Народы Севера России. Малые народы Севера и Дальнего Востока
Малочисленными называют народы Севера и Дальнего Востока. В этот термин вложена не только демография этноса, но и его культура — традиции, обычаи, быт и т. д.
В законодательстве уточнили понятие малочисленности. Это народы, имеющие численность менее 50 тыс. человек. Такая манипуляция позволила «выкинуть» из списка северных народов карелов, коми, якутов.
Кто остался
Какие известны сегодня малые народы Севера России? Это юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы.
Коренные народы Севера и их язык
Все они принадлежат к следующим языковым группам:
- саамы, ханты и манси — к финно-угорской;
- ненцы, селькупы, нганасаны, энцы — к самодийской;
- долганы — к тюркской;
- эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи — к тунгусо-маньчжурской;
- чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи;
- эскимосы и алеуты — эскимосско-алеутской.
Также есть изолированные языки. Они не входят ни в одну группу.
Многие языки уже забыты в разговорной речи и используются лишь в обиходе старого поколения. В основном говорят по-русски.
С 90-х годов стараются восстановить уроки родного языка в школах. Дается это трудно, т. к. он мало кому известен, сложно найти учителей. При изучении дети воспринимают родной язык как иностранный, т. к. они редко его слышат.
Народы крайнего Севера России: особенности внешности
Внешность коренных народов Севера и Дальнего Востока монолика в отличие от их языка. По антропологическим свойствам большинство можно отнести к монголоидной расе. Небольшой рост, плотное телосложение, светлая кожа, волосы черные прямые, темные глаза с узким разрезом, небольшой нос – эти признаки и указывают на это. Пример — якуты, фото которых приведем ниже.
При освоении севера Сибири в 20-м столетии русскими, некоторые народы в результате смешанных браков приобрели европеоидное очертание лиц. Глаза стали светлее, их разрез шире, все чаще стали встречаться русые волосы. Для них также приемлем традиционный образ жизни. Они принадлежат к своей коренной нации, но имена, фамилии у них русские. Народы Севера России стараются придерживаться номинально своей нации по ряду причин.
Во-первых, для сохранения льгот, дающих право на бесплатную рыбалку и охоту, а также различных субсидий и пособий от государства.
Во-вторых, для сохранения численности.
Религия
Раньше коренные народы Севера в основном были приверженцами шаманизма. Только в начале 19 в. они обратились в православие. Во времена Советского Союза церквей и священников у них почти не осталось. Лишь малая часть народа сохранила у себя иконы и соблюдает христианские обряды. Основная масса придерживается традиционного шаманизма.
Жизнь народов Севера
Земля Севера и Дальнего Востока малопригодна для сельского хозяйства. Селения в основном расположены у берегов заливов, озер и рек т. к. работают у них только морские и речные торговые пути. Время, по которому можно доставлять товар в поселки через реки, сильно ограничено. Реки быстро замерзают. Многие становятся пленниками природы на долгие месяцы. Также затруднительно попасть к ним в поселки кому-либо с Большой земли. В это время достать уголь, бензин, а также необходимые товары можно только с помощью вертолетов, но это не всем по карману.
Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. Радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках и многое другое.
Малые народы Севера России занимаются преимущественно оленеводством. С этого промысла они получают шкуры, молоко, мясо. Большую часть они продают, но и для себя остается достаточно. Также олени используются как транспорт. Это единственное средство передвижения между селениями, которые не разделены реками.
Кухня
Преобладает сыроедение. Традиционные блюда:
- Каныга (полупереваренное содержимое желудка оленя).
- Оленьи панты (растущие рога).
- Копальхен (ферментированное мясо под прессом).
- Кивиак (тушки птиц, разложенные бактериями, которые хранятся в шкуре тюленя до двух лет).
- Костный мозг оленя и др.
Работа и промысел
У некоторых народов Севера развит китобойный промысел. Но им занимаются лишь чукчи, эскимосы. Очень популярный вид дохода — зверофермы. На них разводят песцов, норок. Их продукцию используют в пошивочных мастерских. Из них делают как национальную, так и европейскую одежду.
В селах есть механики, продавцы, мотористы, санитарки. Но большинство оленеводов, рыболовов, охотников. Семьи, которые этим занимаются круглый год, живут в тайге, на берегах рек и озер. Они изредка заезжают в села, чтобы закупить различные продукты, товары первой необходимости или отправить почту.
Охота — круглогодичный промысел. Народы крайнего Севера России зимой охотятся на лыжах. Они берут с собой маленькие санки для снаряжения, везут их в основном собаки. Чаще охотятся в одиночку, редко — в компании.
Жилье малых народов
В основном это бревенчатые дома. Кочевники передвигаются с чумами. Он похож на высокий шатер конической формы, основа которого укреплена множественными шестами. Покрыт чум оленьими шкурами, сшитыми друг с другом. Перевозят за собой такие жилища на санях с оленями. Ставят чум, как правило, женщины. В них есть лежанки, подстилки, сундуки. В центре чума — печка, у некоторых кочевников можно увидеть костер, но это редкость. Некоторые охотники и оленеводы живут в балках. Это реечные дома, так же обтянутые шкурами. Они похожи по размерам на строительный вагончик. Внутри стол, двухярусная кровать, печь. Такой дом перевозят на санях.
Яранга — более сложный деревянный дом. Внутри две комнатки. Кухня не отапливается. Но спальная комната теплая.
Лишь коренные народы Севера по сей день умеют строить такие жилища. Современная молодежь уже не обучена такому промыслу, так как в основном стремится уехать в города. Мало кто остается жить по законам предков.
Почему исчезают народы Севера
Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. Народы Европейского Севера России сохраняют свою бытность только в своих селениях. Стоит человеку уехать и со временем он переходит в другую культуру. На земли Северных народов приезжает мало переселенцев. А дети, вырастая, практически все уезжают.
Народы Севера России – это в основном местные (автохтонные) этносы от Запада (карелы, вепсы) до Дальнего Востока (якуты, чукчи, алеуты и т. д.). Их численность населения в родных местах не растет, несмотря на высокую рождаемость. Причина — почти все дети вырастают и уезжают из северных широт на Большую землю.
Для того чтобы такие народы сохранились, необходимо помогать их традиционному хозяйству. Пастбища для оленей быстро исчезают по причине добычи газа и нефти. Хозяйства теряют рентабельность. Причина — дорогой корм и невозможности выпаса. Загрязнение вод влияет на рыболовство, которое становится менее активным. Малые народы Севера России исчезают очень стремительно, их общая численность составляет 0.1% от населения страны.
fb.ru
Коренные народы Севера — это… Что такое Коренные народы Севера?
- Коренные народы Севера
Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.
Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере до удэгейцев на юге, от чукчей и алеутов на востоке до ненцев и саамов на западе.
Малые народы Севера являются полноценными гражданами РФ, однако, есть налоговые и иные послабления живущим традиционным способом общинам.
Численность народов в последнее время изменяется незначительно. Однако, количество носителей языков уменьшается из-за ассимиляции.
К малым народам Севера относятся:[1]
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
- Корентин
Смотреть что такое «Коренные народы Севера» в других словарях:
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — Девушки ханты, представители одного из коренных народов Сибири Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы Севера) народы численность … Википедия
Народы Севера — Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере. Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере… … Википедия
Коренные малочисленные народы Севера — в РФ народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. См. также: Национальная… … Финансовый словарь
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы) народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие… … Официальная терминология
Коренные народы — Представительница одного из коренных народов Европы, саамов, Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005 2007 годах … Википедия
Коренные малочисленные народы Севера — народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Федеральный закон от 19.06.96… … Словарь юридических понятий
Малые народы Севера — Ламинарный доспех коренных народов Cибири конструкция за спиной «крыло» (ламинарный щит наруч) Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название … Википедия
Коренные малочисленные народы — Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы,… … Бухгалтерская энциклопедия
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими образованиями. В РФ в настоящее время проживает 30 К.м н.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ — понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В… … Энциклопедический словарь конституционного права
dic.academic.ru
описание, культура и интересные факты :: SYL.ru
Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе.
Коренные малочисленные народы Севера (Сибири)
Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.
Выделение
Определение жителей Севера, Сибири в особую группу берет начало в период прихода советской власти. Тогда удалось насчитать около пятидесяти отдельных групп. Как правило, народы Севера занимались оленеводством, а их кочевой образ жизни значительно отличался от видения новой власти.
Шло время, и эта категория продолжала оставаться на особых правах.
Говоря о жителях Сибири, подразумевали малые народы Севера. Что касается языка, то до сих пор некоторым языковым группам так и не удалось обнаружить близких родственников. Советское правительство принимало отдельные законопроекты по экономическому и социальному развитию народов, но из-за вмешательства властей там активно распространялся алкоголизм и другие социальные проблемы.
К 80-м годам оказалось, что коренные малочисленные народы Севера не забыли свой язык, сохранили свою культуру и стремление приумножать и использовать знания своих предков. Они целиком зависят от своих животных и сумели сохранить древний уклад жизни в гармонии с природой.
История
Самыми первыми жителями сибирских просторов считаются племена самодийцев, которые расселились на севере. Они занимались ловлей рыбы и разведением оленей. На юге от них проживали манси, которые в основном трудились на охоте и вели преимущественно кочевой образ жизни. Именно ценные шкурки животных были их основной валютой, за которую они покупали товары или использовали их в качестве откупного перед родственниками своих жен.
В верховьях реки Обь расселились тюркские племена. Главными их занятиями считаются кочевое скотоводство, добыча руды и кузнечество. Западнее Байкала расселились буряты, которые также добывали железную руду и делали изделия из этого металла.
Обширные земли от Охотского моря до Енисея занимали тунгусские племена. В основном они занимались оленеводством, выловом рыбы и охотой, некоторые занимались ремесленничеством.
К концу XVII столетия наиболее развитыми из всех оказались якутский и бурятский народы, а татары даже смогли организовать государство.
Коренные народы Севера
Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.
Якуты
Наиболее многочисленный народ Сибири, его численность достигает 478 тысяч человек. Якутская Республика Саха имеет достаточно внушительную территорию Дальневосточного Федерального Округа. Сами по себе якуты имеют яркую культуру, самобытные обычаи и даже уникальный эпос, народные сказки, предания.
Буряты
Еще один народ севера Сибири с одноименной республикой и такой же численностью, как в Якутии. В сибирских краях очень популярны блюда бурятской кухни. Достаточно интересная история и традиции делают обитателей данных земель особенными. Кроме того, Республика Бурятия является признанным центром буддийского движения в России.
Тувинцы
Республика Тыва – еще одна значительная республика на территории Сибирского Федерального Округа. Общая численность тувинцев достигает 300 тысяч. Традиции населения связаны с шаманскими обрядами и буддизмом.
Хакасы
Древний народ Сибири, который проживает на западе от Байкала. Им тоже удалось создать собственную республику со столицей в городе Абакане. Отличительными чертами хакасов являются небольшая численность, самобытная культура и обычаи.
Алтайцы
Народы Севера, проживающие в зоне Алтайской горной системы, создали свои компактные места обитания – Алтайский край и Республику Алтай. Несмотря на небольшую численность – 70 тысяч, это достаточно крупная группа. Ярко выраженная алтайская культура и богатый собственный эпос не позволяют затеряться им среди многочисленных народов Сибири. Многовековое обитание в горах и суровые погодные условия наложили свой отпечаток на быт и традиции алтайцев.
Ненцы
Компактное проживание на территории Кольского полуострова и охраняемая государственным законодательством культура сделали их одними из самых известных миру кочевников-оленеводов. Уникальный язык и богатый устный эпос дают возможность ненцам увеличить свою численность в наши дни.
Эвенки
Они проживают не только на просторах Российской Федерации, а и в Китае, Монголии. Эвенки — известные следопыты и опытные охотники, но из-за некомпактного проживания частично ассимилировались. Эвенкская культура и оленеводство очень интересны для западных СМИ и культурологов.
Ханты
Угорская языковая группа малочисленных сибирских народов. Разбросаны по территориях Уральского и Сибирского Федеральных округов. Хотя традиционной религией считается шаманизм, но постепенно все больше хантов относят себя к христианам, что ведет к утрате самобытной культуры.
Чукчи
Сибирские кочевники, народы Крайнего Севера, проживающие на Чукотском полуострове. Основное мировоззрение – анимизм, а монголоидные корни относят народ к аборигенам.
Шорцы
Один из самых древних тюркоязычных народов Сибири с богатой историей и эпосом. Основная часть шорцев переместилась к большим городам, ассимилировалась и утратила свои корни.
Этнография описывает еще много народов, которые в большей степени утратили свою первобытную культуру и до наших дней дошли лишь некоторые ее элементы. Это: манси, нанайцы, коряки, долганы, сибирские татары, сойоты, ительмены, кеты и другие малочисленные народы Севера. Все они в той или иной мере ассимилировались с другими коренными народностями, говорят на разных местных диалектах и занимаются характерными для них промыслами. А разведение оленей стало прибыльным государственным промыслом.
Современные проблемы
В наши дни современные народы Севера, Сибири обращают на себя пристальное внимание властей и общественности в связи с рядом факторов.
Местности, где проживают малые коренные народы, изобилуют полезными ископаемыми. Это и золото, и нефть, и уран, и газ. Получается, что народы Севера живут на стратегически важных территориях. Поэтому на данном этапе происходит столкновение интересов людей, которые желают жить на земле своих предков, и коммерческих организаций, что преследуют потребительские цели. Государственные компании, которые хотят извлечь любую пользу из этих земель, только вредят своей деятельностью местным жителям – загрязняют водоемы, уничтожают леса. Это негативно влияет на экологическую ситуацию и самобытную жизнь народов Севера.
Чтобы защищать местным поселениям свои земли, права, культуру и образ жизни, необходимо входить в список коренных народов Севера. А если не будет территории, то практически невозможно будет обеспечить сохранность и последующее изучение родного языка наследникам группы. На данный момент много народов утратило свои особенные диалекты, для многих родным стал якутский, и почти все знают русский язык. Поэтому вхождение в одну из групп дает возможность полноценно развиваться и передавать знания приходящим поколениям.
www.syl.ru
ханты, манси, ненцы, сибирские татары, хакасы, буряты и многие другие.
Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.
История народонаселения в Сибири.
Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.
Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.
Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.
Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.
Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.
К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.
К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).
Коренные народы Сибири в современном мире.
Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.
В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.
- Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.
- Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
- Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
- Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
- Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации — Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
- Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
- Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
- Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
- Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
- Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
- Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
- Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
- Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
- Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
- Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
- Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
- Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
- Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
- Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
- Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
- Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
- Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.
xn—-9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai
Народы севера
Народы Севера
под этим понятием обычно обобщают коренных обитателей Сибири, Дальнего Востока. Большинство народностей малочисленны, и являются носителями древнейшей культуры. Выделяют следующие этносы — Коми (350 тыс. чел.), Манси (12 тыс. чел.), Ханты (31 тыс. чел.), Ненцы (45 тыс. чел.), Энцы (237 чел.), Долганы (5.5 тыс. чел.), Кеты (1.5 тыс. чел.), Эвенки (77 тыс. чел.), Эвены (22 тыс. чел.), Якуты (480 тыс. чел.), Чукчи (16 тыс. чел.), Чуванцы (1.3 тыс.чел.), Карелы (89 тыс.чел.). Самобытность этих земель, людей, представляющих коренное население данной местности, не может оставить равнодушным никого. Над изучением быта, истории, трудятся сотни ученых, работает Институт народов Севера, основанный в 1925 г, который находится Санкт-Петербурге. Живут эти люди фактически по своим древневековым устоям. Первыми поселенцами на территории Сибири принято считать самодийцев. Эта народность считается самой древней, от них пошли другие народности проживающие на Дальнем Востоке.
Поведенческая модель у этих народностей оттачивалась сотнями лет, что удивительно, все сохранилось практически в первоначальном виде. Причина тому, территориальная отдаленность и социальная замкнутость. Поведенческая модель обусловлена климатом и особенностями природы Севера.
Жизнь на этих территориях проходит размерено и монотонно. С недавних пор, народы Севера находятся под протекцией Федеральной программы защиты. Благодаря этому, стало возможным приостановить ухудшение демографической ситуации в регионе. На данный момент, программа работает, преференциями пользуются десятки тысяч человек ежегодно.
Наиболее многочисленные народы севера
Якуты
— народность Севера, территориально проживающая в Дальневосточном Федеральном Округе, республики Якутия. Старинное название уранхай. Колоссальное культурное наследие, оставленное предками якутов, находится в музеях по всему миру (древний эпос Олонхо и тд.). Якуты еще прекрасные охотники и целители. В древних текстах народных целителей описаны рецепты, которые успешно используются и в современной медицине. Численность якутов на данный момент составляет около 500 тыс. человек. Проживают якуты на территориях: Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Также якуты известны своим струнно-смычковым инструментом — кырыымпой, якутским ножом (батыйа) и древней аборигенной породе собак — Якутской лайке. Которая, кстати, выведена якутами.
Тувинцы
согласно переписи населения, насчитывается около 300 тыс. человек. Старинное название сойоны. Проживают на территории Республики Тува, Красноярском крае, Новосибирской и Тоской областях. Многочисленная группа тувинцев исповедует буддизм. Также в среде тувинцев исповедуется шаманизм. Тувинцы еще проживают в Монголии и КНР. Тувинцы славятся своей породой лошадей (выведенной для скачек). В республике Тува проходят скачки, развиваются конные виды спорта. Тувинцы выступают на международных состязаниях по сумо. Благодаря тому, что хуреш — традиционная вольная борьба среди местных жителей, сродни японскому сумо. Тувинское горловое пение — культурное достояние саянской группу тюркских языков.
Алтайцы
группа делится на южных и северных алтайцев. Алтайцев согласно переписи населения около 70 тыс. чел. Исповедуют буддизм и шаманизм. Происходят от енисейских кыргызов. Культура и мифология основывается на общетюркской. Алтайцы имели свою письменность еще в середине XIX. Алтайцы, исконно занимаются кузнечным делом, охотой на пушных зверей, рыболовством и собирательством. Основным занятием является разведение лошадей. Они великолепные целители, в регионе произрастают различные целебные травы, коренья. Рацион алтайцев довольно типичный — вяленая рыба и конина, твердые сыры.
Ненцы
народ заселяющий побережье Северного Ледовитого океана. Численность составляет около 45 тыс. человек. Исповедуют шаманизм, анимизм, православие. Главный вид деятельности — оленеводство. Ненцы прекрасные рыбаки и охотники. Ремесла характерные для ненцев — кочевничество и деревообработка. Также они искусные ювелиры, в музеях страны находятся много украшений XVI -XVII веков, выполненных ненецкими мастерами. Ненцы — кочевой народ.
Шорцы
— коренной народ Севера, численность около 13 тыс. человек. Родственные народности — алтайцы, чулымцы, хакасы, киргизы, телеуты. Общаются шорцы на русском и шорском. Исповедуют классические для этой территории религии — шаманизм, православие и анимизм. Более половины считают русский язык своим родным. Этно-культура сформировалась в VI—IX веках. Издревле шорцы занимались добычей железной руды. Постепенно шорцы урбанизируются и перебираются в городскую черту. В крови у шорцев остались навыки собирателей и охотников. Они зарабатывают на жизнь ловлей рыбы ценных пород, охотой на пушного зверя (белки, лисицы). Большая часть шорцев проживают в юго-восточной части Западной Сибири
Манси
— один из малочисленных народов крайнего Севера. Однако, численность с каждым годом растет. По состоянию на 2002 год — 12 тыс. человек. Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. В начале прошлого века мансов называли вогулами. Большинство мансов приверженцы христианской религии, остался также шаманизм. Мансы занимаются рыболовством на Оби, Северной Сосьве. Принято считать, что культура мансов образовалась в результате слияния уральской неолитической культуры и угорских племён. Манси делятся на экзогамные фратрии, по сути, — родовые братства. Народное творчество представлено этническим орнаментом.
Коми
— целая группа народов, проживающих в Российской Федерации. Численность 336,3 тыс. человек. Они имеют собственную Республику Коми, где и проживает большинство народа. Коми говорят на своём коми-зырянском языке, большинство является христианами, но есть и придерживающихся традиционных вероисповеданий.
Предки народа коми проживали в бассейнах верхнего и среднего течений реки Камы. Вместе с предками удмуров, комы образовывали пермскую языковую общность, которая существовала ещё во времена первого тысячелетия до н. э. Коми можно разделить на два объединения — коми-пермяки и коми-зыряне.
Несмотря на небольшую численность, Коми удивляют обилием различных традиций и обрядов. Коми отличаются интересной архитектурой — небольшие дома с односкатной крышей, украшенные различной резьбой. Народ Коми занимался охотой, рыбалкой и скотоводством. Современные Коми использовали знания предков и усовершенствовали классические занятия.
Энцы
Малочисленный народ. На 2010 год численность составляла 237 человек. Основное занятие оленеводство. Вероисповедание шаманизм.
Чукчи
коренное население Чукотки. Численность примерно 12 тыс. человек. Чукотский язык( чукотско-камчатская языковая семья). Более 60% владеют русским языком. Основное занятие кочевое оленеводство.
Эвены
сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам. Численность ~ 22 тыс. человек. Говорят на эвенском языке. Более половины владеет русским.
Видео о народах севера
goturist.ru
Дикий, дикий Север. Как живут коренные народы Таймыра
Треть населения Таймыра (около 10 тысяч человек) — коренные и малочисленные народы эвенков, долганов, нганасан, ненцев и энцев.
Многие из них до сих пор продолжают заниматься оленеводством и промыслами на полуострове. Впрочем, несмотря на то, что государство пытается поддерживать культуру и традиционный уклад жизни этих народов, жители Таймыра перенимают новейшие достижения цивилизации. Жизнь аборигенов, балансирующих между сохранением идентичности и полным погружением в современность, — в галерее «Ленты.ру».Ненец на оленьей упряжке
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
В основе жизни всех коренных народов Севера находится олень. Ему поклоняются, используют как источник пропитания, шкуры применяют для возведения чумов и в одежде. У ненцев существуют жесткие гендерные правила взаимодействия с предметами, изготовленными из оленьей кожи. Например, женщине запрещено топтать голову оленя, мужскую одежду, оленью упряжь, переступать через них и обходить очаг.
Ненец на оленьей упряжке
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
В конце 2014 года на Таймыре поголовье домашних оленей превышало 100 тысяч животных. Оно регулярно увеличивается. Государство дотирует содержание оленей, что делает забой домашних оленей невыгодным. Вместо этого местные жители предпочитают охотиться на диких животных.
Девочка и пожилая женщина народа нганасаны
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Охота на дикого оленя была основным промыслом предков нганасан — самого древнего народа Таймыра. Само название полуострова идет из языка нганасан — «тай мирэ». Это переводится как «Страна оленьих следов». Нганасаны — исчезающий народ. По данным переписи 2010 года, их осталось 747 человек. Сейчас язык нганасан пытаются поддерживать с помощью «языковых гнезд» —родную речь изучают в детском саду и школе.
Долганы в гостях у нганасан
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Тяжелая экономическая ситуация в 1990-х годах привела к конфликту нганасан с их ближайшими соседями — долганами. Последних на Таймыре насчитывается около 5000 человек. Долганы произошли от «затундренных» русских крестьян, якутов и эвенков. Традиционным промыслом долган было кочевое оленеводство, но в последние годы большая часть представителей этого народа осела в городах, в основном, в Дудинке.
Ненец на снегоходе
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Сейчас представители коренных малочисленных народов Севера пользуются многочисленными льготами и привилегиями. Например, им положены квоты на вылов рыбы и охоту, специальная пенсия, облегченный допуск в вузы. Отдельные регионы дополнительно поддерживают малые народности дотациями из бюджета, помощью с летним отдыхом и целевыми субсидиями. В Госдуме находится проект закона, который создаст реестр представителей коренных малочисленных народов, который упорядочит предоставление господдержки малым народам.
Встреча с кочевниками
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Помимо государства помощь исконным обитателям Таймыра оказывает бизнес. «Норильский никель» на день оленевода и день рыбака вручает местным жителям подарки и призы за участие в местных конкурсах и соревнованиях. Кроме того, в экстренных ситуациях «Норникель» выручает аборигенов продуктовыми наборами и «техническими» забросками. Компания уделяет большое внимание развитию местных промыслов, чтобы жители меньше зависели от ее поддержки
Танец «хэйро» на празднике «Большой Аргиш» в Норильске
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
С 2010 года коренные народы Таймыра участвуют в этническом фестивале в Норильске «Большой Аргиш», который поддерживает «Норильский никель». Фестиваль проходит в ноябре. Под Аргишем на Севере понимают путешествие в оленьем обозе. Праздник по традиции завершается танцем дружбы «хэйро». На языке долган «хэйро» означает не солнце, как многие думают, а возглас радости. Им и приветствуют солнце.
Ненец
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Чтобы сохранить традиционный уклад и не разлучать детей и родителей, на Таймыре стали использовать кочевые школы. В конце 2014 года их было три, но власти края рассчитывают запустить полноценные школы-девятилетки, в которых будет применяться дистанционное образование. Помощь одной из школ оказал «Норникель», закупив пол с подогревом.
Девушка народа долганы
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Исконные обитатели Таймыра долгое время сохраняли древние обычаи и практики. Например, у долган был развит матриархат. Женщина считалась хранительницей домашнего очага. Кроме того, на нее часто падала обязанность воспитания и поддержки детей, если погибал отец. Долганы полагали, что женщина должна во главу ставить мужа, но муж должен всегда прислушиваться к словам жены.
Энец
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
По результатам переписи 2010 года, на Таймыре проживало 227 энцев. Местные ученые спорят с такой оценкой — в советский период энцев путали с ненцами. При этом два народа сильно отличаются. Например, ненцы стоят стойбищами по пять чумов, а энцы — всегда по одному и только в редких случаях — по два-три. Энцы занимались промыслами — охотой и рыбалкой, а оленей использовали только как транспорт, в то время как ненцы исторически были оленеводами. Энецкий язык на полуострове почти исчез — на нем говорят несколько человек.
Девушка эвенк
Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
В отличие от энцев эвенки — один из самых многочисленных северных народов. В мире их более 50 тысяч человек. Однако на Таймыре лишь около 300. Все они живут на берегу Хантайского озера. Эвенки были охотниками-оленеводами. Они использовали оленя как верховое животное. В древние времена незамужние девушки эвенки заплетали много косичек, а замужние оставляли две. Традиционная одежда — парки — у девушек были украшены бисером и лисьим мехом.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
historicaldis.ru
О жизни народов севера интересные факты
О жизни народов севера интересные факты
10 интересных фактов об эскимосах
Эскимосы – это удивительный народ, чья культура полностью приспособлена к условиям Крайнего Севера. Но что мы знаем о них ещё? Пожалуй, только то, что всю свою жизнь они ведут беспрерывную борьбу с суровой стихией. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с удивительными фактами из жизни коренного народа, населяющего территории от восточного края Чукотки до Гренландии.
Мы уже привыкли к тому, что термин «эскимос» используется в нейтральном контексте. Однако в английском языке употребляется другое название народа – «инуиты». Причина этого заключается в том, что сами эскимосы воспринимают название своего народа как оскорбительный — в переводе он якобы означает «тот, кто ест сырое мясо».
Эскимосский поцелуй – это даже и не поцелуй, а просто взаимное прикосновение и небольшое трение носами. Предполагается, что на морозе эскимосы не целуются в губы потому, что могут примёрзнуть друг к другу. Но на самом деле у них не прикрыты одеждой только глаза и нос, поэтому с их помощью они и приветствуют друг друга.
Эскимосы питаются преимущественно продуктами, полученными в результате охоты и собирательства. Основу рациона составляет мясо моржей, белух, нерп, оленей, белых медведей, овцебыков, птиц, а также их яйца. Так как заниматься земледелием в арктическом климате невозможно, эскимосы собирают клубни, стебли, корни, водоросли, ягоды, которые можно найти в очень не больших количествах. Вегетарианцам в таких условиях пришлось бы очень тяжело. Инуиты считают, что диета, состоящая, в большинстве своём, из мяса, полезна и помогает сохранять тепло.
Традиционное снежное жилище эскимосов называется «иглу». Построенная из снежных «кирпичей» в форме полусферы иглу является лучшим вариантом для ночёвок в горах: по комфорту и надёжности с ней не сравнится никакая палатка. И, несмотря на то, что такое жилище сделано из снега, внутри царит приятное тепло. Иглу обычно имеет высоту около 2 м и диаметр 3-4 м.
Пожалуй, в любой культуре существуют свои специфические монстры и чудовища, о которых ходят легенды. Эскимосы боятся калупилука (Qalupalik или Kallupilluk) – призрака, который только и ждёт, чтобы утащить неосторожных людей на дно ледяного моря. При этом подобные страхи не лишены здравого смысла – провалиться в ледяную воду на севере равносильно смерти.
В 1912 году канадский этнограф и полярный исследователь Стефанссон Вильямур открыл «эскимосов-блондинов» на острове Виктория. Это стало одной из самых больших загадок в археологии Севера. Предположительно раньше на острове жило племя скандинавов, которое было вытеснено эскимосами.
В эскимосском языке есть свыше 75 слов для обозначения снега. В 1911 году антрополог Франц Боас указал, что у эскимосов есть 4 неродственных слова, обозначающих это белое вещество. Видимо, со временем это число возросло на несколько порядков.
Отсутствие железных доспехов у эскимосов в древние времена объясняется только одним совершенно очевидным параметром: им было не из чего их делать. А необходимость в защите была. Поэтому и делали доспехи из того, что было под рукой – из костей и клыков животных.
Контакт с другими культурами открыл эскимосам доступ к огнестрельному и другим видам современного оружия, однако традиционные оружия инуитов были, в основном, сделаны из дерева и камня. Главным оружием эскимосов для морской охоты был гарпун с поворотным наконечником.
Инуиты, по сути, живут аналогично полукочевым племенам, например, австралийским аборигенам. Бедные и заброшенные, многие из них страдают алкоголизмом. Суровые климатические условия способствуют развитию многочисленных заболеваний, поэтому тот факт, что эскимосы всё равно выживают и продолжают своё существование, не может не удивлять.
Интересный факт о ненцах.
Похоже, популярное явление «феминизм» абсолютно не знакомо ненецким семьям. Здесь наблюдается четкое разделение труда на женские и мужские обязанности – мужское дело – забота о стаде оленей, на женских плечах – о домашнем очаге – чуме.
Ненецкий мужчина соприкасается с кухней лишь когда ест, но сам он не только не готовит, но даже и не нальет себе чаю – это должна делать женщина – жена, мать или дочь. Кроме того, именно жена ставит юрту и определяет место очага, на котором готовится пища. Коренному ненцу не знакомы заботы не только о приготовлении пищи, его не волнуют и вопросы изготовления кухни, поскольку этим — как и вообще всем в юрте, — заведует женщина. Достаточно тяжелый груз на хрупких женских плечах.
Коренные народы Севера
Версия для печати
Коренные малочисленные народы проживают в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы. Каждая этническая группа насчитывает менее 50 тысяч человек и является самостоятельной этнической общностью.
В Российской Федерации проживает 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, общая численность которых составляет около 244 тысяч человек. К ним относятся алеуты, долганы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и другие. Также на Севере проживают коренные народности, не относящиеся к малочисленным — это коми и якуты, численность которых превышает 400 тысяч человек.
Коренные народы Севера населяют территории вдоль побережья Северного и Тихого океанов, от северо-западных границ России (кольские саамы) до северо-восточных границ (чукчи, коряки). Они выделяются в особую группу, так как их культура в наименьшей степени способна адаптироваться к требованиям современной цивилизации. Именно коренные народы испытывают наиболее сильный шок от ее воздействия. Живя в сверхэкстремальных условиях, малочисленные народы создали специфические культуры и системы адаптации к этим условиям, которые не могут быть приспособлены к требованиям эффективного рыночного хозяйствования. Поэтому политика в отношении малочисленных народов Севера сталкивается с непростой дилеммой: или сохранять образ жизни малых народов в традиционном для них виде, или стимулировать включение малых этносов в систему доминирующей культуры.
Фото: стойбище оленеводов в тундре
Почти 50% населения из числа коренных малочисленных народов Севера имеют начальное и неполное среднее образование, 17% из них полностью неграмотны. Средняя продолжительность жизни – 49 лет. Северные народы ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура и особое мировоззрение. Основными видами их традиционной хозяйственной деятельности являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и традиционные промыслы.
В Канаде к коренным народам относятся индейцы, инуиты и метисы. Всего здесь живет более 600 индейских племен. В американском штате Аляска проживает около 88 тысяч коренных жителей – индейцы (атабаски, хайда, тлинкиты, симшиане), эскимосы и алеуты, что составляет около 16% всего населения Аляски. В Швеции численность представителей коренного населения Севера – саамов составляет 17 тысяч человек (0,2 % от численности всего населения этой страны).
В нашей стране на развитие традиционного хозяйствования коренных народов Севера в XX и XXI веках существенное влияние оказали такие крупные события как коллективизация, проводимая в 30-е годы прошлого столетия, промышленное освоение месторождений, начавшееся во второй половине прошлого века и продолжающееся до сих пор, а также переход к рыночным отношениям в 90-е годы. В 1931 – 1932 годы были созданы национальные округа. В 1980 году они стали называться автономными округами.
Фото: девушка-инуит с собакой
В те же 80-е годы в связи с промышленным освоением Севера началось бесконтрольное загрязнение природной среды. В результате, экологические проблемы приобрели для народов Севера особую остроту, так как природная среда для них является основой жизни, смыслом существования. Негативные процессы привели к кризису малочисленных народов Севера. Недостаточное внимание к проблемам коренных народов со стороны государства привело к существенной деформации социально-экономического развития, культуры, исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, создало угрозу их полного исчезновения как самостоятельных этносов. И сегодня положение аборигенных народов по-прежнему недостаточно благополучное, некоторые из них находятся на грани исчезновения.
Индустриальное освоение месторождений природных ресурсов, которыми богат Север, все больше теснит аборигенное население. Промышленная экспансия влияет на хозяйственную деятельность и структуру занятости аборигенов. Будущее коренных малочисленных народов Севера во многом зависит от того, будут ли созданы условия для сохранения и развития традиционных видов хозяйствования.
Поэтому защита их прав на социально-экономическое и культурное развитие, содействие реализации их экономических, социальных и этнокультурных интересов в последние годы выдвинулись в Российской Федерации в число важнейших направлений государственной политики.
В 1990 году была создана «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (АКМНСС И ДВ РФ). Основной задачей этой общественной организации является защита прав человека и отстаивание интересов малочисленных народов Севера. В частности, обеспечение их прав по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Также Ассоциация оказывает помощь в решении социальных и экономических проблем, в вопросах охраны окружающей среды, культурного развития и образования, является полномочным представителем этих народов на международном и федеральном уровнях.
Наказывающие богов. Интересные факты из жизни ненцев
18.04.2013 в 06:27
0 3
Ненцы — самый многочисленный народ Севера России. По данным переписи населения 2002 года, в стране живет 41302 ненца. Это они заселяют тундру, лесотундру и тайгу. Они разводят оленей и с опаской и уважением относятся к «белому человеку»… Однако это не все, чем прославились ненцы. Есть в их культуре менее известные и леденящие кровь обычаи…
Племя людоедов
Само название «ненец» буквально означает «настоящий человек». Оно было введено в обиход при советской власти, в 1930 году. А до этого русские называли ненцев «самоедами». С церковно-славянского языка это слово переводится как «людоеды». Такое название появилось благодаря жестоким обычаям, существовавшим у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в своих культах. Антрополог Юрий Кушелевский писал: «в преданиях самоедов… еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству… приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».
По другой версии, в старинных ведомостях ненцы назывались иногда сыроядцами, потому что издавна ели сырое мясо (строганина), из чего русские сделали ошибочный вывод, будто они едят себе подобных.
Попытка крещения язычников
Ненцы, как языческий народ, издавна верят в духов. По их представлению, Землю и все живое на ней создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Ему противостоит доброе божество: Я-Небя — «мать земля», она особенно покровительствует женщинам. Ненцы приносят своим богам жертвы, но если те не исполняют их просьбы, они наказывают духов, оставляя их без пищи.
В начале 19 века архангелогородский архимандрит Вениамин попытался крестить ненцев. Северная народность такому историческому повороту особо не сопротивлялась. И после крещения к ненецким божествам прибавился… Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Христиане с этим уже ничего поделать не могли.
В какой-то момент олень стал национальным ненецким тотемом. Он давал ненцам все необходимое — мясо и сало для пропитания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Поэтому олени, как считалось, приносят счастье и покровительствует семье.
В каждом хозяйстве есть священные олени белой масти, на боках которых выстригают знак солнца или изображения духов, а уши и рога украшают красными лентами. Таких оленей не впрягают в нарты и никогда не убивают.
Ненцы ценят и берегут всех своих кормильцев, к какому бы виду и роду они не принадлежали.
Один день из жизни кочевых народов Крайнего Севера
27 сентября 2010, Фото •
Каслание (перекочевывание) – это образ жизни оленеводов Крайнего Севера. Ежегодно длинные аргиши (обозы) из оленьих упряжек проходят сотни километров. Двигаясь из п. Яр-Сале, ненцы в первые месяцы зимы начинают перемещаться от пастбища к пастбищу, перегоняя многотысячные стада оленей на юг, пересекают замерзшую Обскую губу и в середине зимы подходят к г. Надым. В марте они отправляются в обратный путь. Так происходит из года в год, из века в век… Несмотря на жестокие морозы, метель и пургу эти люди постоянно в пути. Суровыми условиями жизни продиктован быт ненцев, конструкция жилища, средств передвижения, одежда и многое другое.
aplik.ru