Содержание

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: описание, герои, анализ произведения

Создавая ироничную гротескную «Историю одного города» Салтыков-Щедрин рассчитывал вызвать у читателя не смех, а «горькое чувство» стыда. Идея произведения построена на изображении некой иерархии: простой народ, который не будет сопротивляться указаниям зачастую глупых правителей, и самих правителей-тиранов. В лице простого народа в данной повести выступают жители города Глупов, а их угнетатели —  градоначальники. Салтыков-Щедрин с иронией подмечает, что этому народу нужен начальник, тот, который им будет давать указания и держать в «ежовых рукавицах», иначе весь народ впадет в анархию.

История создания

Замысел и идея романа «История одного города» формировались постепенно. В 1867 году писатель написал сказочно-фантастическое произведение «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», оно впоследствии легло в основу главы «Органчик». В 1868 году Салтыков-Щедрин начал работать над «Историей одного города», закончил в 1870 году. Первоначально автор хотел дать произведению название «Глуповский Летописец». Роман был опубликован в популярном в то время журнале «Отечественные записки».

Сюжет произведения

(Иллюстрации творческого коллектива советских художников-графиков «Кукрыниксы»)

Повествование ведется от лица летописца. Он рассказывает о жителях города, которые были настолько глупы, что их городу дали имя «Глупов». Роман начинается главой  «О корени происхождения глуповцев», в которой дана история этого народа. Рассказывается в частности о племени головотяпов, которые, после победы над соседними племенами лукоедов, гущеедов, моржеедов, кособрюхих и прочих решили найти себе правителя, поскольку хотели навести порядок в племени. Решился на правление лишь один князь, да и тот вместо себя послал вора-новотора. Когда тот проворовался, князь послал ему петлю, но вор смог в каком-то смысле выкрутиться и зарезал себя огурцом. Как видим, ирония и гротеск отлично уживаются в произведении.

После нескольких неудачных кандидатур на роль заместителей князь явился в город лично. Став первым правителем, он положил отсчет «исторического времени» города. Говорится, что двадцать два правителя с их достижениями правили городом, но в «Описи» перечислены двадцать один. Судя по всему, недостающий — основатель города.

Главные герои

Каждый из градоначальников выполняет свою задачу в осуществлении идеи писателя посредством гротеска показать абсурдность  их правления. Во многих типажах просматриваются черты исторических личностей. Для большей узнаваемости Салтыков-Щедрин не только описал стиль их правления, смешно исказил фамилии, но и дал меткие характеристики, указывающие на исторический прототип. Некоторые личности градоначальников представляют собой образы, собранные из характерных черт разных лиц истории государства российского.

Иван Матвеевич Великанов

Так, третий правитель Иван Матвеевич Великанов, прославленный тем, что утопил директора по хозяйственным вопросам и ввел налоги по три копейки с человека, был сослан в острог за роман с Авдотьей Лопухиной, первой женой Петра I.

Иван Матвеевич Баклан

Бригадир Иван Матвеевич Баклан, шестой по счету градоначальник, был высокого роста и гордился тем, что является последователем линии Ивана Грозного. Читатель понимает, что имеется в виду колокольня в Москве. Смерть правитель нашел в духе того же гротескного изображения, которым наполнен роман, — бригадир был сломан пополам во время бури.

Богдан Богданович Пфейфер

На личность Петра III в изображении сержанта гвардии Богдана Богдановича Пфейфера указывает данная ему характеристика  —  «голштинский выходец», стиль правления градоначальника и его исход — смещен с поста правителя «за невежество».

Дементий Варламович Брудастый

Дементий Варламович Брудастый прозван «Органчиком» за наличие механизма в голове. Держал город в страхе, поскольку был угрюм и замкнут. При попытке отвезти голову градоначальника для починки к столичным мастерам, она была  выброшена испуганным кучером из экипажа. После правления Органчика в городе воцарился хаос на 7 дней.

Семён Константинович Двоекуров

Краткий период благополучия горожан связано с именем девятого градоначальника, Семена Константиновича Двоекурова. Штатский советник и новатор, он занялся внешним видом города, завел медо- и пивоварение. Пытался открыть академию.

Василиск Семенович Бородавкин

Самым долгим правлением отметился двенадцатый градоначальник, Василиск Семенович Бородавкин, напоминающий читателю стилем правления Петра I. На связь персонажа с историческим лицом указывают и его «славные дела» — уничтожил Стрелецкую и Навозную слободы, и непростые отношения с искоренением невежества народа —  провел в Глупове четыре войны за просвещение и три — против. Решительно готовил город к сжиганию, но внезапно умер.

Онуфрий Иванович Негодяев

По происхождению бывший крестьянин Онуфрий Иванович Негодяев, до службы градоначальником топивший печи, разрушил вымощенные прежним правителем улицы и поставил на этих ресурсах монументы. Образ списан с  Павла I, на что указывают и обстоятельства его смещения: уволен за несогласие с триумвиратом насчет конституций. 

Эраст Андреевич Грустилов

При статском советнике Эрасте Андреевиче Грустилове глуповский бомонд был занят балами и ночными собраниями с чтением трудов некоего господина. Как и в правление Александра I, градоначальнику не было дела до народа, который обнищал и голодал.

Угрюм-Бурчеев

Прохвост,  идиот и «сатана» Угрюм-Бурчеев носит «говорящую» фамилию и «списан» с графа Аракчеева. Он, наконец, разрушает Глупов и решает построить на новом месте город Непреколнск. При попытке осуществления столь грандиозного проекта произошел «конец света»: солнце померкло, земля затряслась, а градоначальник исчез бесследно. Так закончилась история «одного города».

 Анализ произведения

Салтыков-Щедрин с помощью сатиры и гротеска ставит цель достучаться до человеческой души. Он хочет убедить читателя, что в основе человеческого института должны лежать христианские принципы. В противном случае жизнь человека может быть деформирована, изуродована, и в конце может привести к гибели человеческой души.

«История одного города» — произведение новаторское, преодолевшее привычные рамки художественной сатиры. Каждый образ в романе имеет ярко выраженные гротескные черты, но при этом узнаваемы. Что дало повод к шквалу критики в адрес автора. Его обвиняли в «клевете» на народ и правителей.

Действительно, история Глупова во многом списана с летописи Нестора, рассказывающей о времени начала Руси  — «Повести временных лет». Эту параллель автор намеренно подчеркнул, чтобы стало очевидным, кого он подразумевает под глуповцами, и что все эти градоначальники – отнюдь не полет фантазии, а реальные русские правители. При этом автор четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию, переиначивая ее историю на свой сатирический лад. 

Однако целью создания произведения Салтыков-Щедрин не делал насмешку над Россией. Задачей писателя стало подвигнуть общество к критическому переосмыслению своей истории для искоренения существующих пороков.  Гротеск играет огромную роль в создании художественного образа в творчестве Салтыкова-Щедрина. Главная цель писателя — показать пороки людей, которые не замечаются обществом.

Писатель высмеивал безобразие общества и был назван «великим насмешником» в ряду таких предшественников, как Грибоедов и Гоголь. Читая ироничный гротеск, читатель хотел смеяться, но в этом смехе было нечто зловещее — публика «чувствовала, как бич хлещет её самое».

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Главные герои в произведение М. Е Салтыков-Щедрин ,,История одного города»

М. Е. Салтыков-Щедрин – великий сатирик 19-го века. В своих произведениях он поднимал важнейшие темы, извечные вопросы, над которыми задумывалось все прогрессивное человечество.

Венцом сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву считается «История одного города», которую он начал писать в 1868 году, а закончил в 1870 году. В центре внимания писателя – город Глупов, а также глуповцы, населяющие этот город.
Образы эти глубоко символичны: город Щедрина – это не просто воплощение людской пустоты и праздности, но воплощение всей царской России, всего ее общественного и политического уклада. Вышедшее в конце 19-го века, произведение вызвало большой резонанс не только в узких литературных кругах, но и в широких общественных.

Цензура и некоторые критики поняли «Историю одного города» как сатиру, относящуюся исключительно к прошлому России и главным образом к 18-му веку. Но такое понимание произведения является не совсем верным. Щедрин дает здесь сатирическое изображение всей системы российского самодержавия, соединяя и переплетая прошлое с настоящим. Его градоначальники представляют собой обобщенные карикатуры, в которых можно узнать российских царей и вельмож не только прошлого времени, но и современных Щедрину.

Главный герой «Истории одного города» — народ, обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Это происходит по мере того, как в ход повествования входят все новые и новые градоначальники. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в произведении. Они – олицетворение всех пороков, носители «смертных грехов».

Шествие глуповских градоначальников открывает Дементий Варламович Брудастый. Этот образ вбирает в себя черты правительственного деспотизма, тупости и ограниченности. В голове у Брудастого механизм, производящий только одно слово: «не потерплю!». Такова кратчайшая формула самодержавной системы.

Глуповцы – истинные «поклонники» власти, встречают Брудастого с восторгом, они грезят о процветании города. Но ожидания их не оправдались, так как жить им стало намного хуже: «времена настали темные и страшные». Однако, иронично замечает Щедрин, глуповцы «не увлекались ни модными в то время революционными идеями, ни соблазнами, представляемыми анархией, но оставались верными начальстволюбию».

Образ головы, никак не связанный с телом, возникает и при описании еще одного градоначальника, которого Щедрин именует Прыщом. Только он имел «фаршированную голову», однажды съеденную чиновником. На том и закончилась бесславная деятельность Прыща.

Заканчивается широкое шествие градоначальников описанием деятельности Угрюм-Бурчеева, представляющей собой сатиру на организацию так называемых «военных поселений», предпринятую Аракчеевым по требованию Александра I. Описание это не столько сатирично, сколько гротескно. Угрюм-Бурчеев действует по принципу: «что хочу, то и ворочу»: «Он еще не сделал ни каких распоряжений, а все уже понимали, что пришел конец».

Этот градоначальник превратил город в казарму, бросил вызов самой природе: решил остановить реку. Но река не поддалась. Такое противостояние раскрывает самую суть произведения: река — это аллегорический образ прогрессивной России. Это страна, идущая вперед, оставляющая в стороне «мусор» и «хлам», которыми Угрюм-Бурчеев хотел перекрыть ее ток, остановить ее течение.

Но, кроме того, река символизирует народ «как воплотителя идеи демократизма». Именно такой народ Щедрин хотел видеть в России – людей, способных мыслить и понимать смысл своего существования. Вокруг себя же он видел только «народ исторический», то есть реальный, не идеализированный. По мнению Щедрина, это «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов…»

Эти «атомы» — пассивность, невежество, начальстволюбие, забитость,

otvet.mail.ru

Прототипы градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина |LITERATURUS: Мир русской литературы

Город Глупов.
Художники Кукрыниксы
«История одного города» Салтыкова-Щедрина является выдающимся произведением русской литературы XIX века.

В этой статье представлены материалы о прототипах градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.


Смотрите: 
Краткое содержание романа
Список всех градоначальников
Все материалы по «Истории одного города»

Прототипы градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина


Как известно, в романе «История одного города» летописец сообщает читателю о том, что городом Глупов правили 22 градоначальника. Салтыков-Щедрин указал эту цифру неслучайно.

Первым русским царем-самодержцем считается Иван Грозный. С времен Ивана Грозного (с 1547 г.) до выхода в свет «Истории одного города» (1869 г.) Россией также правили последовательно 22 царя (не считая периода «семибоярщины»).

Ниже представлены материалы о прототипах градоначальников города Глупов.


Ферапонтов 

Градоначальник Ферапонтов является «бывшим брадобреем» (парикмахером) герцога Курляндского. Этим автор намекает на графа Ивана Кутайсова и его потомков. Кутайсов, турок по происхождению, был взят в плен, подарен императору Павлу I и «выбился в люди». Один из сыновей Кутайсова стал генералом, другой — членом Государственного совета.

Пфейфер
Градоначальник Пфейфер является  «голштинским выходцем» и «сменен в 1762 году за невежество». Этими словам автор намекает на Петра III, который носил титул «герцога Гольштейн-Готторпского» и был убит в 1762 г.

Фердыщенко
Градоначальник Фердыщенко является «бывшим денщиком» князя Потемкина. Этим автор намекает на А. Д. Меншикова, известного политического деятеля XVIII века. Юный Меншиков сначала служил денщиком у императора Петра I, а затем стал его соратником, получил титул «светлейшего князя» и т.д. 
Смотрите: Характеристика Фердыщенко 

градоначальниц
В Глупове происходит борьба за власть между шестью градоначальницами. В этом эпизоде автор намекает на период в истории России после смерти Петра I. После кончина Петра I власть в стране принадлежала также почти исключительно женщинам. 
В лице 6 градоначальниц автор имеет в виду: Екатерину I, Анну Иоанновну, Анну Леопольдовну, Елизавету Петровну, Екатерину II, а также «княжну Тараканову», которая выдавала себя за дочь Елизаветы Петровны. 

Негодяев
Градоначальник Негодяев является «бывшим гатчинским истопником». Этим автор намекает на Алексея Милютина. Милютин служил истопником (топил печи) во дворце и получил дворянство. Несмотря на крестьянское происхождение, Милютин и его потомки «выбились в люди». Один его правнук, Д. А. Милютин, стал военным министром. 
Также Негодяев во многом напоминает императора Павла I. 
Смотрите: Характеристика Негодяева

Беневоленский
«Страстный законодатель», градоначальник Беневоленский во многом похож на М. Сперанского, крупного государственного деятеля, участника комиссии по составлению нового законодательства. Сперанский, как и Беневоленский, имел страсть к сочинительству. Также Сперанский, как и герой романа, был остранен от должности за подозрение в связи с Наполеоном.
Смотрите: Характеристика Беневоленского

Грустилов
Градоначальник Грустилов напоминает собою императора Александра I. По описанию современников, Александр I был, как и Грустилов, человеком меланхоличным и чувствительным. 
Смотрите: Характеристика Грустилова

Угрюм-Бурчеев
Градоначальник Угрюм-Бурчеев откровенно напоминает А. А. Аракчеева и императора Николая I.  
Смотрите: Характеристика Угрюм-Бурчеева

Перехват-Залихватский
По мнению исследователей, в образе градоначальника Перехват-Залихватского автор изобразил императора Павла I. 

Это были материалы о прототипах градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина.

Смотрите: Все материалы по «Истории одного города»

www.literaturus.ru

«История одного города» краткое содержание произведения Салтыкова-Щедрина по главам, история создания, анализ и характеристика главных героев градоначальников

«История одного города», краткое содержание которой приведено в данной статье, это ироническая, гротескная летопись города Глупова. Сатира Салтыкова-Щедрина прозрачна, поэтому в тексте легко угадывается облик современной России.

Только на первый взгляд кажется, что повесть, как опись градоначальников – галерея безумия и моральных уродств человеческих. На самом деле каждый образ узнаваем по-своему.

К сожалению, произведение не теряет своей уникальности по сей день.

История создания «Истории одного города»



Замысел произведения вынашивался автором несколько лет. В 1867 году появляется рассказ о градоначальнике с фаршированной головой, съеденной с аппетитом в конце. Данный герой преобразился в губернатора по фамилии Прыщ. А сам рассказ стал одной из глав повести.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Через год автор приступил к написанию самой летописи Глупова. Работа длилась более года. Изначально произведение называлось «Глуповский летописец», окончательное заглавие появилось позднее. Перемена названия обусловлена тем, что второе несет более широкую смысловую нагрузку.

В год окончания повесть впервые напечатана в альманахе «Отечественные записки», где Михаил Евграфович подписался псевдонимом Н. Щедрин. Через полгода выходит самостоятельное издание. Текст несколько отличается. Изменена последовательность глав, а характеристика и описание губернаторов переписаны в сокращении, но стали выразительнее.

Главные герои и их характеристика


Главные герои произведения – это градоначальники и горожане – обитатели Глупова. Ниже приводится таблица с характеристиками. Дан кратко обзор основных персонажей.

Амадей Мануйлович КлементийИтальянец. На Родине служил поваром. Его коронным и самым вкусным блюдом были макароны. Герцог Курляндский, восхищенный его кулинарными способностями, забрал его с собой в качестве семейного повара. После Амадей Мануйлович получил высокий статус, что помогло ему занять должность градоначальника. Клементий заставлял всех глуповцев делать макароны. Отправлен в ссылку за государственную измену.
Фотий Петрович ФерапонтовБыл личным парикмахером герцога Курляндского. После чего стал управлять городом. Большой любитель зрелищ. Никогда не пропускал публичных наказаний на площади. Всегда присутствовал, когда кого-либо пороли розгами. В 1738 году управленца растерзали псы.
Иван Матвеевич ВеликановЗнаменит тем, что утопил директора, ответственного за экономику и хозяйство в водоеме. Впервые ввел налог с горожан. С каждого по несколько копеек в казну правления. Часто жесточайше избивал исправников. Замечен в неприличной связи с первой женой Петра I (Авдотьей Лопухиной). После чего был заключен под стражу, где пребывает до сих пор.
Маныл Самылович Урус-Кугуш-КильдибаевБравый военный, гвардеец. Методы управления соответствующие. Запомнился горожанам отвагой, граничащей с безумием. Как-то раз даже брал штурмом город Глупов. В летописи о нем информации мало. Но известно, что в 1745 его уволили с должности губернатора.
ЛамврокакисБеглый гражданин Греции неизвестного происхождения, имени и рода. До того, как стать градоначальником, торговал на рынке соседнего города мылом, маслами, орехами и прочими мелочами. Погиб в собственной кровати в неравном бою с клопами.
Иван Матвеевич БакланЗнаменит высоким ростом более двух метров. Погиб во время урагана. Сильный ветер сломал мужчину пополам.
Дементий Варламович БрудастыйРоль мозга в его голове выполнял своеобразный механизм, напоминающий орган. Но это не препятствовало выполнению обязанностей губернатора, составлению и оформлению бумаг. Поэтому жители называли его ласково Органчик. С публикой он не контактировал, но постоянно изрекал единственную грозную фразу «Не потерплю!» Отчего городские обитатели пребывали в вечном страхе. Активно взыскивал налоги и подати. После его правления около недели была анархия.

Образ символизирует глупость, пустоту и ограниченность большинства чиновников и управленцев.

Семен Константинович ДвоекуровАктивный и деятельный управляющий. Мостил дороги (целых две). Организовал местное производство пива и медовых напитков. Принуждал жителей к взращиванию и употреблению горчицы, а также лаврового листа. Активнее других собирал недоимки. За любые провинности и без них сек глуповчан розгами. Единственный, кто умер естественной смертью.
Петр Петрович ФердыщенкоБывший солдат. Был денщиком самого Потемкина, чем изрядно гордился. Первые шесть лет прошли спокойно. Но потом бригадир будто спятил. Глубиной ума не отличался. Имел дефект речи, поэтому был косноязычен. Скончался от переедания.
Василиск Семенович БородавкинПоявляется в главе «Войны за просвещение».

Портрет героя соответствует фамилии.

Самое длительное правление в истории города. Предшественники запустили недоимки, поэтому Бородавкин взялся строго. В процессе сгорело более 30 деревень, а выручить удалось всего два с полтиной рубля. Обустроил одну площадь, высадил деревья на одной улице.

Постоянно застегивался на все пуговицы, тушил пожары, создавал ложные тревоги. Решал проблемы, которых не было.

Заставлял глуповцев возводить дома на фундаменте, разводить персидскую ромашку, употреблять прованское масло.

Мечтал присоединить Византию, после чего переименовать Константинополь в Екатериноград.

Пытался открыть академию, не получилось. Поэтому построил тюрьму. Боролся за просвещение, но одновременно против него. Правда обитатели города не видели разницы. Мог сделать еще много «полезного», но внезапно скончался.

Онуфрий Иванович НегодяевЧеловек из народа. Служил истопником в Гатчине. Велел разрушить улицы, вымощенные предшественниками. А из полученного камня отстроить монументы и памятники. Глупов пришел в упадок, кругом разруха, а горожане стали дикими, даже заросли шерстью.

С должности был уволен.

Угрюм-БурчеевВ прошлом военный, поэтому помешан на армии и боевых действиях. Пустой ограниченный, глупый, как большинство героев книги. Предпочел разрушить Глупов и отстроить рядом другой город, сделав из него боевое укрепление. Принудил жителей ходить в военной форме, жить по армейскому распорядку, выполнять абсурдные приказания, строиться и маршировать. Угрюмов всегда спал на голой земле. Пропал без вести во время природного явления, которое никто не мог объяснить.
Эраст Андреевич ГрустиловВыглядел всегда обиженным, огорченным, что не мешало быть развращенным, пошлым. Во время его правления город погряз в разврате. Писал меланхолические оды. Умер от необъяснимой тоски.
ПрыщКак многие правители города, из бывших военных. Был при должности несколько лет. Решил взяться за управление, чтобы отдохнуть от работы. Глуповцы неожиданно разбогатели при нем, что вызвало подозрение и нездоровые реакции в людских массах. Позднее выяснилось, что у губернатора фаршированная голова. Финал плачевен и неприятен: голову съели.

Второстепенные персонажи

КнязьЗаграничный правитель, которого глуповцы попросили стать их князем. Был глуп, но жесток. Все вопросы решал восклицанием: «Запорю!»
Ираида Лукинична ПалеологоваСамозванка, появившаяся в период смуты после смерти Брудастого (Органчика). На основании того, что муж ее царствовал несколько дней, и ее исторической фамилии (намек на Софью Палеолог – бабушку Ивана Грозного) потребовала власти. Правила несколько дней за городом.
Перехват-ЗалихватскийПобедоносно явился на белом коне. Сжег гимназию. Залихватский стал прообразом Павла I.
ГлуповцыЖители города. Собирательный образ народа, слепо поклоняющегося самодурству власти.

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

От издателя

Аннотация гласит, что автор давно желал изложить историю какого-нибудь места. И нашел в архиве летопись данного населенного пункта, которую попеременно создавали несколько архивариусов. Она легла в основу произведения.

Рассказчик уверяет читателя в подлинности документа. В доказательство отсутствия художественного вымысла приводится аргумент об однообразии повествования. Текст целиком посвящен биографиям градоначальников и особенностям их правления.

Рассказ начинается с обращения последнего писаря, излагавшего хронику событий.

О корне происхождения глупцов

Глава описывает доисторический период. Племя головотяпов вело междоусобные войны с соседями, победив их. Когда последний враг был повержен, население растерялось. Тогда начали поиски князя, чтобы правил ими. Но даже самые глупые князья не хотели браться за власть над дикарями.

Нашли того, кто согласился «володеть», но жить на территорию владений не поехал. Отправлял наместников, которые оказывались ворами. Пришлось явиться князю собственной персоной.

Органчик

Началось правления Дементия Брудастого. Обывателей удивляло отсутствие у него эмоций. Выяснилось, что в голове его небольшое устройство. Механизм проигрывал всего две короткие композиции: «Разорю» и «Не потерплю».

Потом агрегат сломался. Местный часовщик не смог самостоятельно починить. Заказали из столицы новую голову. Но посылка, как это часто бывает в России, потерялась.

Из-за безвластия началась смута, а затем недельная анархия.

Сказание о шести градоначальницах

Во время анархической недели сменилось шесть самозванок. Притязания на власть женщин основывались на том, что их мужья, братья или другие родственники когда-то правили. Либо они сами были в услужении в семьях градоначальников. А у некоторых вовсе не было оснований.

Известие о Двоекурове

Семен Констатинович пробыл у власти около восьми лет. Правитель передовых взглядов. Основные новаторства: пивоварение, медоварение, посадки и употребление лаврового листа и горчицы.

Реформаторская деятельность достойна уважения. Но перемены были насильственными, нелепыми и ненужными.

Голодный город

Первые шесть лет губернаторства Петра Фердыщенко были размеренными, спокойными. Но потом он влюбился в чужую супругу, которая чувств не разделила. Началась засуха, потом другие катаклизмы. Как следствие: голод и смерти.

Народ взбунтовался, отловил и сбросил избранницу чиновника с колокольни. Восстание было жестоко подавлено.

Соломенный город

После следующей любовной связи управителя начались пожары. Сгорел целый район.

Фантастический путешественник

Градоправитель отправился в путешествие по домам и селам, требуя, чтобы ему выносили еду. Это и стало причиной его гибели. Обыватели напуганы, что их обвинят в намеренном закармливании начальника. Но все обошлось. На смену фантастическому путешественнику из столицы прибыл новый.

Войны за просвещение

Бородавкин подошел к должности основательно. Изучил деятельность предшественников. Решил равняться на реформатора Двоекурова. Велел снова высевать горчицу, собирать недоимки.

Жители взбунтовались, стоя на коленях. С ними стали вестись войны «за просвещение». Победа всегда была за властью. В наказание за неповиновение велено употреблять прованское масло и сеять персидскую ромашку.

Эпоха увольнения от войн

При Негодяеве город обнищал еще больше, чем при предыдущем властителе. Это единственный управленец из народа, ранее служил истопником. Но демократическое начало не принесло пользы населению.

Примечателен период Прыща. Он не занимался никакой деятельностью, но народ богател, что вызвало сомнения. Предводитель дворянства раскрыл секрет: голова начальника была начинена трюфелями. Догадливый приспешник самолично ее полакомился.

Поклонение мамоне и покаяние

Преемник фаршированной головы – статский советник Иванов скончался от указа, которого не смог понять, лопнул от мыслительной натуги.

На смену явился виконт де Шарио. При нем жилось весело, но бестолково. Административными делами никто не занимался, но было много праздников, балов, маскарадов, иных забав.

Подтверждение покаяния и заключение

Последним управляющим стал Угрюм-Бурчеев. Тупоголовый тип, солдафон. Автор называет его «чистейшим типом идиота». Полагал разрушить город и воссоздать новый – Непреклонск, сделав из него военное укрепление.

Оправдательные документы

Приводятся записки, созданные бригадирами в назидание последователям и приемникам.

Анализ произведения

Произведение не может относиться к малым литературным формам: рассказу или сказке. По содержанию, композиции и глубине смыслов оно значительно шире.

Сам автор определял жанр «Истории одного города», как сатирический роман. И представляет собой хронологическое обозрение жизни этой местности. Так что у читателя возникает диссонанс восприятия.

С одной стороны, слог, стиль письма напоминают реальные сводки. С другой – содержание, описание героев, событий, доведенные до абсурда.

Пересказ истории города охватывает около сотни лет. В написании летописи участвовало поочередно четыре местных архивариуса. Сюжет освещает даже историю народности. Местные жители произошли от древнего племени «головотяпы». Но потом были переименованы соседями за дикость и невежество.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.

1001student.ru

«Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.»

Одно из самых известных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина — «История одного города». Несмотря на название, это произведение — не иносказательная историческая хроника, а сатирический роман, в котором воплотилось состояние общества при самодержавии.

Это состояние возникло в России намного раньше 1731 года, обозначенного как начало повествования, и не прекратилось в 1825 году, хотя на нем и обрывается рассказ летописца. Положение в стране ничуть не изменилось и в 60-ые годы 19 века, когда была написана книга. Данная ситуация характерна не только для царской России, но и для любого общества, испытывающего на себе гнет самовластия.

Итак, власть и народ — вот та кардинальная проблема, которая является внутренним стержнем книги и делает ее цельной, несмотря на внешнюю самостоятельность глав.

Все главы, кроме первой — «О корени происхождения глуповцев» — посвящены жизни народа под гнетом самовластия. Причем каждая из них раскрывает какую-то новую грань воплощения произвола и насилия над людьми. Какие бы мероприятия ни проводил самодержец, какими бы намерениями он при этом ни руководствовался, результат всегда был один: бесконечный испуг жителей и свалившиеся на их головы новые бедствия и несчастья.

Глуповская власть представлена в книге целой галереей градоначальников. С многообразием лиц, «в разное время Глуповым правивших», сатирик знакомит читателя в главе «Опись градоначальникам». Краткие характеристики перечисленных в ней правителей поистине впечатляющи. Кто только не распоряжался судьбами глуповцев! И Амадей Мануйлович Клементий, вывезенный из Италии Бироном «за искусную стряпню макарон», и произведенный в надлежащий чин; и Ламврокакис — «беглый грек, без имени и отчества и даже без чина, пойманный графом Кирилою Разумовским в Нежине, на базаре»; и Петр Петрович Фердыщенко — бывший денщик князя Потемкина; и Онуфрий Иванович Негодяев — бывший гатчинский истопник…

Биографии многих из градоправителей могут показаться неправдоподобными. Между тем, они отражают реальное положение вещей. При самодержавном строе у вершин власти зачастую оказывались люди совершенно случайные. Но они чем-то «приглянулись» императору или его приближенным. Так, например, Бирон, который вывез из Италии Клементия, сам был вывезен императрицей Анной Иоанновной из Курляндии и получил в ее царствование неограниченную власть. А Кирилла Разумовский, якобы поймавший Ламврокакиса, стал графом и даже правителем всей Украины только благодаря своему брату Алексею — фавориту Елизаветы I. Что же касается Фердыщенко и Негодяева, то их взлет напоминает некоторые действительные факты. Достаточно сказать, что Екатерина II даровала графский титул своему парикмахеру, а Павел I возвел в графы своего камердинера. Поэтому писателю порой не нужно было даже прибегать к преувеличению: действительность давала ему большой материал.

И все же есть в «Истории одного города» немало такого, что носит откровенно фантастический характер. Градоначальник с органчиком вместо головы… Градоначальник с фаршированной головой… Оловянные солдатики, наливающиеся кровью и остервенело ломающие избы…

Зачем же нужны писателю эти и другие аналогичные им образцы? Как понимать все эти «несообразности»? Сам сатирик говорил: «Бывают чудеса, в которых, по внимательному рассмотрению, можно подметить довольно яркое реальное основание».

Действительно, с помощью образа градоначальника Брудастого, деятельность которого описана в главе «Органчик», сатирик показывает: для того, чтобы править Глуповым, вовсе не обязательно иметь голову. Для этого вполне достаточно обладать простейшим механизмом, способным воспроизводить всего две фразы — «разорю!» и «не потерплю!».

Брудастый представляет собой как бы саму суть «правительства», «очищенную от всего постороннего». С помощью гротеска Щедрин делает предельно наглядным то, что свойственно всем «градоначальникам» вообще, независимо от их личных склонностей, характера, убеждений.

Разные были в Глупове градоначальники: «деятельные» и «бездеятельные», либеральные и консервативные, вводившие просвещение и искоренявшие его. Однако все их многообразнейшие «прожекты» и поползновения в конце концов сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению «крамолы».

Галерея градоначальников начинается с Брудастого, являющегося своего рода «общим знаменателем всех градоначальников», и завершается Угрюм-Бурчеевым, представляющим собой величину более значительную, а потому и более зловещую. Прототипом Угрюм-Бурчеева послужил Аракчеев. Но неверно было бы ограничивать широкое обобщающее значение этой фигуры. В ней сконцентрированы и заострены черты, характерные для особого типа правителей. Для какого же типа?

Угрюм-Бурчеев превзошел всех своих предшественников безграничным идиотизмом и неиссякаемой энергией. Но эта энергия была направлена на то, чтобы превратить город, а точнее, всю страну, в казарму и заставить с утра до вечера маршировать. Его идеалы — это «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Античеловеческая сущность самовластия показана здесь Щедриным с потрясающей силой.

Именно благодаря таким неординарным образам градоначальников «История одного города» живет и сейчас. Эта замечательная книга известна не только у нас в стране, но и по всему миру и прочно стоит в ряду величайших достижений мировой сатиры.

www.allsoch.ru

Герои произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Готовые Домашние Задания

«История одного города» — одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Город Глупов мы не найдем ни на одной географической карте. И не потому, что он слишком мал или переименован, а потому, что это условный город, иносказательный: «Было бы неверно видеть в нем какой-либо один из реальных русских городов…»

Глупов – город обобщенный, вобравший в себя нечто характерное, типическое. Отсюда — и некоторые противоречия в его описании. Так, в одной главе говорится, что Глупов был заложен на «болотце», а в другой – что он «имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен…» Эти сведения призваны подчеркнуть многоликость Глупова, являющегося олицетворением самодержавного государства.

Город ставится в один ряд со странами, а глуповские градоначальники – с римскими императорами Нероном и Калигулой, «прославившимися» своей необузданной тиранией и произволом. Как же ведут себя глуповцы под игом самодержавия? Какие черты характера проявляют?

Основные качества глуповцев – неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство. Так, они добровольно отказались от своей свободы и обратились к варяжским князьям с просьбой прийти на Русь, чтобы управлять ею: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и володеть нами». Те пришли и установили самовластие. С тех пор на русской земле «дескать, воцарились благоденствие и порядок». И сколько ни бедствуют они, сколько ни измываются над ними градоначальники, а глуповцы все продолжают надеяться на лучшее и восхвалять, восхвалять и надеяться на лучшее.

Появление каждого нового градоначальника глуповцы встречали искренним ликованием. Еще в глаза не видя вновь назначенного правителя, они уже называют его «красавчиком» и «умницей», поздравляют друг друга и оглашают воздух восторженными восклицаниями. Обрушивающиеся же на них несчастья они воспринимают как нечто должное и о протесте даже не помышляют. «Мы люди привычные, — говорят они. — Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!»

Конечно, и среди глуповцев порой находились люди смелые, готовые заступиться за народ, высказать градоначальникам всю правду. Однако, «заступников народных» преспокойно отправляли туда, куда Макар Телят не гонял. А народ при этом «безмолвствовал».

Нельзя сказать, что глуповцы не сочувствовали судьбе своих защитников. Сочувствовали, разумеется. Но чувств и мыслей своих публично не выражали. Если же порой и выражали, то слова их очень напоминали те, которыми глуповцы провожали правдолюбца Евсеича. Этого героя арестовали по приказу градоначальника Фердыщенко: «Небось, Евсеич, небось!- раздавалось кругом, — с правдой тебе везде жить будет хорошо!»

Само собой разумеется, что результатом подобного рода «гласа народного» могло быть лишь одно: «С этой минуты исчез старый Евсеич, как будто его на свете не было, исчез без остатка, как умеют исчезать только старатели русской земли».

Писатель не закрывает глаза на реальное положение вещей, не преувеличивает степени народного самосознания. Он рисует массы такими, какими они были тогда, во времена Салтыкова-Щедрина, на самом деле. «История одного города» — сатира не только на правителей России, но и на покорность, долготерпение народа.

Щедрин был убежден, что истинная любовь к народу заключается в трезвом взгляде на его сильные и слабые стороны, на его достоинства и недостатки. Писатель хотел видеть народ свободным и счастливым. Потому он не мирился с теми качествами, которые прививались массам в течение столетий: покорность, пассивность, смирение. Сатирик писал, что «действительно заставлял глуповцев слишком пассивно переносить лежащий на них гнет». Действительно, можно найти в истории и примеры уклонения от этой пассивности, но Щедрин пытался показать не «опыт исторической сатиры», а общие результаты, которые заключаются именно в пассивности народа.

Будучи революционером-демократом по своим убеждениям, Щедрин, подобно Чернышевскому и Некрасову, глубоко верил в творческие силы народа, в его огромные потенциальные возможности, в народ как ту силу, которая способна радикально изменить мир. Вместе с тем, он видел, что современный народ еще далек от этого идеала. Поэтому в образе города Глупова и его жителей сатирик обличал пассивность широких масс, терпеливо выносящих на своих плечах Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых.

Сочинения по теме:

1soch.ru

Краткое содержание История одного города кратко и по главам Салтыков-Щедрин

Сначала очень кратко, затем по главам

Повесть рассказывает о «подлинной» истории небольшого города Глупов. Является летописью, которую составляли четыре местных архивариуса. Автор настаивает на том, что история происходила на самом деле и сомневаться в правдивости рассказа нет нужды. Охватывается период времени в почти 100 лет (с 1731 по 1825 гг.).

Задача летописца состоит в том, чтобы в точности описать события, которые происходят в обществе на основе истории правления разных градоначальников. В первой главе рассказывается о происхождении самого города. Однажды древний народ победил своей силой все ближайшие племена. Но что делать для порядка они не знали, поэтому необходим был опытный руководитель. Жители новоиспеченного поселения долго искали князя, но никто, даже самые глупые князья, не соглашались возглавлять  горожан. Тогда они обратились за помощью в вору-новотору, который и помог им найти подходящего князя. От должности князь не отказался, а вот жить с ними не стал. После этого город и получил свое название, а жители начали называться «глуповцами».

Со следующей главы начинаются описания исторических событий, подробные рассказы о биографиях великих первых лиц города. Первым был Дементий Брудастый, который запомнился мрачностью и всего лишь двумя фразами «Разорю» и «Не потерплю». Никто бы не заметил ничего необычного, пока не увидели его сидящим в кабинете без головы. После выяснения причин, стало ясно, что в голове у градоначальника был органчик, который воспроизводил всего лишь эти две фразы. Власти обещали исправить недоразумение  и прислать новую голову, но так и не сделали этого. Также в повести описываются личные биографии других начальников, которые не менее забавные и интригующие.

На примере города Глупова раскрывается история самодержавия, нежелание власти делать что-либо во имя народа, а только лишь для собственной выгоды, показывается несказанный страх народа перед лицом судьбоносных перемен.

Краткое содержание История одного города по главам Салтыков-Щедрин

От издателя

Поясняется, что издатель давно намеревался написать про какой-нибудь город. Но не мог этого сделать ввиду нехватки материала. Но волею случая издатель нашел тетради, в которых безымянный летописец вел рассказ о своем родном городе.

Обращение к читателю

Автор сообщает, что в данной летописи рассказывается о всех градоначальниках Глупова.

Глава 1

Раскрывается история основания городка. Давным-давно жили люди, которые «тяпали» головами все на своем пути. Поэтому прозвали их головотяпами. Решили они найти правителя себе. Но только немудрый князь был согласен управлять таким народом. Прозвали народ глуповцами.

Глава 2

Описаны все градоначальники Глупова и их свершения.

Глава 3

Правитель города Брудастый не мог ничего произнести кроме нескольких фраз. Оказывается, в голове мужчины находился маленький орган, который мог исполнять только две пьесы. Однажды музыкальный инструмент сломался и город остался без руководства. В Глупове начались беспорядки.

Глава 4

Рассказывается о том, как женщины боролись за власть в городе. Но градоначальником стал Двоекуров.

Глава 5

Новый градоначальник заставил горожан употреблять пищу с горчицей и лавровым листом, варить медовуху и пиво.

Глава 6

Рассказывается о градоначальнике Фердыщенко — добродушном и ленивом правителе. Он влюбился в замужнюю женщину. Вскоре в Глупове из-за отсутствия дождя гибнут растения на полях, люди начинают голодать. Многие жители начинают считать любовницу градоначальника ведьмой. Женщину убивают.

Глава 7

Не успели глуповцы оправиться от одного несчастья, как пришла новая беда. Градоначальник снова влюбился в развратную женщину и привел ее к себе в дом. Сразу же в городе начался пожар. Пришлось Фердыщенко расстаться с женщиной.

Глава 8

Новым увлечением Фердыщенко стали путешествия. В одном из них от обильной выпивки и обжорства мужчина умер. В город прибывает править Бородавкин.

Глава 9

Новый градоначальник, выбрав образцом правление Двоекурова, стал заставлять людей снова сеять горчицу. Но глава внезапно умирает.

Глава 10

Правление Негодяева приводит город к окончательному разорению и одичанию населения, которое обрастает шерстью. Затем власть в свои руки берет неприметный и кроткий князь — любитель женщин. Однако вскоре он умирает от истощения. Место главы занимает Беневоленский — любитель составлять законы. А так как у него нет права издавать эти важные документы, то градоначальник пишет законы в тайне и разбрасывает их по улицам города. Затем мужчина начинает вести секретную переписку с французами. Что и служит причиной ареста.

Власти арестовывают главу за это. Его сменяет офицер Прыщ, который совсем не занимается служебными обязанностями. Следующий градоначальник Беневоленский пахнет трюфелями, и голову мужчины съедают.

Глава 11

При Иванове глуповцы жили неплохо. Но вскоре мужчина умирает из-за усыхания головы, потому не использует ей по назначению. Далее власть в свои руки берет другой человек. Горожане в его правление живут весело и бестолково. Вскоре выясняется, что градоначальник — женщина, и ее выгоняют из города. Затем главой становится Грустилов. Он совместно с народом развратничает и не занимается административными делами. Настает голод. Приходится Грустилову возвращать народ к истиной вере. Градоначальник ночами читает запрещенные произведения, за что теряет должность.

Глава 12

Последний градоначальник разрушает городские постройки, а людей заставляет носить униформу и работать по расписанию. Внезапно город попадает под ливень и смерч. Градоначальник бесследно исчезает.

Оправдательные документы

Написаны для назидания другим градоначальникам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

История одного города. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Флобер Госпожа Бовари

    Однажды в класс привели ученика, на вид он был старше всех, но посадили его в пятый класс. Его звали Шарль Бовари, но разобрать имя никто сразу не мог. Это оказался спокойный, послушный и достаточно усердный в учении

  • Краткое содержание Прекрасные и проклятые Фицджеральда

    Роман Фицджеральда Прекрасные и проклятые рассматривает любимую тему автора – богатства и социального неравенства. Как говорил сам автор «богатые такие же люди как бедные, просто у них много денег».

  • Краткое содержание Гюго Рюи Блаз

    Министр полиции Саллюстий соблазняет одну из фрейлин королевы Испании. За этот проступок королева высылает его из страны. Однако, наш герой затевает опасную игру. У него есть кузен – Сезар, который занимается разбойничьим промыслом

  • Краткое содержание Пелевин Девятый сон Веры Павловны

    Произведение «Девятый сон Веры Павловны», написанное русским писателем Виктором Олеговичем Пелевиным, повествует о женщине, которая работала в городском туалете для мужчин.

  • Краткое содержание Солоухин Мститель

    Произведение начинается с того момента, когда ребятишки отправились выкапывать картофель. Для всех это было радостным занятием, ведь им не надо было просиживать на уроке арифметики

2minutki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *