Стр 4 Гео 9 класс Дрофа
ГДЗ готовая контурная карта Население России 9 класс география атлас Дрофа 2017 страница 4
Контурные карты
ГДЗ готовая контурная карта Население России — 9 класс география атлас издательства Дрофа 2017. Решебник готовая заполненная контурная карта с ответами на задания «Население России» страница 4 атласа контурных карт по географии для 9 класса ФГОС Дрофа ДиК 2017 год
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
ЗАДАНИЯ
1. Выделите на контурной карте районы с благоприятными и неблагоприятными условиями для жизни населения.
2. Штриховкой обозначьте зону наибольшей плотности населения на территории России. Обозначьте и подпишите названия всех городов с населением около 1 млн человек и более. Подумайте, от чего зависит плотность населения той или иной территории.
3. Обозначьте разными цветами субъекты Российской Федерации с преобладанием городского и сельского населения. Назовите причины, влияющие на уровень урбанизации.
4. Стрелками покажите направления основных миграционных потоков внутри страны.
ГДЗ готовая контурная карта Население России — 9 класс география атлас издательства Дрофа 2017. Решебник готовая заполненная контурная карта с ответами на задания «Население России» страница 4 атласа контурных карт по географии для 9 класса ФГОС Дрофа ДиК 2017 год
Граница между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой на карте нанесена приблизительно. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» от 4 июня 1992 г. для подготовки правовых и организационных мероприятий по государственно-территориальному разграничению установлен переходный период.
konturmap.ru
Технологическая карта по географии Население России (9 класс)
Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет: география
Класс: 9
Задачи урока
Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
давать определения понятиям по тематике урока;
определять особенности размещения населения России;
приводить примеры территорий с разной плотностью населения;
выявлять и называть причины, влияющие на размещение населения;
выявлять и называть зоны расселения в стране и их специфические черты;
называть закономерности размещения населения;
называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.
Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.
II. Блок инструментальный
Тип урока
Урок освоение новых знаний и видов деятельности
Учебно-методический комплекс
С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта
Оборудование
Политическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор
Оформление доски
Тема, понятия
III. Блок организационно-деятельностный — Таблица-схема «План урока»
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
1.Организационный – мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке
приветствует
отмечает присутствующих
организует внимание
настраивает учащихся на работу
желает успеха
приветствуют учителя
контролируют готовность к уроку
настраиваются на работу
слушают учителя
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя
Коммуникативные: слушание учителя
Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие
2. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
— Активизирует знания учащихся — беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»
Давайте вспомним
— В каких районах мира сосредоточено большинство населения?
-В чем особенность природы районов с наибольшей концентрацией населения?
-Отчего зависит расселение человека на Земле?
— Какие условия называют комфортными для проживания?
— О чем речь пойдет сегодня на уроке?
Тема «Размещение населения на территории России»
— Слушают учителя, отвечают на вопросы
— Записывают тему урока
Личностные: осознание своих возможностей
Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии
Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению
3. Целеполагание
Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий
— Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала
-Нужны ли вам знания по теме «Население России»?
-Для чего нужны вам знания по данной теме?
-Исходя из темы урока, какие цели вы можете поставить к нему?
— Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»
— Определение понятия «плотность населения»
— Расчет плотности населения России и ее отдельных частей
— Закономерности размещения населения по территории страны
-Зоны расселения на территории России и их специфические характеристики
— Слушают учителя
— Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания
-Слушают учителя
Личностные: самоопределение
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний
-Как вы уже знаете, в России на площади 17.1 млн. кв. км проживает 145 млн. человек. Таким образом, в среднем на 1 кв. км приходится 8.5 человека.-Что мы назовём плотностью населения, найдите в тексте учебника?
Работа с текстом учебника
«Плотность населения» – это отношение численности населения к площади территории, на которой оно проживает, или, что это количество человек, приходящихся на елиницу площади территории.
—Плотность населения характеризует уровень заселённости территории. По плотности населения Россия занимает одно из последних мест в мире. Она в 5 раз ниже среднемировой (44 чел./кв. км) и в12 раз ниже, чем в зарубежной Европе. Многие страны мира имеют намного большую плотность населения. В Бангладеш она — более 900 чел./кв.км. Однако в некоторых странах, например в Австралии, она ещё ниже, чем в России (4 чел./кв.км)
Анализ интерактивной карты плотности населения и эквидемической карты, на которой площадь региона соответствует численности региона.
Кто знает, какова численность на селения РФ? Кто из Вас знает, поделитесь с нами.
-Скажите, пожалуйста, где можно найти данные переписи о численности населения России?
Энциклопедия
Интернет
Учебник
СМИ
Интернет – великое изобретение человечества.
Если вдруг, например, при подготовке к экзаменам (ГИА и ЕГЭ) у вас будет такой вопрос, я предлагаю Вам воспользоваться сайтом «Счетчик населения России»http://priroda.inc.ru/naselenie.php
Кроме этого здесь можно узнать много интересного. Например, первая перепись в России была в 1897 году. Главный инициатор этой переписи был вам наверняка известный географ и путешественник, статист, общественный деятель Семенов-Тянь-Шанский. В ней принимал участие и Д.И.Менделеев, известный вам из курса химии.
-Какова численность населения? (Численность населения России 143 млн. человек) (запись в технологическую карту)
Проблемами населения занимается … Кто знает, какая наука? А Вы знаете, как называется наука, изучающая население? Найдите определение в учебнике стр.50
Это слово греческое Демография (от греч. demos – народ, grapho — пишу) – наука о населении.
—Итак, первую задачу мы с Вами решили. Узнали численность. —Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос:
-Какое место занимает Россия по численности населения в мире? (Рис.20 стр. 51)
-Не смотря на то, что Россия занимает первое место по площади, а по численности 9 место.
-А теперь внимание, перед вами два графика «Динамика численность населения мира» и «Динамика численности населения России» (рис.19, стр50)
Что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли)
А что мы видим на графике динамики численности населения России (снижение численности населения)
Что Вас удивило? Что нам предстоит выяснить?
Ставится проблемный вопрос
-Почему в Росси снижается численность населения?
-Как будем решать проблему? (обратимся к учебнику, к интернету, к правительству, выслушать учителя, посмотреть статистику и т.д.)
-А я предлагаю Вам самим решить данную проблему и провести заседание круглого стола по проблемам демографии.
-Вы готовы отправиться на поиски Причин низкой численности населения в России?
Организуется работа по группам.
Историки — нельзя жить в настоящем, прогнозировать будущее не зная истории.
Демографы — раз уж речь у нас о проблемах демографии
Правительство-без него невозможно решать какие-то государственные дела.
Выберите руководителя группы. Им я дам инструктивные карточки к работе.
Каждый из вас должен решить какую-то свою задачу, а потом вместе найти ответ на поставленный вопрос. А я буду вашим советником, если нужна помощь — поднимите руку.
Договорились? Тогда за работу.
Выполнение 5-7 минут
— Организует физминутку
Слайд таблица, демографические кризисы.
Заполните таблицу «Демографические кризисы ХХ в.»
Демографические кризисыСобытия
Потери с учетом снижения рождаемости
11914-1922
Первая мировая война, революция, гражданская война, эпидемия, голод, эмиграция
12-18 млн.человек
2 1933-1934
Голод, ссылки(репрессии)
5-6.5 млн.человек
3 1940-1946
Великая отечественная Война
21-24 млн.человек
4 1990- 2006
Социально-экономические, экологические
5 млн. человек
-Ребята еще более наглядно это можно увидеть на графике. Вот эти провалы, демографические ямы здесь очень видны.
-В тетради запишем демографический кризис – снижение численности населения
Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию
— Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география»
— Задает вопрос:
— Что изучает экономическая география?
— Объектами изучения этой науки являются
природно-ресурсный потенциал страны,
населённые пункты,
промышленные центры,
транспортные пути,
экономические районы,
отрасли хозяйства.
— Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов.
— Представьте неосвоенный район планеты.
Много людей будут жить здесь?
— Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс»
— Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей.
В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хозяйственного комплекса могут быть изменены в результате целенаправленной деятельности человека.
— Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география?
— Слушают учителя
-отвечают на вопрос
— Находят определение понятия, записывают в тетрадь
— Слушают учителя
-делают анализ карты
-Записывают в тетради
-Работают с текстом учебника, записывают определение
-Анализируют график «Численность населения крупнейших стран мира»
-Анализируют графики, сравнивают. Делают вывод
— Находят определение понятия, записывают в тетрадь
— Отвечают на проблемный вопрос
-Ребята работают в группах, учитель в роли консультанта
— Выступление учащихся первой группы историков.
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других
Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок
5. Первичная проверка понимания
Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
— Организует практическое задание — стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение
Внимательно прочитайте задание.
Составьте план работы по выполнению практического задания.
Определите перечень источников информации, необходимы для выполнения практического задания.
Проанализируйте источники информации.
Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к выполняемому заданию.
Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.
— Следит за самостоятельностью выполнения
— Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления
— Слушают учителя, ищут информацию в учебнике
— Систематизируют учебный материал — обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы формулируется вывод о целостности хозяйственного комплекса
— Проговаривают алгоритм действий
— Выполняют ПЗ
Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции
Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля
6. Первичное закрепление
Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
— Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления
Вопросы по параграфу
Что такое ландшафт?
Что изучает социально-экономическая география?
Что такое хозяйственный комплекс?
Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника
Как человек может изменить неблагоприятные природные условия?
С какой целью человек изменяет природные условия территории?
В чём разница между природным и хозяйственным комплексами?
Самостоятельное применение знаний
Работа с ключевыми понятиями – стр.9
Задания в рабочей тетради – стр.5
— Осуществляют учебные действия по намеченному плану
— Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.
— Работают с учебником стр.10
— Работают с ключевыми понятиями
— Работают в РТ в парах с взаимопроверкой
Личностные: самоопределение.
infourok.ru
ПРИРОДА НАСЕЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВО по географии 9 класс сферы
Для того, чтобы увеличить изображение на компьютере- прокручивайте колёсико мыши удерживая клавишу Ctrl.
9 класс
Учебник Контурные карты Практикум Тренажёр Экзаменатор
Красные: все задания выполнены (Оценка 5 или 4)
Зелёные: плохо или не полностью выполненные (Оценка 2 или 3)
Непроверенные: выполнено , но не проверено учителем (Оценка 5 или 4 или 3)
Гдз по географии 9 класс контурные карты СФЕРА Котляр 2016
Вариант 1 (2016) — печатный: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Мы в соц сетях ( )
Вариант 2 (2014): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Мы в соц сетях ( )
Гдз по географии 9 класс контурные карты СФЕРА Котляр 2016
Цветные контурные карты напечатаны на офсетной бумаге, что позволяет рисовать на них карандашами, и выполнены в технике объёмного изображения рельефа. К каждой карте предлагается система заданий разных типов и уровней сложности, ориентированных как на закрепление основных географических знаний и формирование базовых навыков, так и на развитие аналитических способностей школьников.
Автор: Котляр О. Г.
Редактор: Григорьева М.
Издательство: Просвещение, 2015 г.
Серия: Сферы
Дата выпуска: 2015 г.
Может быть отгружен товар указанного или более позднего года.
Язык: русский
Количество томов: 1
Количество страниц: 31 стр.
Переплет: мягкий
Размеры: 220×290 мм
Формат: 60×90/8 (220×290 мм)
Тираж: 20000 экз.
gdz-vip.ru
Презентация по географии на тему «Население России» (9 класс)
Инфоурок › География › Презентации › Презентация по географии на тему «Население России» (9 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Население России Население России — состав жителей, населяющих территорию России
2 слайд Описание слайда:Задачи урока Познакомиться с численностью населения страны Определить причины, влияющие на изменение численности населения Дать определение понятий «Демография», «Естественный прирост», «Демографический кризис», «Типы воспроизводства» Развить умение анализировать статистический материал Провести тестирование по теме «Россия на карте мира».
3 слайд Описание слайда:На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 267 288 постоянных жителей Плотность населения — 8,55 чел./км2 (2015). Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население — 74,03 %
4 слайд Описание слайда:Перепись населения Текущий учёт естественного движения (Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и её территориальные органы, а также ЗАГСы) Текущий учёт миграционного движения (ведётся паспортными столами по факту прибытия) Регистрация естественного движения населения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1997 года «Об актах гражданского состояния». Переписи (последняя перепись была проведена в 2010 году) Текущий учёт населения (необходим между переписями, позволяет оценивать демографическую ситуацию в любой момент времени)
5 слайд Описание слайда:Демографическая картина в России По нашим прогнозам, основанным на официальных отчетах Росстата, в 2015 году Россия имеет следующие основные показатели изменения численности населения: В среднем в России в сутки рождается 5 294 ребёнка. То есть в среднем один ребёнок появляется на свет каждые 16 сек. Каждые 17 сек. в России умирает один человек. Получается, что в России в сутки умирает в среднем 5 226 человек. Суммарный рост численности населения России с учётом естественных процессов (рождаемости и смертности) и суммарной миграции (т.н. миграционное сальдо) составляет, как уже указывалось выше, приблизительно 100 926 человек в год или 277 человек в сутки.
6 слайд Описание слайда:Плотность населения субъектов Российской Федерации Ниже представлена карта плотности населения России по муниципальным образованиям (районам) по состоянию на 01.01.2013 года
7 слайд Описание слайда:История изменения численности населения России История населения России (1960 — 2015) Данные показаны на 1 января соответствующего года.
8 слайд Описание слайда:Естественный прирост населения
9 слайд Описание слайда:Естественный прирост населения России
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Урбанизация России За последние 100 лет урбанизация России увеличилась более чем в 4 раза. А именно, доля населения в городских районах увеличилась с 17,5 % в 1914 году, до 74,2 % в 2014. По результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года доля городского населения составляла 14,7 % Соотношение городского и сельского населения России
12 слайд Описание слайда:Домашнее задание Прочитайте параграф 9, понятия по теме знать! Задание письменно: сжать параграф №9 до5 предложений При подготовке д/з пользуйтесь сайтом Население России | Прирост населения 1961 — 2015 http://countrymeters.info/ru/russian_federation Население России Написать мини сообщение по теме «Население моего Села». Учитель МКОУ Волоконовская СОШ Овчаренко С.Н.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-288665
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Технологическая карта по географии Миграции населения России (9 класс)
Технологическая карта урока
Учитель:
Предмет: география
Класс: 9
Задачи урока
Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
давать определения понятиям по тематике урока;
определять причины миграций населения;
приводить примеры территорий с разными значениями миграционного прироста (убыли) населения;
выявлять и называть причины, влияющие на миграции населения;
называть закономерности формирования миграционных потоков России;
устанавливать влияние миграций на демографические показатели и экономические характеристики территорий;
называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.
Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.
Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.
II. Блок инструментальный
Тип урока
Урок освоение новых знаний и видов деятельности
Учебно-методический комплекс
С.В. Банников, С.В. Жукова «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта
Оборудование
Политическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор
Оформление доски
Тема, понятия
III. Блок организационно-деятельностный — Таблица-схема «План урока»
Этап урокаДеятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
1.Организационный – мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке
приветствует
отмечает присутствующих
организует внимание
настраивает учащихся на работу
желает успеха
приветствуют учителя
контролируют готовность к уроку
настраиваются на работу
слушают учителя
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя
Коммуникативные: слушание учителя
Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие
2. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
-Ребята, мы несколько уроков знакомимся с населением России. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. Тот, кто пашет землю, строит, кто владеет техникой и наукой, создаёт будущее и всегда готов встать на защиту своей Родины. Для того чтобы беззаветно любить свою страну, надо знать её историю, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими славными предками. А главное, любить свой край.
На фоне мелодии песни «Уголок России — отчий дом» учитель читает:
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть маленькое солнце.
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поётся.
У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился
Вот так у нас в народе говорят.
У каждого есть Родина своя,
А Родина солгать не позволяет,
И если я встречаюсь с негодяем,
То Родина мне силы умножает
У каждого есть Родина своя,
А Родина для каждого святая.
Николай Дружков
-В стихе есть такие строки:
“У каждого есть Родина своя,
У каждого есть дом, где он родился…”
-Вспомнили?!..
-А теперь я прошу поднять руки тех, кто родился в г. Кызыле? Спасибо.
-А теперь, тех –кто не из города.
Вот видите ребята, среди вас есть одноклассники которые приехали в наш город, т.е. изменили своё место проживания.
— Слушают учителя
-Отвечают на вопросы, те, кто из районов поднимают руки.
Личностные: осознание своих возможностей
Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии
Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению
3. Целеполагание
Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий
— Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала
.— О чём мы сегодня узнаем на уроке?
Именно об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке, — и так тема нашего урока:
Учитель. Всем вам известна поговорка: «Рыба ищет – где глубже, а человек – где лучше».
Велика Россия, но россияне уже почти тысячу лет стремятся увидеть весь свет, кто-то остаётся на Родине, кто-то уезжает из России, кто-то возвращается, т.е. постоянно происходит перемещение населения или миграции. Сегодня на уроке мы будем находить ответ на вопрос: что заставляет людей переезжать с места на место, как и почему происходят эти переселения.
-Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами
Сегодня на уроке узнаем:
План:
Что такое миграция и виды миграции
Направленная внутренняя миграция в России
Внешняя миграция
-Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из демографических процессов – миграцией, видами, причинами, последствиями. -Ребята, записываем число, тему и эпиграф к нашему уроку:
« Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами»
Н.Н. Баранский
— Слушают учителя
-дети отвечают какая тема сегодняшнего урока “Миграции населения”. Записывают тему урока
— Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания
-Делают записи в тетради
Личностные: самоопределение
Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний
— Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию
-Дайте определение, что такое миграция?
— Предлагает найти в тексте определение понятия «миграция»
Миграция — это переселение людей из одного места в другое на некоторое время или навсегда.
-Каковы бывают причины миграции? (Приведите причины миграции населения)
-Какая из этих причин самая главная?( самая главная- экономическая).
Виды миграции (слайд)
Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую.
Внутренние миграции происходят в пределах одной страны.
—Скажите какая из этих видов миграции влияют на численность населения страны?
Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция – выезд людей из своей страны.
Иммиграция – въезд населения в страну.
— Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в стране. С чем это связано?
СЕЗОННЫЕ связанные с определением временами года (сезонные рабочие из других районов отдых на море.) В прошлом в России крестьяне уходили зимой на заработки в город, а весной и летом возвращались.
МАЯТНИКОВЫЕ самые массовые миграции. Изучение маятниковой миграции очень важно. От них зависит напряженность работы городского и пригородного транспорта к месту работы или учебы людей и обратно.
3.СЕЛО-ГОРОД
4.ТРУДОВЫЕ
— Скажите кто в основном осуществляет миграцию?
5.ДЕПОРТАЦИЯ
Миграции населения бывают добровольными и вынужденными.
-Назвовите причины добровольных миграций? Вынужденных
-Ребята вспомните два крупных периода усиления внешней миграции.
Внешняя миграция
Так, не приняв социальную революцию в России, с 1917 по 1930 гг. из страны эмигрировали Бунин, Куприн, Набоков, Цветаева и многие другие. Будучи за границей, эти люди сохраняли любовь к родине, были настоящими патриотами своей страны. Сергей Есенин, оказавшись за границей в качестве путешественника, ощутил на себе силу чувства тоски по родине и выразил его в строчках стихотворения: “Я покинул родимый дом…
Но миграции вынужденные были характерны не только для 17-30-х. годов, но и для 60-х, 90-х. В связи с распадом СССР русские были вынуждены покидать территории бывших союзных республик (Казахстана Средней Азии, стран Закавказья и др.) т.к их всячески притесняли на территориях других государств. Эти люди явились беженцами, либо вынужденными переселенцами.
-Какова география потока иммигрантов и эмигрантов
Внешняя миграция первая крупная миграционная волна возникла после отмены крепостного права. Освобожденные крестьяне мигрировали на УРАЛ, в южные районы СИБИРИ для освоения новых земель. Но многие отправились и в Америку Канаду, США, Аргентину.
Работа с текстом учебника рисунок 27
-Определите, какие группы иммигрантов приезжают в Россию.
Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом.
Он рассчитывается так же, как естественный прирост.
Фронтальная беседа с классом:
Что, по-вашему, может считаться экономической причиной миграций? Приведите примеры таких миграций из жизни.
Какие причины мы можем считать политическими? Есть в нашей стране миграции по политическим причинам?
По религиозным причинам?
— Организует физминутку
— Слушают учителя, просматривают слайды
— Находят определение понятия, записывают в тетрадь
— Отвечают на вопрос, делаю записи в тетрадь
-Записывают определения
-Слушают учителя, делают записи в тетради
-Отвечают на вопрос
-участвуют в беседе, слушая ответы своих одноклассников
-Отвечают на вопрос, работая с текстом учебника и атласами
-Работают с текстом учебника
-Записывают определения в тетради
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других
Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок
5. Первичная проверка понимания
Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
— Организует практическое задание
Определите по картам атласа регионы России, наиболее привлекательные для мигрантов. Классифицируйте выбранные территории. Сформулируйте вывод о влиянии внешних условий на миграционные процессы.
— Следит за самостоятельностью выполнения
— Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления
— Слушают учителя, работают с атласами
— Выполняют ПЗ
Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции
Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля
6. Первичное закрепление
Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.
Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал — в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы. Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию. “Вот это миграции”, — подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова –
— Осуществляют учебные действия по намеченному плану
— Внимательно слушают текст, определяют вид описанной миграции
Личностные: самоопределение.
Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
-Задает и комментирует дифференцированное задание
&11
Вопросы по уровням — стр.65
Практические задания – стр.65
— Записывают домашнее задание.
— Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные: выделение существенной информации
Коммуникативные: слушание учителя
Регулятивные:
регуляция учебной деятельности — умение выбрать задание по силам
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Наш урок подошел к концу, мне хотелось бы узнать, что вам на уроке понравилось или не понравилось.
Учитель; вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке. — Какую учебную задачу мы решали?
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что вас удивило?
Что было для вас более интересным? Спасибо всем за помощь и участие, благодарю за работу. Я ставлю сегодня оценки…
— В завершении урока я предлагаю вам составить синквейн о миграции
Правила составления перед вами на слайде:
Первая строка – существительное обозначающее тему урока.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающие интересные признаки предмета.
Третья строка – 2 глагола, раскрывающих действия, свойственные данному предмету.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть явления.
— Анализируют свою деятельность на уроке.
— Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Познавательные: рефлексия способов и условий действия
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
infourok.ru
Численность населения России — География
Численность населения России
Население России
составляет 146, 2 млн.чел.
По числу жителей занимает 9-е место в мире (на 2017).
Десять первых стран мира по численности населения (млн. чел), 2017 г.
№
Страна
1
Население
Китай
2
3
Индия
1 373 541 278
1 266 883 598
США
4
323 995 528
Индонезия
5
6
Бразилия
258 316 051
205 823 665
Пакистан
7
201 995 540
Нигерия
8
186 053 386
Бангладеш
9
171 696 855
Россия
10
146 544 710
Япония
126 702 133
Когда происходят резкие скачки численности и почему?
Познакомьтесь с картой плотности населения. Установите разницу в размещении населения Европейской и Азиатской частей страны. Сделайте вывод.
Первая всеобщая перепись населения была проведена в Российской империи в 1897 г.
Наука, изучающая население, его численность, состав и размещение, называется ДЕМОГРАФИЕЙ.
Основные характеристики демографии:
- Численность населения
- Рождаемость
- Смертность
- Естественный прирост
Рождаемость – число родившихся за год на 1000 человек
населения.
Смертность – число умерших за год на 1000 человек населения.
Естественный прирост – превышение рождаемости над смертностью
Естественный прирост определяется по формуле:
Е. п. = Р-С (р-рождаемость, с-смерность)
Естественная убыль – превышение смертности над рождаемостью
Демографический кризис – резкое снижение численности населения в результате снижения рождаемости.
Демографический взрыв – резкое повышение численности населения за счет сокращения смертности при традиционно высокой рождаемости.
Демографические кризисы
В течение ХХ века Россия пережила несколько демографических кризисов .
Используя содержание следующих слайдов и текст учебника, заполните таблицу.
Демографические кризисы в России.
Демогра-фический кризис
Демогра-фический кризис
Временной период
первый
Временной период
1914-1922 гг.
второй
Причины демографического кризиса
Причины демографического кризиса
Первая Мировая война, революция, голод 1921-1922 гг., эмиграция из России после революции.
Демогра-фические потери
третий
30-е гг.
Демогра-фические потери
11-18
40-е гг.
четвертый
Свертывание НЭПа, индустриализация, коллективизация, репрессии и голод 1933-1934 гг.
млн. чел.
Великая Отечественная война.
5-13
90-е гг. — по настоящее время
млн. чел.
21-27
Экономический кризис в стране (инфляция, рост цен, неуверенность в завтрашнем дне, неблагоприятная экологическая ситуация).
млн. чел.
первый
второй
третий
четвертый
Основные задачи по выходу из демографического кризиса:
1) увеличение продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни;
2) снижение преждевременной смертности, в первую очередь младенческой;
3) сокращение заболеваемости, травматизма, инвалидности;
4) стимулирование многодетных семей, усыновление;
5) поддержка семейно-брачных отношений;
Население Россия размещается по территории страны НЕРАВНОМЕРНО .
Существует три зоны расселения:
- Основная зона
- Зона Севера
- Крайний юг России
главная полоса расселения
Плотность населения
Рассмотрите карту.
Каким способом в карте показано размещение
населения (плотность)?
Изучите легенду карты.
Назовите районы страны, имеющие наибольшую плотность.
зона Крайнего Севера
Плотность населения
Плотность населения — количество жителей (человек) на 1 кв. км территории.
Средняя плотность населения России — 8,3 чел. на 1 кв. км.
Основная зона заселения проходит с запада на восток. Характеризуется высокой плотностью, большим количеством городов. Это почти вся Европейская часть страны кроме Севера, азиатская часть- узкая южная полоса Сибири и Дальнего Востока. Эта зона занимает 34% территории , на ней проживает 138 млн. человек .
Средняя плотность 50 чел. на 1 кв. км .
Зона крайнего Севера. В этой зоне сконцентрированы важные ресурсы страны.
Плотность — 0,9 чел. на 1 кв. км . Расселение населения выборочное, очаговое. Эта зона занимает 64% территории, на ней проживает ок. 10 млн.чел.
Крайний юг России – полоса среднегорий и высокогорий. Население привязано
к гидроэнергетическим ресурсам и добыче полезных ископаемых
Итоговое закрепление
1. Какова численность населения России?
2. От чего зависит численность населения?
3. Что называют:
— рождаемостью;
— смертностью;
— естественным приростом;
— естественной убылью населения;
— демографическим кризисом;
— демографическим взрывом;
4. Какая демографическая ситуация характерна для современной России?
5. Какие меры предпринимает государство по увеличению численности населения?
Домашнее задание
Выучить все термины, подготовится к диктанту.
Выполнить практикум «Мой край в судьбе России»
План:
1. Численность населения (все основные показатели)
2. Как размещено население по территории
3. Менялась ли численность населения региона, дать обоснованный анализ.
4. Где в основном сконцентрировано население в регионе и по чему.
Использованные ресурсы:
1.В помощь школьному учителю. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9 класс. Москва, «ВАКО», 2005 г.
2.А.И.Алексеев. География: население и хозяйство России. 9 класс.
3.Интернет-ресурсы (фотоматериалы).
http://www.varson.ru/images/Geography_jpeg_big/geogr4prirodarus9.jpg — динамика численности населения (диаграмма)
http://img.rl0.ru/005b7782ea7e65b998bb10bd4d56b1ea/200×200/pics.top.rbc.ru/top_pics/uniora/58/1271427290_0758.250×200.jpeg — фотография на титульной странице
http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:fi2HDtaaGf03RM::&t=1&usg=__UOwAVjsmR9LO1Kfr2sdAdpTtwXU = — карта «Плотность населения»
http://school-collection.edu.ru/collection/
http://school-sector.relarn.ru/
multiurok.ru
Вопрос ОГЭ Карта подготовки учащихся к ОГЭ по географии в 9 классе. Тема «Население России»
| Основные понятия. Алгоритм действия. | Географическая карта | ||||||||||||||||||||
Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Западной Сибири? 1)башкиры 2)ханты 3)коми 4)чуваши | Находим Западно Сибирскую равнину. По карте «Народы» определяем народ, проживающий на данной территории. | Народы | ||||||||||||||||||||
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. 1)Сыктавкар 2)Челябинск 3)Хабаровск | Находим города на карте «Плотность населения». | Плотность населения. | ||||||||||||||||||||
В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? 1)Ямало-Ненецкий АО 2)Республика Татарстан 3)Магаданская область 4)Красноярский край | Сопоставляем две карты | Плотность населения. Административная карта России | ||||||||||||||||||||
Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения? 1)Тюмень 2)Смоленск 3)Казань 4)Хабаровск | Города миллионеры | |||||||||||||||||||||
В каком из регионов, обозначенных буквами на карте России, средняя плотность населения наименьшая?
| Сопоставляем две карты | Плотность населения. Административная карта России. | ||||||||||||||||||||
К традиционным занятиям каких из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство? 1)калмыки и башкиры 2)мордва и чуваши 3)эвены и чукчи 4)кабардинцы и карачаевцы | Рыболовство – побережье морей, оленеводство – тундра. Оленеводство и рыболовство – побережье морей Северного Ледовитого океана. | Народы | ||||||||||||||||||||
Какой из перечисленных регионов является самым крупным по численности населения? 1)Вологодская область 2)Московская область 3)Республика Саха (Якутия) 4)Магаданская область | Главная полоса расселения. | Плотность населения. Административная карта России. | ||||||||||||||||||||
Как называется социально-экономический процесс, о котором идёт речь в приведённом ниже тексте? Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. зафиксировала на территории России (в современных границах Российской Федерации) примерно 430 городов. Доля городского населения в общей численности населения страны тогда составляла 15%. Сеть городов была крайне разрежена. Век спустя (в 1998 г.) в России насчитывалось примерно 1095 городов, т. е. за столетие число их более чем удвоилось. | Перепись населения, урбанизация, агломерация. Урбанизация ( рост численности городов, городского населения, доля городского населения) | |||||||||||||||||||||
Используя данные таблицы, определите показатель рождаемости населения в ‰ в 2008 г. для Республики Карелия. Численность и рождаемость населения Республики Карелия
Полученный результат округлите до целого числа. | Среднегодовая численность населения, человек – 100% Число родившихся – х% Составляем пропорцию: 689077 – 100% 7682 – х %, 7682х100 = 1,1% 689077 | |||||||||||||||||||||
В каком из высказываний содержится информация о процессе урбанизации? 1)По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), численность населения в России в начале 2013 г. составляла 143 347,1 тыс. человек. 2)В 2013 г. правительство РФ установило квоту на работу в РФ для 1,745 млн иностранных граждан. 3)В начале 2010 г. доля городского населения в общей численности населения России составляла 73%, в начале 2013 г. – 74%. 4)За период с января по август 2013 г. естественная убыль населения составила около 6,6 тысяч человек. | Урбанизация ( рост численности городов, городского населения, доля городского населения) | |||||||||||||||||||||
Чум – конический шатёр, обтянутый покрывалами, сшитыми из оленьих шкур. Чум приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. У какого из перечисленных народов чум является традиционным жилищем? 1)эвенки 2)марийцы 3)калмыки 4)чуваши | Народ проживает в суровых климатических условиях, может вести кочевой образ жизни, занимается оленеводством. Народ должен проживать на севере, северо – востоке страны. | Народы | ||||||||||||||||||||
Какой из перечисленных городов является наибольшим по численности населения? 1)Краснодар 2)Санкт-Петербург 3)Курск 4)Владивосток | Города миллионеры | Плотность населения | ||||||||||||||||||||
В каком из перечисленных высказываний содержится информация о миграциях населения? 1)В 2011 г. почти каждый восьмой россиянин находился в возрасте 65 лет и старше. 2)За 2011 г. количество людей, сменивших место жительства в пределах России, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 148 тыс. человек. 3)Численность мужчин в России на 1 января 2010 г. составляла 65,6 млн человек, женщин – 76,3 млн человек. 4)Численность постоянного населения России на 1 января 2010 г. составляла 141,9 млн человек, из которых 103,7 млн человек – горожане и 38,2 млн человек – сельские жители. | Миграции (внутренние, внешние). Перемещение населения. | |||||||||||||||||||||
В каком из высказываний содержится информация о воспроизводстве населения? 1)Тайга в Западной Сибири слабо заселена, сёла в ней расположены преимущественно по долинам рек. 2)Наибольшая доля детей в возрастной структуре населения характерна для населения Дагестана и других республик Северного Кавказа. 3)В 2008 г. численность женщин в общей численности населения России превышала численность мужчин на 10,6 млн человек, т.е. на 16%. 4)В 2003 г. в России число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза, в 2008 г. — в 1,2 раз | Естественный прирост, рождаемость, смертность | |||||||||||||||||||||
Изменение численности населения Республики Башкортостан в 2007–2010 гг.
Определите миграционный прирост населения Республики Башкортостан в 2010 г. Ответ запишите в виде числа. | Общий прирост населения (О), зависит от естественного прироста (Е) и миграционного прироста(М). О= Е+М М=О-Е | |||||||||||||||||||||
Изменение численности населения Республики Башкортостан в 2007–2010 гг.
В каком году в Республике Башкортостан наблюдалось наибольшее превышение смертности над рождаемостью? 1)2007 г. 2) 2008 г. 3) 2009 г. 4) 2010 г. | Е=Р-С 1.Если Р больше С, то Е- «+» 2. Если Р меньше С, то Е «-» Чем больше рождаемость, тем выше естественный прирос. Чем выше смертность, тем ниже естественный прирос. Определяем самый низкий естественный прирост | |||||||||||||||||||||
Определите миграционный прирост населения Воронежской области в 2000 году. Ответ запишите в виде числа. | М=П – В, где М – миграционный прирост П – прибывшие В — выбывшие | |||||||||||||||||||||
Определите, на сколько человек сократилась численность населения Республики Коми в 2011 г. Ответ запишите в виде числа. | О=Е+ М О – общая численность населения, Е – естественный прирост, М – миграционный прирост Надо найти Е. Е=Р-С Е=11720 – 11065 Е=655 Т.к. миграционная убыль, значит миграционный прирос «-« О= 655 – 10033 О=-9378 Численность населения сократилась на 9378 человек Е=Р-С Р=Е+С С=Р — Е | |||||||||||||||||||||
Определить долю городского населения от общей численности. Всего -1276 человек Городское население – 840 Сельское — 436 | Все население – 100% Городское население – х% Составляем пропорцию: 1276 – 100% 840 – х% 840х100=65% 1276 | |||||||||||||||||||||
В каком году из перечисленных на постоянное место жительства в Россию из других стран въехало наименьшее количество людей? 1)2007 г. 2)2008 г. 3)2009 г. 4)2010 г. | Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны. |
xn--j1ahfl.xn--p1ai