Содержание

основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

Теория договорного происхождения государства возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII—XVIIIвв. Г. Гре ция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж.Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развити е.

Столь пристальный интерес к названной теории объясняется тем, что многие обоснованные в ней положения неотчуждаемость личных прав и свобод, делегирование властных полномочий, юридическая ответственность государ­ственной власти и т. д.) были использованы в качестве структурных элементов политической программы третьего сословия (буржуазии) в ходе борьбы с королевским абсолютизмом.

Согласно договорной теории государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

Представители договорной теории возникновения государства считали, что договор об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания.

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

Слабая сторона данной теории заключается в том, что государственно-правовые явления рассматриваются как продукт человеческого разума и воли. Такая трактовка происхождения государства и права является субъективно-идеалистической, так как игнорирует объективные экономические и социально-политические факторы. Положительной стороной естественно-правовой теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

 Теория насилия: основоположники, суть теории, ее достоинства и недостатки

Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория получила распространение в конце XIX— начале XXвв. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором.После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию.Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский,Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумплович перен осит закон жизни жи вотных на челове ческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы,— писал он,— начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побеж денных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства - образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировалароль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государство образующемпроцессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

В теории насилия, несомненно, присутствуют элементы экономической концепции. Однако эти две точки зрения на причины происхождения общества и государства не совпадают в главном. Если Маркс и Энгельс доказывают, что государство не есть сила, извне навязанная обществу, а есть результат его внутреннего развития, то Дюринг, Гумплович и другие в основу возникновения государства ставят факторы внутреннего или внешнего насилия. Несмотря на принципиальную несовместимость данных теорий, они, тем не менее, строятся на общей базе: действиях человека, которые обусловлены экономическими и социальными факторами его жизни.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское государство. Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.

Данная теория преувеличивает роль насилия в происхождении государства и ставит на первое место военно-политические факторы вместо социально-экономических.

studfiles.net

Договорная теория происхождения государства и права

 /   /   /  Договорная теория происхождения государства и права

Договорная или естественно-правовая теория происхождения государства и права рассматривает процесс образования государства исключительно как процесс, в рамках которого общество объединилось на основе договора. Первыми, кто пытался объяснить процесс появления такого общественного явления как государство, в рамках данной теории были древнегреческие софисты. Философская мысль последующих периодов (Новое время) также не обходила вниманием естественно-правовую теорию происхождения государства и права, оно развивалась многими выдающимися представителями политико-правовой мысли того времени.

Выдающимися представителями договорной теории стали Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан-Жак Руссо и Поль Гольбах (Франция), Александр Радищев (Российская Империя). Во много их воззрения были противопоставлением божественной теории происхождения государства и права, главенствующей в средневековой религиозной философии. Они полагали, что власть правителя возникает отнюдь не от божественного промысла, а в силу договора между самими людьми.

Поль Гольбах. Договорная теория.

Например, французский мыслитель Поль Гольбах подвергал резкой критике идею о происхождении государственной власти божьим промыслом. Особое внимание в формировании государственной власти Поль Гольбах уделял вопросу воли самого общества. Он полагал, что идеи божественного происхождения государства и права являются исключительно социально вредными.


Жан-Жак Руссо. Договорная теория.

Общественный договор является ключевым понятием и проблемой естественно-правовой (договорной) теории происхождения государства и права, именно поэтому многие мыслители уделяли особое внимание этому вопросу. Так, наиболее ярко вопросы сущности общественного договора попытался раскрыть выдающийся французский мыслитель Жан-Жак Руссо в свое труде «Об общественном договоре». Он полагал что сущность (самое важное в нем) общественного договора является форма соединения людей, которая защищала бы личные и имущественные интересы как отдельного человека, так и всего общества. Жан-Жак Руссо полагал, что государство есть продукт общественного договора, союз членов общества. Сущностью и целью существования государства, по его мнению, является забота о благе всего общества в целом и каждого его члена в частности. При этом право есть инструмент, с помощью которого государство достигает свою цель. Также он отстаивал идеи народовластия, согласно его воззрениям только лишь воля народная может управлять государством согласно общественному договору.

В рамках договорной теории происхождения государства и права последовательно отстаивается тезис о том, что любой народ имеет право на сопротивление не праведной власти вплоть до ее свержения.



Джон Локк. Договорная теория.

Английский философ Джон Локк выдвигал теория о том, что естественное состояние человека – состояние исключительной свободы. Таким образом, до появления государства человеческое общество находилось в естественном состоянии. Такое состояние общество предполагало ряд противоречий и конфликтов, так в естественном состоянии отсутствовали институты, которые могли бы разрешать споры и конфликтные ситуации между людьми. Именно по этой причине, в целях построение равного и справедливого общества люди были вынужденные создать государство. Общество осознается, что для достижения общего благо необходимо передать часть функций по общественному управлению (часть своей свободы) отдать группе людей, занимающихся управлением, в результате возникает государство. Цель существования государства по Джону Локку – защита естественных прав людей.


Томас Гоббс. Договорная теория.

Томас Гоббс, также как Джон Локк предполагал, что до возникновения государства общество находилось в естественном состоянии. Однако Томас Гоббс отстаивал тезис о том, что люди находились в состоянии войны «все против всех», а конечной свободой является состояние анархии и всеобщего хауса. Таким образом, общество приходит к пониманию того, что необходимо ограничить всеобщую свободу для общего блага и справедливости, это ограничение и есть суть общественного договора. Государство согласно воззрениям Томаса Гоббса возникает в результате делегирования общество полномочий по поддержанию общественного порядка определенной группе людей. Власть государства абсолютна, и независима от любых внешних и внутренних сил. Государство может применять к своим подданным любые средства принуждения для достижения высшей цели – поддержание общественного порядка, ограждать общество от внешних и внутренних врагов.


А.Н. Радищев. Договорная теория.

Выдающимся российским представителем договорной или естественно-правовой теории был А.Н. Радищев. Он полагал, что государственная власть принадлежит исключительно народы и передана им правителю (монарху). При этом народ должен иметь возможность контролировать правителя. Общественный договор по Радищеву есть молчаливое согласие членов общества на передачу части властных полномочий для защиты слабых и организации всеобщей справедливости. А.Н. Радищев, также отстаивал право народа на восстание, если правитель злоупотребляет своими полномочиями или чинит произвол. Сущность и основной целью государство является достижение «блаженства граждан».

Интересное:

www.student-pravo.ru

Договорная теория происхождения государства

Определим основные черты договорной теории происхождения государства.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение в XVII – XVIII веках в произведениях таких мыслителей, как Гроций, Руссо, Радищев и др. По мнению представителей договорной теории происхождения государства, оно появляется как продукт сознательного творчества и результат договора между людьми, которые находились до этого в «естественном», то есть первобытном состоянии.

По мнению сторонников договорной теории, государство – это рациональное сообщество людей, возникшее на основе достижения соглашения между ними. По этому соглашению (договору) они передают часть своей свободы и власти в пользу государства. Подобным образом изолированные до возникновения государства индивиды превращаются в единый народ.

В результате у государей и общества формируется система взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность, которая наступает в случае их невыполнения.

В рамках данной системы прав и обязанностей государство может принимать законы, собирать налоги, задерживать и наказывать преступников и т.п., но в то же время оно обязано защищать свою территорию, права и собственность граждан и т.д.

Граждане обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но они имеют право на защиту своих прав, свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью – разорвать договор с ними даже путем их свержения.

С одной стороны, договорная теория стала важным шагом в познании государства, так как преодолевала религиозные представления о происхождении государственности и политической власти. Договорная теория происхождения государства имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на смену власти плохого правителя вплоть до восстания.

С другой стороны, недостатком договорной теории происхождения государства является идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего существования понимает необходимость выработки соглашения между народом и правителями.

Договорная теория происхождения государства недооценивает объективные (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и т.д.) факторы в процессе происхождения государства и преувеличивает значение субъективных обстоятельств.

lecu.ru

Договорная теория происхождения государства — Мегаобучалка

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителямпатриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.

Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.



Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Теория насилия

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

Органическая теория

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

megaobuchalka.ru

Основные теории происхождения государства | Теория государства и права вики


Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. Основными теориями происхождения государства являются следующие:

    1.Теологическая теория Править

    Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен

    - Государство, как всё сущее в мире, создано Богом, а право есть божественная воля, божественное откровение.

    - Государственная власть вечна и незыблема и зависит только от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

    - Проникнуть в тайну божественного замысла невозможно, а значит невозможно достичь  природу государства.

    - Каждый обязан подчиняться государству во всём, как власти от Бога.

    - Неподчинение государственной власти расценивается как неподчинение богу, как тяжкий грех.

    - Существующее социально-экономические и юридические неравенство людей предопределено божественной волей, и с этим необходимо смириться.

    2. Патриархальная теория Править

    Представители: Аристотель, Конфуций, Платон, Н. Михайловский, Р. Филмер, Д. Мердок, Г. Мэм

    - Люди – существа коллективные. Они стремятся к взаимному общению, что приводит к образованию семьи.

    - Развитие и разрастание семьи, увеличение числа семей приводит к образованию родов, племён, союзов племён, а в конечном итоге – к образованию государства.

    - Власть государя есть продолжение власти отца над членами его семьи, и она является неограниченной.

    - Поскольку власть патриарха имеет божественное происхождение, поданные обязаны беспрекословно подчиняться государю во всём, а он должен заботится о своих поданных.

    - Всякое сопротивление государственной власти недопустимо. Лишь отеческая забота государя способна обеспечить человеку и обществу нормальные условия жизни.  

    3. Договорная теория:Править

    Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо

    Образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. С появлением классов возникла необходимость в силе, которая не позволит произойти коллапсу общества. Этой силой стало государство.

    Общественное раз

    Совершенствование потребляется его производителем –> 

    Накопление избыточного продукта у старейшин, вождей, жрецов (Появление частной собственности) –>

    Имущественная дифференциация общества –>

    Социальная дифференциация общества(Имущие и неимущие) –>

    Возникновение противоречий между классами –>

    Организация власти родового общества не в состоянии регулировать общественные отношения –>

    Возникает необходимость создания новой организации власти (Государства)

    4. Психологическая теория:Править

    Представители: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд

    Возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. 

    5. Теория насилия:Править

    Представители: Е. Дюринг, К. Каутский

    Государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными племенами, которые создают принудительный аппарат (государство) для управления побежденными..

    6. Патримониальная теория:Править

    Представители: К. Галлер.

    Государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. 

    7. Органическая теория: Править

    Представители: Г. Спенсер.

    По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

    Основные положения теологической теории происхождения государства и права

    Теологическая теория происхождения Г и П – широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция явл. офиц. доктрина Ватикана, авт. кот. явл. Фома Аквинский (XII-XIII вв). Последователями этой теории явл. также Маритэн, Мерсье, Лебюфф, Эйве.

    1) Согласно Ттеории, гос-во – это продукт божеств. воли и вечного божеств. разума, практическое воплоще­ние власти бога на земле.

    2) По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.

    3) Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос. воли как продолжению воли божественной. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных.

    4) Естественное право имеет божеств. происхожд. Всевышний дает также нормы права. правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. Об этом указыв. в Библии: "… Бог дал народу устав и закон, и там испытвал его", "Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возвещать детям их"… А в Коране от имени Аллаха говорится, что "мы ниспослали его как арабский судебник".

    5) Концепцией утверждается сведение отдельного человека до “винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить.

    Положительная сторона теории – теологи рассматривают естеств. право как неотчуждаемое и неизменное право человека. Большинство представителей данной теории ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в общ-ве и гос-ве, за уважение гос. власти и юр. институтов.

    Недостаток теории – объективно-идеалистический хар-р, так как ставит Г и П в зависимость от воли Бога. Умаляются эконом, соц, военные факторы. Каждое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и т.д.) отдает предпочетние в создании Г и П своему божеству и его пророком. Так, христиане считают, что Г и П созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты считают Г и П воплощением мировой души (Брахмы). Та или иная религия, как правило, не признает догматов иного вероучения по этому вопросу.



    Теологическая теория имеет и другие аспекты, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

    Так по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами.

    В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел.

    По религиозно-мифологическим представлениям древних евреев единый бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его главой и царем, законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея).

     

    6. Основные положения договорной теории происхождения государства.
    Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Дж.Локк и Г.Гоббс, во Франции в XVIII веке – Ж .-Ж.Руссо. В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот­ребление властью и произвол. Александр Радищев считал, что Г возникает не как рез-т некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общ-ва в целях защиты слабых и угнетенных.

    Джон Локк – всякое мирное образование гос-в имело в своей основе согласие народа. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. обще­ственный договор, по его мнению, представлял собой определен­ный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

    По мнению Руссо – основная задача, кот. призван решать Общественный договор – это найти такую форму ассоциации, кот. защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоц., и благодаря кот. каждый, соединяясь со всеми, подчиняется только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. Гос-во рассматривается им как "условная личность", жизнь кот. заключ. в союзе ее членов. Главная его забота – самосохранение, забота об общем благе, о благе общ-ва, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право. Причем законами явл. лишь такие акты, кот. непосредств. принимаются или утвержд. путем проведения референдума самим народом. Руссо считал, что у народа имеется неотчуждаемое право на сопротивление тиранам.

    Согласно е-п теории, чел-ку от рожд. присуще естественное право, кот. включ. в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосн. и чсобс-ть. Гос-во создает позитивное право в форме законов. Естеств. П явл. по отнош. к позитивному высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права явл. целесообразность.

    Таким образом, согласно договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

    Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объ­единение, на образование государства, превращая неорганизован­ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: госу­дарство.

    В договорной теории в связи с этим различали первичный до­говор объединения и вторичный договор подчинения, договор наро­да с князем или иным государственным органом.

    Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления госу­дарства, а как состояние общества, когда люди добровольно объ­единились в его государственно-организационную форму, как прин­цип, обосновывающий правомерность государственной власти.

    Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверените­та, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестно­го, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномо­чиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. обще­ственный договор, по его мнению, представлял собой определен­ный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

    Отражала эта теория и договорную практику многих фео­дальных городов, заключавших договор с князем о его материаль­ном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

    Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти не­годного монарха, вплоть до революционного восстания.

    Теория насилия.

     

    Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права. Наиболее видные ее представители – немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и К. Каутский (1854-1938).

    Основой этой теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одним племенем другими. «История не предъявляет нам ни одного примера,- рассуждал в связи с этим Л.Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве»,- где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

    По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается спец. аппарат принуждения – гос-во, и его инструмент – право. Он считал, что основой обществ. развития явл. формы полит. отнош., а эконом. отнош. – это следствие полит. актов.

    Таким образом, согласно этой теории, государство – это естественно (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обращая их в живые орудия.

    С целью закрепл. своих завоеваний и неравного положения людей в общ-ве, взимания налогов и сборов, регулир. повед. людей в сфере хоз. деят-ти, распред, торговли, разреш. юрспоров гос. органы приспосабливают к своим интересам и потребностям существ. в общ-ве обычаи и издают законы. Таким образом и возникает право.

    Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. Была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

    Отвергать полностью ТН нельзя не только из формальных соображ., но и на основании историч. опыта, кот. подтв., что завоевание одних народов другими явл. реальным фактом существования государственности длительное время (напр. Золотая Орда). Элементы насилия, как внутр, так и внешнего объективно. присутствовали и спровождали процесс возникновения любого гос-ва.

    Положительным в этой т. явл. то, что она обстоятельно раскрыла роль насилия в образов. и разв. г и п у многих народов мира.

    Однако, здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естеств.-историч. процесс образ. г и п. Сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляется частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государств (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

    Таким образом, данная т. преувеличивает роль насилия и ставит на первое место военно-политические факторы, недооцениваются роль причин соц.-эконом.


    8. Понятие и структура государственного аппарата.

    Аппарат государства - система государственно- властных органов с помощью которых решаются задачи и функции гос-ва. Структура: гос.органы, гос.учрежд.и организации, гос.служащие, оргпнизационные финансовые и иные ср-ва.

    По конституции РФ- президент-глава государства-гарант конституции, прав и свобод человека и гражданина.Он определяет основные направления внеш.и внут.политики гос-ва. Представляет страну внутри и на международной арене. Явл. Верховным главнокамандующим ВС РФ. Избирается на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Органы представительной и законадательной власти. Федеральное собрание- Совет федерации и Гос.Дума. В СФ по 2 представителя от субъекта. ГД=450 депутатов.(принятие законов). ФС-постоянно действующий орган. ФС образуют счётную палату для осуществления контроля за исполнением фед.бюджета. СФ- рассматривает и утверждает законы, принятые ГД, изменяет границы между субъектами, утвержает указы президента о введении ЧП,назначает выборы президента, назначает на должность судей Конституционного, аерховного и высшего арбитражного., назначает глав.прокурора и т.д.

    ГД- даёт согласие президенту на назначение председателя правительства, объявляет амнистии ит.д.

    Органы исполнительной власти- Правительство. Состоит из председателя, заместителей и фед.министров. Обеспечивает проведение единой политики в области фнансов, культуры, здравоохранения безопасности и т.д. Органы исполнительной власти: фед.министерства(внутренних дел, ЧС…), гос.комитеты(кинематогрофии, строительства…), фед.службы России(безопасности, архивная и т.д.), фед.надзоры России(горный, промышленный…), и т.д.

    Судебная власть- самостоятельна. Конституционный суд является суд.органом конституционного контроля.Рассматривает дела, связанные с охраной Конституции и даёт её толкование.

    Верховный суд- явл.высшим суд.органом по гр.уг.адм. делам, подсудным судам общей юрисдикции , осуществляет надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

    Высший арбитражный- высший суд.орган по экономическим вопросам.

    Прокуратура- состовляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору.Прокуратура осуществляет разносторонний контроль за соблюдением конституции и исполнением законов, также осуществляет уголовное преследование.

    ВС,воинские формирования и органы. ВС РФ- гос.военная организация, состовляющая оборону страны. Управление осуществляет министр обороны.

    megaobuchalka.ru

    ВОПРОС. 10. Договорная и органическая теории происхождения государства.


    ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 24Следующая ⇒

    Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

    По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

    Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

    Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

    Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

    С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

    С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

    Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

    По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

    Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

    Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

    Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

    ВОПРОС 11.Теория насилия

    Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

    Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

    По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

    С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

    Теория насилия. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

    Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумлловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

    Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принуди тельный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствую щим и эксплуатирующим, другая — угнетенным и эксплуатируемым

    классом».

    В теории насилия, несомненно, присутствуют элементы экономической концепции. Однако эти две точки зрения на причины происхождения общества и государства не совпадают в главном. Если Маркс и Энгельс доказывают, что государство не есть сила, извне навязанная обществу, а есть результат его внутреннего развития, то Дюринг, Гумплович и другие в основу возникновения государства ставят факторы внутреннего или внешнего насилия. Несмотря на принципиальную несовместимость данных теорий, они тем не менее строятся на общей базе: действиях человека, которые обусловлены экономическими и социальными факторами его жизни.

    Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское государство. Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.

    В этой связи следует сказать о непоследовательности представлений марксистской теории о государстве. С одной стороны, она признает революционный, насильственный путь переход» от одного типа государства к другому, а с другой — отрицает роль насилия (в широком смысле) в образовании государства.


    Рекомендуемые страницы:

    lektsia.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о