Содержание

Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой» Фета

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголы, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке. Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Читать стих поэта Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Зреет рожь над жаркой нивой

Для тех, кто хочет полностью учить или читать стих “Зреет рожь над жаркой нивой” Фета Афанасия Афанасьевича, есть возможность как онлайн доступа, так и кнопка “Скачать”. Материал может быть использован как дополнение к уроку литературы в старших классах или при самостоятельной работе с произведением.

Текст стихотворение Фета “Зреет рожь над жаркой нивой” увидел свет в 1960 году в “Русском Вестнике”, хотя было написано гораздо раньше. Оно принадлежит к школе “чистого искусства”, главной целью которого было описание окружающей среды и чувств.В нем поэт со свойственным ему чувством прекрасного описал истинно-русскую картину средней полосы страны. Благодаря олицетворению (“гонит ветер”, “месяц смотрит”, “день раскинул”) и ярким эпитетам ( “безбрежной жатвой”,”огнедышащее око”), стих оживает, и перед читателем предстает теплый вечер и чувствуется аромат свежего ржаного хлеба – одного из главных блюд русского стола.Композиционно произведение состоит из трех строф. В первой строфе предстает бесконечное ржаное поле, в котором ветер колышет колосья. Во второй строфе описывается время – вечер, но постепенно ночь вступает в свои права. В третьей описывается нива и солнце, которое “на миг смежает небо”.

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Полезные ссылки

А вы хорошо знаете это стихотворение?

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Пока никого нет. Будьте первым!

obrazovaka.ru

Фет Афанасий Афанасьевич. Зреет рожь над жаркой нивой…

Фет Афанасий Афанасьевич. Зреет рожь над жаркой нивой…

 

 

 
 
 
 
Как беден наш язык! – Хочу и не могу.—
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
 
 
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
[1]

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
 
11 июня 1887 г.
 
О, не вверяйся ты шумному
Блеску толпы неразумному, —
Ты его миру безумному
Брось – и о нем не тужи.
Льни ты хотя б к преходящему,
Трепетной негой манящему, —
Лишь одному настоящему,
Им лишь одним дорожи.
 
Между 1874 и 1886 гг.
 
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
 
 
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
 
Между 1874 и 1886 гг.
 
Из дебрей туманы несмело
Родное закрыли село;
Но солнышком вешним согрело
И ветром их вдаль разнесло.
 
 
Знать, долго скитаться наскуча
Над ширью земель и морей,
На родину тянется туча,
Чтоб только поплакать над ней.
 
9 июня 1886 г.
 
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что? я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
 
 
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
 
 
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
 
2 сентября 1885 г.
 
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
 
 
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
 
 
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
 
31 декабря 1883 г.
 
 
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
 
 
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
 
 
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна.
 
1881(?)
 
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
 
 
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе. —
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
 
 
А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!
 
1870
 
Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло;
Все ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце черными кругами
В лесу деревья обвело.
 
 
Заря сквозит оттенком алым,
Подернут блеском небывалым
Покрытый снегом косогор;
Еще леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
 
 
Ручьи, журча и извиваясь
И меж собой перекликаясь,
В долину гулкую спешат,
И разыгравшиеся воды
Под беломраморные своды
С веселым грохотом летят.
 
 
А там по нивам на просторе
Река раскинулась как море,
Стального зеркала светлей,
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.
 
1859
 
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
 
 
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.
 
1857(?)
 
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
 
 
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
 
 
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
 
1856
 
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
 
 
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
 
 
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
 
Конец 50-х гг.
 
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
 
 
Далеко, в полумраке, луками
Убегает ка запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
 
 
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
 
1855
 
Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.
 
 
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
 
 
Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.
 
1854
 
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
 
 
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
 
 
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
 
 
Выйдешь – поневоле
Тяжело-хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
 
1854
 
 
Как здесь свежо под липою густою —
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
 
 
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко-сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
 
 
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
 
1854
 
 
Жди ясного на завтра дня.
Стрижи мелькают и звенят.
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат.
 
 
В заливе дремлют корабли, —
Едва трепещут вымпела.
Далеко небеса ушли —
И к ним морская даль ушла.
 
 
Так робко набегает тень,
Так тайно свет уходит прочь,
Что ты не скажешь: минул день,
Не говоришь: настала ночь.
 
1854
 
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
 
 
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу…
С каждым шагом не легче на воле,
Сердце пышет все боле и боле,
Точно уголь в груди я несу.
 
 
Нет, постой же! С тоскою моею
Здесь расстанусь. Черемуха спит.
Ах, опять эти пчелы под нею!
И никак я понять не умею,
На цветах ли, в ушах ли звенит.
 
 
 
Тщетно блуждает мой взор, измеряя твой мрамор начатый,
Тщетно пытливая мысль хочет загадку решить:
Что одевает кора грубо изрубленной массы?
Ясное ль Тита чело, Фавна ль изменчивый лик,
Змей примирителя – жезл, крылья и стан быстроногий,
Или стыдливости дев с тонким перстом на устах?
 
1847
 
Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший —
Не видать в пыли!
 
 
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
 
1843
 
Густая крапива
Шумит под окном,
Зеленая ива
Повисла шатром;
 
 
Веселые лодки
В дали голубой;
Железо решетки
Визжит под пилой.
 
 
Бывалое горе
Уснуло в груди,
Свобода и море
Горят впереди.
 
 
Прибавилось духа,
Затихла тоска,
И слушает ухо,
И пилит рука.
 
1843
 
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
 
 
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
 
 
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
 
 
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
 
 
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
 
1842
 
 
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
 
 
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
 
1842
 
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
 
 
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
 
 
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
 
1842
 
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
 
 
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
 
 
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
 
 
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что? буду
Петь, – но только песня зреет.
 
1843

thelib.ru

Анализ стихотворения Фета Зреет рожь сочинения и текст



Анализ стихотворения Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Анализ стихотворения Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку.

Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око». ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Скачать реферат

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето «, «Осень «, «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

«Зреет рожь над жаркой нивой…» А.Фет

«Зреет рожь над жаркой нивой…» Афанасий Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Анализ стихотворения Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:
…Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

«Зреет рожь над жаркой нивой. », анализ стихотворения Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око». ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Природа в стихах А. А. Фета: анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы – живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины – поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца – все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига – закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Слушать стихотворение Фета Зреет рожь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Зреет рожь

ostihe.ru

Анализ стихотворения Зреет рожь над жаркой нивой Фета

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850-х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.

В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.

В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей.  «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.

Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».

В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение.

А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.

Анализ 2

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» написано Фетом в конце 1850х годов. Оно представляет собой зарисовку краткого момента окончания жаркого летнего дня.

Фет принадлежал к поэтическому течению чистого искусства. По его мнению слова не могут выразить всей глубины происходящих событий. Интересно, что сам он считается признанным мастером слова. В их сочетании читатель может явственно увидеть описываемую поэтом картину.

При чтении этого стихотворения, перед глазами возникают бескрайние поля, засеянные рожью. Она является исконным признаком России, наряду с березой и зимними холодами. Картина нагретой жарким летним солнцем ржи вызывает отклик в сердце каждого. Даже городской житель чувствует в этом образе что-то знакомое, до боли родное.

Примечательно, что сам пейзаж поэт описывает очень минималистично. Он говорит только о золотом цвете, да о бескрайности полей, сравнивая их с морем, у которого не видно ни конца, ни края. Но этих тонко подмеченных деталей хватает для построения красочной картины. Она ярко вспыхивает в голове каждого читателя.

Фета больше занимает описание краткого момента окончания дня. В летнюю пору световой день значительно дольше ночи. Вот уже и месяц показался на горизонте, а солнце еще не зашло. Именно этот уникальный миг стремится запечатлеть автор. Рабочий день уже подошел к концу. Крестьяне уже покинули поля, оставив только ветер клонить ржаные колосья.

И хоть рабочий день завершился, ночь еще не наступает. Этот удивительный момент увековечивает Фет. Вчитываясь в стихотворение можно услышать легкий шелест, разгоняемых ветерком колосьев, почувствовать как простоявшая целый день жара начинает спадать. Солнце не спеша катится на запад, чтобы ненадолго отдохнуть и вскоре вновь вернуться обогревать ржаные поля.

Сквозь призму описания пейзажа можно почувствовать эмоциональное состояние лирического героя. Он также как все утомлен длинным летним жарким днем. И момент природной двойственности нахождения на небе двух светил вызывает в нем восторг. Но это не буйные эмоции, это спокойное и размеренное наслаждение.

Герой стремиться охватить как можно больше, чтобы навсегда оставить в памяти этот момент. Он словно осознает философскую скоротечность жизни и неповторимость каждого мгновения в ней. Однако герой не напуган, наоборот, он стремится почувствовать каждый миг проживаемой им жизни. В природе он находит всю неизмеримую красоту этого мира. Чтобы ее почувствовать необязательно ехать в далекие края на поиски природных чудес. Часто они заключены самых обыденных вещах и пейзажах, главное уметь их разглядеть.

Анализ стихотворения Зреет рожь над жаркой нивой по плану

Зреет рожь над жаркой нивой

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зима Апухтина

    Произведение является одним из стихотворений поэта, написанных в жанре философско-психологической лирики. Ключевая тематика стихотворения представляет собой авторские размышления о смысле человеческой жизни, ее скоротечности и необратимости

  • Анализ стихотворения Я вздрагиваю от холода Мандельштама

    Произведение относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности является лирической поэзией, вошедшей во второе издание поэтического сборника «Камень».

  • Анализ стихотворений Дмитрия Кедрина

    Анализ стихотворений Кедрина

  • Анализ стихотворения Звук осторожный и глухой Мандельштама

    Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».

  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова

    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.

sochinite.ru

«Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения А.А. Фета

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

tvory.info

Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега” и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже

готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры “золотые переливы”, которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, “широко в область ночи день объятия раскинул” . Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку.

Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца – то, что он “робко

смотрит в очи” и “изумлен, что день не минул” . Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую – они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где “над безбрежной жатвой хлеба” небо “смежает огнедышащее око” . ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета “Зреет рожь под жаркой нивой”, скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

schoolessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *