Курс подготовки к ЕГЭ. Урок 29
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.
Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов
I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:
а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;
б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). — Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?)
В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов — в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).
В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.
1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие — знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример — наше разобранное предложение.
После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:
Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.
ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова — без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из «Господ Головлевых» М. Салтыкова-Щедрина:
Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.
И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!
Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово
Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.
Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:
а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;
б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):
Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.
2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире — знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:
Надежду и ловца — все море поглотило. (И. Крылов)
Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки — ничто не помешало прокладке газопровода.
3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире, например:
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу — было не грустно и не скучно смотреть на серое небо.
В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.
Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.
В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:
Только нам троим — отцу, мне и Евсеичу — было не грустно смотреть на серое небо.
Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.
Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):
Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, — вдруг нахлынуло и затопило меня.
II. Ошибки в употреблении однородных членов
Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.
1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк — место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.
Для справок (в порядке следования предложений)
1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (
2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены — слова одинаковых частей речи и грамматических форм.
3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать «забавляла вместе с ребенком».
4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать «воспитывает мечту».
5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных — однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.
6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.
7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.
8. Надо: Городской парк — место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.
Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.
1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. «Золотой теленок».)
2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. «Идиот».)
Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
1) Я читал роман «Анну Каренину».
2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
3) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Динамо».
4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
2. Укажите предложение без грамматической ошибки.
1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале «Природа».
2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.
4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.
Ответ: 3.
rg.ru
Обобщающие слова при однородных членах
Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие: А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие: Добрые люди понимали ее [жизнь] не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.
Если однородным членам не предшествует обобщающее слово (словосочетание), то двоеточие
Если однородным членам, выраженным собственными именами лиц, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и так далее, предшествует общее для них приложение или определяемое существительное, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в этом случае отсутствует характерная для произнесения обобщающих слов предупреждающая пауза), то двоеточие не ставится: Писатели-классики Гоголь, Тургенев, Чехов рисовали картины из жизни крестьян.
Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире: Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и тому подобное), то перед последним ставится тире, а после него запятая: Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой — живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. Постановка перед тире также запятой в качестве дополнительного пунктуационного знака связана с условиями контекста, то есть может быть обусловлена каким-либо другим правилом: С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, странники, почтальоны, — и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием (запятая закрывает придаточное предложение и открывает присоединительную конструкцию). Если постановка запятой требуется структурой последней части предложения (стоящей после перечисления), то тире опускается и ставится только запятая: Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения, как-то: муку, пеньку, мед и прочее, но покупает только небольшие безделушки… Указанная пунктуация (двоеточие перед однородными членами и тире после них) сохраняется и в тех случаях, когда обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли, употребляют дважды — перед перечислением и после него: Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце и звезды, и про великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю.
Если находящаяся в середине предложения группа однородных членов имеет характер попутного уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, после которого предупредительная пауза отсутствует, то вместо двоеточия перед перечислением ставится тире (то есть однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире): У большинства приволжских городов — Казани, Куйбышева, Саратова и другие — правый берег нагорный, левый — низменный.
Однородные члены предложения при наличии обобщающего слова могут разделяться не запятой, а точкой с запятой, так же как в предложениях без обобщающего слова: Земля, оказывается, бесконечно велика: и моря, и снеговые горы в облаках, и безбрежные пески; и неожиданные города с церквами, похожими на надетые друг на друга колокола, с деревьями, как высокие папоротники; и люди, черные, как вымазанные сажей, голые, страшные, как черти, и плосколицые, с крошечными глазками, в балахонах, в шлыках, с длинными косами; и женщины, закутанные в белые холсты с головы до ног; а рядом с лошадьми — длинноухие полулошадки-полутелята, и слоны с будками на спинах.
lingvotech.com
дополнения,глагол,вводные слова,обобщяющие слова, сказуемое,подлежащие и т.д
Дополнения подчёркиваются пунктиром (маленькие чёрточки) , глагол двумя чёрточками, вводные слова я ещё в школе не проходила (наверное как и обстоятельства) , обобщающие слова никак не подчёркиваются, сказуемое двумя чёрточками (сказуемое тоже самое, что и глагол. Только названия разные) , подлежащее одной чёрточкой, обстоятельства пунктир с точкой, пропущенные буквы одной чёрточкой (под этой буквой) . Если нужно, что-нибудь обращайся! Всегда буду рада помочь!
Дополнения подчеркиваются пунктиром. глагол двумя черточками. вводные слова как обстоятельства точка тире. обобщающие слова кажется также. подлежащие одной чертой
Дополнения подчеркиваются _ _ _ ,.вводные слова _ . _ . _, подлежащие ______, обстоятельства _ . _ . _, определение волнистой, сказуемое 2 чертами
Дополнения-пунктиром, глагол-двумя линиями, вводные слова-точка пунктир, обобщающие слова-каким членом предложения они являются, тем и подчеркиваются, сказуемое-двумя линиями, подлежайщее-одной линией, определение-волнистой линией, причастный оборот-волнистой линией, деепричастный оборот-точка пунктир
Дополнения подчёркиваются пунктиром (маленькие чёрточки) , глагол двумя чёрточками, вводные слова я ещё в школе не проходила (наверное как и обстоятельства) , обобщающие слова никак не подчёркиваются, сказуемое двумя чёрточками (сказуемое тоже самое, что и глагол. Только названия разные) , подлежащее одной чёрточкой, обстоятельства пунктир с точкой, пропущенные буквы одной чёрточкой (под этой буквой) . Если нужно, что-нибудь обращайся! Всегда буду рада помочь!
Дополнения подчёркиваются пунктиром
touch.otvet.mail.ru
обобщающие слова и знаки препинания при них
В русском языке к однородным членам предложения примыкает особая группа слов, которая называется обобщающими.
Что такое обобщающие слова
Обобщающие слова – это слова или сочетания слов, которые являются родовыми понятиями для слов — однородных членов предложения. В предложении «На столе в вазе лежали разные фрукты: ярко-красные яблоки, медово-жёлтые груши, иссиня-фиолетовые крупные сливы и виноград с прозрачно-розовыми ягодами» слово «фрукты» можно рассматривать как родовое для перечисленных далее однородных членов — названий разновидностей этих фруктов. Или же: «Мешки цемента, штабеля кирпичей, куча песка и прочий строительный материал были аккуратно сложены вдоль стены». В этом предложении словосочетание «строительный материал» является родовым для перечисленных предметов этого стройматериала.
Роль обобщающих слов при однородных членах предложения – уточнить последние, конкретизировать их. Благодаря употреблению их, смысл всего предложения становится более точным и понятным. В предложении обобщающие слова рассматриваются как те же члены предложения, что и однородные. Например, в предложении «С весною возвращаются к нам далёкие крылатые путешественники: быстрокрылые ласточки, степенные грачи, величавые аисты» словосочетание «крылатые путешественники» является подлежащим, как и однородные члены, к которым оно относится.
Обобщающие слова, примеры которых приводились выше, были выражены именами существительными. Кроме этого, в их качестве могут выступать такие части речи, как местоимения, наречия: никто, никого, все, всё это, везде, ничто и т.д.
Основные случаи расстановки знаков препинания при обобщающих словах
В зависимости от расположения однородных членов в предложении, в нём употребляются такие знаки препинания, как тире и двоеточие.
- Если обобщающие слова при однородных членах находятся на первом месте, то они разделяются двоеточием: «Вода была везде: сыпалась нудным дождём с серого неба, заливалась за шиворот под деревьями, журчала с водосточных труб, звонко булькала под ногами».
- Когда обобщающее слово находится в предложении после однородных членов, перед ним проставляется тире: «Тетрадки, книжки, пенал, коробка красок и пучок карандашей – всё своё школьное богатство малыши с удовольствием выкладывали на парты».
- В языке встречаются конструкции типа: обобщающие слова – однородные члены – другие слова в предложении. В этом случае после обобщающих слов ставится двоеточие, а после однородных членов – тире: «В любое время года: в зимнюю стужу и осеннюю мокрынь, в весеннюю распутицу и летнюю сушь – наш юродивый ходил босиком».
- Бывает, что после однородных членов предложения стоит вводное слово или словосочетание (одним словом; словом; следовательно; короче говоря), а после — обобщающее. В таком случае тире ставится перед вводной частью, а после неё запятая: «В горьковатом запахе палой листвы, в думке костров во дворах, в особой свежести вечернего воздуха – одним словом, во всём явственно ощущалось приближение осени».
- Когда однородные члены располагаются в середине предложения и носят уточняющий характер значения, логически выделяя обобщающее слово, то в предложении ставятся два тире: «Обычно из соседних сёл – Ивановки, Глущовки, Верхневодья – крестьяне на ярмарку съезжались заранее».
fb.ru
Внеклассный урок — Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.
Например:
В корзине была дичь: два тетерева и утка (И. Гончаров).
Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены.
Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.
В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия.
Например:
В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой).
В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали… (К.Паустовский).
Знаки препинания при обобщающих словах:
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то оно отделяется знаком тире. | Учебники, тетради, карандаши – всё было выложено на стол. |
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. | На праздник пришли все: друзья, соседи, одноклассники. |
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но предложение не заканчивается ими, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных слов – тире. Эта же конструкция сохраняется и в том случае, если обобщающее слово повторяется после однородных членов. | Всегда: зимой, летом, весной,
Мне хотелось знать про всё: про планеты, галактики, черную дыру – про всё, что называется Вселенной. |
Если после обобщающего слова или словосочетания стоят слова КАК-ТО, А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ, НАПРИМЕР, то перед этими словами ставится запятая, а после них двоеточие. | С детьми надо общаться, а именно: играть, беседовать, даже смотреть мультики. |
Если обобщающее слово не стоит перед однородными членами, то двоеточие ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление. В этом случае функцию обобщающего слова обычно выполняет сказуемое, стоящее непосредственно перед однородными членами. НО! Если перед однородным членами, выраженными собственными именами лиц, географическими названиями и т.д, стоит приложение или определяемое существительное, не выступающее в роли обобщающего слова, то двоеточие не ставится. | Городами-героями являются: Москва, Волгоград, Севастополь…
НО! Туристы побывали в городах-героях Москве, Волгограде, Севастополе. |
Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, КОРОЧЕ ГОВОРЯ и т.д.), то перед вводным словом ставится тире, а после него – запятая. | В лесу, в поле, в воздухе – словом, везде чувствовалось приближение осени. |
Если однородные члены находятся в середине предложения и имеют характер уточнения, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, то однородные члены с двух сторон выделяются посредством тире. | Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11–12-й армейские казачьи полки… (М.Шолохов). |
raal100.narod.ru
Сайт учителя русского языка Гвоздиковой Елены Ивановны
Обобщающие слова
при однородных членах предложения
Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака.
Вспомните!
— Что такое обобщающее слово?
— Когда при слове есть однородные члены, которые представляют перечень предметов, обобщенные этим словом, оно называется обобщенным.
А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом нашей работы будет самостоятельная работа.
Задание 1. Найдите в предложениях обобщающие слова, которые дают одно более общее наименование всем однородным членам.
Все в тающей дымке: холмы, перелески.
В саду, в доме – всюду стояла тишина.
Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая трава – было покрыто шершавой тканью.
Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее наименование всем однородным членам.
Задание 2. Докажем, что обобщающее слово может быть любым членом предложения. Запишите данные предложения, найдите обобщающие слова и подчеркните их как член предложения. Внимание! Обобщающее слово и однородные члены, являются одним членом предложения.
От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего побежали длинные тени.
Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал лыжную тропу.
Все: поля, небо, кусты, морозный туман – окрасились розовым цветом.
Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами предложения.
Задание 3. Следующий грамматический признак, который нам придется доказать, это возможность обобщающего слова быть выраженным любой частью речи, словосочетанием, фразеологизмом и предложением. В данных предложениях определите, чем выражено обобщающее слово.
Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно.
Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины.
Стихи я люблю читать всякие, какие только попадались мне в руки: и те, которые хорошо понимал, и те где было много неясного.
Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены любой частью речи.
Задание 4. Мы дошли до самого сложного шага: знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. Рассмотрите схемы и запишите их в лингвистическую тетрадь (Раздел «Синтаксис»).
Попробуйте устно рассказать о постановке знаков препинания.
Решите несколько пунктуационных задач. Расставьте в предложениях знаки препинания.
Сад степь двор все было в холодной тени.
Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы.
Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
Мне казалось что все это и певучие крики разносчиков и заводские гудки и торопливые свистки паровозов на ветке имеет какое-то отношение к моему приезду.
В данное правило надо внести еще одно значительное дополнение. После обобщающих слов могут стоять вводные слова (словом, одним словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…). ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними ставится запятая, а перед однородными членами, как всегда, двоеточие.
Пример:
В парке были представлены различные виды хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.
А в этом предложении сами поставьте знаки препинания.
Другие факты, а именно: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимою, морские бризы и прочее – играют второстепенную роль.
Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся предложения с обобщающими словами. Прочитайте предложение.
Солнце всем светит одинаково: и человеку, и зверю, и дереву.
Вы, наверно, обратили внимание, что обобщающее слово произносится с логическим ударением и интонацией предупреждения. Однородные члены предложения читаются пониженным тоном с перечислительной интонацией.
Прочитайте следующее предложение.
Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – все это располагает к сказке.
В данном случае перечисление однородных членов заканчивается повышением тона на последнем из них, далее следует пауза. Обобщающее слово произносится со значительным усилением голоса, с интонацией пояснения, итога.
Выполните тест.
Домашнее задание. Знать теорию, упр. №183.
Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.
gvozdikova.ucoz.ru
обобщающие слова — это… Что такое обобщающие слова?
- обобщающие слова
Слово или словосочетание, выступающее в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов. Между обобщающим словом и однородными членами чаще всего устанавливаются смысловые отношения ближайшего или более отдаленного родового понятия (грамматической формой его выражения является обобщающее слово) и видовых понятий (грамматической формой нх выражения являются однородные члены). Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, соек (Пришвин). На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы (3акруткин). Между обобщающим словом и однородными членами могут быть также отношения целого и части. А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами (Шолохов).
Однородные члены конкретизируют содержание понятия, выраженного обобщающим словом, поэтому между ним и однородными членами существует п о-яснительная свяаь, которая находит свое выражение в наличии или возможности вставки слов а именно, как-то, то есть и др. Острогою бьется крупная рыба, как-то; щуки, сомы, жерехи, судаки (Аксаков). Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил у денъжонку, ладил с барином и прочими властями (Тургенев).
Грамматически однородные члены являются уточняющими словами по отношению к обобщающему слову и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию, согласуясь с вим в падеже. Все прощал Куликов товарищу: и жалкую душу, и мокрые слезы, и плохую дружбу (Горбатов).
Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976.
- областной словарь
- обобщенно-личное предложение
Смотреть что такое «обобщающие слова» в других словарях:
Обобщающие слова при однородных членах — 1. Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие, например: А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полёгшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки,… … Справочник по правописанию и стилистике
Обобщающие слова при однородных членах — 1. Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие, например: А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полёгшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки,… … Справочник по правописанию и стилистике
Вводные слова и словосочетания — 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению: 1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:… … Справочник по правописанию и стилистике
Вводные слова и словосочетания — 1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению: 1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:… … Справочник по правописанию и стилистике
перенос слова — Функция, которая позволяет автоматически размещать слово на следующей строке в случае, если длина слова и относящиеся к нему знаки пунктуации превышают допустимое место на строке. [ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382 23 2004] Тематики обработка текста Обобщающие … Справочник технического переводчика
ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике
ПУНКТУАЦИЯ — @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 … Справочник по правописанию и стилистике
Обособленные приложения — 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике
Обособленные приложения — 1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике
уточняющие члены предложения — Члены предложения, ограничивающие объем понятия, выражаемого предшествующим одноименным уточняемы” членом предложения. На другой день, рано утром, Оленин проснулся от свежести в своей перекладной и равнодушно взглянул направо (Л. Толстой)… … Словарь лингвистических терминов
dic.academic.ru