Михаил Иванович Глинка — «отец» русской классической музыки
Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.
Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.
Ранние годы
Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.
Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.
Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.
Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.
Начало карьеры композитора
Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.
После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.
К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).
В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.
Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.
Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.
Расцвет творчества
В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.
В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.
Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.
Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.
Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.
Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».
Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.
Поздние годы. Смерть
Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.
В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.
В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская»,
где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.За работой.
Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.
Факты из жизни
Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:
- Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
- В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
- Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
- Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.
Наследие. Значение
Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).
Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.
Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.
В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.
Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.
В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.
«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России
в 1991 — 2000 годах.www.doklad-plus.ru
Михаил Глинка — биография, фото, творчество, личная жизнь, произведения и интересные факты
Михаил Глинка: биография
Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».
Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.
Михаил Глинка в последние годыМальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.
После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.
Михаил Глинка в молодостиВ пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.
Начало карьеры
Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.
Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.
Михаил Глинка на КавказеВ 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.
В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.
Расцвет карьеры
Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.
В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.
Михаил ГлинкаГлинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.
Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.
Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».
Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.
Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.
Личная жизнь
Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.
Михаил Глинка с женойУ супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.
Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.
Глинка и Пушкин
Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.
Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор АртамоновГлинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.
Смерть
В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.
Памятник на могиле Михаила ГлинкиКомпозитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».
Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.
Интересные факты
- Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
- После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
- У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
- Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.
Фото
24smi.org
Доклад — М.И. Глинка — Биографии
М. И. Глинка
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ Выполнил: ученик 8 “б” класса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
Белореченск
1999 г.
Введение
Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Михаил Иванович Глинка — российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.
Детство Глинки
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, утром на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.
По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер.
Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…
Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что я могу поделать! Музыка — душа моя!». В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.
Начало самостоятельной жизни
В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин — младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.
В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Его учась в пансионе он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.
Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: «Не искушай меня без нужды», «Бедный певец», «Память сердца», «Скажи, зачем», «Не пой, красавица, при мне», «Ах, ты, душечка, красна девица», «Что красотка молодая». В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.
Первое заграничное путешествие (1830-1834)
Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель», «Патетическое трио» для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.
Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали «Жизнь за царя».
Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением,
Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы «Иван Сусанин».вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом, но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу.
27 ноября 1842 — ровно через шесть лет со дня первой постановки «Ивана Сусанина» — состоялась премьера второй оперы «Руслан и Людмила» в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было из-за глубоко новаторского характера драматургии). Вскоре оперу совсем сняли со сцены; редко ставился и «Иван Сусанин».
В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Новые странствия (1844-1847)
В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал концертную увертюру «Арагонская хота» вернувшись в Россию Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде», тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему 2-х русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.
Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов.
В 1848 — Глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец». Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.
В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя «Тарас Бульба».
В 1855 работа над оперой «Двумужница».
Последнее десятилетие
Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой «Новой русской школы» творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине .
В январе 1857 г., после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из «Жизни за царя», Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить «Записки». Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
Значение творчества Глинки
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества,… оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке», так писал известный критик.
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.
Основные произведения Глинки
Оперы:
«Иван Сусанин» (1836)
«Руслан и Людмила» (1837-1842)
Симфонические пьесы:
Музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский» (1842)
Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)
«Камаринская» (1848)
Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)
«Вальс-фантазия» (1839, 1856)
Романсы и песни:
«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери» (1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).
Список литературы
Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.
БСЭ. М. 1980г.
Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.
www.ronl.ru
Доклад — Глинка Михаил Иванович
Русский композитор, родился 20 мая 1804 г. в семье помещика в селе Новоспасском (ныне Ельнинского района Смоленской области). Основоположник русской классической музыки. С 1817 г. жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернером был поэт, декабрист В.К.Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж.Филда и Ш.Майера, на скрипке — у Ф.Бема; позднее уился пению у Беллоли, теории композиции — у З.Дена.
В 20-е годы XIX в. пользовался известностью у петербургских любителей музыки как певец и пианист. В 1837 — 39 гг. капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830 -33), Берлин (1833 -34, 1856 — 57), Париж (1844 — 45, 1852 — 54), Испанию (1845 — 47), Варшаву (1848, 1849 — 51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 г. и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремленности творчество Глинки оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.
В 1836 г. на сцене петербургского Большого театра была посставлена героико-патриотическая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») по либретто Г.Ф.Розена. Глинка подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина — патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 г. в том же театре состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведет начало ориентализм в русской классической опере) Переосмыслив содержание шутливой, ироничной юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику.
Оперы Глинки заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. «Жизнь за царя» — народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с наряженным, действенным музыкально-драматическим развитием. «Руслан и Людмила» — волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких и замкнутых вокально-симфонических сцен с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Глинки утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Глинки к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (первая постановка 1841 г., Александринский театр, Петербург).
Музыкальное искусство Глинки характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выразилось в сценической музыке (увертюра «Руслана и Людмилы») и в симфонических пьесах.
«Вальс — фантазия» для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856гг.) — первый классический образец русского симфонического вальса. «Испанские увертюры» — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я ред. 1851) — положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра «Камаринская» (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессиональнаго мастерства.
Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Глинки. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности фундамента глинкинской мелодики, — также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (балллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»).
Глинка создал около 80-ти произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли и упражнения, хоры.
Основным творческим принципам Глинки сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Глинки — композитора и вокального педагога — сложилась русская вокальная школа.
Умер М.И.Глинка 3 февраля 1857 г. в Берлине.
www.ronl.ru
Реферат — Михаил Иванович Глинка
(20.5(1.6).1804,с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., — 3(15).2.1857,Берлин)
/>
МихаилИванович Глинка родился 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, имении своихродителей, расположенном в ста верстах от Смоленска и в двадцати верстах отнебольшого города — Ельни. Систематическое обучение музыке началось довольнопоздно и примерно в том же духе, что и обучение общим дисциплинам. Первойучительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка ВарвараФедоровна Кламер.
Первыйопыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончанияпансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в товремя оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство».С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всёбольше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много,пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остаетсянеудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаныхорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды»на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на словаА.С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А.Я.Римского-Корсакова и другие.
Однакоглавное — не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ниценились. Глинка «с постоянным и глубоким напряжением» ищет себя вмузыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства.Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременнонастойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумяоркестровыми увертюрами.
Постепеннокруг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится сЖуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился сОдоевским, ставшим впоследствии его другом. Всевозможные светские развлечения,многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояниездоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайненеудачного лечения), — всё это не могло помешать композиторской работе, которойГлинка отдавался с прежним «постоянным и глубоким напряжением».Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.
Вэти годы Глинка стал серьёзно задумываться о путешествии за границу. К этомуего побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такиемузыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческийопыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также виных климатических условиях поправить своё здоровье.
Вконце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии,где провёл летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, которыйбыл в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830-1831года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новыхвпечатлений: «После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки,чтобы вспомнить слышанные любимые места». Как и в Петербурге, Глинкапо-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничегоученического — это мастерски выполненные композиции. Значительную частьпроизведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер.Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет дваоригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончелии контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота — произведения, в которых особенно отчётливо проявляются черты композиторскогопочерка Глинки.
Виюле 1833 года Глинка покинул Италию. По пути в Берлин он на некоторое времяостановился в Вене. Из впечатлений, связанных с пребыванием в этом городе.Глинка отмечает в «Записках» немногое. Он часто и с удовольствием слушалоркестры Лайнера и Штрауса, много читал Шиллера и переписывал любимые пьесы. ВБерлин Глинка приехал в октябре того же года. Месяцы, проведённые здесь,привели его к размышлениям о глубоких национальных корнях культуры каждогонарода. Эта проблема теперь приобретает для него особую актуальность. Он готовсделать решительный шаг в своем творчестве. «Мысль о национальной музыке(не говорю ещё оперной) более и более прояснялась», — отмечает Глинка в«Записках».
Важнейшейзадачей, вставшей перед композитором в Берлине, было приведение в порядок егомузыкально-теоретических познаний и, как сам он пишет, идей об искусствевообще. В этом деле Глинка отводит особую роль Зигфриду Дену, знаменитому всвоё время теоретику музыки, под руководством которого он много занимался.
ЗанятияГлинки в Берлине были прерваны известием о смерти его отца. Глинка решил тотчасже отправиться в Россию. Заграничное путешествие неожиданно окончилось, однакоон в основном успел осуществить свои планы. Во всяком случае, характер его творческихустремлений был уже определён. Подтверждение этому мы находим, в частности, втой поспешности, с которой Глинка, вернувшись на родину, принимается засочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета — настолькоясно представляется ему характер музыки будущего произведения: «Запала мнемысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась „Марьинароща“.
Этаопера ненадолго завладела вниманием Глинки. По приезде в Петербург он сталчастым гостем у Жуковского, у которого еженедельно собиралось избранноеобщество; занимались по преимуществу литературой и музыкой. Постояннымипосетителями этих вечеров были Пушкин, Вяземский, Гоголь, Плетнёв.
»Когдая изъявил свое желание приняться за русскую оперу, — пишет Глинка, — Жуковскийискренно одобрил моё намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена влесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального,характерного для русских».
УвлеченностьГлинки была настолько велика, что «как бы по волшебному действию вдругсоздался… план целой оперы…». Глинка пишет, что его воображение«предупредило» либреттиста; «… многие темы и даже подробностиразработки — всё это разом вспыхнуло в голове моей».
Ноне только творческие проблемы заботят в это время Глинку. Он помышляет оженитьбе. Избранницей Михаила Ивановича оказалась Марья Петровна Иванова,миловидная девушка, его дальняя родственница. «Кроме доброго инепорочнейшего сердца, — пишет Глинка матери сразу же после женитьбы, — я успелзаметить в ней свойства, кои я всегда желал найти в супруге: порядок ибережливость… несмотря на молодость и живость характера, она оченьрассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях». Но будущая жена ничегоне смыслила в музыке. Однако чувство Глинки к Марье Петровне было настолькосильным и искренним, что обстоятельства, которые впоследствии привели кнесовместимости их судеб, в то время могли казаться не столь существенными.
Венчалисьмолодые в конце апреля 1835 года. Вскоре после этого Глинка с женой отправилсяв Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность,он принялся за оперу с ещё большим рвением.
Операбыстро продвигалась, но добиться постановки её на сцене Петербургского Большоготеатра оказалось делом нелегким. Директор императорских театров А.М. Гедеонов сбольшим упорством препятствовал принятию новой оперы к постановке. По-видимому,стремясь оградить себя от любых неожиданностей, он отдал её на судкапельмейстеру Кавосу, который, как уже было сказано, являлся автором оперы натот же сюжет. Однако Кавос дал произведению Глинки самый лестный отзыв и снял срепертуара свою собственную оперу. Таким образом, «Иван Сусанин» былпринят к постановке, но Глинку при этом обязали не требовать за оперувознаграждения.
Премьера«Ивана Сусанина» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным.Глинка писал своей матери на следующий день: «Вчерашний вечер совершилисьнаконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшимуспехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актерывыходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долгобеседовал со мною…»
Остротавосприятия новизны музыки Глинки примечательно выражена в «Письмах оРоссии» Анри Мериме: «Жизнь за царя» г. Глинки отличаетсячрезвычайной оригинальностью… Это такой правдивый итог всего, что Россиявыстрадала и излила в песне; в этой музыке слышится такое полное выражениерусской ненависти и любви, горя и радости, полного мрака и сияющей зари… Этоболее чем опера, это национальная эпопея, это лирическая драма, возведенная наблагородную высоту своего первоначального назначения, когда она была ещё нелегкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным».
Идеяновой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» возникла у композитораещё при жизни Пушкина. Глинка вспоминает в «Записках»: «… янадеялся составить план по указанию Пушкина, преждевременная кончина егопредупредила исполнение моего намерения».
Первоепредставление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года,ровно — день в день — через шесть лет после премьеры «ИванаСусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад,выступил Одоевский, выразивший своё безусловное преклонение перед гениемкомпозитора в следующих немногих, но ярких, поэтических строках: «… нарусской музыкальной почве вырос роскошный цветок, — он ваша радость, вашаслава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его, — червиспадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишьодин раз в столетие».
Однаконовая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала болеесильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф.Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.
Композитортяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительноезаграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие иразнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус.
ТрудыГлинки скоро увенчались новым большим творческим успехом: осенью 1845 года имбыла создана увертюра «Арагонская хота». В письме Листа к В.П.Энгельгардту мы находим яркую характеристику этого произведения: «… мнеочень приятно… сообщить Вам, что «Хоту» только что исполняли свеличайшим успехом… Уже на репетиции понимающие музыканты… были поражены ивосхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной втаких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством!Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом… какиетонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какаяувлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливыенеожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!»
Окончивработу над «Арагонской хотой», Глинка не торопится приняться заследующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучениюнародной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появиласьещё одна увертюра на испанскую тему — «Ночь в Мадриде». Оставаясь начужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет«Камаринскую». Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен:свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой, явиласьновым словом в отечественной музыке. В «Камаринской» Глинка утвердилновый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всёздесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелоесочетание различных ритмов, характеров и настроений.
Последниегоды Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор былполон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым онподвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.
Близким,преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшаясестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинилнекоторые свои фортепианные пьески. Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине.Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невскойлавры.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.belcanto.ru
www.ronl.ru
Михаил Иванович Глинка Михаил Иванович Глинка— великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров ? классический русский романс. |
kratkie-biografii.info
Краткая биография Глинки Михаила Ивановича :: SYL.ru
Биография Глинки насыщена интересными фактами и событиями. Огромное наследие, оставленное Михаилом Ивановичем, включает в себя романсы, произведения для детей, песни и композиции, симфонические фантазии. Главной работой композитора является опера «Руслан и Людмила», которая прославилась на весь мир. Музыкальные критики называют Глинку Пушкиным в музыке. Михаил Иванович Глинка, биография которого пестрит необычайными фактами, написал первую российскую оперу, основанную на исторических событиях. В этой статье мы проследим жизненный путь великого композитора. Глинка Михаил Иванович, краткая биография которого полна непредсказуемых поворотов, был влюблен в музыку с самого детства.
Происхождение
Композитор родился в отцовском имении 20 мая (по старому стилю — 1 июня) 1804 года. Первым домом Глинки стало село Новоспасское Смоленской губернии. Отцом Михаила Глинки был отставной капитан – Иван Николаевич Глинка. Их род пошел от шляхтичей. Мать композитора – Евгения Андреевна. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка – Фёкла Александровна. Она так усердно занималась воспитанием мальчика, что уже в детстве он стал болезненным недотрогой. К шести годам Миша был полностью отстранен от общества, даже от собственных родителей. В 1810 году бабушка умирает, а мальчика возвращают на воспитание в семью.
Образование
Михаил Глинка, краткая биография которого невероятно интересна, с раннего возраста был убежден, что посвятит жизнь музыке. Судьба музыканта была известна с самого детства. Еще будучи маленьким ребенком, он учился игре на скрипке и фортепиано. Всему этому мальчика обучала гувернантка Варвара Кламмер из Санкт-Петербурга. После того как Михаил усвоил первые азы в искусстве, его отдают на воспитание в Санкт-Петербургский пансион, который находится при педагогическом институте. Вильгельм Кюхельбекер становится его первым гувернером. Глинка берет уроки у великих музыкальных педагогов, среди которых Джон Филд и Карл Цейнер. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным. Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта.
Расцвет творчества
Глинка, биография которого насыщена многими событиями, был увлечен музыкой с ранних лет, к десяти годам он уже умело обращался с фортепиано и скрипкой. Музыка для Михаила Глинки – призвание с ранних лет. Уже по окончании Благородного пансиона он дает выступления в салонах, активно занимается самообразованием, изучая историю и особенности западноевропейской музыки. В это же время композитор сочиняет первые удачные произведения для фортепиано, арфы. Он пишет романсы, рондо для оркестров, а также струнные септеты и оркестровые увертюры. Круг его знакомых пополняется Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Одоевским и Дельвигом. Биография Глинки интересна не только его почитателям, но и всем, кто интересуется музыкой.
Несколько лет Михаил Иванович проводит на Кавказе. Но уже в 1824 году юный композитор получает работу помощника секретаря в Главном управлении путей сообщения. Однако, несмотря на занятость, уже в конце двадцатых годов на пару с Павлищевым он издает «Лирический альбом». В него входят и собственные сочинения Михаила Ивановича. Как видите, биография Глинки интересна необычными событиями и неожиданными поворотами.
С 1830 года начинается новый период, который охарактеризован как итальянский. Перед его началом Глинка совершает летнее путешествие по немецким городам, а затем останавливается в Милане. В то время именно этот город был центральной точкой музыкальной культуры во всем мире. Именно здесь происходит знакомство Михаила Глинки с Доницетти и Беллини. Он занимается исследованиями и детально изучает бельканто, после чего сочиняет произведения в итальянском духе.
А через несколько лет, в 1833 году, композитор поселяется в Германии. Обучаясь у Зигрифида Дена, он оттачивает и полирует свой музыкальный талант. Однако известие о смерти отца в 1834 году вынуждает композитора возвратиться в Россию. Глинка, краткая биография которого интересна не только жителям Российской Федерации, но также и европейцам, подарил миру две великие оперы.
«Жизнь за царя»
Его мечты обращены к созданию русской национальной оперы. Усердно работая, он выбирает в качестве центральной фигуры Ивана Сусанина и его подвиг. Целых три года жизни автор посвящает своему произведению и в 1836 году заканчивает грандиозную оперу, которая получила название «Жизнь за царя». Первая постановка прошла на сцене Большого театра в Санкт-Петербурге и была принята обществом с огромным восторгом. После ошеломительного успеха Михаила Глинку назначают на должность капельмейстера Придворной капеллы. 1838 год композитор посвятил отдыху и путешествию по Украине.
1842 год является годом выхода оперы «Руслан и Людмила». Произведение принимается публикой неоднозначно и горячо обсуждается.
Жизнь за рубежом
Михаил Глинка, биография которого богата фактами и событиями, многие годы посвятил изучению культур разных европейских народов. 1844 год для великого композитора ознаменован новым путешествием за границу. На этот раз его путь лежит во Францию. Здесь его произведения исполняет великий Берлиоз. В Париже в 1845 году Михаил Иванович дает огромный благотворительный концерт, после чего отправляется в солнечную Испанию. Изучая местную культуру, он сочиняет несколько симфонических увертюр на испанскую народную тематику, здесь же создается увертюра «Арагонская хота».
В 1827 году композитор вновь приезжает в родную Россию, а затем сразу отправляется в Варшаву. Именно здесь он сочиняет знаменитую «Камаринскую». Она стала новейшим видом симфонической музыки, которая сочетает в себе разнообразные ритмы, настроения и характеры. 1848 год – год создания «Ночи в Мадриде».
Влияние композитора
В 1851 году Глинка снова возвращается в Санкт-Петербург. Здесь он находит время для того, чтобы давать уроки новому поколению, писать оперные партии. Благодаря его влиянию в этом городе даже создается русская вокальная школа. Глинка Михаил Иванович, краткая биография которого интересна своей непредсказуемостью, является основоположником многих музыкальных направлений.
Всего через год композитор возобновляет путешествия по Европе. Держа путь на Испанию, он на два года задерживается в Париже. Все время он посвящает симфонии «Тарас Бульба», однако она так и остается незаконченной.
В 1854 году композитор возвращается на родину, где пишет мемуары и свои «Записки». Однако его ненадолго хватает, и он снова отправляется в Европу, на сей раз держит курс на Берлин. Глинка, биография которого начинается в России, успел побывать во многих европейских городах, создавая там свои гениальные произведения.
Семейная жизнь
В 1835 году Михаил Иванович Глинка женился на своей далекой родственнице Марии Петровне Ивановой. Однако их брак не удался, и вскоре они разошлись.
Уже через три года после первого бракосочетания и неудачного союза Глинка знакомится с Екатериной Керн. Именно ей были посвящены лучшие произведения композитора. Эту женщину Глинка любил до конца своих дней.
Смерть композитора
Большой интерес вызывает его биография. Глинка М. И. – это великий композитор и настоящий патриот.
В феврале 1857 года, во время пребывания в Берлине, умер Михаил Глинка. 15 февраля, когда его не стало, он был похоронен сначала на лютеранском кладбище. Однако спустя пару месяцев его прах перевезли в Россию и перезахоронили на Тихвинском кладбище в городе Санкт-Петербурге.
Главные достижения
- Михаил Иванович Глинка, биография которого позволяет считать его национальным достоянием, за свою жизнь успел создать много прекрасного, повлияв при этом на многих своих последователей-композиторов.
- Он основал русскую национальную композиторскую школу.
- Произведения Глинки оказывают влияние на развитие русской и мировой музыки. В частности, Даргомыжский и Чайковский развивали в своих музыкальных сочинениях его оригинальные идеи.
- Глинка создал первую русскую национальную оперу под названием «Жизнь за царя», в основе которой — исторический сюжет.
- Благодаря влиянию композитора в Санкт-Петербурге образовалась русская вокальная школа.
Интересные факты
Биография Глинки вызывает интерес у взрослых и детей.
- Не многим известно, что Фёкла Александровна, бабушка Михаила Глинки, мать его отца, забрала мальчика на воспитание неспроста. За год до появления на свет Миши в семье родился сын, который скончался во младенчестве. Бабушка обвинила в этом мать, а потому с появлением Миши забрала ребенка к себе. Она обладала безудержным самовластием, а потому возразить ей никто не смел – ни ее невестка, ни даже родной сын.
- Первая супруга Михаила Ивановича, Мария Петровна, была необразованна. Ей также ничего не было известно о музыке, и она даже не знала, кто такой Бетховен. Возможно, это и стало причиной того, что их брак был неудачен и столь скоротечен.
- Глинка создал патриотичную музыку, которая была гимном Российской Федерации почти десять лет – с 1991 по 2000 год.
- Во время перевозки праха композитора из Германии в Россию на коробке, в которую был упакован гроб, было написано большими буквами: «ФАРФОР».
- За свою жизнь Михаил Иванович создал около двадцати песен и романсов, шесть симфонических произведений, две великие оперы, а также несколько камерно-инструментальных сочинений.
- Глинка, краткая биография которого изучается в российских и европейских школах, посвятил жизнь музыке.
- В родной усадьбе композитора, в Новоспасском селе, был создан музей Михаила Глинки.
- Всего в мире установлено три памятника композитору: в Киеве, Берлине и Болонье.
- После смерти Глинки в его честь назвали Государственную академическую капеллу в городе Санкт-Петербурге.
Из всех описанных нами фактов и событий складывается его биография. Глинка М.И. сделал огромный вклад в российскую культуру, на него ориентировались многие европейские композиторы.
www.syl.ru