Творческий путь П.И.Чайковского

Петр Ильич Чайковский – великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского – это образец непрерывного, настойчивого труда.Композитор-симфонист, автор замечательных опер Чайковский сочетал работу композитора с деятельностью педагога, критика-публициста, дирижера. Основная идея его творчества – протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью.Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как в «Пиковой даме», «Шестой симфонии») Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых гуманистических идеалов.Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, он с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Путь композитора Чайковский начал в середине 60-х гг.. В 70-х гг. он был уже автором многих выдающихся сочинений , в том числе оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», четырех симфоний, программно-симфонических произведений «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». Но наивысшего расцвета достигло его дарование в 80-х и в 90-х гг., когда им были созданы такие шедевры как балет «Спящая красавица», опера «Пиковая дама», Пятая и Шестая симфонии. Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний.

По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог.

Начиная с первых лет творчества, ведущее место в его творчестве заняла тема борьбы человека за свое право на счастье. Такая тема была очень актуальна для русского искусства 60-70 гг. Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов-мелодистов. Широким песенным развитием определяется во многом и форма его сочинений. Музыке его присуща также большая декламационно-речевая выразительность, во многом продолжающая традиции Даргомыжского.

В его сочинениях сказывается влияние городской песни, и особенно городского бытового романса. В музыкальном языке Чайковского ощутимо влияние русской романсной культуры первой половины XIX века – творчества Гурилева, Варламова, Алябьева, Глинки и Даргомыжского. В произведениях Чайковского часто звучат танцевальные ритмы, особенно ритмы вальса, играющие большую роль не только в его ансамблях, но и в симфониях, операх, камерно-инструментальной и вокальной музыке.

Одновременно Чайковский чутко воспринял, подобно Глинке, песенную и танцевальную мелодику других народов: украинского, итальянского, французского. На его творчество оказали значительное воздействие оперная драматургия Моцарта и Бизе, симфонизм Бетховена и композиторов-романтиков, немецкая песенная лирика первой половины 19 в., особенно Шумана. Но, творчески воспринимая разнообразные традиции зарубежной музыки, Чайковский всегда придавал своим сочинениям ярко выраженный русский характер. Чайковский был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке широко раскрыл возможности этого жанра, а также затронул сферу лирико-комической оперы.Чайковский создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией-трагедией, развил жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы. Он явился основоположником русского классического балета, внес яркий вклад в область фортепианного и скрипичного концерта, лирического романса и фортепианной миниатюры. Наряду с Бородиным он заложил основы дальнейшего развития квартетного жанра. Чайковским создано 10 опер (Воевода , Ундина (уничтожена Чайковским), Опричник , Кузнец Вакула, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички (2-я редакция оперы Кузнец Вакула), Чародейка , Пиковая дама, Иоланта), 3 балета (Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик) , 7 симфоний (в том числе программная симфония «Манфред»), 4 симфонические сюиты, ряд программно-симфонических увертюр, фантазий, инструментальных концертов, свыше 100 романсов, большое количество фортепианных произведений. Обращался Чайковский и к сфере кантатно-хорового творчества, писал музыку к театральным спектаклям. И в каждой из этих областей он оставил классические образцы национального музыкального искусства.

П.И.Чайковским созданы

Оперы

Воевода (1868)

Ундина (1869)

Опричник (1872)

Евгений Онегин (1878)

Орлеанская дева (1879)

Мазепа (1883)

Черевички (1885)

Чародейка (1887)

Пиковая дама (1890)

Иоланта (1891)

Балеты

Лебединое озеро (1877)

Спящая красавица (1889)

Щелкунчик (1892)

Симфонии

Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)

Симфония № 2 op.17 (1872)

Симфония № 3 op. 29 (1875)

Симфония № 4 op. 36 (1878)

«Манфред» — симфония (1885)

Симфония № 5 (1888)

Симфония № 6 op. 74 (1893)

Сюиты

Сюита № 1 op. 43 (1879)

Сюита № 2 op. 53 (1883)

Сюита № 3 op. 55 (1884)

Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887)

Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892)

Отдельные оркестровые произведения

См. также: Программные симфонические сочинения П. И. Чайковского

Торжественная увертюра на Датский гимн op. 15 (1866)

«Буря» op. 18 (1873)

Славянский марш (1876)op. 31

«Франческа да Римини» — симфоническая фантазия (1876)op. 32

Итальянское каприччио op. 45 (1880)

Серенада для струнного оркестра op. 48 (1880)

«1812 год» — торжественная увертюра (1880)op. 49

Гамлет, увертюра-фантазия, ор. 67, 1888

МЕНЮ0:00

«Гроза», увертюра к драме op. 76(1864)

«Фатум» — симфоническая фантазия op. 77(1868)

«Воевода» симфоническая баллада op. 78 (1891)

«Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880)

Марш Добровольного флота (1878)

Марш Юрьевского полка (1893)

Концерты

МЕНЮ0:00

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875)

Меланхолическая серенада op. 26 (1875)

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878)

Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877)

Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880)

Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884)

Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887)

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893)

Фортепианные произведения

Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)

Экспромт op. 1, No. 2 (1867)

Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)

Вальс-каприс op. 4 (1868)

Романс op. 5 (1868)

Вальс-скерцо op. 7 (1870)

Каприччио op. 8 (1870)

Три пьесы op. 9 (1870)

Две пьесы op. 10 (1871)

Шесть пьес op. 19 (1873)

Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)

Большая соната соль мажор op. 37a (1878)

Времена года op. 37b (1876)

Детский альбом op. 39 (1878)

Двенадцать пьес op. 40 (1878)

Шесть пьес op. 51 (1882)

Думка op. 59 (1886)

Восемнадцать пьес op. 72 (1893)

Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900)

Камерная музыка

Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)

Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)

Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)

«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)

Фортепианное трио op. 50 (1882)

«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

Хоровая музыка

Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52

Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41

Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1884-85):

Херувимская песнь № 1 F-dur

Херувимская песнь № 2 D-dur

Херувимская песнь № 3 C-dur

Тебе поем

Достойно есть

Отче наш

Блаженни яже избрал

Да исправится

Ныне силы небесные

Ангел вопияше (1887)

studfiles.net

Пётр Ильич Чайковский. Жизнь и творчество

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске, в семье директора Воткинского завода. Впечатлительный ребенок чутко постигал окружающие его природу и быт: с детства на всю жизнь он проникся глубокой привязанностью к родине впитал в себя народные песни.

В семье родителей любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме нередко проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь лет читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время по делам, они писали друг другу подробные письма — отчеты о своей жизни и жизни своих детей.

Цепь несчастий началась, когда 10-летний Чайковский заболел скарлатиной и заразил другого мальчика, Колю Вакара, который умер. А вскоре, едва оправившись от сильнейшего потрясения, Чайковский переживает еще одно страшное горе: от холеры умерла его мать, Александра Андреевна Чайковская. Будущий композитор вновь пережил потрясение, оставившее след на всю жизнь. Фактически с 14-летнего возраста, с момента кончины матери у Петра Ильича возникло чувство большой ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании.
В десятилетнем возрасте Чайковский был оторван от семьи: родители отдали его в привеллигерованное учебное заведение — в Училище правоведения в Петербурге. Он окончил училище в 1862 году.

В 1862 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

 Окончив блестяще Петербургскую консерваторию в 1865 году, Чайковский с 1866 года жил в Москве и преподавал теорию музыки в Московской консерватории.

 Жизнь Чайковского в дальнейшем — это его творчество. Музыка не была для него барским развлечением на досуге. Как только он отдался композиторскому творчеству, оно стало для него делом жизни.

 Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился мировой славы. Регулярно занимаясь дирижированнием, в конце 1887 — начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер. «Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России», — записал он в своем дневнике после одного из концертов в Праге. В 1891 году он совершил триумфальную концертную поездку в США. 
Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Среди его произведений 10 опер — «Воевода», «Ундина» (обе 1869), «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1878), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891), 3 балета — «Лебединое озеро» (1877), «Щелкунчик» и «Спящая красавица» (1889). Наиболее известные из симфонических произведений — Шестая патетическая симфония (1880), увертюра «1812 год», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1893), «Итальянское каприччио» (1880), «Манфред» (1885), фортепьянные и скрипичные концерты. Чайковский — автор 104-х романсов. И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором. В последние годы жизни Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).

 Сочинение «Детского альбома» — первое обращение композитора к детской теме. Позже последует цикл Детских песен ор.54, балет «Щелкунчик». Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.
 Непосредственно созданию «Детского альбома» предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского.

О начале работы над «Детским альбомом» известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье Давыдовых, написал П.И.Юргенсону: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей. Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана.»

 

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где 16 октября 1893 года продирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней умер. Долгие годы причину смерти Чайковского никто не подвергал сомнению. Согласно официальной версии, 21 октября Чайковский заболел холерой. Болезнь протекала очень тяжело, 24-го началась агония, а 25 октября 1893 года наступила смерть.
Похоронен Чайковский в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Надгробие на могиле композитора (ск. П.П. Каменский) установлено в 1897 году — кованая ограда сложного рисунка на высоком цоколе газона, в центре которого гранитная глыба с бронзовым портретом композитора, осененным крыльями ангелов.

 В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. В 1940 году был открыт мемориальный музей Чайковского в Воткинске, его именем названы Московская и Киевская консерватории (1940), концертный зал в Москве. С 1958 года в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. Бессмертная музыка Чайковского продолжает звучать, занимая большое место в духовной жизни людей нашего времени.

infourok.ru

Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского — Биография — Каталог статей

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

1840—1893

Чайковский — великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского — образец непрерывного, настойчивого труда, Плодотворную работу композитора он сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Творчество Чайковского глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников. Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как, например, в «Чародейке», «Пиковой даме», Шестой симфонии), Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых, гуманистических идеалов. Слова Чайковского: «Я — человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий смерть» — могут служить эпиграфом ко всему его творчеству.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске на Урале в семье горного инженера. Его музыкальность проявилась рано. Однако родители определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл с 1850 по 1859 год. Лишь в 1862 году, порвав с чиновничьей карьерой, Чайковский поступил в незадолго до того открывшуюся Петербургскую консерваторию. Окончив ее спустя три года, Чайковский переселился в Москву, где стал профессором консерватории.

Последующее десятилетие прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности. Одна за другой возникали оперы, симфонии, камерные сочинения. Лирически светлая Первая симфония («Зимние грезы», 1866), опера «Кузнец Вакула» (1874, в позднейшей редакции — «Черевички», 1885), насыщенная стихией народной песни и танца Вторая симфония (1872) и Первый фортепианный концерт (1874) характерны для этого периода творчества Чайковского. Вместе с тем программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869) и «Буря» (1873, по Шекспиру), а также «Франческа да Римини» (1876, по Данте) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 году Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

В 1880-х годах круг тем и образов, привлекавших композитора, расширяется, крепнет его интерес к показу жизненных противоречий, столкновений человеческих характеров. Об этом говорит большинство его крупных сочинений зрелого периода: оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Чародейка» (1887), программная симфония «Манфред» (1885, по Байрону), Пятая симфония (1888). С 1887 года Чайковский выступает в крупнейших городах Европы и Америки, пропагандируя русскую музыку. Его творчество повсеместно встречает широчайшее признание. В 1893 году в Англии, в Кембриджском университете, Чайковскому было присвоено почетное звание доктора музыки В последний период жизни (1887—1893) композитор создал свои наиболее трагические произведения — оперу «Пиковая дама»(1890) и Шестую симфонию (1893), а рядом с ними — полные тепла и солнечного света балет «Спящая красавица» (1889) и оперу «Иоланта» (1891).

Чайковский умер 25 октября (6 ноября) 1893 года в Петербурге.

kameshmuzschool.ucoz.ru

Жизнь и творчество Чайковского | Classic-music.ru

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года на Урале в Воткинске. О своем отце композитор говорит:

«Отец — горный инженер — был долгое время на государственной службе, а также на частных предприятиях, в том числе на Камско-Воткинском заводе. В 1858 году он снова перешел на государственную службу и в течение четырех лет состоял профессором Политехнического института».

О первых музыкальных впечатлениях Чайковского приводим несколько строк советского музыковеда Ярустовского:

«Чайковский часто прислушивается к песням, долетающим из недалекого рабочего поселка. Позже, в своих воспоминаниях о детстве, он не зря подчеркивает исключительное для него значение раннего знакомства с народными песнями. — «Я воспитывался в захолустном городке и с раннего детства был насыщен неизъяснимой красотой русской народной музыки со всеми ее характерными особенностями… Я страстно люблю все русское. Я русский, в полном смысле этого слова …»

Мальчик рано начинает учиться музыке. Его успехи в фортепианной игре так быстры, что, когда семья переселяется сначала в Алпатьевское, а потом в Петербург, он уже везде известен как хороший пианист.

В десять лет он был отдан родителями в интернат петербургского Училища правоведения, где воспитанников готовили к государственной службе. В училище Чайковского больше интересуют не обязательные предметы, а занятия музыкой, во время которых он знакомится с творчеством Баха, Моцарта и Бетховена.

В 1859 году он успешно кончает Училище правоведения и поступает на службу в Министерство юстиции. Ему 20 лет. Отец, хорошо зная страсть сына к музыке, безуспешно просит совета у самых известных музыкантов: не лучше ли было бы направить молодого человека на музыкальное поприще? Один из профессоров Чайковского рассказывает в автобиографии о таком разговоре и откровенно признается, что — несмотря на то, что был уверен в гениальности молодого музыканта, — он не посмел посоветовать отцу сделать из сына музыканта, поскольку в то время положение профессиональных музыкантов в России было очень тяжелым. Общество относилось к ним с некоторым презрением и отношения с ними не носили характера равноправия.

Чайковский поступил на государственную службу, но скоро пришел к убеждению, что жизнь чиновника не для него. Он изучает теорию музыки и в 1862 году поступает в недавно открытую Петербургскую консерваторию, во главе которой стоит Антон Рубинштейн.

В 1864 году Чайковский выступает с самостоятельным произведением. Он пишет увертюру к драме Островского «Гроза». С точки зрения истории музыки интересно отметить, что одно из юношеских произведений Чайковского («Танец девушек») исполнил в концерте находившийся тогда в России Иоганн Штраус младший.

К выпускному экзамену Чайковский сочиняет кантату «К радости» (на оду Шиллера), которая получила всеобщее признание. После того как она была исполнена в концерте, Антон Рубинштейн заявляет, что Чайковский уже зрелый композитор и больше не нуждается в консерватории.

По получении диплома Чайковский едет в Москву, где преподает в недавно открытой консерватории, во главе которой стоит брат Антона Рубинштейна, Николай. В этот период он сочиняет свою Первую симфонию и популярную «Песню без слов». Одновременно он привлекает к себе внимание молодежи и прогрессивной публики и как музыкальный критик. Смело выступает Чайковский в защиту шедевра реалистического искусства — оперы Бизе «Кармен», показывает в истинном свете творения Глинки. В эти же годы выливаются из сердца композитора горькие, обвиняющие строки:

«Можно ли забыть хоть на одну минуту, что наше отечественное искусство, которому в Москве не достается ни места, ни времени, занимает такое унизительное положение?!»

Официальные круги ответили на это подлым заговором: при постановке первой оперы Чайковского, «Воевода», дирекция театра сделала все, чтобы провалить ее. Жалкие костюмы, старые, потрепанные декорации, слабое исполнение, — все это привело к тому, что опера не имела успеха.

В шестидесятых годах Чайковский знакомится с членами «Могучей кучки», сближается с Римским-Корсаковым, Балакиревым и Стасовым. Чайковский признает, что, несмотря на разницу в стиле и способе выражения, они преследуют одну и ту же цель: создать и успешна пазяи ать русскую национальную музыку; с помощью музыки пробуждать и воодушевлять народ в его борьбе за свободу и будущее.

1870—1872 годы в жизни Чайковского были богаты творчеством. Он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», струнный квартет ре-мажор, выступает с операми, сочиняет музыку к пьесе Шек пира «Буря», принесшую ему первый громкий успех, завоевав как публику, так и музыкальную критику.

В 1874 году Чайковский пишет музыку к сказке «Снегурочка». И снова — огромный успех. После постановки «Снегурочки», в 1877 году, Чайковский едет за границу, в Швейцарию, Италию и Францию. Но во все время этого путешествия композитора мучит тоска по родине.

Возвратившись домой, он создает одно из лучших своих произведений — Первый концерт для фортепьяно с оркестром, который был впервые исполнен Гансом Бюловым.

Одно за другим рождаются замечательные произведения: III симфония, струнный квартет ми-бемоль минор и сверкающий сказочными красками балет «Лебединое озеро». В связи с этой поэмой в танце надо сказать, что балеты Чайковского являются новым этапом в истории балета. Этот сделавшийся трафаретным, а затем совсем опошленный жанр Чайковский поднял на высоту драмы. В самом деле, его балеты выливаются в драму, искусство движения не является в них самоцелью, а служит выражению драматического содержания, заключенного в музыке. На балетное творчество Чайковского большое влияние оказало русское балетное искусство, имеющее блестящие классические традиции, но надо сказать, что балеты Чайковского, в свою очередь, придали развитию русского балетного искусства новый размах, направив его по пути прогресса, реализма.

1876 год тоже приносит обильную жатву. Создан цикл фортепианных пьес «Времена года», свидетельствующих об удивительном музыкально-живописном таланте Чайковского, о его пламенной любви к родной земле.В этом цикле оживает русский пейзаж, русский народ, весь тот мир, из которого проистекает творчество композитора. «Времена года» ведут слушателя по бесконечной заснеженной равнине, мимо уснувших под снежным покровом деревушек, он слышит потрескивание дров в камельке. Перед ним оживает весенний лес, набухают почки, колышутся на ветру хлеба, его манит тысячами оттенков запахов золотая русская осень.

Из числа произведений, созданных в этот же период, надо отметить «Славянский марш» и в первую очередь два эпохальных произведения: Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин».

В 1876 году Чайковский пишет своему брату Модесту о решении жениться.

Одиноко живущий Чайковский попал в «поле притяжения» сразу двух женщин. Одна из них — Надежда Филаретовна фон Мекк, урожденная Фроловская; другая — Антонина Ивановна Милюкова.

Н. Ф. Мекк была богатой вдовой инженера-предпринимателя, нажившего много денег на постройке железных дорог. Эта энергичная и решительная женщина была горячей поклонницей музыки и сумела у себя в доме создать настоящий музыкальный центр с таким «домашним» композитором, как Чайковский, и таким учителем музыки и исполнителем, как Клод Дебюсси.

Другая — Антонина Ивановна Милюкова. Надежда Мекк уже не первой молодости, ей около сорока лет. Антонине — всего 24 года. Это недоучившаяся музыкантша, экзальтированная и восторженная. Она во что бы то ни стало хочет приблизиться к своему профессору и идеалу, в которого она, конечно, влюблена.

Н. Ф. Мекк не стремится ни к близкой дружбе с Чайковским, ни даже ко встречам с ним. Это миллионерша, которая с тщеславием покровительницы искусства покупает себе бессмертие за предоставляемые Чайковскому блага.

Для характеристики Антонины достаточно привести заключительные строки одного из ее писем:

«Я нетронутая, честная девушка … Первый мой поцелуй будет принадлежать Вам. Я не могу жить без Вас и поэтому скоро покончу с собой. Позвольте же мне еще раз увидеть Вас, поцеловать Вас, чтобы и по ту сторону жизни я вспоминала бы о Вас. До свиданья. Навеки Ваша …»

Антонина не хочет ничего иного, как быть с ним, слиться с ним воедино. Госпожа Мекк разрабатывает целую стратегию, чтобы избежать встреч с Чайковским. Она не хочет встречаться с ним ни на улице, ни в театре, ни в обществе, и менее всего у себя дома, в четырех стенах. Она предлагает композитору дом в своем имении, но оставляет там только свои духи и туалетные принадлежности, сама же бежит от него. За границей она заботится о том, чтобы у Чайковского были роскошные апартаменты, все удобства и мелкие радости, чтобы обстановка способствовала работе… Но сама переселяется в другое место. Быть может, она боится, что личная встреча уничтожит все то, что возникло между двумя людьми, знающими друг друга только по письмам, и единственным мостиком между которыми является музыка, на создание которой, по крайней мере, так думает Надежда Филаретовна, она вдохновляет Чайковского.

Попробуем изложить хронологически этот необыкновенный роман.

Однажды зимой 1876 года Чайковского посетил Николай Рубинштейн. Лишь с большим трудом удалось ему попасть в квартиру, где он нашел композитора в весьма плачевном состоянии: одержимый творческой лихорадкой, он уже сутки ничего не ел, только работал. Холодная, неубранная комната, разбросанная повсюду нотная бумага, — все это глубоко поразило Рубинштейна. Он тотчас же отправляется к богатой московской меценатке Н. Ф. Мекк и просит у нее материальной поддержки для молодого композитора, работающего в весьма неблагоприятных условиях. Рубинштейн опасается, что если жизненные обстоятельства Чайковского не улучшатся, то перо раньше времени выпадет у него из рук и человечество будет лишено великих творений. Из беседы Рубинштейна с госпожой Мекк выясняется, что она не только знает музыку Чайковского, но и принадлежит к числу горячих поклонниц его таланта. Начиная с этого времени Надежда Филаретовна регулярно помогает Чайковскому. Между ними завязывается такая оживленная переписка, что бывают дни, когда оба они по нескольку раз садятся за письменный стол, потому что одного письма недостаточно, чтобы выразить обуревающие их мысли и чувства. Собственно говоря, эта переписка является одним из самых богатых источников биографии Чайковского. В письмах к Н. Ф. Мекк Чайковский раскрывает самые тайные, самые сокровенные моменты своего творчества: как он ведет беспощадную борьбу за совершенство музыкальной формы, каким образом он старается скрыть «швы», которыми сметывает музыкальную ткань, как он отдает себя ливню вдохновения, собирая по возможности каждую каплю его; как из собранного он дистиллирует затем самое лучшее, самое существенное, квинтэссенцию, из которой будет состоять произведение. В этих письмах, богатых и разнообразных по содержанию, композитор даже делает то, к чему всегда питал болезненное отвращение: набрасывает программы своих работ.

Это духовная дружба двух людей, которые ни разу не обменялись живым словом, никогда не бывали вместе. Именно в это время в жизни композитора появляется 24-летняя Антонина, которая не хочет быть ни бесплотной мыслью, ни запечатанной в письмо мечтой. Всеми силами борется она за то, чтобы завладеть Чайковским: «Я умираю от страсти, меня мучит пламенное желание снова видеть Вас, быть подле Вас, беседовать с Вами, хотя и боюсь, что при встрече буду так смущена, что не смогу выговорить ни слова. Это не преходящее тятотение, это уже давно созревшая страсть. Этого чувства я не могу да и не хочу побороть», — пишет она, и чувства ее разгораются все ярче: «Завтра, в четверг, я уезжаю, но в пятницу буду Вас целый день ждать, ждать… Жду, целую и обнимаю крепко, очень крепко … Антонина».

Эта безбрежная страсть побеждает Чайковского. Перед ним на столе одно подле другого лежат письма. Автор одних ищет лишь духовных радостей, предлагает какую-то особую, отвлеченную дружбу, похожую скорее на цитату из восторженного романа, чем на действительность. В других письмах речь идет о жизни, их пишет женщина, которая хочет стать его подругой, отдать ему свою душу и тело. И Чайковский выбирает Антонину. Хотя бы только потому, что в его воображении Антонина и пушкинская Татьяна неразрывно слились воедино.

В марте 1877 года Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая дает ему идею: хорошо бы написать либретто по «Евгению Онегину» Пушкина. Чайковский, пораженный этой мыслью, сначала заявляет, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его ночью и днем. Примитивные, спотыкающиеся строки писем Антонины вплетаются в дивное звучание симфонического оркестра, и уже звучит мелодия признания Татьяны.

… То в высшем суждено совете,
То воля неба: я твоя!
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю: ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Чайковский попадает в волшебный круг мелодий, поэзии Пушкина и трогательной настойчивости Антонины.

Он сообщает отцу о своем намерении жениться, и старик с радостью отдается мечте о том, что сын его не только знаменит, но и счастлив.

Но ни Антонина, ни старик-отец, да, пожалуй, и сам Чайковский еще не знают, что сам Пушкин предрек ему будущее в ответе, который Онегин дает пылающей любовью Татьяне:

… Но я не создан для блаженства,
Ему чужда душа моя.
Напрасны ваши совершенства,
Их вовсе недостоин я.
Поверьте, совесть в том порукой,
Супружество нам будет мукой…

6 июля 1877 года Чайковский и Антонина заключают брак…

А потом происходит что-то загадочное, в чем, спустя три четверти века, трудно разобраться писателю или музыковеду. Кто знает, какие зловещие трещины появились сначала, как они разрослись до пропасти, разделившей этих двух людей… Любитель одиночества протестует против вторжения в его жизнь другого человека; приверженец тишины и противник разговоров по принуждению, поэтическая душа, бунтующая против всего того, что мы называем бытом; закоренелый холостяк, дорожащий своими причудами, привыкший исключительно к мужскому обществу, Чайковский не выносит чуждого ему общества женщин… Выясняется, что он так болезненно чувствителен, что атмосфера, создаваемая присутствием чужого человека, его запах, его дыхание и даже биение его сердца ему невыносимы.

Не проходит и трех недель, как Чайковский пишет братьям Анатолию и Модесту, взывая о помощи. 25 июля, то есть через 19 дней после свадьбы, мы находим его у родственников в Каменке, душевно надломленного, потерявшего самого себя, связь с искусством, друзьями, начатой работой. В Каменке он ищет одиночества, тишины и — выздоровления.

Клавираусцуг «Онегина» Чайковский посылает не той, которую он воплотил в образе Татьяны, не покинутой им после трех недель Антонине, а Надежде Мекк. Чайковский обращает ее внимание на то, что подаренная им рукопись тщательно переписана, легко читается и что в его жизни это, быть может, первое произведение, написанное им в состоянии блаженной легкости, без мучительной борьбы, без упреков самому себе.

Оркестровая партитура «Онегина» тоже была вскоре готова. Но Чайковскому было трудно примириться с тем, что юных героев Пушкина на сцене будут воплощать потерявшие голос, раздобревшие певцы. Если раньше он с нетерпением торопил постановку своих произведений, то теперь ему хочется ее отсрочить. Он устраивает необычное «прослушивание», на котором присутствует лишь сам. Композитор едет в Каменку, а оттуда в Браилов, имение Н. Ф. Мекк. С хозяйкой он и там, конечно, не встречается, лишь условия, в которых он живет, свидетельствуют о ее неусыпных заботах: великолепные музыкальные инструменты, книжная и нотная библиотеки, жизненные удобства, какие только можно пожелать. Здесь, в Браилове, Чайковский проигрывает самому себе всего «Евгения Онегина».

В 1879 году студенты Московской консерватории начали готовить к постановке «Евгения Онегина». Чайковский тайно присутствует на репетициях. С невыразимым волнением слушает он свое произведение. Это экзамен его работы не только как композитора, но и как смелого драматурга, который, правда, использовал текст Пушкина, но с большими урезками, как этого требуют условия оперной сцены. Отзывы о спектакле были разноречивы, но никто не сомневался в том, что это произведение включит русскую оперу в единую цепь европейского развития. Малочисленные возражения против оперы были заглушены восхищением публики. В 1881 году «Евгения Онегина» ставят в московском Большом театре, в 1882 году — в Мариинском театре в Петербурге, еще десять лет спустя начинается триумфальное шествие «Онегина» по всему миру: Гамбург (1892), Ницца (1894), Вена (1897), Берлин (1898), Кельн, Милан (1900), Франкфурт, Будапешт (1902), Амстердам, Лондон, Дрезден. Карлсруэ, Нью-Йорк (1906—1908). Спустя 30 лет после первой постановки в Москве, в 1911 году, «Онегина» ставят в Париже, где он также пожинает огромный успех.

Во время одной из поездок за границу Чайковский сочиняет концерт для скрипки с оркестром (1878). В жизни композитора наступает период больших, решительных побед. Одна за другой из Берлина, Парижа, Лондона, Милана и даже из заокеанских городов приходят вести о том, что публика с восторгом принимает его произведения. Этот период в жизни Чайковского отличается исключительной плодовитостью: «Итальянское каприччо» (1880), увер юра «1812 год» (1881), симфония «Манфред» (1885). В эти же годы рождаются Пятая симфония, балет «Спящая красавица», увертюра «Гамлет», опера «Пиковая дама» и балет «Щелкунчик».

Об удивительном богатстве внутреннего мира Чайковского лучше всего свидетельствует следующий факт: в одно и то же десятилетие рождаются драматическая исповедь композитора — V симфония и воздушный балет «Щелкунчик». Рука гения вскрывает глубокую пропасть, а над ней протягивает радугу. Зрелым мастером симфонической музыки выступает Чайковский и в выдающейся музыкальной драме «Пиковая дама». Порвав со всеми существовавшими до него условностями, он строит свою оперу на трех мотивах. Эти три темы составляют в то же время и сущность смысла «Пиковой дамы».

Первая тема: беспощадная судьба, мотив зловещей старухи-графини.

Вторая тема, возвращающаяся с настойчивостью навязчивой идеи, — страсть Германа к картам. Эта страсть у Чайковского выражена сильнее, чем у Пушкина. Подобно сирокко, она своим иссушающим дыханием сжигает все другие желания, доводит разум до помешательства, уничтожает дружбу, привязанность, любовь.

Третья тема — любовь.

Чайковский развивает эту тройную систему мотивов с большой драматической силой и тонкостью. Темы сплетаются, усиливают или ослабляют звучание друг друга, поднимаются ввысь в любви Германа и Лизы, накаляются в трагической сцене в спальне графини и гибнут вместе с кончающей жизнь самоубийством Лизой и сходящим с ума Германом.

Большое значение придает опере Чайковского изображение в ней различных слоев русского общества. Наряду с тепличной атмосферой аристократического дома мы видим мир плебея, всеми средствами стремящегося проникнуть в «высший свет», перед нами оживают и казарма, и красочный водоворот маскарада.

Первая постановка «Пиковой дамы» состоялась 7 декабря 1890 года. И на этот раз дело не обошлась без нападок на композитора. Но 19 представлений подряд, собиравших переполненный зал, доказали правоту Чайковского. Премьера «Пиковой дамы» в Киеве увенчалась еще большим успехом.После периода чрезвычайно интенсивного творчества, весной 1891 года Чайковский уезжает в концертное турне за границу. Он сам дирижирует своими симфоническими произведениями, которые публика принимает с неописуемым воодушевлением. Концертные залы Америки и Европы оказались тесными, ибо десятки тысяч людей хотели увидеть русского маэстро, услышать его музыку, почувствовать на себе власть подлинного, обращенного к широким народным массам, а не манерничающего, не увлекающегося экзотикой или абстрагированием искусства.

Самые знаменитые дирижеры, самые выдающиеся солисты берутся за исполнение симфонических и камерных произведений Чайковского. На европейских и американских сценах все чаще ставят «Евгения Онегина», «Пиковую даму», «Орлеанскую деву», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Снегурочку», симфонические оркестры все чаще включают в свои программы увертюру «Гамлет», «Думку», «Серенаду для струнного оркестра», «Итальянское каприччо», симфоническую фантазию «Франческа да Римини» и другие большие и малые сочинения Чайковского.

28 октября 1893 года петербургский филармонический оркестр исполнил Шестую (Патетическую) симфонию. На первом концерте публика была не в состоянии осмыслить огромное идейное содержание симфонии и оценить ее монументальную форму. Через три недели симфония была исполнена вновь под управлением одного из видных дирижеров того времени, Направника. Слух об успехе симфонии в течение нескольких дней распространился по всей стране, и вскоре ее стали исполнять с неменьшим успехом в концертных залах всего мира.

Но Чайковский не дожил до концерта, на котором дирижировал Направник. 4 ноября 1893 года великого русского композитора не стало…

Его почитатели и последователи собрали оставшиеся после него реликвии: рукописи, любимые книги, рояль, обширную переписку. Советский народ не удовлетворился этим: был создан музей Чайковского, открытый для всех, кто любит подлинное искусство.

www.classic-music.ru

Творчество Петра Ильича Чайковского

Широко известно признание Чайковского, относящееся к 1885 году, когда он был уже маститым оперным автором, и высказанное им в письме к Надежде Филаретовне фон Мекк: «… есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики. Мой «Манфред» будет сыгран раз-другой и надолго скроется, и никто, кроме горсти знатоков, посещающих симфонические концерты, не узнает его. Тогда как опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа» (27 сентября 1885).

Что имел в виду Петр Ильич? Что оперный театр вмещает гораздо больше слушателей, чем концертный зал? Что раз поставленная опера идет в течение сезона неоднократно? Что опера гораздо доступнее, чем «чистая» инструментальная музыка, ибо связана со словом, с драматическим действием, с художественным оформлением? Что век, в котором он жил был » веком оперы» — достаточно вспомнить мировое владычество итальянской оперы, в том числе и в России? Что и сама русская музыка, начиная с XVIII века и затем в творчестве Глинки и Даргомыжского сложилась и развивалась, как музыка оперная? Наверное, всё это, вместе взятое.родился сын Пётр.

Оперы

  • «Воевода». Ор. 3 (1867-1869). В 3-х действиях, 4-х картинах. Либретто А. Н. Островского и П. И. Чайковского по комедии А. Н. Островского «Сон на Волге».
  • «Ундина» (1869). В 3-х действиях. Либретто В. А. Соллогуба по одноименной поэме де Ламотт-Фуке в переводе В. А. Жуковского. Опера уничтожена автором.
  • «Опричник» (1870-1872). В 4-х действиях, 5-ти картинах. Либретто П. И. Чайковского по одноименной трагедии И. И. Лажечникова.
  • «Кузнец Вакула». Ор. 14 (1874). В 3-х действиях, 8-ми картинах. Либретто Я. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Вторая редакция с новым названием «Черевички» выполнена автором в 1885 году.
  • «Евгений Онегин». Ор. 24 (1877-1878). Лирические сцены в 3-х действиях, 7-ми картинах по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина. Либретто П. И. Чайковского при участии К. С. Шиловского.
  • «Орлеанская дева» (1879). Опера в 4-х действиях, 6-ти картинах. Либретто П. И. Чайковского по одноименной трагедии Ф. Шиллера в переводе В. А. Жуковского. Посвящена Э. Ф. Направнику.
  • «Мазепа» (1881-1883). В 3-х действиях, 6-ти картинах. Либретто В. П. Буренина по поэме А. С. Пушкина «Полтава», переработанное П. И. Чайковским.
  • «Чародейка» (1885-1887). В 4-х действиях. Либретто И. В. Шпажинского по его одноименной трагедии.
  • «Пиковая дама». Ор. 68 (1890). В 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто М. И. Чайковского при участии П. И. Чайковского по одноименной повести А. С. Пушкина.
  • «Иоланта». О р. 69 (1891). В одном действии. Либретто М. И. Чайковского по пьесе Г. Герца «Дочь короля Рене» в обработке В. Зотова.

Балеты

  • «Лебединое озеро». О р. 20 (1875-1876). Балет в 4-х действиях. По сюжету В. П. Бегичева (совместно с В. Ф. Гельцер) по мотивам древнегерманских сказок.
  • «Спящая красавица». Ор. 66 (1888-1889). Балет в 3-х действиях, 4-х картинах с прологом. Либретто И. А. Всеволожского по одноименной сказке Ш. Пьерро.
  • «Щелкунчик». Ор. 71 (1891-1892). Балет-феерия в 2-х действиях, 3-х картинах. Либретто И. А. Всеволожского, разработанное М. И. Петипа, по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Симфонии

  • Первая симфония «Зимние грезы». Ор. 13 (1866). Новая редакция 1874 г. Посвящена Н. Г. Рубинштейну.
  • Вторая симфония. Ор. 17 (1873). Последняя редакция — 1880. Посвящена Московскому отделению Русского Музыкального Общества.
  • Третья симфония. Ор. 29 (1875). В 5-ти частях. Посвящена В. С. Шиловскому.
  • Четвертая симфония. Ор. 36 (1877). Посвящена Н. Ф. фон Мекк. На титульном листе значится: «Посвящается моему лучшему другу».
  • «Манфред». Ор. 58 (1885). По поэме Дж. Байрона. В 4-х картинах. Посвящена М. А. Балакиреву.
  • Пятая симфоний, Ор. 64 (1888). Посвящена Т. Аве-Лаллеману.
  • Шестая симфония. («Патетическая»). Ор. 74 (1893). Посвящена В. Л. Давыдову.

www.udmurt.ru

Краткая биография П. И. Чайковского и также перечень главных произведений

25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, в семье горного инженера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода.

Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле» . Ему казалось, что сочинять он начал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда их никто другой не слышал.

Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»

Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: «…я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…».

В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год — в Петербург.

Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих.

Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также много импровизировал.

Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:

Ты помнишь, как, забившись в музыкальной. Забыв училище и мир,

Мечтали мы о славе идеальной — Искусство было наш кумир…

Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его.

Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.

В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы «Иван Сусанин» Глинки и «Дон-Жуан» Моцарта.

В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.

В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов — Н. Зарембы и А. Рубинштейна, изучает свою любимую с детства флейту у профессора Цезаря Чиарди – знаменитого итальянского флейтиста – виртуоза, который не только преподавал в консерватории, но и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге

Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством.

По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке.

В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории.

Свою первую симфонию написанную в 1866 году, Чайковский назовёт «Зимние грёзы» — это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине в России, профессиональное образование. Содержание произведения — это раздумья и лирические чувства человека, а также образы природы. Симфония состоит из четырех частей.

Первая часть получила подзаголовок «Грезы зимнею дорогой» По форме она представляет собой сонатное аллегро, главная партия (соль минор) основана на двух темах.

otvet.mail.ru

Жизненный и творческий путь П.И.Чайковского — Мегаобучалка

 

Один из ярчайших представителей русского романтизма XIX века Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе — заводе на Урале (ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве .Чайковскому суждено было родиться в замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Отношения между детьми были также очень сердечными. С восторгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-близнецов: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Позже в его письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаем упоминания о братьях-близнецах: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю».

Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие .

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее, его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени. Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А. Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…».



После окончания Училища П.И. Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский. Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера «К Радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н. Островского — увертюра «Гроза». Будучи учеником А. Рубинштейна, П.И.Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории — Московской, которая через много лет была названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу «Воевода». До конца своей жизни П.И. Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера «Воевода» была им уничтожена .

В 1866 году П.И.Чайковский переехал в Москву. Его пригласил преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию Николай Григорьевич Рубинштейн. В течение очень короткого времени он стал одним из самых значительных современных музыкантов России, его известность становилась все более широкой. Постепенно его музыку узнали и в Европе. Именно в это время появилась Первая симфония П.И.Чайковского, названная им «Зимние грёзы», в которой запечатлены не только бескрайние заснеженные просторы России, знакомые композитору с детства. В Москве Чайковский вошел в круг московской интеллигенции. Он тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н. Толстым, что оставило след в его душе на всю жизнь. Толстой был потрясен музыкой 2 части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. С драматургом А.Н. Островским у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения .

Будучи профессором консерватории, Чайковский много времени уделял преподавательской работе. Через его класс прошли несколько сот учащихся. Результатом педагогической деятельности Чайковского в стенах Московской консерватории явилось создание им первых для России учебников, учебных планов. В учебный обиход русских консерваторий Чайковский ввёл сделанные им на русский язык переводы учебных пособий европейских теоретиков.

Приехав в Москву, П.И.Чайковский как композитор начал сочинять практически во всех жанрах. Он писал оперы, симфонии, сочинял квартеты, концертные пьесы для различных инструментов, музыку для фортепиано, романсы и многое другое. Он нередко писал по заказу для различных мероприятий, проходивших в Москве. Одной из отличительных черт творчества Чайковского этого периода было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах (Славянский марш). Украинские напевы использованы в знаменитом Первом концерте для фортепиано с оркестром. В балет «Лебединое озеро» композитор ввел целую сюиту из танцев разных народов.

Вершинными сочинениями московского периода явились Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», первая опера Чайковского на пушкинский сюжет. Композитор вполне сознавал значение этих произведений. В одном из писем он писал: «Я испытываю сегодня большое наслаждение от сознания, что я окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно» . Создание Четвертой симфонии и «Евгения Онегина» совпало для Чайковского со сложным моментом его жизни. Он сделал попытку жениться. Тяжелый душевный кризис, который он пережил в это время, заставил его оставить службу в консерватории и уехать из Москвы. Вся дальнейшая жизнь его проходила в постоянных переездах, путешествиях. Наступили годы странствований и творческих поисков.

Последние полтора десятилетия жизни Чайковского отмечены огромным расцветом его творчества и всемирным признанием его. Чайковский стал первым из русских композиторов, который еще при жизни добился всеобщего признания и мировой славы. Чайковский пробует свои силы в области дирижирования и в конце 1887 — начале 1888 года он совершает первое европейское турне как дирижер.

Композитор пробует себя в новых жанрах. Они пишет оркестровые сюиты, обращается в своем оперном творчестве к исторической тематике («Орлеанская дева», «Мазепа»).1890 год вошел в историю русской музыки как год создания гениальной оперы «Пиковая дама». В последний год своей жизни Чайковский создает свое величайшее трагическое полотно — Шестую симфонию.

Жизнь Чайковского оборвалась неожиданно. Он приехал в Петербург, где дирижировал своей Шестой симфонией, а через несколько дней заболел холерой и скончался. Похоронен Чайковский в Петербурге, в Александро-Невской лавре. В Клину, по инициативе брата композитора Модеста Ильича Чайковского, в 1894 году был основан музей. Этот дом хранит не только память о великом русском композиторе, но и его архив, личные вещи и рояль. Он по-прежнему звучит под пальцами выдающихся музыкантов, наполняя дом звуками его бессмертной музыки.

 

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *