Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А. С. Грибоедов)

(330 слов) Комедия «Горе от ума» считается главной работой в творчестве А. С. Грибоедова. Основная мысль пьесы заключается в том, что честный и прогрессивный человек, который обладает незаурядным умом, зачастую является изгоем в социуме. Александр Андреевич Чацкий, главный герой пьесы, испытывает горе от того, что он, в отличие от всего фамусовского общества, говорит дельные вещи и осознает, как порочно и глупо живут дворяне. Но драму причислили к комедиям потому, что Грибоедов высмеивает людей, отрицающих образование, честность и социальную справедливость. За это мне очень понравилась книга, ведь такие проблемы, как невежество, косность, карьеризм и лицемерие, актуальны и сегодня. Мое впечатление от книги можно назвать положительным.

Чему учит это произведение? Во-первых, тому, что нужно думать своей головой и не поддаваться влиянию окружения. Героя назвали психически больным только из-за того, что он не соблюдает их устои, не гонится за чинами и деньгами. И все поверили! Никто не усомнился в сплетнях, поэтому была допущена чудовищная несправедливость. Мне понравилась позиция Чацкого в такой сложной ситуации. Несмотря на то, что его оклеветала сама возлюбленная Софья, он спокойно просит «Карету мне, карету» и уезжает. Можно сказать, что автор дает наставление потомкам – не стоит бурно реагировать на оскорбления, всегда лучше просто уйти и оставить последнее слово за собой. Во-вторых, произведение учит правильно и здраво мыслить, а также вкладывать силы в самообразование. Чацкий получил заграничное образование, соответствующее «нынешнему веку». Сам Грибоедов устами героя показывает несостоятельность действующей системы дворянского обучения. Он знал, о чем говорил, ведь достиг высокого поста, опираясь на знания, полученные за рубежом. Таким образом, человек должен заниматься повышением собственной квалификации, а не выслуживаться, чтобы получить место по блату.

В этой небольшой пьесе больше всех мне нравится герой Чацкий, его взгляд на жизнь, на военную службу. Это интеллигентный человек, имеющий чувство собственного достоинства. Хоть А. С. Пушкин в своей рецензии на произведение и сомневался в том, что герой, который пытается образумить общество, умен, я думаю, что только такие люди могут расшевелить застойное болото, погрязшее в лицемерии и невежестве. История мира доказывает, что именно «белые вороны» ведут вперед всю стаю.

Автор: Вера Куруч

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Комедия «Горе от ума» Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Комедия «Горе от ума»

    Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.

    А. Грибоедов

    Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения, но оно поистине гениально. Комедия “Горе от ума” разлетелась на крылатые фразы, четверостишья, выражения, еще не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: “А судьи кто?”, “Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног”, “Ужасный век!”, “Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”, не задумываясь, что это фразы из гениальной комедии “Горе от ума”.

    Грибоедов не только точно и правдиво изобразил характеры героев первой четверти XIX века, но и подарил прекрасный кладезь мудрости, искрометного юмора, из которого мы черпаем более ста лет сокровища, а он все не истощается. Не менее гениально создана картина жизни московского барства.

    В образе Павла Афанасьевича Фамусова мы видим типичного московского барина. Он богат, самовлюблен, вполне доволен жизнью, где все подчинено ему, установленному им порядку. Так иллюзорно мыслит Фамусов. Павел Афанасьевич хлопочет день целый. По его словам:

    “По должности, по службе хлопотня.

    Тот пристает, другой, всем дело до меня!”

    Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших, вмешиваться в жизнь:

    “Ужасный век! Не знаешь что начать!

    Все умудрились не по летам!

    А пуще дочери, да сами добряки”.

    Он видит причину этому в чрезмерной свободе нравов и распространении образованности. Иностранцы заводят свои беспорядки, и Павел Афанасьевич громко протестует:

    “А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

    Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

    Губители карманов и сердец!

    Когда избавит нас творец

    От шляпок их! чепцов и шпилек!

    И булавок,

    И книжных и бисквитных лавок!”

    Фамусов приверженец старинного образа жизни, он постоянно вспоминает “золотой век” Екатерины, когда патриархальность защищала права главы семьи. В беседах с дочерью, гостями, многочисленными домочадцами Павел Афанасьевич высказывает свои взгляды на брак:

    “Ах, матушка, не довершай удара!

    Кто беден, тот тебе не пара”,—

    говорит он Софье. Это глубокое убеждение самого Фамусова. На отношение к делу он смотрит более чем легкомысленно:

    “А у меня, что дело, что не дело.

    Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой”.

    Павел Афанасьевич считает себя вправе всех учить, всем давать наставления. Он богат, а значит считает себя хозяином жизни, дающим приют, работу, способ существовать многочисленным людишкам. Он их презирает, уважая только вышестоящих, завидуя умению некоторых возвыситься, мгновенно разбогатеть. Причем способы его не смущают, все хорошо для достижения “высокой цели”, считает Павел Афанасьевич. Его идеалом является Максим Петрович:

    “В чины выводит кто и пенсии дает!”

     а также полковник Скалозуб:

    “Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”.

    В этом обществе ценятся не душевные качества человека, о них просто никто не думает, а толстый кошелек, возможность приблизиться к “кормушке”, обойдя более нерасторопных или менее удачливых. Патриотизм, чувство долга, желание служить делу, а не людям кажутся в этом обществе мыслями опасными, безумными, способными раскачать и разрушить устои этого общества. Поэтому все члены фамусовского круга объединяются против Чацкого. Они видят в нем символ нового времени, перемен, которые сметут устоявшийся и устраивающий их “беспорядок”, лишат этих людей источников

    дохода.

    Фамусовское окружение сплетничает и злословит друг о друге, подсмеивается над окружающими, но оно удивительно единодушно объединяется против Чацкого, видя в нем главное зло — разрушителя устоев и канонов этого общества. Оно так же боится Александра Андреевича, как и ненавидит.

    Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со старым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая препятствия. Комедия зовет смелых и сильных вперед, в будущее, отметая со своего пути все старое, отжившее, косное.

6958 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Комедия «Горе от ума»

Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

РЕФЕРАТ. КОМЕДИЯ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» (СОДЕРЖАНИЕ. АНАЛИЗ).

«Чацкий — выразитель идей декабристов»

       А. с. Грибоедов комедия «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения, но поистине гениально. Комедия «Горе от ума» разлетелась на крылатые фразы, четверостишье, выражения ещё не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: «А судьи кто?», «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Ужасный век!», «Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», не задумываясь, что это фразы из гениальной комедии «Горе от ума».
Грибоедов не только точно и правдиво изобразил характеры героев первой четверти XIX века, но и подарил прекрасный кладезь мудрости, искрометного юмора, из которого мы черпаем более ста лет сокровища, а он всё не истощается. Не менее гениально создана картина жизни московского барства.
Действия комедии происходит в одном доме (дом Фамусова) за одни сутки, но оставляет впечатления мирного знакомства с жизнью московского дворянства. Это «и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая сатира». (Н. А. Гончаров).
Главный герой комедии «Горе от ума»— Чацкий. Он — человек новых взглядов и высокой морали, гражданин и патриот. Главная его идея — гражданское служение отечеству. Он не хочет мириться с несправедливым общественным устройством, стремится «служить
делу, а не лицам». Его отличают истинная культура и просвещённость, уважение к русскому человеку, собственного достоинства. Самое ненавистное для Чацкого — рабство во всех его проявлениях.
Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в 1824 году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни автора ни разу не появлялась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии переписывалась от руки, а списки распространялись по России. К моменту первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии наизусть.
«Горе от ума», как политическая комедия, сразу же была воспринята правильно и получила высокую оценку декабристов.
Прочитаны первые страницы комедии … Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нём и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нём как о человеке весёлом, остроумным, а Софья, дочь Фамусова. и слышать не хочет о Чацком? А в последствие я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и тревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с первых же страниц заинтересовала меня.
Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова. друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернёров. «Привычка вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством, но и любовь к девушке не отвлекла его от стремления к знаниям, к изучению жизни.
Он отправляется «странствовать». Прошло три года … И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлён, весел, остроумен, красив! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь Софья — то любит не его, а секретаря своего отца хитрого лжеца Молчалина. Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяет ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека истинно любящего свою Родину.
Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но вскоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.
в доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником» свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых. Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.
Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев, Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до «белого каления» и высказать

свою правду.

Гнев и обиды гражданина предают ему энергию.

Читая комедию, я всё больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес крепостников.
Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, ­олицетворение подлости, невежества. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар, сочиняя сплетню о сумасшествия Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной. Выдумка о сумасшествии Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова, когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: по их мнениям сумасшедший — значит «вольнодумец». Все пытаются установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не полетам», но Фамусов твердо уверен:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием».
Полковник Скалозуб, самовлюблённый, тупой, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по — нашему; раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.
А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за своё свободомыслие, он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, — возводит на него гнусную клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.
И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов.
Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и горничной Лизой. Молчалин признаётся девушке в любви, но горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет ничего завидного», что влюблен он в неё «по должности», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник ­Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый», убеждённый в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь свое суждение иметь», но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело ложить» .
Софья, направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в это жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может. Чацкому нанесена ещё одна рана: он узнаёт, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет ни когда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему. Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок.»
А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней, но Чацкий, причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется благонравный низкопоклонник и делец.» Может быть прав наш герой. Ведь Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не принесла бы счастья человеку, имеющему определённое мнение о крепостном праве, просвещения, службе. Не даром декабристы видели в Чацком своего единомышленника.
Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка, не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовкого общества, погубившего её.
Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной куль туры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости и в нашей жизни.
Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.
Грибоедов рисует своего героя не побеждённым, не смотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: «один в поле не воин.» Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель! Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.
Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).
Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типатические образы. Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное разнообразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» (1871 год). Он отмечал наличие в пьесе двух «пружин» , которые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетни о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку «с», когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом «с» выражается стремление угодить. Язык Чацкого — язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля. Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов («Мы с нею вместе не служили», «За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею «).
Пушкин отмечал особенности языка «Горе от ума», подчеркивая, что половина стихов комедии «войдёт в пословицы и поговорки». Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками («Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета» и другие).
Эту особенность подчеркнул Гончаров, говоря, что
заслугой драматурга явилось и то, что он создал типатические образы. Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей — Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное разнообразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» (1871 год). Он отмечал наличие в пьесе двух «пружин» , которые движут развитием действия: в первой части — это любовь Чацкого к Софье, а во второй — сплетни о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку «с», когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом «с» выражается стремление угодить. Язык Чацкого — язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля. Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов («Мы с нею вместе не служили», «За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею «).
Пушкин отмечал особенности языка «Горе от ума», подчеркивая, что половина стихов комедии «войдёт в пословицы и поговорки». Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками («Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета» и другие).
Эту особенность подчеркнул Гончаров, говоря, что
«грамотная масса … обратила мильон в гривенники», выучив «Горе от ума» наизусть.
Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента её создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.
Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна!
Комедия появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года.
Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами».
«Горе от ума» — комедия социально-политическая.
В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному. В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем «века нынешнего» является Чацкий, а «века минувшего» — фамусовское общество.
Чацкий — выразитель идей декабристов. Он выступает против
крепостного права, «несторов негодяев знатных».
Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе:
Довольно счастлив я в товарищах своих,
Вакансии как рас открыты,
То старших выключай иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы» и «выгод тьму по службе получил».
Фамусовщина — это косность, реакция, рутина, болото.
Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: «Они тотчас: разбой! пожар!» Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении.
В образе Павла Афанасьевича Фамусова мы видим типичного московского барина. Он богат, самовлюблен, вполне доволен жизнью, где всё подчинено ему, установленному им порядку. Так иллюзорно мыслит Фамусов. Павел Афанасьевич хлопочет день целый. По его словам:
«По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!»
Фамусов возмущен нравами, когда молодёжь пьпается учить старших, вмешиваться в жизнь:
«Ужасный век! Не знаешь что начать!
Все умудрились не по летам!
А пуще дочери, да сами добряки,»
Он видит причину этому в чрезмерной свободе нравов. Павел Афанасьевич считает себя вправе всех учить, всем давать наставления. Он богат, а значит, считает себя хозяином жизни, дающем приют, работу, способ существовать многочисленным людишкам. Он их презирает, уважая только вышестоящих, завидуя умению некоторых возвыситься, мгновенно разбогатеть. Причем способы его не смущают. Его идеалом является Максим Петрович:
«В чины выводит, ибо и пенсии дает!» а также полковник Скалозуб:
не по летам и чин завидный.»
Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со старым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая препятствия.
Эта комедия привлекла меня точностью характеристик персонажей, необыкновенная живость языка; что ни фраза, то почти афоризм. Недаром крылатые выражения из этой комедии сохранились и по сей день. Я думаю, что не будь у комедии других достоинств, она сохранила бы к себе интерес читателей благодаря яркости языка. Но это только одно достоинство произведения.
Рассматривая комедию «Горе от ума», выдвигают на первый план столкновение героев на идейной почве, забывая, что Чацкого,
объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его. Наш герой с возмущением говорит.
«Безумным вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышим воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет».
Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников, которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные, сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.

 

 

 

 

 

 

 

 

batraeva.com

Современный взгляд на комедию «Горе от ума»

Готовые Домашние Задания

Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь — вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.

Главный герой — Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем — это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:

Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Удивлены? и только? вот прием!

В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия — “обеды, ужины и танцы”. Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы.

Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.

Сочинения по теме:

1soch.ru

В чем смысл произведения А. С. Грибоедова Горе от ума

В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Грибоедов А.С.

Хоть есть охотники поподличить везде,

Да нынче смех страшит

И держит стыд в узде.

А. Грибоедов

Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России.

Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.

Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.

На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..”

Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.

Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

С такими чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица, смеялась надо мной!

В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?..

…Вот я пожертвован кому!

Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.

Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.

В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.

mirznanii.com

Комедия “Горе от ума” — Сочинения по литературе



Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.
А. Грибоедов
Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения, но оно поистине гениально. Комедия “Горе от ума” разлетелась на крылатые фразы, четверостишья, выражения, еще не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: “А судьи кто?”, “Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног”, “Ужасный век!”, “Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”, не задумываясь, что это фразы из гениальной комедии “Горе от ума”.
Грибоедов не только точно и правдиво изобразил характеры героев первой четверти XIX века, но и подарил прекрасный кладезь мудрости, искрометного юмора, из которого мы черпаем более ста лет сокровища, а он все не истощается. Не менее гениально создана картина жизни московского барства.
В образе Павла Афанасьевича Фамусова мы видим типичного московского барина. Он богат, самовлюблен, вполне доволен жизнью, где



все подчинено ему, установленному им порядку. Так иллюзорно мыслит Фамусов. Павел Афанасьевич хлопочет день целый. По его словам:
“Ло должности, по службе хлопотня.
Тот пристает, другой, всем дело до меня!”
Фамусов возмущен нравами, когда молодежь пытается учить старших, вмешиваться в жизнь:
“Ужасный век! Не знаешь что начать!
Все умудрились не по летам!
А пуще дочери, да сами добряки”.
Он видит причину этому в чрезмерной свободе нравов и распространении образованности. Иностранцы заводят свои беспорядки, и Павел Афанасьевич громко протестует:
“А все Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!
И булавок,
И книжных и бисквитных лавок!”
Фамусов приверженец старинного образа жизни, он постоянно вспоминает “золотой век” Екатерины, когда патриархальность защищала права главы семьи. В беседах с дочерью, гостями, многочисленными домочадцами Павел Афанасьевич высказывает свои взгляды на брак:
“Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара”,-
говорит он Софье. Это глубокое убеждение самого Фамусова. На отношение к делу он смотрит более чем легкомысленно:
“А у меня, что дело, что не дело.
Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой”.
Павел Афанасьевич считает себя вправе всех учить, всем давать наставления. Он богат, а значит считает себя хозяином жизни, дающим приют, работу, способ существовать многочисленным людишкам. Он их презирает, уважая только вышестоящих, завидуя умению некоторых возвыситься, мгновенно разбогатеть. Причем способы его не смущают, все хорошо для достижения “высокой цели”, считает Павел Афанасьевич. Его идеалом является Максим Петрович:
“В чины выводит кто и пенсии дает!”
а также полковник Скалозуб:
“Известный человек, солидный, и знаков тьму отличья нахватал; не по летам и чин завидный”.
В этом обществе ценятся не душевные качества человека, о них просто никто не думает, а толстый кошелек, возможность приблизиться к “кормушке”, обойдя более нерасторопных или менее удачливых. Патриотизм, чувство долга, желание служить делу, а не людям кажутся в этом обществе мыслями опасными, безумными, способными раскачать и разрушить устои этого общества. Поэтому все члены фамусовского круга объединяются против Чацкого. Они видят в нем символ нового времени, перемен, которые сметут устоявшийся и устраивающий их “беспорядок”, лишат этих людей источников
дохода.
Фамусовское окружение сплетничает и злословит друг о друге, подсмеивается над окружающими, но оно удивительно единодушно объединяется против Чацкого, видя в нем главное зло – разрушителя устоев и канонов этого общества. Оно так же боится Александра Андреевича, как и ненавидит.
Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со старым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая препятствия. Комедия зовет смелых и сильных вперед, в будущее, отметая со своего пути все старое, отжившее, косное.


home-task.com

В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума». Сюжеты произведений

Коллекция сочинений: В чем смысл произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Хоть есть охотники поподличить везде,

Да нынче смех страшит

И держит стыд в узде.

А. Грибоедов

Смысл комедии «Горе от ума», я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не же­лающего покидать сцену жизни, и нового поколения про­грессивно настроенных людей России.

Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.

Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах. Молодое, сильное, цветущее на­чало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фа­мусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого.

Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отно­шений и удручающую безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не пой­мут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным.

На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий.

В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.

Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чац­кий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: «Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?» Затем добавляет: «А Скалозуб! Вот загляденье!..»

Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторож­ности, ни иронии. Она отвечает: «Герой не моего романа».

Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:

С такими чувствами, с такой душой Любим!

Обманщица, смеялась надо мной!

В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?..

…Вот я пожертвован кому!

Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя приме­рить», — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро рас­пространяется по Москве.

Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от вер­ности своим идеалам.

В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пы­тающихся остановить ход времени.

www.rlspace.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о