Ответы@Mail.Ru: «Фонвизин и классицизм» конспект
Фонвизин и классицизмТворчество Фонвизина теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре). Оно получило название классицизма (от лат. classcus — образцовый) Появившись в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века . Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и в драматургии.
Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.
Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.
Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.
Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.
Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства.
Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.
События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение).
Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.
otvet.mail.ru
Напишите пожалуйста конспект статьи : Фонвизин и классицизм |
Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии 18 века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) . Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?») . Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
goxi.ru
Конспект урока на тему: «Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией драматурга, системой образов-персонажей его комедии.
Задачи урока:
- Формировать представление о своеобразии классицистической драмы. Показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности, охарактеризовать художественное своеобразие комедии,тематику, проблематику произведения.
- Воспитывать человека-гражданина на примере жизни и деятельности Фонвизина,прививать интерес к литературе 18 века.
Учебник/литература: «Недоросль» Д. И. Фонвизина».
Оборудование урока: портрет драматурга, информационный лист «Классицизм».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.
- Объяснение нового материала.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
( А. С. Пушкин).
«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума».
Н. В. Гоголь.
2. Выступление ученика-биографа.
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.
Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
3. Ученик-лингвист. Изначально недорослями называли молодых людей, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
4. Работа над списком действующих лиц.
Обращается внимание на «говорящие» фамилии и имена: Митрофан (греч.)-«похожий на мать», София (греч.)-премудрость.
В списке действующих лиц указывается на соблюдение правила «единства места»: действие происходит в усадьбе Простаковых.
а) выразительное чтение по ролям 1-5 явлений.
Вывод: в первой сцене противостоят друг другу два мировоззрения, две системы взглядов. Уже обозначены основные проблемы комедии: Обличение своеволия крепостников и несостоятельность крепостного права, а также проблемы ума, просвещения.
- Вывод по уроку:
- Домашнее задание: Чтение комедии, характеристика персонажей.
- Подведение итогов урока, оценивание
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Д.И.Фонвизин. «Недоросль» »
Тема урока:
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией драматурга, системой образов-персонажей его комедии.
Задачи урока:
Формировать представление о своеобразии классицистической драмы. Показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности, охарактеризовать художественное своеобразие комедии ,тематику, проблематику произведения.
Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
Воспитывать человека-гражданина на примере жизни и деятельности Фонвизина,прививать интерес к литературе 18 века.
Учебник/литература: «Недоросль» Д. И. Фонвизина».
Оборудование урока: портрет драматурга, информационный лист «Классицизм».
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.
Объяснение нового материала.
1.Чтение эпиграфов к уроку. Обсуждение, запись в тетради.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
( А. С. Пушкин).
«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума».
Н. В. Гоголь.
2. Выступление ученика-биографа.
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй..
Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
3. Ученик-лингвист. Изначально недорослями называли молодых людей, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
4. Работа над списком действующих лиц.
Обращается внимание на «говорящие» фамилии и имена: Митрофан (греч.)-«похожий на мать», София (греч.)-премудрость.
В списке действующих лиц указывается на соблюдение правила «единства места»: действие происходит в усадьбе Простаковых.
5. Работа над первым действием.
а) выразительное чтение по ролям 1-5 явлений.
Вывод: в первой сцене противостоят друг другу два мировоззрения, две системы взглядов. Уже обозначены основные проблемы комедии: Обличение своеволия крепостников и несостоятельность крепостного права, а также проблемы ума, просвещения.
Вывод по уроку:
Домашнее задание: Чтение комедии, характеристика персонажей.
Подведение итогов урока, оценивание
kopilkaurokov.ru
Д.И. Фонвизин «Жизнь и творчество».
Конспект урока по русской литературе в 9 классе.
Тема урока: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)
Комедия «Недоросль».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1) познакомить с творчеством Д.И. Фонвизина;
2) начать изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
3) через отбор отдельных эпизодов комедии формировать у учащихся навыки отбора материала и его систематизации;
Задачи урока:
воспитательные:
через комедию «Недоросль» продолжить воспитание любви и уважения к наследию великого драматурга русской литературы;
с помощью творческих заданий формировать у учащихся творческое мышление;
продолжить воспитание интереса к предмету литература.
развивающие:
отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения комедии;
развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся;
обеспечение ситуации, способствующей развитию умений анализировать и различать.
обучающие:
ознакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя;
дать представление о значении комедии в развитии русской реалистической литературы, русского театра.
раскрыть понятия «комедия», «реалистическая комедия», «юмор», «ирония», «сарказм», «сатира», «драма».
отметить черты классицизма в комедии «Недоросль».
Оборудование: электронная презентация с портретами драматурга, иллюстрации к комедии «Недоросль», «Литература. 9 класс. Учебник- хрестоматия для 9 кл. татар. сред. общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. – Казань: Магариф, 2008. – 367 с.
План урока
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Изучение новой темы (20 мин.)
3. Выполнение тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)
4. Итоги урока (7 мин.)
5. Запись домашнего задания (1 мин.).
6. Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
I. Организационный момент | ̶ «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером: как усердием, трудами и честностию можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума, свои добродетели и плоды благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас писатель XVIII века Д.И.Фонвизин. Именно о нем мы поговорим с вами сегодня на уроке. | ̶ Здравствуйте! Ученики внимательно слушают учителя. | |
II. Изучение новой темы | – Открываем тетради, записываем: Девятнадцатое сентября. Классная работа. Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль». Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал его «сатиры смелым властелином»: Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… Рассказ учителя о Д.И. Фонвизине. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия «Недоросль», которая также является первой реалистической комедией. Перед чтением комедии, давайте проведем словарную работу.
–А теперь приступим к чтению комедии. | Ученики записывают число, классную работу, тему урока. Ученики слушают учителя. Записывают основные моменты. Просмотр презентации, знакомство с основными этапами жизни писателя. Подготовка к восприятию основного материала. Ученики высказывают свое мнение, записывают определения в тетрадях. Драма – 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Комедия – драматическое произведение, в котором смех направлен против недостатков общества, быта, людей. Реалистическая комедия – комедия, отличающаяся правдивостью, исторической конкретностью образов. Юмор (Беззлобно-насмешливое отношение к чему-н.) Ирония (Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме) Сарказм (Язвительная насмешка, злая ирония). Чтение комедии по ролям (действия 1-4). | См. приложение № 1. Учебник |
III. Выполнение тренировочных заданий и упражнений. | –Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? –Вы познакомились с действующими лицами. Скажите, где происходит действие комедии «Недоросль»? – Как вы думаете, соответствует ли комедия всем правилам, которым подчинялась литература XVIII века? –Назовите три единства в драме литературы XVIII века. –Для классицизма характерно деление персонажей на «положительные» и «отрицательные». Главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей фамилии». Давайте рассмотрим персонажей, с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии. –Что вы можете сказать о госпоже Простаковой? Как она относится к своим слугам? –Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану? Просмотр иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова –Ребята, кого изобразил Н.Е. Муратов? –Действительно, вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре, развалившись на стуле, сидит недоросль – молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. А вот прочитав комедию Д.И. Фонвизина вы, ребята, должны будете дать новое значение слова «Недоросль», на следующий урок. | – Таким образом, автор сопоставляет бездушие, грубость помещиков (Простакова) и бесправие крепостных крестьян (Тришка). Узнаем, что Тришка прав, он не учился портновскому мастерству. –Действие происходит в деревне Простаковых. – Соответствует, но есть несоответствия в построении комедии законам классицизма (напр., есть персонажи, которые не относятся ни к положительным, ни к отрицательным; автор не скрывает своего отношения к персонажам и т.д.). –Единство времени, единство места и единство действия (Место: поместье Простаковых, время: в течении одних суток, единство действия: борьба претендентов за право стать мужем Софьи). – Это госпожа Простакова, Митрофан, Еремеевна, Тришка, Простаков, Скотинин, Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой. «Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку», «А ты, скот, подойди поближе, не говорила ль тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире», «Так тебе жаль шестой, бестия?». Она беспощадна к тем, кто в ее власти т крепостных считает своей собственностью. – Она любит своего сына слепой материнской любовью. Но эта любовь только уродует Митрофана. – Н.Е. Муратов изобразил героев комедии «Недоросль». | |
IV. Итоги урока | Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, с приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет… Хочется, чтобы пьесу «Недоросль» вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами. Цените это произведение как памятник русской культуры. | Ученики внимательно слушают учителя. | |
V. Запись домашнего задания | На следующий урок мы продолжим изучение комедии. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: «Прочитать комедию Недоросль, ответить на вопросы». | Ученики записывают домашнее задание в дневники. |
Приложение №1.
1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
2 слайд. Родился 3 (14) апреля 1745 г. в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в 18 веке писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин А.С. Недаром о нём сказал: «Он из перерусских русский».
Учитель: Как вы объясните эти слова?
Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.
3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.
В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.
4 слайд.Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.
5слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.
Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.
6слайд. В 1769 Фонвизин создаёт первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир», в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому.
7 слайд. Гравюра П. Бореля. Д.И. Фонвизин читает « Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.
8 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.
9 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.
Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек».
10 слайд. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия «Недоросль».
11 слайд. Пьеса написана во 2-й половине 18 века, в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это первая русская реалистическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей.
12 слайд. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 г. и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
videouroki.net
Нужен краткий конспект ( Фонвизин и Классицизм ), другой
Гейдар12 марта 2016 г., 6:14:11 (2 года назад)
Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии 18 века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.
Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.
Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.
Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) . Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. <…> Скажи, болван, чем ты оправдаешься?») . Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .
Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
drugoi.neznaka.ru
Конспект на тему: фонвизин и классицизм, литература
Mixailovaliza7430 марта 2014 г., 7:20:22 (4 года назад)
Черты классицизма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии 18 века. Это произведение классицизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств» , соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: любовный и социально-политический. Любовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья) . Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. < …> Скажи, болван, чем ты оправдаешься?») . Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослеживается связь с фольклором: герои в разговоре употребляют пословицы и поговорки, которые делают комедию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте» , «Век живи, век учись» , «Не хочу учиться, хочу жениться») .Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
literatura.neznaka.ru
Конспект урока по литературе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Павловской основной общеобразовательной школы
д.Павловское Луховицкого муниципального района Московской области
Курепина Венера Алексеевна
Урок – лекция в 9 классе по программе Г.И.Беленького
Тема «О писателе. Творчество Фонвизина Д.И.».
Задачи:
Оборудование:
(Телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Д.И.Фонвизин», компьютер, CD «Русская литература. 8-11 класс (мультимедийная энциклопедия.»; выставка книг; портреты и фотографии)
Орг. Момент
Знакомство с биографией Фонвизина и его творчеством
Учитель:
— Фонвизин (Фон-Визин) Денис Иванович родился 3 (14) апреля 1744 (1745?), в Москве. Принадлежал к рыцарскому роду, вышедшему из Ливонии при Иоанне IV Грозном и давшему России несколько поколений служилых дворян. Отец будущего писателя был военным, затем служил в ревизион-коллегии в Москве. Семья была небогата, поэтому ребенку не нанимали иностранных воспитателей, что, по свидетельству П. А. Вяземского, окружало мальчика «русскою атмосферою».
(показ фильма «Д.И.Фонвизин»)
— Об учебе расскажет Соколова Елена:
В 1755 Фонвизин поступил в дворянскую гимназию при Московском университете. В 1758 был представлен в Петербурге покровителю университета И. И. Шувалову в числе лучших десяти учеников (среди них находился и будущий светлейший князь Г. А. Потемкин). Тогда же состоялось первое его знакомство с театральной сценой. В апреле 1759 был «произведен в студенты», слушал лекции на философском факультете. К началу 1760-х гг. относятся занятия Фонвизина переводами, обратившими на него внимание образованного общества (напр., перевод трагедии Вольтера «Альзира, или Американцы», 1762).
Учитель:
— После окончания университета (1762) переехал в Петербург, поступил переводчиком в коллегию Иностранных дел, выполнял ответственные дипломатические поручения, служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1764 уехал в отпуск в Москву и тогда же написал первое самостоятельное произведение — комедию «Корион» (переработка «Сиднея» Грессе). На русской действительности основано сатирическое «Послание к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). В Москве он закончил свою комедию «Бригадир» (1766, напечатана в 1786). Комедия стала известна при дворе, Фонвизин читал ее Екатерине II. Впервые на русской сцене явилась оригинальная пьеса со своими, русскими типами — Бригадир, Бригадирша, Советник, разговаривающими тем же языком, что и их зрители. Главная комическая пара — Иванушка и Советница — будто бы сошла со страниц сатирических журналов того времени, обличавших щеголей (петиметров) и модниц, пораженных галломанией. «Бригадир» надолго стал нарицательным именем, этот тип в русской литературе еще долго будет описываться с оглядкой на Фонвизина (полковник Скалозуб из «Горя от ума»). Завязались и литературные знакомства — с М. М. Херасковым, И. Ф. Богдановичем, Г. Р. Державиным.
— Продолжит мой рассказ Курепина Дарья:
С 1769 Фонвизин становится секретарем Н. И. Панина, полностью разделяет его взгляды о необходимости конституционной монархии для России. Согласно устойчивой легенде, Фонвизин совместно с Паниным разрабатывал некий проект об ограничении самодержавия, который должен был подписать Павел Петрович при восшествии на престол (многие считали, что по достижении наследником совершеннолетия Екатерина уступит трон сыну). В 1777-78 Фонвизин с больной женой посетил Францию. Его письма под названием «Записки первого путешествия» («первого», так как позднее автор совершил еще путешествия в Германию и Италию, изданы в нач. 1800-х гг.) содержат немало ярких, запоминающихся картин, метких наблюдений, но в целом автор слишком уж критически отнесся ко всему французскому, как если бы испугался, что его самого заподозрят в галломании, которую он с таким жаром высмеивал.
Учитель:
-В 1781 написал (поставлена в сентябре 1782) комедию «Недоросль». По одному из свидетельств, «публика аплодировала пиесу метанием кошельков». Согласно литературной легенде, Потемкин, поздравляя его, сказал: «Умри, Денис, или больше ничего не пиши». Пьеса была новым словом в русской драматургии, это — первая русская социальная комедия. Сценические характеры и сюжетные ситуации, напоминая соответствующие элементы современной Фонвизину драматургии, предстают обогащенными, более живыми и сложными (находчивость лентяя и неуча «недоросля» Митрофанушки, трагический крах Простаковой). В отличие от предшествующих произведений Фонвизин для театра, где соблюдались основные признаки драматургии классицизма (принципы единства места, времени и действия, членение на пять актов, отчетливое деление на положительных и отрицательных персонажей), в «Недоросле» единство действия соблюдается поверхностно. В комедии достигнута яркая индивидуализация речи персонажей. В «Недоросле» чрезвычайно сильна и социальная критика: в изображении отрицательных сторон крепостного права писатель опередил не только современников, но и многих потомков. В речах Стародума автор излагает чрезвычайно важную для себя программу распространения Просвещения, борьбы с «невежеством», которое Фонвизин считал причиной всех русских недостатков и пороков.
(показ иллюстраций к комедии «Недоросль»)
— В. Г. Белинский полагал, что «русская комедия началась только с Фонвизина», Н. В. Гоголь назвал «Недоросля» «истинно-общественной» комедией. Реплики и речения комедии стали пословицами и афоризмами, их Пушкин использовал в качестве эпиграфов к некоторым своим произведениям, «Скотининых чета седая» является среди гостей в доме Лариных («Евгений Онегин»). В 1782 Фонвизин вышел в отставку вслед за Паниным. В 1783 он опубликовал «Опыт российского сословника», «Повествование мнимого глухого и немого», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание». На «Вопросы», затрагивающие самую суть российских проблем, ответила сама императрица, причем по ее ответам видно, насколько эти вопросы вызвали ее неудовольствие.
— О последних годах жизни расскажет Ловенецкая Наталья:
Фонвизин тяжело заболел в 1785 из-за смерти Панина, в том же году выехал за границу для лечения, которое не восстановило его здоровья. Тем не менее в 1788 он решил издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», для которого написал ряд статей. Разрешение на издание не было получено, статьи издавались много позже смерти писателя. Из статей для «Стародума» наиболее замечательна «Всеобщая придворная грамматика», которая распространялась в списках еще долгое время. Предсмертные произведения Фонвизин — комедия «Выбор гувернера» и драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной», восхитивший Пушкина. Фонвизин работал над автобиографией «Чистосердечное признание», оставшейся незаконченной.
3. Д/З «Недоросль»
Иллюстрации к комедии «Недоросль»
infourok.ru