Географическое положение России
Мы с вами живём в самой большой стране мира. Площадь её составляет 17 100 000 км². Вторая по площади в мире страна — Канада — меньше России почти в 2 раза. Её площадь составляет 9 млн 985 тыс. км². Россия по своим размерам сопоставима даже не с отдельными государствами, а с целыми материками, и это верно раз она занимает среди стран первое место по площади. Она больше Австралии, больше Антарктиды и почти равна площади Южной Америки. Можно отметить тот факт, что площадь России приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон.
Население страны составляет 146 млн 838 тысяч 993 человека на 1 января 2017 года. Но учитывая огромные пространства России распределено оно крайне неравномерно: средняя плотность составляет около 8 человек на км². Самая низкая плотность населения в России — на полуострове Чукотка — всего 0,07 человек на км². Самая же высокая плотность населения в столице страны — Москве — 4910 человек на км².
Россия занимает около 30 % площади самого большого материка на Земле — Евразии. Территория нашей страны, как и территория всего материка, располагается в двух частях света — Европе и Азии. Большая часть России, а именно 4/5 её площади, находится в Азии, меньшая (1/5) — в Европе. Граница между Европой и Азией является условной. Она проходит по восточным склонам Уральских гор, реке Эмба, северному побережью Каспийского моря и Кумо-Манычской впадине. Морская граница проходит через Чёрное и Мраморное моря, а дальше — по проливам Босфор и Дарданеллы, и выходит к Средиземному морю. На территории России находится центр Азии (в Республике Тыве, недалеко от её столицы — города Кызыла).
Россия омывается водами трёх океанов: Атлантического (с запада), Северного Ледовитого (с севера), Тихого (с востока).
Россия — самое северное государство мира. Большая часть нашей территории находится между 50 и 70 градусом северной широты. Около 20 % территории России находится за северным полярным кругом.
Эта особенность географического положения нашей страны накладывает суровый отпечаток на всю природу и хозяйственную деятельность человека. В России зона рискованного земледелия охватывает около 95 % территории: это значит, что для развития сельскохозяйственных культур в некоторых районах недостаточно тепла, а в южной части — недостаточно влаги, поэтому неурожаи и недороды являются обычным явлением. Суровые условия ограничивают возможности выращивания высокоурожайных кормовых культур.
«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несёт из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объёмов конструкционных материалов, производства тёплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и так далее.
Поговорим теперь о крайних точках материка. И начнём мы с крайней северной точки. На севере не одна, а две крайних точки, так как территория России состоит из материковой и островной частей. Обычно рассматривается материковая крайняя точка, но мы с вами рассмотрим обе. На полуострове Таймыр располагается крайняя материковая северная точка России — мыс Челюскин (77°43¢ с. ш.). Этот мыс является и самой северной точкой всего материка Евразия. Островная крайняя северная точка находится на архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Рудольфа. Это мыс Флигели (81°51¢ с. ш.). От этой точки до северного полюса всего 900 км.
Крайняя южная точка расположена на Северных склонах Кавказа в Республике Дагестан на высоте более 3500 метров. Она не именована на картах, расположена к юго-западу от горы Базардюзю (41°11¢ с. ш.) на границе с Азербайджаном.
Интересно, что от этой горы до экватора и до мыса Флигели одинаковое расстояние. Протяжённость территории страны с севера на юг около 4 тысяч км.
Крайняя западная точка лежит на берегу Гданьского залива Балтийского моря (19°38¢ в. д.) восточной долготы недалеко от города Калининграда.
Крайних восточных точек, как и северных, две: островная — на острове Ратманова (169°02¢ з. д.) западной долготы в Беринговом проливе и материковая — это мыс Дежнёва (169°40¢ з. д.) на Чукотском полуострове. Мыс Дежнёва также является и крайней восточной точкой материка Евразия.
Расстояние между крайними западной и восточной точками составляет почти 10 тысяч км. Чтобы представить протяжённость России с запада на восток, надо обратить внимание на то, что её территория простирается почти через всё Восточное полушарие и завершается в Западном (протяжённость в градусах географической долготы примерно 171°).
Государственная граница — условная линия на поверхности суши или воды, определяющая размеры территории государства, отделяющая эту территорию от территории других государств и открытых морей.
Россия обладает большой протяжённостью государственной границы, что связано с её огромной площадью и сильной изрезанностью береговой линии.
Длина границ России — 60 939 км. Это составляет полторы окружности земного шара по экватору. Западная и южная границы России преимущественно сухопутные, а северная и восточная — морские. На долю морских границ приходится почти 72 % общей длины государственных границ России, что составляет 38 807 км.
На суше Россия граничит с 14 странами
. Самую длинную границу Россия имеет с Казахстаном — более 7500 км (первое место в мире). Самую короткую сухопутную границу Россия имеет с Корейской Народной Демократической Республикой (КНДР). Её длина составляет всего 17 км.На северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией, а также с государствами Балтии — Эстонией и Латвией. Калининградская область, находящаяся на западе страны, граничит с Польшей и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Беларусь и Украина.
На юге с нашей страной граничат Грузия, Азербайджан, граница проходит по горным массивам Главного Кавказского хребта. Ещё одним южным соседом является Казахстан, который мы уже упоминали. Граница России с Казахстаном проходит по Прикаспийской низменности, долине реки Иртыш и подходит к предгорьям Алтая. Далее на восток южная граница России с Китаем и Монголией проходит по высоким горам Алтая, Западного и Восточного Саяна. К востоку от Монголии Россия вновь граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. Самый восточный наш сосед — Корейская Народная Демократическая Республика.
На севере морские границы России проходят по морям, принадлежащим Северному Ледовитому океану. Среди них: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. По поверхности этих морей дрейфует лёд, который покрывает северные моря весь год. Из-за этого передвижение судов по просторам этих морей затруднено. Пространство, расположенное от северного побережья нашей страны до Северного полюса, является нашим сектором Арктики. В пределах этой территории все острова (за исключением немногих островов архипелага Шпицберген) относятся к России.
Самый большой арктический архипелаг у берегов России — Земля Франца-Иосифа. В состав его входит множество крупных и мелких островов. Землю Франца-Иосифа по-другому называют «Антарктида в миниатюре».
Восточная граница нашей страны проходит вдоль побережья Тихого океана, где ближайшие морские соседи — это Япония и США. Между российским островом Сахалин и Японским островом Хоккайдо расположен пролив Лаперуза. В Беринговом проливе проходит граница между Россией и США. Между российским островом Ратманова и принадлежащим США островом Крузенштерна есть узкий пролив шириной всего 4 км. Он-то и является природным рубежом между 2 странами.
Линн Кокс
Интересный факт: американская пловчиха Линн Кокс 7 августа 1987 года совершила рекордный заплыв — она вплавь добралась от берегов США до берегов России. Проведя в 3-градусной воде 2 часа 6 минут, она преодолела 4160 метров Берингова пролива.
Западная морская граница, проходящая через Балтийское море, связывает нашу страну с рядом европейских стран: Швецией, Польшей, Германией и государствами Прибалтики. Это благоприятный фактор для установления прочных экономических отношений между этими странами.
Юго-западная морская граница России расположена в водах Азовского, Каспийского и Чёрного морей. Эти моря являются природными водными границами между Россией и следующими странами: Украина, Болгария, Турция и Румыния. Нельзя не учесть тот факт, что через Чёрное море Россия имеет выход в Средиземное море, которое омывает берега множества стран Европы и Африки.
Решено, что морские границы государств, в том числе и России, проводят на расстоянии 12 миль или 22,2 км от побережья. Нарушать морские границы, как и сухопутные без соответствующего на то разрешения нельзя. Далее следует морская экономическая зона, простирающаяся на 200 миль или 370 км от побережья. Здесь уже разрешается присутствие судов всех государств, но право на добычу различных природных и биологических ресурсов есть только у нашей страны. Далее следует открытое море, которое свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
В настоящее время ряд стран высказывает различные претензии по изменению российских границ. Япония желает присоединить к территории своей страны южную часть Курильских островов. Эстония претендует на Печорский район, Латвия – на Пыталовский район. Финляндию интересуют земли Карелии, а с Норвегией спорная территория в Баренцевом море.
videouroki.net
Название крайней точки | |||
Север | М. Челюскин(материковая), м. Флигели (островная) | ||
Юг | г. Базардюзю | ||
Запад | Песчаная коса Гданьского залива | ||
Восток | М. Дежнева (материковая), о. Ротманова (островная) | ||
Северные соседи | Южные соседи | Западные соседи | Восточные соседи |
Морская граница | Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, КНДР, Китай | Норвегия, Финляндия, Польша, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония | Япония, США |
doc4web.ru
Фгп россии география 8 класс
Северное п/ш
Восточное п/ш
Евразия
Омывается водами 3 океанов: Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого
Моря: Азовское, Чёрное, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское
Территория РФ — 17 млн. кв. км. (1 место в мире, 2-е Канада…) — 1/6 часть суши
Границы РФ
20 000 км — сухопутные границы
38 000 км — морские границы
Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, КНДР.
Япония, США — морские границы
КРАЙНИЕ ТОЧКИ
СЕВЕРНАЯ (С)
Мыс Челюскин — континентальная
Мыс Челюскин
Посёлок на мысе Челюскин
Мыс Флигели (о. Рудольфа, арх. Земля Франца-Иосифа) — островная
Мыс Флигели (о. Рудольфа, арх. Земля Франца-Иосифа)
Мыс Флигели (о. Рудольфа, арх. Земля Франца-Иосифа)
ЮЖНАЯ
Гора Базардюзю (респ. Дагестан)
ЗАПАДНАЯ
Песчаная Балтийская коса (не путать с Куршской косой) в заливе Балтийского моря, в Калининградской обл.
Балтийская коса — крайняя западная точка РФ
Куршская коса
ВОСТОЧНАЯ
Мыс Дежнёва — континентальная
Погранзастава и часовня на мысе Дежнёва
Остров Ратманова, в Беринговом проливе — островная
(линия смены дат проходит между этими островами)
Пограничный знак на заставе на о. Ратманова
Начиная с 27 марта 2011 года, Россия находится в часовых поясах с 3-го по 12-й, за исключением 5-го. В частности, Москва теперь находится в 4-ом часовом поясе (UTC+4) 9 часовых поясов.
Много природных зон:
арктические пустыни
тундра
лесотундра
тайга
смешанные леса
широколиственные леса
лесостепь
степь
полупустыня
2/3 страны — неблагоприятные условия (за полярным кругом, в континентальном климате, в горах…)
Большая часть ресурсов — там же, что приводит к дополнительным затратам на: отопление, ремонт дорог, трубопроводы, тёплая одежда, качество домов …
ВРЕМЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Местное время — время на меридиане в данный момент
Поясное время
Территория Земли поделена на 24 пояса, по 15О,
как арбуз, поделенный на дольки.
В пределах одного пояса время одинаково
и отличается от соседнего пояса на 1 час.
Границы поясов проложены по меридианам, но совпадают и с границами стран, областей …
Географически (по долготе) территория России охватывает 11 часовых поясов
Но:
а) Калининградская обл. географически находится в 1-м поясе.
б) 5-го пояса в России нет (объединен с 3-м).
Декретное время
В 1930 г. по декрету Правительства СССР стрелки часов были переведены на 1 час вперёд.
Только с учётом этого, например, Москву и относят к 3-му поясу, хотя геграфически она находится во 2-м.
Московское время — декретное время 2-го часового пояса.
Летнее время
Зимнего нет, зимой у нас декретное время 2-го пояса или Московское стрелки часов переводятся ещё на 1 час вперёд (с целью экономии электроэнергии).
Перевод производится в ночь с субботы на воскресенье для адаптации людей
Задача:
Матч с Арсеналом в Лондоне начинается 24 марта в 18-00
Когда его покажут в Москве?
Поясное + 2 часа, декретное + 1 час, летнее +1 час ?
В Лондоне тоже есть летнее время. В России летнее время стало постоянным.
В Москве матч покажут в 21-00 зимой и в 22-00 летом.
Ночью с 26 марта на 27 марта 2011 года россияне в последний раз перевели часы на постоянное летнее время. Согласно решению президента РФ Дмитрия Медведева, начиная с осени 2011 года практика перехода на зимнее и летнее время отменяется.
В связи с отменой в России перехода на зимнее (нормальное) время весной 2011 года полностью повторилась ситуация 1930 года, а фактическое время стало опережать поясное уже на два часа.
Есть летнее время Никогда не было Было, но отменено
Лекция добавлена 09.07.2012 в 18:32:54
Урок по географии. 8 класс Тема: Географическое положение (ГП) России
Урок по географии. 8 класс Тема: Географическое положение (ГП) России. Учитель географии Старичкова Н.В. МОУ СОШ с.Воскресенское Тип урока: изучение нового материала Цели и задачи: 1.Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) России и умение характеризовать ФГП страны. 2. Закрепить умения определять географические координаты крайних точек. 3. Сформировать знания о границах РФ, умение их показывать. Средства обучения
Методы и формы обучения:
http://school-collection.edu.ru/ (сайт Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf (ЦОР для данного урока)
Оборудование: 1. Компьютер, экран, проектор 2. Карточки с планом характеристики ГП страны на каждого ученика (см. Приложение 1 к уроку) 3. Справочный материал – Площадь материков.- на парту ( см. Приложение 2) Основные понятия: Виды географического положения. Крайние точки России (материковые и островные). Границы России (сухопутные и морские). Пограничные государства (соседи первого и второго порядка). Новые слова урока: государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, навигация, международный статус. План урока
НА ДОСКЕ
Ход урока
( Мы изучаем географию России для того, чтобы выяснить, как человек строит свою жизнь на разных территориях, как он использует землю и как ведёт хозяйство. Россия — единая, но очень разнообразная страна. Только знающий географию человек может принимать правильные решения об использовании территории страны.) 2. Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (Учебник., справочники, карты, атласы, Интернет-ресурсы и т.д.) 3.Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? ( Геологам, учителям, путешественникам, агрономам, строителям, военным, летчикам, морякам, синоптикам, метеорологам) Итак, чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Цель нашего урока: изучить главные черты ГП России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность человека. Познакомиться с границами России и пограничными государствами. Используя карточку, выполнить практическую работу в контурных картах. Внимание на экран.(демонстрация 1-го блока урока) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf
( учащиеся делают запись в тетрадь) Географическое положение страны — это ……. Виды географического положения Демонстрация 2-го блока ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf Используя данный блок учитель рассказывает о бескрайних просторах нашей страны. Русский философ Н.А. Бердяев говорил: « Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в недрах России. Огромная русская земля, широкая и глубокая, всегда выводит русского человека, спасает его. Всегда слишком возлагается он на русскую землю, на матушку Россию». Задание: 1.Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. Используйте для этого справочный материал и таблицу 8 учебника стр.304 2. Найдите в атласах крайние точки России и города Москва, Мурманск, Анадырь, Хабаровск, Владивосток. 3. Что такое государственная территория? (Учащиеся дают ответы и сравнивают их с ответом из учебника стр.14 параграф 1) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf Рис.4 параграфа1. Доля России в Европе и Азии. Задание:. 1. Что означает «морская» граница? ( Морская граница проходит в 12 милях-22,2 км. от берега) 2. Используя табл.1 стр.20 учебника и рис.7 стр.21 учебника, атлас 8 кл., рассмотрите сухопутную и морские границы России. Демонстрация 4-го блока ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf А теперь проследим по карте, как формировалась территория России, более подробно об этом мы поговорим на последующих уроках. Демонстрация 5-го блока ЦОР Но, как вы видите, на территории России присутствуют все виды мировых религий. Демонстрация 6-го блока ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf А теперь выясним, какое место Россия занимает в мире? Задание: 1.Используя рис.7.стр.21 учебника и атлас найдите страны «большой восьмёрки» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/83a20737-b3cb-482d-abb5-369e794c8a97/001.swf Задание: 1.Используя рис.7.стр.21 учебника и атлас найдите соседей России 1-го и 2-го порядка, найдите страны СНГ, страны Балтии. Практическая работа – закрепление -16 мин. Используя планхарактеристики ГП страны, в контурных картах отметить все географические объекты, которые упоминались на уроке. Домашнее задание: параграф 1, параграф 2. Доделать работу в контурных картах.
под редакцией А.И. Алексеева, М., Дрофа, 2010год.
М., «ВАКО», 2008
|
Добавить документ в свой блог или на сайт
Похожие:
e.120-bal.ru
Программа по географии за 8 класс
В 8 классе на уроках географии школьники изучают географию России. Сначала изучается географическое положение России. Далее происходит изучение рельефа и климата на территории России.
Рассматриваются основные водные ресурсы страны и внутренние воды: реки, болота, озера, ледники.Изучаются виды почв на территории нашей страны, а также изучается её животный и растительный мир.
Отдельно рассматриваются природные зоны России, а также природные ресурсы различных регионов.
- Ниже на странице вы найдете все темы школьной программы по географии, изучаемые в 8 классе. Каждая тема содержит развернутый ответ и является уникальным образовательным материалом.
Темы школьной программы 8 класс География:
Что изучает физическая география России
Географическое положение России: территория, площадь, крайние точки
Моря, омывающие территорию России
Разница во времени на территории России: границы часовых зон
История освоения и заселения территории России
Особенности рельефа России: равнины и горные системы
География минеральных ресурсов России: полезные ископаемые
Развитие форм рельефа России: стихийные природные явления России и деятельность человека
От чего зависит климат нашей страны России: факторы влияния
Атмосферные фронты России: циклоны и антициклоны России
Распределение в России основных элементов климата
Типы климатов в России: влияние каждого типа на человека
Характеристика рек России: бассейны, питание, тепловой режим
Другие виды внутренних вод России: озера, грунтовые вода, мерзлота, болота
Водные ресурсы России: реки и водохранилища, озера и болота
Образования почв и их разнообразие в России: разнообразие условий
Закономерности распространения почв: география, виды почв
Почвенные ресурсы России: разные виды почв, особенности почв
Растительный и животный мир России: характерные черты
Биологические ресурсы: охрана растительного и животного мира
Природно-ресурсный потенциал России: характеристика и оценка ресурсов
Природные зоны России: арктика, тундры, лесотундры, тайга, пустыни
Лесные зоны России: широко- и мелколиственные леса, тайга и лесотундра
Безлесные зоны юга России: степь, полупустыни, пустыни, флора и фауна
Как формируется высотная поясность России: факторы, история формирования
Восточно-Европейская равнина: рельеф, природные зоны, флора и фауна
Природные комплексы Русской равнины: памятники природы
Природные ресурсы Русской равнины их рациональное использование
Молодые и высокие горы России Кавказ: Большой и Малый Кавказ, природа Кавказа
Природные комплексы Северного Кавказа: их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Краткая характеристика региона Урал: роль в экономике России
Своеобразие природы Урала: природные региона Урала
Природные уникумы Урала и его экологические проблемы: разбираем тему
Западно-Сибирская равнина: особенности природы, флора и фауна
Восточная и Северо-Восточная Сибирь: флора и фауна, климат
Природные комплексы и природные ресурсы Восточной Сибири
Горы Южной Сибири: особенности рельефа и полезные ископаемые
Байкал – жемчужина Сибири: характеристика, происхождение, проблемы
Краткая характеристика Дальнего Востока: климат, рельеф, флора, хозяйство
Природные комплексы и ресурсы Дальнего Востока: минресурсы, лесные, водные
Влияние природных условий на жизнь человека: благоприятные и экстремальные
Стихийные природные явления: их опасность, классификация и влияние
Изменение природы человеком: рациональное природопользование
Экологические проблемы России и роль географии в их решении
Общая оценка географического положения России, ее границ и размеров
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Материалы школьной программы по географии за 7 класс
Следующая тема:   Материалы школьной программы по географии за 9 класс
Урок 1. Что изучает физическая география России
Урок 2. Географическое положение России
Урок 3. Разница во времени на территории России
Урок 4. Моря, как крупные природные комплексы
Урок 5. Моря, омывающие территорию России
Урок 6. Россия на карте часовых поясов
Урок 7. История освоения и изучения территории России
Урок 8. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVI-XVII веках
Урок 9.
Исторические особенности заселения и освоения территории России
Урок 10. Рельеф России
Урок 11. Рельеф России (продолжение)
Урок 12. Строение литосферы на территории России
Урок 13. Тестирование по теме «Географическое положение России. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
Урок 14.
Горы складчатых областей. Платформенные равнины
Урок 15. Геологическое строение территории России
Урок 16. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России
Урок 17. Полезные ископаемы России
Урок 18.
Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления
Урок 19. Внешние процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления
Урок 20. Факторы, определяющие особенности климата России
Урок 21. Климат и жизнь человека
Урок 22. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны
Урок 23. Закономерности распределения основных элементов климата на территории России
Урок 24. Закономерности распределения основных элементов климата на территории России
Урок 25.
Климат и человек. Климатические ресурсы
Урок 26. Климат России (Итоговый урок-игра)
Урок 27. Итоговое занятие по теме: «Климат и климатические ресурсы»
Урок 28. Внутренние воды России
Урок 29. Многообразие внутренних вод России
Урок 30.
Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Урок 31. Почвы России
Урок 32. Почвы и их разнообразие
Урок 33. Практикум по теме: «Почвы России»
Урок 34. Почвенные ресурсы страны
Урок 35. Животный и растительный мир России
Урок 36. Растительный и животный мир России
Урок 37. Биологические ресурсы России. Охрана природы
Урок 38. Животный мир. Охрана органического мира
Урок 39.
Проблемы охраны и преобразование природы. Особо охраняемые территории. Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы
Урок 40. Природные комплексы России (урок-практикум)
Урок 41. Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России» (игра-викторина «Что? Где? Когда?)
Урок 42. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Урок 43. Воздействие человека на природный комплекс
Урок 44.
Природные зоны России
Урок 45. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра
Урок 46. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов
Урок 47. Лесные зоны России
Урок 48.
Южные безлесные зоны России
Урок 49. Русская равнина
Урок 50. Урок-состязание по теме: «Русская равнина»
Урок 51. Рациональное использование ПР Русской равнины
Урок 52. Северный Кавказ
Урок 53. Природные комплексы Северного Кавказа
Урок 54.
Кавказ (с применением ИКТ)
Урок 55. Урал
Урок 56. Своеобразие природы Урала
Урок 57. Западная Сибирь: особенности природы
Урок 58. Восточная Сибирь: величие и суровость природы
Урок 59.
Восточная и Северо–Восточная Сибирь
Урок 60. Природные комплексы Восточной Сибири
Урок 61. Горы Южной Сибири. Алтай
Урок 62. Горы Южной Сибири
Урок 63. Озеро Байкал
Урок 64. Байкал
Урок 65. «Озеро Байкал – жемчужина Сибири»
Урок 66. Дальний Восток: край контрастов
Урок 67.
Дальний Восток: край контрастов
Урок 68. Природные ресурсы Дальнего Востока
Урок 69. Природные ресурсы Дальнего Востока
Урок 70. Урок обобщающего повторения по теме «Крупные природные районы»
Урок 71.
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Урок 72. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
Урок 73. Стихийные явления природы, связанные с земной корой и их экологические последствия
Урок 74.
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу
Урок 75. Охрана биологических ресурсов
Урок 76. Тестовый контроль по географии для 8 классам
statc.ru
Географическое положение России 8 класс по ФГОС
Тема: Географическое положение России.
Класс: 8
Цель урока: изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.
Задачи урока:
1. Сформировать знания о географическом положении (ГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
2. Продолжать формировать умения выполнять практические задания по географическим картам и контурным картам России.
3. Сформировать знания о границах РФ.
Ход урока
Организационный момент.
Цель: проверить готовность учащихся к уроку.
Учитель: приветствует учащихся, отмечает кто отсутствует.
Ученики: включаются в учебную деятельность.
Актуализация изученного материала
Цель: подготовить к изучению новой темы, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Учитель: Ребята! У меня в руках письмо ученика 7-го класса своему зарубежному другу. Он себя считает знатоком географии. Внимательно прочитайте письмо и подчеркните то, что вызовет у вас сомнения.
«…Ты просил рассказать о России, я учусь в 7-ом классе, поэтому знаю многое о своей стране. Россия – самое большое государство в мире, её площадь составляет 30,3 млн. км². Россию омывают воды четырёх океанов, по суше она граничит с 12 государствами. Крайняя южная точка России – город Кушка. В моей стране огромное количество природных ресурсов. Самые распространённые: лесные и минеральные».
Учащиеся: читают текст, возникают сомнения.
Учитель: Метод эй ар гайд (до и после)
Много ли вы знаете о нашей стране? Почему нужно знать географию своей Родины?
Учащиеся: отвечают на вопросы.
Учитель: Какая тема урока? Цель и задачи урока?
Учащиеся: формулируют тему урока, цель и задачи.
Учитель: Давайте отложим письмо и вернемся к нему в конце урока.
3. Изучение нового материала.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков
Учитель: У нас 3 (4) группы. У каждой группы –листы с заданием. Посмотрите задания. Что вам нужно сделать?
Учащиеся: Через диалог с учителем определяют цель учебной деятельности – найти материал, подготовить ответ используя карты атласа.
Работа в группах. (8 минут)
Учитель консультирует команды.
Работа в группах, листочки взаимопроверки и самооценки, метод тайм раунд робин (вопросы по кругу)
1 группа.
1. Используя карты атласа, охарактеризуйте положение России по отношению к экватору, нулевому меридиану, на каком материке и в каких частях света.
2. Какова площадь России?
3. Где проходит условная граница между Европой и Азией? Покажите на карте.
4. В каком полушарии живем мы? В какой части света находится Тюменская область?
2 группа
1. Назовите и покажите моря и океаны, омывающие страну. Что значит «морская граница»?
2. Назовите и покажите пограничные государства и крайние точки страны и их координаты.
3. Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток?
4. Что такое Северный морской путь? Что такое российский сектор Арктики?
3 группа (для сильных учеников)
1. Как географическое положение влияет на природу России?
2. С какой страной Россия имеет схожее географическое положение?
3. Оцените особенности географического положения страны для жизни населения.
4. Оцените особенности географического положения страны для хозяйственной деятельности населения
4 группа (если количество учеников позволяет) (для сильных учеников)
Задание:
1. Прочитать текст – параграф 1 –«Географическое положение России», работая с картами атласа.
2. Придумать дополнительные вопросы для групп (по 2 для каждой).
3. После выступления всех групп подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
Физминутка. Метод микс-пэа-шэа (обмениваются своими вопросами и ответами)
Представление результата работы групп
Группы отвечают, с показом по физической карте России.
Учитель: По ходу выступления групп контролирует данный процесс.
Учащиеся: Слушают выступления групп, оценивают их и составляют план характеристики ГП России
4. Первичное закрепление знаний.
Цель: осмысление полученных знаний, их коррекция, формулирование трудностей, возникших на уроке и возможных путей их решения.
Учитель: проверяет, что ученики записали в тетради
Учащиеся: зачитывают план характеристики ГП России из своих тетрадей.
5. Закрепление учебного материала.
Цель: проверить как учащиеся усвоили новый материал урока, выявить недостатки причины их появления, закрепить умения и навыки работы с картами и контурными картами.
Приемы: использование самостоятельной работы в практической деятельности учащихся: в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.
Задания для работы в контурной карте (оценочная):
Отметить государственную границу России.
Отметить крайние точки.
Подписать моря, омывающие территорию России.
Подписать внутренние моря России.
6. Рефлексия.
Цель: использование полученных знаний на практике.
Учитель: Давайте вернемся к нашему листочку (до и после), а так же к письму 7-класника. Найдем ошибки.
Учащиеся: Анализируют письмо, находят и называют ошибки.
Учитель: Какова цель нашего урока? А зачем нам это нужно?
Учащиеся: Чтобы быть образованными, в том числе и с географической точки зрения.
Учитель: Перед вами 3 конвертика.
Зеленый- я работал отлично, в полную силу своих возможностей.
Желтый- я работал хорошо, но не в полную силу.
Красный- у меня не было желания работать.
Оцените свою работу на уроке. Выберите и приклейте свой конверт на большой конверт на доске.
Учащиеся: анализируют свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Цель: самостоятельно выполнить задания, используя новый материал.
Для всех – параграф 1, № 3,4.
Задания по выбору:
1. Составить кластер положительные и отрицательные стороны географического положения России.
2. Подготовить сообщения о значении морей Северного Ледовитого океана для России.
infourok.ru
Географическое положение России — География
Просмотр содержимого документа
«Географическое положение России»
Урок географии
В 8-ом классе
Эпилог
Географию своей страны нередко приходится изучать заочно, по картам и планам, книгам и картинам, фотографиям и статьям, лишь мысленно бродить по ее равнинам, лесам и степям. Но и таким способом можно достичь в познании страны больших успехов.
Географическое положение
- Географическое положение — это положение любого географического объекта (природного или созданного человеком) относительно поверхности Земли и по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует .
Географическое положение
Физико-географическое положение —
Математико-географическое положение
Экономико-географическое положение (ЭГП)
Транспортно-географическое положение
Геополитическое положение
Эколого-географическое положение
Историко-географическое положение
Этнокультурное положение
Физико-географическое положение
1.Положение относительно:
а) экватора;
б) нулевого меридиана;
2. Крайние точки;
3. Протяженность С Ю и
с З В ;
4. Климатические пояса;
5. Какими омывается океанами и морями;
6.Близость других материков, границы с другими странами
вспомните из курса географии материков и океанов, как оценивается географическое положение материка, c траны?
Особенности физико-географического положения России
- Россия — крупнейшее государство мира
- Россия расположена в двух частях света.
- Россия омывается водами трех океанов
- Россия — северная страна.
- Крайние точки России. Крайние точки России расположены не только на континенте Евразия, но и на островах.
Россия — крупнейшее государство мира
Россия расположена в двух частях света
Россия омывается водами трех океанов
Берингово
море
Баренцево
море
Балтийское
море
Чукотское
море
Восточно-Сибирское
Море
Лаптвых
Азовское
море
Карское
море
Белое
море
Омывается
3-мя океанами и
12 морями.
1 море – озеро:
Каспийское
Охотское
море
Каспийское
море
Чёрное
море
Японское
море
Россия — северная страна.
Доля России по
Широтным
зонам
Крайние точки России
Протяжённость
multiurok.ru
тест 8 класс Тема «Географическое положение России»
Россия расположена:
а) в северном и западном полушариях;
б) в северном и восточном полушариях;
в) в северном, восточном и западном полушариях;
г) только в северном полушарии.
2. Найдите соответствие:
Крайние точки России:
а) северная; 1) м. Дежнёва;
б) южная; 2) м. Челюскин;
в) западная; 3) г. Базардюзю;
г) восточная; 4) песчаная коса (Куршская).
3. На каком из островов находится крайняя восточная точка России?
а) остров Ратманова
б) остров Рудольфа
в) остров Крузенштерна
г) остров Святого Лаврентия
4. Самая северная точка России находится:
а) в архипелаге Северная Земля
б) в архипелаге Шпицберген
в) в архипелаге Земля Франца Иосифа
г) в архипелаге Новая Земля
5. На границе с каким из перечисленных государств расположена крайняя западная точка России?
а) Норвегия
б) Молдова
в) Эстония
г) Польша
6. Какое утверждение о крайних точках России является верным?
а) Крайняя южная точка находится в Дагестане на границе с Азербайджаном.
б) Крайняя восточная материковая точка находится на полуострове Камчатка.
в) Крайняя северная материковая точка находится на полуострове Ямал.
г) Крайняя западная точка расположена на песчаной косе Гданьского залива Баренцева моря.
7. С каким из перечисленных государств Россия имеет самую длинную по протяжённости сухопутную границу?
а) Казахстан
б) Монголия
в) Белоруссия
г) Финляндия
8. С какой из стран Россия не имеет сухопутной границы?
а) Украина
б) Норвегия
в) Япония
г) Эстония
9. Сухопутную границу с Россией имеют:
а) Азербайджан, Киргизия
б) Польша, Белоруссия
в) Монголия, Молдавия
г) Туркмения, Грузия
10. Какое утверждение о географическом положении России является верным?
а) На северо-западе Россия граничит с Норвегией и Швецией.
б) На юго-востоке Россия граничит с Украиной.
в) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Таймыр.
г) Протяжённость морских границ России больше сухопутных.
infourok.ru
Географическое положение России. 8 класс (УМК «Сфера»)
Урок № 4-5 | Технологическая карта урока географии | Дата: | |||
Тема | Географическое положение России | ||||
Цель урока | достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – знать особенности географического положения России. | ||||
Задачи урока | 1) Сформировать знания о географическом положении, видах и уровнях географического положения. 2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний; 3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода; 4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе. | ||||
Планируемые результаты: | Предметные Анализировать карты и выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. | УУД Познавательные УУД 1. Формировать первичные навыки использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата 4. Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Личностные УУД 1. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов. | |||
Тип урока | 4 урок – это урок открытия нового знания, 5 урок — урок рефлексии | ||||
Формы работы | Индивидуальная, групповая | ||||
Основные понятия | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России | ||||
Источники информации | В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс Атлас География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс | ||||
Ресурсы | Рабочий лист, мультимедийная презентация, контурная карта | ||||
Организационный этап | |||||
Включить обучающихся в учебную деятельность | Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне. | ||||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности | |||||
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Фронтальный опрос: Мы с вами начали изучение нашей страны. Какие вопросы вам известны уже? (ответы обучающихся) Многие особенности природы, жизни населения, хозяйства страны определяется тем, в какой части планеты расположено государство, какие объекты его окружают, как оно взаимодействует с ними. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы должны рассмотреть, какую тему? (дети высказываются) | ||||
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | |||||
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | И так, тема нашего урока: «Географическое положение России» Запишите тему, дату урока в рабочий лист Сформулируйте цель нашего урока, (ответы обучающихся), запишите ее в рабочий лист. Как будет звучать наш главный вопрос, на который мы ответим на уроке? (ответы обучающихся) Правильно: Каковы особенности гп России? Когда говорят о географическом положении, какие вопросы рассматривают? (ответы обучающихся) А сейчас давайте составим план урока в виде кластера. Каковы особенности географического положения России? Крайние точки Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам, полярным кругам Положение на материке Какими океанами омывается страна Практическая работа | ||||
Этап усвоения новых знаний и способов действий | |||||
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала | План намечен, сейчас мы с вами будем реализовывать его. Для этого работаем с чем? (учебником и атласом). Хочу сразу отметить то, что с данной темой мы будем работать два урока: первый – изучать теорию, на втором выполнять практическую работу (ответы детей) Работаем по группам. Первая группа – первый ряд, вторая – второй, третья – третий ряд. Каждая группа получает задание и работает с ним в течение 5 минут. Затем группа отчитывается. Задание 1 группе Найдите ответы на следующие вопросы, для этого используйте атлас стр.2 . Ответы запишите в таблицу: Вопросы | ||||
Как расположена Россия по отношению к экватору? | |||||
Как расположена Россия по отношению к нулевому меридиану? | |||||
Как расположена Россия по отношению к тропикам? | |||||
Как расположена Россия по отношению к полярным кругам? |
Задание 2 группе
Найдите ответы на следующие вопросы, для этого используйте текст пункты 2,3, параграфа 3 (страница 12 -14). Ответы запишите в схему:
Задание 3 группе
Найдите ответы на следующие вопросы, для этого используйте текст пункта 4, параграфа 3 (страница 15). Ответы запишите в схему:
Океаны, омывающие территорию России
Север
_____________________________________________________________________________________________________________________________
Запад
____________________________________________________________________
Восток
___________________________________________________________________________________________________
Какова наибольшая удаленность от океанов территории России?______________________
К каким океанам Россия более открыта?___________________________________________
К какому океану тяготеет большая часть хозяйства и населения страны?________________
Отчет групп. Пока группа отчитывается, две другие делают записи в рабочий лист
Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)
Давайте подведем итог, что мы узнали о географическом положении России (ответы детей)
А сейчас осталось найти крайние точки России. Ребята крайние точки бывают материковые и островные. Поможет нам их установить атлас, стр.2
Давайте сделаем записи в рабочий лист.
Северная
Южная
Западная
Восточная
Материковая
Мыс Челюскин, 77043с.ш, 104018 в.д.
г. Базардюзю
41011 с.ш., 470в.д.
Балтийская коса
54028 с.ш., 190 38 в.д.
Мыс Дежнёва
66005 с.ш., 1690 40 з.д.
Островная
Мыс Флигели (о. Рудольфа) 81049 с.ш 59014 в.д.
о. Ратманова
65047 с.ш., 1690 02 з.д.
Этап первичной проверки понимания изученного
1.Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся
Давайте попробуем ответить на следующий вопрос:
Какие особенности географического положения вы узнали? (ответы детей)
Давайте выполним задание в контурной карте, странице 2-3, задания 1- 5
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?
А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?
Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).
Этап информации о домашнем задании
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Параграф 3
По желанию: вопрос 3 (письменно) из блока «Вопросы и задания», стр.15
Этап подведения итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся
Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?
Этап рефлексии
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества
Ребята я хочу обратить внимание на слайд, скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:
Принцип «Микрофон»
(Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен
интересен / скучен
infourok.ru