13)Великое переселение народов и его роль в становлении европейской средневековой цивилизации Введение

Великое переселение народов – уникальный исторический феномен переходной эпохи. Это особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка) взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом явилось зарождение нового типа цивилизации. Семь столетий Переселения определили тенденции дальнейшего развития Европы, дали мощный импульс рождению новых народов, новых государств, новых языков, новой социально-психологической и духовной атмосферы, морали и нравственности.

Какие импульсы вызвали к жизни движения племён и народов, охватившие пространства от Скандзы до Мавритании, от Китая до Пиренеев? Почему миграции были направлены в Западную Европу? Какова диалектика разрушительного и созидательного, триумфа и трагедии в исторической миссии Великого переселения? Каков этнический ландшафт Барбарикума эпохи Переселения? Как в бурных волнах миграций рождались и умирали названия народов? Почему в лабиринте Переселения именно германцы явились нитью Ариадны? Какие ловушки подстерегают историка на пути от Тевтобурга до Адрианополя? Каковы истоки готской одиссеи? Что такое «готская проблема»? Конунг готов Эрманарих – миф или реальность? Удалось ли варварским королевствам перевернуть страницу Античности и открыть Средневековье? Каковы особенности престижа «варварства» в этих королевствах? Почему перо древних авторов сохранило противоречивый образ этих «королевств»? И наконец, зачем нам сегодня знать историю почти двухтысячелетней давности?

Таким представляется круг вопросов, который будет рассмотрен в данном спецкурсе.

Лекция 1. Великое переселение народов и его этническое пространство

Первое тысячелетие истории Европы насыщено важными событиями, связанными с кризисом Римского государства и поступательным движением Барбарикума. Значительная часть Старого Света переживала эпоху Великого переселения народов. К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте Великое переселение ознаменовано движением германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевнические племена и племенные объединения, вызвавшие значительные передвижения среди местных народов.

Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и «пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе». Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались «варварские королевства», созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли. Политическая и этническая карта Европы, сложившаяся после Великого переселения народов, в основном продолжает существовать до наших дней, ибо этнополитических метаморфоз, подобных Великому переселению народов, история Европы больше не знала.

Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации.

Великое переселение народов как временной «зазор» между Античностью и Средневековьем делится на три этапа. Первый (II-IV вв.) – «германский», охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) – «гуннский», между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) – «славянский», связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён. Этапы Переселения отличаются характером этнического состава участников Переселения, позицией мигрирующих племён, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

В эпоху Переселения народов tanta scriptorum turba продолжали искать ответ на тривиальный вопрос – что скрывается под ёмким понятием «варвар». Как известно, ассоциативный образ «варвара» сформировался античной исторической мыслью уже до начала Переселения. Семантика термина раскрывалась в рамках антитезы «эллины – варвары», «римляне – варвары». Три круга ассоциаций делали восприятие этого образа автоматическим. Первый – этнический. «Варвар» – это иностранец, чужеземец, человек, проживающий вне границ данного государства. Второй круг – этический. Он заключался в формуле: «варвар – это не римлянин», тот считался варваром, кто не обладал пайдейей, греческим воспитанием и образованностью. И, наконец, третий круг – филологический. Незнание греческого и латинского языков – верный признак варварства.

Термин «варвары» использовался современниками Переселений в качестве самой общей дефиниции конгломерата племён, населявших как ближнюю, так и дальнюю периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции «варвары – не римляне». Контраст между Барбарикумом и античным миром в это время достиг своей предельной остроты и напряжённости. В целом содержательная характеристика варваров основывалась на балансе неприятия и заинтересованности. Эта тенденция отразилась в лексике сочинений как латинских, так и грекоязычных авторов. В подавляющем большинстве случаев понятие «варвары» привязывалось к военному контексту и, как правило, сопровождалось словами «разрушили», «осадили», «опустошили», «совершили нападение». В ходе расселения варварских племён в империи частота его употребления заметно сокращалась. Из этого вовсе не следует, что исчез барьер взаимного отчуждения римлян и варваров. «Варвары» воспринимались как поле особой опасности уже внутри империи, хотя эпицентр варварства (barbaricum solum), по мнению современников, находился не в империи, а за её пределами. Barbaricum solum – это прежде всего пространство для передвижений варваров, причём непрерывных передвижений (??????????????). Современники Великого переселения относили к варварами не все народы, отличающиеся от римлян, а лишь дикарей, обитателей отдалённых стран. Варвара как такового характеризовало именно его «место обитания» – Барбарикум. Типичная среда варвара – лесная чаща, труднодоступная, а значит таящая опасность, богатая растительностью, а поэтому тёмная. В качестве Барбарикума, места обитания варваров, фигурируровали большие невозделанные пространства или сумрачные области, расположенные у крайних пределов земли. Все это, по мнению римлян, препятствовало зарождению и развитию цивилизации, способствовало сохранению у жителей Барбарикума примитивного образа жизни. Изменение отношения современников к варварам в ходе Переселения отразилось в частоте использования самого слова «варвар». По мере того, как варвары осваивались на римской земле, показательным стало использование вместо понятия «варвары» других слов-эквивалентов. К примеру, общеупотребляемые слова manus globus, gens, populus, exercitus , или конкретные этнонимы, нередко в сочетании – populus Alamorum, gens Francorum. Понятие «варвары» фигурировало уже не так часто, но оно становится более жёстким. «Варвар» – это не просто невежественный чужеземец, но прежде всего крайне агрессивный и непредсказуемый чужеземец, носитель разрушительного начала. Множественность варваров, их многочисленность в глазах современников Переселения ассоциировалось с «толпой», чаще – «войском». Толпа, неорганизованная масса варваров характеризуется как «перемешанная» (permixta, mixta, immixta), «беспокойная» (tumaltisa), «небоеспособная» (imbellis). Для людей того времени варвар – негативный «иной». Модель поведения варваров заключала в себе прежде всего агрессию. Одновременно, на фоне негативного варварского стереотипа появились новые оттенки образа варвара. С IV в. он уже не только враг (???????), неприятель (????????), но союзник-друг (??????), симмах, энспонд, федерат. В период между Адрианополем и Каталаунами стратегия неприятия варваров выстраивалась на более нейтральном образе «чужого», а не только на образе «врага». В привычном обиходе греко-язычной интеллектуальной элиты IV-V вв. были термины ??????????????????????. Уже в первой половине V в. различались «варвар» (????????) и «иностранец» (??????). Ещё раз отметим, что понятие «варвар» как невежественный, агрессивный разрушитель окончательно оформилось в эпоху Переселений. В этом общепринятом, обиходном значении оно пережило её и, пройдя через Средневековье и Новое время, дошло до наших дней.

Великое переселение народов, как системный процесс взаимодействия Барбарикума и античной цивилизации, сформировало уникальное этническое пространство. Под этническим пространством подразумевается вся совокупность племён и народов, связанных с конкретным историческим явлением и его образом в истории. Этническое пространство, созданное Великим переселением, отличалось многослойностью. Оно представлено германскими, алано-сарматскими, тюркскими, славянскими, италийскими, кельтскими, рето-этрусскими, иберийскими, скифскими, синдо-меотскими, фракийскими, македонскими, иллирийскими, финно-угорскими, кавказскими, мидийскими, балтскими, греческими, малоазийскими, армянскими, семито-хамитскими и африканскими племенами. Среди них можно выделить племена-аборигены и пришлые, инертные и динамичные, племена и народы, населявшие земли Римской империи, её провинций, и племена Барбарикума.

К числу инертных участников Великого переселения можно отнести, главным образом, жителей римского мира, всех народов, населявших Римскую империю и её провинции. Так, жители Италии, практически не меняя мест своего обитания, испытали мощный напор Барбарикума и выдержали не одну волну переселений. Специфическая особенность этнического пространства этого региона сложилась уже в преддверии Великого переселения. Она заключалась в готовности населявших Аппенинский полуостров многочисленных народов к военным и торговым контактам с племенами Барбарикума. Сюда следует отнести и возросшую «внутреннюю», в границах Римского государства мобильность населения, связанную с захватом Римом огромной территории от берегов Рейна, от Альпийских гор до океанского побережья, включая области Пиренейского полуострова. Организация этих территорий в римские провинции и постепенная их романизация приводили к разрушению этнической замкнутости Галлии и Испании. Здесь этническое пространство размывалось социализирующей направленностью римской цивилизации.

Осколки исчезнувшего кельтского мира в целом оказались в стороне от активного участия в миграционных процессах Великого переселения. Известно, что кельты упорно сопротивлялись римлянам. Однако им не удалось устоять перед германцами. После ряда военных неудач, потеряв часть завоёванных земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Британии до Карпат. Не исключено, что некоторые кельтские племена оказались вовлечёнными в походы, вторжения и грабительские экспедиции племён Барбарикума, особенно на первом этапе Переселения народов. Длительные набеги скоттов на западные берега Британии, постепенное и методическое освоение ими большей части Каледонии не типичный пример миграционной активности кельтов в эпоху Переселения.

Часть этнического пространства Великого переселения народов составлял мир фракийских, иллирийских и греческих племён. Их можно также отнести к блоку инертных участников Переселения. Фракийцы, иллирийцы и греки находились между кельтским миром на западе, германским – на севере и скифо-сарматским – на востоке. Неоднократно районы обитания этих племён до и особенно в период Великого переселения являлись эпицентром многих миграций. Основные события первого этапа Переселения (Маркоманнские войны во II в., готские вторжения на Балканы в III в., борьба племён за Дакию после 270 г., Сарматские войны середины IV в. на Среднем Дунае) сопровождались расселением мигрирующих племён в иллирийском и фракийском мире. Через населённые иллирийцами и кельтами провинции Норик и Паннонию в течение четырех столетий в Италию двигались бурные полиэтничные миграционные потоки.

В контекст этнического пространства эпохи Переселения вписалось и население малоазийского и ближневосточного регионов. Морские набеги причерноморских племён потрясли до основания Каппадокию, Галатию, Вифинию, Понт, Азию, Киос, Родос, Крит, Кипр. Племена европейского Барбарикума проникают вглубь Малой Азии и приходят в тесные соприкосновения (не только враждебные, но и и мирные) с иноэтничным миром местных племён. Прослеживается чёткая безусловная связь первых шагов распространения христианства у германцев в результате контактов с жителями Каппадокии. Роль малоазийского и ближневосточного этнического компонента в Великом переселении народов можно определить как пассивную по отношению к миграционным процессам. Но эти племена, будучи, главным образом, «зрителями» Переселения, все же дали ему дополнительный импульс, способствуя распространению в варварском мире христианства.

Агрессивную, наступательную позицию Барбарикума разделяли не все населявшие его племена. Инертным, безразличным к миграциям оставался мир балтских племён. На первом этапе Переселения спокойная, размеренная жизнь этих племён, их замкнутый, непритязательный уклад были нарушены движениями готов к югу и миграционной волной сарматских племён в район Среднего Подунавья. Внутренние стимулы к переселению у балтов отсутствовали. На незначительные передвижения их подталкивали лишь миграции соседних народов. Будучи инертными в противостоянии «варварский мир – римская цивилизация», балты сыграли значительную роль в стабилизации особого жизненного цикла отдельных регионов Барбарикума. Косвенным образом они способствовали окончательному сплочению славян – лидеров третьего этапа Переселения.

Подобно балтам финно-угорские племена не проявляли миграционной активности вплоть до VI в. Занимая значительные территории от нынешних районов Западной Белоруссии до предгорий Урала, они не были однородными. Разные группы племён этого этнического пространства пересекались и взаимодействовали с лидерами Великого переселения народов – германцами и гуннами. Одни племена вошли в состав «государства Эрманариха», другие – сыграли значительную роль в процессе этногенеза западных гуннов. Отметим, что в то время, когда в Центральной Европе бушевали Маркоманнские войны (166-180 гг.), знаменовавшие начало первого этапа Переселения, в степях Южного Урала в ираноязычном и угро-финнском этническом пространстве уже начал формироваться лидер следующего этапа Переселения – гунны.

Активными, динамичными участниками Великого переселения, лидером и катализатором передвижений выступали германские, тюркские, славянские, алано-сарматские племена.

Германское этническое пространство эпохи Переселения народов являлось одним из наиболее значительных. Уже в начале Переселения германцы занимали обширные территории, преимущественная часть которых отмечена экстремальными географическими и климатическими условиями: огромные леса, обилие рек, озёр, непригодность многих территорий для земледелия и животноводства. Они постоянно испытывали на себе военный и цивилизационный натиск римского мира, особенно усилившийся на рубеже тысячелетий. Как следствие, сформировался довольно высокий уровень мобильности германских племён. Он отражал прежде всего адаптационные возможности и свойства германского этнического пространства. Помимо этого, мобильность германцев символизировала их особую социальную адаптацию. Не только витальные потребности стимулировали движение племён. Грабежи, покорение соседей, разбой в близлежащих римских провинциях, взятие городов, гибель императоров и видных римских военачальников – это и акты самоутверждения, демонстрации мощи племён, из принадлежность к отмеченным традицией победителям и лидерам Барбарикума. «Экспозиция» истории германского этнического пространства весьма представительна. Здесь и обилие названий племён, различные формы проявления их активности, значительный географический размах передвижений, пульсирующий характер расселения, многовариантность договорных отношений с Римом и Византией. За относительно короткий исторический период миграции германцев охватили основные регионы ойкумены – Европу, Азию, Северную Африку. Они способствовали возникновению основных «линий разломов», конфликтных зон в европейской «модели» Переселения. Миграционный опыт германцев различен. Он представлен различными типами миграций: переселение племён, движения отдельных дружин, «профессиональная» миграция (телохранители при императорских дворах), «деловая» миграция (германские ремесленники и купцы). Германское этническое пространство за многие века переселения создало своеобразный «миграционный стандарт», который использовался и другими племенами. Он, к примеру, включал «сценарий» поведения варваров в стереотипных ситуациях (походы, вторжения, переговоры) и стандартный набор их претензий к империи. Различная степень зависимости от римского мира порождала в германском этническом пространстве и различные импульсы консолидации. Их высшим проявлением стали «большие» племена. В ходе Переселения менялась не только горизонтальная динамика варварского мира, его «картина» (вовлечение в переселение все новых и новых племён). Существенные перемены происходили и внутри него. Стремительно менялась этно-социальная вертикаль, внутренняя эволюция двигавшихся племён, их потестарное развитие. Начинал переселение один народ, заканчивал – совсем другой. Многим германским племенам довелось заплатить большую цену за познание принимающего их римского мира.

Волны миграционных потоков привели в Европу ряд алано-сарматских и тюркских племён. Ираноязычные алано-сарматские племена сыграли значительную роль в становлении народов Восточной Европы, являлись одним из компонентов этногенетических процессов Юго-Восточной Европы и лишь косвенным образом воздействовали на аналогичные процессы в западноевропейском регионе.

Совершенно очевидно, что в миграционных процессах водные бассейны играли столь же большую роль, как и в жизни крупнейших цивилизаций. В эпоху Переселения народов направление передвижения значительного большинства племён, образующих алано-сарматское этническое пространство, определялось не только наличием в данном районе очага цивилизации, но и наличием водных ресурсов. Зачастую эти два фактора совпадали. Танаис безусловно играл такую же роль в истории Восточной Европы, как Рейн для Западной или Истр для Юго-Восточной. Вокруг Меотиды концентрировался и консолидировался ираноязычный племенной мир, также как, например, греческий вокруг Эгейского моря или итало-лигурийский в Запдном Средиземноморье.

В эпоху Великого переселения народов по обширным пространствам Великого пояса степей, тянувшегося от Паннонии до Забайкалья, были сосредоточены различные тюркские племена. Они создали особое этническое пространство. Территории, над которыми устанавливался контроль того или иного кочевого сообщества и с которыми эти кочевники себя идентифицировали, представляли собой своеобразный ареал кочевания племён. В отличие от других варварских миров граница этого ареала не являлась границей тюркского этнического пространства. Этой границей был тот круг людей, который составлял данное кочевое сообщество, принадлежность к которому определялась отшлифованными нормами родства. Тюркский варварский мир – рассеянная пространственная структура. Евразийский степной коридор лишь одна из важнейших межконтинентальных артерий, по которой в Европу шли миграции различных гуннских племён, а впоследствии аваров и булгар. В эпоху Великого переселения народов существовало представление, что волны враждебных римской цивилизации кочевников выплёскивались Меотидой и Танаисом. Идеи о вторжении «варваров» с востока господствовали вплоть до эпохи Возрождения. Кочевники тюркского этнического пространства в эпоху Великих переселений овладели различными средствами адаптации к встречающимся на их пути осёдлоземледельческим племенным мирам: периодические набеги, регулярные грабежи, навязанный «вассалитет», данничество.

Среди тюркских племён складывалось представление о большей престижности военных грабительских походов и завоеваний, в сравнении с мирным трудом. Это накладывало отпечаток на жизнь этих варваров-кочевников, служило основой для формирования у них культов войны, воина-всадника, героизированных предков. В эпоху Великого переселения народов преимущество варваров-кочевников во многом определялось наличием у них верховых животных, в то время имевших особенно важное военно-стратегическое значение.

Для реализации экспансии создавались «племенные» конфедерации, вождества. Экспансия, направленная против крупной цивилизации, в данном случае византийской, создавала новые средства адаптации – кочевую «империю». Сокрушительный эффект степных кочевых «империй» Европа испытывала в течении нескольких столетий.

Нарастающая интенсивность «кочевого марша» тюркских миграций на запад, условно определяемых как «миграция миграций», в значительной степени «увязла» благодаря славянским переселениям.

Славянское этническое пространство эпохи Великого переселения народов формировалось под воздействием разнообразных факторов. Этот обширный племенной мир, как и другие, не был изолированной частью Барбарикума. Славяне этого времени отличались особой интенсивностью межэтнических контактов. Имели место как столкновения племён, так и мирное их соседство, в том числе с балтами, сарматами, германцами, фракийцами, иллирийцами, с некоторыми тюркскими племенами. С течением времени славянские племена менялись, смешиваясь с другими народами, воспринимая их культуру, но не утрачивая при этом своей этнической принадлежности. Пройдя через Великое переселение народов, славянские племена делились, объединялись, создавая многочисленные племенные образования с новыми названиями.

Отличительная особенность славянского племенного пространства – его относительная удалённость от римского мира. Находясь на периферии Барбарикума, славянские племена тем не менее активно включились в миграционные процессы. Можно полагать, что миграционные процессы у славянских племён являлись своего рода адаптацией к предшествующим миграциям других племён и их результатам. Приближаясь к границам римской цивилизации, славянские племена не первых порах не стремились, однако, к взаимодействию и развёрнутым контактам с этим миром. Последующая активность славян в отношении империи была во многом спровоцирована самой империей, а также появлением аварских племён. Славянские племена, начав продвижение на юг и завершив расселение по Балканскому полуострову в VI-VII вв., сливались с фракийцами, иллирийцами и кельтами. Они растворили в своей среде тюркоязычных булгар, вступали в контакты с эпиротами, греками и положили начало южнославянским этносам.

Этническое пространство Великого переселения народов состоит из двух взаимосвязанных компонентов. Первый – это племена и народы, которые являлись реальными участниками исторических событий эпохи Переселения. Второй компонент – это система представлений об этих племенах, которая создавалась как античной и раннесредневековой письменной традицией, так и современными национальными историографиями. Иногда эти компоненты вступают в противоречие. Ключевым элементом в системе представлений был этноним. В эпоху Переселения народов он выполнял функцию своеобразного универсального «языка общения» между варварским миром и римской цивилизацией. Он служил своеобразным «паролем», регулятором межэтнических связей.

И, наконец, каковы же причины явления, получившего название Великого переселения народов? Качественные сдвиги в хозяйственной жизни германских и славянских племён накануне Великого переселения, привели к росту общественного богатства и большого числа людей не занятых производительным трудом. Племенная элита испытывала потребность в накоплении богатств, средством добывания которых становились походы в Империю. Эти походы готовили почву для последующих переселений на земли Римского государства. При этом Римская империя играла активную роль, зачастую стимулируя варваров к миграциям. Появление гуннов в Центральной Европе резко ускорило миграционные процессы. Причины их переселения несколько иные, чем у оседлых народов. В большей степени они связаны и с природными факторами, влияние которых на номадические общества сильнее, чем на земледельческие. «Кочевнический фактор», в соединении с фактором социально-экономических сдвигов в германском и славянских обществах, с фактором кризиса Римской империи, дал импульс к запуску практически безостановочного миграционного процесса на просторах Европы во II-VII вв

studfiles.net

Какую роль сыграло Великое переселение народов в складывании европейской средневековой цивилизации?

Ответ 1 :Сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы.

 

Источник 1: http://biograf-book.narod.ru/

Ответ 2 :После великого переселения народов на Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров.

Источник 2: Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада.

Ответ 3 : Для становления будущей западноевропейской цивилизации имело значение не только культурное наследие Рима… в эту эпоху произошёл важнейший сдвиг – переход к феодализму. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров.

Источник 3:В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций. М.: 1999 г, с 133

Можно ли согласиться с утверждением историков, что славяне приняли участие в формировании средневековой европейской цивилизации, «строительстве общеевропейского дома»?

Ответ 1: Да можно. Постоянное соседство со славянами сильно повлияло на немцев, в том числе и этнически — мелкие северные и западные славянские племена ассимилировались.

Источник 1: http://www.lib-history.info — историческая библиотека

Ответ 2: Во второй половине I тысячелетия н.э. на территории Европы возникли древнейшие славянские государства — Первое болгарское царство, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь. Формирование и развитие российской государственности происходило в общих рамках европейской и мировой цивилизаций.

Источник 2: Аванта+ Энциклопедия. Том 5, ч.1. От древних славян до Петра Великого. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Ответ 3: Древнерусское государство, занимая срединное положение между Востоком и Западом, контактируя с двумя сложившимися мировыми мегацивилизациями (восточной и средневековой западной), несомненно, впитывало их культуру, одновременно влияя на развитие культуры соседних народов.

Источник 3: Мир русской культуры, энциклопедический справочник. М.: 1997

С какого события можно начинать отсчет истории ныне существующих государств Западной Европы – Италии, Германии, Франции?



Ответ1: В 843 г. Королевство Франков распалось на 3 части, на каждой из которых со временем возникли самостоятельные гос-ва: Франция, Германия, Италия.

Источник 1: Всеобщая история. Справочник. М. : 1996 г.

Ответ 2: Социально-экономическая и этническая неоднородность Каролингского государства и процессы феодализации, которые неотвратимо и безостановочно развивались во франкском обществе, привели к быстрой гибели внешне единую империю Каролингов. Распад Каролингской империи на три части явилось важным этапом в истории Франции, Германии и Италии.

Источник 2 : http://historic.ru/books/ библиотека по зарубежной истории.

Ответ 3: В 843 г. внуки Карла Великого заключили в городе Вердене договор о разделе Франкской империи на три части. Позднее из них образовались три королевства – Франция. Германия, Италия.

Источник 3: Большой справочник. История для поступающих в вузы. М.: «Дрофа» 2000. с. 152

4.Вопросы по работам византийских авторов:

а) была ли у славянских племен, живущих в VI веке на балканских границах Византии частная собственность, имущественная дифференциация, существовала ли у них обособившаяся властная элита?

б) использовали ли они труд рабов?

в) как бы вы определили систему земледелия, существовавшую у славян?

г) определите базовую отрасль их хозяйственной специализации.

д) к какому типу можно отнести религиозные верования славян?

е) какова социальная форма организации жизни древних славян?

ж) чем объяснить, что мощная Византийская империя испытывала затруднения в защите своих рубежей от нападений славян?з) что византийцы пишут о морально–этических взглядах славян?

и) почему сведения византийских авторов о южных славянах можно использовать для изучения реальной истории восточных славян?

Ответ: а. Славяне не имели частной собственности; в мирное время не признавали никакой власти, все вопросы решали сообща, во время походов, выбирали вождя.

б. Античное рабовладение к тому времени было уничтожено.

в. Вели зерновое хозяйство. (У них большое количество разнообразного плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы).

г. Селились в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, поэтому их хозяйственная специализация заключалась в большей мере в земледелии (имели ручные орудия труда) и скотоводстве.

д. Славяне были язычниками. Они считали, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносили в жертву быков и совершали другие священные обряды

е. У славян существовала примитивная система регулирования по наличию продовольственного ресурса.

ж. Византийцы воспринимали славян как варваров, которые нападали каждый год.

з. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище; к прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково; не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.

и. Первое упоминание о южных славянах, датируется 5 в. н. э., именно с ним начинается упоминание о славянах в целом.

megaobuchalka.ru

Великое переселение народов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Диахроническая карта миграций во время античности ок. 250—750 н. э.

Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках[1], главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, ставший катализатором многих миграций. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья.

ru.wikipedia.org

дз по истории

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в складывании европейской

средневековой цивилизации?

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ – процесс переселения в конце IV–началеVI

веков многочисленных племен и народов, как на территорию Римской империи, так и

внутри ее, который привел не только к падению Западной Римской империи, к

разрушению античной европейской цивилизации, но и складыванию новых варварских

государств, положивших начало формированию в Европе средневековой феодальной

цивилизации. 2. Можно ли согласиться с утверждением историков, что славяне приняли участие в

формировании средневековой европейской цивилизации, «строительстве

общеевропейского дома»?

Можно, ведь Чехия, Польша, Моравия, Богемия, Словакия — это земли, исконно населенные славянами. Французский король Генрих 3-й до коронования во Франции был королем Польши и не мог не впитать польскую культуру. Университеты на славянских землях были не менее старинными и крупными, чем в неславянских странах. Постоянное соседство со славянами сильно повлияло на немцев, в том числе и этнически — мелкие северные и западные славянские племена ассимилировались.

3. С какого события можно начинать отсчет истории ныне существующих государств

Западной Европы – Италии, Германии, Франции?

В конце V – VIII веков Франкское королевство подчинило почти все государства

Западной Европы, превратившись в империю, которая просуществовала до Верденского

раздела 843 г., когда внуки императора Карла Великого разделили страну на три части,

которые со временем оформились в такие европейские государства, как Франция,

Германия и Италия.

4. Вопросы по работам византийских авторов:

а) была ли у славянских племен, живущих в VI веке на балканских границах Византии

частная собственность, имущественная дифференциация, существовала ли у них

обособившаяся властная элита?

studfiles.net

Что означает понятие «великое переселение народов»?

Какие причины Великого переселения народов?

К каким последствиям привело Великое переселение народов?

Какую роль в Великом переселении народов сыграли славяне?

Великое переселение народов – процесс переселения больших групп населения с востока на запад. Наиболее активно этот процесс проходил с 4 по 7 век, а в общей сложности он длился 800 лет.

Великое переселение народов еще называют глобальной миграцией. Глобальная, то есть охватившая большую часть Евразии, Северной Африки. Миграция – процесс переселения народов, племен.

Причины Великого переселения народов.

Упадок Римской империи. Власть императора ослабла, появилось много желающих захватить престол. Огромные пространства империи нужно было контролировать с помощью армий, в которых львиную долю составляли варвары. Кроме этого, увеличивалась численность населения. А это приводило к уменьшению площади лесов, порче земли. Вообще портился весь жизненный уклад римлян. Их больше стали интересовать развлечения и застолья, чем развитие государства и его политики.

Поражение гуннов в гунно-китайских войнах. Эти противоборства происходили с 200 года до нашей эры вплоть до 180 года нашей эры. В результате гунны откочевали в западные земли, вынудив другие народы перемещаться в новые края («эффект домино»).

Появление нового экономического центра Римской империи – Галлии, там процветала торговля. Германцы стремились занимать территории около границы Римской империи и требовали правового подкрепления своего права на проживание на этих землях.

Общее похолодание климата в Европе, что вызвало неурожаи, наводнения, эпидемии, повысило смертность.

Последствия Великого переселения народов.

Пала Западная Римская империя и образовались «варварские королевства», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств.

Переселение сыграло роль в формировании многих современных языков Западной Европы.

Появились новые народности и племена.

Рабовладение уступило место феодализму.

Сформировался единый язык – латинский.

Распространение христианства (в новых королевства христианство становится государственной религией).

Результаты этого процесса нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, в ходе войн было уничтожено немало народностей и племен — к примеру, прервалась история гуннов. Но с другой стороны, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков. Однако это переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов — обелиски, курганы и т. д.

Роль славян в Великом переселении народов.

Славянские народы были непосредственными участниками Великого переселения народов. Хоть и начали двигаться они позже германских племен. Историки видят причину переселения славян в том, что они просто отреагировали на движение окружающих народов (сарматов, тюрков, иллирийцев, фракийцев).

Славяне присоединились к общему потоку миграции в середине четвертого века. В это время они еще «дружили» с готами. Но впоследствии готы и славяне стали противниками. Славяне присоединились к гуннам.

Из-за нашествия гуннских племен часть славян вынуждена была расселиться в направлении запада и юго-запада. А другая часть мигрировала к Византийской империи — на восток.

В пятом веке славяне заселили районы рек Днепр, Днестр и Дунай. А с 6 века совершают набеги на Балканский полуостров, подходят к столице Византийской империи – Константинополю.

К концу 6 века славянские войска покоряют и Грецию, а затем осваивают ее. Не остановившись на этом, славяне двигаются к югу. Балканский полуостров был заселен полностью.

Славяне переходили через Дунай, захватывали новые территории и заселяли их. В их числе были Фракия, Македония, Эллада. Также славяне вторглись и в Византию.

Таким образом, расселение славян имело смешанный характер: оно было и мирным, и военно-организованным.

Опишите половецкую каменную скульптуру.

Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Появились такие скульптуры в Донецких степях в 9 – 13 веках. Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров.

Название скульптуры – половецкая баба происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

Типы половецких каменных баб:

Человеческие фигуры из специально подобранных удлинённых камней.

Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.

Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены сережками, изредка на шее ожерелье.

Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.

Фигуры с кинжалом или саблей.

Фигуры женщины иногда, как «Чернухинская мадонна» держит на руках ребёнка.

Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица.

Старейшие типы статуй — удлиненные плоские со слабо обозначенными чертами фигуры или совсем без неё. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде шапочки вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в степи приблизительно в первые десятилетия XI века.

Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.

Билет №1, вопр.2 (второй вариант)

Половецкие каменные бабы,встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.

Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов.[ Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.

Билет №2

1. Охарактеризуйте хозяйство и быт славян (по материалам § 3)

План ответа на вопрос

1. Земледелие – главное занятие славян.

2. Скотоводство, бортничество и сопутствующие занятия.

3. Быт и обычаи славян

1. Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь траву. Землю обрабатывали несколько лет, а когда она переставала приносить хороший урожай, участок забрасывали и расчищали новый. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. В более южных – степных районах славяне распахивали участки, использовали их несколько лет, а когда урожаи снижались – распахивали новые. Такая форма земледелия называется переложной. Славяне пахали землю сохой, потом боронили. Славяне выращивали пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху. Хлеб был главным продуктом. Из овощей выращивали репу, брюкву, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

2. Славяне занимались и скотоводством. Разводили коров, лошадей, коз, свиней, домашнюю птицу. Важную роль в жизни славян играл сбор меда диких пчел – бортничество. У славян было развито ремесло – кузнечное дело, бондарство (изготовление бочек), ткачество. Славяне были хорошими охотниками. Шкуры диких животных шли на изготовление одежды и на продажу.

3. Древние авторы описывают славян как людей высокого роста, крепкого телосложения, обладающих незаурядной физической силой и выносливостью. У них были русые волосы и светлые глаза. Селились славяне по берегам рек и озер. Строили дома – небольшие полуземлянки. Стены домов, посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями и обмазывали глиной. В домах не было закрытых печей – только открытые очаги, для выхода дыма в потолке делалось отверстие. В доме могло быть несколько выходов. Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Славяне славились как хорошие смелые воины. Трусость считалась наибольшим позором. Славяне использовали луки и стрелы, копья, деревянные щиты. Железные мечи и щиты были редкостью

Итак, славяне селились по берегам рек и озер. Основным занятием их было земледелие. Также они выращивали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Славяне занимались бортничеством, охотой, рыболовством, собирательством. Славяне строили дома – полуземлянки, которые отапливались «по-черному». Славяне славились как отважные и умелые воины.

Вопр.2

Печенеги – кочевые тюркские племена, впервые упоминаемые в VIII веке. Возглавлял печенегов хан, под руководством которого они постоянно нападали на соседей, захватывали в плен людей, чтобы получить за них выкуп, уводили скот. Донбасс играл очень важную роль во взаимоотношениях русичей и печенегов. С конца 9 века печенеги кочевали по донецким степям (около 150 лет). Сейчас археологами выявлено более 40 каменных надгробий и скульптур относящихся к культуре кочевых племен.

Печенеги никогда не угрожали независимости Древней Руси, но их молниеносные военные вылазки доставляли немало неприятностей древним русичам.

Первые контакты Руси и печенегов относятся к концу IX – началу Х в. Было бы неправильно говорить только о постоянном противостоянии древних русичей и печенегов. Так, в источниках имеются сведения о совместных походах русских войск и печенежских орд на Византию. В Повести временных лет упоминаются случаи, когда Древняя Русь использовала печенегов в качестве наёмников

После краха Хазарского каганата в 965 г. власть над степями на Волге перешла к печенегам и они на некоторое время становятся основным восточным соперником Руси. Печенеги продолжили давление на Киевскую Русь и в 972 г. им удалось подкараулить Святослава у порогов Днепра. В результате столкновения князь погиб.

Его преемник Владимир Святославович (978-1015) ориентируется прежде всего на внутреннее, а не внешнее развитие государства. Происходит объединение земель в единое государство. В начале ХI в. печенеги выступают с инициативой мирного соглашения с Киевом. Князь Владимир даже посылает в стан кочевников одного из своих сыновей в качестве гаранта мирного соглашения.

В период правления великого князя киевского Ярослава Владимировича (1019-1054) печенеги только один раз (1036 г.) появляются на границе Руси, но терпят полное фиаско. В то же время в источниках появляются сведения о выполнении печенегами функций охраны южных границ древнерусского государства, прежде всего, от следующей волны тюркоязычных кочевников – половцев.

Политические и военные контакты древних русичей и печенегов создали условия для взаимообмена двух культур, а также интеграции тюркских кочевников в состав Древнерусского государства. К началу XIII в. печенеги, войдя в состав Руси, полностью растворились среди местного населения.

Билет № 3

1. Расскажите, как была организована общественная жизнь в славянском племени. (по учебнику § 3)

План ответа

1. Переход от родовой к соседской общине у славян.

2. Управление соседской общиной (вервью).

3. Союзы племен славян.

1. Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) – вервь.

2. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Оин выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

3. Отдельные общины объединялись в племена, а те в свою очередь – в союзы племен. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. В летописи они называются племенами. Наиболее многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Центром полян был город Киев, основанный (по легенде князем Кием). Центром ильменских словен стал город Новгород.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Великое переселение народов: причины и последствия, хронология

Великое переселение народов является одной из важнейших вех в человеческой истории. Та карта мира, которую мы знаем, во многом сложилась благодаря процессам, продолжавшимся со II по VII века нашей эры — целых пять столетий. Это была эпоха великого переселения народов.

Причины великого переселения народов.

В целом принято выделять три причины этого процесса:

  • увеличение численности варварских племен — им просто начало не хватать места для жизни;
  • глобальное похолодание — малый ледниковый период привел к тому, что племена двинулись в теплые края;
  • зарождение государственности — объединение племен в союзы породило и стремление к завоеваниям.

На протяжении пяти столетий народы Северного полушария мигрировали непрерывно. Но для удобства восприятия ученые-историки делят великое переселение народов на три этапа, или волны. Рассмотрим каждую из них.

Первая волна великого переселения народов.

Когда началось великое переселение народов? Первая, или «германская» волна накатила на Европу в 239 году, когда племена готов вторглись в Римскую империю, а вслед за ними хлынули и другие народности: саксы, франки, вандалы. Римская империя долгое время отражала натиск варваров, но потерпела крупное поражение в сражении при Адрианополе.

Вторая волна великого переселения народов.

Вторая, или «азиатская» волна пришла в Европу из Азии в 378 году — тогда римляне впервые столкнулись с гуннами. Поначалу натиск варваров удавалось сдерживать, однако он был слишком силен. В 455 году Рим был взят племенами вандалов, а еще через двадцать лет, в 476 году, Западная Римская империя прекратила свое существование.

Третья волна великого переселения народов.

Третья, или «славянская» волна переселения началась в V веке нашей эры — из Сибири и Азии славянские народы двинулись в Восточную Европу и к Средиземноморью, расселившись по территориям Визайнтийской империи.

Хронологические рамки великого переселения народов.

  • 354 год. В источниках впервые упомянуты булгары. Вторжение в Европу с востока гуннов — «народа всадников». Начало Великого переселения народов. Позже «гунны утомили алан частыми стычками», подчинили их.
  • 375 год. Гунны уничтожили государство остготов Германариха между Балтийским и Чёрным морями.
  • 400 год. Начало заселения нижними франками территории современных Нидерландов (была заселена батавами и фризами), которая тогда ещё принадлежала Риму.
  • 402 год. Первая попытка короля вестготов Алариха вторгнуться в Италию потерпела поражение от римского войска.
  • 406 год. Вытеснение франков с Рейна вандалами, алеманнами и аланами. Франки занимают север левого берега Рейна, алеманны — юг.
  • 409 год. Проникновение вандалов с аланами и свевами в Испанию.
  • 410 год. Захват и разграбление Рима вестготами под командованием короля Алариха.
  • 415 год. Вытеснение вестготами из Испании аланов, вандалов и свевов, проникших туда в 409 году.
  • 434 год. Единовластным правителем (королём) державы гуннов становится Аттила.
  • 449 год. Захват Британии англами, саксами и ютами.
  • 450 год. Движение народов через Дакию (территория современной Румынии): гунны и гепиды (450), авары (455), славяне и булгары (680), венгры (830), печенеги (900), куманы (1050).
  • 451 год. Каталауская битва между гуннами с одной стороны и союзом франков, готов и римлян с другой. Возглавлял гуннов Аттила, римлян — Флавий Аэций.
  • 452 год. Гунны опустошают север Италии. Папа римский Лев Великий силой слова останавливает войска Аттилы и спасает Рим от разорения.
  • 453 год. Остготы заселяют Паннонию (современная Венгрия).
  • 454 год. Захват Мальты вандалами (с 494 года остров был под властью остготов).
  • 458 год. Захват вандалами Сардинии (до 533 года).
  • 476 год. Низвержение военачальником-германцем Одоакром последнего римского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отсылает императорские регалии в Константинополь. Традиционная дата падения Западной Римской империи.
  • 486 год. Король франков Хлодвиг I наносит поражение последнему римскому правителю в Галлии Сиагрию. Основание Франкского государства (в 508 годуХлодвиг делает своей столицей Париж).
  • 500 год. Бавары (баювары, маркоманы) проникают с территории современной Чехии на территорию современной Баварии. Чехи занимают территорию современной Чехии. Славянские племена проникают в Дунайские провинции Восточной Римской империи (Византии). Заняв низовья Дуная (около 490), лангобарды захватывают равнину между Тисой и Дунаем и уничтожают существующее там могущественное государство восточногерманского племени герулов (505). Бретоны, изгнанные англосаксами из Англии, переселяются в Бретань. В Шотландию из Северной Ирландии проникают скотты (в 844 году создают там своё королевство).
  • VI век. Славянские племена заселяют Мекленбург.
  • 541 год. Ставший королём остготов Тотила ведёт войну с византийцами до 550 года, в её ходе захватывает почти всю Италию.
  • 570 год. Азиатские кочевые племена аваров создают государство на территории современных Венгрии и Нижней Австрии.
  • 585 год. Вестготы подчиняют себе всю Испанию.
  • 600 год. Чехи и словаки, находящиеся в зависимости от аваров, заселяют территорию современной Чехии и Моравии.
  • VII век. Славяне занимают земли к востоку от Эльбы при частичной ассимиляции германского населения. Хорваты и сербы проникают на территорию современных Боснии и Далмации. Осваивают значительные регионы Византии.

Последствия великого переселения народов.

Результаты этого процесса нельзя расценивать однозначно. С одной стороны, в ходе войн было уничтожено немало народностей и племен — к примеру, прервалась история гуннов. Но с другой стороны, благодаря великому переселению народов сложились новые культуры — перемешавшись, племена позаимствовали друг у друга немало знаний и навыков.

Похожие статьи

infoogle.ru

эпизод из истории мира :: SYL.ru

Каждый человек из курса школьной истории слышал о таком явлении, как великое переселение народов. Но что это такое, почему оно имело место в развитии человеческой цивилизации, и какие последствия принесло миру? Давайте разберемся во всем по порядку.

Что это такое?

Великое переселение народов. Под этим термином историки подразумевают этнические движения по территории современной Европы из Азии в четвертом–седьмом веках нашей эры. Этот период характеризируется гибелью античной культуры и зарождением феодализма. По-простому, многие племена не только оставляют свои привычные земли кочевья или насиженные места, они ищут новые просторы, более пригодные для них. По пути они сталкиваются с коренными жителями, поэтому местами происходят военные столкновения, а в других случаях наблюдается мирная ассимиляция.

Причины великого переселения народов

Несомненно, такое массовое явление должно иметь свои причины. Конечно, многие люди, которые интересуются этой темой, считают, что движение вызвано наступлениями Римской империи. Легионы заходили все дальше и дальше, но становились все слабее. Варварские племена могли противостоять чужакам и отбивать свои земли обратно. Кроме того, население постоянно возрастало, поэтому территория не могла прокормить такое большое количество людей. Среди причин переселения также называют резкое изменение климата, однако почему так случилось, пока не известно. Возможно, это была какая-то катастрофа, к примеру, извержение вулкана, падение метеорита или кометы, землетрясения. Но, так или иначе, начинается усиленное продвижение людей на запад. К последним миграционным волнам того периода относят арабские завоевания, которые начались примерно в седьмом веке и охватили Среднюю и Западную Азию, Аравию.

Великое переселение народов. Славяне ищут родину

Примерно в начале первого тысячелетия наши предки откололись от своего народа и отправились в междуречье Днепра и Дона. Слившись с местным населением – финно-уграми, аланами и половцами — они образовывают ветвь восточных славян. Пришельцы заселили современные территории Украины, Белоруссии и западной России. На Балканском полуострове и на берегах Дуная остались жить западные племена славян.

Великое переселение народов: последствия

Массовая миграция племен, которая началась вторжением гуннов, полностью изменила историю Европы, Азии и мира. Она перекроила политическую карту до неузнаваемости: исчезла Западная Римская империя, появился целый ряд новых государств. На мировую арену выходит страна германцев, которые принимают со временем христианство от Вульфилы, переведшего Библию на язык готов. К востоку от реки Эльбы, где вначале поселились германцы, зарождается Киевская Русь – первое княжество славян, которое сыграло существенную роль в истории региона и Европы в целом. Великое переселение народов – это целая веха в мировой истории, которая еще до конца не изучена и не исследована. Поэтому она таит в себе немало загадок и вопросов, на которые, может быть, кто-то из читателей вскоре найдет ответ.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *