Содержание

Лев Толстой — «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание

Лев Николаевич Толстой – один из самых знаменитых русских писателей. Наиболее известными его романами являются «Анна Каренина», «Воскресенье», «Война и мир», а также трилогия «Детство, отрочество, юность». Многие произведения великого писателя экранизировались, поэтому в наше время мы имеем возможность не только читать, но и видеть героев романов воочию. Одной из экранизированных книг является полная интересных событий трилогия «Детство, отрочество, юность». Краткое содержание романа поможет лучше понять проблематику произведения. Возможно, у кого-то повится желание прочитать роман в полном объеме.

Роман «Детство, отрочество, юность»

Лев Николаевич писал свой роман пять лет. Произведение « Детство, отрочество, юность» повествует о жизни мальчика в разных периодах его жизни. Книга описывает переживания, первую влюбленность, обиды, а также чувство несправедливости, которые переживают многие мальчики в периодах взросления. В этой статье мы поговорим о трилогии, которую написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — произведение, которое точно не оставит никого равнодушным.

« Детство, отрочество, юность».Краткое содержание. Книга первая. «Детство»

Роман начинается с описания Николеньки Иртеньева, которому некоторое время назад исполнилось 10 лет. Карл Иванович, учитель, ведет его с братом к родителям. Николенька очень любит своих родителей. Отец объявляет мальчикам, что он забирает их с собой в Москву. Дети расстроены таким решением отца, Николеньке нравится жить в деревне, общаться с Катенькой, своей первой любовью, и ходить на охоту, а еще он очень не хочет расставаться с мамой. Уже полгода Николенька живет у бабушки. На ее день рождения он читает ей стихи.

Вскоре герой понимает, что влюблен в Сонечку, с которой недавно познакомился, и признается в этом Володе. Внезапно его отец получает письмо из деревни о том, что мать Николеньки больна и просит их приехать. Они приезжают и молятся о ее здоровье, но все без толку. Через некоторое время Николенька остался без матери. Это оставило в его душе глубокий след, так как на этом его детство закончилось.

Книга вторая. «Отрочество»

Вторая часть романа « Детство, отрочество, юность» описывает события, которые произошли после того, как Николенька с братом и отцом переезжает в Москву. Он ощущает перемены в себе и в своем отношении к окружающему миру. Николенька способен теперь сопереживать и сочувствовать. Мальчик понимает, как страдает бабушка, потерявшая дочь.

Николенька все глубже уходит в себя, считая, что он некрасив и не достоин счастья. Он завидует своему красавцу-брату. Бабушке Николеньки сообщают, что дети играли с порохом, хотя это была только свинцовая дробь. Она уверена, что Карл состарился и плохо смотрит за детьми, поэтому она меняет им гувернера. Детям тяжело расставаться со своим учителем. Но новый учитель-француз не нравится Николеньке. Мальчик позволяет себе дерзить ему. По непонятной причине Николенька пытается открыть ключом портфель своего отца и при этом ломает ключ. Он думает, что все настроены против него, поэтому ударяет гувернера и ругается с отцом и братом. Его закрывают в чулане и обещают, что высекут розгами. Мальчик чувствует себя очень одиноко и униженно. Когда его выпускают, он просит прощения у отца. У Николеньки начинаются конвульсии, что повергает всех в шок. Проспав двенадцать часов, мальчик чувствует себя лучше и ему приятно, что все беспокоятся за него.

Через некоторое время брат Николеньки, Володя, поступает в университет. Вскоре у них умирает бабушка, вся семья тяжело переживает утрату. Николенька не может понять людей, которые ругаются из-за бабушкиного наследства. Еще он замечает как постарел отец и делает вывод, что с возрастом люди становятся спокойнее и мягче.
Когда остается несколько месяцев до поступления в университет, Николенька начинает усиленно готовиться. Он знакомится с Дмитрием Нехлюдовым, знакомым Володи по университету, и они становятся друзьями.

Книга третья. «Юность»

Роман « Детство, отрочество, юность» в третей части повествует о времени, когда Николенька продолжает готовиться к поступлению в университет на математический факультет. Он ищет свое предназначение в жизни. Вскоре молодой человек поступает в университет, и отец дарит ему экипаж с кучером. Николенька чувствует себя взрослым и пробует закурить трубку. Его начинает тошнить. Он рассказывает об этом случае Нехлюдову, который в свою очередь говорит ему о вреде курения. Но юноше хочется подражать Володе и его другу Дубкову, которые курят, играют в карты и рассказывают о своих любовных похождениях. Николенька идет в ресторан, где пьет шампанское. У него происходит конфликт с Колпиковым. Нехлюдов успокаивает его.

Николай решает поехать в деревню, чтобы навестить могилу своей матери. Он вспоминает детство и думает о будущем. Его отец снова женится, но Николай и Владимир не одобряют его выбор. Вскоре отец начинает плохо ладить со своей женой.

Учеба в университете

Учась в университете, Николай знакомится со многими людьми, смысл жизни которых — только получать удовольствие. Нехлюдов пытается вразумить Николая, но тот поддается мнению большинства. В конечном итоге Николай проваливает экзамены, а утешение Дмитрия расценивает как оскорбление.

Однажды вечером Николай находит свою тетрадь с правилами для себя, в которой писал еще очень давно. Он раскаивается и плачет, а позже начинает писать для себя новую тетрадь с правилами, по которым собирается жить всю жизнь, не изменяя своим принципам.

Заключение

Сегодня мы рассказали о содержании произведения, которое написал Лев Толстой. «Детство, отрочество, юность» — роман с глубоким смыслом. Прочитав его краткое содержание, каждый читатель сможет сделать определенные выводы, несмотря на то, что не читал его в полном объеме. Роман « Детство, отрочество, юность» учит нас не замыкаться в себе со своими переживаниями, а уметь сочувствовать и сопереживать другим людям.

fb.ru

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»: краткое содержание и анализ / Толстой Л.Н.

Граф Лев Николаевич Толстой — это великий русский писатель, прозаик и драматург, критик и публицист. Он появился на свет в имении Ясная Поляна около Тулы, обучался в Казанском университете на восточном и юридическом факультетах, служил в армии младшим офицером, участвовал в обороне Севастополя и был награжден за храбрость, затем вышел в отставку и посвятил свою жизнь литературному творчеству.

Как и многие другие писатели того времени, Л.H. Толстой начал с работы в художественно-документальных жанрах. Но при этом его литературным дебютом стала художественно-автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Тяга к мемуаристике в молодом авторе — явление весьма редкое. В этом сказалось психолого-творческое воздействие произведений авторов натуральной школы, с которыми Толстой знакомился в отроческие и юношеские годы как с наиболее авторитетными образчиками современной литературы. Однако, разумеется, тут значимы и особенности личности Толстого. Например, показательно, что с восемнадцати лет он упорно вел дневник — это свидетельствует об исключительной склонности к самонаблюдению.

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» начинается, разумеется, с «Детства«. У рассказчика Николеньки Иртеньева оно протекает в дворянской усадьбе, и основные вспоминаемые им коллизии связаны с личностями отца, матери, учителя Карла Иваныча, местного юродивого Гриши, ключницы Натальи Саввишны и др.; с классными занятиями, с «чем-то вроде первой любви» к девочке Катеньке, с другом детства Сережей Ивиным, с подробно, в духе «физиологии», описанной охотой, со столь же подробно описанным званым вечером в московском доме родителей, где герой танцует кадриль с Сонечкой, а после мазурки размышляет, что «в первый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этого чувства». Смерть матери как бы подводит черту под беззаботным детством.

Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» продолжается «Отрочеством

». Здесь читатель встречает аналогичный деревенский и городской антураж, здесь сохраняются почти все прежние персонажи, но дети стали уже немного старше, их взгляд на мир, круг их интересов меняется. Рассказчик неоднократно подмечает это в самом себе, констатируя, например, что с приездом в Москву его взгляд на лица и предметы изменился. Властная бабушка заставляет отца убрать от детей Карла Иваныча — по ее словам, «немецкого мужика… глупого мужика». Его заменяют французом-гувернером, и герой навсегда лишается еще одного близкого человека. Перед отъездом Карл Иваныч рассказывает Николеньке интереснейшую историю своей жизни, которая в композиции «Отрочества» напоминает вставную новеллу.

Среди старших приятелей брата Володи появляется любопытная фигура — «студент князь Нехлюдов». Лицо с этой фамилией неоднократно снова будет выступать в произведениях Л.H. Толстого в будущем — «Утро помещика» (1856), «Люцерн» (1857), роман «Воскресение». В «Утре помещика» и «Люцерне» ему приданы некоторые лирические черты, явно свидетельствующие об определенном его автобиографизме.

Нетрудно заметить, что образу Нехлюдова уже в «Отрочестве» из трилогии «Детство. Отрочество. Юность» приданы черты alter ego автора. Сложность в том, что эту роль еще до его появления на страницах трилогии играет Николенька, а потому Нехлюдов выглядит после своего появления и своего рода духовным «двойником» рассказчика и его духовной «второй половинкой». Интересно, что Нехлюдов сделан Толстым более старшим по возрасту, чем Николенька, интеллектуально созревающий под его влиянием.

Дружба с Нехлюдовым выдвигается в центр повествования в третьей части трилогии «Детство. Отрочество. Юность» — «Юности». Герой поступает в университет, едет к исповеди в монастырь, влюбляется в сестру Нехлюдова Вареньку, самостоятельно делает светские визиты и снова встречает Сонечку (во время визитов перед ним вообще заново проходит ряд лиц, описанных в «Детстве»,— тем самым Толстой-автор как бы непринужденно замыкает композиционное «кольцо» трилогии). Отец Иртеньев вторично женится, Николенька снова влюбляется, участвует в студенческом кутеже и заводит новых товарищей в среде студентов-разночинцев. После первого курса герой проваливается на экзамене, его отчисляют из университета, он ищет дома «пистолетов, которыми бы мог застрелиться», домашние же советуют перейти на другой факультет. В финале на Николсньку «нашла минута раскаяния и морального порыва».

Толстовская трилогия «Детство. Отрочество. Юность» была повествованием о духовном созревании молодого современника. Не приходится удивляться, что она была понята и принята читателями-современниками, особенно остро и конкретно воспринимавшими все ее коллизии. Автор блестяще живописал реальный дворянский быт, но при этом художественно раскрыл внутренний мир взрослеющего мужчины — мальчика, подростка и затем юноши. Документальность основы толстовского повествования придавала ему особый колорит, которого невозможно достичь в романс с вымышленными героями и ситуациями. С другой стороны, молодой писатель проявил большое мастерство художественного обобщения, превратив фигуры реальных людей в литературные характеры.

Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003

classlit.ru

Краткое содержание «Детство Отрочество Юность» Толстого

Николаю Иртеньеву уже исполнилось 15 лет. Он обирается поступать в университет, упорно готовится к экзаменам, и одновременно с этим пытается достигнуть душевного совершенства – специально для этого он заводит тетрадь «Правила жизни». На страстной неделе к ним в дом приезжает монах, которому Николай исповедуется. Но чувство очищения и радости длилось недолго – ночью он вдруг вспомнил еще об одном грехе, о котором не упомянул во время исповеди. Из-за этого он не может спать и, как только наступает раннее утро, берет извозчика и едет в монастырь на исповедь. Только после этой исповеди он чувствует себя полностью очищенным.

С блеском сдав экзамены в университет, Николай становится студентом. Это радостное событие становится настоящим поводом для праздника. Николай чувствует себя совсем взрослым, едет на Кузнецкий

мост, и среди прочих мелочей, покупает табак и трубку, а вернувшись домой, пытается закурить. Ему плохо, а тут еще и его друг Дмитрий Нехлюдов, приехавший к нему, говорит о том, насколько глупо он себя ведет.

Вместе с братом Володей, Дубковым и Нехлюдовым Николай едет в ресторан, чтобы отметить свое поступление в университет. Он видит, как раскованно ведет себя его брат и Дубков, и как они отличаются от серьезного и молчаливого Нехлюдова. Но его тянет к тому, что он считает взрослой жизнью, и поэтому Николай старается подражать брату. Он выпивает шампанского и берет папиросу, прикуривая ее от свечи, стоящей на чужом столике, из-за чего возникает ссора с незнакомым ему человеком. Чувствуя себя неловко, Николай обвиняет в том, что случилось, Дубкова. Нехлюдов старается его успокоить.

Следующий день Николая посвящен визитам. Но ему скучно в компании знакомых ему людей, и только в беседе с Нехлюдовым он чувствует себя легко и непринужденно. Спокойствие и уверенность друга очень нравятся ему, а сам он признается Дмитрию, что не может разобраться в своих чувствах и мыслях относительно новой «взрослой» жизни. После дня визитов Николай уезжает в деревню, где чувствует свое единение с природой и радуется новым ощущениям, не переставая размышлять о своей будущей жизни.

Отец Николая женится. Но ни Николай, ни Володя не испытывают никаких теплых чувств к его новой жене, да и сам отец уже вскоре после свадьбы понимает, что не любит ее. Студенческая жизнь приносит Николаю не только новые впечатления, но и разочарования – он видит, что для того чтобы быть светским человеком, надо много притворятся, соблюдая массу условностей, чего не приемлет его душа. Он начинает метаться между рассудительным Нехлюдовым и своими новыми друзьями, для которых важен только один принцип: жизнь должна приносить удовольствие. И этот принцип все больше затягивает его, а результатом этого становится то, что он не может сдать первый же экзамен в университете. Он закрывается в своей комнате и даже сочувствие и утешения Нехлюдова кажутся ему притворными. Находясь в таком состоянии, он вновь берет в руки тетрадь «Правила жизни» и плачет от раскаяния. Он решает вновь делать записи в тетради и жить в соответствии с записанными им правилами.

schoolessay.ru

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ (ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ).

 

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ (ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ).

В 1851 году вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами,-отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряженно работает.

Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал Детство. Повесть четыре раза переделывалась. В июле 1852 года первое свое законченное произведение Толстой послал Некрасову в Современник. Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу. Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важное достоинство его произведения-простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала. Так в России появился новый выдающийся писатель, не ученик, а зрелый мастер,- это было очевидно для всех.

Позднее печатаются Отрочество (1854) и Юность (1857), составившие вместе с первой частью автобиографическую трилогию .

1 Эта степень присваивалась тогда успешно окончившим университет.

Главный герой трилогии духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами. Эту особенность творчества Толстого впервые отметил и объяснил Чернышевский. Самоуглубление, неутомимое наблюдение над самим собой было для писателя школой познания человеческой психики. Дневник Толстого (писатель вел его с 19 лет в течение всей своей жизни) был своеобразной творческой лабораторией.

Изучение человеческого сознания, подготовленное самонаблюдением, позволило Толстому стать глубоким психологом. В созданных им образах обнажается внутренняя жизнь человека — сложный, противоречивый процесс, обычно скрытый от посторонних глаз. Толстой раскрывает, по словам Чернышевского, диалектику человеческой души , т. е. едва уловимые явления… внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием.

Трилогия верно передает духовную историю первых трех периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодежи.

Детство, Отрочество, Юность имеют и более широкое значение: в них отразился процесс умственного и нравственного развития человека.

Повесть Детство начинается событием пустяковым: Карл Иваныч убил муху над головой Николеньки и разбудил его. Но это событие сразу же приоткрывает внутреннюю жизнь десятилетнего человека: ему кажется, что учитель нарочно его обижает, он горько переживает эту несправедливость. Ласковые слова Карла Иваныча заставляют Николеньку раскаяться: он уже не понимает, как за минуту перед тем мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку и кисточку. Николень-ка плачет от досады на самого себя. На участливые расспросы учителя мальчик не может ответить и выдумывает, что видел дурной сон: будто maman умерла и ее несут хоронить. И теперь уже мрачные мысли о выдуманном сне не покидают расстроенного Николеньку…

Но это только утро, а сколько еще событий за день оставляют след в душе ребенка! Он знакомится уже не с мнимой, а с настоящей несправедливостью: отец хочет уволить Карла Иваныча, который двенадцать лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает что-то вроде первой любви к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади…

Перед читателем раскрывается образ не только маленького мальчика, который растет, становится подростком, потом юношей. В трилогии возникает и образ другого Николая Иртеньева-

1 Диалектика души — сложный, противоречивый процесс внутренней жизни человека.

рассказчика. Это он, став взрослым, снова переживает и анализирует свою жизнь, чтобы найти ответы на главные для каждого человека вопросы: каким надо стать? К чему стремиться?

Наиболее пристально и сурово анализирует Николай Иртеньев-рассказчик свое отношение к людям низших слоев, к простому народу. Очевидно, этот вопрос представлялся и Толстому, и его герою самым главным в определении дальнейшего жизненного пути.

Одна из глав Детства посвящена Наталье Савишне. Она вынянчила мать Николеньки, потом стала экономкой. Николенька, как и все его родные, так привык к любви и преданности Натальи Савишны, что не испытывал никакого чувства благодарности и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она, довольна ли? И вот случилось так, что Наталья Савишна осмелилась наказать своего любимца за испачканную скатерть. Николенька разревелся от злости. Как!-говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез.- Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно! Робкие, ласковые извинения Натальи Савишны заставили мальчика снова заплакать — уже не от злости, а от любви и стыда.

Но мальчик еще далеко не понял, как постыдна барская спесь. Это понимает только второй Николай Иртеньев — рассказчик, с сыновней любовью вспоминая Наталью Савишну, с горьким укором рисуя свою истинно барскую неблагодарность. А младшему Николеньке Иртеньеву предстояло получить еще немало жизненных уроков, чтобы понять необоснованность своих притязаний на особое место среди людей.

Самый суровый из этих уроков относится к тому времени, когда Николенька стал уже студентом и, подражая старшему брату Володе и его приятелям, устремил все свои душевные силы на достижение идеала comme il faut

В сознании Николеньки все люди делились на порядочных (с ними можно было находиться в равных отношениях), непорядочных (их Николенька ненавидел) и простой народ (он заслуживал только совершенного презрения). Быть человеком comme il faut для сливок тогдашней дворянской молодежи означало: отлично говорить по-французски, иметь длинные отчищенные ногти, уметь кланяться и танцевать, носить панталоны и сапоги, вполне соответствующие моде, и сохранять на лице равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки.

Но в университете Николай Иртеньев встретил молодых людей, которые, судя по их манерам, были явно не comme il iaut и тем не менее оказались людьми интересными, умными, духовно богатыми. Это были разночинцы. В 50-е годы их влияние на общество становилось все заметнее и значительнее. Николеньку тянет

1 Comme il faut (франц.)-буквально: как надо; синоним слова порядочность, понимаемой как свойство людей высшего, аристократического круга.

не к студенческой аристократии, порядочной и пустой, а в компанию разночинца Зухина.

Попытавшись было похвастаться перед Зухиным и его друзьями своим знанием литературы, Иртеньев убедился, что в литературе, как и в музыке, в физике,- словом, во всем, кроме выговора немецкого и французского языков, они разбирались лучше него и нисколько не гордились этим. Так что же такое была та высота, с которой я смотрел на них? Мое знакомство с князем Иваном Ивановичем? выговор французского языка? дрожки? голландская рубашка? Да уж не вздор ли все это?-начинало мне глухо приходить иногда в голову под влиянием чувства зависти к товариществу и добродушному молодому веселью, которое я видел перед собой.

Рассказ об университетском периоде жизни Николеныш кончается главой Я проваливаюсь. Можно понять, что речь идет не только о провале на экзамене, после чего пришлось покинуть университет: провалилась мораль и философия молодого аристократа, в его жизни назревал перелом.


← СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ.   ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ →

Еще по данной теме::

  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Чтоб жить честно. Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется,…

  • ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК Лев Толстой прожил долгую жизнь, он скончался на восемьдесят третье…

  •   СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ. Когда началась осада Севастополя англо-французскими и турецкими войс…

  • ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского нача…

  •   ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869). Толстого захватывают важнейшие вопросы эпохи: …


russkay-literatura.ru

Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»: описание, герои, анализ произведений

В 1851 году состоялось путешествие Льва Николаевича Толстого на Кавказ. В этот момент там шли ожесточенные бои с горцами, в которых писатель принимал участие, не прерывая плодотворной творческой работы. Именно в этот момент Толстому пришла в голову идея создания романа о духовном росте и личностном развитии человека.

Уже летом 1852 года Лев Николаевич отправляет первую повесть «Детство» своему редактору. В 1854 году была напечатана часть «Отрочество», а через три года – «Юность».

Так и была оформлен автобиографическая трилогия, которая сегодня входит в обязательную школьную программу.

Анализ трилогии произведений

Главный герой

В основе сюжета жизнь Николая Иртеньева – дворянина из знатного рода, который пытается обрести смысл существования  построить правильные отношения с окружающей средой. Характеристики главного героя довольно автобиографичны, поэтому процесс обретения духовной гармонии особенно важен для читателя, находящего параллели с судьбой Льва Толстого. Интересно, что автор стремится представить портрет Николая Петровича через точки зрения других людей, которых сводит с главным героем судьба.

Сюжет

Детство

В повести «Детство» Коленька Иртеньев предстает скромным ребенком, который переживает не только радостные, но и скорбные события. В этой части писатель максимально раскрывает идею диалектики души. При этом «Детство» не лишено силы веры и надежды на будущее, поскольку автор описывает жизнь ребенка с нескрываемым умилением. Интересно, что в сюжете нет упоминания о жизни Николеньки в родительском доме. Дело в том, что на формирование мальчика оказывали влияние люди, которые не относились к его ближайшему кругу семьи. В первую очередь, это гувернер Иртеньева Карл Иванович и его экономка Наталья Савишна. Интересными эпизодами «Детства» является процесс создания синего рисунка, а также игра в гребцов.

Отрочество

Повесть «Отрочество» начинается с мыслей главного героя, посетивших его после смерти мамы. В этой части персонаж затрагивает философские вопросы богатства и бедности, близости и утраты, ревности и ненависти. В этой повести Толстой стремится передать идею, что аналитический склад ума неизбежно уменьшает свежесть чувств, но при этом не мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. В «Отрочестве» семья Иртеньева переезжает в Москву, а Николенька продолжает общаться с гувернером Карлом Ивановичем, получать наказания за плохие оценки и опасные игры. Отдельной сюжетной линией является развитие взаимоотношений главного героя с Катей, Любой, а также другом Дмитрием.

Юность

Финал трилогии – «Юность» — посвящен попыткам главного героя выбраться из лабиринта внутренних противоречий. Планы Иртеньева относительно нравственного развития рушатся на фоне праздного и мелочного образа жизни. Персонаж сталкивается здесь с первыми любовными тревогами, нереализованными мечтами, последствиями тщеславия. В «Юности» сюжет начинается с 16-го года жизни Иртеньева, который готовится к поступлению в университет. Герой впервые познает радость исповеди, а также сталкивается со сложностями в общении с друзьями. Толстой стремится показать, что жизнь сделала главного героя менее искренним и добрым по отношению к людям. Пренебрежение, горделивость Николая Петровича приводит его к отчислению из университета. Череда взлетов и падений не заканчивается, но Иртеньев принимает решение создавать новые правила благой жизни.

Идейное содержание

Трилогия Толстого была реализована с интересной композиционной задумкой. Автор следует не хронологии событий, а этапам становления личности и переломным моментам в судьбе. Лев Николаевич передает через основного персонажа базовые ценности ребенка, подроста, юноши. В этой книге есть и назидательный аспект, поскольку Толстой обращается ко всем семьям с призывом не упускать важнейшие моменты воспитания нового поколения.

По мнению многих литературоведов, это книга о важнейшей роли доброты, которая помогает человеку находиться вдали от жестокости и равнодушия, даже не смотря на серьезные жизненные испытания. При кажущейся легкости повествования и увлекательности сюжета в романе Толстого скрывается глубочайший философский подтекст – не скрывая моментов из собственной жизни, автор стремится ответить на вопрос, на какие вызовы судьбы приходится отвечать человеку в процессе взросления. Более того, писатель помогает читателю определиться, какой именно ответ нужно дать.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Толстой «Детство» краткое содержание

Толстой написал прекрасную трилогию Детство. Отрочество. Юность. Ее изучают в школе, начиная с первой книги под названием Детство. Как раз ее краткое содержание для читательского дневника мы предлагаем нашим читателям. Это позволит познакомиться с произведением Льва Толстого Детство за короткое время.

Краткое содержание повести Детство

Детство в сокращении знакомит нас с десятилетним мальчиком, который только два дня назад отпраздновал свой день рождения. На дворе стоит утро 18.. года, которое для ребенка начинается как обычно. Его по привычке будит немец Карл Иваныч, чтобы повести к матери поздороваться.

Герои идут вниз, где Николенька, от чьего имени ведется рассказ, встречает маму. Она добрая и заботливая, а ее улыбка восхитительная. Ежедневно мама интересуется здоровьем сына и после пары добрых слов, мальчик идет в кабинет к отцу, чтобы и ему пожелать доброго утра.

Однако в этот день все шло по-другому. Зайдя в кабинет отца, Николенька узнает, что их отец хочет взять с собой в столицу, где мальчики продолжат учебу. Герою становится понятно, что вскоре у Карла Иваныча не будет места работы, так как его уволят. Он сильно переживает, ведь придется покинуть родительский дом и расстаться с мамой.

Дальше день шел своим чередом, поэтому дети отправляются в класс, где немец преподавал историю, языки. Однако сегодня все были без настроения. Во взгляде учителя читалась обида, так как его собрались увольнять за двенадцать лет преданной службы. Горько было и Николеньке, которому было жаль старика.

В дом приходит Гришка. Это был юродивый, которому мать помогала вопреки недовольству мужа. Он часто говорил непонятные слова, которые многие принимали за предсказания. В этот раз мужчина учуял беду, что вскоре придет в дом Иртеньевых. Юродивого угостили обедом, после которого Иртеньев старший собрался на охоту. Дети также просятся поехать вместе с ним.

После приготовлений, Иртеньевы и их слуги отправляются на охоту. Они охотятся на зайца, для этого каждый участник занимает свои позиции. И вот заяц бежит прямо к Николеньке. Мальчик так разволновался, что раньше времени спустил на него собаку. В итоге животное убежало, за что герой был зол на себя.

После охоты организовали некое подобие пикника с перекусами. Дети игрались в свои игры, правда Володя был в этот раз скучен, поэтому игры не вязались.
С детьми Иртеньевых была и Катя — дочь гувернантки. Николеньке давно она нравится. Как раз во время игр, мальчику удается поцеловать Катю в щеку, за что получил упрек от брата.

Далее герой рассказывает о своем отце и его характере. Отсюда мы узнаем, что это предприимчивый и самоуверенный человек. Он умел всем нравится и часто поддавался страстям. Страстью же у него были женщины и игры в карты.

Уже вечером были все дома. Дети занялись рисованием, мама Николеньки играла на рояле, а немец направился в кабинет к хозяину. Там он предлагает свои услуги учителя за бесплатно, говоря о том, что сильно привык к мальчикам. Отец Николеньки принимает решение не увольнять мужчину, а взять с собой.
Когда дети играли, они заметили юродивого Гришку, что остался ночевать в доме Иртеньевых. Они стали наблюдать за мужчиной и увидели, как тот стал молится. Его молитва была настолько искренней, что поразила мальчика.

Вспомнил в своих воспоминаниях герой о бывшей няне матери Николеньки, которая уже постарела и стала выполнять роль экономки. Мальчик любил Савишну, эту милую, заботливую женщину.

И вот день отъезда настал. Все собираются в путь. Перед отъездом Николенька прощается с мамой и сестрой, со всеми знакомыми и близкими ему людьми. Ему грустно, так как не хочется с ними расставаться. Но коляска тронулась. Здесь герой начинает вспоминать свое детство, веселую и беззаботную пору.

Далее из произведения Л.Толстого Детство в кратком содержании мы узнаем о том, что уже прошел месяц, как мальчики живут в Москве. Остановились они у своей бабушки. У нее праздник — день рождение. Так как было нечего дарить, Николенька сочиняет стих, но сильно переживает, ведь ему он не понравился. Однако бабушка оценила подарок и зачитала стих во всеуслышание.

В бабушкин дом стали приезжать гости. Среди них были родственники княгиня Корнакова, князь Иван Иванович, которому бабушка жаловалась на своего сына, что приехал не по делам в столицу, а для развлечений. У бабушки закрались подозрения об изменах сына. Этот разговор услышал Николенька.
Вместе со взрослыми приезжают в дом бабушки и дети. Так приехало семейство Ивиных, где было три сына. Как раз один из них, Сережа, понравился Николеньке. Во время развлечений дети решили подшутить над одним из них. Это был Иленька. Шутки приводят к обиде и плачу ребенка. Это событие убавило восхищение Николеньки Сергеем.

Гости продолжают прибывать и ближе к вечеру приехала с родителями и Соня. Двенадцатилетняя девочка очень понравилась герою и он старался привлечь ее внимание. Начались танцы и Николенька пригласил Соню на кадриль. После танца он хотел завязать разговор, но послышались звуки мазурки. Николенька вновь захотел пригласить Соню, но пришлось танцевать с некрасивой дочкой Корнаковых. Мальчик расстроен из-за чего попутал фигуры и стал посмешищем бала.

Когда все разошлись, Николенька с братом пошли в комнату спать, но сон не шел. Парни одновременно думали о Соне, которая понравилась обоим.

Спустя шесть месяцев они получают письмо. Оно было от матери Николеньки. Она сообщала о своей болезни, где выражала скорую надежду на выздоровление. Однако для отца приписала, что ее смерть неминуема, поэтому просит его приехать и привезти детей.

Муж с детьми возвращается в деревню, где жена пребывает в беспамятстве. Она не узнает детей, а на второй день после их приезда, умирает в страданиях.
Смерть матери стала большим горем для мальчика. Дальше в кратком пересказе книги Детство Толстого столкновение со смертью разрушает безмятежную жизнь. Теперь для Николеньки наступает новый этап в его жизни.

Детство закончилось. Иртеньевы переезжают в столицу, в доме в деревне остается лишь Савишна, которая вскоре по тихому также умирает. Иртеньев же, повзрослев, ежегодно наведывается в поместье, каждый раз бывая на могиле матери и ее няни.

Послушать краткое содержание книги

Толстой «Детство» краткое содержание

А какую оценку поставите вы?
На этой странице искали :
  • чит дневник толстой детство краткое содержание характеристика героев

sochinyshka.ru

Краткое содержание Толстой Детство кратко и по главам для читательского дневника

«Детство» — первая повесть трилогии Льва Николаевича. Она написана в 1852 году. Жанр произведения можно трактовать как автобиографическую повесть. Повествует сам автор , а именно Николенька Иртеньев. На момент рассказа Николенька – это взрослый человек. Он вспоминает детские переживания и различные моменты, относящиеся к этой невозвратимой поре.

Повесть рассказывает о том, что каждому человеку свойственно самосовершенствование. Идея текста в том, что характер и привычки – вот то, что формируется в детстве. А также затрагивается роль влияния семьи на ребенка, его привычки и пристрастия.

Читать краткое содержание повести Толстого Детство по главам

Глава 1

Читатель знакомится с главным персонажем – Николнькой Иртеньевым. Ему в этот момент всего десять лет и по происхождению он дворянин. Живут Иртеньевы далеко от столицы. Их семья типична для того времени: двое родителей и три ребенка: два мужского пола и одна девочка. Тлстой рассказывает об одном из дней семьи. Раннее время. Гувернер Карл Иваныч, немец по происхождению будит Николеньку и его братика — Володю. В его обязанности входит не только образовательный процесс, но и услуги гувернера. Учителю все это не в тягость, потому что он одинок. Автор подчеркивает, что при любви к детям, Карл Иваныч требует и строжится.

Глава 2

Завтрак в семье. Николенька выходит к столу. В столовой ожидает матерь. Матушка – это ласковая, заботливая женщина. Она каждое утро целует Николеньку и интересуется о том, как он себя чувствует. После беседы с маменькой дети обязательно заходят в кабинет к отцу, чтобы поприветствовать его.

Глава 3

Сыновья Николенька и Володя заходят к отцу, а он им сообщает, что они в срочном порядке должны ехать в Москву. В столице им надлежит продолжить образование. Николенька не по годам проницателен и понимает, что их любимый педагог Карл Иваныч будет за ненадобностью уволен. У мальчика доброе сердце и ему искренне жаль старого учителя.

Глава 4

Описано предобеденное время. Это время, когда Карл Иваныч с детьми занимается разными науками. Наставник обижен и расстроен предстоящей разлукой и несправедливостью решения главы семьи. Он ведь честно и преданно служил семье на протяжении двенадцати лет. Николеньке тоже совсем не весело. За это время он привязался к старому учитель, как к родному человеку.

Глава 5

Время обеда. Автор раскрывает такую черту маменьки, как жалость. Она всегда привечает юродивых и богомольцев. На сегодняшний день она принимает юродивого пожилого Гришу. Страннику подана еда за отдельным столом. Отцу Иртеньевых затея маменьки совсем не нравится, но он не высказывает своего недовольства.

Глава 6

Трапеза завершена, и семья ведет приготовления к предстоящей забаве – охоте. Задача прислуги приготовить коней и собак. И вот, наконец, все готово и мужская часть семьи отправляется на свое любимое занятие — охоту.

Глава 7

Все прибыли к месту событий. Папенька молвит Николеньке, чтобы он шел на полянку и подстерегал там зайца. Николенька выполняет волю отца, но в решающий момент, когда собаки выгоняют дичь к нему, он ее упускает. Очень подробно автор описывает его переживания по этому поводу.

Глава 8

Охотники закончили забаву. Ребят на поляне угощают фруктами и мороженым. Потом ребята воображают себя охотниками, резвятся. Володе по какой-то причине невесело и поэтому в гонке нет азарта.

Глава 9

Ребята играют, и в этот момент Николенька лобызает в плечико Катеньку. Катенька – это миленькая девочка гувернантки Мими. Они живут у Иртеньевых. Николенька осознает, что он неравнодушен к этой девочке уже давно. Володя немного насмехается над братом.

Глава 10

Автор дает описание главного мужчины семейства Иртеньевых – Петра Александровича. Он раскрывает черты его характера. Говорит о том, что у отца много прочных и нужных связей. Подчеркивает его особенность – умение всем нравиться. Обличает его человеческие пороки: карточные игры и увлечение слабым полом. В глазах Николеньки отец – это человек с неуловимым характером рыцарства.

Глава 11

Незаметно подкрался вечер. В гостиной находилась почти вся семья. Маменька музицирует на рояле, дети рисуют. В это время в кабинет к главе семейства приходит для разговора старый учитель и говорит том, что сильно привязался к детям и что может бесплатно продолжить их обучение и воспитание. Отец Иртеньевых понимающий человек, и он принимает решение не лишать Карла Иваныча любимого занятия, а взять его в Москву.

Глава 12

В одной из многочисленных комнат дома Иртеньевых проводит время юродивый странник Гриша. Ребятишкам он кажется интересным, и они незаметно наблюдают за ним. Они видят, что Гриша предается молитве. В это время мальчишки нечаянно роняют стул и убегают, а Гриша напуган резким звуком.

Глава 13

В центре этой главы экономка Наталья Савишна. Автор рассказывает, что эта крепостная девушка была когда-то няней маменьки. Сейчас она уже в почтенном возрасте и поэтому назначена экономкой. Она заботлива и добра. Николенька ее очень любит и нежен по отношению к ней.

Глава 14

Наступает утро. Петр Александрович с сыновьями и Карлом Иванычем собираются ехать в столицу-Москву. Николеньке очень грустно от этого. Он очень нежно и искренне расстается с маменькой, сестрицей Любонькой и дворней. В этот момент главный герой не может сдерживать своих чувств и плачет. Наконец все попрощались и мужчины тронулись в долгий путь.

Глава 15

Николеньке грустно и он предается воспоминаниям из детства. Он делает вывод, что «невинная веселость и беспредельная потребность любви — единственные побуждения в жизни».

Глава 16

С момента приезда Николеньки Иртеньева в Москву прошел месяц. Он живет у бабушки. В центре этой главы ключевой эпизод – именины его бабушки. В качестве подарка Николенька слагает вирши. Ему самому не нравится собственное творение, и он сомневается: «Дарить ли?» Бабуля же в восторге от подарка.

Глава 17

Поздравить бабулю Николеньки приезжают гости и среди них княгиня Корнакова. Николенька, как благовоспитанный ребенок лобызает руку Корнаковой. Она не сдерживает себя и говорит том, что Николенька некрасив. Мальчик очень впечатлителен и глубоко переживает слова княгини.

Глава 18

Кроме Корнаковой в доме бабушки присутствует еще один приглашенный. Это Иван Иваныч. Бабушка жалуется ему на отца Николеньки. Она в разговоре обмолвилась, что Петр Александрович обманывает свою жену, развлекается с женщинами и играет в карты. Николенька нечаянно слышит этот разговор и в его душе снова борются противоречивые чувства.

Глава 19 «Ивины»

В качестве гостей к бабушке приезжают Ивины. У них три сына. Николенька сходится с Сережей Ивиным. Сережа же, в свою очередь, решает подшутить над Иленькой Грапом. Его шалость удалась, а Николеньке от этого совсем не весело. Он винит себя, что обидел тихого и неконфликтного Иленьку.

Глава 20

Вечер. Предстоит ужин и танцы. Среди гостей Николенька видит Соню. Она очень нравится мальчику. Он, в сою очередь, старается ей понравиться.

Глава 21

Верером Ивины снова в гостях. Объявлены танцы. Николенька приглашает соню на кадриль. А после Николенька исполняет контданс с другой девчонкой.

Глава 22

Следующий танец по законам бала – мазурка. Его Николенька исполняет с маленькой княжной. Ему почему-то неловко. Все смотрят и замечают его неуклюжесть. Отец начинает раздражаться и от этого Николенька испытывает дискомфорт. Ему хочется прижаться к маменьке, на маменька далеко.

Глава 23

Автор описывает праздничный ужин, а после продолжение танцев. Николенька в паре с Соней. От этого он безмерно счастлив. В конце вечера Соня уезжает к себе.

Глава 24

Николенька взволнован событиями прошедшего дня и не может заснуть. Он рассказывает Володе о чувстве к Соне. Володя не разделяет тонкость и сентиментальность переживаний брата.

Глава 25

Минуло полгода. На календаре 16 апреля. Отец говорит, что надо немедля собираться и ехать в деревню. Он не называет истинной причины отъезда. На самом деле маменька больна и, возможно, доживает свои последние дни.

Глава 26

18 апреля. Иртеньевы приехали к маменьке. Они успели попрощаться с ней, потому что вечером этого дня она скончалась.

Глава 27

Похороны Николенька прощается с маменькой. Он смотрит на ее лицо и пугается от того, что черты его изменились. Он с криком выбегает из комнаты.

Глава 28

Прошло три дня. Осиротевшие Иртеньевы переезжают в Москву. Бабушка очень страдает. Наталья Савишна не оставляет дом в деревне, живет в нем, но недолго. От тоски она умирает и ее хоронят недалеко от маменьки Николеньки.

Оцените: Голосов: 179

Читать краткое содержание Детство. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лев Толстой. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Детство

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мельников На горах

    В поволжском месте, называемом «Горами», жил богатый торговец Марко Данилыч Смолокуров, живущий вдвоем с дочерью Дуней. Планировал жениться Марко в один день со своим братом, но тот, отправившись на промысел, пропал.

  • Краткое содержание Пушкин Цыганы

    В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

  • Лев Толстой
  • Краткое содержание Ремарк Искра жизни

    В своём романе «Искра жизни», Ремарк описывает ужасающие условия содержания заключенных в концлагерях. Огромное количество людей разных национальностей и разных судеб, по-разному ведут себя, попав в нечеловеческие условия жизни

  • Краткое содержание Скребицкий Кот Иваныч

    Рассказ о коте, который своими повадками, верностью напоминал собаку. Существуют стереотипы, что коты привязываются к дому, а собаки – к людям. Этот кот доказал обратное, ведь он абсолютно спокойно перенёс переезд, не сбежал на старую квартиру

chitatelskij-dnevnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *