Параграф 2. Виды корней и типы корневых систем

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 Класс
    • Математика

resheba.me

Строение и функции корня

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Разработка урока биологии

«Строение и функции корня»

для 6 класса

Учитель биологии и химии Высшей категории: Головатенко Н.В.

Разработка урока биологии

«Строение и функции корня»

для 6 класса

Место урока в теме: это первый урок в теме «Строение покрытосеменных растений». На предыдущих уроках учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме.

Тема урока: Строение и функции корня.

Цели урока:

Образовательная: закрепить имеющиеся знания учащихся о видах корней и типах корневых систем; систематизировать понятие «корень»; сформировать представление о зонах корня и особенностях их тканевого и клеточного строения в связи с выполняемыми функциями; познакомить учащихся с видоизменениями корней, подвести к представлению о приспособленности растений к условиям существования.

Развивающая: способствовать формированию у учащихся умения разъяснять особенности строения зон корня; создать условия для развития практических умений по распознаванию и определению зон корня и видоизменений корней; активизировать логическое мышление, умение анализировать результаты своей деятельности и делать обоснованные выводы.

Воспитательная: активизировать познавательный интерес учащихся к теме урока; способствовать развитию кругозора и углублению знаний об окружающем мире.

Оборудование: семена и проростки фасоли с развитыми корнями, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник (Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2005).

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы:

словесные (эвристическая беседа, рассказ)

наглядные (демонстрация рисунков, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов, натуральных объектов)

практические (работа с натуральными объектами, с текстом учебника)

Литература:

1С Репетитор. Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. Министерство образования Российской Федерации. ГУ РЦ ЭМТО; Кирилл и Мефодий;, 2003.

Гуленкова М.А, Дмитриева Т.А. Дидактические материалы по биологии: 6 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

Лебедев С. Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. – М.: Глобус, 2008.

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2002г.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей. М.: Аст – Пресс», 1998.

    ПЛАН УРОКА

    Организационный момент

    Речевая зарядка

    Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

    Актуализация знаний

    Постановка целей урока

      Изучение нового материала

      Формирование понятия «корень»

      Изучение зон корня

      Зарядка для глаз

      Изучение видоизменений корней

        Домашнее задание

        Закрепление

        Итог урока.

        Ход урока.

        1. Организационный момент

        (Учитель дает установку на урок, проверяет готовность класса к уроку и посещаемость)

        2.Речевая зарядка.

        3. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

        -Обратите внимание, что лежит на ваших столах?

        -Семена и проростки фасоли.

        а) Актуализация знаний

        Рассмотрим вначале семя.

        Что такое семя?

        Семя – зачаток будущего растения.

        Из чего состоит семя?

        Семя состоит из семенной кожуры и зародыша.

        Попробуйте снять семенную кожуру с семени фасоли.

        (Пробуют, но не получается)

        Каково значение семенной кожуры для зародыша?

        Защита зародыша.

        Какие части различают в зародыше?

        Зародыш состоит из зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

        Найдите сколько семядолей у семени фасоли?

        У семени фасоли 2 семядоли.

        К каким растениям относится фасоль по количеству семядолей?

        По количеству семядолей фасоль относится к двудольным растениям.

        Приведите примеры двудольных растений.

        Подсолнечник, бобы и т. д.

        А сколько еще может быть семядолей в семени растений и как называются такие растения?

        Бывают семена с одной семядолей. Эти растения называются однодольными.

        Приведите примеры однодольных растений.

        Пшеница, рожь и т.д.

        Теперь определим последовательность прорастания семени.

        Вначале появляется корень из зародышевого корешка, затем стебель

        из зародышевого стебелька и листья из семядолей.

        Итак, первым появляется корень из зародышевого корешка.

        А какой корень формируется из зародышевого корешка?

        Из зародышевого корешка формируется главный корень.

        -А какие корни появляются позже?

        Позже от главного корня образуются боковые корни,

        а от зеленых частей растений придаточные.

        -Что образует совокупность всех корней растения?

        Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

        -Перечислите типы корневых систем.

        Стержневая и мочковая корневая система.

        Существует ли связь между типом корневом системы и

        количеством семядолей в семени растения?

        Да, существует. Для однодольных растений характерна

        мочковатая корневая система, а для двудольных – стержневая.

        б) постановка целей урока

        Итак, мы логично подошли к теме сегодняшнего урока.

        Что мы сегодня будем изучать?

        Корень.

        Что конкретно мы должны сегодня узнать?

        Что такое корень, строение и функции корня.

        (Записывают дату и тему урока в классных тетрадях)

        А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос:

        может ли растение обойтись без корня?

        3. Изучение нового материала

        а) формирование понятия «корень»

        Давайте посмотрим, как происходит рост корня в ускоренной записи.

        Итак, давайте же выясним, что же такое есть корень?

        (Запись в тетради определение понятия «корень»)

        б) изучение зон корня

        Корень не однороден по своему строению, поэтому выделяют зоны корня.

        Сколько зон выделяют в строении корня?

        В строении корня выделяют 4 зоны: деления, роста, всасывания и проведения

        Из каких тканей и клеток состоит каждая зона?

        (Работают со схемой в тетради)

        Строение корня обеспечивает его функции

        Какие функции выполняет корень?

        У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции.

        (Работа с текстом учебника (§21, стр. 98)

        3. Домашнее задание

        4. Закрепление

        Вопросы:

        Корни растения, живущего на деревьях, поглощающие дождевую воду.

        Корни, образовавшиеся в результате утолщения боковых или придаточных корней.

        Придаточные корни растения, живущего на стволах тропических растений, дорастающие до земли.

        Главные корни, в которых запасаются питательные вещества.

        Придаточные корни, позволяющие прикрепляться к опоре (стене, стволу).

        Корни растений топких берегов рек, растущие вверх, достигая поверхности почвы.

        Ответы:

        1. Корнеплоды

        2. Корневые клубни

        3. Корни-прицепки

        4. Дыхательные корни

        5. Воздушные корни

        6. Корни подпорки.

        5. Итог урока.

        Итак, что мы сегодня изучили на уроке?

        Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня.

        Как мы это изучали?

        Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д.

        Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему?

        (отвечают)

        Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»?

        Да.

        (Выставление оценок активным обучающимся)

        Наш урок подошёл к концу. До-свидания.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Корень. Виды корней растений и их функции

        Высшие растения отличаются от низших тем, что их тело четко дифференцировано на органы. Они более высоко организованы, имеют сложно устроенные проводящие системы и ткани. Разнообразию их нет предела.

        Приспосабливаясь к разным условиям обитания, они были вынуждены сформировать необычные структуры в своем строении. Изменить, модернизировать и адаптировать некоторые части тела, чтобы получить больше шансов на комфортное существование. Больше всего это отразилось на корнях растений.

        Органы высших растений

        Все их можно разделить на две группы:

        • наземные;
        • подземные.

        К первой следует отнести стебель, листья, цветок и плод. Ко второй - корневую систему со всеми входящими в ее состав элементами. На первый взгляд ошибочно кажется, что таковых совсем немного, ведь это просто корень. Органы растений представляют собой довольно сложно организованные структуры, поэтому внешняя простота обманчива. Это касается всех частей организма.

        Подземный орган корень: виды корней

        Корни растений могут быть различными как по окраске, так и по форме, длине, разветвленности. Всего можно выделить три основных разновидности типов корешков. Название видов корней следующее.

        1. Главный. Это основной осевой корень, наиболее глубоко уходящий под землю. Как правило, он толще, чем остальные и длиннее. Свое начало он берет из зародышевого корешка. В нем располагаются основные проводящие и всасывающие зоны, через которые вещества транспортируются в стебель растения, а из последнего разносятся по всему организму.
        2. Придаточные. Эти структуры отходят непосредственно от главного корня и ветвятся в стороны, увеличивая общую массу всей системы. Функция их, как и главного, заключаются во всасывании веществ и удержании растения в земле.
        3. Боковые. Данные элементы - это тонкие волосообразные корешки, отходящие от придаточных структур. Их толщина иногда всего один-два миллиметра. Разные виды корней неодинаковы по численности, но именно боковые в общей массе доминируют по этому показателю.

        Таким образом, для наземных растений характерно три типа корней, которые в общем органичном сочетании формируют целые системы.

        Типы корневых систем

        Какие бывают виды корней, мы выяснили. Теперь остается разобраться с вопросом систем, ими образованных. Всего различают два основных типа.

        1. Стержневая. Характерна для класса Однодольные растения (злаки, лилейные, пальмовые и другие). Основная отличительная особенность: ярко выражен главный корень и слабо - придаточные и боковые.
        2. Мочковатая. Характерна для класса Двудольные растения (розоцветные, крестоцветные, бобовые и так далее). Особенность, которую имеет корень: виды корней выражены в одинаковой степени. Нет главного, так как придаточные и боковые своим ветвлением его подавляют, и формируется общая сильно изрезанная структура.

        Больше вариантов корневых систем не известно.

        Разновидности измененных структур

        Мы рассмотрели, какие бывают виды корней. Но существуют еще и их измененные формы. То есть когда главный, боковые и придаточные корни преобразуются в несколько иную форму, помогающую растению приспосабливаться к тем или иным условиям обитания.

        Виды измененных корней следующие:

        • корнеплоды;
        • зацепки;
        • ходульные;
        • корневые клубни;
        • воздушные;
        • корневые шишки;
        • втягивающиеся;
        • корни-подпорки;
        • дыхательные;
        • корни-присоски.

        У отдельных тропических видов выделяются некоторые узкоспецифичные преобразования корневой системы. Мы же рассмотрим наиболее интересные и распространенные варианты.

        Воздушные корни

        Растения с воздушными корнями - это обитатели таких мест, в которых почва бедна влагой и кислородом. Это могут быть засоленные земли или избыточно кислые (щелочные). Поэтому таким особям категорически не хватает кислорода. Чтобы улавливать и поглощать его дополнительно, они приспособились следующим образом.

        Их боковые корни возвышаются над землей и таким способом поглощают влагу и кислород прямо из окружающего воздуха. Смотрятся растения с видоизмененными корнями очень необычно, иногда даже пугающе. Если воздушных корней образуется слишком много, то дерево выглядит очень объемным, кустистым и каким-то немного сказочным.

        В древние времена растениям с подобными особенностями приписывали различные магические свойства, потому что выглядели они действительно мистически. Представителями можно назвать следующие виды:

        Ходульные корни

        Очевидно, что опора - это главная функция, которую выполняет корень. Виды корней, которые являются измененными придатками основных структур, также могут служить для этой цели. Типичным примером являются ходульные корни. Они формируются у растений, произрастающих:

        • в плотном и вязком иле;
        • прибрежных зонах (полосах), где погружены в воду;
        • в песчаном грунте.

        Они очень важны, ведь рост свой начинают именно со стебля. Таким способом организм укрепляется в земле. Многочисленные твердые и прочные ходульные придатки в целом придают растению устойчивость и способствуют плотному укоренению.

        Примеры организмов, для которых характерны подобные структуры, можно привести такие:

        • маис;
        • мангровые заросли;
        • панданус;
        • малайское дерево;
        • некоторые виды пальм;
        • авиценния;
        • нипа;
        • ризофора;
        • пробковое дерево и другие.

        В целом растения с подобными корнями имеет вид организма, словно стоящего на ходулях. Иногда они похожи на шатер, в других случаях просто создается впечатление многогранного мощного ствола.

        Корни-подпорки

        Есть множество удивительных вещей, о которых нам рассказывает наука биология. Виды корней у некоторых растений настолько нелепы и нереальны, что сложно вообразить себе их натуральность.

        Например, существуют такие разновидности этих органов, как столбовидные, или корни-подпорки. Их главное назначение - обеспечить растению не только дополнительную опору и устойчивость, но и воздушное питание. Наподобие воздушных, они тоже способны фиксировать из воздуха атмосферный кислород.

        Таким образом, получается, что столбовидные видоизменения - это сочетание воздушных и ходульных корней. Растения, для которых характерны такие структуры, это:

        • фикус эластика;
        • баньяны;
        • некоторые тропические деревья.

        Особенности формирования таких корней в том, что они возникают от горизонтальных ветвей и затем растут вниз до земли. Достигнув ее, укореняются и становятся надежной дополнительной опорой. А так как находятся над землей, то и вторую функцию - поглощения кислорода - выполняют успешно.

        Корнеплоды

        Такое видоизменение известно каждому, ведь именно его мы выращиваем на дачных участках. У растений с такими структурами самый сочный и питательный корень. Виды корней подобного изменения могут быть такими:

        • клубни;
        • корнеплоды.

        Корневые клубни формируются из придаточных корешков и боковых. В них накапливается большое количество питательных веществ, что позволяет растению ускорить вегетацию и чувствовать себя более защищенным при наступлении неблагоприятных условий. Примеры растений:

        • артишок;
        • настурция;
        • картофель;
        • земляная груша;
        • бегония;
        • каладиум;
        • диаскарея;
        • кувшинка и другие.

        Корнеплоды, хотя и содержат в названии слово "плод", но к этим органам никакого отношения не имеют. Это утолщенный главный корень растения, в котором происходит накопление большой массы питательных веществ, пигментов, витаминов и так далее.

        Примеры таких растений самые популярные:

        • сельдерей;
        • морковь;
        • свекла;
        • петрушка;
        • цикорий;
        • редька;
        • пастернак и прочие.

        Эти культуры являются одними из самых востребованных культурных растений. Их готовят, используют для приготовления лекарственных средств, получают из них витамины.

        Какие функции выполняет корень растения?

        Ответ на этот вопрос уже затрагивался в ходе статьи. Остается только лишь подытожить и обобщить все сказанное, чтобы четко обозначить ответ на вопрос: "Какие функции выполняет корень растения?"

        1. Якорная, или закрепляющая.
        2. Осуществление поглощения и транспорта минеральных соединений и воды.
        3. Видоизменения служат для фиксации и хранения питательных веществ.
        4. Корень является органом размножения вегетативным способом.
        5. В нем происходит формирование витаминов, гормонов, пигментов.
        6. Корень вступает в симбиотические взаимоотношения с бактериями, грибами.

        Специфические видоизменения корней служат для разных функциональных приспособлений. О них мы уже говорили при рассмотрении каждого конкретного примера.

        fb.ru

        нужн конспект по биологи за 6 класс

        Структура: Какие функции выполняет корень? Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными? Что такое корневая система? Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой? Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой? или такой вид: Внешнее строение корня и его функции. Виды корней. Виды корневых систем. Рост корня. Движение корня. Сам конспект: Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев) . С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня. Кончик корня покрыт корневым чехликом, защищающим его от механических повреждений. Далее расположена зона деления клеток. Возникающие при этом новые клетки составляют зону роста. За ней находится зона всасывания или зона корневых волосков. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению. В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН) . Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток, находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой. Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – “тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ называется хемотропизмом.

        Корень — осевой, подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину и положительным геотропизмом. Корень осуществляет закрепление растения в почве и обеспечивает поглощение и проведение воды с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям. На корне нет листьев и хлоропластов. Кроме основного корня, многие растения имеют многочисленные придаточные корни. Совокупность всех корней растения называют корневой системой. В случае, когда главный корень незначительно выражен, а придаточные корни выражены значительно, корневая система называется мочковатой. Если главный корень выражен значительно, корневая система называется стержневой. Некоторые растения откладывают в корне запасные питательные вещества, такие образования называют корнеплодами. Содержание [показать] * 1 Основные функции корня * 2 Происхождение корня * 3 Видоизменения и специализация корней * 4 Особенности строения корней * 5 Типы корневых систем * 6 Зоны молодого корневого окончания * 7 Анатомическое строение корня * 8 Литература [править] Основные функции корня 1. Опорная (закрепление растения в субстрате) ; 2. Всасывание, проведение воды и минеральных веществ; 3. Запас питательных веществ; 4. Взаимодействие с корнями других растений, грибами, микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки бобовых) . 5. Вегетативное размножение 6. Синтез БАВ (биологически-активных веществ) У многих растений корни выполняют особые функции (воздушные корни, корни-присоски) . [править] Происхождение корня Тело первых вышедших на сушу растений ещё не было расчленено на побеги и корни. Оно состояло из ответвлений, одни из которых поднимались вертикально, а другие прижимались к почве и поглощали воду и питательные вещества. Несмотря на примитивное строение, эти растения были обеспечены водой и питательными веществами, так как имели небольшие размеры и жили около воды. В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. Это сопровождалось глубокой перестройкой их структуры и появлением специализированных тканей. Образование корней было крупным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли осваивать более сухие почвы и образовывать крупные побеги, поднятые вверх к свету. Например, у моховидных настоящих корней нет, их вегетативное тело небольших размеров — до 30 см, обитают мхи во влажных местах. У папоротникообразных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период. [править] Видоизменения и специализация корней Видоизменения корней: 1. корнеплоды — запасание; 2. корнеклубни — запасание; 3. корни-прицепки; 4. ходульные корни; 5. воздушные корни. Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеклубни образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней. Корни-прицепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение приклеивается к любой опоре. Ходульные корни — выполняют роль опоры. Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу. 1. Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников выполняют функции корневых волосков.

        touch.otvet.mail.ru

        Урок онлайн. Корни. Корневые системы — Современные уроки биологии

         Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.  

        1. Функции корня

        2. Виды корней

        3. Типы корневых систем

        4. Зоны корня

        5. Видоизменения корней

         


        1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.

         

        2. Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.

        3. У некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением-хозяином ценными минеральными веществами. У клевера, гороха и их родственников в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота.

        4. Частокорень служит хранилищем запасов.

        5. Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей,  серой ольхи от корней могут отрастать  побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.

        6. Гораздо реже можно встретиться с корнями-присосками растений-паразитов, дыхательными корнями некоторых растений болот, корнями-подпорками, которые развиваются на ветвях некоторых тропических деревьев. Корни-подпорки фикусов-баньянов похожи на стволы. Целая роща в несколько гектар может оказаться одним растением.

        Дыхательные корни таксодиума или болотного кипариса поднимаются над поверхностью почвы. Их задача — проведение воздуха к глубже лежащим корням.

         

        Функции корней

         

        Почвенное питание Закрепление Накопление веществ Вегетативное размножение
        Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды). Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения).

         


        • Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.
        • От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
        • Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.

        Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.

        Различают два основных типа корневых систем:

        • стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
        • мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

        Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений, мочковатаядля большинства однодольных.

        Зона корня Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции
        Корневой чехлик Покровная ткань Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.
        • Защищает зону деления,
        • облегчает продвижение корня в почве,
        • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
        Зона деления Образовательая ткань — меристема Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм.

        Обеспечивает рост корня.


        Туника — дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема — дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы.

        Зона роста Образовательная ткань Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы.
        Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли.
         

        Обеспечивает рост корня растяжением.

        В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы.

        Зона всасывания

        (зона корневых волосков)

        Покровная ткань

        Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы.

        Корневые волоски — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.

        Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.

        Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.

        С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.

        По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней

        Участвует в поглощении воды и минеральных веществ.

        Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.

        Зона проведения Проводящая ткань

        В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:

        • сосуды — по ним вода с минеральными веществами поступает в стебель и листья;
        • клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
        Проведение поглощенных веществ в надземную часть

         

        {spoiler title=Ткани растений. Повторение}

        Растительные ткани

         

        Покровные
        ткани
        Защитная функция Живые и мёртвые клетки, плотно прилегают друг к другу, могут быть с утолщёнными оболочками. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
        Механические
        ткани
        Придают прочность Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
        Проводящие
        ткани
        Осуществляют передвижение питательных веществ Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
        Запасающие
        ткани
        Запасают воду и питательные вещества В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
        Образовательные
        ткани
        Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.
        Основные
        ткани
        Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр. Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.

        {/spoiler}

        {spoiler title=Текстовый материал по теме урока}

        Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу.

        Видоизменения корней:

        1. Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
        2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
        3. Корни-зацепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
        4. Ходульные корни — выполняют роль опоры.
        5. Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
        6. Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
        7. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
        8. Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

        {/spoiler}

        biology-online.ru

        6 класс. Биология. Корень. Видоизменения корня - Корень

        Комментарии преподавателя

        Ризоиды (см. Рис. 1) – корнеподобные органы, служащие для прикрепления к субстрату. Они характерны для водорослей, мхов, заростков папоротника.

        Рис. 1. Ризоиды (выделены желтым)

        Происхождение корня

        Тело первых наземных растений не было разделено на органы, оно состояло из ответвлений. Одни из них поднимались вверх – фотосинтезировали, другие прижимались к почве – поглощали воду и минеральные вещества. Далее некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням. Эта эволюция сопровождались изменением тканевого строения ответвлений. Образование корней позволило растениям занимать более сухие места обитания и образовывать высокие вертикальные побеги.

        Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган растения. Обладает возможностью неограниченного роста в  длину. Нет листьев, почек, хлоропластов. Рассмотрим функции корня.

        Корни всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Закрепляют и удерживают растение в почве. Втягивающие корни убирают луковицу глубже в почву на период покоя. Запасание питательных веществ (морковь) (см. Рис. 2).

        Рис. 2. Корни моркови

        Корни способны вступать в симбиоз с другими организмами. Корни бобовых состоят в симбиозе с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями (см. Рис. 3)

        Рис. 3. Бактериальные клубеньки

        Микориза – сожительство корней высших растений с гифами грибов.

        Корни синтезируют биологические активные вещества, влияющие на жизнедеятельность всего растения.

        У осины, сливы, вишни корни участвуют в вегетативном размножении.

        Видоизмененные воздушные корни безлистных орхидей (см. Рис. 4) способны к фотосинтезу.

        Рис. 4. Безлистная орхидея

        Корни-зацепки (см. Рис. 5) необходимы для прикрепления вьющихся растений к опоре.

        Рис. 5. Корни-зацепки

        Ходульные корни (см. Рис. 6) выполняют роль опоры.

        Рис. 6. Ходульные корни

        Дыхательные корни проводят кислород к тканям растений, обитающих в болотистой местности

        В зависимости от расположения по отношению к стеблю (см. Рис. 7):

        Рис. 7

        Виды корней по расположению к стеблю

        • Главный – развивается первым из зародышевого корешка
        • Придаточный – корни, образовавшиеся на стеблях или на жилках листьев
        • Боковые – отходят от главного и придаточного корней

        Виды корней, по отношению к субстрату, к которому они крепятся

        • Подземные – частично или полностью находятся в почве (большинство высших растений)
        • Водные (плавающие) – плавают в толще воды, никогда не достигают дна водоема (ряска)
        • Воздушные – расположены в воздухе, не достигают почвы (тропические орхидеи)
        • Гаустории (корни-присоски) – с их помощью растения-паразиты всасывают питательные вещества из организма растения-хозяина (омела)

        Образование корней

        У комнатных растений (герани, традесканции и колеуса) легко развиваются придаточные корни. Попробуйте сами укоренить черенки этих растений. Срежьте по нескольку боковых побегов с 4-5 листьями. Удалите 2 нижних листа. Поставьте черенки в воду. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После их появления пересадите растения в маленькие горшочки с питательной почвой.

        Прорастите семена редиса, гороха или фасоли, зерновки пшеницы. Они понадобятся на следующем уроке.

        Корневая система – совокупность всех корней одного растения. По происхождению существуют мочковатая, стержневая и смешанная корневые системы.

        Мочковатая корневая система (см. Рис. 8) – корневая система, где главный корень не имеет явного преобладания либо отсутствует. Состоит из придаточных  и боковых корней.  Характерно для однодольных растений: пшеницы, лука, банана, орхидеи.

        Рис. 8. Мочковатая корневая система

        Стержневая корневая система (см. Рис. 9) – тип корневой системы, где ярко выражен главный корень по толщине, длине, вертикальному направлению роста.

        Рис. 9. Стержневая корневая система (Источник)

        Смешанная корневая система – имеет хорошо развитый главный корень и множество дополнительных корней в нижней части стебля (капуста, помидоры).

        По характеру распределения корней в почве выделяют следующие корневые системы:

        • Поверхностную – корни размещаются близко к поверхности земли (тюльпан)
        • Глубинную – корни развиваются вглубь (верблюжья колючка, саксаул)
        • Универсальную – корни равномерно разрастаются вглубь и в ширину (пшеница, картофель)

        Окучивание  – присыпание нижней части стеблей землей.

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ciX-NLw70X8

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=P8n9rkAQFzc

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=BbraKb7R9X0

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=kkWUSl05hKw

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ix8o4R5kmgw

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=lTV7hzkZZXI

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=8LPPApkC5kI

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ANA8Qqu5y7U

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Faq4p0KG8_0

        источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=M1YNkYtMC18

        исчтоник конспекта -- http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bstroenie-pokrytosemennyh-rastenijb/koren

        источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/389292/

        www.kursoteka.ru

        Параграф 4. Условия произрастания и видоизменения корней

        • ГДЗ
        • 1 Класс
          • Математика
          • Английский язык
          • Русский язык
          • Немецкий язык
          • Информатика
          • Природоведение
          • Основы здоровья
          • Музыка
          • Литература
          • Окружающий мир
          • Человек и мир
        • 2 Класс
          • Математика
          • Английский язык
          • Русский язык
          • Немецкий язык
          • Белорусский язык
          • Украинский язык
          • Информатика
          • Природоведение
          • Основы здоровья
          • Музыка
          • Литература
          • Окружающий мир
          • Человек и мир
          • Технология
        • 3 Класс
          • Математика
          • Английский язык
          • Русский язык
          • Немецкий язык
          • Белорусский язык
          • Украинский язык
          • Информатика
          • Музыка
          • Литература
          • Окружающий мир
          • Испанский язык
        • 4 Класс
          • Математика
          • Английский язык
          • Русский язык
          • Немецкий язык
          • Белорусский язык
          • Украинский язык
          • Информатика
          • Основы здоровья
          • Музыка
          • Литература
          • Окружающий мир
          • Человек и мир
          • Испанский язык
        • 5 Класс
          • Мате

        resheba.me

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *