какие группы экологических факторов вы знаите?

Любой организм в природе испытывает на себе воздействие самых разнообразных компонентов внешней среды.
Любые свойства или компоненты окружающей среды, оказывающие влияние на организмы, называют экологическими факторами.

Классификация экологических факторов.
Факторы среды (экологические факторы) разнообразны, имеют разную природу и специфику действия.

Выделяют следующие группы экологических факторов:

1. Абиотические (факторы неживой природы) :

а) климатические — условия освещенности, температурный режим и т. п. ;

б) эдафические (местные) — водоснабжение, тип почвы, рельеф местности;

в) орографические — воздушные (ветер) и водные течения.

2. Биотические факторы — это все формы воздействия живых организмов друг на друга:

Растения Растения. Растения Животные. Растения Грибы. Растения Микроорганизмы. Животные Животные. Животные Грибы. Животные Микроорганизмы. Грибы Грибы. Грибы Микроорганизмы. Микроорганизмы Микроорганизмы.

3. Антропогенные факторы — это все формы деятельности человеческого общества, приводящие к изменению среды обитания других видов или непосредственно сказывающиеся на их жизни. Воздействие этой группы экологических факторов стремительно возрастает из года в год.

Виды воздействия экологических факторов на организмы.

Экологические факторы оказывают на живые организмы воздействия разного рода. Они могут являться:

раздражителями, которые способствуют появлению приспособительных (адаптивных) физиологических и биохимических изменений (зимняя спячка, фотопериодизм) ;

ограничителями, изменяющими географическое распространение организмов из-за невозможности существования в данных условиях;

модификаторами, которые вызывают морфологические и анатомические изменения организмов;

сигналами, свидетельствующими об изменениях других факторов среды.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] Экологические факторы

otvet.mail.ru

Параграф 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы




Вопрос 1. Что изучает экология?


Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.


Вопрос 2. Приведите примеры влияния условий среды на организмы.


Приведу в пример кораллы. Это довольно сложные организмы. Изменение окружающей среды для них может закончиться гибелью. Например, если вода станет солёнее хотя бы на 1‰ (промилле) или плюс/минус 10С, они сразу же погибнут.


При разливе нефти на поверхность воды, все живое погибает от недостатка кислорода.


На экваторе, где достаточно влаги и тепла, большое разнообразие растений, животных, а по мере приближения к полюсам (понижается температура и количество осадков, наблюдается смена сезонов года), разнообразие уменьшается до нескольких десятков видов.


Вопрос 1. Что такое экологические факторы?


Экологические факторы – это условия среды, которые оказывают определённое влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ.


Вопрос 2. Какие группы экологических факторов вам известны?


Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы — абиотические, биотические и антропогенные.


Подумайте


Какое значение для жизни на нашей планете имеют зелёные растения?


Зелёные растения способны улавливать солнечную энергию. Они преобразуют поглощённую энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ. Поедая зелёные растения, другие организмы получают необходимые им вещества и энергию. Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа. Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле. Растительность существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты. Растительность принимает активное участие в формирование почв. Очищает воздух от пыли и газов. Служат как источник витаминов и некоторые являются лекарственными растениями.

resheba.me

Среда обитания организмов и ее факторы




1. Какие среды жизни вам известны?


Ответ. Основные среды жизни — водная среда, наземно-воздушная среда и в почвенная среда. Каждая определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы — стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют освещенность (вода) или полностью ее исключают (почва) и т. п. Вода — плотная по сравнению с воздухом среда, обладающая выталкивающей силой и являющаяся хорошим растворителем. Поэтому многие организмы, обитающие в воде, характеризуются слабым развитием опорных тканей (водные рас­тения, простейшие, кишечнополостные и т. п.), особыми способами передвиже­ния (парение, реактивное движение), особенностями дыхания и приспособлениями к поддержанию постоянства осмотического давления в клетках, образующих их тела. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет. Почва — это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Между частицами почвы имеются многочисленные полости, которые могут быть заполнены водой или воздухом. Поэтому почву населяют как водные, так и воздуходышащие организмы.


Также выделяется организменная среда.


2. Какие экологические факторы вы знаете?


Ответ. Экологические факторы подразделяют на три типа.


1) Абиотические факторы — элементы неживой природы, воздействующие на живой организм. К ним относят свет, температуру, влажность, химический состав почвы, воздуха, воды. Также в эту группу входят такие сложные факторы, как рельеф местности, ветер, водные течения, приливы и отливы, смена времен года и др.


2) Биотические факторы — все виды влияний на организмы со стороны других живых организмов. Воздействие может быть прямым (например, отношения «хищник — жертва») либо косвенным — если один вид изменяет среду обитания другого (например, земляной червь, питаясь, рыхлит землю, и это оказывает благоприятное действие на растения, поскольку улучшается аэрация корней).


3) Антропогенные факторы — все формы активности человека, которые производят воздействие на живую природу — повреждающее (вырубка лесов, загрязнение водоемов, воздуха) или благоприятное (создание заповедников, сохранение редких видов).


Вопросы после § 75


1. Что такое экологические факторы? Какие группы экологических факторов вам известны?


Ответ. Условия среды оказывают определенное влияние (положительное или отрицательное) на существование и географическое распространение живых существ. В связи с этим условия среды рассматривают как экологические факторы.


Экологические факторы очень многообразны как по своей природе, так и по воздействию на живые организмы. Условно все факторы среды подразделяются на три основные группы – абиотические, биотические и антропогенные.


Абиотические факторы – это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т. д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, т. е. непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как, например, рельеф, который обусловливает действие прямых факторов – освещенности, увлажнения, ветра и пр.


Биотические факторы – это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних организмов другими, паразитизм) и на среду. Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный и своеобразный характер и также могут быть прямыми и косвенными.


Антропогенные факторы – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.


В свою очередь, организмы сами могут оказывать влияние на условия своего существования. Например, наличие растительного покрова смягчает суточные колебания температуры вблизи поверхности Земли (под пологом леса или травы), влияет на структуру и химический состав почв.


Все имеющиеся в природе экологические факторы воздействуют на жизнь организмов по-разному и имеют различную степень важности для разных видов.


2. Какие среды обитания организмов вам известны? Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма.


Ответ. Средой называют всё то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это наземно-воздушная среда, водная, почвенная, и, наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в которых ему приходится существовать.


Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете. Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна по сравнению с другими средами.


Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.


Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.


Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы.


У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.


Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.


Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как множество мелких растений и животных, так и достаточно крупные организмы, например медузы. У активных пловцов (рыбы, дельфины, киты и др.), как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.


Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.


Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.


Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.


Почва — верхний рыхлый плодородный слой суши. Она состоит из неорганических веществ — минеральных веществ, воды и воздуха, а также содержит много органического вещества — остатки растений и животных, продукты их разложения (перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.


Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.


Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.


Тела живых организмов могут служить средой обитания для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Изменяются физиологические процессы, например, у них анаэробное дыхание.


3. Что такое толерантность? Что характеризует кривая толерантности?


Ответ. У организмов, живущих в определенной среде, вырабатываются специфические приспособления к экологическим условиям именно этой среды.


Однако организмы имеют разную толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – способность выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, влажности, света). Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям.


Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. Например, организм может погибнуть как от слишком низкой, так и слишком высокой температуры. Графики, показывающие условия толерантности называют кривыми толерантности. Положение вершины кривой указывает оптимальные (наилучшие) условия по этому фактору для особей данного вида.


Для некоторых видов характерны кривые с очень острыми пиками. Это означает, что диапазон условий, при которых особи данного вида могут нормально существовать, очень узок. Пологие кривые соответствуют широкому диапазону толерантности.


Организмы с широкими границами устойчивости, конечно, имеют шансы на более широкое распространение. Однако широкие границы по одному экологическому фактору вовсе не означают широких границ по всем факторам. Например, многие земноводные могут выдерживать значительные колебания температуры, но не переносят даже кратковременного высыхания кожи.


4. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его требованиями в сельском хозяйстве?


Ответ. По экологическому закону минимума успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму.


Если в почве достаточно азота, фосфора и других минеральных веществ, но не хватает калия, растение будет развиваться только до тех пор, пока не усвоит весь калий.


Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называются лимитирующими.


5. Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма?


Ответ. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией.


Адаптация означает приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных экологических факторов. Среди приспособлений организмов к условиям среды наиболее наглядными можно считать морфологические адаптации, т. е. особенности внешнего строения растений и животных.


Соответствие организма и среды особенно отчетливо прослеживается при ознакомлении с реакциями ее обитателей на циклические изменения внешних условий. Смена времен года является периодически повторяющимся, или циклическим, изменением, так же как и поочередное наступление то темного, то светлого времени суток или прилива и отлива.


Многократное воздействие циклических изменений привело к возникновению у организмов ряда особенностей образа жизни, которые сами по себе также являются циклическими. Таковы, например, диапауза (состояние физиологического покоя) насекомых, ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), сезонный цикл изменения густоты и часто окраски меха у млекопитающих.


Из сезонных изменений образа жизни широко распространенным приспособлением к неблагоприятным условиям у многих животных являются миграции. К ним относятся перемещения в новые убежища или массовые переселения в иные климатические области (наподобие ежегодных перелетов птиц, миграций северных оленей и т. п.).


Растения и прикрепленные животные перемещаться не могут. Именно у этих организмов сезонные изменения нередко проявляются наиболее ярко. Например, некоторые виды молочаев, живущие в засушливых районах, образуют в течение одного года три поколения листьев, причем листья каждого поколения обладают своим характерным строением. У некоторых из них во время влажного сезона образуются сравнительно крупные листья. Во время более засушливого сезона они опадают, а на смену им приходят мелкие листья или чешуйки. Иногда исчезает и такая листва, а растение проводит наиболее засушливый период лишь с зелеными стеблями да колючками.


Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Такое состояние характерно для спор, сухих семян, для одноклеточных организмов, некоторых червей, членистоногих, земноводных. В состоянии анабиоза организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, например глубокое промерзание.


►Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях.


Ответ. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией.


Адаптация означает приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных экологических факторов. Среди приспособлений организмов к условиям среды наиболее наглядными можно считать морфологические адаптации, т. е. особенности внешнего строения растений и животных.


Соответствие организма и среды особенно отчетливо прослеживается при ознакомлении с реакциями ее обитателей на циклические изменения внешних условий. Смена времен года является периодически повторяющимся, или циклическим, изменением, так же как и поочередное наступление то темного, то светлого времени суток или прилива и отлива.


Многократное воздействие циклических изменений привело к возникновению у организмов ряда особенностей образа жизни, которые сами по себе также являются циклическими. Таковы, например, диапауза (состояние физиологического покоя) насекомых, ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями, приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива (например, крабов), сезонный цикл изменения густоты и часто окраски меха у млекопитающих.


Из сезонных изменений образа жизни широко распространенным приспособлением к неблагоприятным условиям у многих животных являются миграции. К ним относятся перемещения в новые убежища или массовые переселения в иные климатические области (наподобие ежегодных перелетов птиц, миграций северных оленей и т. п.).


Растения и прикрепленные животные перемещаться не могут. Именно у этих организмов сезонные изменения нередко проявляются наиболее ярко. Например, некоторые виды молочаев, живущие в засушливых районах, образуют в течение одного года три поколения листьев, причем листья каждого поколения обладают своим характерным строением. У некоторых из них во время влажного сезона образуются сравнительно крупные листья. Во время более засушливого сезона они опадают, а на смену им приходят мелкие листья или чешуйки. Иногда исчезает и такая листва, а растение проводит наиболее засушливый период лишь с зелеными стеблями да колючками.


Особым приспособлением к неблагоприятным условиям является анабиоз — состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что отсутствуют все видимые признаки жизни. Такое состояние характерно для спор, сухих семян, для одноклеточных организмов, некоторых червей, членистоногих, земноводных. В состоянии анабиоза организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, например глубокое промерзание.


Жизненными формами, или биоморфами, называют определенный тип приспособления разных организмов к основным факторам общей среды обитания, приводящий к выработке некоторого сходства во внешнем облике, строении и функциях (конвергенция). В то же время в определении одного из специфических понятий экологии, каким является «жизненная форма» , в литературе существует большой разнобой, как и в оценке его значения (одни считают очень важным, другие — бесполезным) .


Это понятие раньше стали применять ботаники, позднее (благодаря Д. Н. Кашкарову) — зоологи.


Понятие о жизненных формах растений развилось на почве ботанической географии. А. Гумбольдт (1807) и Гризебах (1872) при описании растительного покрова выделили группы растений, которые определяют ландшафт. Эти группы были названы физиогномическими формами растений. Рейтер (1885) дал систему этих форм. Варминг (1895), сформулировавший понятие о жизненных формах растений, понимает под ними группы растений, вегетативное тело которых «находится в гармоническом сочетании с окружающим миром, среди которого проходит жизненный процесс растения от проростка до плодоношения и до смерти».


Конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь, схожусь)


Конвергентная эволюция — эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, то есть относящихся к одной экологической гильдии.


Примером конвергенции на основе аналогичных органов могут служить крылья насекомых и крылья птиц, жабры моллюсков и рыб,


У плавающих ископаемых пресмыкающихся ихтиозавров и у млекопитающих дельфинов форма тела и передних конечностей в процессе эволюции приобрела конвергентное сходство с формой тела и плавниками рыб.


Формирование жёсткого тяжёлого скелета с защитной функцией в различных группах сидячих животных. Такие скелеты характерны для губок (Porifera), кораллов


Кактус и молочай, произрастая в очень похожих условиях жарких пустынь (одно — в Америке, а другое — в Африке), оба растения независимо друг от друга приобрели толстый стебель, чтобы накапливать влагу, и шипы для защиты от поедания животными.


Дикобразы, ежи и ехидны относятся к совершенно разным отрядам (а ехидна так и вообще яйцекладущее млекопитающее). Да и живут в совершенно разных местах. Тем не менее конвергенция сыграла свою роль — для защиты все эти животные вырастили иголки.

resheba.me

Тема 5.1. Экологические факторы.

Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы.

1. Дайте определение понятий.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Среда обитания – совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Экологические факторы – свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.

2. Каковы основные задачи экологии как науки?
1. Исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов.
2. Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы.
3. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.
4. Исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости.
5. Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере.
6. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в природной среде под влиянием деятельности человека.
7. Оптимизация экономических, правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития.
8. Восстановление нарушенных природных систем, сохранение биосферы.
9. Формирование экологического мировоззрения, развитие экологического сознания и культуры у людей всех возрастов и профессий.
10. Создание новых технологий, основанных на понимании экологических возможностей данного региона, его специфичности.

3. Назовите методы исследования в экологии.
Полевые способы: маршрутные, стационарные, описательные, экспериментальные.
Лабораторные методы: моделирование и мониторинг окружающей среды.

4. Какова роль экологии в современном обществе?
Экология является мировоззренческой, синтетической областью знаний, интегрирующей естественнонаучные и гуманитарные знания. Это бурно развивающаяся, бурно развивающаяся, комплексная наука будущего. Главной задачей экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

5. Заполните таблицу.

 

6. Что понимают под адаптацией организмов к условиям окружающей среды?
Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

7. Какие экологические факторы являются для организмов лимитирующими?
Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за избытка или их недостатка по сравнению с потребностями.

8. Заполните таблицу.

Биологические ритмы

Экологические ниши и типы экологических взаимодействий

1. Дайте определения понятий.
Местообитание – совокупность биотических, абиотических и антропогенных (при их наличии) экологических факторов на любой определенной территории или акватории, формирующаяся на месте первичного комплекса абиотических факторов – экотопа. Это «адрес» организма.
Экологическая ниша – совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе. Это «профессия» организма.
Экологическое взаимодействие организмов – взаимодействие видов друг с другом, а также влияние их на условия жизни, которые представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наиболее ярко экологические взаимодействия организмов проявляются в пищевых и пространственных связях.

2. Приведите описание экологической ниши одного из известных вам видов животных или растений. Объект – белка. Живет в основном в кронах деревьев, питается семенами и плодами, там же размножается и т. п.

3. Почему экологические ниши двух совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются?
Экологические ниши совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются, так как при этом всегда действует закон конкурентного исключения: один вид вытесняет другой. Например, при совместном обитании популяций серой и черной крысы серые постепенно вытесняют черных.

4. Заполните таблицу.

Типы  экологических взаимодействий видов

 

Конкурентные взаимодействия

1. Дайте определения понятий.
Конкуренция –  это тип взаимоотношений между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.
Территориальность – тип поведения некоторых животных, при котором они защищают и охраняют свой участок от вторжения других особей того же вида. 

2. Сформулируйте закон конкурентного исключения (принцип Гаузе).
Экологические ниши совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются, так как при этом всегда действует закон конкурентного исключения: один вид вытесняет другой. Например, при совместном обитании популяций серой и черной крысы серые постепенно вытесняют черных.

3. Заполните таблицу.

Типы конкурентных взаимодействий

Ответьте на вопрос: какой тип конкуренции является наиболее острым и почему?
Конкуренция между особями одного вида является наиболее острой и жесткой в природе, поскольку они имеют одинаковые потребности в экологических факторах. 

4. Какую роль играет территориальность для совместно живущих видов?
Такие взаимоотношение выражается в активной защите индивидуальной территории и физическом изгнании  других особей. Это пример внутривидовой борьбы, в ходе которой они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.

5. Почему в ряде случаев виды со сходным образом жизни могут жить на одной территории?
Если это не один вид, то в любом случае они будут отличаться, иначе, в процессе конкуренции, останется только один (по закону конкурентного исключения). Они могут быть сходны, но различаться, например, предпочтениями в еде и т. д.

biogdz.ru

5.1 Организм и среда. Экологические факторы

Вопрос 1. Расскажите о задачах экологии.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей сре­дой. Она изучает:

воздействие окружающей среды на расти­тельные и животные организмы, популяции, виды и экосистемы;
взаимодействие живых организмов друг с другом;
структуру популяций и механизмы, опре­деляющие численность особей в них;
продуктивность экосистем и закономер­ности их функционирования;
влияние экологических факторов на чело­века и воздействие человека на другие орга­низмы, популяции, виды и экосистемы.Важнейшие проблемы, решаемые эколо­гией:

сохранение природных экосистем;
создание безотходных промышленных предприятий;
предсказание последствий хозяйственной деятельности;
создание высокопродуктивных агроценозов.Вопрос 2. Какие экологические факторы вы знаете?

Экологические факторы подразделяют на три типа.

1) Абиотические факторы — элементы неживой природы, воздействующие на живой организм. К ним относят свет, температуру, влажность, химический состав почвы, возду­ха, воды. Также в эту группу входят такие сложные факторы, как рельеф местности, ве­тер, водные течения, приливы и отливы, сме­на времен года и др.

2) Биотические факторы — все виды влияний на организмы со стороны других жи­вых организмов. Воздействие может быть пря­мым (например, отношения «хищник — жерт­ва») либо косвенным — если один вид изме­няет среду обитания другого (например, земляной червь, питаясь, рыхлит землю, и это оказывает благоприятное действие на расте­ния, поскольку улучшается аэрация корней).

3) Антропогенные факторы — все фор­мы активности человека, которые производят воздействие на живую природу — повреждаю­щее (вырубка лесов, загрязнение водоемов, воздуха) или благоприятное (создание запо­ведников, сохранение редких видов).

Вопрос 3. Сформулируйте закон минимума Ли­биха.

Юстус Либих (1803-1873) — немецкий ученый, основатель агрохимии, изучал мине­ральное питание растений, процессы гниения, брожения. В 1840-е гг. он сформулировал так называемый закон минимума: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется уро­жай и определяется его величина и устойчи­вость». В более современном прочтении закон звучит следующим образом: «Даже единствен­ный фактор за пределами зоны своего оптиму­ма приводит к стрессовому состоянию орга­низма, а в пределе — к его гибели».

Вопрос 4. Поясните, каким образом может про­явиться ограничивающее действие фактора среды.

Фактор, интенсивность которого сильно от­клоняется от оптимальной величины, называ­ют ограничивающим или лимитирующим. Ли­митирующим, в принципе, может стать любой абиотический фактор. Например, для расте­ний в теплице одинаково вредны слишком вы­сокая либо низкая температура, избыточный и недостаточный полив, избыток и дефицит удобрений в почве и т. д. В реальных условиях обычно можно выделить один наиболее значи­мый ограничивающий фактор. Так, в сухих зонах для деревьев, произрастающих на бога­той почве при оптимальной температуре, та­ким фактором является количество осадков. Действие лимитирующего фактора нарушает обмен веществ в тканях и клетках, приводит к стрессовому состоянию организма, замедле­нию (остановке) роста, заболеваниям и даже гибели.

Вопрос 5. Что такое экологическая ниша? Оха­рактеризуйте экологическую нишу хорошо извест­ного вам вида.

Экологическая ниша — это совокупность всех факторов среды, которые требуются для существования вида. С другой стороны, эколо­гическую нишу можно определить как место­положение вида в биоценозе. Экологическая ниша может сильно варьировать у разных ви­дов. Например, местом обитания жирафа яв­ляется сухая жаркая саванна, в которой рас­тут высокие деревья; для пингвина — это хо­лодное побережье с большим количеством рыбы в океане и т. д. Образование экологиче­ской ниши — сложный процесс перераспреде­ления ресурсов экосистемы между видами, ре­зультат межвидовой борьбы за существование, дивергенции и видообразования.

vsesochineniya.ru

Экологический фактор — это… Экология и человек. Виды экологических факторов. Классификация экологических факторов

Абсолютно все организмы на планете Земля подвержены влиянию экологических факторов. Оно может быть прямым или косвенным, но все же оказывает существенное воздействие на жизнедеятельность человека, состояние растений и животных. Экологический фактор – это элемент среды, заставляющий живые организмы приспосабливаться к определенным условиям жизни. Влияние может оказываться через климатические особенности местности (температуру, влажность, радиационный фон, рельеф, освещенность), деятельность человека или жизнедеятельность различных живых существ (паразитизм, хищничество, конкуренцию).

Определение экологического фактора

Среда – это своеобразный комплекс условий, окружающих живой организм, которые воздействуют на его жизнедеятельность. Это может быть совокупность явлений, материальных тел, энергий. Экологический фактор – это фактор среды, к которому организмам приходится приспосабливаться. Это может быть понижение или повышение температуры, влажность или засуха, радиационный фон, деятельность человека, конкуренция среди животных и т. д. Термин «среда обитания» по своей сути означает часть природы, в которой живут организмы, среди того, что на них оказывает прямое или косвенное влияние. Это и есть факторы, потому что они так или иначе воздействуют на субъект. Среда постоянно меняется, ее составные части многообразны, поэтому животным, растениям и даже людям приходится постоянно приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям, чтобы как-то выживать и размножаться.

Классификация экологических факторов

На живые организмы может производиться как природное, так и искусственное воздействие. Существует несколько типов классификаций, но наиболее распространенными считаются такие виды экологических факторов, как абиотические, биотические и антропогенные. На все живые организмы так или иначе воздействуют явления и компоненты неживой природы. Это и есть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, растений, животных. Они, в свою очередь, разделяются на эдафические, климатические, химические, гидрографические, пирогенные, орографические.

Световой режим, влажность, температуру, атмосферное давление и осадки, солнечную радиацию, ветер можно отнести к климатическим факторам. Эдафические влияют на живые организмы через тепловой, воздушный и водный режим почвы, ее химический состав и механическую структуру, уровень грунтовых вод, кислотность. Химические факторы – это солевой состав воды, газовый состав атмосферы. Пирогенные – влияние огня на окружающую среду. Живые организмы вынуждены приспосабливаться к рельефу местности, перепаду высот, а также к особенностям воды, содержанию в ней органических и минеральных веществ.

Биотический экологический фактор – это взаимоотношения живых организмов, а также воздействие их отношений на окружающую среду. Влияние может быть как прямым, так и косвенным. Например, некоторые организмы способны влиять на микроклимат, изменять состав почвы и т. д. Биотические факторы разделяются на четыре вида: фитогенные (растения влияют на окружающую среду и друг на друга), зоогенные (животные воздействуют на среду обитания и друг на друга), микогенные (воздействие оказывают грибы) и микробиогенные (в центре событий оказываются микроорганизмы).

Антропогенный экологический фактор – это изменение условий жизнедеятельности организмов в связи с деятельностью человека. Действия могут быть как сознательными, так и неосознанными. Тем не менее, они приводят к необратимым изменениям в природе. Человек разрушает почвенный слой, загрязняет атмосферу и воды вредными веществами, нарушает природные ландшафты. Антропогенные факторы можно разделить на четыре основные подгруппы: биологические, химические, социальные и физические. Все они в той или иной степени воздействуют на животных, растения, микроорганизмы, способствуют появлению новых видов и стирают с лица земли старые.

Химическое влияние экологических факторов на организмы в основном негативно сказывается на окружающей среде. Чтобы добиться хороших урожаев, люди используют минеральные удобрения, убивают вредителей ядами, тем самым загрязняя почву и воды. Сюда также следует добавить отходы транспорта и промышленности. Физические факторы предполагают перемещение в самолетах, поездах, на авто, использование атомной энергии, влияние на организмы вибрации и шума. Не стоит также забывать о взаимоотношениях людей, жизни в обществе. К биологическим факторам относятся организмы, для которых человек является источником питания или средой обитания, сюда же стоит отнести продукты питания.

Условия среды

В зависимости от своих особенностей и сил различные организмы по-разному реагируют на абиотические факторы. Экологические условия со временем изменяются и, конечно же, меняют правила выживания, развития и размножения микробов, животных, грибов. Например, жизнь зеленых растений на дне водоема ограничивается количеством света, способным проникать сквозь толщу воды. Число животных ограничивается обилием кислорода. Огромное влияние на живые организмы оказывает температура, потому как ее понижение или повышение сказывается на развитии и размножении. Во время ледникового периода вымерли не только мамонты и динозавры, но и многие другие животные, птицы и растения, тем самым изменив среду. Влажность, температура и свет – это основные факторы, определяющие условия существования организмов.

Свет

Солнце дарит жизнь многим растениям, животным оно не так важно, как представителям флоры, но все же и они не могут без него обходиться. Естественное освещение – это природный источник энергии. Многие растения разделяют на светолюбивые и теневыносливые. Разные виды животных проявляют отрицательную или положительную реакцию на свет. Но самое главное влияние солнце оказывает на смену дня и ночи, потому как разные представители фауны ведут исключительно ночной или дневной образ жизни. Действие экологических факторов на организмы сложно переоценить, но если говорить о животных, то освещение не влияет на них непосредственно, оно лишь сигнализирует о необходимости перестройки процессов, протекающих в организме, благодаря чему живые существа отвечают на изменение внешних условий.

Влажность

Зависимость от воды у всех живых существ очень большая, потому как она необходима для их нормального функционирования. Большинство организмов неспособны жить в сухом воздухе, рано или поздно они гибнут. Количество осадков, выпадающих за конкретный период, характеризует влажность местности. Лишайники вылавливают водяной пар из воздуха, растения питаются при помощи корней, животные пьют воду, насекомые, амфибии способны всасывать ее через покровы тела. Есть существа, получающие жидкость вместе с пищей или через окисление жиров. Как растения, так и животные имеют множество приспособлений, позволяющих им медленнее растрачивать воду, экономить ее.

Температура

Каждому организму присущ свой интервал температур. Если она выходит за рамки, повышаясь или понижаясь, то он попросту может погибнуть. Влияние экологических факторов на растения, животных и человека может быть как положительным, так и отрицательным. Внутри температурного интервала организм нормально развивается, но как только температура подходит к нижним или верхним границам, жизненные процессы замедляются, а потом и вовсе прекращаются, что ведет к гибели существа. Кому-то нужен холод, кому-то – тепло, а кто-то может жить при различных условиях среды. Например, бактерии, лишайники выдерживают широкий диапазон температур, тигры хорошо себя чувствуют в тропиках и в Сибири. Но большинство организмов выживают лишь в узких температурных пределах. Например, кораллы разрастаются в воде при 21 °С. Понижение температуры или перегрев для них смертельно опасны.

В тропических областях погодные колебания практически незаметны, чего не скажешь об умеренном поясе. Организмы вынуждены приспосабливаться к смене сезонов, многие с наступлением зимы совершают длительные миграции, а растения вовсе отмирают. При неблагоприятных температурных условиях некоторые существа впадают в спячку, чтобы переждать неподходящий для них период. Это лишь основные экологические факторы, на организмы также влияет атмосферное давление, ветер, высота над уровнем моря.

Воздействие экологических факторов на живой организм

На развитие и размножение живых существ существенное влияние оказывает среда обитания. Все группы экологических факторов обычно воздействуют комплексно, а не по одному. Сила влияния одного зависит от других. Например, освещение никак нельзя заменить углекислым газом, но, изменив температуру, вполне возможно приостановить фотосинтез растений. Все факторы влияют на организмы в той или иной мере неодинаково. Ведущая роль может изменяться в зависимости от времени года. Например, весной для многих растений важна температура, в период цветения – влага почвы, при созревании – влажность воздуха и питательные вещества. Есть еще и лимитирующие факторы, избыток или недостаток которых близок к пределам выносливости организма. Их действие проявляется даже тогда, когда живые существа находятся в благоприятной среде.

Влияние экологических факторов на растения

Для каждого представителя флоры средой обитания считается окружающая его природа. Именно она создает все необходимые экологические факторы. Среда обитания обеспечивает растение необходимой влажностью почвы и воздуха, освещением, температурой, ветром, оптимальным количеством питательных веществ в грунте. Нормальный уровень экологических факторов позволяет организмам нормально расти, развиваться и размножаться. Некоторые условия способны негативно влиять на растения. Например, если посадить культуру на истощенном поле, в почве которого нет достаточного количества питательных веществ, то она вырастет очень слабой или не вырастет вовсе. Такой фактор можно назвать ограничивающим. Но все же большинство растений приспосабливаются к условиям обитания.

Представители флоры, произрастающие в пустыне, приспосабливаются к условиям с помощью особенной формы. У них обычно очень длинные и мощные корни, которые могут уходить вглубь земли на 30 м. Возможна и поверхностная корневая система, позволяющая собирать влагу во время коротких дождей. Воду деревья и кусты хранят в стволах (часто деформированных), листьях, ветвях. Некоторые жители пустынь способны по несколько месяцев ждать живительной влаги, а вот другие радуют глаз всего несколько дней. Например, эфемеры рассеивают семена, которые прорастают только после дождя, тогда пустыня расцветает рано утром, а уже в полдень цветы увядают.

Влияние экологических факторов на растения сказывается и в холодных условиях. В тундрах очень суровый климат, лето короткое, теплым его не назовешь, а вот морозы длятся от 8 до 10 месяцев. Снежный покров незначительный, а ветер и вовсе оголяет растения. Представители флоры обычно имеют поверхностную корневую систему, толстую кожицу листьев с восковым налетом. Необходимый запас питательных веществ растения накапливают в период, когда длится полярный день. Тундровые деревья производят семена, прорастающие только раз в 100 лет в период наиболее благоприятных условий. А вот лишайники и мхи приспособились размножаться вегетативным путем.

Экологические факторы растений позволяют им развиваться в самых разных условиях. Представители флоры зависимы от влажности, температуры, но больше всего им нужен солнечный свет. Он изменяет их внутреннее строение, внешний вид. Например, достаточное количество света позволяет деревьям вырастить роскошную крону, а вот кусты, цветы, выросшие в тени, кажутся угнетенными и слабыми.

Экология и человек очень часто идут разными дорогами. Деятельность людей губительно сказывается на окружающей среде. Работа промышленных предприятий, лесные пожары, транспорт, загрязнение атмосферы выбросами электростанций, заводов, вода и почва с остатками нефтепродуктов – все это негативно сказывается на росте, развитии и размножении растений. За последние годы множество видов представителей флоры попало в Красную Книгу, многие вымерли вовсе.

Влияние экологических факторов на человека

Еще каких-нибудь два столетия назад люди были намного здоровее и физически сильнее, нежели сегодня. Трудовая деятельность постоянно усложняет взаимоотношения человека и природы, но до определенного момента им удавалось уживаться. Это получалось благодаря синхронности уклада жизни людей с природными режимами. Каждое время года имело свой трудовой настрой. Например, весной крестьяне вспахивали землю, сеяли злаки и другие культуры. Летом ухаживали за посевами, пасли скот, осенью – собирали урожай, зимой – занимались домашними делами, отдыхали. Культура здоровья была важным элементом общей культуры человека, сознание личности менялось под влиянием природных условий.

Все резко изменилось в ХХ веке, в период огромного скачка в развитии техники и науки. Конечно, и до этого деятельность человека существенно вредила природе, но тут были побиты все рекорды негативного влияния на окружающую среду. Классификация экологических факторов позволяет определить, на что люди влияют в большей степени, а на что — в меньшей. Человечество живет в режиме производственного цикла, и это не может не сказываться на состоянии здоровья. Нет никакой периодичности, люди выполняют одну и ту же работу в течение всего года, мало отдыхают, постоянно куда-то спешат. Конечно, условия труда и жизни изменились в лучшую сторону, но вот последствия такого комфорта очень даже неблагоприятны.

Сегодня загрязнены вода, почва, воздух, выпадают кислотные дожди, уничтожающие растения и животных, повреждающие конструкции и сооружения. Истончение озонового слоя также не может не пугать последствиями. Все это приводит к генетическим изменениям, мутациям, здоровье людей с каждым годом ухудшается, количество больных неизлечимыми болезнями неумолимо растет. На человека в значительной степени влияют экологические факторы, биология изучает это воздействие. Раньше люди могли погибать от холода, жары, голода, жажды, в наше время человечество «само роет себе могилу». Землетрясения, цунами, наводнения, пожары – все эти природные явления уносят жизни людей, но еще больше человек вредит себе сам. Наша планета похожа на корабль, который на большой скорости идет на скалы. Нужно остановиться, пока не поздно, исправить ситуацию, попытаться меньше загрязнять атмосферу, стать ближе к природе.

Воздействие человека на экологию

Люди жалуются на резкое изменение окружающей среды, ухудшение здоровья и общего самочувствия, но при этом редко осознают, что сами в этом и виноваты. Различные виды экологических факторов менялись на протяжении веков, были периоды потепления, похолодания, высыхали моря, уходили под воду острова. Конечно, природа заставляла человека адаптироваться к условиям, но она не ставила людям жестких рамок, не действовала спонтанно и быстро. С развитием техники и науки все существенно изменилось. За одно столетие человечество настолько загрязнило планету, что ученые хватаются за голову, не зная, как изменить ситуацию.

Мы до сих пор вспоминаем о мамонтах и динозаврах, вымерших в ледниковый период из-за резкого похолодания, а сколько видов животных и растений было стерто с лица земли за последние 100 лет, сколько еще находится на грани вымирания? Большие города напичканы заводами и фабриками, в селах активно используются пестициды, загрязняющие почву и воду, везде наблюдается насыщенность транспортом. На планете практически не осталось мест, способных похвалиться чистым воздухом, незагрязненной землей и водой. Вырубка лесов, нескончаемые пожары, причиной которых может быть не только аномальная жара, но и деятельность человека, загрязнение водоемов нефтепродуктами, вредные выхлопы в атмосфере – все это негативно сказывается на развитии и размножении живых организмов и никак не улучшает здоровье людей.

«Или человек уменьшит количество дыма в воздухе, или дым сократит численность людей на Земле», — это слова Л. Батонна. Действительно, картина будущего выглядит удручающе. Лучшие умы человечества бьются над тем, как сократить масштабы загрязнений, создаются программы, выдумываются различные очищающие фильтры, ищутся альтернативы тем объектам, которые сегодня в наибольшей степени загрязняют природу.

Пути решения экологических проблем

Экология и человек сегодня не могут прийти к консенсусу. Все правительственные и неправительственные организации должны сплоченно работать над решением существующих проблем. Нужно все делать для перевода производства на безотходные, замкнутые циклы, на пути к этому можно задействовать энерго- и материалосберегающие технологии. Природопользование должно быть рациональным и с учетом особенностей регионов. Увеличение видов существ, находящихся на грани вымирания, требует незамедлительного расширения заповедных территорий. Ну и, самое главное, следует воспитывать население, кроме общего давать экологическое образование.

fb.ru

Ответ § 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

18)  Изучив текст параграфа, заполните таблицу.

 

  • Ответ:





    Группа экологических факторов

    Характеристика группы экологических факторов

    Биотические

    Факторы живой природы

    Абиотические

    Факторы неживой природы

    Антропогенные

    Формы воздействия деятельности человека на окружающую среду

 

19)  Учитесь работать с текстом учебника. Прочитайте инструкцию на с. 27 учебника «Как работать с текстом учебника» . Проработайте текст параграфа в соответствии рекомендациями инструкции. План параграфа запишите в тетради.

 

  • Ответ:

    1 – Абиотические факторы

    2 – Биотические факторы

    3 – Антропогенные факторы

 

20)  Решите кроссворд № 1.

 

 

 

По горизонтали:

3 – Способность живых организмов реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния.

4 – Восприятие природных объектов или явлений с помощью органов чувств.

6 – Увеличение размеров и массы живых организмов.

7 – Верхний плодородный слой суши

9 – Раздел биологии, изучающий отношения организмов между собой и окружающей их средой.

10 – Наука, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных.

11 – Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление.

По вертикале:

1 – Приобретение живыми организмами в процессе жизни  новых качеств.

2 – Особая оболочка Земли, составляющая область распространения жизни.

5 – Наука о жизни, о живых организмах, обитающие на Земле.

8 – Воспроизведение организмами себе подобных.

 

Тренировочные задания

Задания части А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

 

А1) Биология —  это наука изучающая

 

  • Ответ:

    1 – космические тела

    2 – живые организмы

    3 – строение Земли

    4 – минералы

 

А2) Отношения организмов между собой и с окружающей их средой изучает наука

 

  • Ответ:

    1 – генетика

    2 – цитология

    3 – зоология

    4 – экология

 

А3) Растения изучает наука

 

 

А4) Сезонные и периодические явления в жизни растений и животных изучает наука

 

  • Ответ:

    1 – фенология

    2 – вирусология

    3 – бактериология

    4 – физиология

 

А5) Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли, которая называется

 

  • Ответ:

    1 – биосферой

    2 – гидросферой

    3 – литосферой

    4 – стратосферой

 

А6) Метод исследований, который позволяет выявить влияние определённых контролируемых условий на изучаемый объект, называют

 

  • Ответ:

    1 – экспериментом

    2 – наблюдением

    3 – опытом

    4 – измерением

 

А7) Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется

 

  • Ответ:

    1 – обменом веществ

    2 – раздражимостью

    3 – развитием

    4 – саморегуляцией

 

А8) Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравнению с другими средами характерны для

 

  • Ответ:

    1 – водной среды

    2 – наземно-воздушной среды

    3 – почвы

    4 – живого организма как среды

 

А9) Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических

 

  • Ответ:

    1 – влажность

    2 – свет

    3 – конкуренцию на пищу

    4 – температуру

     

    Задания части В

 

1) Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

 

 В1) Экологические факторы делят на

 

  • Ответ:

    1 – абиотические

    2 – природные

    3 —  биотические

    4 – антропогенные

    5 – климатические

    6 — сезонные

 

2) Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

 

В2) Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.

 

  • Ответ:

     ОРГАНИЗМЫ

    А) медведь

    Б) щука

    В) акула

    Г) крот

    Д) заяц

    Е) ель

    Ж) землеройка

    З) дождевой червь

    И) паразиты в кишечнике человека

    К) простейшие в желудке коровы

     

    СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

     1 – наземно-воздушная

    2 —  водная

    3 – почва

    4 – другие организмы как среда

     

    • Ответ:



      А

      Б

      В

      Г

      Д

      Е

      Ж

      З

      И

      К

      1

      2

      2

      3

      1

      1

      3

      3

      4

      4

     

    В3) Распределите в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.

     

    • Ответ:

      ОРГАНИЗМЫ

      А) азотобактерии

      Б) Береза

      В) лось

      Г) Дельфин

      Д) Паук

      Е) Одуванчик

      Ж) Опёнок

      З) Подберёзовик

      И) Сосна

      К) Цианобактерия

       

      ЦАРСТВА

      1 – Бактерии

      2 – Грибы

      3 – Растения

      4 – Животные

       



      А

      Б

      В

      Г

      Д

      Е

      Ж

      З

      И

      К

      1

      3

      4

      4

      4

      3

      2

      2

      3

      1

       

tetrab.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о