Донателло. Жизнь и творчество. — Artrue
Описание творческого пути знаменитого скульптора.
Биография
Флорентийский мастер Донателло (полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) — одна из ключевых фигур в создании итальянской скульптуры эпохи Возрождения. Он вдохновил множество современников и оставил значительный след в искусстве раннего Ренессанса. Донателло стоит в одном ряду с Филиппо Брунеллески, Томмазо Мазаччо и Альберти — крупными творцами той же эпохи.
Донателло создавал скульптуры из бронзы, камня и дерева. Глубокие познания и умение обращаться с этими материалами позволили ему привносить в свои работы жизнь, сочетая реализм с сильными чувствами. Работы мастера полны энергии и мысли. Скульптор является автором многих известных скульптур в истории искусства, но одной из самых известных его работ считается обнаженная фигура Давида.
Давид (1408–1409)
Бронзовая статуя Давида (1430–1440)
По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику.
Давид. 1440 год.
Карьера
Отправной точкой в творческом пути мастера можно считать его приход в студию Лоренцо Гиберти, где Донателло помогал в создании нескольких статуй, прежде чем перейти к самостоятельной работе. Также скульптор сотрудничал с известным Якопо делла Кверча.
Аллегория Эроса
В 1411 году скульптор создает статую Святого Марка, а спустя несколько лет — статую Святого Георгия, являющуюся одним из первых примеров применения центральной перспективы в скульптуре. Эти работы были выполнены в барельефе. Преимущество данного способа состоит в том, что это позволяет мастеру рассматривать композицию с разных точек зрения без искажения объектов. Позже Донателло создает пять статуй для кампанилы Джотто, «Пир Ирода» (около 1427), «Мадонну Пацци» (около 1420) и другие знаковые произведения.
Пир Ирода
Спад
Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть. Но мастер продолжал получать доходы, работая до конца своей жизни. Прославленный скульптор умер в 1466 году и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо, рядом с Медичи.
Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе.
artrue.ru
Скульптор Донателло: биография, работы, фото
Донателло — это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы. О его жизни и работах мы поговорим в этой статье. Биография данного автора в деталях неизвестна, поэтому представить ее возможно только кратко.
Краткие биографические сведения о скульпторе Донателло
Будущий скульптор Донателло появился на свет во Флоренции в 1386 году, в семье Николло ди Бетто Барди — богатого чесальщика шерсти. Он обучался в 1403-1407 годах в мастерской человека по имени Лоренцо Гиберти. Здесь он освоил, в частности, технику бронзового литья. На творчество этого скульптора большое влияние оказало знакомство с другим великим человеком — Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески остались на всю жизнь самыми близкими друзьями мастера.
Джорджо Вазари говорил, что скульптор Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда значения деньгам. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Ранний период творчества
Деятельность этого скульптора в ранний период, в 1410-е годы, связана была с коммунальными заказами, которые ему предоставлялись для украшения различных общественных построек Флоренции. Для здания Ор Сан Микеле (его фасада) выполняет Донателло статуи св. Георгия (период с 1415-го по 1417 год) и св. Марка (с 1411 по 1413 год). В 1415 года он завершает статую св. Иоанна Евангелиста, украсившую флорентийский собор.
Строительная комиссия в этом же году для украшения кампанилы поручила выполнить Донателло статуи пророков. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Пять фигур находятся в музее собора. «Давид» и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры, идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи — героическую индивидуальную личность — Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Особенно это заметно в изображении св. Марка (1412 год), св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания — 1423-1426). Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам.
Гробница Иоанна XXIII
Скульптор Донателло создает вместе с Микелоццо гробницу Иоанна XXIII в период с 1425 по 1427 год. Она стала классическим образцом, использовавшимся для позднейших усыпальниц, относящихся к эпохе Возрождения. Длительное сотрудничество этих двух скульпторов начинается именно с данной работы.
Литье фигур из бронзы
Донателло в начале 1420 годов обращается к литью фигур из бронзы. В этом материале первая его работа — это статуя Людовика Тулузского, которая была ему заказана в 1422 году для украшения ниши в Ор Сан Микеле. Это один из наиболее примечательных памятников, в котором нашло отражение понимание святости как личного подвига, господствовавшее в Ренессансе.
Статуя Давида
Вершиной творчества этого мастера в технике бронзы является статуя Давида, созданная примерно в 1430-1432 годах. Она рассчитана, в отличие от средневековой скульптуры, на круговой обход. Еще одним новаторством стала тема наготы, к которой обратился Донателло. Скульптор Давида изобразил нагим, а не в одеяниях, как это было принято раньше, впервые после Средневековья столь реалистично и в столь крупном масштабе.
Другие работы Донателло, относящиеся к 1410-м — началу 1420-х годов — фигура льва, высеченная из песчаника, — эмблема Флоренции, деревянное распятие для церкви Санта-Кроче, бронзовый реликварий для церкви Оньисанти, бронзовая статуэтка, находящаяся в Национальном музее Флоренции под названием «Аттис Аморино», которая является, по-видимому, изображением античного божества плодородия, Приапа.
Работы в технике рельефа
Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. «Рисуя» резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Отметим здесь такие работы, как «Битва Георгия с драконом», «Мадонна Пацци», «Пир Ирода», «Вознесение Марии» и другие. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Поездка в Рим, второй флорентийский период
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города, изучает античную скульптуру. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), «Благовещение» (иначе — Алтарь Кавальканти, см. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания — 1434-1438 годы).
Донателло достигает подлинной классичности в рельефе «Пир Ирода», созданном по возвращении из поездки в Рим.
Около 1440 года скульптор создает бронзовые двери, а также восемь медальонов для флорентийской Старой сакристии Сан-Лоренцо (период с 1435-го по 1443 год). В вылепленных из стука четырех рельефах достигнута была поразительная свобода в изображении интерьеров, зданий и фигур людей.
Падуанский период
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Здесь начинается следующий этап его творчества. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже — в 1453-м. Образом послужил памятник Марку Аврелию. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Антония Падуанского, а также четыре рельефа, изображающих сцены из его жизни, которые считаются вершиной творчества этого мастера в живописном рельефе.
Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. Иоанна Крестителя во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. В обоих случаях св. Иоанн представлен идущим, и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. У природы была вырвана новая тайна.
Отличительная черта мастерства Донателло состоит в том, что этот скульптор изображал с одинаковым мастерством и энергию, силу, миловидность и грацию. Так, например, вырубленный в 1434 году барельеф балкончика из мрамора в соборе г. Прато изображает полунагих гениев и детей, которые играют на музыкальных инструментах и пляшут с венками цветов. Чрезвычайно живы их движения, игривы и разнообразны. То же самое можно отметить и о других барельефах из мрамора, выполненных для флорентийского собора.
Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Судя по всему, он тяжело болеет. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.
Поздний флорентийский период
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Порой говорят об упадке его мастерства, а также о возвращении к некоторым готическим приемам. Скульптура Донателло в период с 1450-х по начало 1460-х годов представлена статуей Марии Магдалины (1455 год, фото см. ниже), выполненной из дерева, группой «Юдифь и Олоферн», статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками — Бертольдо и Беллаго.
Умер скульптор в 1466 году. Он был погребен в церкви Сан-Лоренцо, которая украшена его работами, с большими почестями. Так завершается творческий путь Донателло. Скульптор, биография и работы которого были представлены в этой статье, сыграл заметную роль в мировой архитектуре. Отметим, в чем же она состояла.
Значение работ этого мастера
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Именно он первым начал изучать систематически механизм движения тела человека, изобразил сложное массовое действие, стал трактовать одежду в связи с пластикой тела и движением, поставил задачу выразить индивидуальный портрет в скульптуре, заострил внимание на передаче психической жизни персонажей. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Трехпланный рельеф, разработанный им, указал пути дальнейшего развития скульптуры, а также живописи.
fb.ru
Скульптор Донателло – биография, личная жизнь, творчество и интересные факты :: SYL.ru
Донателло — итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения. Произведения искусства, принадлежащие ему, сохранились до наших дней. Сегодня ознакомиться с ними можно во многих европейских музеях.
Биография скульптора Донателло
В жизни этого великого человека происходило многое. Его творчество привлекало многих людей. Сказать кратко о биографии скульптора Донателло невозможно. Вся его жизнь была наполнена яркими событиями, которые сильно повлияли на эту известную личность.
Родился Донателло во Флоренции. Точный день появления на свет скульптора неизвестен. Историки утверждают, что его дата рождения выпала на 1386 год.
Семья скульптора Донателло ничем не отличалась от других рабочих семей. Отец мастера был простым чесальщиком шерсти, чем и зарабатывал на жизнь. Он никогда не понимал страсть и любовь сына к искусству. Поэтому считал, что заработать себе на жизнь таким способом почти невозможно. Неоднократно отец пытался втянуть Донателло в ряды обычных рабочих. Однако скульптор сопротивлялся и следовал за своей мечтой.
Еще в ранние годы мальчику представилась возможность учиться в мастерской. Первым наставником совсем юного скульптора Донателло стал Биччи ди Лоренцо, который на тот момент был владельцем этого небольшого местечка, где создавалось прекрасное. Вся мастерская спонсировалась одним из богатейших вельмож Флоренции.
Чтобы получить полное художественное образование, Донателло пришлось уехать в Рим, где тогда жили и развивались самые известные «рабы искусства». В этой учебной поездке юношу сопровождал его друг – не менее известный архитектор Брунеллески, который потом прославился своими волшебными и необыкновенными работами. Учителем для молодых талантливых людей стал Лоренцо Гиберти. Именно ему удалось заложить те основы прекрасного в этих парней, которые потом остались в памяти людей.
Если говорить о личной жизни скульптора Донателло, то о ней практически ничего неизвестно. Многие историки утверждают, что у столь талантливого человека не было возлюбленной, потому как всю свою жизнь он посвятил искусству. Не изменяя делу всей своей жизни, Донателло так и не оставил после себя потомков.
Стили искусства
Скульптор Донателло творил в двух стилях, которые были свойственны только ему. Первые работы отличались своим чрезмерным реализмом. Более поздние произведения уже выглядели куда приятнее. Два абсолютно разных стиля, которые выбрал для своего творчества мастер, стали основными. Именно благодаря им мы и сегодня знаем, кем был этот выдающийся человек.
Одной из работ скульптора Донателло, принадлежащих раннему этапу творчества, стала статуя. Она изображала худую и длинноволосую женщину. Именно так мастер представил миру святую Магдалину. Сегодня эта скульптура находится в Крестильнице во Флоренции.
Работа, которая стала представителем второго направления или стиля, это скульптура святого Георгия. Она была выполнена из мраморного камня. Сейчас эта статуя находится на территории Флоренции.
Новая работа
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. От скульптора требовалось лишь одно — проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Работа удалась на славу. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Местоположение статуи не изменилось. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян.
После удачно выполненного задания Донателло предложили работу в самом соборе. На это скульптор дал положительный ответ. Ему требовалось украсить церковный алтарь святого Антония. Коллегой по работе стала такая известная личность, как Никколо Пиццоло.
Именно кропотливый труд в Падуе стал решающим в карьере Донателло. За всю его жизнь ему не сделали ни одного более выгодного предложения, чем отливка бронзовой скульптуры и невообразимо богатое украшение алтаря.
Дальнейшая работа
Скульптор остался в Падуе и не стал возвращаться домой. Там он продолжил целиком отдаваться искусству.
До 1456 года Донателло жил в Венецианской республике, где создал множество прекрасных статуй и памятников. Собор святого Антония был украшен работами скульптора, среди которых особенно выделялись отлитые из бронзы барельефы. Они изображали жизненные события покровителя по имени Падуе.
Возвращение домой
В 1957 году Донателло работал над созданием памятника, который изображал образ святого Иоанна Крестителя из мраморного камня. Сегодня эту статую можно увидеть в музее Барджелло.
Работу мастер выполнял уже не в Падуе, а в родном краю – во Флоренции. Скульптура Иоанна способна впечатлить каждого и сегодня. Она изображает худого мужчину с пустым взглядом, в котором невозможно прочитать какие-либо мысли. Его уста слегка приоткрыты. Будто через несколько секунд он произнесет что-то невообразимое, пророческое. Статуя изображена в движении. Святой пророк спокойно идет, но из-за худобы даже обычный шаг уже кажется действием, к которому приложено немало усилий.
Другие отрасли искусства
Кроме скульптур, Донателло увлекался созданием бюстов. Всем известно, что портретный бюст – это отдельное направление искусства. Донателло преуспел и в этой отрасли. Произведения греческих и римских художников уже канули в века. Однако скульптору удалось воскресить и снова сделать этот вид искусства популярным.
Бюсты
Еще в детских работах Донателло можно увидеть, насколько сильно скульптор придерживался реализма. Одновременно с этим бюсты не казались жуткими от того, что они изображали лица людей в точности. Статуи выглядели мило и приятно.
Особенности работ великого мастера
Искусство мастера отличается еще и тем, что только он сам определял тот момент, когда скульптура будет завершена. Донателло заранее предугадывал, какое впечатление окажут его работы на людей, которые в скором будущем их увидят. Главная особенность работ мастера заключалась в том, что ему удавалось воплотить внутренний мир человека и духовное развитие в чертах его лица.
Работа во Флоренции
Самые лучшие и интересные произведения Донателло сегодня находятся на родной земле скульптора – во Флоренции. Барельефы, медальоны, различные изображения известных евангелистов того времени в тяжелых раздумьях – все это сохранилось и до наших дней. Двери, на которых были изображены апостолы, вылитые руками Донателло, стали входом в великие храмы эпохи Возрождения.
Все яркие эпизоды жизней святых мастер всегда изображал с присущей ему резкостью и даже некоторой жестокостью.
Смерть Донателло
До самых последних своих дней скульптор жил во Флоренции. Работал мастер до глубокой старости, не зная при этом истинного чувства усталости.
Донателло скончался в 1466 году. Его тело было погребено в Сан-Лоренцо – одной из самых больших и старых церквей Флоренции, которая была украшена работами мастера как снаружи, так и изнутри. Во время похорон этому поистине талантливому человеку было отдано огромное количество почестей. Его смерть была большим ударом для тех, кто знал скульптора лично. В качестве знака уважения к творчеству скульптора Донателло, его работы стали особенно оберегать, что помогло их сохранить до нашего времени.
www.syl.ru
Донателло
ДонателлоВернутся к скульпторам
«Краткое содержание»
Биография
Галерея
Донателло (Donatello, полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, итал. Donato di Niccolò di Betto Bardi, ок. 1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло придерживался реалистических принципов, иногда кажется, что он нарочно отыскивал некрасивые стороны природы.
Донателло родился во Флоренции или близ неё между 1382 и 1387 г., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его первых работ — борельеф из мелкозернистого камня, находящийся в церкви Санта-Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение. |
Изучение памятников греко-римской пластики несколько умерило его реалистические стремления. Поэтому у него можно выделить два стиля: реалистический и классический.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Это исхудалая старуха с длинными волосами. То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне — быть может, просто копии с антиков.
Но лучшие работы — те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе. Это, например, можно сказать о мраморной статуе св. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во Флоренции. Несколько статуй вырублено Донателло для фасада флорентийского собора; между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. |
В 1444г. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Она стоит теперь перед церковью Св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи
Художник остался в Падуе до 1456. и произвёл там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Антония. Самые замечательные из них — бронз. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. |
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434, изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.
Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло.
Некоторые из его бюстов замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более характеристичны. Вообще Донателло с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица. Таков, например, бюст из обожженной глины, раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в музее Барджелло. |
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Лаврентия, во Флоренции. Донателло — барельефы-медальоны, изображающие евангелистов вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как например, в барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в церкви св. Антония, в Падуе, и изображающем «Положение во гроб». То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Лаврентия, изображающих Страсти Господни.
Донателло исполнил также, вместе с учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в церквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквях Италии.
Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Св. Лаврентия, украшенной его работами. |
Поблагодарить или же выразить свое недовольство можно в гостевой книге на главной странице оставить отзыв о странице
Сайт управляется системой uCozabdulalhazred.narod.ru
49. Своеобразие искусства Кватроченто.
Кватроче́нто — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения.
Это время творчества Пьерро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини (Якопо, Джентиле и Джованни), Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и мн. др.
Мировоззренческие принципы и тенденции кватроченто оказали несомненное влияние на искусство последующих веков — от классицизма и романтизма до определённой направленности в развитии культуры вообще. В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры (переход этот наметился ещё в эпоху проторенессанса — дученто и треченто),— к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма, и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм.
Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. В этот период в Италии работала целая плеяда выдающихся мастеров, и среди них — архитектор Брунеллески, скульптор Донателло. В XV в. начали работать Рафаэль, Микеланджело, творил Леонардо да Винчи.
Еще одно открытие кватроченто
50. Творчество Донателло.
Творчество Донателло. Донателло (1386-1466) — великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. В искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор.
Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.
Уже в 1406 году Донателло получил первый самостоятельный заказ на статую пророка для одного из порталов собора. Вслед за этим он исполнил для собора мраморного «Давида» (1408-1409 гг. Флоренция, Национальный музей).
Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом.
В 1411-1412 годах Донателло исполнил для одной из наружных ниш церкви Ор Сан Микеле статую Святого Марка.
Статуя Георгия — одна из вершин творчества Донателло. «Георгий» Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опираясь на щит. Героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. Это типичная черта искусства раннего Возрождения, обусловленная стремлением художника освободиться от средневекового канона, нивелировавшего человеческую личность.
Позднее творчество Донателло стоит особняком во флорентийском искусстве 50-60-х годов.
Живопись Флоренции первой трети XV столетия богата контрастами. Как и в скульптуре, однако несколько позже, в ней совершается решительный перелом от отмеченного влияния готики искусства позднего треченто к искусству Ренессанса. Главой нового направления был Мазаччо, деятельность которого приходится на третье десятилетие XV века. Искусство Мазаччо опередило свое время. Его радикальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на художников, однако были восприняты лишь частично.
studfiles.net
Донателло великий итальянский скульптор
Донателло (Донатело ди Макурин Никколо ди Бетто Барди) величайший представитель мирового искусства скульптуры. Его имя известно практически всем и каждому. Он стал одним из самых талантливых представителей творческой профессии эпохи Возрождения. Именно благодаря таким творцам эпоха Возрождения ассоциируется у нас с чем-то великим и прекрасным.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира. Традиционные способы изображения преувеличенных в пользу выразительности форм классицизма его практически не привлекали. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Зритель, уставший от одинаковых образов в скульптуре, которые следовали одним и тем же принципам, нашли в Донателло того скульптора, который стал настоящим спасением и вывел застоявшееся искусство на новый уровень, где балом правит уже максимальный реализм.
Донателло работал и в классическом стиле и в реалистическом, часто удачно комбинируя эти два стиля. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие. Донателло работал до самой глубокой старости, не прерывая своих творческих поисков. Последние годы жизни великого скульптора прошли во Флоренции. Донателло умер в 1446 году и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо.
Донателло скульптуры
Аллегорическая фигура мальчика (Атис)
Бюст Никколо да Удзано
Гефсиманский сад
Гробница Иоанна XXIII
Давид
Давид
Давид
Евангелист Марк
Иоанн Евангелист
Конная статуя Гаттамелата
Мадонна с младенцем и святыми Франциском и Антонием
Мария Магдалина
Марцокко
Пророк Аввакум
Пророк Иеремия
Святой Георгий
Святой Россоре Реликварий
Чудо с новорожденным
Юдифь и Олоферн
art-assorty.ru
Донателло — биография, фото и видео
Донателло — знаменитый итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Художественно осмыслив опыт античного искусства, одним из первых итальянских скульпторов подошел к созданию классических форм Ренессансной скульптуры. Родился Донато ди Никколо ди Бетто Барди в 1386 году во Флоренции в довольно зажиточной семье. Его отец был чесальщиком шерсти. Из-за ранней смерти отца пришлось зарабатывать своим трудом на жизнь. В 15-летнем возрасте он работал ювелиром в небольшом городке недалеко от Флоренции. В 1403 году он начал обучаться технике бронзового литья во Флоренции в мастерской Лоренцо Гиберти. Именно в этот период Гиберти получил очень важный заказ на изготовление северных врат из бронзы для баптистерия. В годы обучения в мастерской (1403—1407) Донателло познакомился с известным итальянским скульптором, архитектором и ученым Филиппо Брунеллески. Гиберти и Брунеллески стали самыми близкими друзьями Донателло на всю жизнь.
В 1408—1409 юный гений создает мраморную статую Давида, предназначенную для украшения собора. Статуя считается его первым достоверным произведением. Донателло представил Давида юным воином, победившим гиганта Голиафа. Несмотря на восторженные отзывы современников, скульптор чувствует свою неуверенность, ему не хватает опыта и знаний. Статуя считается отражением готических форм. Далее Донателло создает работы для украшения фасадов соборов и общественных сооружений Флоренции. В 1409—1411 годах мастер трудится над созданием статуи сидящего Иоанна Евангелиста. В 1411—1413 годах он создал статую стоящего евангелиста св. Марка. Пропорции статуи идеальны, она полна достоинства и спокойствия.
Исполнение статуи св. Георгия исследователи относят к 1415—1416 годам. Статуя была установлена в нише здания на Ор Сан-Микеле. Тема святого Георгия поднималась в искусстве и раньше, где его изображали всадником с копьем, одетым в рыцарские доспехи. Этим копьем он поражает дракона. Донателло изобразил Георгия прекрасным стройным юношей, уверенно стоящим на земле, опираясь руками на щит. На нем лишь легкие латы и небрежно наброшенный на плечи плащ. Голова юноши непокрыта, лицо полно решимости и отваги. Статуя является ярчайшим изображением идеальной молодости.
В 1416 году скульптор приступает к новому заказу на создание статуй пророков для украшения кампанилы собора. Над созданием этих статуй Донателло трудился почти двадцать лет (1416—1435 годы). Донателло самостоятельно создал четыре статуи пророков и еще две — в соавторстве, он же проводил руководство всеми работами. В 1425—1427 г.г. Донателло совместно с Бартоломмео ди Микелоццо трудится над созданием монументального надгробия папы Иоанна XXIII в баптистерии во Флоренции. Выполненная Донателло лежащая фигура папы стала классическим образцом для следующих гробниц эпохи Возрождения.
В начале 20-х годов скульптор приступает к созданию статуй из бронзы. Так, в 1422 году им создана великолепная бронзовая скульптура святого Людовика Тулузского, в 1425 году — для купели сиенского баптистерия композиция «Пир Ирода». Созданные в 1427—1429 годах для этой же купели фигуры двух добродетелей «Веры», «Надежды» и фигурки трех музицирующих и танцующих ангелов положили начало возникновению итальянской мелкой бронзовой пластики. Вершиной его творчества в технике бронзы стала статуя обнаженного Давида, выполненная в 1430—1432 годах и полуобнаженная фигура улыбающегося ребенка с поднятыми вверх руками («Амур-Атис»).
С 1443 года Донателло пребывает в Падуе на должности главы крупнейшей мастерской. Здесь он прожил десять лет. В 1445 году Донателло начинает работу над конным памятником кондотьеру Гаттамелате. В 1447 году было выполнено литье памятника и начато сооружение постамента. В 1450 году была завершена чеканка памятника, правда, установили статую лишь в 1453 году. Этот памятник возвел Донателло в число величайших монументалистов планеты. В 1453 году Донателло вернулся во Флоренцию. Здесь он получил важный заказ на создание монументальной бронзовой композиции, на которой изображены фигуры Юдифь и Олоферна. В последние годы, несмотря на плохое здоровье, скульптор создает прекрасные серии рельефов. 13 декабря 1466 года один из величайших скульпторов всех времен и народов умер.
Похожие записи:
velikielyudi.ru