Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 29

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.

Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов

I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:

а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; 

б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). - Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.

В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов - в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример). 

В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире. 

1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие - знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример - наше разобранное предложение. 

После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:

Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.

ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова - без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.

1) На дачу приехали мать, отец и два сына.

2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.

Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из "Господ Головлевых" М. Салтыкова-Щедрина:

Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.

И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!

Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:

Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.

Применяя такие конструкции, нужно помнить, что: 

а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;

б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):

Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.

2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире - знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например: 

Надежду и ловца - все море поглотило. (И. Крылов)

Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.

1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки - ничто не помешало прокладке газопровода.

3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится

двоеточие, а после них - тире, например:

Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу - было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)

В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.

Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.

В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения: 

Только нам троим - отцу, мне и Евсеичу - было не грустно смотреть на серое небо.

Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.

Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):

Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, - вдруг нахлынуло и затопило меня.

II. Ошибки в употреблении однородных членов

Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк - место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.

Для справок (в порядке следования предложений)

1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.

2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства.

Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены - слова одинаковых частей речи и грамматических форм.

3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать "забавляла вместе с ребенком".

4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать "воспитывает мечту".

5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных - однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.

6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.

7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.

8. Надо: Городской парк - место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.

Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.

1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. "Золотой теленок".)

2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. "Идиот".)

Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).

1) Я читал роман "Анну Каренину".

2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.

3) Я знаком с группой ребят, болеющими за "Динамо".

4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.

2. Укажите предложение без грамматической ошибки.

1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале "Природа".

2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.

3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.

4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.

Ответ: 3.

rg.ru

Обобщающие слова при однородных членах

Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточиеА по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие: Добрые люди понимали ее [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

Если однородным членам не предшествует обобщающее слово (словосочетание), то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и еще кое-какие привлекательные узелки и коробочки. Как показывает пример, функцию обобщающего слова выполняет сказуемое, непосредственно предшествующее однородным членам-подлежащим: На заседании присутствовали: ... (в деловой речи).
Если однородным членам, выраженным собственными именами лиц, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и так далее, предшествует общее для них приложение или определяемое существительное, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающих слов предупреждающая пауза), то двоеточие не ставится: Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире: Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и тому подобное), то перед последним ставится тире, а после него запятая: Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой - живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. Постановка перед тире также запятой в качестве дополнительного пунктуационного знака связана с условиями контекста, то есть может быть обусловлена каким-либо другим правилом: С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны, - и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием
(запятая закрывает придаточное предложение и открывает присоединительную конструкцию). Если постановка запятой требуется структурой последней части предложения (стоящей после перечисления), то тире опускается и ставится только запятая: Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мед и прочее, но покупает только небольшие безделушки... Указанная пунктуация (двоеточие перед однородными членами и тире после них) сохраняется и в тех случаях, когда обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли, употребляют дважды - перед перечислением и после него: Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю.
Если находящаяся в середине предложения группа однородных членов имеет характер попутного уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, после которого предупредительная пауза отсутствует, то вместо двоеточия перед перечислением ставится тире (то есть однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире): У большинства приволжских городов - Казани, Куйбышева, Саратова и другие - правый берег нагорный, левый - низменный.
Однородные члены предложения при наличии обобщающего слова могут разделяться не запятой, а точкой с запятой, так же как в предложениях без обобщающего слова: Земля, оказывается, бесконечно велика: и моря, и снеговые горы в облаках, и безбрежные пески; и неожиданные города с церквами, похожими на надетые друг на друга колокола, с деревьями, как высокие папоротники; и люди, черные, как вымазанные сажей, голые, страшные, как черти, и плосколицые, с крошечными глазками, в балахонах, в шлыках, с длинными косами; и женщины, закутанные в белые холсты с головы до ног; а рядом с лошадьми - длинноухие полулошадки-полутелята, и слоны с будками на спинах.

lingvotech.com

дополнения,глагол,вводные слова,обобщяющие слова, сказуемое,подлежащие и т.д

Дополнения подчёркиваются пунктиром (маленькие чёрточки) , глагол двумя чёрточками, вводные слова я ещё в школе не проходила (наверное как и обстоятельства) , обобщающие слова никак не подчёркиваются, сказуемое двумя чёрточками (сказуемое тоже самое, что и глагол. Только названия разные) , подлежащее одной чёрточкой, обстоятельства пунктир с точкой, пропущенные буквы одной чёрточкой (под этой буквой) . Если нужно, что-нибудь обращайся! Всегда буду рада помочь!

Дополнения подчеркиваются пунктиром. глагол двумя черточками. вводные слова как обстоятельства точка тире. обобщающие слова кажется также. подлежащие одной чертой

Дополнения подчеркиваются _ _ _ ,.вводные слова _ . _ . _, подлежащие ______, обстоятельства _ . _ . _, определение волнистой, сказуемое 2 чертами

Дополнения-пунктиром, глагол-двумя линиями, вводные слова-точка пунктир, обобщающие слова-каким членом предложения они являются, тем и подчеркиваются, сказуемое-двумя линиями, подлежайщее-одной линией, определение-волнистой линией, причастный оборот-волнистой линией, деепричастный оборот-точка пунктир

Дополнения подчёркиваются пунктиром (маленькие чёрточки) , глагол двумя чёрточками, вводные слова я ещё в школе не проходила (наверное как и обстоятельства) , обобщающие слова никак не подчёркиваются, сказуемое двумя чёрточками (сказуемое тоже самое, что и глагол. Только названия разные) , подлежащее одной чёрточкой, обстоятельства пунктир с точкой, пропущенные буквы одной чёрточкой (под этой буквой) . Если нужно, что-нибудь обращайся! Всегда буду рада помочь!

Дополнения подчёркиваются пунктиром

touch.otvet.mail.ru

обобщающие слова и знаки препинания при них

В русском языке к однородным членам предложения примыкает особая группа слов, которая называется обобщающими.

Что такое обобщающие слова

Обобщающие слова – это слова или сочетания слов, которые являются родовыми понятиями для слов - однородных членов предложения. В предложении «На столе в вазе лежали разные фрукты: ярко-красные яблоки, медово-жёлтые груши, иссиня-фиолетовые крупные сливы и виноград с прозрачно-розовыми ягодами» слово «фрукты» можно рассматривать как родовое для перечисленных далее однородных членов - названий разновидностей этих фруктов. Или же: «Мешки цемента, штабеля кирпичей, куча песка и прочий строительный материал были аккуратно сложены вдоль стены». В этом предложении словосочетание «строительный материал» является родовым для перечисленных предметов этого стройматериала.

Роль обобщающих слов при однородных членах предложения – уточнить последние, конкретизировать их. Благодаря употреблению их, смысл всего предложения становится более точным и понятным. В предложении обобщающие слова рассматриваются как те же члены предложения, что и однородные. Например, в предложении «С весною возвращаются к нам далёкие крылатые путешественники: быстрокрылые ласточки, степенные грачи, величавые аисты» словосочетание «крылатые путешественники» является подлежащим, как и однородные члены, к которым оно относится.

Обобщающие слова, примеры которых приводились выше, были выражены именами существительными. Кроме этого, в их качестве могут выступать такие части речи, как местоимения, наречия: никто, никого, все, всё это, везде, ничто и т.д.

Основные случаи расстановки знаков препинания при обобщающих словах

В зависимости от расположения однородных членов в предложении, в нём употребляются такие знаки препинания, как тире и двоеточие.

  • Если обобщающие слова при однородных членах находятся на первом месте, то они разделяются двоеточием: «Вода была везде: сыпалась нудным дождём с серого неба, заливалась за шиворот под деревьями, журчала с водосточных труб, звонко булькала под ногами».
  • Когда обобщающее слово находится в предложении после однородных членов, перед ним проставляется тире: «Тетрадки, книжки, пенал, коробка красок и пучок карандашей – всё своё школьное богатство малыши с удовольствием выкладывали на парты».
  • В языке встречаются конструкции типа: обобщающие слова – однородные члены – другие слова в предложении. В этом случае после обобщающих слов ставится двоеточие, а после однородных членов – тире: «В любое время года: в зимнюю стужу и осеннюю мокрынь, в весеннюю распутицу и летнюю сушь – наш юродивый ходил босиком».
  • Бывает, что после однородных членов предложения стоит вводное слово или словосочетание (одним словом; словом; следовательно; короче говоря), а после - обобщающее. В таком случае тире ставится перед вводной частью, а после неё запятая: «В горьковатом запахе палой листвы, в думке костров во дворах, в особой свежести вечернего воздуха – одним словом, во всём явственно ощущалось приближение осени».
  • Когда однородные члены располагаются в середине предложения и носят уточняющий характер значения, логически выделяя обобщающее слово, то в предложении ставятся два тире: «Обычно из соседних сёл – Ивановки, Глущовки, Верхневодья – крестьяне на ярмарку съезжались заранее».

fb.ru

Внеклассный урок - Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

 

 

Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.

Например:

В корзине была дичь: два те­терева и утка (И. Гончаров).

 

Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены.

Обоб­щающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.

В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия.

Например:

В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой).

В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: верши­ны гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали... (К.Паустовский).

 

 

Знаки препинания при обобщающих словах:

 

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то оно отделяется знаком тире.

Учебники, тетради, карандаши – всё было выложено на стол.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

На праздник пришли все: друзья, соседи, одноклассники.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но предложение не заканчивается ими, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных слов – тире.

Эта же конструкция сохраняется и в том случае, если обобщающее слово повторяется после однородных членов.

Всегда: зимой, летом, весной,
осенью – старец Порфирий ходил босиком.

 

Мне хотелось знать про всё: про планеты, галактики, черную дыру – про всё, что называется Вселенной.

Если после обобщающего слова или словосочетания стоят слова КАК-ТО, А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ, НАПРИМЕР, то перед этими словами ставится запятая, а после них двоеточие.

С детьми надо общаться, а именно: играть, беседовать, даже смотреть мультики.

Если обобщающее слово не стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление. В этом случае функцию обобщающего слова обычно выполняет сказуемое, стоящее непосредственно перед однородными членами.

НО!

Если перед однородным членами, выраженными собственными именами лиц, географическими названиями и т.д, стоит приложение или определяемое существительное, не выступающее в роли обобщающего слова, то двоеточие не ставится.

Городами-героями являются: Москва, Волгоград, Севастополь…

 

 

 

НО!

Туристы побывали в городах-героях Москве, Волгограде, Севастополе.

Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, КОРОЧЕ ГОВОРЯ и т.д.), то перед вводным словом ставится тире, а после него – запятая.

В лесу, в поле,  в воздухе – словом, везде чувствовалось приближение осени.

Если однородные члены находятся в середине предложения и имеют характер уточнения, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, то однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире.

Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11–12-й армейские казачьи полки…

(М.Шолохов).

 

 

 

raal100.narod.ru

Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны

 

Обобщающие слова

при однородных членах предложения

 

       Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.

 

     Вспомните!

 

     - Что такое обобщающее слово? 


     - Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным.

      

  
     А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа. 
    

     Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам.     

                                                             

     Все в тающей дымке: холмы, перелески.
     В саду, в доме – всюду стояла тишина.
     Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью. 

     Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.

    

     Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.

     На траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин.
     От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
     Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
     Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.

     Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.

    

     Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.

    

     Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
     Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
     Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
     Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного.

      Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.

    

    Задание 4. Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Рассмотрите схемы и запишите их в лингвистическую тетрадь (Раздел "Синтаксис").

 

    

     Попробуйте устно рассказать о постановке знаков препинания.

 

    

      Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.


     Сад степь двор все было в холодной тени.
     Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
     Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
     Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
    

     В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие.

 

     Пример:
     В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
    

     А в этом предложении сами поставьте знаки препинания.
     Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.

     Обратите внимание  на интонацию, с которой произносятся предложения с обобщающими словами. Прочитайте предложение.

     Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
    

    Вы, наверно, обратили внимание, что  обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Однородные члены предложения читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.
    

     Прочитайте следующее предложение. 
     Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.

     

     В данном случае перечисление однородных членов заканчивается повышением тона на последнем из них, далее следует пауза. Обобщающее слово произносится со значительным усилением голоса, с интонацией пояснения, итога.

 

      Выполните тест.

 

 

 

     

     

 

      Домашнее задание. Знать теорию, упр. №183.

 

     Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.

 

gvozdikova.ucoz.ru

обобщающие слова - это... Что такое обобщающие слова?


обобщающие слова

Слово или словосочетание, выступающее в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Между обобщающим словом и однородными членами чаще всего устанавливаются смысловые отношения ближайшего или более отдаленного родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой нх выражения являются однородные члены). Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, соек (Пришвин). На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы (3акруткин). Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части. А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами (Шолохов).

Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обобщающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует п о-яснительная свяаь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др. Острогою бьется крупная рыба, как-то; щуки, сомы, жерехи, судаки (Аксаков). Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил у денъжонку, ладил с барином и прочими властями (Тургенев).

Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с вим в падеже. Все прощал Куликов товарищу: и жалкую душу, и мокрые слезы, и плохую дружбу (Горбатов).

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.

  • областной словарь
  • обобщенно-личное предложение

Смотреть что такое "обобщающие слова" в других словарях:

  • Обобщающие слова при однородных членах —      1. Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие, например: А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полёгшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки,… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Обобщающие слова при однородных членах —      1. Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие, например: А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полёгшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки,… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Вводные слова и словосочетания —      1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:           1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Вводные слова и словосочетания —      1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:           1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • перенос слова — Функция, которая позволяет автоматически размещать слово на следующей строке в случае, если длина слова и относящиеся к нему знаки пунктуации превышают допустимое место на строке. [ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382 23 2004] Тематики обработка текста Обобщающие …   Справочник технического переводчика

  • ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • ПУНКТУАЦИЯ — @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Обособленные приложения —      1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Обособленные приложения —      1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) …   Справочник по правописанию и стилистике

  • уточняющие члены предложения — Члены предложения, ограничивающие объем понятия, выражаемого предшествующим одноименным уточняемы” членом предложения. На другой день, рано утром, Оленин проснулся от свежести в своей перекладной и равнодушно взглянул направо (Л. Толстой)… …   Словарь лингвистических терминов


dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о