Содержание

Рассказ о Садко краткое содержание

Былинный герой Садко.
Великий Новгород – старейший город России. Всякий хоть раз побывавший здесь вряд ли сможет забыть то впечатление, остающиеся в душе гостя от соприкосновения с истоками русской культуры, литературы. Он вряд ли забудет то чувство, которое ощущаешь, стоя на той земле, откуда пошла Русь. Гуляя по городу, путешественник нет-нет, да и наткнется на картины как будто знакомые с детства: Ярославо дворище, красный кирпич Кремля, деревянные макушки башенок, колокола церквей, огромное озеро Ильмень, в котором отражается бескрайнее небо. Откуда эти картины? Все они известны нам из былины о новгородском купце Садко, которую каждый из нас хотя бы раз, но читал в детстве.
На самом деле Садко был героем не одной, а девяти новгородских былин. Наиболее известный и более подробный вариант записали от Андрея Сорокина. По этому варианту Садко слыл талантливым гусляром, но довольно бедным человеком. Он жил от одного праздника до другого, куда его звали для игры на гуслях гостям и по окончанию праздника платили некую сумму. На пиру он мог и немного подкрепиться. Но настал момент, когда гусляра не приглашали играть девять дней к ряду. Опечаленный Садко взял гусли и пошел на берег озера Ильмень, где и начал играть. В этот момент из воды возник морской царь, сказавший, что утешился музыкой и готов отблагодарить музыканта за это. Но для получения награды нужно было поехать в Новгород и поспорить с несколькими купцами о том, будто в озере есть рыба невиданной красоты с золотыми, сверкающими перьями. Гусляр выполнил задание, выиграл все три спора, начал торговать и разбогател.

Вскоре Садко похвастался, что готов скупить все, какие увидит. И на самом деле два дня он покупал все, что можно, но на третий понял — купить все на свете невозможно. Затем, собрав купленные товары, Садко отправился на 30 кораблях в плавание. Начался шторм, герой понял, что это морской царь требует воздать ему должное за помощь и стал бросать за борт драгоценности, но шторм не прекращался. Тогда Садко решил сам прыгнуть в море, прихватив с собой гусли. Морской царь требовал, чтобы музыкант играл и веселил его. Как только начиналась мелодия, правитель бросался в пляс, море волновалось, суда тонули, люди гибли. Тогда Микола Можайский, заступник всех морских путешественников спустился на дно и объяснил Садко, как разрешить сложившуюся ситуацию. По подсказке Можайского гусляр резко оборвал струны и тем самым перестал играть. В ответ на это действие царь потребовал у гусляра жениться на одной из девятисот дев. Мужчина долго выбирал невесту, в итоге согласился жениться на последней по имени Чернавушка. После свадебного пира, он, не совершая блуда, лег спать, а проснулся уже на берегу речки Чернавки. Он заметил, как по реке Волхов спокойно идут его корабли. В благодарность Садко выстроил в Новгороде церковь Миколы Можайского, а к морю уже никогда не отправлялся.


www.istmira.com

«Садко»: описание, герои, анализ былины

Былина «Садко» — одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

История

По версии историков, первой основой древней  былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

Анализ

Описание произведения

Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

Главные герои

Садко

Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

Подробнее: Садко: характеристика и образ героя

Морской царь

Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя

Структура произведения

Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского,  в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения  — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

Итоговый вывод

Былина «Садко» — уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни. Святость образа родного Новгорода – вот что оказывается выше всего для Садко — патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность – в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова для читательского дневника

Опера начинается с того, что главный герой — гусляр Садко поет. В песне он обвиняет богатых гостей (в разгаре пир) в том, что они не хотят открывать новые страны, а сидят на своем золоте. Его никто не понимает. 

Тогда Садко сетует у озера, там и засыпает в печали. Но его песню слышала царица водная и ее подруги. Они выходят на берег. Водная Волохва жалеет Садко, она дарит ему чудо: как он вдруг закинет сеть в это озеро, так и вытащит трех золотых рыбок. 

К жене Любаве возвращается Садко с мыслями о новой жизни. И вот герой идет в город, где его ждут богачи, которые хотели бы от него избавиться. Лишь бедняки поддерживают смелого мечтателя в борьбе с богачами. Возникает спор, и Садко бьется об заклад, что вытащит из озера сразу трех золотых рыбок, которых там и не водилось никогда. Богачи смеются, ставят на кон свои торговые лавки. И конечно, проигрывают… Но герой не берет их, рыбки превратились в горы золота для него. 

Садко исполнил свою мечту — он путешествует. И вот идет его корабль по морю-океану, но вдруг замирает. Оказывается, что Садко много лет уже колесит по водам, а дань морскому царю ни разу не заплатил. Стали моряки бросать за борт золото и драгоценности, но корабль не двигается. Вот и поняли они, что требует Царь настоящую жертву… Бросили жребий, то есть каждый — перо на воду. Все остались на глади морской, а перо Садко камнем пошло ко дну. Понял Садко, что ждет его сам Царь. 

Не испугался мечтатель, очутился при морском дворе. Сумел успокоить Царя разобиженного, сыграл ему и спел. Да так, что буря поднялась. 

Спас всех моряков Богатырь. Он тут же отобрал власть у Царя и выгнал на сушу его дочь (ту самую Волохву). Садко тоже оказался на берегу. Дочка морского Царя любит его, но не может быть с ним — она превращается в речку. А Садко возвращается к жене. 

Опера показывает множество национального колорита. Но учит она умеренности: исполнил мечту — вернись домой, ездил по морю — заплати дань.

Оцените произведение: Голосов: 268

Читать краткое содержание Римский-Корсаков — Садко. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Римский-Корсаков — Садко

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Паустовский Подарок

    Автор очень сильно грустил из-за уходящего лета. Тогда мальчик сделал ему подарок – березку. Он думал, что автор посадит ее в собственном доме. Березка должна была вырасти, и радовать автор своей зеленой листвой круглый год.

  • Краткое содержание Аристофан Лягушки

    Дионис, бог-покровитель театра в Афинах, как-то начал беспокоиться о судьбе своего детища – давно не было великих драматургов. Он решает спуститься в подземное царство и вывести оттуда Еврипида,

  • Краткое содержание Верный Руслан Владимова

    Пес Руслан, всегда верно несший свою службу, не мог заснуть. На улице что-то завывало и шумело. Продолжалось это до самого утра. На рассвете за Русланом пришел хозяин

  • Краткое содержание Булгаков Зойкина квартира

    В этой пьесе обошлось без чертовщины. Достаточно того, что творят сами персонажи.

  • Краткое содержание Царь рыба Астафьев

    Игнатьич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости

chitatelskij-dnevnik.ru

Сочинение на тему История жизни Садко в былине Садко читать бесплатно

История жизни Садко

Былина «Садко» относится к новгородскому циклу и повествует о жизни молодого гусляра, разбогатевшего при помощи царя морского. Главный герой былины живет в Великом Новгороде и зарабатывает себе на жизнь игрой на гуслях. Садко жил довольно бедно: не имел никаких богатств, ни кола ни двора, ел только хлеб и запивал квасом. Единственным его достоянием были доставшиеся ему по наследству гусли яровчатые и его бесценный талант. Все новгородские купцы и бояре звали его на свои пиршества сыграть на гуслях.

Однажды вышло так, что никто его несколько дней не звал. Садко пригорюнился и отправился к Ильмень-озеру. Там его мелодию услышал царь морской — сам водяной. Он вышел на берег и пожелал отблагодарить гусляра. За это он поведал ему тайну новгородского озера о волшебной золотой рыбе. Он посоветовал Садко рассказать об этом богатым купцам, чтобы его наградили богатствами. Так Садко и поступил. Вначале купцы с боярами ему не поверили и стали об заклад биться. Но, выловив три такие рыбы, они наградили Садко лавками с дорогими товарами. Дальше у гусляра дела пошли в гору, и он быстро стал одним из самых богатых новгородских купцов.

Садко, также как и другие купцы города, выстроил себе палаты белокаменные, обшил золотом и серебром свои комнаты, горницу покрыл дорогим деревом заморским и привел в дом молодую жену. Он стал часто устраивать пиры и торжества, на которых все бояре города пили и веселились. На одном из таких пиршеств он похвастался перед гостями, что может скупить все лавки в городе. Не поверили ему бояре и стали об заклад биться. Садко этот спор проиграл, так как в городе становилось все больше товаров из Москвы, Твери и других городов. Выплатив тридцать тысяч за проигранный спор, он нагрузил товарами тридцать кораблей и отправился по морю в заморские страны. Ему удалось выгодно продать весь товар, но на обратном пути его корабли застряли и не могли двигаться дальше.

Догадался Садко, что морской царь недоволен и требует жертв. Недолго думая, он написал завещание и приказал опустить лодку на воду. С собой он ничего брать не стал, только гусли. В лодке он играл на гуслях и сам не заметил, как уснул, а проснулся уже в морском царстве. По просьбе царя он несколько дней играл на своих гуслях, а тот без устали танцевал. Из-за его плясок море взбунтовалось и потопило много кораблей, но корабли Садко благополучно достигли берегов Новгорода. Для того чтобы прекратить пляски царя воды, Микола Можайский посоветовал гусляру порвать струны. Он также посоветовал выбирать себе в жены Чернавушку, если царь предложит ему жениться и остаться в водном царстве.

Садко послушался Миколу Можайского и смог обратно вернуться домой целым и невредимым. На вырученные деньги он построил церковь в честь этого святого и больше в море не выходил. По преданию прообразом главного героя был богатый новгородский купец-богатырь Сотко Сытинич, упомянутый в летописи от 1167 года. Этот купец также построил церковь в Новгороде в благодарность за спасение на море. В новгородских легендах по сей день Святой Микола (Николай) слывет помощником на водах.

см. также:
Другие сочинения по произведению былины Садко

Краткое содержание былины Садко

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений

www.sdamna5.ru

Опера «Садко»: содержание, видео, интересные факты

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

 

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» — это образец подлинного народного стиля. Она завораживает своим необычным сюжетом и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии. Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне народных тем.

 

 

 Действующие лица

Голос

Описание

Садко тенор новгородский певец и гусляр
Любава Буслаевна меццо-сопрано жена Садко
Фома Назарыч бас старшина Новгорода
Лука Зиновьич тенор воевода Новгорода
Нежата контральто юный киевский гусляр 
Океан-Море бас повелитель моря
Волхова сопрано дочь морского повелителя

 

 

Краткое содержание

По сюжету спектакля, Садко – новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати, и его прогоняют с городского пира. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского, и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо. Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.

На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной. Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное — реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

 

Продолжительность спектакля  
I Акт II Акт III Акт
50 мин. 60 мин. 60 мин.

 Фото:

 

 

 

Интересные факты

  • Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара.
  • Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет.
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси «Песни индийского гостя» 1938 года, сразу стала классикой джаза.
  • Целых 3 столетия (12-15 вв.) через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород заработал преимущество перед другими городами Руси в политическом могуществе и богатстве. Ни одному заморскому купцу не было возможности пройти мимо города рыночных дел. По некоторым источникам считается, что Садко — историческая личность. В новгородской летописи (1167г.) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя «сказочного» героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
  • Квалифицированные историки и фольклористы склоняются к мнению, что история о Садко — вымысел. Одно из доказательств мистификации, по мнению специалистов то, что в писаниях «Джагфар Тарихы» (Фальшивая, историческая летопись. Историки относят этот булгарский свод конца 20 века к современным подделкам) присутствует рассказ о Садыке, который являлся новгородским купцом. По данным текстам Садыка перешел служить тюркам, после заточения в плену.
  • Сценические подробности, многие монологи и диалоги, а также детали по декорациям, которые были упомянуты в нотном тексте, Римский-Корсаков заимствовал полностью из разных былинных и песенных источников, а также не обделил вниманием народные заговоры и причитания. Так, два номера из оперы откровенный народный эпос, Николай Андреевич их только немного сократил, речь идет о былине о Волхве и о песне о Соловье.
  • Московская частная опера С.И. Мамонтова стала первым театром, где была поставлена данная музыкальная драма. Но после удачной постановки в помещении практически сразу произошло воспламенение. Загородный проспект, дом 28 — это адрес, по которому Николай Андреевич провел целых 15 лет. На сегодняшний день его квартира является музеем. Такие великие оперные произведения как «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», были сочинены в этой самой квартире. По настоящий день всё сохранено также, как и при живом Николае Андреевиче.
  • Существуют различные варианты сказаний о Садко богатом госте. В содержание произведения композитор многое взял из этих вариаций, а также соединил их со сказками, находящимися в сборнике Афанасьева.
  • В былине о гусляре, время произошедшего указано 11-12 вв., но Николай Андреевич изменил временные рамки, создав музыкальную драму полусказочной и полуисторической. Римский-Корсаков написал произведение, имея в виду века, когда в Новгороде только стало появляться понимание, что такое христианство, а старо-языческие веры имели еще очень сильное влияние на народ.
  • Народный художник СССР Ф.Ф. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы «Садко» (Большой театр). Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме «Садко». Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени. 

 

Популярные арии и номера

Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» — слушать

Колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил» — слушать

Вступление «Океан-море синее» — слушать

Песня индийского гостя — слушать

 

Музыка

Опера «Садко» эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки, сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме «Руслан и Людмила». Одна из особенностей, что содержит в себе эпическая драматургия — это отсутствие в опере делений на действия. Произведение «Садко» умещается в семи картинах. Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант — это делить на два действия, второй — на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы. У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы «прекращается», и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и «морской» лейтмотив в музыке к произведению.

 

История создания

Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В.В. Стасову. Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество. Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году (осенью). Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник — В.И. Бельский — с этим либреттистом Николай Андреевич работал в будущем еще над несколькими операми.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна. Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер. И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

 

Постановки

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра. Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин!

Именно, благодаря «былинному речитативу», как считал сам Римский-Корсаков, опера «Садко» выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера «Садко» — одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма «Садко» имеет большую популярность.

 

«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин. Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Садко»

 

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Садко»на вашем мероприятии.

soundtimes.ru

Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова за 2 минуты пересказ сюжета

Жил в Новгороде гусляр Садко, пел песни на пирах и праздниках. Но хотелось ему увидеть дальние страны, рассказать о своём богатом крае. Собрались как-то на пир именитые купцы, позвали Садко и ещё несколько музыкантов веселить народ. Не сдержался гусляр во время богатого застолья, упрекнул купцов в том, что не возят они новгородские товары в другие государства и княжества, совсем обленились. Рассердились купцы и прогнали Садко с праздника.

Расстроенный гусляр пришёл к озеру Ильмень, сел на берегу и задумался. Вдруг по водной глади заскользили три белых лебедя. Добравшись до берега, превратились они в красивых девушек. Это были дочери морского царя. Младшая из сестёр, которую звали Волхова, давно любила Садко за его чудесные песни. Гусляр рассказал ей о своей мечте, и девушка обещала ему помочь. Для этого ему необходимо было поймать трёх золотых рыбок.

Утром Садко позвал на берег озера самых богатых купцов и заключил с ними пари: если он поймает золотых рыбок – все товары купеческие будут принадлежать ему, проиграет – ответит своей головой. Сумел гусляр вытянуть в неводе не только трёх золотых рыбок, но и множество мелких, которые на берегу превратились в груду золота. Исполнила своё обещание дочь морского царя.

На добытое золото гусляр снарядил корабль, собрал команду, закупил лучшие товары. От купеческих лавок Садко отказался. Гостили в то время в Новгороде заморские купцы: варяжский, венецианский и индийский, которые по просьбе гусляра рассказали ему о своих странах. Позже, простившись с женой Любавой, отправился Садко в путь. Долгих двенадцать лет он путешествовал по морям и океанам и ни разу не заплатил дань морскому царю, за что потребовал тот его самого. Опустился гусляр на морское дно, встретил его царь с женой и дочерями. Решил морской владыка женить Садко на своей дочери Волхове. Затеяли богатый пир, пригласили множество морских обитателей. Садко на гуслях играл и песни пел. От их веселья разбушевалось море, и начали тонуть корабли. Вдруг появился перед ними старый, но могучий богатырь с огромной палицей. Опустил он морского царя с семьёй и свитой на самое глубокое дно океана. Садко он отправил в Новгород, а Волхову превратил в реку, которая впадала в озеро Ильмень.                   

На берег реки сбежались жители Новгорода, там они увидели Садко и причаливающие к берегу корабли. Долго рассказывал гусляр жене и новгородцам о своих путешествиях и прославлял в песнях родной край. 

Опера учит не завидовать окружающим, быть благодарным за любое доброе дело, любить родину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

Римский-Корсаков — Садко. Картинка к рассказу

Сейчас читают

2minutki.ru

Краткое содержание “Садко” — Краткие содержания


Былина “Садко” считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.

Представленный краткий пересказ былины подойдет для читательского дневника в 7 классе.

Главные герои

Гусляр Садко – был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.

Другие герои

Микола Можайский – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.

Морской царь – Правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.

Краткое содержание

В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого


кроме яровчатых гуслей ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр. Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на “бел-горюч” и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что “в озере вода всколыбалася” и, испугавшись, возвращается в город.

Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь. Правитель решил поблагодарить героя за его “великие утехи” и “нежную игру”, и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится “рыба – золоты перья”. По совету морского царя, Садко должен был заложить в споре свою “буйну голову”, а с купцов попросить “лавки товара красного”. Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.

Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает “чудо-чудное” – в Ильмень-озере водится “рыба – золоты перья”. Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же “связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро”. Три раза они забрасывали в озеро “тоню” и поймали три рыбы с “золотыми перьями”. Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.

Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, “выстроил палаты белокаменны”, в которых “обделал все по-небесному”.

Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:

“Чем мне, Садку, пахвалятися?”
“А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!”

Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.

Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – “худые и добрые”. Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на “торговые улицы” и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – “подоспели товары московские”. Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – “не выкупить товара со всего бела света”. Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.

“На бессчетную золоту казну” построил Садко тридцать черных кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками набитыми красным золотом и чистым серебром.

Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:

“А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые;
А корабли нейдут с места на синем море”.

Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море “бочку чиста серебра”, но ничего не изменилось. Спустили в море еще “бочку-сороковку красна золота”, но корабли продолжали стоять на месте.

Ясно стало Садко, что морской царь требует “живой головы”. Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей “жеребья гоголем по воде плывут”, а у Садко “ключом на дно”.

Понял герой, что именно его “требует” царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о “нищей братии”, и о молодой жене, и о “хороброей дружине”. Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было “принять смерть во синем море”. Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, “полетели, как черные вороны”.

Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.

Взмолился народ к Миколе Можайскому, чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру. Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко “повырывать струночки” и “повыломать шпенечки”, сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.

Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром Морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.

Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы “на крутом кряжу”. Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.

Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко “церковь соборную Миколе Можайскому”.

“Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде”.

Заключение

Былина “Садко” является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.

Рекомендуем не ограничиваться чтением краткого пересказа “Садко”, а ознакомиться с полным вариантом былины.



home-task.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *