Александр Вампилов — Биография (КРАТКО) / LibAid.Ru — cайт-энциклопедия литературных произведений


Родился 19 августа 1937 года в старинном сибирском селе Кутулик (Иркутская область, РСФСР, СССР) в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме.

Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 году в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961 году). После окончания университета работал в иркутской газете «Советская молодёжь» (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.

В 1963-1965 годах Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссёрами (А.Т. Твардовским и В.С. Розовым и др., О.Н. Ефремовым и Г.А. Товстоноговым и др.).

После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединённые под общим названием «Провинциальные анекдоты»).

Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор.

17 августа 1972 года Александр Вампилов трагически погиб, утонув в озере Байкал (перевернулась моторная лодка).

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище.

libaid.ru

Краткая биография Вампилов

ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937−1972), русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения — одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.

Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем — притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты. В 1964—1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть. Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы — Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия — преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ — юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.

Вампилов Александр Валентинович — русский драматург, публицист. Родился 19 августа 1937 в поселке Кутулик Иркутской области. Родители Вампилова работали учителями. Отец был расстрелян НКВД 9 марта 1938, когда сын был еще совсем маленький. Мать осталась одна с четырьмя детьми, но продолжала работать в школе для того, чтобы прокормить семью. Она оказала огромное влияние на развитие Вампилова А.В. как личности.

В 1955 он оканчивает школу и поступает в Иркутский университет на историко-филологический факультет. Во время учебы Вампилов занимается литературной деятельностью. Свои очерки и рассказы он публиковал в университетской и областной газетах. Произведения он подписывал, как А. Санин. Один из первых его рассказов — «Персидская сирень».

После окончания университета в 1960 он остался работать в областной газете «Советская молодежь». В эту газету Вампилов устроился литератором, когда учился на 5 курсе. Он продолжает писать. Большинство его произведений основаны на смешных историях, анекдотах. Но это не лишало их глубокого смысла.

В 1964 Вампилов покидает редакцию газеты «Советская молодежь». В этот период он пишет свои знаменитые пьесы: «Прощание в июне», «История с метранпажем», «Утиная охота». Благодаря пьесе «Прощание в июле» о Вампилове узнали как о драматурге.

Его пьесы печатали в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь». Постановки проходи во многих советских театрах. Только после смерти Вампилова его пьесы начали ставить в московских театрах имени Ермоловой, имени Станиславского и Большом драматическом театре в Ленинграде.

Вампилов за творческую деятельность написал около 70 очерков, сценок, рассказов.
Жизнь Александра Валентиновича прервалась внезапно. 17 августа 1972 он отдыхал в поселке Листвянка. Поселок расположен на берегу озера Байкал. В тот день он плавал на моторной лодке, по неизвестным причинам лодка перевернулось, и Вампилов утонул. На его рабочем столе обнаружили незаконченное произведение «Несравненный Наконечников». В этом поселке, на берегу, где произошла трагедия, установили памятный знак.

Самого автора похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище.

www.allsoch.ru

Краткая биография Александра Вампилова самое главное

Известный советский писатель родился (19.08.1937-17.08.1972)  в «педагогической»  семье,  где отец был директором простой школы, а мать — учительницей и дочерью  православного священника.  Он родился и повзрослел в  Сибирских городах. В 1960 году Александр с успехом окончил Иркутский университет факультет филологии. Он учился и работал всю жизнь журналистом и родном городке- Иркутске. В предпоследний и последний года обучения им были написаны пьесы, а в следующий год серия рассказов с юмором. Они уже начали печататься в журнале «Ангар». С 1964 года он снова занимался в Высших литературных курсах Союза писателей Советского Союза. Его признали и по достоинству оценили В. Розов, А. Арбузов.

А. Вампилов как писатель, одарен талантом драматурга, что и отразилось в его  комедиях. Зачастую он раскрывал и обнажал моральную проблематику общества. Самой распространенной темой была честь и достоинство каждого человека. За его умение мыслить и высказываться, он стал известен только после смерти Сталина.

Александра Вампилова друзья по праву считали душой компании, ведь он часто становился в центре внимания, умело снимал напряжение, шутил и заводил.  С самых школьных лет он был уверен в своем призвании, несмотря на то, что вел активный образ жизни. Участвовал в музыкальных, театральных, драматургических и других кружках, но его  всегда тянуло к творчеству, сочинительству. Он писал не только для людей своей страны, не только для читателя, но и для своих близких, родных и друзей. Он писал трогательные, проникновенные письма, которые в наше время доступны любому заинтересовавшемуся человеку. Еще Александр Вампилов очень любил ходить по грани. Так говорили и его близкие друзья. Он любил все делать самостоятельно, может и это отчасти повлияло на его раннюю гибель. Как-то раз он даже прошелся по узенькой перекладине, что шла через пропасть. Но последним, повлиявшим на жизненный исход, является плавание на Байкальском озере.

Первый рассказ «Персидская сирень», второй «Стечение обстоятельств». Первая пьеса «Двадцать минут с ангелом», однотактная комедия «Дом окнами в поле». В 1964 большая пьеса — «Прощание в июне». Все творчество Александра Вампилова включает в себя 70 рассказов, сценических произведений и очерков.

самое важное по датам

Биография Александра Вампилова о главном

Советский драматург родился 19 августа 1937 года в городе Черемхово. Отцом ему приходился Валентин Никитич Вампилов – педагог, матерью Анастасия Прокопьевна Вампилова – так же педагог. Отец Александра попал в самый разгар большого террора и был арестован спустя год после рождения сына, 17 января. В том же году ему выносится расстрельный приговор. Кроме Саши в семье Вампиловых было еще 3 ребенка. После смерти мужа, на Анастасию Вампилову ложится тяжелая ноша, она остается одна с 4 детьми. Мать оказывала на Александра огромное влияние, его личность формировалась, по большей части, с оглядкой на маму.

В 17 лет Вампилов пытается поступить в Иркутский государственный университет, однако, у него не выходит. В течение следующего года ему приходится работать  инструктором в местном Доме культуры. Спустя год он предпринимает очередную попытку поступления в ИГУ, на этот раз удачно. 5 лет он учится на филфаке. Во время учебы начинает писать, в 20 лет состоялась первая публикация: в университетской газете опубликован рассказ ”Персидская сирень”. Следующий рассказ публикуется спустя полгода в той же газете, а так же в одном из иркутских альманахов.

На пятом курсе устраивается работать в газету ”Советская молодежь”, работает там на протяжении следующих 5 лет, вплоть до 1964 года. Занимал различные должности, начал как литературный работник, закончил на посту ответственного секретаря.

В 1960 году состоится свадьба Александра и его избранницы Людмилы Добрачевой, с которой он познакомился во время учебы в университете. Спустя год заканчивает работу над первой книгой под названием ”Стечение обстоятельств”. В 1962 пишет свою первую одноактную пьесу.

Разводится с Добрачевой через 3 года после свадьбы, в 1963, и в том же году женится повторно, на Ольге Ивановской. В следующем году завершается работа над первой серьезной пьесой, которая терзала Вампилова несколько лет и претерпела много изменений, однако, сразу выйти на сцену с ней не получается. Подобный исход сильно огорчает драматурга, но, несмотря на это, в 1965 году его рекомендуют в союз писателей. В том же году Александр дописывает комедию в двух действиях ”Старший сын”.

В 1966 году у Александра рождается дочь, вместе с женой они дают ей имя Елена. И вот, в 1966 году на сцене ставится ”Прощание в июне”. Пьесу отлично принимают, и это становится первым театральным успехом Вампилова. Спустя 2 года драматург завершает работу над пьесой “Утиная охота”, затем он создает очередную одноактную пьесу и соединяет ее со своей первой работой в этом жанре, получается объединенная пьеса “Провинциальные анекдоты”. Благодаря успеху первой постановки ”Прощания в июне”, в 1970 году пьес дают уже в 8 театрах.

В 34 года Вампилов выбирается на Байкал и трагически тонет, моторная лодка, в которой он плыл, переворачивается.

самое главное для детей

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Александр Вампилов: краткая биография и творчество / Вампилов А.В.

Александр Валентинович Вампилов драматург (19.8.1937 пос. Кутулик Иркутской обл. — 17.8.1972, утонул в озере Байкал). Отец — обрусевший бурят, директор школы, мать — учительница, дочь православного священника. Вампилов вырос в Сибири, в 1960 году окончил филологический факультет Иркутского университета, затем работал журналистом и вплоть до своей ранней смерти жил в Иркутске.

В 1959 и в 1960 в сборниках были опубликованы две одноактные пьесы Вампилова, в 1961 году (под псевдонимом А. Санин) — небольшой сборник юмористических рассказов, тех, что с 1958 печатались в журнале «Ангара». Его третья одноактная пьеса «Дом окнами в поле» (1964) появилась в журнале «Театр». В это время он учился на Высших литературных курсах Союза писателей СССР и нашел признание у В. Розова и А. Арбузова, в рукописи познакомившихся с его первой большой пьесой «Прощание в июне«, написанной в 1965. Ее публикация в 1966 в журнале «Театр» принесла Александру Вампилову известность в СССР (до 1970 более 100 постановок его пьес), хотя на сценах Москвы и Ленинграда пьесы этого автора появились сравнительно поздно. Кроме трех ранних одноактных пьес, Вампилов написал 5 драматических произведений, из которых особенно большим признанием пользуется пьеса «Утиная охота» (1970). Пьеса Александра Валентиновича «Провинциальные анекдоты» (1971) стала самым большим событием на семинаре молодых драматургов СССР (Дубулты, в Прибалтике). Премьеры двух его последних пьес проходили уже после смерти Вампилова: он утонул, выехав на Байкал на весельной лодке.  

Александр Вампилов обладал необычайным драматургическим талантом, проявившемся в форме комедии, раскрывающей моральные проблемы, особенно — честности по отношению к себе и другим людям. Он был «в первых рядах того поколения русских драматургов, которое стало известным после смерти Сталина» (H. Segel). Пристрастие Вампилова к парадоксальным ситуациям сказывается уже в его пьесе «Дом окнами в поле«, в которой два человека, только расставаясь после трех лет знакомства, понимают, что любят друг друга. В пьесе «Прощание в июне» говорится о том, какие формы приобретает коррупция в университетских кругах. В пьесе «Старший сын» (1968), носившей прежде другие названия: «Нравоучение с гитарой», «Свидание в предместье», «Предместье», ставится проблема лжи и обмана, воздействие которых проявляется благодаря доверчивости обманутых. В пьесе «Утиная охота» речь идет о слабовольном человеке, хорошо умеющем приспосабливаться и неискреннем; лишь на некоторое время чрезвычайный внешний толчок приводит его к осознанию самого себя, а затем он снова входит в прежнюю жизненную колею. Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» (1971) представляет собой любовную историю, которую драматург переплетает с часто встречающейся у него проблематикой компромисса в ситуации, когда пробуждение совести сочетается с отсутствием силы характера. «Провинциальные анекдоты» (также под названием «Два анекдота») — пьеса, состоящая из двух самостоятельных сюжетов, данных в сатирическом ключе и связанных между собой местом действия: гостиница в провинциальном городке. Один сюжет — «История с метранпажем» (1971) — это современный вариант комедии ошибок, напоминающий о гоголевском «Ревизоре»; другой — «Двадцать минут с ангелом» (1970) — гротеск, представляющий неспособность большинства людей к принятию бескорыстной помощи и даже к осознанию, что таковая вообще возможна. 

Пьесам Вампилова свойственны насыщенность и многоплановость, замедленное выявление характеров и психологическая убедительность. Его внимание сосредоточено на слабостях современного человека, которые он изображает большей частью в комически заостренных ситуациях из повседневной жизни, выявляя их моральную значимость.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века — М.: РИК «Культура», 1996

classlit.ru

Вампилов Александр Валентинович

Известный русский писатель, специализирующийся на драматургии, прозе, публицистике. Он родился в учительской семье 19 августа 1937. Место его рождения — поселок Кутулик в Иркутской области. Отца своего не знал, так как он попал под волну репрессий и был расстрелян вскоре после рождения сына.

После окончания средней школы Вампилов поступает на историко-филологический факультет Иркутского университета. С самого начала своей учебы он начинает пробовать силу своего пера, пишет коротенькие юмористические рассказы, очерки и фельетоны, которые публикуют как в университетской, так и областной газетах.

Издает он свои произведения под вымышленным псевдонимом А.Санин.
Этим же псевдонимом он подписывает свою первую книгу юмористических рассказов под названием «Стечение обстоятельств». Издана она была в 1961 году.

В начале 1960-х годов он начинает издавать уже драматургические произведения: шутливая пьеса, содержащая только один акт «Ангел» (более известна как «Двадцать минут с ангелом») -1962 г.; «Воронья роща» — 1963;
«Дом с окнами в поле» — 1964; и другие…

В своих самых первых работах Вампилов нередко использует сюжеты известных анекдотов, где его герои участвуют иногда в смешных, а иногда и в странных происшествиях. Как, правило, пройдя через все эти испытания, герои переоценивают свои взгляды на жизнь. Например, в произведении «Двадцать минут с ангелом» герои подвергаются доскональной проверке на свою способность быть бескорыстными (все действие пьесы происходит в провинциальной гостинице). В результате этой проверки делается вывод, что бескорыстной в нашем мире может быть только смерть.

В 1970 году была написана пьеса «История с метранпажем», которая больше напоминала притчу о страхе. В ее основу была положена история, где гостиничный администратор Калошин встречается с собственной смертью. Позже, пьесы «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем» составят общее представление в 2-х частях — «Провинциальные анекдоты». Несмотря на внешнюю комичность данного произведения, в нем часто проскальзывают и трагические ноты.

В 1964-1965 Вампилов начинает активно писать рассказы. Они были изданы в составе коллективных сборников «Принцы уходят из сказок» и Ветер странствий».

В 1965 он заканчивает Высшие литературные курсы (при Литературном институте им. А.М.Горького в г.Москва). В этом же году он случайно знакомится с известным драматургом Алексеем Арбузовым, что имело огромное влияние на его дальнейшую творческую судьбу.

За время учебы им была написана комедия «Ярмарка» (второе название «Прощание в июне»). Сюжет состоит в том, что главный герой студент Колесов, обладавший большой долей цинизма, вследствие событий, происходящих с ним, приходит к выводу, что не всегда деньги решают все и рвет диплом, который он получил не совсем честным путем. В этой пьесе опять возникает уже используемый Вампиловым в более раннем творчестве образ ангела, который помогает герою преобразиться, понять вечные ценности.

«Прощание в июне» и «Провинциальные анекдоты» составили единый сатирический цикл. В планы Вампилова входило написание пьесы «Белореченские анекдоты», но он просто не успел этого сделать.

По возвращению в Иркутск он продолжает издавать пьесы. Драматургия становится его коньком. Пьесы его издаются в таких известных журналах, как «Театральная жизнь», «Театр», «Современная драматургия», их начинают включать в репертуар лучшие театры страны. В печати даже появляется термин «театр Вампилова».

В 1967 году Вампилов пишет свои знаменитые пьесы «Утиная охота» и «Старший сын».

В комедии «Старший сын» им поднимается тема вечных человеческих ценностей — любви, понимания и прощения между людьми, преемственности поколений. Тема отношений отца и сына пронизана личной болью автора, которому так и не удалось пообщаться с родным человеком.

Сюжет пьесы «Утиная охота» построен на том, что приятели решили разыграть главного героя Зилова и послали ему траурный венок, который еще и сопровождала телеграмма-соболезнование. Вследствие этого, перед глазами героя проходит вся его жизнь, он пытается уверить себя, что все еще жив. Он понимает, что всю жизнь гонялся за бессмысленными удовольствиями, а на самом деле бежал от себя. Единственный интерес для него представляла утиная охота. И, когда интерес к ней был утрачен, он захотел прервать эту никчемную жизнь. Но Вампилов оставляет своего героя жить, хотя трудно назвать жизнью то существование, которое влачит Зилов. Эта пьеса стала одним из самых знаменательных событий в драматургии конца 1960-х.

В 1972 была написана драма «Прошлым летом в Чулимске». В ней писатель создает свой лучший женский образ — юную работницу чайной в провинциальном городке — Валентину. Она на протяжении всей пьесы борется за то, чтобы сохранить палисадник, который постоянно вытаптывают бездушные люди, хочет сохранить в себе «душу живу».

Сколько еще интересных пьес было бы написано этим талантливым человеком! Но, к сожалению, его жизнь трагически оборвалась 17 августа 1972 года он утонул в озере Байкал.

 

biblioman.org

Краткая биография Вампилов — Биографии

Александр Валентинович Вампилов

ВАМПИЛОВ, АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ (1937−1972), русский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей. В 1937 отец Вампилова был расстрелян органами НКВД. По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А. Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.
Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью.

История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты. В 1964-1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А. Арбузова и В. Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога. Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть. Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах “Театр”, “Современная драматургия”, “Театральная жизнь”, входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о “театре Вампилова” и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные “маленькие люди” (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы. В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать “тема-метафора” пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро. Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе “душу живу” с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность. Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.

Вариант 2

Вампилов Александр Валентинович – русский драматург, публицист. Родился 19 августа 1937 в поселке Кутулик Иркутской области. Родители Вампилова работали учителями. Отец был расстрелян НКВД 9 марта 1938, когда сын был еще совсем маленький. Мать осталась одна с четырьмя детьми, но продолжала работать в школе для того, чтобы прокормить семью. Она оказала огромное влияние на развитие Вампилова А. В. как личности.

В 1955 он оканчивает школу и поступает в Иркутский университет на историко-филологический факультет. Во время учебы Вампилов занимается литературной деятельностью. Свои очерки и рассказы он публиковал в университетской и областной газетах. Произведения он подписывал, как А. Санин. Один из первых его рассказов – “Персидская сирень”.

После окончания университета в 1960 он остался работать в областной газете “Советская молодежь”. В эту газету Вампилов устроился литератором, когда учился на 5 курсе. Он продолжает писать. Большинство его произведений основаны на смешных историях, анекдотах. Но это не лишало их глубокого смысла.

В 1964 Вампилов покидает редакцию газеты “Советская молодежь”. В этот период он пишет свои знаменитые пьесы: “Прощание в июне”, “История с метранпажем”, “Утиная охота”. Благодаря пьесе “Прощание в июле” о Вампилове узнали как о драматурге.

Его пьесы печатали в журналах “Театр”, “Современная драматургия”, “Театральная жизнь”. Постановки проходи во многих советских театрах. Только после смерти Вампилова его пьесы начали ставить в московских театрах имени Ермоловой, имени Станиславского и Большом драматическом театре в Ленинграде.

Вампилов за творческую деятельность написал около 70 очерков, сценок, рассказов. Жизнь Александра Валентиновича прервалась внезапно. 17 августа 1972 он отдыхал в поселке Листвянка. Поселок расположен на берегу озера Байкал. В тот день он плавал на моторной лодке, по неизвестным причинам лодка перевернулось, и Вампилов утонул. На его рабочем столе обнаружили незаконченное произведение “Несравненный Наконечников”. В этом поселке, на берегу, где произошла трагедия, установили памятный знак.

Самого автора похоронили в Иркутске на Радищевском кладбище.

rus-lit.com

Вампилов А.В. биография

Вампилов Александр Валентинович (1937 — 1972), драматург.
Родился 19 августа в старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области в семье учителя, яркой и незаурядной личности, трагически рано ушедшего из жизни (был репрессирован), оставившего четверых детей. Детские и юношеские годы прошли в родном доме.
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьезно думать о литературном творчестве. В 1958 в университетской газете под псевдонимом А.Санин был впервые опубликован рассказ «Стечение обстоятельств» (позднее давший название и его первому сборнику рассказов, вышедшему в Иркутске в 1961). После окончания университета работал в иркутской газете «Советская молодежь» (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.
В 1963 — 65 Вампилов учится в Москве на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Сблизился со многими московскими литераторами и режиссерами (А.Твардовским и В.Розовым и др., О.Ефремовым и Г.Товстоноговым и др.). После возвращения в Иркутск в альманахах «Ангара» и «Сибирь» увидели свет все его драматургические произведения («Прощание в июне», 1964; «Старший сын», 1965; «Утиная охота», 1968; «Прошлым летом в Чулимске», 1971; одноактные пьесы «Двадцать минут с ангелом», 1962, и «История с метранпажем», 1971, позже объединенные под общим названием «Провинциальные анекдоты»).
Все пьесы Вампилова были поставлены и не сходят со сцены до сих пор. В 1972 А.Вампилов трагически погиб 17 августа, утонув в Байкале.

Вампилов А.В. биография №2

Вампилов Александр Валентинович (1937–1972), русский советский драматург, прозаик, публицист. Родился 19 агуста 1937 в пос. Кутулик Иркутской обл. в семье учителей.

По окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов Стечение обстоятельств (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки Ангел (др. название Двадцать минут с ангелом, 1962), Воронья роща (1963), Дом окнами в поле (1964) и др.

Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов.

Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть. В 1970 Вампилов написал пьесу История с метранпажем – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смерью. История с метранпажем вместе с пьесой Двадцать минут с ангелом составила трагикомическое представление в 2 частях Провинциальные анекдоты.

В 1964–1965 Вампилов публиковал свои рассказы в коллективных сборниках Ветер странствий и Принцы уходят из сказок. В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию Ярмарка (др. название Прощание в июне, 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом.

В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова. Сохранились свидетельства о том, что он тяжело переживал свою неспособность уверовать в Бога.

Вместе с Провинциальными анекдотами пьеса Прощание в июне составила сатирический цикл. Вампилов предполагал написать еще пьесу Белореченские анекдоты, но осуществлению этого замысла помешала его ранняя смерть.

Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.

В 1967 Вампилов написал пьесы Старший сын и Утиная охота, в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

Герой пьесы Утиная охота Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. Утиная охота стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов

В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

Творчество Вампилова оборвала трагическая случайность.

Вампилов утонул в озере Байкал 17 августа 1972.

Похожие материалы:

tvory.info

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о