Цветная металлургия.Урок географии в 9 классе

«Цветная металлургия « Конспект урока географии в 9 классе.

Автор: Вишневская Е. Н., учитель географии ГБОУ СОШ с.Новодевичье Шигонского района Самарской области

Цели:

Образовательные:

  • Изучить структуру и значение металлургии.

  • Познакомиться с особенностями цветной металлургии.

  • Дать определения понятиям “комбинат”, “металлургическая база”.

  • Дать характеристику металлургических баз

  • Рассмотреть проблемы отрасли.

Развивающие:

  • Анализировать информацию карт.

  • Выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ тип предприятия- фактор размещения- крупные центры”

Воспитательные:

Форма проведения урока: изучение нового, с постановкой проблемного вопроса.

Оборудование: компьютер, проектор, карты атласа, презентация по теме.

Ход урока:

1. Организационный  момент:

Приветствие учащихся и мотивация на изучение новой темы.

Мотивация:

— Электроснабжение без перебоев и поломок в современном мире становится все важнее, а залог его – контроль состояния оборудования и поддержание его в пределах нормы. Везде, где есть электрическое оборудование и установки, рано или поздно понадобятся электрические измерения и их испытания. Ведь даже небольшой пробой изоляции кабеля «на самом неудачном месте» или скачок напряжения, с которым оборудование не справилось, может вызывать многомиллионные потери предприятия. Представляете, а в жилом микрорайоне срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?

(Провода состоят из цветного металла:  меди  или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах  приёма  металлолома.)

— Что можно сделать , чтобы остановить  хищение проводов?

(Контроль за пунктами приёмки металлов)

— Определите тему урока…..?

(Цветная металлургия)

— Сформулируйте для себя цель урока

(Выделяют для себя цель урока.  Например, рассмотреть особенности развития и размещения производства цветной металлургии в России)

2. Особенности размещения предприятий цветной металлургии:

Демонстрирует горную породу: медный колчедан, боксит. Затем демонстрирует медную и алюминиевую проволоки.

— В чём существенное отличие между образцами?

(Горные породы это сырьё,  из которых извлекается содержание металлов.  Проволока же 100% сырьё.)

— Какое производство обходится дешевле?

(Вторичное из металлолома )

— Верно, в  рудах цветных металлов низкое содержание  металла.

— Откройте на стр.136  табл.31 «Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1т. Чёрных и цветных металлов». В парах проанализируйте содержание таблицы. Сделайте как можно больше выводов, приведите  аргументы.

-Цветные металлы  делятся на лёгкие и тяжёлые. К тяжёлым относятся: олово, медь, цинк, свинец.  В породе таких руд содержится большое число сопутствующих веществ и перевозить их на большое расстояние дорого и не эффективно.

Государственным балансом РФ учтено 99 месторождений, содержащих

запасы свинца. В целом, наибольшее количество запасов свинца РФ сосредоточено в Красноярском крае и Республике Бурятия, на их суммарную долю приходится около 20%. Кроме того, значительным объемом запасов

характеризуются Алтайский край, Забайкальский край и Приморский край. Характерной особенностью минерально-сырьевой базы свинца России

является то, что основные запасы сосредоточены в 3-х месторождениях –

Горевском (Красноярский край), Озерном и Холоднинском (Республика

Бурятия). На долю этих месторождений приходится около 70% российских

запасов.

Михеевское месторождение медно-порфировых руд в Челябинской области — одно из самых больших в России, оно включено в 50 крупнейших медных месторождений мира. Его особенность  — значительные запасы меди наряду с низким содержанием металла в рудеОжидаемая производительность – 18 млн. тонн медной руды в год 

— Для производства лёгких металлов требуется много электроэнергии. Поэтому  производство лёгких цветных металлов  следует строить у источников дешёвой электроэнергии.

— Проверим наши выводы с помощью карты «Цветная металлургия» в атласе. Работу продолжаем в парах. Выделите центры производства алюминия, отметьте их на контурной карте и укажите источник используемой энергии.

(отмечают центры выплавки алюминия и ГЭС)

— Какой вид энергии наиболее дешёвый?

(ГЭС)

— Отметьте на карте центры производства меди (Гай), никеля (Мончегорск,Орск), свинца, цинка.   Сопоставьте места добычи и производства.

3. Технологический процесс:

-По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов.

(демонстрирует горные  породы: медный колчедан; боксит, халькопирит.)

— Руды цветных металлов отличаются крайне низким содержанием полезных компонентов. Поэтому важно комплексное их использование.

  Производственное  комбинирование  дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию – серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и др.

4. Домашнее задание:

-Приготовить сообщение по темам:

-возможности комплексного  использования руд цветных металлов;

— рынок вторичного сырья;

— самые загрязнённые города России;

— благородные  металлы: золото, серебро и платина с платиноидами.

5. Рефлексия:

— На полученных листочках напишите:

1. Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии;

2. Самооценка

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по Географии «Цветная металлургия» 9 класс

«Цветная металлургия « Конспект урока географии в 9 классе.

Автор: Вишневская Е. Н., учитель географии ГБОУ СОШ с.Новодевичье Шигонского района Самарской области

Цели:

Образовательные:

  • Изучить структуру и значение металлургии.

  • Познакомиться с особенностями цветной металлургии.

  • Дать определения понятиям “комбинат”, “металлургическая база”.

  • Дать характеристику металлургических баз

  • Рассмотреть проблемы отрасли.

Развивающие:

  • Анализировать информацию карт.

  • Выявлять причинно-следственные связи в системе типа “ тип предприятия- фактор размещения- крупные центры”

Воспитательные:

Форма проведения урока: изучение нового, с постановкой проблемного вопроса.

Оборудование: компьютер, проектор, карты атласа, презентация по теме.

Ход урока:

1. Организационный  момент:

Приветствие учащихся и мотивация на изучение новой темы.

Мотивация:

— Электроснабжение без перебоев и поломок в современном мире становится все важнее, а залог его – контроль состояния оборудования и поддержание его в пределах нормы. Везде, где есть электрическое оборудование и установки, рано или поздно понадобятся электрические измерения и их испытания. Ведь даже небольшой пробой изоляции кабеля «на самом неудачном месте» или скачок напряжения, с которым оборудование не справилось, может вызывать многомиллионные потери предприятия. Представляете, а в жилом микрорайоне срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?

(Провода состоят из цветного металла:  меди  или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах  приёма  металлолома.)

— Что можно сделать , чтобы остановить  хищение проводов?

(Контроль за пунктами приёмки металлов)

— Определите тему урока…..?

(Цветная металлургия)

— Сформулируйте для себя цель урока

(Выделяют для себя цель урока.  Например, рассмотреть особенности развития и размещения производства цветной металлургии в России)

2. Особенности размещения предприятий цветной металлургии:

Демонстрирует горную породу: медный колчедан, боксит. Затем демонстрирует медную и алюминиевую проволоки.

— В чём существенное отличие между образцами?

(Горные породы это сырьё,  из которых извлекается содержание металлов.  Проволока же 100% сырьё.)

— Какое производство обходится дешевле?

(Вторичное из металлолома )

— Верно, в  рудах цветных металлов низкое содержание  металла.

— Откройте на стр.136  табл.31 «Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1т. Чёрных и цветных металлов». В парах проанализируйте содержание таблицы. Сделайте как можно больше выводов, приведите  аргументы.

-Цветные металлы  делятся на лёгкие и тяжёлые. К тяжёлым относятся: олово, медь, цинк, свинец.  В породе таких руд содержится большое число сопутствующих веществ и перевозить их на большое расстояние дорого и не эффективно.

Государственным балансом РФ учтено 99 месторождений, содержащих

запасы свинца. В целом, наибольшее количество запасов свинца РФ сосредоточено в Красноярском крае и Республике Бурятия, на их суммарную долю приходится около 20%. Кроме того, значительным объемом запасов

характеризуются Алтайский край, Забайкальский край и Приморский край. Характерной особенностью минерально-сырьевой базы свинца России

является то, что основные запасы сосредоточены в 3-х месторождениях –

Горевском (Красноярский край), Озерном и Холоднинском (Республика

Бурятия). На долю этих месторождений приходится около 70% российских

запасов.

Михеевское месторождение медно-порфировых руд в Челябинской области — одно из самых больших в России, оно включено в 50 крупнейших медных месторождений мира. Его особенность  — значительные запасы меди наряду с низким содержанием металла в рудеОжидаемая производительность – 18 млн. тонн медной руды в год 

— Для производства лёгких металлов требуется много электроэнергии. Поэтому  производство лёгких цветных металлов  следует строить у источников дешёвой электроэнергии.

— Проверим наши выводы с помощью карты «Цветная металлургия» в атласе. Работу продолжаем в парах. Выделите центры производства алюминия, отметьте их на контурной карте и укажите источник используемой энергии.

(отмечают центры выплавки алюминия и ГЭС)

— Какой вид энергии наиболее дешёвый?

(ГЭС)

— Отметьте на карте центры производства меди (Гай), никеля (Мончегорск,Орск), свинца, цинка.   Сопоставьте места добычи и производства.

3. Технологический процесс:

-По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов.

(демонстрирует горные  породы: медный колчедан; боксит, халькопирит.)

— Руды цветных металлов отличаются крайне низким содержанием полезных компонентов. Поэтому важно комплексное их использование.

  Производственное  комбинирование  дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию – серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и др.

4. Домашнее задание:

-Приготовить сообщение по темам:

-возможности комплексного  использования руд цветных металлов;

— рынок вторичного сырья;

— самые загрязнённые города России;

— благородные  металлы: золото, серебро и платина с платиноидами.

5. Рефлексия:

— На полученных листочках напишите:

1. Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии;

2. Самооценка

www.alllessons.ru

Методическая разработка интегрированного урока по географии и химии 9 класс «Цветная металлургия»

Цветная металлургия

Учитель: Лисютина Галина Николаевна, Гречищева Лилия Сергеевна ГБОУ школа №580 Санкт-Петербург

1. Быть символом не каждому дано,  Но именем моим не без причины Назвали руки, дождь, тельца, руно, Сечение и мнений середину. И в честь меня был назван даже век, Когда был очень счастлив человек.

2 . Всегда вредны мои пары

Для взрослых и для детворы.

Чтоб пользу людям приносить —

Должна в термометрах я быть.

Ты про меня не позабудь.

Металл я — жидкий, я ведь — …!

3. Я металл незаменимый,

Очень лётчиком любимый.

Лёгкий, электропроводный,

А характер превосходный .

4. По прозванью инвалид,

Но крепок в деле и на вид.

5. Меня любит человек!

Мною назван целый век!

Я блестяща и рыжа.

Очень в сплавах хороша.

6. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?

Цветная металлургия

Цветная металлургия

  • отрасль металлургии, которая включает

добычу, обогащение руд цветных

металлов, выплавку цветных металлов

и их сплавов

Цветная металлургия

Цветная металлургия производит металлы, которые обладают свойствами жаропрочности, электропроводности.

Эти металлы используются в космической (титан) и атомной (уран) промышленности, электротехнике( медь, серебро, золото).

Россия богата рудами цветных металлов.

От мировых запасов в России находится:

11% запасов меди;

12% запасов свинца;

16% запасов цинка;

21% запасов кобальта;

27% запасов олова;

31% запасов никеля.

Особенности руд цветных металлов

  • Полиметаллические
  • Очень низкое содержание металла в руде
  • Необходимости их обработки в местах добычи

Технологическая цепочка производства цветных металлов

Ответ:34152

Рафинирование очистка металла от примесей

Факторы размещения предприятий цветной металлургии

1. Сырьевой

2. Энергетический

(дешевая электроэнергия – ГЭС)

3. Транспортный

4. Потребительский

5. Экологический

Факторы размещения предприятий цветной металлургии

1. Сырьевой

2. Энергетический

(дешевая электроэнергия – ГЭС)

3. Транспортный

4. Потребительский

5. Экологический

Цветная металлургия

Район

1.

Центры

Сибирь

2.

Урал

Продукция

 

 

3.

 

 

 

4.

 

Факторы размещения

Дальний Восток

Центральный район

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветная металлургия

Район

1.

Центры

2.

Сибирь

Урал

3.

Продукция

Норильск

медь, никель

4.

Дальний Восток

Факторы размещения

Карабаш. Ревда, Медногорск

Саяногорск, Братск, Красноярск, Новокузнецк, Шелехов

Дальнегорск

алюминий

медь

Сырьевой

Центральный район

Надвоицы, Мончегорск, Бокситогорск

сырьевой

свинец

Солнечное

энергетический

олово

сырьевой

Волхов, Волгоград

алюминий

золото

Великий Новгород

медь

Сырьевой

Энергетический

потребительский

Металлургические базы – крупнейшие загрязнители окружающей среды.

Металлургические базы – крупнейшие загрязнители окружающей среды.

Выбросы в атмосферу (в основном SO 2 )

Сточные воды, содержащие соли тяжелых металлов

Выбросы, содержащие свинец и ртуть в почвенные покровы

Накопление в хранилищах шлаков (твердых отходов), которые не используются .

Что объединяет эти памятники Петербурга? Где они находятся?

Что объединяет эти памятники Петербурга? Где они находятся?

Бронза

Почему Пушкин называет памятник медным?

Почему Пушкин называет памятник медным?

Называя памятник медным, великий русский поэт А.С. Пушкин был в чем-то прав, ведь основная составляющая бронзы — медь. К тому же в тот исторический период в поэтической традиции именно медь считалась символом славы и вечности, бронза же считалась тогда чисто техническим обозначением сплава.

Какие неприятности случаются с Чижиком –пыжиком?

Со времени установки скульптуры его семь раз крали, но петербуржцы помогали найти и возвратить птицу на Фонтанку.

Несколько раз она была обнаружена в пунктах сдачи цветного металла.

Последний раз бронзовая птица так и не была найдена и по сохранившейся модели она была заново отлита за счет средств одного из московских меценатов, любящего Северную столицу и пожелавшего остаться неизвестным.

Что произошло в Москве с памятником артисту Евгению Леонову?

Как вы к этому относитесь? Как можно решить проблему хищения цветных металлов и памятников?

Цветная металлургия

§13

(таблица по желанию), тест- контроль.

multiurok.ru

Презентация по географии: Цветная металлургия (9 класс)

Цветная металлургия.

Повторение

Металлургические базы

Сибирская

Уральская

Центральная

Повторение

Центральная металлургическая база

Назвать : а) источники сырья,

б) источники топлива,

в) металлургические центры.

Повторение

Центральная металлургическая база

Назвать : а) источники сырья,

б) источники топлива,

в) металлургические центры.

Повторение

Центральная металлургическая база

Назвать : а) источники сырья,

б) источники топлива,

в) металлургические центры.

Цветные металлы

Тяжелые

Легкие

Благородные

Редкоземельные

медь

цинк

алюминий

свинец

золото

магний

цирконий

титан

платина

селен

серебро

германий

В РФ от мировых запасов

цветных металлов находится:

31 % никеля

27 % олова

21 % кобальта

16 % цинка

12 % свинца

11 % запасов меди

Факторы размещения предприятий цветной металлургии.

Тяжелых металлов в руде содержатся

в очень малом количестве:

меди – 1-2 %,

олова менее 1 %

Пример

  • Для получения 1 т меди требуется более 100 т медной руды, из которых 99 т – пустая порода.
  • Для производства 1 т олова необходимо более 300 т руды.

Фактор размещения

сырьевой и транспортный.

Факторы размещения предприятий цветной металлургии.

Легкие цветные металлы

производят у источников дешевой энергии, вблизи ГЭС.

Большая часть алюминия плавится

в Восточной Сибири

(Братск, Красноярск, Шелехов)

Фактор размещения

энергетический и транспортный.

Благородные цветные металлы .

Основная добыча ведется

в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке:

  • Магаданская область – 29 т в год,
  • Красноярский край – 18 т,
  • Саха Якутия – 13 т,
  • Иркутская область – 12 т.

Практическая работа.

Фактор размещения предприятий

по производству цветных металлов.

отрасли цветной металлургии

сырьевые

медная

базы

центры цветной металлургии

титан и магний

факторы размещения предприятий цветной металлургии

цинковая

никелевая

алюминиевая

Домашнее задание.

§ 24, вопросы после §.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по географии в 9 классе.Тема:»Цветная металлургия»

Конспект урока географии в 9 классе. Цветная металлургия

Урок для 9-го класса по теме: Цветная металлургия

Цель: Формирование коммуникативной компетенции.

Задачи:

Способствовать формированию умения анализировать, сопоставлять. 

Способствовать выработке навыков наблюдения, умения делать выводы.

Ход урока:

1. Организационный  момент:

Учитель приветствует учащихся и мотивирует на изучение новой темы.

Мотивация:

— Представляете,  в соседнем  коллективном саду срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?

(Провода состоят из цветного металла:  меди  или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах  приёма  металлолома.)

— Что можно сделать , чтобы остановить  хищение проводов?

(Контроль за пунктами приёмки металлов)

— Определите тему урока…..?

(Цветная металлургия)

— Сформулируйте для себя цель урока

(Выделяют для себя цель урока.  Например, рассмотреть особенности развития и размещения производства цветной металлургии в России)

2. Особенности размещения предприятий цветной металлургии:

Демонстрирует горную породу: медный колчедан, боксит. Затем демонстрирует медную и алюминиевую проволоки.

— В чём существенное отличие между образцами?

(Горные породы это сырьё,  из которых извлекается содержание металлов.  Проволока же 100% сырьё.)

— Какое производство обходится дешевле?

(Вторичное из металлолома )

— Верно, в  рудах цветных металлов низкое содержание  металла.

— Откройте на стр.136  табл.31 «Расход сырья, топлива и электроэнергии на производство 1т. Чёрных и цветных металлов». В парах проанализируйте содержание таблицы. Сделайте как можно больше выводов, приведите  аргументы.

(Цветные металлы  делятся на лёгкие и тяжёлые. К тяжёлым относятся: олово, медь, цинк, свинец.  В породе таких руд содержится большое число сопутствующих веществ и перевозить их на большое расстояние дорого и не эффективно. Для производства лёгких металлов требуется много электроэнергии. Поэтому  производство лёгких цветных металлов  следует строить у источников дешёвой электроэнергии.)

— Проверим наши выводы с помощью карты «Цветная металлургия» в атласе. Работу продолжаем в парах. Выделите центры производства алюминия, отметьте их на контурной карте и укажите источник используемой энергии.

(отмечают центры выплавки алюминия и ГЭС)

— Какой вид энергии наиболее дешёвый?

(ГЭС)

— Отметьте на карте центры производства меди, никеля, свинца, цинка.   Сопоставьте места добычи и производства.

3. Технологический процесс:

-По стадиям технологического процесса цветная металлургия делится на добычу и обогащение исходного сырья, металлургический передел и обработку цветных металлов.

(демонстрирует горные  породы: медный колчедан; боксит, халькопирит.)

— Руды цветных металлов отличаются крайне низким содержанием полезных компонентов. Поэтому важно комплексное их использование.

  Производственное  комбинирование  дает возможность кроме цветных металлов получать дополнительную продукцию – серную кислоту, минеральные удобрения, цемент и др.

4. Домашнее задание:

— В группах проанализировать и приготовить справку – сообщение со своими рекомендациями для эффективного  развития отросли по темам:

1 группа возможности комплексного  использования руд цветных металлов;

2 группа рынок вторичного сырья;

3 группа самые загрязнённые города России;

4 группа благородные  металлы: золото, серебро и платина с платиноидами.

5. Рефлексия:

— На полученных листочках напишите:

1. Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии;

2. Самооценка

infourok.ru

Урок по географии на тему «Цветная металлургия» (9 класс)

  1. ФИО: Марьина АВ

  2. Место работы: МОУ «Магистральнинская СОШ №2″

  3. Должность: учитель

  4. Предмет: география

  5. Класс: 9

6. Тема и номер урока в теме: Урок № 30 «Цветная металлурги» в теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

  1. Базовый учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром  География России. Население и хозяйство. 9 класс. Москва « Дрофа» 2014

  2. Цель урока: Продолжить формирование знаний о металлургическом комплексе, его значение в экономике.

Задачи:

  • образовательные: знакомить с особенностями металлургии легких металлов и производственных процессов; определить ведущие факторы размещения и базы; выявить проблемы и перспективы.

  • развивающие: продолжить развитие умения работать с экономическими картами и статистическими материалами; формирование умения анализировать, сопоставлять карты, статистические данные; развитие географического мышления, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, в условиях новых учебных задач.

  • воспитательные: повысить мотивацию к совместной работе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных явлений; грамотно работать с информацией; воспитывать экологическую культуру.

  • здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

8. Тип урока:  . Урок — экскурсия первичного предъявления новых знаний, с использованием презентации. «Цветная металлургия»

9. Планируемые результаты:

Регулятивные: умение определять тему и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

предметные: Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

10. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

11. Ресурсы:

  • мультимедийное оборудование,

  • презентация «Цветная металлургия” с использованием «Библиотеки наглядных пособий 1С”,

  • карты атласа «Цветная металлургия”,

  • коллекция полезных ископаемых (боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда),

  • образцы металлов и сплавов — медь, алюминий и другие, карточки.

Технологиии: Интернет технология, технология критического мышления

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Представьте себе, что мысли в твоей голове — это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой, красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе. Я предлагаю Вам посетить музей , а экспонаты музея вы увидите из черного ящика — Стадия вызова . Определите тему урока, задачи урока

Настрой на работу.

Черный ящик: руды цветных металлов, изделия из цветных металлов

Цветная металлургия»

Разрешением для посещения музея, билетом, пропуском является представление Вами домашнего задания.

А) Индивидуальное задание по карточке:

-заполнить схему межотраслевых связей металлургии.

-моделирование металлургических баз России на немой карте России.

а) название базы.

б) источники сырья (руды)

в) источники топлива.

г) металлургические центры.

— моделирование технологической цепочки производства черных металлов.

Б) Фронтальный опрос :

Прим «верные — неверные утверждения»

  1. Черные металлы- металлы основа которых железо;

  2. В современном производстве применяется до 70% всех черных металлов;

  3. Доля России в мировых запасах железных руд – 30 %;

  4. В руде России содержание железа невысмокое;

  5. На территории России выделяется три металлургических базы;

  6. Крупные металлургические центры: Новолипецкий, Череповецкий, Нижнетагильский.

  7. Для производства чугуна необходимо только топливо;

  8. В России существует несколько типов предприятий черной металлургии.

3. Получение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности

Физкультминутка

Закрепление

Рефлексия

5.Подведение итогов урока

Оценка результатов

Вашим экскурсоводом по пути следованию буду я. Вы познакомитесь с экспозициями. которые указаны в ваших маршрутных листах. При посещении музея вы составляете отчет об экскурсии.

А. Какими свойствами обладают цветные металлы?

В настоящее время насчитывается около 70 видов цветных металлов. — Вспомним химию. На какие группы делятся цветные металлы?  (Коллекция)

Б. Значение отрасли в народном хозяйстве (сообщение учащегося) ; Области применения цветных металлов

В. Состав и структура отрасли.

Г.Технологические особенности предприятий цветной металлургии (схема) 

Добыча руды — — — — ГОК(обогащение) —— плавка чернового металла — — — плавка рафинированного (чистого) металла — — — прокат.

Особенности металлургического цикла различных металлов.

Тяжелые металлы в руде содержатся в очень малом количестве (демонстрация образцов руды). Меди в руде – 1-2%, олова в руде менее 1%. Например, для получения 1т меди требуется более 100т медной руды, из которых 99 т — пустая порода. Для производства олова необходимо более 300т руды.

Пройти глазами от Кольского полуострова по морской и сухопутной границе. Остановить взгляд на Калининградской области, на Крымском полуострове. Найдите глазами Москву, Иркутск, Владивосток

Экспозиция географическая

Рубрика «Мои исследования» работа в парах.

Тяжелые цветные металлы. Работа с картой:

__ На карте «Металлургия” найдите медеплавильные, никелевые, оловянные и цинковые заводы.

Задание:

__ Где сформирована основная металлургическая база тяжелых цветных металлов? легких цветных металлов?

_По карте определите где добываются медные руды, алюминиевые руды?

__ Назовите центры плавки меди, алюминия.

__ Какие факторы влияют на размещение медной и алюминиевой промышленности?

Сделайте вывод. 

Какие перспективы стоят перед Цветной металлургии

Экспозиция 6 Виртуальная экскурсия

Обсуждение проблемных вопросов в группах по карточкам.

К-1. В чем различие технологической цепочки производства черных и тяжелых цветных металлов?

К-2. В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?

К-3. Почему в г. Норильске (за Северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция?

К-4. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?

Вот и заканчивается наша экскурсия в музей Цветной металлургии. У Вас осталась непройденной последняя экспозиция «Индивидуальная» Это ваше домашнее задание на выбор.

Составить Синквейн.

1 строка:

Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка:

Описание темы (два прилагательных)

3 строка:

Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка:

Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка:

Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Я, благодарю Вас за посещение нашего школьного музея Цветной металлургии. Надеюсь на новые встречи.

Маршрутный лист в музей Цветной металлургии.

Группы цветных металлов;

Особенности размещения предприятий

Технологическая

Технологическая цепочка

Географическая

Определить по карте месторождения медных и алюминиевых руд;

Заводы по выплавке металла.

Виртуальная

Слушать, слышать, запоминать..

Индивидуальная

1. Составить таблицу «Металлы в привычных вещах»

2.Металлургические базы России;

3. Составить проект развитие Дальневосточной металлургической базы.

4. Решение географических задач

Перед началом выполнения самостоятельной работы

На слайде презентации представлены вопросы для каждой пары

Использование сайта интернета:

http:wikimapia.org — космические снимки большого разрешения с возможностями дешифрирования объектов

(Братский алюминиевый завод, Норильский медиплавильный завод)

Учащимся предлагается инструктивная карта, которую они должны заполнить

Предоставление отчета. Обсуждение результата

— развитие Дальневосточной металлургической базы.

— применение новых технологий добычи руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду. Разработаны гео- и биотехнологии добычи руды, которые позволяют сохранять ландшафты.

— Одно из перспективных направлений в металлургии — это создание автоматизированных мини-заводов, которые работают на металлоломе, меньше загрязняют окружающую среду.

— Использование вторсырья (металлолом и пр.), переплавка которого эффективна. Так, при плавке 1 т металлолома экономится 4 тонны железной руды, 530 т медной руды. Загрязнение атмосферы сокращаются в 7 раз, количество отходов снизится в 16 раз.

Учащиеся получили опережающее задание Подготовить презентацию О Братском Алюминиевом заводе http://geo.1september.ru

  1. Прочитать параграф 23 (Обязательное задание)

На выбор:

1. Составить таблицу «Металлы в привычных вещах»

2.Металлургические базы России;

3. Составить проект развитие Дальневосточной металлургической базы.

4. Решение географических задач

№1

Определить особенность цветной металлургии о которой идет речь в задаче.

Медеплавильный завод производит 30 тыс. тонн меди в год .

Подсчитать сколько необходимо сырья, топлива, электроэнергии и воды в год, если для получения 1 т меди необходимо 100 т руды, 2 т топлива, 800 кВт/ч. электроэнергии и воды 500 м³.

2

Определить особенность цветной металлургии о которой идет речь в задаче.

Алюминиевый завод производит 500 тыс. тонн алюминия в год .

Подсчитать сколько необходимо сырья, топлива, электроэнергии и воды в год, если для получения 1 т алюминия необходимо 2 т глинозема (обогащенный), 0,2 т топлива, 18 тыс кВт/ч. электроэнергии и воды 120 м³.

Практикум

Подписать на контурной карте центры цветной металлургии обозначенные цифрами: а) Норильск, б) Мончегорск, в) Медногорск, г) Белово, д) Дальнегорск, е) Братск, ж) Красноярск, з) Новосибирск, и) Орск.

infourok.ru

Конспект урока «Цветная металлургия»

Конспект урока с элементами технологии критического мышления.

География 9 класс.

Тема урока: Цветная металлургия.

Цель урока: Продолжить знакомство с металлургическим комплексом.

Задачи:

Образовательные: познакомить с определением цветной металлургии, значением в народном хозяйстве, факторами, влияющими на размещение предприятий цветной металлургии, географией размещения предприятий.

Развивающие: развивать умение работать с картой, учебником, анализировать полученную информацию, сравнивать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать чувство экологической ответственности и рационального использования природных ресурсов, продолжить формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: настенная карта «Чёрная и цветная металлургия», мультимедийная презентация, учебники, атласы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мотивация: Приветствие учащихся и мотивация на изучение новой темы

Проверка домашнего задания. тест (5минут)

ТЕСТ:

  1. К исчерпаемым источникам энергии относится:

а) энергия воды б) природный газ в) геотермальная энергия

  1. Фактором, влияющим на размещение предприятий черной металлургии является:

а) сырьевой, б) научный, в) потребительский.

  1. Крупные предприятия, обеспечивающие весь технологический процесс производства, а также включающие связанные с основным производства других отраслей, называются:

а) заводы              б) комбинаты             в) фабрики            г) мануфактуры

  1. Укажите город, в котором находится один из самых мощных металлургических комбинатов полного цикла:

а) Тольятти б) С.-Петербург в) Новосибирск г) Магнитогорск

  1. В каком городе находится единственный в РФ электрометаллургический комбинат:

а) Электросталь б) Новокузнецк в) Старый Оскол г) Красноярск

  1. Верно ли, что наибольшую долю электроэнергии России вырабатывают на ГЭС.

  1. Изучение нового материала.

1. стадия Вызов(5минут)

— Электроснабжение без перебоев и поломок в современном мире становится все важнее, а залог его – контроль состояния оборудования и поддержание его в пределах нормы. Везде, где есть электрическое оборудование и установки, рано или поздно понадобятся электрические измерения и их испытания. Ведь даже небольшой пробой изоляции кабеля «на самом неудачном месте» или скачок напряжения, с которым оборудование не справилось, может вызывать многомиллионные потери предприятия. Представляете, а в жилом микрорайоне срезали провода! Это очень опасно, тогда почему провода воруют рискуя жизнью?

(Провода состоят из цветного металла: меди или алюминия. Цветной металл принимают в пунктах приёма металлолома.)

— Что можно сделать , чтобы остановить хищение проводов?

(Контроль за пунктами приёмки металлов)

— Определите тему урока…..?

(Цветная металлургия)

Для определения целей нашего урока я предлагаю вам разбиться по парам . посовещаться и не открывая учебника заполнить первые два столбика таблицы « знаю- хочу знать- узнал».( это могут быть какие-то ассоциации, предположения).

Формируют цели урока:

План:

  1. Особенности отрасли и её значение.

  2. Факторы размещения.

  3. География цветной металлургии

2стадия Осмысления(20минут)

Сейчас вы прослушаете небольшое сообщение «Особенности цветной металлургии» по ходу прослушивания доклада вы можете начать заполнение третьего столбика вашей таблицы: «узнал». (выступление учащегося)

Беседа с классом:

  1. В каких отраслях используется продукция цветной металлургии?

  2. Какие металлы производит цветная металлургия?

  3. Какими свойствами обладают эти металлы?

  4. Какими особенностями обладают руды цветных металлов?

Вспомните черную металлургию и ответьте на вопрос: Какие типы предприятий будут характерны для цветной металлургии? (Комбинаты)

Задание: сформулируйте определение цветная металлургия, опираясь на ранее изученные отрасли и ваши знания из других областей.

Цветная металлургия – это комплекс отраслей, специализирующихся на добыче, обогащении, металлургическом переделе руд цветных, благородных и редких металлов.( записывают в тетрадь).

Посмотрите на ваше определение, вспомните черную металлургию, составьте технологическую цепочку Цветной металлургии.

Вопрос: Что такое факторы размещения предприятий?

Задание: прочитав приведённые ниже высказывания определите факторы влияющие на размещение предприятий цветной металлургии и поясните.

1. В рудах цветных металлов очень низкое содержание металла: меди 1-5%, олова 0,01-0,7%, молибдена 0,04%. Это значит, что руду необходимо обогащать непосредственно у мест добычи. (сырьевой фактор)

2. Для выплавки металлов требуется много топлива электроэнергии. Производство цветных металлов – очень энергоемко. Доля энергетических затрат составляет от 10 до 65% стоимости произведенного металла .(электроэнергетический фактор)

3. Кроме большого количества топлива и электроэнергии, производство цветных металлов требует большого количества воды, особенно при обогащении руд (водный фактор)

4. Цветная металлургия лидер загрязнения окружающей среды. Газовые выбросы, кислотные дожди, загрязнение почв, практически уничтожает природу, вызывает болезни у людей (экологический фактор).

Работа по группам ( класс делится на три экспертные группы по отраслям промышленности)

Задание: работая с текстом учебника (стр. 121-122) и картой «Чёрная и цветная металлургия» в атласе самостоятельно заполнить таблицу «Цветная металлургия». После заполнения таблицы 3 ученика выходят к доске и работают у карты.( отчеты групп)

Отрасли металлургии

Центры производства

Сырьё

(название, привозное или своё)

Фактор размещения

  1. Алюминиевая

Братск, Саяногорк, Шелехов и т.д.

Алюминиевые руды, привозные

Энергетический, водный

  1. Медная

Мончегорск, Медногорск, Норильск

Медные руды, местное

Сырьевой

  1. Никелевая

Орск, Норильск

Никелевые руды, местное

Сырьевой

3стадия:Рефлексия

Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.

Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке (создание кластера « Цветная металлургия»)

Низкое содержание многокомпонентность тяжелые легкие драгоценные

металлов

Особенности руд ц. м. виды ц.м. редкие и редкоземельные

Цветная металлургия

География отраслей Факторы размещения


Алюминиевая медная никелевая сырьевой водный энергетический экологический

Братск

Саяногорск Красноуральск Орск

Шелехов Медногорск Норильск

Волгоград Мончегорск

Красноярск Норильск

Ачинск

4.Д/З §21прочитать, творческое: написать эссе «проблемы и перспективы цветной металлургии».

5. Итог урока: Определяют уровень своих знаний, выставление оценок.

Критерии оценки

оценка

Понял, но не могу применить

Понял, могу применить, но объяснить другому не могу

Понял, могу применить и объяснить

На доске

Учащимся предлагается оценить самостоятельно свою работу на уроке, прикрепив соответствующий знак на экран.

Приложение№1

ТЕСТ:

1. К исчерпаемым источникам энергии относится:

а) энергия воды б) природный газ в) геотермальная энергия

2. Фактором, влияющим на размещение предприятий черной металлургии является:

а) сырьевой, б) научный, в) потребительский.

3. Крупные предприятия, обеспечивающие весь технологический процесс производства, а также включающие связанные с основным производства других отраслей, называются:

а) заводы б) комбинаты в) фабрики г) мануфактуры

4. Укажите город, в котором находится один из самых мощных металлургических комбинатов полного цикла:

а) Тольятти б) С.-Петербург в) Новосибирск г) Магнитогорск

5. В каком городе находится единственный в РФ электрометаллургический комбинат:

а) Электросталь б) Новокузнецк в) Старый Оскол

г) Красноярск

6. Верно ли, что наибольшую долю электроэнергии России вырабатывают на ГЭС.

Приложение№2

таблица

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Приложение №3

Приложение№2

Задание: прочитав приведённые ниже высказывания определите факторы влияющие на размещение предприятий цветной металлургии, приведите примеры предприятий для каждого фактора

1. В рудах цветных металлов очень низкое содержание металла: меди 1-5%, олова 0,01-0,7%, молибдена 0,04%. Это значит, что руду необходимо обогащать непосредственно у мест добычи

2. Для выплавки металлов требуется много топлива электроэнергии. Производство цветных металлов – очень энергоемко. Доля энергетических затрат составляет от 10 до 65% стоимости произведенного металла .

3. Кроме большого количества топлива и электроэнергии, производство цветных металлов требует большого количества воды, особенно при обогащении руд

4. Цветная металлургия лидер загрязнения окружающей среды. Газовые выбросы, кислотные дожди, загрязнение почв, практически уничтожает природу, вызывает болезни у людей .

Приложение №4

Задание группы №1: работая с картой «Чёрная и цветная металлургия» в атласе с. 13 самостоятельно заполнить таблицу «Цветная металлургия»( Алюминиевая промышленность). ( отчеты группы)

Отрасли металлургии

Центры производства

Сырьё

(название, привозное или своё)

Фактор размещения

  1. Алюминиевая

  1. Медная

  1. Никелевая

Задание группы №2: работая с картой «Чёрная и цветная металлургия» с. 13 в атласе самостоятельно заполнить таблицу «Цветная металлургия»( Медная промышленность). ( отчеты групп)

Отрасли металлургии

Центры производства

Сырьё

(название, привозное или своё)

Фактор размещения

  1. Алюминиевая

  1. Медная

  1. Никелевая

Задание группы №3: работая с картой «Чёрная и цветная металлургия» в атласе самостоятельно заполнить таблицу «Цветная металлургия» (никелевая промышленность). ( отчеты групп)

Отрасли металлургии

Центры производства

Сырьё

(название, привозное или своё)

Фактор размещения

  1. Алюминиевая

  1. Медная

  1. Никелевая

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *