Содержание

Тест по географии в 8 классе к уроку № 21 по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России».

Тест  по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России». 

Вариант 1.

1Территория России имеет общее понижение рельефа к а) югу б) северу в) западу г) востоку

2. Самая древняя геологическая эра называется: а) протерозойская б) палеозойская в) архейская

3Высшая точка России расположена в пределах гор… а) Кавказ                            в) Алтай б) Саяны                                г) Уральские

4Наиболее вероятны землетрясения в России на территории ….. а)  остров Сахалин                      в) полуостров Таймыр б) острова Новая Земля              г) Кольский полуостров

5Горные сооружения соответствуют: а) складчатым областям б) платформам в) щитам

6. Древние устойчивые участки земной коры называются: а) платформы б) щиты в) складчатые области

7. Строение земной поверхности (коры) показано на карте:

а) физической б) геологической в) тектонической

8. Овраги относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) деятельностью ледников б) текучими водами г) вулканической деятельностью

9. Дюны относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами        в) текучими водами б) деятельностью ледников      г) вулканической деятельностью

10. Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский б) Тунгусский, Ленский в) Уренгой, Печорский

11.Моренный рельеф образовался в результате геологической деятельности… а) ветра в) текучих вод б) ледника г) Солнца

12Внутренние процессы, формирующие рельеф, это: а) новейшие тектонические движения в) деятельность подземных вод

б) деятельность древнего ледника г) ветра

Вид полезного ископаемого

Название месторождения

1.оловянные руды

а)

Якутия

2.алмазы

б)

Волго — Уральский

3.нефть, газ

в)

Дальний Восток

14Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежат древние докембрийские породы, покрытые сверху осадочным чехлом пород палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. Фундамент платформы выходит на поверхность в северной части, образуя Балтийский щит»: а) Западно-Сибирская равнина в) Среднесибирское плоскогорье б) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность

15. Выберите верные утверждения: а) крупнейшим потухшим вулканом России является Ключевская Сопка б) террасы относятся к формам рельефа, созданными водами в) сели – это грязекаменные потоки на равнинах г) центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии д) между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены Уральские горы

Вариант 2.

1. Самой высокой точкой России является гора….. а) Эльбрус                                   в) Народная б) Казбек                                     г) Белуха.

2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется: а) мезозойская б) кайнозойская в) палеозойская

3. Действующие вулканы в России расположены… а) на Кавказе                                                             в) на Сахалине б) на Камчатке и Курильских островах                 г) на Урале

4Низшая точка России расположена в пределах низменности … а) Северо — Сибирская              в) Прикаспийская б) Колымская                             г) Яно – Индигирская

5. Равнины расположены на: а) границах литосферных плит б) платформах в) в складчатых областях

6. Основная часть гор страны сосредоточена на: а) на востоке и юге в) на востоке и северо- востоке

б) на юго-востоке и западе г) на западе и севере

7. Наука о минералах и горных породах — это: а) петрография б) палеонтология в) геотектоника

8. Огромные валуны, встречающиеся на полях в северной части Восточно-Европейской равнины, попали туда в результате деятельности а) моря б) ледника в) ветра г) текучих вод

9. Террасы  относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами        в) деятельностью ледников б) текучими водами                 г) вулканической деятельностью

10. По добыче нефти выделяется а) Западная Сибирь                                 в) Кольский полуостров б) Среднесибирское плоскогорье         г) Камчатка.

11.Эоловый рельеф образовался в результате геологической деятельности… а) ветра                             в) текучих вод б) ледника                        г) Солнца

12.Выберите форму рельефа, связанную с деятельностью человека: а) овраг б) дюна в) останцы г) терриконы

Вид полезного ископаемого

Название месторождения

1.каменный уголь

а)

Курская магнитная аномалия

2.железная руда

б)

Норильское

3.медные руды

в)

Кузбасс

14.Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежит древний жёсткий фундамент, сложенный магматическими и метаморфическими горными породами. Фундамент покрыт сверху чехлом из осадочных и вулканических пород. Фундамент платформы выходит на поверхность в южной части, образуя Алданский щит» и в северной части – Анабарский щит: а) Западно-Сибирская равнина б) Среднесибирское плоскогорье в) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность

15. Выберите верные утверждения: а) в рельефе России преобладают крупные равнины, расположенные на платформах б) эоловые процессы создают морены в) оползни — это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести г) основная часть гор расположена на западе и севере России д) дюны образуются на побережье Балтийского моря

ОТВЕТЫ:

Вариант 1. 1. б 2. в 3. а 4. а 5. а 6. а 7. в 8. б 9. а 10. б 11. б 12. а 13: 1 – в, 2 – а, 3 – б 14. б 15. г, д

Вариант 2. 1. а 2. б 3. б 4. в 5. б 6. а 7. а 8. б 9. б 10. а 11. а 12. г 13: 1 – в, 2 – а, 3 – б 14. б 15. а, в, д

Тест  по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России». 

Вариант 1. 1Территория России имеет общее понижение рельефа к а) югу б) северу в) западу г) востоку 2. Самая древняя геологическая эра называется: а) протерозойская б) палеозойская в) архейская 3Высшая точка России расположена в пределах гор… а) Кавказ                            в) Алтай б) Саяны                                г) Уральские

4Наиболее вероятны землетрясения в России на территории ….. а)  остров Сахалин                      в) полуостров Таймыр б) острова Новая Земля              г) Кольский полуостров 5Горные сооружения соответствуют: а) складчатым областям б) платформам в) щитам 6. Древние устойчивые участки земной коры называются: а) платформы б) щиты в) складчатые области 7. Строение земной поверхности (коры) показано на карте: а) физической б) геологической в) тектонической 8. Овраги относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) деятельностью ледников б) текучими водами г) вулканической деятельностью 9. Дюны относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами        в) текучими водами б) деятельностью ледников      г) вулканической деятельностью 10. Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский б) Тунгусский, Ленский в) Уренгой, Печорский 11.
Моренный рельеф образовался в результате геологической деятельности…
а) ветра в) текучих вод б) ледника г) Солнца 12Внутренние процессы, формирующие рельеф, это: а) новейшие тектонические движения в) деятельность подземных вод б) деятельность древнего ледника г) ветра

Вид полезного ископаемого

Название месторождения

1.оловянные руды

а)

Якутия

2.алмазы

б)

Волго — Уральский

3.нефть, газ

в)

Дальний Восток

14Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежат древние докембрийские породы, покрытые сверху осадочным чехлом пород палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. Фундамент платформы выходит на поверхность в северной части, образуя Балтийский щит»: а) Западно-Сибирская равнина в) Среднесибирское плоскогорье б) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность

15. Выберите верные утверждения: а) крупнейшим потухшим вулканом России является Ключевская Сопка б) террасы относятся к формам рельефа, созданными водами в) сели – это грязекаменные потоки на равнинах г) центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии д) между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены Уральские горы

Тест  по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России». 

Вариант 2. 1. Самой высокой точкой России является гора….. а) Эльбрус                                   в) Народная б) Казбек                                     г) Белуха. 2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется: а) мезозойская б) кайнозойская в) палеозойская 3. Действующие вулканы в России расположены… а) на Кавказе                                                             в) на Сахалине б) на Камчатке и Курильских островах                 г) на Урале 4Низшая точка России расположена в пределах низменности …

а) Северо — Сибирская              в) Прикаспийская б) Колымская                             г) Яно – Индигирская 5. Равнины расположены на: а) границах литосферных плит б) платформах в) в складчатых областях 6. Основная часть гор страны сосредоточена на: а) на востоке и юге в) на востоке и северо- востоке б) на юго-востоке и западе г) на западе и севере 7. Наука о минералах и горных породах — это: а) петрография б) палеонтология в) геотектоника 8. Огромные валуны, встречающиеся на полях в северной части Восточно-Европейской равнины, попали туда в результате деятельности а) моря б) ледника в) ветра г) текучих вод 9. Террасы  относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами        в) деятельностью ледников б) текучими водами                 г) вулканической деятельностью 10. По добыче нефти выделяется а) Западная Сибирь                                 в) Кольский полуостров б) Среднесибирское плоскогорье         г) Камчатка.
11.Эоловый рельеф образовался в результате геологической деятельности…
а) ветра                             в) текучих вод б) ледника                        г) Солнца 12.Выберите форму рельефа, связанную с деятельностью человека: а) овраг б) дюна в) останцы г) терриконы

Вид полезного ископаемого

Название месторождения

1.каменный уголь

а)

Курская магнитная аномалия

2.железная руда

б)

Норильское

3.медные руды

в)

Кузбасс

14.Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежит древний жёсткий фундамент, сложенный магматическими и метаморфическими горными породами. Фундамент покрыт сверху чехлом из осадочных и вулканических пород. Фундамент платформы выходит на поверхность в южной части, образуя Алданский щит» и в северной части – Анабарский щит: а) Западно-Сибирская равнина б) Среднесибирское плоскогорье в) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность 15. Выберите верные утверждения: а) в рельефе России преобладают крупные равнины, расположенные на платформах б) эоловые процессы создают морены в) оползни — это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести г) основная часть гор расположена на западе и севере России д) дюны образуются на побережье Балтийского моря

infourok.ru

Рельеф геологическое строение и полезные ископаемые Минеральные ресурсы

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Минеральные ресурсы России Полезные ископаемые России. Меры по улучшению их использования Урок географии в 8 -ом классе. Автор : Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ № 5 города Светлого Калининградской области

Изумруды Гематит Графит Малахит Алмазы Золото Хрусталь Платина Рубин

План изучения темы • Что такое полезные ископаемые • Виды полезных ископаемых • Месторождения и бассейны полезных ископаемых • Полезные ископаемые складчатых областей • Полезные ископаемые платформ • Меры по сбережению полезных ископаемых

Что такое полезные ископаемые ? Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.

Виды полезных ископаемых Подземные воды Горючие (Осадочные) Газ Нефть уголь Рудные (магматические ) Железная руда Медная руда Никелевые руды Золото серебро Нерудные (неметаллические) Каменная соль Графит Алмазы Асбест Кварц фосфориты

Месторождения и бассейны полезных ископаемых • Месторождения – скопления полезных ископаемых • Бассейны – большие площади распространения месторождений полезных ископаемых

Полезные ископаемые складчатых областей Магматические Герцинская складчатость: Урал Алтай метаморфические Кайнозойская складчатость: Кавказ Срединный хребет

Полезные ископаемые платформ рудные (Приурочены к щитам) Балтийский щит: Медные, никелевые руды осадочные Крупные угольные бассейны Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий

Минерально-сырьевые ресурсы страны и их характерные черты 1. Огромное их количество 2. Крайняя неравномерность размещения 3. Большое различие в условиях эксплуатации 4. Возможность частичной компенсации истощённых месторождений полезных ископаемых.

Меры по сбережению полезных ископаемых n n n Снижать потери при добыче и переработке Использовать комплексную переработку сырья Поиск новых месторождений полезных ископаемых

Экологические проблемы, связанные с добычей ПИ Создание антропогенных форм рельефа: n карьеры, n терриконы, n пустоты в земной коре.

present5.com

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Науки о Земле
  3. География
advertisement advertisement
Related documents
Document 4619999
(193 КБ)
Цель урока: сформировать представление о рельефе России. Задачи урока:
География — Русская школа Созвездие
Тема урока: « Особенности рельефа России
Этажи земной коры
Дидоренко А.В. Учитель географии ГОУ СОШ №698 Урок географии 8 класс
Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые
Заголовок задней панели Организация рельефа территории
ТЕМА: Главные особенности рельефа России. Цели: Образовательная
География 8 класс

studydoc.ru

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ — ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ — ПРИРОДА — ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ПРИРОДА 8 класс — ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ по учебнику И. И. Бариновой — разработки уроков — авторские уроки

Раздел I. ПРИРОДА

Тема 1. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Урок 8. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

 

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

1. Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны написать их географические названия.

2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тектоническую карты России.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока и включает устные задания по физической и тектонической картам России.

4. Индивидуальный опрос:

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5. Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Вариант 1

Соответствие тектонических структур формам рельефа

 

Тектоническая структура

Формы рельефа

Задание

Ответы

Платформа

Плита

Щит

Краевой прогиб

Область байкальской складчатости

Область каледонской складчатости

Область мезозойской складчатости

Область кайнозойской складчатости

 

 

Вариант 2

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

 

Формы рельефа

Тектоническая структура

Задание

Ответы

Саяны

Сихотэ-Алинь

Горы Камчатки

Западно-Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

Алданское нагорье

Горы Бырранга

Уральские горы

 

 

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в рабочих тетрадях.

 

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли. Полезные — потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «месторождение», «бассейн».

Полезные ископаемые — это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, — уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические — руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические — строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

 

III. Получение новых знаний.

1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных иско

compendium.su

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы — Мегаобучалка

Тематические тесты по географии для 8 класса

 

Картографические изображения поверхности Земли. История исследования территории Казахстана.

 

1. Когда была образована Казахская АССР?

A) 21 декабря 1991 года.

B) 26 августа 1920 года.

C) 25 октября 1989 года.

D) 16 декабря 1990 года.

E) 2 марта 1992 года.

2. В каком году Верховным Советом Каз. ССР была принята Декларация о государственном суверенитете?

A) 16 декабря 1990 года.

B) 21 декабря 1991 года.

C) 25 октября 1990 года.

D) 2 марта 1992 года.

E) 10 января 1999 года.

3. В каком году Казахстан стал полноправным членом Содружества Независимых Государств (СНГ)?

A) 30 августа 1995 года.

B) 10 января 1999 года.

C) 2 марта 1992 года.

D) 21 декабря 1991 года.

Е) 25 октября 1989 года.

4. Дата вступления Казахстана в Организацию Объединенных Наций (ООН):

A) 4 августа 1992 года.

B) 6 мая 1998 года.

C) 10 января 1999 года.

D) 2 марта 1992 года.

E) 25 октября 1990 года.

5. Государственный орган, осуществляющий законодательную власть:

A) Парламент.

B) Мажилис.

C) Акимат.

D) Правительство.

Е) Сенат.

6. В какой части Евразийского континента находится Казахстан?

A) В Центральной.

B) В Юго-Восточной.

C) В Восточной.

D) В Южной.

E) В Северо-Западной.

7. Какую площадь занимает Республика Казахстан?

A) 2717,3 тыс.км2.

B) 2724,9 тыс.км2.

C) 1700,00 тыс.км2.

D) 3000,00 тыс.км2.

E) 6467,9 тыс.км2.

8. Какое место по площади занимает Казахстан в мире?

A) 3 место.

B) 6 место.

C) 9 место.

D) 15 место.

E) 18 место.

9. Численность населения Республики Казахстан:

A) 18 млн. чел.

B) 22 млн. чел.

C) 25 млн. чел.

D) 13 млн. чел.

Е)16 млн. чел.

10. Протяженность Казахстана с запада на восток:

A) 1700 км.

B) 3000 км.

C) 6000 км.

D) 12000 км.

E) 15 000км.

11. Протяженность Казахстана с севера на юг:

A) 1700 км.

B) 2000 км.

C) 2500 км.

D) 3000 км.

E) 3500 км.

12. В какие государства через Каспийское море имеет выход Казахстан?

A) Армения, Азербайджан.

B) Иран, Турцию.

C) Азербайджан, Иран.

D) Грузию, Армению.

E) Иран, Грузию.

13. Общая протяженность границ Казахстана составляет:

A) 3000 км.

B) 8000 км.

C) 12000 км.

D) 15000 км.

E) 18000 км.

14. Время на меридиане в данный момент называется:



A) Поясным.

B) Местным.

C) Суточным.

D) Меридиональным.

E) Широтным.

15. С каким государством Казахстан граничит на востоке?

A) С Китаем.

B) С Кыргызстаном.

C) С Узбекистаном.

D) С Таджикистаном.

E) С Афганистаном.

16. Время в границах одного часового пояса называют:

A) Местным.

B) Широтным.

C) Поясным.

D) Нулевым.

E) Гринвичским.

17. Количество часовых поясов, в которых расположен Казахстан:

А)3.

B) 9.

C) 2.

D) 5.

Е) 6.

18. Протяженность сухопутных границ Казахстана.

A) 15000км

B) 10500км

C) 13000км

D) 12000км

E) 14000км

19. Страна на юго-востоке Казахстана.

A) Узбекистан.

B) Киргизстан.

C) Таджикистан.

D) Туркменистан.

E) Китай.

20.В каком году было введено « летнее время».

A) 1996г.

B) 1981г.

C) 1987г.

D) 1999г.

E) 1994г.

21.В каком году столицей Казахстана стала Астана.

A) 1997г.

B) 1991г.

C) 1999г.

D) 1994г.

E) 1993г.

22.Исполнительную власть в Казахстане осуществляет:

A) Парламент.

B) Правительство.

C) Мажилис.

D) Сенат.

E) Акемат.

23. Автор «Чертежной книги Сибири», содержащей историко-географические сведения о территории Казахстана:

A) П.П. Семенов.

B) Н.А. Северцов.

C) И.В. Мушкетов.

D) С. Ремезов.

E) А.Н. Краснов.

24. Выдающийся русский ученый и путешественник, доказавший ошибочность взглядов А. Гумбольдта о вулканизме в Тянь-Шане:

A) И.В. Мушкетов.

B) П.П. Семенов.

C) С.С. Неуструев.

D) Л.С. Берг.

E) В.А. Обручев.

25. Русский ученый, исследовавший растительность пустынных зон предгорий Тянь-Шаня и побережья озера Балхаш:

A) В.В. Сапожников.

B) Н.И. Андрусов.

C) А.Н. Краснов.

D) Л.С. Берг.

E) И.В. Мушкетов.

 

 

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы.

1. Какой процент территории Казахстана занимают горы?

A) 2,5%.

B) 9%.

C) 10%.

D) 12 %.

E) 15%.

2. В какой части республики расположены высокогорные области?

A) Востоке и юго-востоке.

B) Севере.

C) Северо-востоке.

D) Юге.

E) Юго-западе.

3. Самая низкая точка Казахстана?

A) Прикаспийская низменность.

B) Торгайская ложбина.

C) Впадина Карагие.

D) Зайсанская впадина.

E) Туранская низменность.

4. Самая высокая точка Казахстана:

A) Музтау.

B) Аксоран.

C) Бесбакан.

D) Хан-Тенгри.

E) Бесшокы.

5. Абсолютная высота высшей точки Казахстана:

А) 7012 м.

В) 8848 м.

С) 6995 м.

D) 4622 м.

Е) 4506 м.

6. Чтобы определить относительный возраст горных пород необходимо знать:

A) Закон распада радиоактивных элементов.

B) Основные тектонические структуры.

C) Историю геологического развития территории.

D) Современный рельеф Казахстана.

E) Последовательное залегание слоев осадочных горных пород.

7. К какой тектонической структуре относятся горные районы Казахстана?

A) Платформам.

B) Плитам.

C) Складчатым областям.

D) Первичной земной коре.

E) Приподнятым выровненным участкам (сыртам).

8. Выбрать правильный вариант ответа:

A) Области байкальской складчатости — Центральный, Северный, Западный, Тянь-Шань.

B) Области каледонской складчатости — северо-запад Сарыарки, Северный Тянь-Шань.

C) Области герцинской складчатости — восток Сарыарки, Мугоджары, Восточно-Европейская равнина.

D) Области мезозойской складчатости — Алтай, Саур-Тарбагатай, Мугоджары.

E) Области альпийской складчатости — Тянь-Шань, Джунгарский Алатау, Мангистау.

9. Назовите геологическую эру, сменившую протерозойскую:

A) Палеозойская.

B) Мезозойская.

C) Кайнозойская.

D) Архейская.

E) Каледонская.

10. Какой возраст горных пород можно определить, зная закон распада радиоактивньгх элементов?

A) Относительный.

B) Геологический.

C) Абсолютный.

D) Планетарный.

E) Исторический.

11. Платформа — это …

A) Устойчивые участки земной коры.

B) Складчатые горные области.

C) Межгорная впадина.

D) Приподнятые выровненные участки.

E) Котловина, заполненная водой.

12. Раздел геологии, изучающий строение, движение и развитие земной коры, называется …

A) Сейсмологией.

B) Тектоникой.

C) Минералогией.

D) Палеонтологией.

E) Ландшафтоведением.

13. Если рельеф территории горный, то в ее основании находится:

A) Платформа.

B) Равнина.

C) Плита.

D) Складчатая область.

E) Щит.

14. Какая форма рельефа на территории Казахстана соответствует древней платформе?

A) Северо-Казахстанская равнина.

B) Сарыарка.

C) Туранская низменность.

D) Восточно-Европейская равнина.

E) Бетпакдала.

15. На территории Казахстана к молодым палеозойским платформам относят:

А) Западно-Сибирскую и Туранскую.

B) Западно-Сибирскую.

C) Восточно-Европейскую Туранскую.

D) Туранскую.

E) Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую.

16. Наука, изучающая процессы землетрясения:

A) Геоморфология.

B) Почвоведение.

C) Геология.

D) Сейсмология.

E) Землеведение.

17. Форма рельефа, расположенная на севере республики:

A) Торгайское плато.

B) Алтай.

C) Сарыарка.

D) Восточно-Европейская равнина.

E) Западно-Сибирская равнина.

18. Форма рельефа, расположенная между рекой Сарысу на западе и озером Балхаш на востоке, Сарыаркой на севере и рекой Чу на юге:

A) Плато Устюрт.

B) Преуральское плато.

C) Плато Бетпакдала.

D) Возвышенность Общий Сырт.

E) Торгайское плато.

19. Низменная равнина, в пределах которой расположены пески Приаральские Каракумы и Кызылкум:

A) Западно-Сибирская.

B) Туранская.

C) Прикаспийская.

D) Прибалхашская.

E) Торгайская ложбина.

20. Форма рельефа, расположенная между полуостровом Мангыстау и Аральским морем:

A) Плато Устюрт.

B) Торгайское плато.

C) Предуральское плато.

D) Возвышенность Общий Сырт.

E) Плато Бетпакдала.

21. Форма рельефа, расположенная между Мугоджарами на западе и Сарыаркой на востоке:

A) Возвышенность Общий Сырт.

B) Зауральское плато.

C) Плато Устюрт.

D) Торгайское плато.

E) Предуральское плато.

22. Высшая точка Сарыарки:

A) Музтау.

B) Азутау.

C) Улытау.

D) Аксоран.

E) Кокшетау.

23. Высокогорная область на юге Сибири, в пределы Казахстана заходит только юго-западная оконечность:

A) Саур.

B) Тарбагатай.

C) Тянь-Шань.

D) Алтай.

E) Жунгарский Алатау.

24. Высшая точка казахстанской части Алтая:

A) Азутау.

B) Тастау.

C) Музтау (г. Белуха).

D) Сарышокы.

E) Бесбакан.

25. Высшая точка Тарбагатая:

A) Тастау.

B) Музтау.

C) Сарышокы.

D) Азутау.

E) Бесшокы.

 

 

megaobuchalka.ru

1 «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы»

Творческая лаборатория учителей географии.

Раздел «Природа». – 26 ч

Тема: 1 «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы».

4 часа.

Разработала — Шалонова Н. М. учитель географии МОУ гимназия № 79.
Пояснительная записка.
Основные понятия: рельефообразующий процесс,

геологическое время, этапы складчатости, геологические структуры, минеральные ресурсы, экзогенные и эндогенные процессы, оползни, сели.
Знать – основные тектонические структуры, формирующие земную кору; зависимость рельефа России от внешних и внутренних факторов; формы рельефа третьего порядка; строение геохронологической таблицы.

Уметь – показывать основные формы рельефа на физической карте, тектонические структуры на карте строения земной коры, месторождения полезных ископаемых на физической карте России; работать с геохронологической таблицей.

Понимать – взаимосвязь между рельефом, строением земной коры, полезными ископаемыми.
По данной теме предлагается тест для проверки ЗУН на уроке обобщающего повторения. Он включает два варианта. Часть А состоит из 10 вопросов требующих 1 правильный ответ. Часть В имеет 2 вопроса на соответствие и подборку пары. В ней проверяется знание номенклатуры. Часть С имеет 3 вопроса. На определения, определение объекта по описанию и знание краеведческого материала. Предлагаются ответы и по элементный анализ.
На втором уроке по данной теме выполняется часть практической работы №3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

( заполняется первая и вторая колонки таблицы).

На третьем уроке работа продолжается по третьей колонке таблицы и делается вывод.
На урок обобщающего повторения.

Тест по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».

1 вариант

Часть А


  1. Россия имеет общий уклон территории на

1) север 2) юг 3) запад 4) восток
2. Самые высокие горы России

1) Алтай 2) Кавказ 3) Саяны 4) Урал
3. Самая большая равнина России

1) Восточно-Европейская 2) Западно-Сибирская 3) Прикаспийская

4) Среднесибирская
4. Крупнейшими действующими вулканами России являются

1) Казбек 2) Ключевская Сопка 3) Кроноцкая Сопка 4) Эльбрус
5. Наука о вымерших организмах и развитии органического мира называется

1) геологией 2) минералогией 3) палеонтологией 4) петрографией
6. Эра средней жизни называется:

1) мезозой 2) кайнозой 3) архей 4) палеозой
7. Выберите из приведённых утверждений неправильное. Главными особенностями рельефа России являются:

1) большое разнообразие рельефа

2) преобладание равнинных территорий

3) большой уклон территории страны к югу

4) преобладание гор на юге, востоке и северо-востоке
8.В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения

1) каменного угля 2) руд цветных металлов 3) нефти и газа 4) угля

9. Овраг – результат деятельности:

1) карстовых процессов 2) ледников 3) текучих вод 4) ветра
10. Выберите, какие формы рельефа созданы деятельностью человека:

1) карьер 2) овраг 3) холм 4) балка
Часть В

11.Установите соответствие:

Горы Возраст складчатости

1)Кавказ А) Байкальская

2)Сихотэ-Алинь Б) Мезозойская

3)Восточный Саян В) Кайнозойская

4)Западный Саян Г) Герцинская
12. Подберите пару:

объект рельефа тектоническая структура


  1. Восточно-Европейская равнина А) Балтийский щит

  2. Среднесибирское плоскогорье Б) Сибирская платформа

  3. Хибины В) Восточно-Европейская платформа

  4. Срединный хребет Г) область кайнозойской складчатости

Часть С

1.. Дать определение 1) платформа 2) щит.

2. Какие полезные ископаемые добываются в вашей местности и могут быть открыты. Своё предположение объясните.

3. Определите форму рельефа по описанию.

Находится на севере Русской равнины. Самая высокая точка 410 м. Является водоразделом между 2 реками одного океана.
2 вариант

Часть А


  1. Самая высокая вершина России

1) Белуха 2) Ключевская Сопка 3) Народная 4) Эльбрус

  1. Самые протяженные горы страны

1) Алтай 2) Кавказ 3) Сихотэ-Алинь 4) Уральские

3. Вулканы на территории России расположены на:

1) Алтай 2) Курилы 3) Кавказ 4) Урал
4. К тектоническим структурам не относятся

1) платформы 2) равнины 3) складчатые пояса 4) щиты
5. Эра новой жизни называется

1) мезозой 2) кайнозой 3) архей 4) палеозой
6. Балтийский щит богат:

1) нефтью 2) каменным углём 3) рудами чёрных и цветных металлов

4) газом
7. Овраг – результат деятельности:

1) карстовых процессов 2) ледников 3) текучих вод 4) ветра
8. Выберите, какие формы рельефа созданы деятельностью человека:

1) карьер 2) овраг 3) холм 4) балка
9. К областям альпийской складчатости относятся

1) Алтай 2) Кавказ 3) Урал 4) Хибины
10. Выберете верное утверждение

1) Основной горной системой Камчатки является хребет Сихотэ-Алинь

2) К северо-востоку от реки Лены лежат хребты Верхоянский и Черского

3) К северу от Байкала расположен Яблоновый хребет

4) К югу от Восточно-Европейской равнины лежат горы Алтай
Часть В

11. Установите соответствие:

Горы Возраст складчатости

1)Урал А) Каледонская

2)Верхоянский хребет Б) Мезозойская

3)Срединный хребет В) Кайнозойская

4)Западный Саян Г) Герцинская
12.Подберите пару:

объект рельефа тектоническая структура


  1. Среднесибирское плоскогорье А) Балтийский щит

  2. Сихотэ-Алинь Б) Сибирская платформа

  3. Хибины В) область мезозойской складчатости

  4. Срединный хребет Г) область кайнозойской складчатости

Часть С

1. Дать определение 1)полезные ископаемые 2) оползни.

2. Под действием каких рельефообразующих факторов, рельеф вашей местности продолжает изменяться.

3. Определите форму рельефа по описанию.

Находится на севере Русской равнины. Самая высокая точка 410 м. Является водоразделом между 2 реками одного океана.

Ответы.

1 вариант.

Часть А.

1 – 1 2 — 2, 3 -1, 4 –2 , 5 –3 , 6 – 1, 7 –3 , 8 –3 , 9 –3 , 10 – 1.
Часть В.

11. 1 — В 2 — Б 3 – А 4 — Г

12. 1 – В 2 – Б 3 – А 4 — Г

Часть С.


  1. 1)Платформа – древний выровненный устойчивый участок земной коры.

2) Щит – выход кристаллического фундамента на дневную поверхность.

  1. Нефть, газ, песок, глина, мел, известняк, диатомит, горючие сланцы – осадочные. Могут открыть другие полезные ископаемые осадочного происхождения, т.к. местность лежит на платформе, а кристаллический фундамент залегает глубоко.

  2. Тиманский кряж.

Ответы.

Вариант 2.
Часть А.

1 –4, 2 – 4, 3 — 2, 4 – 2, 5 –2 , 6 –3 , 7 –3, 8 –1 , 9 –2 , 10 –2 .
Часть В.
11. 1 — Г 2 — Б 3 – В 4 — А

12. 1 –Б 2 – В 3 – А 4 — Г
Часть С.


  1. 1) Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.

2) Оползни – смещение горных пород вниз по склону.

2. Воды, ветра, деятельности человека.

3. Тиманский кряж.

Критерии оценки.

Часть А.

По 1 баллу за вопрос, всего — 10 баллов

Часть В.

2 вопроса по 4 балла. Всего – 8 баллов.

Часть С.

1 вопрос – 2 балла, по 1 за ответ

2 вопрос – 4 балла.

3 вопрос – 1 балл. Всего -7 балла.

Максимальное количество баллов – 25.

Оценка «5» 22 -25 баллов.

Оценка «4» 18 -21 балла.

Оценка «3» 12 — 17 баллов.

Поэлементный анализ.


№ задания

Элементы действий, из которых складывается выполнение заданий

Успешность выполнения

Общий % выполнения

верно

допустили ошибки

Не приступили

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Часть А

1.1

1 вариант

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

Часть А

1.1

2 вариант

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

Часть В

Установлено соответствие

1 вариант

2.1

2.2

2.3

2.4

Подобрана пара

2.1

2.2

2.3

2.4

Часть В

Установлено соответствие

2 вариант

2.1

2.2

2.3

2.4

Подобрана пара

2.1

2.2

2.3

2.4

Часть С

Дать определение

1 вариант

3.1

Ответить на вопрос

3.2

Определить объект

3.3

Часть С

Дать определение

2 вариант

3.1

Ответить на вопрос

3.2

Определить объект

3.3

Проверочная работа на второй и третий урок.
Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Задание 1. Провести анализ тектонической и физической карты. Заполнить пропуски в таблице.


Форма рельефа

Тектонические структуры, залегающие в основании.

Полезные ископаемые

1.Среднесибирское плоскогорье

1.

1.

2.

2. Балтийский щит

2.

3. Восточно-Европейская равнина

3.

3.

4.

4.Западно-Сибирская плита

4.

5.

5. Области кайнозойской складчатости

5. Цветные металлы

6. Уральские горы

6.

6.

Вывод: о связи тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми.

Работа выполняется на контурной карте.
Провести анализ тектонической и физической карты и выполнить задания.

1) На контурной карте штриховкой красного цвета показать платформы и щиты.

2) Нанести штриховкой зелёного цвета складчатые пояса (4 примера).

3) Подписать равнины и горы в заштрихованных местах.

4) Нанести месторождения полезных ископаемых на заштрихованных местах.

5) Вывод: о связи тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми.

1piar.ru

РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА — ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ — ПРИРОДА — ГЕОГРАФИЯ РОССИИ ПРИРОДА 8 класс — ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ по учебнику И. И. Бариновой — разработки уроков — авторские уроки

Раздел I. ПРИРОДА

Тема 1. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Урок 9. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЕЛЬЕФА

 

Задачи: сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа; познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и Волгоградской области в частности; показать воздействие общества на изменение поверхности Земли.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Минеральные ресурсы России».

Возможные варианты проверки:

1. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся получают карточки, где наклеены части контурных карт отдельных регионов и даны задания к ним. Можно предложить контуры Западной Сибири, Среднесибирского плоскогорья, Восточно-Европейской равнины, Уральских гор. Задания — назвать тектоническую структуру, её возраст, форму рельефа, высоту, месторождения полезных ископаемых, объяснить их происхождение.

2. Индивидуальный опрос:

1) Расскажите о полезных ископаемых и их связи с тектоническим строением территории.

2) Расскажите о полезных ископаемых, приуроченных к платформам и складчатым областям.

3) Дайте оценку минерально-сырьевой базе России.

4) Расскажите о рациональном использовании минеральных ресурсов и охране недр.

5) Охарактеризуйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока:

1) Что такое полезные ископаемые?

2) Что такое месторождение?

3) Что такое бассейн?

4) От чего зависит размещение тех или иных месторождений полезных ископаемых?

5) Какими полезными ископаемыми богата Россия?

6) Недалеко от полярного круга, в Воркуте и Ухте, мы добываем уголь и газ. О чем говорит их наличие в данном районе? Как изменилась природа данной территории со времени образования нефти и угля?

7) Какие методы исследования применяют геологи в настоящее время?

8) Назовите крупнейшие угольные и нефтегазовые месторождения России.

9) Где на территории Восточно-Европейской равнины добывается железная руда? С какой тектонической структурой связаны эти месторождения?

10) Какие меры необходимо применять для сбережения полезных ископаемых?

11) Может ли быть полезным ископаемым грязь? Почему?

12) Каким полезным ископаемым пользуется учитель, объясняя новый материал? Как образовалось это полезное ископаемое?

13) Какая существует классификация полезных ископаемых?

4. Проверка номенклатуры бассейнов полезных ископаемых.

Учащиеся должны заполнить пропуски в таблице:

 

Полезные ископаемые

Бассейны полезных ископаемых

Каменный уголь

 

Железная руда

 

 

Печорский

 

Канско-Ачинский

Нефть и природный газ

 

Руды цветных металлов

 

 

Кольский полуостров

Руды цветных металлов

 

 

Волго-Уральский район

Нефть и природный газ

 

 

Уральские горы

 

шельф Сахалина

 

Дальний Восток

 

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Изучение новой темы предполагает развитие и конкретизацию знаний о действии внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Поэтому в течение вводной беседы необходимо актуализировать сведения, полученные школьниками в процессе изучения курсов географии 6 и 7 классов. Учитель организует беседу, в результате чего выясняет, что знают учащиеся об изменении рельефа. Основываясь на знаниях учащихся, учитель строит свою последующую лекцию.

 

III. Получение новых знаний.

Этот этап урока проводится в виде лекции. Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией картин и иллюстраций различных форм рельефа. Для лучшего усвоения материала необходимо проводить его закрепление по ходу лекции. Вопросы и задания приведены в разделе IV. Результатом лекции становится составление таблицы учащимися в тетрадях, в которой указываются рельефообразующие факторы и создаваемые ими формы рельефа. Учителю необходимо добиться усвоения учащимися ключевых слов, их тоже желательно записывать в тетрадь по ходу лекции.

1. Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы:

I. Внутренние, или эндогенные (от греч.  endon — внутри и  genes — рождающий, рожденный). Их источником является тепловая, химическая, радиоактивная энергия недр Земли. Эндогенные процессы проявляются в форме горообразовательных движений, внедрения магмы в земную кору, излияния её на поверхность, медленных колебаний земной коры и т. д. Формы рельефа, которые созданы преимущественно эндогенными процессами, называются эндогенными.

II. Внешние, или экзогенные (от греч. ехо — снаружи, вне). Они протекают почти исключительно за счет солнечной энергии, поступающей на Землю. Формы рельефа, созданные в результате этих процессов, называются экзогенными. К внешним процессам часто относят и антропогенные факторы, но их можно выделить и в отдельную группу.

Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндогенных и экзогенных процессов, но в большинстве случаев можно выделить ведущий процесс, относящийся к той или иной группе. Чем крупнее форма рельефа, тем больше роль эндогенных процессов в её формировании. Экзогенные процессы создают детали, небольшие формы, которым горы и равнины обязаны своей неповторимостью и многообразием. Эндогенные и экзогенные процессы действуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период — другие, но действие обеих групп процессов не прекращается.

2. Эндогенные формы рельефа создаются в результате движений земной коры. Мы привыкли считать, что сами двигаемся по неподвижной поверхности Земли. Но чтобы Земля двигалась — нет, не как планета вокруг Солнца, а как почва у нас под ногами… Ну, разве что в отдельных местах и

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *