Контрольные работы для 5 класса по биологии

Контрольные работы по биологии 5 класс

Контрольная работа №1.

Входной контроль

1. Биология – наука о живой природе

Вариант 1

Часть А.

Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А3 выбери только один правильный ответ.

А1. Ботаника наука о:

1) растениях

2) животных

3) бактериях

4) жизни.

А2. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

1) растения

2) животные

3) бактерии

4) грибы

А3. Укажите объект живой природы:

1) камень

2) планета рисунок 1

3) человек

4) Луна

Часть С. Приведите два примера иллюстрирующих значение биологии в жизни человека.

2. Методы исследования в биологии

Часть А. В заданиях А1-А3 выберите только один правильный ответ:

А1. Ученик положил семена редиса в сырую почву, семена салата — в сухую почву, семена огурца на мокрую тряпицу в миску, а семена арбуза – в керосин. Через 5 дней он решил посмотреть на результат своей работы и определить проросли ли семена растений. Какой метод использовал ученик в своей работе:

1) опыт

2) наблюдение

3) сравнение

4) описание

А2. Английский ученый Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя. Многие люди видели до этого таких червей, но у них не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин, наблюдая за поведением червей обнаружил, что они разрыхляют почву, тем самым улучшая ее плодородие. Какой метод использовал ученый:

1) опыт

2) наблюдение

3) сравнение

4) описание

А3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях

1) эксперимент

2) измерение

3) наблюдение

4) описание

Часть В.

В1. Соотнесите оборудование с методами изучения природы

1. бинокль

2. лабораторные весы

3. микроскоп

4. линейка

5. спиртовка

6. пробирки

А) наблюдение

Б) измерение

В) эксперимент

Вариант 2

Часть А.

Прочитай внимательно задание. В каждом задании А1-А3 выбери только один правильный ответ.

А1. Биология — это наука о:

1) растениях

2) животных

3) бактериях

4) жизни.

А2. К какому царству относится организм, представленный на рисунке 1:

1) растения

2) животные

3) бактерии

4) грибы

А3. Укажите объект живой природы:

1) ромашка

2) вода рисунок 1

3) гора

4) Марс

Часть С. Приведите два примера иллюстрирующих значение биологии в жизни человека.

2. Методы исследования в биологии

Часть А. В заданиях А1-А3 выберите только один правильный ответ:

А1. Артем взял два одинаковых стакана. В каждый из них он положил по влажной тряпочке и по 5 семян бобов. Один стакан оставил на столе, а другой убрал в шкаф. Через несколько дней его брат обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. На основании, какого научного метода его брат сделал этот вывод?

1) наблюдение

2) опыт

3) измерение

4) описание.

А2. Костя изучал, нужны ли для прорастания семян фасоли вода, воздух, тепло и свет. В одном из опытов он взял два одинаковых стакана, положил в них по влажной тряпочке и насыпал по 10 семян фасоли. Один стакан он убрал в шкаф, а другой оставил на столе. Вскоре он обнаружил, что в обоих стаканах семена проросли. Какое предположение проверял Костя в этом опыте:

  1. В шкафу семена фасоли не прорастут

  2. Все семена фасоли способны прорастать

  3. Семенам фасоли для прорастания необходим свет

  4. Семенам фасоли для прорастания необходимы вода, воздух, тепло.

А3. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств

1) эксперимент

2) измерение

3) наблюдение

4) описание

Часть В.

В1. Соотнесите оборудование с методами изучения природы

1. колба

2. секундомер

3. микроскоп

4. бинокль

5. скальпель (нож)

6. весы

А) наблюдение

Б) измерение

В) эксперимент

Контрольная работа №2

Тема: «Введение»

ФИ___________________________________ Дата _________________

Вариант I

Задания части «А»

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

  1. Биология- это наука, изучающая:

А) космические тела; Б) живые организмы; В) строение Земли; Г) минералы.

2. Отношения организмов между собой и окружающей средой изучает наука:

А) генетика; Б) цитология; В) зоология; Г) экология.

3. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку

Земли, которую называют:

А) атмосферой; Б) гидросферой; В) литосферой; Г) биосферой.

4. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к:

А) бактериям; Б) грибам; В) растениям; Г) животным.

5. Один из признаков, позволяющий отличить живое от неживого:

А) обмен веществ и превращение энергии;

Б) изменение размера объекта;

В) разрушение объекта под действием окружающей среды;

Г) форма и окраска объекта.

6. Совокупность приемов и операций, используемых при построении системы

научных знаний:

А) гипотеза; Б) технология;

В) научный метод; Г) научное направление.

7. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает

наука:

А) фенология; Б) вирусология;

В) бактериология; Г) физиология.

8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни, по сравнению с другими

средами, характерны для:

А) водной среды; Б) наземно-воздушной среды;

В) почвы; Г) живого организма как среды.

9. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе

абиотических:

А) влажность; Б) свет;

В) конкуренцию за пищу; Г) температуру.

Задания части «В»

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В 1. Экологические факторы делят на:

  1. абиотические; 4) антропогенные;

  2. природные; 5) климатические;

  3. биотические; 6) сезонные.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В 2. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой

обитания:

Организмы Среды обитания

А) медведь 1) наземно — воздушная

Б) щука 2) водная

В) черви ленточные 3) почва

Г) крот 4) другие организмы как среда

Д) заяц

Е) аскариды в кишечнике человека

Ж) акула

З) дождевой червь

Задание части «С»

С 1. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.

  1. Кто из ученых, упомянутых в тексте, создал и развивал учение о биосфере?

  2. Какое новое понятие он ввёл в науку?

Большой вклад в развитие биологии в ХХ веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920), Илья Ильич Мечников (1845 – 1916), Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945), Николай Иванович Вавилов (1887 – 1943) и ряд других.

Крупнейший русский учёный XX века Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) создаёт учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.

В.И. Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие «ноосфера», что означает «мыслящая оболочка», то есть «сфера разума». Он пришел к выводу, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.

Всемирно известному русскому учёному ХХ века, физиологу Ивану Петровичу Павлову

в 1904 году была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии

5 класс Тема: «Введение»

Вариант II

Задания части «А»

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

  1. Биология — это наука, изучающая:

А) строение объектов живой и неживой природы;

Б) жизнь во всех её проявлениях;

В) взаимодействия объектов живой и неживой природы;

Г) рациональные пути использования природных ресурсов.

2. Для живых организмов, в отличие от объектов неживой природы,

характерно:

А) клеточное строение; Б) обмен веществ с окружающей средой;

В) развитие, размножение, раздражимость;

Г) совокупность всех перечисленных свойств.

3. Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:

А) приспособительным характером живого к различным условиям окружающей

среды;

Б) единством происхождения объектов живой и неживой природы;

В) единством происхождения представителей всех царств живых организмов;

Г) возможностью существования воды, как основного структурного

компонента живых организмов, в трёх состояниях – жидком, твердом и

газообразном.

4. Животных изучает наука:

А) генетика; Б) цитология; В) зоология; Г) экология.

5. Подтвержденные многократной проверкой научные данные, полученные

в ходе исследования, это:

А) гипотезы; Б) эксперименты; В) наблюдения; Г) факты.

6. Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов:

А) систематика; Б) история; В) палеонтология; Г) экология.

7. Бактерии – это:

А) самостоятельное царство организмов;

Б) одноклеточные организмы из царств Грибы, Растения, Животные.

В) представители царства Растения;

Г) представители царства Животные.

8. Свойство организмов реагировать на воздействие окружающей среды

изменением своего состояния называется:

А) обменом веществ; Б) раздражимостью; В) развитием; Г) саморегуляцией.

9. Наибольшим постоянством условий по сравнению с условиями жизни в

других средах обитания характеризуется:

А) водная среда; Б) наземно-воздушная среда;

В) почва; Г) живой организм как среда.

Задания части «В»

Выберите три правильных ответа из шести предложенных

В 1. Экологические факторы делят на:

  1. абиотические; 4) антропогенные;

  2. природные; 5) климатические;

  3. биотические; 6) сезонные.

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

В 2. Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к

царствам живой природы:

Организмы Царства

А) азотобактерии 1) Бактерии

Б) берёза 2) Грибы

В) цианобактерии 3) Растения

Г) дельфин 4) Животные

Д) паук

Е) одуванчик

Ж) опёнок

З) подберёзовик

Задание части «С»

С 1. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы

  1. Кому из учёных, упомянутых в тексте, была присуждена Нобелевская премия?

  2. В какой научной области он достиг выдающихся результатов?

Большой вклад в развитие биологии в ХХ веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как — Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920), Илья Ильич Мечников (1845 – 1916), Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945), Николай Иванович Вавилов (1887 – 1943) и ряд других.

Крупнейший русский учёный XX века Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) создаёт учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.

Всемирно известному русскому учёному ХХ века, физиологу Ивану Петровичу Павлову в1904 году была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии.

Критерии оценивания

Часть «А» — по 1 баллу (9 б)

Часть «В» — по 0,5 б за каждый правильный ответ (5,5 б)

Часть «С» — по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос (всего 2 б)

Итого: 16,5 баллов

8 – 11,5 баллов оценка «3»

12 – 14,5 баллов оценка «4»

15 – 16,5 баллов оценка «5»

Контрольная работа №3

ТЕМА «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА»

Часть 1

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ из четырех предложенных и обведите его кружком в проверочной работе.

А1. Клеточное строение имеют:

А. все растения;

Б. только листья элодеи;

В. некоторые растения;

Г. только кожица лука и листья элодеи?

А2. Клетка живая, так как она:

ТЕМА «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА»

Часть 1

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ из четырех предложенных и обведите его кружком в проверочной работе.

А1. Клеточное строение имеют:

А. все растения;

Б. только листья элодеи;

В. некоторые растения;

Г. только кожица лука и листья элодеи?

А2. Клетка живая, так как она:

А. покрыта оболочкой;

Б. видна только в микроскоп;

В. дышит и питается;

Г. является единицей строения

А3. Цитоплазма в клетке:

А. выполняет защитную функцию;

Б. участвует в делении;

В. придаёт клетке форму;

Г. связывает все органоиды клетки между собой

А4. Хлоропласты – это пластиды:

А. бесцветные;

Б. зелёные;

В. жёлтые;

Г. оранжевые

А5. Вакуоли хорошо заметны в клетках:

А. старых;

Б. молодых;

В. спелого арбуза;

Г. недозрелого плода томата

А6. Главную роль в делении клетки играют:

А. хромосомы;

Б. оболочка и поры;

В. пластиды;

Г. хлоропласты

А7. Между объектами (органоидами клетки) и их функциями, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в данной таблице:

А. ядро;

Б. вакуоль;

В. цитоплазма;

Г. хлоропласты.

А8. Тканью называют:

А. кожицу лука;

Б. часть листа элодеи;

В. мякоть ягоды;

Г. группу клеток, сходных по строению и выполняющих определённую функцию

А9. Какой тип растительной ткани изображен на рисунке №1:

Рис. 1

Часть 2.

В1. Установите соответствие между типом растительной ткани и ее функцией. Буквы ответов запишите в таблицу.

Тип растительной ткани: функция растительной ткани:

  1. Образовательная; А. ткани выполняют защитную функцию;

  2. Механическая; Б. ткани придают прочность растению;

  3. Покровная; В. по этим тканям передвигаются растворенные в воде вещества;

  4. Проводящая; Г. клетки этих тканей постоянно делятся, образуя новые

клетки, из которых образуются новые ткани.

Ответ:

В2. Выберите верные утверждения.

1. Каждая клетка растительного организма имеет плотную сплошную оболочку.

2. В состав оболочки любой клетки входит целлюлоза.

3. Внутри любой клетки находится бесцветное вещество – цитоплазма.

4. В большинстве растительных клеток присутствуют полости – вакуоли, заполненные клеточным соком.

5. В состав клеточного сока входят органические вещества, в том числе сахара, вода и некоторые неорганические вещества.

6. В клеточном соке могут содержаться пигменты красящие вещества.

7. Пластиды – это мелкие клеточные тельца. Они могут быть зелеными, оранжевыми, желтыми и бесцветными.

8. Зеленые пластиды – хлоропласты. В хлоропластах находится зеленое красящее вещество – хлорофилл.

9. Между клетками находится межклеточное вещество, при его разрушении клетки разъединяются.

10. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.

11. Хромосомы передают наследственные признаки клетки.

12. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

13. Покровные ткани образованы только мертвыми клетками.

14. Клетки механических тканей имеют утолщенную оболочку.

15. Проводящие ткани имеют вид трубок или сосудов.

16. Основные ткани являются проводником воды и питательных веществ.

17. Фотосинтезирующая ткань относится к образовательной ткани.

18. Камбий относится к покровной ткани.

Глава 2. Царство Бактерии

1. Строение и жизнедеятельность бактерий

Вариант 1

Часть А. В задании А1-А5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных

А1. Какая группа организмов самая древняя на нашей плисунке №

Рис. 1

Часть 2.

В1. Установите соответствие между типом растительной ткани и ее функцией. Буквы ответов запишите в таблицу.

Тип растительной ткани: функция растительной ткани:

  1. Образовательная; А. ткани выполняют защитную функцию;

  2. Механическая; Б. ткани придают прочность растению;

  3. Покровная; В. по этим тканям передвигаются растворенные в воде вещества;

  4. Проводящая; Г. клетки этих тканей постоянно делятся, образуя новые

клетки, из которых образуются новые ткани.

Ответ:

В2. Выберите верные утверждения.

1. Каждая клетка растительного организма имеет плотную сплошную оболочку.

2. В состав оболочки любой клетки входит целлюлоза.

3. Внутри любой клетки находится бесцветное вещество – цитоплазма.

4. В большинстве растительных клеток присутствуют полости – вакуоли, заполненные клеточным соком.

5. В состав клеточного сока входят органические вещества, в том числе сахара, вода и некоторые неорганические вещества.

6. В клеточном соке могут содержаться пигменты красящие вещества.

7. Пластиды – это мелкие клеточные тельца. Они могут быть зелеными, оранжевыми, желтыми и бесцветными.

8. Зеленые пластиды – хлоропласты. В хлоропластах находится зеленое красящее вещество – хлорофилл.

9. Между клетками находится межклеточное вещество, при его разрушении клетки разъединяются.

10. Клетки некоторых частей растений могут делиться. В результате деления и роста клеток растения растут.

11. Хромосомы передают наследственные признаки клетки.

12. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.

13. Покровные ткани образованы только мертвыми клетками.

14. Клетки механических тканей имеют утолщенную оболочку.

15. Проводящие ткани имеют вид трубок или сосудов.

16. Основные ткани являются проводником воды и питательных веществ.

17. Фотосинтезирующая ткань относится к образовательной ткани.

18. Камбий относится к покровной ткани.

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 1

Фамилия, Имя, класс___________________________________________________

Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).

А1. Биология – это наука о:

1) космосе; 2) строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) неподвижны; 2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов; 4) имеют цвет.

А3. Все живые организмы способны к:

1) размножению;

2) неограниченному росту;

3) питанию готовыми органическими веществами;

4) быстрым перемещениям.

А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент.

А5. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А6. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А7. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:

1) дыханию; 2) питанию; 3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.

А8 Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза; 2) неорганическими веществами.

3) водой и углекислым газом; 4) готовыми органическими веществами;

А9. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы; 2) бактерии; 3) грибы; 4) растения.

А10. Споры бактерий служат для:

1) питания 2) дыхания 3) размножения 4) перенесения неблагоприятных условий

Часть 2.

В 1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1балл).

Ядро, цитоплазма, ткань, клеточная мембрана

В 2. Выбери три правильных ответа (3 балла)

1. К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер

2. В наземно-воздушной среде мало кислорода

3. Зелёное тело кузнечика — это защитная окраска от врагов

4. Паразитизм — это взаимовыгодное сожительство двух организмов

5. Деятельность человека на окружающую среду называют антропогенным фактором

В 3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).

Царство живой природы:

1) грибы 2) Животные

Особенность жизнедеятельности

А) Питаются путём заглатывания пищевых частиц

Б) Неограниченный рост у большинства организмов

В) Активное передвижение

Г) Питаются путём всасывания веществ

Д) Имеют в клетке хлорофилл

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Часть 3.

С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект.

1) Жираф

2) Кенгуру

3) Бегемот

4) Лев

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 2

Фамилия, Имя, класс___________________________________________________

Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).

А1.Наука о живой природе:

1) география; 2) ботаника; 3) химия; 4) биология.

А 2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Все живые организмы способны к:

1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях;

3) впитыванию воды корнями;

4) улавливанию света зелёными листьями.

А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования.

А5. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А6. Организмы, питающиеся готовыми органическими соединениями, называют:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы.

А8. Зеленый цвет растениям придают:

1) хлоропласты 2) лизосомы 3) цитоплазма 4) клеточная оболочка

А9 Животные способны к:

1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А10. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.

Часть 2.

В1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1 балл).

Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт

В2. Выбери три правильных ответа (3 балла)

1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

2. Все обитатели организменной среды паразиты.

3. Паразитизм, хищничество, симбиоз – это типы биотических факторов

4. Влияние человека на природу называют абиотическим фактором

5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания

В 3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).

Царство живой природы:

1) бактерии 2) грибы

Особенность жизнедеятельности

А) Тело состоит из одной клетки

Б) Тело (мицелий) образовано гифами

В) Обладают повышенной выносливостью в состоянии споры

Г) Некоторые представители содержат в своих клетках хлорофилл

Д) Размножаются спорами

 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Часть 3

С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 3? Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект. Ответ обоснуйте (3 балла).

1) Мхи

2) Лишайники

3) Пингвины

4) Панды

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся за контрольную работу.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3». Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

 

Верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

Верно выполненное задание части В: В1 – 1 балл, В 2 и В 3 – 3 балла. Максимальное количество баллов -7.

Верно выполненное задание часть С: С 1 — 2 балла, С 2 – 3 балла. Максимальное количество баллов -5.

За всю работу максимальное количество баллов 22

Оценивание итоговой контрольной работы по биологии

Итого за работу 28 тестовых баллов.

Балл за работу

Тестовые баллы

5

22- 20

4

16-19

3

10-15

2

9 и менее

Продолжительность работы 40 минут.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

А1

4

А2

2

А2

2

А3

1

А3

1

А4

1

А4

1

А5

1

А5

4

А6

2

А6

2

А7

3

А7

2

А8

2

А8

1

А9

4

А9

3

А10

4

А10

2

Б1

ткань

Б1

Ткань

Б2

135

Б2

235

Б3

21210

Б3

12112

С1

Ядро. Хранение наследственной информации

С1

Вакуоль. Запас питательных веществ

С2

Животные Африки. 2- кенгуру живет в Австралии

С2

Животные Антарктиды; -Панда живет в Евразии

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по биологии за 5 класс.

Итоговая контрольная работа 5 класс. 1 ВАРИАНТ

Часть А. Выберете 1 правильный ответ в тестовых заданиях.

1.Наука, изучающая растения:

А. анатомия

Б. ботаника

В. зоология

Г. экология

2.Тубус – это:

А. увеличительный прибор

Б. часть микроскопа, к которой крепиться штатив

В. часть микроскопа, в которой помещается окуляр

Г. строительный прибор

3. Автотрофами являются в основном:

А. растения

Б. грибы

В. бактерии

В. животные

4. К съедобным грибам относятся:

А. белая поганка

Б. мухомор

В. лисичка

Г. спорынья

5. Прокариотами являются:

А. бактерии

Б. растения

В. грибы

Г. животные

6. К абиотическим факторам относят

А. выпас скота

Б. извержение вулкана

В. листопад

Г. охота

7. Среда жизни, характерная для человека:

А. почвенная

Б. водная

В. наземно-воздушная

Г. тела живых организмов

8. Одноклеточным организмом является

А. червь

Б. амеба

В. ландыш

В. моллюск

9. Этого органоида нет в животной клетке:

А. ядра

Б. цитоплазмы

В. мембраны

Г. вакуоли

10. К соединительной ткани относится:

А. хрящи

Б. мышцы

В. кожа

Г. нервные окончания

11. Самый близкий предок современного человека:

А. неандерталец

Б. австралопитек

В. кроманьонец

Г. человек умелый

12. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

А. потребителя

Б. производителя

В. разлагателя

Г. хищника

Часть Б. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы:

ОТВЕТЫ

1. Клетка — это

2. Гетеротроф — это

3. Абиатические факторы — это

4. Заповедник — это

5. Симбиоз — это

6. Эукариоты – это

7. Неклеточные формы жизни — это

8. Антропогенный фактор — это

9. Какие вы знаете охраняемые животные в России?

Часть В. Объясните, в каких средах обитают данные живые организмы, и какие приспособления у них есть для этого:

1. Акула 2. Кактус 3. Белый медведь

Часть Г. Выпишите номера верных утверждений (5 верных утверждений).

  1. Пингвины и белые медведи обитают в Антарктиде.

  2. Неорганические вещества растения добывают из почвы, всасывая их вместе с водой корнями.

  3. Животные являются гетеротрофами в экосистеме.

  4. Одно из свойств живого организма – размножение.

  5. Все живые организмы могут производить питательные вещества.

  6. Самые древние живые организмы на Земле – это бактерии.

  7. Лишайник – это симбиоз водоросли и гриба.

  8. Бактерии приносят человеку только вред.

Итоговая контрольная работа 5 класс. 2 ВАРИАНТ

Часть А. Выберете 1 правильный ответ в тестовых заданиях.

1.Наука, изучающая животных:

А. анатомия

Б. ботаника

В. зоология

Г. экология

2. Гетеротрофами не являются в основном:

А. грибы

Б. растения

В. бактерии

В. животные

3. Неклеточные образования – это

А. бактерии

Б. простейшие

В. вирусы

Г. растения

4. Эукариотами являются:

А. животные

Б. вирусы

В. бактерии

Г. все живые организмы

5. К биатическим факторам относиться:

А. ветер

Б. морской прилив

В. листопад

Г. влажность воздуха

6. «Она состоит из минеральных веществ, воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..»Какая среда обитания описана?

А. водная

Б. наземно-воздушная

В. почвенная

Г. организменная

7. Природная зона, где произрастает карликовая береза и водятся лемминги:

А. степь

Б. тайга

В. тундра

Г. тропический лес

8. Многоклеточным организмом является:

А. бактерия

Б. дрожжи

В. амеба

Г дождевой червь

9. В этом органоиде клетки заключена вся наследственная информация

А. мембрана

Б. ядро

В. цитоплазма

Г. вакуоль

10. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях

А. эксперимент

Б. измерение

В. описание

Г. наблюдение

11. Животные в природном сообществе выполняют роль

А. потребителя

Б. производителя

В. разлагателя

Г. хищника

12. Самый дальний предок современного человека:

А. неандерталец

Б. австралопитек

В. кроманьонец

Г. человек умелый

Часть Б. Самостоятельно дайте ответы на поставленные вопросы:

ОТВЕТЫ

1. Биология — это

2. Автотроф — это

3. Биатические факторы — это

4. Национальный парк — это

5. Симбиоз — это

6. Прокариоты – это

7. Неклеточные формы жизни — это

8. Антропогенный фактор — это

9. Какие вы знаете охраняемые растения в России?

Часть В. Объясните, в каких средах обитают данные живые организмы и какие приспособления у них есть для этого:

1. Рыба камбала 2. Верблюжья колючка 3. Заяц-беляк

Часть Г. Выпишите номера верных утверждений (5 верных утверждений)

  1. Вирусы – это неклеточные образования.

  2. Органические вещества растения добывают из почвы, всасывая их вместе с водой корнями.

  3. Растения являются автотрофами в экосистеме.

  4. Фотосинтезировать способны только зеленые растения, потому что в них есть хлорофилл.

  5. Все живые организмы могут производить питательные вещества.

  6. Самые древние растения на Земле – это водоросли.

  7. В степи произрастают в основном деревья и кустарники.

  8. В Австралии обитает много сумчатых млекопитающих.

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

Итоговая административная контрольная работа по биологии

5 класс

Вариант 1

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Биология – это наука о:

1) космосе;

2)строении Земли;

3) живой природе;

4) веществах.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) неподвижны;

2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов;

4) имеют цвет.

А3. Все живые организмы способны к:

1) размножению;

2) неограниченному росту;

3) питанию готовыми органическими веществами;

4) быстрым перемещениям.

А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение;

2) измерение;

3) рассматривание;

4) эксперимент.

А5. Увеличительный прибор:

1) предметный столик;

2) микроскоп;

3) тубус;

4) штатив.

А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А7. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А8. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А9. Важнейший признак представителей царства Растения – способность к:

1) дыханию;

2) питанию;

3) фотосинтезу;

4) росту и размножению.

А10. Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза;

2) готовыми органическими веществами;

3) водой и углекислым газом;

4) неорганическими веществами.

А11. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы;

2) бактерии;

3) грибы;

4) растения.

А12. Грибы, всасывающие органические вещества отмерших остатков организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А13. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Древние предки людей жили на Земле:

1) 100 млн. лет назад;

2) 4-5 млн. лет назад;

3) 2 млн. лет назад;

4) 100 тыс. лет назад.

Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.

В1. Каждая клетка животных и растений:

А) дышит;

Б) питается;

В) имеет хлоропласты;

Г) растёт и делится;

Д) может участвовать в оплодотворении;

Е) образует питательные вещества на свету.

В2. Бактерии являются возбудителями таких болезней, как:

А) туберкулёз;

Б) холера;

В) грипп;

Г) СПИД;

Д) чума;

Е) гепатит.

В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение Отдел

А. Сосна 1. Голосеменные

Б. Рис 2. Покрытосеменные

В. Томат

Г. Лиственница

Д. Подсолнечник

Е. Пихта

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное Материк

А. Зебра 1. Африка

Б. Кенгуру 2. Австралия

В. Сумчатый волк

Г. Страус

Д. Коала

Е. Лев

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.

С1. Почему антропогенный фактор часто считают фактором угрозы для природы?

С2. Составь 3 цепи питания широколиственного леса.

Итоговая административная контрольная работа по биологии

5 класс

Вариант 2

Часть 1. Выбери один правильный ответ.

А1. Наука о живой природе:

1) география;

2) физика;

3) химия;

4) биология.

А2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Все живые организмы способны к:

1) росту;

2) передвижению на четырёх конечностях;

3) впитыванию воды корнями;

4) улавливанию солнечного света зелёными листьями.

А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения;

2) эксперимента;

3) описания;

4) анкетирования.

А5. Самый простой увеличительный прибор:

1) микроскоп;

2) телескоп;

3) весы;

4) лупа.

А6. Если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив – 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в:

1) 150 раз;

2) 200 раз;

3) 250 раз;

4) 300 раз.

А7. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А8. Организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) гетеротрофы;

4) эукариоты.

А9. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные;

2) Растения;

3) Грибы;

4) Вирусы.

А10. Животные способны к:

1) фотосинтезу;

2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А11. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение;

2) неклеточное строение;

3) тканевое строение;

4) ядро.

А12. Грибы, всасывающие органические вещества живых организмов:

1) прокариоты;

2) автотрофы;

3) сапрофиты;

4) паразиты.

А13. В природном сообществе бактерии обычно выполняют функцию:

1) потребителя;

2) производителя;

3) «разлагателя»;

4) хищника.

А14. Раньше на Земле появились:

1) кроманьонец;

2) неандерталец;

3) австралопитек;

4) человек умелый.

Часть 2. Выбери три правильных ответа из шести.

В1. Каждая клетка животных и растений имеет три главные части:

А) ядро;

Б) цитоплазму;

В) хлоропласты;

Г) наружную мембрану;

Д) клеточную стенку;

Е) вакуоли с клеточным соком.

В2. Бактерии используются человеком для получения:

А) кефира и йогурта;

Б) молока;

В) квашеной капусты;

Г) солёных грибов;

Д) витаминов и некоторых лекарств;

Е) ваты и бинтов.

В3. Установи соответствие между растением и отделом, к которому растение относится.

Растение Отдел

А. Василёк русский 1. Голосеменные

Б. Ель 2. Покрытосеменные

В. Груша

Г. Лиственница

Д. Кедр

Е. Кактус

А

Б

В

Г

Д

Е

В4. Установи соответствие между материком и животными, которые там обитают.

Животное Материк

А. Бурый медведь 1. Евразия

Б. Бегемот 2. Африка

В. Лось

Г. Горилла

Д. Амурский тигр

Е. Нильский крокодил.

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3. Дай развернутый ответ на вопросы.

С1. Почему в природе нет вредных и полезных организмов?

С2. Составь 3 цепи питания тайги.

infourok.ru

Контрольная работа по биологии для 5 класса

Годовая контрольная работа по биологии 5 класс

I Вариант

Часть А Выберите один правильный ответ.

1.Наука о живой природе носит название

а) физика б) химия в) биология г) география

2. Какой органоид имеет зеленую окраску?

а) ядро б) хлоропласт в) цитоплазма г) вакуоль

3. Зеленый пигмент хлорофилл присутствует в клетках

а) амеб б) растений в) грибов д) крокодилов

4. Какие организмы убивают свою жертву

а) паразиты б)хищники в) симбионты г) сапротрофы

5. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно

а) Африке б) Австралии в) Антарктиде д) Евразии

6. Из каких растений была выращена Линдуловская роща под Петербургом по велению Петра I

а) сосны б) лиственницы в) дуба д) кедра

7. Что относится к фактору неживой природы?

а) человек б)вода в) тигр г) растение

Часть В

В1. Вставьте пропущенные слова.

Все……………способны к …….., росту и размножению.

В2 Закончите предложение.

Самая крупная единица классификации живых организмов – это……….

В3 Запишите соответствие между организмом и средой обитания

Организм Среда обитания

  1. Окунь а) Наземно — воздушная среда

  2. Дождевой червь б) Водная среда

  3. Заяц в) Организм

  4. Паразитический червь г) Почва

С1. Приведите три примера заботливого отношения человека к живой природе.

С2. Что такое заповедник?

Годовая контрольная работа по биологии 5 класс

II Вариант

Часть А Выберите один правильный ответ.

  1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды

а)клеточная мембрана б)ядро в) цитоплазма г) вакуоль

2. Гемоглобин – это

а) углевод б) витамин в) белок крови г) жир

3. К неклеточным формам жизни относятся

а) бактерии б) вирусы в) простейшие д) дрожжи

4. Ядро отсутствует в клетках

а) растений б) простейших в) грибов в) бактерий

5. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию

а) потребителя б) производителя в) «разлагателя» д) хищника

6. Самый близкий предок современного человека – это

а) неандерталец б) австралопитек в) кроманьонец г) человек умелый

7. Новый этап развития человека начался тогда, когда первобытные люди научились изготовлять орудия

а) из дерева б) из кости в) из камня г) из глины

Часть В

В1.Вставьте пропущенные слова.

Между………и окружающей ……..постоянно происходит ……….и энергии.

В2 Закончите предложение

Основной единицей классификации живых организмов служит………..

В3 Запишите соответствие между организмом и средой обитания

  1. Водяная лилия а) Почва

  2. Крот б) Водная среда

  3. Пчела в) Организм

  4. Вирус г) Наземно – воздушная среда

С1.Назовите три мероприятия, в которых могут принять участие школьники.

С2.Что такое Красная книга?

Кодификатор.

1 Вариант

ЧастьА1-в 2-б 3-б 4- б 5-в 6- б 7-б

В1 организмы, питанию

В2 Царство

В3 1-б 2- г 3- а 4- в

2-Вариант

Часть А 1-а 2- в 3- б 4- в 5- б 6- в 7- в

В1организмами, средой, обмен веществ

В2Вид

В31-б 2-а 3-г 4- в

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольной работы по биологии для учащихся 5 класса

1. Назначение контрольной работы

Контрольная работа по биологии проводится с целью:

1) оценить уровень подготовки учащихся 5 класса по биологии;

2) выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания при изучении

биологии ;

3) оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности

при изучении биологии

2. Дата проведения работы – май 2014 г.

3. Структура и содержание контрольной работы

Контрольная работа по биологии для 5 класса содержит 12 заданий, которые

различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает

следующие типы заданий:

1) А1-А7 Задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта

ответа, из которых верен только один.

2) В 1 задание – вставить пропущенные слова

3) В2 задание с кратким ответом.

4) В3 задание на соответствие.

5) С1-С2 задания со свободным ответом.

Работа охватывает весь учебный материал, изученный в 5 классе. В рамках

каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем

элементам содержания.

Распределение заданий теста по элементам содержания тем. Биология. 5 класс

Темы курса биология

Число заданий

Биология- наука о живом мире

3

Многообразие живых организмов

3

Жизнь организмов на планете Земля

2

Человек на планете Земля

4

Итого

12

4. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут.

5. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

1) задания с выбором ответа А1-А7 считаются выполненными, если выбранный

учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа

оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается

выполненным неверно.

2) задания с кратким ответом части В считаются выполненными, если записанный ответ

совпадает с верным ответом. За верное выполнение каждого из заданий

выставляется по 2 балла.

3) за правильный ответ на задание С1-С2 выставляется 2 балла, если ответ не полный, то выставляется 1 балл.

Общее количество баллов- 17

Оценка «5» 15-17 баллов

Оценка «4» 10-15 баллов

Оценка «3» 8-10 баллов

Оценка «2» менее 8 баллов

Литература и средства обучения.

1. Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В./Рабочая тетрадь ФГОС Биология 5 класс, М:Вентана-Граф 2013.

2. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А, А.Г. Драгомилов, ТС. Сухова /Программа ФГОС, Биология 5-9 класс,М:Вентана-Граф 2013.

3. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./Учебник ФГОС Биология 5 класс. М:Вентана-Граф 2013

4. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./Методическое пособие. ФГОС Биология. 5 класс, М:Вентана-Граф 2013.

5.Попова Л.А.Тесты.Биология 6 класс- М.: «Вако» 2010

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по биологии в 5 класса

Контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов

I вариант

Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте.

  1. Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют:

1) тканью

2) органом

3) слоевищем

4) симбиозом

2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является

1)

наблюдением

2)

измерением

3)

сравнением

4)

экспериментом

3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?

1)

покровная

2)

проводящая

3)

основная

4)

образовательная

5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.

1)

бактерии

2)

растения

3)

птицы

4)

животные

6. Грибы размножаются

1) семенами

2) клубнями

3) спорами

4) луковицами

7. Тело лишайников образовано организмами

1) бактерией и водорослью

2) грибом и водорослью

3) деревом и грибом

4) грибом, водорослью, бактерией

8. Дуб и клен произрастают в

1) тайге

2) саванне

3) широколиственном лесу

4) тропическом лесу

9. Установите соответствие между животным и средой его обитания

Животное Среда обитания

А) Крот 1) Водная

Б) Тюлень 2) Почвенная

В) Стриж 3) Наземно-воздушная

Г) Заяц

Д) Акула

10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.

сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль

Ответ: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?

Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.

1)

ландыш

2)

ель

3)

огурец

4)

кедр

5)

сосна

6)

береза

Ответ: ________________.

12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы

А. В какой среде обитания живет рысь?

1) водная

2) почвенная

3) наземно-воздушная

Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях

1) Южная Америка

2) Евразия

3) Африка

4) Антарктида

В. Укажите природную зону России, в которой проживает

1) тундра

2) саванна

3) тропический пояс

4) тайга

13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.

Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.

1)_______________________________

2)_______________________________

3)_______________________________

4)_______________________________

Контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов

II вариант

Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9,10,11,13 запишите ответ в указанном месте.

  1. Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют

1)

организмом

2)

неживой природой

3)

живой природой

4)

тканью

  1. Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз. Такой метод называют

1)

наблюдением

2)

моделированием

3)

сравнением

4)

экспериментом

  1. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её вакуоль.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название

1) автотрофы

2) хищники

3) гетеротрофы

4) хвойные

5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой

образованы покровы тела?

1)

эпителиальная

2)

мышечная

3)

нервная

4)

соединительная

6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются

1) семенами

2) клубнями

3) спорами

4) луковицами

7. Цианобактерии – это представители царства

1) бактерией

2) прокариот

3) растений

4) древних водорослей

8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует

1) мох сфагнум

2) почвенная бактерия

3) папоротник орляк

4) гриб подберезовик

9. Установите соответствие между животным и средой его обитания

Животное Среда обитания

А) Летучая мышь 1) Водная

Б) Окунь 2) Почвенная

В) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная

Г) Морж

Д) Кенгуру

10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.

ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь

Ответ: ________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?

Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания

1)

сосна

2)

ландыш

3)

ягель

4)

кедр

5)

крапива

6)

кукуруза

Ответ: ________________.

12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы

А. В какой среде обитания живет волк?

1) водная

2) почвенная

3) наземно-воздушная

Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях

1) Южная Америка

2) Антарктида

3) Африка

4) Евразия

В. Укажите природную зону России, в которой проживает

1) тайга

2) саванна

3) широколиственный лес

4) тундра

13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.

Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.

1)____________________________

2)____________________________

3)____________________________

4)____________________________

Система оценивания результатов выполнения контрольной работы

Задания №№1-8 оцениваются в 1 балл, № 9-13 в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 18 баллов.

I вариант

Правильные ответы:

задания

Ответ

задания

Ответ

1

2

9

21331

2

2

10

см. критерии

3

2

11

245

4

4

12

324

5

1

13

см. критерии

6

3

7

2

8

3

Критерии оценивания ответов на задание 10

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)

Примерный ответ: Ковыль. Всё остальное относится к царству животным.

Указания к оцениванию

Баллы

Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним».

2

Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Критерии оценивания ответов на задание 13

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)

В ответе должно присутствовать указание на то, что:

  1. Внешнее сходство

  2. Членораздельная речь

  3. Изготовление сложных орудий

  4. Умение украшать жилища

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены четыре элемента верного ответа.

2

Приведено только два из элементов ответа.

1

Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

II вариант

Правильные ответы:

задания

Ответ

задания

Ответ

1

3

9

31213

2

2

10

см. критерии

3

4

11

256

4

3

12

343

5

1

13

см. критерии

6

3

7

1

8

4

Критерии оценивания ответов на задание 10

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)

Примерный ответ: Бурундук. Всё остальное относится к царству растений.

Указания к оцениванию

Баллы

Указано «лишнее» понятие и представлено логически правильное объяснение, позволяющее считать его «лишним».

2

Отсутствует логичное объяснение, позволяющее выявить «лишнее» понятие, ИЛИ ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Критерии оценивания ответов на задание 13

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа)

В ответе должно присутствовать указание на то, что:

  1. Передвижение на двух ногах

  2. Изготовление орудий труда

  3. Умение использовать огонь

  4. Умение строить простые жилища

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены четыре элемента верного ответа.

2

Приведено только два из элементов ответа.

1

Ответ не содержит элементов верного ответа ИЛИ ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Шкала перевода первичных баллов в школьные отметки

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

18-17

16-13

12-9

8 и менее

kopilkaurokov.ru

Итоговая контрольная работа по биологии за 5 класс (в соответствии с ФГОС)

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

А1. Укажите признак, характерный только для царства Растений:

А2. Растения, в отличие от животных, в процессе питания не используют

А5. Какая функция отсутствует у листьев растений?

  1. Образование органических веществ из неорганических

  2. Испарение воды

  3. Поглощение воды и минеральных солей

  4. Поглощение кислорода и выделение углекислого газа

А6. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они

А9. Во время цветения плодовых деревьев в саду ставят ульи с пчелами, так как они

  1. Способствуют переносу спор растений

  2. Уничтожают других насекомых-вредителей сада

  3. Опыляют цветки плодовых растений

  4. Дают человеку прополис и мед

А10. В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за

А 13. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных

  1. Имеют корень, стебель, листья

  2. Имеют цветок и плод

  3. Размножаются семенами

  4. Выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

А14 Растения, у которых отсутствуют ткани, —

А15. Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют

  1. Сетчатое жилкование листьев

  2. Мочковатую корневую систему

  3. Цветки трехчленного типа

  4. Стебель соломину

Часть В

В1. Выберите три верных ответа из шести

Голосеменные, как и покрытосеменные растения,

  1. Образуют плод с семенами

  2. Размножаются семенами

  3. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

  4. В процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

  5. Цветут хотя бы раз в течение жизни

  6. Опыляются с помощью насекомых

В задании В2 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

В2. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой он принадлежит

Первые, наиболее древние растения

Господствующая группа растений на Земле

Не имеют органов и тканей

Имеют вегетативные и генеративные органы

Имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян

Тело состоит из одной или множества сходных клеток

А) водоросли

Б) покрытосеменные

Часть С

С1. Докажите, что корневище растения – это видоизмененный побег.

С3. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

infourok.ru

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс

МОУ Алешкинская основная общеобразовательная школа

Итоговая

контрольная работа

по биологии в 5 классе

Разработала

учитель биологии

Самаркина Р.Е.

Итоговая контрольная работа

Пояснительная записка

Предмет : Биология

Класс:5

Тема: Итоговая контрольная работа

Цель работы: проверка достижения учащимися 5 класса уровня базовой подготовки за 3 четверть

Предметными знаниями и умениями:

— Определять признаки живой природы;

— Различать основные органоиды клетки.

— Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— Устанавливать соответствие между организмами и науками;

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Общеучебные :

— Сопоставлять свойства живых организмов;

— Проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— Самостоятельно ставить цели;

Логические:

— Находить и использовать причинно- следственные связи;

— Анализировать, сравнивать, сопоставлять.

Регулятивные УУД:

— Планирование этапов выполнения работы;

— Осуществлять проверку, вносить исправления

Спецификация

Итоговой контрольной работы по биологии в 5 классе

1.Назначение работы – проверка достижения учащимися 5 класса уровня базовой подготовки за 3 четверть.

2. Основное содержание проверки ориентировано на содержание Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования ( Приказ МОН РФ № 1897 от 17.12.2010г.) и соответствует Примерным программам по учебным предметам. Биология 5- 9 классы.( Н.И.Сонин и А.А.Плешаков)

3. Характеристика работы.

  • Форма контроля: тестовая контрольная работа

  • Количество вариантов -1

  • Количество заданий в каждом варианте -14

  • Распределение заданий по уровню сложности:

— заданий базового уровня – 6 (35% от общего количества заданий)

— заданий повышенного уровня -7 (50% от общего количества заданий)

— заданий высокого уровня -1 ( 15% от общего количества заданий)

4.Содержание работы: соответствует следующим блокам, выделенным в содержании:

  • Живой организм: строение и изучение

  • Многообразие живых организмов ( бактерии, грибы, растения, животные)

Распределение заданий по блокам содержания программы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Распределение заданий по блокам содержания программы

Блок содержания

Число заданий в работе

Наука о живой природе

2

Строение живых клеток

2

Признаки живых организмов

1

Строение живых организмов

3

Многообразие растений, животных, грибов и процессы жизнедеятельности

6

Всего

14

5. Характеристика заданий. В работе используются задания: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на соответствие, с выбором верных суждений, с кратким ответом, с развёрнутым ответом.

Включенные в работу задания проверяют следующие виды познавательной деятельности :

  • Знание и понимание содержания понятий ( А1, А2, А3, В1,В6, В7)

  • Умение устанавливать соответствие (В4)

  • Способность анализировать , сопоставлять , выявлять (А4-А6, В3)

  • Умение классифицировать организмы (В2,)

  • Владение знаниями и умением излагать свои мысли (В5, С1)

6. План работы представлен в таблице 2. В таблице дается следующая информация по каждому заданию работы: блок содержания ; проверяемые знания и умения; уровень сложности; тип задания; вид познавательной деятельности .

План итоговой контрольной работы

Условные обозначения

  • Тип задания: ВО- задание с выбором одного правильного ответа; задание с выбором нескольких правильных ответов; КО – с кратким ответом; СО – на соответствие; РО – с развернутым ответом.

  • Вид познавательной деятельности: ЗП – знание/ понимание; Допиши — Д;

КО – классификация организмов.

Блок содержания

Объект оценивания

Уровень сложности

Тип

задания

Вид познавательной деятельности

Мах

балл

1

Наука о живой природе

Знание понятий

Б

ВО

ЗП

1

2

Строение живых клеток

Знание структур клетки

Б

ВО

ЗП

1

3

Признаки живых организмов

Знание признаков живых организмов

Б

ВО

ЗП

1

4

Строение живых клеток

Знание особенностей строения клеток

Б

ВО

ЗП

1

5

Строение живых организмов

Знание особенностей строения живых организмов

Б

ВО

ЗП

1

6

Строение живых организмов

Умение выделять главные признаки покрытосеменных растений

Б

ВО

ЗП

1

7

Наука о природе

Владение понятиями

П

ВО

КО

3

8

Многообразие растений

Умение классифицировать живые организмы

П

ВО

КО

3

9

Многообразие растений

Умение находить общие черты в строении растительных организмов

П

ВО

ЗП

3

10

Многообразие растений, животных, грибов

Умение устанавливать соответствие между организмами и царствами живых

организмов

П

СО

КО

6

11

Многообразие растений, бактерий, грибов

Умение применять знания в выборе утверждений

П

РО

КО

6

12

Процессы жизнедеятельности растений

Знание и понимание терминов и понятий

П

КО

Д

2

13

Многообразие животных

Знание и понимание понятий

П

РО

Д

3

14

Многообразие растений, животных,

Владение знаниями о значении растительных и животных организмов в природе и жизни человека

С

РО

ЗП

4

7.Рекомендации к проведению работы.

Время проведения: май

Время на выполнение работы: 1 урок

Инструментарий : ручка, тетради, таблицы

8. Рекомендации по оцениванию отдельных заданий и работы в целом.

  • В заданиях с выбором ответа из 4 предложенных обучающийся должен выбрать только один номер верного ответа.

  • В заданиях с множественным выбором ответов обучающийся должен записать 3 правильных ответа.

  • В заданиях с кратким ответом обучающийся должен записать краткий ответ.

  • В заданиях с развёрнутым ответом обучающийся должен записать письменный полный развернутый ответ.

  • Максимальный балл за выполнение всей работы -36 баллов, причем на задания базового уровня сложности приходится 6 баллов, повышенного уровня — 26 баллов, сложного уровня — 4 балла.

  • Если обучающимся набрано менее — 17 баллов, то он имеет недостаточную биологическую подготовку;

— от 18 до 23 баллов – обучающийся достиг уровня базовой подготовки;

— если обучающийся получил более 24 баллов, то это говорит об уверенном владении им базовыми понятиями , об умении применять знания в практической деятельности.

Шкала оценивания работы

Отметка

Количество баллов

«3»

18 -23 балла (50-65%)

«4»

24 – 30баллов (66 -85%)

«5»

31 – 36 баллов (86 -100%)

«2»

0 -17 баллов ( менее 50%)

Содержание работы .

Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе .

Задания уровня А.

Выберите один правильный ответ.

А1. Биология – это наука

  1. О звёздах 2) о веществах 3) о живой природе 4) о Земле

А2.Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют

  1. Деталями 2)органоидами 3) органами 4) отделами

А3.Раздражимость характерна

  1. Для всех природных тел 2)только для животных

  2. 3)только для растений 4)для всех живых существ

А4. Ядра не имеют клетки

1)животных 2)бактерий 3)растений 4)простейших

А5.Корни имеет

1)ламинария 2)сфагнум 3)папоротник 4)кукушкин лён

А6. Главным признаком покрытосеменных растений является наличие

1)спор и листьев 2)семян и корня 3)плода и цветка 4)корня и стебля

Задания уровня В.

Выберите три правильных ответа из шести

В1. Микология изучает

  1. Деревья

  2. Плесневые грибы

  3. Муравьёв

  4. Грибы- паразиты

  5. Кустарники

  6. Шляпочные грибы

В2. К водорослям относятся

1) сфагнум

2) порфира

3) кукушкин лён

4) спирогира

5) шиповник

6) ламинария

В3.Голосеменные, как и покрытосеменные растения

  1. Образуют плод семенами

  2. Размножаются семенами

  3. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

  4. В процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ

  5. Размножаются вегетативно

  6. Составляют основу хвойного леса

В4.Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

Царства Организмы

А) растения 1) трутовик

Б) животные 2) сфагнум

В) грибы 3) амёба

4) дрожжи

5) орляк

6) карась

В5. Выберите верные утверждения.

Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

  1. Грибы – растения, лишённые хлорофилла.

  2. Цветковые растения имеют цветок и плод с семенами.

  3. Бактериальные клетки имеют ядро.

  4. Мхи – это высшие растения, у которых есть стебли и листья.

В6. Допиши .

Процесс образования органических веществ из воды , углекислого газа на свету в хлоропластах называется ….

В7. Дайте определение.

Позвоночные животные – это …….

С1.Напиши развёрнутый ответ.

Каково значение растений в природе и жизни человека?

Ответы:

А1- 3

А2- 2

А3 – 4

А4- 2

А5- 3

А6- 3

В1 – 246

В2 – 246

В3 – 234

В4 – 253614

В5- 24;1,3( 1- грибы –это особое царство живых организмов. 3 – Бактерии не имеют оформленного ядра.)

В6 – Фотосинтез.

В7 – это животные , у которых есть позвоночник и череп.

С1 – 1) Растения выделяют кислород ;

2) Растения поглощают углекислый газ.

3) Человек использует в пищу, в строительстве,

4) Выращивает культурных растений.

Анализ выполнения учащимися итоговой контрольной работы.

Предмет: Биология.

Класс: 5

Ф.И.О.учителя: Самаркина Раиса Евгеньевна

Количество учащихся, выполнявших контрольную работу:__5_____

Фамилия, имя

учащегося

Элементы

знаний, умений,

способов

деятельности

А.В.

Ж.А.

К.А.

К.Р.

Ч.В.

Всего правильных

ответов

1. определена наука биология

(1б)

1

1

1

1

1

5

2. дано понятие органоиды клетки

(1б)

1

1

1

1

1

5

3. определено свойство живых организмов

(1б)

1

1

1

1

1

5

4. указаны особенности строения клетки

(1б)

1

0

1

1

1

5

5. указаны особенности строения растений

(1б)

1

1

1

1

1

5

6. названы признаки покрытосеменных растений

(1б)

0

0

1

1

1

3

7. 1указаны все объекты

науки «микологии»

(3б)

3

3

3

3

7.2 указаны 2 объекта

(2б)

2

2

2

7.3 указан 1 объект)

(1б

8. определены все представители отдела Водоросли :

(3б)

3

3

3

3

3

5

8.1 определён 2 представителя

(2б)

-8.2 определён 1 представитель

(1б)

9 . указано 3 признака сходства голосеменных и покрытосеменных растений

(3б)

9.1 указано 2 признака

(2б)

2

2

2

3

9.2 указан 1 признак

(1б)

1

1

2

10. установлено соответствие между организмами и царствами :

— растений

(2б)

1

1

2

1

2

5

— животных

(2б)

2

2

2

2

2

5

— грибов

(2б)

1

1

2

1

1

11. выбрано 1 верное утверждение

(1б)

1

1

1

1

4

выбрано 2 верных утверждения

2

1

— указаны 2предложения с

ошибками

(2б)

— указаны 1предложение с ошибками

1

1

1

1

1

5

— исправлено 2 ошибки

(2б)

12. определено понятие — Фотосинтез

(2б)

2

2

2

2

2

5

13 дано определение понятия

(3б)

3

3

3

3

3

5

14. ответ включает все названные элементы

(4б)

4

1

-ответ включает 3 названных элемента

(3б)

3

3

2

— ответ включает 2 названных элемента

(2б)

2

2

2

-ответ включает 1 названный элемент

(1б)

Общее количество баллов: 36

27

23

32

26

26

оценка

4

3

5

4

4

2.Обобщенные результаты по классу:

задания

Элементы знаний, умений, способов

деятельности

Выполнили правильно/

Количество

%

Допустили ошибки/

Количество

%

Не приступили к выполнению/

Количество

%

% успешности

выполнения

1

определена наука биология

2

дано понятие органоиды клетки

3

определено свойство живых организмов

4

указаны особенности строения клетки

5

указаны особенности строения растений

6

названы признаки покрытосеменных растений

7

указаны объекты науки «микологии»

8

Определены представители отдела Водоросли

9

Указаны признаки сходства голосеменных растений

10

Установлено соответствие между организмами и царствами

— растений

— животных

— грибов

11

— указаны верные утверждения;

— указаны предложения с ошибками;

— исправлены ошибки;

12

определено понятие

13

Дано определение понятию

14

Дан полный развернутый ответ

Вывод об успешности овладения учащимися знаниями, умениями и способами деятельности

Количество

учащихся

в классе

Выполняли

работу

Справились на

СОУ

КО

Успеваемость

5

%

4

%

3

%

2

%

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *