Содержание

Виктор Цой, биография, новости, фото!

Биография Виктора Цоя

Цой Виктор Робертович – легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в знаменитых фильмах эпохи перестройки «Асса» и «Игла».

Семья и детство

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье. Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему… Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.

Образование

Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь». После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость. Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли. Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Начало творческой деятельности

Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре. В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого. Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми. Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино».

Становление группы «Кино»

Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».

Альбом был готов летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45». В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было.

Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения. 19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу. После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, музыкальную деятельность пришлось ненадолго прервать: в 1983 году над Виктором «висел» призыв в армию, и чтобы избежать его, певец симулировал попытку суицида и лег на полтора месяца на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке. После выписки Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.

Расцвет музыкальной карьеры

Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров. В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана». В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни». В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа. «Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный», – вспоминал Айзеншпис. Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания». Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».

Работы в кино

Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах». В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки. Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».

Личная жизнь Виктора Цоя

Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании».

5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.

У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом… не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов. В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр. В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного». Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность. Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно. Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.

Смерть Виктора Цоя

Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус». Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино». Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2018 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2017 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств). Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2017 году был установлен новый памятник в Караганде. Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.

В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

uznayvse.ru

Виктор Цой – биография, фото, личная жизнь, песни, причина смерти

Виктор Цой: биография

Виктор Цой является феноменом российской рок-музыки. Лидер рок-группы «Кино», музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.

Виктор Цой

Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.

Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную всенародную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен – такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.

Детство и юность

Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная петербурженка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя – Цой Максим Максимович), дедушка Виктора Цоя по отцу, родился в Корее. Несмотря на корейские корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).

Виктор Цой в детстве

С раннего детства мальчик любил рисовать, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился три года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.

Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. В пятом классе у Цоя появилась первая гитара, мальчик увлеченно начинает заниматься музыкой и даже собирает с товарищами первую группу «Палата №6».

Виктор Цой в юности

Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На оставшиеся три рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляшей.

После девятого класса Виктор Цой решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.

Виктор Цой в молодости

Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. Музыкант нередко вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.

Тем не мене все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главной целью. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь.

Музыка

В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.

Виктор Цой и Майк Науменко

Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.

Виктор Цой — «Восьмиклассница»

Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.

Виктор Цой — «Война»

На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».

В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.

Виктор Цой и группа «Кино»

1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.

В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.

Виктор Цой — «Группа крови»

После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.

Виктор Цой — «Звезда по имени Солнце»

Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.

В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.

В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.

Виктор Цой — «Кукушка»

«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.

Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале — «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.

Виктор Цой — «Перемен!»

На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.

Цой о музыке:

«Музыка должна охватывать: она должна, когда надо – смешить, когда надо – веселить, а когда надо – и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать».
Виктор Цой

Однажды в интервью представителям СМИ он признался, что считает себя противником перевоплощения, а оставаться самим собой – главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.

Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:

«Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов».

Фильмы

Кинодебютом Виктора Цоя как актера кино стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера Алексея Учителя, своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.

Виктор Цой в фильме «Игла»

Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора Цоя стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-киноактера составила четырнадцать фильмов, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть «эпохи перемен».

Виктор Цой в фильме «Асса»

Это знаменитая «Асса» кинорежиссера Владимира Соловьева, картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл Петр Мамонов. Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучшего актера года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».

Личная жизнь

В старших классах Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал музыкант. Марианна была на три года старше музыканта. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.

Виктор Цой с женой и сыном

Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Александра. В будущем Александр Цой также станет рок-музыкантом. Александр оказался единственным ребенком Виктора Цоя, больше у певца детей не было. Жена Цоя взяла на себя всю хозяйственную деятельность группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.

В 1987 году во время работы над съемками фильма «Асса» Виктор познакомился с Натальей Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, а новые отношения в итоге привели к разрушению семьи. Как потом вспоминала Марианна в интервью, они с Натальей оказались разными по характеру женщинами. Марианна воплощала собой «вулкан страстей», а Наталья оставалась «неприступной скалой».

Виктор Цой и Наталья Разлогова

Официально пара не разводилась, и после смерти музыканта Марианна взяла на себя организацию выпуска последних его записей, а также неизданных материалов. Вдова Виктора Цоя в 1999 году получила высшее образование в Санкт-Петербургском университете, где изучала японский язык. Женщина увлеклась переводами с японского, английского.

Накануне нового столетия у нее обнаружился рак. После удаления опухоли в груди врачи обнаружили онкологическое образование и в головном мозге. Поняв, что ничего уже сделать нельзя, Марианна Цой уехала домой умирать. Последние три месяца за ней ухаживали мать и супруг Александр Аксенов, более известный под сценическим псевдонимом Рикошет.

Смерть

15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

Цой разбился в ДТП на тридцать пятом километре латвийской трассы Слока – Талси неподалеку от города Тукумс, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его автомобиль врезался в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.

Разбитый «Москвич» Виктора Цоя

Долгое время ходили слухи, что музыкант не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти до сих пор будоражит российское общество.

Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на его похороны в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище собрались тысячи людей. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.

Могила Виктора Цоя

На его могиле в Санкт-Петербурге всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от могилы певца похоронена жена Виктора – Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.

После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».

Памятник Виктору Цою в Санкт-Петербурге

На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 2 метра 30 сантиметров. За основу скульпторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.

Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»:

«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».

Память

Творческое наследие музыканта неоднократно перерабатывалось другими группами. Так, Константин Кинчев, лидер «Алисы», который одно время был дружен с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих выступлениях.

Константин Кинчев — «Спокойная ночь»

В 2000 году состоялся трибьют «Кинопробы», в котором участвовали многие русские рок-исполнители.

Симфонический оркестр Эрмитажа исполнил песни группы «Кино» на концерте, посвященном памяти музыканта.

В 1990 году после известия о гибели исполнителя появилась Стена Цоя. В Москве поклонники творчества Виктора Цоя исписали надписями стену дома № 37 по Арбату (Кривоарбатский переулок Москвы). Надписью «Цой жив» и цитатами из его песен фанаты хотели подчеркнуть любовь к популярному исполнителю. В дальнейшем стена памяти станет одной из главных достопримечательностей российской столицы.

Стена Виктора Цоя в Москве

Режиссеры не забыли о биографии популярного музыканта. Кинематографисты продолжают снимать фильмы о его жизни и творчестве.

В 2012 году на экраны вышел документальный фильм «Цой `Кино`» режиссера Евгения Лисовского. В киноленте была обнародована песня Цоя «Атаман» (до этого времени не издававшаяся). Наталия Разлогова сохранила кассету с этой композицией, сделав ее достоянием общественности.

Кадр из драмы Кирилла Серебренникова о Викторе Цое «Лето»

Летом 2018 года в Каннах состоялась премьера драмы Кирилла Серебренникова «Лето», посвященной началу творческого пути Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко, а также взаимоотношениям с супругой Майка – Натальей. Музыкантов сыграли европейский актер корейского происхождения Тео Ю и лидер группы «Звери» Рома Зверь (Роман Билык), на роль Натальи Науменко была утверждена Ирина Старшенбаум.

Каждые пять лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь очередной юбилейной даты на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту бы исполнилось 55 лет.

Дискография

  • 1982 — «45»
  • 1983 — «46»
  • 1984 — «Начальник Камчатки»
  • 1985 — «Это не любовь»
  • 1986 — «Ночь»
  • 1988 — «Группа крови»
  • 1989 — «Звезда по имени Солнце»
  • 1990 — «Кино» («Черный альбом»)

Фото

24smi.org

Виктор Цой: биография, фото, личная жизнь

Menu   ≡ ╳
  • Главная
  • Звезды
    • Новости Звезд
    • Биографии звезд
    • Биографии политиков
    • Интервью со звездами
    • Видео со звездами
  • Кино
    • Сериалы
    • Новости кино
    • Новости сериалов
  • Музыка
    • Переводы песен
  • Красота
    • Уход за лицом
  • Мода/Стиль
    • Аксессуары
    • Модные тенденции
    • Обувь
    • Одежда
    • Уход за одеждой и обувью
    • Ювелирные украшения
  • Дом/семья
    • Отношения
    • Астрология
    • Комнатные растения
    • Здоровье
  • Рецепты
  • Обратная связь

star-magazine.ru

Биография Виктора Цоя, личная жизнь, творчество :: SYL.ru

Биография Виктора Цоя сегодня интересует многих. И это совсем не случайно. Этот человек стал настоящей легендой в нашей стране. Цой Виктор Робертович появился на свет в Ленинграде в 1962 году. Это культовый рок-исполнитель 80-х годов прошлого века, лидер известной группы «Кино». Биография Виктора Цоя будет представлена в этой статье.

Семья Виктора Цоя, детство будущего музыканта

Виктор Робертович появился на свет в семье Цой Валентины Васильевны, преподавателя физкультуры, и Цоя Роберта Максимовича, инженера. Был единственным ребенком в этой семье Виктор Цой. Национальность, биография его интересует многих поклонников. Насчет национальности можно сказать, что отец его, Роберт Максимович, имел корейские корни. По словам матери, с раннего детства Витя хорошо рисовал и лепил, а также стал играть на гитаре с пятого класса. Он любил классическую литературу, особенно Достоевского.

Художественная школа, первая музыкальная группа

Когда Цой Виктор Робертович, биография которого представлена в статье, перешел в 4-й класс, Роберт Максимович ушел из семьи. Мать, чтобы хоть как-то отвлечь своего сына, отвела мальчика в художественную школу. Виктор с 1974 по 1977 год занимается в ней. Именно в это время появляется группа под названием «Палата № 6», лидером которой был Максим Пашков. Так начинается творческая биография Виктора Цоя.

У Виктора были способности к рисованию, однако привлекала его лишь музыка. Он сдружился в школе с Максимом Пашковым, любившим, так же как и он, слушать Beatles и Элвиса Пресли. Они вместе начали играть на гитарах, вскоре ударник присоединился к ним. Не хватало для полноценной группы бас-гитары. Тогда они скинулись и приобрели в комиссионке этот инструмент. «Слонолуние», первый альбом, имел очень посредственное звучание, однако ребята были довольны своим первым сборником.

Училище им. Серова

В художественное училище им. Серова Цой поступил в 1977 году. Однако, вместо того чтобы рисовать различные агитационные плакаты, предпочитал все свое время посвящать игре на гитаре. Он исполнял в основном песни Black Sabbath, а также Deep Purple. Кроме того, он играл несколько собственных мелодий. Борис Гребенщиков вспоминал, что когда услышал впервые композицию «Мои друзья», был потрясен. В ней отразилась вся жизнь этого времени. Прекрасная музыка, беспредельное веселье, за которыми стояли грусть и безысходность… После того как Виктор Цой был исключен из художественного училища им. Серова за неуспеваемость, он поступает на специальность резчика по дереву.

Квартирники

Два бездельника слонялись по питерским подворотням и улицам. Они устали от постоянных запретов, поэтому решили пойти против них, жить так, как хочется им. Этими двумя были участник группы «Пилигримы» Алексей Рыбин и Виктор Цой, который играл в «Палате № 6» на бас-гитаре. Они заходили в гости к Свину или Майку («Зоопарк»). Свин был в то время главным панком Ленинграда. «Автоматические Удовлетворители» репетировали у него на квартире.

Первые квартирники Цоя проходили там же. Приобретя небольшую известность, А. Рыбин и В. Цой в составе группы «Автоматические Удовлетворители» ездили в Москву, играли на квартирниках А. Троицкого панк-рок. Во время очередной поездки Цоя, который пел с компанией под гитару в электричке, его заметил Б. Гребенщиков. Он предложил музыканту поддержку и помощь не только со своей стороны, но также Курехина, Тропилло и остальных его друзей.

Запись первого альбома

В 1981 году, летом, Цой, Рыбин и Валинский основали новую группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», которая была принята в Ленинградский рок-клуб уже осенью. Валинский вскоре идет в армию, а сменившая название на «Кино» группа начинает работать над своим дебютным альбомом. Под руководством Б. Гребенщикова они записывались в Доме Юного Техника на студии Тропилло. Принимали участие в записи все музыканты из «Аквариума».

Группа «Кино» вскоре выступала уже на фестивале рок-клуба со своим первым концертом. Под драм-машину проходило это выступление. С гитарами на сцену из-за кулис под композицию «Когда-то ты был битником» выскочили Панкер, Майк и БГ. Альбом был завершен полностью к лету. Он занимал по времени звучания 45 минут. Название «45» возникло именно отсюда. Однако позже была убрана из окончательного варианта композиция «Я — асфальт». Эта песня есть в переиздании данного альбома, в котором она прилагается как бонус-трек.

Первая известность группы «Кино»

Медленно, но верно запись стала расползаться по всей стране. О группе «Кино» заговорили. Пошли квартирники один за другим, а также гастроли по Ленинграду и Москве. «Кино» осенью записывает вместе с барабанщиком из группы «Зоопарк» несколько песен в студии Кускова, в том числе такие хиты, как «Последний герой» и «Весна».

В то время запись эта была забракована, поскольку Виктор Цой забрал себе ленту, и она не получила распространения.

Альбом «46»

Совместный концерт групп «Аквариум» и «Кино» проходит 19 февраля 1984 года. Музыканты исполнили «Алюминиевые огурцы», «Троллейбус», «Электричку». Были приглашены в основной состав Густав и Каспарян. Из-за разногласий с Виктором Цоем весной Алексей Рыбин покидает «Кино». Совместные репетиции группы с новым гитаристом проходят летом. Результатом становится запись альбома «46» Цоя и Юрия Каспаряна. Вначале он был задуман как демо-запись другого альбома («Начальник Камчатки»). Но А. Вишня скинул его на несколько пленок, в результате чего широкое распространение получил «46» и воспринят был как отдельный альбом.

Психиатрическая больница

Биография Виктора Цоя включает следующий любопытный эпизод. Этот музыкант осенью 1983 года лег в психиатрическую больницу на обследование. Он провел здесь полтора месяца, избегая, таким образом, призыва в армию. Виктор Цой написал там «Транквилизатор», отразивший пережитый опыт, после чего весной следующего года принял участие во втором фестивале, проводимом рок-клубом. Участники «Кино» получили на нем лауреатское звание. Открывшая фестиваль песня под названием «Безъядерная зона» была признана лучшей на фестивале антивоенной песни.

Новые альбомы

В 1984 году, 4 февраля, Виктор и Марьяна, его возлюбленная, играют свадьбу. На нее были приглашены Майк, Гребенщиков, Каспарян, Титов, Гурьянов и другие. В студии «Антроп» летом 1984 года начинает записываться «Начальник Камчатки». Кроме Виктора, в записи этого альбома приняли участие Сергей Курехин и Б. Гребенщиков.

Участники «Кино» весной 1985 года получили еще одно звание лауреата. Музыканты начали писать «Ночь» в студии А. Тропилло. Затянулся процесс записи из-за желания сделать новую музыку, а также изменить приемы игры. Никак не получался этот альбом. «Ночь» Виктор бросил недоделанной, после чего в студии Вишни начал записывать «Это не любовь». Чуть больше, чем за неделю, был сделан этот альбом. Сведен он был к осени и сразу же разошелся по стране. А в 1986 году выходит «Ночь» с такими хитами, как «Видели ночь» и «Мама-анархия».

Растущая популярность Цоя

Популярность Цоя растет вместе с выходом этой пластинки. Постепенно становится легендой отечественного рока Виктор Цой. Биография его дополняется новыми важными событиями. На четвертом фестивале рок-клуба, в феврале, группа «Кино» была удостоена диплома за лучшие тексты. У Цоя в 1985 году, 5 августа, родился сын Саша.

Работа в котельной и участие в съемках фильмов

Все участники группы летом уезжают на съемки фильма «Конец каникул» в Киев. Они дают чуть позже концерт совместно с «Алисой» и «Аквариумом» в Москве, в ДК МИИТ. «Красная волна» в США выходит с этими же группами. Виктор осенью 1986 года начинает работать машинистом в котельной под названием «Камчатка». Отсюда вышли многие известные рок-музыканты. Рашид Нугманов в ней организовал съемки «Йя-хха» (короткометражки). Здесь же снимался фильм Алексея Учителя «Рок». В обеих картинах принимал участие Виктор Робертович. Биография Виктора Цоя отмечена съемкой еще в одной картине. Осень и зиму 1986 года он проводит, участвуя в качестве актера в создании фильма «Асса» (режиссер — Сергей Соловьев) в Ялте.

«Кино» за границей

Концертными событиями богата весна 1987 года. В это время была премьера в ДК МЭЛЗ «Ассы», а также последнее участие «Кино» на фестивале, проводимом рок-клубом, где эта группа получила награду «За творческое совершеннолетие». Впервые «Кино» выезжает за границу, во Францию, где выходит альбом «Последний герой».

На студии Yamaha MT44 начинается запись сборника под названием «Группа крови». Виктор осенью улетает в Алма-Ату к Рашиду Нугманову на съемки фильма «Игла». Группа «Кино» в связи с этим доработала «Группу крови», а также прекратила на время концертную деятельность. «Группа крови» и «Игла» выходят в 1988 году. Они породили «киноманию»: «под Цоя» стриглись тысячи подростков, учились играть на гитарах, одевались в черное.

Триумфальные гастроли

Триумфальные гастроли Виктора Цоя начинаются по Белоруссии, Украине и России — на всех концертах группа «Кино» собирает аншлаги. Публика крайне активно ведет себя на концерте, посвященном памяти А. Башлачева. Администрация пытается остановить концерт, однако Виктор Цой доводит до конца выступление. За это группе запретили на целый год выступать в Москве.

Новые успехи Цоя

В 1989 году записывается «Звезда по имени Солнце», альбом, который выходит осенью. Цой с Каспаряном ездили летом на гастроли в США. «Игла» тем временем выходит в прокате СССР на первое место. Виктора Цоя на одесском кинофестивале «Золотой Дюк» признают лучшим актером. «Кино» в начале 1990 года ездят с многочисленными гастролями за рубеж, включая Японию. Альбом «Последний герой» выходит во Франции.

Последний концерт

Последний концерт «Кино» состоялся в июне 1990 года на арене Лужников в Москве. Цой с Каспаряном после выступления уединились под Юрмалой на даче, где начали записывать под акустическую гитару материал для своего нового альбома. Никто и не предполагал, что совсем скоро погибнет Виктор Цой, биография и творчество его оборвутся так рано…

Автокатастрофа

Однако роковому событию суждено было случиться. Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году, 15 августа, под Тукумусом (недалеко от Риги). Виктор возвращался в Юрмалу с ночной рыбалки и находился за рулем «Москвича». Он заснул, согласно одной из версий, после чего его машина столкнулась с автобусом. Виктор Робертович 19 августа был похоронен в Ленинграде, на Богословском кладбище. Такова, вкратце, биография Виктора Цоя. Фото его также представлено в этой статье.

Музыканты «Кино» после смерти Виктора решили выпустить последний сборник. «Черный альбом» вышел в декабре 1990 года с посвящением Виктору Цою. Группа перестала существовать.

Личная жизнь Виктора Цоя

Многие поклонники интересуются всем, что связано с таким человеком, как Виктор Цой. Биография, личная жизнь, творчество, слухи и легенды — все им интересно. Мы рассказали кратко о творчестве и биографии этого музыканта. Скажем пару слов и о его личной жизни. Виктор женился в 1984 году на Марьяне, которая работала администратором группы «Кино» с 1982 года. В 1985 году, 5 августа, родился Александр, сын Виктора Цоя.

Биография музыканта отмечена следующими основными событиями на личном фронте. За несколько лет до гибели музыканта пара рассталась, однако официально они не разводились. Причиной расставания послужило то, что Виктор увлекся другой женщиной.

Во время съемок «Ассы» Цой познакомился с киноведом и переводчицей Натальей Разлоговой. Он стал постепенно отдаляться от супруги. Все закончилось, по словам Марьяны, когда Виктор сообщил ей, что влюблен. Он ушел, собрав вещи. Цой переехал в конце 80-х годов к Наталье в Москву. Эта девушка стала его последней любовью.

Марьяна Цой, вдова Виктора, скончалась в 2005 году, 27 июня, после продолжительной тяжелой болезни.

Заканчиваем наш рассказ о таком великом человеке, как Виктор Цой. Биография краткая, конечно, всех подробностей его жизни и творческого пути не описывает. Для осуществления этой задачи необходимо написать целую книгу. Но мы надеемся, что после прочтения нашего материала у вас сложилось представление о том, каким человеком был Виктор Цой. Биография, краткое содержание которой осталось в памяти, поможет вам лучше понять творчество этого великого музыканта. Ведь в искусстве всегда так или иначе отражается жизнь автора, особенности эпохи, в которой он творит. В этом смысле Виктор Цой — не исключение.

www.syl.ru

биография и некролог. Смерть музыканта.

Годы жизни:

родился 21 июня 1962, умер 15 августа 1990

Эпитафия

«Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты…»
Игорь Тальков, из посвящения Виктору Цою

 

 

Биография Виктора Цоя

Сначала он хотел быть художником, потом выучился резке по дереву, а в итоге стал музыкантом, произведшим революцию в российской рок-музыке, кумиром тысяч современников, яркой звездой, сгоревшей слишком рано. Ему было всего 28, когда его не стало, но его песни продолжают петь люди, родившиеся уже после гибели Цоя. Для многих его поклонников Цой жив — такими надписями исписаны дома, стены и подъезды по всей стране. Биография Виктора Цоя — история жизни талантливого и неординарного человека, но, увы, короткая история. Когда он пел «кто живет по законам иным и кому умирать молодым», он и не догадывался, что эта песня станет пророческой, а сам он — Легендой. Когда умер Цой, с небосклона российской рок-музыки исчезла самая настоящая Звезда по имени Солнце.
Он родился в Ленинграде в семье учителя и инженера и был единственным ребенком.

 

Учился Цой средне и сменил три школы — учителя не видели в нем особенных талантов. Потом он вдруг стал проявлять способности к рисованию и даже поступил в художественное училище, но вскоре был отчислен и ушел работать на завод, а затем отучился в ПТУ на резчика по дереву. Тогда же он создал группу «Кино» и вступил в Ленинградский рок-клуб. Последовали концерты, участие в фестивале, общение с ленинградской рок-тусовкой, знакомство с будущей женой Марианной, родившей ему сына, жизнь в коммунальной квартире у Майка Науменко, поездки на отдых с семьей Гребенщикова, автостоп в Крым и многое другое. Цой был легким, романтичным, неформальным — что, впрочем, было модно среди его современников. Разница лишь была в том, что творчество Виктора Цоя было настоящим и стоящим, а не профанацией или спекуляцией на модных темах. Альбом «Это не любовь», вышедший в 1985 году, принес Цою настоящую популярность и известность, а тексты — цитировались молодежью.

 

При этом сам Цой, чтобы не числиться «идеологическим диверсантом» и хоть как-то существовать, брался за любую работу — от спасателя на пляже и уборщика в бане до резчика по дереву и кочегара. И продолжал писать песни, которые, по его признанию, он просто не мог не писать, но до конца своей короткой жизни Виктор Цой не был уверен, что эти песни — действительно нужны людям. Толпа ревела, когда Цой выходил на сцену и начинал петь «перемен, мы ждем перемен», а он сомневался в своем таланте и значимости. Просто делал то, что делал: «Я свободный человек потому, что я всегда занимался тем, что мне нравится, и не делал того, что не хочется». Например, бросил училище, когда понял, что ему там неинтересно, ушел с завода, когда не захотел там работать. Вся биография Цоя — это путь человека, который просто занимался тем, что было ему по душе, одновременно пытаясь как-то выживать в соответствии с требованиями времени.

Смерть Виктора Цоя

В июне 1990 года Виктор Цой отыграл последний концерт в Москве, а спустя почти два месяца он ехал на своем Москвиче по трассе в Латвии, где находился на отдыхе, когда врезался в автобус, не справившись с управлением. Смерть Виктора Цоя наступила мгновенно. Новый альбом группы «Кино», записанный в Юрмале, был сведен музыкантами группы и выпущен только после смерти Цоя под названием «Черный альбом». После изучения обстоятельств того, как погиб Цой, экспертами было сделано заключение о причине смерти — Виктор заснул за рулем от переутомления, что и вызвало столкновение. День смерти Цоя для многих его близких, друзей и поклонников стал настоящим черным днем. Поверить в то, что этот молодой и талантливый музыкант так рано ушел из жизни отказывались многие, фанаты придумали легенды о том, что Цой где-то спрятался и прочие фантастические версии, искали, где похоронен Цой, исписывали цитатами Цоя стены домов и подъездов. На похороны Виктора Цоя пришли тысячи людей. По улицам Питера прошел целый прощальный марш. До сих пор на могилу Цоя на кладбище приносят цветы его поклонники, в том числе и родившиеся после его смерти. Многие рок-музыканты отмечают день памяти Цоя в день его гибели — 15 августа.

 

Кадр из фильма «Игла»

Линия жизни

21 июня 1962 г. Дата рождения Виктора Робертовича Цоя.
1974-1977 гг. Учеба в городской художественной школе.
1978 г. Поступление в художественное училище имени В. Сергова.
1979 г. Исключение из училища, поступление в СГПТУ № 61.
лето 1981 г. Создание группы «Гарин и Гиперболоиды» с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским.
осень 1981 г. Вступление в Ленинградский рок-клуб, уход Олега Валинского, переименование группы в «Кино».
1982 г. Знакомство с Марианной, будущей женой. Запись альбома «45». Первый электрический концерт в Ленинградском рок-клубе совместно с «Аквариумом». Окончание училища, работа в садово-парковом тресте города Пушкина.
1983 г. Первые акустические концерты в Москве, уход Алексея Рыбина.
1984 г. Выступление «Кино» на втором фестивале рок-клуба, запись «Начальника камчатки».
февраль 1985 г. Брак с Марианной.
5 августа 1985 г. Рождение сына Александра.
1985 г. Выход альбома «Это не любовь».
январь 1986 г. Выход альбома «Ночь».
лето 1986 г. Роль в фильме «Конец каникул», выход пластинки Red wave, участие в фильме «Рок», эпизодическая роль в фильме «Асса».
1986-1988 гг. Работа в котельной «Камчатка».
весна 1987 г. Последнее выступление на фестивале рок-клуба, получение приза «За творческое совершеннолетие».
1988 г. Выход альбома «Группа крови» и фильма «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. Начало «киномании».
1989 г. Выход во Франции пластинки «Последний герой».
24 июня 1990 г. Последний концерт «Кино» в Москве.
15 августа 1990 г. Дата смерти Цоя. Погиб Цой в аварии на 35-м километре трассы Слока — Талси, в Латвии.
19 августа 1990 г. Похороны Цоя на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Памятные места

1. Родильный дом № 9 Московского района г. Ленинграда (ныне Кардиоклиника), где появился на свет Виктор Цой.
2. Знаменитый «дом со шпилем» в Санкт-Петербурге, в котором Виктор Цой жил в детстве.
3. Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха), в которое Виктор Цой поступил после восьмого класса.
4. Ленинградская городская художественная школа № 1, в которой Цой учился в 1974-1977 гг.
5. СГПТУ № 61 (ныне Художественно-реставрационный лицей), в котором Виктор Цой получил специальность «резчик по дереву» и где сегодня установлена доска памяти Цоя.
6. Котельная «Камчатка» (ныне клуб-музей Виктора Цоя), где музыкант работал кочегаром в 1986-1988 гг.
7. Ленинградский рок-клуб (ныне театр «Зазеркалье»), где проводились рок-фестивали с участием Виктора Цоя.
8. Петербургский концертно-спортивный комплекс, где прошел последний концерт Виктора Цоя в Санкт-Петербурге.
9. Могила Цоя на Богословском кладбище.
10. Телецентр «Останкино», где находится памятный портрет Виктора Цоя.
11. Памятник Виктору Цою в Барнауле.
12. Стена Цоя в Москве, выходящая в Кривоарбатский переулок.
13. Место гибели Цоя в Латвиии, на трассе Слока — Талси (35-й километр), где Цою установлен памятник.

Эпизоды жизни Виктора Цоя

Виктор Цой уклонился от службы в армии, будучи приверженцем философии хиппи и панков и выступая против каких-либо военных действий и военной службы в принципе. Сначала он пытался избежать призыва в ПТУ, но затем он прибег к крайней мере — лег в психиатрическую больницу. Правда, вместо двух запланированных недель ему пришлось провести там полгода, так как Цой не понравился врачам своей задумчивостью и молчаливостью. Через полгода Цой вышел из больницы со справкой, дающей ему освобождение от призыва. По его признаниям, у него на самом деле чуть «не поехала крыша» из-за методов лечения, применяемых к нему в больнице.

 

Когда Цоя выгнали из художественного училища, мама Виктора сказала ему «не хочешь учиться — не надо, делай то, что умеешь». Потом Цой пошел на завод, работа на котором ему показалась скучной, монотонной и тяжелой. Мама снова его поддержала, решив, что ничего страшного, если сын бросит завод и займется самосовершенствованием. Спустя годы, отвечая на вопрос матери, откуда вообще взялась музыка, Цой ответил: «А помнишь, мама, ты меня с завода забрала. Тогда все и началось. Я тебе очень благодарен за это».

 

Виктор Цой в своем автомобиле, за рулем которого он попал в аварию

Заветы

«Есть лишь любовь и есть смерть. Смерть стоит того, чтобы жить. А любовь стоит того, чтобы ждать».
«Я утверждаю, что добро всегда побеждает зло, а терпение сильнее самурайского меча».

Одно из последних интервью Виктора Цоя

Соболезнования

«Спев одну эту строчку, Виктор Цой мог уже больше ничего не петь. Он сказал все. Просто и гениально. До сих пор мне непонятна смерть Цоя; предполагаю, что он был проводником Белых сил и явно не успел выполнить возложенную на него миссию. Он ушел внезапно. Я думаю, что, на какое-то мгновение расслабившись, он потерял контроль над собой и открыл таким образом брешь в энергетическом поле защиты, причем сделал это так неожиданно, что Белые не успели среагировать, тогда как Черные среагировали мгновенно. Цоя нет, как нет и Высоцкого».
Игорь Тальков, певец, композитор

 

«Он представляется мне куда большим явлением, чем просто рок-музыкант, кумиром, звездой. Вся его биография и короткая жизнь, покрытые тайной, только усиливали это ощущение. Но при этой внешней и внутренней загадочности он оказался близок народу, гармоничным времени и созвучным глобальным переменам. И хотя осторожные китайцы не советуют жить в такие времена, это было Его время».
Юрий Айзеншпис, музыкальный продюсер

 

«Я и любил его, и ненавидел иногда. Это сложно, когда столько лет вместе. Но я его уважал всегда, потому что он был боец настоящий».
Юрий Каспарян, бывший гитарист группы «Кино»

 

«Я любил его как носителя этого духа, который через него говорит, и просто как человека. И то, что говорило из него, мне было очень дорого, потому что это говорило и из меня тоже. То есть он сказал то, что, может быть, мне самому хотелось бы сказать, но у меня такого голоса нет, а ему он был дан, и голос без ограничений, голос настоящий. И этот голос говорил со мной всю Витькину человеческую жизнь».
Борис Гребенщиков, музыкант, лидер группы «Аквариум»

 

«Он являлся олицетворением романтизма, он в нем жил, он был у него в крови».
Рашид Нугманов, режиссер

Ссылки

Сайт памятника Виктору Цою на месте его гибели
Сайт клуба-музея «Котельная Камчатка»
Фан-клуб Виктора Цоя и группы «Кино»

Изготовление памятников на могилу в Санкт-Петербурге

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Цой Виктор Робертович — биография композитора и исполнителя, личная жизнь, фото

Виктор Цой с самого детства увлекался музыкой и рисованием, в совсем юном возрасте уже играл на бас-гитаре в рок-группе «Палата №6». Музыкант, автор множества песен, актер и художник — он стал настоящей легендой 1980-х годов. Его песни пользовались бешеной популярностью, фильм «Игла» с участием Цоя стал одним из лидеров проката, а молодые люди всего Советского Союза подражали манерам известного музыканта и старались даже внешне походить на него.

Резчик по дереву и фронтмен группы «Кино»

Виктор Цой родился в Ленинграде в июне 1962 года. Его мать преподавала физкультуру, а отец работал инженером. Таланты Цоя проявились уже в детском саду: он хорошо рисовал и к тому же легко мог повторить любую мелодию, даже самую сложную, отстукивая такт ладонью. Воспитатели советовали отдавать мальчика в художественную или музыкальную школу. Но учиться рисованию Цой начал только в 12 лет. До этого он сменил несколько школ: каждый раз, когда мать меняла работу, мальчик переходил в новое учебное заведение вместе с ней. В 1970-х годах Цой впервые поучаствовал в рок-проекте — группе «Палата №6», — где он играл на бас-гитаре.

Виктор Цой. Фотография: 24smi.org

Виктор Цой с семьей. Фотография: isrageo.com

Виктор Цой (слева) в художественной школе. Фотография: kinomannia.ru

Спустя четыре года Цой поступил в художественное училище имени Серова, но вскоре его отчислили за неуспеваемость. Цой перешел в вечернюю школу, устроился работать на завод, а позже учился в ПТУ по специальности «резчик по дереву». От учебы у него на всю жизнь осталась привычка вырезать деревянные японские фигурки нэцке. Профессию Виктор Цой выбрал неслучайно: он по-прежнему увлекался изобразительным искусством. Впрочем, как и музыкой. Круг его общения 1970–80-х годов — знаковые для ленинградского андеграунда фигуры: Алексей Рыбин из группы «Пилигримы», Андрей Панов из «Автоматических удовлетворителей», Майк Науменко из коллектива «Зоопарк» и Борис Гребенщиков.

Виктор Цой и сам участвовал в московских рок-квартирниках: в разное время он играл в нескольких группах. А летом 1981 года Цой впервые выступил на сцене в ленинградском кафе «Трюм». Считается, что после этих концертов образовалась группа «Гарин и Гиперболоиды», ее название возникло по аналогии с романом Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В коллектив входили Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский. Однако вскоре Валинского призвали в армию, и состав поменял свое название: так появилась группа «Кино».

«Начальник Камчатки»

Первый альбом коллектив выпустил в 1982 году. Его записывали полтора месяца. Трудились в разное время дня: музыкантам то и дело приходилось пропускать работу и учебу. Первую пластинку «Кино» назвали «45» — именно такой, 45 минут, была суммарная длительность всех песен альбома. С записью помогал Борис Гребенщиков: в роли сессионных музыкантов выступили участники группы «Аквариум». А спустя год музыканты двух советских рок-групп выступили вместе на сцене — в большом совместном концерте.

Группа «Кино». Фотография: m.ncrim.ru

Виктор Цой. Фотография: vsyoo.com

Группа «Кино». Фотография: m.ncrim.ru

В это время в группе «Кино» сменился гитарист. Алексей Рыбин ушел из коллектива после ссоры с Цоем, а на его место взяли Юрия Каспаряна. Все лето 1983 года группа репетировала: музыканты готовились к Ленинградскому рок-фестивалю. После выступления песню Цоя «Я объявляю свой дом безъядерной зоной» признали лучшей, а сама группа стала лауреатом фестиваля. Песни фестивальной программы позже вышли отдельным альбомом: его назвали «Начальник Камчатки».

В 1984 году Виктор Цой женился на Марианне Родованской — они познакомились еще в то время, когда музыканты группы «Кино» записывали свой первый альбом. На их с Цоем свадьбе гуляли легенды Ленинградского рок-клуба: Борис Гребенщиков и Александр Титов, Георгий Гурьянов и Юрий Каспарян. Спустя год у Виктора и Марианны родился сын Александр.

Виктор Цой с сыном Александром. Фотография: lovlya-ryby.ru

Виктор Цой с женой Марианной и сыном Александром. Фотография: lovlya-ryby.ru

На рок-фестивале 1985 года группа «Кино» снова выступила с триумфом. Вдохновленный успехом, Цой вместе с музыкантами начал записывать следующую пластинку. Вскоре появился альбом «Это не любовь», который разошелся по всему Советскому Союзу. Имя Виктора Цоя стало известно молодежи. Музыкант закончил работу над альбомом «Ночь» и выступил с новыми песнями на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. В это время Цой, уже известный исполнитель, работал в бане на проспекте Ветеранов. А позже он устроился угольщиком в котельную, сейчас там находится клуб-музей «Котельная. Камчатка».

Виктор Цой — актер, художник и рок-легенда

Виктор Цой не только писал и пел песни, но и снимался в кино. Его кинодебютом стала дипломная работа режиссера Алексея Учителя — документальный фильм «Рок». В нем снялись также Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, группы «Аквариум», «АВИА», «Аукцыон», «ДДТ», «Кино». Позже Цоя приглашали на съемки все чаще. Он снялся в фильмах «Йа хха!» Рашида Нугманова, «Асса» Сергея Соловьева. В картине Нугманова «Игла» музыкант сыграл главную роль — Моро. За год фильм посмотрели больше 14 миллионов советских зрителей, а журнал «Советский экран» признал Виктора Цоя лучшим актером 1989 года.

«Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа, фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и входил в кадр. У нас был, конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от оригинала не осталось почти ничего».

Параллельно с музыкой и съемками в кино Виктор Цой продолжал рисовать. Он входил в группу «Новые художники», которая обращалась к наследию авангарда 1920-х годов и зарубежным проектам — поп-арту, комиксам, граффити американских художников. Это сказывалось и на работах Виктора Цоя — ярких, экспрессивных, с нарочито упрощенными формами. Своей мастерской у него не было, и он рисовал где придется и на чем придется. Зачастую — на кусках бумаги, картона и даже полиэтилена. Виктор Цой участвовал в выставках своего творческого объединения и даже в нью-йоркской выставке ленинградских художников — всего в Америку отправились 10 его картин.

Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com

Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com

Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com

Рисунки Виктора Цоя. Фотография: viktortsoylegenda.jimdo.com

Однако для советской молодежи Виктор Цой был в первую очередь рок-легендой. После выхода альбома «Группа крови» песни Цоя зазвучали в каждом дворе, на каждом квартирнике. Многие молодые люди подражали фронтмену группы «Кино» в манерах поведения и даже стали одеваться «под Цоя».

В США вышел совместный альбом нескольких советских рок-групп «Красная волна» — на нем были песни «Аквариума» и «Алисы», коллективов «Странные игры» и «Кино». Пластинку помогла выпустить американская певица Джоанна Стингрей, которая познакомилась с Цоем во время поездки в Ленинград. Весной 1989 года вышел альбом «Звезда по имени Солнце» — единственная пластинка, которую музыканты группы «Кино» записали в профессиональной студии.

В 1988–1990 годах Цой давал десятки концертов по всей стране. Он гастролировал в Дании, выступал на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже и на советско-итальянском рок-фестивале Back In The USSR в Мельпиньяно.

15 августа 1990 года «москвич», за рулем которого ехал Виктор Цой, на большой скорости врезался в автобус. Это произошло на трассе Слока — Талси, в Латвии. Позже было установлено, что музыкант уснул за рулем. Его похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. Последняя пластинка «Кино» под названием «Черный альбом» была выпущена уже после смерти фронтмена группы. 15 августа поклонники рок-группы отмечают день памяти Виктора Цоя.

www.culture.ru

Биография Виктор Цой

Биография

Виктор Робертович Цой (21 июня 1962, Ленинград — 15 августа 1990, на 35 км шоссе Слока — Талси, неподалёку от Тукумса, Латвийская ССР) — культовый советский рок-исполнитель 1980-х, лидер группы «Кино».

Виктор Робертович Цой родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Единственный ребёнок в семье. C 1974 по 1977 год посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым. После исключения за неуспеваемость из художественного училища имени В. Серова поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.

Цой до «Кино»

По питерским улочкам и подворотням шлялись два бездельника, уставшие от постоянных запретов и решившие пойти против них. Этими двумя были Алексей Рыбин из команды «Пилигримы» и Виктор Цой, игравший на бас-гитаре в «Палате № 6», оба они заходили в гости к легендарному Майку («Зоопарк») или к Свину. Свин — главный питерский панк, у которого на квартире репетировали «Автоматические Удовлетворители».

Там и происходили первые квартирники Виктора Цоя. Приобретя кое-какую известность, Виктор Цой и Алексей Рыбин в составе «Автоматических Удовлетворителей» мотались в Москву и играли панк-рок на квартирниках Артемия Троицкого. Во время одной из таких поездок, Виктора Цоя, поющего под гитару с компанией в электричке, заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору всевозможную помощь и поддержку не только со своей стороны, но и со стороны Тропилло, Курёхина и остальных.

Первый альбом

Летом 1981 Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба, вскоре Валинского забирают в армию, а группа, сменив название на «Кино» приступает к записи первого альбома. «Кино» под руководством Бориса Гребенщикова записывались на студии Тропилло в Доме Юного Техника, в записи принимали участие все музыканты «Аквариума». Вскоре «Кино» уже выступали со своим первым электрическим концертом на фестивале рок-клуба, всё выступление шло под драм-машину, а под песню «Когда-то ты был битником» из-за кулис на сцену с гитарами выскочили БГ, Майк и Панкер. К лету 1982 альбом был полностью завершён, по времени записанного материала он занимал 45 минут, откуда и взялось название. Но позже из окончательного варианта была убрана песня «Я — асфальт», которую можно найти в переиздании «45», где она прилагается в качестве бонус-трека.

Запись медленно, но верно начала расползаться по стране, о группе заговорили, один за другим пошли квартирники, гастроли по Москве и Санкт-Петербургу. Осенью, вместе с барабанщиком Зоопарка, «Кино» записывают в студии Кускова несколько песен, в том числе хиты «Весна» и «Последний герой», вошедшие в сборник «Неизвестные песни Виктора Цоя» (всего четыре издания)

Тогда запись была забракована, так как Цой забрал ленту себе, и распространения она не получила.

19 февраля проходит совместный электрический концерт «Кино» и «Аквариума», музыканты выступали с тёмным макияжем и костюмах со стразами. При этом они исполняли «Электричку», «Троллейбус» и «Алюминиевые огурцы», в основной состав были приглашены Каспарян и Густав. Весной, из-за разногласий с Цоем Алексей Рыбин покидает группу «Кино», лето уходит на совместные репетиции с новым гитаристом. В результате этого Виктор Цой и Юрий Каспарян записали альбом «46», который вначале задумывался как демо-запись «Начальника Камчатки». Алексей Вишня скинул запись друзьям на пару плёнок, в результате чего «46» получил широкое распространение и был воспринят как полноценный альбом. Осенью 1983 Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу, где провёл полтора месяца, избегая призыва в армию. Там он написал «Транквилизатор», а весной выступил на втором фестивале рок-клуба, где «Кино» получили лауреатское звание. А песня «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», открывшая фестиваль, признана лучшей антивоенной песней фестиваля 1984.

Второй состав «Кино»

4 февраля 1984 Виктор и Марьяна празднуют свадьбу. На свадьбу были приглашены Гребенщиков, Майк, Титов, Каспарян, Гурьянов и другие. Летом 1984 в студии «Антроп» Андрея Тропилло начинает писаться «Начальник Камчатки», к записи которого, кроме Виктора приложили свою руку БГ и Сергей Курёхин.

Весной 1985 «Кино» заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать «Ночь», процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил «Ночь» недоделанной и в студии Лёши Вишни занялся записью «Это не любовь», который получился всего за неделю с небольшим. К осени «Это не любовь» была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 вышла долгожданная «Ночь», богатая такими хитами, как «Мама-анархия» и «Видели ночь». Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, постепенно превращая его в легенду русского рока, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба «Кино» получает диплом за лучшие тексты. 5 августа 1985 у Цоя родился сын Саша.

Летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма «Конец каникул», а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит «Красная волна». Осенью Виктор поступает работать машинистом в котельную «Камчатка», откуда выросли многие знаменитые рок-музыканты. В ней Рашид Нугманов организовал съёмки короткометражки «Йя-хха», там же проходят съёмки фильма «Рок» Алексея Учителя — оба фильма при участии Цоя. Осень и зима проходят в Ялте на съёмках «Ассы» Сергея Соловьёва.

Весна 1987 богата концертными событиями: премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ, последнее участие на фестивале рок-клуба, где «Кино» получили приз «За творческое совершеннолетие». «Кино» впервые едут за границу во Францию, где вышел электрический альбом «Последний герой».

На порто-студии «Yamaha MT44» «Кино» начинают записывать альбом «Группа крови». Осенью Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съёмки своего последнего фильма «Игла», в связи с этим «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность. В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови», которые породили «киноманию»: тысячи подростков стриглись «под Цоя», одевались в чёрное и учились играть на гитарах.

Начинаются триумфальные гастроли по России, Украине и Белоруссии — «Кино» собирают аншлаги на всех концертах. 16 ноября 1988 на мемориальном концерте Александра Башлачёва публика ведёт себя крайне активно и администрация всячески пытается прекратить концерт, но несмотря на это, Виктор Цой довёл выступление до конца, за что «Кино» на целый год запретили выступать в Москве.

Весной 1988 записывается черновик, а 1989—1990 окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который решили выпустить осенью. Летом Виктор с Каспаряном ездили на гастроли в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актёром. В начале 1990 «Кино» с многочисленными гастролями ездят за рубеж, в том числе и в Японию. Во Франции выходит пластинка «Последний герой».

В июне 1990 произошёл последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников. После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома.

15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе под Тукумсом в Латвии неподалёку от Риги. Согласно одной из версий, Цой заснул за рулём[1], после чего его «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с рейсовым автобусом. 19 августа Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

«Кино» после смерти Цоя
Сохранилась запись, где Виктор Цой поёт под акустическую гитару, полностью была готова только песня «Красно-жёлтые дни», альбом планировали сводить на студии во Франции, где до этого был удачно сведён «Последний герой». Однако Каспарян и Тихомиров дописывают аранжировки и доводят альбом до ума. В декабре «Чёрный альбом», названый так из-за цвета обложки, был презентован в Ленинградском рок-клубе. «Кино» занимают первые места во всех хит-парадах, стены всего Союза исписаны фразами «КИНО» и «ЦОЙ ЖИВ!», но история группы окончилась.

В авторском исполнении была записана большая часть последнего альбома.

Музыканты группы «Кино» снова собрались вместе для сотрудничества с Вячеславом Бутусовым, и записали с ним совместный альбом «Звёздный падл» (2001).

amdm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *