Растительная клетка — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Основой строения всех живых организмов является клетка. Это наименьшая часть организма, способная самостоятельно существовать и имеющая все признаки жизни.

 

Клетки мякоти апельсина или грейпфрута можно видеть невооружённым глазом или при помощи лупы. Многие клетки настолько малы, что их можно увидеть только под микроскопом. То, что живые организмы состоят из клеток, учёные открыли ещё в \(17\) веке.

 

 

Известны самостоятельно существующие организмы, состоящие из одной клетки, например, простейшими является часть зелёных водорослей.

Строение растительной клетки

 

Ядро — самая важная составная часть клетки. Ядро отвечает за все процессы, происходящие в клетке. Ядро содержит наследственную информацию о том, какой будет новая клетка, которая образуется в результате процесса деления.

 

Цитоплазма — бесцветное, вязкое вещество, наполняющее клетку. В цитоплазме находятся все остальные части клетки.

  

Мембрана — тонкая полупроницаемая плёнка, которая окружает цитоплазму и отвечает за поступление в клетку и вывод из неё различных веществ. Она находится под клеточной стенкой.

  

Обрати внимание!

В растительной клетке имеются части (органоиды), которых нет в клетках животных. Это клеточная стенка, пластиды и вакуоль.

Клеточная стенка защищает клетку и придаёт ей определённую форму. В состав клеточной стенки входит целлюлоза, придающая прочность.

  

Пластиды — маленькие составные части клетки. Пластиды могут быть бесцветными и цветными. Зелёные пластиды называют хлоропластами, в них происходит процесс фотосинтеза.

 

Вакуоль — полость, заполненная клеточным соком и образованными клеткой веществами. Чем старше клетка, тем больше её вакуоль.

www.yaklass.ru

Урок № 5. Строение растительной клетки

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Цели: сформировать знания о клетке как о живой единице ра­стительного организма; раскрыть особенности строения расти­тельной клетки и значение ее частей; дать понятие об оболочке, цитоплазме, ядре, вакуолях.

      Оборудование и материалы: лупы различных размеров, таблица «Строение растительной клетки», таблица с изображениями раз­личных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антони ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдена.

      Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембра­на, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эн- доплазматическая сеть, аппарат (комплекс) Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Ответьте на вопросы.

        Как называется раздел биологии, изучающий строение клетки?

        Чем являются эукариоты?

        Чем они отличаются от прокариот?

        К какой группе относятся растения?

        Какие растения называются высшими?

        В чем основное отличие низших растений от высших?

        Приведите примеры низших и высших растений.

        Какие части клетки мы называли на предыдущих уроках?

          Изучение нового материала

            Рассказ учителя с элементами беседы

              Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках уве­личительное стекло. (Учитель демонстрирует лупы различных размеров.)

              Как иначе оно называется? (Лупа.)

              Что можно делать с помощью увеличительного стекла? (Вы­жигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматри­вать мелкие предметы.)

              Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!

              А как вы думаете, когда впервые была изобретена лупа? (Ответы учащихся.)

              Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до н. э. драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение.

              Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (Ответы учащихся.)

              Обычная лупа дает увеличение всего в 2—30 раз. Но мы знаем, что есть увеличительный прибор, способный увеличивать гораздо сильнее.

              Что это за прибор? (Микроскоп.)

              А как давно был изобретен микроскоп? (Ответы учащихся.)

              А вы знаете, кто его изобрел? (Ответы учащихся.)

              Изобретателем этого прибора считают голландца Антони ван Левенгука. Левенгук был простым торговцем, но очень любопыт­ным. Он первым обнаружил живых существ в капле воды и за свои открытия даже был избран членом Лондонского королевского об­щества, к нему в гости приезжала сама английская королева. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз! Современные све­товые микроскопы дают увеличение до 3500 раз, а электронный микроскоп может увеличивать изображение в сотни тысяч раз! Но микроскоп Левенгука был больше похож на этажерку из раз­личных увеличительных стекол, чем на современный микроскоп.

              А кто же усовершенствовал этот прибор? (Ответы учащихся.)

              Английский ученый Роберт Гук изобрел специальный освети­тель для микроскопа. Но знаменит он не только этим.

              Кто знает, что принесло известность этому ученому? (От­веты учащихся.)

              Он первым увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Эти ячейки он называл и «ящичками», и «коробочками», и клетками. Именно это название мы используем до сих пор. Потом Гук видел клетки и на срезах других растений.

              Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения. Клетки животных рассмотреть гораздо труднее, так как граница между ними видна намного хуже.

              Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся.)

              Мы с вами об этом говорили, когда сравнивали строение ра­стительной и животной клеток. Клеточная стенка растений состо­ит из клетчатки (целлюлозы), а наружный слой клеток животных тонкий, эластичный.

              Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули в 1839 г. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта концепция получила название «клеточная теория».

              Из клеток, как из кирпичиков, состоят все живые организмы: и крупные, и самые маленькие. Как вы знаете, есть даже такие, которые состоят всего из одной клетки. Клетка — это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Кроме того, клетка и сама по себе живая. Все живые организмы представляют собой или одну свободноживущую клетку, или какое-то коли­чество объединенных клеток.

              Вспомните, какими свойствами обладают все живые орга­низмы.

              Клетка фактически является самовоспроизводящейся хими­ческой системой. Она физически отделена от своего окружения, но обладает способностью обмена с этим окружением, т. е. спо­собна поглощать вещества, которые необходимы ей в качестве пищи, и выводить наружу накопившиеся отходы. Клетки способ­ны размножаться при помощи деления.

              Рассмотрим более подробно строение растительной клетки. Как мы уже говорили, все клетки отделены друг от друга плаз­матической мембраной — плотной прозрачной оболочкой (от лат. «мембрана» — пленка), основная задача которой — защищать со­держимое клетки от воздействия внешней среды. Если рассмот­реть ее под микроскопом, то местами можно увидеть более тонкие участки — поры.

              Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки (целлюлозы). Она прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток (снаружи) находится межклеточное вещество, соединяющее клетки. При разрушении межклеточного вещества клетки разъединяются.

              Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой — бес­цветным вязким полупрозрачным веществом, — в которой про­текают различные химические процессы. В живой клетке ци­топлазма постоянно движется. Скорость ее движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цито­плазмы обеспечивает перенос питательных веществ. Цитоплазма одних клеток соединяется с цитоплазмой других клеток тонкими цитоплазматическими нитями, проходящими через поры обол чек. За счет этого между клетками происходит постоянный обмен веществ. У молодых клеток цитоплазма заполняет практически весь объем.

              В цитоплазме располагаются многочисленные органоиды клет­ки. Органоиды — дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.

              Цитоплазма как бы связывает между собой различные органоиды клетки. Вспомните, на первом уроке мы с вами говорили о прокариотах и эукариотах.

              К какой группе относятся эти растения? (К эукариотам.)

              В чем основное отличие эукариот? (Клетки этих организмов имеют ядро.)

              Важнейшим органоидом клетки является ядро. Обычно оно крупное и четко выражено. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр. Он принимает участие в делении клетки.

              Вся цитоплазма пронизана сетью многочисленных мелких канальцев. Они связывают между собой различные части клет­ки с плазматической мембраной, помогают в транспортировке различных веществ внутри клетки. Это эндоплазматическая сеть.

              В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.

              Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Су­ществуют три вида пластид. Они различаются по форме, цвету, размерам и функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хро­мопласты — красную, а лейкопласты — белую.

              Помимо этого, в клетке находятся различные включения — вре­менные образования, например крахмальные или белковые зерна, а также капли жиров. Эти включения накапливаются как допол­нительный запас питательных веществ, который впоследствии используется организмом.

              В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие кле­точный сок. Эти образования называются вакуолями.

              Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу


               

               

              Органоиды

              Описание

              Функции

              Плазма­

              тическая

              мембрана

              Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней ее стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из цел­люлозы (клетчатки). Прониза­на специальными отверстия­ми — порами

              Защита клетки от внеш­него воздействия, при­дание клетки опреде­ленной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней сре­дой, в контактировании клеток друг с другом

              Ядро

              Самый крупный органоид клетки, окружен ядерной оболочкой, пронизанной по­рами, внутри находятся одно или несколько ядрышек, хро­мосомы, ДНК, РНК

              Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена ве­ществ внутри клетки

              Пластиды:

              Присутствуют только в растительных клетках

              Хлоропла­сты

              Имеют овальную форму, зеленую окраску, содержат хлорофилл

              Фотосинтез

              Хромопла­сты

              Имеют желтую, оранжевую или красную окраску, содер­жат пигменты

              Обеспечивают окраску плодов, лепестков, осен­них листьев

              Лейкопла­сты

              Бесцветные, округлой или па­лочковидной форм, содер­жатся в неокрашенных частях растений (стебли, клубни, корни)

              В них накапливаются запасные питательные вещества

              Эндоплаз- матическая сеть

              Сеть многочисленных кана­лов и полостей в цитоплазме клетки

              Синтез, накопление и транспортировка орга­нических веществ

              Аппарат(комп­

              лекс)

              Гольджи

              Имеет сложную форму, со­стоящую из полостей, трубо­чек и пузырьков

              Накопление и выделение продуктов обмена

              Клеточ­ный центр

              Присутствует не во всех клет­ках. Состоит из двух цилинд­рических телец, расположен­ных под углом друг к другу

              Принимает участие в де­лении клетки

              Рибосомы

              Мелкие тельца, по форме на­поминающие восьмерку

              Сборка сложных молекул белков

              Лизосомы

              Небольшие овальные тельца с различными ферментами внутри

              Внутриклеточное перева­ривание пищи, удаление отмерших органоидов

              Митохон­

              дрии

              Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней ча­сти мембраны

              Образование и накоп­ление энергии (синтез АТФ)

               

               


               


               

               

              Не во всех учебниках названы и охарактеризованы все основ­ные органоиды клетки. Объем материала для изучения определяет сам учитель.

              Рекомендуется дать детям время на самостоятельное заполнение таблицы (примерно 10 мин), после чего взять на про­верку тетради у нескольких учеников, а в это время 3—4 человека отвечают устно и должны охарактеризовать 2—3 органоида. При необходимости класс их поправляет и дополняет. Таким образом, при проверке работы на уроке может быть задействовано наи­большее количество учеников при наименьших затратах времени. После проверки таблицы учитель может внести свои коррективы, уточнить некоторые формулировки, дать дополнительные све­дения. Поэтому рекомендуется заранее предупредить учащихся о том, что необходимо оставлять место в каждой ячейке таблицы для внесения дополнительных сведений, не указанных в учеб­нике. Кроме того, возможен вариант, при котором учитель зара­нее на компьютере изготавливает сетку таблицы, размножает ее и раздает каждому ученику. После заполнения таблицы учащиеся вклеивают или подшивают ее в тетрадь. Это делается для эконо­мии времени на уроке.)

              Закрепление знаний и умений

                Ответьте на вопросы.

                Докажите, что клетка является живым организмом.

                Что такое органоид?

                Какие органоиды растительной клетки вы знаете?

                Каких органоидов нет у животной клетки?

                В чем отличие клеточной оболочки у животной и расти­тельной клеток?

                Что такое цитоплазма?

                Какова основная функция ядра?

                Зарисовать строение клетки (из учебника), подписать ос­новные части клетки.

                Пользуясь материалом, изученным ранее, а также знания­ми, полученными на уроке, и текстом учебника, заполнить таб­лицу «Сравнение животной и растительной клеток».

                  Признак сравнения

                  Животная клетка

                  Растительная клетка

                     

                  Творческое задание. Из цветного пластилина вылепить расти­тельную клетку. Она может быть выполнена как в объеме, так и на листе картона (на плоскости).

                  Задание для учеников, интересующихся биологией. Вспомнить литературные произведения, в которых важную роль сыграли уве­личительные приборы. Подготовить доклад об истории изобрете­ния микроскопа и об истории открытия клетки.

                  строение растительной клетки

                   

                   

                   

                  Клеточное строение растений

                   

                   

                   

                  Строение растительной клетки на примере клеток кожицы чешуи лука

                   

                   

                   

                  Биология |Подготовка к ЕГЭ 2017 | Растительная клетка

                   

                   

                  Ресурсы:

                  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                  Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                  Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                  В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                  Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                  Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                  учебник «Биология», 6-й класс

                  Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                  Хостинг презентаций

                  — http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Строение растительной клетки

                  Растительная клетка состоит из более или менее жесткой клеточной оболочки и протопласта. Клеточная оболочка – это клеточная стенка и цитоплазматическая мембрана. Термин протопласт происходит от слова протоплазма, которое долгое время использовалось для обозначения всего живого. Протопласт – это протоплазма индивидуальной клетки.

                  Протопласт состоит из цитоплазмы и ядра. В цитоплазме находятся органеллы (рибосомы, микротрубочки, пластиды, митохондрии) и мембранные системы (эндоплазматический ретикулум, диктиосомы). Цитоплазма включает в себя еще цитоплазматический матрикс ( основное вещество ) в которое погружены органеллы и мембранные системы. От клеточной стенки цитоплазма отделена плазматической мембраной, которая представляет собой элементарную мембрану. В отличие от большинства животных клеток растительные клетки содержат одну или несколько

                  вакуолей. Это пузырьки, заполненные жидкостью и окруженные элементарной мембраной ( тонопластом).

                  Строение растительной клетки

                  В живой растительной клетке основное вещество находится в постоянном движении. В движение, называемое током цитоплазмы или циклозом, вовлекается органеллы. Циклоз облегчает передвижение веществ в клетке и обмен ими между клеткой и окружающей средой.

                  Плазматическая мембрана. Представляет собой бислойную фосфолипидную структуру. Для растительных клеток свойственны впячивания плазматической мембраны.

                  Плазматическая мембрана выполняет следующие функции:

                  -участвует в обмене веществ между клеткой и окружающей средой;

                  -координирует синтез и сборку целлюлозных микрофибрилл клеточной стенки;

                  -передает гормональные и внешние сигналы, контролирующие рост и дифференцировку клеток.

                  Ядро. Это наиболее заметная структура в цитоплазме эукариотической клетки. Ядро выполняет две важные функции:

                  -контролирует жизнедеятельность клетки, определяя, какие белки, и в какое время должны синтезироваться;

                  -хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам в процессе клеточного деления.

                  Ядро эукариотической клетки окружено двумя элементарными мембранами, образующие ядерную оболочку. Она пронизана многочисленными порами диаметром от 30 до 100 нм, видимыми только в электронный микроскоп. Поры имеют сложную структуру. Наружная мембрана ядерной оболочки в некоторых местах объединяется с эндоплазматическим ретикулумом. Ядерную оболочку можно рассматривать как специализированную, локально дифференцированную часть эндоплазматического ретикулума (ЭР).

                  В окрашенном специальными красителями ядре можно различить тонкие нити и глыбки

                  хроматина и нуклеоплазму (основное вещество ядра). Хроматин состоит из ДНК, связанной со специальными белками – гистонами. В процессе клеточного деления хроматин все более уплотняется и собирается в хромосомы. В ДНК закодирована генетическая информация.

                  Организмы различаются по числу хромосом в соматических клетках. Например, капуста имеет – 20 хромосом; подсолнечник – 34; пшеница – 42; человек – 46, а один из видов папоротника Ophioglossum – 1250. Половые клетки (гаметы) имеют только половину количества хромосом, характерных для соматических клеток организма. Число хромосом в гаметах называют гаплоидным (одинарным), в соматических клетках – диплоидным (двойным). Клетки, имеющие более двух наборов хромосом, называются полиплоидными.

                  Под световым микроскопом можно рассмотреть сферические структуры –

                  ядрышки. В каждом ядре имеется одно или несколько ядрышек, которые заметны в неделящихся ядрах. В ядрышках синтезируются рибосомные РНК. Обычно в ядрах диплоидных организмов имеется два ядрышка по одному для каждого гаплоидного набора хромосом. Ядрышки не имеют собственной мембраны. Биохимически ядрышки характеризуются высокой концентрацией РНК, которая здесь связана с фосфопротеидами. Размер ядрышек зависит от функционального состояния клетки. замечено, что у быстро растущей клетки, в которой идут интенсивные процессы синтеза белка, ядрышки увеличиваются в размерах. В ядрышках продуцируются иРНК и рибосомы, выполняющие синтетическую функцию только в ядре.

                  Нуклеоплазма (кариоплазма) представлена гомогенной жидкостью, в которой растворены различные белки, в том числе и ферменты.

                  Митохондрии. Как и хлоропласты, митохондрии окружены двумя элементарными мембранами. Внутренняя мембрана образует множество складок и выступов –

                  крист, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность митохондрии. Они значительно меньше, чем пластиды, имеют около 0,5 мкм в диаметре и разнообразны по длине и форме.

                  В митохондриях осуществляется процесс дыхания, в результате которого органические молекулы расщепляются с высвобождением энергии и передачей её молекулам АТФ, основного резерва энергии всех эукариотических клеток. Большинство растительных клеток содержит сотни и тысячи митохондрий. Их число в одной клетке определяется потребностью клетки в АТФ. Митохондрии находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной части клетки в другую, сливаясь друг с другом делятся. Митохондрии обычно собираются там, где нужна энергия. Если плазматическая мембрана активно переносит вещества из клетки в клетку, то митохондрии располагаются вдоль поверхности мембраны. У подвижных одноклеточных водорослей митохондрии скапливаются у оснований жгутиков, поставляя энергию, необходимую для их движения.

                  Митохондрии, как и пластиды, являются полуавтономными органеллами, содержащими компонентами, необходимые для синтеза собственных белков. Внутренняя мембрана окружает жидкий матрикс, в котором находятся белки, РНК, ДНК, рибосомы, сходные с бактериальными и различные растворенные вещества. ДНК существует в виде кольцевых молекул, располагающихся в одном или нескольких нуклеоидах.

                  На основании сходства бактерий с митохондриями и хлоропластами эукариотических клеток можно предположить, что митохондрии и хлоропласты произошли от бактерий, которые нашли «убежище» в более крупных гетеротрофных клетках — предшественниках эукариот.

                  Микротельца. В отличие от пластид и митохондрий, которые отграничены двумя мембранами, микротельца представляют собой сферические органеллы, окруженные одной мембраной. Микротельца имеют гранулярное (зернистое) содержимое, иногда в них встречаются и кристаллические белковые включения. Микротельца связаны с одним или двумя участками эндоплазматического ретикулума.

                  Некоторые микротельца, называемые проксисомами, играют важную роль в метаболизме гликолевой кислоты, имеющем непосредственное отношение к фотодыханию. В зеленых листьях они связаны с митохондриями и хлоропластами. Другие микротельца, называемые, глиоксисомами, содержат ферменты, необходимые для превращения жиров в углеводы. Это происходит во многих семенах во время прорастания.

                  Вакуоли – это отграниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью – клеточным соком. Они окружены тонопластом (вакуолярной мембраной).

                  Молодая растительная клетка содержит многочисленные мелкие вакуоли, которые по мере старения клетки сливаются в одну большую. В зрелой клетке вакуолью может быть занято до 90% её объема. При этом цитоплазма прижата в виде тонкого периферического слоя к клеточной оболочке. Увеличение размера клетки в основном происходит за счет роста вакуоли. В результате этого возникает тургорное давление и поддерживается упругость ткани. В этом заключается одна из основных функций вакуоли и тонопласта.

                  Основной компонент сока – вода, остальные варьируют в зависимости от типа растения и его физиологического состояния. Вакуоли содержат соли, сахара, реже белки. Тонопласт играет активную роль в транспорте и накоплении в вакуоли некоторых ионов. Концентрация ионов в клеточном соке может значительно превышать ее концентрацию в окружающей среде. При высоком содержании некоторых веществ в вакуолях образуются кристаллы. Чаще всего встречаются кристаллы оксалата кальция, имеющие различную форму.

                  Вакуоли – места накопления продуктов обмена веществ (метаболизма). Это могут быть белки, кислоты и даже ядовитые для человека вещества (алкалоиды). Часто откладываются пигменты. Голубой, фиолетовый, пурпурный, темно-красный, пунцовый придают растительным клеткам пигменты из группы антоцианов. В отличие от других пигментов они хорошо растворяются в воде и содержатся в клеточном соке. Они определяют красную и голубую окраску многих овощей (редис, турнепс, капуста), фруктов (виноград, сливы, вишни), цветов (васильки, герани, дельфиниумы, розы, пионы). Иногда эти пигменты маскируют в листьях хлорофилл, например, у декоративного красного клена. Антоцианы окрашивают осенние листья в ярко-красный цвет. Они образуются в холодную солнечную погоду, когда в листьях прекращается синтез хлорофилла. В листьях, когда антоцианы не образуются, после разрушения хлорофилла заметными становятся желто-оранжевые каротиноиды хлоропластов. Наиболее ярко окрашены листья холодной ясной осенью.

                  Вакуоли участвуют в разрушении макромолекул, в круговороте их компонентов в клетке. Рибосомы, митохондрии, пластиды, попадая в вакуоли, разрушаются. По этой переваривающей активности их можно сравнить с лизосомами – органеллами животных клеток.

                  Вакуоли образуются из эндоплазматической сети (ретикулума)

                  Рибосомы. Маленькие частицы (17 – 23нм), состоящие примерно из равного количества белка и РНК. В рибосомах аминокислоты соединяются с образованием белков. Их больше в клетках с активным обменом веществ. Рибосомы располагаются в цитоплазме клетки свободно или же прикрепляются к эндоплазматическому ретикулуму (80S). Их обнаруживают и в ядре (80S), митохондриях (70S), пластидах (70S).

                  Рибосомы могут образовывать комплекс, на которых происходит одновременный синтез одинаковых полипептидов, информация о которых снимается с одной молекулы и РНК. Такой комплекс называется полирибосомами (полисомами).

                  Клетки, синтезирующие белки в больших количествах, имеют обширную систему полисом, которые часто прикрепляются к наружной поверхности оболочки ядра.

                  Эндоплазматический ретикулум. Это сложная трехмерная мембранная система неопределенной протяженности. В разрезе ЭР выглядит как две элементарные мембраны с узким прозрачным пространством между ними. Форма и протяженность ЭР зависят от типа клетки, ее метаболической активности и стадии дифференцировки. В клетках, секретирующих или запасающих белки, ЭР имеет форму плоских мешочков или цистерн, с многочисленными рибосомами, связанными с его внешней поверхностью. Такой ретикулум называется шероховатым эндоплазматическим ретикулумом. Гладкий ЭР обычно имеет трубчатую форму. Шероховатый и гладкий эндоплазматические ретикулумы могут присутствовать в одной и той же клетке. Как правило, между ними имеются много численные связи.

                  Эндоплазматический ретикулум функционирует как коммуникационная система клетки. Он связан с внешней оболочкой ядра. Фактически эти две структуры образуют единую мембранную систему. Когда ядерная оболочка во время деления клетки разрывается, ее обрывки напоминают фрагменты ЭР. Эндоплазматический ретикулум – это система транспортировки веществ: белков, липидов, углеводов, в разные части клетки. эндоплазматические ретикулумы соседних клеток соединяются через цитоплазматические тяжи – плазмодесмы – которые проходят сквозь клеточные оболочки.

                  Эндоплазматический ретикулум – основное место синтеза клеточных мембран. В некоторых растительных клетках здесь образуются мембраны вакуолей и микротелец, цистерны диктиосом.

                  Микротрубочки обнаружены практически во всех эукариотических клетках. Представляют собой цилиндрические структуры диаметром около 24 нм. Длина их варьирует. Каждая трубочка состоит из субъединиц белка, называемого тубулином. Субъединицы образуют 13 продольных нитей, окружающих центральную полость. Микротрубочки – это динамические структуры, они регулярно разрушаются и образуются на определенных стадиях клеточного цикла. Их сборка происходит в особых местах, которые называются центрами организации микротрубочек. В растительных клетках они имеют слабовыраженную аморфную структуру.

                  Функции микротрубочек: участвуют в образовании клеточной оболочки; направляют пузырьки диктиосом к формирующейся оболочке, подобно нитям веретена, которые образуются в делящейся клетке; играют определенную роль в формировании клеточной пластинки (первоначальной границы между дочерними клетками). Кроме того, микротрубочки – важный компонент жгутиков и ресничек, в движении которых, играют немаловажную роль.

                  Микрофиламенты, подобно микротрубочкам, найдены практически во всех эукариотических клетках. Представляют собой длинные нити толщиной 5 – 7 нм, состоящие из сократительного белка актина. Пучки микрофиламентов встречаются во многих клетках высших растений. По-видимому, играют важную роль в токах цитоплазмы. Микрофиламенты вместе с микротрубочками образуют гибкую сеть, называемую цитоскелетом.

                  Основное вещество довольно долго считали гомогенным (однородный) богатым белком раствором с малым количеством структур или вообще бесструктурным. Однако в настоящее время, используя высоковольтный электронный микроскоп, было установлено, что основное вещество представляет трехмерную решетку, построенную из тонких (диаметром 3 – 6 нм) тяжей, заполняющих всю клетку. Другие компоненты цитоплазмы, включая микротрубочки и микрофиламенты, подвешены к этой микротрабекулярной решетке.

                  Микротрабекулярная структура представляет собой решетку из белковых тяжей, пространство между которыми заполнено водой. Вместе с водой решетка имеет консистенцию геля, гель имеет вид студенистых тел.

                  К микротрабекулярной решетке прикреплены органеллы. Решетка осуществляет связь между отдельными частями клетки и направляет внутриклеточный транспорт.

                  Липидные капли – структуры сферической формы, придающие гранулярность цитоплазме растительной клетки под световым микроскопом. На электронных микрофотографиях они выглядят аморфными. Очень похожие, но более мелкие капли встречаются в пластидах.

                  Липидные капли, принимая за органеллы, называли их сферосомами и считали, что они окружены одно- или двуслойной мембраной. Однако последние данные показывают, что у липидных капель мембран нет, но они могут быть покрыты белком.

                  Эргастические вещества – это «пассивные продукты» протопласта: запасные вещества или отходы. Они могут появляться и исчезать в разные периоды клеточного цикла. Кроме зерен крахмала, кристаллов, антоциановых пигментов и липидных капель. К ним относятся смолы, камеди, танины и белковые вещества. Эргастические вещества входят в состав клеточной оболочки, основного вещества цитоплазмы и органелл, в том числе вакуолей.

                  Жгутики и реснички – это тонкие, похожие на волоски структуры, которые отходят от поверхности многих эукариотических клеток. Имеют постоянный диаметр, но длина колеблется от 2 до 150 мкм. Условно более длинные и немногочисленные из них называют жгутиками, а более короткие и многочисленные — ресничками. Четких различий между этими двумя типами структур не существует, поэтому для обозначения обоих используют термин жгутик.

                  У некоторых водорослей и грибов жгутики являются локомоторными органами, с помощью которых они передвигаются в воде. У растений (например, мхов, печеночников, папоротников, некоторых голосеменных) только половые клетки (гаметы) имеют жгутики.

                  Каждый жгутик имеет определенную организацию. Наружное кольцо из 9 пар микротрубочек окружает две дополнительные микротрубочки, расположенные в центре жгутика. Содержащие ферменты «ручки» отходят от одной микротрубочки каждой из наружных пар. Это основная схема организации 9 + 2 обнаружена во всех жгутиках эукариотических организмов. Считают, что движение жгутиков основано на скольжении микротрубочек, при этом наружные пары микротрубочек движутся одна вдоль другой без сокращения. Скольжение пар микротрубочек относительно друг друга вызывает локальное изгибание жгутика.

                  Жгутики «вырастают» из цитоплазматических цилиндрических структур, называемых базальными тельцами, образующимися и базальную часть жгутика. Базальные тельца имеют внутреннее строение, напоминающее строение жгутика, за исключением того, что наружные трубочки собраны в тройки, а не в пары, а центральные трубочки отсутствуют.

                  Плазмодесмы. Это тонкие нити цитоплазмы, которые связывают между собой протопласты соседних клеток. Плазмодесмы либо проходят сквозь клеточную оболочку в любом месте, либо сосредоточены на первичных поровых полях или в мембранах между парами пор. Под электронным микроскопом плазмодесмы выглядят как узкие каналы, выстланные плазматической мембранной. По оси канала из одной клетки в другую тянется цилиндрическая трубочка меньшего размера – десмотрубочка, которая сообщается с эндоплазматическим ретикулумом обеих смежных клеток. Многие плазмодесмы формируются во время клеточного деления, когда трубчатый эндоплазматический ретикулум захватывается развивающейся клеточной пластинкой. Плазмодесмы могут образовываться и в оболочках неделящихся клеток. Эти структуры обеспечивают эффективный перенос некоторых веществ от клетки к клетке.

                  Деление клеток. У многоклеточных организмов деление клеток наряду с увеличением их размеров является способом роста всего организма. Новые клетки, образовавшиеся во время деления, сходны по структуре и функциям, как с родительской клеткой, так и между собой. Процесс деления у эукариот можно подразделить на две частично перекрывающиеся стадии: митоз и цитокинез.

                  Митоз – это образование из одного ядра двух дочерних ядер, морфологически и генетически эквивалентных друг другу. Цитокинез – это деление цитоплазматической части клетки с образованием дочерних клеток.

                  Клеточный цикл. Живая клетка проходи ряд последовательных событий, составляющих клеточный цикл. Продолжительность самого цикла варьирует в зависимости от типа клетки и внешних факторов, например от температуры или обеспеченности питательными веществами. Обычно цикл делится на интерфазу и четыре фазы митоза.

                  Интерфаза. Период между последовательными митотическими делениями.

                  Интерфазу делят на три периода, обозначаемые как G1, S, G2.

                  В период G1, который начинается после митоза. В этот период увеличивается количество цитоплазмы, включая различные органеллы. Кроме того, согласно современной гипотезе, в период G1 синтезируются вещества, которые либо стимулируют, либо ингибируют период S и остальную часть цикла, определяя, таким образом, процесс деления.

                  В период S следует за периодом G1, в это время происходит удвоение генетического материала (ДНК).

                  В период G2, который следует за S, формируются структуры, непосредственно участвующие в митозе, например, компоненты веретена.

                  Некоторые клетки проходит неограниченный ряд клеточных циклов. Это одноклеточные организмы и некоторые клетки зон активного роста (меристем). Некоторые специализированные клетки после созревания теряет способность к размножению. Третья группа клеток, например образующих раневую ткань (каллус), сохраняет способность делиться только в специальных условиях.

                  Митоз, или деление ядра. Это непрерывный процесс, подразделяемый на четыре фазы: профазу, метафазу, анафазу, телофазу. В результате митоза генетический материал, удвоившийся в интерфазе, делится поровну между двумя дочерними ядрами.

                  Одним из самых ранних признаков перехода клетки к делению служит появление узкого, кольцеобразного пояска из микротрубочек непосредственно под плазматической мембраной. Это относительно плотный поясок окружает ядро в экваториальной плоскости будущего митотического веретена. Так как он проявляется перед профазой, его называют препрофазным пояском. Он исчезает после митотического веретена, задолго до появления в поздней телофазе клеточной пластинки, которая растет от центра к периферии и сливается с оболочкой материнской клетки в области, ранее занятой препрофазным пояском.

                  Профаза. В начале профазы хромосомы напоминают длинные нити, разбросанные внутри ядра. Затем, по мере того как нити укорачиваются и утолщаются, можно увидеть, что каждая хромосома состоит не из одной, а из двух переплетенных нитей, называемых хроматидами. В поздней профазе две укороченные спаренные хроматиды каждой хромосомы лежат рядом параллельно, соединённые узким участком, называемым центромерой. Она имеет определённое положение на каждой хромосоме и делит хромосому на два плеча различной длины.

                  Микротрубочки располагаются параллельно поверхности ядра вдоль оси веретена. Это само раннее проявление сборки митотического веретена.

                  К концу профазы ядрышко постепенно теряет чёткие очертания и наконец исчезает. Вскоре после этого распадается и ядерная оболочка.

                  Метафаза. В начале метафазы веретено, которое представляет трёхмерную структуру, наиболее широкую в средине и суживающуюся к полюсам, занимает место, прежде занятое ядром. Нити веретена – это пучки микротрубочек. Во время метафазы хромосомы, состоящие из двух хроматид каждая, располагаются так, что их центромеры лежат в экваториальной плоскости веретена. Своей центромерой каждая хромосома прикрепляется к нитям веретена. Однако, некоторые нити проходят от одного полюса к другому, не прикрепляясь к хромосомам.

                  Когда все хромосомы расположатся в экваториальной плоскости, метафаза завершится. Хромосомы готовы к делению.

                  Анафаза. Хроматиды каждой хромосомы расходятся. Теперь это дочерние хромосомы. Прежде всего, делится центромера, и две дочерние хромосомы увлекаются к противоположным полюсам. При этом центромеры движутся впереди, а плечи хромосом тянутся сзади. Нити веретена, прикрепленные к хромосомам, укорачиваются, способствуя расхождению хроматид и движению дочерних хромосом в противоположные стороны.

                  Телофаза. В телофазе завершается обособление двух идентичных групп хромосом, при этом вокруг каждой из них формируется ядерная мембрана. В этом активное участие принимает шероховатый ретикулум. Аппарат веретена исчезает. В ходе телофазы хромосомы теряют чёткость очертаний, вытягиваются, превращаясь снова в тонкие нити. Ядрышки восстанавливаются. Когда хромосомы становятся невидимыми, митоз завершается. Два дочерние ядра вступают в интерфазу. Они генетически эквивалентны друг другу и материнскому ядру. Это очень важно, так как генетическая программа, а вместе с ней и все признаки должны быть переданы дочерним организмам.

                  Продолжительность митоза варьирует у различных организмов и она зависит от типа ткани. Однако профаза самая длинная, а анафаза самая короткая. В клетках кончика корня продолжительность профазы составляет 1 – 2 ч; метафазы – 5 – 15 мин; анафазы – 2 – 10 мин; телофазы – 10 – 30 мин. Продолжительность интерфазы составляет от 12 до 30 ч.

                  Во многих эукариотических клетках центры организации микротрубочек, ответственные за формирование митотического веретена, связаны с центриолями.

                  

                  biofile.ru

                  Подведем итоги — (ответы)

                  Задание 1. Докажите, что клетка — живая частица организма.

                  Клетка — структоруно-функциональная еденица любого организма. Ей присущи все свойства живых оргнизмов.


                  Задание 2. Выпишите номера правильных утверждений.

                  Утверждения:

                  1. Клетки животных и растений имеют цитоплазму и ядро.

                  2. В клетках всех живых организмов имеются хлоропласты.

                  3. В клетках растений и животных могут образовываться органические вещества из неорганических.

                  4. В клетках животных не происходит образования органических веществ из неорганических.

                  5. Ткани многоклетчных жиовтных состоят их клеток.

                  6. У всех многоклеточных животных есть системы органов.

                  7. Нервная система имеется только у высокоорганизованных растений.

                  8. Сердце и легкие относятся к одной системе органов.

                  9. У растений нет эпителиальной ткани.

                  10. Строение и функции клеток изучает цитология.

                  Правильные утверждения: 1, 4, 5, 6, 9, 10.



                  Задание 3. Заполните таблицу.

                  Сравнение строения клеток животных и растений
                  Общие признаки строенияОтличительные признаки строения
                  клеток животныхклеток растений
                  способ питания гетеротрофы автотрофы
                  клеточная стенка клетка может менять свою форму клетка не меняет своей формы
                  пластиды нет хлоропласты, хромопласты
                  запасной углевод гликоген крахмал

                  Задание 4. Объясните, почему у большинства многоклеточных животных клетки группируются в ткани, из которых образуются органы, объединяющиеся в системы органов.

                  Потому что они могут себе это позволить. дноклеточные все жизненно важные функции вынуждены поддерживать одной клеткой.



                  Задание 5. Назовите различия в строении и образе жизни двусторонне-симметричный животных и животных с лучевой симметрией тела.

                  Животные с лучевой симметрией неподвижны или малоподвижны. Например, пресноводный полип гидра. А двусторонние — подвижны. Через их тело можно провести только одну плоскость.


                  pobio.ru

                  Ответ §10. Подведем итоги. Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?

                  1) Сделай рисунки, доказывающие, что клеточное строение – общий признак живых организмов. Используй результаты своих исследований клеточного строения живых организмов, полученные в ходе выполнения лабораторной работы №3. Назови объекты, которые ты изучал

                   

                  • Ответ:

                     

                   

                  2) Вернись к рисунку 16 (§6 учебника) и ответь на следующие вопросы

                   

                  * В какой из клеток (растительной или животной) есть хлоропласты?

                   

                   

                  * Какую роль в жизни клетки и всего растения играют эти пластиды?

                   

                   

                  * От чего зависит зеленый цвет хлоропластов?

                   

                   

                  3) Из предложенного перечня понятий слева выпиши номера тех из них, которые имеют отношение к растительной клетке, справа – тех, которые имеют отношение к животной клетке

                   

                  Ядро – 1; клеточная мембрана – 2; оболочка – 3; пластиды – 4; цитоплазма – 5; вакуоли – 6

                   

                  • Ответ:

                    Растительная клетка

                    Животная клетка

                    1,2,3,4,5

                    1,2,3,5,6

                   

                  4) Подтверди правильность своего ответа в п.3, дав соответствующие обозначения на схемах строения клеток

                   

                  • Ответ:

                     

                   

                  5) Нарисуй две группы клеток многоклеточного организма (ткани), выполняющие разные функции и потому имеющие разное строение

                   

                  • Ответ:

                     

                   

                  6*) Оцени рассказ одноклассников о проведенном дома опыте с одноклеточными грибами – дрожжами, пользуясь следующей шкалой оценки

                   

                  • Ответ:

                    Этапы проведения опыта

                    Оценка ответа

                    Правильный и полный (+)

                    Правильный, но неполный (±)

                    Содержит ошибки (-)

                    Определение цели

                    +

                     

                     

                    Ход работы

                    +

                     

                     

                    Описание результата

                     

                    +

                     

                    Анализ результата – вывод

                     

                    +

                     

                   

                  *Результат обсуждения: дрожжи являются хемоорганогетеротрофами и используют органические соединения, как для получения энергии, так и в качестве источника углерода. Им необходим кислород для дыхания, однако при его отсутствии многие виды способны получать энергию за счет брожения с выделением спиртов (факультативные анаэробы). В отличие от бактерий среди дрожжей нет облигатных анаэробов, гибнущих при наличии кислорода в среде. При пропускании воздуха через сбраживаемый субстрат дрожжи прекращают брожение и начинают дышать (поскольку этот процесс эффективнее), потребляя кислород и выделяя углекислый газ. Это ускоряет рост дрожжевых клеток

                   


                  tetrab.ru

                  Растительная клетка | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

                  Тема: Ботаника

                  Подавляющее большинство организмов построено из кле­ток. Все организмы царства Растения имеют клеточное строение. Клетка это наименьшая живая система, которая может осуществлять жизненные функции. Осуществление функций возможно только в клетке. Именно поэтому клетку на­зывают основной структурной и функциональной единицей живого. Припомните определение понятия «клетка», с которым вас ознакомили на уроках природове­дения, и сравните с приведенным выше. В теле многоклеточных растений клетки специализируются на выполнении отдельных жизненных функций, в связи с чем приобретают отличия в строении. Количество клеток в организме расте­ний увеличивается в результате их деления.

                  Особенностями строения растительной клетки является наличие твёрдой клеточной оболочки, пластид и вакуолей. Во всех живых клетках растения есть ядро и цитоплазма. Многоклеточные растения состоят из клеток, которые отли­чаются формой, размерами, окраской. Эти особенности зависят от функций, ко­торые они выполняют. Материал с сайта //iEssay.ru

                  Впервые увидел и описал клетку англий­ский физик Роберт Гук (1635-1703). В 1665 г. он открыл, что тонкие срезы сердцевины бу­зины и пробки дуба состоят из ячеек, напо­минающих пчелиные соты, которые Р. Гук назвал клетками. Позднее было установлено, что основными частями растительной клет­ки являются клеточная оболочка, цитоплаз­ма и ядро. Клеточная оболочка это часть клетки, которая отделяет её от окружающей среды и осуществляет с нею обмен ве­ществ. В состав оболочки клетки растений входит целлюлоза, которая обеспечивает ей постоянную форму и прочность. Оболочка определяет размер и форму клетки. В обо­лочке есть поры, через которые происходит связь между соседними клетками с помощью цитоплазматических мостиков. Цитоплаз­ма внутренняя среда клетки, которая на­ходится между клеточной оболочкой и ядром. Часть цитоплазмы, которая прилегает к оболочке, более плотная, имеет особое строение и называется мембраной. Особенностью цитоплазмы является её полужидкое состояние, которое обеспечивает способность к внутриклеточному движению. Благодаря этому цитоплазма осуществляет транспорт веществ, в ней находятся все составные клетки и накапливаются запасные питательные веще­ства. В мёртвых клетках движение цитоплазмы прекращается. В цитоплазме есть разнообразные тельца, называемые органеллами. Органеллы это постоян­ные структуры клетки, выполняющие определённые функции. Самым характер­ным для клеток растений является наличие пластид и вакуолей. Ядро это тельце в основном округлой формы. В нём сохраняется наследственная инфор­мация обо всех признаках и жизненных функциях как клетки, так и всего орга­низма растения, оно также регулирует все процессы жизнедеятельности клетки.

                  На этой странице материал по темам:
                  • основными частями растительной клетки являются
                  • сочинение на тему как мала клетка и как сложна
                  • краткое содержание растительная клетка
                  • привести определение цитоплазме растительной клетки
                  • реферат по теме растительные ткани

                  iessay.ru

                  Строение и жизнедеятельность растительной клетки


                  Строение и жизнедеятельность растительной клетки

                  Вариант 1

                  1. в старых клетках хорошо заметны:

                  а) ядро б) хромосомы в) оболочка г) вакуоль

                  2. какие структуры хорошо видны на рисунке?


                  а) хлоропласты

                  б) хромосомы

                  в) ядро

                  г) вакуоль




                  3. какие процессы в клетках клубня картофеля происходят при его варке?

                  а) заполнение межклетников водой

                  б) разрушение хромосом

                  в) образование межклеточного вещества

                  г) разрушение межклеточного вещества

                  4. молодая клетка отличается от старой тем, что:

                  а) в ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке

                  б) в ней одна большая вакуоль, ядро в центре

                  в) в ней несколько маленьких вакуолей, ядро в центре

                  г) в ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке

                  5. дайте определения терминам:

                  Хлорофилл — … пигменты — …

                  6. чем молодая клетка отличается от старой?
                  Строение и жизнедеятельность растительной клетки

                  Вариант 2

                  1. красящие вещества растительной клетки называются:

                  а) целлюлоза б) клеточный сок в) цитоплазма г) пигменты

                  2. какой процесс изображен на рисунке?


                  а) рост клетки

                  б) дыхание

                  в) деление ядра

                  г) деление цитоплазмы




                  3. какие процессы в клетках плодов арбуза происходят при созревании?

                  а) заполнение межклетников водой

                  б) разрушение хромосом

                  в) разрушение межклеточного вещества

                  г) образование межклеточного вещества

                  4. при делении растительной клетки в ядре можно наблюдать следующее:

                  а) хорошо заметны хромосомы, расхождение частей хромосом

                  б) хорошо заметны хромосомы, беспорядочное распределение

                  в) плохо заметны хромосомы, расхождение частей хромосом

                  г) ядро делится пополам

                  5. дайте определения терминам:

                  Хлоропласт — … хромосомы — …

                  6. докажите, что растительная клетка – живая структура.

                  Ткани

                  1. к какой группе тканей относится кожица листа?

                  а) покровным б) образовательным в) механическим г) проводящим

                  2. как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры?

                  а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая

                  3. какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию?

                  а) вытянутая форма, отсутствие ядра

                  б) наличие ядра, тонкая оболочка

                  в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки

                  г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки

                  4. какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани?

                  а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма

                  5. дайте определение термину: ткань — …

                  6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями


                  Тип тканей

                  Функции

                  а) покровные

                  1. образование питательных веществ

                  б) проводящие

                  2. синтез веществ

                  в) образовательные

                  3. рост органов растения

                  4. обеспечение прочности растения

                  5. передвижение веществ

                  6. защитная

                  Ткани

                  1. к какой группе тканей относится кожица листа?

                  а) покровным б) образовательным в) механическим г) проводящим

                  2. как называется ткань, клетки которой имеют крупное ядро, тонкую оболочку и небольшие размеры?

                  а) покровная б) образовательная в) механическая г) проводящая

                  3. какая особенность строения клеток покровной ткани обеспечивает ее защитную функцию?

                  а) вытянутая форма, отсутствие ядра

                  б) наличие ядра, тонкая оболочка

                  в) плотное расположение клеток, утолщенные оболочки

                  г) плотное расположение клеток, тонкие оболочки

                  4. какой признак НЕ характерен для клеток проводящей ткани?

                  а) живые клетки б) мертвые клетки в) крупное ядро г) вытянутая форма

                  5. дайте определение термину: ткань — …

                  6. Найдите соответствие между типом тканей и их функциями


                  Тип тканей

                  Функции

                  а) покровные

                  1. образование питательных веществ

                  б) проводящие

                  2. синтез веществ

                  в) образовательные

                  3. рост органов растения

                  4. обеспечение прочности растения

                  5. передвижение веществ

                  6. защитная

                  Бактерии

                  1. в пищевой промышленности для получения простокваши используют:

                  а) болезнетворные бактерии б) бактерии гниения

                  в) клубеньковые бактерии г) молочнокислые бактерии

                  2. состояние бактерий при неблагоприятных условиях называют:

                  а) спорой б) цианобактерией в) цитоплазмой г) спириллой

                  3. какой признак НЕ характерен для бактерий:

                  а) образование спор б) наличие ядра

                  в) деление клеток г) поглощение кислорода

                  4. симбиоз с бобовыми растениями образуют следующие бактерии:

                  а) болезнетворные б) гниения в) клубеньковые г) молочнокислые

                  5. дайте определение терминам:

                  Сапротрофы — … паразиты — …

                  6. найдите соответствие между группой бактерий и соответствующими признаками


                  Группа бактерий

                  Характерные признаки

                  а) болезнетворные

                  1) сапротрофы

                  б) молочнокислые

                  2) паразиты

                  3) возбудители заболеваний

                  4) наличие ядерного вещества

                  5) получение продуктов питания

                  6) наличие ядра

                  7. сравните бактериальную и растительную клетки.

                  Бактерии

                  1. в пищевой промышленности для получения простокваши используют:

                  а) болезнетворные бактерии б) бактерии гниения

                  в) клубеньковые бактерии г) молочнокислые бактерии

                  2. состояние бактерий при неблагоприятных условиях называют:

                  а) спорой б) цианобактерией в) цитоплазмой г) спириллой

                  3. какой признак НЕ характерен для бактерий:

                  а) образование спор б) наличие ядра

                  в) деление клеток г) поглощение кислорода

                  4. симбиоз с бобовыми растениями образуют следующие бактерии:

                  а) болезнетворные б) гниения в) клубеньковые г) молочнокислые

                  5. дайте определение терминам:

                  Сапротрофы — … паразиты — …

                  6. найдите соответствие между группой бактерий и соответствующими признаками


                  Группа бактерий

                  Характерные признаки

                  а) болезнетворные

                  1) сапротрофы

                  б) молочнокислые

                  2) паразиты

                  3) возбудители заболеваний

                  4) наличие ядерного вещества

                  5) получение продуктов питания

                  6) наличие ядра

                  7. сравните бактериальную и растительную клетки.
                  Грибы

                  Вариант 1

                  1. какой гриб изображен на рисунке?

                  а) белый гриб

                  б) мухомор

                  в) пеницилл

                  г) шампиньон



                  2. плесневый гриб мукор – это пример организма:

                  а) паразитического б) разрушителя органических веществ

                  в) производителя органических веществ г) симбиотического

                  3. для питания грибы – сапрофит, например белый гриб, используют:

                  а) азот воздуха б) углекислый газ и кислород

                  в) готовые органические вещества г) продукты гниения

                  4. клетка гриба в отличие от клетки растений НЕ имеет:

                  а) оболочки б) ядра в) хлоропластов г) цитоплазмы

                  5. дайте определение терминам:

                  Сапрофиты — … трубчатые грибы — …
                  6. найдите соответствие между группой грибов и особенностями их строения:


                  Группа грибов

                  Особенности строения

                  а) шляпочные грибы

                  1) тело состоит из грибницы и плодового тела

                  б) плесневые грибы

                  2) наличие корней

                  3) плодовое тело имеет ножку и шляпку

                  4) плодовое тело в форме головки или кисти

                  5) спора – стадия размножения и расселения

                  6) плодовое тело в форме копытца

                  7) наличие плодов и семян

                  7. объясните, что произойдет в жизнедеятельности гриба, если повредить грибницу?

                  Грибы

                  Вариант 2

                  1. какой гриб изображен на рисунке?

                  а) белый гриб

                  б) мухомор

                  в) пеницилл

                  г) шампиньон



                  2. грибы, в отличие от растений:

                  а) имеют клеточное строение б) быстро растут

                  в) встречаются и одноклеточные, и многоклеточные г) не содержат хлоропластов

                  3. грибы, по сравнению с бактериями имеют более высокий уровень организации, т.к.:

                  а) питаются готовыми органическими веществами

                  б) их моно встретить в разных средах обитания

                  в) они выполняют роль разрушителей органического вещества в природе

                  г) их клетки имеют оформленное ядро

                  4. споры грибов в отличие от спор бактерий:

                  а) выполняют функцию размножения и расселения

                  б) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

                  в) представляют собой часть организма гриба

                  г) представляют собой половые клетки

                  5. дайте определения терминам:

                  Симбиоз — … пластинчатые грибы — …
                  6. найдите соответствие между названиями грибов и особенностями их жизнедеятельности:


                  Название гриба

                  Особенности жизнедеятельности

                  а) трутовик

                  1) питаются готовыми органическими веществами

                  б) пеницилл

                  2) паразиты

                  3) сапрофиты

                  4) способствуют росту деревьев

                  5) размножаются при помощи семян

                  6) убивают болезнетворные бактерии

                  7) разрушают древесину деревьев

                  7. как предупредить заражение растений грибами – паразитами?

                  Грибы

                  Вариант 3

                  1. какой гриб изображен на рисунке?

                  а) белый гриб

                  б) мухомор

                  в) пеницилл

                  г) шампиньон



                  2. грибы, в отличие от растений, в клеточных оболочках содержат:

                  а) пигменты б) целлюлозу в) хитин г) большое количество воды

                  3. пеницилл относят к царству:

                  а) бактерий б) животных в) растений г) грибов

                  4. гриб трутовик, поселяясь на дереве:

                  а) улучшает всасывание деревом воды и минеральных солей

                  б) разрушает ткани ствола, используя для питания его органические вещества

                  в) улучшает азотное питание дерева

                  г) обеспечивает дерево органическими веществами

                  5. дайте определение терминам:

                  Паразиты — … микориза — …
                  6. найдите соответствие между названиями грибов и особенностями их строения:


                  Название гриба

                  Особенности жизнедеятельности

                  а) грибы паразиты

                  1) состоит из грибницы и плодового тела

                  б) плесневые грибы

                  2) наличие корней

                  3) плодовое тело имеет ножку и шляпку

                  4) плодовое тело в форме головки и шляпки

                  5) спора – стадия размножения и расселения

                  6) плодовое тело в форме копытца

                  7) наличие плодов и семян

                  7. как отличить съедобные грибы от ядовитых? Приведите 2 примера.

                  bio.na5bal.ru

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *