Содержание

Конспект урока+презентация на тему «Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Урок русского языка в 8 классе

Учитель: Шайкина Галина Лаиковна

Тема урока: Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: погрузиться в эпоху, в которую жил драматург, познакомить с биографией Д.А. Фонвизина, сюжетом и содержанием комедии «Недоросль», теоретико-литературными понятиями классицизм, сатира, комедия, средствами создания комического.

Развивающие: научить находить проекции проблем, которые волновали общество 18 века, развить способность видеть связь влияния эпохи на личность, формировать способность к рефлексии.

Воспитывающие: воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя.

Оборудование: компьютер, проектор для презентации.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Определение темы урока, постановка целей: На доске отрывок из произведения А. С. Пушкина, который открывает наш урок:

«Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин

Блистал Фонвизин, друг свободы…»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Как вы думаете, о ком сегодня пойдёт речь на уроке? (о Фонвизине) А что вам о нём известно? (он воспевал свободу, творил ещё до Пушкина, сатира – один из его жанров) Хорошо. Сегодня мы познакомимся с драматургом второй половины 18 века Денисом Ивановичем Фонвизиным (1744 — 1792). Запишите тему урока в тетради и годы жизни писателя.

  1. Актуализация знаний по истории: Чтобы понять, о какой свободе говорит Пушкин, нам необходимо вспомнить, что происходило в Российской Империи в ту эпоху, «в стары годы». А это во вторую половину 18 века. Что же это была за эпоха? Давайте вспомним и построим кластер. С чем у вас ассоциируется вторая половина 18 века? С чьим правлением она связана? (Екатерина 2, жена Петра 3, просвещение, пугачёвское восстание, жалованная грамота дворянам, императрица, классицизм, тяжёлое положение крестьян, уложённая комиссия и др.) Замечательно.

  2. Первичное усвоение новых знаний, слово учителя: Правление Екатерины 2 имело большие успехи во внешней политике, в культурном направлении, но внутри страны назревал конфликт. Об этом говорит восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачёва (2 – 5 слайды). Вспомните, каково было положение крестьян? (они терпели побои, унижение от дворян, помещиков, их жестокость, так как многие неправильно толковали указ императрицы: «Жалованную грамоту дворянам») Подумайте, против чего выступал Фонвизин? (он выступал против безумных и глупых помещиков, которые нещадно били своих крестьян, хотя и сам был дворянином)

  3. Первичная проверка понимания. Именно в эту эпоху начал своё творчество Д. И. Фонвизин. Вспомните, какой художественный стиль в искусстве преобладал в эти годы? (классицизм — ( от лат. сlassicus — образцовый) это художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 в. в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства.) Откуда этот стиль? (Франция) Какие главные черты классицизма вам известны (единство места, действия и времени)? Ученики помечают в тетрадях определение классицизма, его господство в России и основные черты стиля (6 – 10 слайды). Классицизм в литературе отражает основные тенденции городской поэзии. В своих произведениях писатели стремились донести до читателя важность исполнения людьми своих обязанностей перед обществом, необходимость воспитания человека – гражданина. Д. И. Фонвизин был последователем данного стиля.

Он родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет. Подробнее о личности драматурга мы узнаем из фильма. Просмотр фильма с остановками, чтобы пометить в тетради важные моменты из жизни писателя, обратить внимание учащихся на яркие вехи в судьбе драматурга (слайд 12).

  1. Первичное закрепление (вопросы по просмотру фильма): Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения). Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны) Где родился Фонвизин? (в Москве) В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса) Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно) Какое произведение принесло известность Д. И. Фонвизину? (Самым ярким произведением драматурга была комедия «Недоросль», которую он закончил в 1782 году, в этом же году она была поставлена на сцене.) Какие проблемы поднимал в ней автор? (осуждал злонравие и дикость провинциальных помещиков) Что необычного в героях пьесы, в их фамилиях? (у них говорящие фамилии, что помогает легко разделить их на положительных и отрицательных) Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества) Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу) Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!») Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды») Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

  2. Викторина на знание текста:

  • Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

  • Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

  • Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

  • Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

  • Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

  • Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

  • Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

  • Как зовут жениха Софьи? (Милон)

  • Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

  • Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

  • Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

  1. Рефлексия: Наш урок подходит к концу. С каким писателем вы сегодня познакомились? (Д. И. Фонвизин) Что вы узнали из биографии писателя? (он немецкого происхождения, родился в Москве, учился хорошо, имел влиятельных друзей, читал свои пьесы лично императрице и т. д.) Какого художественного стиля он придерживался? (классицизм) Назовите самое яркое произведение драматурга? (комедия «Недоросль») В каком году была написана комедия? (1782) Что означает слово «недоросль»? (несовершеннолетний человек)

Д. И. Фонвизин всей душой любил родину и свой народ. Девизом его жизни были слова: Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.

  1. Домашнее задание: В рамках нашего произведения напишите 2 – 3 предложения о том, как вы понимаете следующее высказывание: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» (слайд 13). Вспомните, кто это сказал. С этого мы начнём наш урок. Спасибо.

infourok.ru

Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль» как классицистическое произведение.»

Тема: Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль» как классицистическое произведение.
Цель: — повторить теорию о классицизме,
— рассказать о личности Фонвизина,
— рассказать об истории создания комедии,
— раскрыть сущность комизма пьесы,
— совершенствовать навыки выразительного чтения с использованием приёма мизансценирования.

Ход.
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Ряд наших уроков был посвящен изучению литературы 18века. Ведущее направление эпохи – классицизм.
-Вспомним определение,
принципы,
изменения в жанровой системе.
Ответ: Классицизм – (образцовый) творческое направление в культуре и литературе 18века.
Принципы: 1)подражание образцам античности,
2)разум – высшее начало в человеке,
3)произведения искусства создавались по определенным правилам.
А отсюда строгое разграничение жанров

Высокие Низкие

Ода Басня
Торж. речи Эпиграмма
Трагедии Комедия

— В какой стране классицизм получил большее развитие?
Ответ: зародился и развивался во Франции. Теоретик Никола Буало, стихотворный трактат «Поэтическое искусство», в котором изложил принципы. Основной – следование культу разума.

-Как же развивался классицизм в России?
Ответ: (стр. 92 – 94 в учебнике)
3.О жизни и творчестве Д.И.Фонвизина
Явлением русского классицизма, испытавшего сильное влияние идей Просвещения, стало творчество Д.И.Фонвизина.

История рода, родословная Фонвизина – просмотр видеоматериалов.

Работа со статьей учебника:
чтение и составление конспекта (в тетради) .
Тезисный конспект.
1.Происхождение рода от немцев.
2.Родился 3 апреля 1745г. в дружной дворянской семье.
3.С 1755г. учился в гимназии при Московском университете.
4.Любовь к театру.
5.Остроумие, смелость суждений, глубокий ум, проницательность и литературный талант принесли Фонвизину славу.

4.О комедии.
Фонвизин работал над комедией около 3х лет. Премьера состоялась в 1782г.
Герои – представители разных слоев общества 18века в России:
-дворяне,
-крепостные,
-слуги,
-самозваные учителя.

Главные персонажи комедии:
-недоросль Митрофанушка,
-его мать г-жа Простакова, в её руках хозяйство, все слуги и собственный муж, которого она может поколотить.
Фонвизин поднял проблему осуждения дворянского воспитания, злонравия и дикости дворянства.
Персонажи четко делятся на «+» и «-» — чего и требует классицистическая комедия.

Обратимся к тексту и познакомимся с действующими лицами.

5.Работа с текстом.
Афиша – действующие лица.
Утро…Властная госпожа рассматривает кафтан, сшитый Тришкой.
И хотя кафтан сшит «изряднехонько», капризной барыне трудно угодить.

Мизансцена 1-го действия комедии.
6.Комментарии.
Мы видим, что герои комедии делятся на господ и слуг, которых они называют скотами. Перед нами предстает жизнь помещичьей усадьбы 18в.
Посмотрим на фамилии:
Простакова — …
Скотинин — …
Вральман — …
А кто же такой Митрофан ? Подобный матери.
7.Лексическая работа
Значение слов имеет большое значение. Вы, конечно, обратили внимание на некоторые слова, какие бы вы выделили?
Мошенник – человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик.
Обузил – сделал слишком узким.
Я чаю – ожидать, надеяться на что-либо.
Скот – сельскохозяйственное млекопитающие животные.
Воровская харя – то же, что и лицо.
Болван – тупица, неуч (разг.)
Сударыня – форма вежливого, учтивого обращения.

8.Заключительное слово учителя.
Как и положено, комедия классицизма должна не просто смешить, но и учить, и просвещать, утверждать разумное и положительное. Отрицательным героям противопоставляются положительные.
9.Итоги.
Посмотрим, выполнили ли мы план урока.

1.Повторили теорию о классицизме.

2.Рассмотрели развитие классицизма в России.

3.Узнали сведения о жизни и творчестве Д.И.Фонвизина.

4.Работали по содержанию комедии.

Домашнее задание: читать 2 действие комедии.

Литература:
1)Благой Д.Д. Фонвизин Д.И. – М.,1945
2)Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. – М.,Л.,1966
3)Кутузов А.Г. и др. В мире литературы «8 класс». – М.:Дрофа, 1998
4)Махогоненко Г.П. Денис Фонвизин. – М.,Л., 1961
5)Рассадин О.Б. Сатиры смелый властелин. – М.: 1985.

infourok.ru

Краткая биография Дениса Фонвизина для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Краткая биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин – русский писатель XVIII века, создатель русской бытовой комедии. Наиболее прославился по произведению «Недоросль» (1781). Родился 14 апреля 1745 года в Москве в состоятельной дворянской семье. Образование получал в дворянской гимназии в университете Москвы. Тем же обучался на философском факультете и считался одним из лучших учеников. В 1760 году юный писатель был направлен в Петербург, где познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. В 1761 году ему был заказан перевод басен с немецкого языка. Позже он перевел роман французского писателя Террасона, трагедию Вольтера, работы Овидия, повесть Грессе. Однако любимым писателем считал Руссо.

Наряду с переводами начинают появляться и сатирические произведения Фонвизина. Так, приблизительно в 1760 году была готова ранняя версия знаменитой пьесы «Недоросль». Литература помогала писателю и в служебной карьере. Например, перевод трагедии Вольтер помог ему попасть на службу в кабинет-министру Елагину. А переведенной им комедией «Бригадир» заинтересовалась сама императрица. Таким образом, он познакомился с Н. И. Паниным – воспитателем Павла I, и перешел к нему на службу.

В 1777 году писатель путешествовал во Францию, где провел длительное время. Там он наблюдал за политической жизнью во французском обществе и пытался найти пути улучшения социально-политического порядка на родине. В конце 1782 года появилось произведение «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначенное для будущего правителя Павла Петровича. После перенесенного паралича, Фонвизин ушел в отставку, но продолжал заниматься литературной деятельностью до конца жизни. Некоторые его работы натолкнулись на осуждение со стороны Екатерины II и были запрещены. В последние годы писатель работал над автобиографичной повестью «Чистосердечное признание». Умер Денис Фонвизин в декабре 1792 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов

Краткое содержание Недоросль, Фонвизин

www.sdamna5.ru

Конспект урока по литературе (8 класс) (предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной) Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема гражданственности (рабочее название «Почему Митрофанушка Простаков не соответствует своему происхождению?»)

Конспект урока по литературе (8 класс)

(предметная линия УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной)

Тема: Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема гражданственности

(рабочее название «Почему Митрофанушка Простаков не соответствует своему происхождению?»)

Цели урока:

Образовательные.

1. Сформировать представление об истинном гражданине в комедии.

2.Способствовать развитию навыков анализа драматического произведения.

Развивающая.

Продолжить развитие монологической речи учащихся.

Воспитательная.

Способствовать воспитанию качеств истинного гражданина.

Ход урока

Организационный момент (Слайд 1)

    — Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

    Актуализация знаний.

      — Его фамилию писали по-разному: Фон-Визин, Фон-Висин, Фон-Везен и т.д. И только к концу XIX века утвердилось понятное сейчас написание – Фонвизин. (Слайд 2)

      — Вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим знакомство с комедией Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

      — На прошлом уроке мы с вами изучили жизнь и творчество этого замечательного писателя своей эпохи. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете биографию писателя. И предлагаю вам поиграть в игру «Верно — неверно».

      (Класс делится на 2 группы (в зависимости от количества детей в классе). Каждой группе выдаётся пакет с фотографией Фонвизина и нарезанными «утверждениями» — верными и неверными. Ребята в группе выбирают только верные утверждения) (См. Приложение 1)

      Ответы проецируются на экран. (Слайд 3)

      — Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Поаплодируйте друг другу!

      Постановка проблемного вопроса.

        — Ответьте мне на следующий вопрос: кто такой дворянин? (Ответы учащихся) (Слайд 4)

        — Назовите качества, какими должен быть истинный дворянин? (Составление кластера на доске). (Примерные ответы учащихся: честь, достоинство, храбрость, хорошее образование и воспитание, служение своему Отечеству)

        — Кто главный герой комедии «Недоросль»? (Митрофанушка Простаков)

        — Давайте попробуем составить литературный портрет Митрофанушки. (Составление кластера). (Дворянин, его имя означает «матерью данный», избалованный, капризный, эгоистичный, не способный любить, корыстный, хитрый, ленивый, любит поесть, не любит трудиться, трусливый, полный невежда («Не хочу учиться, а хочу жениться!»). (Слайд 5)

        — Что вас сейчас удивляет? Какое противоречие налицо? (Митрофан, несмотря на своё происхождение, совсем не соответствует истинному дворянину).

        — Какой вопрос возникает? (Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?) (Слайд 6)

        — Сегодня на уроке мы должны найти ответ на проблемный вопрос, который и запишем в виде сегодняшней темы. (Слайд 7)

        Работа с текстом

          Учащиеся делятся на 5 пар, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. (Задания для 4 и 5 пары достаточно сложные, поэтому рекомендуется для сильных учеников). (См. Приложение 2)

          Задания

          1 пара.

          — Грамотны ли Простаков и Скотинин?

          — Как относились к образованию в их семье?

          — Почему обучается Митрофан?

          2 пара.

          — Чему и как обучается Митрофан?

          — Глуп ли он?

          — Как он относится к учению?

          3 пара.

          — Какие учителя обучают Митрофана?

          — Каковы они? Чему они могут научить?

          — Как к ним относятся в семье Простаковых?

          4 пара.

          — Что такое воспитание? Какова его цель?

          — Что такое образование? Какова его цель?

          — Что главнее – воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей)

          5 пара.

          — Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

          — Почему в комедии, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?

          — На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

          Динамическая пауза. (Слайд 8)

            «Буквы».

            Ход упражнения. Дети, стоя, по инструкциям учителя, выполняют упражнение:

            «Пишем буквы необычным способом».

            — Кто написал комедию «Недоросль»?

            Букву 1 «пишем» носом,

            Букву 2 — подбородком,

            Букву 3 — правым плечом,

            Букву 4 — левым плечом,

            Букву 5 — правым локтем,

            Букву 6 — левым локтем,

            Букву 7 — правым коленом,

            Букву 8 — левым коленом.

            Обобщение усвоенного

              Выступления учащихся. (Слайды 9-13)

              7. Итог урока

              — Давайте попробуем дать ответ на вопрос, который мы обозначили в начале урока: «Почему Митрофанушка не соответствует своему происхождению?» (Он не получил достаточного образования и воспитания, а настоящий дворянин, в первую очередь, должен быть просвещённым. О необходимости просвещения говорили и Пётр I, и Ломоносов, и Екатерина II и другие великие люди той эпохи. Также истинный дворянин должен соответствовать высоким нравственным качествам, а получается, что русское дворянство, по мнению Фонвизина, нравственно вырождается). (Слайд 14)

              — Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению – вот одна из проблем, которую ставил Денис Иванович Фонвизин в своей комедии. Мысль о воспитании просвещённого дворянина во времена Фонвизина не была новой. Вы правильно отметили, что о необходимости просвещения говорили ещё Пётр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди XVIII века. Но у Фонвизина не всё так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. (Слайд 15) Проблема истинного дворянина демонстрируется в монологах Стародума: «Наука в разращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Стародум – резонёр, персонаж, высказывающий авторскую позицию. Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

              — Как это сделать? (Ответы учащихся)

              — Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной. Но такого закона нет. В своём невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

              Рефлексия (Слайд 16)

                «Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая, ученик должен продолжить незаконченную фразу).

                На уроке я работал(а) …

                Урок для меня показался …

                Самым полезным и интересным для меня было …

                Я встретился(лась) с трудностью при …

                У меня хорошо получилось …

                Я выполнял(а) задания …

                Я понял(а), что …

                Теперь я могу …

                Я попробую …

                Меня удивило …

                Мне было трудно …

                Строки самому себе …

                Домашнее задание. (Слайд 17)

                   — Составить литературные портреты персонажей по их репликам.

                  Используемая литература:

                  Золтарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016.

                  Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. – М.: Эксмо, 2013.

                  Приложение 1

                  Его фамилию писали по-разному.

                  Он родился в Санкт-Петербурге.

                  Грамоте научился с 4 лет.

                  Маленький Денис учился очень хорошо.

                  В Петербурге, будучи студентом, он встретился с Ломоносовым.

                  Свою литературную деятельность Фонвизин начал с переводов стихотворений зарубежных поэтов.

                  После коронации Екатерины II был устроен при дворе статским советником.

                  «Недоросль» — первая оригинальная комедия Фонвизина.

                  Фонвизин в «Недоросле» «казнил дикое невежество старого поколения и поверхностный лоск европейского полуобразования нового поколения»

                  Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 года.

                  Комедию все приняли с одобрением.

                  Фонвизин умер в возрасте 47 лет от тяжёлой продолжительной болезни.

                   

                  Приложение 2

                  1 пара.

                  — Грамотны ли Простаков и Скотинин?

                  — Как относились к образованию в их семье?

                  — Почему обучается Митрофан?

                  2 пара.

                  — Чему и как обучается Митрофан?

                  — Глуп ли он?

                  — Как он относится к учению?

                  3 пара.

                  — Какие учителя обучают Митрофана?

                  — Каковы они? Чему они могут научить?

                  — Как к ним относятся в семье Простаковых?

                  4 пара.

                  — Что такое воспитание? Какова его цель?

                  — Что такое образование? Какова его цель?

                  — Что главнее – воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей)

                  5 пара.

                  — Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

                  — Почему в комедии, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?

                  — На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Конспект урока литературы 8 класс Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

                  Урок литературы (8 класс)

                  Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».

                  Цели урока:

                  1. Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.

                  2. Повторить роды литературы и особенности драмы.

                  3. Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.

                  4. Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

                  Д.И. Фонвизина «Недоросль».

                  5. Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

                  Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки-задания.

                  Ход урока.

                  1. Введение (слайды 1-4)

                  Волшебный край! Там в стары годы,

                  Сатиры смелый властелин,

                  Блистал Фонвизин, друг свободы…

                  А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

                  Сатирик превосходный

                  Невежество казнил в комедии народной.

                  А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

                  Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.

                  Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (видеофильм).

                  Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

                  Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

                  — Что же такое литературное направление? Внимание на экран.

                  — Какую информацию вы получили из этой таблицы?

                  — В связи с чем выделяются литературные направления? (при совпадении творческих установок, тематики, жанров и стиля в творчестве писателя)

                  Перечислите названные литературные направления.

                  — Д.И. Фонвизин – представитель классицизма. Что характерно для этого литературного направления? Работаем с электронной таблицей.

                  — Все ли черты классицизма вам понятны? Распечатка этой таблицы у вас на партах. Это карточка №1. В дальнейшем вы можете использовать её как справочный материал. Отметьте на карточке то, что вам не понятно, знаком вопроса.

                  — Сегодня к уроку опережающее индивидуальное задание готовили Копина Вероника и Бреева Света. Они постараются ответить на ваши вопросы. Какие черты классицизма вам не понятны?

                  2. Повторение пройденного (слайды 5)

                  Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится прочитанное вами произведение Фонвизина?

                  — Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

                  — Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)

                  3. Объяснение нового.

                  — Классическая комедия строилась по определённым канонам (слайд 7 презентации)

                  Сегодня нам предстоит выяснить, придерживается ли Фонвизин этих правил в своей комедии.

                  Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

                  — Кого в 18 веке называли недорослем?

                  — Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)

                  4. Инсценирование эпизодов комедии (слайд 8)

                  Герои комедии сегодня у нас в гостях.

                  5. Беседа.

                  — В списке действующих лиц комедии почти нет комментария. Совпало ли ваше первоначальное представление о героях пьесы с тем, что вы увидели? Какие черты героев комедии попытались воплотить актеры драмкружка? (высказывания учащихся)

                  — Уже с первых страниц комедии разгорается конфликт. Что такое конфликт в произведении? (столкновение, лежащее в основе развития действия)

                  — Между кем происходит столкновение в первом явлении? (между Простаковой и Тришкой)

                  — Какой фразой Простакова думает загнать Тришку в тупик? И как Тришка парирует эту реплику? («Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошехонько. Экое скотское рассуждение. – Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет»).

                  — Понимает ли Простакова важность и необходимость просвещения?

                  — Зачем же она нанимает учителей? (во-первых, она заявляет: «Мы же не хуже других», во-вторых, существует указ Петра 1 о дворянстве, по которому каждый дворянин должен был научиться разным наукам, прежде чем поступить на государственную служб, так как образованные люди могут принести больше пользы государству)

                  Какова же тема комедии Фонвизина? (тема просвещения и воспитания)

                  Кто ещё из героев пьесы противостоит Простаковой? (Стародум). Запишите домашнее задание. Выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. А сейчас поработаем в группах и индивидуально.

                  6. Работа в группах. Напоминаю правила работы в группах. Обсуждение ведем вполголоса. Высказываем все имеющиеся у вас мнения. Подводит итог и отвечает командир группы, который имеет право доверить ответ любому из вас.

                  1-я группа (сильные ученики) Вы проведете исследование и ответите на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №3 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.

                  2-я группа (средние ученики) подберёт цитаты из комедии к данным иллюстрациям.

                  3-я группа (участники драмкружка) вспомнит текст и попробует восстановить афоризмы из комедии, которые, к сожалению, рассыпались.

                  4-я и 5-я группы (остальные учащиеся, смешанные группы). У вас самое серьезное и ответственное задание. Вы работаете индивидуально с контрольным тестом, построенным по типу ЕГЭ. Варианты ответов отмечаете в клеточках рядом с вопросом.

                  7. Подведение итогов урока (отчёты групп о проделанной работе, кроме 4-ой и 5-ой групп, которые сдают выполненные тесты учителю) (слайды 9-14)

                  8. Заключительное слово учителя (слайд 15)

                  Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

                  «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого».

                  Так высоко оценил творчество Фонвизина В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

                  Черты классицизма

                  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

                  • Принцип рационализма, культ разума

                  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

                  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия

                  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

                  • Обращение к общественной проблематике

                  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

                  • Спрямленность подачи человеческих характеров

                  • Идеализация героев

                  Классицизм как литературное направление

                  — Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

                  — В переводе с латинского «классицизм» — «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

                  — Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

                  — Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

                  — Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

                  — Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

                  — Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

                  Черты классицизма

                  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

                  • Принцип рационализма, культ разума

                  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

                  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия

                  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

                  • Обращение к общественной проблематике

                  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

                  • Спрямленность подачи человеческих характеров

                  • Идеализация героев

                  Классицизм как литературное направление

                  — Классицизм возник в первой половине 18 века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютного государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

                  — В переводе с латинского «классицизм» — «образцовый», «первоклассный». В 17-18 веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего Греко-римского искусства.

                  — Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, по которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

                  — Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

                  — Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

                  — Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие обычно являлись носителями какой-либо одной черты. Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла.

                  — Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.

                  КАРТОЧКА № 3

                  Каноны классической комедии

                  Новаторство Фонвизина

                  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

                  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

                  • Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

                  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

                  • Говорящие фамилии

                  • Одна идея

                  • Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)

                  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

                  • Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)

                  • Установка на разговорный язык

                  • Счастливый конец

                  КАРТОЧКА № 2

                  Задание: найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы.

                  • Основа драмы – повествование о событиях

                  • Портрет героя – главное средство создания образа

                  • В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение

                  • Важна роль пейзажа и художественных деталей

                  • Авторская позиция выражается посредством лирического отступления

                  КАРТОЧКА № 1

                  Черты классицизма

                  • Обращение к образцам и формам античности как к идеалу

                  • Принцип рационализма , культ разума

                  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения

                  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия

                  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений

                  • Обращение к общественной проблематике

                  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности

                  • Спрямленность подачи человеческих характеров

                  • Идеализация героев

                  multiurok.ru

                  «План-конспект урока «Тема: Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль» как классицистическое произведение.»»



                  Тема: Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль» как классицистическое произведение.Цель: — повторить теорию о классицизме, — рассказать о личности Фонвизина, — рассказать об истории создания комедии,- раскрыть сущность комизма пьесы,- совершенствовать навыки выразительного чтения с использованием приёма мизансценирования.
                  Ход.1.Организационный момент.2.Мотивация учебной деятельности.Слово учителя.Ряд наших уроков был посвящен изучению литературы 18века. Ведущее направление эпохи – классицизм.-Вспомним определение, принципы, изменения в жанровой системе.Ответ:Классицизм – (образцовый) творческое направление в культуре и литературе 18века.Принципы: 1)подражание образцам античности, 2)разум – высшее начало в человеке, 3)произведения искусства создавались по определенным правилам. А отсюда строгое разграничение жанров
                  Высокие Низкие
                  ОдаБасняТорж. речи ЭпиграммаТрагедииКомедия
                  — В какой стране классицизм получил большее развитие?Ответ: зародился и развивался во Франции. Теоретик Никола Буало, стихотворный трактат «Поэтическое искусство», в котором изложил принципы. Основной – следование культу разума.
                  -Как же развивался классицизм в России?Ответ: (стр. 92 – 94 в учебнике)3.О жизни и творчестве Д.И.Фонвизина Явлением русского классицизма, испытавшего сильное влияние идей Просвещения, стало творчество Д.И.Фонвизина.
                  История рода, родословная Фонвизина – просмотр видеоматериалов.Работа со статьей учебника: чтение и составление конспекта (в тетради) .Тезисный конспект.1.Происхождение рода от немцев.2.Родился 3 апреля 1745г. в дружной дворянской семье.3.С 1755г. учился в гимназии при Московском университете.4.Любовь к театру.5.Остроумие, смелость суждений, глубокий ум, проницательность и литературный талант принесли Фонвизину славу.4.О комедии.Фонвизин работал над комедией около 3х лет. Премьера состоялась в 1782г. Герои – представители разных слоев общества 18века в России:-дворяне,-крепостные,-слуги,-самозваные учителя.
                  Главные персонажи комедии:-недоросль Митрофанушка,-его мать г-жа Простакова, в её руках хозяйство, все слуги и собственный муж, которого она может поколотить. Фонвизин поднял проблему осуждения дворянского воспитания, злонравия и дикости дворянства.Персонажи четко делятся на «+» и «-» — чего и требует классицистическая комедия.Обратимся к тексту и познакомимся с действующими лицами.
                  5.Работа с текстом.Афиша – действующие лица.Утро…Властная госпожа рассматривает кафтан, сшитый Тришкой.И хотя кафтан сшит «изряднехонько», капризной барыне трудно угодить.
                  Мизансцена 1-го действия комедии.6.Комментарии.Мы видим, что герои комедии делятся на господ и слуг, которых они называют скотами. Перед нами предстает жизнь помещичьей усадьбы 18в.Посмотрим на фамилии:Простакова — …Скотинин — …Вральман — …А кто же такой Митрофан ? Подобный матери.7.Лексическая работаЗначение слов имеет большое значение. Вы, конечно, обратили внимание на некоторые слова, какие бы вы выделили?Мошенник – человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик.Обузил – сделал слишком узким.Я чаю – ожидать, надеяться на что-либо.Скот – сельскохозяйственное млекопитающие животные.Воровская харя – то же, что и лицо.Болван – тупица, неуч (разг.)Сударыня – форма вежливого, учтивого обращения.
                  8.Заключительное слово учителя.Как и положено, комедия классицизма должна не прост

                  schoolfiles.net

                  Конспект урока «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма»

                  Конспект урока по литературе.

                  Михайлец Людмила Сергеевна 8 «а» класс 2. 10. 2014

                  1) Тема урока: Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма.

                  2) Тип урока: комбинированный.

                  3) Цели урока:

                  1. Воспитательные:

                  • продолжить воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

                  2. Развивающие:

                  • развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом

                  • продолжить развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям.

                  3. Обучающие:

                  • познакомить учащихся с биографией и творчеством Д.И. Фонвизина;

                  • начать знакомство с содержанием комедии «Недоросль»;

                  • повторить особенности классицизма, как литературного направления.

                  4) Задачи урока:

                  1) Воспитательные:

                  • способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение драматического произведения;

                  • показать актуальность комедии в наши дни и бессмертие образов Фонвизина.

                  2) Развивающие:

                  • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе классицизма;

                  • продолжить развитие интереса к истокам русской литературы;

                  • продолжить работу над развитием грамотной, литературной речи учащихся.

                  3) Обучающие:

                  • познакомить учащихся с содержанием 1 действия комедии;

                  • продолжить овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;

                  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга.

                  5) Оборудование: интерактивная доска, компьютер, тексты комедии «Недоросль».

                  6) Список литературы:

                  1) Литература. Учебник в 2 частях Коровина В.Я. и др. 8 класс. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. Ч.1 — 399с.

                  2) Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).

                  3) Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, 2-ое изд. исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2002, 400с.

                  4) Фонвизин Д.И. Недоросль. АСТ.: Астрель, 2007. – 96с.

                  7) План урока:

                  1. Орг. момент (1 мин).

                  2. Слово учителя. Знакомство с личностью Д.И. Фонвизина (8 мин).

                  3. Актуализация знаний (10 мин)

                  4. Физкультминутка (1 мин).

                  5. Чтение комедии (22 мин).

                  6. Выставление и комментирование оценок (2 мин).

                  7. Запись д/з (1 мин).

                  Ход урока

                  2. Слово учителя. Знакомство с личностью

                  Д.И. Фонвизи-на

                  Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин

                  Во второй половине 18 века многие писатели выступают под знаменем просветительства. К числу замечательных русских просветителей – защитников гуманных идей просвещения – принадлежал и выдающийся драматург Д.И. Фонвизин, названный А.С. Пушкиным «сатиры смелым властелином». Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести государство «на самый край конечного разрушения и гибели».

                  Запишем тему урока: «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма».

                  Денис Иванович Фонвизин родился в Москве. Он дворянин по происхождению. Грамоте начали учить мальчика с четырёх лет. Десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета— М.В. Ломоносовым.

                  Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным.

                  Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

                  Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н.И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.

                  Успех первой сатирической комедии Фонвизина «Бригадир» был замечен Паниным, который и назначил молодого писателя своим личным секретарем. Но еще до «Бригадира» Фонвизин написал ряд басен и сатирических стихотворений. А в 1781 году он создал комедию «Недоросль», которая живет на сцене вот уже более двухсот лет.

                  Писатель сотрудничал в журналах, создавал сатирические произведения («Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др.). В конце жизни он задумал сатирический журнал «Стародум, или Друг честных людей», но Екатерина II не разрешила издание.

                  О значении этого замечательного драматурга-сатирика Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина».

                  Внимательно слушают.

                  Записывают тему в тетради.

                  Эпиграф на доске записан заранее

                  1 слайд

                  2 слайд

                  3 слайд

                  4 слайд

                  5 слайд

                  3. Актуализа-ция знаний

                  Сегодня мы начнем изучать самое известное драматическое произведение

                  Фонвизина «Недоросль».

                  Но для начала, вспомним определение драматического произведения и в чем его отличия от других жанров?

                  (Если нет ответа, то данную информацию можно дать на слайде – под запись).

                  На прошлом уроке вы познакомились с литературным направлением «классицизм». Что характерно для этого направления? Назовите его основные черты.

                  Как уже говорилось, сегодня мы начнем изучать комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая была написана в эпоху расцвета абсолютной монархии и крепостничества. А на следующем уроке, после ее прочтения, вы докажите, что это – произведение классицизма.

                  Драма (от греч. drama — «действие») — один из родов художественной литературы, предназначенный для исполнения на сцене. Ее содержа-ние составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.

                  Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия.

                  Классицизм провозглашает культ общественного долга, когда личные интересы подчинены интересам государства.

                  Классицисты в своих произведениях изображают не конкретного человека, а человека вообще, т.е. герой – условный.

                  Для всех произведений классицизма характерно правило трех единств: единство места, времени и действия.

                  В классицизме четкое разделение жанров. Делятся на:

                  «низкие» (басня, комедия) и «высокие» (поэма, ода, трагедия, драма, героическая повесть).

                  Каждое произведение строилось по законам своего жанра. Например, в трагедии герой должен подражать лучшим образцам, должно присутствовать обращение к античности. Герои трагедии – цари, боги.

                  6 слайд

                  Отвечает не-сколько учеников

                  4. Физкульт-минутка

                  Проводим зарядку для глаз.

                  5. Чтение комедии

                  Перед вами титульный лист комедии, поставленной, как мы знаем, в 1782 году. «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы», — напишет Гоголь.

                  И Митрофанушка – главный герой комедии – тоже живой русский образ.

                  Именно его Фонвизин и называет недорослем.

                  Вспомним, кого называли «недорослем». С.И. Ожегов так объясняет значение слова «недоросль»: 1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

                  2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

                  Почему же писатель так называет главного героя, об этом мы узнаем только после прочтения комедии. Сейчас каждый, согласно афише, получит свою роль и начнем выразительное чтение.

                  Получают роли, читают.

                  Работа со словарем

                  6. Выставление оценок

                  7. Д/з

                  Дочитать комедию до конца.

                  infourok.ru

                  Отправить ответ

                  avatar
                    Подписаться  
                  Уведомление о