ЧЕЛОВЕК И ЕГО КОРНИ

Корни человека представляют неделимое единство его духовной и материальной культур. Они обеспечивают как духовное, так и экономическое бытие личности. А потому правильной можно считать только такую идеологию, которая НЕ ПОДРУБАЕТ КОРНЕЙ человека, не содержит в себе угрозы его духовного перерождения и физического истощения.

Мы совершенно естественно понимаем КОРНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ не только как наследие предков, но и как ПРОДУКТО-ПРОВÓДЫ.

Это вполне соответствует функциям корней – быть и наследием, памятью семени, и источником питательных веществ.

Человек неразрывно связан с Землёй. В средневековье эта связь выражалась в обладании земельным участком, при сгоне с которого человек умирал в страшных муках, не имея средств к существованию (вспомним, например, трагедию английских «огораживаний»). Сегодня нашу связь с ресурсами Земли выражают наши заработки, заменившие нам земельный участок в роли источника жизни. Тонкость экономики в том, что наши заработки могут принадлежать нам – но тогда они упущенная прибыль для потенциального грабителя. Либо наши заработки могут сделать богаче другого человека – если достанутся не нам, а ему. Вокруг этого и вертится вся экономическая история человечества…

Оберегание моих корней – является главной целью моего земного существования, причём духовную жизнь и физическое выживание нельзя, и не нужно разделять вопреки их слитному и переплетённому естеству.

Что же будет с любым живым существом, которому подсекли, подрезали корни здравой памяти и продуктопроводы необходимых питательных веществ? Это существо – начиная с растения и заканчивая человеком, начнёт увядать, гибнуть, высыхать или гнить…

Такова, например, антропологическая катастрофа человека в последние десятилетия царской России, которую описывают известный мыслитель-монархист (расстрелянный в 1918 г.) М.О. Меншиков и доктор-антрополог Элизабет Брейнерд (профессор Брандейского университета, США).

Меншиков перед революцией делился внешними впечатлениями о физическом угасании русского народа от недоедания и невыносимых условий быта. Он бил тревогу в монархической печати, настаивая, что призывники времён русско-японской войны – слабосильные малорослики, половина из них – больные люди, калеки, что уходит в прошлое типаж русского «чудо-богатыря», солдата крепкого и физически хорошо сложенного. Меншиков называл и причину такого положения:

«…В старинные времена в каждой усадьбе и у каждого зажиточного мужика бывали многолетние запасы хлеба[1], иногда прямо сгнивавшие за отсутствием сбыта. Эти запасы застраховывали от неурожаев, засух, гессенских мух, саранчи и т.п. Мужик выходил из ряда голодных лет все ещё сытым, не обессиленным, как теперь, когда каждое «лишнее» зерно вывозится за границу»[2].

Антрополог Элизабет Брейнерд – наша современница, она работает с костями, описывает на основании точных данных ту же самую картину, что и Меншиков.

«…антропометрические д

economicsandwe.com

«Корни человечества. Корни человека»

Разделы:
География


Необходимое оборудование:

  • проектор,
  • компьютер,
  • интерактивная доска,
  • тексты – по одному экземпляру на парту,
  • рабочие листы для каждого
    ученика.

Время реализации занятия: 45 минут.


Авторский медиапродукт:

  1. Продукт выполнен в редакторе
    Notebook.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация
    учебного материала.



Целесообразность использования медиапродукта
на занятии:

  1. интенсификация учебно – воспитательного
    процесса (увеличение количества предлагаемой
    информации, уменьшение времени подачи материала)
  2. повышение эффективности усвоения учебного
    материала за счет одновременного изложения
    учителем необходимых сведений и показа
    демонстрационных фрагментов и самостоятельной
    работой с заданиями в рабочем листке.
  3. развитие наглядно – образного мышления за счет
    повышения уровня наглядности, вырабатываются
    навыки работы с картой.

Задачи:




Образовательные

  • изучение особенностей появления человека,
    причины миграций и, как следствие, формирование
    современных рас.



Развивающие

  • развитие познавательных способностей учащихся,
    их способностей к самообучению, обобщению
    материала, анализа информации.



Воспитательные

  • формирование толерантности к людям с другими
    внешними признаками.

Ход занятия


Слайд 1. Тема нашего занятия сегодня
“Корни человечества. Корни человека”. Как вы
считаете, какие задачи нам сегодня предстоит
решить? Методом мозгового штурма выясняются
этапы урока. На доске пробуют расставить порядок,
по которому предстоит изучить новый материал. Слайд
2
. Обсуждается и корректируется предложенные
планы урока.


Если план, установленный детьми, будет
отличаться от подготовленного учителем порядка,
применяется сортировщик страниц. Данный вариант
дает возможность детям изучать новый материал,
следуя своей логике, получать новые знания в той
последовательности, которая понятна детям, и до
которой они пришли сами, а не следовали указаниям
учителя. Это придает уроку исследовательский
характер


С помощью волшебных часов мы переведем стрелки
на 3,5 млн. л. н. – именно к этому периоду времени
относят останки древних людей, которые были
обнаружены в Восточной Африке. Слайд 3.
Рабочий лист задание №1.


Слайд 4. Наших предков разделяют на
несколько групп. На доске показаны некоторые из
них. Что, по-вашему их отличает, почему стало
возможно это деление? Давайте выясним причины
этого с помощью текста, который вам раздали на
начало урока (один на парту). Группа изучает
предложенный текст и отвечает на поставленные
вопросы. Цель работы – выяснить отличительные
особенности древних людей.


Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что в приведенном тексте доказывает, что речь
    действительно идет о предках человека?
  2. Какие отличительные черты внешности вы можете
    назвать у этих групп древних людей?
  3. Кто оказался тупиковой ветвью эволюции?
  4. Кого из перечисленных предков человека можно
    назвать самым умелым?
  5. Давайте сделаем вывод:

  • На доске перечислены действительно предки
    человека;
  • Они отличались как внешними признаками, так и
    умениями.

Расставьте на слайде представителей древних
людей в порядке их развития от самого древнего.
Выполните в рабочем листе задание №2.


Слайд 3. На карте показаны направления, по
которым люди заселяли планету. Что заставило
древних людей покинуть знакомые места, и
отправиться в неизведанные дали? Используется
метод мозгового штурма. Численность людей росла,
и пищи становилось недостаточно. Сегодня люди,
проживающие в разных частях Земли, отличаются
характерными внешними признаками. Почему так,
ведь все они произошли от одного предка? Слайд 5.
Давайте расставим события таким образом, чтобы
восстановилась логическая цепочка событий.
Выполните в рабочем листе задание №3. После
заполнения рабочего листа задание выполняется
одним из учащихся на доске. Работа обсуждается,
выводы доказываются.


Группы людей, отличающиеся внешними
признаками, передающимися по наследству,
называются РАСАМИ. Выполните в рабочем листе
задание №4.


Слайд 6. Дайте названия основным
существующим расам. Название рас нужно составить
из предложенных букв, расставленных произвольно.
Правильные ответы закрыты “шторкой”.


Прочитайте определения характерных признаков
рас (слайд 6), расставьте фотографии
представителей рас напротив подходящего, на ваш
взгляд, описания. Выполните задание №5 в рабочем
листке. Давайте проверим, что должно получиться в
ваших рабочих листках – слайд 7, расставить
названия рас в соответствующие строки таблицы.


Слайд 8. На карте показаны основные места
проживания представителей разных рас. Давайте
подпишем их под стрелками, используя данные
вашей таблицы из задания №5. (негроидная –
Африка, европеоидная – Северная Африка, Европа,
Передняя и Средняя Азия, монголоидная –
Восточная Азия).


Сегодня, благодаря развитию транспорта, люди
без особого труда могут добраться на другой край
света. Путешествия стали намного удобнее и
доступнее. Что, по вашему мнению, может произойти
с расами в будущем? Слайд 9. На доске пишутся
возможные варианты, обсуждаются, делается вывод
– в будущем произойдет смешение рас.


Слайд 10. Перед вами дерево жизни. У него,
как у каждого дерева есть корни, ствол, ветви и
крона. Расположите на нем этапы нашего урока, так
как вы считаете нужным. Дети обсуждают возможные
варианты, в ходе чего повторяются самые основные
этапы урока.


Давайте посмотрим, что нового мы узнали из
сегодняшнего урока:

  1. как звали древних предков человека;
  2. почему люди стали заселять Землю;
  3. причины формирования рас;
  4. объединение рас в одну общую группу в будущем.

В кроне этого дерева есть маленькая веточка с
историей вашей семьи. Постарайтесь узнать, а как
звали предка, который был основателем вашего
семейного рода. Нарисуйте ваше семейное дерево –
дерево жизни, найдите свой листочек на нем. Удачи!




Прочитайте текст: “В 1976 году Мэри Лики
обнаружила на окаменевшем вулканическом пепле
эти отпечатки ног. Возраст слоя с пеплом — около 3,5
млн. лет, то есть по этому месту в то давнее время
бродил на двух ногах австралопитек. На некоторых
следах видно, что большие пальцы прилегают к
остальным, а не противопоставлены им, а это уже,
несомненно, признак человеческий, а не обезьяний.
Да и походка у того австралопитека была вполне
человеческая: он ступал на пятку, потом переносил
тяжесть на плюсну и отталкивался пальцами.


Со временем некоторые группы австралопитеков
постепенно стали переходить от использования
различных естественных предметов в качестве
орудий к изготовлению орудий труда. Они были еще
почти обезьянами, но в то же время безоговорочно
отнести их к обезьянам трудно: ведь они ходили
“по-человечьи” — на двух ногах, изредка уже
начали осваивать обработку камня. Но, они
обезьянами уже не были. Австралопитеки были
связующим звеном между животным миром и первыми
людьми. Австралопитеки вели стадный образ жизни.


Следующий представитель предков человека на
лестнице эволюции – кроманьонец представлял
примитивного, но всё-таки человека. Количество
достижений было настолько велико, что в
несколько раз превосходило количество
достижений австралопитека, питекантропа и
неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы
унаследовали от своих предков большой
деятельный мозг и достаточно практическую
технологию, благодаря чему в относительно
короткий промежуток времени сделали невиданный
шаг вперёд. Все кроманьонцы пользовались теми
или иными каменными орудиями и занимались охотой
и собирательством Кроманьонцы создали первые
примитивные формы обжига гончарных изделий,
строили для этого печи и даже выжигали уголь. В
мастерстве обработки каменных орудий они
превзошли своих предков, научились делать
всевозможные орудия, оружие и приспособления из
кости, бивней, оленьих рогов и из дерева. Все
сферы деятельности кроманьонцев были
усовершенствованы по сравнению с их предками.
Они изготавливали лучшую одежду, разводили более
жаркие костры, сооружали более обширные жилища и
ели гораздо более разнообразную пищу, чем их
предшественники.


Для неандертальцев Западной Европы
характерны: небольшой рост (около 160 см), крупный
мозг, череп с развитым надглазничным валиком и
покатым лбом, нижняя челюсть без подбородочного
выступа. Многие учёные рассматривают поздних
западноевропейских неандертальцев как особую
ветвь в эволюции человека, не получившую
дальнейшего развития. Вместе с тем
неандертальцы, костные остатки которых найдены в
Передней Азии, обладают (по сравнению с
западноевропейскими) определёнными
прогрессивными чертами (например, наличие слабо
выраженного подбородочного выступа, более
высокий и округлый свод черепа), сближающими их с
ископаемыми людьми современного физического
типа.




Примечание: на одном листке с текстом должен
помещаться один из предложенных вопросов!


Вопрос: кого из перечисленных предков
человека можно назвать самыми умелыми?


(Что в приведенном тексте доказывает, что речь
действительно идет о предках человека?


Какие отличительные черты внешности вы можете
назвать у этих групп древних людей?


Кто оказался тупиковой ветвью эволюции?)


10.08.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Полезные свойства женьшеня — «человек-корень»

«Человек-корень» — так переводится с китайского языка название этого чудодейственного корня. Каких только эпитетов не удостаивался женьшень! Корень жизни, сто-сил, дух земли, дар богов и чудо природы — и все это благодаря мощному восстанавливающему эффекту снадобий, изготовленных из корневища скромного на вид представителя семейства аралиевых. Естественный ареол произрастания женьшеня — Дальний Восток, но встречается он и на Урале. Кроме того, с прудом, но все-таки культивируется в других регионах России.
Древние китайцы еще 4 тыс. лет назад использовали женьшень в качестве лечебного средства и просто добавляли его в повседневный рацион. Восточная медицина приписывает женьшеню чудодейственные свойства, считает, что он помогает чуть ли не от всех болезней, и держит способы изготовления из него лекарств в строжайшей тайне. Однако многочисленные исследования ученых показали, что влияние женьшеня на организм человека не так многогранно и использовать его следует при вполне определенных состояниях.

Полезные свойства женьшеня

Прежде всего нужно отметить тонизирующее действие этого корня: даже однократный прием двойной дозы способен заметно повысить работоспособность, что часто используется людьми во время ночных смен. Но торопиться принимать такие дозы не надо: одновременно с повышением работоспособности поднимется и артериальное давление.

Пациентам, страдающим сахарным диабетом, у которых часто имеется как минимум склонность к гипертонии, обращаться с этим средством надо очень аккуратно. Если бы не способность женьшеня нормализовать углеводный обмен и способствовать снижению высокого уровня сахара в крови, мы бы о нем сейчас не говорили вовсе. Тем не менее такое свойство женьшеня отмечено многими фитотерапевтами, поэтому тем пациентам, у кого артериальное давление в норме или склонно к снижению, применение препаратов женьшеня показано.

Обладает этот корень и еще одним свойством, благодаря которому его отнесли к разряду адаптогенов: выявлено его стимулирующее воздействие на работу коры надпочечников, которая синтезирует противострессовые гормоны. Значит, при его приеме повышается устойчивость человека к действию стрессов — эмоциональных и физических. Повышается способность сопротивляться инфекционным болезням, приспосабливаться к жаре и холоду, переносить тяжелые физические нагрузки. При этом женьшень не вызывает истощение организма, когда после периода подъема сил наступает резкий спад. Все эти свойства довольно подробно изучены, и полученные препараты официально признаны лекарственными, то есть внесены в регистр лекарственных средств, чего не скажешь о препаратах большинства других растений.

Предпринимались даже попытки синтезировать лекарство с такими же свойствами, как у женьшеня, но безрезультатно.

Так как передозировка в случаях с женьшенем чревата повышением давления, чрезмерным возбуждением и бессонницей, использовать лучше настойки, изготовленные промышленным способом, благо они сейчас не являются дефицитом, как это было лет 15—20 назад. Чтобы не получить подделку, покупайте лекарство в крупных, проверенных аптеках, а не в маленьких аптечных киосках.
Принимают настойку 2 раза день (в первой половине дня) по 30—40 капель за полчаса до еды. Длительность курса может быть 1—1,5 месяца. Затем следует сделать месячный перерыв. Таких курсов можно провести 3—4 в году.

 

Поделиться «Полезные свойства женьшеня — «человек-корень»»

Полезные свойства женьшеня — «человек-корень»

5 (100%) проголосовало 17

belkablog.com

Читать онлайн электронную книгу Есть ли у человека корень — бесплатно и без регистрации!

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

От инженера Иванова ушла жена. Ушла, уехала в другой город. Через полгода Иванову удалось заполучить сына на зимние каникулы. Был Иванов тридцати пяти лет, крупный, черноволосый, с ясными серыми глазами, щекастый, как ребенок. Работу свою он знал и любил ее за то, что она ему давалась. Он быстро вырос, изведал вкус власти и принятия крупных решений, и ему доставляло удовольствие раздумывать о том, какой путь открыт перед ним. Природная рассудительность и инженерская привычка к анализу сделали его человеком уравновешенным, уверенным в прочности мира и в том, что жизнь устроена скорее просто, чем сложно. Порою его удивляли чьи-то поступки, сомнения, радости и огорчения; порою он удивлял нас своими бесстрастными суждениями; во всех случаях он искренне оставался при своем мнении. Все привыкли к этому; в конце концов, приходили к нему за техническими решениями, а не за житейскими советами. Умел он глянуть через очки так четко, коротко, чуть прищурившись, с едва намеченной улыбочкой, что становилось не по себе от этого проницательного, враз прочитывающего вас взгляда, и то мгновение, которое он длился, лицо Иванова казалось неподвижным. А мог бросить очки на стол, потянуться, заложить ногу за ногу и улыбнуться так, что на щеках появлялись ямочки. Но это давно уже никого не обманывало. Никто и не удивился, когда жена ушла от него.

Сына Иванов привез рано, еще в двадцатых числах. Ходил за мальчиком по дому, отмечая, как узнает он квартиру. Сын вытянулся, похудел и побледнел; заглядывая ему в лицо, Иванов то принимался искать в нем черты жены, то воображал его, первоклассника, за партой; Иванову было и сладко, и грустно. На кухне ему влетело за погубленные цветы:

— Папа, ну неужели так трудно полить цветочек?

Иванов смутился.

— Папа, ты же знаешь, как мама любит эти цветы!

Сын говорил огорченно и деловито.

— Ну что с тобой поделать, папа!

Иванов рассмеялся, и детские ямочки появились на его розовых щеках.

А потом зазвонил телефон. Иванов снял трубку, продолжая смеяться; затем враз стал серьезен:

— Когда? Сколько? Где? Кто пострадал?

Сын взял его за руку:

— Папа, папа! Я во двор, к ребятам, ладно?

Иванов кивнул ему, помог одной рукой надеть пальто, а другой прижимал трубку, выслушивал детали.

— Ясно, — сказал он, — Сейчас буду.

Распахнув окно, Иванов позвал сына. Мальчик поднял к нему голову, победно взмахнул над головой каким-то прутиком и вприпрыжку помчался к двери подъезда.

Иванов уже проверял свои карманы: пропуск… ручка… удостоверение по технике безопасности…

— Сын, — сказал он доверительно, — я должен ехать на работу. К вечеру вернусь. Будь тут молодцом. Договорились?

— Ладно, папа, — торопливо ответил мальчик. Он был занят другим. — Смотри!

Иванов не видел ничего особенного в сухом ощипанном прутике.

— Я посажу его, и он вырастет!

Мальчик воткнул прут в цветочный горшок, примял землю.

— Хорошо, — сказал Иванов за недостатком времени. — Я поехал.

У инженера Петрова жены не было вовсе. Сначала война, а потом привезенные с нее заботы мешали Петрову. Молчун, скептик, он холодно взирал на мир маленьким голубыми глазами. Новичков пугали его худоба, желтизна его лица, отсутствие жестикуляции. Никто никогда не видел, чтобы он сделал шаг навстречу собеседнику, — скажем, улыбнулся или смягчил интонации. И потому вам начинало казаться, будто вы имеете дело с говорящей машиной. К тому же, подавляющей своей квалификацией. И тут вас могло выручить только чутье. Если вы принимали эту игру и пытались тоже показать себя машиной, то вскоре обнаруживали, что стоите за кульманом в другом отделе. Если же интуиция подсказывала вам открыть Петрову человеческие качества, — вы могли считать, что судьба ваша устроена. Я встречал у Петрова конструкторов, полностью живших по его советам. Да и мне случалось обращаться к нашему старику в трудную минуту…

Иванов пришел к нему зеленым инженером. Старик вырастил его и сделал ближайшим своим помощником. Бывало, старик ложился в больницу на полгода и доверял Иванову все технические задачи. С людьми у Иванова получалось хуже, и старику приходилось принимать сотрудников в палате. Иванов давно мог бы получить собственный отдел, да старик его придерживал. Из-за этого у них уже начали портиться отношения. Как обычно бывает, пошли разговоры, что Петров не дает расти своим сотрудникам.

Авария произошла по вине старика. Получилось так, что испытания закончились взрывом. Пострадал ли кто-нибудь? Спасибо железобетонным блокам, никто не пострадал. Кроме Петрова: ему грозило снятие с работы.

Вечером Иванов купал сына и пытался объяснить ему, почему прутик не вырастет. Сын не принимал его объяснений, а Иванов не мог понять, что это за невосприимчивость к логике.

— Ты только посмотри, папа! Он ведь уже подрос. А вырастет еще больше. Вот увидишь!

— Я видел. Как это он вырос, если он не мог вырасти!

— Да ведь я поливал его! Он там растет, как цветочек!

— Поливать мало.

— Папа, я его твоей линейкой померил! Правда-правда! Он вырос. Помнишь, какой он маленький был?

Иванов устал и вымок, и было уже поздно, и голова у него была занята аварией; он завернул малыша в махровую простыню, вытер порозовевшее личико и заглянул в глаза сына. Объяснять из биологии то, что он сам едва помнил? Иванов поднял сына и прижал его к груди.

— Эта палочка не может вырасти, потому что у нее нет корня.

Иванов опустил мальчика на постель, укрыл.

— Понимаешь, сын?

Мальчик вздохнул. Иванов присел на край постели. Мальчик вздохнул еще раз, — глубоко, прерывисто.

— Что с тобой?

— Ничего, папа. Ты посидишь у меня?

— Конечно.

Сын закрыл глаза. Иванов решил, что он заснул.

— Ты здесь? — спросил мальчик, не раскрывая глаз.

— Да. Я здесь.

— Папа, а разве у всех корень? У цветов, у деревьев?

— Обязательно. У каждого цветка, у каждой травинки. И у каждого дерева есть корень.

Сын опять вздохнул.

Потом Иванов увидел, как сын высунул язычок и облизал губы.

— Папа, а у человека есть корень?

Иванов провел рукой по лицу.

— Нет, — сказал он, — у человека нет корня.

Затем, оправившись от неожиданностей, спохватился:

— Хотя, знаешь, в общем-то есть…

— А какой у человека корень? Как у дерева?

Иванов был в затруднении.

— Ну, вот дерево через корень питается, водичку пьет. И мы ведь с тобой тоже…

— Значит, у человека корень в животе?

Иванов опешил.

— Нет… Не думаю. Может, в сердце?

— А почему — в сердце?

— Ну… Оно все-таки самое важное. Вот послушай, как оно у тебя бьется. И ведь так все время, без отдыха.

— И когда я сплю?

— И когда спишь.

— Здорово…. Значит, корень у человека — это сердце?

— Возможно. А может быть, корень для человека — это родители. Как ты думаешь?

Иванов надеялся, что мальчик опит.

— Папа с мамой, да?

— Да, сын, мама с папой…

— Ну, а еще, папа? Рассказывай. Ну, пожалуйста.

— Или, вообще, люди, которые нас растили, нам помогали. Спишь?

— Нет, не сплю. Ты говори, я слушаю.

— А может, это место, где человек родился.

— Родина?

— Да. А еще, может быть, это дети.

— Как я?

— Конечно. Вот ты — мой корень. Самый главный.

— Значит, я твой маленький корень.

— А вырастешь — будешь мой большой корень. Корни вырастают и становятся больше самих деревьев… Да, дети, конечно. И люди, которым мы помогаем. О ком заботимся. Спишь?

Ответа не было. Иванов наклонился к сыну, чтобы услышать его дыхание, и замер так, над его лицом, закрыв глаза, сжав губы. Затем поднялся, проверил краны, выключил везде свет и лег.

Инженер Сидоров был главным конструктором. Седые волосы он постригал ежиком, хранил спортивную фигуру, держался просто, решения принимал с ходу. Обремененный большим хозяйством и множеством обязанностей, он привык руководствоваться простыми рациональными соображениями.

Два дня работала специальная комиссия. На третий день, сверившись с записью в календаре, главный вызвал Иванова. Едва усадив его, Сидоров заявил:

— Ну что ж, сероглазый юноша? Пробил твой час. Принимай отдел!

— Какой отдел?

— Да свой, какой же еще?

— А Петров?

Сидоров посмотрел на часы.

— Петрова, юноша, я знаю с войны. Мы вместе начинали тут работать. Но я ничего не могу поделать! Никаких обстоятельств в его пользу.

— Так. Ну, а то, что он — наш ветеран, и все его заслуги — это не в счет?

— Заслуги! Да я лучше тебя знаю его заслуги. Думаешь, не знаю?

— Думаю, что знаете.

— Ну, хорошо. — Сидоров опять взглянул на часы. — Ничего хорошего. А что ты, собственно, о себе самом думаешь? Так и просидишь всю жизнь в замах? Иди, не отнимай времени. Возглавишь отдел. Ну, всего. Поздравляю. Желаю. Ступай.

— Нет, — сказал Иванов.

— Как это — нет? Петрова положено снять. Кого назначить? Конечно, тебя. А для тебя это, наконец-то, возможность получить отдел. Радуйся! А старик поймет. И не думай ни о чем.

— Нет, — сказал Иванов.

Сидоров стукнул кулаком по столу. Затем сиял часы с руки и убрал их в ящик:

— Ладно, выкладывай.

— Вы знаете, — сказал Иванов, — от меня ушла жена. А тут вот мне повезло получить сына на зимние каникулы. Он нашел на улице какую-то палку и посадил ее в цветочный горшок. И уверяет меня, что она растет. Однажды я купал сына и пытался объяснить ему, что палка вырасти не может, так как у нее нет корня. У всех деревьев, у всех цветов корень есть, и они растут, а у палки нет корня, поэтому она вырасти не может. И тут вдруг он вздыхает и спрашивает меня, есть ли корень у человека. Я, конечно, сразу сказал, что нет у человека корня. Ну, а потом и говорю — есть. Дерево через корень питается, и человек тоже ест и пьет. А сын и говорит — значит, у человека корень в животе? Я спохватился и говорю — наверное, в сердце, оно самое главное. Подумал и говорю — а может, это родители, или вообще люди, которые нас растили, нам помогали. И родина. И дети. Вообще те, кому мы помогаем, о ком заботимся.

— Иди, — сказал Сидоров.

Прошло еще дня два… Главный медлил с решением. Потом вызвал Петрова. Когда старик вошел, главный спрятал часы в ящик стола.

— Что, желтолицый брат мой?

— Ничего, — ответил Петров, складываясь на стуле в обычную свою деревянную позу. — Зачем звал? Снимать будешь?

— Положено снять.

— Вот и снимай.

— Слушай, а может это самое… Ну, объяснительную напишешь, а мы с комиссией разберем, учтем. Глядишь, и обойдется. А?

— Вина моя, и хитрить я не собираюсь. Надо снять — снимай. Не мямли. К чертям собачьим! Кого собираешься назначить?

— Иванова.

— Правильно. Говорил с ним?

— Говорил.

— Действуй. Я пойду.

— Погоди, — сказал Сидоров и заглянул в ящик стола.

— Что у тебя там?

— Да часы! Слушай, ты останешься начальником отдела.

— Это как же так?

— А вот так. Мое решение.

— Твое решение? Ну, а твой разговор с Ивановым?

— Он отказался.

— Врешь!

— Зачем я буду тебе врать?

— Э, ребята! — Старик был озадачен. — Что-то я не пойму ни тебя, ни Иванова…

— Слушай, — сказал главный, доставая часы из ящика.. — Ты знаешь, конечно, что у всех деревьев, в принципе, есть корни.

— Ты это серьезно?

— Не перебивай. Так вот, корни. И у цветов тоже.

— Неужели?

— Не перебивай, тебе говорят. Так вот, представь себе, маленький мальчик находит какую-то щепку, полено, дубину, я не знаю что, и втыкает в цветочный горшок. Ясно? Не перебивай, перехожу к следующему моменту. Отец, понятное дело, говорит ему, что бревно расти не будет, потому что у этой палки корня нет. У всех, я тебе говорил, есть, а тут вот нет. Слушай. Мальчик спрашивает — а у человека корень есть? Отец, понятное дело, отвечает, что у человека корня нет.

— Этот отец сам дубина.

— Не перебивай. Потом в этой дубине, в отце, что-то начинает шевелиться, и он говорит, что корень все-таки есть. Дерево пьет — и человек пьет. Воду, он имел в виду. Сын говорит — понятно, значит, корень в животе. Отец спохватился и говорит — нет, скорее в сердце. Да, в сердце, говорит, а еще в родителях и в разных людях, которые нас растили и о нас заботились, а еще родина, и еще наши дети, и люди, которым мы помогаем и которых растим. Ну, так что, есть у человека корень?

Петров сидел, прикрыв глаза. Сидоров принялся надевать часы на руку.

— Да… — произнес, наконец, Петров. — Откуда это у тебя?

— Что, часы?

— Нет, эта история.

— Да так, знаешь… Взгляни в окно, пожалуйста, тебе должно быть видно: пришла машина? Ну, пора. Выйдем вместе…

Еще день или два никто не знал, чем все это кончится. Уже настало тридцать первое. Новый год был у нас на уме, когда старик позвал к себе Иванова.

— Был я у главного, — начал старик. — Мне, сам понимаешь, дела нет до того, что вы там с ним пытались решать. У меня свое решение, и вот какое.

Иванов сидел на стуле посреди тесного кабинета, а Петров делал круги, расхаживая вдоль стен.

— Я, понимаешь, вынужден опять слечь. Говорят, месяца на четыре. И хочу воспользоваться этим предлогом, чтобы начальником отдела сделать тебя.

Иванов опустил голову, а Петров засунул руки в карманы.

— Нет, — сказал Иванов, — Возвращайтесь, и все.

— Помолчи. Я тут тебя придерживал, ты это знаешь. Мне казалось, это было нужно. А теперь не кажется.

— Поправляйтесь, — сказал Иванов. — Поправляйтесь, мы вас будем ждать. Как всегда.

— Что я буду делать в ближайшие полгода, мне ясно. А потом — видно будет. Прошу тебя, не задерживай. У меня всего несколько дней. Принимай отдел. И кончим этот разговор, надоело.

— Не понимаю, — сказал Иванов. — Как хотите, я не понимаю.

— Ладно, я тебе объясню. — Старик остановился позади Иванова и положил руку ему на плечо. — У одного человека рос сын. Маленький. Однажды он нашел палочку и решил посадить ее в землю, чтобы она выросла. Отец сказал ему, что палочка не вырастет, ведь у нее нет корня. У деревьев, у цветов, у всего, что растет, есть корень. Обязательно должен быть. Мальчик спросил отца: а у человека есть корень? Отец, не подумав, ответил, что нет у человека корня. А потом сказал, что есть, наверное, и у человека свой корень — водичку пить, как дерево ее из земли пьет. Маленький сын сказал отцу, что корень у человека, значит, в животе. Отец задумался. А подумав, сказал своему сыну, что корень у человека наверняка в сердце. И еще — в родителях. И во всех, кто нас растит и помогает нам. В родине. В наших детях. В тех, о ком мы заботимся и кого растим.

Петров убрал руку.

— Ну, ладно… — вздохнул он. — Ты елку-то парню сделал?

librebook.me

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о