, ей чужая, но и собственных сына и дочь. Разве нормальный человек будет вести себя подобным образом? Скорее всего, нет. Сразу же на ум приходит рассказ Катерины о своем детстве. Девушка рассказывает о своей матери, которая очень любила и заботилась о ней. А ведь родители Катерины принадлежали к тому же купеческому сословию, что и Кабанова Мать Катерины обладала чуткостью, добротой и искренне любила своих детей. А Кабаниха не способна любить кого бы ни было.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

www.ronl.ru

Презентация по литературе «А.Н. Островский «Гроза»»

А.Н. Островский

«Гроза»

Смысл названия драмы «Гроза»

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и

до конца не изученная.

Гроза – это грозовое состояние

общества, гроза в душах людей.

Гроза-это христианское поверье:

гнев божий, карающий за грехи.

Гроза – это угроза уходящему, но

еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это зреющие

новые силы в борьбе со

старыми пережитками прошлого.

История создания драмы

  • Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 года

(напечатана в 1860 году).

  • В основу сюжета положены реальные события. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».

Прообраз города Калинова

Торжок

Кострома

С Костромой город Калинов связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатлённая на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы. Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщённый образ провинциальных городов России.

Кинешма

Кудряш,

Кулигин

Феклуша

(странница)

«тёмное царство»

«жертвы»

власть

униженные и угнетённые

Кабаниха

Дикой

Катерина

Тихон

Варвара

Кудряш

Борис

Кабанова Марфа —

грубая, невежественная, властная купчиха. Ей нельзя угодить. Кабаниха считает, что основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Она защищает старые порядки и отрицает всё новое.

Дикой Савёл Прокофьевич

самый богатый и знатный человек в городе. Смысл его жизни – обогащение. Жажда денег превратила его в скрягу. Сильный материаль-

но, он слаб духовно.

Грубость, невежество, ругань – стиль его жизни.

Кудряш Иван —

натура песенная, одарён-

ная и талантливая.

В разговоре ведёт себя развязно, смело, хвастает своей удалью. Внешне он противостоит «тёмному царству», а внутренне тесно связан с ним и пы-

тается приспособиться.

Тихон —

безвольное, бесхарактерное существо. По натуре — это добрый и великодушный человек. Но бедой Тихона является безволие и страх перед маменькой. У него нет смелости противостоять ей. Он спивается и станови-

тся ещё более безвольным и тихим.

Борис –

мягкий, добрый, образован- ный человек. Но он слаб, жалок, забит. Не способен защитить ни себя, ни люби-

мую. Безволие Бориса, его желание получить часть наследства оказались силь-

нее, чем любовь. Борис вы-

бирает путь смирения.

Варвара –

в ней есть и воля, и сме-

лость. Она не хочет тер-

петь власть матери, не желает жить в неволе. Для неё ложь – норма жизни. Она хитрила и приспосабливалась.

Но когда её стали запирать на замок, она убежала из дому, вырвалась на свободу из-под власти матери.

Значение имён в драме

Катерина — чистая, благопристойная.

Варвара — иноземка, чужестранка.

Марфа — госпожа.

Борис — борьба.

Тихон спокойный.

Термины

  • Экспозиция вступительная часть литературного произведения.
  • Кульминация наивысшая точка развития сюжета, конфликт.
  • Композиция
    пространство произведения.

Конфликт Катерины и «тёмного царства»

Гроза в душе Катерины. Признание в страшном грехе.

Кульминация

Завязка

Жизнь в доме Кабанихи.

Чувство к Борису.

Развязка

Гибель Катерины.

Рассказ о городе Калинове и его жителях.

Экспозиция

Конфликт между «тёмным царством и «жертвами»

Гроза в городе Калинове. Публичное признание Катерины в измене.

Кульминация

Завязка

Жизнь в доме Кабанихи. Ожидание чего-то худшего.

Развязка

Самоубийство Катерины.

Рассказ о городе Калинове и его жестоких нравах.

Экспозиция

Жанр пьесы

драма

трагедия

характер конфликта

характер конфликта

в душе героя:

между долгом

и чувством

героя с окружаю-

щим обществом

чувство траги-

ческой вины и

гибель героя

самоубийство в

состоянии аффекта

вызов рабству и

произволу

слабость

Катерины

сила

Катерины

драма перерастает

в трагедию

Кулигинодин из немногих жителей города, кто чувствует и понимает красоту природы: « Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!… пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

videouroki.net

ДИКОЙ И КАБАНИХА — ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ САМОДУРСТВА (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Написав «Грозу», А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города, Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.

Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху — Марфой Игнатьевной.

И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно («Уж лучше терпеть»), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах («Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили»). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.

Главная черта, объединяющая этих купцов, — любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. («Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!») Еще одна черта, которая объединяет их, — это религиозность. Но Бога они воспринимают не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может лишь наказывать.

Но чтобы лучше понять этих персонажей, рассмотрим каждого в отдельности. Савел Прокофьевич Дикой — жадный и очень грубый человек. Его можно сравнить с гоголевским Плюшкиным. Он так же торгуется буквально за каждую копейку. («…Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю».) Дикой делает все, что в его силах, лишь бы накопить побольше денег. («He-Доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»). Но главный недостаток его в том, что он считает себя таким же, как все. («Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко?») Дикой — очень расчетливый. Он никогда не позволит себе нагрубить кому-нибудь, кто сильнее и могущественнее его («… воюешь-то ты всю жизнь с бабами»). Об этом же свидетельствует история с гусаром (Дикой молча слушал, как его ругают, и ничего не возразил).

Характер же Кабанихи немного другой. Его довольно четко сформулировал Кудряш; на утверждение Шапкина «Хороша тоже и Кабаниха» он отвечает: «Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия»… Кабанова, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона и других, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, чуткой, искренней, а главное, несчастной женщиной. Пытается оправдать свои поступки возрастом: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». Но это утверждение больше похоже на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром вселенной, она не может представить себе, что будет со всем миром после ее смерти.

В своем произведении Островский показал город, жители которого невежественны (они не хотят читать книги и что-либо учить, но с удовольствием слушают странниц, которые сами нигде не были). Им чужды такие понятия, как любовь, дружба, взаимопомощь. («Я потрачусь, да уж и ему станет в копейку».) Но этот мир не так безмятежен. Протест Катерины, т. е. ее самоубийство, колеблет их устоявшуюся тихую жизнь.

И уход Катерины из жизни не случаен, ведь она была единственным «лучом света в темном царстве».

www.testsoch.com

Презентация — А.Н. Островский «Гроза»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Александр Николаевич островский (1823 – 1886)

Слайд 2

А. Н. Островский — величайший русский драматург, который принёс на сцену новые темы, вывел новых героев. В его пьесах вместилась вся Россия — её быт, нравы, история. Особое место занимает тема «самодурства», изображение людей, смысл жизни которых заключается в подавлении личности другого человека.

Слайд 3

1850 г.
Л. Н. Толстой: «…слышится этот сильный протест против современного быта…»

Слайд 4

1853 г.
И. С. Тургенев: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него… Ах, мастер, мастер этот бородач!..»

Слайд 5

1854 г.
Н. А. Некрасов: «…разве только в первом, известном произведении г. Островского (то есть в комедии «Свои люди — сочтемся!») можно найти такие живые и мастерски очерченные лица»

Слайд 6

1860 г.
М. М. Достоевский: «Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых». 

Слайд 7

1868 г.
Е. Утин: «Островский почувствовал… совершившуюся в обществе перемену: взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчётливого, всем существом погружённого в личные интересы … для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера».

Слайд 8

1873 г.

Слайд 9

В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Лица в этой картине очерчены не бог весть как ярко но, однако же, настолько выразительно, что они являются живыми представителями русской действительности«. («Новое время», 26 января 1879 г.).
1879 г.

Слайд 10

Пьеса «гроза»
1859

Слайд 11

История создания пьесы
На идею создания пьесы «Гроза» оказала сильное влияние «Литературная экспедиция» 1856 и 1857 гг., в которой участвовал А. Н. Островский. Прототипом города Калинова служат приволжские города Торжок, Тверь, Кинешма.
Я изумился, глядя на это… Измученный воротился домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мною. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?»

Слайд 12

Смысл названия пьесы «Гроза»
Природное явление Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы
Социальное столкновение Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Слайд 13

Городок Калинов
Небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…»

Слайд 14

Городок Калинов — типичная картина русской провинциальной действительности
В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Марфа Игнатьевна заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев. Для Дикого самая большая радость надругаться над человеком, унизить его.
Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!…  (Кулигин)

Слайд 15

Город Калинов и его обитатели Город Калинов и его обитатели
Законы, по которым строится жизнь в городе У кого деньги – у того и власть. У кого власть, тот пользуется ею безраздельно. Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению. Запретить любое проявление живого человеческого чувства. Заставить лгать, приспосабливаться. Законы, по которым строится жизнь в городе У кого деньги – у того и власть. У кого власть, тот пользуется ею безраздельно. Человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению. Запретить любое проявление живого человеческого чувства. Заставить лгать, приспосабливаться.
«Тёмное царство» Олицетворяют гнетущую власть. Враги всего живого и нового. Кабаниха, Дикой. Жертвы «тёмного царства» Угнетённые и бесправные Ощущают на себе власть и грубую силу «тёмного царства». Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин.

Слайд 16

составление таблицы «Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”»
герои цитаты
«самодуры русской жизни»
смирившиеся
приспособившиеся
Катерина
Кулигин

Слайд 17

Система образов в драме А. Н. Островского “Гроза”
герои цитаты
«самодуры русской жизни» Кабаниха Дикой «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»
смирившиеся Тихон Борис «Где уж мне своей волей жить»
приспособившиеся Варвара Кудряш «Лишь бы всё шито-крыто было…»
Катерина «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»
Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!» «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, словно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать!»

Слайд 18

Что привело к трагедии Катерины
Жизнь Катерины в родительском доме Жизнь Катерины в доме Кабановой
Сердечное отношение родных Жестокое отношение Кабанихи
Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Постоянный духовный бунт
Относительная свобода Непонимание её натуры и стремлений Тихоном
Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: болезненная впечатлительность, романтическое отношение к жизни Влияние жизни у Кабановых на Катерину: осознание своей обречённости, замкнутость, разочарованность в семейной жизни; страстное стремление к свободе, любви, счастью

Слайд 19

ГРОЗА

Слайд 20

Нравственные проблемы:
Проблема человеческого достоинства Проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор Проблема семьи и семейных отношений

Слайд 21

Темы для сочинения
Что дает основание Кулигину назвать нравы обитателей города «жестокими»? Каковы духовные истоки формирования личности Катерины Кабановой? Могла ли Катерина найти счастье в семье?

Слайд 22

А.Н.ОСТРОВСКий в русской литературе
Александр Николаевич «Островский – «гигант театральной литературы» (Луначарский), он создал русский театр, целый репертуар, на котором воспитывались многие поколения актёров, укреплялись и развивались традиции сценического искусства. М. Н.Ермолова, знаменитая артистка Малого театра, писала в 1924 году в своих воспоминаниях: “Вместе с Островским на сцену явилась сама правда и сама жизнь…». “Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь”. Это замечательное письмо получил среди прочих поздравлений в год тридцатипятилетия литературно-театральной деятельности Александр Николаевич Островский от другого большого русского писателя – И.А.Гончарова.

Слайд 23

Кострома. Государственный драматический театр им. А.Н.Островского

Слайд 24

Государственный академический Ма́лый театр России — драматический театр в Москве.

lusana.ru

Презентация на тему «Драма А.Н.Островского «Гроза»»

Презентация на тему «Драма А.Н.Островского «Гроза»» — скачать бесплатно презентации по Литературе

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Драма А.Н.Островского «Гроза»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Драма А.Н.Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие Автор: Фомичева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ школа 464 г. Павловска

2 слайд

Цель урока: Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины

3 слайд

1. Творческая история драмы «Гроза» Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов XIX века.

4 слайд

По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

5 слайд

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.

6 слайд

В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.

7 слайд

Где написана «Гроза» — на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.

8 слайд

Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.

9 слайд

Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.

10 слайд

В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.

11 слайд

2. Тема, идея, конфликт пьесы В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками

12 слайд

Частные темы: — рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; — излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

13 слайд

— рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; — отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве; — наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

14 слайд

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов».

15 слайд

— В чём заключается конфликт? А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

16 слайд

К нему присоединяются конфликты : Кулигин – Дикой — Кабаниха, Тихон — Кабаниха, Кудряш — Дикой, Борис — Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

17 слайд

3.Система художественных образов. «Темное царство»: Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон

18 слайд

Значение имён в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

19 слайд

4.Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д.I, явление 1-4).

20 слайд

Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение. (Д.I, явление 5).

21 слайд

Развитие конфликта — в природе дважды собирается гроза (Д.I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.

22 слайд

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

23 слайд

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д.V, явление 4).

24 слайд

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д.V, явление 7).

25 слайд

5.Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/ Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

26 слайд

Домашнее задание: Перечитать Д.1-4. Подготовиться к беседе о городских порядках и жителях города Калинова

27 слайд

Источники: Золотарева И.В., Михайлова Т.И.Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс Интернет

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

81088518100651083510868109831193012815

342973430634353343553435634360343693440934411344253443134433

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.

uslide.ru

Презентация по литературе «А.Н. Островский «Гроза» (1860). Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме»

Александр Николаевич Островский

«Гроза» (1860)

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Город Калинов

В начале пьесы автор показывает приволжский город Калинов.

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью.

Островский сконцентрировал внимание на самой важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, — ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы.

Представители «темного царства»

Дикой и Кабаниха

Савел Прокофьевич Дикой

Хотя Дикой и изображен всего лишь в трех сценах, драматург создал законченный образ. Его имя звучит даже в экспозиции. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще'» — говорит Шапкин.

Дикой — типичный самодур, то есть человек, который действует сугубо по своей прихоти, по собственному произволу, не считаясь с другими. И можно вполне согласиться с Добролюбовым, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает».

Дикой куражится над племянником и над всеми своими домашними, но отступает перед теми, кто может дать ему отпор. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, а он не сможет ответить, то тогда держись все домашние. На них-то Дикой и сорвет всю свою злость.

«Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — говорит Савел прокофьевич Дикой.

Совсем иначе он ведет себя с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит «Ты еще что тут’ Какого еще тут черта водяного» Однако та его довольно быстро укрощает Именно у нее Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома . Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло Только ты одна во всем городе умеешь меня разговорить, Марфа Игнатьевна».

Очевидно, что в Диком есть черты, присущие и народу в целом. На явления природы он смотрит с религиозных позиций, считает, что громоотвод — это «суета» а гроза людям в наказание посылается. Дикой — не исключение для Калинова, а плод всего уклада калиновской жизни Он в каком-то смысле дитя своего города Но самое страшное, что такое отношение к домашним, да и ко всем бесправным калиновцам воспринимается всеми как норма и никаких отклонений в этом не усматривается.

Единственный человек, с которым Савел Прокофьевич Дикой находит общий язык – это Кабаниха.

Кабаниха

Кабанова Марфа Игнатьевна — один из персонажей, которые активно движут действие. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит традиции и ритуалы. По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. И Тихона она вразумляет, что Катерина должна его бояться. Кабанова не просто соблюдает домостроевские нормы, но и борется за них.

Кабанова внушает страх и требует бесприкословного повиновения, соблюдения «Домостроя».

Вывод

  • «Темное царство» цепко держится за все старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте, застой. А застой возможен лишь тогда, когда он поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

ФЕКЛУША

Странница, ходит по городам и поселкам, смотрит на жизнь. Марфа Игнатьевна окружила себя невежественными странницами. Они необходимы ей как воздух, так как поддерживают ее огромный авторитет, без которого она не мыслит своего существования.

И не зря Феклуша говорит «Бла-алепие, милая, бла-алепие’ Красота дивная’ Да что уж говорить’ В обетованной земле живете».

И что интересно, ни красота дивной природы, ни очаровательный вид на Волгу не вызывают такого восторга. Она прославляет именно нравы города. В образе Феклуши драматург показал не самолюбивого человека, каких было много среди странников, а корыстную, невежественную, лживую натуру.

Вред таких людей несомненен. Странница много рассказывает о неведомых землях, в которых неправедные порядки. А в Калинове, по ее мнению, жизнь очень хорошая. Льстит Кабанихе она исключительно в корыстных целях, хочет, чтобы ее вовремя отметили, выделили из числа других. Кроме того, Феклуша защищает интересы Кабановой, а значит, и всего «темного царства».

ВАРВАРА

Дочь Марфы Кабановой, сестра Тихона Кабанова. Мать обладает сильным и властным характером, держит всех у себя в подчинении и постоянной боязни. Однако снисходительна по отношению к своей дочке Варваре. Прекрасно зная, что за жизнь предстоит Варе, когда та выйдет замуж, она охотно отпускает дочь погулять с молодежью и разговаривает с ней по-матерински ласково.

  • Варвара гуляет по ночам с Ваней Кудряшом, приглашает на свидание к Катерине Бориса, дает Кате ключ от калитки в саду, говорит, что в их доме «без обману не проживешь», «делай, что хочешь, только бы шито — крыто было…».

Варвара, прекрасно понимая, что ждет её в кабановском доме после замужества, убегает с Ваней Кудряшом.

Кулигин

Первым, с кем мы встречаемся в пьесе – Кулигин, простой мещанин, механик – самоучка и мечтатель.

Ему за пятьдесят лет, но он деятельный и инициативный.

У него есть цель — сделать жизнь общества лучше, для этого он старается придумать всевозможные изобретения, перпетуум-мобиле (вечный двигатель), чтобы на полученные деньги предоставить жителям города работу.

Только этот персонаж обладает какими-то стремлениями в жизни, все остальные просто живут, решая житейские проблемы или создавая их другим.

Островский в образе Кулигина хотел изобразить вариант решения проблемы в Калинове.

Будь Кулигин не одинок в своих стремлениях или если бы был побогаче, то тогда он мог бы реально изменить жизнь своего общества, но ему ничего этого не дано, и он обречен быть «изгоем» в Калинове.

Катерина

Главная героиня пьесы «Гроза». Нежная, добрая, решительная, легко ранимая, религиозная, восторженно относится к окружающему миру. Даже сны ей снятся необычные, хочет вырваться из плена кабановского дома и улететь, как вольная птица.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Кабаниха не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму .

Варвара и Катерина

Варвара и Катерина

  • если Варвара «отводит» душу на стороне, то Катерина стремиться к счастью в доме: она пытается быть искренней с Кабанихой, хочет быть любима Тихоном. Ей горько от обиды, наносимой свекровью, она ищет возможности отстоять чувство человеческого достоинства и просит Тихона помочь ей.
  • Всё это – свидетельство её честности, цельности, стремления к справедливости в отношениях между людьми. Она не утратила интереса к богатству мира – природе, людям. Её жизнелюбие Островский передаёт и стилем речи, и высказываниями, и характером желаний.
  • В доме мужа и свекрови она «завяла совсем», неволя не просто тяготит её – Катерине хочется улететь, она истосковалась по человеческому теплу и ласке; в ней созревает неприятие кабановских лжи и насилия, но годами воспитанная привычка к повиновению старшим так сильна, что она пугается своих стремлений, переносить эту тяжесть ей труднее, чем Варваре или Тихону, так как она впечатлительнее их.

Тихон Кабанов

  • Сын Марфы Игнатьевны Кабановой, купец. Слабовольный, никогда не перечущий матери, не имеет собственного мнения, живет по материнской указке.
  • По – своему любит Катерину, но ничего не делает, чтобы помочь ей и защитить от гнета Кабанихи.

Катерина и Тихон

Катерина представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте. Но этот мир выродился, патриархальные законы определяют взаимоотношения людей по инерции, этот мир обречен, ибо он сам убивает все лучшее, что он создал. Он убивает Катерину.

Признание

  • Гуляя перед грозой по прибрежному бульвару, Катерина заходит в беседку, на стенах которой нарисованы сцены из ада – «гиена огненная», где будут гореть все грешники после смерти.
  • Не выдерживая проклятий полусумасшедшей барыни и встречи с Борисом, Катерина признается в содеянном перед всем народом.

Последняя встреча с Борисом происходит на берегу Волги. Катерина просит Бориса забрать ее с собой, но Борис отказывает, ссылаясь на то, что «не по своей воле едет…»

Вопросы по теме

  • Составьте родовое дерево семьи Кабановых.
  • Составьте родовое дерево семьи Диких.
  • Дайте характеристику представителям самодурства в пьесе: Дикому и Кабановой.
  • Где происходит действие в пьесе?
  • Сколько времени проходит между 3 и 4 действием?
  • Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие…». В какой ситуации герой их произносит?
  • Какими словами автор заканчивает пьесу?
  • Встречался ли Борис с Тихоном? Если «да», то когда?
  • Почему именно так называется пьеса?
  • Только ли природное явление имеет в виду автор, назвав пьесу «Гроза»?
  • Кто, по вашему мнению, мог помочь Катерине в создавшейся ситуации? Почему именно этот герой и чем?
  • Чьи стихи читает Кулигин?
  • На какие цели просит деньги Кулигин у Дикого? Когда это происходит?
  • Можно ли назвать характер Катерины сильным, русским характером?
  • В чём выражается пристрастие к старине у Кабановой?
  • Почему мы говорим о том, что кроме Катерины в пьесе есть ещё лучики света? Кто?
  • Какова роль полусумасшедшей барыни в пьесе?
  • Почему по – разному реагируют на слова барыни Катерина и Варвара?
  • Что происходит с Варварой в конце пьесы?
  • Кто произносит в пьесе последние слова? Почему?

Заключительная сцена пьесы

videouroki.net

ДИКОЙ И КАБАНИХА — «САМОДУРЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ»

А. Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства, и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение ив репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал.

В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его (Дикого) «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом». Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит «с езуитом» вместо «с иезуитом»), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью («Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!»), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда через ее речь наружу вырываются отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: «Ну, ты не очень горло-то распускай!» — обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

www.testsoch.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *