Урок биологии по теме «Грибы». 5-й класс

Разделы: Биология


Цель урока: познакомиться  с царством Грибы, особенностями их строения и жизнедеятельности; получить представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
  • Развивающая: развивать речь, анализировать материал, выделять главное; формировать умения выделять существенные признаки понятий, переносить полученные знания в новую ситуацию, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.
  • Воспитательная: воспитывать уважение к мнению товарищей; способствовать формированию ответственного отношения к природе, понимания необходимости защиты окружающей среды, любознательности и интереса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные   

Личностные

Учащиеся научатся определять принадлежность биологических объектов к грибам; устанавливать черты сходства и различия у представителей царства Грибы; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки грибов; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей царства грибов в природе и жизни человека.

Развитие умений:  работать с источниками биологической информации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии; сравнивать разные точки зрения.

Формирование: ответственного отношения к обучению; интеллектуальных умений;
умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Предмет изучения

признаки грибов, деление грибов на группы: съедобные, ядовитые, плесневые, симбионты, паразиты.

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Технологии:

ТРКМЧП

Методические приемы:

«кластер» («гроздья»), «ЗХУ»,  «перепутанные логические цепочки».  

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

мультимедиа.

Оборудование:

персональный компьютер, проектор, экран.

Литература:

учебник: Биология. Введение в биологию.5 класс, Дрофа, М: 2014, Н.И.Сонин,  А.А.Плешаков.

План урока:

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к полученной новой информации, постановка учеником собственных целей обучения) – 13 мин.
III. Стадия осмысления (получение новой информации) – 15 мин.
IV. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация полученной информации) –9 мин.
V. Подведение итогов, задание на дом. (2 мин.)

Приложение 1. Презентация.
Приложение 2

. Тест по теме «Бактерии»

ХОД УРОКА

II. Стадия вызова

1. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала.
Работа с рисунком «Строение бактериальной клетки» (Приложение 1. Слайд №2, 3 )

2. Фронтальный опрос.

– Укажите части бактериальной клетки
– В какой среде обитают бактерии?
– Какие размеры имеют бактериальные  клетки?
– Как размножаются бактерии?
– Для чего бактериям необходимы споры?
– Какова роль бактерий в природе, в жизни человека?

3. Контроль знаний, проверочный тест по теме «Бактерии».

(Слайды № 4,5,6; раздаточный материал –Приложение 2)

4. Взаимопроверка и оценивание работы. (Слайды № 7-8)

5. Мотивация к изучению нового материала.. Формулирование темы и целей урока.

– Давайте вспомним, на какие царства можно разделить все обитающие на нашей планете организмы. (Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные)


– С представителями, какого царства мы уже познакомились? (Бактерии)
– Отгадайте загадки, которые я вам предлагаю,  и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке.

У кого шапка без головы,
А нога без сапога?

Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.

(Загадки разгаданы, учитель достает из лукошка муляжи шляпочных грибов)

Формулируют тему урока и цель. (Слайд №9)
– Ребята вспомните, как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
– А что еще вы знаете о грибах?
Давайте заполним табличку (Слайд №10)

Знаю

Хочу узнать

 

 

– Итак, что же мы уже знаем о грибах?  (ребята перечисляют, что они уже знают).
– А на какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (ребята зачитывают)

III. Стадия осмысления

1. Работа с учебником по группам (Слайд №11)

Работа в группах:

1 группа – стр.64.
Какое строение имеют грибы?

2 группа – стр. 64 – 65.
Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями?

3 группа –  стр. 65.
 Как размножаются грибы?

4 группа – стр. 65-66.
На какие группы можно разделить все грибы? (составить схему)

5 группа – стр. 65.

На каких продуктах вам приходилось видеть плесень. Какие организмы ее образуют? Чем различаются мукор и пеницилл?

6 группа – стр. 65-66.

Почему не стоит употреблять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог?

2. Представление результатов работы по каждой группе

1 группа

Какое строение имеют грибы? (Слайд №12)

Ответ: Грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой. На самом деле это лишь его плодовое тело. Основная же часть гриба – грибница, состоящая из множества ветвящихся нитей, находится под землей.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, скажите, какие две главные части мы можем назвать у шляпочных грибов? (Надземная – плодовое тело и подземная – грибница или мицелий)

Учитель: Давайте еще раз уточним, из чего состоит плодовое тело? (Из шляпки и ножки)

2 группа

Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями? (Слайд №13)

Ответ: Между грибницей грибов и корнями деревьев устанавливается взаимосвязь. Корни дерева оплетаются грибницей и снабжают ее необходимыми органическими веществами. Грибница, в свою очередь, обеспечивает дерево водой и минеральными веществами.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд, вы видите корни дерева, оплетенные грибницей, такое образование носит  название микориза. Скажите, а почему отношения гриба и дерева в учебнике называют «Дружба» (Потому, что они приносят друг другу пользу)

Учитель уточняет: Такие взаимополезные отношения называют симбиоз.

3 группа

Как размножаются грибы?

Ответ: Размножаются грибы в основном спорами, образующимися в специальных органах. Попав в почву,  споры прорастают. Из них развивается грибница, на которой со временем вырастает гриб. Помимо этого грибы могут размножаться частями грибницы.

4 группа

На какие группы можно разделить все грибы? (Слайд №14,15, 16, 17)

– Ребята представляют свою схему (прием «Кластер»), сравнивают ее со схемой представленной учителем  на слайде.

5 группа

На каких продуктах вам приходилось видеть плесень. Какие организмы ее образуют? Чем различаются мукор и пеницилл? (Слайд №18)

Ответ: На испортившихся продуктах питания можно увидеть белую плесень. Это гриб мукор. Его тело – это одна сильно разросшаяся клетка. К плесневым грибам относится и пеницилл,  который используют для получения лекарств.

Учитель дополняет: Грибница мукора – это  одна разросшаяся и разветвленная клетка со множеством ядер. На концах нитей грибницы развиваются круглые головки со спорами (спорангии). Созревшие спорангии, лопаясь, разбрасывают огромное количество черных спор. Попав в благоприятные условия споры прорастают и образуют новые грибницы мукора.
Грибница пеницилла, в отличие от грибницы мукора, состоит из ветвящихся нитей, разделённых перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах некоторых нитей грибницы в мелких кисточках. Поэтому и гриб по-русски назван кистевиком (пенициллом).

Помимо пенициллина из грибов были выделены многие другие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины
Дрожжи – микроскопические грибы состоят из одной клетки, имеющей форму шарика. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. Размножаются дрожжи почкованием. Сначала на взрослой клетке появляется небольшая выпуклость. Она увеличивается и превращается в самостоятельную клетку, которая вскоре отделяется от материнской.
Грибы – паразиты. (Слайд №19)

6 группа

Почему не стоит употреблять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог?
Не стоит употреблять в пищу старые съедобные грибы и грибы, растущие вдоль автомобильных дорог, такими грибами можно отравиться.

Учитель дополняет:

У грибов так же как у растений нет специальной выделительной системы. Поэтому они обладают свойством аккумулировать (накапливать) в себе как полезные, так и вредные вещества. Грибы, собранные

вдоль автомобильных дорог накапливают свинец из выхлопных газов автомобилей. Впитывая вредный элемент, грибы концентрируют его в своей клетчатке. Употребление таких грибов, даже если они прошли термическую обработку, приводит к накоплению в организме (прежде всего в почках) свинца, который является сильнейшим ядом. Опасность возрастает, поскольку из организма вывести это вещество чрезвычайно трудно. Свинец особенно вреден для детей, пожилых и ослабленных людей, так как его высокая концентрация может привести к инвалидности.

IV. Стадия рефлексии

1. Установление соответствия

Обратите внимание на слайд, распределите грибы, указанные на картинках  по группам. (Слайд № 20)

2. «Перепутанные логические цепочки» –  работа в группах.   

Игра «Правила сбора грибов» (Слайд № 21)

– Перефразируйте  неправильные правила сбора грибов в правильные.
Запишите их на  листах А-3,  обоснуйте.

3. Афиширование

– Разместите свои памятки на доске, сравните их со слайдом, чтобы вы хотели добавить к своим памяткам?
( При недостатке времени каждая группа может зачитать одно исправленное правило)

4. «Кластер»

– Ребята, мы сегодня с вами на протяжении всего урока говорили о грибах, давайте подведем итог и составим «кластер» на тему «Грибы», укажем, какую роль грибы играют в природе и жизни человека.

V. Подведение итогов, задание на дом

1. Домашнее задание: § 12, стр. 67 ВИЗ.

2. Закончите любое из предложений

  • Сегодня я узнал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я задумался…
  • Самым интересным сегодня было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…

19.04.2016

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Шляпочные грибы. Видеоурок. Биология 5 Класс

На этом уроке мы поговорим об особенностях шляпочных грибов, об их выращивании и значении в жизни человека.  

Шляпочные грибы – понятие обиходное, а не биологическое. В повседневной жизни мы называем так все грибы, имеющие плодовые тела определённой внешности – с выраженной шляпкой. Обычно такие плодовые тела имеют и выраженную ножку.

Плодовое тело – предназначенная для размножения часть организма гриба. Оно образуется из переплетённых гиф – нитей грибницы. Именно по строению и внешности плодового тела любой грибник определяет грибы при сборе. Функцией плодового тела является образование спор. Такие споры возникают в результате полового размножения. Если в том месте, где снят гриб (т. е. его плодовое тело), слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся нити – грибницу (рис. 1).

 

Рис. 1.

У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой (рис. 2). К шляпочным обычно относят и грибы, имеющие сидячие плодовые тела, не имеющие ножки. Они прикрепляются к субстрату боковой частью, а по строению не отличаются от шляпок.

Рис. 2.

Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные. В отличие от растительных клеток, они не содержат пластид. На грибнице при подходящих условиях развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя. Верхний слой покрыт кожицей, окрашенной разными пигментами.

Нижний слой может иметь различное строение. У одних грибов, например у белого гриба, подберезовика, маслёнка, он состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы (рис. 3).

Рис. 3.

Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.

 

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые. Летом соберите грибы, положите на тёмную бумагу шляпки пластинчатого и трубчатого грибов (нижней стороной). Через сутки осторожно снимите шляпки с бумаги – вы увидите на ней своеобразный рисунок, который образован высыпавшимися спорами.

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых грибы размножаются. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их также насекомые и слизни, белки и зайцы, поедающие грибы. Споры не перевариваются в пищеварительных органах этих животных и выбрасываются наружу вместе с помётом.

Во влажной, богатой перегноем почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы (рис. 4). Грибница, возникающая из одной споры, может образовывать новые плодовые тела лишь в редких случаях. У большинства видов шляпочных грибов плодовые тела развиваются на грибницах, происходящих сразу из нескольких спор.

Рис. 4.

Клетки двух различных нитей попарно сливаются, образуя новую нить. Поэтому клетки такой грибницы двухъядерные. Грибница растет медленно, лишь накопив запасы питательных веществ, она образует плодовые тела.

Грибники знают, что подберёзовики чаще всего можно встретить в березняке, рыжики – в сосновых и еловых лесах, а подосиновики – в осиновом лесу. Это объясняется тем, что между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь – симбиоз. Связь эта полезна как одному, так и другому организму, т. е. речь идёт о мутуализме.

Нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя так называемую микоризу (рис. 5). Грибница поглощает из почвы воду и растворённые минеральные вещества, которые поступают из неё в корни деревьев. В свою очередь грибница получает из корней деревьев органические вещества.

Рис. 5.

interneturok.ru

Урок биологии по теме «Грибы» (5 класс)

Биология, 5 класс

Тест по теме «Грибы»

ВАРИАНТ 1

Выберите один правильный ответ из четырёх.

1. Из перечисленных организмов к царству Грибы относится:

а) осина б) лягушка в) подосиновик г) заяц

2. Основная часть гриба — это:

а) корень б) грибница в) стебель г) шляпка

3. Дрожжи используют для приготовления:

а) творога б) хлеба в) серы г) квашеной капусты

4. Самый ядовитый гриб:

а) мухомор б) сатанинский гриб в) бледная поганка г) опёнок

5. Выберите правильные утверждения.

А. Основная часть гриба — корень.

Б. Грибы размножаются спорами.

В. Грибы вместе с бактериями участвуют в разложении мёртвых остатков организмов.

Г. Есть грибы, которые используют для приготовления вина.

Д. Грибы участвуют в квашении капусты.

Е. К грибам-паразитам относятся спорынья, фитофтора.

6. Рассмотрите рисунок

На нём изображён гриб:

а) мукор в) трутовик

б) дрожжи г) пеницилл

7. Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца:

Виды грибов Группа грибов

  1. Боровик А. Шляпочные

  2. Мукор Б. Плесневые

  3. Опёнок

  4. Пеницилл

8. Вставьте в текст пропущенные слова.

Размножаются грибы в основном спорами, образующимися в специальных органах. Попав в почву, _______________ прорастают. Из них развивается _______________ , на которой со временем вырастает гриб. Помимо этого грибы могут размножаться частями_____________________

Биология, 5 класс

Тест по теме «Грибы»

ВАРИАНТ 2

Выберите один правильный ответ из четырёх.

1. Не имеет плодового тела:

а) мухомор б) опёнок в) мукор г) боровик

2. Корень дерева оплетается грибницей, которая снабжает его:

а) водой и минеральными веществами в) органическими веществами

б) кислородом г) углекислым газом

3. Грибница в виде одной разросшейся клетки характерна для:

а) пеницилла б) трутовика в) мукора г) дрожжей

4. Пекарские дрожжи — это:

а) бактерии б) растения в) грибы г) животные

5. Выберите правильные утверждения.

А. Белый налёт на хлебе образует трутовик.

Б. Грибница обеспечивает дерево водой и минеральными веществами.

В. Размножаются грибы только грибницей.

Г. Размножаются грибы только спорами.

Д. Опёнок — это шляпочный гриб.

Е. Мукор — это плесневый гриб.

6. Рассмотрите рисунок.

На нём изображён гриб:

а) трутовик

б) бледная поганка

в) боровик

г) дрожжи

7. Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца:

Виды грибов Группа грибов

  1. Мукор А. Грибы-паразиты

  2. Трутовик Б. Плесневые грибы

  3. Пеницилл

  4. Спорынья

8. Вставьте в текст пропущенные слова.

Обычно грибом называют ту часть, которая возвышается над почвой. Но на самом деле это лишь его_________________ . Основная же часть гриба — _____________________ , состоящая из множества ветвящихся ____________________ , находится под землёй. Так устроены уже известные вам шляпочные грибы.

Биология, 5 класс

Проверочная работа по теме «Грибы»

1. Напишите, о каких грибах идёт речь в загадках.

Мама тесто замесила,

Меня в тесто положила.

От пузырьков углекислого газа

Тесто вылезло из таза

Что случилось с нашим хлебом?

Хлеб таким ведь раньше не был.

Стал белым, пушистым наш хлеб, друзья.

Но есть, к сожаленью, его нельзя!

На берёзе я расту,

Не щажу её красу.

Чахнет деревце, скрипит.

Вот такой я паразит

Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть —

Нет головы

Красный, в белых конопушках,

Гриб опасный на опушках

2. Допишите предложения.

Основная часть гриба — ___________________. Она состоит из множества _____________________ . Среди шляпочных грибов есть съедобные и _________________ грибы. В природе существуют грибы-паразиты. Они _________________________________________

3. Распределите названные грибы на две группы — съедобные и ядовитые.

Мухомор, опёнок, боровик, сатанинский гриб, подосиновик, маслёнок, ложный опёнок

Съедобные Ядовитые

Выберите (подчеркните) правильный ответ.

4. К плесневым грибам относится:

а) подосиновик; б) мукор;

в) фитофтора; г) дрожжи.

5. К грибам-паразитам относится:

а) мухомор; б) трутовик;

в) бледная поганка; г) боровик.

6. После этого урока я хотел бы поблагодарить __________________________________ за ________________________

infourok.ru

Ответ 12 Грибы — Рабочая тетрадь по биологии 5 класс Н.И.Сонин, А.А.Плешаков

73. Дайте определение.

 

Грибы — это

 

  • Ответ: Царство, включающее в себя организмы, которые сочетают в себе качества растений и животных.

 

74. Допишите текст.

 

  • Ответ: Грибы неподвижны, как и растения, подобно растениям, грибы постоянно растут. Но грибы, как и животные, не имею хлорофилла и поглощают готовые питательные вещества. Однако, в отличии от животных, грибы всасывают питательные вещества с помощью отростков, отдаленно напоминающих корни.

 

75. Подпишите названия частей шляпочного гриба.

 

  • Ответ: 

 

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия грибов. Какие из них нельзя употреблять в пищу?

 

  • Ответ:

    1) Подосиновик

    2) Бледная поганка (ядовитый)

    3) Трутовик (ядовитый)

    4) Спорынья (ядовитый)

    5) Фитофтороз (ядовитый)

    6) Мукор (ядовитый)

 

77. Охарактеризуйте особенности питания грибов.

 

  • Ответ: Грибы питаются готовыми органическими веществами с помощью отростков, напоминающих корни растений.

 

78. Заполните таблицу «Значения грибов».

 

  • Ответ:

    Название гриба Значение
    Подосиновик В симбиозе с осиной
    Мукор Та самая плесень на продуктах
    Спорынья Паразитирует на злаках
    Мухомор Ядовит
    Дрожжи Используется при выпечке хлеба

 

79. Перечислите шляпочные грибы, которые встречаются в вашей местности.

 

  • Ответ:

    Название гриба Съедобен или нет
    Лисички Да
    Опята Да
    Подберезовики Да
    Мухоморы Нет
    Бледная поганка Нет
    Подосиновики Да

 

80. Перечислите требования, которые нужно соблюдать при сборе грибов.

 

  • Ответ:

    1) Не собирать ядовитые грибы, а так же старые съедобные грибы и те, что находятся возле дорог

    2) Не вырывать гриб с корнем, а срезать только верхнюю часть

 

81. Решите кроссворд «Шляпочные грибы»

 

 

82. Используя дополнительные источники информации, подготовьте короткие сообщения о грибах. Запишите план сообщения. Укажите источник использованной информации.

 

  • Ответ:

    1) Полезные грибы

    2) Одноклеточные грибы

    3) Вредные грибы

 

83. Вставьте пропущенные буквы.

 

  • Ответ: ГрИбница, дроЖжи, пЕницилл.

 

Составьте 2 — 3 предложения с этими словами.

 

  • Ответ: Дрожжи и пеницилл, несмотря на вред последнего, очень полезны человеку. Благодаря дрожжам на нашем столе всегда есть хлеб. Пеницилл используют для получения лекарств.

 

РАСТЕНИЯ

 

84. Дайте определения

 

Фотосинтез — это

 

  • Ответ: Образование органических веществ из воды и углекислого газа при участии солнечного света.

 

Хлорофилл — это

 

  • Ответ: Зеленый пигмент, дающий окраску листьям, в котором происходит фотосинтез.

 

85. Заполните схему.

 

Основные группы растений.

 

  • Ответ: Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.

tetrab.ru

Презентация «Грибы». Биология 5 класс.

17.08.17

«Общая характеристика грибов»

  • Многообразие грибов
  • В настоящее время известно около 100 тыс. видов грибов.
  • Среда обитания – повсеместно (где есть органические вещества)
  • Эти разнообразные организмы имеют сходное строение, связанное со способом их питания.
  • Некоторые грибы можно рассмотреть только в микроскоп: дрожжи
  • Изучением грибов занимается наука – « МИКОЛОГИЯ». (От греч. «микос»-гриб, «логос»-наука).
  • ЦАРСТВО ГРИБЫ

Насчитывает около 100 тысяч видов

  • ПРИЗНАКИ ГРИБОВ

ПРИЗНАКИ, СХОДНЫЕ С РАСТЕНИЯМИ :

  • Постоянный рост в верхушечной части
  • Клетки имеют прочные клеточные стенки
  • ПРИЗНАК, СХОДНЫЙ С ЖИВОТНЫМИ :
  • Питаются только готовыми органическими веществами путем всасывания (растения)

7

  • Питание грибов (стр. 66)
  • ГРИБЫ ПО СПОСОБУ ПИТАНИЯ

САПРОТРОФЫ

СИМБИОНТЫ

ХИЩНИКИ

ПАРАЗИТЫ

Получают органические вещества из другого организма, не вредя ему и даже предоставляя взамен другие необходимые вещества

Потребляют органические вещества убитых ими живых организмов

Питаются органически-

ми веществами живых организмов, не убивая их сразу, но вредя им

Поглощают органичес-

кие вещества из остатков погибших живых организмов

ТРУТОВИК

ШАМПИНЬОН

ВЕШЕНКА

ОПЕНОК

ПИТАЕТСЯ НЕМАТОДАМИ

МАСЛЯТА

ПОДОСИНОВИК

ПОДБЕРЕЗОВИК

  • Гифы симбионтов образуют с деревьями

грибокорень, или микоризу.

  • Это интересно!
  • На севере штата Мичиган (США) найден гриб рода армиллярия (опёнок).
  • Его грибница массой около 100 т.
  • Занимает площадь 15 га. Приблизительный возраст грибницы 1500 лет.
  • Я умею думать. Я умею рассуждать. Что полезно для работы, То и буду выполнять.
  • Решаем проблему, открываем новые знания
  • Работа в парах с учебником
  • Прочитайте в § 13

стр. 66, (учебник) раздел «Строение грибов»

  • Ответьте на вопросы:
  • Грибы — многоклеточные или одноклеточные организмы?
  • Что содержится в оболочках клеток большинства грибов?
  • Что такое хитин ?
  • Из чего состоит тело гриба?
  • СТРОЕНИЕ ГРИБОВ
  • ПЛОДОВОЕ ТЕЛО
  • ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

ШЛЯПКА

НОЖКА

ГРИБНИЦА

  • Работа с учебником:
  • Что изображено на рисунке 38, стр. 67?
  • Найдите на рисунке мицелий, состоящий всего из одной гигантской клетки.
  • Сколько у него ядер?
  • Найдите на рисунке многоклеточный мицелий.
  • Сколько в клетке многоклеточного мицелия ядер?
  • Открываем новые знания:
  • Работа в парах.
  • Изучите текст в учебнике на стр.66,69 « Размножение грибов »
  • Составьте схему:
  • Размножение грибов
  • Размножение грибов
  • частями грибницы
  • Открываем новые знания
  • Работа в парах.

Расскажите, используя в учебнике рис.39, стр.68, о роли грибов в природе и жизни человека.

  • Применение нового знания
  • Подумайте, почему грибы выделяют в самостоятельное царство живых организмов?
  • Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество , что сближает их с животными.
  • По способу поглощения пищи – путём всасывания – они сходны с растениями.
  • По характеру питания грибы относятся к сапротрофам или паразитам.
  • Грибы одноклеточные или многоклеточные организмы.
  • Размножаются грибы бесполым или половым путём.
  • Грибы имеют большое значение в природе и жизни человека.
  • Игра: «Я начну – вы продолжайте, хором вместе отвечайте!»
  • Питаются мёртвыми органическими веществами…
  • Поселяются на живых организмах и питаются за их счёт … паразиты
  • Тонкие белые нити тела гриба образуют
  • мицелий или грибницу
  • Царство Грибы
  • Домашнее задание:
  • § 13,
  • Вопросы: № 1-4 (устно)
  • Выучить новые термины: хитин, грибница, мицелий.
  • Подготовить презентации

(по желанию):

  • «Съедобные грибы»
  • «Ядовитые грибы»
  • «Выращивание грибов»

multiurok.ru

5 класс. Биология. Царство Грибы — Шляпочные грибы

Комментарии преподавателя

Шляпочные грибы – понятие обиходное, а не биологическое. В повседневной жизни мы называем так все грибы, имеющие плодовые тела определённой внешности – с выраженной шляпкой. Обычно такие плодовые тела имеют и выраженную ножку.

Плодовое тело – предназначенная для размножения часть организма гриба. Оно образуется из переплетённых гиф – нитей грибницы. Именно по строению и внешности плодового тела любой грибник определяет грибы при сборе. Функцией плодового тела является образование спор. Такие споры возникают в результате полового размножения. Если в том месте, где снят гриб (т. е. его плодовое тело), слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся нити – грибницу (рис. 1).

    Рис. 1.

У большинства съедобных грибов (за исключением трюфелей, строчков и сморчков) плодовое тело образовано ножкой и шляпкой (рис. 2). К шляпочным обычно относят и грибы, имеющие сидячие плодовые тела, не имеющие ножки. Они прикрепляются к субстрату боковой частью, а по строению не отличаются от шляпок.

   Рис. 2.

Клетки грибницы шляпочных грибов чаще двухъядерные. В отличие от растительных клеток, они не содержат пластид. На грибнице при подходящих условиях развиваются плодовые тела. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя. Верхний слой покрыт кожицей, окрашенной разными пигментами.

Нижний слой может иметь различное строение. У одних грибов, например у белого гриба, подберезовика, маслёнка, он состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы (рис. 3).

   Рис. 3.

Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы.

Строение плодовых тел шляпочных грибов

Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые. Летом соберите грибы, положите на тёмную бумагу шляпки пластинчатого и трубчатого грибов (нижней стороной). Через сутки осторожно снимите шляпки с бумаги – вы увидите на ней своеобразный рисунок, который образован высыпавшимися спорами.

В трубочках или на пластинках шляпки образуются особые клетки – споры, с помощью которых грибы размножаются. Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их также насекомые и слизни, белки и зайцы, поедающие грибы.

www.kursoteka.ru

Урок биологии в 5 классе по теме «Грибы»

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Прозвенел опять звонок

Мы начнем сейчас урок

Будем знанья получать

Громко, четко отвечать.

Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Актуализация имеющихся знаний учащихся

Цель: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

— Какие царства живой природы мы с вами изучили? Слайд1.

Сейчас мы проверим, сможете ли вы распознать представителей этих царств.

На интерактивной доске фотографии животных, растений, грибов и бактерий.

Учитель: посмотрите, пожалуйста, на доску. Распределите эти фотографии по царствам. (работа на интерактивной доске)

Задание есть в интерактивном учебнике.

Представители какого царства являются самыми древними? (бактерии)

Что вы можете сказать про бактерии?

Проверим синквейн (дом.задание)

— Давайте проверим знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке. (Приложение№1).

На столах лежат маршрутные листы. Подпишите на них свои фамилию и имя. Дату. Биологический диктант. Слайд 2

Напротив верного утверждения ставим «да», ставим «нет», если не согласны с утверждением.

— Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками.

Слайд 3 (с правильными ответами)

Утверждения:

1. Клетка бактерий не содержит ядра «да»

2. Бактерии относят к царству растения — «нет»

3. Бактерии размножаются спорами «нет»

4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду «да»

5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека — «нет»

Заполняют схему на интерактивной доске: по очереди выходят к доске и расставляют варианты ответов в колонки.

Работа с карточками, взаимопроверка

Фронтальная работа с классом

Работа на интерактивной доске

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Мотивация.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того, чтобы узнать, что в ней лежит, я предлагаю разгадать загадку. Слайд 4.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть —
 нет головы.

Заслушать ответы учащихся

Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину. Правильно, грибы.

— Скажите, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (О грибах)

Тема урока: Грибы. Запишите тему в свои маршрутные листы. Слайд 5.

Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о грибах? (Цель урока) Слайд 6.

Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы от представителей других царств живой природы, знать особенности их строения, питания, размножения, роль грибов в природе и жизни человека, различать съедобные и ядовитые грибы.

Проблемный вопрос? Почему грибы выделили в отдельное царство?

Изучим таблицу «Признаки грибов» в маршрутных листах. Скажите, а какие признаки из перечисленных относятся к растениям? А какие к животным?
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные, а какие это признаки вы сами выясните в течение урока.

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

Вместе с учителем вспоминают признаки царств растений и животных.

Работая с таблицей, выявляют признаки грибов, сходные с растения и животными

Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных.

На проблемный вопрос учителя высказывают свои предположения.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

Объяснение нового материала

Слайд 7

Грибы – это одна из самых больших и загадочных организмов. В настоящее время учёные насчитывают 250 тысяч видов грибов. Изучением грибов занимается наука – микология. Слайд 8

Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись в древности индейцы-ацтеки. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. В их божественное происхождение верили древние греки и римляне, китайцы и индусы. Древнегреческий историк Плутарх связывал рождение грибов с ударами молний. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы. Грибы и сейчас остаются для нас загадкой.

Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы. Слайд 9

ФИЗМИНУТКА (1мин)

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Гриша шел, шел, шел.

И грибок нашел.

Раз грибок. Два грибок.

Положил их в кузовок.

Все тихонечко вздохнем.

Вновь грибы учить начнем.

Чтобы более подробно познакомиться с грибами, давайте поработаем в группах. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 7 минут. В конце указанного времени группа должна предоставить отчет о проделанной работе. Каждая группа получает задание.

Работа в группах

1 группа

Шляпочные грибы Слайд 10 и 11

2 группа

Плесневые грибы Слайд 12

3 группа

Съедобные и ядовитые грибы.

Слайды 13-19

4 группа

Роль грибов в природе и жизни человека

Слайд 20

По истечении 7 минут каждая группа представляет свою работу перед классом.

После выступления 1 и 2 групп можно включить учебник (строение грибов)- 1мин.

После выступления 3 группы выполнить задание на интерактивной доске «Собери лукошко»

После выступления 4 группы задать вопросы о грибах паразитах.

Учитель: Вы изучили грибы, давайте заполним в таблице третью колонку «Признаки, характерные для грибов»

Релаксация

Послушаем музыку леса. Представим, что лето, лес, поют птички, мы собираем грибы в лукошко. Любите вы собирать грибы? Я набрала целую корзину грибов, и хотела бы с вами поделиться. Но с условием: на следующем уроке вы должны сделать небольшое сообщение о том грибочке, который вам достанется.

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа с учебником, моделирование строения шляпочного гриба с помощью пластилина.

Выполнение лабораторных работ «Строение шляпочного гриба», «Строение мукора»

 

 Групповая работа обучающихся с последующей защитой

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Закрепление изученного материала

      Подведем итог нашего урока, проверим усвоение материала приступаем к выполнению заданий. Выполните тест в ваших маршрутных листах. Оцените себя. Слайд 21 Верные ответы: 1б 2г 3б 4а 5б 6б

Загадки: 7. дрожжи, 8. Плесень

Если останется время – раздать ребусы (один на группу) Синквейн «Грибы»

Выполняют тест

Оценивают себя

  

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

Рефлексия

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Данный материал пригодится мне в жизни….

  • Оцени своё настроение на уроке

Высказывают мнение об уроке.

поднимают картинки

Индивидуальная работа

Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *