Биография Владимира Даля — РИА Новости, 22.11.2016

Владимир Даль получил домашнее образование, в детстве писал стихи. В 1815 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе позднее Даль описал в повести «Мичман Поцелуев, или живучи оглядывайся» (1841).

В 1819 году по окончании обучения в корпусе он был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль начал записывать диалектные слова и приступил к главному делу своей жизни — созданию «Толкового словаря живого великорусского языка».

В 1826 году вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета (ныне Тартуский университет).

В 1829 году Даль защитил диссертацию и был направлен на Русско-турецкую войну в действующую армию, где работал хирургом в полевом госпитале. После окончания войны он продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога.

В 1831 году Даль участвовал в Польской кампании и отличился при переправе генерала Федора Ридигера через Вислу у города Юзефова. За неимением инженера, он навел мост (пригодились военно-инженерные умения, полученные в кадетском корпусе), защищал его при переправе и затем сам его разрушил. За неисполнение «своих прямых обязанностей» Даль получил выговор от руководства медицинской службы корпуса. За этот подвиг хлопотами генерала Ридигера Даль получил бриллиантовый перстень и орден Святого Владимира 4-й степени.

После окончания войны Владимир Даль поступил ординатором в Санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с поэтами и писателями Александром Пушкиным, Василием Жуковским, Иваном Крыловым, Николаем Языковым, князем Василием Одоевским.

Первая повесть Владимира Даля «Цыганка» была опубликована в 1830 году.

В дальнейшем в 1830-1840-е годы он печатал очерки под псевдонимом Казак Луганский.

В 1832 году он издал сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.

В 1833 году Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. В годы службы Даль написал повести о казахах «Бикей и Маулина» (1836) и о башкирах «Башкирская русалка» (1843).

Он собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что в 1838 году был избран членом-корреспондентом Императорской академии наук.

Все это время Даль не оставлял и медицины, отдавая предпочтение офтальмологии и гомеопатии — одна из первых русских статей в защиту гомеопатии была им опубликована в «Современнике» в 1838 году.

В 1837 году, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841 году, вскоре после хивинского похода русской армии (1839-1840), в котором Даль принимал участие, переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел.

В 1849 году Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и др.), он делал хирургические операции.

В 1859 году Владимир Даль переехал в Москву и посвятил все свое время обработке собранных материалов для толкового словаря. В 1861-1862 годах он издал сборник «Пословицы русского народа», содержавший 30 тысяч пословиц. Также Далем были опубликованы книги «О наречиях русского языка» и «О суевериях и предрассудках русского народа». В 1861 году увидел свет первый том «Толкового словаря живого великорусского языка», содержащего 200 тысяч слов, а завершилось первое издание к 1868 году.

За свой словарь Даль был награжден Ломоносовской премией Академии наук, премией Дерптского университета, Константиновской золотой медалью Русского географического общества.

В 1868 году он был избран почетным членом Академии наук.

В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием словаря, расширял словарный состав и писал детские рассказы. Им было сделано переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написаны учебники по зоологии и ботанике.

4 октября (22 сентября по старому стилю) 1872 года Владимир Даль скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Даль был дважды женат. В 1833 году его супругой стала Юлия Андре (1816-1838). У них родились двое детей — сын Лев и дочь Юлия. Овдовев, в 1840 году Владимир Даль женился на Екатерине Соколовой (1819-1872), дочери героя Отечественной войны 1812 года. В этом браке были рождены три дочери — Мария, Ольга и Екатерина.

22 ноября, в день рождения Владимира Даля, в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности — День словаря. В этот день в школах России проходят многочисленные мероприятия, посвященные Владимиру Далю как символу отечественной лексикографии, и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями.

В 1995 году в Москве старинном деревянном особняке на Большой Грузинской улице был создан Музей Владимира Даля. После смерти этнографа в этом доме жил его сын Лев Даль — академик архитектуры, принимавший участие в сооружении Храма Христа Спасителя.

Музей Даля также был открыт в 1985 году на его родине — в Луганске.

В июле 2016 года стало известно, что Государственный литературный музей в Москве будет носить имя Владимира Даля.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Владимир Даль (10 ноября 1801 — 22 сентября 1872). Некролог и биография

Годы жизни Владимира Даля:

родился 10 ноября 1801, умер 22 сентября 1872

Эпитафия

«Увы, вошло в слепую моду
Натурой называть природу
И двести тысяч слов родных
Менять на несколько ввозных
Слов, супротивных, чужедальних.
О, как бы жили мы без Даля?
Кого бы Пушкин попросил

Поднять его, лишаясь сил?»
Из стихотворения поэта Алексея Решетова о Владимире Дале

Биография

Это удивительно, но человек, который создал самый известный словарь русского языка, на самом деле был врачом датского происхождения. Отец Владимира Даля, Йохан Кристиан вон Даль, принял российское подданство только в 35 лет и взял себе русское имя Иван. Сам же Владимир Даль всегда считал себя истинно русским человеком и посвятил жизнь своей стране.

Владимир Даль родился в Луганске (теперь это Украина). Сегодня в Луганске работает музей Даля, в честь него назван университет, напротив которого установлен памятник великому русскому ученому. Детство Даля прошло в Николаеве, но еще подростком он поступил на учебу в Морской корпус в Петербурге, после окончания которого стал офицером. Здоровье Даля не позволяло ему посвятить себя морской службе, поэтому он решил стать врачом. В качестве военного врача он участвовал в несколько военных компаниях.

Как и его родители, Даль был полиглотом. Его отец владел помимо русского и немецкого языков английским, французским, идишем, латынью и др. и даже работал библиотекарем при дворе Екатерины II. Пятью языками владела и мать Владимира, Мария Даль. Будущий составитель толкового словаря Владимира Даля говорил на русском, украинском, белорусском, немецком, французском, сербском и других языках, а во время службы в Оренбургском крае выучил даже башкирский и казахский. Неудивительно, что помимо славы блестящего врача Даль вскоре завоевал известность и как талантливый лингвист.

Считается, что к мысли составить «Толковый словарь» Даля подтолкнул Александр Пушкин, с которым Владимир Иванович познакомился в 1832 году. Пушкин был восхищен, сколько материала было собрано у Даля во время его путешествий по России, и сказал, что тот просто обязан составить словарь, которого нет, словарь живого великорусского языка. И несмотря на то, что первые литературные опыты Владимира Даля были восприняты отрицательно (исключительно по политическим причинам), ученый решил посвятить этому делу много лет своей жизни. Когда Владимир Даль вышел в отставку и поселился в Москве, он был уже на букве «П». После этого он смог полностью отдаться работе над завершением словаря. Словарь был издан впервые в 1861 году, последние выпуски вышли в 1868 г. Сегодня его художественные произведения и публицистика, за исключением словаря, составляют восемь томов.

На момент смерти Владимиру Далю было почти 72 года, словарь он закончил за пять лет до своей кончины. Даль прожил долгую, плодотворную жизнь, а причиной его смерти стал второй инсульт. Похороны Владимира Даля прошли на Ваганьковском кладбище, где теперь находится могила Даля. 4 октября — а это дата смерти Владимира Даля по новому календарю — отмечается день памяти Владимира Даля.

Слева — памятник Далю в Луганске около Восточноукраинского университета, справа — памятник Далю и Пушкину в Оренбурге

Линия жизни

10 ноября 1801 г. Дата рождения Владимира Ивановича Даля.
1814-1819 гг. Учеба в Петербургском Морском кадетском корпусе.
1826 г. Поступление в Дерптский университет на медицинский факультет.
1827 г. Публикация первых стихотворений Даля в журнале «Славянин».
1829 г. Участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны в качестве военного врача.
1830 г. Первая повесть В. Даля «Цыганка» напечатана в «Московском телеграфе».
1831 г. Участие в польской кампании.
1832 г. Служба ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале, публикация книги о русских сказках, арест и освобождение Даля по протекции Василия Жуковского.
1833 г. Женитьба на Юлии Андре и переезд в Оренбург.
1833-1839 гг. Выход книги «Были и небылицы Казака Луганского».

1834 г. Рождение сына Льва.
1838 г. Рождение дочери Юлии; избрание В. Даля членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению.
1839-1840 г. Участие в Хивинском походе русской армии в качестве военного врача.
1840 г. Женитьба на Екатерине Соколовой.
1841 г. Рождение дочери Марии.
1843 г. Рождение дочери Ольги.
1845 г. Рождение дочери Екатерины.
1849 г. Назначение управляющим нижегородской удельной конторой и переезд в Нижний Новгород.
1859 г. Уход со службы и переезд в Москву.
1861-1868 гг. Годы выхода выпусков «Толкового словаря» Владимира Даля.
1863 г. Присуждение В. Далю звания почётного члена Академии наук по естественно-научному отделению.
1868 г. Избрание В. Даля почётным членом Общества любителей Российской словесности.
1871 г. Первый удар и переход из лютеранства в православие.
22 сентября 1872 г. Дата смерти Владимира Даля.

Памятные места

1. Луганск, где родился Владимир Даль.
2. Мемориальная доска в честь Даля в Николаеве на пересечении улиц Буденного и Даля.
3. Дом Даля, сегодня дом-музей В. И. Даля в Луганске.
4. Музей Даля в Москве.
5. Памятник Далю в Луганске, около Восточноукраинского университета им. В. И. Даля.
6. Памятник Далю и Пушкину в Оренбурге.
7. Дом Даля в Москве, где он жил последние годы своей жизни.
8. Ваганьковское кладбище, где похоронен Даль.

Эпизоды жизни

В 1832 году Даль был переведен в военно-сухопутный госпиталь Петербурга. Вскоре он приобрел известность как замечательный хирург и в особенности окулист. Все его операции были успешны. Большую роль играл тот факт, что Даль одинаково хорошо владел обеими руками, и поэтому его нередко приглашали в другие больницы, когда операцию было удобнее делать левой рукой.

Когда Пушкин был ранен на дуэли, к нему приехал Владимир Даль. Поэт умер на руках у Даля — тот провел трое суток у постели умирающего друга, но так и не смог его спасти. Перед смертью Пушкин передал Далю свой перстень-талисман с изумрудом. Владимир Иванович пытался отказаться, на что Пушкин ответил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Уже позже Владимир Даль признавался поэту Владимиру Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». Уже после похорон Пушкина Даль написал статью, в которой оправдывался: «Раны в живот смертельны… Может быть, когда-нибудь врачи и научаться спасать раненных в живот, но до сих пор я не видел таких чудес». Возможно, именно смерть друга так повлияла на Даля, что он почти оставил медицину, посвятив себя сначала чиновничьей службе, а затем и работе над словарем.

За несколько лет до смерти Владимир Даль и писатель Павел Мельников-Печерский, биограф Даля, прогуливались возле Ваганьковского кладбища, которое находилось недалеко от дома на Пресне, где жил Даль. Вдруг Владимир Иванович, указав на кладбище, сказал: «Вот и я здесь лягу». Мельников-Печерский заметил: «Да вас туда не пустят», имея в виду, что Даль был лютеранином. «Пустят, — ответил тот, — Я умру православным по форме, хоть с юности православен по верованиям». Этот разговор был в конце 60-х годов, а в 1871 году с Далем случился легкий удар, после которого он пригласил к себе священника и принял православие.

Автограф Владимира Даля

Заветы

«Церковь не в бревнах, а в ребрах».

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

«Я любил Отчизну свою и отдал ей должную мною крупицу по силам».


Документальный фильм «Владимир Даль — собиратель слов»

Соболезнования

«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить».
Николай Пирогов, русский хирург, анатом

Ссылки

Страница Владимира Даля в «Википедии»
Сайт литературного музея Даля в Луганске

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Картинки даль, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения даль

Картинки даль, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения даль | Depositphotos®

Wavebreakmedia

5500 x 3929

ArturVerkhovetskiy

7360 x 4912

NatashaFedorova

7360 x 4912

sergey_causelove

5616 x 3744

ArturVerkhovetskiy

4480 x 6720

Syda_Productions

4244 x 2830

ArturVerkhovetskiy

4480 x 6720

billiondigital

5000 x 3856

ArturVerkhovetskiy

4480 x 6720

ArturVerkhovetskiy

4480 x 6720

ArturVerkhovetskiy

4480 x 6720

ru.depositphotos.com

интересные факты из жизни и фото

Владимир Иванович Даль, биография которого будет описана в этой статье, является русским учёным и писателем. Был членом-корреспондентом физико-математического отделения Петербургской академии наук. Входил в число 12 основателей Русского географического общества. Знал как минимум 12 языков, включая несколько тюркских. Наибольшую известность ему принесло составление «Толкового словаря великорусского языка».

Семья

Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем поклонникам его творчества, родился в 1801 году на территории современного Луганска (Украина).

Его отец был датчанином, и русское имя Иван принял вместе с российским подданством в 1799 году. Иван Матвеевич Даль знал французский, греческий, английский, идиш, древнееврейский, латынь и немецкий язык, был медиком и богословом. Его лингвистические способности были настолько высоки, что сама Екатерина II пригласила Ивана Матвеевича в Петербург для работы в придворной библиотеке. Позднее он уехал в Йену, чтобы выучиться на врача, затем вернулся в Россию и получил медицинскую лицензию.

В Петербурге Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг. У них родилось 4 мальчика:

  • Владимир (род. 1801).
  • Карл (род. 1802). Всю жизнь прослужил на флоте, детей не имел. Похоронен в Николаеве (Украина).
  • Павел (род. 1805). Болел чахоткой и из-за плохого здоровья жил с матерью в Италии. Детей не имел. Умер в молодости и похоронен в Риме.
  • Лев (год рождения неизвестен). Был убит польскими повстанцами.

Мария Даль знала 5 языков. Её мать была потомком старинного рода французских гугенотов и изучала русскую литературу. Наиболее часто она переводила на русский язык труды А. В. Иффланда и С. Геснера. Дед Марии Даль – чиновник ломбарда, коллежский асессор. Фактически это он вынудил отца будущего писателя получить профессию медика, считая её одной из самых доходных.

Учёба

Начальное образование Владимир Даль, краткая биография которого есть в учебниках по литературе, получил на дому. Родители с детства прививали ему любовь к чтению.

В 13 лет Владимир вместе с младшим братом поступил в Петербургский кадетский корпус. Там они обучались 5 лет. В 1819-м Даль выпустился в должности мичмана. Кстати, об учёбе и службе на флоте он напишет 20 лет спустя в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».

Прослужив во флоте до 1826 года, Владимир поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки русского языка. Из-за нехватки средств ему приходилось жить в чердачной каморке. Через два года Даля зачислили в казённокоштные воспитанники. Как писал один из его биографов: «Владимир с головой погрузился в учёбу». Особенно он налегал на латинский язык. А за работу по философии его даже наградили серебряной медалью.

Прервать учёбу пришлось с началом русско-турецкой войны в 1828 году. В задунайской области увеличились случаи заболевания чумой, и действующей армии потребовалось усиление медицинской службы. Владимир Даль, краткая биография которого известна даже зарубежным литераторам, досрочно сдал экзамен на хирурга. Его диссертация называлась «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».

Врачебная деятельность

В ходе сражений польской и русско-турецкой компании Владимир показал себя блестящим военным врачом. В 1832 году он устроился ординатором в Петербургский госпиталь и вскоре стал известным и уважаемым в городе доктором.

П. И. Мельников (биограф Даля) писал: «Отойдя от хирургической практики, Владимир Иванович не оставил медицину. Он нашёл новые пристрастия – гомеопатию и офтальмологию».

Военная деятельность

Биография Даля, краткое содержание которой показывает, что Владимир всегда достигал поставленных целей, описывает случай, когда писатель проявил себя как солдат. Это произошло в 1831 году при переправе генерала Ридигера через реку Вислу (польская компания). Даль помог соорудить через неё мост, защищал его, а после переправы – разрушил. За неисполнение прямых врачебных обязанностей Владимир Иванович получил от начальства выговор. Но позже царь лично наградил будущего этнографа Владимирским крестом.

Первые шаги в литературе

Даль, краткая биография которого была хорошо известна его потомкам, начал свою литературную деятельность со скандала. Он сочинил эпиграмму на Крейга – главнокомандующего Черноморским флотом и Юлию Кульчинскую – его гражданскую жену. За это Владимира Ивановича арестовали в сентябре 1823 года на 9 месяцев. После оправдательного приговора суда он переехал из Николаева в Кронштадт.

В 1827 году Даль опубликовал свои первые стихотворения в журнале «Славянин». А в 1830 году раскрылся как прозаик в повести «Цыганка», напечатанной в «Московском телеграфе». К сожалению, в рамках одной статьи нельзя подробно рассказать об этом чудесном произведении. Если вы желаете получить больше информации, то можно обратиться к тематическим энциклопедиям. Рецензии повести могут быть в разделе «Даль Владимир: биография». Для детей писатель также составил несколько книг. Наибольшим успехом пользовалась «Первая первинка», а также «Первинка другая».

Признание и второй арест

Как литератор Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем школьникам, прославился благодаря своей книге «Русские сказки», вышедшей в 1832 году. Ректор Дерптского института пригласил своего бывшего ученика на кафедру русской словесности. Книгу Владимира приняли в качестве диссертации на степень доктора философии. Теперь все знали, что Даль – писатель, биография которого является примером для подражания. Но случилась беда. Произведение отклонил сам министр просвещения как неблагонадёжное. Причиной этому был донос чиновника Мордвинова.

Биография Даля описывает это событие так. В конце 1832 года Владимир Иванович совершал обход по госпиталю, в котором он работал. Пришли люди в форме, арестовали его и отвезли к Мордвинову. Тот обрушился на доктора с площадной бранью, размахивая перед носом «Русскими сказками», и отправил писателя в тюрьму. Владимиру помог Жуковский, который в то время был учителем Александра – сына Николая I. Жуковский описал наследнику престола всё, что произошло, в анекдотическом свете, охарактеризовав Даля, как скромного и талантливого человека, награждённого медалями и орденами за военную службу. Александр убедил отца в нелепости ситуации и Владимира Ивановича освободили.

Знакомство и дружба с Пушкиным

Любая опубликованная биография Даля содержит момент знакомства с великим поэтом. Жуковский неоднократно обещал Владимиру, что познакомит его с Пушкиным. Даль устал ждать и, взяв экземпляр «Русских сказок», которые были изъяты из продажи, отправился представляться Александру Сергеевичу самостоятельно. Пушкин же в ответ тоже подарил Владимиру Ивановичу книгу – «Сказку о попе и о работнике его Балде». Так началась их дружба.

В конце 1836 года Владимир Иванович приехал в Петербург. Пушкин многократно его навещал и расспрашивал о лингвистических находках. Поэту очень понравилось услышанное от Даля слово «выползина». Оно означало шкурку, которую сбрасывают после зимовки змеи и ужи. Во время очередного визита Александр Сергеевич спросил у Даля, указывая на свой сюртук: «Ну что, хороша ли моя выползина? Я из неё не скоро выползу. Напишу в ней шедевры!» В этом сюртуке он был на дуэли. Чтобы не причинять лишних страданий раненному поэту, «выползину» пришлось отпороть. Кстати, этот случай описывает даже биография Даля для детей.

Владимир Иванович поучаствовал в лечении смертельной раны Александра Сергеевича, хотя родные поэта не приглашали Даля. Узнав, что друг сильно ранен, он приехал к нему сам. Пушкина окружали несколько знатных врачей. Помимо Ивана Спасского (домашний доктор Пушкиных) и придворного врача Николая Арендта, присутствовали ещё три специалиста. Александр Сергеевич радостно поприветствовал Даля и с мольбой спросил: «Скажи правду, я ведь скоро умру?» Владимир Иванович ответил профессионально: «Мы надеемся, что всё будет хорошо и тебе не стоит отчаиваться». Поэт пожал ему руку и поблагодарил.

Будучи при смерти, Пушкин подарил Далю свой золотой перстень с изумрудом, со словами: «Владимир, возьми на память». А когда писатель покачал головой, Александр Сергеевич повторил: «Бери, друг мой, мне уже не суждено сочинять». Впоследствии Даль писал об этом подарке В. Одоевскому: «Как посмотрю на этот перстень, так сразу хочется сотворить что-то порядочное». Даль навещал вдову поэта с целью вернуть подарок. Но Наталья Николаевна не приняла его, сказав: «Нет, Владимир Иванович, это вам на память. И ещё, хочу вам подарить его пробитый пулей сюртук». Это был описанный выше сюртук-выползина.

Брак

В 1833 году биография Даля ознаменовалась важным событием: он взял в жёны Юлию Андре. Кстати, её лично знал сам Пушкин. Свои впечатления о знакомстве с поэтом Юлия передала в письмах к Е. Ворониной. Вместе с супругой Владимир переехал в Оренбург, где у них появились на свет двое детей. В 1834 году родился сын Лев, а спустя 4 года – дочь Юлия. Вместе с семьёй Даля перевели чиновником по выполнению особых поручений при губернаторе В. А. Перовском.

Овдовев, Владимир Иванович вновь женился в 1840 году на Екатерине Соколовой. Она родила писателю трёх дочерей: Марию, Ольгу и Екатерину. Последняя написала воспоминания об отце, которые были опубликованы в 1878 году в журнале «Русский вестник».

Естествоиспытатель

В 1838 году за собрание коллекций по фауне и флоре Оренбургского края Даля избрали членом-корреспондентом АН при отделении естественных наук.

Толковый словарь

Всякий, кому известна биография Даля, знает о главном труде писателя – «Толковом словаре». Когда его собрали и обработали до буквы «П», Владимир Иванович хотел уйти в отставку и полностью сосредоточиться на работе над своим детищем. В 1859 году Даль переехал в Москву и поселился в доме князя Щербатого, который написал «Историю государства Российского». В этом доме прошли последние этапы работы над словарём, который до сих пор является непревзойдённым по объёму.

Даль ставил перед собой задачи, которые можно выразить двумя цитатами: «Народный живой язык должен стать сокровищницей и источником для развития грамотной русской речи»; «Общие определения понятий, предметов и слов – это неисполнимое и бесполезное дело». И чем предмет обиходнее и проще, тем оно мудрёнее. Объяснение и передача слова другим людям гораздо вразумительнее любого определения. А примеры помогают прояснить дело ещё больше».

На достижение этой великой цели лингвист Даль, биография которого есть во многих литературных энциклопедиях, потратил 53 года. Вот что о словаре написал Котляревский: «Словесность, русская наука и всё общество получило памятник, достойный величия нашего народа. Труд Даля станет предметом гордости будущих поколений».

В 1861 году за первые выпуски словаря Императорское географической общество наградило Владимира Ивановича Константиновской медалью. В 1868 году его выбрали в почётные члены академии наук. А после выхода в свет всех томов словаря Даль получил Ломоносовскую премию.

Последние годы

В 1871 году писатель заболел и пригласил по этому поводу православного священника. Даль сделал это потому, что хотел причаститься по православному обряду. То есть незадолго до кончины он принял православие.

В сентябре 1872 года Владимир Иванович Даль, биография которого была описана выше, скончался. Он был похоронен вместе с супругой на Ваганьковском кладбище. Шесть лет спустя там же предали земле и его сына Льва.

fb.ru

гениальный Олег Даль (16 фото)

Сегодня много лет назад родился гениальный актер театра и кино — Олег Даль.

Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег Даль — одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Одни видели в нем эталон актерского профессионализма, другие называли гениальным дилетантом. Одни восхищались его удивительным жизнелюбием, другие вспоминали приступы черной меланхолии. Аккуратизм в быту и организованность в работе соседствовали с глубокими и злыми запоями в полузнакомых компаниях.

Кто-то считает его великим актером и огромной души человеком. Кто-то — желчным неудачником, капризным лицедеем. Одни режиссеры мечтали работать с ним, другие зарекались брать на постановки. Единственное, что можно сказать, не погрешив против истины: Даль был «оголенным нервом», человеком «без кожи».

Начало

25 мая 1941 года в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича Даля случилось прибавление: супруга Павла Петровна подарила ему сына. Кто-то из родни посетовал: «В мае родился, стало быть, всю жизнь маяться будет». Словам не придали значения – болтают пустое! Мальчика назвали Олегом…
Как всякий мальчишка послевоенных лет, Олег мечтал о героической профессии летчика или моряка. Мечтам не суждено было осуществиться: паренек сорвал сердце, играя в баскетбол, а без богатырского здоровья о небе или о море и думать было нечего. Тогда его увлекло искусство – поэзия, живопись… Прочитав лермонтовского «Героя нашего времени», решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть «лишнего человека». И через каких-то 15 лет ему представилась возможность прожить жизнь Григория Печорина в кадре.
Решение Олега поступать в Театральное училище имени Щепкина семья приняла в штыки. Ну разве это профессия – актер? То ли дело шофер или хотя бы библиотекарь. К тому же парнишка картавил: что, кроме позора, ждало его на экзамене? Позора абитуриент желал меньше всего, поэтому в экстренные сроки исправил дефект речи и покорил приемную комиссию. Вначале рассмешил до слез монологом Ноздрева из гоголевских «Мертвых душ», потом опять же до слез растрогал отрывком из «Мцыри». Как же без обожаемого Лермонтова?

Кино

Первой экранной работой Даля был фильм «Мой младший брат»(1962), где он блестяще воплотил образ молодого интеллектуала Алика Крамера, героя 1960-х годов, юнца-интеллектуала из московской подворотни.
Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актёру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.

После выхода картины в прокат на Даля посыпались предложения сниматься, большинство из которых он отклонял — парадоксальное поведение для молодого артиста. Но такая уж натура: если не чувствовал роль «своей», играть не соглашался.

В середине 60-х советский зритель увидел фильмы «Женя, Женечка и «катюша» и «Хронику пикирующего бомбардировщика». И все — Олег Даль стал кумиром. Разве могли кого-то оставить равнодушным эти детские глаза с затаенной мукой?

Через год он снялся в добрых и озорных лентах – «Старая, старая сказка» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», продемонстрировав другие грани своего таланта…

Увы, Олегу Далю не суждено было найти «своего» режиссера, хотя в 1969 году он был к этому как никогда близок. Григорий Козинцев пригласил актера на роль Шута в фильме «Король Лир». Режиссер трактовал образ Шута по-своему: «Мальчик, стриженный наголо. Искусство при тирании. Ребенок из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселее». Даль подходил Козинцеву идеально. Его Шут не развлекал, он бередил раны. Когда «Король Лир» появился на широком экране, успех был огромный – фильм завоевал призы на фестивалях в Чикаго, Тегеране, Милане. В мае 1973-го Козинцева не стало…

В 1971 году Даль снимается в картине режиссёра Надежды Кошеверовой «Тень», исполняя сразу две роли: Учёного и его Тени. Учёный – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.

В 1975 году Анатолий Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.
Встреча с А. В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых.

Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.
Обычное состояние почти всех героев Даля – неприкаянность. Они не могут найти себя в окружающем мире, а главное, найти себя в себе. Им свойственно созерцание и самоуглубление.
Даль мог сыграть гораздо больше, чем сыграл. Он просто не мог позволить себе роли, не созвучные его мироощущению.

Даль так и не смог ужиться ни в одном театре, хотя у него было немало запоминающихся ролей и в «Современнике», и в Театре на Малой Бронной, и в Малом. Причиной «метаний» стала все та же творческая нереализованность. В период махрового застоя в царстве Мельпомены господствовали конъюнктурные постановки: об остроте и социальной актуальности пьес не стоило и мечтать. Надо было пережить просто пережить «эпоху сна», но актер не признавал компромиссов. Он срывался, конфликтовал с коллегами, уходил в запои…
Даль пил. О пагубной склонности знали коллеги и по театру, и по кино. И все как один оправдывали: алкоголиком не был! Был человеком высокого напряжения – когда все горело внутри, хотелось хоть как-то расслабиться. И он хватался за средство, на какое-то время дарующее гармонию…

Даль притягивал женщин, как магнит. «На съемках любого фильма половина группы – от ассистенток до прим – была влюблена в Олега, — вспоминала Любовь Полищук. Не говоря о поклонницах, которые преследовали своего кумира по пятам. Актера же повышенное женское внимание, мягко говоря, раздражало. По улицам он ходил, высоко подняв воротник, «увенчав» кепкой голову и втянув ее в плечи – только бы прошмыгнуть тенью мимо вездесущих фанатичных барышень. Однажды режиссер Евгений Татарский зашел к Далю в гостиничный номер и обомлел: повсюду была развешана мокрая одежда. На резонный вопрос: «Олег, что случилось?», последовал ошеломляющий ответ: «Да вот, шел по набережной, какие-то бабы на меня накинулись. Кричат: «О, Олег Даль, Олег Даль!» Я прыгнул в море, выплыл около гостиницы и пошел…»

Незадолго до смерти актер очень сблизился с Владимиром Высоцким. Когда легендарного барда не стало, Даль все твердил: «Ну вот, теперь моя очередь». В день рождения покойного друга – 25 января 1981 года, актер сказал утром жене: «Мне снился Володя. Он зовет меня».
В тот же год, 3 марта, смерть настигла его в гостиничном номере киевской гостиницы. Даль произнес таинственную фразу: «Пойду к себе умирать». Слышавшие посчитали слова еще одной мрачной шуткой Даля и не обратили внимания. А он, поднявшись в номер, вылил в себя бутылку водки. На тот момент актер был в очередной раз закодирован, поэтому доза алкоголя оказалась смертельной – Олег Даль скончался от внутреннего кровоизлияния… Работники гостиницы, обнаружившие его утром, говорили, что у Даля было такое выражение лица, будто исполнилась его давняя мечта.

Однажды на концерте конферансье ошибся, назвав Олега Даля народным артистом. Тот усмехнулся: «Я не народный, я инородный».
Олег Даль не имел званий и наград, не был лауреатом. Он был Артистом…


ribalych.ru

Даль обои, даль картинки, даль фото

Даль обои, даль картинки, даль фото Приложение WallpapersCraft
  •  8.5 1280×720  34427 небо, даль, свет
  •  8.2 1280×720  25191 река, даль, возвышенность
  •  7.6 1280×720  8475 река, даль, закат
  •  7.5 1280×720  23932 горы, даль, небо
  •  7.3 1280×720  6197 горы, даль, небо
  •  7.3 1280×720  9118 море, даль, лето
  •  7.0 1280×720  12366 горы, даль, радуга
  •  7.0 1280×720  7541 камни, даль, песок
  •  6.8 1280×720  10708 гора, даль, осень
  •  6.7 1280×720  8160 туман, даль, природа
  •  6.7 1280×720  6467 трава, даль, небо
  •  6.6 1280×720  9528 море, даль, рассвет
  •  6.5 1280×720  8461 море, даль, небо
  •  6.3 1280×720  6699 море, даль, камни
  •  6.2 1280×720  6491 горы, даль, облака

wallpaperscraft.ru

Олег Даль (16 фото) . Чёрт побери

Веселый и замкнутый, беззащитный и высокомерный, Олег ДАЛЬ — одна из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Одни видели в нем эталон актерского профессионализма, другие называли гениальным дилетантом. Одни восхищались его удивительным жизнелюбием, другие вспоминали приступы черной меланхолии. Аккуратизм в быту и организованность в работе соседствовали с глубокими и злыми запоями в полузнакомых компаниях.

Кто-то считает его великим актером и огромной души человеком. Кто-то — желчным неудачником, капризным лицедеем. Одни режиссеры мечтали работать с ним, другие зарекались брать на постановки. Единственное, что можно сказать, не погрешив против истины: Даль был «оголенным нервом», человеком «без кожи».

Начало.

25 мая 1941 года в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича Даля случилось прибавление: супруга Павла Петровна подарила ему сына. Кто-то из родни посетовал: «В мае родился, стало быть, всю жизнь маяться будет». Словам не придали значения – болтают пустое! Мальчика назвали Олегом…

Как всякий мальчишка послевоенных лет, Олег мечтал о героической профессии летчика или моряка. Мечтам не суждено было осуществиться: паренек сорвал сердце, играя в баскетбол, а без богатырского здоровья о небе или о море и думать было нечего. Тогда его увлекло искусство – поэзия, живопись… Прочитав лермонтовского «Героя нашего времени», решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть «лишнего человека». И через каких-то 15 лет ему представилась возможность прожить жизнь Григория Печорина в кадре.

Решение Олега поступать в Театральное училище имени Щепкина семья приняла в штыки. Ну разве это профессия – актер? То ли дело шофер или хотя бы библиотекарь. К тому же парнишка картавил: что, кроме позора, ждало его на экзамене? Позора абитуриент желал меньше всего, поэтому в экстренные сроки исправил дефект речи и покорил приемную комиссию. Вначале рассмешил до слез монологом Ноздрева из гоголевских «Мертвых душ», потом опять же до слез растрогал отрывком из «Мцыри». Как же без обожаемого Лермонтова?

Кино.

Первой экранной работой Даля был фильм «Мой младший брат»(1962), где он блестяще воплотил образ молодого интеллектуала Алика Крамера, героя 1960-х годов, юнца-интеллектуала из московской подворотни.

Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актёру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.

После выхода картины в прокат на Даля посыпались предложения сниматься, большинство из которых он отклонял — парадоксальное поведение для молодого артиста. Но такая уж натура: если не чувствовал роль «своей», играть не соглашался.

В середине 60-х советский зритель увидел фильмы «Женя, Женечка и «катюша» и «Хронику пикирующего бомбардировщика». И все — Олег Даль стал кумиром. Разве могли кого-то оставить равнодушным эти детские глаза с затаенной мукой?

Через год он снялся в добрых и озорных лентах – «Старая, старая сказка» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», продемонстрировав другие грани своего таланта…

Увы, Олегу Далю не суждено было найти «своего» режиссера, хотя в 1969 году он был к этому как никогда близок. Григорий Козинцев пригласил актера на роль Шута в фильме «Король Лир». Режиссер трактовал образ Шута по-своему: «Мальчик, стриженный наголо. Искусство при тирании. Ребенок из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселее». Даль подходил Козинцеву идеально. Его Шут не развлекал, он бередил раны. Когда «Король Лир» появился на широком экране, успех был огромный – фильм завоевал призы на фестивалях в Чикаго, Тегеране, Милане. В мае 1973-го Козинцева не стало…

В 1971 году Даль снимается в картине режиссёра Надежды Кошеверовой «Тень», исполняя сразу две роли: Учёного и его Тени. Учёный – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.

В 1975 году Анатолий Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.

Встреча с А. В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых.

Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.

Обычное состояние почти всех героев Даля – неприкаянность. Они не могут найти себя в окружающем мире, а главное, найти себя в себе. Им свойственно созерцание и самоуглубление.

Даль мог сыграть гораздо больше, чем сыграл. Он просто не мог позволить себе роли, не созвучные его мироощущению.

Даль так и не смог ужиться ни в одном театре, хотя у него было немало запоминающихся ролей и в «Современнике», и в Театре на Малой Бронной, и в Малом. Причиной «метаний» стала все та же творческая нереализованность. В период махрового застоя в царстве Мельпомены господствовали конъюнктурные постановки: об остроте и социальной актуальности пьес не стоило и мечтать. Надо было пережить просто пережить «эпоху сна», но актер не признавал компромиссов. Он срывался, конфликтовал с коллегами, уходил в запои…

Даль пил. О пагубной склонности знали коллеги и по театру, и по кино. И все как один оправдывали: алкоголиком не был! Был человеком высокого напряжения – когда все горело внутри, хотелось хоть как-то расслабиться. И он хватался за средство, на какое-то время дарующее гармонию…

Даль притягивал женщин, как магнит. «На съемках любого фильма половина группы – от ассистенток до прим – была влюблена в Олега, — вспоминала Любовь Полищук. Не говоря о поклонницах, которые преследовали своего кумира по пятам. Актера же повышенное женское внимание, мягко говоря, раздражало. По улицам он ходил, высоко подняв воротник, «увенчав» кепкой голову и втянув ее в плечи – только бы прошмыгнуть тенью мимо вездесущих фанатичных барышень. Однажды режиссер Евгений Татарский зашел к Далю в гостиничный номер и обомлел: повсюду была развешана мокрая одежда. На резонный вопрос: «Олег, что случилось?», последовал ошеломляющий ответ: «Да вот, шел по набережной, какие-то бабы на меня накинулись. Кричат: «О, Олег Даль, Олег Даль!» Я прыгнул в море, выплыл около гостиницы и пошел…»

Незадолго до смерти актер очень сблизился с Владимиром Высоцким. Когда легендарного барда не стало, Даль все твердил: «Ну вот, теперь моя очередь». В день рождения покойного друга – 25 января 1981 года, актер сказал утром жене: «Мне снился Володя. Он зовет меня».

В тот же год, 3 марта, смерть настигла его в гостиничном номере киевской гостиницы. Даль произнес таинственную фразу: «Пойду к себе умирать». Слышавшие посчитали слова еще одной мрачной шуткой Даля и не обратили внимания. А он, поднявшись в номер, вылил в себя бутылку водки. На тот момент актер был в очередной раз закодирован, поэтому доза алкоголя оказалась смертельной – Олег Даль скончался от внутреннего кровоизлияния… Работники гостиницы, обнаружившие его утром, говорили, что у Даля было такое выражение лица, будто исполнилась его давняя мечта.

Однажды на концерте конферансье ошибся, назвав Олега Даля народным артистом. Тот усмехнулся: «Я не народный, я инородный».

Олег Даль не имел званий и наград, не был лауреатом. Он был Артистом…

chert-poberi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *