Содержание

Аристотель краткая биография | Kratkoe.com

Аристотель — древнегреческий философ, ученик Платона.

Аристотель краткая биография

Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе — Платоне в Афинах.

В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.

В 347 году д.н.э. после кончины Платона Аристотель переселился в город Алтарей. Спустя пять лет македонский царь Филипп пригласил философа воспитывать своего сына Александра. Знакомство Александра и Аристотеля было не долгим: в 339 году д.н.э. Филипп скончался и наследник уже не нуждался в уроках, да и не до них ему было в это сложное время Македонии. Аристотель вернулся в Афины уже популярным и известным ученым, в основном благодаря своей связи с царским двором.

В Афинах он основал собственную школу под названием Ликея (так называется храм Аполлона). Способ обучения учеников у Аристотеля был специфическим: он читал лекции о метафизике, физике и диалектике, прогуливаясь по саду под зеленью деревьев. Так как ситуация в Афинах ожесточалась с каждым днем, а Аристотель считался одним из приближенных Александра, он покинул Афины летом 323 года д.н.э. и поселился в Халкиде в Греции, где и умер спустя год.

Увлечения Аристотеля

В своей жизни Аристотель уделял очень много времени исследованию жизни животных: изучал жизнь насекомых, вскрывал земноводных и пресмыкающихся, составил множество томов описания моллюсков, рыб и млекопитающих. Одно из высказываний Аристотеля гласит: «Тот, кто познает начало вещей и следит за их постепенным развитием, узнает их лучше всего».

Труд «История животных» Аристотеля стал одним из самых известных произведений Античности. А систематика животного мира, созданная Аристотелем, была обязательным предметов в школах до времен К. Линнея (1707-1778).

Во времена Аристотеля был период веры в переселение душ. Сам Аристотель считал, что главнее всего в организме человека — это сердце, которое формируется раньше других органов. Именно оно, по убеждениям ученого, является мыслительным центром живого существа. Мозг же только вырабатывает жидкость, охлаждающую сердце.

У Аристотеля достаточно много учений, последователи которых до сих пор отстаивают их правоту и, надо сказать, не безрезультатно. Например, одно из них, с которым сложно поспорить:

Учение Аристотеля о четырёх причинах
  • Материя — то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Все вещи состоят из материи, которая соединяется друг с другом в разных пропорциях и при разных условиях. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • Форма — то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа.
  • Производящая причина — то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь.
  • Цель — то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.

kratkoe.com

Реферат — Аристотель — древнегреческий философ

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ РЕЛИГОВЕДЕНИЯ

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Концепции современного естествознания»

на тему: «Аристотель»

Выполнила: студентка 2 курса

дневного обучения

Шевцова И. В.

Проверил: к.ф.н. Лагутинская Л.П.

Армавир, 2005

Содержание

Введение. 3

1. Основные исследовательские направления Аристотеля. 4

2. Естественнонаучные изыскания Аристотеля. 6

Заключение. 9

Литература. 10

Введение

Актуальность темы нашего реферата объясняется неутихающим интересом, который вызывает личность и научные изыскания Аристотеля.

Аристотель (384 — 323 до Р.Х.) — древнегреческий философ и ученый-натуралист. Биография Аристотеля известна в самых общих чертах. Родился в селении Стагире в Халкидике, из-за чего нередко его называют Стагиритом. Отцом его был врач Никомах, который возводил свой род к мифическому богу-целителю Асклепию и был автором многих сочинений по медицине. Семнадцати лет, в 367 г. А. отправился в Афины и поступил слушателем в платоновскую Академию, а затем преподавал в ней. В 347 г. после смерти Платона наступили годы странствий. В 343 г. А. был приглашен македонским царем Филиппом воспитателем к 13-летнему Александру. После воцарения того вскоре возвратился в Афины, где основал школу, которая стала называться Лицеем, поскольку она соседствовала с храмом Аполлона Лицейского. Особенность школы состояла в форме занятий, которые проходили на открытом воздухе, во время прогулок по тенистым дорожкам Лицея. Поэтому школу А. и его последователей стали называть перипатетиками (прогуливающимися). Во второй период своего пребывания в Афинах А. написал свои важнейшие труды по философии и естествознанию. Покровительство македонского двора позволила ему собрать большую библиотеку, откуда он черпал сведения для обработки. Однако эта же близость вызвала обвинения против А., когда Афины восстали против македонских правителей. Ему пришлось бежать в Халкиду на о. Эвбея. Здесь он и умер, оставив дочь Пифию и сына Никомаха.

Цель нашего реферата – выяснить, в чем заключалась научная деятельность Аристотеля, связанная с естествознанием.

Задача – изучить и проанализировать литературу по теме нашего реферата.

1. Основные исследовательские направления Аристотеля

Не все труды А. дошли до потомков, многие произведения ему приписываются. Датировки его произведений, их подлинность и отделение авторских трудов от подражаний и обработок представляет собой крупную научную проблему.

По темам сочинения делятся на четыре основные группы. Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят Категории; Об истолковании; Первая аналитика и Вторая аналитика; Топика.

Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: О возникновении и уничтожении; О небе; Физика; История животных; О частях животных и посвященный человеческой природе трактат О душе. Трактата о растениях Аристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик Теофраст.

В-третьих, мы располагаем сводом текстов под названием Метафизика, представляющим собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в Ассе и в заключительный период в Афинах.

В-четвертых, имеются труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важны сочиненная во второй период Эвдемова этика, относящаяся к последнему афинскому периоду Никомахова этика, состоящая из множества написанных в разные периоды лекций Политика, Риторика и сохранившаяся частично Поэтика. Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. Утрачены и несколько трактатов на исторические темы.

Произведения Аристотеля распадаются на две группы. Во-первых, имеются популярные, или экзотерические, работы, большинство которых, вероятно, создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики. В основном они были написаны еще во время пребывания в Академии. Ныне эти работы сохранились в виде фрагментов, цитируемых позднейшими авторами, но даже их названия указывают на теснейшее родство с платонизмом: Эвдем, или о душе; диалог О справедливости; Политик; Софист; Менексен; Пир. Кроме того, в античности был широко известен Протрептик (греч. «побуждение»), внушавший читателю стремление заняться философией. Он был написан в подражание некоторым местам платоновского Эвтидема и послужил образцом для цицероновского Гортензия, который, как сообщает в своей Исповеди св. Августин, пробудил его духовно и, обратив к философии, изменил всю его жизнь. Сохранились также немногочисленные фрагменты популярного трактата О философии, написанного позднее, в Ассе, т.е. во второй период творчества Аристотеля. Все эти произведения написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. В античности они пользовались большой популярностью и закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо. Такая оценка Аристотеля практически недоступна нашему пониманию. Дело в том, что его произведения, оказавшиеся в нашем распоряжении, имеют совершенно иной характер, поскольку для всеобщего чтения они не предназначались. Эти сочинения должны были прослушивать ученики и помощники Аристотеля, первоначально небольшой их кружок в Ассе, а впоследствии – более многочисленная группа в афинском Ликее. Исторической наукой, и прежде всего исследованиями В.Йегера, выяснено, что эти труды, в той форме, в какой они дошли до нас, нельзя считать философскими или научными «трудами» в современном смысле. Разумеется, окончательно установить, как возникали эти тексты, невозможно, однако наиболее вероятной представляется следующая гипотеза.

2. Естественнонаучные изыскания Аристотеля

В астрономических воззрениях Аристотель находился под влиянием современной ему науки. Он полагал, что Земля является центром Вселенной. Движение планет объясняется вращением окружающих Землю сфер. Внешняя сфера – сфера неподвижных звезд. Она обращается, непосредственно восходя к неподвижной первопричине, которая, будучи лишена всякой материальной потенциальности и несовершенства, полностью нематериальна и недвижима. Даже небесные тела движутся, обнаруживая этим свою материальность, но они состоят из более чистой материи, чем та, что имеется в подлунном мире.

В подлунном же мире мы обнаруживаем материальные сущности различных уровней. Во-первых, это основные элементы и их сочетания, образующие царство неживого. Ими движут исключительно внешние причины. Далее идут живые организмы, сначала растения, имеющие органически дифференцированные части, способные воздействовать друг на друга. Таким образом, растения не просто увеличиваются и порождаются внешними причинами, но растут и размножаются самостоятельно.

Животные обладают теми же растительными функциями, но они наделены также органами чувств, позволяющими им принимать во внимание вещи окружающего мира, стремясь к тому, что способствует их деятельности, и избегая всего вредоносного. Сложные организмы строятся на основе простых и, возможно, возникают из них в результате постепенных изменений, однако по этому вопросу Аристотель не высказывается сколько-нибудь определенно.

Высшее земное существо – человек, и трактат О душе целиком посвящен исследованию его природы. Аристотель недвусмысленно заявляет, что человек – материальное существо, несомненно, являющееся частью природы. Как и во всех природных объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из которого он возникает (человеческое тело), и определенная форма или структура, одушевляющая это тело (человеческая душа). Как и в случае любого другого природного объекта, данная форма и данная материя не просто наложились друг на друга, но представляют собой составные части единого индивидуума, каждая из которых существует благодаря другой. Так, золото перстня и его кольцевая форма – это не две разные вещи, но одно золотое кольцо. Подобно этому человеческая душа и человеческое тело – две существенные, внутренне необходимые причины единого природного существа, человека.

Человеческая душа, т.е. форма человека, состоит из трех соединенных частей. Во-первых, в ней имеется растительная часть, которая позволяет человеку питаться, расти и размножаться. Животная составляющая позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с места на место подобно другим животным. Наконец, первые две части увенчивает разумная часть – вершина человеческой природы, благодаря которой человек обладает теми замечательными и особыми свойствами, которые отличают его от всех остальных животных. Каждая часть, чтобы начать действовать, по необходимости развивает сущностные акциденции, или способности. Так, в ведении растительной души находятся различные органы и способности питания, роста и размножения; животная душа отвечает за органы и способности ощущения и передвижения; разумная же душа заведует нематериальными умственными способностями и разумным выбором, или волей.

Познание следует отличать от деятельности. Оно не включает построения чего-то нового, но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким, как оно есть. Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному месту и времени. Именно таким образом человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.

Ощущение ограничено определенным, конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном смешении, происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия. Но ум не знает подобных ограничений, он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения, или абстрагирования, не может быть выполнен без предварительной деятельности ощущения и воображения.

Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может озарить этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу, освобождая опыт от всего, что не относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем, посредством суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности, разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее точно такой, какая она есть. Эта способность разума не только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать свою природу через деятельность. И в самом деле, без разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к совершенствованию. Изучение этого процесса совершенствования относится к области практической философии.

Заключение

Таким образом, в ходе написания нашего реферата, мы пришли к следующим выводам:

В целом, исследования Аристотеля отличаются тенденцией преодоления чисто философского рассмотрения предмета. Он пытается определить свойства предмета не происхождением его от некоей «сущности» и не путем соединения и разделения понятий языка, а перейти к научному исследованию, хотя и без опытной проверки, путем рассмотрения собственных признаков явления и его реальных связей. Основные методы Аристотеля — логические рассуждения и наблюдения, широкое использование исследований предшественников. В естественнонаучных сочинениях Аристотеля философская основа кажется иногда эклектичной и противоречивой в силу многообразия предметов ведения, зато он обобщил все знания, достигнутые за развитый период греческой учености и оказал определяющее влияние на последующее развитие теоретических наук, философии и богословия.

Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля все же относятся к области философии.

Литература

1. Августин Блаженный. Исповедь. — М., 1998.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.

3. Аксенов Г.П. Причина времени.- М., 2000, гл. 2.

4. Аристотель. Физика. Кн. 4, 5, 6, О душе. Кн. 3.- М., 1989

5. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

6. Борн М. Эйнштейновская теория относительности. М., 1964.

7. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981.

8. Гинзбург В.Л. О теории относительности. М., 1979.

9. Грибанов Д.П. Философские взгляды А. Эйнштейна и развитие теории относительности. М., 1987.

10. Зеликман А.Л. История эволюционных учений в биологии. М.-Л., 1966.

11. Котенок В.П. История философии науки. Учебное пособие. — СПб 1993.

12. Кузнецов Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна. М., 1963.

13. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. -М.,1979.

14. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике.-М., 1977.

15. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение.- М., 1996.

16. Розин В.М. Культурология. Учебник. -М. 1999

17. Силичев Д.А Культурология. Учебное пособие. -М., 2000

18. Цай А.В. Материальная культура в свете современной эстетики.- Ташкент: Фан, 1994 г.

www.ronl.ru

Аристотель — философ, политик и естестоиспытатель, взгляды и идеи, теории и учения, вклад в науку

Аристотель родился на побережье Эгейского моря, в Стагире. Год рождения его находится в промежутке 384-332 годов до н.э. Будущий философ и энциклопедист, получил хорошее образование, ведь его отец и мать служили врачами у царя, деда Александра Македонского.

В 17-летнем возрасте подающий надежды юноша, обладая энциклопедическими знаниями, поступил в Академию самого Платона, которая располагалась в Афинах. Там он пробыл целых 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, которого достаточно высоко ценил и в то же время позволял себе входить с ним в споры из-за разных взглядов на значимые вещи и идеи.

Покинув греческую столицу, Аристотель стал личным наставником Александра Македонского и переехал в Пеллу на 4 года. Отношения между воспитателем и учеником складывались достаточно тепло, до того момента, пока Македонский не взошел на трон с завышенными амбициями — покорить весь мир. Великий естествоиспытатель не одобрял этого.

Аристотель открыл собственную философскую школу в Афинах — Ликей, которая имела успех, однако после смерти Македонского началось восстание: взгляды ученого не были поняты, его назвали богохульником и атеистом. Местом смерти Аристотеля, многие идеи которого живы до сих пор, называют остров Эвбея.

Великий естествоиспытатель

Значение слова «естествоиспытатель»

Слово естествоиспытатель состоит из двух производных, поэтому дословно это понятие можно принять как «проверять природу». Следовательно, естествоиспытателем называется учёный, который изучает законы природы и ее явлений, а естествоиспытание представляет собой науку о природе.

Что изучал и описывал Аристотель?

Аристотель любил мир, в котором жил, жаждал познать его, овладеть сутью всего сущего, проникнуть в глубинный смысл предметов и явлений и передать свои знания последующим поколениям, предпочитая сообщение точных фактов. Одним из первых он основал науку в самом широком её понимании: впервые создал систему природы – физику, определяя её основное понятие – движение. В его творчестве не было ничего важнее изучения живых существ, а, значит, и биологии: он раскрывал суть анатомии животных, описывал механизм движения четвероногих, изучал рыб и моллюсков.

Достижения и открытия

Аристотель внёс огромный вклад в древнее естествознание – предложил собственную систему мира. Так, он считал, что в центре находится неподвижная Земля, вокруг которой двигаются небесные сферы с закрепленными планетами и звездами. При этом девятая сфера является этаким двигателем Вселенной. Кроме того, величайший мудрец древности предугадывал учение о естественном отборе Дарвина, он демонстрировал глубинное понимание геологии, в частности, о происхождении окаменелостей в Малой Азии. Метафизика нашла воплощение во многих произведениях древнего грека – «О небе», «Метеорология», «О возникновении и уничтожении» и других. Наука же в целом была для Аристотеля высшей ступенью познания, ведь ученый создал так называемую «лестницу познания».

Вклад в философию

Основополагающее место в деятельности исследователя занимала философия, которую он делил на три вида — теоретическую, практическую и поэтическую. В трудах по метафизике Аристотель развивает учение о причинах всего сущего, определяя четыре основные: материю, форму, производящую причину и цель.

Учёный одним из первых раскрыл законы логики и классифицировал свойства бытия по определенным признакам, философским категориям. В основе лежала убежденность учёного в материальности мира. Его теория основана на том, что сущность находится в самих вещах. Аристотель дал собственную трактовку платоновской философии и точное определение бытия, а также досконально изучил проблемы материи, чётко определил её сущность.

Взгляды на политику

Аристотель принимал участие в разработках основных сфер знаний того времени — и политика не исключение. Он уделил особое внимание значению наблюдения и опыта и был сторонником умеренной демократии, понимая справедливость как общее благо. Именно справедливость, по мнению древнего грека, должна стать главной политической целью.

Он был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Формы правления у Аристотеля — это монархия, аристократия и полития (республика). Причем правильной он называет исключительно последнюю, ведь она сочетает в себе лучшие стороны олигархии и демократии. Говорил учёный и о проблеме рабства, обращая внимание на то, что все эллины должны быть рабовладельцами, своеобразными хозяевами мира, а остальные народы — их верными слугами.

Этика и учение о душе

Невозможно недооценить и вклад Аристотеля в психологическую науку, ведь его учение о душе является центром всех мировоззренческих взглядов. В соответствии с представлениями мудреца, душа связана с одной стороны — с материальной составляющей, а с другой — с духовной, т.е. с Богом. Она представляет собой только естественное тело. Иными словами, всё живое имеет душу, которых по убеждению ученого, всего три вида: растительная, животная и человеческая (разумная). Однако мнение о переселении душ древнегреческий философ категорически опровергал, считая душу хоть и не телом, но его неотделимой частью, и уверяя, что душе небезразлично, в чьей именно оболочке она пребывает.

Этика Аристотеля — это, в первую очередь, «правильная норма» поведения человека. Причём норма не имеет теоретических оснований, а обуславливается особенностями социума. Центральный принцип его этики — это разумное поведение и умеренность. Ученый был убежден, что только через мышление человек делает свой выбор, а творчество и поступки — это не одно и то же.

Значение трудов Аристотеля

Взгляды Аристотеля были распространены арабами по всей средневековой Европе и были поставлены под сомнение только во время технической революции середины 16 века. Все лекции ученого были собраны в книги — 150 томов, десятая часть которых сохранилась и до наших дней. Это биологические трактаты, философские сочинения, работы об искусстве.


Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте.

А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:


Вы можете оставить комментарий к докладу.

www.doklad-na-temu.ru

Краткая биография Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ. Родина Аристотеля —полис Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец был придворным врачом царя Аминта II, деда Александра Македонского. Это позволило будущему философу получить хорошее образование.

Семнадцатилетним юношей он прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, оставаясь в ней до самой смерти учителя. Это был единственный ученик, осмелившийся спорить с Платоном. Тот однажды в шутку заметил, что Аристотель лягает его, как маленький жеребенок свою мать. Философ высоко ценил Платана, но видел уязвимые места в его учении о мире идей и вещей. Широко известно такое высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Покинув Афины, он отправился в малоазийскую Грецию. Его пригласил македонский царь Филипп II воспитывать своего сына Александра. Философ переехал в столицу Македонии Пеллу. В роли воспитателя он оставался в течение четырех лет. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, их отношения не были особенно теплыми. Существует такое высказывание Александра о своем учителе: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако, как только Александр взошел на трон, он постарался избавиться от Аристотеля, не одобрявшего его намерений завоевать Грецию и весь мир.

Философ вернулся в Стагиру, где провел около трех лет. Возвратившись в Афины, он открыл философскую школу Ликей. Она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского —отсюда и ее название. В словесных стычках Аристотелю не было равных Скоропостижная смерть ученика и покровителя Аристотеля Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание, а самого философа обвинили в богохульстве. Не дожидаясь суда, он покинул Афины. Вскоре после этого Аристотель умер на острове

Наиболее известны следующие сочинения философа: «Метафизика», «Протрептик», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании». В этих трактатах изложена наука о мышлении и его законах.

Он считал, что мир следует познавать от частного к общему, а не наоборот — от общего к частному, как утверждал Платон. Позднее эти сочинения были объединены под общим названием «Органон».

Основы физики нашли воплощение в таких произведениях, как «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология» и др. В «Метафизике» Аристотель выстроил своеобразную «лестницу познания», первой ступенькой которой является чувственное восприятие (слух, зрение, обоняние, вкус). Вторая ступень — представление — возникает на основе чувственного восприятия. Затем следует опыт на основании памяти, свойственной только человеку. Опыт, говорил Аристотель, есть знание о единичном, тогда как наука — знание об общем. Наука является высшей ступенью познания: она исследует первоначала и первопричины. Аристотелю принадлежит первый психологический трактат «О душе», где ученый подразделил души на следующие виды: вегетативные (растения), чувственные (животные) и разумные (человек).

Разумная душа человека, в отличие от остальных, после смерти непременно соединяется с Космическим Разумом. Биология также ведет свое начало с работ Аристотеля «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О происхождении животных». До нас дошли три этических сочинения мыслителя: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».

В политико-экономических сочинениях «Политика» и «Экономика» Аристотель разделил типы государственного устройства на естественные и неестественные. Вопросы искусствоведения рассмотрены им в его «Поэтике» и «Риторике». Философия Аристотеля делится на теоретическую, практическую и творческую.

Именно Аристотелю принадлежит знаменитая фраза о том, что корень учения горек, а плоды его сладки. Когда ученого спросили, какую пользу он извлек из философии, ответ был таков: «Я стал добровольно делать то, что другие делают лишь из страха перед законом».






citaty.su

Доклад Аристотель

МГУПС-(миит)

Доклад

На
тему: « Аристотель»

Федотова
Н.О.

Аристотель- древнегреческий философ.
Ученик Платона.
С 343
до н. э. —
воспитатель Александра
Македонского.
В 335/4 г.
до н. э., основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей,
илиперипатетическую
школу). Натуралист классического
периода. Наиболее влиятельный из
диалектиков древности;
основоположникформальной
логики.
Создал понятийный аппарат, который
до сих пор пронизывает философский
лексикон и сам стиль научного мышления

ИЭФ. Группа ЭМН-113.

История
философии

Аристотель
утверждал, что философия появляется на
основе «эпистемы» — знаний, выходящих
за рамки чувств, навыков и опыта. Так
эмпирические знания в области исчисления,
здоровья человека, природных свойств
предметов явились не только зачатками
наук, но и теоретическими предпосылками
возникновения философии. Аристотель
выводит философию из зачатков наук.

Философия —
это система научных знаний.

Бог
как перводвигатель, как абсолютное
начало всех начал

По
утверждению Аристотеля, мировое движение
есть цельный процесс: все его моменты
взаимно обусловлены, что предполагает
наличие и единого двигателя. Далее,
исходя из понятия причинности, он
приходит к понятию о первой причине. А
это т. н. космологическое доказательство
бытия Бога. Бог есть первая причина
движения, начало всех начал, так как не
может быть бесконечный ряд причин или
безначальный. Есть причина, сама себя
обусловливающая: причина всех причин.

Абсолютное
начало всякого движения — божество
как общемировая сверхчувственная
субстанция. Аристотель обосновал бытие
божества усмотрением принципа
благоустройства Космоса. По Аристотелю,
божество служит предметом высшего и
наиболее совершенного познания, так
как всё знание направлено на форму и
сущность, а Бог есть чистая форма и
первая сущность.

Идея
души

Аристотель
считал, что душа, обладающая целостностью,
есть не что иное, как неотделимый от
тела его организующий принцип, источник
и способ регуляции организма, его
объективно наблюдаемого поведения.
Душа — это энтелехия тела.
Душа неотделима от тела, но сама
имматериальна, нетелесна. То, благодаря
чему мы живём, ощущаем и размышляем, —
это душа. «Душа есть причина как то,
откуда движение, как цель и как сущность
одушевленных тел.»

Таким
образом, душа есть некий смысл и форма,
а не материя, не субстрат.

Телу
присуще жизненное состояние, образующее
его упорядоченность и гармонию. Это и
есть душа, то есть отражение актуальной
действительности всемирного и вечного
Ума. Аристотель дал анализ различных
частей души: памяти, эмоций, перехода
от ощущений к общему восприятию, а от
него — к обобщённому представлению;
от мнения через понятие к знаниям, а от
непосредственно ощущаемого желания —
к разумной воле.

Душа
различает и познаёт сущее, но она сама
много «времени проводит в ошибках».
«Добиться о душе чего-нибудь достоверного
во всех отношениях, безусловно, труднее
всего.»

Теория
познания и логика

Познание
у Аристотеля имеет своим предметом бытие.
Основа опыта — в ощущениях, памяти
и привычке. Любое знание начинается с
ощущений:
оно есть то, что способно принимать
форму чувственно воспринимаемых
предметов без их материи;
разум же
усматривает общее в единичном.

Однако
с помощью одних только ощущений и
восприятий приобрести научное знание
нельзя, потому что все вещи имеют
изменчивый и переходящий характер.
Формами истинно научного знания являются
понятия, постигающие сущность вещи.

Детально
и глубоко разобрав теорию познания,
Аристотель создал труд по логике,
который сохраняет своё непреходящее
значение и поныне. Здесь он разработал
теорию мышления и
его формы, понятия, суждения и умозаключения.

Аристотель
является и основоположником логики.

Задача
познания состоит в восхождении от
простого чувственного восприятия к
вершинам абстракции. Научное знание
есть знание наиболее достоверное,
логически доказуемое и необходимое.

В
учении о познании и его видах Аристотель
различал «диалектическое» и «аподиктическое»
познание. Область первого — «мнение»,
получаемое из опыта, второго —
достоверное знание. Хотя мнение и может
получить весьма высокую степень
вероятности по своему содержанию, опыт
не является, по Аристотелю, последней
инстанцией достоверности знания, ибо
высшие принципы знания созерцаются
умом непосредственно.

Отправным
пунктом познания являются
ощущения, получаемые в результате
воздействия внешнего мира на органы
чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая
это теоретико-познавательное основное
положение, «Аристотель вплотную подходит
к материализму». Ощущения Аристотель
правильно считал надежными, достоверными
свидетельствами о вещах, но оговариваясь
добавлял, что сами по себе ощущения
обуславливают лишь первую и самую низшую
ступень познания, а на высшую ступень
человек поднимается благодаря обобщению
в мышлении общественной практики.

Цель
науки Аристотель видел в полном
определении предмета, достигаемом
только путем соединения дедукции и индукции:

1)
знание о каждом отдельном свойстве
должно быть приобретено из опыта;

2)
убеждение в том, что это свойство —
существенное, должно быть доказано
умозаключением особой логической
формы — категорическим силлогизмом.

Исследование
категорического силлогизма, осуществленное
Аристотелем в «Аналитике», стало наряду
с учением
о доказательстве
 центральной
частью его логического учения.

Основной
принцип силлогизма выражает связь между
родом, видом и единичной вещью. Эти три
термина понимались Аристотелем как
отражение связи между следствием,
причиной и носителем причины.

Система
научных знаний не может быть сведена к
единой системе понятий,
ибо не существует такого понятия, которое
могло бы быть предикатом всех
других понятий: поэтому для Аристотеля
оказалось необходимым указать все
высшие роды, а именно категории,
к которым сводятся остальные роды
сущего.

Размышляя
над категориями и оперируя ими в анализе
философских проблем, Аристотель
рассматривал и операции ума и его логику,
и, в том числе, логику
высказываний. Разрабатывал Аристотель
и проблемы диалога,
углубившие идеи Сократа.

Он
сформулировал логические законы:

  • закон
    тождества — понятие должно употребляться
    в одном и том же значении в ходе
    рассуждений;

  • Закон
    противоречия — «не противоречь сам
    себе»;

  • Закон
    исключительного третьего — «А или
    не — А истинно, третьего не дано».

Аристотель
разрабатывал учение о силлогизмах,
в котором рассматриваются всевозможные
виды умозаключений в процессе рассуждений.

Этические
взгляды

Для
обозначения совокупности добродетелей
характера человека как особой предметной
области знания и для выделения самого
этого знания науки Аристотель ввёл
термин «этика». Отталкиваясь от слова
«этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал
прилагательное «этический» для того,
чтобы обозначить особый класс человеческих
качеств, названных имэтическими
добродетелями.
Этические добродетели являются свойствами
характера темперамента человека, их
также называют душевными качествами.

Учение
о добродетелях

Аристотель
делит все добродетели на
нравственные, или этические, и мыслительные,
или разумные, или дианоэтические.
Этические добродетели представляют
собой середину между крайностями —
избытком и недостатком — и включают
в себя: кротость, мужество, умеренность,
щедрость, величавость, великодушие,
честолюбие, ровность, правдивость,
любезность, дружелюбие,
справедливость, практическая
мудрость, справедливое негодование.
Относительно нравственной добродетели
Аристотель утверждает, что она есть
«способность поступать наилучшим
образом во всём, что касается удовольствий
и страданий, а порочность — это её
противоположность». Нравственные, или
этические, добродетели (добродетели
характера) рождаются из привычек-нравов:
человек действует, приобретает опыт, и
на основе этого формируются черты его
характера. Разумные добродетели
(добродетели ума) развиваются в человеке
благодаря обучению.

Добродетель —
это внутренний порядок или склад души;
порядок обретается человеком в
сознательном и целенаправленном усилии.

Аристотель,
как и Платон, делил душу на три силы:
разумную (логическую), страстную
(фумоейдическую) и желающую (епифумическую).
Каждую из сил души Аристотель наделяет
свойственной ей добродетелью: логическую —
разумностью; страстную — кротостью
и мужеством; желающую — воздержностью
и целомудрием. В целом душа, по Аристотелю,
имеет следующие добродетели: справедливость,
благородство и великодушие

studfiles.net

Доклад — Аристотель 10 — Философия

Введение.

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.

Античная философия — единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Уже в V веке до нашей эры возникли философские космогонические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. В VI веке и даже в V веке до нашей эры философия и знание о природе не были отделены друг от друга. Число возникавших гипотез было очень велико, так как отсутствовали способы экспериментальной проверки. Для философии это множество гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Это многообразие и высокий уровень разработки гипотез сделали Античную философию школой философского мышления для последующих времен и поколений.

Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого — то одного, и притом вещественного начала. Хотя их мнения были различными. Фалес считал, что в основе всего лежит вода, из нее все возникает и в нее все превращается. Анаксимандр полагал, что в основе бытия лежит определенное математическое число — апейрон, а Анаксимен — воздух. Гераклит – «отец диалектики» — думал, что огонь является основой бытия и мира. Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Элементы раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти элементы превратились во второй половине V и второй половине IV века до нашей эры в противоположность материализма и идеализма.

Не менее ясно выступает в Античной философии противоположность диалектического и материалистического методов мышления. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками и рассматривали природу как целое и во взаимодействии и связи ее явлений. За тысячу с лишним лет развития Античной философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся в древнегреческой философии, претерпели сложную эволюцию, отражавшую диалектику развития самого общества.

Материализм в Античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и, позднее, Эпикур. Появляется много материалистических философских учений. Детерминизм — учение, по которому все в мире происходит по определенной причине, то есть все в мире обусловлено (основоположник учения — Демокрит). Плюрализм (множественность) — философское учение, которое рассматривает в основе бытия несколько независимых начал (у Эмпедокла это — огонь, земля, вода и воздух; у Анаксагора — семена, которые падают из космоса на землю и образуют окружающий мир). В лице Сократа, Платона и др. сложилось учение философского идеализма. С этого времени в Античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой основные линии развития: материализм и идеализм. Интенсивной была борьба между школами эпикуреизма и стоицизма, в учения которых, материалистические в своей основе, все более широко проникали идеи идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако на учение о природе и теорию познания и мышления. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между философией и специальными науками, появляется новый тип литературы — специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской Империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозности. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов и учений. Сама философия становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической. В 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета основной круг идей Античной философии завершил свое развитие.

Подводя итог, можно выделить несколько основных особенностей Античной философии:

1. Греческая философия уходит своими корнями в культуру Древнего Востока.

2. В Греции не было контроля жречества как на Востоке. Поэтому под действием свободомыслия и свобододействий знания преобразовывались в отдельные науки.

3. Философия не являлась отдельной наукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике и других.

4. Античная философская мысль породила несколько направлений: натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, а античная наука — ряд наук.

5. Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики.

1 .История жизни Аристотеля.

Аристотель – один из величайших древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в греческом колониальном городе-государстве Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Его отец — Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Аристотель всю свою жизнь был настроен промакедонски, что вызывало подозрение у патриотов Греции, боровшихся за независимость от Македонии. Из среды, в которой он вырос, Аристотель вынес определенный объем эмпирических врачебных знаний. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится слушателем Академии Платона, где провел 20 лет, вплоть до смерти учителя. За эти годы он приобрел поистине энциклопедические познания, овладел приемами исследовательской и педагогической деятельности.

После смерти Платона Академию возглавил его племянник Спевсипп. Аристотель, превосходивший Спевсиппа по уровню философского развития, не захотел остаться в Академии. Он покидает Академию и Афины. Он много путешествует, пока Филипп Македонский не приглашает философа для обучения Александра — своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим “вторым отцом”. Аристотель находился рядом с Александром, пока тот не занял трон отца. Тогда Аристотель вернулся в Стагиры. Новый поворот в жизни Аристотеля наступил после разгрома при Херонее(338г. до н. э.) греческого войска македонским. В результате Греция потеряла свою независимость, а в Афинах усилились промакедонские настроения. На пятидесятом году жизни Аристотель возвратился в Афины и создал свою школу под названием Ликей, где он часто философствовал, расхаживая с учениками по тенистому саду с крытыми галереями. За эти прогулки аристотелианцы получили прозвище перипатетиков (т. е. прохаживающихся). Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. В 323г. До н. э. после внезапной смерти Александра Македонского в Афинах произошло антимакедонское восстание. Не дожидаясь худшего, Аристотель уехал в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.

Возглавляя Ликей в течении 13 лет, Аристотель стремился создать образовательное учреждение нового типа, в котором философия органично сочеталась бы с науками. Уже после его смерти Ликей стал самым популярным учебным заведением в Афинах, в которое съезжались слушатели из самых различных городов. Однако наследникам не удалось поддержать его традиции. Теоретический уровень в Ликее падал. Многочисленные сочинения Аристотеля стали забываться.

2.Произведения Аристотеля.

Работы Аристотеля можно разделить на 3 группы:

1. Работы, написанные им самим и предназначенные для широкого круга читателей. Они были, как правило, созданы в тот период, когда Аристотель еще принадлежал Академии; это были преимущественно высокохудожественные диалоги. По своим темам и названиям работы связаны с Платоном: среди них был диалог «Эвдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей…». Были диалоги «Софист» и «Политика», диалоги о любви, о справедливости, о риторике, о богатстве, о воспитании, о царской власти, о поэтах, о роскоши. К наиболее значительным произведениям принадлежал “Протрептик” («Увещание» — в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни). Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность — мир идей. Также, одной из важных работ является большой диалог «О философии» в трех книгах. Из всей этой группы сохранились лишь отдельные фрагменты.

2.Научные материалы. По содержанию они были как исторического, так и литературного и естественнонаучного характера. Сбор этих материалов был начат в Стагире, но, главным образом, они относятся к более позднему периоду, ко времени Ликея, и принадлежат перу Аристотеля и его учеников. Среди них выдержки из работ древних авторов, лекций Платона; сборники теорий и образцов риторики, материалы по театру и поэзии, высказывания олимпийских чемпионов, собрание 158 греческих конституций, свод законов варварских народов, систематические исследования по зоологии, собрание определений и перечень научных проблем. Из этой группы работ почти ничего не сохранилось. Относительно больше до нас дошло материалов по зоологии. Из работ, посвященных конституциям, в 1891 году обнаружили часть, которая касалась Афинского государства. Перечень научных проблем дошел до нас в искаженном виде.

3.Материалы, содержащие научные разработки и предназначенные для использования в школе. Это тезисы лекций, записанные фрагментарно, принадлежат эпохе Ликея, однако позднее они были переработаны. Одни больше, другие меньше были подготовлены к печати, но ни одни из них не были готовы полностью. В таком незаконченном виде эти работы – наиважнейшие из тех, которые знает история европейской мысли,- сохранились и дошли до последующих поколений. Они сохранились в редакции Андроника из Родоса, который придал им удобную для чтения форму и добавил записи учеников. Все эти работы можно разделить на пять групп: логические, естестественнонаучные, метафизические, практические и поэтические.

А) Логические работы получили во времена Византии название «Органона». К этой группе относятся следующие трактаты: «Категории», «О высказываниях», «Аналитики» («ранние» и «поздние») и др.

Б) Естественнонаучные работы состоят из работ по физике, естественной истории и по психологии. К ним относится «Физика» в восьми книгах. Составляющие ее книги написаны в разное время и, возможно, ранее представляли собой отдельные трактаты. Кроме того, сюда можно отнести трактаты «О небе», «О возникновении и гибели»; естественная история животных включает в себя множество работ по зоологии: «О частях животных», «О происхождении животных» и т.д. Ботанические работы Аристотеля не сохранились. «О душе» – важный, относительно хорошо сохранившийся и обработанный трактат Аристотеля – является его главной психологической работой. Дополнен рядом небольших работ.

В) Метафизика стала центром философии Аристотеля, охватила, как называли раньше, «первую философию». Название работы «Метафизика» означает «работы, написанные после работ о природе». Эта работа состоит из 14 книг различной ценности и различного происхождения, которые нельзя достаточно строго связать друг с другом. «Метафизика» никогда не была не единой книгой, не единым курсом для преподавания до тех пор, пока комментаторы (Сириан и Псевдо – Александр) не стали трактовать её как единую работу и постарались укрепить это мнение. Выразительная связь существует между книгами, в которых говориться об основах «Метафизики». Одна из книг содержит изложение теологии Аристотеля и является отдельным произведением; в «Метафизике» есть свой философский словарь; две книги содержат полемику с Платоном.

Г) Практические работы охватывают этику и политику. Этика дошла до нас в трех редакциях, но только две из них носят аутентичный характер: «Эвдемова этика» — более ранняя редакция и «Никомахова этика» — более поздняя. «Большая этика» (по – латыни – «MagnaMoralia»), признанная большинством исследователей произведением более поздних столетий, является кратким изложением двух предыдущих. Политическая работа Аристотеля под названием «Политика» — обширный, но незаконченный труд, — так же, как и «Метафизика», не носит целостного характера.

Д) Поэтические работы. Из этой группы работ сохранился лишь фрагмент «Поэтики», речь в котором идет, главным образом, о трагедии.

Сохранившиеся работы Аристотеля составляют только часть того, что он написал, но часть важную, поскольку она дает точное и научное представление обо всей совокупности его взглядов.

3.Этика .

3.1.Этические сочинения Аристотеля.

С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика». Вопрос о принадлежности этих произведений перу Аристотеля остается до сих пор дискуссионным.

Относительно «Евдемовой этики» мнения расходятся: одни исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором «Большой этики» является один из учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным. Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом.

Представляет трудности вопрос о хронологической последовательности входящих в трактаты «книг».Исследователи полагают, что «Никомахова этика», а также некоторые части «Метафизики» и «Политики» были написаны Аристотелем в последний период его жизни и деятельности, т.е. с 336 по 322 г. до н.э.

В это время он подвергает критике теорию идей Платона и развивает учение о форме и материи, изложенное в ранних частях «Метафизики», а также формирует идею о единстве души и тела. Он выдвигает теорию, согласно которой взаимоотношения души и тела аналогично отношению формы и материи, когда придает смысл и цель жизни.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

Этика Аристотеля занимает среднее положение между его психологией и политикой.

3.2. Значение этики для Аристотеля.

К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки на три большие группы: теоретические (умозрительные), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым Стагирит отнес философию, математику и физику; но вторым — этику и политику, а к третьим — искусство, ремесла и прикладные науки.

Философия — наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания – «первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное». По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. «Созерцательная жизнь» — это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с первоначалом. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

Аристотель — сын своего века и народа. Он «прирожденный» интеллектуалист. Для него разум составляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому как «мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается». Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому «умозрительные» науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например, политической.

Античная наука ориентирована не на овладение силами природы, т.е. не на использование знаний в практических целях, а на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений, на воспитание граждан и регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического идеала. Во вторую очередь наука исследует этические и политические проблемы, и лишь в третью очередь она занимается проблемами искусства, ремесла и прикладных наук. Слово «практика» используется у Аристотеля в широком смысле, а не узко – как деятельность по получению материальных выгод.

В древности «этика» («учение о нравственности») означала жизненную мудрость, “практические» знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика — это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно—волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек — существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

Но являются ли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считать учение соблюдать правильные нормы поведения и вести нравственный образ жизни наукой? Согласно Аристотелю, «всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо на умозрительное…». Это значит, что через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. То же самое можно сказать относительно произведений искусства. Мастер вопрошает в своем произведении идеал красоты сообразно своему пониманию. Значит, практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельности невозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки в строгом смысле слова. Практическая наука занимается получением знания для реализации идеала (поведение человека или производство продукта). В области «Практических» наук цель мышления не познание, но поступки и деятельность. Ведь не достаточно знать добродетель, нужно и поступать соответственно, т.е. осуществлять ее, стать добродетельным человеком. Аристотель пишет, что творчество и поступки не одно и то же. Поступки нераздельно связаны с человеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества, а творчество направлено на создание произведений искусства, которые оцениваются только по своим достоинствам, независимо от поступков человека.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере «деятельности», связанной со свободой воли, человек «выбирает» личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем.

Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой.

3.3. Ученик против учителя

Можно сказать, что в этике Аристотель, более чем в других частях своего философского учения (например, в «метафизике»), расходится с Платоном. Именно в «Никомаховой этике» содержится известное высказывание, которому по традиции придан характер поговорки: «Платон мне — друг, но истина дороже». Отделив идеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идей и «блага самого по себе», которое рождает другие блага — почет, богатство и т.п. У Аристотеля же мы видим, что идеальное не существует и не может существовать помимо материального, т.е. блага как такового не существует, а оно определяется разными категориями: качеством, количеством, соотношением и т.п. Аристотель отмечает, что нет науки о благе как таковом, но имеются различные науки, изучающие блага в той или иной сфере жизни. Если речь идет о войне, то благо определяется стратегией, если о болезни — врачеванием. Аристотель, как и Платон, усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека. Но далее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем.

Платон считал тело темницей души, а чувственные влечения — цепями, сковывающими душу. Они отклоняют человека от его истинного назначения и увлекают ко всему низменному и порочному. Избавившись от вожделений и страстей, с помощью разума человек освобождается от этого мира и устремляется к высшей действительности. Значит, свобода человека, по Платону, сводится к господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной действительности. Аристотель же считал чувственные влечения и страсти свойствами неразумной части души человека. Для господства разума над чувственностью необходимо не отречение, не средство избавления от мира, а условие для правильного выбора человеком своего назначения, целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека должно происходить через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями. Аристотель критикует известный тезис Сократа «Никто не делает зла по своей воле» — тезис, разделяемый Платоном. Аристотель считает, что если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и не несет ответственности за свои поступки. Но, например, «пьяных считают виновными вдвойне», т.к. во власти человека «не напиться». Значит, человек способен обладать положительными нравственными качествами и, потому ответствен за совершенные и действия. Аристотель критикует Сократа (и Платона) за недооценку воли человека. Познание того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается желанием поступать хорошо. Требуется еще моральная устойчивость, нравственна принципиальность, волевая убежденность. «Надо, чтобы заранее был в наличии нрав, как бы подходящий для добродетели, любящий прекрасное и отвергающий постыдное».

Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности идеи блага, ее не применить на практике. «В тоже время невозможно представить себе, какая польза будет ткачу или плотнику для их искусства, если они знают это самое благо (само по себе), или каким образом благодаря уразумению (tetheamtnos) этой идеи врач станет в каком-то смысле лучшим врачом, а военачальник — лучшим военачальником. Ведь очевидно, что врач рассматривает здоровье не так, (т.е. не вообще), а с точки зрения здоровья человека и, скорее даже, здоровья «вот этого» человека, ибо он врачует каждого в отдельности». То есть платоновская идея блага нереальна и недоступна человеку. По убеждению Платона, одно из главных препятствий для реализации «идеального государства» состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественными. Так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду между ними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднение частной собственности и т.п. Аристотель считал, что меры, предлагаемые Платоном, могут привести к противоположным результатам. Так, Аристотель утверждает, что общность жен и имущества сделает невозможность и благородная щедрость. «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого». Аристотель приходит к выводу о необходимости сохранения формы собственности. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим. Подготовить же к этому граждан — дело законодателя».

Рассматривая вопросы о дружбе, себялюбии и эгоизме в «Никомаховой этике», Аристотель высказывает мысль о том, что человек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться разумом, справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам (например, во имя друзей и отечества от может отказаться от имущества и принести в жертву свою жизнь, если в этом возникнет надобность). Философ приходит к выводу, что нельзя создавать чрезмерное единство в государстве, единомыслие граждан. «Дело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства, как семьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-таки государство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равно как если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом…».

В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось одно из основных противоречий, лежащее в основе европейской культуры, — противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущным.

3.4. Добродетель

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием. Хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое — хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические — добродетели душевного склада, характера. И те и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. Как определить надлежащую середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

По вопросу о прирожденном или приобретенном характере высших психических способностях человека Стагирит пишет, что, хотя добродетель — приобретенное качество души, однако «ведь и правосудными, и благоразумными, и мужественными, и так далее (в каком-то смысле), мы бывали прямо с рождения…». Вместе с тем Аристотель говорит, что приобретенные воспитанием добродетели выше дара природы, прирожденных способностей. Добродетель требует навыков, привыкли, практики. «Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых — от избытка, другой — от недостатка». Нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: «Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно». Мало совершенных людей и много посредственных.

Добродетели Аристотель разделил, как уже было сказано, на два вида. Диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две — разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения. Вторые — добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек.

Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется также время для воспитания характера. Один хороший поступок еще не ведет к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую роль законодательству и государству.

Говоря о «середине» как отличительном признании добродетели, Аристотель имеет в виду «среднее» в области чувств. «Середина» — это «ничего слишком». Стагирит подробно исследует с этой точки зрения добродетели, противопоставляя их порокам. Так, великодушию он противопоставляет тщеславие («избыток»), с одной стороны, малодушие («недостаток») — с другой. Великодушие, следовательно, есть «середина». Мужество — среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростью, щедрость — между расточительством и скупостью, скромность — между бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом. «В нашей власти добродетель, точно так же как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия». Введя понятие свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободной воле.

Заключение.

Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире — божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах. Он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой — этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнуть счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина — мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому «все люди – братья», т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о «естественном» превосходстве эллинов («свободных по природе» ) над «варварами» («рабами по природе» ). Для Аристотеля человек вне общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы — как бы не люди, а раб становится человеком, только обретя свободу.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая — в аспектах природы отдельного человека. Вторая — в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то «общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание — благодаря добропорядочным законам».

Список используемой литературы.

1.Татаркевич Вл. История философии: пер. с польск./Пер. В. Н. Квасков. — Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000. – Античная и средневековая философии. -482 с.

2.Канке В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия. – М.: Логос, 2003, — 432 с.

3.Разин А.В. Философия: уч. пос. для студентов вузов.- М. Гардарики, 2006- 459 с.

www.ronl.ru

Аристотель – краткая биография — Русская историческая библиотека

Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского моря, близ Македонии. Семья Аристотеля по происхождению принадлежала не к местным «варварским» племенам, а к природным эллинам. Его отец Никомах был личным врачом македонского царя Аминты II, отца знаменитого Филиппа II. Близкие связи Аристотеля с македонским двором идут ещё с детских его лет.

Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

 

Ещё ребёнком Аристотель лишился родителей и жил в доме своего опекуна Проксена, который дал ему хорошее воспитание. В 367 году 17-летний Аристотель поехал в Афины, чтобы изучать там философию. В этом самом славном из греческих городов он прожил двадцать лет. Аристотель поступил учеником в Академию – школу, открытую великим мыслителем Платоном. Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон стал отличать его среди прочих своих питомцев. Но молодой философ вскоре начал отступать от многих идей своего учителя и вырабатывать собственное мировоззрение. Заметив это, Платон с горечью сказал, что «Аристотель оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать». Однако личные отношения двух гениев греческой мысли долго оставались дружескими.

Аристотель и Платон. Скульптор Лукка делла Роббиа

Автор фото — Sailko

 

Более всего Аристотель оспаривал платоновское учение об идеях. Платон считал, что идеи образуют особый высший бестелесный мир, а Аристотель видел в них лишь сущности материальных явлений, заключённые в самих этих последних. Именно по поводу этого спора Аристотель и произнёс однажды довольно длинную фразу, более известную в сокращённом переводе: «Платон мне друг, но истина дороже».

Учитель Аристотеля, Платон

 

Зная о близких связях Аристотеля с македонским двором, афиняне отправили его послом к царю Филиппу II во время конфликта с ним из-за Олинфа. Когда философ вернулся из этой поездки, Платон уже умер (348), и главой Академии стал его племянник Спевсипп. То ли по этой причине, то ли из-за народного недовольства результатами посольства к Филиппу (которое не смогло спасти от разрушения взятые македонянами города), Аристотель и другой выдающийся «академик», Ксенократ, покинули Афины. Они отправились в Малую Азию к их общему другу Гермию, тирану городов Атарнея и Асса. Аристотель и Ксенократ прожили у Гермия три года, пока персидский царь Артаксеркс Ох не приказал распять того за попытку восстания. В память о погибшем жестокой смертью Гермии Аристотель написал стихотворный гимн.

 

 

Покинув Малую Азию, Аристотель прожил некоторое время в Митилене, на острове Лесбосе, родине великих поэтов Алкея и Сапфо. В 343 году царь Филипп II пригласил его в учителя и воспитатели к своему сыну, Александру Македонскому, будущему великому завоевателю. Аристотель занимался с Александром восемь лет, до самого его воцарения и пользовался огромным уважением пылкого юноши. Философ искусно умерял страстность души Александра, возбуждал в нем серьезные мысли и благородные стремления к славе и подвигам. Аристотель привил своему воспитаннику любовь к «Илиаде» Гомера – книге, с которой Александр потом не расставался всю жизнь. В благодарность Аристотелю Филипп II даже восстановил из руин родной город философа Стагиру, разрушенный македонянами вместе с Олинфом.

Александр Македонский

 

Незадолго до выступления Александра в восточный поход, Аристотель возвратился (335 г.) из Македонии в Афины. Он прожил в Афинах последующие 13 лет. Главой платоновской Академии был тогда Ксенократ, а Аристотель основал собственную философскую школу в Ликее – гимназии на востоке города, близ храма Аполлона Ликийского. Слово «Ликей» (лицей) стало с тех пор нарицательным – так же, как и слово «Академия». Аристотель имел привычку учить, прогуливаясь взад и вперед по аллее. От этого он и его ученики получили прозвище «перипатетиков» («прогуливающихся»). Аристотель читал в Ликее два вида лекций: для широкой публики (экзотерические – «внешние») и для лучших, хорошо подготовленных воспитанников (акроаматические или эзотерические –«внутренние», «глубинные»). Во время этого вторичного своего пребывания в Афинах Аристотель, вероятно, и написал большинство своих главных произведений. В эти годы умерла его жена, Пифиада, и философ взял себе новой супругой её бывшую рабыню, Герпиллиду.

Аристотель и его ученики. Слева — Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа — Теофраст и Стратон. Фреска Э. Лебедицкого и К. Раля

 

Александр Македонский поддерживал связь с Аристотелем и из Азии. Некоторые историки утверждают, что царь выделил своему бывшему наставнику огромную сумму в 800 талантов на научные исследования. В восточном походе Александра сопровождал племянник Аристотеля, Каллисфен, приславший дяде из Вавилона астрономические наблюдения, сделанные халдеями за 1900 лет до этого. Человек образованный, но очень честолюбивый, Каллисфен вскоре вовлёкся в оппозицию восточно-деспотическим замашкам, которые Александр проявлял всё сильнее по мере движения в Азию. Македонская знать, недовольная тем, что царь в ущерб ей приближает к себе побеждённых персов, составила против Александра заговор (327 г.). К этой конспирации, скорее всего, имел отношение и Каллисфен, и он был казнён за это.

Гибель Каллисфена, по-видимому, разрушила дружбу Аристотеля и Александра. Ходили слухи, что по окончании восточного похода Александр умер (323 г.) не своей смертью, а был отравлен, и что яд для царя прислал из Греции Аристотель в ослином копыте. Эти рассказы маловероятны, однако целиком пренебрегать ими всё же нельзя.

После смерти Александра греки восстали против македонской гегемонии, начав Ламийскую войну. Аристотель имел репутацию сторонника македонян. Возможно, по этой причине он подвергся обвинению в атеизме и счёл за лучшее бежать из Афин (конец 323 или начало 322). Философ уехал на остров Эвбею, в город Халкиду, где спустя несколько месяцев скончался от гастрита (322 г.). Жители родной Стагиры позже чтили Аристотеля как героя и учредили в его честь особый праздник. Почести философу воздавались даже в священных Дельфах.

Преемником Аристотеля на посту главы Ликея стал его самый талантливый ученик Теофраст (Феофраст). Сын Аристотеля Никомах был, как говорят, еще в юности убит на войне, но род философа продолжила его дочь, Пифиада.

Теофраст (Феофраст). Античный бюст

 

Аристотель был человеком телесно слабым, малорослым и болезненным. Говорил он быстро и имел дефект речи – смешивал звуки «р» и «л». В древности были распространены обвинения великого философа в изнеженности, мелочности и завистливости, но они, скорее всего, являлись лишь наветами личных врагов.

Аристотель, голова статуи работы Лисиппа

 

Интересна судьба сочинений Аристотеля после его кончины. Римский учёный Страбон утверждал, что богатая библиотека философа перешла к Феофрасту, а потом – к потомкам последнего, людям необразованным. Они свалили книги в ящики и заперли в подвале, где их попортили сырость и черви. Согласно Страбону, многие труды Аристотеля были неизвестны даже тогдашним перипатетикам. Во время войны с Митридатом Сулла увёз частично погибшую библиотеку Аристотеля из Афин в Рим. Многие важные места в сочинениях философа пришлось переделывать и дополнять. Подробности рассказа Страбона опровергаются фактами, но, как бы то ни было, до нас дошла лишь четвёртая часть из весьма многочисленных произведений Аристотеля.

Подобно большинству древнегреческих мыслителей, Аристотель кроме чистой философии широко занимался естественными и иными науками. Он основал многие разделы последних – грамматику, логику, научную риторику. Аристотель первым создал теорию поэзии, философию искусства, установил много важных новых фактов в зоологии и анатомии.

Некоторые сочинения, дошедшие до нас с именем Аристотеля, считаются подложными. Другие, очевидно, не предназначались для опубликования – это просто собрания заметок, наброски, или записные тетради его учеников. В отличие от Платона, слог Аристотеля обретает возвышенность и силу только там, где выражается какая-нибудь высокая мысль; обыкновенно же он сух и малохудожественен. Однако именно Аристотель первым выработал строго научный язык.

 

rushist.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о